Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики. Комплекс игр и упражнений для развития артикуляционного аппарата, мелкой моторики, дыхания на лексические темы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«ДЕТСКИЙ ДОМ № 18 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» Г. ВОРКУТЫ

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

педагогов дополнительного

образования

УТВЕРЖДАЮ

директор ГУ РК «Детский

дом №18» г. Воркуты

протокол № ______________

от «____»____________2015г.

И.В. Никитина

«____»___________2015г.

«Веселый язычок»

Артикуляционная гимнастика

Составила:

Учитель-логопед: Круглова С.В

Воркута

2015 г.

«Подуем на торт»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Иголочка»

Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.

«Горка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Часики»

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем дети высовывают язык и поварачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Футбол» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.


«Силач»

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

«Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий. Нежелательно выполнять гимнастику сразу после еды. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5.

Цель артикуляционной гимнастики

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

    Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

    При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

    Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    Показывает его выполнение.

    Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Выступление на МО

Представление методических рекомендаций

С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляци и. Польза артикуляционной гимнастики:

Улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов; - укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

Навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение; - увеличение амплитуды движений;

Снижение напряжённости артикуляционных органов;

Постановка правильного произношения звуков.

Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом. Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.

Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий.

О сновными задачами являются: 1. развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.); 2. развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); 3. развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого. Нежелательно выполнять гимнастики сразу после еды.

Родителям. Приведенные ниже упражнения развиваютумение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то тесть помогают ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, малышам, и тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активные движения из-за значительного снижения тонуса подвижности губ и языка.

Пассивную артикуляционную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымыты, ногти – коротко подстрижены. Язык следует брать через стерильную марлевую салфетку.

Пассивные движения нужно выполнять ежедневно, желательно 2-3 раза в день, медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3-4 раза. Периодически следует проверять, увеличилась ли подвижность губ и языка у ребенка, а когда это станет возможным нужно заменить пассивную гимнастику активной.Примеры упражнений пассивной артикуляционной гимнастики:

Упражнения для губ

Хоботок

Указательным и большим пальцем обеих рук соберите губы ребенка в «хоботок».

Для этого сдвиньте уголки губ к центру – навстречу друг другу.

Улыбка

Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребенка в улыбку.

Для этого потяните уголки губ от центра в стороны.

Покажем верхние зубки

Указательными пальцами обеих рук приподнимите верхнюю губу ребенка, так чтобы были видны не только верхние зубы (резцы), но и верхняя десна.

Покажем нижние зубки

Указательными и средними пальцами обеих рук опустите нижнюю губу ребенка так, чтобы была видна нижняя десна.

Утиный клювик

Захватите большими пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы и оттягивайте их вперед как утиный клювик. Можете предложить произнести ребенку «БА» в момент, когда ваши пальцы соскальзывают с его губ.

Выполняйте каждое упражнение 3-5 раз подряд.

Упражнения для языка

Поднимание языка

Приподнимите кончик языка ребенка ручкой чайной ложки к твердому небу.

или к верхней губе.

Вытягивание языка изо рта

Большим и указательным пальцем правой руки возьмите язык ребенка за боковую поверхность и слегка потяните его вперед. Левой рукой зафиксируйте положение подбородка ребенка.

Отведение языка в сторону

Большим и указательным пальцем правой руки возьмите кончик языка ребенка (лучше захватить боковую поверхность рядом с кончиком языка т. к. она менее чувствительна) и отведите его вправо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так. Чтобы он коснулся левого уголка губ.

Активная артикуляционная гимнастика

Активная артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек, языка. Ее ребенок выполняет сам по образцу, данному взрослым.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

Движения проводите неторопливо, ритмично, четко.

Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действия ребенка).

Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал. Главное условие эффективных занятий – хорошее настроение ребенка. Поэтому заканчивать гимнастику следует чуть раньше, чем об этом попросит ребенок.

