Ульяновск: вторжение в воздушное пространство. В россии создан первый ударный беспилотник Бпла прорыв

Самую любопытную и интригующую новинку российских вооружений 2016 года невозможно было увидеть.

Более того, пока в открытом доступе нет даже ее достоверных изображений, настолько секретен этот летательный аппарат. Речь идет о первом российском тяжелом (массой около 10 т) беспилотном летательном аппарате (БЛА) «Прорыв», или, как еще иногда называют этот проект, Як-133БР, созданном на базе учебно-тренировочного Як-130.

Его аэродинамическая схема настолько необычна, что в ходе дискуссии разработчиков «Прорыва» из ОКБ Яковлева и специалистов ЦАГИ последние высказывали мнение, что аппарат такой формы вообще летать не может. Тем не менее в августе 2016 года он полетел и начались его испытания.

Необычная форма служит для обеспечения максимальной радионевидимости российского тяжелого БЛА. Ключевой технологией при этом стало так называемое комплексирование – обеспечение согласованной работы всех элементов и систем беспилотника.

С помощью этой технологии можно заставить летать даже табуретку, если соответствующим образом управлять ее положением в воздухе. «Прорыв» будет способен разгоняться до 1100 км/ч, хотя крейсерская его скорость дозвуковая – около 750 км/ч. Высота полета – до 20 км, время нахождения в воздухе – до 20 часов.

Согласно проекту БПЛА семейства «Прорыв» Як-133БР включает три модификации: ударный самолет, разведчик и радиолокационный дозор.

Особенностью данных воздушных судов является то, что они выполняют практически все поставленные перед ними боевые и разведывательные задачи. Все три модификации имеют общие черты в конструкции.

Предусматривается создание нескольких версий: разведчика «Прорыв-Р», модификации «Прорыв-РЛД» для радиолокационного дозора и ударного «Прорыва-У» с бомбами и управляемыми ракетами класса «воздух – земля».

В настоящее время тяжелые ударные беспилотники – это передовой край авиационной военной мысли, который прямо выводит на создание боевых самолетов 6-го поколения. Да и в наши дни без подобного оружия уже невозможно представить себе современную армию.

Як-133БР семейства «Прорыв» разрабатывается, как уже было сказано, на основе Як-130, поэтому БПЛА имеет много общего с боевым самолетом.

Все три модификации представляют собой современные и мощные беспилотные летальные аппараты, которые получили названия: «Прорыв-У» (ударный), «Прорыв-Р» (разведчик), «Прорыв-РЛД» (радиолокационный дозор).

Согласно проекту новые БПЛА будут иметь следующие технические характеристики: практический потолок БПЛА «Прорыв-У» составит 16000 м, «Прорыв-Р» - 20000 м, «Прорыв-РЛД» - 14000 м.

Стартовая масса «Прорыва-У» составит 10000 кг, «Прорыва-Р» - 9800 кг, «Прорыва-РЛД» - 10000 кг. Масса целевого оборудования «Прорыва-У» будет достигать от 1000 до 3000 кг, «Прорыва-Р» - от 1000 до 1200 кг, «Прорыва-РЛД» - 1000 кг.

По скорости беспилотники не уступают хорошим боевым самолетам, а даже превосходят их: «Прорыв-У» будет ускорятся до 1100 км/ч, «Прорыв-Р» - 750 км/ч, «Прорыв-РЛД» - 750 км/ч.

Продолжительность полета у всех троих летательных аппаратов разная, например, «Прорыв-У», сможет летать на протяжении 20 часов, «Прорыв-РЛД» - 16, а «Прорыв-Р» - только в течение 6 часов. Все три судна предназначены для преодоления больших расстояний....

Корпорация «Иркут» начала испытания беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв» (ранее был известен как проект «Як-133»). Аппарат способен вести разведку и при необходимости уничтожать объекты противника, оставаясь при этом незаметным для его радаров, сообщают "Известия" . Новинка построена по оригинальной аэродинамической схеме и внешне сильно отличается от традиционных летательных аппаратов.

В дальнейшем новейший беспилотник будет оснащен не только управляемыми ракетами класса «воздух-земля» и бомбами, но и оптико-электронными системами, комплексами радиотехнической разведки и даже радиолокатором.

