Экология родного края. Исследовательская работа: «Экология родного села» Что такое экология

Ольга Евдокимова

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ

«Нам и нашим внукам 2015 » .

МБДОУ детский сад №47

Г. Владикавказ

Старшая группа.

Воспитатель первой квалификационной категории

Евдокимова Ольга Борисовна.

Тип проекта : информационно-творческий.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации : краткосрочный.

Актуальность проекта : Тема проекта «Экология родного края » .

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры . Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель : Знакомить детей с природой родного края . Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края , предпосылок экологического сознания , организации творческой деятельности. Убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи :

Систематизировать знания об окружающем мире.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Воспитывать любовь к природе родного края , восприятие её красоты и многообразия.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире республики РСО-Алания.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Ожидаемые результаты проекта :

Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.

Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования неживой природы.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Объект проектной деятельности :

Развивающая среда и работ с воспитанниками, как основа приобщения воспитанников старшего дошкольного возраста к экологической культуре родного края .

Предмет проектной деятельности :

Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем , с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.

1 этап проекта – подготовительный .

Разработка стратегии реализации проекта ;

Постановка цели и выработка задач;

Подбор методического материала, разработка конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;

Создание предметно-развивающей среды (пособия, наглядность, фотоальбомы) .

Блок «Осетия самая, самая» . (Природа Северной Осетии и её уникальность) .

2. Блок «Пирода Осетии» .

(знания о природе, взаимосвязи, многообразии растительного мира) .

3. Блок «Животные нашего края » .

(знания о типичных представителях нашего края , их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).

4. Блок «Защитим природу» .

(проблемы экологии , охраны) .


2 этап проекта – основной .

Разучивание стихотворений о природе родного края ;

Цель : активное участие детей в мероприятиях по экологическому воспитанию .

Использование словесных методов.

Беседы, о Республике РСО-Алания (знакомство воспитанников с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).

Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей) . Игры «Узнай по голосу птиц» ,

Воспитание экологической культуры воспитанников и бережного отношения к природе составление сказки на тему : «Лес в беде» .

Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (о диких животных, о зимующих птицах и др.)

Использование методов экспериментирования и моделирования.

Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности природного материала (вулкан) .


Создание макетов – продуктивная деятельность, использование ее в опытах.

Практические методы.

«Лучшая кормушка»

, «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов воспитанников. Участие в субботниках, в озеленении участков.

Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Составление гербарии : «Деревья Осетии» . «Цветы и травы Осетии» .

Наглядные методы.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести воспитанникам всю красоту нашего края . «Природа Осетии» , «Реки Осетии» .

Создание зон экологической среды .

Уголок познавательной литературы (энциклопедии, сказки, легенды, стихи) .

Мини – музей «Моя Осетия» . Фотоальбомы, наборы открыток, буклеты.

Экологическая мини – лаборатория . Стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, пищевая краска,лупы, природный материал : камушки, песок, листья, ветки, шишки).

Работа с родителями.

Беседы родителей с детьми о природе родного края .

Помощь в составлении гербариев.

Участие в оснащении мини – музея.

Пополнение художественной и научной литературы.

Выполнение домашних заданий (составление рассказов, природные поделки ) .

3 этап проекта - итоговый .

Викторина «Родной свой край люби и знай!»

Выставка продуктов детской деятельности (рисунки) .

Создание мини-музея «Дары природы» .

I. Блок «Осетия Самая, самая» .

1. Выявить представление детей о природе края , его уникальности.

а) Чем он необычен?

б) Что знаешь об Осетии?

II. Блок «Животный мир» .

1. Выявить представления детей о насекомых и птицах.

а) Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?

б) Определить существенные признаки птиц.

в) Назвать признаки насекомых.

г) Чем питаются птицы, насекомые?

2. Выявить представления о животныхОсетии.

а) Каких знаешь животных?

б) Чем питаются?

в) Какие животные уходят в зимнюю спячку?

г) Какие животные меняют шубу?

3. Выявить представления о речных обитателях.

а) Кто живет в реках?

б) Кто питаетсярыбой?

