Сухопутные войска южного судана. Вооружённые силы Судана (2017)

Вооруженные силы стран мира

ВС Судана

Ранее крупнейшая по площади страна в Африке и одна из крупнейших в мире, Судан в 2011 году потерял почти половину своей территории после отделения Южного Судана, где на протяжении почти всей истории страны шла гражданская война на конфессиональной и племенной основах. При этом на оставшейся территории Судана продолжается еще одна гражданская война – в западной провинции Дарфур. Кроме того, разделение страны породило новый конфликт с Южным Суданом в связи с недостаточно четкой делимитацией границы между ними.

Судан находится в конфликтных отношениях с Западом, при этом является одним из основных союзников Китая не только в Африке, но и в мире в целом. В Китай поступает большая часть добываемой в Судане нефти. В свою очередь, Судан получает значительное количество китайской боевой техники. Другими важнейшими поставщиками вооружений для Судана являются Россия и Белоруссия. Кроме того, в стране осталось довольно много старого советского и западного оружия. Благодаря этому суданская армия считается одной из сильнейших в Африке, хотя уровень боевой подготовки личного состава, разумеется, весьма невысок, несмотря даже на значительный боевой опыт. Впрочем, это относится ко всем африканским армиям.

Сухопутные войска после ухода из Южного Судана и в связи с продолжающейся войной в Дарфуре находятся в состоянии перманентной реорганизации. В их составе имеются 7-я бронетанковая, 6 пехотных (4-я, 5-я, 6-я, 14-я, 15-я, 16-я, 25-я) и 9-я воздушно-десантная дивизии, не менее 7 пехотных (3-я, 5-я, 7-я, 12-я, 21-я, 25-я, 29-я) и 3 артиллерийские бригады, ряд других частей и подразделений.

Танковый парк чрезвычайно эклектичен. Он включает до 200 новейших китайских Туре 96, 24 достаточно новых Туре 85-IIМ и 50 старых, но модернизированных Туре 59D, до 20 американских М60А3, 126 относительно новых советских Т-72М1, до 48 устаревших Т-54 и до 180 Т-55, 10 иранских Т-72Z (Туре 59 с башней М60), до 69 легких китайских Туре 62 и 10 Туре 63.

Имеется до 250 БРМ (до 50 советских БРДМ-1 и до 98 БРДМ-2, 6 французских AML-90, до 88 английских «Феррет» и до 58 «Саладин»), 74 БМП (10 китайских WZ-501 (Туре 86) и 49 аналогичных советских БМП-1, 15 БМП-2), до 700 БТР (89 новейших российских БТР-80А, 64 советских БТР-70 (модернизированы в Белоруссии), от 20 до 50 старых БТР-50 и до 37 БТР-152, от 36 до 80 американских М113, до 45 V-100 и до 78 V-150, 29 канадских "Тайфун", 10 украинских БТР-3У, до 104 египетских «Валид» и 25 «Фахд», до 25 чехословацких ОТ-62 и 40 ОТ-64С, 50 современных китайских Туре 92, 20 иранских "Ракш" ("Амир")).

Артиллерия включает более 60 САУ (56 советских 2С1 и несколько собственных «Халифа-1» (Д-30 на КАМАЗе) (122 мм), до 11 французских АМХ Мк F3 (155 мм)), около 250 буксируемых орудий (18 американских М101 и 6 итальянских М-56 (105 мм), до 26 советских Д-74, 24 советских М-30 и 20 аналогичных китайских Туре 54-1, до 63 советских Д-30 (122 мм), 21 советская М-46 и 30 аналогичных китайских Туре 59-1 (130 мм), 12 американских М114 (155 мм)) и несколько сотен РСЗО (460 буксируемых китайских Туре 63 и 5 иранских "Шахин" (107 мм), 42 советских БМ-21 и 10 9П138 (122 мм) и 6 новейших китайских WS-2 (302 мм), которые больше ни в одну страну не экспортировались).

Имеется 250 старых английских ПТРК «Свингфайр», 42 столь же старых советских «Малютка», 450 современных китайских HJ-8, а также 20 старых советских ПТО БС-3 (100 мм).

Войсковая ПВО включает 4 советских ЗРК "Оса" и 2 китайских FB-6, более 300 ПЗРК (54 старых советских «Стрела-2», до 125 старых американских «Ред Ай», до 150 новейших китайских FN-6), 21 старых ЗСУ (8 американских М163, 13 французских М3 (20 мм)), более 150 зенитных орудий (16 американских М167 (20 мм), 50 советских ЗУ-23-2 (23 мм), 80 61-К (37 мм), 10 КС-19 (100 мм)).

ВВС столь же эклектичны по набору техники, как и сухопутные войска.

Ударная авиация включает 11 советских бомбардировщиков Су-24 и до 9 МиГ-23БН (еще 5 на хранении), 12 советских штурмовиков Су-25 (в т.ч. 3 УБ; еще 2 на хранении) и до 19 китайских Q-5.

Истребительная авиация имеет в своем составе 9 относительно новых советских МиГ-29 (в т.ч. 3 УБ) и до 18 китайских J-7 (копия МиГ-21). Кроме того, до 10 китайских J-6 (МиГ-19), до 15 J-5 (МиГ-17) и до 17 советских МиГ-21ПФМ (в т.ч. 3 УМ), возможно, находятся на хранении, но возвращение этих устаревших самолетов в строй представляется совершенно нереальным.

Имеется 2 самолета оптической разведки Ан-30.

Транспортные самолеты – 2 советских Ил-76, 1 Ил-62М, 6 Ан-12Б (еще 1 на хранении), до 8 Ан-26 (еще 1 на хранении), 6 Ан-32, 2 Ан-72, 2 Ан-74, 3 американских С-130Н (еще 2 на хранении), 1 «Фалкон-20», 1 «Фалкон-50», 1 "Фалкон-900"; до 2 канадских DHC-5D, 1 китайский Y-8, до 5 советских Ан-24, до 3 немецких Do-27 - на хранении.

Учебные самолеты – 19 новейших китайских К-8, 6 JL-9 и до 7 старых CJ-6, 1 JJ-5 (еще до 10 на хранении), 2 JJ-6; до 12 югославских UTVA-75 на хранении.

Количество советских и российских боевых вертолетов Ми-24 и Ми-35 может достигать 53, еще 2 на хранении. Многоцелевые и транспортные вертолеты - до 19 немецких Во-105, до 37 советских и российских Ми-8 и Ми-17 (еще 1 на хранении), до 3 американских «Белл-212» (еще до 7 на хранении); до 11 румынских IAR330 (копия французских SA330), до 2 французских SA316, до 6 советских Ми-4, возможно, находятся на хранении.

