Не надо звуков какое настроение передает поэт. Стихотворение "не надо звуков" мережковский дмитрий сергеевич

В творчестве Д. Мережковского философские мотивы звучат достаточно сильно, но появились они не сразу. Толчком к написанию стихов этого направления стала смерть матери поэта. В 1895 году было создано лаконичное стихотворение «Не надо звуков».

Тема анализируемого произведения – Бог и блаженный небесный покой. Автор показывает, что земная суета не вечна, человек не должен предаваться ей полностью. Д. Мережковский утверждает, что человек должен уметь отвлекаться от земной жизни, чтобы учиться покоя и умиротворения у «вечеряющих небес».

В центре стихотворения лирический герой и небеса. Герой практически не проявляет себя, но с первых строк понятно, что он полностью сливается с автором. В первой строфе Д. Мережковский рисует вечерний пейзаж. Несмотря на лаконичность, зарисовка получилась очень емкой. Земля окутана, Божьим Духом, безмолвствует, молчит пруд, а лес даже не шелохнется. Лирический герой вместе с автором уверяет, читателя, что у природы нужно учиться этого покоя.

Во втором куплете автор вместе с лирическим героем подводит черту под сказанным. Он умоляет неизвестного собеседника: «Не надо звуков: тише, тише!». Поэт возвращается к мысли о том, что нужно учиться тишине, теперь уже у облаков. Небеса, вечность и Божий дух он считает «выше земных желаний, дел и слов».

Анализируя данное стихотворение нельзя забывать, что Дмитрий Мережковский творил в духе символизма. Поэтому под образом небес и облаков следует понимать царство мертвых, куда попадают души после того, как покидают мирскую суету. Автор также понимает, что судьба человека предрешена, поэтому биться о скалы земных невзгод – тщетное дело. Важно останавливаться для созерцания своего внутреннего мира и обдумывания вечного. Вместе с мотивами Божественной силы, вечности и покоя появляется мотив единения с природой. Именно природа, по мнению Мережковского, приближает человека к Богу и вечному.

Небольшой объем стиха «Не надо звуков» не помешал автору вплести в строчки художественные средства. Он использует метафоры («Дух Божий веет над землей», «безмолвен пруд», «учись… покою у… небес») и эпитеты («недвижим лес», «лучезарные облака»). Во втором куплете Д. Мережковский также использует риторическое обращение и повторы: «Не надо звуков: тише, тише!».

Композиция стихотворения Д. Мережковского «Не надо звуков» предельно простая. Оно разделено на два четверостишия. Строки в катренах связаны перекрестной рифмой. Каждая строфа имеет относительно завершенный смысл. Написан стих четырехстопным ямбом. Мотив тишины и покоя подчеркивается плавной интонацией, которая только раз нарушается восклицанием. Тем не менее, оно не нарушает молчания, так как тоже призывает к тишине.

Стихотворение Д. Мережковского «Не надо звуков» – одна из первых проб пера поэта на полотне философской лирики, но этот стих поражает умением лаконично передать глубокий смысл. Кроме того, оно привлекает внимание сплетением разных мотивов в единое целое.

«Не надо звуков» Дмитрий Мережковский

Дух Божий веет над землею.
Безмолвен пруд, недвижим лес.
Учись блаженному покою
У вечереющих небес.

Не надо звуков: тише, тише!
У лучезарных облаков
Учись тому теперь, что выше
Земных желаний, дел и слов.

Анализ стихотворения Мережковского «Не надо звуков»

О вечности рано или поздно задумывается каждый человек, однако у всех это происходит по-разному. Кто-то заботиться о том, насколько велико его состояние, которое впоследствии достанется детям. Других интересуют нематериальные ценности, именуемые добродетелями, которые, если верить различным религиям, имеют достаточно высокую котировку в потустороннем мире.

Что касается Дмитрия Мережковского, то он впервые затронул подобную тему в своем творчестве после смерти матери и в 1895 году написал короткое стихотворение «Не надо звуков». В этом произведении автор пытается самому себе ответить на вопрос, как подготовиться к переходу в мир мертвых, и о чем следует позаботиться в первую очередь.

Идеи автор черпает у окружающего мира, наблюдая за тем, как «дух Божий веет над землею». После суетного дня даже в природе наступает умиротворение, когда ни один листик не шелохнется на утомленных жарой деревьях, смолкают птицы, и лишь в траве можно услышать редкое пение цикад. Поэтому, обращаясь и к самому себе, и читателям, поэт подчеркивает: «Учись великому покою у вечереющих небес».

В этой фразе заложен глубокий философский смысл, так как Мережковский осознает – жизнь любого человека предопределена, и пытаться свернуть с намеченного пути просто немыслимо. Все равно конечный результат будет одинаков для каждого из нас вне зависимости от его титулов и социального статуса. Поэтому ко всему, что происходит вокруг, нужно относиться с пониманием и спокойствием. Зачем изводить себя переживаниями, пустой суетой и глупыми надеждами, если изменить все равно ничего не удастся?

Действительно, при всех своих талантах и возможностях Мережковский не в состоянии вернуть горячо любимую мать из небытия. Поэтому, глядя на молчаливые облака, которые точно так же будут плыть по вечернему небо и через 100, и через 200 лети, поэт советует каждому из нас: «Учись тому теперь, что выше земных желаний, дел и снов». Поэт интуитивно понимает, что там, куда простирается путь каждого человека, нет места привычным вещам. За чертой смерти все земное придется оставить. Так не лучше ли сделать это заранее, чтобы переход в иной мир оказался менее шокирующим и болезненным? Эта идея, судя по всему, становится по-настоящему близкой поэту, так как он впоследствии будет пытаться неоднократно применить ее на практике. Однако вскоре поймет, что между жизнью и смертью – всего лишь один миг, который кажется пропастью. И не стоит искусственно ускорять бег времени, готовя себя к подобному переходу.

