Международный союз охраны природы и природных ресурсов (мсоп). красная книга международного союза охраны природы

Красная книга - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные.

Первая организационная задача охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов - их инвентаризация и учет как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах.

Без этого нельзя приступать ни к теоретической разработке проблемы, ни к практическим рекомендациям по спасению отдельных видов. Задача не простая, и ещё 30-35 лет назад предпринимались первые попытки составить сначала региональные, а затем мировые сводки редких и исчезающих видов зверей и птиц. Однако сведения были или слишком лаконичны и содержали лишь перечень редких видов, или, напротив, очень громоздки, поскольку включали все имеющиеся данные по биологии и излагали историческую картину сокращения их ареалов.

Красная книга мсоп

Международный Союз Охраны Природы (МСОП) объединил и возглавил в 1948 году работу по охране живой природы государственных, научных и общественных организаций большинства стран мира. В числе первых его решений в 1949 году было создание постоянной Комиссии по выживанию видов (англ. Species Survival Commission), или, как принято называть в русскоязычной литературе, - Комиссию по редким видам.

В задачи Комиссии входило изучение состояния редких видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, разработка и подготовка проектов международных и межнациональных конвенций и договоров, составление кадастра таких видов и выработка соответствующих рекомендаций по их охране.

Комиссия начала свою работу с нуля. Нужно было выработать общие принципы подхода к охране редких видов, определить те виды, которым угрожала реальная опасность исчезновения или истребления, разработать систему их классификации, собрать информацию по биологии таких видов, чтобы выявить основные лимитирующие факторы. В начале работы не существовало даже понятия «редкого вида».

Основной своей целью Комиссия поставила создание мирового аннотированного списка (кадастра) животных, которым по тем или иным причинам грозит исчезновение. Сэр Питер Скотт (Piter Scott), председатель Комиссии, предложил назвать список Красной книгой (англ. Red Data Book), чтобы придать ему вызывающее и ёмкое значение, так как красный цвет символизирует сигнал опасности.

Издания Красной книги мсоп

Первое издание Красной книги МСОП вышло в свет в 1963 году. Это было «пилотное» издание с небольшим тиражом. В два его тома вошли сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 видах и подвидах птиц. Красная книга рассылалась по списку видным государственным деятелям и учёным. По мере накопления новой информации, как и планировалось, адресатам высылались дополнительные листы для замены устаревших.

Три тома второго издания книги вышли в 1966-1971 годах. Теперь у неё был «книжный» формат (21,0 ? 14,5 см), но, как и первое издание, она имела вид перекидного толстого календаря, любой лист которого мог быть заменён новым. Книга по-прежнему не была рассчитана на широкую продажу, она рассылалась по списку природоохранным учреждениям, организациям и отдельным учёным. Количество видов, занесённых во второе издание Красной книги МСОП, значительно увеличилось, так как за прошедшее время была собрана дополнительная информация. В первый том книги вошли сведения о 236 видах (292 подвидах) млекопитающих, во второй - о 287 видах (341 подвиде) птиц и в третий - о 119 видах и подвидах рептилий и 34 видах и подвидах амфибий.

Постепенно Красная книга МСОП совершенствовалась и пополнялась. В третье издание, тома которого начали выходить в 1972 году, были включены сведения уже о 528 видах и подвидах млекопитающих, 619 видах птиц и 153 видах и подвидах рептилий и амфибий. Была изменена и рубрикация отдельных листов. Первая рубрика посвящена характеристике статуса и современного состояния вида, последующие - географическому распространению, популяционной структуре и численности, характеристике местообитаний, действующим и предлагаемым мерам по охране, характеристике содержащихся в зоопарках животных, источникам информации (литературе). Книга поступила в продажу, и в связи с этим был резко увеличен её тираж.

Последнее, четвёртое «типовое» издание, вышедшее в 1978-1980 годах, включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 - птиц, 2 вида рептилий. Сокращение числа форм в последнем издании Красной книги произошло не только за счёт успешной охраны, но и в результате более точной информации, полученной в последние годы.

Работа над Красной книгой МСОП продолжается. Это документ постоянного действия, поскольку условия обитания животных меняются и всё новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие плоды, о чём свидетельствуют зелёные её листы.

33. Международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды – составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов. Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей. Процесс становления отрасли МЭП протекает с XIX столетия, и в своём развитии прошёл несколько этапов. Так, проф. Бекяшев К.А. выделяет три этапа становления и развития МЭП: 1839–1948 гг.; 1948–1972 гг.; 1972–по настоящее время. Первый этап увязывается с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии, второй этап – с началом деятельности ООН, третий этап знаменует проведение глобальных международных конференций по данному вопросу.Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений. Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.

Развитие и функционирование МЭП, как и любой отрасли международного права строится на определенных основополагающих положениях, которые являются своеобразными юридическими аксиомами в относительно подвижной материи международного права – принципы МЭП. МЭП имеет основные начала 2 типов: основные принципы международного права; специфические принципы МЭП. К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это прежде всего основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств. Специфические принципы международного экологического права – категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП. Обычно выделяется следующие принципы: окружающая среда – общая забота человечества; окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества; свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов; рациональное использование окружающей среды; содействие международно-правовому сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды; взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод; предосторожный подход к окружающей среде; право на развитие; предотвращение вреда; предотвращение загрязнения окружающей среды; ответственность государств; отказ от иммунитета, от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.

Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифференцируется по компонентам окружающей среды: охрана вод, воздуха, почв, лесов, флоры, фауны и т.д. Соответственно в рамках МЭП выделяются международно-правовые институты: международно-правовая охрана воздуха, международно-правовая охрана животных и т.д.

Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

· как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

· как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

· как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

· противоправность поведения;

· причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

· причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

· стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

· компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

· превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.

34. Экологический терроризм (экотерроризм, экотаж) - термин, имеющий (по мнению зав. каф. политологии Южно-Уральского государственного университета В.Е. Хвощева ) два различных смысла :

Радикальные действия «зелёных» (энвайронменталистов), групп и лиц, борющихся за права животных, а также выступающих за освобождение животных ; ФБР США определяет экологический терроризм в данном контексте как применение или угроза применения насилия криминального характера против невинных жертв или имуществу граждан со стороны экологически ориентированных, межнациональных групп по эколого-политическим причинам, либо направленных с целью привлечения внимания .Это отличает его от традиционного терроризма, когда гибнут люди. Однако по мнению ФБР, с началом XXI века деятельность и тактика ряда подобных групп активистов претерпела существенные изменения и приобрела опасный характер для общества.

Умышленное масштабное загрязнение окружающей среды .

Красная книга МСОП Это статья о Красной книге - списке редких и исчезающих видов. У этого термина есть и другие значения, см. Красная книга (значения)

Красная книга - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных , растений и грибов . Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные.

Первая организационная задача охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов - их инвентаризация и учет как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах. Без этого нельзя приступать ни к теоретической разработке проблемы, ни к практическим рекомендациям по спасению отдельных видов. Задача не простая, и ещё 30-35 лет назад предпринимались первые попытки составить сначала региональные, а затем мировые сводки редких и исчезающих видов зверей и птиц. Однако сведения были или слишком лаконичны и содержали лишь перечень редких видов, или, напротив, очень громоздки, поскольку включали все имеющиеся данные по биологии и излагали историческую картину сокращения их ареалов.

Красная книга МСОП

Издания Красной книги ВСОП

Первое издание Красной книги ВСОП вышло в свет в году. Это было «пилотное» издание с небольшим тиражом. В два его тома вошли сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 видах и подвидах птиц . Красная книга рассылалась по списку видным государственным деятелям и учёным. По мере накопления новой информации, как и планировалось, адресатам высылались дополнительные листы для замены устаревших.

Три тома второго издания книги вышли в - годах. Теперь у неё был «книжный» формат (21,0 х 14,5 см), но, как и первое издание, она имела вид перекидного толстого календаря, любой лист которого мог быть заменен новым. Книга по-прежнему не была рассчитана на широкую продажу, она рассылалась по списку природоохранным учреждениям, организациям и отдельным учёным. Количество видов, занесенных во второе издание Красной книги ВСОП, значительно увеличилось, так как за прошедшее время была собрана дополнительная информация. В первый том книги вошли сведения о 236 видах (292 подвидах) млекопитающих, во второй - о 287 видах (341 подвиде) птиц и в третий - о 119 видах и подвидах рептилий и 34 видах и подвидах амфибий .

Постепенно Красная книга ВСОП совершенствовалась и пополнялась. В третье издание, тома которого начали выходить в году, были включены сведения уже о 528 видах и подвидах млекопитающих, 619 видах птиц и 153 видах и подвидах рептилий и амфибий. Была изменена и рубрикация отдельных листов. Первая рубрика посвящена характеристике статуса и современного состояния вида, последующие - географическому распространению, популяционной структуре и численности, характеристике местообитаний, действующим и предлагаемым мерам по охране, характеристике содержащихся в зоопарках животных, источникам информации (литературе). Книга поступила в продажу, и в связи с этим был резко увеличен её тираж.

Последнее, четвертое «типовое» издание, вышедшее в - годах, включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб . Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 - птиц, 2 вида рептилий. Сокращение числа форм в последнем издании Красной книги произошло не только за счёт успешной охраны, но и в результате более точной информации, полученной в последние годы.

Работа над Красной книгой ВСОП продолжается. Это документ перманентного действия, поскольку условия обитания животных постоянно меняются и все новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие плоды, о чем свидетельствуют зелёные её листы.

Красный список угрожаемых видов

Вторая ветвь «бифуркации» идеи Красной книги - появление совершенно новой формы информации о редких животных в виде издания «Красных списков угрожаемых видов » (англ. IUCN Red List of Threatened Animals ). Они выходят также под эгидой МСОП, но официально и практически не являются вариантом Красной книги, не аналогичны ей, хотя и близки к этому. Такие списки опубликованы в , , , и годах. Издание осуществляется Всемирным центром мониторинга окружающей среды в Кембридже (Великобритания) при участии более тысячи членов Комиссии по редким видам МСОП.

Структурную основу новой системы образуют два главных блока : а) таксоны, находящиеся под угрозой исчезновения и б) таксоны низкого риска (LC).

Первый блок подразделяется на три категории:

  • таксоны в критическом состоянии (CR)
  • таксоны под угрозой исчезновения (EN)
  • таксоны в уязвимости (VU)

По сути дела, эти три категории и являются основными, предупреждающими о серьёзности утраты представителей таксона в недалёком будущем. Именно они и составляют основной массив таксонов, заносимых в красные книги различного ранга.

