Восточно лунно солнечно планетный 60 летний календарь. Восточный календарь

Восточный календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.

Она основана на астрономических циклах Солнца , Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили , что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.

Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.

За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы — дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий, красный, желтый, белый, черный).

Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).

Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).

В Китае календарь был священным документом , поддерживаемом правящим монархом. Более чем 2 тысячелетия департамент астрономии делал астрономические наблюдения, вел расчеты астрономических событий, готовил астрологические предсказания. Кроме того, удачный календарь способствовал не только практическим целям, но и подтверждал согласие между небом и империей.

Анализируя сохранившиеся астрономические записи на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания, обнаруживают в Китае лунно-солнечный календарь с интеркаляцией лунных месяцев, восходящий к династии Шанг XIV века до н.э. Были разработаны различные схемы интеркаляции в ранних версиях календаря, включая 19-летний и 76-летний цикл фаз луны известные на западе как метонический и каллиптический циклы.

С самых ранних записей начало года приходилось на новолуние около зимнего солнцестояния. Однако выбор месяца для начала гражданского года варьировался со временем и территориально. В конце второго столетия до н.э. календарная реформа установила практику продолжающуюся до сих пор, которая требует, чтобы зимнее солнцестояние всегда приходилось на 11-ый месяц года. Эта реформа также систему интеркаляции, в которой новолуния сравнивались в 24 солнечными периодами. Однако вычисления основывались на усредненном движении, выводимом из циклических соотношений. Неравенства для вычисления движения луны были применены не ранее 7 века нашей эры, но солнечная средняя долгота использовалась для вычисления солнечных периодов до 1644 г.

Хотя эры отсчитывались от начала правления нового императора , Император мог также объявить новую эру произвольно во время своего правления. Это делалось, чтобы восстановить нарушенную связь между небом и землей, персонифицированную императором. Новая эра могла свидетельствовать о смерти императора, стихийных бедствиях, или неудачи астрономов при предсказании астрономических событий. В последнем случае, эра могла отмечать введение новой астрономической или календарной модели.

Циклы кратные 60 использовались для подсчета лет, месяцев, дней и долей суток, используя набор небесных ветвей и земных побегов.

Использование 60-дневного цикла наблюдается в самых ранних астрономических записях. 60-летний цикл был введен только в первом веке н.э. или немного раньше. Хотя такой подсчет дней перестал употребляться в настоящее время, он все еще табулируется в календарях. Западные астрономические теории проникали в Китай с иезуитскими миссионерами в 17-ом веке.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лунный календари на Востоке Гидаятханова Алиса

Лунный календарь - разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, то есть синодический месяц. Смена фаз Луны является одним из самых легко наблюдаемых небесных явлений. Не удивительно, что множество народов на ранней стадии своего развития пользовались лунным календарём. Однако в период становления оседлого образа жизни лунный календарь переставал удовлетворять потребности населения, так как земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари, за редким исключением (например, исламский календарь), неизбежно заменялись лунно-солнечными или солнечными календарями.

Китайский лунный календарь Лунный календарь в Китае, уходит своими корнями в незапамятную древность. В Китае традиционный порядок исчисления времени ведется по лунному календарю. Основы лунного календаря были известны предкам китайцев уже в середине 2 тысячелетия до н. э. Окончательное оформление системы китайского лунного календаря относится к эпохе Хань (II век до н. э. – II век н. э.), которая, тогда утвердившись, использовалась вплоть до XX века.

