Обучение и воспитание петра 1. Финансы и торговля

I. КАК ВОСПИТЫВАЛСЯ ПЕТР I

Сумбурность всех начинаний Петра в значительной степени объясняется

тем, что Петр не имел систематического образования, что он до двадцати с

лишним лет, в силу сложившихся обстоятельств вращался, главным образом,

среди невежественных людей, которые не сумели привить будущему царю ни

православного миросозерцания, ни русских исторических традиций, соблюдая

которые Русь сумела выйти невредимой из всех препятствий, стоявших у нее на

пути.

Петр не имел ни традиционного русского образования, ни настоящего

европейского. Это был самоучка, не желавший считаться ни с какими

национальными традициями. Это в зрелую пору сознавал и сам Петр.

Императрица Елизавета сказала раз Петру III: "Я помню, как отец, увидев

меня с сестрой за уроками, сказал со вздохом: "Ах, если бы меня в молодости

учили, как следует". Перед тем, как попасть в чуждую среду Кокуя, Петр не

получил обычного воспитания в духе православия и национальных традиций,

которые обычно получали Московские царевичи. А это было очень неплохое для

своего времени воспитание.

Московские цари воспитывались в Кремле, который давал и "правила

одухотворяющие и оправдывающие власть", и некоторые "политические понятия",

на которых строилось Московское государство, и некоторое представление о

"физиологии народной жизни". И по степени образования, и по нравственным

качествам, и по воспитанию Петр I был несравненно ниже не только своего

отца, но и других Московских царей. Вспомним характеристику, которую давал

С. Платонов отцу Петра, последнему Московскому царю, воспитанному в духе

русских национальных традиций. (1)

"Алексея Михайловича приучили к книге и разбудили в нем умственные

запросы. Склонность к чтению и размышлению развила светлые стороны натуры

Алексея Михайловича и создала из него чрезвычайно светлую личность. Он был

одним из самых образованных людей Московского общества: следы его

разносторонней начитанности, библейской, церковной и светской, разбросаны

во всех его произведениях".

"...в сознании Алексея Михайловича был такой отчетливый моральный

строй и порядок, что всякий частный случай ему легко было подвести под

общие понятия и дать ему категорическую оценку".

"Чтение и образованность, - пишет С. Платонов, - образовали в

Алексее Михайловиче очень глубокую и сознательную религиозность.

Религиозным чувством он был проникнут весь". "Царь Алексей был

замечательный эстетик - в том смысле, что он понимал любую красоту".

Отец Петра "без сомнения был одним из православнейших москвичей, -

пишет С. Платонов, - только его ум и начитанность позволяли ему гораздо

шире понимать православие, чем понимало его большинство его современников.

Его религиозное сознание шло несомненно дальше обряда: он был

философ-моралист; и его философское мировоззрение было строго-религиозным.

Ко всему окружающему он относился с высоты своей религиозной морали и эта

мораль, исходя из светлой, мягкой и доброй души царя, была не сухим

кодексом отвлеченных нравственных правил, а звучала мягким,

прочувствованным, любящим словом, сказывалась полным ясного житейского

смысла теплым отношением к людям. Тишайший царь в духовном отношении был

вполне на уровне своего высокого звания.

Это был правитель с твердыми и ясными взглядами, одухотворяющими и

оправдывающими власть, которою он обладал, с твердыми политическими

понятиями, с высокой устойчивой моралью, с широко развитой способностью

логически рассуждать, глубоко понимавший логику исторического развития и

традиционные особенности русского быта.

Он любил размышлять, детально обдумывал задуманные государственные

мероприятия, не увязал в мелочах государственного строительства отчетливо

представлял себе, что выйдет из намеченного преобразования.

Опираясь на православие отец Петра имел ясное и твердое понятие о

происхождении и значении царской власти в Московской Руси, как о власти

богоустановленной и назначенной для того, чтобы Бог по Его словам даровал

ему и боярам "с ними единодушны люди его, световы, разсудити вправду, всем

ровно".

Таков был этот Московский царь, воспитанный в духе религиозных и

национальных традиций Московской Руси. Так эти традиции отшлифовали

богатую, глубокую натуру отца Петра.

Большинство недостатков Петра, как государственного деятеля

объясняется именно тем, что он не получил воспитания в национальном духе,

какое получил его отец.

