Док истории о мафии на сицилии. Настоящий Крёстный Отец

Сицилийская мафия. . Что это? Бренд преступного мира? Тема для голливудских фильмов? Нет, это - сицилийская реальность , которая длится уже много лет. Поговорим об истории мафии.

История возникновения сицилийской мафии

Исторические корни мафии нужно искать в 8-9 веках . На тот момент Сицилия была оплотом Византии в Средиземном море, но арабы планомерно и жестоко пытались утвердиться на острове. Добровольное ополчение защищало рыбаков и крестьян острова, они же платили в знак благодарности, кто деньгами, а кто зерном или рыбой. Арабы в 831 году захватили , и к 965 году и весь остров.

А византийская традиция благодарить защитников так и осталась, принимая со временем все более причудливые формы. Они наложились на концепцию чести, характерную для жителей закрытых сообществ: ты должен всегда уметь постоять за себя и мгновенно реагировать на любой акт несправедливости или неуважения к себе. Это и есть основа основ мафии - умение уважать других и безоговорочное требование уважать себя , умение быть благодарным и умение постоять за себя и свою семью.

Начало 12 века — на острове закат норманнов. Это один из многочисленных периодов анархии. И каждый подобный период мафия будет набирать обороты. Папские наместники, местные бароны, арабы воевали между собой и грабили страну. Наступает время Vendicosi (мстителей). Таинственная секта убийц и палачей, выходцы из аристократических семей Палермо, Beati Paoli (блаженные Павлы), люди в черных капюшонах, закрывающих лица. Они помогают всем желающим отомстить за оскорбления и несправедливость. Плату берут услугами или деньгами. Одно из первых тайных обществ Средневековья просуществует до 18 века, а его расцвет придётся на тяжёлые времена инквизиции.

С начала 16 века начинается тяжелейший период в истории Сицилии - испанский. До 1713 г. остров под властью Испании и управлялся вице-королями. Именно тогда сформировалась как модель жизни.

Вся государственная жизнь держится на взятках. Сицилия - житница Европы ещё со времён Римской Империи, экономика острова полностью зависит от сельского хозяйства. Бароны, владельцы огромных земельных наделов, латифундий, далеко — в и Неаполе. У управляющих имений все больше и больше полномочий и практически никакого контроля. В то же время у крестьян просто каторжная жизнь. Полуголодные на благодатной земле, они вкалывают с утра до ночи в сумасшедшую жару. Хозяйство ведется древнейшими способами, без всякой модернизации. Большинство населения живет в горах, практически без дорог. И захочешь выбраться, так не особо получится. С дикими представлениями о мире, навязанными Католической церковью, а это времена полного мракобесия и отупения. И, как всегда и везде, есть лихие люди, не собирающиеся работать, а промышляющие грабежами. Дальше схема простая: управляющий нанимает крепких парней для того, чтоб подстегнуть крестьян к работе, наказать недовольных, защитить имение от грабежей.

Возникает схема классического «развода» — организовать неприятность для того, чтобы помочь ее решить.

Со временем, набираясь силы и опыта, самые умные из охранников понимают, что управляющие - это лишнее звено в схеме. Без поддержки охраны фигура управляющего теряет смысл. Население острова полностью на стороне охранников. Ведь они свои, сицилийцы, близкие и понятные, помогающие решать любые текущие вопросы. Лихие люди берут в аренду обширную территорию латифундии своего барона уже напрямую. Они платят за аренду не столько деньгами, сколько своими услугами. Основную прибыль забирают себе. Отважные, жестокие, уверенные в себе люди, с отличными организаторскими способностями, опираются на поддержку барона. А куда ему деваться, барону? Ему уже сделано предложение, от которого он не может отказаться. Церковь тоже не осталась в стороне. Она являлась крупнейшим землевладельцем и с удовольствием пользовалась их услугами, в свою очередь, убеждая население в необходимости послушания и терпения.

Власть на тот момент не рассматривала мафию как достойную внимания силу. Поэтому многие из мафиози при содействии родовой аристократии и церкви, естественно за большие взятки, купили себе баронский титул. Таким образом, заработанные вымогательством и грабежами деньги получили официальное признание. Схема отмывки денег начала работать. И вот так, постепенно, охранники латифундий все отчетливее превращались в ставшие потом традиционными фигуры capo (капо) сельской мафии. Капо поддерживали тесные связи друг с другом, создавая паутину бесконтрольной власти с единственной на тот момент целью - деньги .

На протяжении двухсот лет сознание сицилийцев менялось все больше и больше, остров беднел, к представлениям о чести добавилась omertà и возник определённый стиль жизни и определённый тип людей - mafioso .

История сицилийской мафии

В 1865 году префект Палермо в своём официальном докладе использует термин « » для обозначения преступных групп. После этого он уже будет использоваться только в этом смысле.

В 80-х годах 19 века началась итальянская волна эмиграции в США . Есть среди эмигрантов и сицилийцы, работающие на мафию. Из многочисленных банд и группировок вырастет гигантский преступный синдикат , объединивший сицилийские традиции и американскую предприимчивость.

