Свято боголюбский женский монастырь. Боголюбский монастырь

ЗАГОРОДНАЯ КРЕПОСТЬ-ДВОРЕЦ БОГОЛЮБОВО

Боголюбская загородная крепость строилась с 1157 по 1165 гг. См. .

Свято-Боголюбский мужской монастырь

Князь Андрей был зверски убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н.Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в нач. XIII в., однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.
По другой версии монастырь был учрежден самим князем Андреем Боголюбским. Во время своего учреждения, монастырь управлялся игуменами, и первым его игуменом был Сергий, избранный самим великим князем в 1158 г.

В 1213 г. скончался живший на покое в Боголюбском монастыре , еп. Ростовский и Суздальский, который был погребён у стен Богородице-Рождественского храма Суздаля вместе с прочей братиею.

23 ноября 1263 г. в Городце на обратном пути из Орды скончался (принял перед смертью иноческое пострижение с именем Алексий). Тело его было привезено и положено в Боголюбском монастыре. Сюда же прибыли из Владимира извещённые о его кончине митрополит Владимирский Кирилл со множеством духовенства и народ. Взяв гроб с телом благоверного князя, они с честью понесли его во Владимир, где отпели и погребли останки князя в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском мужском монастыре Владимира.

В 1360 г. Боголюбский монастырь посетил Московский митрополит , основавший тогда же в соседнем с. Добром Константино-Еленинский монастырь.

В 1-й трети XVI в. монастырь получил права на рыбные ловли в р. Клязьме.
В 1506 г. умер Феодосий – игумен Боголюбского монастыря.
1506-1515 гг. – игумен Иосиф. 1515-1530 гг. – игумен Варлаам. 1530 - сентябрь 1538 гг. – игумен Симеон. 1538-1548 гг. – игумен Геласий. 1548-1550 гг. (посвящен в архимандрита и переведен в другой монастырь) – игумен Гурий. 1550-1554 гг. - игумен Феодосий.
1554-1566 гг. – игумен Александр.
В 1550-х гг. в обитель приезжал царь Иван Грозный: в 1554 г. по челобитию Боголюбского игумена Александра царь Иоанн Васильевич Грозный своей рукой подписал и утвердил все прежде данные монастырю великими князьями жалованные грамоты и кроме этого дал ещё свою царскую жалованную грамоту, чтоб монастырских слуг и крестьян во Владимире никому ни по каким делам не судить. Для этого был даже назначен от Его Величества опекун - певчей дьяк Василий Парфеньев.
1566-1578 гг. – игумен Максим. 1578-1585 гг. – игумен Тихон. 1585-1591 гг. – игумен Мисаил (или Михаил). 1591-1594 гг. – игумен Трифон. 1594-1598 гг. – игумен Прохор. 1598-1599 гг. – игумен Нифонт. 1599-1605 гг. – игумен Иов (Кайсаров). 1605-1615 гг. – игумен Савватий. 1615-1622 гг. – игумен Евфимий. 1622-1631 гг. – игумен Пафнутий. 1631 г. – игумен Иосиф. 1631-1635 гг. – игумен Елисей.

Жалованной грамотой царя Михаила Федоровича от 28 июля 1619 г. монастырю предоставлялось право собирать деньги за перевоз через р. Нерль близ с. Добрынского. В 1622 г. село Ославское по жалованной вотчинной грамоте царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета записано за Боголюбовым монастырем. В 1634 г. монастырь был пожалован посадным двором во Владимире. Одним из важнейших источников обеспечения монастыря была руга (гос. жалованье духовенству, выдававшееся хлебом, иногда деньгами).
1635-1638 гг. – игумен Савватий. 1638-1644 гг. – игумен Евфимий.
В январе 1643 г. по пути на богомолье во Владимир Боголюбский монастырь посетил патриарх Иосиф.
1644-1648 гг. – игумен Кирилл. 1648-1654 гг. – игумен Филарет.
В январе 1653 г. Боголюбский монастырь посетил патриарх Никон. Он присутствовал на богослужении и одарил братию милостыней.
1654-1660 гг. – игумен Левкий. 1660-1665 гг. – игумен Петр.

Викентий - монах и уставщик (т. е. знатоком и блюстителем порядка и образа совершения церковных служб по всем дням целого года, а также порядка и образа монастырской жизни, знатоком богослужебных книг и пения) Рождественского монастыря в 1661 г. создал синодик Боголюбова монастыря. В 1672 г. он известен уже как архимандрит Викентий, исправивший жития св. Александра Невского; в 1675 г. он был переведен в Троице-Сергиеву Лавру, а в 1676 г. присутствовал при поставлении на царство царя Федора Алексеевича. Имя этого человека многократно фигурирует во Вкладной книге Рождественского монастыря кон. XVII в., как архимандрита Викентия "дому Пресвятыя Живоначальныя Троицы и преподобных отец наших Сергия и Никона радонежских чудотворцов", который с 1678 по 1694 гг. давал в монастырь почти ежегодные щедрые пожертвования (иногда по обещанию) крупными суммами в сто, сто двадцать пять, двести, триста рублей - на каменное строение, связное к нему железо и другие нужды, дарил иконы, деисусы и целые иконостасы, драгоценные книги, облачения, украшения для ризницы и т.д., а в 1695 г. "ноемврия в 20 день по нем же архимандрите Викентии дано в казну 80 рублев денег, в вечное поминовение души его". Такая щедрость и привязанность к Рождественскому монастырю архимандрита из Троице-Сергиева монастыря может объяснятся лишь его происхождением отсюда.
Миниатюры синодика представляют собой довольно крупные, в размер листа, оконтуренные рисунки, тонированные неплотными красками трех - четырех цветов: красновато-коричневой, оранжевой (алой), зеленой, серой. Наиболее интенсивным оранжевым тоном раскрашена одежда, отделка на одеждах и детали мебели другого цвета. Зеленый цвет преобладает в одежде и архитектуре. Серым тоном окрашены предметы интерьера, оконные и дверные проемы, архитектурные детали. Миниатюры исполнены умелой рукой: рисунок четкий и правильный, красивых линий и пропорций, в тактичной и сдержанной колористической манере.
Архитектура в миниатюрах только служит благодатным фоном, позволяющим придать убедительность и универсальность или, напротив, конкретность сюжету. Архитектурный стаффаж древнерусских миниатюр не является в прямом смысле документальным изображением. Архитектурный фон составлялся из набора нескольких условных схем, пришедших из византийской и эллинистической миниатюры. Однако в более позднее время рисовальщик часто видел и знал то, что рисует, и стремился более или менее узнаваемо передать натуру, как это нередко встречается в Лицевом летописном своде XVI в. В миниатюрах Боголюбовского синодика этот опыт вполне усвоен монахом Викентием - искусным книжником и опытным рисовальщиком, хотя текст и рисунки и не называют определенного места. Будучи монахом и уставщиком Рождественского монастыря, он, конечно, должен был неоднократно бывать в Боголюбовском монастыре, и в рисунках могли вполне естественно передаться его живые впечатления. Осторожно обозначим их как архитектурные реминисценции.

1665-1667 гг. – игумен Нектарий. 1667-1673 гг. – игумен Филарет. 1673-1678 гг. – игумен Никон (произведен в архимандриты в Жураховский монастырь). 1678-1684 гг. – игумен Игнатий.
В 1678 г. или 1680 г. по пути во к благочестивому настоятелю Иллариону (будущий Суздальский митрополит) в монастыре останавливался царь Федор Алексеевич, пожертвовавший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест.

Церковь мученика Леонтия построена была в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведённой ещё князем Андреем в 1158 г. (явление Богоматери князю Андрею произошло 18-го июня 1155 года в день памяти св. мученика Леонтия). В 1804 г. она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид. Тогда же она была переименована из Леонтьевского в Благовещенскую (Благовещенская трапезная церковь ), а в честь св. мученика Леонтия по левую сторону оставлен придел. В верхнем этаже храма помещался сам храм, а в нижнем этаже были устроены монастырские братские кельи и просфорня, в 1890 году заново отделанные.
Иконостас столярный, выкрашен голубой краской. На нем капители, карнизы с резными золочеными рамами для икон. Над царскими вратами в сиянии образ Владимирской и Боголюбивой Божией Матери в серебряной ризе, дар Спиридонова в 1820 г. В середине этого образа, в футляре, за стеклом врезана патриаршая панагия с резным изображением Успения Богоматери; в панагии находится часть Животворящего Древа Господня; весу в серебре 1 ф. 2 зол.



