Организация и тактика пехоты. Тактические свойства и основы тактики береговых войск Тактика пехоты рф

Тактика пехоты в обороне

В обороне наиболее полно могут быть использованы возможности стрелкового оружия, так как огонь, как правило, ведется с подготовленных позиций из устойчивых положений. Заранее намечаются рубежи открытия огня и определяются дальности до ориентиров и местных предметов, рассчитываются поправки в исходные установки прицельных приспособлений на условия стрельбы, пристреливаются участки сосредоточенного огня подразделений, уточняются на местности полосы и секторы обстрела и задачи наводчикам пулеметов, автоматчикам, гранатометчикам и всем командирам расчетов других огневых средств. Опорные пункты оборудуются в инженерном отношении, подготавливаются основные и временные (запасные) позиции для стрельбы; патронные ленты и магазины снаряжаются патронами с необходимыми видами пуль. Все это позволяет надежно поражать наземные цели на предельных дальностях эффективного огня: из пулеметов и сосредоточенным огнем мотострелковых отделений - до 800 м, из автоматов - до 500 м, а также успешно вести борьбу с воздушными целями на малых высотах.

До начала наступления противника во взводах назначаются дежурные огневые средства, личный состав которых находится в постоянной готовности к открытию огня. Днем дежурные средства занимают временные или запасные позиции. С них поражаются огнем стрелкового оружия отдельные группы противника, пытающиеся вести разведку или инженерные работы. Снайперы уничтожают офицеров, наблюдателей, снайперов противника в его расположении.

Ночью две трети личного состава каждого отделения мотострелковых взводов находятся на позиции в готовности к открытию огня с ночными прицелами или по освещенным целям. Для стрельбы ночью ленты и магазины снаряжаются патронами с обыкновенными и трассирующими пулями в соотношении 4:1. Заранее, до подхода противника, намечаются рубежи открытия огня для каждого вида оружия, подготавливаются участки сосредоточенного огня подразделений. Расстояния до них не должны превосходить дальности эффективного огня по наступающей живой силе противника. Весь личный состав подразделений должен знать на местности в своих полосах и секторах стрельбы рубеж 400 м перед передним краем: в полосе этого рубежа подготавливается фронтальный, фланговый и перекрестный огонь.

С переходом противника в атаку на бронированных машинах без спешивания, его бронецели уничтожаются огнем танков, боевых машин пехоты и противотанковых средств. Огнем стрелкового оружия поражается пехота и экипажи, покидающие подбитые машины. В случае приближения бронированных машин противника на расстояние до 200 м из стрелкового оружия может вестись огонь по их смотровым приборам. При атаке противника в пешем порядке огнем из пулеметов и автоматов пехота противника отсекается от танков и уничтожается совместно с приданными подразделению огнеметами и другими средствами. С рубежа 400 м от переднего края обороны из автоматов с подствольными гранатометами по командам командиров отделений поражают наступающую пехоту гранатами. По мере приближения противника к переднему краю огонь всех видов оружия доводится до наивысшего напряжения.

Противника, ворвавшегося в опорный пункт, уничтожают огнем в упор, гранатами и в рукопашной схватке штыком и прикладом, огнем из пистолетов. На всех этапах боя командиры управляют огнем своих подразделений, ставя огневые задачи, подавая команды и установленные сигналы на сосредоточение и переносы огня. При этом важнейшее значение имеет умение солдата самостоятельно выбирать наиболее важные цели и открывать по ним огонь с дальности, обеспечивающей их надежное поражение, а также умело корректировать огонь. Командиры подразделений должны вовремя применять маневр огнем, сосредоточивая большую часть огневых средств для поражения противника на угрожаемом участке, или рассредоточивая огонь по нескольким важным целям. При налетах авиации часть средств мотострелковых взводов с менее угрожаемых участков могут вести сосредоточенный огонь по вертолетам и самолетам на дальностях до 500 м, а по вертолетам в положении зависания до 900 м. Отметим, что для успешного использования стрелкового оружия в обороне, как и в других видах боя, важное значение имеет своевременное пополнение боеприпасами, снаряжение патронами лент к пулеметам и магазинов к автоматам и ручным пулеметам.

При всем многообразии боевых ситуаций решение любой тактической задачи базируется на трех основных элементах: передвижение пехоты при подавлении огня противника, огонь на поражение и на подавление и обеспечение.

Передвижение пехоты при подавлении результативного огня противника

Пехота решает задачи на близких от противника дистанциях. Это может быть дальность броска гранаты, расстояние до следующего изгиба окопа или до ближайшего здания, или же максимальная дальность эффективного огня стрелкового оружия при действиях на безлесной ровной местности и так далее. Отсюда вытекает главное условие для выполнения пехотой своих задач - необходимость сближения с противником на короткую для данной ситуации дистанцию.

Сближение с противником означает, что пехота, за редкими исключениями, вынуждена действовать в зоне досягаемости огня противника.

Огонь современного оружия, если ему ничего не препятствует, способен полностью уничтожить пехоту противника, находящуюся в зоне его действия. Ни скорость сближения, ни количество атакующих солдат не имеют в данных условиях значения. Один пулемет в определенных условиях способен остановить продвижение и батальона пехоты.

Передвижение в зоне действия огня противника возможно только в том случае, если этот огонь сделать нерезультативным либо пресечь его ведение полностью.
Таким образом, главный принцип действий пехоты - совершать перемещение по полю боя (сближение, отход и др.) можно, только существенным образом затруднив ведение огня противником, сделав его нерезультативным либо исключив его полностью.
В каждый момент боя пехотинец должен искать ответ на вопрос, что нужно предпринять, чтобы затруднить противнику ведение результативного огня.
При планировании действий на каждый момент времени должен быть разработан порядок воспрепятствования огню противника.

Способов воспрепятствования огню противника множество. К ним можно отнести такие разные тактические приемы, как:

  1. Укрытие от огня за непробиваемой оружием противника преградой, в частности, в складках местности, в строениях или на подготовленных позициях - огонь врага не результативен, поскольку даже при правильном прицеливании он попадает в преграду, а не в солдата.
  2. Воспрепятствование наблюдению противника путем укрытия за непрозрачной преградой, путем постановки дымов, маскировкой и т.п. - противник не видит либо плохо видит куда стреляет, ему трудно прицелиться и корректировать огонь, а значит, вероятность его промаха возрастает. Ночью можно использовать ослепление, направляя сильный свет непосредственно на противника, или же параллельно его окопу, впереди атакующих солдат. В качестве совсем уж экзотического способа можно упомянуть сближение с противником по дну водоема (реки) с мешком камней за плечом, герметично упакованным в полиэтилен оружием и дыхательной трубочкой на поверхности.
  3. Уменьшение времени, которое предоставляется противнику на организацию огня. К этому способу можно отнести внезапные действия и короткие перебежки по полю боя - враг не успевает прицелиться либо даже взять оружие в руки для открытия огня.
  4. Воздействие на психику противника путем возбуждения в нем страха и/или желания не открывать огонь и даже прекратить сопротивление. Сюда относится и тактика снайперского террора, когда снайпер не позволяет высунуться из окопа, воздействие громким звуком и даже пропаганда.
  5. Отвлекающие действия. Изображается деятельность в одном месте, в то время как атакуется другой объект.
  6. Наконец, основным в действиях пехоты является метод подавления огнем. Суть его в том, что по противнику ведется огонь так, чтобы враг вынужден был спрятаться за укрытие и не высовываться из-за него для прицеливания, либо его прицеливанию должны препятствовать разрывы или удары пуль вокруг него.

Огонь противника может быть также затруднен в результате его «самоподавления», то есть действий самого противника. Наиболее частым примером «самоподавления» являются перемещение на местности, например, перенос пулемета на другое место и обычное перезаряжение оружия. Особенно в начале боевого контакта потребность в перезарядке возникает практически одномоментно у большей части подразделения противника, так как огонь ведется приблизительно одной интенсивности из однотипного оружия, и патроны в магазине заканчиваются приблизительно одновременно. Возникает резкое кратковременное снижение интенсивности огня.
Такие паузы также можно использовать для передвижения. Разумеется, противник стремится избежать «самоподавления» путем установления порядка ведения огня «один стреляет - другой перезаряжается», но выдержать его не так-то просто.

Нередко упоминаемый в уставах и наставлениях принцип сочетания огня и маневра нельзя воспринимать просто как одновременное совершение двух действий - ведение огня по противнику и перемещение по полю боя. Свой огонь должен подавлять огонь врага.
Разумеется, 100% подавления всех без исключения огневых средств противника достигнуть в большинстве случаев не удается, хотя к этому нужно стремиться, но огонь противника должен быть подавлен до такой степени, чтобы его воздействие было минимальным.

Особо в связи с обсуждаемым принципом хотелось бы осветить тактику атаки пехоты цепями, закрепленную в советских боевых уставах. Напомню, что внешне эта тактика не полностью соответствует указанному принципу. Действительно, память рисует картину бегущей по полю в полный рост пехоты, стреляющей из автоматов приблизительно в направлении противника. Казалось бы, о каком сочетании перемещения с подавлением огня противника идет речь в этом случае?!. Очевидна лишь простая одновременность совершаемых действий. Кажется, что задача на эффективное подавление огня противника вообще не ставится.