1903 год. Одним из первых, кто начал борьбу с мафией, был Джо Петрозино , бедный итальянский эмигрант, ставший лейтенантом Нью-Йоркской полиции и главой отдела по борьбе с Черной Рукой. Такое немного театральное имя было у зарождающейся итальянской мафии в Америке. Фальшивые доллары, которыми на тот момент был заполнен Нью-Йорк, печатались на Сицилии. Появлялись все новые боевики мафии, а засветившиеся после жестоких убийств бесследно пропадали. К самым громким преступлениям Нью-Йорка постоянно оказывались причастны сицилийские эмигранты.

Джо Петрозино

1909 год. Для выявления этих криминальных связей Петрозино решает ехать в Палермо. Сразу по приезду Джо Петрозино получает анонимную записку с просьбой о встрече и адресом - Морская Площадь. Почему же этот умный и опытный полицейский, отлично понимавший, с кем имеет дело, пошёл один на встречу, назначенную ему информатором? Скорее всего, он просто не думал, что в восемь вечера, на оживленной площади в самом центре города, в двух шагах от здания суда с ним может что-нибудь случится. Но Палермо не Нью-Йорк, и людям, сующим нос не в свои дела, здесь находиться опасно. Его убьют четырьмя выстрелами в упор, один из них - в лицо. Это как подпись - убит людьми чести . За информацию об убийцах была назначена награда, эквивалентная 40 тыс евро . Но, конечно, никто ничего не рассказал. Люди на тот момент даже предположить не могли, что о делах мафии можно говорить.

Имена преступников станут известны только через 105 лет. В 2014 году во время операции Апокалипсис арестовали 95 членов мафии из различных кланов. Перед арестом всех долго прослушивали. Один из них, Доменико Палаццотто , похвастался в разговоре с приятелем, что он из семьи с давними криминальными традициями. Сто пять лет назад его двоюродный дед, Паоло Палаццотто убил нью-йоркского полицейского Джо Петрозино по приказу капо мафии . Информация подтвердилась, и теперь это убийство считается раскрытым.

Доменико Палаццотто

Свою судебную карьеру он начал в должности магистрата в суде по банкротствам, где отточил умение разбираться в сомнительных финансовых проводках. Это умение легло в основу ставшего знаменитым «метода Фальконе». Впервые Фальконе воспользовался своим методом в 1980 году, расследуя попытку провоза через границу крупной партии героина. После этого дела его перевели в криминальную полицию Палермо. В 1982 году он добился семидесяти четырех обвинительных приговоров по героиновому делу - оглушительный успех для острова, где практика запугивания свидетелей, судей и присяжных разрушила не одно тщательно подготовленное обвинение.

Бушетта снабдил Фальконе внутренней информацией о мафии. «Для нас, - говорил Фальконе, - он был кем-то вроде профессора языкознания, отправляющего своих студентов в Турцию и запрещающего пользоваться языком жестов». Благодаря многочасовым допросам Бушетты Фальконе и его группа смогли составить реальное представление о преступном синдикате. Они терпеливо прослеживали связи между личинами, именами и преступлениями. Постепенно складывалась совершенно неожиданная картина - структура мафии, методы управления, образ мышления…

Сегодня сложно представить, сколь мало было известно о сицилийской мафии до того, как Томмазо Бушетта решил исповедаться Джованни Фальконе. Первым откровением стало название организации, данное ей самими ее членами: Коза Ностра - «Наше дело». До той поры даже те немногочисленные следователи и полицейские, кто принимал мафию всерьез, искренне полагали, что это название применимо исключительно к американской мафии.

Бушетта также рассказал Фальконе о пирамидальной структуре управления мафией. В самом низу находятся солдаты, разбитые на десятки; ими командует capodecina (десятник). Каждый каподечина подчиняется избранному боссу местной банды, или семьи; у этого босса имеется заместитель и один или несколько consiglieri (советников). Три семьи, контролирующих соседние территории, образуют mandamento (район). Главы районов входят в состав комиссии - этого мафиозного парламента или «совета директоров» провинции Палермо. В теории провинциальный парламент подчиняется региональному, составленному из главарей мафии со всей Сицилии. Однако на практике Палермо доминирует в мафии: почти 50 процентов из (ориентировочно) 100 мафиозных семей на Сицилии контролируют часть территории Палермо, а председатель комиссии Палермо является негласным лидером всей сицилийской мафии.

К тому моменту, когда Бушетта начал давать свои показания, сицилийская мафия насчитывала около 5000 «людей чести». Значимые убийства - полицейских, политиков или других мафиози - планировались на самом верху и совершались лишь с высочайшего одобрения, что гарантировало совместимость этих преступлений с общей стратегией синдиката. Для обеспечения стабильности комиссия внедрила свод правил по урегулированию конфликтов внутри семей и районов. Уровень внутренней дисциплины в мафии привел следователей в изумление.

«Босс двух миров» неплохо ориентировался и в делах американской Коза Ностры. Он поведал Фальконе, что у сицилийской мафии и у американской, которую первая и породила, схожая структура. Однако они являются независимыми друг от друга организациями: член сицилийской мафии совершенно не обязательно окажется членом мафии американской. Крепость дружеских уз между двумя мафиями обеспечивают кровь и совместные деловые интересы, а не организационные связи.

Другие «люди чести» последовали примеру Бушетты, пытаясь с помощью государства защититься от корлеонцев и их «отрядов смерти». Вместе со своим коллегой Паоло Борселлино Фальконе методично проверял признания мафиози и собрал 8607 страниц документов - основу легендарного «макси-процесса», который состоялся в специально выстроенном бронированном зале суда Палермо.