Изменения вида луны обусловливаемые положением ее относительно солнца и земли, называются фазы луны. Возвращение луны к прежним фазам наблюдалось во времена глубокой древности и имело значение для установления счета времени. Луна обращается вокруг своей оси с запада на восток в 29,530 суток, вследствие чего луна всегда обращена к земле одной и той же стороной. Ещё в Древнем Китае фазы луны были избранны в качестве основной единицы измерения времени. В китайском лунном календаре начало месяца совпадает с новолунием, а середина – с полнолунием. Также различают четверти фаз луны как кардинальные точки лунного месяца, которые имеют свои особенности. Двенадцать лунных месяцев образуют год. Именно по лунным месяцам ориентированы почти все традиционные праздники Китая и сопредельных с ним стран

Китайский календарь сегодня представлен двумя типами календарей: лунный (сельскохозяйственный) и солнечно-лунный. Второй из них исторически известен в двух вариантах: календарь Ся (по названию первой полумифической династии), наиболее популярный в Восточной Азии, отсчитывающий год по весне; а также календарь Чжуаньсюй, по имени первопредка, отсчитывающий год по осени.

Китайский календарь сегодня представлен двумя типами календарей: лунный (сельскохозяйственный) и солнечно-лунный. Второй из них исторически известен в двух вариантах: календарь Ся (по названию первой полумифической династии), наиболее популярный в Восточной Азии, отсчитывающий год по весне; а также календарь Чжуаньсюй, по имени первопредка, отсчитывающий год по осени. С незапамятной древности в Китае существовал счет дней по шестидесятеричному циклу, что получило большую известность на Западе как восточный календарь. На рубеже нашей эры шестидесятеричный цикл был приспособлен для счета лет. Китайская традиция вела отсчет шестидесятилетних циклов от 2637 г. до н. э., когда, по преданию, он был учрежден Хуан- ди (Желтым императором), имевшим в Китае статус как бы родоначальника китайской цивилизации. В рамках шестидесятилетнего цикла двенадцатичленный ряд ассоциировался с уже известными зодиакальными животными, а десятичленный ряд – с пятью мировыми первоэлементами, рассматриваемыми в мужском и женском аспектах. В современном Китае в употребление вошёл также григорианский календарь, однако лунный календарь, как и прежде, повсеместно используется для определения дат традиционных праздников, таких, как «Праздник весны» (китайский Новый год), Праздник середины осени и для определения дат начала тех или иных видов сельскохозяйственных работ; кстати, «Праздник Весны» (Новый год) по лунному календарю – переменный, и приходится ежегодно на день «Первого Новолуния». Наступлением нового года признается второе, считая от зимнего солнцестояния (21–22 декабря), новолуние, которое происходит соответственно не раньше 21 января и не позже 20 февраля.

Календарь Ся применяют в мантических целях, например, при выборе наиболее благоприятных дней проведения свадеб, открытия учреждений – любых других мероприятий. Персональную «карту cудьбы », мин шу, также исчисляют, применяя мантический календарь Ся.

Другие восточные календари либо полностью идентичны китайскому (например, корейский), либо во многом сходны с китайским, но имеют некоторые отличия (вьетнамский – Кролик в зодиакальном цикле заменен Котом; тибетский – несколько изменены имена животных по Зодиаку; японский – изменён принцип расчета, в связи с чем возникают расхождения в годах по сравнению с другими календарями). Элементы китайского (китайско-уйгурского) календаря благодаря монгольским завоеваниям стали достоянием исламских народов. В частности, названия животных, переведенные с монгольского на турецкий, стали использоваться для ведения хронологических записей, чиновничьих и исторических документов на территориях распространения персидского и турецкого языков от Малой Азии и до Индии, начиная со средневековья и до новейшего времени. В Иране лунный календарь был в обиходе крестьян и сборщиков налогов вплоть до запрета на его использование в 1925 г.


Восточный календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.

Она основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили , что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.

Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.

За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы - дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий, красный, желтый, белый, черный).

Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла ("земные ветви"), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла "стихий" ("небесные ветви"): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).

Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).

В Китае календарь был священным документом , поддерживаемом правящим монархом. Более чем 2 тысячелетия департамент астрономии делал астрономические наблюдения, вел расчеты астрономических событий, готовил астрологические предсказания. Кроме того, удачный календарь способствовал не только практическим целям, но и подтверждал согласие между небом и империей.

