Английская бронетехника. Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI Снаряжение для Vickers Medium Mk


БОЕВАЯ МАССА, т: 14,237.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6020, ширина – 2540, высота – 2591.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк IX калибра 2 фунта, 1 пулемет Vickers калибра 7,7 мм, 2 дымовых гранатомета калибра 101,6 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 87 выстрелов, 3750 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел № 24В Мк I.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6 – 14.

ДВИГАТЕЛЬ: Nuffield – Liberty, 12-цилиндровый, V-обрааный, карбюраторный; мощность 340 л.с. (250 кВт).

ТРАНСМИССИЯ: планетарная коробка передач и бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска – индивидуальная на цилиндрических пружинных рессорах, ширина трака гусеничной цепи – 257 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.

ЗАПАС ХОДА, км: 149.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30, высота стенки, м – 0,61 ширина рва, м – 2,29.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.

Cruiser Tank Mark IV (AX3 Мк ii)

Крейсерский танк Mk IVA во главе колонны танков 1-й английской танковой дивизии перед выдвижением на исходный рубеж для атаки. Район Абвиля, 28 мая 1940 года

Дальнейшее развитие крейсерского танка Мк III (А13)- Разработан фирмой Nuffield (по другим данным Morris Motors) в 1938 г. Серийное производство осуществлялось с декабря 1938 по конец 1939 г. фирмами Nuffield, English Electric, LMS и Leyland. Изготовлено 655 единиц.
КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ
Мк IV – как внешне, так и по внутреннему устройству почти идентичен танку А13, Башня новой формы – за счет применения наклонных бортовых листов дополнительной брони. Бронезащита была усилена, но внутренний объем башни не изменился. Силовая установка также аналогична А13 – американский авиадвигатель Liberty периода Первой мировой войны, задросселированный до мощности 340 л.с. Вооружение – 2-фунтовая пушка и пулемет Vickers с водяным охлаждением. Экипаж 4 человека.
Мк IVA – вместо пулемета Vickers установлен 7,92-мм пулемет BESA с воздушным охлаждением.
Мк IVCS – танк поддержки пехоты, вооруженный 94-мм гаубицей
Танки серии Мк IV составляли основу парка английских танковых соединений накануне и в начале Второй мировой войны. Они приняли участие в боях во Франции в 1940 г. в составе 1-й танковой дивизии. В рядах 7-й танковой дивизии воевали в Северной Африке вплоть до 1942 г., когда были окончательно сняты с вооружения.
Мк IV оказался значительно более боеспособной машиной, чем его предшественники, однако его эксплуатационная надежность также оставляла желать лучшего.
Использовались трофейные британские "крейсеры" и в гитлеровском Вермахте. Так, например, 9 танков Мк IV составили роту трофейных танков Beutepanzer- Kompanie (е), которую в 1941 г. включили в состав 100-го огнеметного танкового батальона. В его составе бывшие британские "крейсеры" 22 июня 1941 г. пересекли границу СССР. Впрочем, их боевой путь по советской земле оказался не долог. Уже спустя месяц ни одна машина не значилась в списках 100-го огнеметного батальона.

Приветствую вас танкисты,

Сегодня поговорим немного про средний танк Британии 3-го уровня - Medium III. Британский средний танк межвоенного периода. Создан в 1926-1931 годах фирмой «Виккерс». В 1933 году выпущено три серийных танка, состоявших на вооружении британской армии до 1938 года. В боевых действиях не применялись.

«Виккерс 16-тонный» представлял собой классической компоновки, с двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения. Танк послужил прообразом для советского среднего танка Т-28.

Танк в игре

Достоинства и недостатки

танк плохо бронирован и вкупе с большими габаритами, становится хорошей мишенью. Но есть у танка и пара значительных плюсов: хорошие орудия QF 2-pdr Mk. IX (более скорострельное, точное и пробивное, хорошо подходящее для всех дистанций боя) и 6-pdr 8cwt QF Mark I (обладающее большим разовым уроном и большим уроном в минуту), и высокие показатели прочности и скорости (250 HP, 48 км /ч).

Тактика игры

Лучше всего для этого танка подойдёт тактика танка второй линии атаки (дамагера). Таким образом танк Medium Mk. III должен занять снайперскую позицию в начале боя и, когда будет дан свет, накидывать урон (советую для этого орудие 6-pdr 8cwt QF Mark I).

Знаки классности и медали

Взять мастера на этом танке достаточно просто. Нужно всего лишь отправить в ангар где-то 4 танка. Если правильно играть на этом танке можно легко достичь большего. Приведу в пример свой 10 бой на танке, когда правильно используя тактику я снял 8 фрагов, накидал около 1000 дамага и спас команду от поражения.

Первые танки получили официальное название "Марк I" (Mark I). "Марки" в соответствии с установленным на них вооружением подразделялись на "мужские" (male) и "женские" (female). Чаще модификации Марка переводятся, как "самка" и "самец". По предложению Свинтона, "женский" танк был оснащен пулеметами и в принципе должен был помогать вооруженному орудиями "мужскому", предназначенному для "тяжелой работы".

Нажмите на изображение танка Марк I для увеличения.