16 декабря 1987 года, после двадцати двух месяцев судебных слушаний, судья огласил обвинительные приговоры 342 мафиози и приговорил их в совокупности к 2665 годам тюремного заключения. В ходе процесса «теорема Бушетты» (как называли скептики информацию последнего о структуре Коза Ностры) получила многократное подтверждение.

Впрочем, официального подтверждения этой «теоремы» пришлось подождать до января 1992 года, когда, вопреки чаяниям и упованиям Коза Ностры, кассационный суд - Верховный суд Италии - оставил в силе первоначальные приговоры. Это было самое сокрушительное поражение, которое когда-либо терпела сицилийская мафия. В ответ корлеонцы отправили «отряды смерти» на охоту за следователями. Фальконе погиб через несколько месяцев после оглашения вердикта. Менее двух месяцев спустя Италия вновь испытала шок - Паоло Борселлино и пятеро сопровождавших его коллег погибли при взрыве автомобиля у дома матери следователя.

Трагическая гибель Фальконе и Борселлино имела последствия, которые ощущаются и по сей день. Прежде всего, их смерть явилась подтверждением поражения, понесенного мафией; существование же организованной криминальной структуры под названием Коза Ностра перестало быть теорией.

Если Коза Ностра существует, у нее должна быть история; а если у нее есть история, как заметил однажды Фальконе, она когда-то началась и когда-либо закончится. Благодаря усилиям Фальконе, Борселлино и их товарищей, равно как и благодаря развенчанию мифа о деревенском рыцарстве, историки сегодня могут изучать историю мафии, опираясь на куда более достоверные свидетельства, чем раньше.

По мере того как реальность Коза Ностры становилась все более очевидной из показаний Бушетты и прочих участников «макси-процесса», немногочисленные историки, в большинстве своем сицилийцы, двинулись в том же направлении, что и следователи - стали изучать данные, которыми пренебрегали ранее, и разыскивать новые свидетельства. Перед ними мало-помалу открывалось новое поле деятельности. В 1992 году, после того как кассационный суд подтвердил «теорему Бушетты» (и невольно способствовал гибели Фальконе и Борселлино), написание истории мафии внезапно перестало быть чисто академическим занятием: пришло осознание смертельной угрозы гражданскому обществу, а с ним - стремление показать уцелевшим магистратам, что они не одиноки в своей борьбе.

Первая история сицилийской мафии была опубликована в Италии в следующем же году. В 1996 году книгу переиздали, с исправлениями и дополнениями; с тех пор выяснились многие новые подробности. Желание рассказать публике историю мафии шло рука об руку с желанием отомстить Коза Ностре за кровавую жатву 1992 года. На Сицилии к истории относятся серьезно.

Вероятно, сицилийцы с одобрением отнесутся к тому, что историю мафии узнают и за пределами Италии. Моя книга - первая история сицилийской мафий, от ее возникновения до наших дней, написанная не на итальянском языке. В ней представлены самые свежие результаты расследований, история мафии излагается именно так, как рассказывают ее итальянские специалисты. Кроме того, в ней содержится ряд абсолютно новых данных. В последние несколько лет стало возможным подготовить гораздо более полную версию истории сицилийской мафии, чем даже несколько лет назад. Картина, которую рисовали размашистыми социологическими кистями - «менталитет», «парагосударственные функции», «агрессивная субституция», - ныне содержит подлинные имена, места, даты и преступления. И чем отчетливее становится эта картина, тем более тревожными кажутся выводы, которые из нее вытекают: тайное общество, основополагающим принципом деятельности которого является убийство, стало неотъемлемой частью итальянского образа жизни с середины девятнадцатого столетия.

Джон Дикки

Введение

Сегодня «мафия» - одно из тех слов, которые Италия подарила множеству других языков, наряду с такими словами, как «пицца», «спагетти», «опера» и «катастрофа». Это слово используется для обозначения преступных сообществ отнюдь не только на Сицилии и в Соединенных Штатах Америки - в тех местах, где обосновалась мафия в строгом значении этого термина. Словом «мафия» называют преступные организации по всему миру- в Китае, в Японии, в России, в Чечне, в Албании, в Турции и так далее; при этом упомянутые организации не имеют ничего (или почти ничего) общего с сицилийским «оригиналом».

Об организованной преступности в различных странах существует немало легенд, приукрашенных и романтизированных художественными произведениями. Благодаря этому члены преступных группировок окутаны неким брутальным флёром, который если и не превращает их в Робинов Гудов, то хотя бы позволяет не воспринимать их как жестоких и алчных головорезов. Одной из таких легенд гласит, что у преступников существует свой особый кодекс чести, которому они неукоснительно следуют. Это представление в определённой степени соответствует действительности, а наиболее известным из подобных кодексов является омерта, неписанный закон сицилийской мафии.

Слепоглухонемой – вот идеальный мафиози…

Благодаря книгам и сложилось представление, что омерта (в русском произношении ударение на второй слог, в оригинальном итальянском звучании – на последний) это исключительно закон молчания, которое должны хранить все мафиози. То есть член мафии никому ничего не должен сообщать о делах «семьи», о членах организации, о её деятельности – в общем, молчать, как рыба. Это действительно одна из главных составляющих омерты, но далеко не единственная.

Омерта переводится как «круговая порука» и включает в себя самые различные традиционные установки поведения для члена мафии.