в) Какие рыбы живут в реках Осетии?

г) Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела) .

д) Могут ли рыбы жить без воды?

III. Блок «Растительный мир» .

1. Выявить представления о деревьях.

б) Назови деревья и их признаки?

2. Выявить представление о цветах и травах.

а) Какие знаешь цветы?

в) Где растут цветы?

Литература

1. Золотова Е. И, «Знакомим дошкольников с миром животных» /Под редакцией Н. Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение» , 1988г.

2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.

3. Н. А. Рыжова, Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду» . – М : 2008 год.

4. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» «Карапуз» М.: 2001год.

Я живу в маленькой сибирской деревушке Канарай. У меня есть дорогая мне улица, дом, тропинка, любимые места в лесу, где я люблю отдохнуть, побродить, понаблюдать за природой. Человек богат своими корнями. Я хочу быть богатым и щедрым душой, хочу знать свои корни, хочу гордиться своей землей, и научить своих детей любить и беречь ее.


Природа, родина, народ, родник – слова одного корня. Как сказал Паустовский, « …земля рождает, все от земли». И мы тоже. Земля и человек неразделимы. Так почему же мы, сегодняшние, оглохли и ослепли? Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. Мы привыкли, что мир зеленый. Ходим, мнем, топчем. Подумаешь! Травы много. На всех хватит!
Меня возмущают человеческая жестокость, равнодушие ко всему живому. Многие из нас наивно полагают: на наш век хватит. А нашим детям, внукам, правнукам, что оставим!?
В деревне главной экологической угрозой является загрязнение улиц. Многие люди все отходы выбрасывают на берега рек (мы живём в междуречье), в переулки, в старые разрушенные дома, на дорогу. Мусор попадает в реки, а дети, купаясь летом, разрезают себе ноги и руки о разбитые бутылки. И взрослые не беспокоятся, что на свалке будут жить их внуки или правнуки.
Осенью и весной начинается период пожаров. Километры леса сгорают из-за непотушенного костра, спички или брошенной сигареты. Сжигают солому, ботву. Деревня из - за человеческой халатности покрывается дымной пеленой. Бывает трудно дышать, дым проникает во все щели.
Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений. Испорчены реки, озера, моря. Мы похожи на дикарей. Очерствели, огрубели, перестали слушать музыку весенней капели, журчащий подо льдом ручеек, радоваться солнцу, наступающему дню. Наверняка мы и пришли в этот чудесный мир, чтобы радоваться и удивляться. Удивишься распустившемуся цветку, пению птиц, синеве облаков – и наполнится человеческая душа добротой и красотой. Теперь ты богат. Беги, делись скорей своими сокровищами с другими и помни: это земля тебя держит в своих ладонях, лелеет и растит, как заботливая мать.
Если бы земля умела говорить, что бы она сказала нам?
Иногда мне хочется крикнуть: «Человек, остановись! Защити свою землю!»
Как тут не вспомнить наших предков, которые, припадая к земле, просили помощи, защиты, силы, мудрости. И земля излечивала раны и живой, и мертвой водой. Припадем к ней, и мы, попросим прощения.
Я хочу обратиться ко всем людям земли. «Люди, берегите природу, помогайте, как только можете! Помните! Без природы не будет и нас на земле. Природа и человек неразделимы!

Баженов Виктор ученик 7 класса

Канарай- мой зелёный рай.

Есть на земле местечко малое


Деревня Канарай
Навечно мой зелёный рай.
Сибирь родная, Родина моя.
Люблю тебя, как маму я.
Здесь всё родное, всё привычное:
Погост с крестами за селом,
А с Красной горки удивляет далями,
Неоглядный лесной простор.
В своей красе и лес и дол
Мне говорят: « Будь с нами добр»
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зелёный луг.
Дорога вдаль лентой бежит,
Зовёт меня в путь, говорит:
« Иди, любуйся, наблюдай:
Как пшеница на полях колосится,
Вода в роднике струится,
Озёра: Дикое, Тарай
Ты чаще, дружок, посещай.
Ты леса дыханьем напейся,
И солнцем ласковым согрейся.
Силу природы ты в душу вливай.
Беречь и охранять её.
Будь добр, не забывай».
И понял я.
Я здесь родился и живу
И только здесь счастливым быть могу.
Земля моя, не надо мне другой,
Люблю тебя я именно такой!