"При полной противоположности интересов, родня царя (Милославские и

Нарышкины. - Б. Б.), - пишет С. Платонов, - расходились и взглядами и

воспитанием. Старшие дети царя (особенно Федор и четвертая дочь Софья)

получили блестящее по тому времени воспитание под руководством С.

Полоцкого". (2)

Каковы были характерные черты этого воспитания? Это было религиозное

воспитание. "В этом воспитании, - подчеркивает С. Платонов, - силен был

элемент церковный". Правда в этом религиозном воспитании было заметно

польское влияние, проникавшее через живших в Москве монахов из Малороссии.

Любимцы вступившего на престол после смерти Алексея Михайловича, царя

Федора, - по словам С. Платонова, - "постельничий Языков и стольник

Лихачев, люди образованные, способные и добросовестные. Близость их к царю

и влияние на дела были очень велики. Немногим меньше значение князя В. В.

Голицына. В наиболее важных внутренних делах времени Федора Алексеевича

непременно нужно искать почина этих именно лиц, как руководивших тогда всем

в Москве". (3)

Мать же Петра I, вторая жена Алексея Михайловича, по сообщению

Платонова, "вышла из такой среди (Матвеевы), которая, при отсутствии

богословского воспитания, впитала в себя влияние западно-европейской

культуры". Ее воспитал А. Матвеев.

Вот это то обстоятельство, надо думать, и послужило причиной сначала

равнодушия, а зачем и презрения Петра I к русской культуре, религиозной в

своей основе, а вовсе не тяжелые сцены, виденные им во время распри между

Милославскими и Нарышкиными.

Артамон Матвеев был женат на англичанке Гамильтон. У него было много

друзей среди населявших немецкую слободу иностранцев и от них он, также как

наверное и его воспитанница, усвоил если не презрение, то во всяком случае

пренебрежительное отношение к традициям родной страны.

"Нарышкины из дома Матвеева вынесли знакомство с западной культурой.

Сын А. С. Матвеева, - пишет С. Платонов, - близкий к Петру, был образован

на европейский лад. У него был немец доктор. Словом, не только не было

национальной замкнутости, но была некоторая привычка к немцам, знакомство с

ними, симпатии к западу. Эта привычка и симпатии перешли и к Петру и

облегчили ему сближение с иноземцами и их наукой".

Царица Наталья не хотела отдать сына учить монахам и призвала учить

его недалекого "своего человека" Никиту Зотова. Это тот самый пьяница

Никита Зотов, "всешутейший отец Ианникий, Пресбургский, Кокуйский и

Всеяузский патриарх, который после Нарышкина, мужа глупого, старого и

пьяного", стал патриархом созданного в Немецкой слободе Всешутейшего собора

Кощунственной пародии на православные церковные соборы.

В истории Российского государства было много самых разных правителей: великих дипломатов, замечательных стратегов и гениальных полководцев. Но только один из них сочетал в себе все эти качества - Петр Великий. Его называли гениальным реформатором, сумасшедшим, хулиганом и Антихристом. Как формировалась личность царя Петра, какие факторы повлияли на это?

Необычный царь

Петр Алексеевич Романов сильно отличался от своих предшественников. Несомненно, между ними была глубокая наследственная связь. Но все правители России были хозяевами, которые трепетно оберегали богатство страны для себя и использовали для работы чужие руки. А сын Алексея Михайловича был царем-тружеником в прямом смысле этого слова. Четырнадцать профессий, которыми владел царь Петр Великий - это не красивая сказка, а правда.

Характер первого русского императора

Петр Первый обладал сложным и противоречивым характером. Живость, неуемную любознательность и бойкость мысли он унаследовал по материнской линии. В детстве он был смышленым и красивым мальчиком, сильно отличавшимся от своего соправителя, брата Ивана.

Главными чертами характера Петра были вспыльчивость, порывистость, впечатлительность и недоверчивость. Когда он не мог доходчиво что-то объяснить, то легко впадал в ярость. В таком состоянии он нередко хватался за трость. К слову сказать, отходил царь быстро и уже через несколько минут мог простить провинившегося. Но его простота была обманчивой. Петр Первый просил обращаться к нему без титула, но в случае явного неповиновения приговор был скорым и жестоким.

Как формировалась личность царя Петра Великого? Благодаря чему он так сильно отличался от остальных правителей России? Ответ надо искать в самых ранних годах маленького царевича.