>>И. Анненский. Снег. Д. Мережковский. Родное. Не надо звуков

Снег

Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка...
От нее даже дыму
Не уйти в облака.

Эта резакноетъ линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенски синий
И заплаканный лед!

Но люблю ослабелый
От заоблачных нег -
То сверкающе-белый,
То сиреневый снег...

И особенно талый,
Когда, выси открыв.
Ом ложится усталый
На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане,
Непорочные сны -
На томительной грани
Всесожженья весны.

Дмитрий Мережковский

Родное

Далеких стад унылое мычанье
И близкий шорох свежего листа...
Потом опять глубокое молчанье...
Родимые, печальные места!

Протяжный гул однообразных, сосен
И белые, сыпучие пески...
О, бледный май, задумчивый, как осень!..
В полях затишье, полное тоски...

И крепкий запах молодой березы,
Травы и хвойных игл, когда порой.
Как робкие, беспомощные слезы,
Струится теплый дождь во тьме ночной.

Здесь тише радость и спокойней горе,
Живешь как в милом и безгрешном сне,
И каждый миг, подобно капле в море,
Теряется в бесстрастной тишине.

Не надо звуков

Дух Божий веет над землею.
Недвижен пруд, безмолвен лес;
Учись великому покою
У вечереющих небес.

Не надо звуков: тише, тише,
У молчаливых облаков
Учись тому теперь, что выше
Земных желаний, дел и слов.
Будьте внимательны к слову...

Будьте внимательны к слову...

1. И. Анненский говорит о любви к снегу. Подумайте, в какое время он видит снег - начало, середина, конец зимы. По каким приметам вы догадались об этом? Какие эпитеты помогают нам представить разные картины, о которых говорит поэт? Обратим внимание на совершенно необычную характеристику снега: «Он ложится усталый / На скользящий обрыв...»

2. Д. Мережковский в стихотворении Родное передает нам грустное, щемящей чувство печали с помощью эпитетов, сравнений. С чем сравнивает он дождь? Подготовьтесь к чтению стихотворении вслух.

3. Обратим внимание, что и следующее стихотворение говорит нам о тишине пруда и леса, вечереющих небес и молчаливых облаков. Какое настроение передает нам поэт, о каком состоянии собственной души рассказывает?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ: 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Рубцова "Родная деревня"

Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!

Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
- Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
- Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу...

По следующему плану:
1) Какова тема стихотворения?
2) Основная мысль стихотворения
3) Основные части стихотворения
4) Особенности организации текста:
а) количество строф
б) какая рифма
в) средства выразительности: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения
Помогите пожалуйста очень прошу! Завтра литература!

3 928 0

О вечности рано или поздно задумывается каждый человек, однако у всех это происходит по-разному. Кто-то заботиться о том, насколько велико его состояние, которое впоследствии достанется детям. Других интересуют нематериальные ценности, именуемые добродетелями, которые, если верить различным религиям, имеют достаточно высокую котировку в потустороннем мире.

Что касается Дмитрия Мережковского , то он впервые затронул подобную тему в своем творчестве после смерти матери и в 1895 году написал короткое стихотворение . В этом произведении автор пытается самому себе ответить на вопрос, как подготовиться к переходу в мир мертвых, и о чем следует позаботиться в первую очередь.

Идеи автор черпает у окружающего мира, наблюдая за тем, как «дух Божий веет над землею». После суетного дня даже в природе наступает умиротворение, когда ни один листик не шелохнется на утомленных жарой деревьях, смолкают птицы, и лишь в траве можно услышать редкое пение цикад. Поэтому, обращаясь и к самому себе, и читателям, поэт подчеркивает: «Учись великому покою у вечереющих небес».

В этой фразе заложен глубокий философский смысл, так как осознает – жизнь любого человека предопределена, и пытаться свернуть с намеченного пути просто немыслимо. Все равно конечный результат будет одинаков для каждого из нас вне зависимости от его титулов и социального статуса. Поэтому ко всему, что происходит вокруг, нужно относиться с пониманием и спокойствием. Зачем изводить себя переживаниями, пустой суетой и глупыми надеждами, если изменить все равно ничего не удастся?

Действительно, при всех своих талантах и возможностях Мережковский не в состоянии вернуть горячо любимую мать из небытия. Поэтому, глядя на молчаливые облака, которые точно так же будут плыть по вечернему небо и через 100, и через 200 лет, поэт советует каждому из нас: «Учись тому теперь, что выше земных желаний, дел и снов». Поэт интуитивно понимает, что там, куда простирается путь каждого человека, нет места привычным вещам. За чертой смерти все земное придется оставить. Так не лучше ли сделать это заранее, чтобы переход в иной мир оказался менее шокирующим и болезненным? Эта идея, судя по всему, становится по-настоящему близкой поэту, так как он впоследствии будет пытаться неоднократно применить ее на практике. Однако вскоре поймет, что между жизнью и смертью – всего лишь один миг, который кажется пропастью. И не стоит искусственно ускорять бег времени, готовя себя к подобному переходу.


Top