В действительности нужно помнить, что советские боевые уставы были написаны под ситуацию общевойскового боя, происходящего на участке прорыва, когда артиллерия и авиация, а также танки осуществляют основное огневое подавление атакуемой позиции, а пехоте достается лишь подавить отдельные очаги огня противника. В этой ситуации автоматический огонь сконцентрированной на узком участке массы пехотинцев рассматривался в качестве достаточного средства для выполнения задачи окончательного подавления противника.

Кроме того, такая тактика позволяла использовать и малообученных пехотинцев, упрощала контроль над проведением атаки. Нужно помнить, что использование этой тактики в отсутствие двух существенных условий для ее применения - а) эффективного подавления огня противника другими родами войск и б) значительного количественного превосходства над противником на атакуем участке - ведет к значительным потерям в личном составе.
Правило остается прежним - сначала подави, потом передвигайся.

Если же значительная часть задачи по подавлению противника ложится на пехоту, то наиболее очевидным решением будет выделение специальной группы пехотинцев, которые подавляют огонь противника (огневая группа), чтобы другая группа в это время могла передвигаться (маневренная группа). В ходе боя их роль может меняться. Здесь - основа тактики боевых групп, заключающаяся в разделении функций, не только между видами вооружения, но и между солдатами, имеющими одинаковое вооружение. Один прикрывает - другой бежит.

Огонь на поражение и на подавление

В бою нужно оценивать реально достигаемый огнем эффект - уничтожение группы/подразделения противника или подавление его огневых средств и лишение возможности совершить маневр. После прекращения подавляющего огня, противник, как правило, в состоянии вернуться приблизительно к тому же уровню воздействия на наши войска, который у него был до этого. Разумеется, огонь на подавление может выбить отдельных солдат противника и уничтожить какие-то его огневые средства, но он не может вывести из строя боевую единицу противника в целом. Практическим следствием этого является следующее правило: огонь на подавление должен вестись только тогда, когда его эффектом можно хоть как-то воспользоваться во время его ведения или непосредственно после его окончания; и то же правило, изложенное с несколько другой точки зрения, - пока ведется подавляющий огонь, нужно что-то предпринять для использования его эффекта. В противном случае это мало результативная трата боеприпасов и трескотня, воздействующая на противника в основном лишь психологически.

Нельзя смешивать подавление противника и частичную утрату им боеспособности. Если, предположим, у противника выбито 20 или 30% личного состава, это еще не значит, что он не сможет вести эффективный огонь, а соответственно противник может быть не подавлен, хотя снижение его боеспособности очевидно.
Пехотинец должен понимать, что основная масса огня, обрушиваемая на противника, лишь подавляет его, нанося противнику некоторые потери, но не полностью уничтожает его. Даже огонь артиллерии по позициям противника, как правило, позволяет врагу после прекращения обстрела восстановить силу своей позиции, особенно если артиллерия бьет по площадям, а не пытается вести огонь по заранее вскрытым целям. Артиллерия способна уничтожить противника лишь при его открытом расположении.

По существу, в большинстве боевых ситуаций для конкретного огневого средства огнем на уничтожение можно считать лишь стрельбу на малых для данного вида оружия дистанциях: 50-70 метров для автоматов, 100 метров для пулеметов. Для артиллерии же эта дистанция измеряется в сотнях метров, но не в километрах. То есть это такое расстояние, когда пуля или снаряд практически не могут промахнуться, попасть мимо цели. И лишь только длительное и/или сосредоточенное ведение огня на больших дистанциях может сделать стрельбу из данного вида оружия огнем на уничтожение. Приводимые в наставлениях цифры дальности эффективного огня можно брать в расчет только в случаях, когда противник находится на идеально простреливаемой и наблюдаемой местности, то есть в условиях - мишень на стрельбище. На средних и дальних для данного вида оружия дистанциях эффектом от стрельбы по большей части будет только подавление противника.

Дальность эффективного огня несколько увеличивается при ведении сосредоточенного огня целого подразделения по одной цели по принципу «кучей на одного». Но и сосредоточенный огонь с определенной дальности становится лишь огнем на подавление.

Если тактическая ситуация говорит, что подавлением противника воспользоваться нельзя или оно бессмысленно и не даст никакого тактического эффекта, лучше огонь вообще не вести, либо вести редкий беспокоящий огонь. Последний даже не подавляет противника, хотя несколько сковывает его действия. То же правило, изложенное с точки зрения попавшего под обстрел: если противник ведет огонь на подавление, но очевидно не сможет воспользоваться его эффектом, то на такой огонь можно не отвечать.

На беспокоящий огонь попавшему под обстрел также можно не отвечать. Обстрел этот относительно безвреден и ответ на него лишь выдаст местоположение наших огневых средств противнику, а значительного влияния на бой не окажет. Рекомендуется отвечать только на эффективный огонь противника. Разумеется, в зависимости от ситуации может быть принято решение укрыться от эффективного огня противника (например, при артобстреле), но нельзя допускать, чтобы это привело, в конечном счете, к пассивности и бездействию.

На непонимании разницы между огнем на подавление и огнем на уничтожение строится один из «неуставных» видов боя - боя на истощение боезапаса противника.
Суть его в следующем. Одна из сторон, которая имеет больше боеприпасов или лучшую систему боепитания, ведет огонь по противнику с дальности, когда ответный огонь противника не сможет выполнить задачи по уничтожению нападающих. Противника заманивают на ведение полноценного огневого боя. Психологически, ответить хочется огнем той же интенсивности. Если это удается, противник начинает быстро расходовать боеприпасы и делает это до тех пор, пока боезапас его не иссякнет. И только после этого сторона с лучшим боепитанием осуществляет сближение и уничтожает практически беспомощного противника. Нередко, только после того как боезапас близок к исчерпанию, противник пытается выйти из боя (прорваться из окружения, отойти). Сторона с лучшим боепитанием пытается использовать эту попытку для уничтожения противника. В ситуации, когда атакующий имеет явные преимущества в боеприпасах, правильнее отвечать интенсивным огнем только непосредственно на атаку занимаемой позиции, в остальное время вести редкий беспокоящий огонь.

Обеспечение

Суть обеспечения проста. Пехотинец должен прилагать максимум усилий, чтобы:

  • своевременно пополнять запасы боеприпасов, своевременно ремонтировать оружие и снаряжение (или заменять его на исправное)
  • получать (добывать) информацию о противнике, своевременно получать информацию о действиях своего подразделения и соседних подразделений, доводить информацию о своих действиях до соседних солдат (групп солдат), а по обстановке и до соседних подразделений
  • уяснять (устанавливать) порядок обмена сообщениями и использования средствами их передачи (радио, сигнальные ракеты, полевые телефоны, свистки, сигнальные фонари, выстрелы в воздух и др.)
  • получать (добывать) воду, еду, одежду, медикаменты, горюче-смазочные материалы для техники, и делать все возможное, чтобы организовать проживание в месте расположения в нормальных санитарных условиях.

Чем лучше обеспечение, тем легче в боевой обстановке. Нельзя рассчитывать на то, что кто-то это «обеспечение» предоставит. По возможности для получения поддержки от других подразделений нужно устанавливать личный контакт. Это помогает получить нужное. Тем не менее, каждый должен заботиться о собственном обеспечении. Конечно, если кто-то вдруг поможет, то это будет неплохо, но все же полагаться надо на свои силы. Если тот или иной вид обеспечения должен быть предоставлен сверху, но по каким-то причинам, не предоставляется, то необходимо в инициативном порядке, в том числе самостоятельными действиями получить требуемое. Должен соблюдаться принцип самообеспечения. Например, налаживать обмен информацией с соседними группами солдат или, по обстоятельствам, даже с соседними подразделениями и устанавливать порядок передачи им сообщений нужно самостоятельно, не ожидая специальных указаний сверху.

Завершая обзор трех основных элементов, из которых складывается решение практически любой тактической задачи пехоты, хочется остановиться ещё на одном - на концепции общевойскового боя. Да, действительно, взаимодействие с другими родами войск - артиллерией, танками, авиацией во много раз повышает эффективность действий пехоты. Дело в том, что каждый вид оружия имеет свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны, а при совместном использовании происходит взаимное усиление и взаимная компенсация недостатков разных видов оружия. Классический пример - взаимодействие пехоты с танками. Танки подавляют огневые точки противника, а пехота защищает танки от уничтожения их врагом, который пытается воспользоваться наличием мертвого пространства вокруг танка и тем фактом, что у танкистов сужается поле обзора.

Однако пехота должна быть готова к тому, что ей придется действовать без поддержки других родов войск, то есть быть готовой не только к общевойсковому, но и противопехотному, противотанковому, противовоздушному бою. Как показывает практика, способности командования оставлять пехоту без реальной поддержки других родов войск безграничны: артиллерийская подготовка и бомбардировка с воздуха проводятся для галочки, без реальных целей, по площадям; танки и артиллерию на прямую наводку не ставят, чтобы избежать повреждения прицелов; в ходе боя танки воюют с танками, артиллерия с артиллерией и т.д.
Пехота должна быть готова действовать самостоятельно.


