История создания. Советские тяжелые танки серии кв Советский тяжелый танк кв 1

Танк КВ-1 выпуска 1942 года (с литой башней) на позиции. 1942 год, Калининский фронт (РГАКФД).

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая читателям книга является первой попыткой что называется «под одной обложкой» более-менее подробно рассказать об истории создания, производстве, вариантах и боевом применении тяжелого танка КВ-1. В данной работе использовались как уже выходившие работы автора на данную тему (с изменениями и дополнениями), так и ранее не публиковавшиеся документы и материалы. Большое внимание уделено вопросам производства танков КВ-1 в Челябинске, на знаменитом «Танкограде». Автор попытался рассказать, в каких сложных и тяжелых условиях рабочие, техники и инженеры трудились в тылу, снабжая Красную Армию тяжелыми танками. Ведь не хватало буквально всего - металла, станков, материалов для тормозных лент. Приходилось искать различные, в том числе и нестандартные выходы из сложившегося положения. Иногда это приводило к снижению качества продукции, но других путей просто не существовало, а фронту нужны были танки.

Вообще, сейчас о работе тыла в годы Великой Отечественной войны пишут и говорят значительно меньше, чем раньше. А ведь подвиг работников трудового фронта был не меньше, чем солдат на поле боя. И ведь на заводах, в том числе и на «Танкограде», трудились наряду с мужчинами, и женщины, и подростки, да еще на голодном тыловом пайке! И ведь работали, несмотря на тяжелейшие условия, холод и плохое питание, выпускали необходимые фронту танки.

А как собирали и ремонтировали КВ на заводе № 371 имени Сталина в блокадном Ленинграде - вообще ум отказывается понимать. В свое время, в середине 1990-х годов, автору пришлось побывать на одном предприятии Санкт-Петербурга. Время было тяжелое, производство шло еле-еле, и часть цехов не отапливалась (дело было в феврале). Удовольствие было еще то! Когда собирался материал по выпуску КВ в блокадном Ленинграде, вспомнилась та давняя поездка, и подумалось - а как же обессилившие от голода люди работали тогда? Но ведь работали, и ремонтировали танки, и собирали, хотя и с большими трудностями, новые КВ.

Значительный объем книги занимает информация об организационно-штатной структуре подразделений танков КВ-1, системе подготовки кадров для них и боевом применении. Естественно, что рассказать обо всех частях, имевших на вооружении КВ-1, в объеме книги не представляется возможным. Приведена информация по наиболее интересным, с точки зрения автора, эпизодам и операциям, в которых активно использовались танки КВ-1. Например, дается разбор действий КВ-1 на Крымском фронте в первой половине 1942 года - во многих публикациях указывается, что в ходе этих боев «кэвэшки» массово вышли из строя, но никаких подробностей на эту тему не приводится. Автор решил поподробнее рассказать об этом эпизоде.

Что касается описания конструкции и устройства танка КВ-1, то оно дается в довольно сжатом объеме. Предвидя вопросы любителей болтов и гаек (людей, занимающихся постройкой моделей танков или просто интересующихся эволюцией конструкции КВ-1 за разные периоды выпуска) хочется сказать, что подробной информации о том, с какого времени вводились те или иные изменения в конструкцию танка, пока найти не удалось. Есть подобная информация по КВ довоенного выпуска, и частично по началу войны применительно к машинам, выпускавшимся в Ленинграде. А вот по КВ-1 производства Челябинского Кировского завода таких материалов меньше. Поэтому дается информация только по изменениям некоторых узлов и агрегатов. А «разбор» КВ-1 на отдельные составляющие с указанием всех вариантов использовавшихся катков, траков, вариантов башен, корпусов, люков и т. п. - тема отдельного исследования.

Данная книга не могла бы появиться на свет без помощи моих друзей и коллег, помогавших на различных этапах работы.

В первую очередь, огромное спасибо моему другу Александру Смирнову из Санкт-Петербурга за помощь документами и ценные советы и замечания.

Также хочется поблагодарить Илью Мазурова (г. Красноярск), не только предоставившего материалы по истории КВ-1, но и высказавшего в ходе обсуждений ряд интересных идей и соображений.

Отдельная благодарность Дмитрию Суркову за переводы с немецкого языка, а также Виталию Тарасову за работу с персоналиями и Алексею Волкову за историю с лейтенантом Пашининым.

Если у кого-то есть дополнения по каким-то фрагментам книги, пишите по адресу:

РАЗРАБОТКА ТАНКА

Гражданская война в Испании показала, что у танков появился опасный враг - малокалиберная скорострельная противотанковая артиллерия. В результате, танки Т-26 и БТ-5, поставленные из СССР республиканскому правительству, несли значительные потери.

Руководство Красной Армии отреагировало на сообщения из Испании достаточно оперативно, приняв решение о начале разработки танков (прежде всего тяжелых) с противоснарядной броней. В июле 1937 года автобронетанковое управление РККА выдает заводу № 183 в Харькове тактико-технические требования на разработку нового варианта тяжелого пятибашенного танка Т-35 массой до 60 т с броней в 40–75 мм.

Но первые же расчеты и эскизные проработки такой машины, проведенные в конструкторском бюро завода № 183, показали, что создать многобашенный танк с заданными толщиной брони и массой невозможно. По прикидкам инженеров вырисовывалась тяжелая машина в 80–90 тонн, к тому же обладавшая весьма низкой подвижностью. Кроме того, конструкторское бюро завода № 183, и без того немногочисленное, было перегружено работами по обеспечению серийного производства БТ-7 и Т-35, проектированию нового колесно-гусеничного танка и дизельного двигателя.

В результате, по решению АБТУ КА, согласованному с Комитетом обороны при СНК СССР , разработку тяжелого танка противоснарядного бронирования поручили двум конструкторским бюро - СКБ-2 Кировского завода и КБ завода № 185 имени Кирова. Выбор был сделан не случайно - Ленинградский Кировский завод вел серийное производство средних трехбашенных танков Т-28, а конструкторы завода № 185 имели богатый опыт по проектированию новых образцов боевых машин, с начала 1930-х годов занимаясь проектированием, изготовлением и испытанием различных опытных образцов танкового вооружения. Например, конструкторы завода № 185 создали такие образцы боевых машин, как танки Т-28, Т-35, Т-29, Т-46, Т-43, самоходки СУ-5, СУ-6, СУ-14 и многое другое.

Оба предприятия получили задачу на проектирование трехбашенного танка с противоснарядным бронированием массой до 60 тонн. Однако так как до конца не было понято, какая же машина нужна Красной Армии, то конструкторы обеих заводов могли вести лишь эскизные проработки, ориентируясь на заданные параметры и свою фантазию.

7 августа 1938 года в Москве прошло заседание Комитета обороны при СНК СССР, на котором присутствовали представители Генерального штаба, АБТУ КА, наркоматов среднего и тяжелого машиностроения, «танковых» конструкторских бюро и заводов. На нем решался один вопрос, какие танки нужны Красной Армии в ближайшем будущем? В результате обсуждения в тот же день принимается постановление Комитета обороны № 198сс, озаглавленное «О системе танкового вооружения РККА». Относительно тяжелых танков в этом документе говорилось следующее:

«1. Танк прорыва (истребитель ПТО) гусеничного типа изготавливается по тактико-техническим данным АБТУ, выработанным на основе Танкового Совещания и утвержденным Народным Комиссаром Обороны (приложение № 1).

а) Обязать НКМаш изготовить и передать НКО на испытания опытный образец танка прорыва к 1 мая 1939 года.