Благовещенская трапезная церковь


Иконостас Благовещенской церкви. Фотооткрытка. 1916–1923 гг.
В центре светлый одноярусный иконостас «ампирного» стиля, с профилированным карнизом и высоким цоколем, который украшен резным орнаментом в виде крупных овальных медальонов со свисающими кистями. В середине иконостаса арочный проём раскрытых царских врат (их не видно), по сторонам лопатки с накладными плоскими каннелированными и тонированными колоннами ионического ордера.
Слева икона Благовещения и открытый проём, в который видна арка с ободранной штукатуркой, справа Вседержитель на престоле; иконы в окладах и рамах. Над ними резные овальные медальоны тёмного цвета. Над карнизом широкий фриз: гладкий средник с угловыми розетками и боковыми вазонами, крупные полурозетки с радиальными лучами и тёмные овальные медальоны по краям. В проёме царских врат виден напольный семисвечник, за ним вертикально поднятый дощатый настил, в глубине алтаря «Благовещение»: фигура Марии перед раскрытой книгой на аналое, вазон с цветами, простёртая рука Гавриила.
Справа перед иконостасом аналой, напольный подсвечник и сооружение в виде киота, слева аналой и резной киот с пышным резным навесом, в киоте очень тёмная икона. На переднем плане слева стена или простенок с изображением двух князей в рост. Пол в алтаре и церкви дощатый, круглая солея каменная. На полу заметен сор, в плафоне на потолке крюк от светильника. Фотография могла быть сделана вскоре после закрытия монастыря в 1923 г. Открытки на фотобумаге бытовали с 1916 г.

1684-1695 гг. – игумен Ипполит.
В 1690 г. в монастырь приезжал император Пётр I, приславший затем в дар обители часы с боем, сделанные шведским мастером. Часы были установлены на небольшой колокольне над палатами святого князя Андрея, а царь Пётр тем временем построил в Москве храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском монастыре над могилами своих родственников Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта.
1695-1696 гг. – игумен Дионисий. 1696-1697 гг. – игумен Иосаф (Картычевский), переведен в Московский Знаменский монастырь. 1697-1699 гг. – игумен Иоасаф (сослан на Белоозеро).
В 1697 г. Боголюбов монастырь именовался Патриаршим домовым монастырём .
1699-1702 гг. – игумен Гедеон (переведен в др. монастрыь, в 1712 г. посвящен в архимандрита во Владимирский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы).
В 1701 г. по ружной книге монастырь числился 20-м из монастырей степенных, которых по всей России в то время было только 37.
1703-1704 гг. – игумен Иосиф. 1705-1711 гг. – игумен Иоаким (Печерский). 1711-1712 гг. – игумен Сергий. 1712-1717 гг. – игумен Арсений.
В августе 1717 г. в Боголюбской обители на богомолье была опальная царица Евдокия Федоровна (Лопухина). Она пожертвовала на украшение древней Боголюбской иконы свои золотые серьги с подвесками из жемчуга и драгоценных камней.
1717-1720 гг. – игумен Аверкий. В 1720 г. Боголюбский игумен Аверкий взят под стражу и увезён в Петербург в Тайную канцелярию за возношение имени Евдокии Федоровны царицею и за принятие Ея Величества по Царскому достоинству с благовестом и звоном. По тому же делу были взяты в Петербург из Боголюбского монастыря 8 иеромонахов и монахов и 7 человек монастырской прислуги. В застенках Тайной канцелярии игумен Аверкий провёл 7 лет, после чего был возвращён в Боголюбский монастырь.
1720-1725 гг. – игумен Иоанникий также взят в Тайную канцелярию.
В 1723 г. царем Петром I в Боголюбов монастырь присылались лифляндцы, для обучения крестьян монастырских косить рожь небольшими рижскими косами.
1725-1728 гг. – игумен Авраамий (Любецкий игумен; возвращен в свой ).
В 1728 г. Аверкий был освобожден из заточения. 1728-1739 гг. – игумен Аверкий.
1740-1749 гг. – игумен Михаил (из Флорищевой пустыни).
В 1749 г. монастырь поступил в ведение епархиальных архиереев.
1749 г. – игумен Иннокентий (тайно уехал в Киев). 1749-1750 гг. – игумен Матфей (из Волосова монастыря). 1750-1753 гг. – игумен Иннокентий (вновь возвращен, но в 1753 г. выслан из монастыря в Синодальную контору). 1753 г. – игумен Варлаам. В том же году снят и переведен во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь «в клиросное послушание». 1754 г. – из иеромонахов в игумены назначен Симон, в том же году снят с должности. 1754 г. – игуменом из иеромонахов Архиерейского дома назначен Симеон. В 1758 г. по прошению уволен в Киев, т.к. родом был из Малороссии. 1758-1762 гг. – игумен Михаил (по прошению уволен в Грузию, т.к. родом был из Грузии). 1762-1767 гг. – игумен Аристарх (составитель монастырской летописи).
В 1764 г. при учреждении штатов монастырь сделан третьеклассным.
14.02-18.02.1767 г. – игумен Мефодий (из иеромонахов Цареконстантиновского монастыря, уволен). 18.02.-26.02.1767 г. – игумен Исаакий (уволен). 1767-1773 гг. – игумен Иринарх.
В 1772 г. учрежден крестный ход из монастыря с чудотворной Боголюбовской иконой Божией Матери во Владимир в мае, по случаю моровой язвы, бывшей в 1771 г.
1773-1775 гг. – игумен Киприан. 1775-1776 гг. – игумен Феофилакт. 1777-1786 гг. – игумен Парфений.
Евгений (Емельян Романов, будущий епископ Евгений) игумен Боголюбова монастыря в 1786-1789 гг. В 1785 г. переведен учителем Владимирской духовной семинарии. В 1786 г. назначен префектом Владимирской семинарии и игуменом 3-классного Боголюбовского м-ря. Вместе с занятиями по должности префекта преподавал философию. С 1788 г. префект объединенной Суздальско-Владимирско-Переславской духовной семинарии. 6 марта 1789 г. назначен настоятелем 2-классного Царе-Константиновского монастыря, в том же году занял пост ректора Суздальской семинарии.
1789-1793 гг. – игумен Митрофан. 1793-1795 гг. – игумен Иосиф (переведен в Кириллов Новгородский монастырь). 1795-1802 гг. – игумен Филарет. В 1797 г. в монастыре учреждена архимандрия. В 1799 г. Филарет произведен в архимандрита, а в 1802 г. переведен в Суздаля.

В 1798 г. по пути в Казань монастырь посетил император Павел Петрович с сыновьями Александром и Константином.
1802-1803 гг. – архимандрит Вениамин (переведен в Переяславского Никитского монастыря). 1804-1809 гг. – архимандрит Анатолий. 1809-1818 гг. –архимандрит Августин (переведен в Спасо-Евфимиев монастырь). 1818-1823 гг. – архимандрит Аркадий (переведен из Солбинской пустыни; в июне 1823 г. переведен в Оршанский Кутинский монастырь).
В 1820 г. был учрежден крестный ход в г. Ковров, куда чудотворная Боголюбовская икона Божией Матери приносилась ежегодно в августе месяце.
1823-1824 гг. – (переведен из Псковского Спасо-Елеазарова монастыря). 1825-1827 гг. – (переведен в Московский Златоустов монастырь). 1827-1829 гг. – архимандрит Феоктист (переведен из Заиконоспасского монастыря).
(в миру Пётр Иванович Введенский) управлял Боголюбским монастырём с 1830 по 1834 гг. для отправления богослужений в монастыре в воскресные и праздничные дни о. Агапит в теплое время года часто ходил туда пешком из города. в бытность его настоятельства в 1823 г. в монастыре был отстроен большой двухэтажный каменный братский корпус.
Архимадрит Анастасий (в миру Анастасий Григорьевич Воскресенский), магистр Московской духовной академии, ректор Пензенской духовной семинарии, настоятель Высокопетровского монастыря в Москве (1828-1830 гг.), уволен на покой в Боголюбовский монастырь в 1830 г., где и скончался.
1835-1856 гг. – архимандрит Феофил (переведен из Дмитровского Борисоглебского м-ря).
10 августа 1837 г. монастырь посетил наследник в сопровождении генерал-адъютанта Кавелина. Он прикладывался к чудотворной Боголюбской иконе, осматривал древнюю часть великокняжеского замка.


Башня 2-я пол. XIX в.

До 1800 г. вокруг монастыря ограда была деревянная. Часть каменной ограды с юго-восточной стороны, при скотном дворе, вместо ветхой деревянной, построена в 1890 году. В том же году прежняя ограда с южной стороны значительно поднята через новую кладку, и верхи пяти башен, находящихся в разных частях ограды, переделаны из четырехугольных деревянных на конусообразные и покрыты железом в шахмат, а шестая башня, находящаяся на углу скотного двора,- возобновлена в 1889 г.

1851 год был ознаменован чрезвычайно печальным происшествием. 20 мая, в 4 часа дня, во время прохождения крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери через мост над оврагом, отделяющим с. Боголюбово от монастыря, мост внезапно обрушился и множество людей упало в овраг с высоты 12.5 метра. При падении погибло около 160 человек. Все они были отпеты Боголюбовским архимадритом Феофилом с братией и погребены в юго-восточной части монастыря, в конце монастырского сада, у стены.
Ко кресту с той и другой стороны могилы были прибиты иконки Боголюбивой Божией Матери, и перед ними повешены лампадки, зажигаемые под воскресные и праздничные дни. Пониже иконок находились списки погребенных.