[ все статьи ]

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

В Наставлении для действий пехоты в бою нашла отражение тактика пехоты Русской армии к началу Первой мировой войны. В этом документе вопрос о взаимодействии огня, маневра и удара данного рода войск решен так: «Сила пехоты в бою заключается в ружейном и пулеметном огне с решительным движением вперед и в штыковом ударе».

Говоря о тактике боя пехоты, уставы и наставления отмечали, что «наилучшее поражение неприятеля достигается сочетанием фронтального огня по каждой обстреливаемой цели с фланговым или, по крайней мере, с косым огнем, чтобы взять цель под перекрестный огонь».

Расстреляв противника с ближайших дистанций винтовочным и пулеметным огнем, пехота бросается в штыки и (или) бросает ручные гранаты.

Огневой удар артиллерии – важное подспорье в действиях пехоты.

Если противника не удалось сбить первым ударом, считалось необходимым возобновлять атаки до тех пор, пока не будет достигнут успех. После неудачной атаки пехота должна закрепиться возможно ближе к противнику, в то время как артиллерия обстреливает и сдерживает противника в случае перехода его в наступление, а кавалерия также препятствует неприятелю развить преследование.

Наставление для действий пехоты имело специальный раздел «Маневрирование пехоты в бою», который начинался с определения целей маневра. В нем говорилось, что «задача всякого маневрирования – поставить пехотную часть в наивыгоднейшее положение для достижения указанной цели». Эта задача достигалась соответственным направлением движения, его быстротой и скрытностью, применением строя в зависимости от огня противника и местности, умелым использованием времени суток и погоды.

Вопросы маневрирования пехоты в бою Наставление разрешало более правильно, чем уставы иностранных армий. В нем не было чрезмерного увлечения лишь фланговыми формами маневра (как в германской армии), а требовалось разумное сочетание фронтального движения с охватами флангов противника. Охват выгоден тем, что способствует косвенному, а иногда даже продольному обстрелу неприятеля; кроме того, охватившая противника часть может атаковать его в штыки в наиболее опасном для него направлении.

Атака должна начинаться тогда, когда исходя из цели действий, обстановки или достигнутых результатов настала минута броситься для удара в штыки или когда заметно поколеблены нравственные силы атакуемой стороны. Но «бросаться в атаку следует не только на ослабленного противника, но и на противника, готового к отпору, если этого требует достижение цели боя и выручка своих».

Наставление требовало, чтобы атака была «быстра, решительна, стихийна, как ураган». Надо стремиться сочетать лобовую атаку с ударом во фланг и даже в тыл противника.

Еще раз подчеркнем, что русская тактическая мысль шла впереди зарубежной. В частности, только в Русской армии еще перед началом Первой мировой войны предусматривалось использование станковых пулеметов для поддержки атаки.

Наставление требует не вытеснять, а уничтожать противника: «Атаку необходимо заканчивать энергичным преследованием и закреплением за собою того, что отнято. Цель преследования – добить неприятеля, не давая ему устроиться для нового отпора».

Пехоте в бою предписывалось применять боевые построения и способы передвижения применительно к местности, на которой приходится действовать, а также сообразуясь с огнем противника. Боевые построения должны удовлетворять многим условиям, вытекающим из боевых требований. К числу наиболее важных из них Наставление относит: 1) наименьшую уязвимость от огня противника; 2) удобство для действий оружием; 3) удобство управления; 4) удобство применения к местности и 5) подвижность и поворотливость. Этим требованиям в сфере ружейного огня противника удовлетворял рассыпной строй (стрелковая цепь).

В стрелковой цепи пехотинцы располагались в одну линию на расстоянии от двух до 10 шагов в зависимости от боевой обстановки. Такой строй позволял хорошо применяться к местности, был удобен для ведения огня. Подвижность цепи была велика и почти равна подвижности отдельного бойца. При продвижении стрелковая цепь вела огневой бой. Поддержки, применяясь к местности, следовали за цепью и, вливаясь в нее перед атакой, усиливали ее ударную силу.

Отрицательная сторона этого боевого порядка – затрудненное управление людьми, требовавшее особой квалификации офицерского и унтер-офицерского составов. Так, взвод, рассыпанный в цепь, занимал по фронту от 100 и более шагов. Облегчить командиру управление таким строем могло развитие у каждого бойца инициативности и сознательности в бою. Удобная для ведения огня стрелковая цепь была малопригодна для действий холодным оружием – ведь штыковой удар тем сильнее, чем сплоченнее войсковая масса. Кроме того, при движении люди сбивались в группы, разрывая цепь и образуя большие интервалы. Следовавшие за цепью поддержки зачастую сметались артиллерийским огнем противника или, вследствие огневого воздействия, не могли двинуться. В итоге стрелковые цепи, дойдя до противника, были настолько обессилены понесенными потерями, что теряли силу удара. Батальонные и полковые резервы расходовались в ходе наступления лишь для пополнения убыли в наступающей цепи, а не для наращивания силы удара.

Тем не менее стрелковая цепь явилась наилучшей формой боевого строя пехоты в условиях Первой мировой войны. Значительные (в несколько шагов) интервалы между бойцами делали ее наименее уязвимой от огня противника. Хотя и в иностранных армиях под воздействием опыта Русско-японской войны также предписывалось наличие стрелковых цепей в сфере действия ружейно-пулеметного огня противника, но интервалы между людьми допускались незначительные (не более одного шага) – а это не соответствовало новым условиям боя.

Фронтовик так описал картину атаки русской гвардейской пехоты в 1914 г.: «Внезапно раздавшийся крик подъесаула Мишарева: «Господа, на поляну выходят цепи», заставил нас мгновенно собраться у трубы… Еще ранее привлекшая к себе наше внимание своей ярко-зеленой окраской поляна, на наших глазах стала покрываться длинными, густыми цепями. Цепи быстро продвигались по поляне к занятому противником лесу. За первыми появлялись все новые и новые цепи, под лучами солнца резко выделявшиеся на яркой зелени поляны. Двигаясь перекатами, они как морские волны, все ближе и ближе подкатывались к неприятельскому лесу. Эта картина была так красива и нас так захватила, что мы буквально забыли о всем остальном и, не отрываясь от биноклей, следили за цепями, вскоре покрывшими всю поляну. Я был преисполнен невероятным чувством гордости и счастья, когда полковник Рыльский веселым, громким голосом доложил генералу Безобразову и стоявшему около него начальнику дивизии: «Это егеря».

Устав полевой службы предписывал, что стрелковые цепи должны продвигаться от одной стрелковой позиции к другой, в то время как резервы двигаются от одного убежища («закрытия») к другому. Указывалось, что под действительным огнем неприятеля следует применять накапливание на новых стрелковых позициях и в убежищах.

Для пехоты, находящейся под действительным огнем противника, русский устав допускал перебежки – до 100 шагов по открытой местности.

Другие разновидности строя: развернутый, повзводный, разомкнутый, одношереножный – практиковались для резервов.

Уставы отмечали, что пехота на расстоянии до полуперехода от своих передовых частей осуществляет разведку самостоятельно. При удалении пехотной разведки более чем на 4-5 км от своих частей в сторону противника предписывалось выдвигать небольшие пехотные части (взводы, полуроты, роты), которым желательно придавать самокатчиков или верховых.

Вместе с тем довоенные уставы и наставления содержали и ошибочные положения. Так, они говорили о том, что пехота своими огневыми средствами, то есть без участия артиллерии, может подготовить атаку. В этом проявилась недооценка значения артиллерии и переоценка самостоятельности пехоты. Но данные недочеты были свойственны почти всем без исключения армиям 1914 г.

Недостатками русских предвоенных уставов и наставлений помимо отсутствия артиллерийской подготовки перед атакой противника, занявшего полевую оборону, являлась недооценка роли самоокапывания в наступательном бою. Но даже в этом вопросе русская тактическая мысль превосходила европейскую. Так, отмечалось, что «лопата при наступлении отнюдь не должна сдерживать порыва вперед» и «как только явится возможность двинуться дальше, окопы должны немедленно покидаться, так как их назначение – дать отдых наступающим частям». Но в то же время устанавливалось, что при быстром безостановочном движении в сфере действительного огня противника большие потери могут подорвать нравственную энергию бойцов, и атака «захлебнется». В этих случаях лопата в умелых руках и должна прийти на помощь. Соответственно, самоокапывание признавалось важным средством снижения потерь в наступательном бою, способствующим эффективности атаки.

Кроме того, резервам и поддержкам предписывалось занимать окопы, оставленные ушедшими вперед войсками, и постепенно совершенствовать их для подходящих сзади частей.

Недочеты довоенных тактических положений пришлось корректировать в ходе войны.

Построение боевого порядка наступающей пехоты в 1914-1915 гг. в один эшелон в виде одной цепи, в которую рассыпались передовые роты, в силу указанных выше причин требовалось реорганизовать. Возросла мощь обороны противника, а неглубокий боевой порядок атакующих не обладал нужной ударной силой и зачастую не мог преодолеть даже поспешно организованную оборону. Поэтому в 1916 г. был введен боевой порядок, состоящий из ряда наступающих друг за другом цепей (волн цепей), число которых в полку обычно доходило до четырех, а в некоторых случаях и больше. Волны цепей находились на расстоянии 30-40 м друг от друга.