Чекунов Вадим ученик 6 класса


Приглядись, красота, то какая?

Люблю тебя, моя Сибирь!


Здесь родилась я,
Здесь живу,
Любуюсь красотой природы,
И жить иначе не могу.
За что люблю тебя, мой Красноярский край?
Родной мне сердцу Канарай?
За чистый воздух,
Вольное дыханье,
За первый лучик света,
За тёплый день,
За луг с ромашками, за лето,
За солнца теплоту лучей,
За красоту твоих ночей,
За цвет черёмух
С нежною накидкой,
За алмазные росы.
Что лес серебрят,
За стрёкот кузнечиков, жуков,
За запах медуницы,
За то, что только здесь могу
Воды родниковой напиться.
Земля моя! С тобой навеки вместе я
Я здесь счастливая живу,
Храню тепло и доброту.
Я буду охранять тебя любя
Прекрасная великая моя!
Живая ты такая же, как я!

Графкина Людмила ученица 5 класса

Экология родного края

Наш дом родной, наш общий дом-


Земля, где мы с тобой живём.

Мне двенадцать лет. Я учусь в обычной деревенской школе. Живу в удивительно красивом месте: вокруг просторные поля, поляны, покрытые пёстрым ковром цветов. А какие леса?! Дивной красоты!


Мне уже сейчас хочется многое понять, узнать, осмыслить, увидеть, но я вижу, к сожалению, не только одну красоту.
Наша природа Сибири Красноярского края, в том числе леса, воды деревни Канарай нуждаются в серьёзной помощи.
В моей деревне вырубают леса, ягодные боры, даже там, где нельзя вырубать, несмотря на охранные зоны, вокруг деревни. Всё это ради денег, наживы. Гибнут леса от пожаров и от небрежного отношения нас, людей, к лесу. Я прочитала, что по вине человека происходит до 80% лесных пожаров. Жители сами загрязняют воздух, воду, губят животных. Люди, разве вас не волнует будущее своих детей, правнуков!? Мне вспомнились строки из стихотворения:
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Антуан де Сент – Экзюпери так писал, что « вода… нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь». Я согласна, что без воды на земле мы не проживём. А что же происходит сейчас!? Взрослые моют в реке машины, загрязняют их бензином, золой, пеной стиральных порошков, мои ровесники бросают стёкла и бутылки в воду. И сами же эту воду пьют. К чему всё это приведёт?!
Я про читала в книге « Экология Красноярского края», что
« расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все её запасы, уже к 2010 году».
Люди, одумайтесь, поймите! Губя Землю, вы уничтожаете наше будущее, будущее своих детей, внуков, правнуков. Ведь наша жизнь зависит от каждого из нас. Давайте остановим исчезновение нашего большого дома: посадим своими руками дерево, вовремя потушим пожар или костёр, заботливо расчистим ручеёк, не будем разрушать гнёзда и муравейники, защитим птиц, будем подкармливать их зимой.
Этим, мы уже поможем нашей природе, укрепим процветание нашей планеты. Ведь если не будет воздуха, леса, рек, солнца, животных, не будет и нас всех на Земле. Природа ранима и хрупка, давайте поспешим, землю свою от бед сохраним.
Когда вырасту, я хочу решать вопросы защиты природной среды. Это не просто мечты, я старательно учусь на «отлично», чтобы быть готовой решать эти волнующие меня вопросы. Ведь в судьбе природы наша судьба. Кто, если не мы, будет заботиться о нашем собственном доме!

Миронова Диана ученица 5 класса

Вечная красота

Лето. Дорога.

Летник и я.

Иду за клубникой друзья.

Вдыхаю запах скошенной травы

Леса, шишек и коры,

Вокруг гляжу, гляжу…

Вот впереди защитник леса.

