Ручной пулемет гражданской войны. Ручной пулемет Льюиса (Lewis), устройство и свойства

За окном уже третий день идет моросящий дождь, а в редкие бездождливые часы все заволакивает густой туман… Прям таки британская погода на дворе… Семья уже спит, а я сижу в кресле у догорающего камина, пью виски (совсем немного) и читаю «Записки о Шерлоке Холмсе» сэра Артура Конан Дойля… Ощущение такое, будто нахожусь в Британской Империи…
Не знаю как у вас, а у меня первая ассоциация, всплывающая в памяти, при упоминании о Британии — это доброе старое британское оружие. В первую очередь, конечно, это ручной пулемет Льюиса… Вот, собственно, об этом пулемете я вам сегодня и хочу рассказать…

Начало грозного XX столетия прошло «под знаком» активной разработки автоматического оружия, в частности пулеметов. Подобный тип вооружения с энтузиазмом внедрялся в войска, бюро по выдаче патентов были буквально завалены различными проектами и идеями в сфере автоматического оружия, зачастую – весьма далекими от жизненных реалий. Однако некоторые разработки оказались весьма удачными, активно применялись в боевых действиях и заняли свое почетное место на пьедестале истории ручного стрелкового оружия. Подобная участь ожидала и ручной пулемет Льюиса (Lewis)…


Ручной пулемет Льюиса (Lewis) британского производства (русский заказ). Вид справа.

В назначенное время биплан вошел в зону полигона на высоте 120 метров, и Стеллингверф открыл огонь по квадратной мишени размером 7,5 метра. Результаты этой и последующих стрельб подтвердили заявления Льюиса — в среднем по 28 попаданий в цель из каждого патронного диска.
Специалисты по вооружению из Вулиджа провели тщательные испытания. Несмотря на проблему с перегревом ствола, пулемет в целом оценили положительно и рекомендовали его к принятию на вооружение. В том же году пулемет был официально принят бельгийской армией.
Важное значение в судьбе пулемета Льюиса имели пробные воздушные стрельбы, проведенные британским Королевским Воздушным Корпусом (RFC — Royal Flight Corps) и Королевской Морской Авиационной Службой (RNAS — Royal Navy Air Service). После них стало очевидно, что пулемет системы Льюиса являлся одним из лучших кандидатов на роль авиационного вооружения. Однако Военное Министерство Великобритании проявило осторожность, и фирме BSA пришлось начать отгрузку уже произведенных партий пулеметов в Бельгию. Ориентируясь на перспективу большой войны в Европе, руководство BSA приняло решение расширить производство и заказало новые станки в США.

Буквально накануне войны, в июне 1914 года военное министерство и Адмиралтейство Великобритании, как бы «очнувшись», в срочном порядке заказали 10 пулеметов Льюиса, а через две недели еще 45. Сразу после начала боевых действий BSA получила заказ на 200 пулеметов, производство которых тогда осуществлялось с темпом 25 штук в неделю. А после того, как ручной пулемет Льюиса, состоявший на вооружении бельгийской армии, блестяще проявил себя в боях (немцы, столкнувшись с этим грозным оружием, прозвали его «гремучей змеей»), заявки на новые пулеметы посыпались как из рога изобилия.

Вскоре стало ясно, что BSA в одиночку не осилить нарастающий вал заказов, поэтому англичане совместно с канадцами заказали 12000 пулеметов у крупной американской оружейной фирмы «Сэвидж Армз Компани». К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме заработали на полную мощность и выпуск пулеметов «Льюис» достиг там 300 штук в неделю.
В 1915 году компания Savage Arms из США отказалась от работы по заказу и приобрела лицензию на выпуск этих пулеметов на своих производственных мощностях. В США было организовано производство пулеметов Льюиса калибра.30-06. Главным образом пулеметы поставлялись по государственному заказу для военно-воздушных сил и морской пехоты, но небольшое количество доставалось и гражданскому рынку (пулеметы Льюиса пришлись по душе путешественникам, отправляющимся в дикие части света — в Африку, Азию, Амазонию).

В Российской Империи пулемёты Льюиса появились в 1917 году (9600 пулемётов американского и 1800 английского производства), когда царское правительство, обеспокоенное острой нехваткой автоматического оружия в армии, заказало их изготовление у иностранных подрядчиков. Следует отметить, что часть пулеметов (по некоторым данным около 1200 штук) были изготовлены в калибре 7,62*54 — то есть под наш стандартный винтовочный патрон. В этих пулеметах на стойке затыльника ударным клеймом была выбита цифра «300».

После окончания Мировой войны пулеметы Льюиса оставались на вооружении армий и участвовали практически во всех вооруженных конфликтах вплоть до середины тридцатых годов. Лицензионное производство пулеметов было организовано в Японии и Голландии, где они состояли на вооружении. Многие страны (Латвия, Эстония, Турция, Аргентина, Мексика, Канада, Австралия, Китай и др) закупали это оружие.
Широкому распространению «Льюисов» в годы Первой Мировой войны, наряду со значительной потребностью войск в таком оружии, способствовало и то обстоятельство, что стоимость одного станкового «Виккерса» равнялась расходам, затрачиваемым на изготовление шести «Льюисов».

В СССР во время Великой Отечественной войны Льюисы так же вернулись в строй — ими были вооружены силы ополчения и формируемые партизанские отряды.

Кроме того, известно, что Льюисы являлись одним из видов вооружения, которые несли на себе подводные лодки типа «Калев» (построенные для Эстонии в Великобритании). После присоединения Эстонии к СССР эти субмарины вошли в 1940 году в состав Балтийского флота.

Кстати и немцы вооружали трофейными Льюисами свои тыловые подразделения. У них ин проходил под индексом MG100(h).

После войны отмечено использование Льюисов в Корейской войне и в борьбе еврейского народа за создание государства Израиль. А в Африке Льюисы использовались в бывших Британских колониях вплоть до 70-х годов ХХ века…

Устройство пулемёта:
Автоматика пулемёта работает на принципе отвода пороховых газов.
Пулемёт состоит из следующих основных частей и механизмов: ствола с радиатором и кожухом, ствольной коробки с крышкой и подающим механизмом, затыльника с прикладом, рукоятки управления огнём со спусковым механизмом, затвора, затворной рамы, возвратно- боевой пружины с коробкой, магазина и сошки.
В передней части кожуха расположен регулятор газовой каморы, который имеет два отверстия для отвода газов с буквенными обозначениями: “L” — большее отверстие и “S” — меньшее отверстие. Для перестановки регулятора с одного отверстия на другое он поворачивается на 180° с помощью рычага регулятора.