Внутри решетки посажены по углам четыре пахучих тополя. Против этой могилы с восточной стороны сада в каменной ограде была устроена из железных прутьев дверь, чтобы проходящие мимо этого места видели могилу и возносили молитвы о упокоении в ней почивающих. Дверь отпиралась каждый раз при обхождении монастыря с крестным ходом, через нее заходили монахи и священнослужители, и тут совершалась лития по усопшим.
См.

1851-61 гг. в монастыре пребывал монах-историк .
1857-1865 гг. – .
1866-1882 гг. – .
В 1872 г. монастырь из 3-го класса переименован во 2-й класс.
В 1882 г. монастырь перешел в ведение Владимирских викариев и в течение 10 лет, вплоть до 1892 г., на месте им управляли сами епископы.
См. .

В 1889 г. при Боголюбовском монастыре были утверждены ярмарки: 19-20 мая и 17-18 июня.
В 1891 г. монастырь из второклассного переименован в первоклассный.


План монастыря 1891 г.
1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы; 2. Великокняжеские палаты и сени; 3. Место, где лежало тело св. кн. Андрея Боголюбвского, выброшенное по убиении его; 4. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. мученика Леонтия; 5. Св. шатер с каменной чашей; 6. Собор Боголюбивой Божией Матери; 7. Св. ворота, колокольня; 8. Монастырские кельи и корпус «Иустиновский»; 9. Настоятельский корпус; 10. Сторожка и кладовая; 11. Баня; 12. Сарай; 13. Скотный двор и при нем странноприимный дом; 14. Монастырская гостиница; 15. Общая могила убиенных мостом 20 мая 1851 года; 16. Кузница и помещение для рабочих; 17. Конюшни, погреба, сараи для экипажей и дров; 18. Тепличка; 19. Старая дорога на Суздаль; 20. Пруд и речка; 21. Монастырский фруктовый сад; 22. Дорога к вокзалу Нижегородской жел. дор.; 23. Шоссейная дорога; 24. Башни.

Монастырь имел подворье в городе Владимире (см. ). Один деревянный одноэтажный дом с мезонином, построенный в 1870 г., в 1881 г. был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом (стоял рядом с первым), выстроенный в 1877 г. (заменил деревянный дом), был двухэтажный, и при нем находилась часовня Боголюбивой Божией Матери. Верхний этаж отдавался под квартиру за 710 руб., а нижний за 360 руб. в год (1891 г.).


Дом Боголюбова монастыря. Кон. 1870-х гг.
Вид с юго-запада. Двухэтажное красно-кирпичное здание с часовней в честь иконы Боголюбской Божией Матери (1876 г., архит. ), симметрично развернутое на две улицы. Южный фасад выходит на Б. Нижегородскую (ныне Б. Московскую), западный – на Троицкую (ныне Музейную).


Улица Б. Московская, д. 43

У обители было два приписных монастыря: Покровский (см. ) и в 27 верстах от Боголюбова.
В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители.
Подворье при Боголюбовом монастыре находилось за шоссейной дорогой. Это – деревянный флигель, покрытые железом. Он отдавался под частные квартиры.
Близ монастыря за шоссейной дорогой в 1907 г. был выстроен деревянный дом на каменном фундаменте для монастырской больницы. В нём находилось 7 комнат: квартира для фельдшера, аптека, приёмный покой, две палаты для больных и две для престарелых монашествующих. В 1915 г. монастырская больница была расширена, и в ней устроен лазарет для раненых воинов. Недалеко от этого здания находилась монастырская школа, выстроенная из кирпича, в которой обучалось 38 детей.


Монастырская гостиница

Гостиный каменный трехэтажный корпус окончательно устроен в 1888 г. Верхние два этажа составляли номера для временного постоя (20-ть номеров), а нижний этаж по условию с 14 декабря 1890 г. отдан в аренду под булочное заведение крестьянину Семену Алексееву Козлову на три года, по 300 руб. в год. В 1889 г. на дворе гостиницы устроен каменный отъямник для погреба с деревянным над ним холодным помещением, а в 1890 г. амбары, навесы для сараев и помещения для дров. Гостиный корпус с трех сторон (северной, восточной и южной) был обнесен палисадником, огороженным деревянной решетчатой оградой и в 1890 г. засаженным разными дикими деревьями, с устройством куртин для цветов с северной стороны. За палисадником в 1890 г. насажены вишневые прививки число до 300 и огорожены деревянным забором.
Рядом с гостиницей в 1889 г. был построен каменный скотный двор. вверху его устроено помещение для сена. В 1890 г. большая часть скотного двора отделена от прочих его частей и засажена фруктовыми яблонными деревьями, числом до 163, и 31 кустами смородины и крыжовника. По саду проложены две крестообразные дорожки из кирпича и щебня. В восточной стороне сада располагалась, обложенная земляным дерном, могила погибших в 1851 г. от разрушения моста.
Каменный одноэтажный дом при скотном дворе разделялся на две половины: передняя половина назначена для временного помещения странников и богомольцев, задняя – для жительства скотниц и временного пребывания странниц и богомолок. Странникам и богомолам, как мужчинам, так и женщинам кроме покоя давалась от монастыря пища. В 1889 г. этот дом внутри и снаружи отремонтирован и над ним, посредине его, устроен мезонин.
У скотного двора стоял каменный одноэтажный дом для монастырских рабочих. К нему в 1890 г. была пристроена каменная кузница.
Каменная баня построена в 1888 г. Состояла из четырех отделений.
Дровяной сарай построен в 1888 г. и покрыт железом. С трех сторон он обгорожен деревянными, бревенчатыми стенами, заложенными в кирпичные столбы, а с одной примыкает к каменной монастырской ограде.
Каменная кладовая со сторожкой, каменный погреб с двум ледниками, каменный сарай для экипажей и каменная конюшня, три деревянных сарая, из них один назначен для рабочих телег, а другие два для склада разных хозяйственных вещей.
Каменный небольшой сарай с другими постройками и каменная теплица для цветов устроены в 1890 г.
21 декабря 1916 г. состоялось освящение Лазарета для душевно-больных воинов, устроенного под сению Боголюбовского мужского монастыря. Для лазарета отведена обширная монастырская гостиница. Освящение совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский в сослужении Епископа Евгения Юрьевского. Пел архиерейский хор. Пред освящением Высокопреосвященным Архипастырем сказано слово о долге русских людей, оставшихся в тылу, заботиться о раненых и заболевших защитниках Отечества. Во время освящения госпиталь был уже наполнен больными (на молебне присутствовало около 60 чел). После освящения госпиталя Его Высокопреосвященство обстоятельно осмотрел все палаты больных. Хор архиерейских певчих исполнил пред болящими несколько песнопений.

Монастырская колокольня

Воздвигнутая благоверным князем надвратная церковь в честь св.апостола Андрея Первозванного была разобрана в кон. XVIII в., а на её месте в 1842 г. построена колокольня, в первом ярусе которой помещались святые ворота, во втором - храм Успения Божией Матери, а в третьем - звонница с колоколами.

Самый тяжёлый из колоколов весил 498 пудов 35 фунтов, т.е. около 8 тонн. Высота всего здания - 58 метров. Внизу, в восточной части святых врат, была устроена усыпальница, украшенная внутри живописью. На решетчатых створах святых врат были расположены образы св. блгв. князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, а над ними - образ Спасителя. В 1884 г. на колокольне было установлены куранты с четырьмя циферблатами. По свидетельству старожилов каждые 15 минут они вызванивали мелодию гимна Боже, царя храни.