КВ-1 производства ЛКЗ образца 1939 года (вооружение – пушка Л-11, установленная в сварной башне)

Выпускавшиеся с апреля 1940 года первые серийные машины во многом были похожи на опытные экземпляры с орудием Л-11 (проект 1939 года), установленной в маске «свиное рыло», которая сильно похожа на германскую «Saukopfblende». Правда последняя появилась несколько позднее.

Практика показала крайнюю ненадёжность данной пушки и недостаток её мощности. Ствол пушки был подвешен под её люлькой, что существенно снижало точность ведения огня. Дважды в одно место попасть было практически невозможно.

На опытных машинах ставилась башня, имевшая гнутый кормовой лист. На серийных его заменили плоским броневым листом. Конструкция башни стала клёпано-сварной и получила коробчатую форму, существенно облегчавшую её изготовление. Реальное серийный выпуск танков началось в ноябре-декабре 1940 г.

КВ с малой башней проекта 1939 г. имели в лобовом броневом листе корпуса амбразуру для стрельбы из штатного оружия экипажа, которая находилась рядом с люком (смотровым) механика-водителя.. На более поздних танках на этом месте в шаровой установке монтировался пулемёт ДТ калибра 7,62 мм. Все КВ в дальнейшем данное размещение пулемёта сохраняли.

Первые КВ имели башенный пулемёт, установленный в кормовой части, установленный по упрощённому варианту. Позднее это крепление заменили на стандартное шаровое крепление.

Танки проекта 1939 г. отличались достаточно высоким качеством изготовления и обработки практически всех деталей и ясностью форм. Опорные катки (двойные) были стальными и оснащались резиновыми втулками, а ролики поддерживающие – резиновыми бандажами, что значительно способствовало плавности хода машины.

Проблемы с резиной привели к тому, что после 1941 года танки всех резиновых деталей лишились.

КВ проекта 1939 выпускался только Кировским заводом. В документации Наркомата танковой промышленности и заводов-производителей танка КВ периода 1939 – 1941 годов практически отсутствует различия, между выпускавшимися вариантами машины. Все танки именовались «тяжёлый танк КВ», либо «КВ с малой башней». Только с лета 1941 года появилась градация КВ-1 и КВ-2. Но последняя также не учитывала существенных изменений в их производстве и конструкции.

Поэтому в настоящем материале для разграничения различных модификаций танка и завода – изготовителя последнего будет указываться год разработки конкретного проекта (не путать с годом запуска в серию) и его основной производитель. ЛКЗ, например.

КВ-1 производства ЧТЗ и ЛКЗ образца 1940 года (вооружение – пушка Ф-32, установленная в сварной башне)

В конце 1940 г. принимается решение о необходимости кардинальной переработки всей конструкции танка КВ-1. Побудительной причиной для этого стала установка на танк нового вооружения и налаживание его серийного производства.

Танк проекта 1940 года начали серийно выпускать с января 1941 года. Первоначально только на ЛКЗ. В отличии от предыдущего проекта эта машина получила новую башню (доработанную башню проекта 39 года), в которой устанавливалась пушка Ф-32, имевшая длину ствола 31,5 калибра. Для её установки была разработана новая маска, аналогичная используемой на танке Т-34.

Пушка Ф-32 являлась модернизацией танковой пушки типа Ф-22, которая испытывалась ещё на БТ-7А. хотя в это же время на Т-34 уже устанавливали пушку Ф-34, более мощную и эффективную, чем Ф-32. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда средний танк был вооружён мощнее тяжёлого.

Чтобы изменить сложившийся дисбаланс велись опытные работы по вооружению танка КВ-1 пушками калибра 85 или 95 мм, но практического результата добиться не удалось. Пушку Ф-27, с лучшими баллистическими характеристиками, также не вписалась в конструкцию.

Начиная с 01.07.1941, в целях увеличения количества выпускаемых танков КВ-1 с производства на ЛКЗ был снят КВ-2. Следующим шагом явилось упрощение конструкции устанавливаемой на КВ-1 башни и установка новых усиленных опорных катков.

Анализ участия КВ в первых боях с Вермахтом показал, что он недостаточно защищён от огня 57 мм противотанковых и, особенно, зенитных орудий калибра 88 мм, имевшихся на вооружении немецкой армии. Поэтому, несмотря на перегруженность трансмиссии танка, его слабый двигатель и подвеску, было принято решение об усилении бронирования КВ-1, как временной меры, обеспечивающей повышение его защищённости.

На танках проекта 1940 г., выпускавшихся с конца 1941 года (октябрь), на переднюю стенку отделения управления и передние наклонные листы корпуса стали дополнительно наваривать броневые листы, имевшие толщину 20 мм. Башенный погон защищали дополнительно устанавливаемыми броневыми листами толщиной 50 мм.

После эвакуации завода из Ленинграда на Урал (в Челябинск) КВ-1 проекта 1940 г. стали выпускать и здесь. Первая машина сошла с конвейера в феврале 1941г. Производство танков данного типа продолжалось до октября 1941 г., пока не закончились имеющиеся танковые пушки Ф-32.

Челябинские конструкторы, сокращая трудозатраты, внесли в проект множество изменений. Например, только в июле 1941 года их было 349, а в августе уже 1322. Ленинградский завод в условиях осады не мог позволить себе этого. Поэтому до конца сентября 1941 года они выпускали танк по старой документации.

Танк КВ-1 с двигателем М-17

Массовая эвакуация предприятий привела к нарушению и неритмичности поставок требуемого оборудования и материалов. В связи с этим, чтобы не снижать число выпускаемых танков, конструкторам приходилось оперативно решать инженерные задачи «с тем, что есть». Именно этим объясняется появление нескольких весьма необычных модификаций КВ-1.

Причём отличия касались не только формы корпуса, башни или вооружения, но и двигателя. Харьковский завод № 75, выпускавший дизеля В-2, в июле 1941 года начал эвакуацию на Урал. Возникла резкая нехватка двигателей для вновь выпускаемых танков. которую конструкторы ЛКЗ решили, установив на 35 машинах КВ (проекта 1940г.) изготовленных в сентябре 1941 г., двигатель М-17, разработанный для Т-35, вместо отсутствующего дизеля В-2.

Внешнее отличие этих танков от остальных машин выразилось в появлении пяти топливных баков на надгусеничных полках, ёмкостью по 160 л. Баки потребовались для компенсации повышенного расхода топлива М-17 (4,7 – 9,5 л на один км пробега, против 2,7 – 5,0 литра у В-2). Так же пришлось решать вопрос и на ЧТЗ в ноябре-декабре 1941 года. За это время в войска отгрузили 130 КВ-1 данного проекта, оснащённых двигателями М-17.

КВ-1Э. КВ-1 производства ЛКЗ и ЧТЗ проекта 1941 года, вооружённый пушкой Ф-32, установленной в сварной башне с дополнительной бронёй (экранами).

Данная модификация рассматривалась как временная мера, используемая до момента создания и запуска в производство модели, имевшей лучшую защиту.

Для этих целей использовали специально спроектированные экраны (броневые модули), которые крепили на борта корпуса и башню танка КВ-1. Это позволяло использовать имеющиеся танки, практически не меняя их конструкцию. Тем более, что находящийся в Ленинграде Ижорский завод не располагал соответствующим станочным парком для обработки утолщённой брони и выпуска более тяжёлых танков.

Решение ставить экраны на танки приняли в конце июня 1941 года. Комплект дополнительного бронирования состоял из броневых экранов разной толщины (от 20 до 35 мм). Экраны устанавливали на металлические бонки, предварительно приваренные к корпусу и башне танка. К последним они крепились болтами. То есть между дополнительной бронёй и основной оставался воздушный зазор. Такие танки стали именовать экранированными или танками с навесной бронёй.

