Жан фуке мадонна. Этьен шевалье со святым стефаном

Картина была заказана как алтарный диптих Жану Фуке казначеем Карла VII Этьеном Шевалье для церкви в Лоше. Сам заказчик со святым патроном изображен на створке, ныне находящейся в музее Берлина. В облике мадонны современники узнали знаменитую Агнессу Сорель, фаворитку короля, прозванную в народе «белым лебедем» за исключительную белизну кожи. Предполагают, что Фуке воспользовался существовавшим портретом с нее и рассказами о ней фаворита Шевалье. Складень ранее украшал церковь ее родного города, где она была похоронена и где до сих пор можно видеть ее гробницу. Синий и красный цвет ангелов около трона предписан литургическим каноном: красный цвет означает любовь, синий - чистоту.

Франсуа Клуэ

Стоит напомнить еще о прелестном детском портрете Франциска II работы Франсуа Клуэ, фламандца по происхождению, работавшего при королевском дворе во Франции.

Распятие – Хендрик ван Рейн

Но если пойти в залы старой нидерландской живописи, где находится знаменитая коллекция Эртборна, то можно увидеть одно из наиболее ранних свидетельств существования станковой живописи в XIV веке, так называемый алтарь.«Распятие Хендрика ван Рейна», выполненный неизвестным мастером Северных Нидерландов. Надпись на картине свидетельствует, что алтарь был создан в 1363 году. Около распятого Христа стоят Мария, Иоанн и заказчик картины. В левом верхнем углу - солнце, в правом - луна, у подножия креста -череп и кости Адама. Иоанн дотрагивается рукой до головы Хендрика ван Рейна, прево и архидьякона церкви св. Иоанна в Утрехте, таким образом оказывая ему знак своего покровительства. Фигура его по обычаю уменьшена в сравнении с фигурами святых персонажей. Фон золотой, тела бесплотные и условно рисованные, словом, мы обнаруживаем здесь признаки так называемого «международного стиля», о котором уже неоднократно упоминалось.

Ян ван Эйк – Святая Варвара и Богоматерь у фонтана

располагает двумя подписными и датированными произведениями Яна ван Эйка. Одно из них - «Св. Варвара»-представляет собой настоящее чудо искусства, изумительный по красоте и совершенству рисунок, выполненный по загрунтованной доске тончайшей кистью. Расписанная под камень рама имеет надпись на латинском языке: «IOHES DE EYCK ME FECIT 1437» (Иоанн ван Эйк меня сделал, 1437) .

Мнения большинства ученых сходятся на том, что это не подготовительный рисунок, а законченное произведение, что великий художник решил продемонстрировать здесь свое совершенное знание рисунка.

Высокий поэтический строй картины-рисунка соткан из фантастического богатства тонких нежных линий, штрихов, мягких растушевок, теней, полутеней, то создающих форму, то тающих в воздушных прозрачных слоях. Сколько искусства, любви и красоты вдохнул мастер в эту умиротворенную сцену, где жизнь деятельная соседствует с возвышенным созерцанием и размышлением. Ради этой кроткой прелестной святой, во имя ее нравственного подвига совершают люди свою работу, и в этом ван Эйк видит благородное вознаграждение их труда. Образ св. Варвары царит в картине, его господство кажется удивительно естест-1 венным, оправданным необычайной, возвышенной чистотой и пленительной женственностью. Держа пальмовую ветвь в левой: руке, правой она чуть касается пергаментных листов книги. Взгляд из-под опущенных век задумчив и спокоен. Лицо почти еще детское, с мягкими, округлыми очертаниями отмечено благородством и спокойной кротостью. Она сидит на холме, с.луда открывается вид на строительство башни. Тоненькая фигурка ее окружена крупными складками длинного тяжелого платья. Ложась причудливыми ритмическими волнами у ее ног, они почти покрывают весь холм и вместе с ним образуют для нее своего рода пьедестал. Стройную девичью фигурку, скромную грацию осанки подчеркивает возносящаяся в небо готическая башня. Она выстроена лишь на два яруса. С величайшим интересом ван Эйк наблюдает процесс строительства: подъем камня кронштейном, подвозку камней, их обтачивание, подноску скрепляющих составов. Невольно возникает предположение, что художник запечатлел здесь вполне реальное сооружение.