Наземная ПВО включает 6-8 дивизионов старого советского ЗРК С-75.

ВМС Судана являются чисто символическими. В их составе имеется 4 сторожевых катера типа «Курмук» (югославские пр. 15), несколько малых сторожевых катеров, 5 югославских десантных катеров.

На территории Судана (в Дарфуре) находится достаточно крупный контингент войск ООН, который традиционно недееспособен. Кроме того, для охраны принадлежащих китайским компаниям нефтяных месторождений используются контингенты китайских войск, которые формально считаются ЧВК.

По-видимому, именно китайские «ЧВК» являются важной гарантией безопасности Судана. ВС страны, несмотря на большие размеры, обеспечить ее вряд ли способны из-за значительной доли устаревшей техники, низкого уровня боевой подготовки и крайне нестабильной ситуации внутри страны и в целом в Северо-Восточной Африке.

Александр Храмчихин,

заместитель директора

Института политического и военного анализа

Вооруженные силы Судана (109,3 тыс. человек) состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Верховным главнокомандующим ВС Судана является президент республики. Он руководит вооруженными силами через Министерство обороны и Объединенный штаб (ОШ). Президенту непосредственно подчинены начальник ОШ и командующие видами ВС. При главе государства имеются Совет национальной обороны и Высший военный совет. Эти органы определяют генеральные направления государственной политики в области подготовки страны и населения к войне, строительства вооруженных сил, развития военной промышленности. Принятые ими решения реализуются через Министерство обороны.
Министр обороны является первым заместителем верховного главнокомандующего. Он отвечает за общие вопросы военного строительства и планы развития вооруженных сил, проведение мобилизационных мероприятий, оснащение ВС вооружением и военной техникой, вневойсковую подготовку населения, осуществляет повседневное руководство оперативной и боевой подготовкой штабов и войск. Объединенный штаб представляет собой единый командный орган по выработке и реализации решений в области обороны страны, защиты ее территориальной целостности.
Сухопутные войска (105 тыс. человек) являются основным и наиболее многочисленным видом ВС. Руководство ими осуществляется штабом, причем начальник штаба сухопутных войск является заместителем начальника ОШ ВС Судана. В боевом составе сухопутных войск имеется 9 дивизий (бронетанковых - 1 , механизированных - 1, пехотных - 6, воздушно-десантных - 1), 12 отдельных бригад: (механизированных — 1, пехотных — 7, разведывательных - 1, артиллерийских — 3), бригада республиканской гвардии и 5 отдельных рот спецназа.
Основное вооружение представлено 663 основными и средними танками, в том числе примерно 200 новейшими китайскими Type 96; 80 легкими танками; примерно 310 артиллерийскими орудиями (60 САУ) калибра от 105 до 155 мм, свыше 520 РСЗО, 636 минометами, примерно 1180 боевыми бронированными машинами, в том числе 75 БМП; до 740 ПТРК, в том числе 450 современными китайскими HJ-8. Подразделения войсковой ПВО имеют на вооружении 4 ЗРК ближнего действия «Оса», свыше 200 ПЗРК, в том числе 50 новейших китайских FN-6, более 320 зенитный орудий и установок калибра от 23 до 100 мм.
Сухопутные войска Судана обладают большим опытом ведения боевых действий против иррегулярных формирований в саванне, лесистой, горно-лесистой и полупустынной местности. Их слабой стороной является разнотипность боевой техники, значительная часть которой устарела, изношена и требует замены. Недостаточно подготовлен личный состав, имеются значительные трудности в деле технического обслуживания и ремонта вооружения и техники.
Военно-воздушные силы насчитывают 3 тыс. человек. Руководит ими штаб, расположенный в Хартуме. ВВС предназначены для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС, ведения воздушной разведки, перевозок военных грузов и личного состава. Их основной организационной единицей является эскадрилья. Самолеты и вертолеты ВВС базируются на следующих основных аэродромах: Хартум, Порт-Судан, Донголо, Мерове, Атбара, Эль-Обейд, Эль-Фашод, Эль-Фашер.
В наличии числится порядка 94 боевых самолета, в том числе фронтовых бомбардировщиков Су-24 -12, истребителей-бомбардировщиков - 37 (Миг-23БН - 17, Q-5 - 20), штурмовиков Су-25 - 12 (из них 2 учебно-боевых), истребителей - 33 (МиГ-29 - 11 (из них 3 учебно-боевых), J-7 (копия МиГ-21) - 20). Имеется также 2 самолета оптической разведки Ан-30 и 32 учебно-тренировочных самолета. Военно-транспортная авиация насчитывает до 33 самолетов, из которых 5 Ан-26 могут использоваться в качестве бомбардировщиков. В вертолетной авиация имеется примерно 185 машин, в том числе 84 боевых типа Ми-24 и свыше 90 многоцелевых и транспортных вертолетов, основными из которых являются Ми-8 и Ми-17 (43 ед.).
Самолетный и вертолетный парк разнотипен и в большинстве своем представлен устаревшими образцами авиатехники, многие из которых физически изношены, что значительно ограничивает возможности боевого применения ВВС. Суданская военная авиация испытывает дефицит грамотных летных и инженерно-технических кадров. В вопросах ремонта авиатехники ВВС находятся в полной зависимости от иностранной помощи.
Наземная ПВО включает 6-8 дивизионов устаревшего ЗРК С-75, которые вряд ли боеспособны. В Судане фактически отсутствует современная система оповещения о воздушном нападении, нет и единой системы контроля за воздушным пространством страны.
Военно-морские силы (1,3 тыс. человек) предназначены для охраны территориальных вод, ведения борьбы с контрабандой, перевозки военных грузов и личного состава. Штаб ВМС расположен в Порт-Судане. Военно-морские базы: Порт-Судан, Фламинго-Бей и Хартум. Корабельный состав представлен четырьмя сторожевыми катерами, небольшим количеством патрульных катеров и пятью десантными катерами.
Суданские вооруженные силы оснащены оружием и военной техникой преимущественно иностранного производства: советского (российского), китайского, египетского, украинского, американского, английского, египетского и др. В последние годы крупные поставки вооружения, главным образом для сухопутных войск, производились Китаем. Закупки партий отдельных видов вооружения и военной техники осуществлялись в России, Белоруссии и Украине. Получают развитие военные связи с аравийскими монархиями. В то же время военное и военно-техническое сотрудничество со странами Запада фактически свернуто, что обусловлено их негативным отношением к правящему в Судане военно-исламистском режиму и введением Совбезом ООН в 2005 г. эмбарго на военные поставки Хартуму.
В последние годы в Судане развивается собственная военная промышленность . Налажена сборка отдельных типов артиллерийского вооружения, ПТРК и легкой бронетехники, стрелкового оружия. Укрепляется ремонтная база. Однако производственные мощности недостаточны. На перспективах развития отрасли негативно сказывается общий слабый уровень развития суданской экономики, отсутствие в стране развитой современной научно-технической базы и подготовленных кадров различного профиля.
В итоге значительная часть вооружения остается морально устаревшей и физически изношенной, часто выходит из строя, что при всё ещё слабой ремонтной базе затрудняет его обслуживание и боевое применение. Положение усугубляется сложными природно-климатическими условиями страны, которые негативно влияют на повседневную эксплуатацию и хранение техники.
На сегодняшний день суданские вооруженные силы испытывают острый недостаток в современных типах тяжелого вооружения, особенно танках, другой бронетехнике, средствах ПВО, самолетах и вертолетах различных типов, современных технических средств разведки, а также в подготовленных кадрах различного профиля. На организационную структуру вооруженных сил, их численность, мобилизационные ресурсы, техническое оснащение негативное влияние оказывают возрастной и этнический состав населения, низкий уровень его образованности. Войска плохо экипированы и недостаточно обучены, в том числе офицерский корпус. «Существуют серьезные вопросы в отношении того, как армия смогла адаптировать и овладеть закупленной военной техникой».
Плачевное состояние суданской армии хорошо иллюстрирует ее участие в боевых действиях в мятежном регионе Дарфур, и пограничных с Южным Суданом районах, где правительственные войска «фактически ничего не могут противопоставить повстанцам и южносуданским военным, которые воюют на стороне партизан». Не продемонстрировала суданская армия высоких боевых качеств и Йемене, где она (3 тыс. человек, 4 самолета Су-24) с 2015г. участвует в составе арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией в боях против шиитских повстанцев-хоуситов.
На всем протяжении истории независимого Судана армия играла исключительно важную роль в политической жизни страны. В Судане было совершено пять военных переворотов (1958, 1964, 1969, 1985 и 1989 гг.) и значительное число попыток переворотов и заговоров. Учитывая это обстоятельство, правящий режим во главе с президентом О. аль-Баширом проводит целенаправленный курс на сохранение лояльности со стороны высшего и среднего звена офицерского корпуса. В настоящее время, несмотря на принятие конституции в 2005 г., другие важные изменения в политической жизни, военные продолжают во многом контролировать важнейшие структуры госаппарата и определять многие направления внутренней и внешней политики Судана.