В оборонительном бою предусматривалось сооружение окопов и полевых укреплений.

Различались окопы для стрельбы лежа, для стрельбы стоя и для стрельбы с колена. Предусматривались окопы одиночные и сплошные, присутствовала детальная регламентация устройства окопов, их маскировки и пр. По общему правилу окоп должен быть глубок, с крутыми отлогостями (если грунт держит – вертикальными) и доведен до профиля стрельбы стоя на дне рва – только тогда получится полное укрытие от шрапнели.

Уже первые бои показали искусство русской пехоты в деле сооружения полевых укреплений. Так, в бою под Гумбинненом 7 августа 1914 г. пехотинцы двух русских дивизий настолько быстро и грамотно соорудили стрелковые окопы, что две германские пехотные дивизии, наступая густыми цепями, попали под массированный огонь оборонявшихся русских, которые в большинстве случаев оставались невидимы. Причем германская пехота залегла, но не окопалась – и вновь понесла жестокие потери от огня русских бойцов.

Боевой порядок русской пехоты в начале войны состоял из двух частей: для огневого боя и для удара холодным оружием. Часть боевого порядка, предназначенная для огневой подготовки боя и доведения его до рукопашной схватки, называлась боевой частью. Другая часть, маневрировавшая и вступавшая в бой с целью нанесения штыкового удара, называлась резервом.

Соответственно, боевой порядок пехоты состоял из боевой части и резерва.

Устав полевой службы устанавливал, что боевой порядок должен был включать в свой состав: боевые участки, общий резерв (резерв старшего начальника для содействия войскам, наносящим главный удар) и частные резервы (служат для усиления боевых участков и для противодействия охвату и прорыву).

Боевой порядок роты состоял из взводных участков стрелковой цепи и ротного резерва. Боевой порядок батальона – из ротных боевых участков и батальонного резерва. Боевой порядок полка – из батальонных боевых участков и полкового резерва. Боевой порядок бригады состоял из боевых участков и бригадного резерва (причем в боевые участки могли быть назначены как полки, так и батальоны). Боевой порядок дивизии состоял из боевых участков бригад, полков, а иногда даже батальонов, и дивизионного резерва.

Наставление для действия пехоты в бою требовало, чтобы каждый боевой участок, решая свою боевую задачу, действовал так, чтобы облегчалось достижение общей цели боя части или соединения.

В соответствии с предвоенными тактическими взглядами ширина боевого участка батальона составляла 500 метров, полка – 1 км, бригады – 2 км, дивизии – 3 км, корпуса – 5-6 км.

За время войны параметры боевых порядков пехотных частей и соединений возросли. Усредненно для корпуса ширина боевого порядка выросла с 15 до 25 км, глубина – с 5 до 10 км; для дивизии – с 6 до 10 км по ширине и с 3 до 8 км в глубину; для полка – с 2 до 4 км и с 1 до 3 км соответственно.

Это улучшило защищенность войск и огневых средств и повысило эффективность их применения.

Сила пехоты – в ногах. Русская армия имела уставной шаг 120 шагов в минуту, но этот темп применялся только при церемониальном марше или при занятиях строевой подготовкой. Но стрелковые части Русской армии в мирное время тренировались на гораздо более быстрых темпах шага (до 124-128 и даже 132 шагов в минуту).

Когда же пехота взвалила на себя «полную выкладку», скорость уменьшилась – и пехота проходила 4 версты в час.

На выносливости русской пехоты был построен расчет командования при проведении многих боевых операций. Так, в ходе Виленской операции 1915 г. командующий Западным фронтом А.Е. Эверт в сжатые сроки осуществил перегруппировку вначале четырех, а затем еще шести армейских корпусов и пяти кавалерийских дивизий, снятых с фронта и выдвинутых преимущественно походным порядком на сотни километров вдоль фронта в сторону прорыва противника. В условиях ненадежной (и слабой) инфраструктуры он правильно рассчитал параметры марш-маневра с учетом специфики местности и развития оперативной ситуации – и намного опередил немцев. Русская пехота проходила 30 км в сутки (в то время как германская пехота 15 км в сутки). Марши русских войск были проведены четко, без отставших. Некоторые русские корпуса прошли по 200 км.

Так называемая четверочная система организации русской пехоты (дивизия – четыре полка, полк – четыре батальона, батальон – четыре роты, рота – четыре взвода, взвод – четыре отделения) устарела. При выделении резерва, составляющего одну треть всех сил, приходилось нарушать организационную целостность соединений, частей и подразделений, так как их легко можно было разделить на две или четыре части, но не на три. Боевая практика выдвинула необходимость перейти к троечной системе организации войсковой единицы в пехоте (дивизия – три полка, полк – три батальона, батальон – три роты, рота – три взвода, взвод – три отделения). При данной структуре пехоты можно было достичь большей гибкости на поле боя. Такая структурная единица могла быстрее приспособиться к различным тактическим требованиям, более эффективно расчленяться для решения боевых задач на более мелкие, самостоятельные подразделения без нарушения общей организации части или соединения. Дивизии и полки численно сокращались на одну треть и становились более маневренными и легче управляемыми. Но переход к такой системе произошел уже после Первой мировой войны.

В начале войны значение новой боевой техники (станковых пулеметов, ручных гранат, минометов, легкой и тяжелой скорострельной артиллерии, полевых легких и тяжелых гаубиц) недооценивалось, и сила армии виделась прежде всего в пехоте. Но в ходе войны большое значение для развития тактики имело усовершенствование технических средств ведения боя. Так, применение пехоты к местности и короткие перебежки солдат в наступлении от укрытия к укрытию сделали пехоту менее уязвимой от винтовочного огня и вызвали стремление разработать более совершенную, самозаряжающуюся, автоматическую винтовку. Автоматическая винтовка Федорова по своим тактико-техническим данным оказалась лучшей из всех аналогичных систем, разработанных в ходе войны. Значительно был усовершенствован и станковый пулемет.

Основой боевой деятельности русской пехоты являлись наступательные действия, важную роль в которых играли самостоятельность и инициативность солдата в бою. Прогрессивными являлись структура боевого порядка, взаимодействие родов войск, вопросы маневрирования. Рассыпной строй в форме стрелковой цепи в зависимости от обстановки мог трансформироваться в более плотную формацию. Применялись охват вражеского боевого порядка, фланговые удары. Пехота, в зависимости от обстановки, ведет штыковой бой, ружейный и пулеметный огонь, использует ручные гранаты.

Другая тактика потребовалась русской пехоте в период позиционной войны – с конца 1915 г. Инструкция войскам Юго-Западного фронта перед наступлением 1916 г. требовала, чтобы пехотная атака была непрерывной и безостановочной, а командиры всех уровней проявляли инициативу для достижения этой задачи, смело продвигаясь со своими частями и подразделениями вперед, не оглядываясь на отстающих соседей.

Атаковать требовалось последовательными волнами цепей, имевшими интервалы от двух до пяти шагов между бойцами и дистанции 150-200 шагов одна от другой. На направлении главного удара таких волн предписывалось формировать не менее 3-4, имея за ними резервы – для развития успеха или повторения атаки в случае неудачи последней.

Каждая из цепей получала конкретную задачу. Первая цепь, овладев вражеской траншеей, должна была максимально продвинуться вперед.

Вторая волна восполняла потери первой, третья была поддержкой первых двух, а четвертая являлась резервом командиров передовых полков. Дальнейшее развитие успеха возлагалось на дивизионные и корпусные резервы. Эти резервы продвигаются за передними четырьмя волнами, готовые продолжить атаку, поддержать передовые части, закрепить захваченные позиции, либо противодействовать фланговым противника атакам.

Солдаты первых двух волн снабжались гранатами и приспособлениями для разрушения проволочных заграждений. Во второй и третьей волнах бойцы тащили пулеметы. Многое из штурмовой тактики пехоты было заложено именно в этих указаниях. Атака пехоты должна была следовать непосредственно за артиллерийской подготовкой. Ворвавшись в передовую линию противника, первая пехотная волна не останавливается, а спешит захватить вторую линию вражеских окопов и закрепиться в ней. Учитывая, что противник главную силу своей обороны основывал на второй линии окопов, длительная задержка на первой линии подвергала войска его сосредоточенному огню.

Для надежного укрытия сосредоточенных для прорыва войск от артиллерийского огня противника и максимального приближения своих укреплений к вражеским окопам в каждом пехотном полку создавался исходный плацдарм для атаки.

Особенностью наступления на различных участках прорыва позиций противника, противостоящего Юго-Западному фронту, явилось то, что русская пехота, как правило, не задерживалась в первой линии неприятельских окопов, а смело двигалась вперед, возложив задачу зачистки окопов от противника на специальные группы так называемых «чистильщиков окопов», имевшихся в каждом батальоне. Это давало возможность глубоко и быстро вклиниваться в систему обороны противника и заставлять его сворачивать оборону даже там, где его пехота еще удерживала свои позиции.