Другая работа ван Эйка - «Богоматерь у фонтана» - создана в 1939 году, как об этом гласит надпись на раме, имеющей также характерный девиз мастера: «АЛС IXH XAN; IOHESDE EYCK ME FECIT CPLEVIT ANO 1439». Размер ее-19X12,5 см. Несмотря; на столь малый формат, фигура Марии обладает своеобразной величавостью, хотя главной задачей мастера было передать пленительную нежность ее облика. Для этого он сделал младенца совсем крохотным нескладным существом, которое приникло своим личиком к теплой материнской шее, словно греясь в лучах любви и ища у нее защиты. Синий, с тонкой белой каймой плащ богоматери смело сопоставлен с красной узорной парчовой тканью, которую держат два ангела. В картине преобладают вертикальные ритмы, которые вместе с интенсивным локальным синим цветом выделяют стоящую фигуру и способствуют впечатлению монументальности. Думается, что ее легко было бы перенести на фреску. Увеличенная в масштабе, она не потеряла бы своих свойств, так как в самой природе ее образа заложено глубокое обобщение.

Агнесс Сорель и картина «Мадонна с младенцем»

Жан Фуке. Этьен Шевалье и Св. Стефан. Левая створка Меленского диптиха. ок. 1450. Картинная галерея. Берлин

Жан Фуке. Дева Мария. Правая створка Меленского диптиха. Ок. 1450. Королевский музей изящных искусств, Антверпен


Сегодня только в воображении можно представить эту картину единым целым. «Меленский диптих» был создан французским художником Жаном Фуке в середине XV века. Полотно заказал придворный муж Этьен Шевалье для одной из церквей города Мелена. На левой створке, которая теперь хранится в картинной галерее Берлин-Далем, Фуке изобразил самого Шевалье с его покровителем святым Стефаном. На правой створке, принадлежащей ныне Королевскому музею изящных искусств в Антверпене, художник создал композицию «Мадонна с младенцем».

Поражает цветовое решение картины - ярко-красные и синие ангелы, мраморная кожа Мадонны и Младенца, глубокий синий тон фона. Но еще больший интерес вызывает сама Мадонна, а вернее - Ее прообраз. Считается, что на картине Фуке изобразил Агнессу Сорель. Кто же эта женщина, вдохновившая знаменитого французского художника на создание одного из лучших образов Богоматери в мировом искусстве?

Мировая история хранит множество фактов и свидетельств женского влияния на власть. Особенно, пожалуй, в этом смысле показательна история Франции. Их было множество, этих ярких красавиц-фавориток. Имена большинства из них давно забыты, но некоторые остались в истории благодаря своему уму, красоте и благотворному влиянию на королей.

И первой в этом ряду стоит Агнесса Сорель.

Дата ее рождения точно не известна - одни историки утверждают, что Агнесса появилась на свет в 1409 году, другие, и, скорее всего, это ближе к правде, - в 1422-м. Ее отец, Жан Сорель, придворный графа Клермона, поняв, что из красоты дочери можно извлечь определенные выгоды, устроил так, что Агнесса сначала стала фрейлиной герцогини Изабеллы Лотарингской, а потом и самой королевы Марии Анжуйской, супруги короля Карла VII. Агнесса пользовалась при дворе огромным успехом. Не мог не заметить эту красавицу и король. Ей тогда было, по всей видимости, чуть больше двадцати.

