Метод синектики – использование аналогий для принятия решений. Синектика — коллективный творческий метод от Уильяма Гордона

Один из самых неординарных методов развития творческих способностей и решения сложных задач в рамках принципа перебора вариантов - метод синектики (от англ. synectics - «совмещение разнородных элементов»), предложенный Уильямом Дж. Гордоном ещё в 40-х годах XX века. К сожалению, мировое сообщество узнало о синектике лишь в 1961 году, после издания Уильямом книги «Синектика: развитие творческого воображения» .

Синектика - это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным, а странное - известным». А во главе поиска лежат аналогии, ещё они называются операторами, в методе их 5 типов (тут мнения расходятся, и часто вы можете встретить всего 4 оператора, но вот же, их 5): прямая, личная, символическая, образная и фантастическая аналогия.

Введение

Синектика – это система креативного мышления, основанная на аналогиях. Все вещи связаны друг с другом, и в чём-то очень похожи - физически, концептуально, психологически или символически. Синектика - это процесс поиска и создания новых ассоциативных связей. Синектика - это коктейль из логики, фактов, фантазии, анализа и синтеза.

Немного про аналогии

Прямая аналогия - берём любые науки, ищем похожие факты, сравниваем и исследуем. Чаще всего сравнения проводят с биологическими системами (растения, деревья) и техническими системами (транспортные средства, летательные аппараты). Для хорошей работы с этой аналогией требуются люди с разносторонними знаниями, склонные к системному анализу задач и проблем, легко выходящие за свои профессиональные границы. Личная (субъективная) аналогия - представьте себя тем, о чём идёт речь в задаче. Предметом, явлением, проблемой. Для работы с этой аналогией от синектора требуется хорошее воображения, преимуществом будут способности к перевоплощению. Важно - «вжиться» в роль, стать частью рассматриваемой проблемы, а затем убить своего рационального цензора, который обычно шепчет в ухо блокирующие глупости. Выскажите то, что не поддаётся логике и рациональному рассуждению. Символическая аналогия - аналогия позитивного скептицизма. Поиск парадоксов и противоречий в привычном и понятном. Синектор должен понять и описать самую суть явления, затем найти противоположность этому явлению, обнаружить общее у этих явлений и… кратко, одной-двумя фразами (порой совершенно нелогичными и странными), описать связь между этими явлениями. Образная аналогия - замените предмет изучения любым другим, эталонным и удобным для последующего сравнения. Обычно такая аналогия помогает выявить скрытые возможности. И тут без воображения не обойтись. Ваше умение подмечать сходство различных явлений и предметов - залог успешного применения этой аналогии. Фантастическая аналогия - одна из самых великолепных аналогий в синектике. Моя любимая. В двух словах - вы описываете желаемый результат и не учитываете никаких объективных законов и известных вам явлений, которые существуют в нашей реальности и мешают получению этого результата. Включите на максимум своё воображение и образное мышление, и всё получится!

Главные отличия от мозгового штурма

Их два. Синекторы не выдвигают законченные идеи, а ограничиваются ассоциациями, аналогиями, образами, метафорами, сравнениями и описанием ощущений - раз. В отличие от классического «мозгового штурма», при использовании синектики допускается критика - два. Эти два отличия в сумме позволяют улучшать, изменять или отказываться от высказанных идей.

Как и что?

Методика состоит из нескольких шагов:

  • анализ и определение проблемы,
  • предложения спонтанных решений проблемы,
  • новая формулировка проблемы,
  • построение прямых аналогий,
  • построение личных аналогий,
  • построение символических аналогий,
  • построение образных аналогий,
  • построение фантастических аналогий,
  • снова построение прямых аналогий,
  • анализ прямых аналогий,
  • перенос аналогий на проблему,
  • разработка подходов к решению.

Инструменты, обстановка, подготовка

Для использования метода синектики нужно:

  1. сформировать специальную группу синекторов (обычно это сделать сложно);
  2. создать рабочие условия (помещение, оборудование, реквизиты, настроение);
  3. сформулировать задачу;
  4. дать группе приработаться.

