Развитие ребенка в девятый месяц жизни. Кризисный период: что должен уметь ваш ребенок в восемь месяцев Причины детского непослушания

Ребенок растет и требует все больше внимания. Он активно двигается и пытается удовлетворить свое любопытство. В этом возрасте ребенок уже активно ползает, а значит, следует убрать опасные для него предметы, ведь он стремится исследовать все, что видит.
Он активен все время, когда не спит. Во время прогулки, гимнастики, а также купания и даже кормления.
Во время кормлений малыш также активен и часто кормление превращается в веселое для ребенка, но не очень приятное для мамы событие - ведь потом приходится отмывать от еды кухню.

Сон ребенка в 8-9 месяцев

Дневной теперь стал двухразовым, малышу днем уже требуется меньше времени для того, чтобы набрать сил. Ребенок спит по полтора-два часа и этого времени ему достаточно для полноценного отдыха. Если ребенок слишком активный и энергичный, возможно, его не удастся уложить на второй дневной сон. Если это будет продолжаться достаточно долго, можно оставить ему один дневной сон, значит, он достаточно отдыхает и во время одного сна. Который, кстати, может иногда длиться и три-четыре часа. Следите за самочувствием и активностью ребенка. Если он не капризничает, бодр и активен, значит он достаточно отдыхает. Ночной сон сокращать не стоит, ребенок по-прежнему должен спать около 11-12 часов.

Режим ребенка 8-9 месяцев — Купание

По-прежнему являются для малыша интереснейшим занятием. Если их правильно организовывать, ребенок получает от них заряд положительных эмоций. Приобретите для игр в ванной разнообразные игрушки для купания. Они не тонут, яркие и интересные. Можно приобрести различные фонтанчики, мельнички, прикрепляемые к стене ванной комнаты прямо над ванной. В них наливается вода, которая затем спускается вниз, приводя в движение лопасти. Малыш с удовольствием будет наливать водичку в такие игрушки.
Конечно, только играми купание не ограничивается. Обычно детки не очень любят мыть голову. Постарайтесь облечь эту процедуру в игровую форму, тогда и это действо станет приносить ребенку только радостные впечатления.
Длиться купание может, в зависимости от желаний ребенка, до 20-25 минут. Малыши, которые не любят воду и купаются только по необходимости, могут проводить в ванной 5-10 минут.

Питание ребенка в 8-9 месяцев

В 8-9 месяцев расширяется и приближается по основным его составляющим ко взрослому рациону. Теперь малыш может есть не только за своим детским стульчиком, можно и придвигать его ко взрослому столу. Попробуйте приучать малыша и . Запаситесь терпением - малыш не сразу будет попадать ложкой в ротик, поэтому будет весь измазан, а скорее всего - не только он, но и все вокруг. Ребенок в этом возрасте получает завтрак, обед, ужин и полдник, как и взрослые члены его семьи. Если молоко у мамы еще есть, кормление грудью сохраняется, ведь малыш по-прежнему нуждается в нем. И не только в самом молоке, но и в самом главном - общении с мамочкой.

На девятом месяце жизни ребенка набирает обороты интенсивное психическое развитие малыша. Он уже умеет концентрировать внимание на предметах: если что-то попадает в ручки ребенка, он внимательно это изучает, трясет, машет, стучит, ощупывает и осматривает, перекладывает из одной ручки в другую, пробует на вкус.

Затем то же самое проделывает и с другими игрушками. Если подойти в этот момент к малышу, он отвлечется, но затем продолжит свое занятие. Совершенствуются возможности рук ребенка, он уже может выполнять все более и более кропотливые действия.

Темпы роста малыша обычно замедляются в этот период, уступая место развитию цепочки «психика-моторика».

Вес ребенка в восемь месяцев - 8,5-10 кг, а рост - 71-76 см.

Питание ребенка на девятом месяце жизни

К восьми месяцам малыш уже переходит на пятиразовое питание, нередко отказывается от ночного кормления и спокойно спит всю ночь, если, конечно, не режутся зубки. Грудное кормление рекомендуется оставлять только на утро и вечер перед сном.

В остальное время малыш может кушать творожок, овощное, фруктовое bkbмясное пюре, соки. Некоторые родители уже ввели в рацион ребенка каши, можно также добавить яйцо. Только помните, новый продукт вводится по чуть-чуть.