Основная из них – все дела должны решаться исключительно в мафиозном кругу. Это повелось ещё с XVIII – XIX веков, то есть с момента зарождения мафии как тайных криминально-патриотических обществ на Сицилии. Тогда остров и вся Италия находились под чужеземным владычеством, так что нужно было находить какие-то формы противостояния оккупационной власти. Открыто воевать сицилийцы не могли, поэтому и возникли мафиозные организации, ведшие, с одной стороны, диверсионную борьбу, с другой, отвечавшие за самоорганизацию сельских общин. Поэтому требование строгой конспирации было самым важным, о мафии ничего нельзя было сообщать посторонним, все вопросы и взаимные обиды разрешались не с помощью официальных властей, а «между своими».

Позднее это вылилось в строгую установку – что бы ни случилось, о мафии и её делах не сообщать. Если против члена мафии совершил преступление его «коллега», нельзя идти к властям и требовать справедливости. Нужно разобраться самому, «по понятиям». Но кроме кодекса молчания закон омерты включал в себя и другие важные принципы. Например, недопустимость предательства: предательство считалось наиболее страшным преступлением и каралось беспощадно. Потенциальный предатель должен был заранее понимать последствия своего поступка – наказанию в виде смерти подлежал не только он, но и вся его семья. Нередко вырезали не только ближайших членов семьи отступника, но и всех, даже дальних, его сородичей. Кроме того, омерта предполагает безусловное подчинение вышестоящим членам мафии и пожизненный статус мафиози. Мафия - это на всю жизнь, здесь нельзя уйти в отставку или на пенсию. Бывших мафиози не бывает, есть лишь мафиози живой и мафиози мёртвый. Ну и, разумеется, действует тот самый принцип круговой поруки, «один за всех и все за одного». За обиду, причинённую одному члену мафии, сполна отплатят все участники организации.

Омерта и мафия: классический набор для книг и фильмов

Вырисовывается пускай суровая, но по-своему привлекательная картина: строгий кодекс чести, дисциплина, готовность отомстить за «ближнего», верность своей «семье» и тому подобное. Но жизнь показывает, что это по большей части идеализированное представление из художественных произведений. В реальности омерта, закон молчания и круговой поруки, конечно, действует, но он неизменно даёт сбои. Современная мафия это своего рода огромная корпорация, имеющая дело с нелегальным бизнесом и получающая колоссальные доходы. А где речь заходит об очень больших деньгах, на десятый план отступают традиции, моральные правила и кодексы чести. Так что взаимные предательства, междоусобные войны и сотрудничества с властями не являются редкостью внутри мафии.

Омерта, как и в целом сицилийская и итальянская мафия, была прославлена американскими писателями 1960-х – 1970-х годов, прежде всего знаменитым Марио Пьюзо.

В первую очередь он известен, конечно, как автор легендарного «Крёстного отца», но он написал ряд других романов о мафии: «Последний Дон», «Сицилиец» и «Омерта». Но Пьюзо получил сведения о мафии не просто в силу своего итальянского происхождения. Источником этих знаний, шокировавших в своё время американское общество, стали откровения арестованного мафиози Джозефа Валачи. Именно Валачи впервые открыто нарушил закон омерты и поведал «посторонним» о структуре и основах деятельности сицилийской мафии, Коза Ностры (переводится как «Наше дело»). Сам этот термин закрепился в массовой культуре именно благодаря словам Валачи. В 1962 году он был арестован за торговлю героином и испугался, что в тюрьме его убьют за старые разногласия с его боссом, Вито Дженовезе. Чтобы получить защиту от государства, в 1963 году Валачи решился дать публичные показания о мафии.

Именно этот гангстер средней руки рассказал, что сицилийские мафиозные «семьи» имеют структуру, во многом схожую с иерархией других организованных преступных группировок мира (японских якудза или китайский триад , например). Во главе семьи стоит «крёстный отец», босс, который советуется по стратегическим вопросам с «советником» (консильери). Непосредственно рядовыми участниками мафии руководят «капитаны» (капореджиме), в подчинении которых находятся отдельные подразделения или территориальные округа. Во избежание прямых контактов между крёстным отцом и непосредственными исполнителями преступных действий существует специальное доверенное лицо. Схема такова: крёстный отец с глазу на глаз отдаёт указание доверенному лицу, тот, в свою очередь, также наедине передаёт приказ капореджиме, который уже даёт распоряжения «рядовым». Таким образом, в случае предательства никто не сможет дать свидетельские показания о том, что слышал, как, например, босс приказывает киллеру убить неугодного человека.

Александр Бабицкий


Немного истории возникновения мафии
У каждого дела есть свое развитие, и каждое развитие определяют люди, занимающиеся этим делом, особенно, если это «Наше дело». А истоки итальянской мафии уходят в IX век, когда «робин-гудные» отряды защищали сицилийских крестьян от притеснения и вымогательства феодалов, иностранных налетчиков и пиратов. Власти своим беднякам не помогали, поэтому они призывали к помощи только мафию и уповали тоже на нее. Взамен выплачивалась немалая мзда, выполнялись негласные законы, выставляемые членами «охранных» группировок, но, зато бедноте была предоставлена гарантированная защита.

