Анализ импорта и экспорта продукции машиностроения государств таможенного союза. Главные страны экспорта и импорта продукции

Все страны, традиционно считающиеся развитыми в плане машиностроения, имеют долю машиностроительной продукции в структуре экспорта не менее 15%. Конечно, ряд развивающихся стран также имеет значительную долю машиностроения в своём экспорте. Однако является фактом, что ни одна страна с развитым (в нормальном понимании) машиностроением не имеет этот показатель ниже 15%.

Данная статья служит дальнейшим продолжением исследования мирового машиностроения в каждой отдельно взятой стране. Теперь рассматривается не только экспорт, но и импорт и внутреннее производство выбранных стран.

Целевыми индикаторами являются:

1. Доля импорта в ресурсах машиностроения. Рассчитывается по классической схеме без учёта экспорта:

100% х (И)

П+И

где И – размер импорта машин и оборудования в используемых денежных единицах;

П – объём собственного машиностроительного производства внутри страны в используемых денежных единицах.

Чтобы оценить зависимость от импорта, нужно прояснить один момент. Импорт станков в той или иной мере есть в любой стране, даже самой развитой. Как то: Японии или Германии. При этом будет глупостью сказать, что Германия или Япония – зависящие от импорта станков страны. Традиционно балансы товарных ресурсов рассчитывают долю импорта в потреблении как отношение импорта к видимому потреблению (включая запасы) без учёта экспорта, экспорт же указывается отдельно. Поэтому у нас в России есть известная доля импорта в потреблении нефти, леса и т.д., которую можно проследить по балансам. Но такой подсчёт не очень наглядно отражает настоящее состояние зависимости от импорта некоторого ресурса, поскольку не учитывает его экспорт. Данный подход представляется не очень логичным в случае со станкостроением Японии или Германии. На мой взгляд, корректнее использовать показатель сальдо торговли, а не значение импорта. И для оценки зависимости от импорта нужно рассчитывать отношение сальдо торговли продукцией станкостроительной индустрии к её видимому потреблению.

Видимое потребление в таком случае – это простой математический расчёт, исходя из данных статистики: производство плюс импорт минус экспорт. Правда, при таком расчёте отдельно не учитываются запасы на начало/конец года, поскольку их неоткуда узнать для случая со станками. Но вряд ли запасы велики по сравнению с потреблением, и исключение их из расчётов не могут таким образом внести сколь-нибудь существенную ошибку. К тому же запасы формируются в том числе и за счёт импорта, что балансы товарных ресурсов не отражают.

Расчёт ведётся по формуле:

100% х (И-Э)

П+И-Э

где И – размер импорта продукции машиностроения в используемых единицах;

Э – размер экспорта продукции машиностроения;

П – объём собственного машиностроительного производства внутри страны.

Читатели вольны выбрать наиболее подходящий по их мнению вариант для сравнения. Однако, мне видится, что второй метод более подходит для реального описания ситуации, поскольку учитывает сразу и производство, и внешнюю торговлю. Логично, что первый показатель всегда больше 0%, а второй – может принимать как положительные, так и отрицательные значения (отрицательное – когда экспорт превышает импорт). Чем меньше каждый из показателей – тем конкурентоспособнее может считаться машиностроительная отрасль выбранного государства.

По возможности используется национальная статистика исследуемых стран, а не данные международных организаций. При наличии выбора предпочтение отдаётся расчётам в собственной валюте государств. В случае необходимости перевод национальных валют в доллары осуществлён по данным http://freecurrencyrates.com/ru/ ,http://www.exchangerates.org.uk/ , http://ru.investing.com/currencies/ а также по данным национальной статистики исследуемых стран. Например, для России внутреннее производство приводится в рублях, внешней торговли – в долларах. Перевод долларов в рубли осуществлён на основании среднего геометрического курса доллара по данным ЦБ за каждый год .

