Кто такой азазель в мифологии. Азазель - кто это? Легенды и религийные предания

— интересная наука, если ее можно так назвать. Она собрала в себе всю информацию о злых духах и их облике, задачах и грехах.

В составе демонологии есть несколько классификаций демонов, их иерархия и история возникновения. Многие имена демонов знакомы нам благодаря мировой литературе, стихам, песням, рассказам и, конечно, кинематографу.

Есть такие демоны, имена которых часто бывают на слуху, но мало кто знает, что они означают. То есть мы слышим имя демона, но не придаем ему значения и не понимаем, о чем идет речь.

Стоит разобраться, что же представляют из себя эти жуткие создания. Например, возьмем демона Азазеля. Что ассоциируется с этим именем? Герой знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Азазелло.

Если вспомнить, то Воланд являет собой самого Дьявола, а его приспешники — Азазелло и кот Бегемот являются непосредственно демонами. Так кто же такой демон Азазель?

История демона

Это существо является олицетворением хитрости и подлости. Он отлично умеет подстраивать разные события, делать гадости, строить козни и всячески вредить человеку и не только.

Изначально имя Азазель переводится как «отпущение» и с ним связана интересная история. Иудейский народ ежегодно отправлял в пустыню козла, на котором были навешаны все грехи жителей. Знакомое всем понятие «козел отпущения» берет свое начало именно с этой истории.

Перед тем, как выпустить козла, одна красная тряпка разрывалась надвое: половина привязывалась к козлу, другая половина привязывалась возле храма. Когда козел покидал пределы города, ткань у храма должна была изменить свой цвет с красного на белый — только тогда раскаяние израильтян в своих грехах считалось искренним и чистым.

Кроме того, в этот день приносилась жертва в виде второго козла, которого убивали во имя отпущения грехов. Некоторые историки считают, что демон Азазель появился в результате регулярного жертвоприношения и принял соответствующее имя и облик.

Внешний облик демона

Вид Азазеля значительно отличается от других демонов. Если они выглядят устрашающе и жутко, то Азазель обладает обычным человеческим телом, козлиной бородой и рогами.

Никаких копыт, шерсти на теле и страшной морды — все гораздо проще. Часто он изображается как старик, который ходит с черным козлом. Некоторые же источники говорят, что это все выдумки, а настоящий облик демона совсем другой: он является огромным червем, который обитает на в преисподней, а в пустыне.

Что может дать демон Азазель

Этот злой дух известен свой подлостью и мастерством обмана и хитрости, а потому его призывают в соответствующих целях. В обмен на душу и вечные муки в Аду демон готов помочь решить любые проблемы, которые требуют хитрости, подлости и обмана.

Он поможет достичь невероятного успеха в любой сфере. Однако стоит помнить, что призвать демона не так легко. Во-первых, взывающих должен быть твердо уверен и решительно настроен.

Во-вторых, должен заранее подготовить свои вопросы и речь, чтобы сразу перейти к делу. Кроме того, демона не так просто вызвать — он может просто отказаться приходить. Также важно запастись всеми необходимыми атрибутами, которые смогут защитить от гнева существа и не позволят ему выйти за пределы алтаря и рисунка.

Этот демон не является верховным, не входит в верхушку правящих в Аду и не обладает большой силой и властью. Несмотря на это, благодаря своей хитрости, он вполне хорошо живет и творит свои черные дела без участия в них более сильных собратьев.

К тому же, если изучить упоминания об этом демоне, можно заключить вывод, что он гораздо моложе других злых духов, а значит проигрывает им в силе.

Демон Азазель - это один из очень известных в популярной культуре пособников ада, который отличается хитростью и умением строить козни. Он был известен с далекой древности, а умение призвать Азазеля заклинанием позволит добиться любых жизненных высот. Если, конечно, вы сможете совладать с этим хитрым существом.

В статье:

Демон Азазель - когда он появился

Изначально Азазелем называли не демона, а давали это имя знаменитому козлу отпущения - ритуальному животному, которого иудеи ежегодно отправляли в пустыню, навесив на него все грехи народа Израиля. В ходе праздника Йом-Киппур во времена Иерусалимского Храма, ритуально сжигали одного козла, а другого отводили в пустыню. Согласно поверью, тогда и происходило чудо - перед тем, как увести козла, коэн (жрец) разрывал надвое кусок красной ткани. Один привязывался возле Храма, а второй вешался на шею козла. Если раскаяние израильтян в своих грехах было искренним, то после того, как этот козел отпущения выводился за пределы города - флажок возле Храма менял свой цвет с красного - на белый. Значение имени Азазель первоначально было не что иное, как отпущение.