Почему преступные кланы стали называться «мафией»
Существуют две версии происхождения слова «мафия» . Согласно первой, под влиянием арабского флёра (то военные, то торговые отношения Сицилии с представителями арабских стран), корень слова означает «убежище», «защита». По второй версии, исстрадавшуюся Сицилию топтали иностранные захватчики вдоль и поперек и в 1282 году произошло восстание, девиз которого стал: «Смерть Франции! Вздохни, Италия!» (Morte alla Francia Italia Anelia). Так или иначе, мафия - исконно сицилийское явление, а эдентичные преступные группировки в других частях Италии и мира называли по-другому, например, «Ндрагетта» в Калабрии, «Сакра Корона Унита» в Апулии, «Каморра» в Неаполе. Но, «мафия» в наши дни, как и «джакузи», «джип» и «ксерокс», стало наименованиями нарицательными, поэтому им называют любую криминальную организацию.

Как мафия проникла во власть
Как организация, мафия выкристализовалась только в XIX веке, когда крестьяне, не желавшие подчиняться правящему в те времена эксплуататорскому режиму Бурбонов, «благословили» мафиози на политические подвиги. Таким образом, в 1861 году мафия официально переняла статус властвующей силы. Пробравшись в итальянский парламент, они получили шанс влиять на формирование политического и экономического курса страны, а сами мафиози преобразовались в так называемую аристократию.
Начиная с XX века члены преступных организаций начали продвигать «своих сенаторов» в парламент, секретарей в городские советы, за что те их щедро благодарили. Беззаботное «купание в деньгах», возможно и дальше продолжалось бы, если бы к власти не пришли фашисты. Глава Италии, Бенито Муссолини не стал терпеть мафию у власти , и без разбору тысячами начал сажать в тюрьмы. Жесткость диктатора, естественно, принесла свои плоды, италянские мафиози залегли на дно.

В 50-60 годы мафия снова воспряла духом, и правительству Италии пришлось начать официальную борьбу с преступностью, создав особый орган «Антимафия».
А мафиози облачились в дорогущие костюмы бизнесменов, строя свою работу по принципу «айсберга» , где официальныя сеть спорттоваров могла заниматься подпольной торговлей наркотиков или оружия, проституция, «крышевание» другого бизнеса. Но, и в наши дни ничего не изменилось, так происходит в некоторых областях Италии и до сих пор. С течением времени, некоторые «бизнесмены» серьезно раскрутили свой ресторанно-гостиничный бизнес, продовольственное производство.
В 80-х годах началась жесточайшая кровопролитнейшая борьба между преступными кланами, где полегло такое огромное количество людей, что большинство выживших предпочитает работать только в сфере легального бизнеса, сохраняя омерту, «круговую поруку», и остальные признаки действующей мафиозной организации .
Но, мафия не сошла со сцены и до сих пор. На юге Италии 80% фирм выплачивает мзду своей «крыше», так же, как невозможно открыть свое дело, не заручившись поддержкой местных авторитетов. Проводя «зачистки», итальянское правительство регулярно отправляет в тюрьмы с ключевых постов чиновников городского, рагионального и государственного масштаба, обвиняемых в сотрудничестве с мафией .

Как итальянские мафиози переселились в Америку
Начиная с 1872 года в следствии кромешного обнищания, сицилийцы, в поисках лучшей жизни, армиями эмигрировали в Америку. И, о чудо, введенный «сухой закон» сработал им на руку. Они начали торговать нелегальными спиртными напитками, накопив капиталл, скупали предприятия в других сферах деятельности. Так, за короткий срок, денежный оборот сицилийцев в Америке стал превышать оборот крупнейших американских копораций. Американскую, произошедшую из Сицилии, мафию называют «Коза ностра/Cosa Nostra» , что означает «Наше дело» . Такое название носит и вернувшийся из Америки на родину преступный сицилийский клан .

Cтруктура итальянской мафии
Босс или крестный отец - глава семейства, преступного клана. К нему стекается информация обо всех делах его семьи и планах врагов, избирается путем голосования.
Подручный или младший босс - первый помощник босса или крестного отца. Назначается исключительно самим боссом и несет ответственность за действия всех капореджиме.
Консильери - главный советник клана, которому босс полностью доверяет.
Капореджиме или капо - глава «команды», которая работает в отдельно взятом районе, контролируемом семьей-кланом.
Солдат - младший член клана, которого недавно «ввели» в мафию. Из солдат формируются команды, численностью до 10 человек, управляемые капо.
Соучастник - человек, имеющий определенный статус в мафиозных кругах, но еще не считающийся членом семьи. Может выступать, например, в роли посредника при продаже наркотиков.

Законы и традиции, чтимые мафиози
В 2007 году был арестован арестовали известный крестный отец Сальвадоре Ло Пикколо у которго обнаружили «Десять заповедей Коза Ностры» , где описаны традиции и законы членов мафизного клана.

Десять заповедей Коза Ностры
Каждая группа «работает» на определенной территории и другие семьи не суются со своим участием.
Ритуал посвящения новичков: ранят палец и поливают икону его кровью. Он берет икону в руку, ее поджигают. Новичок должен терпеть боль, пока икона не сгорит. При этом он говорит: «Пусть моя плоть горит, как и этот святой, если я нарушу законы мафии».
В семью не могут входить: полицейские и те, у кого есть полицейские среди родственников.
Члены семьи уважают своих жен, не изменяют им и никогда не смотрят на жен своих друзей.
Омерта - круговая порука всех членов клана. Вступление в организацию пожизненное, никто не может выйти из дела. При этом организация отвечает за каждого своего члена, если кто-то обидел его, она и только она будет вершить правосудие.
За нанесенное оскорбление полагается убивать обидчика.
Смерть члена семьи - оскорбление, которое смывается кровью. Кровавая месть за близкого называется «вендетта».
Поцелуй смерти - особый сигнал, подаваемый боссами мафии или капо и означающий, что этот член семьи стал предателем и должен быть убит.
Кодекс молчания - запрет на раскрытие тайн организации.
Предательство карается убийством предателя и всех его родственников.