В восемь месяцев ребенку достаточно съедать половину яйца за раз и желательно в один день не давать одновременно и яйцо, и мясо. Учите малыша кушать при помощи ложки, питание можно делать немного гуще. Чем раньше ребенок начнет учиться жевать, тем лучше: это укрепляет десны и зубы малыша.


Что умеет ребенок на девятом месяце жизни?

  • Малыш уже умеет сидеть без поддержки.
  • Может самостоятельно подняться у опоры.
  • На девятом месяце жизни ребенок может недолго ходить либо вдоль стенки, либо у кроватки.
  • Малыш умеет пританцовывать у опоры или если взрослые держат его за руки.
  • Ребенок умеет держать в ручках мелкие предметы, вроде пуговицы.
  • Если накрыть малыша пеленкой, когда он сидит, ребенок сможет сбросить с себя «мешающий» ему предмет, при этом останется сидеть.
  • На девятом месяце жизни ребенок понимает простые фразы и выполняет простые просьбы , такие как «дай мне», «нельзя», «дай ручку», «помаши рукой»…
  • Умеет играть в «ладушки» и другие потешки.
  • Ребенок боится расставаться с мамой. Может бояться оставаться один в комнате. Это нормальный процесс развития психики на девятом месяце жизни ребенка.
  • На появление незнакомого человека малыш реагирует настороженно , как минимум, возможно даже с испугом и плачем.
  • На девятом месяце жизни ребенок пугается резких звуков и осознанно ищет защиты у взрослого.
  • Ребенок уже умеет показывать предметы, которые называет взрослый. При этом вертит головой, ищет предмет.
  • Лапочет и с интересом слушает разговор взрослых, реагирует на музыку.
  • Повторяет простые слоги за взрослыми «ма-ма», «па-па», «ба-ба».
  • На девятом месяце жизни малыш уже умеет пить из чашки, если его, конечно, этому учили.
  • Может кушать не только измельченные продукты, но уже с удовольствием пробует пищу в кусочках, кладет в рот и учится жевать.
  • Если малыш не хочет кушать, он может оттолкнуть своей ручкой вашу руку с ложкой.


Игры и занятия с ребенком на девятом месяце жизни

  • Для малышей в этот период большое удовольствие доставляет выбрасывать предметы из коляски или кроватки. При этом если вы не подадите ему этот предмет, малыш начнет капризничать. Он уже отлично знает, как заставить взрослого сделать то, что ему нужно. Но такая забава вовсе не каприз, ребенок так играет и хочет привлечь вас к своей игре.
  • Говорите с малышом, повторяйте слоги . Учите звуки, которые издают животные, по красочным картинкам в книжках.
  • Если внимание ребенка привлек какой-то звук, рассказывайте ему о том, что это .
  • Игры с зеркалом очень нравятся деткам на девятом месяце жизни. Ребенок с удовольствием улыбается своему отражению в зеркале, машет ручкой, разговаривает.
  • Научите малыша бросать мячики или небольшие игрушки в детское ведерко или кастрюльку.
  • Заверните в салфетку или платок игрушку так, чтобы малыш не видел, что там. Пусть он самостоятельно развернет сверток и найдет игрушку.
  • Можно сделать из полотенца подобие канатика и играть в перетягивание каната.
  • Купите малышу пальчиковые краски и покажите, как надо рисовать на бумаге.
  • Малыш с удовольствием будет играть с теми вещами, которыми пользуетесь вы. Подражая взрослому он будет тыкать в телефон и прикладывать его к уху. Кастрюльки с крышками могут оказаться более желанной вещью, чем любые игрушки. Ребенок с усердием будет подбирать крышки по размеру, хотя необязательно, что в этом возрасте он справится с задачей без вашей помощи. А если научить малыша стучать крышкой о крышку, не будет предела радости ребенка.
  • Игрушки, которые реагируют на действия малыша (пищат, вытягиваются, выскакивают и т.д.), пойдут на ура на девятом месяце жизни ребенка.
  • Настало время знакомиться с горшком. Только не слишком настаивайте, не кричите на ребенка, если он не желает садиться. Пусть горшок постоит какое-то время в комнате, чтобы малыш привык к нему.