Полковник С. Антонов

Вооруженные силы (народные вооруженные силы) Республики Судан исторически занимают особое место в суданском обществе. Являясь опорой действующего режима, они играют решающую роль в поддержании стабильности и обеспечении безопасности в стране.

В соответствии с конституцией президент республики является верховным главнокомандующим ВС (с октября 1993 года - фельдмаршал Омар Хасан Ахмед аль-Башир). Главе государства предоставлено право объявлять чрезвычайное положение, приводить войска в высшие степени боевой готовности, отдавать распоряжения на их боевое применение.

Военную политику, мероприятия по подготовке страны к войне, направления развития суданских вооруженных сил, их численность и структуру определяет совет национальной обороны, который также координирует деятельность министерств и ведомств в военной области. Его постоянными членами являются президент (председатель), первый и второй вице-президенты, министры обороны, иностранных и внутренних дел, финансов, начальники объединенного штаба, разведки и службы национальной безопасности.

Консультативные функции при главе государства по вопросам строительства армии, развития военной промышленности, направлений военно-технического сотрудничества с зарубежными странами выполняет высший военный совет. В состав данного органа входят: министр обороны, (председатель), его помощники, директор военно-промышленной корпорации, а также начальники объединенного штаба, штабов видов вооруженных сил, главного оперативного управления и военной разведки.

Высший военно-политический и административный орган управления вооруженными силами - министерство обороны (МО). Оно реализует решения государственного руководства в области строительства и комплектования ВС. Основными задачами МО являются: организация оперативной и боевой подготовкой войск; планирование военного бюджета; координация деятельности гражданских отраслей промышленности, выпускающих оборонную продукцию; снабжение армии военно-техническим имуществом; руководство научно-техническими работами; налаживание межгосударственных связей и представительские функции.

Министр обороны назначается президентом (гражданское лицо, генерал-полковник в отставке Авад Мухаммед бен Ахмед ибн Ауф). Ему подчинен начальник объединенного штаба (генерал-полковник Имад ад-Дин Мустафа Адави), а в административном отношении - начальники штабов видов ВС.

Вооруженные силы Судана имеют трехвидовую структуру (сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы), численность личного состава, по данным "Милитэри бэланс-2016", 244,3 тыс. военнослужащих (СВ -240 тыс., ВВС и ПВО -3 тыс., ВМС - 1,3 тыс. человек).

В угрожаемый период и военное время в оперативное подчинение командованию национальных ВС передаются иррегулярные формирования (силы народной обороны - 20 тыс. человек) и резервисты (85 тыс.).

Бюджет министерства обороны Судана на 2016 год составляет около 1 млрд долларов США (2% ВВП), около 50% из которых направляется на закупку вооружения и военной техники (ВВТ). При этом в настоящее время боеспособность суданской армии остается на низком уровне вследствие слабой технической оснащенности, износа имеющегося имущества, недостаточной подготовки командного и рядового состава.

Строительство вооруженных сил республики осуществляется в направлении повышения боеспособности соединений и частей, качества подготовки военных кадров, а также совершенствования системы военного управления. Экономические трудности наряду с непрекращающимися вооруженными столкновениями с оппозиционными группировками в западном регионе Дарфур значительно снижают темпы реализации намеченных планов развития. Эмбарго Совета Безопасности ООН (2005) на поставки оружия сторонам конфликта в Дарфуре, как и санкции Запада в отношении президента О. Аль-Башира и его ближайших соратников, негативно влияет на развитие военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, в том числе с ключевыми партнерами (Китай, Иран, Россия).

Суданские вооруженные силы комплектуются по территориальному принципу на основе всеобщей воинской обязанности (рядовой состав) и контрактной системы (сержанты, офицеры, генералы). Предельный возраст службы для сержантского состава 40 лет, офицеров - 50 лет, генералов - 60 лет.