Запирание канала ствола производится поворотом затвора, боевые упоры которого входят в поперечные пазы ствольной коробки. Поворот затвора при запирании осуществляется криволинейным пазом на затворе и основанием стойки затворной рамы.
Ударный механизм ударникового типа, закреплён на стойке затворной рамы. Спусковой механизм позволяет вести только автоматический огонь. Питание пулемёта патронами при стрельбе производится из дискового магазина, который приводится во вращательное движение подающим механизмом. Подающий механизм рычажного типа, приводится в действие вы­ступом хвоста затвора, который входит в криволинейный паз рычага подачи. На рычаге подачи расположена собачка, которая, взаимодействуя с поперечными ребрами магазина, поворачивает магазин. Удержание магазина от поворота вправо и влево производится двумя рычажками, которые расположены на крышке ствольной коробки. Экстракция гильзы (патрона) производится двумя выбрасывателями, закреплёнными в затворе, а отражение - отражателем рычажного типа, находящимся в ствольной коробке.

Пулемёт имеет предохранитель, состоящий из двух планок с вырезами на обоих концах. Планки помещены с правой и левой сторон ствольной коробки. Вырезы предназначены для постановки затворной рамы на предохранитель в переднем и заднем положениях. Для постановки затворной рамы на предохранитель планку (левую или правую, в зависимости от того, с какой стороны находится рукоятка заряжания) необходимо сдвинуть вверх.
Соединение ствола со ствольной коробкой резьбовое. Охлаждение ствола воздушное. Охлаждение ствола усиливается благодаря наличию на стволе радиатора и кожуха с патрубком. Прицел рамочный, диоптрический; мушка треугольной формы. Для удобства стрельбы пулемёт имеет сошку. При использовании пулемёта как лёгкого станкового он присоединяется к качающейся части станка и в пулемёте заменяется затыльник с прикладом на затыльник с рукояткой.
Пулемет имеет прицел стоечного типа. Он установлен на крышке ствольной коробки и имеет до 20 делений. Наибольшая дальность прицельной стрельбы равна 2000 ярдов, что соответствует 1830 м
К пулемёту положен комплект принадлежности для разборки в чистки и следующие запасные части: затвор, отражатель, возвратно-боевая пружина с шестерёнкой и коробкой, собачка и два фиксатора магазина, рычаг подали и трубка для снаряжения магазина. Принадлежность и запасные части помещаются в специальном кожаном футляре.

А вот как описывает технические характеристики пулемета Максим Попенкер:
«Ручной пулемет Lewis использует газоотводную автоматику с расположенным под стволом газовым поршнем с длинным рабочим ходом. Запирание ствола осуществляется поворотом затвора на четыре боевых упора, расположенных радиально в задней части затвора. Стрельба ведется с открытого затвора, только автоматическим огнем. К особенностям пулемета относятся спиральная возвратная пружина, воздействующая на шток газового поршня через шестерню и зубчатую передачу, а также алюминиевый радиатор на стволе, заключенный в тонкостенный металлический кожух. Кожух радиатора выступает вперед перед дульным срезом, так что при стрельбе образуется тяга воздуха через кожух вдоль радиатора, от казенной части ствола к дульной. Питание патронами осуществлялось из присоединяемых сверху дисковых магазинов с многослойным (в 2 или 4 ряда, емкость 47 и 97 патронов соответственно) расположением патронов радиально, пулями к оси диска. При этом магазин не имел подающей пружины — его вращение для подачи очередного патрона на линию досылания осуществлялось при помощи специального рычага, расположенного на пулемете и приводимого в движение затвором. В пехотном варианте пулемет комплектовался деревянным прикладом и съемной двуногой сошкой, иногда на кожух ствола ставилась рукоятка для переноски оружия. Японские пулеметы системы Льюиса Тип 92 (выпускавшиеся по лицензии) дополнительно могли использоваться со специальных станков-треног.»


Снаряжение магазина и подготовка к стрельбе.


Снаряженный магазин на 97 патронов.

Надёжность работы оружия в любых, в т.ч. и неблагоприятных, условиях заслуженно принесла ему репутацию одного из лучших ручных пулемётов того времени, хотя значительный вес и трудоемкость обслуживания доставляли пулемётчикам определённые трудности. Про этот пулемет вполне можно сказать, что он был создан в «свое» время и с честью «отслужил» свою службу в армиях многих стран мира.Пулемет широко использовался в качестве пехотного, но не меньшую известность получили его авиационные варианты.

Пулемёт системы Льюиса (англ. Lewis gun ) или просто «Льюис» - ручной пулемёт разработанный перед Первой мировой войной в 1913 году и состоявший на вооружении армий разных стран мира до середины XX века.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУЛЕМЁТА LEWIS
Производитель: Birmingham Small Arms
Патрон:
Калибр: 7,7 мм
Вес без патронов: 13 кг
Вес с патронами: н/д
Длина: 1280 мм
Длина ствола: 670 мм
Количество нарезов в стволе: н/д
Ударно-спусковой механизм (УСМ): н/д
Принцип действия: Отвод пороховых газов, поворотный затвор
Скорострельность: 500–600 выстрелов/мин
Предохранитель: н/д
Прицел: Мушка и стоечный прицел, возможна установка зенитного прицела
Эффективная дальность: 800 м
Прицельная дальность: 3200 м
Начальная скорость пули: 740 м/с
Вид боепитания: Отъёмный магазин
Количество патронов: 47, 97
Годы производства: 1913–1942

История создания и производства

Идея конструкции принадлежала Сэмюэлу Маклину (англ. Samuel Mac Lean ), но воплотил её американец - полковник Армии США Айзек Ньютон Льюис (англ. Isaac Newton Lewis ).

Изначально Льюис предполагал использовать свой пулемёт как станковый, с водяным охлаждением, однако в дальнейшем перешёл к идее разработки ручного пулемёта с принудительным воздушным охлаждением ствола .

Льюис не сумел убедить руководство в необходимости принять на вооружение его конструкцию, вышел в отставку и в 1913 году перебрался в Европу.

Предложение Льюиса о демонстрации его пулемёта было принято группой бельгийских коммерсантов. Пулемёт показал себя с хорошей стороны, в результате было подписано соглашение, согласно которому в бельгийском городе Льеже создавалась новая компания Automatique Lewis для производства пулемёта системы Льюиса. Однако единственным производителем, способным предложить необходимые производственные мощности, стала британская фирма Birmingham Small Arms (BSA) , с которой и заключили договор.

Фирма BSA получила заказы на пробные партии пулемёта от военных ведомств Англии, Бельгии, России, а также ряда других стран. После тщательных испытании, несмотря на проблему с перегревом ствола , пулемёт в целом оценили положительно и рекомендовали его к принятию на вооружение. В 1913 году пулемёт был официально принят бельгийской армией.