Кого пригласить с собой? И почему это работает?

Кого-угодно взять не получится. Синекторы проходят специальное обучение в течение года. Можно и быстрее, но результат будет другим. Обычно к уже сформированной группе синекторов добавляют эксперта, который является специалистом в той области знаний, к которой относится проблема. У эксперта может быть две роли - или «энциклопедия», или «адвокат дьявола».

Главным фактором «работоспособности» метода является достижение нескольких психологических состояний группы:

  • отрешённости - вовлечённости: максимально дистанцируемся от проблемы и постепенно погружаемся в суть,
  • откладывания - осторожности: никаких окончательных выводов и критических оценок, максимальное воздержание и осторожность в суждениях;
  • размышления - раскованности: играем ситуациями, подходами, творим историю;
  • достижения - удовлетворенности: чувствуем приближение решения и удовольствие от работы, результат близок!

Состояния могут чередоваться в любом порядке, обязательно - наличие всех состояний в работе синектической группы.

Плюсы

Любой человек сможет взять для работы над своей проблемой любую из 5 аналогий и получить интересный результат уже сегодня.

Минусы

Группа синекторов проходит обучение в течение года! Подбор людей в группу очень сложный, с применением специальных психологических тестов. Главным критерием отбора в группу является склонность и способность человека к эмоциональному восприятию проблемы. Метод групповой, и требует наличия подготовленного консультанта-модератора. Нельзя просто взять и начать использовать этот метод без подготовки.

Методы выработки новых креативных идей сегодня востребованы в разных сферах. С их помощью руководители крупных компаний и организаций повышают эффективность деятельности в условиях конкуренции, а творческие группы стимулируют неординарные мыслительные процессы. Существует немало способов и практических приемов для реализации идеи нетривиального подхода в решении задач - от классического мозгового штурма до техники шести шляп. В последнее время стал популярен и другой метод - синектика, эффективность которой давно доказана на практике. Особенностью этой техники является возможность задействования различных приемов, совокупность которых расширяет границы поиска оригинальных решений.

Общие сведения о синектике

Автором метода является Уильям Гордон, который в начале 1950-х годов активно работал над улучшением техники мозгового штурма. Плодом работ ученого и стал синектический подход к решению задач. Это слово означает "соединение разных элементов", что и отражает особенность данного способа. Хотя метод синектики относится к методам активизации творческих навыков, его используют в самых разных сферах, среди которых даже промышленные предприятия.

Первое знакомство с техникой может составить неправильное мнение о ней как о доступной методике. На деле же она требует сложной организации и серьезной подготовки от участников синектической группы. Также надо отметить, что синектика решает конкретные задачи и не предполагает использование закономерностей в развитии разных систем. Как уже отмечалось, данная техника базируется на Если быть точнее, то она представляет его модифицированную версию, рассчитанную на профессионалов.

Социальная значимость метода

Как показывают исследования, современные компании и организации управляются по определенным законам, определяющим их политику. Зачастую строгая приверженность конкретному курсу не позволяет использовать и даже рассматривать способы решения проблем, которые могли бы повысить эффективность деятельности, но противоречат уставу. Нередко принятые правила и нормативы действительно отражают реальность и работают на пользу. Но встречаются и обратные случаи, когда корпоративные законы представлены не более чем набором привычек из прошлого. В свою очередь, новаторские идеи способны без разрушительных процессов изнутри изменить положение, главное, правильно использовать метод. Синектика даже на низших управленческих уровнях позволяет добиться неплохих результатов в процессе принятия решений.

Суть метода

На практике данный метод реализуется на основе принципов аналогии. То есть для решения поставленной задачи перенимается опыт из другой сферы, в которой уже была разрешена схожая проблема. Для иллюстрации такого подхода можно привести пример, который был решен группой Гордона. Перед создателем метода стояла задача того, как с наибольшей компактностью уложить чипсы в упаковку, чтобы они не крошились при этом. Выход из положения был найден с помощью аналогии, которая и продемонстрировала суть метода синектики как способа сравнения. Группа ученого использовала принцип укладки в мешки листьев, которые при этом сохраняли структуру, потому что были влажными. В случае с чипсами использовалась особая формовка и технология смачивания муки, что и позволило сэкономить место в упаковке. Так появилась знаменитая марка «Принглс».