Второй блок включает представителей, не относящихся ни к одной из категорий первой группы, и состоит из следующих категорий:

  • таксоны, зависящие от степени и мер охраны (CD)
  • таксоны, близкие к переходу в группу угрожаемых (NT)
  • таксоны минимального риска (LC)

Несколько особняком стоят ещё две категории, не имеющие непосредственного отношения к проблемам охраны:

  • таксоны, полностью исчезнувшие (EX)
  • таксоны, сохранившиеся только в неволе (EW)

Красная книга МСОП, как и Красные листы, не является юридическим (правовым) документом, а носит исключительно рекомендательный характер. Она охватывает животный мир в глобальном масштабе и содержит рекомендации по охране, адресованные странам и правительствам, на территории которых сложилась для животных угрожающая ситуация. Эти рекомендации неизбежно, именно вследствие глобальности масштабов, носят самый общий, приблизительный характер.

  • См. также Категории и критерии Красного списка МСОП

Красная книга СССР

Красная книга СССР вышла в свет в августе года. Выпуск её был приурочен к открытию XIV Генеральной ассамблеи МСОП , проходившей в СССР (Ашхабад).

Красная книга СССР разделена на две части. Первая посвящена животным, вторая - растениям . План рубрикации листов, посвящённых животным и растениям, различен.

Для животных приняты следующие рубрики:

  • название и систематическое положение вида
  • категория статуса
  • географическое распространение
  • характеристика мест обитания и их современное состояние
  • численность в природе
  • характеристика процесса размножения
  • конкуренты, враги и болезни
  • причины изменения численности
  • численность в неволе
  • характеристика размножения в неволе
  • принятые меры охраны
  • необходимые меры охраны
  • источники информации

Все эти рубрики заполняются для каждого вида редких животных. Таким образом, информация по каждому виду более многообразна, чем в Красной книге МСОП. Но в первом издании Красной книги СССР принята более упрощенная шкала категорий статуса. Рассматриваются лишь две категории:

  • виды, находящиеся под угрозой исчезновения (Категория А )
  • редкие виды (Категория Б )

В категорию А были прежде всего занесены виды, вошедшие в Красную книгу МСОП (третье издание) и обитающие на территории СССР (этот принцип сохранился и впоследствии). Всего же в Красную книгу СССР было занесено 62 вида и подвида млекопитающих (25 форм отнесено к категории А и 37 - к категории Б), 63 вида птиц (26 видов к категории А и 37 - к категории Б), 8 видов земноводных и 21 вид пресмыкающихся. По каждому виду на соответствующем листе имеются рисунок и карта распространения.

Сама по себе Красная книга СССР не имела силы государственного юридического акта. Вместе с тем, в соответствии с Положением о Красной книге СССР, занесение в неё какого-либо вида означало установление запрета на его добывание, возлагало на соответствующие государственные органы обязательства по охране как самого вида, так и его местообитаний. В этом аспекте Красная книга СССР была основой для законодательной защиты редких видов. Одновременно её следует рассматривать как научно обоснованную программу практических мероприятий по спасению редких видов.

Красная книга СССР, как и Красная книга МСОП, должна была пополняться и дорабатываться, в соответствии с изменениями экологической ситуации в стране, появлением новых знаний о животных, совершенствованием методов их охраны. Поэтому сразу после выхода в свет Красной книги СССР (а возможно и раньше) начался сбор материалов для второго её издания. Благодаря исключительно интенсивной работе группы высококлассных специалистов второе издание было опубликовано через шесть лет после первого, в году. Оно принципиально отличалось от первого и по структуре, и по объёму материала.

Разница заключалась прежде всего в том, что значительно расширился спектр крупных таксонов животных, вошедших в новое издание. В частности, в него вошли помимо четырёх классов наземных позвоночных рыбы, членистоногие , моллюски и кольчатые черви . Красная книга растений была опубликована отдельным томом. Кроме того, вместо двух категорий статуса было выделено пять, как и в третьем издании Красной книги МСОП, причём и формулировки категорий практически были заимствованы из неё же:

  • I категория - виды, находящиеся под угрозой исчезновения, спасение которых невозможно без осуществления специальных мер.
  • II категория - виды, численность которых ещё относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в недалёком будущем может поставить их под угрозу исчезновения (то есть кандидаты в I категорию).
  • III категория - редкие виды, которым в настоящее время ещё не грозит исчезновение, но встречаются они в таком небольшом количестве или на таких ограниченных территориях, что могут исчезнуть при неблагоприятном изменении среды обитания под воздействием природных или антропогенных факторов.
  • IV категория - виды, биология которых изучена недостаточно, численность и состояние вызывают тревогу, однако недостаток сведений не позволяет отнести их ни к одной из первых категорий.
  • V категория - восстановленные виды, состояние которых благодаря принятым мерам охраны не вызывает более опасений, но они не подлежат ещё промысловому использованию и за их популяциями необходим постоянный контроль.

