Терапевт боткин использовал лекарственные средства. Боткин Сергей Петрович - биография

Один из основоположников русской клинической медицины, первый в России поставивший ее изучение на естественнонаучные основы. Создатель крупнейшей школы русских клиницистов, профессор Военно-медицинской академии (1861).

Основные научные труды

«О всасывании жира в кишках» (1860); «Курс клиники внутренних болезней». Вып.1-3. (1867-1875); «О подвижности почек» (1884);«Базедова болезнь и утомленное сердце» (1885);«Клинические лекции С.П.Боткина. Вып.1-3. (1887-1888).

Вклад в развитие медицины

    Основатель крупнейшей терапевтической школы (45 из 106 учеников С.П.Боткина возглавили клинические кафедры в различных городах России, 85 – защитили диссертации на степень доктора медицины. В числе его учеников – И.П.Павлов, А.Г.Полотебнов, В.Г.Лашкевич, Н.Я.Чистович, В.П.Образцов, В.Н.Сиротинин, В.А.Манассеин, И.И.Молессон, Н.П.Симановский, Н.А.Виноградов, и др.)

    В 1860-1861 гг. организовал первую клинико-экспериментальную лабораторию, где проводились первые в России исследования по клинической фармакологии и экспериментальной терапии.

    Впервые в истории отечественной науки осуществил плодотворный союз медицины и физиологии. Широко внедрял в клинику физические и химические методы исследования.

    Создал новое направление в медицине, названное И.П.Павловым нервизмом. В своих воззрениях исходил из материалистического понимания организма как целого, находящегося в неразрывной связи со своей средой и управляемого нервной системой. Считал нервную систему главным носителем единства организма.

    Впервые описал клиническую картину инфекционного гепатита («болезнь Боткина» ), признав его общим инфекционным заболеванием. Внес много нового в изучение ревматизма, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней почек, легких, сыпного, брюшного и возвратного тифов.

    В клинике С.П.Боткина после тщательной научной разработки была впервые применена кислородная терапия при заболевании легких, бронхов и нервной системы.

    Совместно с учениками установил участие селезенки в депонировании крови (1875), что позже подтвердилось экспериментами английского физиолога Дж.Баркрофта.

    Существенно дополнил описание клиники базедовой болезни (по имени немецкого врача Базедова, описавшего ее в 1840 г.). Автор нейрогенной теории патогенеза базедовой болезни. Дал исчерпывающее описание клиники подвижной почки и научно обосновал метод ее распознавания. Выявил различие между нефритами и нефрозами. Первым детально описал крупозную пневмонию, ее этиологию и патогенез.

    Один из основоположников военно-полевой терапии.

    Высказывал тезис о существовании в организме физиологических механизмов, дающих ему возможность бороться с заболеваниями.

    Совместно с учениками изучал в эксперименте и клинике действие лекарственных средств (наперстянки, ландыша, горицвета, калийных солей и др.). Медицину С.П.Боткин рассматривал как «науку предупреждать болезни и лечить больного».

    Являлся активным общественным деятелем. В 1878 г. был избран председателем Общества русских врачей, оставаясь на этом посту до последних дней жизни. Содействовал основанию в 1872 г. женских врачебных курсов.

    Инициатор организации бесплатной медицинской помощи «для бедных классов», постройки Александровской барачной больницы в Петербурге, ставшей образцовой в лечебном и научном отношении.

    В 1880 г. приступил к изданию «Еженедельной клинической газеты».

    В 1882 г. в качестве председателя Подкомиссии по школьно-санитарному надзору в городских училищах успешно организовал борьбу с сильной эпидемией дифтерита и скарлатины.

Сергей Петрович Боткин - талантливый врач, естествоиспытатель, автор учения о патогенезе заболеваний. Противник устаревшей гуморальной концепции, которая не давала представления о причинах заболеваний и их развитии (теория Гиппократа о телесных соках и их движении).

Детство и юность

Сергей Боткин родился в семье зажиточного московского купца, занимавшегося торговлей и имевшего несколько собственных фабрик. В многодетной семье воспитанием младших детей преимущественно занимались старшие. Грамоте и языкам Сергея обучал брат Василий и его друзья, увлеченные литературой и философией. Это был Герцен, Белинский и другие знаменитости. Сергей Боткин был очень способным и любознательным мальчиком, он впитывал все буквально как губка. На домашнем обучении мальчик пробыл до 15 лет, а затем поступил в частный пансион, чтобы подготовиться как следует к университету. После получения аттестата любивший точные науки юноша решает поступать на математический факультет. Но волею случая там прекращается набор и ему приходится подать документы на медицинский факультет.

В Императорском университете у него были отличные учителя. Боткин заинтересовался биологией и медициной и вскоре забыл о своем намерении стать математиком. Еще во время учебы в университете он впервые сталкивается с эпидемией инфекционной болезни – холеры. Ему вместе с соучениками пришлось бороться со страшным заболеванием. В 1855 году он с отличием закончил университет и получил диплом.

Работа и научная деятельность

После окончания учебы Боткин отправляется на Восточную войну и попадает в госпиталь для раненых солдат в Симферополе, где в то время работал Пирогов. Боткин боролся на фронте не только с болезнями, но и с воровством пайка солдат, которое в тот время процветало. После войны в Крыму Сергей Петрович едет на стажировку в Европу, где работает со знаменитыми терапевтами, физиологами, венерологами и инфекционистами. За несколько лет он успел побывать в Германии и Франции и приобрести колоссальный опыт. В 1859 году Боткин получает заманчивое предложение от Военно-медицинской академии и отправляется в Питер, где пишет диссертацию и получает докторскую степень. Ему дают в терапевтическом отделении должность помощника заведующего, которым в то время работал профессор Шипулинский. Вскоре Шипулинский увольняется и Боткин занимает его место. В 1861 году он получает вполне заслуженно звание профессора.

С 1865 года Боткин начинает хлопотать о создании русского эпидемиологического общества. Такая необходимость действительно назрела уже давно. В России то и дело вспыхивают эпидемии оспы, тифа, холеры, дифтерии и других инфекционных болезней, уносивших тысячи жизней. Наблюдая за больными, Боткин обращает внимание на катар кишок, который сопровождается увеличением печени и пожелтением кожных покровов. Ученый увидел в нем реальную опасность, потому что часто болезнь заканчивалась циррозом печени и, как следствие, летальным исходом. Он начинает наблюдать за больными и искать причину болезни. И приходит к выводу, что источником заражения служат грязные продукты питания. Речь шла о болезни, названной позже его именем (болезнь Боткина). Боткин сделал огромный вклад в развитие медицины. Ему принадлежала инициатива создания службы неотложной помощи.

Боткин вел активную просветительскую деятельность, это был талантливейший педагог. Он организовал в Петербурге фельдшерскую школу и врачебные курсы для женщин. Также всю жизнь он занимался проблемами военной медицины, состоял в обществе, которое занималось попечением больных и получивших ранения солдат.