Статические упражнения предполагают удержание органов артикуляции в определенном положении в течение 3-10 секунд. Чем старше ребенок, тем дольше он может удерживать язык ли губы в заданном положении. Чтобы помочь ребенку, вы можете считать вслух, например вот так: «Раз, два, три – отдохни!» или «Раз, два, три, четыре, пять – теперь можно отдыхать!»

В отличие от статических, динамические упражнения основаны на многократном повторении одного и того же движения. Эти упражнения развивают умение переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому их важно выполнять в быстром темпе под счет взрослого: «Раз-два, раз-два…» или же по команде.

Необходимо следить, чтобы ребенок выполнял все движения правильно. Если же ему не удается повторить за взрослым какое-то упражнение. Нужно помочь ему, вернувшись к аналогу этого упражнения в пассивном варианте (выполнить движение при помощи чайной ложки или ватной палочки).

Использованная литература:

  1. Новиковская, О.А. Речевая гимнастика. Игры для развития речи у дошкольников / О. А. Новиковская. – М.: АСТ, 2011.
  2. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская. – М.: АСТ, 2010.
  3. Репина, З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии / З.А. Репина, В.И. Буйко. Екатеринбург: изд-во «Литур», 2005.
  4. Картинный материал – интернет ресурсы

ГБОУ Школа № 1375 ДО №6 г. Москва.

Методический материал для педагогов и родителей

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются»), упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика»), упражнения с опорой на картинный материал.

Упражнение «Лягушки улыбаются»

Квака любит улыбаться
Тянуть губы прямо к ушкам
Рот у Кваки до ушей
Очень нравится лягушкам
Хоть завязочки пришей.
Улыбаются, смеются
А глаза у них, как блюдца.
Упражнение «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем
А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка»
Подражаю я слону: губы хоботом тяну…
Даже если я устану, их тянуть не перестану.
Буду долго так держать, свои губы укреплять.
Упражнение «Трубочка»
Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза

Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего и отсутствие даже тех звуков русск5ого языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку процесс звукопроизношения проходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют.

Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:

— гласные А, О, У, И;
— согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)
— дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.

Поэтому необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть. Необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т.д.

Упражнение «Мы шагаем по мосту»

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту.
Дети шагают по кругу
Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.
Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Упражнение «Машина»

Би-би-би – гудит машина
«Моторчик» — кулачки быстро крутятся вокруг друг друга
Тук-тук-тук – мотор стучит Кулачки стучат друг по другу поочередно
Едем, едем, едем, едем – «Моторчик»
Он так громко говорит. «Кулачки»
Шины трутся о дорогу. Потирать ладошки
Шу-шу-шу они шуршат.
Быстро крутятся колеса. Согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад
Та-та-та – вперед спешат. топают ногами

Игры по развитию общей моторики

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

Упражнение

1,2,3,4,5 – в лес отправились гулять.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
Может быть, мы под листочком сладку ягодку найдем.
На носочки дети встали, по дорожке побежали.
И на каблучках пойдем, через лужи перейдем.
Где ты прячешься, грибок? Полезай-ка в кузовок.

Упражнение

Мы идем по кругу, посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге, меняя часто ноги.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок.
А потом, как аист, встали — и молчок!
Подвижные игры с речевым сопровождением

Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал.

Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Логоритмические игры с самомассажем

Лягушата.

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки-тростинки.
Ножками затопали, ручками захлопали.
Постучим ладошкой по ручкам немножко.
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам.
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!»
Хлоп, ладошка!
Вот у нас игра какая! Хлоп, ладошка, хлоп, другая!
Правою ладошкой шлеп мы по правой ножке.
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом левой правую побьем.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп.
По коленкам шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай. По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!

Игры-подражания с речевым сопровождением.

Как уже отмечалось, основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраса. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6 – 7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на не реагируют. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, это происходит в играх – подражаниях, где наряду с развитием импрессивной и экспрессивной речи, расширением активного словаря, формированием грамматических форм слов особенно чувствуется интонация, тембр и т.п., что способствует усвоению просодических свойств языка.