Аэродинамическая схема новейшего беспилотника (сочетание геометрической и конструктивной схемы летательного аппарата) очень сложная, содержащая много уникальных технических решений, ранее не применявшихся ни в одном из серийных летательных аппаратов. На официальном сайте ОКБ им. Яковлева имеется упоминание, что этот БПЛА разработан на основе УБС Як-130 с переработкой оригинального проекта на 60%.

На этапе проектирования шли дискуссии между представителями Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ), «Иркута» и ОКБ Яковлева, в ходе которых высказывались мнения, что аппарат такой формы вообще не сможет летать, - рассказал один из участников проекта. - Сомнения развеялись только после того, как в августе состоялся первый испытательный полёт. Всё прошло отлично, конструкторов поздравили.

Состав вооружения беспилотника пока до конца ещё не определен, но уже сейчас известно, что стационарные цели БПЛА будет уничтожать бомбами с лазерными и оптическими головками самонаведения, а также корректируемыми по сигналу ГЛОНАСС.

Уникальная аэродинамическая схема дрона позволяет сделать БПЛА невидимым для вражеских радаров даже в тот момент, когда он применяет оружие или ведёт разведку, но и достаточно манёвренным и скоростным, - рассказал авиастроитель. - Для того чтобы новейший беспилотник с выбранной аэродинамической схемой смог полететь, пришлось проделать очень сложную работу по комплексированию БПЛА, к которой, в частности, привлекались специалисты из Роскосмоса.

Термин «комплексирование» означает сведение работы всех систем и подсистем, установленных на борту летательного аппарата, в единый комплекс. По словам специалиста, используя современные технологии, можно заставить летать и выполнять манёвры даже табуретку, но остается проблема, как при этом управлять таким изделием.

Все системы летательного аппарата должны действовать в комплексе, как единый организм. Если пилот, к примеру, начинает выполнять маневр, то все бортовые системы - навигационная, управления двигателями и т.д. - с учетом конструкции летательного аппарата и его характеристик оптимизируют свою работу так, чтобы без срывов выполнить заданный маневр, - пояснил представитель авиастроительной отрасли. - В современных летательных аппаратах несколько тысяч различных систем и подсистем, контролирующих и управляющих сотнями параметров полета, и пилот не может самостоятельно следить за работой каждой. Поэтому современные летательные аппараты оснащаются информационно-управляющими системами (ИУС), заставляющими работать самолет в комплексе.

Самая важная часть комплексирования - прописать алгоритмы и математические формулы, задающие логику и параметры работы всех систем летательного аппарата, которые, превратившись в специальную программу, и закладываются в ИУС летательного аппарата.

Беспилотные технологии в России сейчас развиваются весьма активно как в государственной промышленности, так и в частном сегменте, - констатирует руководитель направления AeroNet Национальной технологической инициативы Сергей Жуков. - Если говорить о планерах, то мы сейчас примерно на уровне мировых стандартов в части БПЛА малых размеров и имеем некритичное - меньше трех лет - отставание в части сверхлегких композитных конструкций для беспилотников больших размеров. Если говорить о системах навигации и управления, то наши разработки не уступают зарубежным аналогам, но минус в том, что выполнены пока на иностранной элементной базе. По силовым установкам мы несколько отстаем, но могу констатировать, что сейчас у нас ведутся разработки в области локализации производства поршневых и турбореактивных двигателей, так что эту нишу отечественная промышленность закрывает усиленными темпами. По обработке данных мониторинга мы создаем собственные проблемно-ориентированные продукты и уже выводим их на мировой рынок. А по интеграции в общее воздушное пространство мы, возможно, даже опережаем мировой уровень на 1–2 года.

Корпорация «Иркут» начала испытания беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв» (ранее был известен как проект «Як-133»).

Аппарат способен вести разведку и при необходимости уничтожать объекты противника, оставаясь при этом незаметным для его радаров. Новинка построена по оригинальной аэродинамической схеме и внешне сильно отличается от традиционных летательных аппаратов.