Скончался Боткин возрасте 57 лет от сердечного приступа. Оставил после огромное наследие, а его дело продолжили ученики, среди которых было более 80 ученых, имевших докторскую степень.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред ‏‎ Ауэнбруггер Леопольд ‏‎ Брёйер Йозеф Ван Свитен Гаен Антониус Селье Ганс Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) Асклепий Гален Герофил Гиппократ
Британские Браун Джон ‏‎ Гарвей Уильям Дженнер Эдвард Листер Джозеф Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо ‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан Вирхов Рудольф Вундт Вильгельм Ганеманн Самуэль Гельмгольц Герман Гризингер Вильгельм Грэфенберг Эрнст Кох Роберт Крепелин Эмиль Петтенкофер Макс Эрлих Пауль Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. Бакулев А.Н. ‏‎ Бехтерев В.М. ‏‎ Боткин С.П. Бурденко Н.Н. Данилевский В.Я. Захарьин Г.А. Кандинский В.Х. Корсаков С.С. Мечников И.И. Мудров М.Я. Павлов И.П. Пирогов Н.И. Семашко Н.А.

На развитие отечественной медицинской науки среди ученых XIX века особенно значительное влияние оказал С. П. Боткин. Изучение его творчества представляет интерес и для нашего времени.

С. П. Боткин родился в Москве 5 сентября (ст. ст.) 1832 г. Отец его, Петр Кононович Боткин, вел большую торговлю с Китаем. Дом Боткиных на Маросейке, в Петроверигском переулке, был в 40-х годах известен культурным кругам Московского общества.

После обучения в частном пансионе С. П. Боткин поступил на медицинский факультет Московского университета. Среди учителей Боткина, оказавших на него влияние, надо отметить физиолога И. Т. Глебова, патолога А. И. Полунина, терапевта И. В. Варвинского.

В 1855 г. С. П. Боткин в качестве военного врача выехал в Крым на театр военных действий, где работал под руководством Н. И. Пирогова. После окончания войны, в 1856 г., он отправился заграницу, где посещал клиники и лаборатории университетов Берлина, Вены и Парижа. За границей Боткин пробыл до 1860 г. В течение этого периода им написано несколько научных работ и докторская диссертация «О всасывании жира в кишках».

В конце 50-х годов в научной жизни Петербургской медико-хирургической академии наступило заметное оживление. Президент академии Н. А. Дубовицкий и его помощник вице-президент И. Т. Глебов, стремясь к улучшению педагогического дела, пригласили новых профессоров и среди них - С. П. Боткина. Несмотря на протесты со стороны реакционно настроенной профессуры, молодой ученый в ноябре 1861 г. был утвержден в звании ординарного профессора терапевтической клиники вместо ушедшего проф. П. Д. Шипулинского.

В академии Сергей Петрович проработал до конца жизни. В течение многих лет он страдал приступами желчнокаменной болезни и стенокардией. В 1889 г., чувствуя ухудшение здоровья, в лечебных целях Боткин выехал во Францию и умер в Ментоне 12 декабря того же года.

Мировоззрение С. П. Боткина складывалось под влиянием лучших людей того времени - Т. Н. Грановского, В. Г. Белинского и др. Большое значение для выработки материалистических взглядов молодого ученого имели сочинения Н. Г. Чернышевского, а также личная дружба с И. М. Сеченовым и встречи с А. И. Герценом.

По С. П. Боткину, любой патологический процесс возникает под влиянием внешних условий. Болезнь не есть что-то отдельное от организма. Нельзя говорить о клинической картине болезни вообще, вне связи с данным больным. Болезни всегда развиваются по-разному, в зависимости от особенностей индивидуума. Отсюда вытекает и необходимость разностороннего обследования заболевшего. Недостаточно одного только объективного исследования, надо изучить и окружение больного, подробно ознакомиться с его прошлым. Известно, что С. П. Боткин при разборе больных на лекциях много внимания уделял именно расспросу.

Владея, как виртуоз, методом выстукивания и выслушивания, применяя необходимые лабораторные исследования, С. П. Боткин отличался одновременно и замечательной наблюдательностью. Это дало ему возможность описать много новых, неизвестных до него признаков болезней. С. П. Боткин указал на ряд симптомов, наблюдающихся при органических пороках сердца. С большой глубиной описана им клиника сужения левого венозного отверстия. Боткин обратил внимание на крайнее разнообразие симптоматики в зависимости от периода заболевания.

Описывая впервые обнаруженные им симптомы и указывая на их значение, великий клиницист, однако, предупреждал, что на сердце, так же как и на другие органы, нельзя смотреть «в анатомические очки», так как в конечном счете все органы находятся под влиянием воздействий нервных аппаратов. Исследуя там, где это возможно, анатомическую основу болезни, С. П. Боткин всегда стремился подчеркнуть функциональные связи органов и систем. Изучая болезнь, С. П. Боткин углублялся в развитие процесса. Постановка динамической диагностики, осуществимой благодаря глубокому проникновению в патофизиологию организма путем аналитико-синтетического метода мышления, открывала перед ним возможность, с одной стороны, предвидеть дальнейший ход болезни, делать правильный вывод в отношении прогноза и терапии, а с другой - производить экскурсы в историю патологии данного больного.

Большой заслугой С. П. Боткина была установка на понимание истории развития болезненного процесса в данном организме. Описывая ту или другую болезнь, Боткин отказывался от каких-либо готовых схем. Он понимал, что нельзя изучать организм по частям. Всякое одностороннее экспериментирование приносит вред, если забывать о целом. С. П. Боткин утверждал, что клиническая медицина - самостоятельная наука, имеющая своим объектом самое сложное в мире - живой человеческий организм. Нельзя экспериментировать на больных, а эксперименты на животных далеко не всегда могут быть использованы врачами.

По этому поводу С. П. Боткин говорил: «Вы должны искать... специфические средства, и имеете право идти также путем и теоретических соображений, но только местом для применения последних должна быть лаборатория, а не клиника. Нельзя себе позволить экспериментировать, без громадной осторожности, на живом человеке. Вы должны помнить, что медицина наша далеко еще не стоит на почве точной науки, и всегда иметь в виду тот спасительный страх, чтобы не повредить больному, не ухудшить чем-либо его состояние».

Раздвинув границы симптоматологии путем выявления новых признаков болезней, понятых в аспекте организма как целого, С. П. Боткин внес много нового и в частную терапию.

Особенно значительны достижения С. П. Боткина в области изучения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Изучая клинику артериосклероза, С. П. Боткин доказал, что это заболевание обычно приводит к поражению сердечной мышцы с последовательным расстройством компенсации. В области периферического кровообращения СП. Боткин открыл новую страницу врачебной науки. Он указывал, что артерии и вены не являются простыми механическими аппаратами для распределения крови, а представляют собой самостоятельные, периодически сокращающиеся и расширяющиеся кровеносные органы. Ученик С. П. Боткина С. В. Левашов доказывал, что, кроме нормальных физиологических сокращений сосудов, в них могут возникать иногда (например, при эпилепсии) и измененные, патологические.