Всего в это издание было занесено 223 таксона, включая виды, подвиды и популяции наземных позвоночных (занесение подвидов и популяций в этом издании также стало новшеством). По охвату видового состава фауны эти таксоны распределялись следующим образом: млекопитающие - 96 таксонов, птицы - 80, рептилии - 37 и амфибии - 9 таксонов. По категориям статуса распределение в принципе было довольно равномерным: из млекопитающих 21 таксон был отнесен к первой категории, 20 - ко второй, 40 - к третьей, 11 - к четвертой и 4 - к пятой категории; из класса птиц соответственно 21, 24, 17, 14 и 4 таксонов; из рептилий - 7, 7, 16, 6 и 1; из амфибий - 1, 6, и 2 (таксонов, относимых к четвертой и пятой категориям среди амфибий не оказалось).

В этом издании был собран значительный материал по биологии редких видов, который используется ещё и в настоящее время. Этот же материал в значительной степени лег в основу республиканских красных книг, а позже и в Красную книгу Российской Федерации. Это издание Красной книги СССР было опубликовано уже после принятия Закона «Об охране и использовании животного мира», что означало введение особых мер охраны редких видов.

Красная книга Российской Федерации

В результате распада Советского Союза в году многие нормативные правовые акты утратили свою легитимность. После становления России как независимого государства и реформы всей системы государственного управления в области охраны окружающей среды встал вопрос о подготовке издания Красной книги Российской Федерации на новой политической и административной основе. За научную основу Красной книги России была взята Красная книга РСФСР, хотя речь шла о принципиально новом издании. Работа по созданию Красной книги России была возложена на вновь созданное Министерство природных ресурсов и экологии РФ . В году при министерстве была создана Комиссия по редким и исчезающим видам животных и растений, к работе которой привлекли ведущих специалистов в области охраны редких видов из различных учреждений Москвы и других городов.

Несмотря на то, что в 1992-1995 годах название, структура и кадровый состав министерства многократно менялись, Комиссия по редким видам провела значительную работу. Например, было решено предложить шесть категорий статуса:

  • 0 - вероятно исчезнувшие. Таксоны и популяции, известные ранее с территории (или акватории) Российской Федерации и нахождение которых в природе не подтверждено (для беспозвоночных - в последние 100 лет, для позвоночных животных - в последние 50 лет).
  • 1 - находящиеся под угрозой исчезновения. Таксоны и популяции, численность особей которых уменьшилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть.
  • 2 - сокращающиеся в численности. Таксоны и популяции с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения.
  • 3 - редкие. Таксоны и популяции, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории (или акватории) или спорадически распространены на значительных территориях (акваториях).
  • 4 - неопределённые по статусу. Таксоны и популяции, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.
  • 5 - восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Таксоны и популяции, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению.

Были разработаны стандартные правила составления очерков (листов) по видам (подвидам, популяциям), регламентированы иллюстративные материалы, а также пересмотрены и дополнены списки видов, рекомендуемых для занесения в Красную книгу России. Всего по первому варианту было рекомендовано 407 видов (подвидов, популяций) животных, из них - 155 видов беспозвоночных (включая насекомых), 43 вида круглоротых и рыб, 8 видов амфибий, 20 видов рептилий, 118 видов птиц и 63 вида млекопитающих. 9 таксонов были отнесены к категории исчезнувших и 42 таксона предложены для исключения по сравнению со списком Красной книги РСФСР. Кроме того, был создан перечень таксонов, нуждающихся в особом контроле в природе. Собраны и отредактированы очерки (листы) по отдельным таксонам. В целом подготовка рукописи уже к 1995 году была практически завершена.

Региональные Красные книги в России

Со второй половины 1980-х годов в СССР началось составление региональных книг о редких видах животных и растений в масштабах республик , краёв, областей , автономных округов . Это было вызвано необходимостью немедленной охраны ряда видов и форм животных и растений, возможно, не редких в стране, но редких в отдельных регионах, а также быстро растущей в эти годы самостоятельностью местных властей и желанием самостоятельно решать свои природоохранные проблемы. Таким региональным книгам о редких животных было целесообразно придать статус региональных Красных книг. Это укрепило их правовой статус и усилило практическое воздействие на общество. Особое значение это имело для национальных автономий.

По существу, не региональная Красная книга на Земле одна: это Красная книга МСОП - единственная, которая даёт информацию о редких видах в пределах всего ареала. Лишь в этом случае речь идёт о планетарном сохранении редких видов. Все остальные национальные Красные книги региональны, только территориальные масштабы их различны. Например, в Красной книге СССР (сейчас это Россия, страны СНГ и Балтии) из 80 видов птиц менее 20 внесены в Красную книгу МСОП, а остальные являются, таким образом, регионально редкими.

Национальные Красные книги, за редким исключением, дают информацию лишь о частях ареалов видов и подвидов животных и растений. Только в случаях с узкоареальными видами можно говорить о сохранении мирового генофонда в масштабах той или иной национальной или даже региональной Красной книги. Для животных это довольно редкое явление (например, русская выхухоль или эндемики озера Байкал).

Как правило, чем регион больше, тем он значимее для дела охраны живой природы. Исключение составляют некоторые сравнительно небольшие территории, обладающие исключительным биологическим разнообразием, обилием эндемичных видов или видов, редких и исчезающих в мировом масштабе. Таковы, например, Кавказ , Алтай , юг Дальнего Востока , некоторые районы Средней Азии .

В 1990-х-2000-х годах появился целый ряд новых региональных Красных книг различного административного уровня. Причём нужно отметить, что по своему научному, природоохранному и полиграфическому уровням Красные книги Белоруссии , Казахстана , Украины значительно превосходят своих предшественниц советского периода.