Прививки ребенку в восемь месяцев не назначаются.

Подрастающий ребенок требует к себе много внимания. Большую часть времени он находится в движении, пытаясь познать мир и удовлетворить свое любопытство. Даже обычный распорядок дня малыша может принести сюрпризы, если вы имеете дело с восьмимесячным ползунком.
В возрасте 8-9 месяцев ребенок успокаивается только во время дневного и ночного сна, остальную часть дня: во время прогулки, игр, гимнастики и даже купания он ведет активный образ жизни, наблюдая, исследуя, пробуя на вкус.

Режим ребенка 8-9 месяцев — Сон

Дневной сон в этот период обычно становится двухразовым. Малыша укладывают спать на пару часов, за это время он способен хорошо отдохнуть и набраться сил для своих шалостей. Если ребенок очень подвижный, и сохранять такой распорядок становится все сложнее, можно перейти на режим дня с одним дневным сном. В этом случае рекомендуется более продолжительный отдых, однако малыш вряд ли станет спать по часам. Нужно рассчитывать на то, что длительность дневного сна будет варьироваться в зависимости от настроения и самочувствия ребенка. Ночной сон при этом не сокращается, ребенок спит в течение 11-12 часов.

Режим ребенка 8-9 месяцев — Купание

Водные процедуры понравятся малышу гораздо больше, если проводить их в форме игры с использованием различных игрушек для ванны. Специальные игрушки хороши тем, что не тонут, не намокают и не теряют «товарный» вид: их можно бросать на пол, топить, сжимать в кулачке.
Когда игровая часть окончена, можно заняться и делом. Процесс мытья головы вызывает у многих малышей беспокойство, поэтому его тоже нужно облечь в форму своеобразной игры с закрыванием глазок и дождиком, который поливает детку.
Продолжительность купания зависит от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в воде. Любящие воду карапузы могут принимать ванну 15-20 минут. Малышам, которые боятся или болеют, например, еще не прошла , купание можно сократить до 5-10 минут, и проводить эту процедуру через день.

Режим ребенка 8-9 месяцев — Питание

Питание ребенка приближается к рациону его родителей, поэтому и место принятия пищи тоже должно «взрослеть». Детский стульчик для кормления можно ставить к столу, и приучать малыша кушать самостоятельно. Он уже умеет держать ложку, осталось лишь научиться попадать в ротик. Даже если это выйдет не сразу, не стоит огорчаться: разбросанная вокруг кашка окупится, когда вы увидите, как ваше чадо сосредоточенно несет ложку ко рту.
Ритуал питания занимает некоторое время в режиме дня. Завтрак, обед, полдник и ужин ребенок может проводить за общим столом, чтобы видеть, как ведут себя взрослые, и учиться у них.
Кормление грудью сохраняется, если у матери еще есть , а малыш нуждается в нем. Ночное кормление уже не столько обеспечивает его питательными веществами, сколько является связующим звеном с мамой. И эта связь очень важна, поэтому необходимо, чтобы оставалось полезным и правильно сбалансированным.

Утро малыша должно начинаться с общения с самым дорогим человеком. Ласковые слова и прикосновения настроят ребенка на приятный день и спокойную ночь, они расскажут ему о материнской любви и нежности.

Анастасия Ильченко

Здравствуйте, дорогие родители. Ваш ребёнок уже достаточно взрослый. Он уже самостоятельно сидит, а большинство детей спокойно передвигаются по квартире, ползая. Малыш любопытен, он стремится познать мир. А первое впечатление об окружающей обстановке, он получает посредством игрушек. Кроме того, они ещё способствуют общему развитию малыша и помогают ему осознать принадлежность к обществу. В этот период, ребёнок уже может играть в песочнице со сверстниками, что также будет благоприятно влиять на становление малыша, как члена общества. В этой статье мы поговорим о том, какие игрушки уже доступны для игр детей и о том, как с ними нужно взаимодействовать.

Разнообразие игрушек в 8-9 месяцев

Малыш подрос и теперь ему доступно значительно большее разнообразие игрушек. Главное помнить, какие правила необходимо соблюдать по их использованию, чтоб максимально обезопасить кроху и, чтоб игра с ними приносила только удовольствие.