Разбираясь в вопросах внутренней патологии, С. П. Боткин всегда останавливался особо на состоянии сердечно-сосудистой системы. Описывая клинику базедовой болезни, он обратил внимание на одышку сердечного происхождения, на неравномерность сокращений предсердий, на контраст между большим наполнением и резкой пульсацией артерий, принадлежащих к системе общей сонной артерии, и малым, едва прощупываемым пульсом лучевых артерий. Кстати, нельзя не вспомнить и о том, что наиболее характерным симптомом в картине этой болезни С. П. Боткин считал состояние психики больных - их пугливость, тревожность, нерешительность. «Влияние психических моментов не только на течение, но и на развитие этой формы не подлежит далее ни малейшему сомнению», - утверждал он. Изучая клиническое творчество С. П. Боткина, мы видим, что в своем стремлении как можно глубже понять истоки болезней, он неизменно приходил к значению роли нервной системы. «Очень может быть,- писал он, что под влиянием психического потрясения развились внезапно не только функциональные, а и какие-либо также анатомические изменения в мозговых центрах, что повлияло парализующим образом на функцию блуждающего нерва или, наоборот, возбудило ускоряющие аппараты, что более вероятно».

Много сделано С. П. Боткиным и для изучения ревматических заболеваний. По поводу ревматического эндокардита он указывал врачам, что к диагностике этого заболевания не следует подходить так легкомысленно, как французский клиницист Буйо, находивший эндокардит в 60% случаев суставного ревматизма. Часто развитие систолического шума бывает связано с поражением папиллярных мышц и их ослаблением, а совсем не с наличием эндокардита.

В учении о нефритах С. П. Боткин не был согласен со взглядом, возникшим в связи с патологоанатомическими исследованиями, по которому интерстициальные и паренхиматозные формы составляют будто бы различные патологические единицы и имеют свое особое клиническое течение. С. С. Зимницкий в 30-х годах XX столетия писал по этому поводу, что клиницистам в вопросе о нефритах пора вернуться к воззрениям С. П. Боткина, высказанным более 50 лет назад, и говорить вообще о брайтовой болезни.

Диагноз блуждающей почки был известен и до работ С. П. Боткина, но только он внес ясность в клинику этого заболевания. Боткин показал путь к правильной диагностике и объединил в одно целое ряд явлений, ошибочно связывавшихся с сердцем, печенью и другими органами. Им был предложен особый метод осмотра, при котором живот обследовался не только в лежачем, но и в стоячем положении больного. «Подвижная почка,- писал С. П. Боткин, - беспокоит больных большею частью в силу раздражения нервных аппаратов», отчего и возникают различные расстройства.

С. П. Боткин оставил заметный след и в изучении инфекционных болезней. Видя увлечение врачей микробиологией, он говорил, что нельзя забывать о защитных силах организма. «Мы в клинике на каждом шагу убеждаемся в действительном существовании тех неизвестных нам физиологических условий в организме, которые дают ему возможность бороться с заболеванием». Едва ли нужно останавливаться на общеизвестном факте, что желудочно-кишечный катар с механической задержкой желчи был правильно понят выдающимся русским клиницистом как один из симптомов описанного им паренхиматозного гепатита, носящего теперь название болезни Боткина.

Диагностический талант С. П. Боткина был основан на углубленном анализе всех найденных признаков болезни и их последующем синтезе. В этом отношении показателен случай, когда он в начале врачебной и педагогической деятельности поставил диагноз тромбоза воротной вены, подтвержденный впоследствии вскрытием. В течение всей своей научной деятельности великий клиницист совершенствовал диагностические и лечебные приемы. В лаборатории при его клинике исследовались различные лекарства; некоторые из них были взяты из народной медицины. Наряду с медикаментозным лечением Боткин обращал внимание на улучшение условий жизни больных, на необходимость физического и психического покоя, на климатическое лечение.

Труды С. П. Боткина оказали влияние и на развитие военно-полевой терапии. В этом отношении он основывался на опыте двух войн - Крымской кампании и русско-турецкой войны 1877 г. Находясь некоторое время при ставке главнокомандующего на Балканах, Боткин инспектировал госпитали, наблюдал работу врачей, общее санитарное состояние армии. Тяжелое впечатление производили на него как на врача-патриота бездарность высшей администрации и хищническая работа различных торговых «частных товариществ», которым была отдана на откуп русская армия. Он видел, как голодали солдаты, находясь в стране с богатыми запасами хлеба. По поводу всего виденного С. П. Боткин писал: «Будем надеяться на русского человека, на его мощь, на его звезду в будущем. Может быть, он со своей несокрушимой силой сумеет выбраться из беды, несмотря на стратегов, интендантов и тому подобное».

Как председатель Общества русских врачей в Петербурге и как редактор медицинского журнала, в котором печатались исключительно оригинальные статьи, С. П. Боткин способствовал развитию отечественной медицинской науки. Но особенно велико значение С. П. Боткина как педагога. Он воспитал сотни врачей и подготовил к профессорской деятельности десятки ученых-медиков.

Его учениками были профессора терапии В. Г. Лашкевич (Харьков), М. В. Яновский (Петербург), Н. А. Виноградов (Казань), В. П. Образцов (Киев), Н. Я. Чистович (Петербург), В. Н. Сиротинин (Петербург), А. А. Нечаев (Петербург) и многие другие. Под влиянием идей нервизма клиники С. П. Боткина стали развиваться такие медицинские дисциплины, как дерматология, отоларингология, нервные и психические болезни, а также отечественная физиология. Труды И. П. Павлова и его учеников были непосредственным творческим развитием тех идей нервизма, с которыми они познакомились в клинике и лаборатории великого русского врача.

Лекции С. П. Боткина, его амбулаторные приемы запоминались на всю жизнь. Доктор П. Грацианов писал: «Я был тогда на четвертом курсе Медико-хирургической академии, где одним из самых популярных и самых любимых профессоров был Сергей Петрович Боткин. Нас было на курсе около 40 человек, но не одни мы были слушателями гениального профессора; его лекции посещались и студентами пятого курса, которым тот же предмет читал проф. Эйхвальд. Постоянными посетителями боткинских лекций были и врачи, которых в этот год (после турецкой кампании) особенно много было прикомандировано к академии. Встречались на лекциях и посторонние, не причастные к медицине лица. Лекции эти имели такое же количество слушателей и во время сходок, когда другие аудитории пустовали. «Был у Боткина» - служило достаточным оправданием неприбытия на сходку. Благодаря тому интересу, какой представляли собой лекции Сергея Петровича, его аудитория, рассчитанная почти на 500человек, была всегда переполнена сверху до низу».

С. П. Боткин не был оратором, речь его не блистала красивыми фразами, которыми обычно ловкие люди возмещают отсутствие мысли и содержания. Его лекции были наполнены глубоким анализом разбираемых клинических случаев, широкими научно-философскими обобщениями, смелыми обоснованными гипотезами.