Раздумывая над этой темой, делаю выводы:

Не смотря на несметные раздобытые сокровища, о таком развитии карьеры мечтают только бедняки с итальянского южного побережья. Ведь при простом расчете, оказывается, и не так-то выгодно: членам преступной группировки приходится калькулировать к расходам охрану себя и своей семьи, отстегивание взяток, постоянная конфискация товара и это при постоянном риске для жизни своей и всех членов семьи. Ореолом тайны, подкрепленным душераздирающими слухами долгие десятилетия была окутана вся система тайного мафиозного общества . Неужели это стоит того?

Светлана Конобелла, из Италии с любовью.

About konobella

Светлана Конобелла, писатель, публицист и сомелье Итальянской Ассоциации (Associazione Italiana Sommelier). Культивист и реализатор разнообразных идей. Что вдохновляет: 1. Все, что выходит за рамки общепринятых представлений, однако почитание традиций мне не чуждо. 2. Момент единения с объектом внимания, например, с грохотом водопада, восходом в горах, фужером неповторимого вина на берегу горного озера, горящим в лесу костром, звездным небом. Кто вдохновляет: Те, кто создают свой мир, полным ярких красок, эмоций и впечатлений. Живу в Италии и люблю ее правила, стиль, традиции, так же как и "ноу-хау", но Родина и соотечественники навсегда в моем сердце. Редактор портала www..

Арест последнего дона Корлеоне может стать для сицилийской мафии началом новой жизни

Для русского человека слово «мафия» давно стало нарицательным. Многие даже не догадываются, что за ним стоит вполне конкретное историческое явление, реальность которого далеко не очевидна и многими оспаривалась. Фото: телепрограмма «Вокруг света»

11 апреля 2006 года, в день объявления поражения партии Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) на общенациональных выборах в Италии был арестован «босс боссов» сицилийской мафии Бернардо Провенцано (Bernardo Provenzano) по прозвищу Трактор («Binnu u tratturi»). Можно ли считать это совпадением или между двумя событиями имеется тесная связь? И означает ли арест неуловимого доселе босса закат могущества крупнейшей криминальной организации?

Тайна, известная всем

История мафии насчитывает около 150 лет, большую часть из которых ее существование подвергалось сомнению. Слухи, домыслы, свидетельства тех, кто столкнулся с безжалостной действительностью мафии, даже показания ее рядовых членов создавали прекрасную мелодраматическую основу для романов и фильмов, но в то же время были бесполезны с точки зрения правосудия, не позволяя проникнуть в самую суть организации. Неоспоримые доказательства были получены лишь в последнее десятилетие XX века.

Мафиози не случайно называют себя «людьми чести». Представление, что мафиозность — это не более чем своеобразное понимание чести в сицилийской культуре, очень долго служило дымовой завесой, скрывая истинную природу организованной преступности. С конца XIX века литература, театр, кино создавали и тиражировали образ сильного, жестокого, но справедливого и по своему благородного мафиози. Такое мнение о мафии льстило ее членам, и они с удовольствием поддерживали этот миф. Например, фильм «Крестный отец» по одноименному роману Марио Пьюзо (Mario Puzo), в котором явно превалирует авторский вымысел, произвел настолько сильное впечатление, что один из самых кровожадных боссов мафии Лучано Леджо (Luciano Liggio) беззастенчиво копировал Марлона Брандо, позируя перед фотографами.

Достоверные свидетельства о структуре и масштабах деятельности мафии отсутствовали не только благодаря ее умению подкупать и запугивать свидетелей, но и потому что в самой мафии всей полнотой информации обладал очень узкий круг людей.

Мафии удалось просуществовать так долго и стать могущественнейшей криминальной группировкой благодаря четкой структуре и жестким законам, кодексу чести, обязательному для всех членов. Главным качеством мафиози является безусловное подчинение своему капо (главе) и жестокость. «Человек чести» не должен выделяться и выдавать свою принадлежность к организации. Знаменитый Аль Капоне (Al Capone) был в свое время предан анафеме на Сицилии из-за вызывающего образа жизни и склонности к саморекламе. Покров тайны столь тщательно окутывает членов мафии, что иногда даже близкие родственники не подозревают о том, что состоят в одной и той же организации. Тщательно разработанная система шифров, намеков, эвфемистическая манера речи служат необходимой коммуникации, но не позволяют каждому мафиози узнать больше, чем следует. Новые члены проходят тщательный отбор и подвергаются испытаниям, прежде чем принести клятву верности, держа в руках горящий образ. Вступая в мафию, человек не просто становится членом организации, он погружается в определенный этический универсум, решившись покинуть который теряешь не только статус, признание и благополучие, но и предаешь самого себя. Вот почему в мафии традиционно было так мало отступников и предателей.