В республике, где более половины населения остается за чертой абсолютной бедности (менее 1 доллара в день на человека), военная служба относится к престижным видам деятельности, обеспечивающим высокий социальный статус и устойчивый заработок.

Надбавки за безупречное выполнение обязанностей и тяжелые условия службы составляют от 5 до 10% оклада. Жилплощадь для офицеров арендуется из средств военного ведомства. Рядовой и сержантский состав проживает в казармах на территории военных городков. Все военнослужащие обеспечиваются вещевым довольствием в пользуются бесплатным медицинским обслуживанием.

Офицеры проходят подготовку в национальных военных учебных заведениях. Часть из них обучается за границей, прежде всего в Иране, Китае и Пакистане.

Основным видом вооруженных сил Судана являются сухопутные войска . Им отводится главная роль в отражении возможной внешней агрессии и обеспечении внутриполитической стабильности. Наряду с решением типовых задач они предназначены для охраны государственной границы, военных и критически важных объектов инфраструктуры, оказания помощи органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности, борьбе с контрабандой оружия и наркотиков. Непосредственное руководство СВ осуществляет начальник штаба (генерал-лейтенант Яхья Хейр Ахмед).

Вооружение и военная техника сухопутных войск
Вид Количество Вид Количество
Боевые танки: 580 Противотанковые средства: 140
Т-72 70 ПТРК "Малютка" 20
Т-55 305 MTPK BGM-71C "Toy" 20
Тип "59" 60 орудия противотанковой артиллерии 100
Тип "62" 70 Боевые бронированные машины: 810
Тип "63" 45 БМТВ (AML-90, "Саладин") 55
Тип "85" 10 БТР (БТР-80, БТР-70, БТР-50, БТР-152, М113А1, AMX-VCI, ОТ-62/64, Тип "92", "Валид") 340
М-60А3 20 БМП (БМП-1, БМП-2, WZ551, YW-531) 145
Артиллерия: 1780 БРМ (БРДМ-1, БРДМ-2, Мк1 "Феррет", V-150 "Коммандо", М1114 "Хаммер") 270
155-мм самоходные гаубицы Мк F3 10 Зенитные средства: 1060
122-мм самоходные гаубицы 2С1 "Гвоздика" 55 зенитные самоходные установки (23-мм ЗСУ 23-4 "Шилка", 20-мм М3 VDA "Панар", М163А1 "Вулкан") 30
155-мм гаубицы М-114 10 орудия зенитной артиллерии 200
130-мм пушки 75 740
122-мм гаубицы 20 ПЗРК ("Стрела-2М", "Ред Ай") 90
105-мм гаубицы 20
минометы 900
РСЗО (302-мм WS-1,122-мм БМ-21, "Сакр-30", Тип "81", 107-мм Тип "63") 670

В составе сухопутных войск имеются 15 дивизий (танковая, мотопехотная, пехотные - 11, воздушно-десантная, инженерная), 12 отдельных бригад (мотопехотная, пехотные - шесть, пограничной охраны, разведывательная, артиллерийские - три), пять рот специального назначения, части и подразделения центрального подчинения.

Основным соединением СВ является пехотная дивизия (численность 7-8 тыс. военнослужащих). В ее типовой состав входят: штаб, три-четыре танковые, мотопехотные, пехотные и артиллерийская бригады, противотанковый артиллерийский дивизион, зенитная артиллерийская батарея и четыре батальона (разведывательный, инженерно-саперный, связи, материально-технического обеспечения).

На вооружении сухопутных войск находятся: боевые танки - 580, орудия полевой артиллерии - 190, минометы - 900, реактивные системы залпового огня - 670; противотанковые средства - 140; зенитные средства - 1060; боевые бронированные машины -810.

Уровень боевой готовности СВ страны оценивается как низкий. Укомплектованность соединений и частей личным составом и техникой менее 50% Более половины ВВТ выработали предельные сроки эксплуатации и требуют проведения капитального ремонта.

Военно-воздушные силы Судана включают в свой состав авиационные части и подразделения и войска противовоздушной обороны. Основными задачами ВВС являются: отражение нападения воздушного противника; завоевание превосходства в воздухе; прикрытие важных государственных и промышленных объектов; авиационная поддержка группировок наземных сил; ведение воздушной разведки; обеспечение перебросок войск.

Непосредственное руководство ВВС осуществляет начальник штаба (генерал-лейтенант Усама ад-Дин Мубарак Хабибулла).

Военно-воздушные силы состоят из 12 эскадрилий (истребительные - две, штурмовые - две, транспортные - три, учебная, боевых вертолетов - две, транспортных вертолетов - две), 11 дивизионов (зенитные ракетные - пять, зенитные артиллерийские - шесть), батареи ПЗРК и двух радиотехнических батальонов.

На вооружении ВВС имеются: боевые самолеты - 52; боевые вертолеты - 45; самолеты вспомогательной авиации -45; вертолеты вспомогательной авиации - 23; пусковые установки ЗУР - 25; орудия зенитной артиллерии - 200; зенитные пулеметные установки -150; переносные зенитные ракетные комплексы - 250.

Для базирования подразделений ВВС используются авиабазы Вади-Сиедна (Хартум) и Порт-Судан, аэродромы Кассала и Кенана, вертолетодромы Эль-Фашер и Гебель-Аулия, где созданы запасы материальных средств и инфраструктура для эксплуатации авиационной техники. На объектах оборудовано более 20 укрытий, в том числе несколько усиленного типа. Аэродромы Хартум, Эль-Обейд, Эль-Генейна и Атбара используются самолетами как ВВС, так и гражданской авиации.

Количество Вооружение и военная техника ВВС Количество
Самолеты боевой авиации 58 Самолеты вспомогательной авиации: 45
бомбардировщики (Су-24) 4 Учебно-боевые: 14
истребители (МиГ-29) 20 Миг-29УБ 2
истребители-бомбардировщики (F-5E/F) 6 К-8 12
штурмовики: 26 Транспортные: 31
Су-25 11 Ил-76 1
А-5 "Фантан" 15 Ил-62 1
разведывательные (Ан-30) 2 Ан-12 7
Боевые вертолеты 45 Ан-26 1
Ударные: 40 Ан-32 2
Ми-24 34 Ан-72 2
Ми-35 6 Ан-74 4
Боевого обеспечения (Ми-17) 5 Y-8 2
Вертолеты вспомогательной авиации (транспортные): 23 С-130 "Геркулес" 4
Ми-8 21 DHC-5D "Буффало" 3
Ми-171 2 "Фалкон-50" 3
Зенитные средства: 625 F-27 1
ПУ ЗУР СДС-75 25
орудия зенитной артиллерии 200
зенитные пулеметные установки 150
ПЗРК ("Стрела-2М", "Рад Ай") 250

Уровень боевой готовности ВВС Судана оценивается как низкий. Укомплектованность личным составом и техникой около 70% Более 30% летательных аппаратов авиационного парка страны выработали предельные сроки эксплуатации и требуют капитального ремонт Проведение регламентных работ по восстановлению техники затруднено в связи с острой нехваткой запасных частей и расходных материалов.