Фотографий подобным образом доработанных КВ-1 проекта 1941 г. имеется достаточно много. А вот официальных документов о том, на каких предприятиях осуществлялась подобная модернизация, нет.

Уже к августу программу свернули ввиду того, что возросшая до 50 тонн масса танка являлась недопустимым перегрузом для силовой установки и ходовой части машины. Стали выходить из строя передние опорные катки, не выдерживая резко возросших нагрузок.

По дошедшим до нас фотографиям можно сделать предварительный вывод о том, что экранированию подвергались только машины, изготовленные в июле 1941 года (до того, как была введена башня упрощённой конструкции) комплекты для экранирования приходили не всегда «в сборе». Поэтому у некоторых КВ-1 дополнительные экраны стоят только на башне. Причём форма экранов, изготавливаемых в спешном порядке, была весьма разнообразна.

Стоит отметить, что экранированные КВ-1 встречаются только на ленинградском и Северо-Западном фронтах.

Модификация КВ-1 проекта 1941 года, выпускавшаяся ЧТЗ. Танк вооружался пушками Ф-32 или ЗиС-5, устанавливаемыми в сварной башне, имеющей упрощённую конструкцию

Ижорский завод в сентябре 1941 года активно вёл работы по созданию проекта новой сварной башни, которой планировалось заменить все ранее выпускавшиеся для танка КВ-1 башни.

С конца октября 1941 года на ЧТЗ приступили к выпуску КВ-1 проекта 1941 года (ЧТЗ) имеющего сварную башню с улучшенным бронированием задней части погона. От башни «деталь № 157» она отличалась рядом внесённых упрощений, которые позволяли увеличить выпуск танков. в этой конструкции удалось устранить почти все конструктивные недостатки, которые были присущи ранее выпускавшимся проектам.

Визуально отличие башни выражалось в том, что заднюю часть погона полностью удалось интегрировать в броню. В результате кормовая ниша стала смотреться заметно короче. Приборы наблюдения, которыми пользовался задний стрелок, сместили ближе к кормовой части башни, устранив, тем самым, мёртвую зону, существовавшую ранее над МТО.

На эти танки в основном устанавливали модифицированную пушку Ф-34 (ЗиС-5). Но на ранних выпусках ещё ставили Ф-32 (Пока выпуск ЗиС-5 не стал полностью перекрывать потребности в танковых пушках для КВ-1).

На последних выпущенных партиях данных танков уже просматривается использование корпусов образца 1942 года, имевших прямые броневые листы на корме.

Модификация КВ-1 (ЧКЗ) проекта 1941 года, вооружённая пушкой ЗиС-5, установленной в литой башне.

Работы по созданию для КВ литой башни велись с тех пор, как КВ-1 проекта 1939 года был запущен в серийное производство. В июне 1940 на ЛКЗ создали несколько её прототипов. Но запустить в серию не смогли, что объяснялось серьёзными проблемами технического характера, которые возникали при крупносерийном производстве танка с такой башней.

Подготовить опытное производство этих башен на Ижорском заводе в 1941 году тоже не смогли.

Следующий вариант подобной башни изготовили в марте 1941 года уже на заводе № 78. Но не смогли отладить технологический процесс литья детали таких размеров. Н Проблему усугубила эвакуация ЛКЗ. Серийное производство вновь отложили.

ЛКЗ и ЧТЗ в конце 1941 года постоянно наращивали выпуск танка КВ-1 со сварной башней. В это же время ЧКЗ продолжал работы по совершенствованию технологии изготовления литой башни, так как возможности выпуска «детали № 257» (именно так именовалась литая башня со 100 мм бронёй) позволяла получить ряд серьёзных преимуществ. Получив возможности использовать конструкторский потенциал сразу нескольких танковых КБ, «Танкоград» мог начать выпуск башни, имеющей лучшие баллистические формы и повышенную противоснарядную стойкость при той же толщине брони, что и у башен сварных. Даже при обстреле танка из 88 мм зенитных орудий Вермахта.

В январе 1941 вариант КВ-1 с такой башней был запущен в серийное производство и выпускался ЧКЗ вплоть до августа 1942 года. Но решить вопрос по отработке технологии изготовления литых корпусов КВ-1 в это время так и не смогли. Его смогли решить только в 1943 году уже на танках серии ИС (ИС-2).

Модификации танка КВ-1 производства ЧКЗ выпуска 1942 года, оснащённого усиленной литой башней и вооружённого пушкой ЗиС-5.

Конструкторами завода № 200 в декабре 1941 года был создан альтернативный вариант литой башни для КВ-1, получивший обозначение «деталь № 957». Все места башни, которые в предыдущей конструкции были признаны недостаточно защищёнными, защитили бронёй, усиленной до 120 мм. При этом масса новой башни не увеличилась. Танк в официальных документах стал именоваться «КВ проекта 1942 года с литой башней усиленной». Машина находилась в серийном производстве с января по август 1942 года.

Внешне похожая на предыдущую, новая башня имела более толстую броню в районе погона, воротник (кольцевой прилив) брони в районе крепления шаровой установки пулемёта, установленного в кормовой нише. Последние танки данного проекта получили корпуса нового типа, имеющие в кормовой части прямой броневой лист. На первых корпусах новой формы ещё сохраняли выпуклую крышку люка, через который обеспечивался доступ к двигателю (на крыше МТО), затем и она стала плоской. Машины этого проекта уже начали оснащаться усиленными литыми опорными катками, имеющими улучшенную конструкцию.

Визуально литые башни, изготовленные на УЗТМ, во фронтальной проекции выглядят шире, а башни завода № 200 уже и имеют явно видимые литьевые детали.

Танк был создан в результате модернизации танка КВ-1, направленной на снижение его веса и повышение скорости движения. В ходе модернизации облегчен и несколько уменьшен по высоте корпус машины, снижен вес агрегатов силовой передачи и ходовой части (применены гусеницы меньшей ширины), уменьшена литая башня. Из-за острой нехватки алюминия вместо алюминиевого радиатора установили сварной железный. Боекомплект для танковой 76,2-мм пушки ЗИС-5 был увеличен на 24 снаряда.

КВ-1С принят на вооружение в августе 1942 года и сразу же запущен в серийное производство. По запросу посольства США в Москве два экземпляра танка были отправлены в США, где прошли испытания на Абердинском полигоне. В отчете об испытаниях отмечалось, что 76,2-мм пушка танка очень хороша: проста, безотказна, боекомплект расположен удачно, что советский танк, обладая мощной броневой защитой, имеет торсионную подвеску, которая на испытаниях функционировала очень эффективно". Были отмечены и недостатки: устаревшая конструкция трансмиссии, плохие воздухоочистительные устройства, небрежная механическая обработка. Танк КВ-1С выпускался до сентября 1943 года, когда он был заменен в производстве танком КВ-85. Всего было выпущено 1230 танков КВ-1С, которые сыграли важную роль в Сталинградском и других сражениях начального периода Великой Отечественной войны.

За год, прошедший с начала Великой Отечественной войны, накопилось достаточно информации, позволяющей дать объективную оценку применению на полях сражений тяжелых танков.
В 1940 г. Котин и его подчиненные на базе модификаций КВ-1 фактически уже разработали два прототипа КВ-3, который удовлетворял бы требованиям, предъявляемым к новому тяжелому танку в 1942 году. "Объект 220" имел более длинный корпус, более крупную башню и 107-мм пушку. "Объект 222" сохранил внешний вид КВ-1, но имел усовершенствованную башню. Машина нуждалась в новой силовой установке, но создать ее в сложный период 1941-1942 гг. не удалось. ГКО отказался запускать КВ-3 в производство.