"Мужской" танк весил 30 тонн и имел среднюю скорость 6 километров в час. Его запас хода составлял приблизительно 20 километров. Он имел внушительные размеры: 8,05 метра в длину, 4,26 метра в ширину и 2,24 метра в высоту. Им мог управлять экипаж из 4 человек, но в принципе "Марк I" управлялся 8 военнослужащими. Во главе экипажа стоял офицер, а в его подчинении было семеро: водитель, 4 стрелка и 2 механика. "Мужской" танк имел две 57-миллиметровые пушки - шестифунтовые - и 4 пулемета "Гочкиса", тогда как у "женского" танка был только один пулемет "Гочкис" и 4 пулемета "Виккерс". Танк "Марк I" был оснащен перископом со стеклянными зеркалами, которые очень быстро были признаны опасными и заменены пластинами из полированного металла. Экипаж этого монстра должен был стоически переносить страшный грохот размещенного по центру танка шестицилиндрового мотора "Даймлер", от которого шел очень неприятный запах и жар.

Вы можете увеличить изображение, кликнув по нему.

Военные организации, которые в полной секретности занимались производством нового оружия, получившие целую серию названий - "Танковое ведомство" (Tank Detachment) или "Секция бронемашин моторизованной пулеметной службы" (Armoured Car Section of the Motor Machine-Gun Service), - так и не смогли сохранить свою деятельность в полной тайне. После этого "танковое управление" получило еще более непонятное для неприятеля название - "Тяжелая секция пулеметного корпуса" (Heavy Section Machine-Gun Corps).

Тактико-технические характеристики танка Mk I.

Боевая масса, т

26 ("самец"),
25 ("самка")

Экипаж, чел.

Габаритные размеры, мм:

длина
ширина
высота
Броня, мм

Вооружение:

"самец"

две 57-мм пушки "гочкис"
с длиной ствола 40 калибров,
четыре 8-мм пулемета "гочкис"

"самка"

пять 7,7-мм пулеметов "виккерс"
и один 8-мм пулемет "гочкис"

Двигатель

"Даймлер", 6-цилиндровый,
водяного охлаждения,
мощность 105 л. с. при 1000 об/мин

Удельное давлен ие на грунт, кг/см 2
Скорость по шоссе, км/ч
Запас хода, км

Преодолеваемые препятствия:

вертикальная стенка, м
ширина рва, м
глубина брода, м

Несмотря на все оплошности, противнику так и не удалось раскрыть секрет. Окончательное название командования нового вида вооруженных сил появилось только в июне 1917 г., уже после того как противник смог оправиться от шока после применения первых танков 14 сентября 1916 г. - "Танковый корпус" (Tank Corps).

Танки "Марк I", 1916-1917 г.
Нажмите на фото танка для увеличения.

Вначале в новое подразделение входило 184 офицера и 1610 солдат. Тактическая единица Танкового корпуса - рота - состояла из 4 подразделений по одному запасному и 6 действующих танков в каждом (3 "мужских" и 3 "женских"). Таких рот было шесть, и они в качестве обозначения получили первые шесть букв латинского алфавита. Именно отсюда появилось ошибочное наименование танка "Марк I" как "Мятный ликер" (Сremе deMenthe). Действительно, все французские танки были наименованы своими экипажами по названию известных французских алкогольных напитков, начинающихся на С: "Шампань" (Champagne), "Коньяк" (Cognac), "Шабли" (Chablis), "Шартрез" (Chartreuse), "Кордон Руж" (Cordon Rouge)... Неожиданная честь!

"Марк I" (самец).

Командование отказало полковнику Свинтону в чести возглавить первую атаку бронированных монстров, в которых он вложил столько энергии. Он вынужден был довольствоваться формированием и тренировкой новых подразделений; его опыт проведения военных операций был расценен как недостаточный... Нельзя же повсюду поспеть! Честь продемонстрировать новое оружие была предоставлена ротам С и D на рассвете 14 сентября 1916 г.. на Сомме. Их целью стала эшелонированная укрепленная позиция противника, усиленная хорошо оборудованными пулеметными гнездами. Танки двинулись вперед, опережая ряды пехоты трех британских корпусов. Из 49 задействованных танков только 32 смогли вернуться назад: остальные либо сломались, либо завязли, либо потерялись в темноте! Атака только началась, но тут стали ломаться и застревать в воронках и другие машины. В конечном счете, только 9 танков из арьергарда и 9 танков с первой линии приняли активное участие в атаке!

Танк "Марк I" (самка), Франция, 1916 год.

Однако психологическое воздействие на немцев оказалось необычайным. В траншеях, на которые наезжали стальные монстры, извергавшие пламя из своих орудий, началась настоящая паника. Танк "Мятный ликер" завоевал бессмертную славу в тот же день во время успешной атаки на сахарный завод, который немцы превратили в укрепленный форт. Другие танки "Марк I" не имели такого успеха, а некоторые из них, экипажи которых, слишком увлекшись, были захвачены противником. Но тем не менее применение танков в этот день принесло явный успех, поскольку ни с чем нельзя было сравнить грандиозный эффект, произведенный на морально подавленного противника.

