Зимние явления в неживой природе. Занятие в подготовительной группе «Зимние явления природы Зимние явления в жизни природы

Некоторые из нас постоянно жалуются на зиму: холод, сложные условия вождения, и мы все время где-то застреваем. Да, вся слава достается лету. И правда, зима может быть опасной. Но она может также быть невероятно красивой. щВ это время года разный снежный и ледяной покров укрывает землю. Тем не менее, некоторые виды снега являются очень странными по сравнению с другими. От таинственных ледяных шаров, омываемых водой на пляже в Сибири, до сосулек, которые вырастают на целые метры под океаном, эти явления далеки от того, чтобы назвать их обычными.

10. Световые столбы


Окрашенные в пастельные тона и парящие над землей, эти световые столбы часто принимают за НЛО. Те, кто видит их в морозную зимнюю ночь, часто восхищаются их красотой, которая кажется работой инопланетян или какой-то потусторонней силы. Тем не менее, научное объяснение появления световых столбов вполне мирское.

«Как и все виды сияний, они представляют собой собранные вместе лучи света, в которых содержатся миллионы кристаллов [льда], отражающих свет определенным образом по отношению к вашим глазам или камере», - объясняет Лес Коули (Les Cowley), физик, вышедший на пенсию, и эксперт по атмосферной оптике.

Во время очень холодных, безветренных ночей кристаллы плоского льда с больших высот могут опускаться к земле и отражать уличные фонари городов и огни автомобилей, в результате чего появляются причудливого вида световые столбы. Они часто приобретают тот же цвет, что и огни, которые они отражают, что объясняет их многоцветие.

Интересно, что подобные явления могут возникать, когда солнечный или лунный свет отражаются кристаллами льда, что приводит к образованию солнечных и лунных столбов.

9. Пенитентес


Эти странные снежные образования напоминают смертоносные шипы. Фактически, некоторые из них могут достигать гораздо большей длины, чем длина плеча человека - до 6 метров! Без каких-либо других следов снега вокруг пенитентес, удивительно наблюдать, как как эти похожие на когти лезвия поднимаются с земли, словно фигуры в капюшонах.

Пенитентес образуются из затвердевшего снега или льда на высоте более 4000 метров. Их можно найти на поверхностных равнинах, где снег является самым глубоким, а лучи солнца не слишком сильны.

В результате процесса сублимации (когда снег испаряется, не превращаясь при этом в жидкость), снег случайным образом истончается, поскольку некоторые участки сублимируются быстрее других, оставляя более глубокие углубления. Со временем формируются поля шипов. Не стоит обманываться их утонченным внешним видом. Хотя они могут быть красивыми, это сложное препятствие для альпинистов.

8. Ледяные шары


В 2016 году жителей одной отдаленной деревушки в Сибири обнаружили странные предметы, которые, казалось, были вымыты на берег из моря.

На протяжении 18 километров берег Оби покрывали ледяные шары, размером до одного метра (самые крупные) или с теннисный мяч (самые мелкие). Казалось, что природа готовилась к тому, чтобы играть в снежки. Даже старейшины села не знали, что это такое.

Известные также как «ледяные валуны», ледяные шары образуются из наледи (густая смесь кристаллов льда и воды). Вода и сильный ветер катают куски льда туда и обратно, чтобы придать шарам сферическую форму, они могут также окрашиваться за счет песка.

Тихие волны приводят к образованию шаров более сплюснутой, блиноподобной формы. К сожалению, учитывая их вес, который может достигать 23 килограммов, эти шары, состоящие из цельного куска льда, не сделают игру в снежки приятной.

7. Ледяные вулканы


Все знают, что такое вулканы. Неистовые и устрашающие проявления могущества природы, эти огненные отверстия в земной коре извергают расплавленную лаву и смертоносные газы. Тем не менее, существует также вулкан, извергающий расплавленный лед.

Ледяные вулканы (они же криовулканы) подобны обычным вулканам, когда под поверхностью образуется давление, что приводит к извержению, которое получается либо сильным, либо спокойным. Вместо того, чтобы извергать расплавленные камни, ледяные вулканы извергают замороженные водяные газы, аммиак или метан.

Открытие этих вулканов на Плутоне в 2016 году вызвало ажиотаж, хотя ранее они были задокументированы в 1989 году на Тритоне, самой большой луне Нептуна.

Криовулканы могут достигать колоссальных размеров. Один из них, Райт Монс (Wright Mons) на Плутоне, достигает ошеломляющей высоты в 4 километра и длины в 145 километров.