Ребёнку в 8-9 месяцев необходимы такие игрушки:

У моего сына был мягкий попугайчик, сантиметров 30 высотой. Если ему надавить на животик, он начинал хохотать и говорить, как его зовут, при этом предлагал дружить. Моего сына это очень забавляло.

  1. Куклы и машинки. Вы не думайте, что первые предназначены исключительно для девочек, а вторые – для мальчиков. Абсолютно нет. В этом возрасте оба пола имеют интерес ко всем игрушкам.

Мой сын, например, с радостью общался с куклами, о чём-то им рассказывал. Это помогает социальному развитию крохи. Но и машинками он игрался с не меньшим удовольствием. Кстати, маленькие машинки также способствуют развитию мелкой моторики.

Правильное взаимодействие с игрушками

В возрасте 8-9 месяцев малыш уже может не только рассматривать или наблюдать за мамиными действиями в процессе игры. Он уже и сам способен принимать активное участие в играх.

Так какие же варианты близкого взаимодействия крохи с различными предметами?

  1. Развиваем моторику.
  2. Строим башни.
  3. Шнурочные игрушки.
  4. Складываем игрушки на место.

Очень важно давать ребёнку свободу в его действиях, не навязывайте своё понимание. Не вздумайте, например, лезть со своими нравоучениями к крохе, который не в той очерёдности поставил колечки в пирамидке или неправильно ставит кубики друг на друга. Мама должна спокойно объяснить, помочь, желательно при этом использовать другую пирамидку и строить свою башенку, а не вмешиваться в процесс малыша.

Развиваем моторику

Давайте ребёнку предметы разного размеры, но удобные для удерживания в руке. Если мама находится рядом и внимательно наблюдает за малышом, дайте ему объекты размером в 3 см. Подойдут сферические и кубические предметы.

Важно давать в руки малыша игрушки, состоящие из разных материалов, можно предлагать крохе потрогать разную фактуру тканей.

Строим башни

Очень важно играть с кубиками. Первый раз придётся маме показать, как нужно строить башню. Малыш будет сидеть и увлечённо наблюдать за её действиями. Также считается полезным показать крохе, что постройку можно разрушить. Лучше это делать с мягкими кубиками, пластмассовые приберегите на потом (малышу будет больно ударить по таким кубикам, чтоб разрушить башенку). Очень скоро ребёнок захочет сам строить и рушить.

У моей подруги дочка не любила строить, она ждала, пока мама возведёт башню, а потом за секунду всё разрушала и смеялась.

Шнурочные игрушки

В 8-9 месяцев у детей наступает период, когда хочется всё выбросить: из кроватки, коляски , коробки с игрушками. Этот процесс доставляет малышу немалое удовольствие. А вот маму это начинает раздражать, ведь ей приходится ходить и постоянно поднимать всё, что карапуз раскидал. Не успела она положить на место, что подняла, а тут уже новая игрушка летит на пол. Был найден выход, как и ребёнка не расстраивать и маме уберечь нервы. Вам необходимо игрушки, находящиеся, к примеру, в кроватке привязывать шнурком к перилам или прутьям. Таким образом, игрушки не смогут далеко улететь, да и малыш сможет самостоятельно их возвращать в кроватку, просто потянув за верёвочку.

Бутылочки

Грудничку в 8-9 месяцев будет очень интересно наблюдать за бутылочками и играться ими, если в прозрачную пластиковую тару вы поместите, например, пуговицы разных размеров и формы, бусинки, бобы, монетки. Они не только будут удивлять взор ребёнка своим разнообразием, но и будут радовать создаваемым звуком.

Складываем игрушки на место

В этот период важно приучать ребёнка класть игрушки по местам. Чтоб упростить малышу задачу, можно выделить для всех игрушек коробку или приобрести в магазине специальную коробку для игрушек. Карапузу будет проще класть игрушки в одно место, хоть процесс разбрасывания игрушек из коробки тоже заинтересует кроху.

Итак, ваш ребенок начал вставать на ножки. Обычно первые шаги малыш делает, держась за стул или бортик манежа. Но можно приобрести (или изготовить, если это под силу папе или дедушке малыша) специальные приспособления, рассчитанные на ребенка, начинающего ходить с опорой, - например деревянный мостик с перилами. Наверняка вашему ребенку доставит радость также большой плоский квадратный ящик со стенками высотой примерно 10-15 см, в который малыш сможет не только класть игрушки, но и влезать сам.