После первого применения популярность танков достигла невероятных масштабов, и журналисты соревновались в восторженных описаниях нового оружия, которое поставит Германию на колени за несколько недель. Не разделяя всеобщего восторга, британское Военное министерство приказало увеличить численность танковых подразделений: к четырем направленным во Францию ротам добавлено восемь, создано четыре танковых батальона; число рот, оставшихся в Великобритании, возросло с двух до пяти. С этого момента каждый батальон состоял из трех рот, в каждой из которых было 3 боевых (по 5 танков) и резервный взвод. В начале 1917 г. эта амбициозная программа была сокращена: во взводе стало четыре танка, а в роте - три взвода.

Танк "Марк I" (самец), 1917 г.

Извлеченные уроки заставили инженеров подкорректировать и улучшить примитивный танк "Марк I", убрав с него, например, слишком чувствительные к снарядам стабилизирующие колеса. Так в небольшом количестве появились "Марк II" и "Марк III", очень походившие на первую модель.



Официальное обозначение: Medium Tank A6, Medium Tank Mk.III
Альтернативное обозначение: Mark III
Начало проектирования: 1926 г.
Дата постройки первого прототипа: 1928 г.
Стадия завершения работ: построено три прототипа А6 и три прототипа Mk.III.

Едва успев принять на вооружение средние танки Medium Mk.II британское военное ведомство уже в 1925 году задумалось над его заменой. Разумеется, в момент своего появления Mk.II был если не прорывом в танкостроении, то во всяком случае вполне современной боевой машиной, которая создавалась с учетом боевого опыта 1-й мировой войны. Тем не менее, нужно было двигаться вперёд и в начале 1926 года War Office выдал требования на новый танк этого же класса, основные пункты которого гласили:

— боевая масса до 16 тонн;

— ширина танка должна соответствовать габаритам железнодорожных вагонов;

— основное вооружение должно быть способно пробивать броню машины аналогичного типа на дистанции 1000 ярдов;

— должны присутствовать две независимые пулеметные башни;

— должно быть установлено бронирование лобовой части, достаточное для защиты при пересечении горизонтальных препятствий (подъёмы, эскарпы);

— топливные баки должны размещаться снаружи корпуса по бортам;

— шумность танка должна быть минимально возможной.

Как видно, не все требования были тривиальными, но в военном ведомстве считали, что новый средний танк должен быть именно таким. Справиться с подобной задачей в середине 1920-х гг. могла только одна фирма — это была знаменитая Vickers-Armstrong. Собственно, именно ей и был выдан заказ на проектирование новой боевой машины, которая получила индекс А6 . В дополнительных комментариях было указано, что средний танк будет иметь компоновку, схожую с танком А1Е1 — боевое отделение располагается в передней части корпуса и отделено перегородкой от моторного отсека размещенного на корме. Носовую часть корпуса предполагалось вынести вперёд, на один уровень с направляющими колесами. Толщина бронирования составляла от 6,5 до 13 мм (по другим данным — до 14 мм). Боевое отделение также проектировалось по аналогии с А1Е1 и должно было сохранить одинаковый башенный погон диаметром 630 мм. Башню кругового вращения предполагалось оснастить 3-фунтовым орудием с углами вертикального наведения от -10° до +30°.; В носовой части корпуса, согласно требованиям, устанавливалось две пулеметные башни с одним или двумя пулеметами и отрицательным углом наведения -3°.; Ещё одна башня того же типа должна была устанавливаться в средней части корпуса, между основной башней и трансмиссионным отсеком. Также иногда указывается, что задняя пулеметная башня была зенитной. На танке была запланирована установка 120-сильного двигателя, который обеспечил бы максимальную скорость порядка 14 миль\час (22,5 км\ч).

Спустя некоторое время требования уточнили. Согласно обновлённому проекту, при сохранении бронирования толщиной 6,5-13 мм боевая масса составила бы 14,7 тонны. Общий запас топлива определялся в 120 галлонов (550 литров), из которых только 10 галлонов находились во внутреннем баке, а остальное — в наружных. На выбор теперь предлагалось два варианта двигателя мощностью 120 и 180 л.с. Во втором случае максимальная скорость поднималась до 20 миль\ч (32,2 км\ч). Экипаж состоял из 7 человек.

Работы по проекту А6 продвигались очень быстрыми темпами и уже в марте 1927 года был изготовлен деревянный макет. В предложенном виде он не полностью удовлетворил заказчика, в связи с чем была выдана новая порция требований. Интересно, что от «зенитной» башенки на А6 очень быстро отказались, но в 1940-м году, когда вторжение немцев в Великобританию казалось неизбежным, две кормовые башни танка А1Е1 переоборудовали именно таким образом, чтобы можно было вести огонь по самолётам. Собственно, в таком виде единственный британский пятибашенный танк сейчас экспонируется в Бовингтонском музее. В итоге был утвержден второй вариант проекта, в котором оставили только три башни, но постановили использовать гидравлическую трансмиссию типа Wilson.