Несмотря на исключительную одаренность С. П. Боткина, жизненный путь его был нелегок. Демократ и гуманист, он часто встречал преграды, которые ставили ему профессора-иностранцы, всячески стремившиеся затруднить развитие передовой отечественной науки. Делались попытки дискредитировать творчество С. П. Боткина, отрицать значение его достижений, а тем самым и достижения всей русской клинической школы и в позднейшие времена. В основе этой «критики» как при жизни Боткина, так и после его смерти было предвзятое, высокомерное отношение к отечественной науке, смешанное с невежеством и преклонением перед наукой зарубежной.

По поводу таких выпадов, имевших место в разные времена, можно вспомнить слова чешского ученого Шкоды: «Следование чужому и сомнение, распространяемое на все свое, довольно часто служило для слабых мыслителей маской ума». С. П. Боткин всю свою энергию отдал на служение народу, тому же учил он и своих слушателей.

С. П. Боткин избегал говорить о самом себе. Только, может быть, однажды в письмах к жене из Болгарии в 1877 г. он написал: «...Не боясь упреков в самохвальстве, я все-таки имею отрадное сознание, что принес свою лепту для того хорошего нравственного уровня, на котором стояли наши врачи в течение этой кампании. Эту мысль я позволю высказать только тебе, зная, что ты не усмотришь в этом и следа самообольщения, которое мне не было никогда и не будет свойственно. Смотря на труды нашей молодежи, на их самопожертвование, на их честное отношение к делу, я не раз сказал себе, что недаром, не бесплодно терял я свои нравственные силы в различных испытаниях, которые устраивала мне моя судьба».

С. П. Боткин был одним из самых выдающихся представителей русской врачебной школы, которая зародилась во второй половине XVIII века и нашла прочные философские и научные основы в деятельности классиков отечественной науки первой половины XIX столетия. В условиях своего времени С. П. Боткин продолжил и развил достижения предшественников. В его творчестве нашли научное обоснование и дальнейшее развитие идеи раннего материалистического нервизма. В эпоху, когда анатомическое направление достигло своего крайнего развития в целлюлярной патологии Вирхова, отечественная клиническая мысль противопоставила этому направлению плодотворнейшие идеи нервизма, обоснованные изысканиями русских физиологов.

Основной мыслью С. П. Боткина как клинициста, которую он завещал будущим врачам, была мысль о необходимости глубокого, всестороннего изучения природы. «Нельзя допустить,- говорил он в речи 7 декабря 1886 г.,- чтобы предварительное теоретическое знание заключалось только в специальных отраслях собственно медицины, так, например, нормальной и патологической анатомии, физиологии и пр. Для будущего врача научного направления необходимо изучение природы в полном смысле этого слова.

Знание физики, химии, естественных наук, при возможно широком общем образовании человека, составляют наилучшую подготовительную школу к изучению научной практической медицины».

«Кто такой Боткин? — Ну, как же… известный врач, «болезнь Боткина» - вирусный гепатит… Еще есть больница его имени где-то в Москве, знаменитая такая…» Так кто же такой Боткин?

Сергей Петрович Боткин - выдающийся врач-терапевт, один из основоположников физиологического направления русской научной клинической медицины, крупный общественный деятель, надворный советник…

Будущий первый клиницист, терапевт родился 5 сентября 1832 года в Москве в богатой семье купца и заводчика. Глава семьи отец Петр Кононович Боткин происходил из вольных посадских людей г. Торопца Тверской губернии. В 20‑х годах XIX века он основал в Москве крупную чайную фирму, имел заготовительную контору в Кяхте. В Тульской губернии он построил два сахарных завода. В воспитание своих 14 детей он не вмешивался, предоставив это своему старшему сыну Василию. Мать Боткина - Анна Ивановна Постникова, тоже из купеческого сословия, заметной роли в семье не играла.

Сергей Боткин до 15‑летнего возраста учился в своем «домашнем университете», где его учителями были: Василий Петрович - его старший брат, известный литератор, и его друзья - Т.Н. Грановский,
В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Тогда же он познакомился со взглядами философского кружка Н.В. Станкевича, Белинского, Герцена, собиравшихся в доме Боткиных. А.И. Герцен - друг Боткина и в будущем его пациент, который лечился у него от диабета. Поэт Афанасий Афанасьевич Фет был женат на одной сестре Боткина, на другой - профессор университета Пикулин.

Т.Н. Грановский, который жил в нижнем этаже дома Боткиных, писал: «…Я следил за развитием Сергея, я видел в нем выдающиеся способности… Он поражал Белинского и меня своей огромной любознательностью».

К поступлению в Московский университет Сергей готовился у студента-математика А.Ф. Мерчинского, а с августа 1847 года - в частном пансионе. Закончив только второй курс пансиона, Боткин решает его бросить и держать экзамены на математический факультет Московского университета, но возник форс-мажор - указ от 30 апреля 1849 года: прием на все факультеты, кроме медицинского, прекратить. Боткин не сразу отказывается от математики в пользу медицины. Колеблясь в выборе, он заканчивает третий курс пансиона и лишь весной 1850 года решается подать документы на медицинский факультет.

Сергей Петрович Боткин окончил медицинский факультет Московского университета в 1855 году и вскоре с отрядом Н.И. Пирогова уже принимал участие в Крымской кампании, исполняя обязанности ординатора Симферопольского военного госпиталя. На стороне Турции против России выступили Франция, Англия и позже - итальянское государство Сардиния. Осенью 1854 года, точнее 1 сентября, на горизонте у Севастополя показались сотни вражеских кораблей. Еще через несколько дней произошла высадка десанта противника у Евпатории. Разгорелись бои на русской земле, был осажден город-крепость Севастополь. Количество раненых измерялось десятками тысяч человек.

В 1856-1860 годах Боткин находился в заграничной командировке. По возвращении он защитил докторскую диссертацию «О всасывании жира в кишках» и в 1861 году был избран профессором кафедры академической терапевтической клиники.

Чтобы оценить значение Боткина, необходимо припомнить, в каком положении находились русские врачи и русская медицина во время его деятельности. Как пишет историк медицины Е.А. Головин, «медицинские кафедры во всех русских университетах были заняты людьми, лучшие из которых не выходили за уровень посредственности. Ученым считали уже того, кому удавалось перевести с иностранного на русский язык или скомпилировать, с грехом пополам, какое-нибудь руководство по лечению болезней. Большинство преподавателей повторяло из года в год одни и те же, раз и навсегда заученные лекции, сообщая подчас сведения, носившие средневековый отпечаток. В своих лекциях одни клиницисты вещали, что печень есть «много раз свернутый кишечный канал», другие разглагольствовали о молоке, всасывающемся в кровь в послеродовом периоде, и т.п.».

