Лабораторная работа по биологии.7 класс.константинов. тема: строение скелета птицы

Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Внешнее строение птицы. Строение перьев".

Цель работы : изучить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 44 учебника, выполните лабораторную работу, зарисуйте строение перьев и сделайте пояснение к рисункам.

3. Сделайте выод об особенностях внешнего строения птиц.

Перья птиц развиваются из тех зачатов эпителия, что и чешуя рептилий. Птицы хорошо приспособлены к полету: передние конечности превращены в крылья, тело имеет обтекаемую форму и покрыто перьями. Основную роль в полете играют маховые движения и рулевые перья.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения :

1. Все птицы способны к полету.

2.Птицы-самый крупный по числу видов класс наземных позвоночных животных.

3.У птиц на ногах, как правило четыре пальца.

4.Летательная поверхность крыла образована контурными перьями.

5.В перьевом покрове голубя нет пуха.

6.Пуховые перья и пух- это одно и то же.

7.Контурное перо состоит из стержня и опахала.

8.Кожа птиц тонкая и сухая (имеется лишь копчиковая железа).

Правильные утверждения : 4, 7, 8.

Задание 4. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Строение скелета птицы".

Цель работы : изучить особенности строения скелета птиц; отметить черты, связанные с полетом.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 45 учебника, выполните лабораторную работу.

3. Раскрасьте кости скелета птицы (зеленым цветом - кости позвоночника, голубым - кости пояса передних конечностей, коричневым - передние конечности, красным - пояс задних конечностей, желтым - задние конечности) и надпишите их.

4. Отметьте, в чем выражается приспсобленность строения скелета птицы к полету.

Опорно-двигательная система хорошо отражает приспособления птиц к полету. Скелет легкий и прочный. Легкость обеспечивается пневматичностью костей, прочность - их срастанием. в кисти кости срослись в пряжку, в стопе - в цевку.

Задание 5. Выпишите номера правильный утверждений.

Утверждения :

1. Киль (вырост грудины) уптиц способствует рассеканию воздуха в полете.

2. Цевка у птиц образовалась в результате срастания нескольких костей стопы.

3.Скелет крыла птицы сходен со скелетом крыла древнего летающего ящера.

4. Клюв птицы - это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.

5.Крылья птицы поднимаются и опускаются благодаря действию грудных мышц.

6.Пояс передних конечностей у птиц состоит из двух лопаток и двух ключиц.

7.В кисти крыла птиц хорошо сохранился один палец.

8.Положение крыльев обеспечивает птицам устойчивость в полете.

9.Наличие роговых чешуй является общим признаком пресмыкающихся и птиц.

10. Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков.

Правильные утверждения : 1, 3, 4, 5, 8, 9.

Цель : Выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полётом.
Оборудование: Чучело птицы, набор перьев (контурные, пуховые, пух), пинцет, лупа.

Задание:

1. Рассмотреть чучело птицы. Найти основные отделы тела. Назовать их.

2. Рассмотреть голову птицы. Обратить внимание на её форму, размеры. Найти клюв, рассмотреть его строение. Найти глаза, обратить внимание на их расположение. Найти слуховое углубление.

3. Рассмотреть туловище птицы. Определить его форму. Определить месторасположение крыльев и ног.

4. Обратить внимание на внешнее строение конечностей. Чем покрыты цевка и пальцы ног? Вспомнить, у каких животных такой покров.

5. Рассмотреть хвост птицы. Записать названия перьев, расположенных на хвосте и крыле, подсчитать их число.

6. Исследовать набор перьев. Найти контурное перо, изучить его строение, назвать основные части. С помощью лупы рассмотреть опахало. Зарисовать строение контурного пера, подписать названия его основных частей.

7. Рассмотреть пуховое перо. Найти очин и опахала. Зарисовать это перо и подписать названия его основных частей.

8. На основании внешнего строения отметить приспособления птиц к полёту.