В субъектах Российской Федерации вышли следующие издания:

Животный мир невероятно богат и разнообразен. Тем не менее постепенное исчезновение многих видов животных продолжается каждый день, каждую минуту.

Начиная с 1600 г. вымерло множество живых организмов. В 1627 г. неподалеку от Варшавы убит последний тур, в 1788 г. в окрестностях Командорских островов уничтожена последняя морская корова, а в 1899 г. в США застрелен последний странствующий голубь.

Черный рынок по торговле дикими животными и отдельными частями их тел процветал, а богатства Земли казались неистощимыми. Многие виды погибли от рук браконьеров или просто от того, что для них не осталось пригодных местообитаний. Губительный процесс с наибольшей силой начал проявляться в конце ХХ в. и все еще продолжается. Под угрозой исчезновения находятся 1130 видов млекопитающих, 1183 - птиц, 296 - пресмыкающихся, 146 - земноводных, 751 - рыб, 938 - моллюсков, 408 - ракообразных, 10 - паукообразных, 555 - насекомых, множество других видов беспозвоночных животных.


Автор: Aaron Logan - Lightmatterhttp://www.lightmatter.net/gallery/Animals/panda, CC BY 1.0 За последние десять лет несколько видов животных навсегда сошли с арены мировой истории. Один из них - западный черный носорог, другие подвиды этого вида находятся в критической опасности

Навсегда покинули мир живой природы речной дельфин Бейджи, западный черный носорог, марианская кряква, пиренейский козерог, алаотранская поганка, карибский тюлень-монах и некоторые другие виды. За последние столетия с лица планеты полностью исчезли 83 вида млекопитающих, 128 - птиц, 21 - пресмыкающихся, 5 - земноводных, 81 - рыб, 291 - моллюсков, 8 - ракообразных, 72 - насекомых, 3 - онихофор и 1 - турбеллярий.

Для того чтобы человек знал, какие живые существа требуют серьезных мер охраны и нуждаются в помощи, создана .

Красная книга - официальный документ, он содержит систематизированные сведения о представителях флоры и фауны, которые нуждаются в охране. Существуют международные, национальные и региональные Красные книги. Обычно Красная книга или Красный список есть у каждой страны, а иногда области или города, ведь сохранение вида в целом напрямую зависит от его положения в конкретной среде обитания.

В Международной Красной() книге максимально отражены глобальные тенденции, угроза существованию того или иного таксона в масштабах Земли. В локальных Красных книгах и списках рассказано о положении вещей в той или иной популяции на определенной территории.

К началу XX в. вымирание и сокращение численности многих видов стало настолько серьезной проблемой, что назрело ее неотложное решение. В 1928 г. в Брюсселе создано Международное бюро по защите природы, а в 1948 г. основан Международный союз охраны природы (МСОП; IUCN). На втором году деятельности МСОП организована Комиссия по редким и исчезающим видам (Species Survival Commission), членами которой стали ведущие ученые многих стран.

Первое пилотное издание Красной книги мира вышло в 1963 г. небольшим тиражом. Второе, более полное, издание, включающее пять томов, публиковалось с 1966 по 1971 гг. Сегодня МСОП объединяет 82 страны, 111 правительственных и 800 неправительственных организаций. Над разработкой и обновлением Красного списка трудится огромное число ученых и исследовательских коллективов, во многих странах созданы комиссии по Красным книгам.

Автором идеи создания Красной книги стал английский исследователь, один из основателей Всемирного фонда охраны дикой природы, председатель Комиссии по редким и исчезающим видам Питер Скотт. Он предложил выбрать красный цвет как символ тревоги, опасности и вместе с тем стремления к жизни.

Большая панда стала животным, которое вдохновило Питера Скотта на создание знаменитой эмблемы Всемирного фонда охраны дикой природы

Третье издание Красной книги стало выходить начиная с 1972 г., а последнее, четвертое, было опубликовано с 1978 по 1980 гг. Начиная с 1988 г. появился альтернативный вариант - Красный список угрожаемых видов. Список постоянно обновляется, пополняясь новой информацией.

В этом списке животные распределяются по девяти охранным статусам. Рассмотрим охранные категории более детально.

EX (исчезнувшие) . Статус присваивается виду или подвиду, который не встречается в природе, начиная с момента последнего официально зарегистрированного наблюдения. Если умирает последний представитель, вид считается исчезнувшим. К сожалению, список видов с данным статусом довольно длинный. Сюда входят белоклювый дятел, дронты, моа, вересковый тетерев и многие другие.

EW (исчезнувшие в дикой природе). Данный статус присваивается таксонам, которые сохранились только в неволе. Это последняя ступень перед критической чертой. В категорию входят голубой ара, олень Давида, сахарский орикс и т. д.

CR (в критической опасности, или находящиеся на грани исчезновения). Наивысшая охранная категория, которую присваивают видам, сохранившимся в дикой природе. Главный критерий - сокращение численности на 80 % в течение трех поколений. Этот охранный статус присвоен амурскому леопарду, гавайскому тюленю-монаху, черному носорогу, сайге.

EN (в опасности, или исчезающие виды) . Данный охранный статус присваивают тем видам и подвидам, численность которых критически мала, а ареал сокращается. Сюда относятся иранская лань, аноа, мирики, очковый пингвин, гиацинтовый ара.