Детство Петра Первого

О том, где родился будущий первый русский император, неизвестно. Называют несколько предполагаемых мест, но точных данных у исследователей нет.

Пытаясь понять, как формировалась личность царя Петра Великого, нужно обратиться сначала к его родителям - тем, кто оказывал непосредственное влияние на него с самого рождения.

В 4 года он лишился отца, который его очень любил. Алексей Михайлович, одаривая сына игрушечными солдатиками и пистолями, зародил в ребенке первый интерес к оружию и военному делу. По свидетельству современников царя, в детстве он не интересовался никакими другими игрушками и забавами, кроме военных.

Отец, желая дать малолетнему сыну правильное военное обучение, приставил к нему полковника Менезиуса в качестве военного наставника. Так и вышло, что военному делу Петр Первый начал обучаться раньше, чем грамоте. Было малолетнему наследнику тогда 4 года. Знакомство с грамотой началось для него в пятилетнем возрасте.

Обучение по церковным книгам для живого и непоседливого ребенка было настоящей мукой, поэтому Никита Зотов, учитель малолетнего царя, обучал его и по популярным тогда «потешным» книгам с картинками. Много внимания наставник Петра уделял изучению военной истории России, рассказывая о князя Владимира и

До десяти лет царевич спокойно и беззаботно жил с матерью под Москвой, в селе Преображенском. Здесь для него было построено земляное укрепление с пушками, где он со своим «потешным» войском, набранным из сверстников, мог заниматься военным делом, играя во взятие крепости.

Детство Петра Первого не было безоблачным. свидетелем которого был малолетний Петр, не мог не оставить отпечатка на психике ребенка, став причиной нервного расстройства будущего императора. Из-за этого лицо царя в минуты сильного волнения искажали судороги.

После прихода к власти сестры Софьи его вновь отправили в Преображенское. Зотова от него удалили, и молодой наследник был предоставлен сам себе. Другого праздный образ жизни бы испортил, но цельная и деятельная натура Петра не дала убить любознательность и желание узнавать новое. Сам он впоследствии говорил, что ему очень не хватает знаний, не полученных в детстве.

Царь Петр Алексеевич учился до самой смерти. В 14 лет он узнал об астролябии и поручил привезти ему ее из Франции. Затем он нашел голландца, который смог в общих чертах показать, как обращаться с прибором. Талантливому юноше этого было достаточно, чтобы дальше разобраться самому. Так было всегда. Увидев или узнав о чем-то неизвестном для него, царь тут же загорался идеей изучить новое дело и не успокаивался, пока не становился его знатоком. Так, увидев заброшенный бот, он выучился плавать на нем и даже заложил собственную верфь.

Окружение

Как формировалась личность царя Петра Алексеевича? Вопрос этот крайне интересен, учитывая тот факт, насколько сильно он отличался от своих предшественников. Окружение юного наследника сыграло огромную роль в воспитании тех качеств, которые были присущи Петру Великому. Ему повезло - сначала отец, а после его смерти старший брат Федор уделял много внимания воспитанию и обучению наследника престола. Учителя, Менезиус и позже приставленный к Петру дьяк Никита Моисеевич Зотов, зародили в нем тягу к знаниям и поддерживали интерес ко всему новому.

Сподвижниками и наиболее близкими для царя людьми были Франц Яковлевич Лефорт, Александр Данилович Меншиков, Павел Ягужинский, Яков Брюс.

Первый русский император - гениальный реформатор или самодур?

Судить о личности Петра Первого сложно. В нем тесно переплелись противоположные черты характера. Вспыльчивость, жестокость, мстительность соседствовали с трудолюбием, любознательностью, неуемной жаждой жизни, веселым нравом. Уникальность личности Петра Алексеевича заключалась в том, что он обладал сильной тягой к знаниям и огромной работоспособностью, при помощи которых стремился преобразить отсталую во всех отношениях Россию и сделать ее великой державой.

Страница 1

Отец Петра, Алексей Михайлович, был женат с 1648 года по 1669 на Марте Ильиничне Милославской. От этого брака у него было 13 детей. Только два из них – Фёдор и Иван пережили его. Но и они оба были болезненными, у Федора была цинга, Иван страдал глазами, заикался, был слаб телом и рассудком.