6. Снежная гроза


Казалось бы, два совершенно несовместимых слова – снежная гроза, но именно она и случается, когда во время метели сверкает молния и гремит гром. Для этого должны возникнуть подходящие условия. Погода должна быть достаточно холодной, чтобы пошел снег, но слой воздуха у земли должен быть теплее, чем воздух над ним.

Как и во время грозы, теплый и влажный воздух поднимается вверх, создавая нестабильные воздушные колонны, которые затем конденсируются в облака. Когда обычные снежные облака формируют выпуклости, называемые башенками, это означает появление нестабильных воздушных потоков, которые приводят к выпадению осадков, таких как град или снег.

Когда эти частицы сталкиваются друг с другом, накапливается электрический заряд и высвобождается в виде молнии. К сожалению, даже если вы находитесь в правильном месте для такой редкой погоды, самое большее, что вы сможете увидеть - это яркая вспышка, за которой следует раскат грома.

5. Лед в виде блинчиков


Странные, замерзшие лилии покрыли пруд круглыми листьями, достигающими до 3 метров в поперечнике. Эти круглые плиты напоминают своеобразный Фрисби или пиццу, но они состоят из льда толщиной до 10 сантиметров.

Когда наледь собирается на поверхности спокойной воды при температуре ниже нуля, ледяные плиты натыкаются друг на друга, формируя круглые льдины с поднятыми кромками. В более бурном океане плиты наледи надвигаются друг на друга, в конечном итоге замерзая в твердый ледяной лист.

Эти образования красивы, но жутковаты. Хотя чаще всего они встречаются в Антарктиде, но могут появляться в любом месте, если для этого есть подходящие условия.

4. Иней


Определение слова «иней» в Староанглийском словаре звучит как «отображающий сходство белого морозного оперения с бородой старика». Морозное «оперение» можно увидеть, покрывающим деревья, листья и кусты тонким слоем кристаллов льда в морозный день, создавая тем самым видимость зимней страны чудес.

Иней создается по тому же принципу, что и роса. Когда молекулы водяного пара вступают в контакт с травой или другим объектом при температурах ниже нуля, происходит выпадение осадка. Отложение осадка (когда вода из газообразного состояния переходит в твердое) приводит к тому, что объект покрывается кристалликами льда, напоминающими перья. Чем больше влаги в воздухе, тем толще покрытие, так как мороз образует более крупные и более сложные узоры.

3. Замерзшие лягушки


По мере того, как дни становятся короче, а температура падает ниже нуля, у разных животных есть свои собственные методы, чтобы приспособиться и выжить в течение наступающей зимы. В то время как медведи засыпают, а гуси улетают на юг, у древесной лягушки есть загадочная, сверхъестественная стратегия: она просто позволяет себе замерзнуть.

В отличие от большинства лягушек, которые прячутся в грязи под озерной водой, древесные лягушки роют норы в земле. Листья обеспечивают совсем немного тепла, и вскоре тело лягушки совсем застывает. Сердце перестает биться, органы перестают функционировать, и кровь замерзает.

В других организмах замерзание повреждает ткани, разрушая деликатные структуры клеток кристаллами льда. Клетки обезвоживаются и больше не могут функционировать. Древесная лягушка избегает этой опасной для жизни ситуации, производя большое количество глюкозы и транспортируя ее в клетки, чтобы эффективно использовать в качестве антифриза.

Также повышается и уровень мочевины, что увеличивает защиту. В то время, как сами клетки не замерзают, вода замерзает в коже, глазах и мышцах, брюшной полости, где она окружает определенные органы, в результате чего лягушка превращается в твердый брусок.

Когда приходит весна, животное оттаивает изнутри. Сердце и легкие начинают функционировать снова, и лягушка выпрыгивает из норы, как будто ничего не случилось.

2. Небесная пробоина


Это выглядит так, словно гигантская рука потянулась вниз и оторвала кусок облаков, оставив рваную рану посредине неба. Что это? Дело рук Божьих? Или инопланетян? Или странное облачное образование?

Небесные пробоины возникают, когда погодные условия становятся идеальными для этого. Капли воды в облаках должны находиться при температуре ниже нуля, но при этом недостаточно низкой, чтобы пошел снег. Капельки, составляющие облака, не замерзают. Вместо этого они остаются в состоянии переохлажденных водяных капель.

В конце концов, некоторые из них превращаются в лед, и начинается цепная реакция, во время которой замерзает остальная часть водяного пара. Пар, который не превращается в лед, испаряется, что приводит к образованию дыры в облаке.