Карл был сложным человеком. Все знали, что законы морали и нравственности его волнуют мало, он был страстным, увлекающимся, трусоватым и жестоким, но при этом неплохо образованным и большим любителем чтения. Уже вечером того дня, когда Агнесса впервые попалась на глаза его величеству, он увел фрейлину в свою спальню и признался в нежных чувствах. Агнесса не ожидала ничего подобного и в смятении выбежала из королевских покоев. Однако вскоре она сдалась на уговоры государя. Так началось пятилетие ее власти над королем.

Как водится, законная супруга узнала новость последней. Поняв, что страсть Карла велика, и тут ничего не поделаешь, она, порыдав несколько дней, смирилась, более того - подружилась с Агнессой. Они вместе ездили на охоту и гуляли. Такое разрешение проблем весьма порадовало Карла.

В течение нескольких лет, как свидетельствует тогдашний Папа Римский Пий II, «король не мог прожить и часа без своей подружки и был более озабочен совершенствованием своего любовного мастерства, чем ведением государственных дел». Он осыпал Агнессу украшениями, дарил поместья - замок Иссуден в Берри и усадьбу Вернон в Нормандии, награждал титулами, один из которых узнали все. Мадам Боте, мадам Красота - так ее стали звать после того, как король подарил ей поместье Боте-сюр-Марн, Красота на Марне. А в июне 1444 года Карл вместе со своим шурином Рене Анжуйским устроил большой рыцарский турнир в честь прекрасной Агнессы.

Фаворитка родила королю четырех дочерей, и всем им король, несмотря на протесты высоких родственников, даровал родовые титулы Валуа. Это было, пожалуй, высшим проявлением его любви.

Далеко не высокородная аристократка, Агнесса вела образ жизни королевы. До нее брильянты разрешалось носить только мужчинам монаршего рода. После нее это позволяли себе все дамы, которые могли себе это позволить. Она была одной из лучших клиенток крупного негоцианта и королевского казначея Жака Кера. Он поставлял ей мех куницы, восточные шелка, египетские золототканые материи, из которых она шила потрясающие туалеты. Агнесса поражала современников дерзостью и разнообразием своих нарядов. Именно она впервые ввела в моду облегающие фигуры платья и длинные шлейфы, которые очень не понравились Церкви - священники называли их «дьявольским хвостом» и запрещали носить благородным дамам. Агнесса же ввела в моду и декольте.

Возмущенный ее неподобающим поведением, архиепископ Жан Жувенель дез Юрсен приводил факты огромных трат на шлейфы и гребни, золотые украшения, драгоценные камни и дорогие ткани и замечал, что «закрывая лицо вуалью, она придумала такие разрезы на платье, сквозь которые видны соски или вся грудь». К декольте при дворе привыкли не сразу, но вскоре аристократки, заметив заинтересованные взгляды своих мужей в сторону Агнессиных прелестей, пошипев для приличия, вынуждены были надеть - а может, они это делали с радостью - туалеты с глубоким вырезом. Так Агнесса победила в этой войне с Церковью и Приличиями.

Однако обожаемая королем, осыпанная всеми возможными монаршими милостями, мадам Красота не могла чувствовать себя счастливой. Она купалась в роскоши - только стоимость драгоценностей, принадлежавших ей, составила двадцать тысяч шестьсот экю золотом! - а народ жил трудно. Напрасно сердобольная Агнесса тратила целые состояния на подаяния нищим и дары монастырям. В ней видели лишь алчную фаворитку, из-за которой король забыл о королеве и подданных. Во всех своих бедах - в нищете, болезнях, тяжких налогах - простые французы обвиняли королевскую фаворитку. И Агнесса решила, что обязана принести народу пользу.

В стране действительно было неспокойно: шла Столетняя война, длившаяся с перерывами с 1337 по 1453 год. После победы при Азенкуре англичане захватили север Франции, включая Париж. Благодаря Орлеанской деве Жанне позже военное счастье перешло на сторону французов, и они смогли отвоевать у англичан некоторые свои земли. Было заключено перемирие, но большая часть французских земель по-прежнему находилась под управлением английской короны.