Свою вторую жену, царь Алексей Михайлович встретил в доме Артамона Сергеевича Матвеева, где она росла и воспитывалась. В 1672 году, 30 мая у них родился крепкий и здоровый мальчик, нареченный Петром. Тайтсы. Наколенники. https://fizkultura.biz мультибрендовый магазин. акции.

О первых днях царевича Петра сохранилось много любопытных сведений. Его рождение вызвало ряд придворных праздников.

Крестили Петра только 29 июня в Чудовом монастыре и крёстным отцом был его брат, царевич Федор Алексеевич. По древнему обычаю, с новорожденного «сняли меру» и в её величину написали икону апостола Петра. Очень рано маленького Петю стали забавлять игрушки, и игрушки эти почти исключительно имели военный характер. Если бы Царь Алексей жил более, можно было ручаться, что Петр получил бы такое же прекрасное, по тому времени, образование, как его брат Федор. Но отец умер, когда Петру не исполнилось и четырёх лет. Вот он остался без правильного образования. Некоторые историки считают, что начало обучения Петра положил ещё его отец. Такое мнение основывается на том, что 1 декабря 1675 года начали кого-то учить грамоте в царской семье, как это ясно из книг Тайного приказа. Но в царской семье не начинали учить детей раньше пяти лет, а Петру тогда было три с половиной года. Первый известный нам учитель Петра, Никита Моисеевич Зотов, был определён к нему уже царём Федором 12 марта 1677 года, поэтому такое мнение о раннем обучении Петра сомнительно.

Курс учения в древней Руси начинался азбукой, продолжался чтением псалтыря, Апостольских деяний и Евангелия. Обучение письму шло позже чтения. Пётр начал учиться письму в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком. Кроме письма и чтения Зотов ничему больше не учил Петра.

Маленькому Петру было почти десять лет, когда он стал свидетелем ужасных событий. Что же случилось тогда?

В то время семья первой жены царя Алексея Михайловича – Марии Милославской спорила за власть с семьёй второй жены – Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра. Дворцовая партия Милославских переманила на свою сторону Стрелецкий приказ. Они убеждали стрельцов в том, что семья Нарышкиной и их окружение изменники.

Так 15 мая 1682 года произошёл стрелецкий бунт. Милославские дали знать утром этого дня в стрелецкие слободы, что изменники задушили царевича Ивана Милославского. Стрельцов звали в Кремль. Во дворце собрались, услышав о приближении стрельцов, бояре, бывшие в Кремле. Из криков стрельцов они узнали зачем явилось стрелецкое войско, и знали, что они считали Ивана убитым. Поэтому на дворцовом совете было решено показать стрельцам и Ивана, и Петра, чтобы убедить их в полном отсутствии измены и смуты во дворце. Царица Наталья вывела обоих на крыльцо и стрельцы, вступив в разговор с самим Иваном, услышали от него что «его никто не изводит и жаловаться ему не на кого». Эти слова показали стрельцам, что они жертвы чьего-то обмана, что изменщиков нет и истреблять некого.

Князь Михаил Юрьевич Долгорукий – начальник Стрелецкого приказа, решив, что стрельцы совсем присмирели и уже было собрались домой, начал подгонять их, грубо с ними обращаясь.

И без того разгорячённые стрельцы, разозлились и подстрекаемые Милославскими, они возвратились и на глазах Петра и Натальи Кирилловны убили Артамона Матвеева, кое-кого из семьи Нарышкиных и из бояр, присутствовавших там. На следующий день сцены убийств повторились. Но восстание стрельцов удалось подавить.

26 мая боярская дума и высшее духовенство, боясь повторения стрелецкого бунта, провозгласили первым царём Ивана Милославского, а вторым Петра Алексеевича. Немедленно затем стрельцы били челом о том, чтобы правление по молодости царей, поручено было Софье, старшей сестре. 29 мая Софья согласилась править.

Во время правления Софьи Петр продолжал проживать с матерью в Преображенском селе. Его воспитание было совершенно заброшено. Учителя, Никиту Моисеевича Зотова, от него удалили, другого ему не дали; он проводил время в потехах, окружённый сверстниками, без всяких дельных занятий: такая жизнь испортила и изуродовала бы всякую другую натуру, менее даровитую. На Петра он наложила только тот отпечаток, что он, как сам позже сознавался, не получил в отроческих летах тех сведений, которые необходимы были для прочного образования. Через это небрежение Петру приходилось учиться многому уже в зрелом возрасте. Сверх того проведённое таким образом отрочество лишило его той выдержки характера в обращении с людьми, которая составляет признак образованного человека. Петр с отроческих лет усвоил грубые привычки окружающего его общества, крайнюю несдержанность, безобразный разгул.