Анализируя сохранившиеся астрономические записи на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания, обнаруживают в Китае лунно-солнечный календарь с интеркаляцией лунных месяцев, восходящий к династии Шанг XIV века до н.э. Были разработаны различные схемы интеркаляции в ранних версиях календаря, включая 19-летний и 76-летний цикл фаз луны известные на западе как метонический и каллиптический циклы.

С самых ранних записей начало года приходилось на новолуние около зимнего солнцестояния. Однако выбор месяца для начала гражданского года варьировался со временем и территориально. В конце второго столетия до н.э. календарная реформа установила практику продолжающуюся до сих пор, которая требует, чтобы зимнее солнцестояние всегда приходилось на 11-ый месяц года. Эта реформа также систему интеркаляции, в которой новолуния сравнивались в 24 солнечными периодами. Однако вычисления основывались на усредненном движении, выводимом из циклических соотношений. Неравенства для вычисления движения луны были применены не ранее 7 века нашей эры, но солнечная средняя долгота использовалась для вычисления солнечных периодов до 1644 г.

Хотя эры отсчитывались от начала правления нового императора , Император мог также объявить новую эру произвольно во время своего правления. Это делалось, чтобы восстановить нарушенную связь между небом и землей, персонифицированную императором. Новая эра могла свидетельствовать о смерти императора, стихийных бедствиях, или неудачи астрономов при предсказании астрономических событий. В последнем случае, эра могла отмечать введение новой астрономической или календарной модели.

Циклы кратные 60 использовались для подсчета лет, месяцев, дней и долей суток, используя набор небесных ветвей и земных побегов.

Использование 60-дневного цикла наблюдается в самых ранних астрономических записях. 60-летний цикл был введен только в первом веке н.э. или немного раньше. Хотя такой подсчет дней перестал употребляться в настоящее время, он все еще табулируется в календарях. Западные астрономические теории проникали в Китай с иезуитскими миссионерами в 17-ом веке.

В Фэн Шуй для достижения результата необходимо измерять время. Сегодня что-то кажется нам удачным, но пройдет с десяток лет, ситуация изменится, и способ достижения удачи может оказаться уже недейственным. Для того чтобы понять, как измеряется время в Фен Шуй, необходимо понять, как измеряется время в Китае.

Жители Китая имеют более длительную историю летоисчисления, чем все остальные народы мира. Китайские летописи насчитывают более 3600 лет, смена императорских династий отмечается с 2852 г. до н. э.

Летоисчисление в Древнем Китае производилось параллельно двумя способами. Во-первых, счет годам велся по эрам правления того или иного императора. Так как настоящее имя императора нельзя было ни писать, ни произносить, император при вступлении на престол принимал весьма пышный псевдоним. Этот псевдоним состоял из двух слов, и под таким именем-девизом император был известен своим подданным. Девизы могли изменяться в связи с какими-то значительными историческими событиями, и со сменой девиза счет годам начинался сначала. Поэтому в китайских летописях встречается очень большое количество коротких и коротеньких эр. Продолжительность эры зависела от срока действия императорского девиза, поэтому подобное летоисчисление было не очень надежным.

Параллельно велось летоисчисление по циклическим (круговым) таблицам, в которых годы объединялись в циклы по 60 лет. Китайские астрономы придавали большое значение символике чисел. Они установили, что период обращения Сатурна 30 лет. Если основа календаря два периода обращения Сатурна, т. е. 60 лет, то Юпитер за это время проделает 5 оборотов. Число же 5 в китайском представлении о Вселенной - это число особенное.

С древних времен китайцы считали, что все многообразие мира порождено пятью первоэлементами, или пятью стихиями: Водой, Огнем, Деревом, Металлом и Землей. Каждая из стихий считается двойственной: положительной (положительное начало было мужским - ян) или отрицательной (отрицательное начало было женским - инь). Поэтому пять стихий образовали десять циклических знаков, или десять «небесных стволов (или пней)». Каждый из десяти «небесных стволов» в сочетании с одним из двенадцати животных, знаков «земных ветвей», дали название каждому году в 60-летнем цикле. В каждом 60-летнем цикле один и тот же знак «земной ветви», т. е. название животного, встречается 5 раз с промежутками в 12 лет. Для уточнения года внутри цикла этому году присваивается первоэлемент для каждого животного. Китайский цикличный календарь был разработан на основе многовековых наблюдений.