Именно из этого образа впоследствии, после окончательного разрушения Храма, и сформировался внешний вид Азазеля. Демон Азазель упоминается в одном из апокрифов - знаменитой книге Еноха. Многие современные эзотерики и демонологи считают, что сам по себе демон является ничем иным, как получившим в результате столь массовых жертвоприношений. И именно из-за них же возникло общее для европейских народов архетипичное изображение различных демонов и даже самого дьявола с козлиной головой.

В целом первые записи о персонификации Азазеля как падшего ангела и демона, отвечающего за все пустыни на Земле, возникли около 3-го века до нашей эры.

История о падении Азазеля включает в себя несколько различных эпизодов. Некоторые толкователи считали именно его змеем-искусителем, который соблазнил Еву запретным плодом, однако сейчас, согласно устоявшейся традиции, в этом образе пребывал . По устоявшемуся же мнению, Азазель все же является , который подарил мужчинам искусство обращения с оружием, а женщин научил создавать различные снадобья и пользоваться косметикой. Кроме этого, некоторые считают его покровителем воровства и воровской удачи.

Образ Азазеля - падшего ангела у других народов и его внешний вид

Считается, что Азазель имеет весьма приближенный к человеческому облик, в отличие от, например, . Так, он традиционно изображался в виде старого мужчины с бородой и козлиными рожками, который всегда ходил вместе с черным коронованным козлом. Другие же, более древние ханаанские легенды, отождествляли Азазеля с огромным червем, живущим в глубине песков пустыни.

Говоря о верованиях других народов, множество общих черт прослеживается у Азазеля с египетским богом Сетом. Он также был покровителем пустыни, в древние времена - защитником власти фараонов, а впоследствии - врагом других египетских богов и одним из главных олицетворений зла. Кроме того, как Азазель у иудеев, так и Сет у египтян, покровительствовали различным чужеземным народам, находящимся, по их мнению, далеко за пределами пустынь.

Кроме этого, согласно устоявшейся в иудаизме и христианстве традиции, Азазель был в свое время повержен ангелом Рафаилом. Архангел низверг его в темную яму посреди пустыни и придавил его огромным камнем. Сам же Азазель ждет лишь момента, когда он снова сможет увидеть свет. И этот момент наступит, по легенде, во время страшного суда, когда ангел-предатель будет истреблен в очищающем пламени. У мусульман же имя этого демона является синонимом Иблиса - главного предателя, который отказался поклониться Адаму, за что и был низвергнут Аллахом.

Особого внимания заслуживает и трактовка образа этого демона знаменитым Булгаковым. Трансформированное на испанский лад имя «Азазелло», а также его статус покровителя безводной пустыни однозначно говорят, что этот персонаж и является древнеиудейским демоном. Все его атрибуты - зеркала, железное оружие, стальные латы - так или иначе тоже упоминались в легендах и культурных традициях. В «Мастере и Маргарите» Азазелло выступает все так же в двух ипостасях - соблазнителя и убийцы.

Как призвать Азазеля - заклинание и правило вызова

Если вы хотите узнать заклинание призыва Азазеля, то, в первую очередь следует обратить свое внимание на тот факт, что этот демон является знаменосцем всего Ада. А значит, он вряд ли будет подчиняться слабому и неопытному магу. Поэтому единственный сохранившийся сейчас ритуал в демонологии, посвященный призыву и подчинению Азазеля требует тринадцати участников.

13-лучевая звезда

Каждому из них предполагается поститься в течение тринадцати дней после полнолуния. В последний день перед новолунием, необходимо обходиться даже без воды. Пост включает в себя не только отказ от мясной пищи, но также и от каких бы то ни было развлечений и сексуальных контактов. После того, как пост соблюден, ровно в день новолуния следует прийти на большой пустырь, подготовить тринадцать черных неосвященных восковых свечей и привести с собой черного козла. Следует зажечь свечи, и нарисовать на земле воском тринадцатилучевую звезду в круге. Каждый из призывателей должен стоять четко на основании каждого луча, держа в руках свечу.

После этого, козел должен быть привязан в центре этого круга, а на его голову следует возложить корону из растений, растущих на пустыре. Лучше всего, если корона будет состоять из колючек и засохших веток. Далее, хором читается заклинание:

In cornu caput, Azazel!
Cadens coram eis.
Glorificamus te ignem,
Gratias agimus tibi lux a flamma.
Prope nos in conspectu eius,
Præcipitate vincula tua disrumpam.
Vitae - plurimi,
Noster - quod est in potentia.
Tollite hircum, qui sanctas
Suum atrum res.
Veni in corpore,
Illa revelat nobis mysteria sua.
Ave, Azazel.
Amen. Amen. Amen.