В задачи военно-морских сил Судана входит ведение боевых действий против кораблей противника, охрана морских коммуникаций, оборона побережья и портов страны. Непосредственное руководство ВМС осуществляет начальник штаба (вице-адмирал Фатих Салех Мухаммед).

В военно-морских силах имеются отряды малых десантных кораблей, сторожевых и патрульных катеров, вспомогательных судов, а также подразделения охраны и обеспечения.

На вооружении военно-морских сил состоят: малые десантные корабли - два, сторожевые и патрульные катера - 20; танкеры - два, а также гидрографическое судно.

Система базирования ВМС включает основной пункт базирования Фламинго-Бей (г. Порт-Судан), где проводится также ремонт малотоннажных кораблей и судов.

Уровень боевой готовности военно-морских сил оценивается как низкий. Укомплектованность личным составом не превышает 70%, а ВВТ - 90% Техническое состояние корабельного состава неудовлетворительное.

Вооруженные силы Республики Судан активно привлекаются к выполнению боевых задач по борьбе с повстанческими группировками и бандформированиями в приграничных с Ливией, Центральноафриканской Республикой, Чадом, Эфиопией и Южным Суданом районах, а также участвуют в операции, проводимой коалицией арабских государств против повстанцев в Йемене.

В целом на данном этапе суданские ВС имеют низкий уровень боевой готовности и в состоянии решать возложенные на них задачи лишь в ограниченных объемах.

Независимое государство под названием Республика Южный Судан появилось на карте мира совсем недавно. Ему всего лишь чуть более трех лет. Официально суверенитет этой страны был провозглашен 9 июля 2011 года. При этом практически вся новейшая Южного Судана - это история длительной и кровопролитной борьбы за независимость. Хотя боевые действия начались в Южном Судане практически сразу же после провозглашения независимости «большого» Судана - в 1950-е годы, тем не менее, лишь в 2011 году Южному Судану удалось получить независимость - не без помощи Запада, прежде всего США, преследовавшего свои цели в разрушении столь крупного государства, находившегося под арабо-мусульманским контролем, каким был единый Судан со столицей в Хартуме.

В принципе, Северный и Южный Судан - столь разные регионы, что наличие серьезной напряженности в отношениях между ними было исторически обусловлено и без западного влияния. Во многом единый Судан, до провозглашения независимости Южного Судана, напоминал Нигерию - те же проблемы: мусульманский Север и христианско-анимистический Юг, плюс свои нюансы в западных регионах (Дарфур и Кордофан). Однако в Судане конфессиональные различия усугублялись еще и расовыми, и культурными. Север единого Судана населяли арабы и арабизированные народы, относящиеся к европеоидной или переходной эфиопской малой расе. А вот Южный Судан - это негроиды, в основном - нилоты, исповедующие традиционные культы или христианство (в его местном понимании).


«Страна черных»

Еще в XIX веке Южный Судан не знал государственности, по крайней мере, в том понимании, который вкладывает в это понятие современный человек. Это была территория, населенная многочисленными нилотскими племенами, наиболее известны среди которых - динка, нуэр, шиллук. Доминирующую роль в ряде регионов Южного Судана играли племена азанде, говорившие на языках убангийской ветви адамава-убангийской подсемьи гур-убангийской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. С севера в южносуданские земли периодически вторгались отряды арабских работорговцев, захватывавших «живой товар», пользовавшийся большим спросом на невольничьих рынках, как самого Судана, так и Египта, Малой Азии, Аравийского полуострова. Однако набеги работорговцев не меняли тысячелетний архаичный уклад жизни нилотских племен, поскольку не влекли за собой политических и экономических преобразований в южносуданских землях. Ситуация изменилась, когда египетский правитель Мухаммед Али в 1820-1821 гг., заинтересовавшийся природными богатствами южносуданских земель, решил перейти к колонизационной политике. Однако египтянам не удалось до конца освоить этот регион и интегрировать его в состав Египта.

Повторная колонизация Южного Судана началась в 1870-е годы, однако и она не была успешной. Египетским войскам удалось покорить лишь область Дарфур - в 1874 году, после чего они были вынуждены остановиться, поскольку далее находились тропические болота, существенно затруднявшие их перемещение. Таким образом, собственно Южный Судан оставался практически неконтролируемым. Окончательное освоение этого обширного региона пришлось лишь на период англо-египетского владычества над Суданом в 1898-1955 гг., однако и в этот период оно имело свои нюансы. Так, англичане, совместно с египтянами осуществлявшие управление Суданом, стремились не допустить арабизации и исламизации южносуданских провинций, населенных негроидным населением. Арабо-мусульманское влияние в регионе всячески сводилось к минимуму, в результате чего народам Южного Судана либо удалось сохранить исконные верования и культуру, либо они были христианизированы европейскими проповедниками. Среди определенной части негроидного населения Южного Судана распространялся английский язык, однако основная масса населения говорила на нилотских и адамава-убангийских языках, практически не владея арабским языком, обладавшим фактической монополией на севере Судана.

В феврале 1953 года Египет и Великобритания, в контексте набиравших в мире силу процессов деколонизации, пришли к соглашению о постепенном переходе Судана к самоуправлению, а затем и к провозглашению политического суверенитета. В 1954 году был создан суданский парламент, а 1 января 1956 года Судан получил политическую независимость. Англичане планировали, что Судан станет федеративным государством, в котором в равной степени будут соблюдены права арабского населения северных провинций и негроидного населения Южного Судана. Однако, в суданском движении за независимость ключевую роль играли суданские арабы, которые пообещали британцам реализовать федеративную модель, но в действительности предоставлять реальное политическое равенство Северу и Югу не планировали. Как только Судан получил политическую независимость, хартумское правительство отказалось от планов создания федеративного государства, что вызвало резкий рост сепаратистских настроений в его южных провинциях. Негроидное население юга не собиралось мириться с положением «людей второго сорта» в новопровозглашенном арабском Судане, в особенности по причине насильственной исламизации и арабизации, осуществляемой сторонниками хартумского правительства.