Русская пехота научилась преодолевать позиционную оборону противника. Так, в декабре 1916 г. в ходе Митавской операции 1-я и 2-я латышские стрелковые бригады, а также 56-й и 57-й сибирские стрелковые полки, действуя в тактически тяжелых условиях, прорвали фронт германцев. Действия 7-го Бауского полка 2-й латышской бригады характеризовались следующим образом: «Подход полка к проволоке по заранее изученному подступу был обнаружен немцами, открывшими огонь. Резчики проволоки во время движения сбились все к правому флангу. Момент был критический. Хлынувшая масса людей топорами и ножницами прорвала проволоку и одним махом перескочила через бывший здесь забор-бруствер, захватив два пулемета в гнездах».

Реалии позиционной войны выявили необходимость формирования особых штурмовых частей, специально предназначенных для прорыва эшелонированной обороны противника.

Приказ командующего 5-й армией генерала от кавалерии П.А. Плеве №231 от 4 октября 1915 г. предписывал сформировать в ротах команды бомбометателей, вооружив каждого их бойца десятью гранатами, топором, лопатой и ручными ножницами для резки проволоки. В конце года штурмовые взводы («взводы гренадер») появились во всех пехотных и гренадерских полках. Штурмовики имели на вооружении карабины, револьверы (командный состав), кинжалы-бебуты, по 7-8 гранат и ножницы для резки проволоки – в отличие от пехоты они должны были быть у каждого бойца. Каждый гренадер получал стальной шлем, на двух бойцов полагался стальной щит, на взвод имелось по два бомбомета.

По итогам Митавской наступательной операции Русской армии 23-29 декабря 1916 г. было признано целесообразным формировать особые части прорыва, незаменимые при прорыве укрепленных участков фронта. Согласно Наставлению для ударных частей, при каждой пехотной дивизии должен быть сформирован ударный батальон в составе трех стрелковых рот и технической команды, состоящей из пяти отделений: пулеметного (четыре пулеметных взвода и два ручных пулемета), минометного, бомбометного, подрывного (подрывной и ракетный взводы) и телефонного (шесть телефонных и четыре подслушивающих станций).

Учтя опыт неудачных наступлений периода позиционной войны, Наставление провозглашало, что «образование отдельных ударных частей имеет целью прежде всего обеспечить нам успех в тех боевых действиях, которые основываются на особенностях позиционной войны. Ударные части предназначаются только для активных действий».

Главная форма боя ударных частей – это бой ручными гранатами. На них возлагались следующие важнейшие задачи:

При прорыве укрепленных позиций противника – штурм особо важных и сильно укрепленных участков, поддержка атаки пехотой переднего края противника и ликвидация задерживающего продвижение пехоты врага;

В обороне – бой с целью улучшения своего положения, поиски для захвата пленных и разрушения оборонительных сооружений, контратаки.

Ударные части предписывалось размещать в тылу и выдвигать на позиции лишь для выполнения боевых задач – занимать ими участки оборонительных позиций запрещалось. Бой должен был вестись исключительно в траншеях, открытый бой на поверхности земли рассматривался как исключение.

Атака проводится либо после артиллерийской подготовки, либо после взрыва горна (мощное средство минной войны), либо осуществляется внезапная атака, которой предшествует бесшумное уничтожение искусственных препятствий противника.

Применялся групповой боевой порядок, либо боевой порядок в форме волн. Таким образом, русская пехота в тактическом плане не отставала от противника: у немцев в 1917-1918 гг. и в атаке, и в обороне также формируется групповая тактика.

Артиллерия огнем готовила атаку, вела заградительный огонь атакованного участка противника. Траншейная артиллерия участвовала в артподготовке и выполняла задачу непосредственного сопровождения пехоты.

В наступлении в первой линии шли бойцы, проделывающие проходы в проволочных заграждениях противника, за ними двигались чистильщики окопов, потом специалисты (сигнальщики, телефонисты, артиллерийские наблюдатели), далее – пулеметчики и гренадеры особого назначения и резерва. Если подразделения гренадер действовали в составе пехотной части, то гренадеры и разведчики двигались впереди стрелковых волн. Форма боевого порядка для траншейного боя – змейка.

Резчики проделывали проходы в проволоке, и в момент занятия пехотой рубежа для атаки штурмовики выдвигались вперед, ползли на дистанцию броска гранаты и бросали их в окопы и оборонительные препятствия противника. Если применение гранат было успешным, гренадеры врывались в окопы противника и, распространялись по окопу влево и вправо, выбивая гранатами неприятельских солдат, засевших в изломах окопов, ходах сообщения или за траверсами. Пулеметчики, бомбометчики, траншейная артиллерия закрепляли успех и содействовали дальнейшему продвижению либо прикрывали отход.

«Звездным часом» штурмовых взводов стал Брусиловский прорыв 1916 г. Успех в этих боях достигнут во многом благодаря образцовому поведению подразделений гренадер, двигавшихся в составе наступающих пехотных волн. А.А. Брусилов писал о захвате передовых позиций противника: «Многие убежища разрушены не были, но сидевшие там части гарнизона должны были класть оружие и сдаваться в плен, потому что стоило хоть одному гренадеру с бомбой в руках стать у выхода, как спасения уже не было, ибо в случае отказа от сдачи внутрь убежища металась граната, и спрятавшиеся неизбежно погибали без пользы для дела; своевременно же вылезть из убежищ чрезвычайно трудно и угадать время невозможно. Таким образом, вполне понятно то количество пленных, которое неизменно попадало к нам в руки».

Если к концу войны на Французском фронте в германской, французской и английской армиях пехота утратила способность к маневру и продвигалась равномерно по всему фронту с равнением на отстающие части по схеме «артиллерия разрушает, а пехота занимает», то русская пехота, наоборот, маневрировала на поле боя. Она не задерживалась перед участками обороны, продолжавшими сопротивление, а смело устремлялась вперед, обходила эти участки с флангов и глубоким вторжением в оборону противника облегчала задачу подавления оставшихся очагов сопротивления. Вплоть до момента революционного развала фронта русская пехота не утратила способности атаковать укрепленные позиции – причем даже при условии, что система огневой обороны противника не подавлена (а иногда и не ослаблена в должной мере). Пехота союзников России атаковать разучилась и была способна лишь занимать разрушенные артиллерией позиции противника.

Нет лучшего признания, чем признание противника, в частности, отмечавшего, что «во всех боях русская пехота обнаружила завидную ловкость в преодолении сложной местности, которая нами большей частью считалась непроходимою».

Удельный вес русской пехоты в составе вооруженных сил за время войны снизился с 75 до 60%, и все же она сохранила за собой до конца войны роль главного рода войск, являясь подлинной «царицей полей».

Вооружение пехоты стало более разнообразным. Пехотинец получил ручную и винтовочную гранаты. Пехота имела свою артиллерию в виде 310 траншейных орудий (минометы, бомбометы и малокалиберные пушки). Оснащенность пулеметами увеличилась вдвое (с двух до четырех на батальон). Русская пехота получила средства противохимической защиты – противогазы.

В то же время пехота перестала быть однородной. Только две трети личного состава пехотных дивизий и полков были стрелками, то есть в бою действовали винтовкой со штыком. На треть пехотные части и соединения состояли из специалистов – пулеметчиков, гранатометчиков, связистов и пр.

В результате значительного увеличения огневой мощи пехоты (в 2-2,5 раза) ее боевые возможности к концу войны значительно повысились.

Алексей Владимирович ОЛЕЙНИКОВ – доктор исторических наук, член ассоциации историков Первой мировой войны, профессор кафедры истории России Астраханского государственного университета

Я совершенно уверен, что никто не должен ни на минуту колебаться прибегнуть к оружию для защиты бесценного дара свободы, от которого зависит все добро и зло в жизни, однако оружие, смею добавить, последнее средство.

Джордж Вашингтон

Любопытная статья о «Программе боевых искусств Корпуса морской пехоты США» — предшественнице современной (Программа подготовки морских пехотинцев по боевым искусствам) опубликованная в восьмом выпуске журнала «Зарубежное военное обозрение» за 2008 г. То есть по большому счету получается что программа MCMAP - Marine Corps Martial Arts Program — это не какое то (или изобретение) американских военных специалистов по рукопашному бою, а скорее просто следующий этап эволюционного развития прикладной системы рукопашного боя для специальных подразделений.

Программа боевых искусств Морской пехоты США

Б. Богдан, кандидат технических наук

Программа учебно-боевой подготовки морских пехотинцев, в том числе только что призванных на военную службу новобранцев, традиционно включала в прошлом веке и предусматривает в настоящее время обучение штыковому и рукопашному бою. Ей придавалось большое значение в плане воспитания необходимых боевых качеств бойца: выносливости, бесстрашия, агрессивности, реакции, ловкости и т. д. Со временем этого оказалось недостаточно, и командование МП пришло к выводу о необходимости дальнейшего развития и расширения этой программы.