Важное значение в судьбе «Льюиса» имели пробные воздушные стрельбы, проведенные британскими ВВС. После них стало очевидно, что пулемёт системы Льюиса являлся одним из лучших кандидатов на роль авиационного вооружения. Однако Военное Министерство Великобритании проявило осторожность, и фирме BSA пришлось начать отгрузку уже произведенных партий пулемётов в Россию и Бельгию.

Буквально накануне войны, в июне 1914 года военное министерство и Адмиралтейство Великобритании в срочном порядке заказали 10 пулемётов Льюиса, а через две недели еще 45. Сразу после начала боевых действий BSA получила заказ на 200 пулемётов, производство которых тогда осуществлялось с темпом 25 штук в неделю. А после того, как пулемёты Lewis, состоявшие на вооружении бельгийской армии, блестяще проявил себя в боях, заявки на новые пулемёты посыпались как из рога изобилия.


Английские солдаты с пулемётом Lewis во время битвы за Азбрук, Франция 1918 год.

Вскоре стало ясно, что BSA в одиночку не справляется с нарастающим валом заказов, поэтому англичане совместно с канадцами заказали 12 000 пулемётов у крупной американской оружейной фирмы Savage Arms Co . К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме заработали на полную мощность и выпуск пулемётов достиг там 300 штук в неделю. После чего правительство Великобритании согласилось уступить России свои заказы на пулемёты Lewis, размещённые в США. Поставки пулемётов (под патрон.303 British) начались в 1916 году.

Всего до 1 июня 1917 года в Россию было поставлено 9 600 пулемётов Lewis американского производства и 1 860 пулемётов английского производства.

Лицензию на производство пулемётов Льюиса купили Японии и Голландия, вооружив этим оружием свои армии.

К концу 1930-х он был снят с вооружения, однако с началом Второй мировой войны его вернули в строй после проведения частичной модернизации.

Варианты и модификации

  • Mark I - первая модель калибра .303 принятая на вооружение войск Британской империи в 1915 году.
  • Марк II - cпециально разработанная модель для авиации на базе Mk. I , с облегченным кожухом без ребер охлаждения. Приклад заменен рукояткой, похожей на ручку садовой лопаты. Приёмник магазина изменен для установки барабана на 97 патронов .


  • Марк II * - модификация с увеличенным темпом стрельбы, принятая на вооружение в 1918 году.
  • Марк III - дальнейшая модернизация Mk. II* с еще более быстрым темпом стрельбы выполненная в том же году со стволом без кожуха охлаждения .
  • Mark III* - британское обозначенние американской M1918 закупленной по программе ленд-лиза в 1940году использования в частях второй линии. «Рукоятка лопаты» переделана в скелетный приклад , позволяющий стрелять из пулемёта с упора или от «бедра».
    Смотр солдат Британских добровольческих сил территориальной обороны (англ. Home Guard ).
    Первый солдат во второй шеренге вооружён пулемётом Lewis Mk. III*
  • Марк III** - обозначение модели Mk. III доработанной по образцу M1918.
  • Mark III DEMS - модель Mk. III* с передней рукояткой удержания , предназначенная для вооружения охраны на торговых судах.
    Пулемёт Mark III DEMS в руках у бойца из охраны вооруженного торгового судна
  • Марк IV - востановленные и собранные из запасов запасных частей модели Марк III** в которых старые «хрупкие» возвратно-боевые пружины были заменены на более надежные.
  • Model 1915 - пулемёт Lewis Mk. I выпускаемый американской фирмой Savage Arms Co. для войск Антанты в годы Первой мировой войны.
  • M1917 Lewis - Model 1915 с доработанной системой газовой автоматики под более мощный американский патрон .30-06 Springfield . Часть выпущенных пулемётов была приспособлена для использования на самолетах.



  • M1918 Lewis - cпециально разработанная модель для авиации под патрон .30-06 Springfield .
  • Mitrailleur M. 20 - лицензионный вариант под патрон 6,5×53 мм R производившийся в Нидерландах арсенале Staatsbedrijf der Artillerie Inrichtingen A / D в Хембургеге по лицензии было выпущено 10 500 экземпляров. К маю 1940 года в вооружении все еще находилось 8 410 единиц.
  • Тип 92 - японский авиационный пулемёт. Лицензионная копия британского пулемёта «Льюис». Широко использовался на самолётах морской авиации Японии в 1930-е годы, но к началу Второй мировой войны устарел и был заменён более мощными образцами.



Так же по некоторым данным пулемёты системы Льюса производились во Франции и Чехословакии.

Конструкция и принцип работы

Автоматика пулемёта работает на принципе отвода пороховых газов. Пулемёт состоит из следующих основных частей и механизмов: ствол с радиатором и кожухом , ствольная коробка с крышкой и подающим механизмом, Затылок приклада - зад-няя часть при-кла-да стрел-ко-во-го ору-жия или от-дель-ная де-таль при-креп-ля-е-мая с тыль-ной сто-ро-ны к при-кла-ду.">затыльник с прикладом , рукоятка управления огнём со спусковым механизмом , затвор , затворная рама , возвратно-боевая пружина в своей коробке, магазин и сошка .

«Визитной карточкой» системы является кожух , краями выходящий далеко за дульный срез и образующий своим профилем там своеобразный эжектор - при выстреле волна пороховых газов, проходя через него, своей инерцией создавала разрежение в задней части кожуха и, как следствие, протягивание порций холодного воздуха под кожухом вдоль продольно оребренного ствола . Активное воздушное охлаждение в истории стрелкового оружия нигде больше не использовалось (кроме современного российского пулемёта Печенег ). Соединение ствола со ствольной коробкой резьбовое.

Конструкция пехотного варианта «Льюиса» практически не изменялась до конца Первой мировой войны. Но для использования в авиации пулемёт начал интенсивно модернизироваться. Первым изменением стала замена винтовочного приклада рукояткой по типу пулемёта Hotchkiss Mle. 1914 , более удобной при обращении с пулемётом, закрепленным на стрелковой турели. Тем более, что в этом случае его не требовалось упирать в плечо для парирования отдачи.

Прицел рамочный, Диоптрический - осо-бая раз-но-вид-ность апер-тур-но-го при-це-ла, в этом ва-ри-ан-те це-лик пол-но-стью пе-ре-кры-ва-ет об-зор гла-зу спе-ре-ди, а са-ма апер-ту-ра очень ма-ло-го диа-мет-ра (с че-ло-ве-че-ский зра-чок) ра-бо-та-ет как ка-ме-ра-об-ску-ра, про-еци-руя изоб-ра-же-ние на зра-чок стрел-ка с боль-шей кон-траст-но-стью. Дан-ный тип при-це-ла да-ет са-мую вы-со-кую точ-ность из всех воз-мож-ных ме-ха-ни-че-ских при-цель-ных при-спо-соб-ле-ний, рас-пла-той за это слу-жит боль-шое вре-мя при-це-ли-ва-ния и труд-но-сти с на-ве-де-ни-ем в усло-ви-ях су-ме-рек и но-чи, имен-но по этим при-чи-нам дан-ный вид при-це-ла сто-ит прак-ти-че-ски толь-ко на вин-тов-ках для це-ле-вой стрель-бы на боль-шие рас-сто-я-ния, а так-же тре-бу-ет осо-бен-но пра-виль-но-го спо-со-ба при-це-ли-ва-ния.">диоптрический ; мушка треугольной формы.