КВ до начала 1942 г., несомненно, был лучшим тяжелым танком в мире. Толстая броня делала машину практически неуязвимой, а 76-мм пушка позволяла эффективно бороться с любой бронетехникой противника. Но накапливалась и негативная информация. Великолепные свойства орудия невозможно было использовать в полной мере из-за неважных прицельных приспособлений. Круговой обзор из танка был сильно ограничен. Но главной проблемой был недостаточно мощный двигатель и ненадежная трансмиссия. К тому же танк был тяжеловат, что отрицательно сказывалось на проходимости и маневренности.

Среди военачальников-танкистов все больше распространялось мнение, озвученное М.Е. Катуковым: "...танки КВ неповоротливы и медлительны, препятствия преодолевают с трудом, ломают мосты и вообще приносят много хлопот. Да и вооружение их не отличается от среднего танка - та же 76-мм пушка" . На специальном совещании ГКО с участием конструкторов и представителей промышленности, состоявшемся в июне 1942 г., И. В. Сталин подвел черту: "...Такой танк нам не нужен. Следует уменьшить его вес. Если это невозможно - снять с вооружения" .

На основании приказа ГКО, главной задачей конструкторов стало снизить массу танка, одновременно повысив его маневренность и надежность. Единственный способ выполнить задачу заключался в радикальном облегчении брони. Толщину лобовой брони уменьшили до 75 мм. Уменьшили размеры корпуса (прежде всего высоту) и изменили его конфигурацию. Была создана новая литая облегченная башня, где впервые (после Т-50) установили командирскую башенку, что существенно улучшило обзорность из машины. Однако в командирской башенке отсутствовал люк, в результате чего троим танкистам, как и на КВ, приходилось забираться и покидать башню через один узкий люк.

Хотя работами по новому КВ руководил Н.Л. Духов, фактически главным конструктором был Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач. Новая коробка радикально улучшила ходовые качества, а ее надежность на порядок превосходила старую.
Задавшись целью снизить вес, изменяли все что можно. Установили более легкие опорные катки, а также облегченные суженные гусеницы (сузили до 608-мм). Боекомплект вначале тоже уменьшили до 90 выстрелов, позднее, правда, вновь увеличили до 114 выстрелов.
С помощью столь радикальных мер массу машины удалось снизить на 5 т, а максимальную скорость повысить с теоретических 34 км/ч до практических 43 км/ч. Кроме того, в конструкцию внесли множество изменений технологического характера, направленных на экономию дефицитных сортов стали и импортируемых материалов, а также упрощающих выпуск машины.

Новый танк получил обозначение КВ-1С (скоростной). В середине июля 1942 г. начались успешные испытания, и 20 августа танк был принят на вооружение. Еще ранее, до официального принятия машины на вооружение, на ЧКЗ началось производство КВ-1С.

Надо сказать, что улучшение ряда свойств (возросшая скорость, маневренность и надежность танка) далось дорогой ценой. Вооружение КВ-1С осталось прежним - 76,2 мм орудие ЗИС-5, а уменьшение толщины брони (особенно сильно бортовой и башенной) при неудачной схеме броневого корпуса (броневые листы располагались вертикально или с небольшими углами наклона) значительно снизило снарядостойкость танка. Таким образом, по своим боевым качествам КВ-1С практически сравнялся с Т-34.

Серийный выпуск новых танков продолжался на ЧКЗ с августа 1942 г. по сентябрь 1943 г. По ходу производства вносились изменения в основном технологического характера. Всего было выпущено 1106 машин. Первые танки КВ-1С поступили в войска в течение ноября-декабря 1942 г. Этими машинами укомплектовывались специальные танковые части - отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Наименование "гвардейской" такой части присваивалось еще при комплектовании. Полки придавались для усиления стрелковым и танковым соединениям.

Тип

Т-34/85

КВ-1С

ИС-2М

Вариант

1942 г

1942 г.

1941 г.

1943 г.

1944 г.

1942 г.

1943 г.

1945 г.

Запас хода по шоссе, км
Запас хода по перес.местности, км

Толщина брони, мм:

Лобовая броня башни
Борт башни
Тыл башни
Крыша башни
Лобовая часть корпуса
Борт корпуса
Кормовая часть корпуса
Верх корпуса
Днище корпуса

Впервые танки КВ-1С были использованы на Донском фронте в декабре 1942 г. при ликвидации армии Паулюса под Сталинградом.

Несколько таких полков участвовало в наступлении на Курской дуге летом 1943 г. Большинство полков прорыва было рассредоточено по всей протяженной линии фронта, где и принимало участие в операциях местного масштаба.

Однако противник тоже не сидел сложа руки. Вермахт все больше насыщался противотанковым вооружением огромной мощности, повсеместно вводились кумулятивные и подкалиберные боеприпасы, в войска поступали новые 75-мм противотанковые пушки Рz 40, танки Pz.III и Pz.IV стали вооружаться длинноствольными 50-мм и 75-мм орудиями.

В 1 квартале 1943 г. предполагалось установить на KB-1С улучшенную командирскую башенку новой конструкции, ленд-лизовские перископы, измененную систему смазки и охлаждения двигателя, а также ЗИП. По своим боевым свойствам КВ-1С практически не отличался от более простого в производстве, следовательно, более дешевого Т-34. Выпускать два разных по конструкции, но одинаковых по свойствам танка было признано излишеством, и в сентябре 1943 г. производство КВ-1С было прекращено.

К осени 1944 г. все полки прорыва были расформированы. В своем первоначальном виде - тяжелый боевой танк - применялись считанные единицы. По некоторым данным, несколько КВ-1 и КВ-1С участвовали в Берлинской операции в апреле-мае 1945 г. В последний период войны эти танки выполняли различные функции поддержки, например, использовались, как командирские в полках самоходных артиллерийских установок ИСУ-152, применение после демонтажа башни в качестве тягачей

После 1943 года базовая конструкция корпуса и шасси КВ использовались при создании советских тяжелых танков, которые стали одними из лучших во время Второй мировой войны.

выпуск 1940 г.

выпуск 1941 г.

выпуск 1942 г.

Боевая масса, т

47
(с дополнительной бронировкой - 47,5)

Экипаж, чел.
Длина корпуса, мм
с пушкой вперед, мм

6750
(с ЗИС-5 - 6850)

Ширина, мм
Высота по крышу башни, мм
Клиренс


КВ-1 - советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. Аббревиатура КВ означает Климент Ворошилов.

Танк КВ-1 — видео

Необходимость создания тяжелого танка, несущего противоснарядное бронирование хорошо понималась в СССР. Согласно отечественной военной теории, такие танки были необходимы для взламывания фронта противника и организации прорыва или преодоления укрепленных районов. Большинство армий развитых стран мира имели свои теории и практики преодоления мощных укрепленных позиций противника, опыт в этом был приобретен ещё во время Первой Мировой Войны. Такие современные на тот момент укрепленные линии как, например, линия Мажино или линия Зигфрида считались даже теоретически непреодолимыми. Существовало ошибочное мнение, что танк создан в ходе Финской кампании для прорыва финских долговременных укреплений (линии Маннергейма). На самом деле танк начал проектироваться ещё в конце 1938 года, когда стало окончательно понятно, что концепция многобашенного тяжёлого танка, подобного Т-35, является тупиковой. Было очевидно, что наличие большого количества башен не является преимуществом. А гигантские размеры танка лишь утяжеляют его и не позволяют использовать достаточно толстую броню. Инициатором создания танка был начальник АБТУ РККА комкор Д. Г. Павлов.