Куранты с циферблатом



Монастырская колокольня

СОБОР БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1855 г. исполнилось 700 лет со дня явления Божией Матери св. блгв. кн. Андрею Боголюбскому. В память этого события 19 мая 1855 г. в монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. За год до этого, в феврале 1854 г., московская почетная гражданка купчиха Анна Герасимовна Алексеева со своими сыновьями Симеоном и Димитрием Петровичами обратилась во Владимирскую Духовную консисторию с просьбой о разрешении им на свои средства (было выделено 30 тысяч рублей серебром) соорудить в монастыре собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами: правый в честь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866 г.); левый свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867 г.). Проект был составлен Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, взявшим за основу образцовые проекты известного архитектора К.А. Тона, проектировавшего храмы в византийско-русском стиле. В основании престолов были вложены доски с надписями, в среднем основании.
Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 г. братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетей А.В. Алексеева, В.М. Бостингтон, сыновей П.Г. Боткина, П.П. Воронина, М.Л. Королева, братьев П. и Ф. Правоторовых и многих других безвестных благотворителей постройка собора была завершена. Строительство собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 г.
20 мая 1866 г. состоялось , которое совершил, будучи тогда правящим архиереем Владимирской епархии, (причислен к лику святых в 1988 г.). 18 июня 1866 г. был освящен второй придел – во имя св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. 20 мая 1867 г. был освящен третий престол – во имя св. апостолов Петра и Павла.
Основную работу по возведению собора производил монах Серафим под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 г. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.
Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление.
В 70-е гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями П. и С. Шороховыми (род Шороховых к тому времени занимался иконописанием уже более 100 лет и был известен не только во Владимирской, но и в Рязанской, Тамбовской, Вятской, Московских губерниях, куда их приглашали для росписи храмов).
Осенью 1870 г. были расписаны священными изображениями алтари, купол и своды собора. Колонны были расписаны позднее, т.к. в описи Боголюбского собора за 1875 год о столбах храма сказано: На северо-западной стороне первого правого столпа образ святого благоверного великого князя Александра Невского, на полотне, в вызолоченной раме. На втором правом столпе с северной стороны образ Владимирской Божией Матери, на полотне, в вызолоченной раме. На третьем правом столпе с северной стороны, образ Печерския Божией Матери, на полотне, в вызолоченной раме. На юго-западной стороне первого левого столпа образ святого благоверного князя Андрея Боголюбского на полотне, в вызолоченной раме и т.д.
Как указывает К. Тихонравов, многие из этих икон были написаны самим И.И. Шороховым.
В 1907-1908 гг. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же им был сделан в главном приделе новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.




Собор Боголюбской иконы Божией Матери


Главки собора Боголюбской иконы Божией Матери

Вскоре после возрождения Свято-Боголюбского монастыря все приходящие в храм оказывались свидетелями чуда: в центральной части свода главного алтаря, на месте забеленной известью фрески, изображающей Господа Иисуса Христа Царя Небесного, проступили контуры лика царя.


Алтарный свод. Отреставрированная живопись



Келейный корпус построен в 1840 г. в строгих формах классицизма. В 1890 г. он внутри и снаружи возобновлен: трапеза вновь расписана, и в ней полы устроены из соснового паркета. В верхнем этаже корпуса помещались приёмный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем 11 братских келий, две кухни и украшенная росписью братская трапезная с полом из соснового паркета. Между ним и соборным храмом разделаны аллеи, обсаженные разными дикими деревьями, а ближе к корпусу устроены куртины для цветов. Аллеи и куртины обнесены железными решетками в деревянных столбах и окрашены масляной дикой краской. После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас этот корпус отреставрирован, в нём живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.



Двухэтажный келейный корпус

Дом архимандрита

К западу от собора расположен небольшой двухэтажный корпус дом архимандрита (настоятельский корпус), построенный в 1786 г. Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем помещались две келии и настоятельская кухня. Между настоятельским корпусом и соборным храмом, с восточной стороны корпуса, находились куртины для цветов, отделенные от других частей двора железной в каменных столбах решеткой с двумя створчатыми такими же воротами. С южной и западной сторон корпус был окружен фруктовым садом и густой аллеей из кленовых деревьев, с северно стороны корпуса устроены ворота и ледник. Вплоть до конца 1999 г. в нём располагалась местная телефонная станция. Сейчас в этом здании на первом этаже находится монастырский медпункт, а на втором жилые помещения.


Дом архимандрита

Двухэтажный Иустиновский келейный корпус

К югу от собора стоит ещё один двухэтажный келейный корпус. Нижний каменный этаж был построен во второй пол. XVII ве., второй деревянный этаж был построен спустя 100 лет. Одно время в этом доме жил на покое , и в верхнем этаже была устроена небольшая домовая церковь в честь св. мученика Иустина, но после того, как преосвященный уехал из обители, в 1883 г. церковь была упразднена. Корпус этот долго оставался в запустении и неустройстве. В 1889 г. он был реставрирован. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, устроенная в 1890 г., а в верхний этаж и часть нижнего этажа предназначены для временного пребывания приезжавших архиереев. Перед ним с северной стороны были расположены куртины для цветов и между ними проложены дорожки. Восточная и западная стороны корпуса окружены были дикими и фруктовыми деревьями. В советское время в этом корпусе было сначала общежитие, а затем здание принадлежало райотделу милиции. Летом 1999 г. этот дом полностью отреставрирован, и сейчас в нём проживают паломники монастыря, находятся приемные покои для гостей-архиереев.


Иустиновский келейный корпус



В восточной стороне за келейным корпусом располагалась хозяйственная часть со множеством различных построек, баня, скотный двор и, за оградой монастыря, трёхэтажная гостиница для приезжающих богомольцев, выстроенная в 1866 г. Сейчас там размещается поселковая больница. А находившийся рядом странноприимный дом перестроен под поликлинику. В настоящее время эти два здания обители не принадлежат.



Новая часовня на месте, где, по преданию, лежало брошенное убийцами тело св. кн. Андрея Боголюбского

По сказанию Киевской летописи, мученическая кончина князя Андрея последовала под сенями его великокняжеской ложницы, отсюда тело его вынесено было в огород и затем перенесено в притвор храма, где лежало на ковре двое суток, прикрытое эпанчею. Место это находилось в огороде против юго-восточного угла Рождественского храма. Тут, по сказанию местного предания, на верху ограды, возвышается тонкая, устроенная из кирпичей шейка с небольшой главой над ней, увенчанная железным крестом; в нижней части ограды, при самом основании ее, вставлен древний, известкового свойства, четырехугольный камень, длиной и шириной в аршин; цвет его, от давнего нахождения на воздухе, голубовато-серый; на этом камне рельефно высечено было изображение лика Спасителя, какое видим на нерукотворенном Его образе, но часть лика, борода и буквы вокруг главы – сбиты, может быть, во время вражеских нашествий; осталась только в целости вокруг камня насечка, состоящая из полос с кольцами внутри их. Над местом, где лежало тело князя, устроена была деревянная часовня. Внутри на стене часовни было нарисовано изображение лежащего тела князя Андрея, возле которого стоит Косьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковёр для прикрытия останков своего господина. Внизу часовни сделан из камня уступ. Перед изображением лежащего тела князя висела лампада, зажигаемая самые праздники и воскресные дни. К часовне вела дорожка, усыпанная песком. По обеим сторонам дорожки расположены могилки разных погребенных здесь лиц, покрытые земляным дерном.
В сентябре 1918 г. наместник монастыря архимандрит Александр сообщил в епархию, что Боголюбский волостной совет самочинно захватил корпус в монастыре, проломив при этом каменную стену. В ответ на жалобу в отдел юстиции 28 ноября волостной совет предложил наместнику приготовить к сдаче советской власти все монастырское имущество, а особенно золотые, серебряные и бриллиантовые вещи.
Летом 1919 г. по указу властей была предпринята попытка незаконного вывоза мебели и различных ценных предметов из монастыря. Но местные жители, предупреждённые заранее насельниками обители, взяв иконы и хоругви, преградили крестным ходом путь грабителям, и те, убоявшись большого стечения народа, вернули вещи на место.

18.03.1892-06.09.1905 гг. – архимандрит Варлаам. 1905-1912 гг. – архимандрит Паисий. 18.05.1912-1916 гг. – архимандрит Вениамин. 28.05.1916 - июль 1920 – .


Афанасий Ковровский

В 1921-1923 гг. настоятелем был викарий Владимирской епархии (Сахаров).
В 1922 г. было организовано обновленческое Церковное Управление - Живая Церковь. На своём заседании в октябре живоцерковники постановили занять помещения во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре, сам монастырь упразднить, а монахов оттуда выселить в Боголюбово. На содержание же своего обновленческого Синода было решено отчислять 50% из доходов Боголюбского монастыря. Но монастырь был не в состоянии прокормить даже себя, не говоря уже о выплате налогов в новую структуру.



«Палаты» Андрея Боголюбского. Мелехов Я.Я. 1890-е гг.

Сводчатое помещение галереи-перехода между собором Рождества Богородицы и лестничной башней (1158–1165 гг.), вид с севера на южную и восточную стены. На южной стене арочный проём бывшего хода на хоры; в проёме металлическая решётка: тонкие вертикальные прутья и несколько поперечных полос из кругов и ромбов. Роспись (1891, Л.И. Парилов): на своде орнамент «крины», стилизованный под XII в., и сюжетные изображения в овальных медальонах; на южной (фронтальной) стене, слева от проёма, собор Рождества Богородицы после перестройки XVIII в. и фигура Богоматери (видна голова), на восточной (левой) стене – сцена погребения князя Андрея Боголюбского, окно и частично сцена убиения князя. В левом углу расписанный аналой, на нём большая икона с изображением молящегося Андрея Боголюбского, без полей и рамы. Пол паркетный, в виде больших плит. Кроме аналоя с иконой, интерьер сохранился в том же виде.