Если все было сделано правильно, а во время чтения никто не запинался и не допускал ошибок, дух падшего ангела вселится в козла и обретет тело. После чего он обведет взглядом каждого из присутствующих. В тот момент, когда демон будет поворачиваться к участникам ритуала, следует склонить голову и не смотреть ему в глаза. Одновременно с этим надо загадать и мысленно произнести самое сокровенное желание. Оно исполнится не позже, чем к полнолунию, но за его исполнение вам придется отдать что-то, являющееся самым дорогим для вас . Именно поэтому к этому ритуалу прибегают крайне редко.

В целом, фигура этого демона не может похвастаться таким большим значением, как демона Гаапа или Самаэля. Но все же, он является значимой частью как древнеиудейской мифологии, так и средневековой и современной демонологии. Решать, стоит ли взывать к силе этого могучего духа - только вам.

.
.
Азазель - AZAZEL - Демон второго порядка, Главный Знаменосец адского войска (И.Виер). Повелитель пустыни, родственный ханаанскому богу палящего солнца Асизу и египетскому Сету . Азазель - падший Херувим , один из вождей ангелов -Наблюдателей, вступавших в браки с земными женщинами (Книга Еноха, ок. 2 в. до н. э.). Он научил мужчин оружейному искусству, а женщин - использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица (косметике). Потомство от ангелов и смертных женщин - расу исполинов - Азазель вдохновил в мятеже против Бога. За это, по приказу Всевышнего, он прикован архангелом Рафаилом к острым скалам в пустыне Дудаил и покрыт тьмой до Судного дня, когда он будет брошен в вечный огонь. Древние евреи раз в году (в праздник искупления Йом-киппур) отправляли в пустыню в жертву Азазелю черного козла , на которого в этот день перелагались все грехи еврейского народа - этот обряд описан в Библии (Левит 16, 10; в синодальном переводе слово "Азазель" передано как "отпущение"). Азазель фигурирует в апокрифическом "Завете Авраама" (1 в.), где он изображен как "нечистая птица", садящаяся на жертву, приготовленную Авраамом (13, 4-9); идентифицируется с Адом (грешники горят во чреве "злобного червя Азазеля" 14, 5-6; 31, 5) и со Змием, соблазнившим Еву ("дракон с человеческими руками и ногами, имеющий на плечах шесть крыльев справа и шесть слева", 23, 7). Ориген (3 в.) отождествлял его с Сатаной . Раввин 13 в. Моисей бен Намен пишет: "Господь приказал нам посылать козла в день Йом-киппур господину, владения которого лежат в пустынных местах. Эманация его власти несет разрушение и гибель… Он связан с планетой Марс … и доля его среди животных - козел. Демоны входят в его владения и называются в Писании сейрим". Сейрим - козлообразные демоны пустыни, неоднократно упоминаемые в Библии (Левит, 17, 7; 2 Паралип. 11, 15; Исайя 34, 14) издавна считались подчиненными Азазеля; возможно, и его культ (жертвоприношение козла) сложился у евреев под влиянием древнесемитского поклонения сейрим. По свидетельству магов , Азазель является как бородатый человек с рогами, ведущий черного козла в короне. Он может уносить любые вещи прочь и делать так, чтобы никто никогда не нашел их. Имеет большую мощь в делах разрушения и порчи. Его нужно заклинать не менее 6 раз (что свидетельствует о его могуществе), но утверждают, что маги, имевшие встречи с ним, бесследно исчезали. С Азазелем можно отождествить Азаэля (Asael, Azael, Azzael) – также одного из падших ангелов, сожительствовавших с земными женщинами, который упоминается в 6-й главе Книги Еноха, каббалистической книге «Зохар» и талмудических текстах. Утверждают, что он научил людей колдовству, позволяющему солнцу, луне и звездам "спускаться с неба", чтобы сделать их более близкими объектами поклонения вместо Бога.
Известен также в мусульманских преданиях, где Азазель - имя Иблиса (дьявола), отказавшегося поклониться Адаму , в свою бытность ангелом.