Исследования подтвердили, что пролетающие в этих слоях атмосферы воздушные суда ответственны за начало процесса замерзания. Когда самолеты пролетают сквозь облако, воздух охлаждается, проходя через крылья и пропеллеры самолета. Этого охлаждения достаточно, чтобы капли стали замерзать.

Хотя небесная пробоина кажется волшебной работой некого гиганта, пробившего облака, это всего лишь дело человека.

1. Сосульки смерти


Забудьте о сосульках. Брайникл формируется на дне океана и так же смертелен, как и обворожителен. Морской лед образуется в морозных условиях Арктики и Антарктиды. Соль вытекает изо льда, что увеличивает соленость воды и снижает температуру ее замерзания.

Плотность также увеличивается. Соленый рассол не может превратиться в лед и погружается в более теплую воду, расположенную дальше в океане, в результате чего окружающая вода замерзнет и формирует брайникл. Когда гигантское синее щупальце опускается вниз, чтобы коснуться морского дна, оно превращает в лед (убивает) все, чего касается.

«Они выглядят как перевернутые кактусы, которые выдувают из стекла. Они невероятно нежные и могут сломаться от малейшего прикосновения», - говорит Эндрю Тэрбер (Andrew Thurber), профессор Университета штата Орегон (Oregon State University).

И тем не менее, смертельные отростки могут также скрывать жизненно-важные секреты.
Бруно Эскрибано (Bruno Escribano), исследователь из Центра прикладной математики Basque Center for Applied Mathematics, объясняет: «Внутри морского льда высокая концентрация химических соединений, здесь есть липиды, жиры, которые покрывают внутреннюю часть «отростков». В результате последние могут функционировать как примитивная мембрана - одно из условий, необходимых для жизни».

Одним из самых красивых времен года, безусловно, является зима. Ее с нетерпением ждут и дети и взрослые, ведь морозная снежная погода зимой всегда поднимает настроение.

Классификация природных явлений: примеры

Климатические аномалии подразделяются по характеру происхождения, воздействия, продолжительности, масштабу и регулярности. Сами по себе представляют собой любое естественное метеорологическое изменение.

По происхождению они бывают геоморфологическими, биогеохимическими, космическими и климатическими. Самыми распространенными считаются последние (дождь, тайфун и т. д.). А наиболее красивые из них - зимние явления природы (примеры: снег,

В Азии и Америке в последнее время участились случаи геоморфологических феноменов (цунами, вулканы, землетрясения).

По продолжительности метеорологические аномалии подразделяются на мгновенные, кратко- и долговременные. К первым относят и землетрясение, ко вторым - паводок, дождь, шквал, а к третьим - пересыхание реки или изменение климата. Что касается регулярности, то по этому критерию природные явления могут быть сезонными или суточными.

Наибольшую опасность для жизни людей представляют стихийные метеорологические феномены - смерч, тайфун, молния. К таковым могут относиться и зимние снежный шквал и аномальный мороз).

Существуют в окружающем мире и довольно интересные редкие феномены. Среди них можно выделить лунную радугу, гало-эффект, звездный дождь, полярное сияние и многие другие.

Чем характеризуется зима: примеры

По праву считается самым суровым периодом в северных широтах. Стоит отметить, что ближе к экватору зима наступает в июне-июле. Связано это с тропическим климатом и полярностью планеты.

Одним из первых признаков приближения зимы являются незначительные заморозки и короткий световой день. Погода зимой в странах Северного полушария, особенно в России и Скандинавии, иногда поражает своей беспощадностью. Например, в Норвегии температура воздуха может опуститься до -45 градусов, а в Сибири и вовсе до -70 градусов. Зато насколько прекрасна природа зимой (фото см. ниже)! Особенно это касается диких лесов и высоких гор.

Кроме того, с приближением этого времени года наблюдаются такие зимние явления природы, как низкие облака, отсутствие ветра, мороз. Наиболее частыми климатическими аномалиями с середины декабря являются снег, метель, сугробы, гололедица и прочие.

Зимние явления: мороз

В это время года в северных странах стоит очень холодная погода. Зимой морозы там могут достигать порога в -60 градусов и ниже. В странах с умеренным климатом погодные условия являются более терпимыми и мягкими (до -20 о С).

Мороз как природное явление можно подразделить на категории:

  • слабый (до -3 о С);
  • умеренный (до -12 о С);
  • значительный (до -22 о С);
  • лютый (до -43 о С);
  • крайний (до -54 о С);
  • аномальный (ниже -55 о С).