Доктор - дятел на суку,

И труженики муравьи,

И быстрые бурундуки,

Цветы - ромашки в ряд,

О чем-то важном говорят.

И вдруг: увидел я вдали


Поляну яркую – жарки!

Головки солнышком сияют,

И мое сердце согревают.

Мне просто глаз не отвести

От этой вечной красоты.

А солнце впереди бежит,

Меня ласкает, говорит:

«Ты чаще в гости приходи,

Цветы лесные ты не рви,

Присядь, со мной поговори,

Тогда довольно буду я,

И станем мы с тобой друзья».

Я вслед за солнцем побежал,

Но так его и не догнал…

(Летник – название места).

Хохряков Дмитрий ученик 7 класса

Экология родного края

Н.А. Некрасов писал: « Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей». Я полностью с ним согласен. ,


Я родился и вырос в деревне Канарай. Зимой я люблю ходить с дядей Вовой на охоту, распутывать звериные хитрости, узнаю птиц по голосам, умею им подражать. Мне нравится бродить по лесу, всматриваться, наблюдать. Красивый пейзаж вызывает у меня радостное чувство, отвлекает от неприятностей, успокаивает, даже лечит. Моя родина – «кладовая солнца». Она богата и лесами, и полноводными реками, и чистыми озерами- « Дикое», « Тарай», лесными полянами и опушками, цветами дивной красоты.
Но красота нашей земли хрупка и уязвима, её легко испортить и обидеть каждой мелочью.
Поэтому в наши дни очень серьёзно стоит вопрос о защите окружающей среды. Безумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания, и двадцатый век явился временем экологических катастроф.
Души людей сжигает пожар, многие люди заняты только наживой, мечтающие любой ценой разбогатеть, а там… Человек перестаёт быть создателем, творцом. Он губит окружающую среду, оставляя от лесов одни пни.
Человек не царь природы, а составная её часть. Если гибнет какое- то живое существо, звено этой цепи разрушается.
Когда же мы поймём это?!
Надо жить в гармонии с природой. Тогда мир наступит в душе каждого человека. Этими строками из стихотворения я хочу обратиться ко всем людям земли:
Человек оглянись, осмотрись и пойми,
Как страдает Земля от ошибок прогресса,
Что остались валежник да чёрные пни
От когда- то густого, весёлого леса.
Припади к роднику- он из вечных глубин,
Его голос звучит, он на солнце искрится.
Человек на Земле ты живёшь не один,
Сохрани для потомков ключи жизни чистой.


МБОУ «Сизобугорская СОШ им.поэта М.Утежанова»

Научно-практическая конференция школьников:

«Экология и жизнь», посвящённый Году экологии.

Тема учебно-исследовательской работы:

«Экология родного села».

Выполнила ученица 4 «б» кл.

Утегалиева Анита

Классный руководитель:

Исмурзаева Зульфия Дюсеновна




Мусор – это твердые бытовые отходы (упаковочная пластиковая тара, алюминиевые банки, стекло, очистки и отходы пищевого сырья, бумага и т.д.), отходы промышленных предприятий, последствия выгула собак на газонах и др. Мусором завалены некоторые закоулки села, обочины автомобильных дорог…

Откуда берётся мусор? Основные источники мусора:

  • - человек
  • - транспорт
  • - магазины

Влияние на здоровье жителей села.

Разлагающийся мусор выделяет огромное количество токсичных веществ, являющихся причиной многих заболеваний. Изменения в растительных сообществах, опосредованное влияние на фауну нашего края. Эрозия почв, снижающая плодородие и способствующая изменению структуры почвы.. Синтетические полимеры – тысячи пластиковых флаконов, шаров, емкостей, обрывки и полиэтиленовые пакеты – вот не полный перечень полимерных материалов, встречающихся на наших улицах. При сжигании таких веществ, а так же под действием ультрафиолетовых лучей образуются вещества, которые являются очень ядовитыми. Ртутные батареи, лампы, различные виды красок могут вызвать психические расстройства и глухоту.


Цель: изучить экологию родного села. Принять активное участие в улучшении экологической обстановки.