Научной медицины не было, практическая медицина находилась в руках больничных врачей, которыми преимущественно были немцы, особенно в петербургских больницах. Скорбные листки велись на немецком языке, и были случаи, когда врачи затруднялись объясниться по-русски со своими пациентами. В обществе невольно сложилось убеждение, будто хорошо может лечить только врач нерусского происхождения. Поэтому не только высшее общество, но, например, купцы и даже зажиточные ремесленники лечились у врачей немцев.

Вечно так продолжаться не могло. В медицинскую академию были приглашены И.М. Сеченов и С.П. Боткин, врачи молодые (Боткину было 28 лет), но получившие уже некоторую известность своими теоретическими работами в медицинской среде Германии и Франции. После основательного знакомства с теорией и практикой во время многолетнего пребывания за границей, Сергей Петрович Боткин, вернувшись в Петербург, был назначен адъюнктом к заведующему академической клиникой внутренних болезней профессору Шипулинскому.

Профессор С.П. Боткин начал с преобразований. Он первым в России создал в 1860-1861 годах при своей клинике экспериментальную лабораторию, где производил физические и химические анализы и исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Изучал также вопросы физиологии и патологии организма, искусственно воспроизводил на животных аневризму аорты, нефрит, трофические расстройства кожи с целью раскрыть их закономерности. Вместе с тем он подчеркивал, что клиницист может только до известной степени переносить на человека данные, получаемые в результате опыта на животных. Исследования, проведенные в лаборатории Боткина, положили начало экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в русской медицине. Эта лаборатория была зародышем крупнейшего научно-исследовательского медицинского учреждения - Института экспериментальной медицины.

Сергей Петрович также впервые широко использовал лабораторные исследования (биохимические, микробиологические); ввел измерение температуры тела термометром, аускультацию, перкуссию, осмотр больного и др. С беспристрастностью судебного следователя он собирал и анализировал собранные данные и давал студентам стройную картину болезненного процесса.

Но вот истек срок службы профессора Шипулинского, и на его место стали подыскивать достойного кандидата. Возможно, искренняя убежденность, что из русского врача не может получиться что-то путное, возможно, желание сохранить лидерство за немцами побудило большинство членов академии предложить профессора Феликса Нумейера. Последний был не прочь приехать в Петербург и даже готов был выучить русский язык.

В студенческой среде эта затея вызвала справедливое негодование. Студенты заявили, что Сергей Петрович - квалифицированный врач, прекрасный педагог и они хотят его видеть в качестве заведующего клиникой. С этим желанием совпало настроение директора Медико-хирургической академии П.А. Дубовицкого, его зама Н.Н. Зинина и заведующего кафедрой физиологии и гистологии Н.М. Якубовича (1817-1879) предоставить возможность развернуться наконец-то национальным силам. После бурных дебатов С.П. Боткина назначили профессором академической клиники внутренних болезней.

И.М. Сеченов писал в своем дневнике: «Для Боткина здоровых людей не существовало, и всякий приближавшийся к нему человек интересовал его едва ли не прежде всего как больной. Он присматривался к походке и движениям лица, прислушивался, я думаю, даже к разговору. Тонкая диагностика была его страстью, и в приобретении способов к ней он упражнялся столько же, как артисты вроде Антона Рубинштейна упражняются в своем искусстве перед концертами. Раз, в начале своей профессорской карьеры, он взял меня оценщиком его умения различать звуки молоточка по плессиметру 1.

Становясь посредине большой комнаты с зажмуренными глазами, он велел поворачивать себя вокруг продольной оси несколько раз, чтобы не знать положения, в котором остановился, и затем, стуча молотком по плессиметру, указывал, обращен ли плессиметр к сплошной стене, стене с окнами, к открытой двери в другую комнату или даже к печке с открытой заслонкой».

Итак, на петербургском горизонте появляется могучая молодая сила, пытливый аналитический ум. Само собой разумеется, что возникновение такого человека, объявившего войну всякой рутине, многим пришлось не по вкусу. Как говорится, не велик тот, в кого не бросают грязью. С.П. Боткину пришлось испытать участь всех новаторов: зависть, раздувание ошибок, несправедливые наветы. И случай представить С.П. Боткина едва ли не неучем вскоре представился.

Завистники очень обрадовались, когда Сергей Петрович поставил одному больному диагноз - тромбоз воротной вены, но тот благополучно прожил несколько недель, теша злорадство недоброжелателей. Боткин пытался объяснить это обстоятельство, однако его противники не желали признавать основательность его доводов, опасаясь расстаться с надеждой доказать шарлатанскую заносчивость молодого профессора. Вскоре больной умер, весть об этом быстро распространилась по Петербургу, который, как и вся академия, застыл в томительном ожидании: окажется ли действительным диагноз Боткина.

Когда объявили о часе вскрытия, анатомический театр вмиг переполнился друзьями и врагами Сергея Петровича и просто любопытными. Патологоанатом профессор Ильинский при гробовой тишине извлек воротную вену, в которой содержался тромб. Недоброжелатели С.П. Боткина притихли. После этого случая о поразительной диагностической интуиции Боткина ходили легенды. Его имя сразу стало популярным и за стенами академии. Посыпались приглашения к тяжелым больным как со стороны врачей, ему сочувствующих, так и со стороны враждебно настроенных. В начале 1872 года профессору Боткину поручили лечить Государыню Императрицу, серьезно заболевшую. Сергею Петровичу удалось восстановить ее угасавшие силы и на много лет продлить ей жизнь. При дворе, как и везде, он скоро приобрел доверие и любовь и получил свободный доступ к царской семье, у которой пользовался расположением.

До С.П. Боткина большинство выпускников академии увядало в захолустьях, он выдвинул своих учеников в петербургские больницы. Так открылся доступ для русских врачей, до того времени закрытый или затрудненный для них до крайности. Одним из важнейших периодов развития медицины вообще и русской в частности являются 1856-1875 годы. Такой сравнительно короткий отрезок времени объясняется двумя важными обстоятельствами в истории медицины. Во-первых, именно в это время с полной очевидностью обнаружилась несостоятельность гуморальной теории, той теории, которая почти безраздельно властвовала как в западноевропейской, так и в русской медицине с начала и до середины XIX столетия.

Гуморальная медицина была виталистической; конечной причиной всех жизненных явлений была провозглашена «жизненная сила» - начало невесомое, непротяженное и потому непознаваемое; а раз оно непознаваемое, то какой смысл могут иметь споры о механизмах действия этой силы, какой смысл в критике различных толкований того или иного проявления этой самой силы, того или иного факта. Критикуя гуморальную теорию, Федор Иванович Иноземцев1 (1802-1869), профессор кафедры хирургии Московского университета (1846-1859 гг.), говорил, что обмен веществ в клетках и тканях не может совершаться без участия нервной системы. «Кровь без деятельности узловых нервов есть только живой материал в нашем теле, неспособный сам собою совершать физиологические операции в сфере питания», - говорил Иноземцев. Философия гуморальной медицины учила: «Первый деятель в нашем организме есть жизненная сила, самостоятельно образующая материю и ее формирующая - это начало невесомое, неуловимое, проявление вечно деятельного, вечно движимого духа, для которого организм всего лишь земная оболочка».