В начале В.О.В подбить КВ-1 не могла ни одна противотанковая немецкая пушка и ни один немецкий танк, КВ-1 можно было уничтожить лишь-только с помощью 105-мм гаубиц и 88-мм зениток.

В конце 1930-х были предприняты попытки разработать танк уменьшенных (по сравнению с Т-35) размеров, но с более толстой бронёй. Однако конструкторы так и не решились отказаться от использования нескольких башен: считалось, что одна пушка будет бороться с пехотой и подавлять огневые точки, а вторая обязательно должна быть противотанковой - для борьбы с бронетехникой. Новые танки, созданные в рамках этой концепции (СМК и Т-100), были двухбашенными, вооружёнными 76-мм и 45-мм пушками. И лишь в качестве эксперимента разработали ещё и уменьшенный вариант СМК - с одной башней. За счёт этого сократилась длина машины (на два опорных катка), что положительно сказалось на динамических характеристиках. В отличие от предшественника, КВ (так назвали экспериментальный танк) получил дизельный двигатель. Первый экземпляр танка был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в августе 1939 года. Первоначально ведущим конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем - Н. Л. Духов.

30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Военные не упустили случая испытать новые тяжёлые танки. За день до начала войны (29 ноября 1939 г.) СМК, Т-100 и КВ отправились на фронт. Их передали 20-й тяжелотанковой бригаде, оснащённой средними танками Т-28.

Экипаж КВ в первом бою:

— лейтенант Качехин (командир)
— И. Головачев воентехник 2-го ранга (механик-водитель)
— лейтенант Поляков (наводчик)
— К. Ковш (механик-водитель, испытатель Кировского завода)
— А. И. Эстратов (моторист / заряжающий, испытатель Кировского завода)
— П. И. Васильев (трансмиссионщик / радист, испытатель Кировского завода)

Танк успешно прошёл испытания боем: его не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось создавать новый танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей.

По представлению ГАБТУ совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 19 декабря 1939 года (уже через день после испытаний) танк КВ был принят на вооружение. Что же до танков СМК и Т-100, то они также показали себя в довольно выгодном свете (впрочем, СМК в начале боевых действий подорвался на мине), но на вооружение приняты не были, поскольку при более высокой огневой мощи они несли менее толстую броню, обладали большими размерами и весом, а также худшими динамическими характеристиками.


Производство

Серийное производство танков КВ началось в феврале 1940 года на Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ) предписывалось также начать выпуск КВ. 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первый КВ. Одновременно на заводе началось строительство специального корпуса для сборки КВ.

На 1941 год было запланировано выпустить 1200 танков КВ всех модификаций. Из них на Кировском заводе - 1000 шт. (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и ещё 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако на ЧТЗ до начала войны было собрано всего несколько танков. Всего в 1940 году было построено 139 КВ-1 и 104 КВ-2, а в первом полугодии 1941 года - 393 (в том числе 100 КВ-2).


После начала войны и мобилизации промышленности выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. Производству танков КВ был отдан приоритет, поэтому к производству многих узлов и агрегатов для тяжёлых танков подключились ленинградские Ижорский и Металлический заводы, а также другие заводы. Кроме того в октябре военные приняли три опытных КВ: 1 Т-150 и 2 Т-220.

Однако уже начиная с июля 1941 года началась эвакуация ЛКЗ в Челябинск. Завод разместился на территории Челябинского тракторного завода. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод был переименован в Челябинский Кировский завод Наркомтанкопрома. Этот завод, получивший неофициальное название «Танкоград», стал главным производителем тяжёлых танков и САУ в ходе Великой Отечественной войны.

Несмотря на трудности, связанные с эвакуацией и развёртыванием завода на новом месте, во второй половине 1941 года фронт получил 933 танка КВ, в 1942 году их было построено уже 2553 (включая КВ-1с и КВ-8). В августе 1942 года КВ-1 был снят с производства и заменён на модернизированный вариант - КВ-1с. Одними из причин модернизации послужили большой вес танка и ненадежность его трансмиссии. В общей сложности было выпущено: 1 опытный (У-0) и 3162 серийных танка КВ-1, 204 КВ-2 и 102 КВ-8, а также 1 Т-150 и 2 Т-220. Итого 3472 танка КВ.

Кроме того в блокадном Ленинграде на заводе № 371 с ноября 1941 по 1943 год из неиспользованных заделов корпусов и башен и агрегатов поставленных с ЧКЗ, собрали еще минимум 67 КВ-1 (№ С-001 - С-067), вооруженных пушками как Ф-32, так и ЗИС-5. Так как эти машины шли только для нужд Ленинградского фронта, отрезанного от «Большой земли», то в отчеты ГАБТУ они не попали. Общий выпуск танков КВ, таким образом, на сегодняшний день можно оценить в 3539 танков.

Конструкция

Для 1940 года серийный КВ-1 являлся подлинно новаторской конструкцией, воплотившей в себе самые передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надёжное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и одно мощное универсальное орудие в рамках классической компоновки. Хотя по отдельности решения из этого набора неоднократно реализовывались ранее на других зарубежных и отечественных танках, КВ-1 был первой боевой машиной, воплотившей в себе их комбинацию. Некоторые эксперты рассматривают его как этапную машину в мировом танкостроении, оказавшую значительное влияние на разработку последующих тяжёлых танков в других странах. Классическая компоновка на серийном советском тяжёлом танке была применена впервые, что позволило КВ-1 получить наиболее высокий уровень защищённости и большой модернизационный потенциал в рамках этой концепции по сравнению с предыдущей серийной моделью тяжёлого танка Т-35 и опытными машинами СМК и Т-100 (все - многобашенного типа). Основой классической компоновки является разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.


Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной отличной от 75 мм использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Башня серийных КВ выпускалась в трёх вариантах: литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закруглённой нишей. Толщина брони у сварных башен была 75 мм, у литых - 95 мм, так как литая броня была менее прочной. Во второй половине 1941 года сварные башни и бортовые бронеплиты некоторых танков были дополнительно усилены - на них на болтах закрепили 25-мм броневые экраны, причём между основной бронёй и экраном оставался воздушный промежуток, то есть этот вариант КВ-1 фактически получил разнесённое бронирование. Это было сделано для усиления защиты от немецких 88-мм зенитных орудий. Тяжёлые танки немцы начали разрабатывать только в 1941 году (тяжелый танк в немецкой теории блицкрига не находил применение), поэтому для 1941 года даже штатное бронирование КВ-1 в принципе являлось избыточным (броня КВ не поражалась штатными 37-мм и 50-мм ПТО вермахта, однако могла быть пробита 88-мм, 105-мм и 150-мм орудиями). В некоторых источниках ошибочно указывается, что танки выпускались с катаной бронёй толщиной 100 мм и более - на самом деле эта цифра соответствует сумме толщины основной брони танка и экранов.


Решение об установке «экранов» было принято в конце июня 1941 года, после первых донесений о потерях от огня немецких зениток, однако уже в августе эта программа была свернута, так как ходовая часть не выдерживала массу машины, возросшую до 50 тонн. Эта проблема была позже частично преодолена установкой литых опорных катков усиленной конструкции. Экранированные танки применялись на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.

Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия - для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Внутри погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и заряжающего, а справа - командира танка. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом командира и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Подбитый у тюрьмы города Венев советский танк КВ-1. Танк принадлежал 32-й танковой бригаде, был подбит 27 ноября 1941 года во время боев за город. В правом борту башни видны не менее 20 попаданий разного калибра, прострелен и ствол орудия. Ствол специально пробит танкистом Германом Биксом (German Bix), видимо, из 37-мм пушки танка Pz III, в связи с тем, что иначе остановить танк не было возможности. Судьба экипажа танка неизвестна.

Вооружение

На танках первых выпусков устанавливалась пушка Л-11 калибра 76,2 мм с боекомплектом 111 выстрелов (по другим данным - 135 или 116). Интересно, что изначальный проект предусматривал ещё и спаренную с ней 45-мм пушку 20К, хотя бронепробиваемость 76-мм танковой пушки Л-11 практически не уступала противотанковой 20К. По всей видимости, прочные стереотипы о необходимости иметь 45-мм противотанковую пушку вместе с 76-мм объяснялись её более высокой скорострельностью и бо́льшим боекомплектом. Но уже на прототипе, направленном на Карельский перешеек, 45-мм пушку сняли и установили вместо неё пулемёт ДТ-29. Впоследствии пушку Л-11 заменили на 76-мм орудие Ф-32 с аналогичной баллистикой, а осенью 1941 года - на орудие ЗИС-5 с большей длиной ствола в 41,6 калибра.

Пушка ЗИС-5 монтировалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена. Сама башня с орудием ЗИС-5 также являлась уравновешенной: её центр масс располагался на геометрической оси вращения. Пушка ЗИС-5 имела вертикальные углы наводки от −5 до +25°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 111 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.

На танке КВ-1 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ-29: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2772 патрона. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами. На каждом пятом КВ монтировали зенитную турель для ДТ, однако на практике зенитные пулемёты ставили редко.


Атака советских танков КВ-1 Сталинградского фронта при поддержке пехоты

Двигатель

КВ-1 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин, впоследствии из-за общего увеличения массы танка после установки более тяжёлых литых башен, экранов и отмены строгания кромок бронеплит мощность двигателя довели до 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-1 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Во второй половине 1941 года из-за нехватки дизелей В-2К, которые производились тогда только на заводе № 75 в Харькове (с осени того же года начался процесс эвакуации завода на Урал), танки КВ-1 выпускались с четырёхтактными V-образными 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями М-17Т мощностью 500 л. с. Весной 1942 года было издано постановление о переоборудовании всех находящихся в строю танков КВ-1 с двигателями М-17Т обратно на дизель-моторы В-2К - эвакуированный завод № 75 наладил их производство в достаточном количестве на новом месте.

Трансмиссия

Танк КВ-1 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

— многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
— пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
— два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
— два бортовых планетарных редуктора;
— ленточные плавающие тормоза.

Все приводы управления трансмиссией - механические. При эксплуатации в войсках наибольшее число нареканий и рекламаций в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую надёжность трансмиссии в целом.


Подразделение советских автоматчиков перед боем. За строем солдат два советских тяжелых танка КВ-1 проекта 1942 года, поздних производственных серий. Авторское название снимка: «Штрафной батальон».

Ходовая часть

Подвеска машины - индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными штампованными поддерживающими катками по каждому борту. В 1941 году технологию изготовления опорных и поддерживающих катков перевели на литьё, последние лишились резиновых бандажей из-за общей в тот период нехватки резины. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Электрооборудование

Электропроводка в танке КВ-1 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

— электромотор поворота башни;
— наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
— наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
— контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
— средства связи - радиостанция и танковое переговорное устройство;
— электрика моторной группы - стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.


Советский танк КВ-1 движется в лесу

Средства наблюдения и прицелы

Общая обзорность танка КВ-1 ещё в 1940 году оценивалась в докладной записке Л. Мехлису от военинженера Каливоды как крайне неудовлетворительная. Командир машины имел смотровой прибор в башне - панораму ПТК, имевший 2,5-кратное увеличение и поле зрения 26 град, бортовой перис­коп и смотровую щель.

Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины, а также перископ. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня КВ-1 оснащался двумя орудийными прицелами - телескопическим ТОД-6 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-6 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Курсовой и кормовой пулемёты ДТ могли комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением.

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 71-ТК-3, позже 10Р или 10РК-26. На ряде танков от нехватки устанавливались авиационные радиостанции 9Р. Танк КВ-1 оснащался внутренним переговорным устройством ТПУ-4-Бис на 4 абонента. Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р представляла собой симплексную ламповую коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 80 до 50 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.


Модификации танка КВ

КВ стал родоначальником целой серии тяжёлых танков. Первым «потомком» КВ стал танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей М-10, установленной в высокой башне. Танки КВ-2 по назначению являлись тяжёлыми САУ, так как предназначались для борьбы с ДОТами, но бои 1941 года показали, что они являются прекрасным средством для борьбы с немецкими танками - их лобовую броню не пробивали снаряды любого немецкого танка, а снаряд КВ-2, стоило ему попасть в любой немецкий танк, почти гарантированно его уничтожал. Огонь КВ-2 могли вести только с места. Их начали выпускать в 1940, а вскоре после начала Великой Отечественной войны их производство было свёрнуто.

В 1940 году планировалось запустить в производство и другие танки серии КВ. В качестве эксперимента к концу года изготовили один КВ (Т-150) с бронёй 90 мм (с 76-мм пушкой Ф-32) и ещё два (Т-220) с бронёй 100 мм (один с 76-мм пушкой Ф-32, другой - с 85-мм пушкой Ф-30). Но дальше изготовления опытных образцов дело не пошло. Все они в октябре 1941 были оснащены стандартными башнями КВ-1 с пушкой Ф-32 и убыли на фронт.

В сентябре 1941 4 танка КВ-1 (в том числе один после ремонта) оснастили огнеметом. Он ставился в лобовой части корпуса в небольшой пристройке вместо курсового пулемета. Остальное вооружение оставалось неизменным. В апреле 1942 г. на базе КВ был создан огнемётный танк КВ-8. Корпус остался без изменений, в башне устанавливался огнемёт (АТО-41 или АТО-42). Вместо 76-мм пушки пришлось установить 45-мм пушку обр. 1934 года с маскировочным кожухом, воспроизводящим внешние очертания 76-мм пушки (76-мм пушка вместе с огнемётом в башне не помещалась).

В августе 1942 года было решено начать производство КВ-1с («с» означает «скоростной»). Ведущий конструктор нового танка - Н. Ф. Шамшурин. Танк облегчили, в том числе за счёт утончения брони (например, борта и корму корпуса утончили до 60 мм, лоб литой башни - до 82 мм). Она все равно осталась непробиваемой для немецких пушек. Но зато масса танка уменьшилась до 42,5 тонн, а скорость и проходимость существенно выросли.

В 1941-1942 годах была разработана ракетная модификация танка - КВ-1К, оснащенная системой КАРСТ-1 (короткая артиллерийская ракетная система танковая).

К серии КВ относят также танк КВ-85 и самоходку СУ-152 (КВ-14), однако они были созданы на базе КВ-1с и поэтому здесь не рассматриваются.


Немецкие саперы строят мост над провалившимся советским танком КВ-1. Машина выпуска мая 1941 года из 27-го танкового полка 14-й танковой дивизии 7-го механизированного корпуса Западного фронта. Изначально, данный танк в мае 1941 года был отправлен в Харьковское бронетанковое училище, а с началом войны в составе танкового батальона Харьковского БТУ прибыл в 14-ю танковую дивизию. Согласно «Отчету о движении материальной части 27-го ТП 14-й ТД» 15 июля 1941 года «танк КВ-М первого танкового батальона, следовавший из ремонта в район Витебска по Витебскому шоссе, провалился с мостом».