Эксплуатация и боевое применение

К концу 1930-х пулемёты системы Льюиса начали снимать с вооружения, однако с началом Второй мировой войны их вернули в строй.

  • Бельгия - принят на вооружение армии в 1913 году. Оставался на вооружении до начала Второй мировой войны.
  • Великобритания - принят на вооружение в Британской империи, включая доминионы и колонии в 1914 году.
    Бойцы дальнего пустынного патруля (Long Ran-ge De-se-rt Gro-up (сок-ра-щён-но LRDG, букв. «Груп-па даль-ней раз-вед-ки пус-ты-ни») - раз-ве-ды-ва-тель-но-ди-вер-сион-ное под-раз-де-ле-ние бри-тан-ской ар-мии, су-щест-во-вав-шее во вре-мя Вто-рой ми-ро-вой вой-ны. Ко-ман-дую-щий гер-ман-ским Аф-ри-кан-ским кор-пу-сом фельд-мар-шал Эр-вин Ром-мель счи-тал, что LRDG «при-чи-ня-ет нам боль-ше вре-да, чем лю-бая дру-гая бри-тан-ская еди-ни-ца той же си-лы».">LRDG )

    К началу Второй мировой войны в британской армии пулемёты Льюиса в основном были заменены на более совершенные пулемёты BREN , однако после эвакуации из Франции (в условиях дефицита стрелкового оружия), находившиеся на складах запасы пулемётов в количестве 58 963 шт. были спешно переданы в подразделения второго эшелона.

  • Нидерланды - принят на вооружение и выпускался по лицензии.
  • Польша - на вооружении польской армии с момента обретения независимости (из арсеналов царской армии).
  • СССР - в России первые 10 пулемётов «Льюис» были куплены в июле 1913 года и после испытаний переданы в Офицерскую стрелковую школу. В 1916 году по инициативе царского правительства было подписано соглашение о поставке в Россию 9 600 пулемётов американского и 1 800 - английского производства. Пулемёты «Льюис» использовались и в ходе Гражданской войны. В частности, пулемётами «Льюис» была вооружена личная охрана батьки Махно - «Люйсисты» . Пулемёты американского происхождения были изготовлены под патрон Мосина 7,62 мм (клеймо на затыльнике − 0,3). Английские стреляли патроном .303 British . Последние были популярней ввиду повышенной калечащей способности пули Mk VII . Английские пулемёты «Льюис» под 7,71-мм патрон использовались на территории России преимущественно в авиации

    Пулемёты «Льюис» оставались на военных складах вплоть до Великой Отечественной войны и использовались на её начальном этапе. Широко известна фотография пулемётчиков с ручными «Льюисами», марширующих на параде 7 ноября 1941 года на Красной площади перед уходом на фронт.


    Военный парад на Красной площади. Москва, 7 ноября 1941 года. Фото интересно тем, что военнослужащие РККА одеты в зимние шлемы, отмененные в июле 1940 года, и вооружены старыми английскими пулемётами системы «Льюиса», завезёнными в Россию в 1917 году

    Также такие пулемёты стояли на эстонских подводных лодках типа «Калев» британского производства, вошедших в состав советского Балтийского флота в 1940 году.

  • США - после начала Второй мировой войны пулемёты системы Льюиса находилисть на вооружении частей второй линии.
  • Третий рейх - из-за манёвренности и общей скрытности пулемёты Льюиса были прозваны солдатами Кайзеровской Германии «гремучей змеёй» , чему способствовал характерный звук пулемётной очереди. Трофейные пулемёты германцами активно подвергались переделке под патрон Маузера 7,92 мм и использовались в штурмовых отрядах вместе с другими трофеями.

    В Третьем рейхе трофейные пулемёты использовались под наименованием MG 137(e) . Осенью 1944 года, при формировании батальонов фольксштурма, для их вооружения было передано 2 891 шт. 6,5-мм пулемётов Lewis M. 20 из арсеналов оккупированной Голландии.

  • Финляндия - на вооружении финской армии с момента обретения независимости (из арсеналов царской армии).
  • Япония - принят на вооружение японских ВВС, выпускался по лицензии.

Видео

Стрельба из Пулемёта «Льюис», обращение с оружием и прочее:

Lewis Gun at the Range

Ручной пулемет «Льюис» был разработан в Соединенных Штатах Самуэлем Мак Кленом при участии подполковника Лиссака. Патентные права на разработчики продали образовавшейся «Аутоматик Армз Компани» в Баффало. «Аутоматик Армз Компани» в свою очередь попросила полковника Исаака Н. Льюиса довести систему до состояния, в котором бы она устроила потенциальных покупателей. В 1911 году Льюис представил пулемет в Секретариат по военным делам и Начальнику Штаба Армии Соединенных Штатов. Четыре экземпляра приобрели для испытаний (что характерно первое испытание было проведено в Мэрилэнде в военно-авиационной школе), однако Управление вооружений данное оружие не сочло интересным для армии. Льюис направился в Бельгию, где смог наладить производство пулемета.

В 1913 году пулемет «Льюис» приняли на вооружение армии Бельгии (она же стала первой страной применившей его в бою, в 1914 году при своем отступлении). В то же время пулеметом заинтересовались русские специалисты. В начале июля «Бельгийским обществом автоматического оружия» в Петербург был прислан образец пулемета. В ходе испытаний, проведенных в Офицерской стрелковой школе, была выявлена недоведенность системы. Основные претензии касались охлаждения ствола, которое не позволяло делать более 600 выстрелов. Несмотря на это ГАУ внесло предложение приобрести для испытаний в 1914 году 10 ружей-пулеметов Мак Клен-Льюиса, 3 пулемета Гочкиса (для аэропланов) и 2 пулемета Бертье (Бертье-Паши). Военный Совет 25 июля 1913 года данную закупку утвердил. С началом Первой мировой войны средства, выделенные на «Бертье» и «Гочкис» пустили «на усиление средств военного фонда», а интерес к «Льюису», по всей видимости, сохранился. После того как в Офицерской стрелковой школе были проведены испытания 10 «Льюисов» Начальник ГАУ распорядился направить их в Офицерскую кавалерийскую школу. В свою очередь Офицерская кавалерийская школа отказалась от пулеметов, и они были переданы «на Корпусной аэродром». Положительный отзыв, данный Начальником ГАУ, вдохновил компанию предложить 8 августа - после начала войны - поставку 5 тыс. облегченных ружей-пулеметов имеющих магазины на 56 патронов. Однако выдавать новые заказы тогда не стали. А когда потребность в подобном оружии стала очевидна, поставок пришлось ждать до конца 1915 года. В 1914 году с началом войны пулемет был принят на вооружение британской армией. Изначально контракт был подписан с компанией «BSA» («Бирмингем Смол Армз»), и, хотя на производство «Льюиса» требовалось в 6 раз меньше времени, чем на станковый «Виккерс» и обходилось в 5 раз дешевле, фирма не могла наладить производство оружия в необходимых масштабах. В связи с этим контракт был передан американской компании «Сэведж Армз Компани». И только после того как было налажено устойчивое производство часть контракта «уступили» России.