Актуальность:

Свою тему исследовательской работы я считаю наиболее актуальной в наше время. Мое село – это мой родной дом . Нам здесь жить. Меня раздражает одно: прежде чем мы уничтожим себя, мы уничтожим планету. Главная беда – это куда девать мусор.

И не зря 2017 год объявлен годом экологии. Я предлагаю окунуться в экологию нашего села.

Гипотеза: Выяснить, влияет ли загрязнение территории на экологию села?

В самом начале исследовательской работы. Я бы хотела узнать- Что такое экология? Существует множество определений экологии.

Экология – наука об охране окружающей среды.

С греческого термина «oikos (обиталище)+ 1оgоs (учение)» как науке о собственном доме.

Добавлю от себя: и его поведения в этом доме.

Экологические проблемы села.

Какие же экологические проблемы мною выявлены в селе?

Я замечаю, что у нашем селе очень много красивых домов, заборов, магазинов… Дома ухожены, заборы покрашены, вдоль улиц, у некоторых, посажены цветы и фруктовые деревья. Люди должны подметать, убирают свой двор и улицу. В настоящее время мы часто наблюдаем мусор, к которому люди стали привыкать. Это пластиковые бутылки, плёнка, мешки с мусором. На каждой улице есть заброшенные дома, которые являются местом скопления мусора.

Свою работу я начала с анкеты, адресованную школьникам, в которой одним из вопросов был следующий: «Какой бы вы хотели видеть природную среду в родном селе?». У всех был один ответ: чистая вода, чистый воздух, плодородные почвы, отсутствие опасных загрязняющих веществ.

Я провела исследование и зафиксировал места с антисанитарным состоянием: территория бывшего клуба, поля, берега, возле кладбища. В настоящее время поле превратилась в свалку мусора: навоза, пластмассовых бутылок, бытового мусора. Это настоящий рассадник различных болезней.

Всё в наших руках.


Борьба с мусором. Основными способами борьбы с мусором являются: повышение культуры населения села. У нас в школе созданы специальные экологические программы, участие в акциях, в субботниках, классные часы

Установление урн и мусоросборников на территории села. Большое урно я видела только на территории школы. В школе стало намного чисто.

Многие жители села сжигают мусор. Но этот метод экологически вредный, т.к. при горении многие вещества образуют большое количество ядовитых соединений, вызывающих ряд заболеваний, в том числе и онкологических.

Другой метод - вторичная переработка сырья. Но данный метод для наших сел является чем-то из области фантастики.

Ведь не зря говорят, что «чисто не там, где прибирают, а там, где не мусорят». А значит нужно довести до сознания каждого жителя необходимость содержать своего родного села в чистоте.

большая работа проводится в нашей школе. Это: классные часы, на уроках, внеклассные мероприятия, субботники, различные акции.





















  • Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет,пластмасса – 500 лет.
  • Можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку.

ПРОГРАММА

предмета по выбору

биология

«Экология родного края»

8 класс

составила: учитель биологии

Смирнова Е.В.

2014 год.

«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Пояснительная записка

Программа предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических знаний о с.Зубово и о Вологодской области в целом.

Главная цель курса: изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников и животных в типичных природных сообществах родного края; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения знаний; воспитание любви к своему краю, своей стране, формирование экологической культуры личности.

Основными задачами курса являются: ознакомление учащихся с актуальными проблемами сохранения биоразнообразия в мире, России, Вологодской области, Белозерском районе и селе Зубово, ролью ученых-естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия края; освоение учащимися знаний об основных жизненных формах, видах растений, грибов, лишайников и животных «заказника Шольский лес», а также о необходимых мерах их охраны; о мерах их использования хозяйственно-ценных видов в крае; изучение учащимися экологических проблем Вологодской области; выявление учащимися источников загрязнения биосферы родного края и определение влияния этих загрязнений на здоровье человека; овладение учащимися умениями работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием; формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы родного края.

Практическая направленность факультативного курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.

Программа предмета «Экология родного края» предусматривает 34 учебных часа (1 час в неделю) и включает 7 разделов.