Создание синектического коллектива

Процесс формирования членов группы, которая будет осуществлять метод, включает несколько этапов. На первой стадии проводится тестирование потенциальных участников синектического мероприятия. В ходе испытаний определяется общая эрудиция, уровень образования, гибкость мышления, опыт участия в различных экспериментах. Могут потребоваться и тесты на специализированные знания, которые определяет конкретное назначение методов синектики в определенной сфере. Например, в задачах строительства могут потребоваться знания архитектуры, а в пищевой промышленности - химии. Затем проводится обучение членов группы. Стоит отметить, что на Западе этот метод активно используется в самых разных направлениях, поэтому и учебные центры по синектике достаточно распространены. Завершающий этап - это введение подготовленной группы в реальную среду для работы над заданием.

Порядок реализации метода

Как и любой другой метод генерации новых идей, синектика предусматривает несколько фаз работы над задачей. Для начала в целях поддержания абстрактности мышления дается общее представление о проблеме без уточнения требований к результату. Затем происходит подразделение проблемы на несколько упрощенных частей, после чего группа работает над самостоятельным поиском возможных задач и путей их решения.

Важно отметить, что и на этой фазе участники имеют дело с проблемой в том виде, в котором они ее понимают, то есть без уточнений. На основном этапе решение задач методом синектики предполагает рассмотрение аналогий, наиболее близких к поставленной проблеме. Завершает эту фазу принятие решения по поводу выбора аналогии, и выполняется сличение из другой сферы и поставленной проблемы. Стоит подчеркнуть важное отличие такого подхода от классического метода мозгового штурма. В случае с синектикой предусматривается и критика предлагаемой идеи со стороны экспертов, а также доведение решения до практики.

Операционные механизмы синектики

Участникам синектических групп приходится работать с широким спектром инструментов, среди которых оперативные механизмы. В частности это может быть игра с метафорами, в которой, опять же, применяются аналогии, схожие с поставленной проблемой. Обычно среди основных целей такой работы отмечают превращение знакомого в незнакомое. Иными словами, происходит устранение рамок и барьеров, что делает эффективнее метод. Синектика дает возможность осмысления проблемы в новой форме и с непривычной точки зрения. Примечательно, что научить психологическим инструментам невозможно. Такие механизмы, как игра с интуицией, предполагают возможность их использования каждым человеком на сознательном уровне.

Виды аналогий в синектике

Аналогии являются ключевым механизмом, который обеспечивает синектический результат. Выделяют несколько видов этого инструмента, в числе которых прямые, фантастические, личные и символические сравнения.

Прямые аналогии предполагают, что сторонний объект будет максимально похож по определенным свойствам на предмет задачи. Аналогии личного свойства ставят целью поиск на основе собственных впечатлений, эмоций, воспоминаний и т. д. Также популярен символический метод аналогий. Синектика в данном случае предписывает участникам выражать проблему через язык метафор и символов. В процессе таких поисков объект переносится из реального мира в систему абстрактных понятий. Схожими чертами обладает и метод с применением фантастических аналогий. Участники наделяют предметы особыми свойствами и качествами, что также позволяет эффективнее решать поставленные задачи.

Плюсы и минусы синектики

К преимуществам метода стоит отнести его универсальность, эффективность по сравнению с альтернативными способами развития абстрактного мышления, а также совершенствование индивидуальных качеств, среди которых интуиция и воображение. Также синектика - один из методов активизации мышления, который предусматривает критические оценки при подготовке результата, что повышает качество работы экспертов. Если говорить о минусах, то главным из них будет сложность. Хотя инструменты и механизмы техники кажутся простыми, организация синектики на профессиональном уровне является довольно сложным мероприятием.