Во-вторых, поскольку обнаружилась несостоятельность гуморальной теории, возникла потребность в новой теории медицины, которая более гармонично обобщила бы факты, исподволь накопившиеся в рамках старой, гуморальной теории медицины и вступившие с ней в противоречие.

Так и произошло, притом почти одновременно сразу в двух странах: в России и Германии. В России новую теорию медицины представил Боткин, в Германии - Вирхов. По своему содержанию это две совершенно различные теории. Теория Вирхова основывалась на учении о клетке, теория Боткина - на учении о рефлексе. Обе теории легли в основу двух разных направлений в медицине: теория Вирхова положила начало анатомическому, или «локалистическому», направлению, теория Боткина - физиологическому, или функциональному.

Свои взгляды по вопросам медицины Сергей Петрович Боткин изложил в трех выпусках «Курса клиники внутренних болезней» (1867, 1868, 1875) и в 35 лекциях, записанных и изданных его учениками («Клинические лекции С.П. Боткина», 3‑й вып., 1885-1891). Профессор Боткин был истинным новатором, совершившим переворот в медицинской науке, творцом естественно-исторического и патогенетического метода в диагностике и лечении. Он является основоположником научной клинической медицины.

В своих воззрениях С.П. Боткин исходил из понимания организма как целого, находящегося в неразрывном единстве и связи с окружающей его средой. Эта связь, прежде всего, выражается в форме обмена веществ между организмом и средой, в форме приспособления организма к среде. Благодаря обмену организм живет и сохраняет известную самостоятельность по отношению к среде, благодаря процессу приспособления организм вырабатывает в себе новые свойства, которые, закрепляясь, передаются по наследству. Он связывал происхождение болезни с причиной, которая всегда обуславливается исключительно внешней средой, действующей непосредственно на организм или через его предков.

Центральным ядром клинической концепции Боткина является учение о внутренних механизмах развертывания патологического процесса в организме (учение о патогенезе). Он доказывал, что одна из теорий, т.н. гуморальная теория медицины, с ее учением о расстройстве движения и соотношения «соков» в организме, совсем не разрешала проблемы патогенеза. Другая же целлюлярная теория объясняла лишь два частных случая патогенеза: распространение болезненного начала путем непосредственного перехода его с одной клетки на другую и распространение путем переноса его кровью или лимфой.

Профессор С.П. Боткин дал более глубокую теорию патогенеза. Он противопоставил учению Вирхова об организме как «федерации» клеточных государств, не связанных с деятельностью нервной системы и средой, свое учение об организме как о едином целом, управляемом нервной системой и существующем в тесной связи с внешней средой. Сергей Петрович исходил из учения И.М. Сеченова о том, что анатомо-физиологическим субстратом всех актов человеческой деятельности является механизм рефлекса. Развивая эту теорию, он выдвинул положение, что и патологические процессы внутри организма развиваются по рефлекторным нервным путям. Так как в рефлекторном акте главным членом является тот или иной узел ЦНС, то Боткин большое внимание уделял исследованию различных центров головного мозга. Он экспериментально открыл центр потоотделения, центр рефлекторных воздействий на селезёнку (1875 г.) и высказал предположение о существовании центра лимфообращения и кроветворения. Показал значение всех этих центров в развитии соответствующих заболеваний и тем доказал правоту неврогенной теории патогенеза. Исходя из этой теории патогенеза, он начал строить и новую теорию лечения (воздействие на лечение болезни через нервные центры), но не успел развить ее до конца.

Неврогенная теория патогенеза С.П. Боткина ставит в поле зрения врача не только одни анатомические, но главным образом физиологические или функциональные (через нервную систему) связи организма и, следовательно, обязывает врача рассматривать организм в целом, ставить диагностику не только болезни, но и «диагностику больного», лечить не только болезни, но и больного в целом. В этом коренное отличие клиники Боткина от клиник гуморальной и целлюлярной школы. Развивая все эти идеи, он создал новое направление в медицине, охарактеризованное И.П. Павловым как направление нервизма.

Сергею Петровичу Боткину принадлежит большое число выдающихся открытий в области медицины. Он первым высказал мысль о специфичности строения белка в различных органах; первым (1883) указал, что катаральная желтуха, которую Вирхов трактовал как «механическую», относится к инфекционным заболеваниям; в настоящее время болезнь эта именуется «болезнью Боткина». Установил также инфекционный характер геморрагической желтухи, описанной А. Вейлем. Это заболевание называется «желтухой Боткина-Вейля». Блестяще разработал диагностику и клинику опущенной и «блуждающей» почки.

Деятельность Сергея Петровича Боткина была обширной и разнообразной. Как издатель он известен тем, что издавал «Архив клиники внутренних болезней профессора Боткина» (1869-1889) и «Еженедельную клиническую газету» (1881-1889), переименованную с 1890 года в «Больничную газету Боткина». В этих изданиях печатались научные труды его учеников, среди которых были И.П. Павлов, А.Г. Полотебнов, В.А. Манассеин и многие другие выдающиеся врачи и ученые.

Сергей Петрович был первым врачом, избранным в нашу думу, был заместителем председателя Комиссии общественного здравия. В 1886 году его выбрали председателем Комиссии по вопросу улучшения санитарных условий и уменьшения смертности в России. Он попробовал реформировать всю систему здравоохранения, но не было для этого ни людей, ни денег, ни лекарств, ни нужной статистики.

Сергей Петрович умер 11 ноября 1889 года во Франции, в Ментоне, от ишемической болезни сердца. В двух браках (первая жена умерла на курорте в Сан-Ремо) у Сергея Петровича родилось 12 детей. Два сына - Сергей и Евгений - наследовали профессию отца. Уже после смерти Сергея Петровича Евгений стал лейб-медиком при дворе. Когда император превратился в гражданина, он не оставил семью Романовых, последовал за ней в Тобольск. При переезде в Екатеринбург ему предложили уехать в Питер. Он остался. За два дня до гибели снова просили оставить Ипатьевский дом. Он посчитал это для себя невозможным. Доктора Боткина расстреляли вместе с царской семьей.

Сергей Петрович Боткин

Терапевт.

Отец Боткина занимался чайной оптовой торговлей в Китае. Три его сына оставили заметный след в искусстве и в науке: старший Василий был известным писателем, Михаил – художником. Младший Сергей мечтал заниматься математикой, но, поступая в 1850 году в Московский университет, выбрал медицинский факультет.

Выбор оказался правильный.

Впрочем, годы учебы Боткин впоследствии оценил строго.