Ход работы:

1. Основные отделы тела: голова, тело.

2. Относительно небольшая голова, на которой выступает клюв, образованный костными челюстями. С обеих сторон покрыт роговыми чехлами. На клюве имеются ноздри. По бокам головы имеются большие глаза, ближе к затылку под перьями скрыты ушные углубления, на дне которых находятся барабанные перепонки.



3. Все тело птицы приспособлено к полету. Передние конечности превращены в крылья, тело имеет обтекаемую форму.

4. Цевка и пальцы ног у птицы покрыты кожными чешуйками как у ящериц.

5. На хвосте птицы расположены рулевые перья. При их помощи птицы может контролировать направление своего движения.

6. Контурные перья расположены на крыльях. Основную структуру пера составляет опахало и стержня с очином. Опахало состоит из бородок I и II порядка.

Вывод: Тело птицы имеет обтекаемую форму, что снижает сопротивление при полете. Сам полет осуществляют крылья с контурными перьями и хвост с рулевыми.

Лабораторная работа №9 «Строение скелета птицы» 26.02

Цель. Изучить особенности строения скелета птиц. Отметить черты, связанные с полетом.

Оборудование: скелет птицы, пинцет.

Ход работы

1. Рассмотреть скелет птицы. Определить форму черепа. Рассмотреть костную основу клюва и большие глазницы, соединения нижней челюсти с черепом и черепа с позвоночником.

2. Рассмотреть отделы позвоночника. Назвать их.

3. В шейном отделе обратить внимание на строение первых двух позвонков, на седловидную форму и подвижное соединение других позвонков. Отметить значение этой особенности в жизни птицы.

4. Найти грудной отдел позвоночника, обратить внимание на неподвижное соединение позвонков. Рассмотреть строение грудины и ребер.

5. Назвать кости пояса и свободных передних конечностей. Обратить внимание на кости плеча, предплечья, пряжки, пальцев.

6. Найти пояс задних конечностей. Рассмотреть его, обратив внимание на прочность соединения костей таза с позвоночником. Объяснить значение этой особенности строения скелета в жизни птицы.

7. Рассмотреть кости задних конечностей. Назвать их. Обратить внимание на цевку - длинную кость стопы. Подсчитать число пальцев.

8. Отметить в строении скелета птицы черты приспособленности, связанные с полетом.

Ход работы:

1. Череп достаточной маленький с большими глазницами;

2. Отделы позвоночника: шейный (9-25 позвонков), грудной (3-10), поясничный (6 позвонков), крестцовый (2 позвонка), хвостовой.

3. Первые 2 позвонка – атлант и эпистрофей обеспечивают подвижность головы птицы.

4. Грудные позвонки срослись в единую спинную кость. К грудным позвонкам причленяются ребра. Грудные позвонки, ребра, грудина образуют грудную клетку, защищающую внутренние органы.

5. Скелет крыла: плечо, предплечье, кисть. Часть костей запястья и пястья срослись в пряжку. Скелет свободной задней конечности состоит из бедренной кости, костей голени, сросшихся вместе и стопы. Часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись в цевку.

6. Поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков образуют сложный крестец. Он создает опору для задних конечностей. Таз у птиц открытый – лобковые кости не срастаются, а широко расходятся в стороны. Это позволяет птицам откладывать яйца.

7. Кости задней конечности: бедро, голень, цевка, фаланги пальцев. У птиц 4 пальца (редко 3).

Вывод : Опорно-двигательная система хорошо отражает приспособленность птиц к полету. Скелет легкий и прочный. Легкость обеспечивается пневматичностью костей, прочность - их срастанием. В кисти кости срослись в пряжку, в стопе - в цевку. Наиболее крупные и сильные летательные мышцы начинаются на киле грудины и сухожилиями прикрепляются к костям крыльев.