Бездействие короля не устраивало ни народ, изнывавший от нищеты и тягот налогов, ни Агнессу, чувствовавшую себя ответственной за то, что происходило в ее стране. Однажды она рассказала возлюбленному, как астрологи предсказали, что ее полюбит самый храбрый и мудрый король на свете. «Я думала, - говорила Агнесса, - это вы, мой король, но, по-видимому, я ошиблась - вы слишком изнежены и совсем забыли о государственных делах. Возможно, тот, предсказанный мне астрологом, король - правитель Англии, который создает сильные армии и захватывает ваши прекрасные города. Пожалуй, я отправлюсь к нему».

«Такие слова столь сильно уязвили сердце государя, что он разрыдался. Вскоре, набравшись мужества, он взялся за оружие. Карл действовал так успешно, что мы выбили англичан из своего королевства», - писал историк Брантон, считавший, что Агнесса Сорель заслуживает признательности французов в не меньшей степени, чем Жанна д’Арк. Вдохновленный Агнессой, Карл в течение нескольких месяцев вернул Франции все захваченные англичанами земли и положил конец Столетней войне. Карл Победитель - так стали его называть с тех пор.

Однако Агнессе этого триумфа Карла и триумфа своих усилий увидеть не удалось.

Шел январь 1450 года. Король готовился к осаде города Арфлера, который еще находился в руках врага. Его волновало не только будущее сражение, но и состояние Агнессы - она ждала его в замке Лош и должна была вот-вот подарить ему четвертое дитя. Вдруг он увидел бегущего к нему монаха. «Государь! Там привезли мадам Сорель. Она в ужасном состоянии».

Агнесса, утомленная и беременностью, и тяготами пути, сказала, что ей пришлось приехать, поскольку она никому не могла доверить важное известие: среди его подданных есть враги, и они готовят против него заговор - собираются выдать англичанам. «Я приехала вас спасти», - прошептала она. Был ли в действительности этот заговор? Никто не знает. Возможно, Агнесса все-таки спасла любимого - вероятно, заговорщики, узнав, что королю все известно, действовать побоялись.

Вскоре после приезда Агнессы в ставку короля у нее начались роды. Подарив государю четвертую дочь, Агнесса никак не могла оправиться и чувствовала себя очень плохо - беспокоили боли в животе. Во время болезни она много общалась со своим духовником, каялась в грехах, молилась. Предчувствуя скорую смерть, завещала большие суммы церкви и 60 тысяч экю всем тем, кто помогал ей в жизни. Отец Дени, духовник Агнессы, отпустил ей все грехи, и 11 февраля 1450 года в 6 часов вечера самая красивая женщина XV века умерла.

Над местом захоронения ее сердца и внутренних органов в капелле Нотр-Дам в Жюмьеже высится великолепное надгробие из черного мрамора. На нем стоит статуя из белого мрамора - молящаяся Агнесса с собственным сердцем в руках. Тело же ее было погребено в саркофаге из черного мрамора в соборе Лоша (ныне церковь Сент-Урс). На надгробной плите из белого мрамора барельеф - Агнесса в отороченном мехом платье, в окружении двух ангелочков и двух агнцев.

Жан Фуке. Меленский диптих. 1450 год.


Жан Фуке. Автопортрет .

Ни одной достоверной работы Фуке доитальянского периода не сохранилось, поэтому все разговоры относительно влияний оставим искусствоведам. Они любят сотрясать пустоту, а мы осмотрим его прекрасный Меленский диптих.

Левая створка:
Этьен Шевалье, заказчик диптиха, в молитвенной позе рядом с покровительственно положившим правую руку, святым его патроном Стефаном. В левой руке Стефан держит писание и камень - символ своего мученичества. Из Стефанова затылка покапывает кровь, его когда-то забили камнями. Судя по выражению лица он находится в паринирване.