1. Доля импорта в ресурсах машиностроения

Рисунок 1 – доля импорта в ресурсах машиностроения стран мира (отношение размера импорта к сумме внутреннего производства и импорта), %

Таблица 1 - доля импорта в ресурсах машиностроения стран мира (отношение размера импорта к сумме внутреннего производства и импорта), %

пустые клетки - нет данных

Условно по доле импорта в ресурсах машиностроения страны мира можно разделить на несколько категорий в таблице 2:

Характеристика

Страны, входящие в категорию

Относительно независимые от ввоза машиностроительной продукции страны

Доля импорта менее 30%

Германия, Япония, Китай, Бразилия

Страны со средней долей импорта в ресурсах

Доля импорта 30-50%

Россия, Франция, Великобритания, США, Италия, Дания, Иран, Финляндия, Израиль, Польша

Зависимые от импорта машин страны

Доля импорта 50-70%

Украина, Канада, Ирландия, Нидерланды, Австралия, Белоруссия, Сингапур

Полностью или почти полностью импортозависимые страны

Доля импорта более 70%

Норвегия, Монголия, Греция, Грузия, Киргизия, Армения, Саудовская Аравия, Казахстан

В список «лидеров» попала совсем не прославившаяся машиностроением Бразилия, что довольно неожиданно. А немного не дотянувший до «лидеров» Иран очевидно в силу санкций просто не может совершать значительные закупки машин и оборудования.

Данный расчёт не учитывает реэкспорт и вовлечённость стран в международные технологические цепочки (не учитывается экспорт). Поэтому, например, Сингапур попал один ряд с Украиной. А Россия – с Финляндией и Италией.

2. Отношение сальдо торговли (импорт минус экспорт) к видимому потреблению (производство плюс импорт минус экспорт)

Более объективно (с моей точки зрения) ситуацию отражают рисунок 2 и таблица 3. Они кроме импорта учитывают и размер экспорта продукции – т.е. востребованность машиностроительной продукции каждой страны на мировом рынке, а также участие стран в международном разделении труда. Отрицательные величины на рисунке и в таблице означают, что экспорт машин превышает их импорт. И чем меньше показатель, тем больше экспорт превалирует над импортом. И тем более конкурентоспособной может считаться продукция машиностроительной отрасли данной страны на мировом рынке.

Рисунок 2 – отношение сальдо торговли (импорт минус экспорт) к видимому потреблению (производство плюс импорт минус экспорт), %

Таблица 3 - отношение сальдо торговли (импорт минус экспорт) к видимому потреблению (производство плюс импорт минус экспорт), %

пустые клетки - нет данных

По отношению сальдо торговли (импорт минус экспорт) к видимому потреблению страны мира можно разделить на несколько категорий в таблице 4:

Характеристика

Страны, входящие в категорию

Страны с избыточной обеспеченностью машиностроительной продукцией, крупные производители и экспортёры конкурентоспособной продукции - экспорт значительно превышает импорт (отмечены в таблице синим и голубым)

20% и менее

Германия, Япония, Польша, Сингапур

Крупные производители и экспортёры конкурентоспособной машиностроительной продукции; обеспеченность также избыточная - экспорт превышает импорт (отмечены в таблице тёмно-зелёным)

Франция, Китай, Италия, Нидерланды, Финляндия

Страны с конкурентоспособным машиностроением, почти обеспечивающим внутренние потребности; импорт незначительно превышает экспорт (отмечены светло-зелёным)

Великобритания, США, Бразилия, Дания, Израиль

Страны недостаточно конкурентоспособным машиностроением (импорт заметно превышает экспорт). В таблице отмечены жёлтым

Украина, Канада, Иран, Белоруссия

Страны с малоконкурентоспособным машиностроением, импорт значительно превышает экспорт. Оранжевый цвет в таблице

Россия, Ирландия, Австралия

Страны с неконкурентоспособным машиностроением (красный цвет)

Норвегия, Казахстан

Страны с почти отсутствующим машиностроением. Критическая зависимость от импорта (тёмно-красный цвет)

Монголия, Греция, Грузия, Киргизия, Армения, Саудовская Аравия

Как видно, второй подход определил Сингапур вместо середины списка машиностроителей на 1-е место. Список «лидеров» покинула Бразилия. Перемещения остальных стран не так заметны.

Результаты в основном получились ожидаемыми. Ситуация с Ираном ясна – в силу санкций, вероятно, нельзя закупать больше. Поэтому импорт машиностроительной продукции не столь велик по сравнению с внутренним производством. Довольно высокая позиция Бразилии вызывает некоторое недоумение, поскольку она никогда не считалась сколько-нибудь значимым производителем в мировом машиностроении. Однако до начала бразильского кризиса страна занимала 8-9 место в мире по потреблению станкостроительной продукции (см. , табл. 1), что объясняет ситуацию.

За исследуемый период (2000-2014) больших успехов в импортозамещении и продвижении своей продукции на внешние рынки в машиностроительной области достигли: Германия, Нидерланды, Китай, Польша. Лидер – Польша (24% в 2000; - 20,36% в 2014).