В дальнейшем новейший беспилотник будет оснащен не только управляемыми ракетами класса «воздух-земля» и бомбами, но и оптико-электронными системами, комплексами радиотехнической разведки и даже радиолокатором.

Как отметил собеседник «Известий» в авиастроительной отрасли, аэродинамическая схема новейшего беспилотника (сочетание геометрической и конструктивной схемы летательного аппарата) очень сложная, содержащая много уникальных технических решений, ранее не применявшихся ни в одном из серийных летательных аппаратов.

«На этапе проектирования шли дискуссии между представителями Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ), „Иркута“ и ОКБ Яковлева, в ходе которых высказывались мнения, что аппарат такой формы вообще не сможет летать» , - рассказал «Известиям» один из участников проекта.

«Сомнения развеялись только после того, как в августе состоялся первый испытательный полет. Всё прошло отлично, конструкторов поздравили».

Состав вооружения беспилотника пока до конца еще не определен, но уже сейчас известно, что стационарные цели БПЛА будет уничтожать бомбами с лазерными и оптическими головками самонаведения, а также корректируемыми по сигналу ГЛОНАСС.

«Уникальная аэродинамическая схема дрона позволяет сделать БПЛА невидимым для вражеских радаров даже в тот момент, когда он применяет оружие или ведет разведку, но и достаточно маневренным и скоростным, - рассказал авиастроитель. - Для того, чтобы новейший беспилотник с выбранной аэродинамической схемой смог полететь, пришлось проделать очень сложную работу по комплексированию БПЛА, к которой, в частности, привлекались специалисты из Роскосмоса».

Термин «комплексирование» означает сведение работы всех систем и подсистем, установленных на борту летательного аппарата, в единый комплекс. По словам собеседника «Известий», используя современные технологии, можно заставить летать и выполнять маневры даже табуретку, но остается проблема, как при этом управлять таким изделием.

«Все системы летательного аппарата должны действовать в комплексе, как единый организм. Если пилот, к примеру, начинает выполнять маневр, то все бортовые системы - навигационная, управления двигателями и т. д. - с учетом конструкции летательного аппарата и его характеристик - оптимизируют свою работу так, чтобы без срывов выполнить заданный маневр, - пояснил представитель авиастроительной отрасли.

В современных летательных аппаратах несколько тысяч различных систем и подсистем, контролирующих и управляющих сотнями параметров полета, и пилот не может самостоятельно следить за работой каждой. Поэтому современные летательные аппараты оснащаются информационно-управляющими системами (ИУС), заставляющими работать самолет в комплексе».

Самая важная часть комплексирования - прописать алгоритмы и математические формулы, задающие логику и параметры работы всех систем летательного аппарата, которые, превратившись в специальную программу, и закладываются в ИУС летательного аппарата.

«Беспилотные технологии в России сейчас развиваются весьма активно как в государственной промышленности, так и в частном сегменте, - констатирует руководитель направления AeroNet Национальной технологической инициативы Сергей Жуков.

Если говорить о планерах, то мы сейчас примерно на уровне мировых стандартов в части БПЛА малых размеров и имеем некритичное - меньше трех лет - отставание в части сверхлегких композитных конструкций для беспилотников больших размеров. Если говорить о системах навигации и управления, то наши разработки не уступают зарубежным аналогам, но минус в том, что выполнены пока на иностранной элементной базе.

По силовым установкам мы несколько отстаем, но могу констатировать, что сейчас у нас ведутся разработки в области локализации производства поршневых и турбореактивных двигателей, так что эту нишу отечественная промышленность закрывает усиленными темпами.

По обработке данных мониторинга мы создаем собственные проблемно-ориентированные продукты и уже выводим их на мировой рынок. А по интеграции в общее воздушное пространство мы, возможно, даже опережаем мировой уровень на 1–2 года».

Еще 20 лет назад Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов. Только одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено 950 штук. Был создан знаменитый многоразовый космический корабль «Буран», совершивший свой первый и единственный полет в полностью беспилотном режиме. Не вижу смысла и теперь как-то пасовать в разработке и применении дронов.