«18 ноября 1922 г. в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы происходило общее собрание братии Боголюбова монастыря. Здесь присутствовали: представитель приходского Совета при монастыре от граждан села Боголюбова Шерохов, Быков, церковный староста Доронов и от Губернского Отд. Управ. Двойнов. Председательствовал уполномоченный В.Ц.У. прот. Авроров. На собрании были рассмотрены приходо-расходные книги.
Выяснилось: запись поступающих сумм и расход ведется неправильно. Происходит утайка сумм со стороны ходовых иеромонахов и некоторых членов коллектива (!). Натуральные доходы в книгу не записываются и распределяются между ходовыми монахами, что страшно возмущает братию. Свечи из хода с иконой, оставшиеся после молебствий, также расходуются каждым произвольно вместо сдачи в свечной ящик. Порядок монастырской жизни представляет из себя сплошной хаос.
Дальше идет постановление, регулирующее «братские дела» (газета «Призыв», 5 декабря 1922).
11 мая 1923 г. две действующие монастырские церкви Рождественская и Благовещенская были опечатаны (в соборе уже не служили, т.к. не было возможности его отапливать).
Официальной датой закрытия Боголюбского монастыря можно считать 3 июня 1923 г.
«В бывш. Боголюбовском монастыре работает паровая мельница товарищества «Электросила» .
Т-во «Электросила» состоит из Никанорова, его жены, тетки Щелоковой, тестя Сисунова, Сидорова и рабочего Горохова. Вся эта теплая семейка вселилась в монастырь и по своему поповскому и капиталистическому обычаю занялась эксплоатацией темных рабочих.
Не так давно эта компания решила ремонтировать мельницу, для чего, конечно, нужны были средства.
- «Но зачем тратить по напрасно», - думает «Электросила» - обойдемся без этого. И действительно обошлись. Нашли одного томного рабочего Горохова ни давай ему крутить голову.
- «Ты, Горохов, устрой нам мельницу, а за это мы тебя пайщиком сделаем».
И стал бедный Горохов ломить по 15 часов в сутки. Через два месяца мельницу устроил, а пайщиком не стал.
Никаноров получил от Т-ва доверенность, которую подписала его жена, да тетушка.
Что касается работы, то ее здорово разделили. Горохову предложили быть мельником, работать по 12 часов, а получать ¼ с пуда ржи.
Жена Никанорова стала бухгалтером(!).
Никаноров деньги огребает, да по матушке рабочих ругает. Если рабочий скажет не по его, то в 24 секунды с мельницы долой, как это было с рабочим Куликовым.
Что же касается тетушек, они ручки не пачкают, выезжают на спине рабочих, а прибыль тоже загребают.
Смотрел, смотрел волостной милиционер на эту «Электросилу», да и сообщи в управление милиции, а последнее донесло отделу труда.
Отдел труда срочно командировал инспектора, который нашел нарушение по всем статьям кодекса закона о труде.
Во-первых рабочие работают 16 часов в сутки, а получают от 2 до 10 ф. муки в день, или от 4 до 6 р. в день…
Рабочие все взяты помимо Биржи Труда.
А о спец-одежде и говорить не приходится.
Когда инспектор труда задал на этот счет вопрос их главарю Никанорову, он отнекивался и ссылался на Барсанова, который сам работает у компании по найму.
Надо «Электросиле» воздать по заслугам, вышибить раз и навсегда эксплоататорскую энергию, которой слишком много у сватьев и братьев «электрического» товарищества» (Газета «Призыв», 12 июля 1923 года).
На основании постановления Владимирского УИК от 21 декабря 1923 г. и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 г. состоялась передача бывшего Боголюбского монастыря со всем оставшимся имуществом в ведение музейного отдела.
Верующие женщины-прихожанки хранили у себя ключи от монастырского собора и уже после закрытия монастыря тайно вынесли оттуда чудотворную Боголюбивую икону Божией Матери, поставив её в приходском храме свв. Иоакима и Анны, в котором ещё совершались богослужения. По рассказам старожилов, до начала 1940-х гг. икона находилась в приходском храме, и лишь после окончательного его закрытия икону взяли в музей.
Некоторое время на здания монастыря, и, в частности, на Благовещенский храм, претендовали обновленцы. В 1924 г. по распоряжению обновленческого ВЦУ, жителями с. Боголюбово Д.С. Дороновым, П.А. Шороховым и И.А. Поляковым были предприняты попытки зарегистрировать монастырь как религиозную организацию общества верующих. Обновленцы намеревались даже устроить на монастырской территории пастырскую школу для подготовки своих священников. Однако ни в том, ни в другом начинании они не имели успеха.
В 1927 г. в Боголюбском монастыре появились ещё одни квартиранты - часть зданий занял приемник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги.
В тот день, когда с колокольни Боголюбского монастыря сбрасывали колокола, туда собралось множество народа из самого посёлка и окрестных деревень. Явка была принудительная. По окончании мероприятия всем женщинам было подарено по белому ситцевому платку. Сбрасывали сначала самый большой колокол благовест, весивший 8 тонн, остальные колокола падали на него и разбивались, раскалываясь друг о друга с последним погребальным звоном.
Из монастырских подвалов повыходили монахи худые, оборванные, в заплатанных холщовых подрясниках. Они стояли и молились, провожая колокола в последний путь. Скупые мужские слёзы стекали по впалым щекам и терялись в полуседой бороде. А деревенские женщины причитали в голос.
Комиссар, руководивший этим делом, позже сгорел заживо в одном из монастырских корпусов - Иустиновском.
Часовой механизм курантов тогда же был разобран, и городские власти намеревались перевести и повесить их где-либо во Владимире, но намерению этому не суждено было осуществиться. Во Владимир были перевезены в то время лишь часы, висевшие на малой колокольне над великокняжескими палатами, по преданию подаренные ещё Петром I.
В 1929 г. монастырский собор был приспособлен под склад зерна, вскоре зерно было ссыпано на хранение и в древний Рождественской церкви, а в её притворе был размещен телятник Боголюбского колхоза; в алтаре Андреевского придела была устроена кубовая с кипятильником, а в честь св. блгв. кн. Андрея Боголюбского был разрушен, монастырское кладбище разорено, перекопано и уничтожено, а 20 лет спустя в Рождество-Богородицком храме и великокняжеских палатах был открыт музей.

В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Православной Церкви, и здесь организован мужской монастырь, первым настоятелем которого назначен архимандрит Иероним (Деркач). 1991-1997 гг. – настоятель обители Иероним (Деркач).

В кон. июля 1991 г. во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, а затем и сам патриарх Алексий II служил перед ними молебен в благословение новоустрояющейся обители. Тогда же, в память этого события, Святейший патриарх вручил наместнику монастыря архимандриту Иерониму настоятельский посох, а в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп.Серафима Саровского.
С 1995 года возрождена прерванная в советское время традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери.



Продолжение »»»»

Copyright © 2018 Любовь безусловная

Лия ★★★☆☆

(10-08-2015)

если ехать трутником,то нет условий для жизни туалет 4 кабины и умывальники в ряд, молодые девочки приходят а там мужики местами моются,душ на этаже только для избранных (если ты матушка или родственница кому то)а так душ раз в неделю несмотря на то что ты работал в поле,всё это потому что нет хорошего водоотведения.Готовят для трутников просто отчаянно плохо, без любви,у монахинь всё не так.К простому люду пренебрежение с порога и не важно что они жители подстриженные монахи, а мы гости которые приехали помолится и потрудится на короткое время. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Сам монастырь архитектурно посредственен, территория небольшая. Очень много монахинь и юных воспитанниц. Совершенно дикое количество туристических групп - и это в 8-9 утра (!!!), идут сплошным потоком, большее количество единовременно пришедших тургрупп я видела только в московском Кремле. Нищие замечены не были. У входа бесплатная трапезная, но я заходить не решилась, т.к. как раз рядом с ней какие-то странные личности и толпились.
Собор просторный, есть икона Боголюбивой Божьей Матери. В церковной лавке собора, помимо традиционных для таких мест товаров, также продают поделки воспитанниц монастыря - вязаные, вышитые и бисерные. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Красиво и дорого. Монахини настойчиво пристают (иначе не скажешь) и прямо-таки настаивают, чтобы вы заказали молебен/сорокоуст/чтение псалтири, причем и на себя, и на членов семьи))) Начинаешь отказываться - в ответ тебе расскажут, почему это необходимо периодически делать для каждого православного)) Я человек верующий, но такое, на мой взгляд, уже перебор. С подобной настойчивостью прежде не сталкивалась ни в одной из посещенных монастырей, а посетила я их очень немало!..
Башня и галерея (остатки резиденции Андрея Боголюбского) прекрасны! Это самая старая (из сохранившихся) гражданская постройка Руси. Включена в список объектов Всемирного наследия. Только ради нее советую посетить монастырь, хотя внутрь галереи и не пускают сейчас. Рядом стоящий Рождественский собор тоже осмотреть и внутрь зайти интересно (действует как музей).

Монастырь безусловно красив!
Под горой за стенами монастыря устроена купальня, имеется указатель- "Целебный источник", но набрать из него воды не смогли-вода в купальню подаётся из монастыря по шлангу, и что там подаётся неизвестно, а чтобы набрать воды в свою тару надо включить насос, а он не работал...