В 1999 году комендант морской пехоты США генерал Д. Джоунс дал указание разработать, а в 2001-м внедрить в процесс обучения новобранцев программу боевых искусств морской пехоты (ПБИМП; The Marine Corps Martial Arts Program — MCMAP). Идею создания такой программы комендант МП позаимствовал у корейских морских пехотинцев, с которыми вместе воевал во Вьетнаме, будучи лейтенантом. Он видел их поведение в бою и их тренировки после боя. Все азиатские боевые искусства кроме арсенала боевых приемов базируются на определенных философских знаниях и моральных устоях, которыми также необходимо овладеть, чтобы перейти на более высокую ступень мастерства.

Программа боевых искусств морской пехоты США состоит из трех дисциплин: интеллектуальной подготовки, воспитания бойцовских качеств и непосредственно физической подготовки к ведению боя. У восточных боевых искусств была заимствована и система цветных поясов, определяющая и стимулирующая мастерство воина.

В отличие от восточных искусств, где действуют архаичным оружием, физическая готовность морских пехотинцев предполагает овладение приемами с ножом, подручными предметами, резиновой дубинкой, винтовкой со штыком и голыми руками. Все эти приемы сопровождаются психоэмоциональной, тактической и боевой подготовкой. Огневая подготовка, так же как и многие военные дисциплины, тоже считается боевым искусством, но в ПБИМП не была включена.

Командование морской пехоты США воспользовалось огромной популярностью восточных боевых искусств среди молодых людей, которые не могут овладеть ими по причине отсутствия свободного времени или финансового положения. ПБИМП позволяет служить в престижных десантных войсках, быть финансово обеспеченным и изучать современную систему боевых искусств, являющуюся необходимостью и гарантирующую продвижение по службе.

Внедрение этой программы началось в 2001 году. Заранее на базе МП Квонтико (штат Виргиния) был организован центр совершенствования боевых искусств МП. Он подготовил всю руководящую и методическую литературу, а также инструкторов боевых искусств из сержантов МП, владеющих приемами карате, дзюдо, самбо, айкидо, вольной борьбы и прочих боевых искусств. К 2001 году в центре было оборудовано 150 тренировочных мест и подготовлено 700 сертифицированных инструкторов, а в 2002-м их число соответственно удвоилось.

Под тренировочным местом понимается площадка, оснащенная всем необходимым для обучения взвода инвентарем. Инвентарь включает: боксерские мешки, перчатки, .лапы, капы, раковины, макеты оружия, а также борцовский котлован диаметром не менее 10 м с опилками или песком, обложенный по брустверу мешками с песком. Штатный взвод МП состоит из 45 человек, а в учебном центре во взводе более 70 человек.

Интеллектуальная подготовка включает два предмета: тактическую подготовку и профессиональное военное самообразование. Тактическая подготовка предполагает изучение истории военного искусства, приемов и способов действий в бою подразделений, соответствующих званию и должности обучаемого военнослужащего, развитие навыков брать на себя командование, принимать решения в стрессовых ситуациях боевой обстановки, а также во время досуга и отдыха. ПБИМП охватывает военнослужащих от рядового до полковника, и в МП США работает лозунг «Каждый капрал — стратег». Самообразование сводится к изучению военной профессиональной литературы, мемуаров, историй жизни выдающихся военных ВС США и других стран, художественной литературы по спискам, составленным командованием МП.

Дисциплина «Воспитание характера воина-защитника» также включает два раздела: основные моральные и духовные ценности МП США; воспитание лидера коллектива. Она нацелена на формирование нравственного облика морского пехотинца, создание самодисциплинированного и уверенного в себе воина-защитника, верного заветам морской пехоты США: честь, мужество, надежность.

Вместе с интеллектуальной подготовкой эта дисциплина способствует принятию правильных решений как в бою, так и в мирное время (например, при нахождении в отпуске).

Командование МП исходит из того, что любой рядовой после нескольких месяцев службы окажется в ситуации, когда его назначат младшим командиром менее опытных военнослужащих. Программа «Воспитание лидера» предполагает изучение основных принципов управления коллективом, и в первую очередь такого — «делай, как я, а не как я говорю».

Дисциплина «Физическая готовность» включает три слагаемых: приемы нападения и самозащиты, боевая физическая подготовка, боевые виды спорта. Приемы нападения и самозащиты, в свою очередь, подразделяются на четыре темы: штыковой бой, владение ножом, применение подручных предметов, бой без оружия.

Все три дисциплины поделены на блоки, и их изучают на соответствующем уровне цветного пояса. Но в арсенале любого пояса присутствуют приемы из всех четырех тем.

Система цветных поясов включает пять уровней: начальный — желто-коричневый, затем идут серый, зеленый, коричневый и черный. У черного пояса шесть степеней. Цвета поясов отличаются от принятых в традиционных боевых искусствах и определяются требованиями наставления по камуфляжу полевого обмундирования, Сам пояс имеет черную пряжку с эмблемой МП США и носится как брючный ремень боевой полевой формы.

Тренировки по ПБИМП новобранцы начинают в учебном центре, и выйти из него морскими пехотинцами они смогут, когда сдадут экзамены на право получения Желто-коричневого пояса . Под руководством инструктора по боевым искусствам новобранцы должны изучить соответствующую программу, состоящую из основ и 32 приемов, за 27,5 ч и еще 7 ч посвятить закреплению полученных навыков.

Основные требования на этом этапе сводятся к умению показать стойку и передвижения в стиле бокса, продемонстрировать свои ударные поверхности на руках и ногах, указать точки поражения на теле противника, продемонстрировать упражнения на растяжку, а также упражнения по укреплению мышц тела (обмен ударами в грудь, живот, по рукам и ногам с партнером).

В комплекс для получения желто-коричневого пояса включены: все удары в стиле бокса; падения и кувырки; все удары штыком и прикладом; участие в штыковых боях с боксерской палкой, имитирующей винтовку со штыком, один на один, один против двоих, двое против двоих; удары ладонями, кулаками и локтями в стиле карате; удары ногами и коленями, приемы удушения; бросок подножкой; защита: от ударов ногой и рукой, от удушения сзади, от захвата головы или поверх рук, от захвата винтовки, когда боец стоит в оцеплении; болевые приемы на руку и кисть; удары ножом, применение подручных предметов в бою.

Далее следуют 14 тем, по которым проводятся теоретические занятия. В список тем входят: «Распознание и предотвращение самоубийства сослуживца», «Основы науки управления», «Предотвращение и последствия сексуальных приставаний» (немедленное увольнение из ВС, то же и на гражданской работе), «Борьба с употреблением наркотиков», «МП за равные возможности для всех», «Личная боевая готовность и боевая готовность членов семьи», «Братские взаимоотношения между военнослужащими», «Сексуальная ответственность». У кандидатов на получение желто-коричневого пояса есть послабление: отсутствует дисциплина «Интеллектуальная подготовка» — она заменена общением с сержантами-инструкторами.

Серый пояс (29+14 ч) морские пехотинцы должны получить во время обучения военно-учетной специальности (ВУС) в учебных батальонах. Для этого потребуется 29 ч плюс 14 ч на повторение приемов желто-коричневого пояса и совершенствование. Для авиационных специалистов и представителей тыловых служб (музыканты, повара и т. д.) достаточно такого пояса. Но никто не запретит морскому пехотинцу продолжать совершенствоваться по ПБИМП дальше, так как наличие пояса высокого ранга способствует продвижению по службе.

Зеленый пояс (30+21 ч) необходим танкистам, артиллеристам, связистам, саперам — всем, кроме пехотинцев. Он обеспечивает получение звания младшего капрала в тыловых подразделениях.

Коричневый пояс (35+28 ч) — это минимум, который требуется в пехоте и разведке. Командование МП считает, что разведчик не всегда обязан вступать в ближний бой с противником, а пехотинец «должен сблизиться с противником и уничтожить его в рукопашном бою». В других родах войск, кроме пехоты, такой пояс является основанием для получения звания капрала.

Обладатель Черного пояса 1-й степени (34,5+35 ч) может претендовать на звание сержанта. Все носители черных поясов должны принимать участие в соревнованиях по боевым искусствам, проводимых гражданскими спортсменами. 2-ю степень можно получить через год, 3-ю и 4-ю — через три, а 5-ю и 6-ю — через пять лет. Звание лейтенант соответствует черному поясу 2-й степени, капитан — 3-й степени, майор — 4-й степени, подполковник и выше — 5-й и 6-й степеням. Соответственно распределяются звания сержантского состава. Кроме того, для получения 5-й и 6-й степеней надо иметь разряд по карате, дзюдо, самбо, айкидо или другим бросковым и ударным видам спорта.

Тренировки проводятся в основном в боевой форме, включающей: шлем, бронежилет, разгрузочные ремни, две фляги в чехлах, два подсумка для шести магазинов к винтовке М16А2 или для магазинов к пистолету М9, чехол с перевязочным пакетом. Защитное снаряжение (капы, раковины, очки, щитки) надевается обязательно.