Упоминания в литературе:

* Дж.Мильтон "Потерянный рай" (1658-1667): Азазиил - один из ангелов, павших вместе с Сатаной, знаменосец Ада ("…Он [Сатана] повелел поднять свою могучую хоругвь. Азазиил - гигантский Херувим - отстаивает право развернуть ее…").

* М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита" (1929-1940): Азазелло (итальянизированная форма еврейского имени) - один из демонов в свите Воланда ("Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца")

Азазель, Азазел - негативный персонаж иудейской мифологии, демоническое существо.

Упоминания об Азазеле можно встретить в Библии, в главе, описывающей ритуал "дня искупления". Считалось, что в этот день необходимо в знак искупления принести две жертвы: одну - Яхве, другую - Азазелю. С этой целью выбирали двух козлов, на которых народ как бы перелагал свои грехи. То животное, которое предназначалось в жертву демону, отводили в пустыню, где, по преданию, обитал Азазель.В "Книге Еноха" Азазель изображен в облике демона-искусителя. Согласно тексту книги, ангел предал своего бога и был изгнан с небес. Спустившись на землю, он научил мужчин изготавливать оружие и воевать, а женщин - наносить краску на лицо и вытравлять плод.

Своими деяниями Азазель разгневал Бога, который приказал архангелу Рафаилу сковать демона цепями. В день Страшного суда Азазель будет брошен в огонь. Иногда этого демона отождествляют с Азаэлем и Узой, которые считались падшими ангелами, имевшими связи с земными женщинами. В некоторых легендах именем Азазеля называют Сатану. Азазель - традиционное имя беса, которое можно встретить на страницах литературных произведений.

Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической Книге Еноха. В Книге Еноха Азазель - предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он изобрёл оружие и косметику, научил мужчин воевать, а женщин - искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату.

Азазель -Демон второго порядка, Главный Знаменосец адского войска. Повелитель пустыни, родственный ханаанскому богу палящего солнца Асизу и египетскому Сету. Азазель - падший Херувим, один из вождей ангелов-Наблюдателей, вступавших в браки с земными женщинами (Книга Еноха, ок. 2 в. до н. э.). Он научил мужчин оружейному искусству, а женщин - использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица (косметике). Потомство от ангелов и смертных женщин - расу исполинов - Азазель вдохновил в мятеже против Бога. За это, по приказу Всевышнего, он прикован архангелом Рафаилом к острым скалам в пустыне Дудаил и покрыт тьмой до Судного дня, когда он будет брошен в вечный огонь. Древние евреи раз в году (в праздник искупления Йом-киппур) отправляли в пустыню в жертву Азазелю черного козла, на которого в этот день перелагались все грехи еврейского народа - этот обряд описан в Библии (Левит 16, 10; в синодальном переводе слово "Азазель" передано как "отпущение"). Азазель фигурирует в апокрифическом "Завете Авраама" (1 в.), где он изображен как "нечистая птица", садящаяся на жертву, приготовленную Авраамом (13, 4-9); (грешники горят во чреве "злобного червя Азазеля" 14, 5-6; 31, 5) идентифицируется со Змием, соблазнившим Еву ("дракон с человеческими руками и ногами, имеющий на плечах шесть крыльев справа и шесть слева", 23, 7). Ориген (3 в.) отождествлял его с Сатаной. Раввин 13 в. Моисей бен Намен пишет: "Господь приказал нам посылать козла в день Йом-киппур господину, владения которого лежат в пустынных местах. Эманация его власти несет разрушение и гибель… Он связан с планетой Марс… и доля его среди животных - козел. Демоны входят в его владения и называются в Писании сейрим". Сейрим - козлообразные демоны пустыни, неоднократно упоминаемые в Библии (Левит, 17, 7; 2 Паралип. 11, 15; Исайя 34, 14) издавна считались подчиненными Азазеля.

По свидетельству магов, Азазель является как бородатый человек с рогами, ведущий черного козла в короне. Он может уносить любые вещи прочь и делать так, чтобы никто никогда не нашел их. Имеет большую мощь в делах разрушения и порчи. Его нужно заклинать не менее 6 раз (что свидетельствует о его могуществе), но утверждают, что маги, имевшие встречи с ним, бесследно исчезали.

С Азазелем можно отождествить Азаэля (Asael, Azael, Azzael) – также одного из падших ангелов, сожительствовавших с земными женщинами, который упоминается в 6-й главе Книги Еноха, каббалистической книге «Зоар» и талмудических текстах. Утверждают, что он научил людей колдовству, позволяющему солнцу, луне и звездам "спускаться с неба", чтобы сделать их более близкими объектами поклонения вместо Бога.
Известен также в мусульманских преданиях, где Азазель - имя Иблиса (дьявола), отказавшегося поклониться Адаму, в свою бытность ангелом.