«Жало змеи» и первая гражданская война

Формальным поводом к началу вооруженного восстания народов Южного Судана стали массовые увольнения чиновников и офицеров, происходивших из христианизированных нилотов Юга. 18 августа 1955 года на Юге Судана началась гражданская война. Первоначально южане, несмотря на готовность стоять до последнего, не представляли серьезной опасности для суданских правительственных войск, поскольку лишь менее трети повстанцев имели огнестрельное . Остальные, как и тысячи лет назад, сражались с помощью луков со стрелами и копий. Ситуация стала меняться к началу 1960-х гг., когда сформировалась централизованная организация южносуданского сопротивления, получившая название «Анья Нья» («Жало змеи»). Эта организация заручилась поддержкой со стороны Израиля. Тель-Авив был заинтересован в ослаблении крупного арабо-мусульманского государства, которым был единый Судан, поэтому приступил к помощи вооружением южносуданским сепаратистам. С другой стороны, в поддержке «Анья Нья» были заинтересованы южные соседи Судана - африканские государства, имевшие к Хартуму определенные территориальные претензии или политические счеты. В результате учебные лагеря южносуданских повстанцев появились на территории Уганды и Эфиопии.

Первая гражданская война Южного Судана против хартумского правительства длилась с 1955 по 1970 гг. и привела к гибели по меньшей мере 500 тысяч мирных жителей. Сотни тысяч человек стали беженцами в соседних государствах. Хартумское правительство увеличило свое военное присутствие на юге страны, направив туда контингент войск общей численностью 12 тысяч военнослужащих. Вооружение Хартуму поставлял Советский Союз. Тем не менее, южносуданским повстанцам удавалось держать под контролем многие районы сельской местности в провинциях Южного Судана.

Учитывая, что вооруженным путем преодолеть сопротивление мятежников не удавалось, Хартум вступил в переговоры с руководителем повстанцев Джозефом Лагу, который в 1971 году сформировал Освободительное движение Южного Судана. Лагу настаивал на создании федеративного государства, в котором каждая часть будет обладать собственным правительством и вооруженными силами. Естественно, что арабская элита Северного Судана соглашаться с этими требованиями не собиралась, но в конечном итоге миротворческие усилия императора Эфиопии Хайле Селассие, который выполнял функции посредника в переговорном процессе, привели к тому, что было заключено Аддис-Абебское соглашение. В соответствии с соглашением, три южных провинции получали автономный статус и, более того, создавалась 12-тысячная армия со смешанным офицерским корпусом из северян и южан. Английский язык получал статус регионального в южных провинциях. 27 марта 1972 года соглашение о перемирии было подписано. Хартумское правительство амнистировало повстанцев и создало комиссию для контроля за возвращением беженцев на территорию страны.

Исламизация и начало второй гражданской войны

Однако относительный мир в Южном Судане продлился не столь долго после заключения Аддис-Абебского соглашения. Причин нового обострения ситуации было несколько. Во-первых, в Южном Судане были обнаружены значительные нефтяные месторождения. Естественно, что хартумское правительство не могло упустить шанса заполучить южносуданскую нефть, однако контроль над нефтяными месторождениями требовал укрепления позиций центральной власти на Юге. Не обращать внимания на нефтяные месторождения Южного Судана центральное правительство также не могло, поскольку испытывало серьезную нужду в пополнении своих финансовых ресурсов. Второй момент заключался в усилении политического влияния исламских фундаменталистов на хартумское руководство. Исламские организации имели тесные связи с традиционными монархиями Арабского Востока, кроме того пользовались серьезным влиянием на арабское население страны. Существование христианского и, тем более, «языческого» анклава на территории Южного Судана являлось для исламских радикалов крайне раздражающим фактором. Тем более, что они и так продавливали идею о создании в Судане исламского государства, живущего по законам Шариата.

В период описываемых событий Судан возглавлял президент Джафар Мухаммед Нимейри (1930-2009). Профессиональный военный, 39-летний Нимейри еще в 1969 году сверг тогдашнее суданское правительство Исмаила аль-Азхари и провозгласил себя председателем Революционного совета. Первоначально он ориентировался на Советский Союз и опирался на поддержку суданских коммунистов. Кстати, Суданская компартия была одной из наиболее мощных на Африканском континенте, ее представителей Нимейри ввел в состав хартумского правительства, провозгласив курс на социалистический путь развития и антиимпериалистическое сопротивление. Благодаря сотрудничеству с коммунистами, Нимейри мог рассчитывать на военную помощь со стороны Советского Союза, которой благополучно пользовался, в том числе и в конфликте с Южным Суданом.

Однако, к концу 1970-х годов нараставшее в суданском обществе влияние исламистских сил заставило Нимейри кардинальным образом поменять политические приоритеты. В 1983 году он провозгласил Судан шариатским государством. В состав правительства вошли представители организации «Братья - мусульмане», началось повсеместное строительство мечетей. Шариатские законы были введены на территории всей страны, в том числе и на Юге, где мусульманское население находилось в абсолютном меньшинстве. В ответ на исламизацию Судана в южных провинциях началась активизация местных сепаратистов. Они обвинили хартумское правительство Нимейри в нарушении Аддис-Абебского соглашения. В 1983 году было заявлено о создании Суданскую народную освободительную армию (SPLA). Показательно, что СНОА выступала за единство суданского государства и обвиняла правительство Нимейри в действиях, способных повлечь за собой распад страны по национальному и конфессиональному признакам.

Повстанцы Джона Гаранга

Суданскую народную освободительную армию возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг де Мабиор (1945-2005). Выходец из нилотской народности динка, он с 17 лет принимал участие в партизанском движении в Южном Судане. Как один из наиболее способных юношей, был направлен на учебу в Танзанию, а затем в США.

После получения степени бакалавра экономики в США и завершения учебы по сельскохозяйственной экономике в Танзании, Гаранг вернулся на родину и вновь присоединился к партизанскому сопротивлению. Заключение Аддис-Абебского соглашения сподвигло его, как и многих других партизан, на службу в суданских вооруженных силах, куда в соответствии с соглашением интегрировались повстанческие отряды южносуданских народов. Гаранг, как человек образованный и активный, получил капитанские погоны и продолжил службу в вооруженных силах Судана, где за 11 лет дослужился до звания полковника. Последнее время он служил в штабе сухопутных войск, откуда был направлен на Юг Судана. Там его и застало известие о введении в Судане шариатского законодательства. Тогда Гаранг увел целый батальон суданских вооруженных сил, укомплектованный южанами, на территорию соседней Эфиопии, куда вскоре прибыли и другие южане, дезертировавшие из суданской армии.