Заключение

Основные принципы синектики предполагают использование различных средств развития воображения и мышления. И сама природа данной техники не исключает ее совершенствования. На сегодняшний день отмечается несколько направлений, в которых развивается метод. Синектика в простейших моделях доступна для реализации одним человеком, который посредством тех же аналогий находит, по крайней мере, оригинальные и новые Другое дело, что эффективность такого подхода будет невысокая. Традиционный подход к синектике все же предполагает групповую работу над проблемой, в которой не исключена и критика предложений.

Или решения проблем часто используют метод синектики (примеры) . Его смысл заключается в поиске этих решений в сходных ситуациях, которые уже случались. Но синектика – это все-таки многоплановый метод, в котором используются иногда несовместимые элементы.

Примером метода синектики можно назвать решение проблемы американской компанией Kellogg, которой надо было уменьшить упаковку для своих сухих завтраков, но при этом так, чтобы продукт не покрошился и не помялся. Решение нашлось в схожей ситуации – уборке осенних листьев. Когда упаковывается сухая листва, она ложится хаотично, оставляя много воздуха между листьями, которые крошатся. А если убирать ее после дождя, листья более гибкие, поэтому легко прессуются. С этой идеи и начались чипсы Принглс. Вот такая простая иллюстрация метода синектики.

Но метод синектики применяется с максимальным успехом только специально подготовленными специалистами, которых обучает создатель метода – Уильям Гордон. Хотя каждый может ознакомиться с основными его положениями и применять в своей жизни. В этом смысле метод синектики разительно отличается от мозгового штурма, в котором моет принимать участие любой, даже неподготовленный человек. В нем также разрешено критиковать идеи, а главное – надо использовать различные аналогии и сравнения. Всего метод синектики использует четыре вида аналогий.

Четыре вида аналогий

1. Прямая, когда находится любое сходство ситуаций.

2. Символическая, когда проблема переосмысляется через метафоры или сравнения.

3. Субъективная или, как ее еще называют, личная. В этом случае метод синектики требует от исследователя перевоплотиться в предмет исследования или его часть, представить как он может функционировать, и что можно сделать, чтобы он функционировал лучше.

4. Фантастическая, когда предмет рассматривается в отрыве от своих особенностей вне существующих физических законов.

Если обобщить метод синектики с этими четырьмя его видами, можно сказать, что есть нереальные и реальные аналогии, а также абстрактные и телесные.

Создание коллектива

Создание коллектива проходит такие фазы:

1. Отбор участников через специальные тесты. Участники должны быть эрудированны, иметь высокий уровень знаний в нескольких областях, желательно не смежных.

2. Обучение участников по специальным программам.

3. Внедрение участников в работу. Как правило, каждая компания направляет своих сотрудников на конкретно направленное обучение.

Метод синектики применяется в особых условиях работы:

Абстракция от проблем и задач;
высказывать мнения надо сдержанно и не категорично;
обсуждения должны быть непринужденными, обыгрывать ситуации;
придерживаться рациональности.

Этапы метода синектики

Уильям Гордон описывает такие этапы:

Раскрывается проблема в общем без подробностей.
Проблема упрощается через дробление задач.
Раскрывается понятие проблемы каждым участником.
Ищутся аналогии и метафоры проблемы.
Проблема переосмысливается, представляя знакомые вещи незнакомыми.
Размышление над проблемой в новом состоянии ума, использование аналогий.
Подбор лучшей аналогии и сверка ее с проблемой.
Оформление аналогии в конкретное решение.
Критическое осмысление решения.

Сегодня метод синектики развился и немного упростился, но все так же помогает успешно решать сложные задачи.

Синектика

Большинству людей из всех разнообразных методов коллективного творчества знаком лишь «метод мозгового штурма», ставший практически синонимом групповой работы над генерацией идей. Однако еще в начале 70 годов прошлого века Уильямом Гордоном, основателем Бостонской компании Synectics Inc, была разработана альтернативная техника - Синектика.