Пулемет имел газоотводный двигатель автоматики. Пороховые газы отводились через поперечное отверстие находящееся снизу ствола. Штока поршня имел длинный ход. Запирание канала ствола осуществлялось при повороте затвора. Характерными чертами пулемета были спиральная (улиткообразная) возвратно-боевая пружина, дисковый магазин относительно большой емкости (отсутствовала пружина подавателя), воздушное охлаждение ствола.

В системе охлаждения реализована оригинальная сифонная схема. На ствол одевали алюминиевый радиатор, имеющий высокие продольные ребра, укрытый цилиндрическим кожухом. Кожух спереди сужался, выходя за дульный срез ствола. Во время выстрела пороховыми газами в дульной части образовывалось разрежение, в результате воздух с казенной части продувался через радиатор.

Газовая камера - закрытого типа. Снизу в газовую камеру ввинчивался регулятор, имеющий отверстия разного диаметра, которые поочередно вставали напротив поперечно расположенного выходного отверстия камеры. Регулятор поворачивался нижним ключом. На штоке поршня имелись обтюрирующие пояски, а на поршне - чашеобразная выемка. Задняя и передняя части затворной рамы (штока) жестко соединялись штифтами. В задней части имелась зубчатая рейка, стойка и боевой взвод. Рукоятка перезаряжания в шток вставлялась слева или справа. Возвратно-боевая пружина находилась снизу в специальной коробке и приводила шестеренку во вращение, которая была сцеплена с зубчатой рейкой поршня. Данное решение оставляло в ствольной коробке свободное место, защищало от нагрева пружину, однако было излишне сложным.

Четыре боевых выступа находились в задней части остова затвора, а два пружинных выбрасывателя монтировались в передней. Поворот затвора производился стойкой газового поршня, скользившей в винтовом пазе остова. На этой же стойке монтировался ударник. Не вращающийся хвост затвора, вставленный сзади в остов, нес направляющие выступы. Верхний выступ приводил в движение подаватель. Спусковой механизм позволял вести исключительно непрерывный огонь. Он был собран в спусковой коробке, которая крепилась к ствольной коробке защелкой и выступом. Выстрел с заднего шептала позволял вести интенсивный огнь без опасности воспламенения патронов в нагретом патроннике. Во время нажима на спусковой крючок он поворачивал спусковой рычаг, при этом шептало рычага выходило из-под боевого взвода штока поршня. Функцию предохранителя выполняла планка, которая перекрывала прорезь ствольной коробки, запирая рукоятку перезаряжания. Подвижная система имела ход равный 163 миллиметрам.

Затвор во время движения назад, извлекал стреляную гильзу из патронника и поворачивал рычажный отражатель, расположенный в ствольной коробке на ее левой стенке. Головка отражателя из стенки выступала, входила в паз остова затвора и выталкивала гильзу ударом вправо.

Оригинальная система питания являлась попыткой отказаться от ленты при сохранении привода подающего механизма от подвижной системы автоматики, а также синхронизировать работу механизмов. В дисковый магазин входила чашка, которая была разделена на 25 секторов стержнями и выступами стенок. В секторах в два ряда по радиусу укладывались патроны. В центре диска имелась втулка с центральным отверстием и винтовым желобком. Механизм подачи, смонтированный в ствольной коробке, имел подаватель, собачку с пружиной, два ограничителя и язык с направляющей пластинкой имеющей пружину. Снаряженный магазин надевался центральным отверстием на стакан ствольной коробки (стрелкой вперед). Первый патрон находился напротив упора и пластинки языка. При движении назад затвор выступом своего хвоста двигался по криволинейному пазу подавателя, вращая его влево. Собачка подавателя смещала чашку магазина, при этом левый ограничитель ограничивал ее поворот, не позволяя сделать более одного шага. Патрон отжимался пластинкой языка и перемещался в приемное окно коробки. Затвор при движении вперед подхватывал патрон, а подаватель, поворачиваясь вправо, своей собачкой заскакивал за следующий выступ чашки. Шипом магазина отжимался левый ограничитель. Правый ограничитель блокировал вращение чашки вправо. Так как втулка магазина была неподвижной, патроны, скользящие носиками пуль по винтовому пазу втулки, опускались вниз. Таким образом, с каждым поворотом новый патрон ставился под пластинку языка.

Складной рамочный прицел, имеющий диоптрический целики и установочный винт монтировался на крышке ствольной коробки. Треугольная мушка монтировалась на соединительном кольце кожуха, однако такое расположение не способствовало меткости. Длина прицельной линии составляла 818 миллиметров. Конструкция пулемета состояла из 88 деталей.

Сошка к пулемету «Льюис» была жесткой треугольной с соединительной тягой с хомутом и вилкой. Сошка могла крепиться вилкой назад или вперед. При креплении назад повышался сектор обстрела (кроме того, требовалось меньше места на краю окопа), при креплении назад повышалась устойчивость. Облегченные сошки крепились к соединительному кольцу кожуха на шарнирах.

Треножный станок к ручному пулемету «Льюису» - в Россию станок поставлялся в малом количестве - имел две передние и одну заднюю ногу с сошниками и башмаками. Ноги крепились к остову на шарнирах, что позволяло изменять высоту линии огня. Пулемет на планке вертлюга крепился при помощи хомутика. Для вертикальной грубой наводки имелся механизм с дугой. Тонкая наводка осуществлялась винтовой механизм, менявший взаимное положение планки и дуги. Конечно, тренога обеспечивала лучшую меткость, однако не делала «Льюис» «универсальным».

Пулемет «Льюис» разработали в Соединенных Штатах, и там же была выпущена основная масса «Льюисов» для России, однако у нас этот пулемет - благодаря патрону и порядку выдачи заказа - всегда считали «английским». Кроме него на вооружении в Русской армии находился 37-миллиметровая автоматическая пушка Мак Клена, основной задачей которой была борьба с пулеметами.