Содержание программы:

1 Введение (3 часа)

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. Становление наук о человеке. Влияние условий внешней среды на морфологию и анатомию растений. Ботанические экскурсии в лес, на луг, на болото.

Экскурсия. Биоразнообразие природы родного края.

История изучения лекарственных растений Вологодской области. Характеристика лекарственных растений лесов,болот,лугов. Охрана редких лекарственных растений.

3. Проблема охраны окружающей среды Вологодской области (5 часов)

Экологическое состояние России и Вологодской области. Редкие виды растений и животных. Особо охраняемые природные территории Вологодской области, Белозерского района. Туризм и охрана природы.

Практическая работа. Определение по атласам охраняемых территорий Вологодской области.

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Древесные растения. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Голосеменные растения. Разновидность и экологические группы голосеменных растений. Лиственные растения и кустарники. Видовой состав лиственных деревьев и кустарников. Травянистые растения. Разновидность травянистой растительности. Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников.

Практические работы. Определение видов и экологических групп голосеменных растений. Определение лиственных деревьев и кустарников на территории с.Зубово. Определение основных представителей травянистой растительности. Определение видов грибов и типов лишайников.

Практические работы. Изучение многообразия растений заказника. Описание видового состава растений. Описание видового состава земноводных и пресмыкающихся, рыб местных водоемов. Составление списка птиц местной фауны. Описание видового состава млекопитающих местной фауны. История изучения природы Вологодской области.

Экскурсия.

6. Река Шола (3 часа)

Река Шола, ее флора и фауна. Исследования состояния водной среды реки Шола.

Лабораторные работы.

Взаимосвязь человека и природной среды. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Итоговое занятие.

Проектная деятельность. Спасем природу родного края.

Экология - наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Методы экологических исследований. Проблема сохранения биоразнообразия.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны

знать:

биоразнообразие Вологодской области и с.Зубово

жизненные формы растений и животных своей местности

видовой состав растительного и животного мира своей родины

методы экологических исследований

экологические проблемы своей местности

влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека

редкие виды растений и животных

значение растений и животных и меры их защиты

уметь:

самостоятельно выполнять практические и лабораторные работы, осуществлять проектную деятельность, проводить исследования, опыты и наблюдения

работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием

анализировать и делать выводы из полученной информации

находить предполагаемые пути решения экологических проблем

творчески подходить к решению задачи

Литература:

Полянский И.И. Ботанические экскурсии. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1968 год.

География Вологодской области.Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы./ Под редакцией Е.А.Скупиновой, О.А.Золотовой.-Вологда:Учебная литература, 2005 год.

Белозерье. Краеведческий альманах.выпуск 2.- Вологда: «Легия» 1998.

Редкие и охраняемые растения Вологодской области. — 1991. — 40 с.

Редкие растения Вологодской области // Особо охраняемые природные территории. - Вологда: Изд-во «Русь», 1993. - С. 180-193, 214-229.

Флора лесов // Леса земли Вологодской. — Вологда: Изд-во «Легия», 1999. — С. 137-170.

Сосудистые растения национального парка «Русский Север». — М.: Изд. ИПЭЭ РАН, 2004. — 62 с.

Сосудистые растения // Красная книга Вологодской области. Т. 2. Растения и грибы. — Вологда: ВГПУ; Изд-во «Русь», 2004. — С. 9-240.

Ресурсоведческая характеристика лекарственных растений Вологодской области. — Вологда: Изд-во «Русь», 2005. - 140 с.

10) Флора и растительность // Природа Вологодской области. — Вологда: ИД «Вологжанин», 2007. — С. 173-240.

11) Новые находки мохообразных в Вологодской области. 1 // Arctoa. — 2009. — Vol. 18. — P. 251-253.

12) «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С.Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.

Тематический план

занятия

Тема занятия

Количество часов

теоретических

практических

1. Введение (3 часа)

3

1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. Становление наук о человеке.

Влияние условий внешней среды на морфологию и анатомию растений.

Ботанические экскурсии в лес на луг, на болото.