Для стимулирования двигательной активности малыша можно использовать (разумеется, только в присутствии и под контролем взрослого) заводные игрушки . Для этой цели по-прежнему подойдут и озвученные игрушки (например, неваляшки). Детям очень нравятся и самодельные погремушки , которые взрослый или кто-нибудь их старших детей мастерит в их присутствии из различных «подручных материалов».

Еще более интересными для малыша становятся несложные пирамидки и сборные башенки : теперь ваш ребенок сможет не только разбирать, но и собирать их. Не забудьте о том, что сборные (или, говоря «научным» языком, конструктивные ) игрушки, предназначенные для детей до 1 года, должны быть очень простыми в сборке: выбирая пирамидку, позаботьтесь о том, чтобы у нее были кольца с широкими отверстиями и обязательно - широкий стержень с закругленным концом (это обеспечит безопасность малыша). Отличное средство для развития мелкой моторики - коробка или верстачок с отверстиями различной формы, в которые вкладываются фигурки соответствующей формы (но обратите внимание, для детей какого возраста предназначена эта игрушка: она не должна быть слишком сложной). И, конечно же, роскошным подарком вашему малышу станет развивающий центр, совмещающий разнофункциональные игрушки 1 .

Как и 1-2 месяцами раньше, малыш с удовольствием будет возиться с различными коробочками, ведерками, мисочками и даже мамиными кастрюлями , в которые можно класть небольшие игрушки. Для этой цели можно также использовать небольшие полотняные мешочки . Можно предложить малышу одноместную матрешку , при этом убедившись, что она достаточно легко открывается. Все эти игрушки позволят ребенку продолжать изучение свойств пространства. Той же цели послужат пластмассовые или деревянные (только обязательно некрашеные и не оклеенные бумагой) кубики. Можно при случае приобрести или сделать самим так называемый шароброс - каркас с желобками, по которым скатываются шарики. Чтобы изготовить простейший вариант такой игрушки, сверните лист картона в виде трубочки (закрепив его края, например, скотчем) и предложите малышу бросить в трубочку шарик соответствующего размера (например, от пинг-понга).

Для развития речи, кроме сюжетных игрушек, о которых говорилось в предыдущей статье, можно приобрести яркие картонные книжки .

Наконец, примерно к 9 месяцам особое значение для ребенка приобретают игрушки, которые помогут ему расширить представление об окружающем мире. Кроме уже упоминавшихся озвученных и заводных, можно приобрести сюжетные игрушки, приводимые в движение простым механизмом, с которым сможет справиться сам ребенок. Это могут быть, например, деревянные богородские игрушки , изображающие медведей с ложками, клюющих курочек и проч. Кстати, достоинство таких игрушек еще и в том, что они изготавливаются из экологически чистого материала и, как правило, без применения красок. Конечно же, стоит, как и прежде, давать ребенку для игры предметы быта . Во время купания предложите ему наливать воду в какие-нибудь небольшие емкости (например, в баночки из-под йогурта). Малыш - как мальчик, так и девочка - с удовольствием будет играть в самые простые сюжетные игры с куклой , пользуясь игрушечными предметами быт а: пластмассовой посудой, игрушечными кроваткой, коляской и постельными принадлежностями. При этом чашки и мисочки должны быть достаточно большими, чтобы малыш во время игры мог не только «поить» из них куклу, но и «пить» сам. Выбирая куклы и другие сюжетные игрушки, предназначенные для самостоятельной игры ребенка, родителям следует иметь в виду, что их длина не должна превышать 20 см. Хорошо, если эти игрушки не будут слишком натуралистичными и будут воспроизводить не мелкие детали, а лишь существенные черты облика человека и животных. Если вам удастся подобрать озвученную сюжетную игрушку (например, неваляшку, говорящую куклу, рычащего медведя), то она подарит малышу не только зрительные, но и слуховые впечатления, что тоже будет способствовать его развитию.