К июню 1928 года фирма Vickers-Armstrong построила два прототипа из мягкой стали, которые обозначались как А6Е1 (W.D.No.T405, Reg.No.ML8699) и А6Е2 (W.D.No.T404, Reg.No.ML8698) и были сразу же предоставлены Mechanized Warfare Experimental Establishment для ходовых испытаний. Поскольку полная масса превысила 16-тонн в переписке, а затем и во многих справочниках, появился индекс 16-tonner (16-тонный). Обе машины внешне были практически идентичны, а вооружение соответствовало проекту. В двух передних башнях, имевших сектор горизонтального обстрела порядка 200°, устанавливалась спарка из двух 7,71-мм пулеметов Vickers, защищенных общим бронированным кожухом. В главной башне конической формы, которая устанавливалсь на высокой подбашенной коробке и имела возможность кругового вращения, находилась 47-мм танковая пушка и ещё один 7,71-мм пулемет. Ходовая часть танка А6, применительно на один борт состояла из 8 опорных катков блокированных попарно в тележки, 2 независимых катка увеличенного диаметра, 6 поддерживающих роликов, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса и крупнозвенчатой гусеницы, набираемой из стальных траков заимствованных от танка Medium Mk.II. Опорные катки оснащались независимой подвеской. Нижняя часть была закрыта бронированным экраном, который защищал элементы подвески от попаданий пуль и осколков.

Основные различия заключались в силовой установке. Если на А6Е1 устанавливался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Armstrong-Siddeley мощнстью 180 л.с., то на А6Е2 был установлен дизель Ricardo C1 той же мощности и новая коробка передач, разработанная швейцарской фирмой Wintcrhur\SLM (по другим данным испытания дизельной силовой установки проводились в 1932-1933 гг). В дальнейшем второй прототип также был оснащен двигателем Armstrong-Siddeley.

В процессе тестов было установлено, что средний танк может развивать максимальную скорость до 41,8 км\ч при движении по дорогам с твердым покрытием, что уже само по себе было достижением. Но более важным было то, что благодаря независимой рессорной подвеске опорных катков танк обладал поистине уникальной для того времени плавностью хода. Вместе с тем, в июле 1928 года, когда были проведены огневые испытания, было установлено, что спаренная установка пушки и пулемета не является оптимальной, в результате чего от неё отказались. Также выяснилось, что эксплуатационные качества подвески ненамного выше, чем у Medium Mk.II, а механизмы наводки орудия не удовлетворяют требованиям. Далее, военная комиссия посчитала, что защищенность танка является недостаточной, в связи с чем разработчики получили новое требование, согласно которому предстояло увеличить толщину бортового бронирования. Вместе с этим оставалось условие сохранения проектной массы, даже если понадобиться уменьшить толщину брони в других местах.

Доработки не заставили себя долго ждать. На А6Е2 двойные пулеметы в малых башнях были заменены на одинарные, а на их крышах установили небольшие купола (по другим данным, танк сразу оснащался доработанными пулеметными установками). В главной башне пушку и пулемет решили устанавливать раздельно. С подвеской и усилением бронирования дела обстояли похуже, но фирма Vickers-Armstrong летом 1928 года всё же получила заказ на постройку третьего прототипа А6Е3 (W.D.No.T732, Reg.No.MT9637), который тоже собирался из мягкой стали.

Первоначально танк оснащался стандартным 180-сильным двигателем Armstrong-Siddeley, но позднее было выдвинуто предложение установить на него Thornycroft RY/12, развиваший мощность 500 л.с. Этот агрегат представлял собой два спаренных авиационых двигателя Rolls-Royce «Phantom» I, который взаимодействовал с трансмиссией Wilson, но поскольку его стоимость оказалась чрезмерно высокой решили вернуться с исходному варианту. Пытаясь исправить положение фирма Vickers-Armstrong предложила три варианта обновленной подвески, один из которых хотели применить на А6Е3, но было уже слишком поздно — Великая Депрессия фактически похоронила проект. Кроме того, стоимость серийного танка посчитали излишне высокой (16.000 фунтов стерлингов) — соответственно, Королевский Танковый Корпус (КТК) отказался от серийного выпуска А6 в каком бы то ни было виде, а имеющиеся три танка решили использовать для тестов.

В целом, нельзя сказать, что танки А6 оказались разочаровывающими, но полный объём был настолько велик, что выгоднее было разрабатывать новый танк, чем «доводить до ума» то, что есть на данный момент. Впроем, надо отдать должное разработчикам — несмотря на призрачные перспективы успеха они продолжали бороться за свой проект и частично им удалось «реабилитироваться» перед лицом заказчика.

Уже после получения первых данных об испытаниях А6Е1 были инициированы работы по модернизации танка. Компоновка осталась без изменений, однако пулеметные башни, в целях улучшения центровки, сместили немного вперёд, а главная башня была разработана заново. Вместо конструкции с двумя куполами появилась башня в с одной рубкой для наблюдения за местностью, плоским лобовым бронелистом и развитой кормовой нишей, где устанавливалась радиостанция. В ходовой части значительных изменений не наблюдалось, хотя передние натяжные катки были заменены на парные меньшего диаметра. Также была немного доработана бронировка моторно-трансмиссонного отсека. Вооружение танка состояло из трех 7,71-мм пулеметов Vickers (два в пулеметных башнях и один в главной башне) и одной 47-мм пушки. Углы вертикальной наводки башенного орудия находились в пределах от -12° до +27°, для пулеметов — от -12° до +17°.; Полный боекомплект составил 180 выстрелов и 8400 патронов.

Два образца трехбашенного танка, которые получили официальное обозначение , были построены в мае 1929-м году силами мастерских Королевского Арсенала в Вулвиче. Спустя два года к ним присоединился третий прототип. Нумерация этих машин, которые в ряде источников определяются как «серийные» (хотя на самом деле это не так), распределилась следующим образом:

Mk.III E1 — W.D.No.T870, Reg.No.MT9707, собран на ROF в мае 1929 г.