В Великобритании пулемет «Льюис» образца 1915 года в октябре 1916 года оснастили магазином на 47 патронов и дали обозначение Mkl. По окончании войны его заменила модель 1923 года. Старый «Льюис» оставался в странах Британского Содружества, модификации с другими калибрами поставлялись в Японию и Эстонию. В декабре 1916 года фирма «Сэведж» получила от Армии США заказ на пулеметы «Льюис» под патрон.30-06 «Спрингфилд». Данный заказ был связан с подготовкой к вступлению Соединенных Штатов в войну на стороне Антанты. Правда, в американской армии «Льюис» в основном использовался в качестве авиационного пулемета. К 1917 года фирма «Сэведж» довела производство «Льюисов» до 400 единиц в неделю.

Хотя «Льюис» и был весьма тяжелым - почти половина от веса станкового «Виккерс» - из всего разнообразия ручных пулеметов использовавшихся в Первой мировой войне он оказался самым «долгослужащим». В середине 20-х годов он единственный в России продолжал числиться как табельное оружие стрелковых подразделений. У нас в стране эти пулеметы последний раз проявили себя в первые месяцы Великой Отечественной войны, когда они выдавались ополчению и новым формированиям. Впрочем, в то время «Льюисы» применялись и другими армиями. Последней «большой войной» «Льюиса» стала Корейская война, но и позднее они всплывали в различных частях света.

Будучи самой удачной моделью ручного пулемета своего времени, пулемет «Льюис» также приобрел широкую известность как авиационный пулемет. 11 октября 1915 года генерал Беляев, помощник Военного министра, писал: «Полагаю необходимым... заказать компании Льюиса тысячу пулеметов для оснащения аэропланов». То есть пулемет «Льюис» изначально приобретались Россией для авиации. Генерал Гермониус 14 июля 1916 года сообщал: «50 авиапулеметов Льюиса с пометкой «Авиация» отправлены 10-23 июля на имя Морского Генштаба. В Великобритании авиационная модификация пулемета «Льюис» Мк 2 была принята в ноябре 1915 года – уже через месяц после того как была принята сухопутная Mkl (хотя «Льюис» в воздушных боях применяли с 1914 года). Мк 2 отличался наличием второй рукоятки управления расположенной на месте приклада, мешком-гильзосборником, 97-зарядным магазином, на части пулеметов были укорочены кожух и радиатор, устанавливали пламегаситель. В 1918 году радиатор сняли - встречный поток воздуха в полете достаточно охлаждал ствол. В мае 1918 году «Льюисы» стали переделывать в Мк 2 с изменениями деталей автоматики и увеличенным газоотводным отверстием. Автоматика была изменена для увеличения темпа стрельбы. Данный пулемет, производившийся заново, получил обозначение Мк 3. Когда авиационные «Льюисы» во Второй мировой войне начали использовать на земле, выяснилось, что массивный радиатор не очень-то нужен ручному пулемету.

Порядок разряжания пулемета «Льюис»: Опустив его вниз включить расположенный слева над спусковой скобой предохранитель. Нажав на защелку расположенную внутри отверстия магазина отделить его. Извлечь из приемного окна (из-под рычага подачи) ствольной коробки патрон. Подняв вверх предохранитель выключить его. Нажав спусковой крючок плавно освободить с боевого взвода затворную раму.

Порядок частичной разборки пулемета «Льюис»:
1. Разрядить пулемет.
2. Отделить затыльник и приклад. Для этого необходимо нажать на расположенную снизу позади пистолетной рукоятки защелку и повернуть на 1/8 оборота влево приклад.
3. Отделяется коробка спускового механизма. Для этого необходимо нажав на спусковой крючок выдвинуть коробку назад.
4. Отделяется коробка с возвратно-боевой пружиной и шестеренкой.
5. Отделить крышку ствольной коробки, сдвинув ее назад.
6. С крышки снимается рычаг подачи. Для этого необходимо отвести вперед защелку рычага подачи; повернуть рычаг вправо, чтобы вырез встал в позицию напротив выступа на стакане.
7. Вынуть из ствольной коробки затворную раму и затвором. Для этого необходимо отвести назад рукоятку заряжания. Вынуть рукоятку из рамы отведя ее в сторону. Вынуть затвор и затворную раму.
8. Затвор отделяется от затворной рамы.

Сборка производится в обратном порядке. При сборке необходимо обратить внимание на то, чтобы во время присоединения рычага подачи выступ хвоста затвора вошел в криволинейный паз на рычаге подачи; перед присоединением коробки возвратно-боевая пружина должна быть поджата (частично закручена).

Технические характеристики ручного пулемета «Льюис»:
Патрон – .303 «бритиш» (7,71*56);
Масса оружия без сошки и патрона – 10,63 кг;
Масса снаряженного магазина – 1,8 кг;
Длина оружия – 1280 мм;
Длина ствола – 660 мм;
Нарезы – 4 правосторонних;
Начальная скорость пули – 747 м/с;
Прицельная дальность – 1850 м;
Темп стрельбы - 500-600 выстрелов в минуту;
Боевая скорострельность – 150 выстрелов в минуту;
Емкость магазина – 47 патронов;
Высота линии огня на сошке – 408 мм;
Тип станка – треножный;
Масса станка – 11,5 кг;
Углы вертикального наведения пулемета на станке – от -62 до +42 градусов;
Угол горизонтального наведения пулемета на станке – 360 градусов.



По материалам: С. Федосеев - Пулеметы в Первой Мировой войне

Авиационный пулемет «Lewis».

Разработчик: А.Льюис
Страна: США
Год создания: 1912 г.

Ручной пулемет, чья толстая черная «труба» на сошках знакома многим по фильмам о гражданской войне, был для своего времени замечательным оружием. Сочетание малого веса, простоты и надежности конструкции со скорострельностью обеспечили ему быстрое распространение во многих странах мира. Пулемет широко использовался в качестве пехотного, но не меньшую известность получили его авиационные варианты.

Создатель пулемета полковник Айзек Ньютон Льюис (Isaac Newton Lewis) был ведущим специалистом по вооружению Армии США. Он получил образование в военной академии «Вест Пойнт», которую окончил в 1884 году. В 1911 году Льюис стал начальником артиллерийской школы в форте «Монро», где получил мировое признание в качестве специалиста по механике и электротехнике. С приближением момента увольнения из армии полковник начал работать консультантом в компании ААС (Automatic Arms Company) в штате Огайо (на фото полковник И.Льюис).

В течение ряда лет Льюис трудился над созданием легкого пулемета, автоматика которого действовала за счет энергии пороховых газов. В то время фирма ААС купила права на пулемет, созданный доктором Семюелом МакКлином. Технические решения МакКлина Льюис использовал при разработке своего пулемета. За право выпускать пулемет конструкции Льюиса фирма ААС передала ему контрольный пакет акций и контроль над производством и распространением. Спустя два года Льюис создал пулемет с дисковым магазином и воздушным охлаждением ствола. Автоматика пулемета работала по принципу отвода газов. При выстреле газы проходили через отверстие в стволе и давили на поршень. Поршень, отходя назад, проворачивал зубчатой рейкой шестерню спиральной (как в часах) возвратной пружины и таким образом заводил ее.