Упражнение «Птичий двор»

Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!»
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!»
А наш Петя-петушок ранним-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Упражнение «Соседи»

Над нашей квартирой собака живет
Лает собака и спать не дает: -Ав-ав-ав.
А над собакою кошка живет
Мяукает кошка и спать не дает: -Мяу.
Ну а над кошкою мышка живет.
Мышка вздыхает и спать не дает: -Ш-ш-ш-.
Ночью по крыше злой дождик стучит.
Только поэтому мышка не спит Ш-ш
И кошка не спит, Мяу.
И собака не спит. Ав – ав. И не спит весь дом.

Упражнение «Лесной шум»

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, мы в лесу слыхали шум Дети берут неотточенный ребристый
Ша-ша-ша, ша-ша-ша, это листья шуршат. карандаш и катают его между ладонями
Ши-ши-ши, ши-ши-ши, это мышка шуршит, поочередно: перед собой,
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, это ветер шумит. затем возле каждого уха.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш – это мишка спит. Положить карандаш, ладошки под голову.
Тс-с-с пальчик к губам.

Использованная литература:

1. Датешидзе Т.А. Система работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004
2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2004
3. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004
4. Григорьева Г.Г Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей. М.: Просвещение, 2003

Сусанна Полякова
Консультация для родителей «Развитие артикуляционного аппарата у детей»

Консультация для родителей

«РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ »

Учитель-логопед высшей категории МБДОУ №2 «Ладушки»

Полякова С. С.

Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей , необходимо развивать артикуляционный аппарат .

Артикуляционный аппарат состоит из трех основных отделов : ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Причем для речи необходимо брюшное дыхание. Дыхание верхней частью грудной клетки всегда затрудняет речь.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции , к которым относятся язык (1, губы (2, нижняя челюсть (3, мягкое нёбо (4, маленький язычок (5, зубы (6, их основания (7, твердое нёбо (8, альвеолы (9) (бугорки за верхними зубами) (рис. 1) .

Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика .

Необходимо отметить, перед началом занятий познакомьте ребенка с теми речевыми органами, которые находятся во рту. Изучите их с ним перед зеркалом, а для доходчивости позвольте ему ощупать их пальцем (особенно те из них, которые плохо видны) .

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности , ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата , необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата . Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

В процессе выполнения артикуляционной гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким» , подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху» ). Взрослый, который занимается с ребенком, должен самостоятельно ознакомиться и усвоить комплекс универсальных упражнений для губ и языка. При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.

Логопед раздает родителям ручные зеркала и предлагает ознакомиться с комплексом универсальных упражнений для губ и языка с помощью «Сказки о веселом Язычке» .

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил на свете Язычок. Был у него на свете свой домик. Домик назывался ротиком. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы.)

Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.) Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает : «Дай-ка и я так попробую» . Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, о том и поет. Услышит, как дети кричат «а-а-а» , откроет дверку широко-широко и запоет : «А-а-а» . Услышит, как лошадка ржет «и-и-и» , узенькую щелку в дверке сделает и запоет : «И-и-и» . Услышит, как поезд гудит «у-у-у» , кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет : «У-у-у» . Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей могут носить чисто подражательный характер. Предложите малышу немного «пообезьянничать» : Вы будете показывать движения губами, языком, а он будет за вами повторять.

Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания . Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Важно соблюдать параметры речевого дыхания :

Выдоху предшествует сильный вдох через нос - «набираем полную грудь воздуха» ;

Выдох происходит плавно, а не толчками;

Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, предложите ему прикрыть ноздри ладонью, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот);

Выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Чтобы развитие речевого дыхания ребенка было интересным и увлекательным, можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, на бумажные кораблики, плавающие по воде, сдувать листочки или снежинки с ладошки.

Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Без голоса нет звука. Необходимо развивать голосовой аппарат ребенка . Хорошим помощником в этом вопросе может стать фонетическая ритмика - сочетание дыхания, звука и движения. Например, можно проделать следующие упражнения.

Упражнение № 1.

«а-а-а.» «рисуют» круг вокруг талии. Произнесение звука [а] стимулирует работу легких, трахеи и гортани.

Упражнение № 2.

Исходное положение - произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперед. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «и-и-и.» . Тянуть как можно дольше. Руки при этом медленно поднимать вверх.

Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.

Упражнение № 3.

Исходное положение - произвольное. Руки прижаты к груди. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «у-у-у.» . Тянуть как можно дольше. Руки при этом медленно вытянуть вперед.

Произнесение звука [у] усиливает функцию дыхательных и речевых центров мозга, способствует профилактике мышечной слабости и заболеваний органов слуха.

Упражнение № 4.

Исходное положение - произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперед. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «о-о-о.» . Тянуть как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг, который замыкается над головой.

Произнесение звука [о] стимулирует работоспособность, способствует профилактике вегетативно-сосудистой дистонии, а также заболеваний центральной нервной системы, связанных с головокружениями и нарушениями походки.

Упражнение № 5.

Исходное положение - произвольное. Руками дотронуться до плеч. Локти опущены вниз. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «ы-ы-ы.» . Тянуть как можно дольше. При этом соединить локти и приблизить плечи друг к другу.

Произнесение звука [ы] положительно влияет на общий тонус организма : снимает усталость, повышает работоспособность. Ежедневные упражнения на развитие артикуляционного аппарата помогут сформировать у ребенка правильное, четкое произношение.

| |
Трудные гласные буквы: е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Часть логопедических проблем может быть устранена только с помощью логопеда. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Здесь на сайте () вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. На индивидуальных занятиях с логопедом ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, Работа логопеда должна быть комплексной и систематической. Логопедические дети нуждаются в целенаправленной систематической заботе. Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей. а подгрупповых логопедических занятиях, дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. На этом сайте вы найдете специальные карточки для занятий.

Развитие артикуляционного аппарата детей

Играет важную роль при овладении ребенком речи. Артикуляционный аппарат развивается, когда ребенок ест твердую пищу (например, яблоко), сосет. Для его тренировки можно использовать игры:

Мыльные пузыри . Выдувайте мыльные пузыри вместе с ребенком.

Птички. Вырежьте птичку и привяжите к ее спинке нить длинной 15-20 см. "Смотри, это птичка. Я подую она полетит. Вот так. лети птичка". Подуйте. Предложите ребенку сделать тоже самое. Аналогично можно сделать летающий самолет.

Покажи язычок . Когда ребенок кушает какую-нибудь разноцветную еду (варенье, творожок), предложите ему посмотреть в зеркало. Покажите, как далеко вы можете высунуть язык.

Артикуляционная гимнастика и правильное произношение звуков

Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

В данной статье я представила упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.

Причины возникновения проблем с речью

  • рахит
  • травмы
  • частые соматические заболевания
  • органическое поражение артикуляционного аппарата в его переферической части (толстые, малоподвижные губы, большой язык, короткая уздечка, нарушение прикуса, редкие зубы или отсутствие зубов, высокое или низкое нёбо)
  • неблагоприятное речевое окружение

Сопутствующие состояния: повышенная возбудимость, вялость мышц артикуляционного аппарата, физическая ослабленность ребёнка.

Активные игры с ребенком и развитие речевого аппарата

Проговаривайте свои действия при игре . Побуждайте ребенка использовать названия предметов, а также необходимых действий. "Наша Маша хочет есть. Давай, приготовим ей обед. Что она будет есть? Наверное, макароны. Возьмем кастрюлю. Нальем воды. Что нальем? Поставим ее … Куда поставим? На плиту. Вода закипит. Мы ее посолим. Что сделаем? и.т.д.

Мышцы и звуковоспроизведение

Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.


Top