Основой мафиозной структуры является деление на территории, власть на которых принадлежит той или иной семье (cosca). Мафия может предложить своим членам два типа «карьеры». Вертикальный подразумевает восхождение по иерархической лестнице от простого бойца до босса боссов в пределах территории семьи, горизонтальный — развитие нелегальной коммерческой деятельности за пределами своего клана с опорой на международную сеть мафии и ее связи по всему миру.

Мафии не чужда внутренняя пропаганда и стремление оправдать насилие в глазах своих членов, чему способствуют частые консультации между кланами и система единообразных судов. Со второй половины XX века ключевая роль в принятии решений об устранении того или иного мафиози на Сицилии принадлежит межрегиональной Комиссии (Cupola), объединяющей представителей всех семей.

Все эти правила призваны поддерживать доверие между членами организации, предоставлять взаимные гарантии соседним бандам, удерживать наиболее агрессивных членов и снижать угрозу разоблачения.

По обе стороны Атлантики

Сальваторе Лупо (Salvatore Lupo), Паоло Пеццино (Paolo Pezzino) — крупнейшие специалисты по истории мафии — относят ее возникновение на Сицилии к периоду объединения Италии, то есть 1860–70-м годам. В то время сицилийские плантации цитрусовых представляли собой самое прибыльное сельскохозяйственное угодье Европы. Экспорт лимонов, апельсинов и бергамота превратил Палермо в динамично развивающийся торговый и финансовый центр, создав на западном побережье Сицилии питательную среду для развития мошенничества, коррупции и рэкета. Слабость итальянского государства в период становления, непоследовательная политика Рима не могли обеспечить порядок на острове, отличавшемся социальной напряженностью, политической нестабильностью и сепаратистскими настроениями. Поддержание порядка вкупе с правом на безнаказанное насилие стали прерогативой мафии.

На Сицилии мафия постепенно превратилась в государство в государстве. Единственный раз она оказалась близка к уничтожению в период правления Бенито Муссолини (Benito Mussolini). Диктатор не терпел соперников. А неосторожная фраза одного из «людей чести» и по совместительству мэра небольшого городка во время визита дуче на Сицилию (относительно того, что защита мафии делает ненужной любую другую охрану) была воспринята им как личное оскорбление и заставила принять решительные меры. Однако после высадки союзников на острове в 1943 году, в условиях экономической и политической неразберихи мафия быстро восстановила утраченные позиции.

К тому времени у сицилийских мафиози уже был могущественный союзник за океаном. На рубеже XIX–XX веков в связи с массовой эмиграцией сицилийцев мафия проникла в США. Несмотря на жестокую конкуренцию с другими криминальными группировками, ей очень скоро удалось занять лидирующее положение среди итальянских эмигрантов. Настоящее могущество и финансовый расцвет мафии обеспечила эпоха «сухого закона» (1919–1933).

Английский историк Джон Дики (John Dickie) полагает, что именно в США вошло в обиход одно из современных названий мафии — «Cosa nostra» («Наше дело»), призванное подчеркнуть закрытость сицилийского сообщества для преступников из других этнических групп.

Со временем мафия американизировалась и превратилась в итало-американский преступный синдикат. Необходимо отметить, что изначально американская и сицилийская мафия являлись абсолютно независимыми друг от друга организациями, связанными лишь общими деловыми интересами и родственными узами некоторых своих членов. Страна проживания определила основные различия: в то время как на Сицилии господство мафии было безраздельным, в США ей противостояло сильное государство. Поэтому, после окончания эпохи гангстерских войн 1930-х годов деятельность мафии в Америке отличалась низким уровнем насилия. Кроме того, благодаря постоянной и достаточно эффективной работе полиции о деятельности американской мафии известно гораздо больше, чем о ее сицилийском прообразе.

Американская мафия пользовалась большим влиянием на Сицилии в послевоенный период благодаря своему богатству. Американской организации принадлежит первенство в создании Комиссии — представительного органа мафии — заменившей собой единоличное правление босса в начале 1930-х годов. Сицилийцы последовали этому примеру лишь в конце 1950-х годов. Тогда же американская мафия вовлекла сицилийскую организацию в трансатлантическую торговлю героином. Связи между двумя организациями, несмотря на родственный характер, всегда базировались исключительно на деловых интересах: Сицилия была необходима американцам как перевалочный пункт на пути следования героина. Однако, увидев колоссальную прибыльность данного бизнеса, сицилийцы быстро вытеснили американские семьи, и почти полностью захватили контроль над транспортировкой наркотиков в Америку.

Схватка с государством

Политическая жизнь послевоенной Италии отличалась крайней нестабильностью и фракционностью. Обладавшая наибольшим весом партия христианских демократов продолжила политику взаимных уступок в отношении Сицилии, столь характерную для предыдущих правительств. Власти в Риме предпочитали договариваться с местными политиками, которые, в свою очередь, опирались на поддержку мафии. В 1950–1980-е годы большинство членов фракции христианских демократов на Сицилии состояли в «обществе чести».

После войны основными сферами деятельности сицилийской мафии стали наркоторговля и мошенничество с государственными программами, призванными модернизировать отсталую экономику острова. Такое положение сохраняется и по сей день. К примеру, мафиози приветствовали проект строительства моста между Сицилией и материковой Италией , разработанный правительством Берлускони несколько лет назад: он создал бы колоссальные возможности для махинаций.