2. Изучение лекарственных растений(6 часов)

4

2

История изучения лекарственных растений Вологодской области.

Зависимость целебных свойств лекарственных растений от химического состава.

Охрана лекарственных растений.

Характеристика лекарственных растений хвойных и мелколиственных лесов.

Лекарственные растения болот и влажных местообитаний.

Лекарственные растения лугов.

3. Проблема охраны окружающей среды Вологодской области

(5 часов)

4

1

Охрана природных ресурсов в России.

Охрана природных ресурсов в Вологодской области.

Особо охраняемые природные территории Вологодской области.

Туризм и охрана природы.

Особо охраняемые территории Белозерского района.

4. Растительность с.Зубово (9 часов)

5

4

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников.

Древесные растения. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников.

Лиственные растения и кустарники. Видовой состав лиственных деревьев и кустарников.

Травянистые растения. Разновидность травянистой растительности.

Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников.

Определение видов грибов и типов лишайников.

Определение видов и экологических групп голосеменных растений.

Определение лиственных деревьев и кустарников на территории с.Зубово.

Определение основных представителей травянистой растительности.

5. Растительный и животный мир заказника «Шольский лес» (6 часов)

1

5

Общая характеристика заказника «Шольский лес». Растительные сообщества заказника. Мхи и лишайники. Беспозвоночные. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Редкие виды растений и животных заказника «Шольский лес»

Описание видового состава млекопитающих местной фауны.

Описание видового состава земноводных и пресмыкающихся

Описание видового состава рыб местных водоемов.

Составление списка птиц местной фауны.

Экскурсия. Знакомство с птицами заказника.

6. Река Шола (3 часа)

1

2

Река Шола, ее флора и фауна.

Исследования состояния водной среды реки Шола.

Определение качества воды в реке Шола.

7. Экология и человек (2 часа)

2

1

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Итоговое занятие.

Итого: 34

18

16

Исследовательские работы:

Лекарственные растения с. Зубово.

Цель: познакомить с биоразнообразием лекарственных растений, растущих в пределах с. Зубово, выявить их продуктивность, лекарственное значение и применение среди населения.

Состав и качество воды в р.Шола.

Цель: познакомить с основными показателями качества воды; показать роль воды в жизни человека; выявить вредные для здоровья вещества, содержащиеся в воде.

Содержание воды в организме человека. Основные требования, предъявляемые к питьевой воде. Органолептические показатели воды. Опасность загрязнения воды. Качество питьевой воды и здоровье человека. Способы очистки воды.

Орнитологические исследования заказника «Шольский лес»

Цель: познакомить с видами птиц, обитающими в заказнике около с. Зубово, составить список птиц местной фауны.

Мхи и лишайники заказника «Шольский лес»

Цель: ознакомить с биологическим разнообразием мхов и лишайников заказника Шольский лес. Выявить их расположение, значение, применение среди населения.

«Я и экология родного края»

(экологический проект)

I этап – подготовительный

    Природа и я

    Экологические проблемы

II этап - исследовательский

III этап – обобщение материалов

I этап – Подготовительный

Объект проекта – лесопосадка, парк, деревья.

Предмет проекта – экскурсии в парк, лесопосадку, уборки территории, охрана деревьев, соблюдение чистоты и порядка.

Гипотеза проекта – благодаря проведению экскурсий, уборки территорий, охраны деревьев, эффективнее формировать исследовательские навыки.

Цели проекта – формировать экологические сознания, изучить влияние проведения экскурсий, уборки территории, охраны деревьев на формирование исследовательских навыков.

Задачи проекта:

1) Выяснить состояние парка, лесопосадки.

2) Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.

3) Исследовательская работа «Я и экология родного края».

    Природа и я (звучит спокойная музыка).

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Для каждого человека понятие «Отечество» неразрывно связано с природой. Речка, берег, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь – все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Воспитывать у подрастающего поколения ответственность за судьбу природы и любовь к ней и одна из важнейших задач сегодняшнего дня в выполнении приумножения природных богатств. Мы должны сохранить и украсить нашу землю.