«Всё, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь»

Жюль Верн

Согласно этой технике все участники группы должны хорошо знать друг друга, чтобы не чувствовать неловкости, высказывая абсурдные идеи и относиться к разным психотипам, что обеспечит разнообразие подходов и выдвигаемых идей. При этом сами «генераторы» не обязательно должны обладать разным багажом знаний и на их роль вполне подойдут сотрудники одной компании.

Очень важно исключить любое давление внутри группы и создать максимально раскрепощённую обстановку. Вместе с тем, в отличие от мозгового штурма, это обсуждение - вполне управляемо. Более того, часто оно проводится в присутствии заказчика (если идеи генерируют представители консалтинговой компании или рекламного агентства).

В этом случае клиент определяет желаемую цель, а руководитель направляет обсуждение. При этом сам клиент участвует в обсуждении на равных с рядовыми участниками.

Часто обсуждение начинается с доклада специалиста, информирующего: какие шаги были уже предприняты в данном направлении, в чём возникли помехи и на какие вопросы хотелось бы найти ответы.

Так, на основе полученной информации, группа, наконец, формирует список ключевых слов. И дальше начинается собственно сам процесс творчества. По сути, задача синектики это: а) превратить незнакомое в знакомое и определить решение.

Как вариант: б) превратить знакомое в незнакомое, тем самым открыв горизонты развития.

Эта цель достигается четырьмя способами:

  • Прямая аналогия
  • Личная аналогия
  • Символическая аналогия
  • Фантастическая аналогия.

С прямой аналогией проще всего. В этом случае участники обсуждения ищут в окружающем мире внешние, структурные или функциональные аналоги. Именно так была изобретена всем нам привычная застежка-липучка. Идея посетила Ж. Деместреля когда он в очередной раз вытаскивал колючки репейника из шерсти своей собаки (кстати, всем привычная керамическая плитка «под мрамор» тоже ни что иное как прямая аналогия).

Личная аналогия требует большей фантазии. Задача не просто представить проблему, но почувствовать себя частью ее. Как с юмором сформулировал когда-то С. Ривкин «Если бы я был гайкой, в каком месте автомобиля субкомпактного класса я мог бы находиться?».

И тем не менее этот метод действует. Хотя бы потому что позволяет посмотреть на проблему, если можно так выразиться, изнутри.

Со следующим способом (символическая аналогия) все намного сложнее. Здесь требуется парадоксальность мышления и хорошие вербальные навыки, ибо задача символической аналогии в том, чтобы обозначить обсуждаемый предмет или явление двумя словами, имеющими между собой явное противоречие. Примеры из классики: «живой труп», «оптимистическая трагедия» или «человек в футляре».

И наконец, самый легкий и приятный способ - фантастическая аналогия . Вспомните, как мы все в детстве мечтали, чтобы появился добрый волшебник и решил наши проблемы. Давайте попытаемся представить как вмешательство чудесных сил может решать нашу проблему и теперь - тем более что целый арсенал магических предметов, почерпнутых нами из сказок, тоже в нашем распоряжении.

Известный английский физик Максвелл, кстати, именно так и приходил ко многим своим открытиям. Все что требовалось - это представить демона, который решает проблему, а потом придумать чем собственно этого демона заменить.

Итак, суммируя все вышесказанное приведем алгоритм использования техники синектики:

Заслушивается имеющаяся информация по обсуждаемой проблеме.

Заказчик определяет проблему и желаемую цель.

Генерируется перечень ключевых слов, характеризующих проблему

На основе этого списка с применением четырех методов синектики генерируется первый уровень абсурдных идей, непосредственно касающихся желаний заказчика

На основе первого уровня руководитель просит сформировать второе поколение идей, сделав их максимально практичными, но при этом без потери оригинальности

Из сформированных вариантов клиентом выбирается наиболее интересная версия.

Метод синектики

Автор синектики Уильям Гордой, стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного – в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры (рис. 5.8).