Еженедельно на физическую подготовку отводится от 3 ч в тыловых подразделениях до 5 ч в боевых, а на занятия по ПБИМП — 2 ч. Комендант МП в своем приказе отмечал, что морские пехотинцы должны также самостоятельно тренироваться во время перерыва на обед, после службы (с 16.00 у всех, кто не в наряде — в свободное время) и в выходные дни. Тренировки проводятся под руководством инструкторов боевых искусств. Ими могут стать младшие командиры, начиная с младшего капрала, имеющие зеленый пояс. Принято, что обладатель пояса более высокой степени может быть инструктором для тех военнослужащих, кто имеет пояс низшей степени. Инструкторами становятся после 40 ч обучения и получения сертификата, считающегося действительным в течение трех лет. Минимальное количество часов тренировок в год, которые должен провести инструктор, 30. Иначе его лишают лицензии. Черные пояса могут быть сертифицированы на инструкторов боевых искусств.

Проведение занятий по ПБИМП регламентируется несколькими наставлениями. Наиболее сложное занятие — это преодоление боевого курса, длина которого 12 км. На курс выходят по две команды, которые соревнуются между собой в том, кто быстрее пройдет тропу и при этом наберет меньше штрафных очков. У каждой команды своя дорожка с препятствиями. Боевой курс начинается с ускоренного спуска с вышки по канату. После этого половина команды надевает лапы, другие перчатки и выполняет 10 всех видов ударов каждой рукой. Затем члены команды меняются ролями.

Закончив упражнение, группа ускоренным ходом направляется к следующему учебному месту. В пути по заданию инструктора она выполняет перестроения, преодолевает проволочные заграждения ползком на четвереньках. Открытые участки местности, дороги пересекаются, как в боевой обстановке. Таким образом осуществляются все перемещения между учебными местами.

Следующее упражнение — зачистка дома с применением боевых гранат. Дом (несколько комнат без крыши) сделан из старых автомобильных покрышек. Для обстрела помещений применяются холостые патроны.

Новое учебное место — полоса штыкового боя. У каждой команды своя дорожка, где выставлены мишени — старые покрышки с закрепленной на подвижном шарнире палкой, имитирующей оружие, которое надо отбить, а затем выполнить прием атаки. Пробежав полосу, морской пехотинец возвращается к старту. После того как все члены команды пройдут полосу, все вместе они делают это еще раз «лягушачьими» прыжками.

На новом месте команда снова выполняет по 10 ударов всех видов руками. Далее следует полоса препятствий, между которыми находятся минные поля с минами нажимного и натяжного действия. При» этом натяжные мины надо обойти, а мины, заглубленные в землю, обнаружить с помощью импровизированных щупов. Если учебная мина сработает, то команде начисляют штрафные баллы, а «раненого» надо оттащить в конец полосы препятствий. Между препятствиями установлены доты, которые надо обнаружить и тактически грамотно атаковать, используя холостые патроны и учебные гранаты. В конце полосы препятствий оборудованы котлованы для борьбы. Здесь каждому нужно выполнить все виды бросков (их три) по 10 раз, после чего команда должна взять бревно и отнести его на следующее учебное место.

Далее идет переправа через реку, пруд или озеро на импровизированных плавательных средствах. После выхода из воды предусмотрена схватка с членом противоположной команды в течение 1 мин, а затем переправа через реку по одному канату методом «сверху». После ее завершения оружие ставится в козлы, морские пехотинцы получают коробки с продуктами и канистры с водой, которые необходимо доставить «беженцам». По дороге «голодные беженцы» нападают с целью отобрать еду и питье. Команде необходимо, используя приемы, не допускающие нанесение телесных повреждений, предотвратить захват продуктов и доставить их на место. Затем предстоит преодолеть еще одну переправу, но уже по двум канатам, после чего каждый пехотинец выполняет шесть раз приемы освобождения от удушающих захватов.

К новому учебному месту команда движется ползком, а затем соревнуется с другой командой в штыковом бою. Далее каждый участник с разбегу прыгает на висящий над канавой вертикальный канат и должен силой инерции перенестись через канаву, влезть на корабельную грузовую сеть и спуститься вниз по водосточной трубе. Здесь команда получает «раненого», которого надо обработать и отнести на носилках в «санитарную» часть. Переместившись на новое учебное место, команды должны будут встретиться в штыковом бою в траншее. Затем необходимо преодолеть без оружия заполненный водой подземный тоннель. При преодолении тоннеля курсант пользуется направляющим канатом. По выходу из него запланирована схватка с членом противоположной команды в течение 1 мин. Задача — без применения ударов повалить противника на землю. Далее команды ползком преодолевают оборону противника, атакуя доты и другие укрепленные точки с применением учебных гранат и холостых патронов. Надев защитное снаряжение, члены команд, вооружившись импровизированным оружием, встречаются друг с другом в рукопашной схватке. Отсюда тактическим передвижением команды, преодолевая препятствия, направляются на новое учебное место, где им предстоят учебные схватки со штык-ножами один на один.

Следующее учебное место называется «Косово». Это трехверевочный мост через водную преграду. Перед тем как его пересечь, члены команд надевают страховочные пояса и получают по цинковой банке с патронами, которые необходимо доставить на другую сторону. На другой стороне курсанта встречают несколько «сербов», желающих переправиться на «албанскую» сторону. Нужно, применяя приемы с оружием и без оружия, остановить их. Затем каждый член команды получает пару лотков с 81-мм минами, которые необходимо доставить на новое учебное место. Прибыв туда, они надевают защитное снаряжение и вступают в рукопашную схватку с представителями другой команды, применяя при этом «боксерские» палки.

Затем курсантам снова предстоит спуск по канату с высокой башни, после чего — борцовская схватка в течение 1 мин. Далее, преодолевая препятствия, они перемещаются к учебному месту под названием «Ку-Чи». Это система подземных тоннелей и комнат, которые необходимо преодолеть по очереди каждому члену команды. Исторически с данными препятствиями МП столкнулась в 60-70-х годах в Южном Вьетнаме. Конкретно тоннель «Ку-Чи» был проложен под штабом 25-й пехотной дивизии. В тоннеле попадаются мины, ловушки, ставятся газовые и дымовые завесы, создаются шумы. Часть пути надо преодолеть в противогазе. По выходу из тоннеля каждый курсант встречается с инструктором в боксерском поединке с задачей выстоять в течение 1 мин.

Закончив боксерские бои, члены команды обвязываются веревкой и бегом устремляются на вертолетную площадку. Здесь они освобождаются от веревки и выполняют по 10 падений вперед, назад и в стороны. Пространство перед зоной падения опыляется перцовым газом, что заставляет курсанта делать прыжок перед падением. Затем команды экипируются защитным снаряжением и встречаются один на один в «октагоне» (деревянный сарай с двумя воротами и горизонтальной щелью по периметру), где проводятся рукопашные бои с боксерскими палками, имитирующими винтовки со штыком. Несмотря на защитное снаряжение, при отсутствии четкого контроля боксерской палкой можно нокаутировать соперника. Повторные удары при неостановленной схватке могут привести к летальному исходу.

Последнее учебное место — стрельбище. Команды снимают приспособления для стрельбы холостыми патронами, получают боевые патроны и выдвигаются на огневой рубеж. После выполнения упражнения проводится проверка оружия и сдача неиспользованных патронов.

Тестирование. Для того чтобы получить следующий пояс, претендент должен:
— знать 90 проц. всех теоретических дисциплин;
— овладеть 70 проц. боевых приемов следующего пояса;
— присутствовать на всех теоретических занятиях и дискуссиях, необходимых для получения желаемого пояса;
-полностью пройти программу самообразования;
— провести заданное приказом число часов с целью освоения и закрепления новых приемов и совершенствования старых.

Каждый претендент получает личную карточку учета времени, затраченного на изучение и освоение новых, а также на отработку ранее изученных приемов. Инструктор боевых искусств лично проставляет в карточке номер приема или темы и количество часов, затраченных на его/ее изучение или освоение. Свою запись он подтверждает указанием своего звания и фамилии, закрепляя запись своей подписью. Это позволяет заниматься по программе, находясь в командировках и т. д. Претендент предъявляет квалификационной комиссии свой лист, рекомендацию своего командира, справку о том, что прочел требуемые книги и обсудил их содержание. Все это необходимо для допуска к экзамену. Экзамен начинается с того, что по выбору комиссии претендент должен отлично выполнить по пять приемов из арсенала имеющихся у него поясов. Так, при сдаче на серый пояс нужно продемонстрировать пять приемов, а при сдаче на коричневый- 15. Если прием выполнен технически неправильно, отсутствует скорость, вложение силы, то претендент не допускается к квалификации. Если этот этап преодолен, он должен выполнить все приемы, требуемые для получения желаемого пояса.

Далее следуют теоретические экзамены. Здесь претендент должен не только дать определения, но и уметь доказать, что политика морской пехоты по данному вопросу является единственно верной, справедливой и проверенной годами практикой. После успешной сдачи всех дисциплин ему вручают заработанный пояс и обозначение его ВУС изменяется. Если курсант получил желто-коричневый пояс, то к обозначению его ВУС добавляют три буквы — ММВ, когда он получит серый пояс, обозначение будет ММС и т. д. Кроме того, ему может быть присвоено следующее воинское звание после получения пояса, соответствующего этому званию.