Цифирные (арифметические) школы
В начале XVIII в. правительство Петра I сделало первую попытку создать на всей территории России сеть государственных общеобразо­вательных начальных школ, которые давали бы учащимся знания в чте­нии, письме, арифметике, подготовляли их к государственной светской и военной службе, для работы на заводах и верфях, к обучению в про­фессиона...

Конституция 1936 года. Обновление конституционного законодательства
Конституция СССР, принятая VIII чрезвычайным съездом Советов, дополнила, развила, конкретизировала нормы конституционного права применительно к новым условиям советского общества, сумевшего за 10 лет интенсивно, созидательного, хотя порой и плохо согласованного с экономическими и иными социальными закономерностями, создать основы социал...

Сибирские пограничные линии
Присоединение Сибири породило немало проблем, которые пришлось решать и центральному правительству, и сибирским властям. Одной из таких проблем, и весьма серьезной, стала охрана российских владений в Сибири. Если на севере и востоке Сибирь омывалась водами Ледовитого и Тихого океанов, которые создавали естественные рубежи, то на юге про...

Петр I (Петр Алексеевич, Первый, Великий) – последний московский царь и первый российский император . Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича Романова от его второй жены боярыни Натальи Нарышкиной. Родился в 1672 году 30 (9) мая (июня) .

Краткая биография Петра I представлена ниже (Петр 1 фото также) .

Отец Петра умер, когда ему исполнилось 4 года, и его официальным опекуном стал старший брат, царь Федор Алексеевич, к власти в Москве пришла сильная партия бояр Милославских (матерью Федора была первая жена Алексея Мария Милославская).

Воспитание и образование Петра I

Все историки едины в своем мнении об образовании будущего императора. Они считают, что оно было максимально слабым. До года его воспитывала мать, а до 4 лет - няньки. Потом за образование мальчика взялся дьяк Н. Зотов. У мальчика не было возможности обучаться у известного Симеона Полоцкого, который обучал его старших братьев, так как патриарх московский Иоаким, начавший борьбу с «латинизацией», настоял на удаление Полоцкого и его учеников от двора. Н. Зотов обучил царя грамоте, закону Божьему и начальному счету. Писал царевич плохо, словарный запас его был скудным. Впрочем, в дальнейшем Петр восполнит все пробелы в своем образовании.

Борьба Милославских и Нарышкиных за власть

В 1682 году умер Федор Алексеевич , не оставив наследника мужского пола. Бояре Нарышкины, воспользовавшись возникшей смутой и тем фактом, что царевич Иван Алексеевич, следующий по старшинству брат, был душевно болен, возвели на престол Петра, а регентшей сделали Наталью Кирилловну, опекуном же был назначен близкий друг и родственник Нарашкиных боярин Артамон Матвеев.

Бояре Милославские под предводительством царевны Софьи, старшей дочери Алексея Михайловича, начали подстрекать стрельцов, которых в Москве было около 20 тысяч, к бунту. И бунт произошел; в результате были убиты боярин А. Матвеев, его сторонник, боярин М. Долгорукий, многие из рода Нарышкиных. Царица Наталья была отправлена в ссылку, а на престол возвели и Ивана, и Петра (причем старшим считался Иван). Регентшей при них стала царевна Софья, заручившаяся поддержкой предводителей стрелецкого войска.

Ссылка в Преображенское, создание потешных полков

После церемонии венчания на царство юный Петр был отправлен в село Преображенское. Там он рос, не чувствуя никаких ограничений. Очень скоро всем окружающим стал понятен интерес юного царевича к военному делу. С 1685 по 1688 год в селе создавались Преображенский и Семеновский (по названию соседнего с Преображенским села, Семенова) потешные полки, создавалась «потешная» же артиллерия .