Правая створка:
В образе Мадонны с младенцем изображена первая красавица при дворе Карла VII Агнесса Сорель.
Это была интересная женщина! Dame de Beauté! Король был влюблен в нее и пока королева Мария Анжуйская управлялась с его четырнадцатью детишками, Агнесса родила королю трех дочек. История этой женщины овеяна легендами. Одни упрекали ее в расточительности, другие приписывали едва ли не главную заслугу в освобождении Франции от Англичан. Но весь французский двор считал ее самой красивой женщиной. Папа Римский говорил: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».
Агнесс Сорель приписывают заботу о замещении высших должностей заслуженными лицами. Таким лицом был Этьен Шевалье. Неподкупный королевский казначей, заказчик Меленского диптиха.
На коленях Мадонны сидит младенец Христос и указывает пальчиком на Этьена. Тем самым спаситель дает понять, что молитвы Шевалье услышаны. Вокруг них милые ангелы принявшие красно-синие королевские цвета. По-русски это называется "в силах".


Агнесса была модница. Ради нее король пошел против воли предков и разрешил носить бриллианты некоронованным особам. Видимо очень хотелось Агнессе блестнуть! Она изобрела длинный шлейф и носила при дворе весьма фривольные наряды, шокировавшие современников. Например платье с одной обнаженной грудью.

Кроме диптиха, известен портрет Агнессы Сорель работы того же Фуке. На нем она изображена в своем знаменитом платье.


Шевалье заказал диптих для того чтобы повесить над собственной гробницей в соборе Нотр-Дам, в родном городе Мелене. Он должен был оставаться в соборе вечно, как вечно должны были служить мессу за упокой его души каждый день в шесть часов утра. Так и было на протяжении трех сотен лет, до середины 18 века. Потом случилась Французская революция и все, что при таких событиях бывает. Створки диптиха были по разным сведениям украдены или проданы самими клириками. Диптих был разделен. Створки оказались по отдельности.
В начале 19 века створка с портретом Шевалье попала к немецкому коллекционеру Брентано-Ларошу. Сейчас она хранится в музее Берлин-Далем.
Створку с Агнессой и младенцем купил в Париже мэр голландского Антверпена. Она хранится Королевском музее изящных искусств Антверпена.


Агнесса Сорель. Надгробие.


Сама Агнесса будучи беременной в четвёртый раз, внезапно умерла. Ученые провели исследования останков и доказали, что смерть Сорель произошла в результате отравления ртутью. Существуют разные предположения о причинах отравления прекрасной куртизанки. Одна из популярных версий состоит в том, что ртуть попала в организм Сорель вместе со средневековой косметикой. Ртуть и свинец тогда обильно использовали для производства белил и пудры.


Кроме диптиха и живописного портрета сохранился рисунок Фуке с портретом прекрасной Агнессы. LA BELLE AGNES.
Спасибо Фуке! Сегодня мы можем видеть идеал красоты французского двора периода столетней войны.

Жан Фуке, «Мадонна с младенцем»

Французский живописец Жан Фуке является одним из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции. Фуке на протяжении почти всей своей жизни работал в Париже. В 40-х гг. он не раз посещал Рим, где брал уроки по технике эмали у известного художника Антонио Филарете и изучал труды Л. Б. Альберта, и в это же время писал портрет Папы. После своего возвращения из Рима художник создал портрет донатора. Сильнейшее влияние на творчество Фуке оказали работы Мазаччо и Фра Анд-желико. Его манера рисования приводила зрителей в восторг, несомненный талант художника вызывал подлинное восхищение, поэтому в 1475 г. он был назначен королевским живописцем.