Китайский календарь до конца XIX - начала XX вв. был единственным календарем у народов Восточной и Юго-восточной Азии, который вобрал в себя элементы более ранних календарей: лунного, солнечного и юпитерианского с двенадцатилетним животным циклом. Кроме цикличного календаря, в Китае применяются лунный календарь, основанный на лунных циклах, и солнечный календарь, тесно связанный с сезонами года и вращением Земли вокруг Солнца. Основа любого календаря - сутки, которые складываются в недели, месяцы, года, века. И месяцы, и годы могут быть различными по своей продолжительности. Однако в Китае сутки делятся не на 24 часа, а на 12 часов, и каждый час состоит из 120 минут.

Лунные календари более древние, чем солнечные. В них месяц величина постоянная и равна 29-30 дням, это время обращения Луны вокруг Земли, а лунный год величина условная. Лунный месяц всегда начинается в новолуние. Для точного перевода дат лунного календаря имеются специальные таблицы, и эти даты рассчитаны на много лет вперед. В солнечном календаре, наоборот, месяц единица условная, а год величина естественная, равная времени обращения Земли вокруг Солнца. В лунных календарях существует деление на месяц и на семидневную неделю. Продолжительность лунного месяца чуть меньше небесного, поэтому табельное начало месяца понемногу отстает от его естественного начала. За 30 лет набирается разница примерно в 30 суток. Владыка Яо, правивший в Китае между 2109 и 2068 гг. до н. э., указывает, что продолжительность года равна 366 дням, и велит для правильности календаря пользоваться методом «вставочной тринадцатой Луны».

В более позднее время арабы, также применявшие лунный календарь, для устранения отставания стали прибавлять по 11 суток к каждому 30-летнему периоду, арабский календарь состоит из 19 обычных лет по 354 суток и 11 «високосных» лет по 355 суток. Солнечные календари европейской цивилизации - это юлианский и современный григорианский календари, созданные на основе древнеегипетского календаря IV тысячелетия до н. э. Современный григорианский календарь - это четырехлетний цикл, в котором 3 года по 365 суток и «високосный» год, содержащий 366 суток.

Еще один древний календарь, используемый в странах Восточной и Центральной Азии - это календарь двенадцатилетнего животного цикла. Кроме традиционных светил Солнца и Луны, в таком календаре участвует планета Юпитер. Срок обращения Юпитера 12 лет. Круг Юпитера разбит на 12 равных частей, и каждая часть названа именем животного:

  • 1. Мышь или крыса.
  • 2. Корова или бык, вол, буйвол, як.
  • 3. Тигр или барс.
  • 4. Заяц или кролик, кошка.
  • 5. Дракон.
  • 6. Змея.
  • 7. Лошадь или конь.
  • 8. Овца или коза.
  • 9. Обезьяна.
  • 10. Курица или петух.
  • 11. Собака или пес.
  • 12. Свинья или кабан.

Сначала календарь двенадцатилетнего животного цикла был солнечным, но затем усложнился. В него были введены лунные месяцы по 29 и 30 дней в каждом, фактически он преобразовался в лунно-солнечный календарь. Начало каждого года лунно-солнечного календаря приходится на периоде 21 января по 20 февраля включительно по григорианскому календарю. Китайский календарь 60-летнего цикла более сложен, чем лунно-солнечно-юпитерный календарь.

Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему. Текущий цикл начался 2 февраля 1984 г (китайский год 4693). Эта дата бинг-юин в 60-дневном цикле, и месяц гуи-чоу в 60-месячном цикле. Начало нового года колеблется от 20 января до 20 февраля и привязывается к новолунию, когда солнце вступает в созвездие Водолея.