Mk.III E2 — W.D.No.T871, Reg.No.MT9708, собран на ROF в мае 1929 г.

Mk.III E3 — W.D.No.T907, Reg.No.MT9709, собран на Vickers Armstrong в феврале 1931 г.

Испытания Е1 и Е2 были завершены только в 1933 году, причем оба прототипа постоянно преследовали проблемы с подвеской, от которых избавиться так и не удалось. Вопрос с ценой за единицу продукции также не был урегулирован, поскольку военные всё ещё считали её завышенной. Ситуация выглядела теперь предельно ясно и уже всем было очевидно, что Mk.III в серийное производство точно не пойдёт. Указывается, что в 1934-м году танки были отправлены в штаб 1-й бронетанковой бригады и эксплуатировались там до 1938 года. Всё это время трехбашенные танки выполняли командирских машин, причем одна из них была оборудована дополнительной поручневой антенной и использовалась бригадым генералом Перси Хобартом (Percy Hobart) в ходе маневров 1934 года проводившихся в Сэлисбери Плэйн (Salisbury Plain). В целом, строевая карьера Mk.III выдалась спокойной, если не считать того, что на Е2 случился пожар и танк обгорел настолько сильно, что восстановлению не подлежал.

Судьба остальных машин до конца не выяснена. После начала 2-й мировой войны по крайней мере один из них был вновь введён в строй и направлен в распоряжение 53-го тренировочного полка Королевского Танкового Корпусаречь идет о танке с регистрационным номером МТ9709, фотография которого была сделана в Тидворте и датируется 28 октября 1940 года. Другими словами, период эксплуатации Mk.III E3 продили на год или больше. Относительно Mk.III E1 достоверных данных найти пока не удалось, поэтому не исключено, что этот танк всё же был разобран.

Впрочем, история танка Mk.III могла иметь более интересное продолжение. В 1930 году заместитель начальника УММ РККА С.Гинзбург, посетив фирму Vickers, обнаружил у неё на полигоне необычный трехбашенный танк. По всей видимости, это был Mk.III Е1 (судя по сохранившемуся рисунку), который как раз в это время проходил обкатку. Эта машина очень заинтересовала Гинзбурга, который выразил искреннее желание приобрести её. Однако англичане, упирая на секретность и первоочередные нужды для собственной армии, отказали советскому представителю в этой просьбе. Тогда Гинзбургу пришлось пойти на хитрость — в разговоре с представителями фирмы он заявил, что договоренность с военным ведомством Великобритании уже достигнута и ему лишь хочется узнать побольше об этой машине перед отправкой в СССР. Так была получена информация о британском «16-тонном» танке и сделаны его наброски.

В Советском Союзе к данной машине отнеслись с бошьшим вниманием, поскольку А6 хорошо вписывался в текущую концепцию развития бронетанковых сил РККА. Не удивительно, что уже в июне 1930 года были проведены новые переговоры, в ходе которых советская делегация вновь настаивала на закупке Mk.III. Британцы на этот раз оказались более сговорчивыми, но тут их подвела откровенная жадность. Чтобы купить танк они «заломили» крайне жёсткие условия: предоплата 20.000 фунтов за ознакомление с конструкцией, заказ на партию танков по цене 16.000 фунтов за штуку (то есть, стоимость танка как для КТК, так и для РККА осталась на одном уровне) и дальнейший заказ танков Vickers 6 ton и танкеток Carden-Lloyd Mk.VI . Разумеется, на таких условиях советская сторона вести дальнейшие переговоры не стала, а УММ РККА приняло решение о разработке собственного танка аналогичной схемы. Как можно догадаться, им стал знаменитый Т-28, который по праву можно считать лучшим образцом трехбашенного танка.

Источники:
М.Коломиец, И.Мощанский «Многобашенные танки РККА Т-28, Т-29» (Фронтовая иллюстрация №4-2000)
А.А.Быстров «Танки.1916-1945: Иллюстрированная энциклопедия». ОЛМА-Пресс\Москва, Бонус\Красноярск. 2002
Catherine Beale «Death by Design: British Tank Development in the Second World War»
Christopher F Foss & Peter McKenzie «Vickers Tanks – From Landships to Challenger 2», Second Edition, Keepdate, 1995
Peter Chamberlain, Chris Ellis «Tanks of the World, 1915-1945», 1972
David Fletcher «Mechanised Force: British Tanks Between the Wars». H.M.Stationery Office. 1991
wwiivehicles.com: Britain’s Medium Mark III, A6
arcaneafvs.com: Medium Mark III

BRITISH ARMOURED FIGHTING VEHICLES 1918-1939© IWM (KID 3571) \ IWM (KID 4490) \ IWM (KID 4625)
Чертежи среднего танка

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Medium Tank Mk.III Е3 образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА 17500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6600
Ширина, мм 2650
Высота, мм 2490
Клиренс, мм 440
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка и один 7,71-мм пулемет Vickers в основной башне, два 7,71-мм пулемета Vickers в передних башнях
БОЕКОМПЛЕКТ 180 выстрелов и 8400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические пулеметные прицелы и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25,4 мм
борт корпуса — 12,7 мм
корма корпуса — 12,7 мм(?)
главная башня — 25,4 мм
пулеметные башни — 12,7 мм(?)
крыша — 9,5 мм
днище — 9,5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Vickers-Armstrong, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 180 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно с амортизацией на пружинных рессорах, 3 «независимых» катка, 6 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 48 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 190 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 40-45
Высота стенки, м 0,87 — 0,96
Глубина брода, м 1,22
Ширина рва, м 2,07 — 2,75
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция No.9 или No.11(?) и интерком

And few photos survived to bring other clues to the table, if any at all.