Одна из основных причин посетить обитель - это остатки резиденции князя Андрея Боголюбского, знаменитое Владимиро-суздальское белокаменное зодчество. Про современную обстановку в монастыре сказано много и с разных точек зрения. От собственных впечатлений воздержусь, со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Цыган же не видел не разу.

Очень красивый монастырь, белого цвета с синими куполами. Стоит прямо рядом с трассой. Если обойти монастырь со стороны реки, то открывается великолепный панорамный вид. Перед входом сбоку бесплатная трапезная - горячий чай с пончиками.

анатолий ★★★★★

(9-11-2013)

прекрасный монастырь.здоровя о.петру и сестрам.

Монастырь посетили "по пути" к церкви Покрова-на-Нерли. мы люди не особо верующие, поэтому искали скорее старины, нежели святости. Осмотрели лестничную башню и галерею 12-го века (кстати, это самая древняя сохранившаяся гражданская постройка домонгольской Руси, 1158-1165 гг.), над остатками лестничной башни в 18-ом веке была надстроена шатровая колокольня и тогда же к галерее пристроен Рождественский собор. Увы, внутрь, на лестницу - место убийства князя Андрея - не попали, было закрыто на реставрацию (были 12 июля 2013г).
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Архитектура в монастыре красивая, всё ухожено, но ничем особенным не выделяется. Очень людно. Если заехать - то как на место исторических событий, ощущения святости, как в некоторых других местах, нет.

Евгений ★★★★☆

(6-07-2013)

Величественный и просторный собор и свеженький новодел с добавлением царской семьи. Обычный блаженный монастырь.
Историческое место- место гибели князя, молодцы, что выделили, так правильней.

Avtodor ★★★★★

(22-04-2013)

Однозначно стоит посетить. Место историческое: в храме Рождества 12 в - музей, палаты к сожалению закрыты, можно взглянуть только на место гибели князя Андрея. Главный собор - уже 19в, в нем находится список чудотворной иконы Божья матерь Боголюбовская.

Всё ухоженно. Чисто. Цыган и поберушек не видели.
Приятно находиться на территории.
Собор впечатляет размерами.

С служителями церкви мы не разговаривали, по этому ни чего не могу сказать о радикальности их взглядов)

В музее нам провели экскурсию без "заскоков" и пропаганды, только исторические факты.

Ольга (Lav) ★★★★★

(30-07-2012)

Больше часа ждали заказанной экскурсии по монастырю, в итоге нам рассказали о гибели Андрея Боголюбского на месте его гибели и провели параллели с сегодняшним днем и приближающимся концом света, по аналогии 1612 - 1812 - 2012. Оказывается нам надо было выбирать царя, а не президента, за это и страдает Россия! И погибель наша в электронных картах!
Само место красивое, собор великолепен! купальня хороша!
За воротами стоит бесплатная трапезная, что немного удивило. Оказывается там есть чаша, куда...продолжение src="/jpg/plus.gif">

можно положить деньги, если они есть, или взять, если они нужны.

Денис ★★★★☆

(7-07-2012)

Красивый собор, отлично виден с дороги

★★★★★

(26-02-2012)

А мне понравилось: как шла литургия, как приняли записки на поминовение и через несколько минут нашли меня и уточнили не очень аккуратно написанное имя, как вели под руку престарелую схимницу.
После службы попросил матушку проводить к купели, она с радостью откликнулась, провела коротким путем через хозчасть монастыря извиняясь за запах навоза(а он мне все-таки в радость). Ни цыган ни пропитушек у стен.
Окунулись в купели и вперед, к Покровскому собору!

Внешне - обычный монастырь, церковь внутри новодел. Если бы просто посетили, то, наверное, особых впечатлений не вынесли бы. Но нам посчастливилось осмотреть обитель с экскурсоводом в лице монахини Людмилы, которая нам очень интересно всё рассказала. Кроме того провела нас на святой источник, куда простому смертному почти ход закрыт. Сохранившаяся часть дворца Андрея Боголюбского сейчас в лесах. После реставрации должно быть очень красиво.

Место исторически значимое, но мне оно не особенно нравится. То, что мы видим сейчас - 18-19 вв., а не домонгольское зодчество. Главный собор - слишком массивный, тяжелый. Расположение прямо на трассе тоже не добавляет шарма.
Не добавляет очарования и то, что в последние годы неоднократно всплывали некрасивые истории об издевательствах над детьми в монастырском приюте, о сектантских тенденциях и т.д. РПЦ, к сожалению, так и не дала четкой и однозначной оценки.

Галина ★★★★★

(9-01-2011)

Стоило сюда приехать в рождественские дни! Перед входом в церковь стоит огромная наряженная елка с вершиной в виде ангела, а внутри церкви еще шесть елок поменьше, рождественский вертеп и сосна. Жалко, что внутри церкви нельзя снимать. Туристов было довольно мало. На колокольню не пускают, можно только рядом постоять и послушать звон.

Мария ★★★★★

(2-12-2010)

Как у БГ: "с тех пор, как я знаю тебя, мне не нужен никто другой"

Кирилл ★★★★★

(22-11-2010)

Много раз я был в этом, по моему, очень прекрасном месте. Сейчас читал другие отзывы и сделал вывод, что некоторые люди просто не знают о чем говорят, или говорят не об этом месте! Чтобы переубедить их, я приведу несколько примеров: несколько раз я был очевидцем мироточивых икон, видел как во время литургии кричали бесы в людях, поверьте это страшно и неприятно, кто видел тот поймет, и ощущал то, что нигде, ни в одном другом месте не ощущал, это благодать!!!

КСР ★★★★☆

(31-07-2010)

Были семьёй 24июля вечером около 18:00.
Звонили колокола долго и очень красиво. Сам монастырь
красивыйи и монументальный. Цыган и попрошаек не было.
Очевидна торговая наклонность монастыря, предлогали купить молитву (что это я не знаю)

Рита ★★★☆☆

(24-07-2010)

Прослушали лекцию по воспитанию ребенка и кучу замечаний. При покупке свечей попытались продать нам еще какие-то предметы культа. На жаре(без холодильника) продают молоко, сыр, масло, объясняют, что все освящено и только на пользу будет от всех болезней. Коммерческое предприятие, а не монастырь.

klima ★★☆☆☆

(29-06-2010)

были в боголюбово в июне 2010.Собор отремонтирован, грядки прополоты. Но... нет "русского духа", "Русью не пахнет".Когде цыгане попрошайничают - пережили, но монашеский "рекет" - это уже слишком. Прислушалась к экскурсии, которую проводила монахиня о взаимоотношении Матронушки и сталина - бред! Не было их всречи этоже известный факт, доказанный самой Церковью. Зачем врать(или это не смертельный грех)

Елена ★★★★★

(27-11-2009)

Впервые побывала в монастыре 17.10.2009, мне очень понравилось, необыкновенная благодать...К сожалению, с архимандритом Петром не удалось пообщаться...собираюсь поехать в декабре еще раз...Православные, прошу Вас, относитесь к таким поездкам не как к экскурсии и тогда Вы сможете оценить всю прелесть Боголюбского монастыря. Действительно, пока есть такие монастыри и батюшки как Петр, я за Россию спокойна...
P.S. Кстати, я очень мучалась и не могла долго бросить курить, после поездки в Боголюбово, с Божьей помощью, я оставила эту греховную привычку. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Слава Богу за все!

По прибытии к монастырю были атакованы цыганками с многочисленными малолетними цыганятами, причём просят не как обычно "позолотить ручку" или "на хлебушек", а "Подайте Христа ради", короче говоря, и здесь адаптировались. При этом отвязаться от них достаточно сложно, провожали до самых монастырских ворот и так каждую прибывающую машину и автобус, так что внимательнее следите за собственными карманами. Монастырь полностью отреставрирован. На территории продают весьма неплохой монастырский квас. И в...продолжение src="/jpg/plus.gif">

общем впечатления от посещения монастыря были бы хорошие, если б в собор можно было бы пройти дальше церковной лавки, а на сдачу с покупки магнитов не предлагали бы весьма навязчиво приобрести миниатюрные иконы и церковные календари. Так что в оценке полностью согласен с КМОП

ООО "РПЦ" во всей красе: ценник на церковные услуги, калькулятор, сдачу сдают иконами. Буквально впаривают их, предлагая ВСЕГО по 10 р каждому члену семьи.
Вдоль монастыря и близлежащего магазина постоянно снуют цыгане и инвалиды.

Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово и расположенный неподалеку храм Покрова на Нерли — те места, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Великолепная древнерусская архитектура XII века, красивейшая природа Владимирской земли не оставят никого равнодушными. Здесь хорошо в любое время года, но особенно — в начале мая, когда разливаются Нерль и Клязьма.