60-летний цикл основан на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. Основными являются 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили, что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.

Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать — Крыса (Мышь), Вол (Бык), Тигр, Кролик (Заяц), Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан (Свинья) — Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.

За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы - дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (Синий, Красный, Желтый, Белый, Черный ).

Таким образом, Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла ("земные побеги"), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла "стихий" ("небесные ветви"): пять стихий, каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (Ян и Инь) (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).

Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).

Небесные ветви

Дерево Огонь Металл (Золото) Вода Земля
Jia Yi Bing Ding Wu Ji Geng Xin Ren Gui
Ян Инь Ян Инь Ян Инь Ян Инь Ян Инь

Земные побеги

Крыса (Мышь)

Вол (Бык)

Тигр

Кролик (Заяц)

Дракон

Змея

Лошадь

Овца

Обезьяна

Петух

Собака

Кабан (Свинья)

Zi Chou Yin Mao Chen Si Wu Wei Shen You Xu Hai
Ян Инь Ян Инь Ян Инь Ян Инь Ян Инь Ян Инь

Каждая из двух компонент используется последовательно. Т.е., для следующего года нужно взять следующий знак зодиака и следующую стихию.

Китайский календарь, как и иудейский, – комбинированный солнечно-лунный, поэтому у них много общего:

  • Обычный год имеет 12 месяцев, високосный 13.
  • Обычный год имеет 353, 354 или 355 дней, високосный 383, 384 или 385 дней.

Новолуние – первый день месяца. В китайском календаре новолуние определяется полным соединением с солнцем, а не когда появляется видимый серп луны, как в исламском и иудейском.

Номера месяцев определяются следующим образом: Определяется дата, когда долгота солнца кратна 30 градусам (0 – весеннее равноденствие, 90 – летнее солнцестояние, 180 – осеннее равноденствие и 270 – зимнее солнцестояние) Эти даты называются основными периодами (Principal Terms) и используются для определения номера месяца:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
330 o 0 o 30 o 60 o 90 o 120 o 150 o 180 o 210 o 240 o 270 o 300 o

Каждый месяц получает номер основного периода для этого месяца. В случаях когда месяц содержит два периода – нумерация сдвигается. Например, месяц содержит период 1 и 2 будет нумерован 1, а следующий 2. Период 11 (зимнее солнцестояние) всегда приходится на 11 месяц.

Для определения високосного годя, имеющего 13 месяцев, вычисляется число новолуний между 11-ым месяцем года и 11 месяцем следующего года. Если в интервал попадает 12 полных месяцев - это високосный год. В этом случае, по крайней мере, один месяц не будет содержать главного периода. Первый из таких месяцев и объявляется високосным. Он нумеруется таким же номером как предыдущий, но с уточнением, что это дополнительный месяц.

Все астрономические вычисления проводятся для 120 меридиана восточной долготы. Это примерно соответствует восточному побережью Китая.

Даты наступления нового года по восточному календарю

Крыса (Мышь)

Вол (Бык)

Тигр

Кролик (Заяц)

Дракон

Змея

Лошадь

Овца

Обезьяна

Петух

Собака

Кабан (Свинья)

24.01
1936
11.02
1937
31.01
1938
19.02
1939
08.02
1940
27.01
1941
15.02
1942
05.02
1943
25.01
1944
13.02
1945
02.02
1946
22.01
1947
11.02
1948
29.01
1949
17.02
1950
06.02
1951
27.01
1952
14.02
1953
03.02
1954
24.01
1955
12.02
1956
31.01
1957
18.02
1958
08.02
1959
28.01
1960
15.02
1961
05.02
1962
25.01
1963
13.01
1964
02.02
1965
21.01
1966
09.02
1967
30.01
1968
17.02
1969
06.02
1970
27.01
1971
15.01
1972
03.02
1973
23.01
1974
11.02
1975
31.01
1976
18.02
1977
07.02
1978
28.01
1979
16.02
1980
05.02
1981
25.01
1982
13.02
1983
02.02
1984
20.02
1985
09.02
1986
29.01
1987
17.02
1988
06.02
1989
27.01
1990
15.02
1991
04.02
1992
23.01
1993
10.02
1994
31.01
1995
19.02
1996
07.02
1997
28.01
1998
16.02
1999
05.02
2000
24.01
2001
11.02
2002
01.02
2003
20.02
2004
09.02
2005
29.01
2006
17.02
2007
06.02
2008
27.01
2009
15.02
2010
04.02
2011
23.01
2012
10.02
2013
31.01
2014
19.02
2015
07.02
2016
28.01
2017
16.02
2018
05.02
2019
25.01
2020