VU (в уязвимом положении). В данную категорию занесены виды, которым в ближайшем будущем может грозить исчезновение. Если за последние три поколения численность вида сократилась на 30 %, ему присваивается данный охранный статус. Сюда относят малую панду, райского журавля, белого медведя, мандрила и многих других.

За последние 100 лет численность очковых пингвинов сократилась более чем в десять раз. Виду присвоен охранный статус EN. Эта «сладкая парочка» все же вселяет надежду, что вид не уйдет в небытие

NT (близки к уязвимому положению). В настоящее время виды или подвиды, которые имеют данный охранный статус, не находятся на грани исчезновения, но в ближайшем будущем они могут оказаться под угрозой. В Красной книге мира этот статус присвоен нарвалам, серым пеликанам, томатным узкоротам.

LC (находятся под наименьшей угрозой) . Наиболее оптимистичный охранный статус. На текущий момент этим таксонам почти ничего не угрожает. Но численность локальных популяций или их ареал может сокращаться. Сюда относятся коала, лягушка-бык, малая выпь, атласный шалашник и многие другие.

DD (данных недостаточно)

NE (угроза не оценивалась).

В очерке о конкретном виде вы сможете узнать его систематическое положение, актуальный охранный статус, прочесть описание внешнего вида, образа жизни и биологии, а также некоторые интересные факты.

«Красный список» – список исчезающих видов, составленный Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, демонстрирующий точную картину состояния биологических видов.

1. Черный носорог. 25% вида находится под угрозой исчезновения. Официально признан вымершим черный западноафриканский носорог. Черный западноафриканский носорог был полностью истреблен браконьерами несколько лет назад.

2. Белый носорог, или как его еще называют, северный белый носорог, занесен в список исчезающих в дикой природе видов. Численность популяции белого носорога в Африке находится на грани исчезновения. Последняя особь яванского носорога была убита браконьерами во в 2010 году. Сейчас в мире осталась лишь крошечная популяция этих животных.

3. Лошадь Пржевальского (Equus ferus przewalskii). Численность этого вида из категории вымирающих перешла в категорию находящихся в опасности видов. После 1996 года, когда лошади были занесены в список вымирающих видов, благодаря успешным программам искусственного разведения и реинтродукции (возвращения в дикую природу), численность вида возросла, и сегодня составляет более 300 особей

4. Хамелеон Тарзана. Значительная часть биосферы, особенно на островах и в засушливых регионах, состоит из рептилий. По данным Красного списка МСОП, 40% сухопутных рептилий острова Мадагаскар находятся под угрозой исчезновения, 22 вида – в критической опасности. Среди них хамелеоны, гекконы, сцинки и змеи. Проблемой сохранения этих видов занимаются ученые, помогающие планировать природоохранную деятельность, создавать новые заповедные территории. По прогнозам ученых, эти территории помогут сохранить значительную часть вымирающих видов, таких как, хамелеон Тарзана, хамелеона с причудливым носом и безногого сцинка.

5. Китайская водяная ель. Этот вид стремительно вымирает в дикой природе из-за сокращения среды обитания ввиду интенсивного ведения сельского хозяйства в Китае. Несмотря на то, что растения – жизненно необходимый ресурс для здоровья человека и живой природы, они еще недостаточно представлены в природоохранных списках. В Красном списке МСОП китайская водяная ель представлена как вымирающий вид.

6. Бегония сейшельская (Begonia seychellensis). 77% из 79 видов цветов Сейшельских островов находятся на грани исчезновения. Большинство тропических видов находятся в группе риска.

7. Морской кокос (Coco der Mer). Это растение, которому приписывают свойства афродизиака, переместилось из списка уязвимых видов в список, находящихся под угрозой исчезновения. Одной из причин вымирания вида является несанкционированный сбор плодов, продажа их на теневом рынке. Пожары также значительно сокращают численность вида.

8. Гигантский скат-манта. Недавние исследования доказали существование двух видов этих скатов: рифового ската-манта и гигантского ската-манта. На сегодня оба вида находятся в группе уязвимых. Причиной исчезновения вида является его высокая стоимость на международных торговых рынках. Жабра ската используются в традиционной китайской медицине. Гигантский скат-манта является крупнейшим из скатов, размах плавников которого может превышать семь метров. По мнению ученых, лишь контроль и регулирование продаж скатов позволит сохранить этот вид в природе.

9. Атлантический голубой тунец. В категорию исчезающих видов попало 5 из 8 видов тунца. Среди вымирающих видов: южный, атлантический тунец, бычеглазый окунь, желтопёр и длиннопёрый тунец. Многие виды имеют высокую экономическую ценность, поэтому правительству надо принять решение относительно защиты этого вида.

10. Лягушка Ranitomeya benedicta. Роль амфибий в экосистемах и научных исследованиях при создании новых лекарств неоценима. Однако уже 26 недавно открытых видов амфибий находятся в Красном списке МСОП. Среди них в категории уязвимых и ядовитая лягушка Ranitomeya benedicta.

11. Летняя ядовитая лягушка. В связи с неконтролируемым отловом для международной торговли и сокращением ареала обитания данному виду грозит вымирание.

Разрабатывает общие принципы и стратегию охраны природы, определяет направления международного сотрудничества и национальной политики государств в области природоохранной деятельности.