Опыт боевого применения

Если не считать по сути экспериментального применения КВ в финской кампании, танк впервые пошёл в бой после нападения Германии на СССР. Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал вертикальный борт КВ с дистанции 300 м, а наклонный лоб - только с расстояния 40 м). Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м. Более эффективным был огонь 105-мм гаубиц и 88-мм зениток.

Однако танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия, не выдерживавшая нагрузок тяжёлого танка - она часто выходила из строя. И если в открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было никакой возможности.

Несколько КВ - брошенных или подбитых - были восстановлены немцами. Впрочем, трофейные КВ использовались непродолжительное время - сказывалось отсутствие запчастей при всё тех же частых поломках.

КВ вызывал противоречивые оценки военных. С одной стороны - неуязвимость, с другой - недостаточная надёжность. Да и с проходимостью не всё так однозначно: танк с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Кроме того, он разрушал любую дорогу - за ним уже не могла двигаться колёсная техника, из-за чего КВ всегда ставили в конец колонны. С другой стороны, танк превосходно показал себя на поле боя, при организации танковых засад и контратак немецких механизированных колонн.

В общем, по оценкам некоторых современников, КВ не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были малоуязвимы для противотанковой артиллерии. При этом Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве, что немаловажно в военное время.

С целью устранить многочисленные нарекания летом 1942 года танк был модернизирован. За счёт уменьшения толщины брони снизилась масса машины. Были устранены различные крупные и мелкие недостатки, в том числе «слепота» (установлена командирская башенка). Новая версия была названа КВ-1с.

Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях тяжелого первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного (по более поздним стандартам) тяжёлого танка, который бы резко отличался от средних по боевой мощи. Таким шагом могло бы стать вооружение танка 85-мм пушкой. Но дальше экспериментов дело не пошло, так как обычные 76-мм танковые пушки в 1941-1942 годах без труда боролись с любой немецкой бронетехникой, и причин для усиления вооружения не было.

Однако после появления в германской армии Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой все КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боёв по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона уничтожили 10 КВ. При этом немцы потерь не имели - они могли расстреливать КВ с безопасной дистанции. Ситуация лета 1941 года повторялась с точностью до наоборот.

КВ всех модификаций использовались до самого конца войны. Но их постепенно вытесняли более совершенные тяжёлые танки ИС. По иронии судьбы, последней операцией, в которой КВ использовались в большом количестве, стал прорыв линии Маннергейма в 1944 году. Командующий Карельским фронтом К. А. Мерецков лично настоял на том, чтобы его фронт получил именно КВ (Мерецков командовал армией в Зимней войне и тогда буквально влюбился в этот танк). Уцелевшие КВ собрали буквально по одному и направили в Карелию - туда, где когда-то началась карьера этой машины.

К тому времени небольшое количество КВ всё ещё использовалось в качестве танков. В основном после демонтажа башни они служили как эвакуационные машины в подразделениях, оснащённых новыми тяжёлыми танками ИС.

КВ-1 – советский тяжелый танк второй половины 30-х – начала 40-х годов прошлого века, принявший участие в Советско-Финской и Великой Отечественной войне. «КВ» — обозначает серию произведенных машин и расшифровывается, как «Климентий (Клим) Ворошилов», 1 – порядковый номер линейки модификаций советских тяжелых танков серии КВ. В самом начале войны немцы прозвали КВ-1 Gespenst, что переводится, как «призрак».

История и предпосылки создания.

Во второй половине 30-х годов прошлого века РККА остро нуждалась в тяжелом танке, способном выполнять задачи, которые были не под силу для состоявшего тогда на вооружении тяжелого пятибашенного танка . , обладая достаточно большой массой, не отличался надежной броней и был уязвим для противотанковой артиллерии противника. Фактически, инициатором начала разработок и создания нового тяжелого танка стал комкор Д. Г. Павлов.

В конце 30-х годов советскими конструкторами предпринимались многочисленные попытки создать танк, аналогичный , но с уменьшенными размерами, при этом существенно наращивалась броня танка. Созданные прототипы разрабатывались по многобашенному принципу. Наиболее известные из них – это СМК (Сергей Миронович Киров) и Т-100 , которые имели по две башни и вооружались пушками калибра 76 и 45 миллиметров. Как уменьшенный вариант СМК, был выпущен прототип с одной башней, при этом масса и длина танка существенно уменьшались, что повышало маневренность. Принято считать, что именно этот прототип, названный экспериментальным танков, и слал впоследствии прообразом будущего танка КВ. Произведенный на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в начале августа 1939 года однобашенный прототип танка СМК был оснащен дизельным двигателем. Впоследствии он получил свое название КВ-1. На начальных стадиях разработки документации и сборки прототипа ведущим конструктором являлся А. С. Ермолаев, а потом - Н. Л. Духов.

В ходе Советско-финской войны в боевых условиях были испытаны все три прототипа советских тяжелых танков , СМК и КВ-1. Боевое испытание нового танка правительственная комиссия признала удовлетворительным и 19 декабря 1939 года приняла танк на вооружение РККА.

Запуск в серийное производство танка КВ-1 состоялся в начале февраля 1940 года на Кировском заводе. Так же в этом же году сборка танка началась и на Челябинском тракторном заводе. Всего за период серийного выпуска, который продолжался до средины 1942 года, было выпущено более 2700 танков.

Компоновка.

Танк КВ-1 стал первым советским тяжелым танком, скомпонованным по новаторской схеме, которая впоследствии стала классической для тяжелый и средних однобашенных танков. В этом случае бронекорпус последовательно разделялся от носа к корме на три основных отделения, которые имели четкие границы разделения. В носовой части корпуса находилось отделение управления, в котором размещались механик-водитель и стрелок-радист. В средней части корпуса и башне располагалось боевое отделение, в котором находились командир танка, наводчик и заряжающий. В корме корпуса в моторно-трансмиссионном отделении находился двигатель с радиаторами охлаждения и частью топливных баков.

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита тяжелого танка КВ-1 разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу, которая защищала танк и его экипаж от поражения снарядами средних калибров и других средств борьбы с танками.

Броневой корпус танка КВ-1 собирался из катаных бронеплит путем сваривания их между собой. Плиты имели толщину 75, 40, 30 и 20 миллиметров, которая зависела от направления. К примеру, на противоснарядном направлении (верх и низ лобовой и кормовой частей корпуса) толщина брони составляла 75 миллиметров. Бронелисты кормовой части имели толщину 70 миллиметров внизу и 60 – вверху. Днище и крыша корпуса собирались из броневых листов толщиной от 20 до 40 миллиметров. Все бронелисты имели рациональные углы наклона к вертикали, кроме бортов корпуса, что увеличивало бронестойкость конструкции.

Башни выпускающихся серийно КВ-1 были трех видов: башня цельно литая, башня сварная с развитой прямоугольной нишей и башня сварная с небольшой закругленной нишей. Толщина брони по кругу у сварных башен была 75 миллиметров, а у цельно литых - 95. Во второй половине 1941 года сварные башни и бортовые части корпусов на некоторых экземплярах танков стали усиливать укрепленными на болтах 25-миллиметровыми экранами, которые существенно усилили бронестойкость при поражении танков артиллерией противника, но это пагубно сказалось на ходовой части машины, и от данной идеи отказались.