Подразделения, находившиеся под командованием Джона Гаранга, действовали с территории Эфиопии, но вскоре им удалось поставить под свой контроль значительные районы провинций Южного Судана. В этот раз сопротивление хартумскому правительству было более удачным, поскольку в рядах повстанцев было много профессиональных военных, успевших за годы мира получить военное образование и опыт командования армейскими подразделениями.

Тем временем, в 1985 году в самом Судане произошел очередной военный переворот. Пока президент Нимейри находился с визитом в Соединенных Штатах Америки, генерал-полковник Абдель Рахман Свар аль-Дагаб (род.1934), занимавший пост начальника генерального штаба вооруженных сил, произвел военный переворот и захватил власть в стране. Это произошло 6 апреля 1985 года. Первоочередным решением мятежников была отмена конституции 1983 года, устанавливавшей шариатское законодательство. Правящая партия «Суданский социалистический союз» была распущена, бывший президент Нимейри оказался в изгнании, а сам генерал Свар аль-Дагаб в 1986 году передал власть правительству Садика аль-Махди. Последнее начало переговоры с южносуданскими повстанцами, стремясь заключить мирное соглашение и не допустить дальнейшего кровопролития. В 1988 г. южносуданские повстанцы договорились с хартумским правительством о проекте мирного урегулирования ситуации в стране, включавшего отмену чрезвычайного положения и шариатского законодательства. Однако уже в ноябре 1988 г. премьер-министр аль-Махди отказался от подписания данного плана, что привело к усилению позиций исламских фундаменталистов в хартумском правительстве. Тем не менее, в феврале 1989 г. премьер-министр, испытывавший давление военных кругов, принял план мирного урегулирования. Казалось - ничего далее не останавливает хартумское правительство от выполнения договоренностей и мир на Юге Судана может быть восстановлен.

Однако, вместо умиротворения южных провинций последовало резкое обострение ситуации. Его причиной стал новый военный переворот, произошедший в Судане. 30 июня 1989 года бригадный генерал Омар аль-Башир - профессиональный военный-десантник, командовавший прежде парашютной бригадой в Хартуме - захватил власть в стране, распустил правительство и запретил политические партии. Омар аль-Башир находился на консервативных позициях и симпатизировал исламским фундаменталистам. Во многом, именно он стоял у истоков дальнейшей эскалации конфликта на Юге Судана, приведшей к распаду единого суданского государства.

Результатами деятельности аль-Башира стали установление диктаторского режима в стране, запрещение политических партий и профсоюзных организаций, возвращение к шариатскому законодательству. В марте 1991 г. был обновлен уголовный кодекс страны, в состав которого были включены средневековые меры наказания, такие как насильственные ампутации рук за определенные виды преступлений, побиение камнями и распятие. Вслед за введением нового уголовного кодекса Омар аль-Башир приступил к обновлению судейского корпуса на Юге Судана, заменяя там судей - христиан на судей - мусульман. Фактически это означало, что против немусульманского населения южных провинций будет применяться шариатское законодательство. В северных провинциях страны шариатская полиция приступила к проведению репрессий в отношении выходцев с Юга, не соблюдавших нормы шариатского законодательства.

На территории южных провинций Судана возобновилась активная фаза боевых действий. Повстанцы Суданской народной освободительной армии взяли под контроль часть провинций Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил, Голубой Нил, Дарфур и Кордофан. Тем не менее, в июле 1992 года хартумским войскам, лучше вооруженным и подготовленным, удалось в результате стремительного наступления взять под контроль штаб-квартиру южносуданских повстанцев в Торите. Против мирного населения южных провинций начались репрессии, включавшие в себя и угон десятков тысяч женщин и детей в рабство на север страны. По данным международных организаций, до 200 тысяч человек было захвачено в плен и обращено в рабство северосуданскими войсками и неправительственными арабскими формированиями. Таким образом, в конце ХХ века все вернулось к ситуации столетней давности - набегам арабских работорговцев на негритянские селения.

Одновременно хартумское правительство приступило к дезорганизации южносуданского сопротивления путем сеяния внутренней вражды, основанной на межплеменных противоречиях. Как известно, Джон Гаранг, руководивший народной освободительной армией, происходил из народности динка - одной из крупнейших нилотских народностей Южного Судана. Суданские спецслужбы стали сеять национальную рознь в рядах повстанцев, убеждая представителей других национальностей в том, что в случае победы Гаранг установит диктатуру народности динка, которая будет осуществлять геноцид в отношении других этносов региона.

В результате произошла попытка свержения Гаранга, закончившаяся отделением в сентябре 1992 года группировки под руководством Уильяма Бани, а в феврале 1993 года - группировки под руководством Керубино Боли. Казалось, что правительству Хартума вот-вот удастся расправиться с повстанческим движением на юге страны, сея раздор между повстанческими группировками и, одновременно, усиливая репрессии в отношении немусульманского населения южных провинций. Однако все испортила излишняя внешнеполитическая самостоятельность хартумского правительства.

Омар аль-Башир, симпатизирующий исламистам, поддержал во время операции «Буря в пустыне» Саддама Хусейна, что повлекло за собой окончательное ухудшение взаимоотношений Судана с Соединенными Штатами Америки. После этого от Судана как «страны - изгоя» стали отворачиваться и многие страны Африки. Свою поддержку повстанцам выказывали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения, при этом первые три страны усилили свою военную помощь повстанческим группировкам. В 1995 году произошло объединение оппозиционных политических сил Северного Судана с повстанцами Южного Судана. В так называемый «Национальный демократический альянс» вошли Суданская народная освободительная армия, Демократический союз Судана и ряд других политических организаций.