Крыса (Мышь)

Вол (Бык)

Тигр

Кролик (Заяц)

Дракон

Змея

Лошадь

Овца

Обезьяна

Петух

Собака

Кабан (Свинья)

60—летние циклы по восточному календарю

Крыса (Мышь)

Вол (Бык)

Тигр

Кролик (Заяц)

Дракон

Змея

Лошадь

Овца

Обезьяна

Петух

Собака

Кабан (Свинья)

1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875
1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887
1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899
1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911
1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923
1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935
1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947
1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959
1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971
1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983
1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031
2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043

День делился на 12 частей, которые, конечно, должны равняться нашим двум часам; свои "часы" они делили на части называемые ке . Каждое ке делилось на 100 "минут", а "минута" на 100 "секунд". Сутки делились на две части: "день" и "ночь" — каждая по 6 "часов". Началом суток считалась полночь.

В Китае календарь был священным документом, поддерживаемом правящим монархом. Более чем 2 тысячелетия департамент астрономии делал астрономические наблюдения, вел расчеты астрономических событий, готовил астрологические предсказания. Кроме того, удачный календарь способствовал не только практическим целям, но и подтверждал согласие между небом и империей.

Анализируя сохранившиеся астрономические записи на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания, обнаруживают в Китае лунно-солнечный календарь с интеркаляцией лунных месяцев, восходящий к династии Шанг XIV века до н.э. Были разработаны различные схемы интеркаляции в ранних версиях календаря, включая 19-летний и 76-летний цикл фаз луны известные на западе как метонический и каллиптический циклы.

С самых ранних записей начало года приходилось на новолуние около зимнего солнцестояния. Однако выбор месяца для начала гражданского года варьировался со временем и территориально. В конце второго столетия до н.э. календарная реформа установила практику продолжающуюся до сих пор, которая требует, чтобы зимнее солнцестояние всегда приходилось на 11-ый месяц года. Эта реформа также систему интеркаляции, в которой новолуния сравнивались в 24 солнечными периодами. Однако вычисления основывались на усредненном движении, выводимом из циклических соотношений. Неравенства для вычисления движения луны были применены не ранее 7 века нашей эры, но солнечная средняя долгота использовалась для вычисления солнечных периодов до 1644 г.

Хотя эры отсчитывались от начала правления нового императора, Император мог также объявить новую эру произвольно во время своего правления. Это делалось, чтобы восстановить нарушенную связь между небом и землей, персонифицированную императором. Новая эра могла свидетельствовать о смерти императора, стихийных бедствиях, или неудачи астрономов при предсказании астрономических событий. В последнем случае, эра могла отмечать введение новой астрономической или календарной модели.

Циклы кратные 60 использовались для подсчета лет, месяцев, дней и долей суток, используя набор небесных ветвей и земных побегов.

Китайское время исчисление было потом перенесено в Японию; оно держалось в Китае нерушимо до прихода европейских мессионеров, то есть до XVII столетия. Один из них, иезуит патер Шолль , был сведущ в астрономии и познакомил китайцев с европейским счислением времени. Китайские ученые одобрили и приняли европейскую систему — с делением суток на 24 часа, а часов на минуты и секунды, по 60.

Официально китайцы признали григорианский календарь в 1911 году.



Top