По преданию Аза и Азаэль (Азазель) связаны железной цепью где-то в горах Востока, у них обучались все великие волшебники и маги восточных цивилизаций. К Азу и Азаэлю в Арарей Кедем ходил учиться Билам (Валаам), человек с открытым оком, правнук Лавана, духовный антипод Моисея. Ангел Азазель научил людей делать мечи и разные виды оружия, и добывать металлы, и пользоваться драгоценными камнями ...

Азазель упоминается в ТОРЕ: «И извлечет Арон жребий за двух козлов: один жребий Господу, а другой жребий – Азазелю» (Ваикра, 16:8)

Судьба Азазеэля удивительно схожа с судьбой одного из персонажей греческого эпоса – титана Прометея. Прометей в переводе с греческого – провидец. Прометей был прикован к скале, в горах на краю земли в стране скифов, за то, что он научил жестоких, допотопных людей медного века (противостоящих воле Зевса) ремеслам и искусствам. Он дал им знания, похитил для них у Гефеста огонь, смирил быка и коня для повозок и колесниц человека, открыл людям силу лекарств, построил первый корабль.

Строго говоря, этого падшего ангела нельзя причислить к демонам, ибо изначально он был создан для блага людей. Но так уж получилось, что АЗАЗЕЛЬ выполнил демоническую функцию.

Азазель первоначально был ангелом. Но потом отвернулся от Бога и, не испугавшись его гнева, восстал против него. Он примкнул к числу других падших ангелов и стал вести борьбу против Бога. Архангелам было приказано уничтожить его, но Азазель был очень сильным. Архангелы не смогли справиться с ним.

Ангел, который лишился крыльев

Бог, видя, что этого падшего ангела уничтожить нельзя, приказал одному из своих излюбленных героев - Архангелу Рафаилу обрубить ему крылья, а потом сбросить клятвопреступника в Ад. Азазель оказался в Аду, но и там продолжал бороться против «тирании Бога».

Об этом говорится в Библии, причем в ней описаны сцены жизни и падения этого ангела. Рассказывается там и об охоте на него, причем, более подробно. Конечно, не факт, что данное историческое лицо действительно существовало на нашей планете, но этот миф откуда-то стал известен многим древним жителям Земли.

Кроме Библии, имя Азазель упоминается и в других источниках. В некоторых текстах его называют Нахаша или змей-искуситель. В древнегреческой мифологии он является Прометеем, который даровал людям огонь. У других народов он именуется как Муту – бог, который олицетворяет подземный мир.

Еще известно имя Сетха, его тоже приписывают этому падшему ангелу. Переводится имя с арабского и арамейского как «козел отпущения грехов» или демон пустыни. Азазель способен совратить человека, повести его за собой, но этот путь ложный и, как правило, греховный.

Козел отпущения

Иудея – страна, которая действительно существовала в древности, и там был принят обряд, связанный с именем Азазеля. Назывался он днем «козлоотпущения». Но обычно приносили в жертву тельца и двух козлов. Одного козла убивали, как жертву за грехи, а второго отправляли «в пустыню к Азазелю».

То животное, которое отправлялось к падшему ангелу, могло даже выжить, ведь где находился Ад, никто из людей не знал. Козла выводили в пустыню и бросали там. Животное могло вернуться к своим бывшим хозяевам и те об этом, как правило, молчали.

Тех животных, которых убивали для отпущения грехов, сжигали. Но не только козлов приносили в жертву, но еще и могли убить во имя Азазеля овна, козу, голубя или горлицу. Сжигали также небольшую часть муки и зерна. Этот обряд, кстати, переняли и жители Древнего Египта, а также жители Древней Азии. Обряд был не очень эстетичен и от него отказались уже во времена средневековья.

В некоторых источниках говорится, что Азазель – это тот, кто «должен быть отослан». В других рукописях сказано, что так называлась скала, откуда скидывали в пропасть жертвенного козла. В книгах Торы сообщается, что этим словом называют и «подварианты» духовных сил. Эти силы используются Богом для наказания людей за их преступления.

Безусловно, образ Азазеля был использован и в литературе. Вспомним, например, Азазелло у Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», роман «Азазель» Бориса Акунина. Также Азазель встречается в американской субкультуре, а именно в комиксах, в фильмах о «Людях Икс». Встречается этот персонаж у японцев, у англичан и у других народов.


Top