МСОП участвует в сборе и анализе данных, исследованиях, полевых проектах, пропаганде и образовании. Миссия МСОП заключается в том, чтобы "оказывать влияние, поощрять и помогать обществам во всем мире в целях сохранения природы и обеспечения того, чтобы любое использование природных ресурсов было справедливым и экологически устойчивым".

С помощью специальных комиссий (по редким видам, по национальным паркам и др.) и национальных комитетов готовит конкретные программы по сохранению биологического разнообразия Земли, издает Красную книгу и другие документы.

Международный союз охраны природы (МСОП / IUCN) является старейшей и крупнейшей международной экологической организацией в мире. Международный союз охраны природы основан в 1948 году, штаб-квартира союза расположена в городе Гланде (Швейцария). Программа деятельности союза регламентируется принятой в 1979 г. Всемирной природоохранной стратегией.

В 1963 году на совещании своих членов МСОП принимает резолюцию о создании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) . В 1973-74 годах МСОП принимает активное участие в получении согласия своих членов на подписание Конвенции СИТЕС, Секретариат которой первоначально был представлен МСОП.

Союз объединяет 213 правительственных учреждений государств, более 1100 неправительственных организаций, более 14500 добровольных экспертов работают в шести комиссиях, которые оценивают состояние мировых природных ресурсов. Постоянные представительства МСОП действуют в более чем 160 странах. Партнерами МСОП являются сотни неправительственных и коммерческих организаций по всему миру.


Природно-ориентированные решения - Nature-based Solutions (NbS)

С 2009 года по настоящее время МСОП отстаивает и продвигает концепцию "Природно-ориентированных Решений" (Nature-based Solutions - NbS) - использование экосистемы и природы для решения социально-экологических проблем, которые включают в себя такие вопросы, как изменение климата, водная безопасность, загрязнение воды, продовольственная безопасность, здоровье человека и управление рисками стихийных бедствий.

Изменение климата, продовольственная безопасность, риски стихийных бедствий, водная безопасность, социальные и экономические проблемы являются общими для всех стран, считает МСОП.

Возникаюшие перед международным сообществом глобальные экологические проблемы вынуждают отказаться от идеи господства человека над природой в пользу поиска решений основанных на "партнерских" отношениях с ней.

Появление концепции "Природно-ориентированных Решений" (NbS) в науке об окружающей среде в контексте охраны природы привело к тому, что международные организации, такие как МСОП и Всемирный банк, стали искать природные решения изменения экосистем, а не полагаться на традиционные инженерные вмешательства такие как морские дамбы. Решения, направленные на смягчение последствий изменения климата при одновременном улучшении устойчивых источников существования и защите природных экосистем и биоразнообразия.

Ряды деревьев и кустарников для защиты ручья

Природные решения в городском строительстве

Естественная береговая линия для защиты от штормов

Международный союз охраны природы (МСОП) определяет NbS как действия по защите, управлению и восстановлению природных или измененных экосистем, которые эффективно и адаптивно решают социальные проблемы, одновременно обеспечивая выгоды для здоровья людей и биоразнообразия.


Красный список МСОП - IUCN Red List

С 1963 года МСОП ведёт список видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения - IUCN Red List of Threatened Species , в котором представлены различные степени риска вымирания отдельных видов растений, грибов и животных. Основной целью создания Красной книги (списка) МСОП является выделение наиболее уязвимых видов, для которых велик риск глобального исчезновения.

В первое издание Красной книги (списка) МСОП, вышедшее в 1964 году, вошли сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 видах и подвидах птиц.

В настоящее время в Красном списке МСОП содержится оценка состояния более 98 500 представителей живой природы, из которых более 27 000 видов находятся под угрозой исчезновения - более 27% всех исследованных видов.

В соответствии с Красным списком МСОП под угрозой исчезновения находятся: 40% земноводных, 34% хвойных, 33% кораллов, 31% акул и скатов, 25% млекопитающих и 14% птиц.

Степени угрозы исчезновения вида

Extinct (Исчезнувший вид) - EX

Extinct in the Wild (Вид исчезнувший в дикой природе) - EW

Critically Endangered (Вид в критической опасности) - CR

Endangered (Вид в опасности) - EN

Vulnerable (Вид в уязвимом положении) - VU

Near Threatened (Вид близок к уязвимому положению) - NT

Least Concern (Вид находится под наименьшей угрозой) - LC

Data Deficient (данных недостаточно) - DD

Not Evaluated (угроза не оценивается) - NE

Красный список МСОП является важнейшим показателем состояния биоразнообразия в мире.



Красная книга МСОП - это гораздо больше, чем просто список видов со статусом их состояния, это мощный инструмент информирования и активизации действий по сохранению биоразнообразия и изменениям в политике, имеющим решающее значение для защиты природных ресурсов необходимых для выживания.

Красный список МСОП имеет решающее значение не только для оказания помощи в определении видов, нуждающихся в целенаправленных усилиях по восстановлению, но также для определения мест обитания, которые необходимо защитить.

Одной из ключевых задач МСОП является увеличение к 2020 году числа оцениваемых видов, по крайней мере, до 160 000.