Напротив, в следующих странах машиностроение теряло конкурентоспособность на внутреннем и (или) мировом рынках: Россия, Канада, Ирландия, Финляндия, Белоруссия. «Лидер среди аутсайдеров» - Ирландия (- 25,64% в 2001; 38,95% в 2014).

В остальных странах, попавших в обзор, изменения были не столь заметны.

краткое содержание других презентаций

«Регулирование предпринимательской деятельности» - Целью подобных акций может быть: Система управления призвана обеспечить безопасность страны. На сколько государство сможет выполнить данные требования? Минирования; Глава 3 Проблема угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Грабежи. Коррупция. Убийства и пытки; …Сущность административно – правового регулирования…

«Машиностроение мира» - Одна из главных отраслей машиностроения мира – автомобилестроение. Уровень развития машиностроения в регионах и странах мира. Автомобильная промышленность. География машиностроения. Машиностроительные центры мира. Группы отраслей. Состав машиностроительного комплекса. В 2010 г. общий объем зарегистрированных автомобилей вырос на 5%. Главные экспортеры и импортеры автомобилей. Следует ожидать резкого усиления конкуренции со стороны развивающихся стран.

«Производство строительных материалов» - Аннотация проекта: Финансы: В результате чего значительно возросла себестоимость строящихся объектов. Открытое акционерное общество. Исследование ситуации на рынке товара. Проект по экономике и экономической географии ученика 10 «а» класса Гасфорда Александра. Актуальность проблемы. Организация деятельности компании. Бизнес-план компании «Монолит» - производство строительных материалов.

«Экономическая культура» - Мотивы. Потребности. Экономический интерес. Нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности. Ответственность. Включают в себя: отношения собственности, обмен деятельностью, распределение товаров и услуг. Качества личности. Свобода принятия экономических решений, свободу экономических действий. Расточительство. Охарактеризуйте основные типы экономических систем. Экономические знания. Собственник. Социальная ответственность. Распоряжение прибылью и др.

«Куда уходят деньги» - Расчет семейного бюджета. 3) Для расчета семейного бюджета удобно использовать электронные таблицы. Заключение. 1) Составляется таблица. Бюджет делится на две части – доходную и расходную. Бывают: Краткосрочные расходы Среднесрочные Долгосрочные. Вывод. 4) Можно завести расчетную тетрадь. У каждой семьи свой бюджет. Нужно анализировать свой бюджет в каждой семьи.

«Уроки экономики» - В учебно-тематическом плане отражены типы заданий и внутри- и межпредметные связи. Основы экономической теории. Содержание выпускной квалификационной работа. Выпускная квалификационная работа. В каждом конспекте урока есть: Общественные блага и внешние эффекты. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Цель пособия. Несостоятельность рынка и роль государства в экономике. – оказать практическую помощь учителям, работающим в общеобразовательных учреждениях.

Импорт и экспорт машиностроения

Определение 1

Экспорт – это процесс вывоза товаров за пределы страны, тогда как импорт – это процесс ввоза продукции из-за границы.

В современном мире импорт представляет собой самый распространенный вид деятельности в торговле. Именно поэтому импорт считается основой международных экономических отношений.

Часто экспортная продукция поставляется во много стран одновременно.

Экспортировать возможно не только произведенную продукцию, но и капитал, такой экспорт принято называть инвестированием средств в целях налаживания собственного производства за рубежом.

По данным за 2016 год 8,5% российского экспорта приходится на машиностроение. При этом 30% данной продукции направляется в страны СНГ, а 70% в страны ближнего зарубежья.

В период с 2000 по 2008 экспорт в России находился в состоянии роста.

Экспорт имеет сырьевую и технологическую направленность, а также определяет роль страны в отраслевой специализации. К примеру, большое количество экспорта свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровнях отраслей. А большой экспорт минеральных ресурсов, наоборот, говорит о неразвитости высокотехнологичных отраслей.

Так стоит отметить, что Россия входит в число стран с большим процентом экспорта нефтегазовой продукции, в этом она является неоспоримым лидером, тогда как в экспорте машин и оборудования Россия уступает позиции многим развитым странам, таким как США, Япония, Германия, Корея, Франция и др.

Существует такая организация как Таможенный союз – это своего рода соглашение между странами об отмене таможенных пошлин в торговле и создании единой таможенной территории.

У стран, входящих в Таможенный союз, за период с 2007 по 2012 значительно увеличилась зависимость от импорта. За данный период российский экспорт вырос на 29%, тогда как импорт вырос на 123%.