1970-е годы в Италии — «годы свинца» — стали десятилетием терактов и политической нестабильности. В структуре мафии в это время также происходили тектонические сдвиги. Выходцы из расположенного недалеко от Палермо поселка Корлеоне постепенно прибирали к рукам власть в организации, в первую очередь в Комиссии — высшем коллегиальном органе мафии. При Лучано Леджо, а затем Тото Риине (Toto Riina) в мафии устанавливается настоящая диктатура. Стремление уничтожать любых потенциальных соперников привело к беспрецедентной резне «людей чести» в ходе второй войны мафии (1981–1983 годы). Ее название — la mattanza — термин, позаимствованный у рыбаков, и означающий буквально «забой тунца», дает представление о характере войны.

В этот период насилие стало главным оружием и в борьбе мафии с государством: по стране прокатилась волна убийств видных общественных деятелей. Неимоверная жестокость и иррациональность политики Риины привела к двум важным последствиям. Во-первых, общество и государство по-настоящему осознало опасность, исходящую от мафии, и в Палермо начала собираться команда профессионалов для противостояния мафии. Без особого шума они начали работу над сбором доказательств, движимые отчаянной решимостью на этот раз довести дело до конца. Во-вторых, политика корлеонцев привела к переходу большого количества мафиози на сторону правосудия. Именно показания раскаявшихся «людей чести» — pentiti — стали основой современных знаний о внутренней организации и правилах мафии, позволили полностью развеять сомнения в ее существовании. Самым значительным успехом правосудия стало согласие свидетельствовать против мафии одного из ее боссов — Томазо Бушетты (Tommaso Buscetta). В результате в 1986–1987 годах был организован «макси-процесс», на котором впервые мафия предстала пред судом как единая организованная криминальная сеть. 22 месяца судебных заседаний в специально выстроенном бетонном бункере вылились в обвинительные приговоры 342 мафиози. Это, пожалуй, была первая победа итальянского государства в схватке с мафией.

Контрнаступление началось пять лет спустя, когда вопреки ожиданиям мафиози, кассационный суд Италии оставил в силе вынесенные приговоры. Убийства главных организаторов расследования Джованни Фальконе (Giovanni Falcone) и Паоло Борселлино (Paolo Borsellino) в 1992 году, а затем ряд террористических атак в Милане, Риме и Флоренции окончательно убедили государство и общество в необходимости продолжения борьбы. Деятельность специальной комиссии — Антимафии — получила широкую поддержку не только в Риме, но и на Сицилии. Кризис и распад организации казались неизбежными.

Последний дон Корлеоне

В 1995 году, в момент, когда мафия оказалась на грани катастрофы, во главе ее встал Бернардо Провенцано. Он поставил целью вывести мафию из поля зрения общественного мнения при помощи так называемой стратегии «погружения». Убийства видных общественных деятелей прекратились, устранение неугодных осуществлялось тихо, вдали от больших городов, сократилась даже уличная преступность в Палермо. Основное внимание было направлено на расширение экономической сферы влияния. По разным данным, годовой оборот мафии в одной только Италии оценивается в 100 миллиардов евро.

Умелое лавирование и налаживание связей между организованной преступностью, политикой и бизнесом оказались весьма плодотворными: с 2001 года шумиха вокруг мафии поутихла, а борьба государства с ней фактически сошла на нет. Отказ от политики искоренения семей отступников и возобновление заботы о заключенных позволили Провенцано остановить массовый переход мафиози на сторону властей.

Провенцано осуществлял руководство мафией, находясь на Сицилии, и ему удавалось скрыться всякий раз, когда полицейские агенты приближались к раскрытию его убежища. По мнению Пьетро Грассо (Pietro Grasso), главного прокурора по борьбе с мафией, долгое пребывание в подполье было бы невозможно без покровителей и «друзей» в самых высших эшелонах власти.

Было ли решение об аресте дона Бернардо обусловлено политической обстановкой в стране и сменой курса его покровителей, как полагает, например, Никола Транфалья (Nicola Tranfaglia), исследователь отношений мафии и политики из Турина, или же полицейские не спешили с арестом, опасаясь повлиять на результаты голосования — остается только гадать. Вполне возможно, что мафия просто осознала необходимость смены власти.

В 2002 году большой шум вызвали сообщения СМИ о том, что боссы мафии, находящиеся за решеткой (те, кто отказался от дачи показаний), предложили итальянскому правительству сделку: «самороспуск» организации в обмен на пересмотр результатов судебных процессов. Даже если предположить, что такое предложение действительно было сделано, оно, конечно же, свидетельствует не столько о готовности мафии окончить свою деятельность, сколько о растущем размежевании между боссами, действующими на свободе, и находящимися в тюрьме. Смягчение условий тюремного заключения для последних будет автоматически означать их возвращение к активной деятельности (т.к. создаст возможность руководить мафией из-за решетки), и тем самым создаст конкуренцию ее нынешним лидерам.

Может быть, арест Провенцано был обусловлен как раз стремлением подвести черту под правлением старой мафии и расчистить место для молодого поколения? Три последних босса мафии — представители грозного корлеонского клана — находятся теперь в заключении и фактически лишены возможности оказывать влияние на деятельность организации. А оставшиеся на свободе (чьих имен мы не знаем) работают над восстановлением стратегических позиций мафии и ее адаптацией к новым условиям в Италии и в мире.


Top