Рис. 5.8. Факторы реализации метода синектики

Термин "синектика" означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных "творцов" в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

  • 1) превращение незнакомого в знакомое;
  • 2) превращение знакомого в незнакомое.

В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.

Аналогии используются как средства для смещения процесса исследования проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга.

Для активизации мышления и управления им У. Гордон применил четыре вида аналогий: прямые, личные, символические, фантастические. Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности.

Считается, что сила решений, вырабатываемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, опыта, эмоциональных особенностей, поэтому важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Кроме того, в группу включают двух-трех специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт.

В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого – сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого – сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме). Подробнее этапы сеанса синектического штурма представлены далее (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Вариант этапов синектического штурма

Номер этапа

Наименование

Время, мин

Формулирование проблемы

Мозговой штурм

Повторное формулирование проблемы

Создание прямой аналогии

Создание личной аналогии

Создание символической аналогии

Создание второй прямой аналогии

Анализ аналогий

Вынужденное согласие

Формулирование вариантов решения

  • 1. Формулирование проблемы заключается в информировании участников о порядке работы и разъяснении сути проблемы. При этом каждый участник штурма сообщает всю имеющуюся у него информацию о рассматриваемой проблеме.
  • 2. Мозговой штурм позволяет собрать (но не оценить) спонтанные предложения по решению проблемы. Участники не должны быть чем-либо обременены.
  • 3. Повторное формулирование проблемы нужно для того, чтобы все участники исходили из одинакового понимания сути решаемой проблемы.
  • 4. Создание прямой аналогии помогает найти соответствия для решения проблемы в другой области на основе генерирования вариантов в рамках бисоциации. Ведущий задает область (природа, техника, история, экономика, социум, искусство, спорт или музыка). Участники ищут ответы на вопрос: "Как в рассматриваемой области решена исследуемая проблема?" Ответы обобщаются, и производится выбор наиболее удачного из них.
  • 5. Создание личной аналогии позволяет участникам вжиться в проблемный предмет, чтобы ответить на вопрос: "Что я чувствую или как я действую, будучи...?" Из наработанных вариантов отбирается наиболее удачный.
  • 6. Создание символической аналогии (исходя из выбранного на предыдущем этапе предложения) побуждает искать необычные сравнения с формами, образами или звуками.

На этом этапе важно "уплотнить ощущение", поэтому допускаются и парадоксальные сравнения, как, например, "стремительная медлительность", "мгновенная вечность" и т.д. И в этом случае производится выбор наиболее удачного варианта решения проблемы.

  • 7. Создание второй прямой аналогии необходимо для того, чтобы осуществить поиск аналогий в другой, не исследованной еще на четвертом этапе, области. По результатам поиска выбирается решение или группа решений.
  • 8. Анализ аналогий производится в виде фиксации признаков и функциональных принципов выбранных аналогий и определения отличительных характеристик.
  • 9. Вынужденное согласие начинается с того, что список признаков проецируется на исходную проблему: "Что означают эти признаки в контексте проблемы?" Участники должны вернуться к постановке вопроса и найти приемлемые идеи, договорившись между собой.
  • 10. Формулирование вариантов решения происходит с учетом тех идей, которые были разработаны на девятом этапе. Их количество не имеет значения – решающим является способность участников выработать идеи, которые можно подвергнуть дальнейшей разработке, потому что именно это и есть цель синектической) сеанса.

Метод коллективных ассоциаций

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Структурная схема метода коллективных ассоциаций

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дастся определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных.

Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков. Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Для найденных решений снова можно искать дальнейшие способы их реализации.

Методы, использующие карточки

Методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру решений. Кроме того, вербальные описания дисциплинируют участников, предъявляя требования к лаконичности высказывания мыслей, и позволяют визуализировать процесс генерирования идей, подключая тем самым дополнительные каналы восприятия и создавая дополнительные ассоциации.

К методам, использующим карточки, относятся : метод анкетирования Кроуфорда, метод 635, диаграмма родового сходства, техника расчленения.

  • Данные методы подробно рассмотрены в .

Top