Лабораторная работа

«Скелет птицы»

ЦЕЛЬ (запишите цели, которые Вы должны достичь при выполнении данной работы)

    Познакомьтесь со скелетом птицы

    Выпишите основные части скелета

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выпишите кости позвоночника

___________________________________________________________________________________

    Выпишите кости пояса верхних конечностей

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выпишите кости свободной верхней конечности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выпишите кости пояса нижних конечностей

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выпишите кости свободной нижней конечности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 Сделать вывод

Приспособление к полету привело к перестройке всех систем органов и поведения. Изменился и скелет птицы.

Структурные изменения проявились в основном в увеличении силы мышц при снижении веса тела. Кости скелета стали полыми или ячеистыми либо преобразовались в тонкие изогнутые пластинки, сохранив достаточную прочность для выполнения предназначенных им функций. На смену тяжелым зубам пришел легкий клюв, перьевой же покров - образец легкости, хотя он и может весить больше, чем скелет. Между внутренними органами расположены участвующие в дыхании воздушные мешки.

Преобразование костного скелета, связанное с хождением птиц на задних конечностях и использованием передних для полета, особенно наглядно выражено в плечевом и тазовом поясах. Плечевой пояс жестко связан с грудиной, и потому при полете тело как бы висит на крыльях. Достигается это благодаря сильно разросшимся коракоидным костям, которые у млекопитающих отсутствуют. Скелет птицы имеет заметно усиленный тазовый пояс. Задние конечности хорошо удерживают этих животных на земле (на ветвях при лазании или на воде при плавании) и, что особенно важно, успешно гасят удары в момент приземления. Поскольку кости стали тонкими, их прочность повысилась в результате срастания друг с другом, когда менялось строение скелета птицы. Как и у млекопитающих, три парные тазовые кости слились с позвоночником и между собой. Произошло слияние туловищных позвонков, начиная от последнего грудного и кончая первым хвостовым. Все они вошли в состав сложного крестца, который укрепил тазовый пояс, позволив конечностям птиц осуществлять свои функции, не нарушая работы других систем.

конечности, скелета птицы. сильно видоизменены по сравнению с типичными особенностями, характерными для позвоночных. Так, кости плюсны и предплюсны удлинились и слились между собой, образовав дополнительный сегмент конечности.. У задних конечностей появился механизм, позволяющий птицам удерживаться на ветвях. Мышцы-сгибатели пальцев лежат выше колена. Их длинные сухожилия проходят по передней стороне колена, затем по задней стороне цевки и нижней поверхности пальцев. При сгибании пальцев, когда птица обхватывает ветку, сухожильный механизм запирает их, так что захват не слабеет даже во время сна. многие кости голени и стопы у нее срослись. особенно резкие изменения в связи с приспособлением к полету произошли в строении кисти. Оставшиеся кости передних конечностей срослись, образуя опору для первостепенных маховых перьев. Сохранившийся первый палец является опорой для рудиментарного крылышка, которое действует как особый регулятор, снижающий торможение крыла при малых скоростях полета. Второстепенные маховые перья прикрепляются к локтевой кости. Совместно с замечательным устройством самих перьев все это создает крыло - орган, отличающийся высокой эффективностью и адаптивной пластичностью.

У летающих птиц крупная грудина имеет высокий киль, к которому прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья. С позвоночником срастаются тазовые кости. Поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков образуют сложный крестец, создающий надежную опору для задних конечностей. Таз у птиц открытый - лобковые кости не срастаются, а широко расходятся в стороны. Это позволяет птицам откладывать крупные яйца, покрытые жесткой скорлупой.

Скелет. Птицы обладают прочным и легким скелетом (рис. 158). Все длинные кости трубчатые, имеют воздушные полости; небольшие воздушные полости есть и в некоторых плоских костях. Прочность скелету придает срастание многих костей. Единую кость представляет собой череп, в котором подвижно соединена только нижняя челюсть.