Соединение лобовой часть танка с другими конструкционными делалями обеспечивалось путем их сваривания между собой. Башня танка была достаточно обтекаемой и представляла собой литую деталь сложной объемной формы. При этом для повышения устойчивости брони при попадании в нее снарядов, она имела толщину 90 миллиметров и располагалась под углом к вертикальной нормали. Лобовая часть башни с проемом для маски орудия отливалась раздельно, а потом сваривалась с остальными деталями конструкции. Маска пушки выполнялась в форме цилиндрического сегмента изогнутой катаной броневой плиты, в которой выполнялось три отверстия, предназначенные для выводов пушки, прицела и спаренного пулемёта. Сама башня КВ-1 монтировалась на погон в диаметре 1800 миллиметров в броневую крышу боевого отделения. При установке башни производилась ее фиксация, которая предотвращала отрыв башни при сильном крене и опрокидывании танка набок.

Посадка и высадка экипажа производились через три основных люка: два круглых – в башне над расположением командира танка и в крыше корпуса над стрелком-радистом и днищевого люка для аварийной эвакуации в случае подбития танка.

Вооружение.

Основным вооружением советского тяжелого танка КВ-1 была нарезная пушка калибра 76,2 миллиметра. На различных этапах выпуска танка для его вооружения использовались различные модификации орудий. За все время из было четыре: Л-11, Ф-32, Ф-34 и ЗИС-5. По своим характеристикам первые три были почти идентичны, вот ЗИС-5 существенно их превосходила. Боекомплект для орудия состоял из 111 выстрелов унитарного заряжания, которые размещались в укладке по бортам башни, в ее кормовой нише, в кассетах и контейнерах, установленных на полике поворотного механизма в днище корпуса.

Кроме пушки, танк КВ-1 вооружался тремя 7,62-миллиметровыми пулеметами ДТ-29. Один из них спаривался с орудием, второй был курсовым и третий устанавливался в кормовой нише в шаровых установках. Боекомплект к пулеметам ДТ состоял из 2772 патронов, которые снаряжались в дисковые магазины.

Некоторые экземпляры КВ-1 вооружались зенитным пулеметом ДТ, который устанавливался на зенитную турель и снабжался коллиматорным прицелом.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Тяжелый танк КВ-1 был оснащен V-образным четырехтактным двенадцатицилиндровым дизельным двигателем В-2К с жидкостным охлаждением, который был способен развить мощность 500 лошадиных сил, что позволяло танку развить максимальную скорость при движении по шоссе в 34 километра в час. Во второй половине 1941 года танки КВ-1 начали оснащать дизельными двигателями М-17Т мощностью 500 лошадиных сил. Это произошло по причине потери Харькова, где двигатель В-2К выпускался до войны. Двигатель и радиаторы охлаждения устанавливались в кормовой части корпуса. Топливные баки емкостью от 600 до 615 литров располагались как в боевом, так в моторно-трансмиссионном отделениях.

Тяжелый танк КВ-1 имел механическую трансмиссию, которая состояла из:

главного (основного) многодискового фрикциона, работающего по принципу сухого трения «стали по феродо»;

пятиступенчатой коробки передач тракторного типа;

двух бортовых многодисковых фрикционов, работающих по принципу трения «сталь по стали»;

двух планетарных бортовых редукторов;

ленточных плавающих тормозов.

Трансмиссионные приводы управления были механическими.

Тип подвески тяжелого танка КВ-1 - торсионный индивидуальный при внутренней амортизацией для каждого опорного катка. Шесть опорных катков малого диаметра выполнялись штамповкой и имели двускатную форму. По каждому опорному катку к броневому корпусу путем сваривания монтировались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса, оснащенные съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления, имели заднее расположение, а ленивцы - переднее. Верхняя часть гусеницы опиралась на три малых обрезиненных штампованных поддерживающих катка применительно по каждому борту. В 1941 году опорные и поддерживающие катки начали производить путем литья и без резиновых бандажей, что объяснялось нехваткой резины.

Каждая гусеница собиралась из 86-90 траков одногребневого типа, имевших ширину 700 миллиметров при шаге в 160 миллиметров.

Боевое применение.

Боевое крещение тяжелый танк КВ-1 получил 17 декабря 1940 года в ходе Советско-Финской войны в операции при прорыве Хоттиненского укрепленного района линии Маннергейма. В этих боях танк КВ-1 зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Ни одна противотанковая пушка противника не могла пробить его брони, правда, мощи орудия Л-11 порой не хватало для поражения дотов противника, что впоследствии побудило разработать , вооруженного более мощным орудием.

После нападения Германии на СССР тяжелый танк КВ-1 с первых часов войны показал свое превосходство над танками и САУ противника. Его толстая броня не пробивалась не одним танковым орудием противника, а так же обычными полевыми противотанковыми орудиями. Поразить КВ-1 в тот период возможно было лишь 88-миллиметровым зенитным орудием или 105-миллиметровой гаубицей. Большие потери в танках КВ-1 на начальных этапах Великой Отечественной войны объясняются лишь низкой подготовкой личного состава и неумением производить быстрый ремонт в боевых условиях, что приводило к оставлению при отступлении практически боеспособных машин.

Тяжелые танки КВ-1 воевали практически на всех фронтах, но наибольшее их количество все же использовалось на Карельском и Ленинградском фронтах, что объясняется территориальным расположением завода-изготовителя. Танки КВ-1 принимали активное участие в обороне Москвы, Ленинграда и Сталинграда, где, по мнению некоторых специалистов, внесли едва ли не решающий вклад, в наступлениях РККА под Ржевом и в Курской битве. Постепенно КВ-1 выбывали из строя из-за боевых потерь и заменялись более новыми тяжелыми и средними танками. Закончил свой боевой путь КВ-1 там, где и начал, в Финляндии. При штурме линии Маннергейма в 1944 году командующий Карельским фронтом Мерецков настоял на применении в операциях по прорыву линии обороны противника исключительно танками КВ-1, которые пришлось собирать со всех фронтов.

Кроме РККА, захваченные танки КВ-1 использовали армии Германии и Финляндии. В Вермахте несколько десятков трофейных КВ-1 получили название Panzerkampfwagen KV-IA 753(r). В Финляндии танки КВ-1 использовались ее армией вплоть до заключения перемирья, а уцелевшие экземпляры состояли на вооружении даже до конца 1958 года.

В руках умелых экипажей тяжелый танк КВ-1 становился грозно и непреодолимой для немцев силой. Неизвестный экипаж КВ-1 под Расейняем (Литва) сковывал действие целой армейской группы на протяжении двух суток, на танке КВ-1 старший лейтенант Зиновий Колобанов в бою под Красногвардейском (Гатчиной) в августе 1941 года установил рекорд уничтожения танков противника в одном бою, расстреляв из засады 22 танка и два орудия, оказавшись практически в аналогичной ситуации, в боях на Сталинградском направлении лейтенант Семен Коновалов на поврежденном КВ-1 подбил 16 танков и 2 бронеавтомобиля немцев. На танке КВ-1 воевал и прославленный советский ас , танк которого в первые часы войны совершил первый в ее истории танковый таран , опрокинув немецкий . Именно Павел Гудзь а при обороне Москвы 3 декабря 1941 года на КВ-1 практически в одиночку отбил у гитлеровцев деревню Нефедово, уничтожив при этом 10 танков противника и раздавив две батареи противотанковых орудий.

По мнению многих специалистов, советский тяжелый танк КВ-1, являлся лучшим танком первого этапа Великой Отечественной войны и сдал свои позиции только тогда, когда появились другие новые танки с более мощной броней и огневыми характеристиками.


Top