В это же время царевич заинтересовался морским делом и заложил первую верфь на Плещеевом озере под Переславлем – Залесским. Так как среди русских бояр, знающих морскую науку, не нашлось, наследник престола обратился к иностранцам, немцам и голландцам, жившим в Немецкой слободе в Москве. Именно в это время он познакомился с Тиммерманом, который обучал его геометрии и арифметике, Брандтом, который изучал с ним навигацию, Гордоном и Лефортом, которые в будущем станут его ближайшими сподвижниками и соратниками.

Первый брак

В 1689 году по приказу матери Петр женился на Евдокии Лопухиной, девушке из богатого и знатного боярского рода. Царица Наталья преследовала три цели: связать сына с родовитыми московским боярами, которые в случае необходимости окажут ему политическую поддержку, объявить о совершеннолетии мальчика-царя и, как следствие, его возможности самостоятельно править, и отвлечь сына от его немецкой любовницы, Анны Монс. Царевич не любил жену и очень быстро оставил ее в одиночестве, хотя от этого брака родился царевич Алексей, будущий наследник императора.

Начало самостоятельного правления и борьба с Софьей

В 1689 году вспыхнул очередной конфликт между Софьей и Петром, который желал править самостоятельно. Вначале на сторону Софьи встали стрельцы во главе с Федором Шакловитым, но Петр сумел переломить ситуацию и вынудил Софью отступить. Она отправилась в монастырь, Шакловитый был казнен, а старший брат Иван полностью признал право младшего брата на престол, хотя номинально, до свой смерти в 1696 году, оставался соправителем. С 1689 по 1696 год делами в государстве занималось правительство, сформированное царицей Натальей. Сам же царь полностью «отдался» своим любимым делам – созданию армии и флота.

Первые самостоятельные года правления и окончательное уничтожение сторонников Софьи

С 1696 года Петр начал править самостоятельно , избрав для себя приоритетной задачей продолжение войны с Османской империей. В 1695, 1696 годах он предпринял два похода с целью захватить турецкую крепость Азов на Азовском море (Петр сознательно отказался от походов в Крым, считая, что его армия еще не достаточно сильна). В 1695 году взять крепость не удалось, а в 1696 году, после более тщательной подготовки и создания речного флота, крепость была взята. Так Петр получил первый порт на южном море. В этом же 1696 году на Азовском море была заложена еще одна крепость, Таганрог, которая стала бы форпостом для русских сил, готовящихся напасть на Крым с моря.

Однако нападение на Крым означало войну с Османами, а царь понимал, что для такой кампании сил у него еще мало. Именно поэтому он начал усиленно искать союзников, которые поддержали бы его в этой войне. С этой целью им было организованно так называемое «Великое посольство» (1697-1698 гг.).

Официальной целью посольства, которое возглавил Ф. Лефорт, было налаживание связей с Европой и обучение недорослей, неофициальной – заключение военных союзов против Оманской империи. Царь также отправился с посольством, правда, инкогнито. Он посетил несколько немецких княжеств, Голландию, Англию и Австрию. Официальные цели достигнуты были, а вот найти союзников для войны с Османами не удалось.

Петр намеревался посетить еще Венецию и Ватикан, но в 1698 году в Москве началось восстание стрельцов, подстрекаемых Софьей, и Петр был вынужден вернуться на родину. Стрелецкое восстание было им жестоко подавлено. Софья пострижена в монастырь. Свою жену, Евдокию Лопухину, Петр тоже отправил в монастырь в Суздаль, но подстрижена в монахини она не была, так как этому воспротивился патриарх Адриан.

Строительство империи. Северная война и экспансии на Юг

В 1698 году Петр полностью распустил стрелецкое войско и создал 4 регулярных полка, которые стали основой его новой армии . Такой армии еще не было в России, но она была нужна царю, так как он собирался начать войну за выход к Балтийскому морю.Воевать со Швецией, тогдашним гегемоном Европы, предложили Петру курфюрст Саксонии, правитель Речи Посполитой, и датский король. Им нужна была слабая Швеция, а Петру выход к морю и удобные гавани для строительства флота. Поводом к войне стала якобы обида, нанесенная царю в Риге.