Невозможно не любить свой край, его неповторимую природу, которая является не только объектом восхищения, творческих сил и здоровья, но и огромной важности природным ресурсом – источником богатства нашей Родины.

Слова, отмеченные Д.К.Ушинским: «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были бы прекрасными».

    Экологические проблемы

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы, изучить без экскурсий достаточно трудно. Можно ли сформировать осознанные знания, например, о лесе без непосредственных выходов в природу? Нет!

Мы решили провести экологическую экскурсию в парк, в лесопосадку.

Экологические экскурсии имеет свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы.

При проведении этой экскурсии мы уделяли внимание вопросу охраны природы. Мы уже знали, что с растениями следует обращаться бережно, не ломать ветки деревьев и кустарников, не вырывать с корнями цветущие растения, не обрывать с них цветки. Нам рассказывали о Красной книге и объяснили, что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и многогранный мир. Нам поручили выполнение какой-либо полезной работы, направленной на выявление нарушений в природе.

Выяснили состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка, лесопосадки. Такая работа вызвала у нас большой интерес, желание сделать, что – нибудь полезное, помогает воспитать бережное отношение к природе.

II этап – Исследовательский

И в парке, и в лесопосадке посажены одни из самых прекрасных деревьев - березы.

На полянке, на пригорке,

По окном, среди полей

Белокурые березки – символ

Родины моей!

Березка – символ России, потому что у нас их так много. Символ молодости, прекрасного, поэтического. Милая, простая, вечно юная русская березка.

В нашей стране березка – самая распространенная лиственная порода. У нас насчитывается до сорока видов березы. И на первом месте – береза бородавчатая. Хорошо известная и береза – пушистая. Они очень схожи.

А как удивительно хороша береза весной в зеленом наряде. Свет, изучаемый ею, способен обогреть озябшую душу. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано! И все, кажется мало! Например, у В. Мусатова стихотворение «Березы».

Березы.

Желтый лист в лесу кружится

И к ногам берез ложится…

Встретив сильные морозы

С непокрытой головой,

Не простудятся березы,

Ноги спрятав под листвой.

Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, в России. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сел, деревень названо в честь нашей веселой березки.

Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь стояли на смерть советские солдаты, выстояли и победили.

Для меня березка – часть России.

Есть она, и будет, и была.

Зная о красоте, полезности берез, люди не задумываются об их охране, выпускают скотину, рвут на веники, некоторые мальчики ломают ветки, в начале весны ранят берез для добывания сока. И мы всем классом, подключив также своих родителей взять шефство над парком и лесопосадкой. Мы часто посещаем свои подшефные места, ухаживаем за деревьями, убираем от мусора, следим, чтобы люди не загоняли скот в парк. Рассматриваем у березки мелкие ранки. Залечили ранку березки клеем «Садовый вар», чтобы побыстрее зажила. После окончания соковыделения ранку замазывали масляной краской. Видя, как малыши с усердием заботятся о деревьях, и население нашей деревни уже меньше стали мусорить, выпускать скот. Мы понимаем, что в природе все взаимосвязано, хочется закончить стихотворением Б.Заходера «Про всех на свете».

На свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

Даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны

Мы все – таки очень друг другу нужны.

А если кто-нибудь лишним покажется

То это, конечно, ошибкой окажется.

III этап – Обобщение материалов

Чтобы осталось что-нибудь на память, мы решили весной посадить каждый по березке.

Мы уже знаем правила посадки деревьев: сперва выкапываем ямки на такую глубину, чтобы корни саженца умещались в ямке; затем, один держит за стебелек березки, а другой наполняет ямку почвой; образуем лунку, чтобы вода при поливке не утекала по сторонам. Нам очень всем нравиться сажать деревья.

Все люди должны ухаживать за деревьями, поливать их каждый день. Если люди будут загрязнять воздух, то деревьев станет меньше. Люди, не надо загрязнять Землю!

В конце своего выступления обращаюсь ко всем ребятам.

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

Пусть лучше и краше

Сама, как весна,

Становится наша


Top