Боголюбово со стороны дороги

Свято-Боголюбский женский монастырь знаменит тем, что здесь сохранились фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского (родился около 1111 года, погиб в 1174 году), сына Юрия Долгорукого, легендарного основателя Москвы. Это единственное частично уцелевшее древнерусское здание гражданской архитектуры.

По преданию, князю было явление Богоматери, которое предопределило выбор этого места для строительства загородной резиденции и храма в честь Рождества Богородицы . От замка уцелела лестничная башня, открытая в 1950-х годах под слоем позднейших наслоений, а также крытый переход на хоры. В XVIII веке над башней была надстроена шатровая колокольня.

29 июня 1174 года князь Андрей Боголюбский был убит в своем замке. Возможно, это послужило причиной того, что уже в XIII веке, при преемниках Андрея Боголюбского, здесь был устроен монастырь. В 1855-1866 годах на территории монастыря по проекту архитектора К.А.Тона, родоначальника «русско-византийского стиля», был возведен собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери . В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале следующего года передан в ведение музейного отдела. В 1991 году часть помещений возвратили церкви, а в 1997 году на территории вновь открыли монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыре

Колокольня Всех Святых с надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы

В составе церкви Рождества Пресвятой Богородицы сохранились фрагменты замка Андрея Боголюбского. Это нижний ярус колокольни и переход на хоры церкви. Сама церковь оштукатурена и побелена, а стены замка — белого камня, с характерными арочными поясами.

Археологические раскопки Института археологии РАН в 2018 году, которые проводились на территории храмового комплекса в Боголюбово, принесли новые результаты. По словам члена-корреспондента РАН Владимира Седова, «Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что, скорее всего, в строительстве этого храма участвовали мастера из Ломбардии и Эмилии-Романьи» . Таким образом, версия о европейских корнях владимиро-суздальского белокаменного зодчества получила новые доказательства.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыре

Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)

Иустиновский корпус в монастыре

Разлив на Нерли и Клязьме

После осмотра Свято-Боголюбского женского монастыря стоит пройти или проехать к железнодорожной станции «Боголюбово», чтобы полюбоваться на бескрайние просторы Боголюбовского луга . Во время половодья весной он уходит под воду. Вдали на небольшой возвышенности посреди воды виднеется храм Покрова на Нерли. Деревья стоят в воде. Необычайно живописная картина.

Эти фотографии разлива я сделала в начале мая. Пик половодья был уже позади, однако вода по-прежнему стояла высоко, подтопив многие деревья и даже постройки.

С высоты перехода над железнодорожными путями в Боголюбово хорошо виден разлив Нерли и Клязьмы

Пешеходный мост через железную дорогу в Боголюбово

Боголюбовский луг под водой

Во время половодья деревья около станции стоят в воде

Деревья в воде

Голубое весеннее небо красиво отражается в воде

Боголюбовский луг под водой

Боголюбский монастырь очень необычно смотрится на фоне железной дороги.

Свято-Боголюбский монастырь и железная дорога

С пешеходного моста через железнодорожные пути на него открывается великолепный вид. На фоне белых стен четко выделяются чуть сероватые, белокаменные стены замка Андрея Боголюбского.

Панорама Свято-Боголюбского монастыря

Храм Покрова на Нерли

Перейдя по пешеходному мосту над железной дорогой, оказываешься на другой стороне, откуда открывается вид на заливной Боголюбовский луг, на окраине которого белеет храм Покрова на Нерли.

Согласно Житию Андрея Боголюбского, храм в память об Изяславе Андреевиче (1148-1165), погибшем сыне князя, был построен в 1165 году. Некоторые исследователи называют более раннюю дату постройки – 1158 год. Храм Покрова на Нерли – первый на Руси, освященный в честь праздника Покрова Богородицы. По преданию, белый камень для постройки церкви был вывезен из Булгарского царства, однако это опровергается палеографическими исследованиями.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен на рукотворном холме, на стрелке у слияния Нерли и Клязьмы – древних торговых путей, служа, тем самым, ориентиром для кораблей. Со временем реки изменили свое русло, а холм, который не заливает даже в самые сильные паводки, остался.

Храм Покрова на Нерли и замок Андрея Боголюбского: чертежи и детали каменной резьбы

Первоначально храм Покрова на Нерли окружала галерея, позднее разобранная. Да и сам храм едва избежал печальной участи – в 1784 году его планировали разобрать для постройки монастырской колокольни. Внутренние росписи были утрачены при «поновлении» в 1877 году.

Возможно, так первоначально выглядел храм Покрова на Нерли

И.Э.Грабарь так отзывался о церкви Покрова на Нерли:

Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства.

И это действительно так.

Вода уже немного спала, частично обнажив дорогу к храму. Рядом была пришвартована лодка. Молодой человек предложил нам прокатиться на ней до церкви, однако мы вынуждены были отказаться: торопились в путь. Как всегда в подобных случаях, выручил телеобъектив.

На площади перед железнодорожной станцией Боголюбово расположился небольшой рынок, где в числе всего прочего торгуют сувенирами.

А вот фотография храма Покрова на Нерли, сделанная теплой зимой 2007 года, в новогодние каникулы. УАЗ Патриот с легкостью проехал по Боголюбовскому лугу. Мы почти доехали до храма — нас разделяла лишь узкая лента Нерли.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Фото: Собор Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря

Фото и описание

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря был построен в 1751-1758 годах на месте бывшего храма, возведенного, предположительно в 1157-1158 годах. Сначала собор был центром дворцового комплекса Боголюбова, скорее всего, в последней четверти 12 века он стал монастырским. Стены собора 12 века сохранились на уровне трех рядов каменной кладки по всему периметру.

Собор был трехапсидным, одноглавым, четырехстолпным. Круглые колонны, которые венчают резные капители, расписаны под мрамор. Столпам изнутри отвечали плоские лопатки. Просторный и светлый внутренний объем здания был декорирован медью и золочением. Пол был из полированных плит красной меди (на хорах – из глазурованной цветной плитки с изображением орнаментов и птиц); закомары и порталы были покрыты листами золоченой меди. Храм украшали фрески (они были выполнены, вероятнее всего, в 50-х годах 12 века греческими иконописцами), он был насыщен иконами, книгами, тканями, священными сосудами и др.

По периметру снаружи собор охватывался характерным для средневековых владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатым поясом, архивольты перспективных порталов были декорированы резьбой с орнаментами, у цоколя был аттический профиль, стены делились сложно профилированными пилястрами, имеющими тонкие полуколонки

В тимпанах центральных закомар, по мнению Г.К. Вагнера, размещались скульптурные композиции, выполненные в технике белокаменного рельефа (их фрагменты найдены во время археологических раскопок: изображения зверей и птиц, женские маски; 3 львиных изображения были вмонтированы в соборную кладку). Гости князя и богомольцы сравнивали этот собор с храмом Соломона; ближайшим архитектурным аналогом собора является храм Покрова Богородицы на Нерли.

Роскошное убранство собора, вероятнее всего, разграбили войска рязанского князя Глеба, а потом монголо-татарские завоеватели.

При игумене Ипполите (1684-1695) было решено растесать узкие окна церкви, чтобы потом вставить стекла, затем разобрали хоры. В результате этих перестроек здание собора начало разрушаться, и, в конце концов, в 1722 г. он обрушился, хотя опись, проводимая в монастыре в 1767 году, сообщает о том, что своды храма обрушились в 1705 году.

В 1751-1752 годах на месте старого храма возвели новый Рождественский собор, который повторил крестово-купольную систему предыдущего храма. В 1752-1755 годах собор расписали и установили в нем иконостас. 18 июня 1756 года храм был освящен епископом Владимирским и Яропольским Платоном.

В 1764 году в соборе Рождества Богородицы снова сделали хоры, которые окончательно были разобраны в 1802 году. В 1765-1766 годах была отреставрирована настенная живопись собора. В 1802 году по причине ветхости росписи по столпам и на западной стене были уничтожены. Только в алтаре и в четырех клеймах сохранились композиции: Успение, Введение во храм, Сретение Господне, Рождество, на стенах центрального нефа – образы архангела Гавриила и Божией Матери.

В 1803 году устроили новый трехъярусный иконостас, который был увенчан резным изображением Христова Воскресения. В 1804-1809 годах пол храма выстлали известняковыми плитами. В 1892 году храм расписали по образцу Успенского собора.

С хор собора на второй этаж лестничной башни ведет переход, который располагается над арочным проездом и представляет собой прямоугольное в плане помещение, освещенное одним узким окном – с востока и двумя – с запада, и перекрытое сводом. Внутренняя роспись, выполненная в 1764 году, изображает явление князю Андрею Божией Матери, а также сцены расправы над ним. По легенде, переход играл роль моленной комнаты князя. Внизу башни – винтовая лестница. Вход на нее – в восточной стене башни, а в северной стене находится заложенный проем, который выводил на не существующий ныне переход в сторону княжеского дворца.