Первый этап войны

Начало войны нельзя назвать удачным. 19 (30).11.1700 года русская армия была разгромлена под Нарвой. Потом Карл XII , король Швеции, разгромил союзников. Петр не отступился, сделал выводы и реорганизовал армию и тылы, проведя реформы по европейскому образцу. Они тут же дали свои плоды:

  • 1702 год – захват Нотебурга;
  • 1703 год – захват Ниеншанца; начало строительства Санкт-Петербурга и Кронштадта;
  • 1704 год – захват Дерпта и Нарвы

В 1706 год Карл XII , уверенный в своей победе после укрепления в Речи Посполитой, начал прорываться на юг России, где ему обещал поддержку гетман Украины И. Мазепа. Но сражение у деревни Лесной (русскую армию возглавлял Ал. Меньшиков) лишило шведскую армию фуража и боеприпасов. Скорее всего, именно этот факт, а еще полководческий талант Петра I привели к полному разгрому шведов под Полтавой.

Шведский король бежал в Турцию, где хотел добиться поддержки турецкого султана. Турция вмешалась, и в результате неудачного Прутского похода (1711 год) Россия была вынуждена вернуть Турции Азов и отказаться от Таганрога. Потеря была тяжелой для России, но мир с Турцией удалось заключить. После этого последовали победы на Балтике:

  • 1714 год – победа у м. Гангут (в 1718 погиб Карл XII и начались мирные переговоры);
  • 1721 год – победа у острова Гренгам.

В 1721 году был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получила:

  • выход к Балтике;
  • Карелию, Эстляндию, Лифляндию, Ингрию (но России пришлось отдать Швеции завоеванную Финляндию).

В этом же году Петр Первый провозгласил Россию Империей, а себя наделил титулом императора (причем, в короткое время этот новый титул Петра I московского царя признали все европейские державы: кто мог оспорить решение, принятое самым сильным правителем тогдашней Европы?).

В 1722 – 1723 году Петром Первым был предпринят Каспийский поход, закончившийся подписанием Константинопольского мира с Турцией (1724 год), которая признавала за Россией право на западные берега Каспия. Такой же договор был подписан и с Персией.

Внутренняя политика Петра I . Реформы

С 1700 по 1725 года Петр Первый проводил реформы , которые так или иначе затронули каждую сферу жизни государства Российского. Наиболее значимые из них:

Финансы и торговля:

Можно сказать, что именно Петр Первый создал промышленность России, открывая государственные и помогая создавать частные мануфактуры по всей стране ;

Армия:

  • 1696 – начало создания российского флота (Петр сделал все, чтобы российский флот стал за 20 лет самым сильным в мире);
  • 1705 – введение рекрутской повинности (создание регулярной армии);
  • 1716 – создание Военных уставов;

Церковь:

  • 1721 – отмена патриаршества, создание Синода, создание Духовного регламента (церковь в России полностью подчинилась государству);

Внутреннее управление:

Дворянское право:

  • 1714 – указ о единонаследии (запрет дробить дворянские поместья, приведший к укреплению дворянского землевладения).

Семья и личная жизнь

После развода с Евдокией Лопухиной Петр женился (в 1712) на своей давней любовнице Екатерине (Марте Скавронской) , с которой состоял в связи с 1702 года и от которой уже имел несколько детей (в том числе Анну, мать будущего императора Петра III , и Елизавету, будущую российскую императрицу). Он венчал ее на царство, сделав императрицей и соправительницей.

Со старшим сыном, царевичем Алексеем, у Петра были сложные отношения, приведшие к измене, отречению от престола и смерти первого в 1718 году. В 1722 году император издает указ о престолонаследии, в котором говорится о том, что император вправе сам назначить себе наследника. Единственным же наследником мужского пола по прямой линии был внук императора – Петр (сын царевича Алексея). Но кто займет престол после смерти Петра Первого, до конца жизни императора так и оставалось неизвестным.

Петр обладал суровым характером, был вспыльчив, но о том, что это была яркая и неординарная личность, можно судить по фото, сделанным с прижизненных портретов императора.

Практически всю свою жизнь Петр Первый страдал от почечнокаменной болезни и уремии. От нескольких приступов, случившихся между 1711-1720 гг., он вполне мог умереть.

В 1724-1725 году болезнь усилилась и император страдал от жутких приступов боли. Осенью 1724 году Петр сильно простудился (долго простоял в холодной воде, помогая морякам спасать севший на мель бот), и боли стали беспрерывными. В январе император слег, 22 числа исповедовался и принял последние причастие, а 28-го, после продолжительной и мучительной агонии (фото Петра I, сделанное с картины “Император на смертном одре”, доказывает этот факт), Петр Первый умер в Зимнем дворце Санкт-Петербурга .