Жан Фуке, один из известнейших французских художников XV в., соперничал с Мармионом в искусстве миниатюры. Фуке иллюстрировал многие рукописные книги, в частности сочинения Боккаччо. Самыми известными работами художника можно назвать книжные миниатюры на религиозные темы («Часослов Этьена Шевалье») и исторические сюжеты в «Больших исторических хрониках», «Жизни знаменитых мужчин и женщин», «Иудейских древностях». Характерной особенностью этих работ является реалистическое отражение реальных или мифологических событий, сюжет которых художник переносил в современную ему среду Франции. Для этих работ характерны такие черты, как свободная передача пространства и широкое разнообразие ярких красок. Миниатюры Жана Фуке отличает мягкий колорит, а также применение элементов прямой и воздушной перспективы.

В портретах Карла VII и канцлера Г. Жювенеля дез Юрсена, которые в настоящее время экспонируются в Лувре, художник с большой правдивостью отразил характер позировавших.

Кисти Фуке также принадлежат несколько изящных и выразительных религиозных композиций, например роспись правой створки диптиха с Мадонной и младенцем, созданная в 1451 г. Эта работа ныне находится в Королевском музее изящных искусств в городе Антверпене.

Несмотря на то что образ Мадонны с младенцем глубоко религиозен, Фуке изобразил Святую Деву в виде земной женщины. В течение некоторого времени считали, что Мадонна - это портрет Агнессы Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Среди оснований для подобного утверждения, в частности, то, что именно Агнесса Сорель установила моду на платья с открытой грудью: в таком платье изображена Мадонна на полотне Фуке. Ее поклонником был также и некто Шевалье - первый покровитель Фуке. Картина была написана художником в год смерти Агнессы, поэтому вполне возможно, что она была заказана в память о ней.

В этой картине, как ни в одной другой, ясно видно влияние итальянских художников на художественный метод Фуке. Пристальное внимание, которое живописец уделяет деталям, заимствовано им у северных мастеров, таких как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали.

Одной из знаменитых работ художника на религиозную тему является картина «Этьен Шевалье со святым Стефаном». На полотне Фуке изобразил молящегося донатора, Этьена Шевалье, которого обнимает за плечи покровительствующий ему святой. Святой Стефан (в старофранцузском языке его имя соответствует имени Этьен) изображен в облачении дьякона, Фуке представил его в образе первого дьякона христианской церкви. В руках святой Стефан держит книгу, на которой лежит булыжник - знак его мученической смерти (согласно преданию, святой был забит камнями за свою веру).

Фуке расположил эти две фигуры на картине так хорошо, что они не кажутся плоскими, как в предыдущих работах французских мастеров. Художник постарался с большой силой проявить световой поток в картине, и именно этот факт эффективно повлиял на точность расположения образов в пространстве и на объемность фигур персонажей. Этот художественный прием свидетельствует о значительном воздействии на творческий метод художника совершенной им поездки в Италию. Но в этой картине заметно также влияние северных мастеров, в проработке текстуры материалов - меха, тканей, мрамора, камня - можно увидеть сходство с живописью ван Эйка.

Работа, состоящая из двух частей и известная сегодня под названием «Меленский диптих», была создана примерно в 1450 году по заказу Этьена Шевалье, казначея французского короля Карла VII. Это одно из самых загадочных произведений искусства XV века, причем интрига связана как с сюжетом, так и с судьбой работы, хранившейся в соборе города Мелен (отсюда ее название) и разделенной в 1775 году.

Мадонна с Младенцем. Створка Диптиха из Мелена, Жан Фуке, 1450-е.

По мнению большинства исследователей, на правой створке диптиха в образе Мадонны изображена Аньес Сорель, любовница французского короля Карла VII, чьей красотой был покорен даже папа Пий II. На ее счету - трое детей короля (она умерла как раз в 1450 году при родах четвертого) и дружба с королевой, обремененной воспитанием четырнадцати детей. А также, что важнее для предмета нынешней выставки, мода на смело декольтированные платья с открытой одной грудью и умение составить протекцию людям честным, умным и честолюбивым, таким, как Этьен Шевалье. О его внешности можем судить по левой створке диптиха (иллюстрация ниже): молящийся коленопреклоненный заказчик выведен на работе под собственным именем. По сюжету его покровитель, мученик святой Стефан (его забили камнями до смерти за христианскую проповедь в Иерусалиме, поэтому мы видим изображение камня), передает деве Марии прошение Этьена.