Одновременно стойка на штоке поворачивала затвор и выводила его боевые выступы из кольцевого паза затворной коробки. При дальнейшем движении поршня с затвором из казенника извлекалась гильза, которая затем выбрасывалась наружу отражателем. Выступ затвора, действуя на подаватель, поворачивал магазин и подавал очередной патрон к приемному окну. После отхода частей назад возвратная пружина раскручивалась и посылала шток с затвором вперед. Затвор захватывал очередной патрон и посылал его в патронник. Подаватель поворачивался вправо и заскакивал за очередной выступ магазина. Стойка штока, двигаясь по прорези затвора, поворачивала его, боевые выступы заходили в пазы коробки, боек ударника разбивал капсюль и производил следующий выстрел.

Одной из проблем любого автоматического оружия является интенсивное выделение тепла при стрельбе. Для решения этой проблемы Льюис придумал оригинальную воздушную систему охлаждения. Ствол пулемета был заключен в алюминиевый радиатор, закрытый большим цилиндрическим кожухом.

Во время стрельбы пороховые газы, вылетавшие из ствола на большой скорости, затягивали внутрь кожуха воздух, который, проходя по каналам радиатора, отбирал у него тепло. Но, несмотря на то, что данная конструкция охлаждала ствол, очереди длиной более 20 выстрелов приводили к его перегреву, и требовалось делать перерыв. Дисковый магазин емкостью в 47 патронов расстреливался всего за шесть секунд, но считалось, что этого достаточно, так как пустой магазин легко заменялся.

В ходе службы в вооруженных силах США Льюис неоднократно выходил со своими изобретениями к командованию, но не находил понимания. Он осознавал, что предвзятое отношение армейского начальства к изобретателям — «выскочкам» работает против него. Поэтому Льюис решил использовать иной подход.

В местечке Колледж Парк, штат Мэриленд, размещался «разведывательный авиакорпус», укомплектованный несколькими бипланами «Wright». Им командовал старый знакомый Льюиса капитан Де Форрест Чендлер. Льюис объяснил ему свою идею нового оружия и предложил принять участие в первых воздушных испытаниях пулемета. Чендлер с большим энтузиазмом взялся за дело. К испытаниям привлекли пилота лейтенанта Де Уитта Миллинга.

Льюис проинформировал о своем проекте заинтересованных офицеров и 2 июня 1912 года деревянный биплан поднялся в воздух. Чендлер выпустил очередь по полотну, растянутому на траве перед ангаром. Остаток боекомплекта он расстрелял по близлежащему пруду. Этот исторический полет широко освещался в прессе, но армейское командование было крайне возмущено тем, что Льюис даже не известил его заранее об этом событии. Однако полет получил широкую огласку и Льюису предложили провести официальные испытания его пулемета. Испытания прошли успешно, однако пулемет вновь был отвергнут, так как Артиллерийское управление уже сделало выбор в пользу французского пулемета «Бене-Мерсье», во многом уступавшего системе Льюиса, вдобавок использовавшего неудобные жесткие ленты-обоймы. К тому времени Льюис уволился из рядов армии США и перебрался в Европу.

Предложение Льюиса о демонстрации его пулемета было принято группой бельгийских бизнесменов. Пулемет показал себя с хорошей стороны, в результате было подписано соглашение, согласно которому создавалась новая компания «Armes Automatic Lewis» для выпуска пулеметов Льюиса в Европе. Однако единственным производителем, способным предложить необходимые производственные мощности, была английская фирма «Бермингем Смолл Армз» (BSA), с которой и подписали договор. Завод в Бернингеме начал готовить производственную оснастку.

С помощью отдела BSA по связям с общественностью Льюис договорился о публичной демонстрации воздушной стрельбы из своего пулемета. Показ состоялся на стрелковом полигоне в Бизли 27 ноября 1913 года. Самолет известного летчика Грехема Уайта оборудовали дополнительным сиденьем для стрелка, которое занял бельгиец лейтенант Стеллингверф. Пилотировал машину Маркус Ментон. В назначенное время биплан вошел в зону полигона на высоте 120 метров, и Стеллингверф открыл огонь по квадратной мишени размером 7,5 метра. Результаты этой и последующих стрельб подтвердили заявления Льюиса — в среднем по 28 попаданий в цель из каждого патронного диска.

Фирма BSA получила заказы на пробные партии пулемета от военных ведомств Англии, Бельгии, России, а также ряда других стран. Специалисты по вооружению из Вулиджа провели тщательные испытания. Несмотря на проблему с перегревом ствола, пулемет в целом оценили положительно и рекомендовали его к принятию на вооружение. В том же году пулемет был официально принят бельгийской армией.

Важное значение в судьбе пулемета «Lewis» имели пробные воздушные стрельбы, проведенные британским Королевским Воздушным Корпусом (RFC — Royal Flight Corps) и Королевской Морской Авиационной Службой (RNAS — Royal Navy Air Service). После них стало очевидно, что пулемет системы Льюиса являлся одним из лучших кандидатов на роль авиационного вооружения. Однако Военное Министерство Великобритании проявило осторожность, и фирме BSA пришлось начать отгрузку уже произведенных партий пулеметов в Россию и Бельгию. Ориентируясь на перспективу большой войны в Европе, руководство BSA приняло решение расширить производство и заказало новые станки в США.

Буквально накануне войны, в июне 1914 года военное министерство и Адмиралтейство Великобритании, как бы «очнувшись», в срочном порядке заказали 10 пулеметов Льюиса, а через две недели еще 45. Сразу после начала боевых действий BSA получила заказ на 200 пулеметов, производство которых тогда осуществлялось с темпом 25 штук в неделю. А после того, как «Льюис пехотный», состоявший на вооружении бельгийской армии, блестяще проявил себя в боях (немцы, столкнувшись с этим грозным оружием, прозвали его «гремучей змеей»), заявки на новые пулеметы посыпались как из рога изобилия.

Вскоре стало ясно, что BSA в одиночку не осилить нарастающий вал заказов, поэтому англичане совместно с канадцами заказали 12000 пулеметов у крупной американской оружейной фирмы «Сэвидж Армз Компани». К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме заработали на полную мощность и выпуск пулеметов «Lewis» достиг там 300 штук в неделю.

Конструкция пехотного варианта пулемета «Lewis» практически не изменялась до конца Первой Мировой войны. Но для использования в авиации пулемет начал интенсивно модернизироваться. Первым изменением стала замена винтовочного приклада рукояткой по типу «Максима», более удобной при обращении с пулеметом, закрепленным на стрелковой турели. Тем более, что в этом случае его не требовалось упирать в плечо для парирования отдачи.