«Учившись в Московском университете, я был свидетелем тогдашнего направления целой медицинской школы, – писал он в 1881 году в „Еженедельной клинической газете“. – Большая часть наших профессоров училась в Германии и более или менее талантливо передавала нам приобретенные ими знания; мы прилежно их слушали и при окончании курса считали себя готовыми врачами, с готовыми ответами на каждый вопрос, представляющийся в практической жизни. Нет сомнения, что при таком направлении оканчивающих курс трудно было ждать будущих исследователей. Будущность наша уничтожалась нашей школой, которая, преподавая нам знание в форме катехизисных истин, не возбуждала в нас той пытливости, которая обуславливает дальнейшее развитие».

В 1885 году, прямо со студенческой скамьи, Боткин отправился на театр военных действий – в Крым. Три с половиной месяца он отработал в симферопольском военном госпитале под непосредственным руководством знаменитого хирурга Пирогова.

В 1856 году, после окончания Крымской кампании, Боткин выехал в заграничную командировку. В Германии он изучал клинику внутренних болезней в Институте патологии у Р. Вирхова, создателя теории клеточной патологии. Там же он занимался физиологической и патологической химией. Начатые у Вирхова занятия он продолжил в Париже в лаборатории Клода Бернара.

Парижские клиницисты Боткину не понравились.

«Клинику Труссо (известный французский врач) держит рутинно; удовлетворившись госпитальной диагностикой больного, он назначает совершенно эмпирическое лечение. Труссо здесь считается одним из лучших терапевтов: аудитория его всегда полна. По моему мнению, одна из главных причин его успеха есть его ораторская способность, сильно подкупающая французов…»

В 1860 году Боткин блестяще защитил в петербургской Медико-хирургической академии докторскую диссертацию – «О всасывании жира в кишках». В том же году он получил место адъюнкта у профессора Шипулинского – в Медико-хирургической академии. А через год, по выходе Шипулинского в отставку, начал заведовать кафедрой Академической терапевтической клиники. Главным делом жизни для Боткина стало вооружить врачей методами точного естествознания. Он первый в России создал при клинике экспериментальную лабораторию, в которой производились физические и химические анализы, тщательно изучалось действие лекарств. Там же, в лабораториях, исследовались вопросы физиологии и патологии организма, например, искусственно воспроизводились на опытных животных самые разные патологические процессы – аневризма аорты, нефрит, некоторые трофические расстройства кожи. При этом Боткин был достаточно осторожен и предостерегал врачей от искушения все результаты таких опытов переносить на человека.

«Чтобы избавить больного от случайностей, а себя от личных угрызений совести, – сказал Боткин во вступительной лекции осеннего семестра 1862 года, прочитанной в Медико-хирургической академии, – и принести истинную пользу человечеству, неизбежный для этого путь есть научный. В клинике вы должны научиться рациональной практической медицине, которая изучает больного человека и отыскивает средства к изучению или облегчению его страданий, а потому занимает одно из самых почетных мест в ряду естествоведения. А если практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и лечения больного, должны быть приемами естествоиспытателя, основывающего свое заключение на возможно большем количестве строго и научно наблюдаемых фактов. Поэтому вы поймете, что научная практическая медицина, основывая свои действия на таких заключениях, не может допустить произвола, иногда тут и там проглядывающего под красивой мантией искусства, медицинского чутья, такта и так далее. Представляющийся больной есть предмет вашего научного исследования, обогащенного всеми современными методами; собравши сумму анатомических, физиологических и патологических фактов данного субъекта, группируя эти факты на основании ваших теоретических знаний, вы делаете заключение, представляющее уже не диагностику болезни, а диагностику больного, ибо, собирая факты, представляющиеся в исследуемом субъекте, путем естествоиспытателя, вы получите не только патологические явления того или иного органа, на основании которого дадите название болезни, но вместе с этим увидите состояние всех остальных органов, находящихся в более или менее тесной связи с заболеванием и видоизменяющихся у каждого субъекта. Вот эта-то индивидуализация каждого случая, основанная на осязательных научных данных, и составляет задачу клинической медицины и вместе с тем самое твердое основание лечения, направленного не против болезни, а против страдания больного…»

Лаборатория, организованная Боткиным, стала прообразом будущего крупнейшего научно-исследовательского учреждения России – Института экспериментальной медицины. Работы Боткина освободили русскую медицину от грубого эмпиризма. Свои взгляды на медицину как на науку Боткин подробно изложил в трех специальных выпусках «Курса клиники внутренних болезней» (1867, 1968, 1875) и в тридцати пяти лекциях, записанных и изданных его учениками («Клинические лекции профессора С. П. Боткина», 1885–1891). В своих научных воззрениях Боткин исходил, прежде всего, из того понимания, что организм, как целое, всегда находится в постоянной неразрывной связи со средой. Связь эта выражается в форме обмена веществ между организмом и средой, а также в форме приспособления организма к среде. Благодаря этому организм живет, сохраняет определенную самостоятельность по отношению к среде и вырабатывает новые свойства, которые, в дальнейшем закрепляясь, могут передаваться по наследству. Происхождение многочисленных болезней Боткин неразрывно увязывал с причинами, обусловленными действием внешней среды. Это привело Боткина к мысли, что задачей медицины является не просто лечение болезней, но, прежде всего, их предупреждение.

Боткин разработал учение о внутренних механизмах развертывания патологического процесса в организме, так называемое учение о патогенезе. Критикуя односторонние концепции в патологии, широко распространенные в современной ему медицине, Боткин убежденно доказывал, что одна из этих концепций, так называемая гуморальная теория, с ее учением о расстройствах движения и соотношении различных живительных «соков» в организме, совершенно не разрешает проблемы патогенеза, а другая, так называемая целлюлярная, объясняет лишь некоторые частные случаи патогенеза, например, распространение болезни путем непосредственного перехода ее с одной клетки на другую, или распространение ее путем переноса кровью или лимфой. Учению Вирхова об организме как «федерации» отдельных клеточных государств, никак не связанных с деятельностью нервной системы и среды, Боткин противопоставил свое – неврогенное – учение, тесно связанное с учением Сеченова о рефлексах. Патологические процессы в организме развиваются по рефлекторным нервным путям, утверждал Боткин, а, значит, совершенно особое значение следует придавать тем центрам головного мозга, которые управляют нервными путями. Неврогенная теория, развитая Боткиным, обязывала каждого врача рассматривать организм человека в целом, другими словами, ставить диагностику не только болезни, но и самому больному.

Многие взгляды Боткина на физиологию и клиническую патологию сохраняют свою силу и сейчас. Например, Боткин был прав, указывая на функциональную зависимость между органами, на значение так называемого периферического сердца (активное волнообразное сокращение стенок артерий, проталкивающих кровь подобно центральному сердцу), на роль инфекции в проявлениях желчно-каменной болезни, наконец, на инфекционное происхождении желтухи. Задолго до английского физиолога Баркрофта Боткин раскрыл роль селезенки как депо-органа в системе кровообращения и высказал смелое предположение о существовании центров лимфообращения и кроветворения, что впоследствии было подтверждено экспериментально.

Лечил Боткин своеобразно.