WW1 Mark III Male tank used for training at Bovington. Notice the sponson hatches and roof hatch are open. It must have been a warm day by the look of the shadows. Guns were not normally fitted during driver training.

Design

Essentially, the Mark III was identical to the and with the same supposed use of soft armor, but hard evidence for this is plainly missing. Females used lighter Lewis machine guns in smaller and lighter sponsons, which are the only way to clearly distinguish the type. This batch of 50 vehicles was designed to incorporate all the improvements when ready, so as to train new recruits for the / series. However, the development of these features took such time that the Mark IIIs were apparently delivered as is. None ever left Great Britain.

Like the and , some had broader links every five links for better grip.

Other differences with previous models included a thicker armour at the front, 16 mm (0.63 in), while the side armour was pushed to 12 mm (0.47 in) and the roof was protected by 8 mm (0.31 in). The barrels of the Hotchkiss guns were also shortened significantly, as they often got stuck in the uneven terrain or got clogged in obstacles. This is also the easiest way to distinguish them from other early rhomboid tanks. The Mark IIIs had ninety 53 cm broad links which ran on two rails on ten upper return rollers made of bronze. The lower part rolled on 26 road-wheels of which one out of three was clamped.


Mark III Female WW1 training tank. The machine guns are not fitted to the tanks whilst the students drive around the course. The crew hatches are fixed open to improve ventilation.

The Mark III in action

Contrary to the of which at least 25 were sent in France to see action, no Mark III left Great Britain’s shores. These tanks were used for training until the end of the war, a task which became more important as more tanks were fielded by the Army each month, culminating with prospects of 3,500 tanks by the time of the armistice. Two managed to survive until WW2, to be dismantled, scrapped and recycled for other uses.

Sources

David Fletcher OBE, British Mark I Tank 1916
David Fletcher OBE, Tanks and trenches
Brevet-Col J.F.C. Fuller DSO, Tanks in the Great War 1914-1918
John Glanfield, The Devil’s Chariots: The origins and secret battles of tanks in the First World War
Ralph E. Jones, The fighting tanks since 1916
Richard Pullen, Landships of Lincoln
A.J. Smithers, The New Excalibur
Lt. Col Sir Albert G. Stern, Tanks 1914-1918, The Log-Book of a Pioneer

Gallery


A Mark III tank seen here during manoeuvres with old Mark I style Female sponsons. They were later fitted with the newer shorter length female sponsons and larger crew escape hatches underneath.


This photo of a ditched Mk III tank was taken at the training camp at Wool, Dorset. Notice the discarded chained spar that would soon be replaced with the unditching beam


Initially, the Mark III Male training tanks were fitted with the long barrel 6pdr gun used on the Mark I tanks. Photograph taken at Bovington Camp.

Mark III specifications

Dimensions 25ft 10in x 14ft 2in x 8ft (7.92 m (9.92 m tail) x 4.33 m x 2.44 m)
Total weight, battle ready 27.5 (female) 28.4 (male) tons
Crew 8
Propulsion Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol engine, 105 hp
Speed 3 km/h (2 mph)
Range 45 km (27.96 mi)
Armament Male: 2 Hotchkiss 6 pdr (57 mm) QF and 3 7.7 mm (0.303 in) Hotchkiss machine guns
Female: Four 7.7 mm (0.303 in)Vickers machine guns and one 7.7 mm (0.303 in) Hotchkiss machine gun
Armor From 6 to 15 mm (0.23-0.59 in)
Total production 50


The Female Mark III tanks were also used as training tanks. They were armed with two 0.303 inch (7.62 mm) Vickers water-cooled machine guns on either side in sponsons and a 0.303 inch (7.62mm) Hotchkiss air-cooled machine gun in the front. This tank was later used as a ‘presentation’ tank. It was given to the people of Bately in Yorkshire to be used as a war memorial. It was the government’s way of saying thank you for raising money to fund tank production.


No Mark III tanks survived the scrap metal merchant’s blowtorch. They were built as training tanks and not used in combat. This is a Male Mark III tank. They were armed with the long barrelled 6pdr gun but this was later replaced with the short barrelled 6pdr gun and they were also later fitted with the new style sponsons.

The First World War’s fierce battles saw the need to develop military technology beyond anything previously imagined: as exposed infantry and cavalry were mowed down by relentless machine-gun attacks, so tanks were developed. Stunningly illustrated in full colour throughout, Tank Hunter: World War One provides historical background, facts and figures for each First World War tank as well as the locations of any surviving examples, giving you the opportunity to become a Tank Hunter yourself.

Buy this book on Amazon!