Предполагают, что с северной стороны Рождественского храма под белокаменной лестницей располагалась комната, где и был убит Андрей Боголюбский. У южных и северных стен собора с конца 17 века располагались каменные паперти, которые были перестроены в начале 19 века. Первоначально точно такая же паперть располагалась и с запада, но в 1809 году вместо нее устроили придел в честь князя Андрея Боголюбского, алтарь этого придела находился под аркой перехода. В 17 веке над лестничной башней возвели шатровую колокольню.

Боголюбово на сегодняшний день – небольшой городок на берегу реки Клязьмы в устье реки Нерли. Население его составляет чуть более 4 тыс. человек. И в отличие от близлежащего Владимира Боголюбово не может похвастать большим количеством достопримечательностей.

Но тот факт, что этот населенный пункт входит в перечень городов Золотого кольца России говорит сам за себя. Большинство исторических памятников Боголюбово находятся под охраной ЮНЕСКО.

Церковь Покрова на Нерли – одна из самых красивейших церквей мира. Была она построена в далеком 1165 году по приказу владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского в честь победы над булгарами. Хотя в некоторых летописях утверждается, что храм этот князь повелел установить в память о погибшем сыне Изяславе. И опять же после изучения летописей часть историков пришла к выводу, что воздвигнут он был в 1158 году . Но единственное в чем сходятся все, кто видел церковь воочию – это то, что аналогов ей в России не существует. По преданию сам Андрей Боголюбский выбрал точное место для ее постройки – на заливном лугу в непосредственной близости реки Нерль.

Добраться до церкви можно только пешком. Но по весне окрестные луга заливают вышедшие из берегов реки. Поэтому экскурсии к этому чудесному храму проводятся обычно в период лето – осень. С таким местоположением церкви связан и еще один интересный факт. Во время археологических раскопок прошлого века ученые выяснили, что холм под зданием святыни – творение человеческих рук. Сделан он был, чтобы храм не затапливало.

В принципе, само архитектурное устройство церкви не является уникальным. Это обычный крестово-купольный храм. А уникальность ее состоит в особой легкости и изысканности конструкций, которых строителям удалось добиться благодаря особым приемам. Стены церкви слегка наклонены внутрь, что зрительно увеличивает высоту здания. Этому же способствуют удлиненный купол и узкие окна. Снаружи строение облицовано белым камнем. Согласно летописям камень этот был вывезен в качестве контрибуции из Волжской Булгарии. Белокаменные стены снаружи украшены резьбой с единым сюжетом – царь Давид в окружении грифонов и львов.

Археологам удалось выяснить, что раньше церковь была окружена открытой галереей. Но, к сожалению, она не сохранилась. Впрочем, как не сохранились и уникальные фрески храма. Да и то, что сама церковь дожила до сегодняшних дней можно считать настоящим чудом.

Свято-Боголюбский монастырь был построен в XII веке потомками Андрея Боголюбского на месте старого княжеского дворца. За годы своего существования монастырь не единожды перестраивался.

На сегодняшний день он включает в себя Рождественский собор XVIII века, Благовещенскую церковь 1683 года постройки, Боголюбский собор 1866 года и Надвратную Колокольню сер.XIX века. Эту обитель в разные годы посещали известнейшие исторические личности: Иван Грозный, Андрей Рублев, Суворов. А в 1263 году здесь отпевали Александра Невского. С 1923 по 1997 год монастырь был закрыт и разорен. Огромные колокола были сброшены с колоколен и разбиты. За эти годы здесь располагались и склады, и школа, и больница. Сейчас же монастырь почти полностью восстановлен стараниями монахинь и прихожан.

До 1954 года замок Андрея Боголюбского считался безвозвратно погибшим. О том, что остатки княжеских палат сохранились, археологи узнали совершенно случайно при осмотре церкви Рождества Богородицы. Из всего дворцового ансамбля сохранилась башня с винтовой лестницей и переход на хоры шатровой колокольни. Если судить по дошедшим до нас чертежам, то можно сделать вывод, что дворцовый ансамбль Боголюбского был великолепен.

Он включал в себя двухэтажный каменный дворец, Рождественскую церковь и оборонительные укрепления. К сожалению, от церкви Рождества Богородицы сохранилась лишь цокольная часть.

Часовня «Живоносный источник» была построена в честь иконы Божией матери у стен Свято-Боголюбского женского монастыря совсем недавно, а именно в 2001 году. Женскому монастырю она и принадлежит. В здании часовни создали две раздельные купели : для монастырских служителей и мирских паломников. Считается, что купание в здешней воде помогает исцелить тело и дарует умиротворение душе.

Правда, чтобы добраться до часовни придется приложить приличные усилия. Сперва надо обойти двухкилометровую южную стену монастыря, а потом спуститься вниз к реке Клязьме по очень крутой металлической лестнице. А благословение на купание всем страждущим вместе с ключами от купели дает дежурная монахиня.

Собор Боголюбивой иконы Божией матери принято считать этаким младшим братом Храма Христа Спасителя в Москве. Сходство и в самом деле прослеживается. Тем более, что строились они по проектам одного и того же архитектора Константина Андреевича Тона. Правда, собор в Боголюбово возведен несколько позднее – около 1860 года.

Уникальной в нем считается воздушная отопительная система, действующая и поныне и не имеющая аналогов. Как и большинство храмов, после революции собор был закрыт и использовался как хозяйственная постройка. Реставрационные работы здесь начались только в 1985 году и продолжаются по сегодняшний день. Главная заслуга реставраторов состоит в том, что к 2016 году удалось отреставрировать уникальную Боголюбскую икону Божией Матери, хранившуюся в соборе. Образ этот был написан еще в XII веке по приказу самого Андрея Боголюбского.

Совсем рядом с собором Тона чуть ранее была возведена колокольня – величественная постройка 58 м. в высоту . Совсем недавно колокольня была полностью отреставрирована. Интересна она тем, что на каждой из ее четырех внешних стен висят работающие часы, но все они показывают разное время.

Заслуживает внимания история Врат в Боголюбском монастыре. Первоначально их построили из камня в 1683 году вместе с надвратным храмом Святого апостола Андрея. Простояли они ровно один век. А затем по решению церковных иерархов были разобраны. Но всего через пять лет в 1788 году и церковь, и врата отстроили вновь. Но в 1820 году их снова разрушили. Сегодняшние врата – результат работы мастеров уже XX века.

Именно с Собора Рождества Богородицы началась в XII веке история Боголюбского монастыря. Собор этот пристроили к жилым палатам княжеского дворца. Был он богато декорирован и внутри, и снаружи. Но убранство собора разграбили при набегах монголо-татары, а в 1722 году храм и вовсе рухнул из-за неудачных перестроек.

Через тридцать лет на его месте выстроили новый собор, используя старую крестово-купольную планировку. А вот лестничная башня с переходом к хорам собора сохранилась еще со времен Андрея Боголюбского. Считается, что именно по ней великий князь пытался убежать от убивших его заговорщиков. Если смотреть на этот архитектурный ансамбль снаружи, то легко можно отличить более древние постройки по опоясывающим колонам и узким окнам.

С юго-западной стены Рождественского Собора в XII веке был построен киворий – небольшая часовня со святой водой. К сожалению, сама древняя постройка не дошла до наших дней. Сейчас здесь стоит кирпичная часовенка XVII века . Интересен тот факт, что по преданию именно на этом месте Андрей Боголюбский увидел во сне Богоматерь, повелевшую ему заложить церковь, вокруг которой разросся город Боголюбово. Вода в здешнем кивории считается чудодейственной.

Церковь Благовещения также относится к Боголюбскому монастырю. И как большинство здешних зданий она претерпевала множество перестроек. Изначально на ее месте стояла церковь Мученика Леонтия времен Андрея Боголюбского. Но после смерти князя храм был разрушен и возведен вновь в 1683 году. А в начале XIX века церковь было решено перестроить и переименовать в Благовещенскую трапезную церковь. Именно здесь хранится образ Богоматери с частью креста Господня.

Железнодорожную станцию Боголюбова тоже можно считать историческим памятником. Ибо немного найдется сейчас в России станций построенных из деревянного бруса и сохранивших печное отопление. Кстати, от станции открывается отличный вид на церковь Покрова на Нерли.

Пешеходный мост возле станции Боголюбово – это уже достопримечательность новейшего времени. Мост представляет собой стеклянную галерею 150 метров в длину. Подняться наверх можно не только по ступеням, но и на лифте. Соорудили мост для удобства туристов, чтобы проще было добраться до церкви Покрова на Нерли.

Боголюбовский луг вместе с церковью Покрова на Нерли составляет единый комплекс, имеющий важное историческое и природно-ландшафтное значение. Площадь его занимает более 170 га. По территории луга проложены специальные пешеходные зоны, ведущие к церкви. На территории этого заказника растут несколько сот видов растений, три из которых занесены в Красную книгу.

Можно с полной уверенностью сказать, что Боголюбово – сказочное место. Обязательно побывайте в этом Богом любимом городе.


Top