Вот как вспоминала об этом жена И. П. Павлова, лечившаяся у Боткина от тяжелой нервной болезни:

«Осмотрев меня, Сергей Петрович прежде всего спросил, могу ли я уехать. Когда я сказала „ни в коем случае“, то он ответил: „Ну, не будем об этом говорить“.

«Скажите, вы любите молоко?»

«Совсем не люблю и не пью».

«А все же мы будем пить молоко. Вы южанка, наверно, привыкли пить за обедом».

«Никогда, ни капли».

«Однако, мы будем пить. Играете ли вы в карты?»

«Что вы, Сергей Петрович, никогда в жизни».

«Что же, будем играть. Читали ли вы Дюма и еще такую прекрасную вещь, как Рокамболь?»

«Да что вы обо мне думаете, Сергей Петрович? Ведь я недавно кончила курсы, и мы не привыкли интересоваться такими пустяками».

«Вот и прекрасно. Значит, вы будете пить сначала полстакана молока в день, потом стакан. Так вы поднимитесь до восьми стаканов в день, а затем спуститесь обратно к полстакану. В каждый стакан будете вливать по чайной ложке хорошего, крепкого коньяка. Дальше, после обеда вы будете лежать час-полтора. Будете каждый день играть в винт, робера три-четыре, и будете читать Дюма. И ежедневно гулять во всякую погоду не меньше часа. Да, еще будете на ночь обтираться комнатной водой и растираться толстой крестьянской простыней. Теперь прощайте. Я уверен, что вы скоро поправитесь, если исполните все ми предписания».

Действительно, исполняя точно все его советы, я была через три месяца здоровой женщиной».

Практически на средства Боткина в течение многих лет (1869–1889) издавался «Архив Клиники внутренних болезней». Под редакцией Боткина выходила «Еженедельная клиническая газета» (1881–1889), в 1890 году переименованная в «Больничную газету Боткина». Учениками Боткина считали себя такие выдающиеся русские ученые как И. П. Павлов и В. А. Манассеин.

В 1861 году Боткин открыл при своей клинике первую в России бесплатную амбулаторию для клинического лечения больных. В 1878 году, будучи председателем Общества русских врачей в Петербурге, добился постройки бесплатной больницы, открытой в 1880 году. Больница, названная при открытии Александровской, сразу получила в Москве известность как Боткинская. Замечательная инициатива была подхвачена медицинскими обществами, и во многих крупных городах России возникли такие бесплатные больницы. При столь же деятельном участии Боткина в 1872 году открылись в Петербурге Женские врачебные курсы.

Во время русско-турецкой войны (1877–1878) Боткин был назначен лейб-медиком императора Александра II. Это дало ему возможность провести практически поголовную обработку войск хиной, что сняло возможность массовых заболеваний; развернуть полевые госпитали; добиться по-настоящему четкой работы всех медицинских подразделений.

После восьми месяцев, проведенных на войне, Боткин писал своей жене, умолявшей его вернуться в Петербург:

«…Не упрекай меня в донкихотстве; я стремился жить всегда в согласии с своей совестью, сам для себя не думая о педагогической стороне этого образа жизни; но теперь, не боясь упрека в самохвальстве, я все-таки имею отрадное сознание, что принес свою лепту для того хорошего нравственного уровня, на котором стояли наши врачи в течение этой кампании. Эту мысль я позволю высказать только тебе, зная, что ты не усмотришь в этом и следа самообольщения, которое мне не было и никогда не будет свойственно. Смотря на труд нашей молодежи, на их самопожертвование, на их честное отношение к делу, я не раз сказал себе, что не даром, не бесплодно терял я свои нравственные силы в различных испытаниях, которые устраивала мне судьба. Врачи-практики, стоящие на виду у общества, влияют на него не столько своими проповедями, сколько своей жизнью. Захарьин, поставивший своим идеалом жизни золотого тельца, образовал целую фалангу врачей, первой задачей которых – набить, как можно скорее, свои карманы. Если бы люди знали, что выполнение моего долга не связано было ни с какими для меня страданиями, мучениями, то, конечно, это выполнение долга и не имело бы ничего поучительного для других. Ты не поверишь, какое внутреннее презрение – нет не презрение, а жалость – внушают мне люди, не умеющие выполнять своего долга. Так смотрел я по крайней мере на каждого дармоеда, уезжавшего отсюда. Их было не так мало: ведь не у многих хватило сил вытерпеть теперешнюю жизнь безропотно и добросовестно относительно своего долга».

Боткин был первым русским врачом, занявшим место лейб-медика при российском императоре. До этого оно доставалось только иностранцам. Газеты, еще недавно поругивавшие при случае Боткина, теперь стали безмерно расхваливать нового академика, помещать его портреты. С семьей Александра II он побывал в Сорренто, в Риме, в Альбано, в Эмсе. Две зимы он провел с императрицей на побережье Средиземного моря, в Сан-Ремо.

Став в 1881 году гласным Петербургской городской думы и заместителем председателя думской Комиссии общественного здравия, Боткин положил начало санитарной организации Петербурга. Он ввел специальный институт санитарных врачей и положил начало бесплатной помощи на дому. Благодаря стараниям Боткина были организованы – Институт «думских» врачей, Институт школьно-санитарных врачей и Совет главных врачей петербургских больниц. О самом Боткине один из его коллег писал: «Как все люди сильные, он был нрава мягкого и уживчивого, и, весь поглощенный делом, не обращал внимания на житейские мелочи, избегал ссор и не любил праздных споров. Он, как малый ребенок, не знал цены деньгам; зарабатывая очень много своим трудом, он проживал почти все, тратя большие суммы на содержание семьи, на образцовое воспитание детей, на свою обширную библиотеку; жил просто, без излишеств, но хорошо, дом его всегда был открыт для близких знакомых, которых у него было не мало. Известно, что так же был открыт его кошелек для всяких благотворений, и едва ли кто-нибудь из обращавшихся за помощью уходил от него с отказом; по крайней мере, такова была репутация Боткина, потому левая его рука никогда не знала, что творит правая; а сам он никогда даже самым близким своим не обмолвился о своих тратах подобного рода…»

В 1886 году Боткин возглавил правительственную Комиссию по разработке мероприятий по улучшению санитарного состояния страны и снижению смертности в России.

К сожалению, смерть, случившаяся 24 декабря 1889 года, когда Боткин находился на отдыхе в Швейцарии, оборвала широкие планы замечательного ученого.

Академик Павлов, ученик Боткина, сказал, вспоминая учителя:

«Я имел честь в продолжении десяти лет стоять близко к деятельности покойного клинициста в ее лабораторной отрасли. Ум его, не обольщаясь ближайшим успехом, искал ключа к великой загадке: что такое больной человек и как помочь ему, – в лаборатории, в живом эксперименте. На моих глазах десятки его учеников направлялись им в лабораторию. И эта высокая оценка эксперимента клиницистом составляет, по моему убеждению, не меньшую славу Сергея Петровича, чем его клиническая, известная всей России деятельность».


Top