Международный союз охраны природы (МСОП) в России

В рамках принятой МСОП европейской программы с 1991 г. в г. Москва открыт действующий офис МСОП для стран содружества, который впоследствии вырос в представительство. Россию в МСОП представляют 7 организаций:


На Всероссийском Форуме по особо охраняемым природным территориям, который проходил в Сочи с 28 сентября по 2 октября 2017 года, Президент Международного Союза Охраны Природы (МСОП) Чжан Синьшен назвал Россию одним из лидеров экологического движения во всём мире. По его словам, Россия осознает, что только устойчивое развитие позволит человечеству развиваться дальше. Президент МСОП поблагодарил Правительство РФ и Минприроды России за приглашение на Форум и подчеркнул готовность МСОП к всестороннему сотрудничеству в природоохранной сфере.


В начале 1924 года отделом охраны природы Наркомата просвещения РСФСР было выдвинуто предложение оформить образование природоохранной общественной организации в традиционной форме – в виде добровольного Общества охраны природы. Идею организации Общества одобрили руководители Наркомпроса А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, М.Н. Покровский. Устав был утвержден 29 ноября 1924 года, и этот день стал днем создания Общества.
Целью создания Общества была необходимость добровольного объединения научных сил и наиболее прогрессивно мыслящей общественности для восстановления и рационального использования природных ресурсов страны, подорванных беспощадной эксплуатацией, гражданской войной и разрухой.
25.07.2013 г. Министерством юстиции Российской Федерации выдано Свидетельство о государственной регистрации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы".
Всероссийское общество охраны природы вступило в Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1960 г.


Научный центр "Охрана биоразнообразия" 18 лет работает в сфере экологического консалтинга и охраны природных ресурсов. Основа коллектива - ведущие специалисты ФГУ ВНИИ охраны природы, МГУ, ИГАН и других научных организаций страны. В настоящее время Научный центр "Охрана биоразнообразия" является успешной компанией на рынке экологических услуг и является одной из ведущих организаций в практической и научно-исследовательской деятельности в сфере охраны природы и экологии производства.


Эколого-просветительский центр (ЭкоЦентр) "Заповедники" это объединение профессионалов заповедного дела и их единомышленников в целях организации общественной поддержки особо охраняемых природных территорий России - заповедников и национальных парков.
ЭкоЦентр "Заповедники" рассказывает, убеждает и доказывает, что завтрашний день нашей страны немыслим без сохранения и развития системы особо охраняемых территорий. ООПТ занимают почти 11% от площади Российской Федерации, вносят ключевой вклад в стабилизацию экологической обстановки на Земле, в сохранение благоприятной среды для жизни людей. Они сохраняют те ценности, потеря которых невосполнима.

Особо охраняемые природные территории России (ООПТ) это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые природные территории России решениями органов государственной власти полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и для них (ООПТ) установлен особый режим охраны.


Рабочая группа "Балтийского фонда природы" "Биологи за охрану природы" работает для сохранения биоразнообразия Балтики уже более 20 лет. "Биологи за охрану природы" - партнёр российского и международных представительств Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF), международного союза охраны природы (IUCN), Ассоциации заповедников и национальных парков Северо-Запада России и других организаций, участвующих в изучении и сохранении природы Восточной Балтики.
Межрегиональная благотворительная общественная организация (МБОО) “Биологи за охрану природы” активно способствует развитию сети природоохранных организаций на Северо-Западе России, содействует международному сотрудничеству по вопросам сохранения биологического разнообразия и уникальных экосистем Балтийского региона и всего Северо-Западного региона.
В 2000 г. БФП в составе Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей стал первой организацией в регионе – членом Всемирного союза охраны природы (IUCN).


Всемирный фонд природы (WWF) - международная неправительственная организация, основанная в 1961 году, работающая в области сохранения дикой природы и уменьшения воздействия человека на окружающую среду. Ранее организация называлась "Всемирный фонд дикой природы" и это название до сих пор является официальным в Канаде и Соединенных Штатах.
WWF является крупнейшей в мире независимой природоохранной организацией, насчитывающей более пяти миллионов сторонников по всему миру, работающей в более чем 100 странах и поддерживающей около 1300 природоохранных и природоохранных проектов во всём мире. WWF инвестировала более 1 миллиарда долларов в более чем 12 000 инициатив по сохранению природы с 1995 года.
Доклад WWF "Живая планета" публикуется каждые два года с 1998 года и его считают одним из самых цитируемых и авторитетных в мире источников информации об экологической обстановке на планете. Доклад определяет здоровье планеты по нескольким показателям: состояние популяций животных, использование природных ресурсов человечеством, использование возобновляемых источников энергии и ресурсов, количество пресной воды, потребляемой при производстве и так далее.
В феврале 2019 WWF опубликовала отчет "50 Foods for Healthier People and a Healthier Planet" составленный совместно с производителем еды и напитков немецкой торговой маркой Knorr (Кнорр), принадлежащий нидерландско-британской компании Unilever. В отчете Future 50 Foods (50 продуктов питания для улучшения здоровья людей и планеты) определены 50 растительных продуктов, "которые могут повысить пищевую ценность наших блюд при одновременном снижении воздействия наших продуктов на окружающую среду", и "содействовать устойчивости глобальной продовольственной системы".
Первые проекты WWF в России начались в 1989 году, а в 1994 году открылось российское представительство WWF. В 2004 году WWF России стал российской национальной организацией. Более чем за 20 лет Фонд успешно осуществил более 1000 полевых проектов в 47 регионах России и вложил свыше 137 млн. евро в работу по сохранению и приумножению природных богатств страны.


Top