Этьен Шевалье и Св. Стефан. Левая створка Меленского диптиха, Жан Фуке, 1450.

Справка Артхива. Жан Фуке (ок. 1420−1481) родился в городе Тур в долине Луары, и после обучения в Париже и пребывания в Италии вернулся в родной город, который во второй половине XV века был значительным культурны центром, резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI. Фуке, выдающийся портретист и мастер миниатюр, один из первых представителей французского Возрождения, работал при дворах упомянутых королей, причем с 1475 года официально значился «королевским живописцем».

Меленский диптих всегда вызывал споры. Под сомнение ставят личность героини, послужившей прообразом Мадонны. Имеются предположения о том, что художник изобразил свою супругу Катерину, умершую в 1452 году. Оппоненты этой версии упоминают тот факт, что Шевалье являлся душеприказчиком Аньес Сорель, а также обращают внимание на сходство обликов на картине и скульптурного памятника на могиле Аньес в церкви святого Урсуса в городе Лош (Франция).

Исследователей продолжает волновать изобразительная манера художника, от необычного эффекта из-за колористического решения створки с Мадонной (хотя художник использовал гербовые цвета короля), до смелой трактовки образа Богородицы. «Богохульный либерализм», «опасная ассоциация религиозного и любовного», «декадентская непочтительность»... Так отзывался о Мадонне Фуке известный нидерландский философ Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga) в своей книге 1919 года.


Фрагмент скульптуры на могиле Аньес Сорель. Источник фото - daysontheclaise.blogspot.com


Правая створка диптиха, на выставке в музее Прадо (источник фото - jahartwick.blogspot.com).

Согласно завещанию Этьена Шевалье, для которого Фуке создал не одну работу, диптих всегда должен был находиться в соборе Нотр-Дам города Мелен над его гробницей. Так оно и было на протяжении столетий, однако в 1775 году воля почтенного гражданина была нарушена: для реставрации Собора требовались средства, и работу разъединили и продали по частям.

Правую панель приобрел мэр Антверпена, и теперь она хранится в Королевском музее изящных искусств (Антверпен). По поводу левой панели имеются сведения о том, что она пополнила коллекцию германского поэта Клеменса Брентано (Clemens Brentano) в 1896 году: он мог узнать манеру Фуке по миниатюрам художника, имевшимся в собрании его брата. В настоящее время работа хранится в Берлинской картинной галерее. Оригинальные рамы работ, также представляющие собой произведения искусства, украшенные жемчугом, были утрачены.

Из-за исторических перипетий разделенного после 1775 года диптиха был позабыт факт о том, что изначально две части составляли единое целое. Сомнения разрешились благодаря современным технологиям: было установлено, что обе работы написаны на дубовых досках из одного ствола, срубленного примерно в 1446 году.


Гийом Ювенал де Юрсен, Жан Фуке, 1460.

В Берлине диптих Жана Фуке будет подан в сопровождении весьма примечательных работ: от портрета, не вызывающего сомнений в авторстве Фуке, и работ Яна Ван Эйка, Петруса Кристуса и Рогира ван дер Вейдена до известного портрета из венского музея, об авторстве которого уже 40 лет ведутся дебаты.


Автопортрет Жана Фуке был одним из медальонов, украшавших раму створки. Его привезут на выставку в Берлин из парижского Лувра.


Портрет феррарского придворного шута Гонеллы (1442, приписывается Жану Фуке, однако вопрос об авторстве остается открытым. Собрание музея истории искусств, Вена).


Top