В 2012 году на Россию приходилась самая большая часть экспорта (16,6 млрд). то есть в этот период гораздо больше машин ввозилось на территорию России, нежели вывозилось. При этом она была нетто-импортером (страна в которой доля импорта во много раз превышает долю экспорта) по всем видам экономической деятельности.

Замечание 1

Самая большая доля экспорта приходится на летательные аппараты.

В импорте 35% пришлось на производство оборудования и транспортных средств, а также 31% на электрооборудование.

Стоит отметить, что Россия обладает огромным потенциалом импортозамещения. Это обусловлено большим спросом на машиностроительную продукцию с учетом того, что он удовлетворяется за счет импорта. Все это складывается на фоне постоянного роста закупок импортной техники.

Показатели внутреннего спроса на автомобильную продукцию и товары долгосрочного пользования находятся в постоянном росте, так как насыщенность рынков данной продукцией еще далека от показателей развитых стран.

Во многом процесс импортозамещения зависит от замены машиностроительного оборудования, а именно как быстро и качественно будет произведена замена. Ярким примером служит автомобилестроение. Модернизация производства в условиях наличия стабильного платежеспособного спроса и создания преференций для инвесторов может пройти в довольно короткие сроки. Стоит также отметить, что источником финансирования могут служить ресурсы, накопленные в течение экономического роста, то есть не обязательно искать инвесторов на стороне.

В отличие от импорта, возможности расширения экспорта ограничены. Это связано, во-первых, с тем, что повышающийся потребительский и инвестиционный спрос будет поглощать большую часть прироста выпуска продукции, при этом не позволив повысить экспортные поставки. Во-вторых, практически невозможно предугадать увеличение спроса на продукцию российского машиностроения на мировом рынке, так как существует достаточно большое отставание от развитых стран. Все это приводит к выводу, что продукция российского машиностроения не пользуется большим спросом на мировом рынке, да и быстрое занятие отдельной ниши практически невозможно.

Экспорт России в 2017 г.

В 2017 году отмечается рост экспорта продукции машиностроения на 14,6%, что является первым крупным скачком после 2013 года.

Российский экспорт имеет свою специфику, он не предусматривает крупные экспортные контракты, именно поэтому показатели могут сильно колебаться. Главной спецификой российского экспорта служат военный и атомный комплексы.

В 2017 году экспорт турбореактивных двигателей вырос на 28%, что является вторым результатом в истории (первый в 2013 году). Это позволило России входить в пятерку крупнейших экспортеров данной продукции.

2017 год отмечен тем, что был поставлен абсолютный рекорд в экспорте, а именно, увеличился экспорт реактивных двигателей, прирост которого составил 40%. Это вывело Россию в лидеры экспортеров реактивных двигателей.

Замечание 2

На этом череда лучших показателей 2017 года не заканчивается. Еще одним рекордным показателем стал экспорт ядерных реакторов, который вырос в 2,7 раза по сравнению с 2010 годом.

Еще одним не плохим результатом стал экспорт котлов центрального отопления, который вырос на 37%. В новейшей истории это один из лучших показателей. Предыдущий лучший показатель также относится к 2010 году.

Уступив место 2004 году, экспорт 2017 года электрических аккумуляторов вырос на 18%.

Экспорт холодильного оборудования увеличился на 49%, большую часть его составили холодильные витрины.

Немного хуже дела обстоят с экспортом автомобилей - здесь прирост составил 23%, что является третьим результатом. Однако существует стабильный, хоть и не большой, рост.

Экспорт грузовых и пассажирских вагонов за 2017 год вырос на 49%, что уступает лишь пику 2008-2012 годов.

Также лучшими результатами 2017 года стал экспорт такой продукции, как:

  1. Медицинские приборы и инструменты (16,9%),
  2. Лазеры и специальная оптика (84%),
  3. Оборудование для птицеводства (увеличение объема в 2 раза),
  4. Кондиционеры (28%),
  5. Механические распылители (92%).

Машиностроение – одна из самых емких отраслей российской промышленности. Она включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов. Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. Всего в мире, в машиностроении занято более 80 млн. человек, а количество производимых индивидуальных изделий достигает 3 млн. В Российской Федерации в сфере машиностроения работает более 3.5 млн. человек.

Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности. На мировой машиностроительный комплекс приходится около 35% стоимости всей выпускаемой в мире продукции. Главными центрами машиностроения являются США, Китай, Япония и страны Западной Европы.