Рис. 158. Скелет птицы:1 - нижняя челюсть; 2 - верхняя челюсть; 3 - череп; 4 - шейный отдел позвоночника; 5 - ключицы; 6 - коракоид (воронья кость); 7 - лопатка; 8 - плечо; 9 - предплечье; 10 - пряжка; 11 - фаланги пальцев; 12 - ребра; 13 - грудина; 14 - киль грудины; 15 - сложный крестец; 16 - хвостовой отдел позвоночника; 17 - копчиковая кость; 18 - бедро; 19 - голень; 20 - цевка; 21 - фаланги пальцев

Позвоночник состоит из пяти отделов: шейного (9-25 позвонков), грудного (3-10 позвонков), поясничного (шесть позвонков), крестцового (двапозвонка) и хвостового (пять позвонков срослись со сложным крестцом, шесть остались свободными, четыре последних срослись в копчиковую кость). Грудные позвонки срастаются в единую спинную кость. Она соединена суставом со сложным крестцом. К грудным позвонкам причленяются ребра. Каждое ребро состоит из спинного и брюшного отделов, соединенных подвижно. Брюшные отделы ребер соединяются с грудиной. Грудные позвонки, ребра и грудина образуют грудную клетку, защищающую внутренние органы.

У летающих птиц крупная грудина имеет высокий киль, к которому прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья. С позвоночником срастаются тазовые кости. Поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков образуют сложный крестец, создающий надежную опору для задних конечностей. Таз у птиц открытый - лобковые кости не срастаются, а широко расходятся в стороны. Это позволяет птицам откладывать крупные яйца, покрытые жесткой скорлупой.

Пояс передних конечностей состоит из парных мечевидных лопаток, двух сросшихся в вилочку ключиц (они амортизируют резкие толчки при опускании крыльев) и двух крупных коракоидов (вороньих костей), упирающихся в грудину. Скелет передней свободной конечности - крыла, как и у других наземных позвоночных, состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. Часть костей запястья и пясти срастаются в единый отдел - пряжку. Сохраняются остатки (рудименты) второго, третьего и четвертого пальцев. Скелет свободной задней конечности состоит из бедренной кости, костей голени, сросшихся вместе, и стопы. Часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись и образовали единую кость - цевку. Ноги большинства птиц четырехпалые: три пальца направлены вперед, один назад. У бегающих птиц число пальцев сокращается до трех, а у африканского страуса - до двух.

Задание 1. Выполните лабораторную работу.
Тема: «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Цель работы : изучить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 44 учебника, выполните лабораторную работу, зарисуйте строение перьев и сделайте пояснения к рисункам.

3. Сделайте выводы об особенностях внешнего строения птиц.
Перья птиц развиваются из тех же зачатков эпителия, что и чешуи рептилий. Птицы хорошо приспособлены к полету: передние конечности превращены в крылья, тело имеет обтекаемую форму и покрыто перьями. Основную роль в полете играют маховые и рулевые крылья.

Задание 2. Заполните таблицу.

Особенности строения пресмыкающихся птиц.


Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения :


Правильные утверждения: 4,7, 8.

Задание 4. Выполните лабораторную работу
Тема : «Строение скелета птицы»
Цель работы : изучить особенности строения скелета птиц; отметить черты, связанные с полетом.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 45 учебника, выполните лабораторную работу.
3. Раскрасьте кости скелета птицы (зеленым цветом кости позвоночника, голубым - кости пояса передних конечностей; коричневым передние конечности, красным – пояс задних конечностей, желтым – задние конечности) и надпишите их.


4. Отметьте, в чем выражается приспособленность строения скелета птицы к полету.

Опорно-двигательная система хорошо отражает приспособление птиц к полету. Скелет легкий и прочный. Легкость обеспечивается пневматичностью костей, прочность - их срастание. В кисти кости срослись в пряжку, в стопе – в цевку.

Задание 5. Впишите номера правильных утверждений.
Утверждения:


Правильные утверждения: 1,3,4,5,8,9.


Top