Врачами был поставлен диагноз воспаления легких, а после вскрытия стало понятно, что у императора началась гангрена после того, как мочевой канал окончательно сузился и закупорился камнями.

Похоронен император был в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Его правление закончилось.

28-го же января, при поддержке А. Меньшикова, императрицей стала Екатерина Алексеевна, вторая жена Петра Первого.




Учиться грамоте Петр начал с 5-летнего возраста, а учителями его были: дьяк челобитного приказа Н.М.Зотов, Лефорт, Тиммерман. Последние двое учили его геометрии и фортификации. Петр не любил попусту тратить время, он постоянно чему-то учился, во что-то полезное играл.

Ему подобрали 600 мальчиков, из которых сформировали 2 пехотных батальона. В селе Преображенском это «войско» сильно увеличилось, и часть его поселилась в селе Семеновском. Из них были образованы Семеновский и Преображенский полки. Петр часто встречался с новыми людьми, учился у них нужному для жизни и государственной деятельности.

Подростку-царю привезли из Франции астролябию - прибор для определения широты и долготы в астрономии. Голландец Франц Тиммерман научил Петра пользоваться прибором. Отремонтировав старый английский бот, Пе6тр плавал на нем по Яузе. Потом, найдя в 120 км от Москвы озеро Плещеево, Петр увлекся кораблестроением, работая топором, молотком, нося тяжелые грузы. Когда в 1695 г. русские войска потерпели поражение при осаде Азова в Черном море, Петр начал строить флот под Воронежем. Было построено 2 военных корабля, 23 галеры, 1300 стругов, 300 лодок. И в июне 1696 г. русский флот одержал победу. После этого Петр умножил флот и сделал расчет: 10 кораблей - на свой счет, 6 кораблей - патриарха, 5 кораблей - духовенства, 34 корабля - боярам, 11 кораблей - городам. За 3 года у флота стало 2506 пушек, 11 мортир и 16800 человек. По этим делам можно смело считать Петра основателем русского флота.

Чтобы удержать как-то сына, мать решила женить Петра на Евдокии Лопухиной - дочери окольничего. В январе 1689 г. состоялась свадьба. Приверженность жены к старинным порядкам, богомольству, предрассудкам раздражала Петра. Она не могла поддерживать его стремления к новшествам.

Недалеко от Преображенского, в Немецкой слободе, где жили иностранцы, Петр приметил Анну Монс, увлеченность которой делала его отношения с Евдокией более напряженными. Жена постоянно жаловалась, упрекала Петра. Евдокию насильно увезли в Суздаль и заключили в Покровский девичий монастырь.

Петр посетил много зарубежных стран. В 1697 г. было назначено Великое посольство в Европу, в которое входил сам царь. Лифляндия, Курляндия, Голландия с заездом в Амстердам, Кенигсберг, Митаву. Петр обращал внимание на земледелие, зарисовывал орудия, расспрашивал, записывал. Одевался матросом, рабочим, ходил за продуктами, иногда готовил сам еду. Был в Гааге, в Лейдене осмотрел университет, в Лондоне встречался с корабельными плотниками, двоих из которых отправил в Москву. Царь нанимал художников, мастеров, собирал птиц, рыб, картины, нанял гравера, который впоследствии украшал книги, печатаемые в России. Большое количество мастеров было приглашено и отправлено в Россию.

Петр I был высокого роста, обладал большой физической силой, сгибал в трубу серебряную тарелку и разгибал подкову. Он был вспыльчив, легко выходил из себя, при этом лицо его дергалось, что возможно было следствием пережитых в детстве потрясений от стрелецких бунтов.

Царь тянулся к наукам и государственным делам. Он был волевым энергичным человеком. Хорошо знал историю, математику, изучал финансовое дело, любил работать физически, на его руках всегда были мозоли. Петр прекрасно разбирался в кораблестроении, военно-морском деле, артиллерии и фортификации.

В процессе своей деятельности Петр становился искусным дипломатом, талантливым полководцем, радеющим за благо отчизны. Он глубоко понимал необходимость экономических, государственных, культурных преобразований в России. Вся деятельность царя пронизана практическими делами, преобразованиями, строительством и введением нового, изменениями, реформами.


Top