В Российской Федерации объем выпуска продукции машиностроительных предприятий в 2014 году составил более 5.74 трлн. рублей. Это на 5.2% меньше чем в 2013 году. Но даже несмотря на такое падение, результат 2014 года является одним из лучших в машиностроительной отрасли. На долю машиностроения приходится около 20% объема выпуска всей обрабатывающей промышленности России.

Предприятия машиностроительного комплекса России расположены в основном в европейской части страны. Около 78% объема всей продукции выпускается в трех Федеральных округах. Лидером является Центральный Федеральный округ, предприятия которого производят около 1/3 всей продукции машиностроения. В процентном соотношении доля каждого из Федеральных округов выглядит следующим образом:

  • Центральный Федеральный округ – 31%
  • Приволжский Федеральный округ – 26%
  • Северо-Западный Федеральный округ – 21%
  • Уральский Федеральный округ – 8%
  • Сибирский Федеральный округ – 7%
  • Южный Федеральный округ – 4%
  • Дальневосточный Федеральный округ – 2%
  • Северо-Кавказский Федеральный округ – 1%

Отраслевая структура российского машиностроения состоит из трех основных отраслей:

  • Производство машин и оборудования;
  • Производство электрооборудования;
  • Производство транспортных средств.

Наибольшая доля в объеме производства в 2014 году приходится на производство транспортных средств – чуть менее 51%, что в денежном эквиваленте составляет 2 925 млрд. рублей. На долю производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования пришлось 28% или 1 611 млрд. рублей и доля производства машин и оборудования составила 21% или 1 202 млрд. рублей.

По экспорту машиностроение РБ занимает 2 место после ТЭК.

По итогам 2003 года предприятия увеличили общий объем экспорта на 22%. При этом поставки в Россию выросли на 18%, в другие страны СНГ увеличение объема экспорта составило около 30%. По итогам года положительное торговое сальдо по министерству промышленности составило более 1 миллиарда долларов.

Тенденции прошедшего года свидетельствуют об опережающем росте поставок промышленной продукции в другие страны СНГ по сравнению с Россией, отметил он. По его данным, в 2003 году значительно увеличен объем экспорта в Украину, которая охотно покупает белорусские двигатели, тракторные машинокомплекты и др. По мнению Геннадия Свидерского, в белорусской промышленности наиболее конкурентоспособной является такая структурообразующая отрасль, как машиностроение, где выпускается автомобильная и тракторная техника. «В СНГ такого объема производства и сменяемости моделей автомобильной техники не имеет ни один производитель. Сейчас может производиться более 500 моделей под заказ с индивидуальными требованиями по грузоподъемности, проходимости и другим техническим характеристикам», - сказал заместитель министра. Аналогичная ситуация и в тракторостроении, где наряду с традиционными заказами для сельского и коммунального хозяйства появились модели с навесным деревообрабатывающим оборудованием, производящие распиловку леса, его заготовку, погрузку и другие операции.

В нашей республике этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

В настоящее время машиностроительный комплекс РБ находится в глубоком кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли. Общее снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами:

внешние факторы - разрушение предметной специализации в рамках бывшего СССР, а также изменение соотношения цен производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.

Внутренние факторы - низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

Продукция республиканского машиностроения экспортируется в 48 стран мира.

Приоритетными направлениями экспорта отрасли принадлежат странам Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества (Китай, Южная Корея), на них приходится 80% экспорта продукции машиностроения. Новый импульс приобрели экспортные операции со странами СНГ. На страны СНГ приходилось 25,7 млн.долл. экспорта машиностроения, что более чем в 2 раза выше уровня 2000года.

Казахстан и Украина входят в пятерку стран - крупнейших потребителей данной продукции, на них приходится соответственно 11,3 и 2,4% экспорта отрасли.

Экспорт машиностроительного комплекса в 2001 году характеризовался отличительной от большинства других отраслей положительной динамикой. Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается практически у всех ведущих предприятий отрасли.

В 2002 году экспорт продукции машиностроения по сравнению с предыдущим годом увеличился на 31% и составил в 202,8 млн. долл.

Повышение конкурентоспособности отечественного машиностроения по сравнению с импортными аналогами по уровню цен стимулировало расширение выпуска оборудования для отраслей потребительского комплекса; 58 предприятий республики экспортировали машиностроительную продукцию в 50 стран мира.

Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается почти практически у всех ведущих предприятий отрасли.


Top