Массивная «труба» кожуха радиатора мешала стрелку прицеливаться, так как из-за большой парусности пулемет подвергался сильному давлению воздушного потока. Вскоре выяснилось, что из-за обдува воздухом в полете ствол менее подвержен перегреву, чем на земле, и от неуклюжего кожуха отказались, хотя сам радиатор остался.

Также выяснилось, что стреляные гильзы, вылетавшие за борт, повреждали полотняную обшивку самолета, а у машин с задним расположением двигателя — еще и винт. В строевых частях начали самостоятельно оборудовать пулеметы мешками или коробками для сбора гильз. После получения официальной жалобы фирма BSA начала выпуск мешков-гильзосборников для турельных вариантов пулемета «Lewis» емкостью в 94 гильзы. Но для интенсивного боя емкость оказалась недостаточной и ее увеличили до 330 гильз.

Дисковый двухрядный магазин на 47 патронов также оказался слишком мал для воздушной стрельбы, так как часто менять его в толстых рукавицах на пронизывающем ветру было весьма проблематично. Для облегчения жизни стрелков в 1916 году создали новый четырехрядный магазин на 97 патронов. Магазин оснастили ручкой, позволявшей осуществлять его замену одной рукой.

В ходе эксплуатации пулемета «Lewis» нередко случались повреждения газового цилиндра, находившегося под стволом. Для его защиты ствол и цилиндр были закрыты легкой металлической трубой диаметром 2,5 дюйма (6,25 см). Данная доработка, а также ряд других были произведены специалистами фирмы BSA в ноябре 1915 года. Модифицированный вариант пулемета «Lewis» Mk.II запустили в серийное производство в середине 1916 года.

Принцип действия пулемета не позволял использовать его с синхронизатором. Следовательно, для стрельбы вперед линию огня требовалось направлять вне зоны ометания воздушного винта. Как правило, на истребителях-бипланах пулемет «Lewis» закрепляли стойках-кронштейнах над верхним крылом. Поначалу замена магазинов в таких установках представляла собой опасный «акробатический трюк». Летчик должен был, отстегнув привязные ремни и убрав ноги с педалей, встать в кабине во весь рост, зажать ручку управления между ног и в таком положении снять пустой магазин, а на его место установить полней. Понятно, что в условиях воздушного боя заниматься подобными манипуляциями было просто невозможно.

В 1916 году для удобства замены магазинов в Англии было создано специальное приспособление. Его изобретателем считается сержант Фостер из 11-го дивизиона RFC. Это установка или «лафет Фостера» представляла собой дугообразный рельс, на котором крепился пулемет и по которому его можно было сдвигать назад-вниз. Для замены магазина летчик разблокировал на рельсе замок держателя и притягивал пулемет на себя до упора. В данном положении магазин легко сменялся, причем сделать эти можно было одной рукой, не уставая с кресла. Такими установками оснащались, в частности, широко распространенные британские истребители RAF SE.5a.

В России примерно в это же время появилась аналогичная установка для истребителей «Ньюпор», разработанная инженером Иорданом. Но в ней пулемет не опускался в кабину по направляющей, а отклонялся назад на шарнире.

В 1915 году пулемет «Lewis» стал стандартным оборонительным вооружением самолетов Королевского Воздушного Корпуса и морской авиации Великобритании, а также французских ВВС. Пулемет также очень ценили германские авиаторы, которые охотно снимали их с разбитых и трофейных самолетов Антанты и использовали на своих машинах.

Между тем, пулемет «Lewis», как и любая техника, имел свои недостатки. В полете при низких температурах нередко замерзала смазка. Газовый цилиндр требовал чистки после каждых 600 выстрелов, иначе поршень заклинивало. По-прежнему сохранялась опасность перегрева ствола при стрельбе длинными очередями, но в ходе воздушных схваток стрелки нередко забывали об этом, что приводило к отказам оружия.

В Королевской Морской Авиационной Службе использовался несколько другой вариант пулемета «Lewis», чем в RFC. Во многих дивизионах радиаторы с пулеметов снимались, а для защиты газового цилиндра ставили стальной кожух. Доработанные таким образом пулеметы успешно эксплуатировались.

В 1917 году специалисты RFC пришли к выводу, что флотский вариант пулемета значительно легче и обладает меньшим воздушным сопротивлением, чем «Lewis» Mk.II. Доработки флотских специалистов, а также ряд других, позволявших снизить массу оружия и повысить скорострельность, решили внедрить в новой модификации пулемета «Lewis» Mk III. Данный вариант получил широкое распространение в военно-воздушных силах различных стран на протяжении последующих 20 лет. Пулеметы «Lewis», состоявшие на вооружении в Российской Империи и США, использовали патрон калибром 7,62 мм, в то время как Франция, Италия и Япония использовали стандартный британский патрон 0,303 (7,7-мм).

Из-за увеличенного до 750-850 выстрелов в минуту темпа стрельбы у новой модификации участились отказы и ускорился износ механизмов. А возросшие высоты полетов обострили проблему с замерзанием смазки. В результате к началу тридцатых годов XX века «Lewis» уже считался морально устаревшим и недостаточно надежным оружием.

В 1936 году ему на смену в британских Королевских ВВС пришел более совершенный и надежный «Vickers». Но даже в ходе Второй мировой войны пулеметы Льюиса на зенитных турелях еще нередко использовались в ПВО Великобритании.

Турельные пулеметы «Lewis», как правило, оснащали обычными кольцевыми прицелами, на смену которым позже пришли кольцевые прицелы с флюгерной подвижной мушкой конструкции лейтенанта Нормана. Флюгерный прицел учитывал собственную скорость самолета, что позволяло прицеливаться более точно.

Модификация: Lewis Mk.I(II) / Lewis Mk.III
Длина, мм: 1280 / 1080
Длина ствола, мм: 670 / 610
Калибр, мм: 7,7 или 7,62 / 7,7 или 7,62
Скорострельность, выст/мин: 550 / 550-850
Вес, кг: 11,5 / 7,7

Пехотный вариант пулемета «Lewis».

Вариант пулемета «Lewis» для установки на самолетах — «Lewis 1915».

Авиационный пулемет «Lewis» с магазином на 97 патронов.

Пулемет «Lewis» на верхнем крыле истребителя Nieuport N.11.

Пулемет «Lewis» установленный на самолете Morane-Saulnier L.

Один из вариантов установки пулеметов «Lewis» на самолет Farman F.40.

Пулеметы «Lewis» на самолете русского воздушного флота Caudron G.IV.

Самолет-разведчик Voisin LA русского воздушного флота с пулеметом «Lewis».

Пилот производит перезарядку пулемета «Lewis».

Пулемет «Lewis» на лафете Фостера.


Top