Стоит отметить, что морозная погода при сухом климате переносится куда легче, чем при влажном.

Зимние явления: снег

Выпадение осадков в морозную погоду происходит в виде кристаллизованных капель воды. Во время прохождения через холодные частички влаги замерзают, сцепляются и падают на землю. Это явление и называется снегом. Оно считается самым частым по вероятности наступления в зимний период после мороза.

Стоит отметить, что каждая снежинка не превышает в диаметре 5 мм. Тем не менее, в природе неоднократно наблюдались и исключения (до 30 мм). По форме снежинки отличаются друг от друга. В первую очередь это касается переплетения граней. Несмотря на это, все они имеют идеальную симметрию и четкие контуры. Каждая снежинка представляет собой шестиугольник. Такой формат образования обуславливается формой молекулы воды, которая имеет 6 граней. Именно поэтому в итоге кристаллики льда, соединяясь и наращиваясь в атмосфере, создают идеальный шестиугольник. Также на форму снежинки влияют влажность и температура воздуха. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем больше и причудливей будет контур.

Выпадение снега зимой играет очень важную роль. Сугробный настил хорошо держит тепло, не давая растениям и насекомым погибнуть в сильный мороз. Также снег создает достаточный запас влаги для того, чтобы флора в весенний период могла вовремя пробудиться.

Зимние явления: метель

Этот природный феномен представляет собой перенос снега с поверхности сильным ветром. В настоящий момент выделяют 3 вида метели: низовую, общую и поземок.

Снежные бури (фото см. ниже) поднимают частички льда на определенную высоту от поверхности земли, из-за чего заметно ухудшается видимость. Если слой покрова по вертикали составляет около 2 метров, такая метель называется низовой. При ней горизонтальная видимость практически равна нулю. С другой стороны, небо и облака просматриваются хорошо. Скорость ветра при низовой буре составляет порядка 10 м/с.

Во время общей метели перенос снега осуществляется в приземном атмосферном слое. Движение частичек замерзшей воды происходит на километры вверх. При этом горизонтальная видимость может достигать более 2 метров. Определять небесные тела возможности нет. Скорость ветра во время такой метели превышает 12 м/с.

Поземок представляет собой перенос снежного покрова до метра. При этом присутствует отличная и вертикальная, и горизонтальная видимость. Такое явление наблюдается чаще всего при снегопаде. Скорость ветра варьируется от 4 до 6 м/с.

Зимние явления: гололед

Эта природная аномалия напрямую связана с выпадением осадков. Не стоит ее путать с гололедицей. Это два разных понятия.

Гололедица представляет собой покров замерзшей воды (при таянии снега или после дождя). Появляется только при заметном понижении температуры. Образуется даже в 0 градусов.

Гололед - это образование ледяной корки на деревьях, земле, проводах, которое связано с выпадением осадков на замерзшую поверхность. Это явление возникает чаще всего во время резкого потепления в верхних слоях атмосферы.

Гололед считается одним из самых опасных метеорологических феноменов на земле, поскольку с ним связаны тяжелые травмы и автомобильные аварии. Тем не менее, такие зимние явления природы для детей особенно интересны и долгожданны, потому что можно вдоволь накататься на коньках и санках по льду, как по катку.

Нарастание гололеда происходит за считанные часы. Зато его разрушение идет крайне медленно. Чаще всего этот процесс затягивается на несколько суток.

Зимние явления: ледостав

Этот процесс возникает только на водоемах. Его продолжительность варьируется в зависимости от ландшафтной зоны и температуры воздуха. Ледостав представляет собой образование замерзшего слоя воды. Покров начинает формироваться в том случае, когда температура в реке (озере) опускается до нуля градусов. Стоит отметить, что на мелководье он образуется значительно быстрее. Оптимальными условиями для возникновения ледяного слоя являются низкая температура воздуха и отсутствие ветра. В метель покров образуется только у берегов.

Такие зимние явления природы очень опасны для человека. В любой момент покров может треснуть, особенно велика вероятность трагедии во время ледохода. Этот процесс происходит на реках с быстрым течением. Вода начинает размывать лед и уносить его осколки дальше от берега. Постепенно замерзшие обломки наращиваются из-за столкновения и образуют толстые торосы.

Зимние явления: морозные узоры

Часто с минусовой температурой воздуха на окнах образуются странные узоры, словно нарисованные белой краской. Структура этих образований всегда древовидная. В метеорологии их часто называют дендритами.