Related


  • For Hosting

  • Categories

    Select Category Argentinian armor (4) articles (7) AT weapons (11) Swiss AT guns (1) WW2 Italian AT Weapon (1) WWI German AT Guns (2) Australian Armor (7) ww2 australian armor (6) WW2 Australian Armored Cars (2) WW2 Australian Tanks (4) Austrian armor (3) Belgian Armor (2) Bolivian Armor (2) Brazilian armor (4) Bulgarian Armour (1) Chilean Armor (1) China Pre-1950 (6) Chinese tanks (7) Chinese APCs IFVs (3) Chinese MBTs (2) Chinese Other Vehicles (2) Cold War American armour (29) Cold War American APCs (3) Cold War American Artillery Vehicles (3) Cold War American Engineering & Support (3) Cold War American Light Tanks (3) Cold War American MBTs (7) Cold War American Other Vehicles (10) Cold War Belgium armor (2) Cold War British armour (16) Cold War British ATGM Vehicles (2) Cold War British MBTs (3) Cold War British Other Tanks (4) Cold War British Other Vehicles (4) Cold War British Wheeled Vehicles (3) Cold War Chinese Tanks (12) Chinese Cold War MBTs (7) Cold War Chinese APCs (3) Cold War Chinese Other Vehicles (2) Cold War French tanks (17) Cold War French AA Vehicles (2) Cold War French APC IFV (5) Cold War French SPGs (2) Cold War French Tanks (3) Cold War French Wheeled Vehicles (5) Cold War Italian armor (2) Cold War Japanese Armour (6) Cold War Japanese APCs (2) Cold War Japanese Other Vehicles (2) Cold War Japanese Tanks (2) Cold War Soviet armour (25) Cold War Soviet Airborne Vehicles (2) Cold War Soviet APCs (6) Cold War Soviet Heavy Tanks (2) Cold War Soviet IFVs (3) Cold War Soviet MBTs (6) Cold War Soviet Other Vehicles (4) Cold War Soviet Scout Vehicles (2) Cold War Thai Armor (1) Cold War US Vehicle (2) Cold War Vietnamese Tanks (1) Cold War West German armor (11) Cold War West German IFVs (2) Cold War West German MBTs (2) Cold War West German Other Vehicles (4) Cold War West German Tank Destroyers (3) Coldwar Canadian Armour (5) Coldwar Canadian Armored Cars (2) Coldwar Canadian Other Vehicles (1) Coldwar Canadian Tanks (2) Cuban Armor (1) Czechoslovak Armor (9) Czechoslovak WW2 Armored Cars (3) Czechoslovak WW2 Tankettes (2) Czechoslovak WW2 Tanks (4) Dutch Armor (2) Egyptian armor (3) El Salvador Armor (2) Failed Tanks (8) Fake Tanks (15) Cold War Chinese Fake Tanks (3) Cold War French Fake Tanks (1) Polish fake AFVs (3) WW1 British Fake Tanks (1) WW2 British fake tanks (1) WW2 Fake Hungarian AFV (1) WW2 German Fake Tanks (1) WW2 Soviet Fake Tanks (3) Finnish armor (3) goodies (1) Greek Armour (1) Hungarian tanks (5) Improvised AFVs (18) Cold War Iraqi improvised vehicles (1) German Improvized AFVs (8) Modern US Improvised AFVs (2) Indian armour (4) Iranian armor (2) Iraqi armor (1) Irish Armor (8) Irish Cold War (3) Irish WW1 & after (1) Irish WW2 (4) Israeli Armour (6) Mexican Armor (2) Modern American Other Vehicles (2) Modern German Other Vehicles (1) Modern Japanese Other Vehicles (2) Modern South African Prototypes (1) Modern tanks (26) Modern American armour (6) modern british armour (3) Modern Canadian Armour (2) Modern French armor (3) Modern Italian armor (4) Modern Japanese armor (2) modern Russian armor (3) modern-german-armour (2) modern ukrainian armour (2) Modern US Engineering & Support (3) New Zealand Armor (1) North Korean armor (4) Pakistani Armour (3) Polish Armor (1) Portuguese Armor (1) Pre-WW1 British armor (5) Pre-WW1 US armor (1) Prototypes (188) Cold War Belgian prototypes (3) Cold War Brazilian prototypes (1) Cold War British Prototypes (10) Cold War Canadian prototypes (1) Cold War Chinese Prototypes (2) Cold War Czech Prototypes (1) Cold War French Prototypes (3) Cold War Italian Prototypes (4) Cold War Romanian Prototypes (2) Cold War Soviet Prototypes (3) Cold War Swedish Prototypes (4) Cold War Swiss prototypes (2) Cold War US HMMWV Prototypes (8) Cold War US M113 Prototypes (9) Cold War West German Prototypes (3) Cold War Yugoslavian Prototypes (1) Coldwar American Prototypes (11) Modern Iranian prototypes (1) Modern Italian Prototypes (1) Modern US protoypes (5) Romanian WW2 Prototypes (1) WW1 American prototypes (5) WW1 British prototypes (7) WW1 French Prototypes (2) WW1 Russian Prototypes (1) WW2 American Prototypes (10) WW2 Australian Prototypes (8) WW2 British Prototypes (16) WW2 Canadian Prototypes (1) WW2 French Prototypes (1) WW2 German prototypes (16) WW2 Hungarian Prototypes (2) WW2 Italian Prototypes (13) WW2 Japanese prototypes (8) WW2 Polish Prototypes (7) WW2 Soviet Prototypes (10) WW2 Spanish Prototypes (7) WW2 Swedish prototypes (1) WWI Italian Prototypes (4) Romanian armor (5) South African Armour (13) South African APCs (4) South African Artillery Vehicles (2) South African Tanks (3) South African Wheeled Vehicles (4) South Korean armor (5) Spanish Armour (1) Swedish armor (5) Swedish ww2 Tanks (7) WW2 Swedish Other Vehicles (3) WW2 Swedish Tanks (4) Swiss armour (6) Swiss Tanks (3) Swiss Wheeled Vehicles (3) Syrian Armor (2) Tactics (6) British tactics (3) French tactics (1) German tactics (5) Italian tactics (2) Polish tactics (1) Soviet tactics (3) US tactics (1) Tech (12) British tech (1) Cold War Austrian Tech (1) Cold War French Tech (1) Cold War Swedish Tech (1) Cold War US Tech (2) German tech (4) Soviet tech (1) US tech (5) Thai Armor (2) WW2 Thai armor (2) Turkish Tanks (2) UAE Armor (2) Vehicles (7) WW2 British Vehicles (1) WWI French vehicles (1) Website news (10) World War Two (1) WW2 Indian AFVs (1) WW1 Austro-Hungarian Armor (4) WW1 British Armor (17) WWI British Armored Cars (5) WWI British Medium Tanks (3) WWI British Other Vehicles (3) WWI British Tanks (6) WW1 Canadian Armor (1) WW1 French Armor (9) WWI French Armored Cars (6) WWI French Tanks (3) WW1 German Armor (5) WW1 German Empire vehicles (3) WW1 Italian Armor (4) WW1 Russian Armor (11) WW1 USA Armor (3) ww2 belgian armour (2) WW2 British Armor (52) WW2 British Armored Cars (10) WW2 British Cruiser Tanks (10) WW2 British Flame Throwers (1) WW2 British Funnies (5) WW2 British Infantry Tanks (5) WW2 British Light Tanks (7) WW2 British Other AFVs (4) WW2 British Tank Destroyers (4) WW2 British Tankettes (3) WWII British Medium Tanks (3) WW2 British AT Weapons (2) WW2 Canadian Armor (5) WW2 Canadian Others (3) WW2 Canadian Tanks (2) WW2 Czechoslovak Prototypes (4) WW2 Dutch Armoured Cars (4) WW2 Dutch Tanks (5) WW2 French Armor (20) WW2 French Armored Cars (5) WW2 French Cavalry Tanks (5) WW2 French Heavy Tanks (2) WW2 French Light Tanks (6) WW2 French Others (2) WW2 German armor (67) WW2 German Armored Cars (9) WW2 German Assault Guns (4) WW2 German Flame Tanks (2) WW2 German Half Tracks (4) WW2 German Heavy Tanks (3) WW2 German Light Tanks (6) WW2 German Medium Tanks (4) WW2 German Other Vehicles (1) WW2 German Reconnaisance Vehicles (2) WW2 German SPAAGs (5) WW2 German SPGs (14) WW2 German Tank Destroyers (13) WW2 German AT Weapons (2) WW2 Italian armor (26) WW2 Italian Armored Cars (7) WW2 Italian Fast Tanks (5) WW2 Italian Other Armor (1) WW2 Italian SPGs (6) WW2 Italian Tanks (6) WW2 Japanese armor (29) WW2 Japanese Amphibious Vehicles (3) WW2 Japanese Armored Cars (5) WW2 Japanese Infantry Support Tanks (2) WW2 Japanese Light Tanks (5) WW2 Japanese Medium Tanks (4) WW2 Japanese Other Vehicles (2) WW2 Japanese Self Propelled Guns (4) WW2 Japanese Tankettes (4) WW2 Japanese AT Weapons (1) WW2 Japanese Vehicles (1) WW2 Nazi Germany Vehicles (3) ww2 romanian armor (3) ww2 sadf armour (3) WW2 Soviet Armor (55) WWII Soviet Amphibious Tanks (3) WWII Soviet Armored Cars (11) WWII Soviet Fast Tanks (3) WWII Soviet Heavy Tanks (6) WWII Soviet Light Tanks (7) WWII Soviet Medium Tanks (6) WWII Soviet Other Vehicles (6) WWII Soviet SPGs (8) WWII Soviet Tank Destroyers (5) WW2 Soviet AT Weapons (1) WW2 Spanish Armor (13) WW2 Spanish Armored Cars (6) WW2 Spanish Tanks (7) WW2 Swedish AT Weapons (1) WW2 US armor (42) WW2 US Armored Cars (3) WW2 US Flame Throwers (3) WW2 US Half-Tracks (2) WW2 US Landing Vehicle Tracked (5) WW2 US Light Tanks (8) WW2 US Medium Tanks (9) WW2 US Other Vehicles (6) WW2 US SPGs (2) WW2 US Tank Destroyers (4) WW2 USA vehicles (3) WW2 Yugoslavian Armor (3) ww2-polish-tanks (10) WW2 Polish Armored Cars (3) WW2 Polish Other Vehicles (4) WW2 Polish Tankettes (3) WWI Belgian Armor (1) WWI Spanish Armor (1) Yugoslavian armor (3)

Top