Предыстория российских дронов (Ту-141, Ту-143, Ту-243). В середине шестидесятых годов ОКБ Туполева приступило к созданию новых комплексов беспилотной разведки тактического и оперативного назначения. 30 августа 1968 года вышло постановление Совета Министров СССР N 670-241 на разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолета-разведчика «143» (Ту-143). Срок предъявления комплекса на испытания в Постановлении оговаривался: для варианта с оборудованием фоторазведки - 1970 годом, для варианта с оборудованием для телевизионной разведки и для варианта с оборудованием для радиационной разведки - 1972 годом.

Разведывательный БПЛА Ту-143 серийно выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части: в варианте фоторазведчика с регистрацией информации на борту, в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того самолет-разведчик мог оборудоваться средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полета на землю по радиоканалу. БПЛА Ту-143 представлен на выставке образцов авиационной техники на Центральном аэродроме в Москве и в Музее в Монино (там же можно увидеть и БПЛА Ту-141).

В рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» - летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло» и внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В.

«Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами действий.

Его максимальная взлетная масса должна составить 10 тонн. Дальность полета - 4 тыс. километров. Скорость полета у земли - не менее 800 км/ч. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-поверхность» / «воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.

Летательный аппарат выполнен по схеме летающее крыло. Кроме того, в облике конструкции наглядно просматривались известные методики снижения радиолокационной заметности. Так, законцовки крыла параллельны его передней кромке и точно также выполнены обводы задней части аппарата. Над средней частью крыла «Скат» имел фюзеляж характерной формы, плавно сопряженный с несущими поверхностями. Вертикальное оперение не предусматривалось. Как видно из фотоматериалов макета «Ската», управление должно было осуществляться при помощи четырех элевонов, расположенных на консолях и на центроплане. При этом определенные вопросы сразу вызвала управляемость по рысканью: ввиду отсутствия руля направления и однодвигательной схемы БПЛА требовал как-то решить эту проблему. Имеется версия об одиночном отклонении внутренних элевонов для управления по рысканью.

Представленный на выставке МАКС-2007 макет имел следующие габариты: размах крыла в 11,5 метра, длина в 10,25 и стояночная высота в 2,7 м. Относительно массы «Ската» известно лишь то, что его максимальный взлетный вес должен был примерно равняться десяти тоннам. При таких параметрах «Скат» имел неплохие расчетные летные данные. При максимальной скорости до 800 км/ч он мог бы подниматься на высоту до 12 тысяч метров и преодолевать в полете до 4000 километров. Такие летные данные планировалось обеспечить при помощи двухконтурного турбореактивного двигателя РД-5000Б с тягой 5040 кгс. Этот ТРД был создан на базе двигателя РД-93, однако изначально комплектуется специальным плоским соплом, снижающим заметность летательного аппарата в инфракрасном диапазоне. Воздухозаборник двигателя размещался в носовой части фюзеляжа и представлял собой нерегулируемое заборное устройство.

Внутри фюзеляжа характерной формы «Скат» имел два грузоотсека размером 4,4х0,75х0,65 метра. При таких габаритах в грузоотсеках можно было подвешивать управляемые ракеты различных типов, а также корректируемые бомбы. Общая масса боевой нагрузки «Ската» должна была примерно равняться двум тоннам. Во время презентации на салоне МАКС-2007 рядом со «Скатом» находились ракеты Х-31 и корректируемые бомбы КАБ-500. Состав бортового оборудования, подразумевавшегося проектом, не оглашался. Исходя из информации о других проектах такого класса, можно сделать выводы о наличии комплекса навигационного и прицельного оборудования, а также неких возможностей автономных действий.

БПЛА «Дозор-600» (разработка конструкторов компании «Транзас»), также известный под названием «Дозор-3», значительно легче «Ската» или «Прорыва». Его максимальный взлетный вес не превышает 710-720 килограмм. При этом за счет классической аэродинамической компоновки с полноценным фюзеляжем и прямым крылом он имеет примерно такие же габариты, как у «Ската»: размах крыла в двенадцать метров и общую длину в семь. В носовой части «Дозора-600» предусмотрено место для целевой аппаратуры, а в средней устанавливается стабилизированная платформа для наблюдательного оборудования. В хвостовой части беспилотника размещается винтомоторная группа. Ее основа – поршневой двигатель Rotax 914, аналогичный устанавливаемым на израильский БПЛА IAI Heron и американский MQ-1B Predator.