Первые шаги

Ваш малыш начал вставать, и вот он уже пытается сделать первые шаги - правда, пока еще держась за опору - диван или выступ шкафа. Чтобы пробудить в нем желание двигаться дальше, поставьте на диван, подальше от того места, где стоит ребенок, большую яркую (можно заводную и/или озвученную) игрушку. Малыш начнет двигаться к игрушке, переступая и держась за опору. С каждым разом увеличивайте расстояние от игрушки до ребенка. Когда он дотянется до игрушки, подвиньте ее поближе и рассмотрите вместе.

Когда ребенок стоит, держась за опору, поиграйте с ним в «догоню-догоню», двигаясь к нему быстрыми мелкими шагами и делая вид, что пытаетесь его догнать. Если у вас появится такая возможность, поиграйте сразу с двумя детьми: догоняйте одного, держа на руках другого.

Пусть ваш малыш «потанцует» под музыку, делая пружинящие движения ногами: для этого вам достаточно начать танцевать самим - и ребенок попытается повторить ваш танец.

Развитие речи

Помогите малышу расширить свой пассивный словарный запас. Для этого существуют старые испытанные средства:

  • Используйте для описанной в предыдущем разделе игры, стимулирующей двигательную активность, разные игрушки - зайчика, собачку, петушка и др. Во время игры как можно чаще называйте игрушку «по имени» - при этом желательно использовать не имя собственное (например, Шарик), а родовое наименование (собачка).
  • Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком или салфеткой и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!». Игра станет еще более захватывающей, если в нее будут играть сразу несколько малышей и платком будут накрывать каждого из них по очереди. Прятаться можно не обязательно за платком: попробуйте использовать для этой цели папину спину, спинку кровати и просто собственные ладони (то же будет делать, повторяя ваши движения, ваш малыш). Однако, увлекшись игрой, не забывайте, что главное в ней - не сам процесс поисков, а запоминание имен участников.
  • Разучите с ребенком известную игру в «ладушки». Для этого сначала похлопайте в ладоши сами, а потом возьмите руки ребенка в свои и покажите ему, как играть. (Без вашей помощи малыш, скорее всего, пока не сможет повторить эти довольно сложные для него движения). Таким же способом попытайтесь освоить традиционные «До свиданья» и «Здравствуй. Дай ручку!».
  • Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Для этого сначала покажите действие сами, говоря ребенку, что вы делаете, и попросите его повторить ваши движения. В дальнейшем старайтесь заменять показ словесной просьбой. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете. Поиграйте с малышом в «теремок». Для этого поселите в игрушечный домик (можно построить его из любого конструктора) нескольких зверюшек и вместе с ребенком зовите их из домика). После игры можно почитать ребенку сказку «Теремок», прося его показать каждого из ее персонажей.

Для развития речи и установления эмоционального контакта взрослого с ребенком существуют испытанные «народные средства». Напомним, что, кроме уже упоминавшихся «ладушек», это такие игры-шутки, как «идет коза рогатая», «поехали-поехали» и др.

Продолжаем знакомство с окружающим миром: играем в куклы

Примерно с 9 месяцев наступает время, когда малыш начинает осваивать сюжетные игры - игры с игрушками, изображающими человека или животных. Значение их для развития ребенка очень велико. Во-первых, таким образом малыш узнает о назначении предметов быта и учится их использовать. Во-вторых, «общаясь» с игрушками, он приобретает такие важные человеческие качества, как заботливость, сострадание. Кроме того, сюжетные игры способствуют развитию речи малыша. Конечно же, научиться таким играм ребенок сможет только с помощью взрослого или старших детей.

  • Для начала покажите ребенку самые простые действия с сюжетной игрушкой. Пусть кукла пройдется по дивану, потанцует, «поговорит» с малышом, поест из игрушечной посуды, ляжет спать. При этом обязательно рассказывайте о том, что в данный момент делает кукла. Поощряйте все попытки ребенка поиграть с куклой в сюжетные игры самостоятельно.
  • Пусть те же действия, что и кукла, проделает какая-нибудь другая игрушка: мишка, зайчик и проч.

И последний совет: играя с куклой, мишкой или зайчиком, демонстрируйте эмоциональное отношение к игрушке: хвалите ее, жалейте и т.д. Так же поступайте с животными (если они есть в вашем доме) и, конечно, друг с другом. Ведь только таким образом вы сможете пробудить «чувства добрые» ко всем окружающим в своем малыше.


Top