Все это привело к тому, что в 1997 году хартумское правительство подписало соглашение с частью повстанческих группировок о примирении. Омару аль-Баширу не оставалось иного пути и как признать культурно-политическую автономию Южного Судана. В 1999 году Омар аль-Башир сам пошел на уступки и предложил Джону Гарангу культурную автономию в составе Судана, но лидера повстанцев уже было не остановить. До 2004 г. велись активные боевые действия, хотя одновременно продолжались и переговоры о прекращении огня между противоборствующими группировками. Наконец, 9 января 2005 года в столице Кении Найроби было подписано очередное мирное соглашение. От лица повстанцев его подписал Джон Гаранг, от лица хартумского правительства - вице-президент Судана Али Осман Махаммад Таха. В соответствии с условиями данного соглашения было решено: отменить действие на юге страны шариатского законодательства, прекратить огонь с обоих сторон, демобилизовать значительную часть вооруженных формирований, установить равномерное распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений в южных провинциях страны. Южному Судану предоставлялась автономия на шесть лет, после чего населению региона предоставлялось право провести референдум, на который был бы вынесен вопрос о независимости Южного Судана как отдельного государства. Командующий Суданской народной освободительной армией Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.

Ко времени заключения мирных соглашений, по данным международных организаций, в боевых действиях, во время репрессий и этнических чисток, погибло до двух миллионов человек. Приблизительно четыре миллиона человек покинули Южный Судан, став внутренними и внешними беженцами. Естественно, что страшны были последствия войны и для суданской экономики, социальной инфраструктуры Южного Судана. Однако 30 июля 2005 года Джон Гаранг, возвращавшийся на вертолете со встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени, погиб в авиакатастрофе.

Его сменил Салва Киир (род.1951) - заместитель Гаранга по руководству военным крылом Суданской народной освободительной армии, известный более радикальными позициями по вопросу о предоставлении политической независимости Южному Судану. Как известно, Гаранга устраивала и модель сохранения южных провинций в составе единого Судана, при отсутствии вмешательства в их дела со стороны исламистской арабской элиты Хартума. Однако Салва Киир был настроен куда решительнее и настаивал на полной политической независимости Южного Судана. Собственно, после крушения вертолета у него не оставалось иных препятствий. Сменив погибшего Гаранга на посту вице-президента Судана, Салва Киир взял курс на дальнейшее провозглашение политической независимости Южного Судана.

Политическая независимость не принесла мир

8 января 2008 года с территории Южного Судана были выведены северосуданские войска, а 9-15 января 2011 года проведен референдум, на котором 98,8% участвовавших граждан высказались за предоставление политической независимости Южному Судану, которая и была провозглашена 9 июля 2011 года. Салва Киир стал первым президентом суверенной Республики Южный Судан.

Однако провозглашение политической независимости не означает окончательного решения всех конфликтных ситуаций в этом регионе. Во-первых, сохраняются крайне напряженные отношения между Северным Суданом и Южным Суданом. Они вылились в несколько вооруженных столкновений между двумя государствами. Причем первое из них началось еще в мае 2011 года, то есть за месяц до официального провозглашения независимости Южного Судана. Это был конфликт в Южном Кордофане - провинции, которая в настоящее время входит в состав Судана (Северного Судана), но населена в значительной степени представителями африканских народов, родственных жителям Южного Судана и поддерживавших с ними исторические и культурные связи, в том числе и в период длительной борьбы за независимость южносуданского государства.

Наиболее серьезные противоречия с хартумским правительством имели жители Нубийских гор - так называемые «горные нубийцы», или нуба. Миллионный народ нуба говорит на нубийском языке - одной из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Несмотря на то, что формально нуба исповедуют ислам, они сохраняют очень сильные пережитки традиционных верований, обусловленные их проживанием в горах и сравнительно поздней исламизацией. Естественно, что на этой почве у них наблюдаются напряженные отношения с исламскими радикалами из арабской среды Северного Судана.

6 июня 2011 года вспыхнули боевые действия, причиной которых формально стала конфликтная ситуация вокруг вывода южносуданских подразделений из города Абьей. В результате боевых действий погибло не менее 704 южносуданских солдат, 140 000 мирных жителей стали беженцами. Многие жилые строения, объекты социальной и экономической инфраструктуры были разрушены. В настоящее время территория, на которой происходил конфликт, остается в составе Северного Судана, что не исключает возможность его дальнейшего повторения.

26 марта 2012 года вспыхнул другой вооруженный конфликт между Суданом и Южным Суданом - из-за пограничного города Хеглиг и окрестных районов, многие из которых богаты природными ресурсами. В конфликте участвовали Суданская народная освободительная армия и вооруженные силы Судана. 10 апреля 2012 года Южный Судан захватил город Хеглиг, в ответ хартумское правительство объявило всеобщую мобилизацию и 22 апреля 2012 г. добилось вывода южносуданских подразделений из Хеглига. Этот конфликт способствовал тому, чтобы в Хартуме официально определили Южный Судан как вражеское государство. В то же время, соседняя Уганда официально и в очередной раз подтвердила, что будет поддерживать Южный Судан.

Между тем, и на территории самого Южного Судана не все спокойно. Учитывая, что данное государство населено представителями целого ряда народностей, которые претендуют на первостепенную роль в стране, либо обижаются, что у власти находятся другие этнические группы, легко предугадать, что Южный Судан практически сразу после провозглашения независимости стал ареной междоусобной борьбы противостоящих этнических вооруженных группировок. Наиболее серьезное противостояние развернулось в 2013-2014 гг. между народностями нуэр и динка - одними из наиболее многочисленных нилотских этнических групп. 16 декабря 2013 г. в стране была предотвращена попытка военного переворота, которую, по данным президента Салва Киира, пытались совершить сторонники бывшего вице-президента Риека Мачара. Риек Мачар (род.1953) - также ветеран партизанского движения, воевал сначала в составе Суданской народной освободительной армии, а затем заключил сепаратные договоренности с хартумским правительством и возглавлял прохартумские Южносуданские силы обороны, а затем - Народные силы обороны Судана / Демократический фронт. Затем Мачар опять стал сторонником Гаранга и занимал пост вице-президента в Южном Судане. Мачар принадлежит к народности нуэр и рассматривается представителями последней как выразитель их интересов, в противовес динка Салва Кииру.

Попытка переворота, предпринятая сторонниками Мачара, положила начало новой кровопролитной гражданской войне в Южном Судане - на этот раз между народностями динка и нуэр. По данным международных организаций, только в период с конца декабря 2013 года по февраль 2014 года 863 тысячи мирных жителей Южного Судана стали беженцами, не менее 3,7 млн. человек остро нуждаются в продовольствии. Все старания международных посредников обеспечить проведение переговорного процесса между противниками оканчиваются неудачно, поскольку всегда находятся неконтролируемые группировки, продолжающие дальнейшую эскалацию насилия.


Top