115 лошадиных сил двигателя позволяют беспилотнику «Дозор-600» разгоняться до скорости порядка 210-215 км/ч или совершать длительные полеты с крейсерской скоростью в 120-150 км/ч. При использовании дополнительных топливных баков этот БПЛА способен находиться в воздухе до 24 часов. Таким образом, практическая дальность полета приближается к отметке 3700 километров.

Исходя из характеристик БПЛА «Дозор-600», можно сделать выводы о его предназначении. Сравнительно небольшой взлетный вес не позволяет ему перевозить какое-либо серьезное вооружение, что ограничивает спектр решаемых задач исключительно разведкой. Тем не менее, в ряде источников упоминается возможность установки на «Дозор-600» различного вооружения, общая масса которого не превышает 120-150 килограмм. Из-за этого номенклатура допустимых к применению вооружений ограничена только некоторыми типами управляемых ракет, в частности противотанковых. Примечательно, что при использовании противотанковых управляемых ракет «Дозор-600» в значительной мере становится похожим на американский MQ-1B Predator, как по техническим характеристикам, так и по составу вооружения.

Проект тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата. Разработка темы НИР «Охотник» по изучению возможности создания ударного БПЛА массой до 20 тонн в интересах ВВС России велась или ведется компанией «Сухой» (ОАО «ОКБ Сухого»). Впервые о планах Министерства обороны получить на вооружение ударный БПЛА заявлено на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Согласно заявлению Михаила Погосяна в августе 2009 г. проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ Сухого и МиГ (проект «Скат»). СМИ сообщили о заключении контракта на выполнение НИР «Охотник» с компанией «Сухой» 12 июля 2011 г. В августе 2011 г. объединение соответствующих подразделений РСК МиГ и «Сухой» для разработки перспективного ударного БПЛА подтверждено в СМИ, но официальное соглашение между «МиГ» и «Сухой» подписано лишь 25 октября 2012 г.

Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. 6 июля 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что компания «Сухой» выбрана ВВС России в качестве головного разработчика. Так же неназванный источник в отрасли сообщает, что ударный БПЛА разработки компании «Сухой» одновременно будет истребителем шестого поколения. По состоянию на середину 2012 г. предполагается, что первый образец ударного БПЛА приступит к испытаниям не ранее 2016 г. Поступление на вооружение ожидается к 2020 г. В 2012 г. в ОАО ВНИИРА проведен отбор патентных материалов по теме ОКР «Охотник», а в перспективе планировалось создание систем навигации захода на посадку и руление тяжелых БПЛА по заданию ОАО Компании «Сухого» (источник).

СМИ сообщают, что первый образец тяжелого ударного БПЛА КБ им.Сухого будет готов в 2018 г.

Боевое применение (а то скажут выставочные экземпляры, советское старьё)

«Впервые в мире, ВС России провели атаку укрепрайона боевиков боевыми дронами. В провинции Латакия, армейские подразделения сирийской армии, при поддержке десантников России и русских боевых дронов, взяли стратегическую высоту 754,5, башню «Сириатель».

Совсем недавно начальник Генштаба ВС РФ генерал Герасимов заявил, что Россия стремится полностью роботизировать сражение, и, возможно, в скором времени мы станем свидетелями того, как роботизированные группы самостоятельно ведут военные действия, и вот это — произошло.

В России в 2013 году принята на вооружение ВДВ новейшая автоматизированная система управления «Андромеда-Д», с помощью которой можно осуществлять оперативное управление смешанной группировкой войск.
Использование новейшего высокотехнологичного оборудования позволяет командованию обеспечить непрерывное управление войсками, выполняющими учебно-боевые задачи на незнакомых полигонах, а командованию ВДВ осуществлять контроль за их действиями, находясь на удалении более 5 тыс. километров от мест дислокации, получая из района учения не только графическую картинку перемещающихся подразделений, но и видеоизображение их действий в режиме реального времени.