Несомненно, любой из таких видов боевого искусства, как дзюдо, карате, ушу и самбо, содержит куда более богатый и более сложный арсенал приемов по бросковой и ударной технике, чем ПБИМП, но там сражаются в спортивной форме. Занятия по этой программе сопровождаются переноской раненых, боеприпасов, преодолением препятствий, неоднократным повторением приемов. Некоторые методики подготовки к рукопашному бою явно позаимствованы из практики ВДВ.

ПБИМП действует более семи лет. За это время она неоднократно изменялась и улучшалась с целью достижения оптимальных результатов. Программа соединила в единый блок элементы психологической подготовки к бою, повысила морально-этический уровень морских пехотинцев, улучшила боевую и физическую подготовку. Командование ВМС также приняло подобную программу для своих санинструкторов, которые традиционно оказывают медицинскую помощь морским пехотинцам на плацдарме высадки десанта. Командование МП считает, что ему удалось разработать программу обучения современному, именно боевому искусству, которое является надежным инструментом в деле воспитания и обучения военнослужащих морской пехоты.

Зарубежное военное обозрение №8 2008 С.62-67

В состав береговых войск ВМС РФ входят:

  • береговые ракетно-артиллерийские войска (БРАВ),
  • морская пехота (МП),
  • войска береговой обороны (БО).
Основные тактические свойства береговых войск:
  • универсальность, высокая боевая готовность, способность вести самостоятельные и совместные действия на приморских направлениях;
  • высокая боевая устойчивость, огневая мощь;
  • мобильность;
  • малая зависимость от ГМУ.
К отрицательным боевым свойствам можно отнести необходимость боевого обеспечения, особенно разведки и целеуказания.

Назначение БРАВ:

  • уничтожение кораблей, КОН, ДесО;
  • огневое прикрытие пунктов базирования, береговых объектов флота, прибрежных морских коммуникаций и группировок войск, действующих на приморских направлениях, от надводных сил противника;
  • разрушение пунктов базирования и портов противника;
  • уничтожение и подавление живой силы и огневых средств противника на берегу.
Морская пехота способна высаживаться в самостоятельном морском десанте или в составе войск морского десанта сухопутных войск.

Цели морской пехоты в морском десанте:

  • создание плацдарма высадки;
  • содействие сухопутным войскам, наступающим на приморском фланге;
  • улучшение условий базирования сил флота, и др.
Задачи морской пехоты:
  • захватывать пункты высадки, создавать и удерживать плацдармы высадки, оборонять базу высадки;
  • захватывать важные объекты и рубежи на побережье, удерживать их до подхода своих сил; захватывать порты, пункты базирования сил флота противника; уничтожать расположенные на побережье (островах) элементы системы управления и высокоточного оружия противника, объекты ПВО, ПРО, прибрежные аэродромы и др.
Тактические соединения МП - дивизия, бригада. Тактические части МП– полк, батальон.

Основной организационной структурой БРАВ является береговой ракетный полк , способный решать задачи самостоятельно в полосе до 300 км по фронту и в глубину.

Ракетный полк состоит из: подразделений штаба и управления, боевых подразделений, подразделений обеспечения и обслуживания. В зависимости от вооружения, береговой ракетный полк может быть подвижным и стационарным, большой и малой дальности.

Основой организационной структуры береговой артиллерии является отдельный береговой артиллерийский дивизион : подразделения управления, 2-4 артиллерийских батареи, подразделения обеспечения и обслуживания.

Боевые действия БРАВ представляют собой совокупность действий по передвижению частей, их расположению на огневых позициях и нанесению ударов.

Цель и задача действий обозначены в боевом приказе. На основании приказа командир принимает решение, руководит подготовкой к бою, осуществляет управление в ходе ведения боя, организует обеспечение боевых действий.

Получив огневую задачу, командир производит тактическое развертывание соединения (выдвижение в назначенный район, развертывание в боевой порядок и перевод в назначенную степень боевой готовности), принимает меры для обнаружения и выявления цели, производит выработку данных стрельбы, и выполняет ракетный удар в назначенное время.

После удара производится вывод подразделений из-под ответного удара противника и восстановление боеспособности.

Боевым порядком полка называется взаимное расположение на местности подразделений, развернутых в назначенном районе для боя, ориентированное относительно противника и друг друга по основным направлениям стрельбы, обеспечивающее применение оружия, маскировку, самооборону и т.д.

Включает: командный пункт, боевые порядки боевых и обеспечивающих подразделений.

Полк размещается в районе, стартовый дивизион – на стартовой позиции, технический дивизион – на технической позиции, артиллерийская батарея – на артиллерийской позиции.

Дивизия морской пехоты включает: боевые части, части и подразделения боевого обеспечения; части и подразделения обслуживания; подразделения штаба и управления.

Боевые части: это полки морской пехоты, усиленные танковым и артиллерийским полками, а иногда и зенитно-ракетным полком.

Основными боевыми подразделениями полка морской пехоты являются:

  • батальон морской пехоты на БТР и БМП с артиллерийской батареей самоходных орудий;
  • десантно-штурмовой батальон;
  • танковый батальон;
  • реактивная батарея;
  • батарея противотанковых управляемых ракет, зенитная ракетно-артиллерийская батарея.
Соединения морской пехоты предназначены для ведения боевых действий в оперативном (оперативно-тактическом) морском десанте самостоятельно и во взаимодействии с частями сухопутных войск.

Батальон морской пехоты способен в тактическом десанте самостоятельно уничтожать живую силу, танки и БТР, артиллерию и противотанковые средства противника, средства химического нападения, вертолеты и самолеты, для овладения и удержания позиций противника до подхода основных сил.

Тактический морской десант применяется для:

  • прорыва обороны противника на морском побережье и содействия частям, наступающим на приморском направ­лении, в окружении и при разгроме противника на побережье;
  • захвата и удержания до подхода главных сил портов, аэродромов, прибрежных островов и других важных береговых объектов; нарушения управления войсками и работы тыла противника.
С получением задачи на действия в морском десанте командир батальона уясняет:
  • задачу морского десанта и своего батальона, порядок обеспечения высадки;
  • оценивает характер противодесантной обороны противника и местность в районе пункта высадки и предстоящих действий батальона, систему его заграждений в воде и на берегу;
  • уточняет место, порядок посадки (погрузки) ба­тальона, способы ведения боя за пункт вы­садки и очередность высадки;
  • изучает усло­вия при переходе морем и в пункте высадки.
При подготовке к высадке морского десанта командир батальона дополнительно определяет:
  • задачи подразделениям по уничтожению противника в пункте высадки и в указанном районе на берегу;
  • распределение штатных подразделений и средств усиления по десантно-транспортным средствам;
  • очередность посадки (погрузки) и высадки (вы­грузки) подразделений.
При организации взаимодействия командир батальона дополнительно согласует:
  • действия подразделений по захвату пункта высадки, при высадке и преодолении противодесантных заграждений;
  • взаимодействие подразделений с огнем корабельной артиллерии, ударами авиации и действиями воздушного десанта (если он применяется).
В подразделениях создают повышенные запасы материальных средств. Медицинский пункт батальона усиливают медицин­ским персоналом и средствами медицинской помощи.

Перед посадкой (погрузкой) подразделения батальона занимает район ожидания и завершает подготовку к десантированию.

Для посадки (погрузки) батальона на десантно-транспортные средства назначается пункт посадки (погрузки).

Выдвижение к пункту посадки (погрузки) осуществляют в колоннах подразделений с учетом очередности подхода десантных кораб­лей по сигналам командиров.

Погрузку вооружения, техники, ракет, бое­припасов, горючего и других материальных средств на корабль производят с учетом обеспечения быстрейшей их выгрузки и веде­ния боя на берегу. Последовательность погрузки вооружения и техники должна имеет порядок, обратный порядку их выгрузки.

Посадку личного состава производят пос­ле погрузки вооружения, техники и запасов материальных средств.

С момента получения приказа на посадку подразделений на десантно-транспортные средства и до окончания высадки командир батальона переходит в подчинение командира отряда кораблей, на которых батальон совер­шает переход морем.

Плавающие танки, БМП (БТР), как правило, сходят на воду до подхода десантных кораблей к пункту высад­ки и следуют к берегу своим ходом. За ними к пункту высадки подходят десантные корабли, высаживающие подразделения непосредственно на берег.

Подразделения батальона под прикрытием ударов авиации и огня корабельной артиллерии, своих средств и действий десантно-штурмовой группы следуют к берегу на БМП (БТР), быстроходных десантно-высадочных средствах. Батальон производит высадку на берег и ходу развертывает боевой порядок. С переходом в атаку уничтожает противника и захватывает пункт вы­садки на глубину, обеспечивающую высадку главных сил десанта. В последующем батальон во взаимодействии с подразделениями пер­вого эшелона десанта расширяет захваченный участок и продолжает выполнять задачу на берегу.

Подразделения, наступающие в направле­нии района действий воздушного десанта, стремительно выходят на соединение с ним и продолжают выполнять боевую задачу сов­местно.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БЕРЕГОВЫХ ВОЙСК – ВЫСОКИЕ БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ И БОЕВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ.


Top