Морозные узоры появляются на стекле в виде замерзших молекул воды, когда на улице температура воздуха опускается ниже 2 градусов. Это своеобразный слой рыхлого, непрозрачного льда. Стоит отметить, что в образовании узоров большую роль играют микротрещины и царапины на стекле.

Дендритная кристаллизация всегда начинается внизу окна, поскольку на молекулы воды действует сила тяжести. Учеными доказано, что при относительной влажности и резком перепаде температуры с плюса на минус подобные узоры способны покрыть 1 квадратный метр стекла всего за пару часов.

Зимние явления: сугробы и сосульки

Значительное выпадение осадков в минусовую температуру всегда влечет за собой большие снежные покровы. В большинстве случаев сугробы образуются в результате длительной метели. Возникают наносы на любых препятствиях - будь то стена, забор или же небольшой пенек. Сугробы напоминают собой песчаные дюны, но являются значительно рыхлее и пышнее. Образуются с препятствия.

Сосулька представляет собой кусок льда, который свисает с какого-либо объекта (крыши, ветки, провода). Обычно она имеет конусовидную форму. Образуется во время таяния снега или стекания воды. Капли быстро замерзают под действием низкой температуры воздуха, формируя окончательную форму сосульки.

Такие зимние явления природы крайне опасны для людей с наступлением плюсовой температуры воздуха. Также сосульки могут упасть вниз под действием собственной тяжести. Кроме того, из-за толстых ледяных образований часто обрываются провода и ломаются ветки деревьев.

Редкие зимние явления природы

Одной из самых удивительных климатических аномалий, связанных с этим временем года, считается снежная гроза. Такое явление случается раз в 10 лет. Снежные грозы происходят из-за резкого повышения дневной температуры воздуха. Быстро движущиеся глубокие циклоны пригоняют влажный наэлектризованный воздух, который опускается на холодную землю большими массами с раскатами грома и молниями.

Еще одним редким явлением считается снежная радуга. Эта аномалия заставляет очередной раз удивиться, какой непредсказуемой и чудесной бывает природа зимой (фото см. ниже).

Радуга возникает из-за преломления лучей солнца на кристалликах льда, которые зависли в воздухе. Для этого необходимы 4 условия: высокая влажность, яркое солнце, отсутствие ветра.

Очень редким, но крайне опасным зимним явлением считается снежный шквал. Хотя в последние годы с изменением климата на планете эта аномалия встречается все чаще. Под шквалом понимается сильная снежная буря со скоростью ветра более 60 км/ч. Такой шторм всегда знаменуется гибелью людей и серьезными разрушениями.

Зима - суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Наиболее часто встречаемые природные явления зимой:

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния . Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель - самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица . Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.

Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав , парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы - явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы - сосулька - кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне , когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.

Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега) , поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.

Программное содержание:

  1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха) .
  2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
  3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа
  4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.
  5. Воспитывать стремление сохранить и оберегать природный мир, видеть его красоту.
  6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.

Предварительная работа

  1. Рассматривание картин на зимнюю тематику
  2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.
  3. Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.
  4. Рисование снежинок.
  5. Вырезывание снежинок из салфеток.

Материалы и оборудование

Дем. - модели планет (Солнца и Земли) ; наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. - одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке) , снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Методические приёмы: исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.

«Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И ВЕСНА настала!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси, вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте П

представим, что планета наша разделена на четыре части, |на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей -осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего- здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского

«Летят снежные пушинки» . Хотите его послушать?

Ответы детей

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

О каких снежных пушинках идет речь?

На что были похожи снежинки? («Цветок с шестью лепестками» , «Звездочка с шестью лучами» )

Где побывали ученые? (в облаках)

Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)

Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)

Как образуется наст? (твердая корочка на снегу)

Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?

А почему заяц по насту мчится как по паркету?

Физкультминутка "Зимний сон"

Тихо, тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках)
Теплым одеялом укрывая,
Землю и деревья, и дома.

Над полями легкий снег кружится,
В полночь звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на елках золотые совы,
В сказочном сиянии луны.
На опушки леса спят сугробы
Как большие снежные слоны.

Все меняет форму и окраску,
Гасят окна сонные дома.
И, зима рассказывая сказки
Засыпает медленно сама.

Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые - исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло) . А, что еще вы видите на столах? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле) . А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово "пожалуйста") . Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная) . Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег) Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный) . Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным) .

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат) . Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)

Воспитатель: Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата) .

Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое) . А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды) , (холодная) . Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую) . В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды) .

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега) . Обращает внимание детей на то, что снег - это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет- грустную.

Ирина Ведерина
Конспект занятия по ознакомлению с природой «Зимние явления в природе»

Цель : создание условий для расширения представления детей о зимних явлениях в природе . Задачи :

Обучающая.

Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе , связанные с зимним периодом ; упражнять в подборе определений к заданному слову.

Активизировать словарный запас (метель, иней, снегопад и др.) .

Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментальной деятельности.

Развивающая.

Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать навыки воображения детей.

Развивать познавательную активность , творчество.

Воспитывающая :

Воспитывать любовь к природе , интерес к изучению природы .

Материалы : тарелочки со снегом, салфетки.

Ход НОД:

1. Мотивационно-побудительный этап.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно :

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек -

Их укрыл пушистый. (снег) .

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая. (снежинка) .

Снег от холода стал синий,

На деревьях - белый иней.

Даже Бобик прячет нос,

Ведь на улице. (мороз) .

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот -

Не вода в ручье, а. (лед)

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла. (зима) .

Правильно – это зима. Зима – это волшебное, сказочное время года.

2. Основная часть. Организационно-поисковый этап.

Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе » : «Зимние братья » .

Расскажу я вам о зимних братьях . Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые.

Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команда лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ - он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели , бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата : мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.

Угадайте, о каких братьях-месяцах говорится в рассказе? Как их называют?

Загадки о зимних месяцах :

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей - длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет-

Мы встречаем Новый год.

(декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду-упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится :

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

(январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?

(февраль)

Молодцы, правильно угадали!

Рассказ о зимних месяцах : декабрь, январь и февраль.

В старину месяц декабрь называли «студень» . Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, а сосна и ель остаются по-прежнему зелеными. В декабре дни короткие, ночи длинные, темнеет рано, а иногда бывает сильный мороз. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года.

Январь. Месяц январь называли «Лютень» . «Месяц январь - зимы государь» - так в народе его называли. В январе сугробы высокие, мороз на стеклах рисует удивительные узоры. В январе отмечают праздник Рождества Христова. У детей много забав веселых в этом месяце.

Февраль – последний зимний месяц . В этом месяце дуют сильные ветры, метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «Снеговеем» . В феврале дни становятся длиннее, и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежные фигуры, играть в снежки. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.

Физкультминутка.

На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам и

Чтобы носик не замерз, топают ногами)

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают

Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят) снежинки.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, (Потягивания - руки в стороны) .

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен) .

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте) .

И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места) .

Дидактическая игра «Подбери слово-признак»

Ребята, зимние месяцы предлагают вам интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы : Какой? Какая?

Зима (Какая)

Дети : снежная, морозная , холодная

Снежинка (Какая)

Дети : красивая, легкая, пушистая

Елка (Какая)

Дети : красивая, нарядная, зеленая, душистая, новогодняя, настоящая, лесная

Ветер (Какой)

Дети : сильный, страшный, холодный

Снегопад (Какой)

Дети : сильный, красивый, легкий

Метель (Какая)

Дети : снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.

Иней (Какой)

Дети : серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.

Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!

Экспериментирование «Зимние явления в природе » .

Ребята, рассмотрите внимательно снег в тарелочках. Какого цвета снег? Имеет ли он запах? (Ответы детей) .

Понаблюдайте. Что с ним происходит? (Тает) . Почему снег стал таять? (В помещении детского сада тепло, температура воздуха выше, чем на улице).

Какая стала вода, после таяния снега : чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи? (Вода после таяния снега становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи).

Чтение стихотворения А. Бродского «Мороз» :

Невидимкой осторожно,

Он является ко мне,

И рисует, как художник

Он узоры на окне.

Это клён, а это ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Я гляжу - не оторваться

Веток линии нежны!

А художник - рад стараться,

Даже кисти не нужны.

Какие узоры рисует мороз на окне?

3. Рефлексивно-корригирующий этап.

Отгадайте ещё одну загадку :

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

(Зима и Зимние месяцы ) .

О чём мы говорили на занятии ? (О зиме, зимних месяцах ) .

Назовите зимние месяцы .

О каких зимних явлениях мы говорили ?

Ребята, а что мы делали на занятии ? (Отгадывали загадки, играли в игры, проводили наблюдение за таянием снега).

А вы хотите, поиграть в снежки и слепить снеговика? (Да) . Тогда нам пора на прогулку!


Top