Комплекс в зависимости от задач может быть смонтирован на шасси двухосного «КамАЗа», БТР-Д, БМД-2 или БМД-4. Кроме того, учитывая специфику ВДВ, «Андромеда-Д» приспособлена для погрузки в самолет, перелета и десантирования.
Вот эта система, а также боевые дроны были переброшены в Сирию и испытаны в боевых условиях.
В атаке на высоту участвовали шесть роботизированных комплексов «Платформа-М» и четыре комплекса «Арго», атаку дронов поддерживали недавно переброшенные в Сирию самоходные артиллерийские установки (САУ) «Акация», которые могут уничтожать позиции противника навесным огнем.

С воздуха, за полем боя вели разведку беспилотники, передавая информацию в развернутый полевой центр «Андромеда-Д», а также в Москву в Национальный центр управления обороной командного пункта Генерального штаба России.

Боевые роботы, САУ, беспилотники были завязаны на автоматизированную систему управления «Андромеда-Д». Командующий атакой на высоту, в режиме реального времени, руководил боем, операторы боевых дронов, находясь в Москве, вели атаку, каждый видел как свой участок боя, так и всю картину в целом.

Первыми пошли в атаку дроны, приблизившись на 100-120 метров к укреплениям боевиков, они вызвали огонь на себя, а по обнаруженным огневым точкам тут же наносили удары САУ.

За дронами, на расстоянии 150-200 метром наступала сирийская пехота, зачищая высоту.

У боевиков не было не малейшего шанса, все их перемещения контролировали беспилотники, по обнаруженным боевикам наносились артиллерийские удары, буквально через 20 минут после начала атаки боевых дронов, боевики в ужасе бежали, бросая убитых и раненых. На склонах высоты 754,5, насчитали почти 70 убитых боевиков, у сирийских солдат погибших нет, только 4 раненых.»

Як-133БР – беспилотный разведчик, созданный по наработкам учебно-боевого самолета Як-130. ОКБ им. Яковлева рассматривало ряд межвидовых перспективных беспилотных многофункциональных авиационных комплексов. Разработку БЛА «Ворон» и «Клест» проводили обычным путем, а вот в постройке более дорогостоящих и сложных БЛА семейства «Прорыв» планировалось задействовать нетрадиционную схему. Важным моментом является то, что проект беспилотника базировался на научно-техническом заделе, который был получен в процессе разработки УБС Як-130.

Большая часть элементов системы управления и БРЭО самолета была перенесена на беспилотник. Это позволило проводить разработку авиационного беспилотного комплекса с меньшими затратами, нежели во время традиционного проектирования, также уменьшаются сроки производства и технические риски.

БЛА семейства «Прорыв» Як-133БР имеет 3 модификации: разведчика радиолокационного дозора и ударного самолета, в которых присутствует большое количество взаимозаменяемых систем и агрегатов.

Беспилотники способны выполнять практически все задания относительно воздушной разведки и проводить специальные операции. Согласно концепции создания модели Як-133БР новая беспилотная машина будет иметь много общего с УТС ЯК-130, который нынче находится на окончательной стадии летных испытаний.

Эти 3 беспилотных летательных аппарата связаны конструктивно и идеологически между собой. Чтобы успешно реализовать программы развития авиакомплексов с БЛА, нужно изобрести механизм организации производственного процесса на всех его уровнях вплоть до целевой направленности аппаратов.

Как показывает практика, первенство по созданию БЛА в России отводится самолетостроительным конструкторским бюро, потому что эти КБ имеют огромный опыт создания летательных аппаратов с применением сложных технических агрегатов и систем.

Яковлев Як-133БР характеристики:

Характеристики "Прорыв-У" "Прорыв-Р" "Прорыв-РЛД"
Тип Большой дальности Большой дальности Большой дальности
Назначение (базовый/мо­дификации) Ударный Разведчик Радиолокационный дозор
Размах крыла / длина фюзеляжа, м - - -
Стартовая масса, кг 10 000 9800 10000
Масса целевого оборудова­ния, кг 1000...3000 1000... 1200 1000
Скорость, км/ч 1100 750 750
Продолжительность полета, ч 6 20 16
Практический потолок, м 16 000 20 000 14 000

Top