Открытый урок хорового пения.

Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре «ДШИ»

Поварницына Елена Юрьевна, преподаватель,МУ ДО «ДШИ» пгт.Междуреченский в филиал пгт.Мортка.

Открытый урок по хору

Тема урока: «Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре ДМШ»
Цель: Способствовать решению дикционных проблем на разных этапах урока у учащихся в младшем хоре».
Задачи:
1. Работа над четким произношением в упражнениях и скороговорках
2. Развитие моторики, координация через музыкально-слуховые представления.
3. Воспитание речевой культуры.

Ход урока
Этапы урока:
1. Приветствие
2. Распевание (подготовка артикуляционного аппарата)
3. Упражнения
4. Скороговорки
5. Работа над произведениями
6. Подведение итогов (домашнее задание)

Последовательность предлагаемых заданий:
Урок начинается с приветствия. Для этого педагог дает тон в до мажоре и пропевает по Т53 сверху вниз(здравствуйте все) ,затем ребята отвечают (здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте)Т53-Т6-Т53(сверху вниз)для этого нужно исключить вторую повторяющую «в» и спеть здраствуйте. Все внимание переносится на гласные «а» и «у» петь на легато, аккуратно спеть слог «те» опираясь на гласную «е», тем самым думая про «э»
:Далее педагог предлагает распеться:
1. Пение в унисон (все вместе как один) закрытым ртом, на одной ноте, удобной для всего хора, на слог «м», удерживая звучание на слог «м» переходим к «ма»(по полутонам) , чередование слога «м» в 1 октаве на звуки соль-ля.
2. Пение на одном звуке ми-ме-ма-мо-му постепенно поднимаясь вверх по полутонам, далее упражнения на слог «ми-и-и-я» , упражнения исполняемые на легато»мягкие губы не совсем плотно сомкнуты,это упражнение поется ровно без толчков.Согласная «м» активизирует работу губ.
«да-де-ди-до-ду»,упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата поют на слоги «зи-зи-зи», «ле-ле-ле» исполняются в быстром темпе, помогают вырабатывать четкую дикцию.
Пение упражнений на слоги «тря-ля-ля», далее ведется работа над выравниванием гласных и согласных с применением гаммы(поступенное движение вверх и вниз) исполняют по руке дирижера. Гаммы подразделяются на три вида: стакатто, легатто,моркатто.(штрихи) педагог объясняет, что есть такая сказка Буратино,в ней главные персонажи: Мальвина, Буратоно, Карабас-Барабас. Мальвина-поем на легато-плавно,протяжно, Буратино- стакатто, как и сам герой, отрывисто,Карабас-Барабас - подчеркивая каждый звук-ходит он тяжелым,важным шагом.
3.Пение на гласные и согласные . За основу берется знакомая ребятам песенка например «В лесу родилась елочка»
а.фразу поем на слоги «па» «ра»
б.фразу поем на «пу» «ру»
в.фразу поем на «пы» «зы»
г. фразу поем на «но» «зо»
Слушая друг друга петь в одной манере, стараясь близко приближать согласные звуки к гласным.
4.Скороговорки. Кроме отдельных упражнений большую пользу для развития артикуляционного аппарата приносят скороговорки в частности такие:
«Как на горке на пригорке, жили тридцать три Егорки: раз Егорка,два Егорка, три Егорка…….и т.д.»
«Барашеньки- крутороженьки по горам ходят по лесам бродят в скрипочку играют Ваню потешают»(пропеть на одной ноте)
«Робин-Бобин барабек скушал сорок человек и корову и быка и смешного мясника»-пропевается с удвоением ступеней.
«Бык тупогуб тупогубенький бычок» поступенное движение вверх и обратно.
Работая над скороговорками следует добиваться одновременного произношения.слог «ра» не выстреливая, произносить твердыми губами при активной работе языка. Близко к губам. Вокальная позиция удерживается до конца.
5.Работа над произведениями.
«Матерям погибших героев» муз.Г.Струве, сл.Л.Конрашенко
Сама по себе грустная, но мужественная песня требует душевного, проникновенного исполнения, каждое слово текста следует предельно выразительно донести до слушателя.
Работа над песней строится в следующем порядке:
а)Как горько-смотреть текст из песни(столкновение двух согласных глухой «к» с небной «г»)то таким образом стремление согласных внутри слова к последующей гласной (о)(И видеть там)-текст песни,кончик языка упирается к небу.Шумят-текст стремление к «у» «я»
б)припев: «считайте нас своими сыновьями» -текст из произведения, сочетание «сч» уподобляются долгому «щ» тоесть поется как щщитайте. в)Согласные в этом произведении требуют повышенную активность произношения.
г) прибирать окончания петь легче, стремление к верху, а не к низу, сохраняя при этом позицию «Потеря-ЛИ» не бросать, а допеть опираясь при этом на слог с сонорной гласной «ря»
д) Не садиться на «ы» в слове «головы» а мыслить ее как «и»
Виды работы:
-Исполнить произведение в характере
-Идет работа над анализом текста
-Добиться от хора хорошей техники произношения слов отталкиваясь от того что дикция-это средство выразительности.
-Найти более важные по смыслу слова текста совпадающие с кульминациями музыкальных фраз.
-спеть один куплет закрытым ртом на «м» при этом запомнить состояние маски и спеть в этой же позиции только уже с текстом.
Работа над вторым знакомым ребятам произведением
«Все знать» музыка и слова Е.Филлиповой(весело, подвижно, напевно).
а) открытый «белый звук» устраняется при пении гласных «о» «у» опираясь на главные слова «видим мы вокруг-сам слог «во» петь как «ва» а окончания прибирать(за счет нюансов диминуэндо) следить за гласными в песне-протягивать, окончания легче.
Виды работы на уроке:
-Спеть произведение в характере
-Проанализировать текст
-Найти сложные слова в тексте
-Главные слова выделить и в пении
-Разделиться и петь по одному человеку по две строчки, а припев все вместе.

Список литературы:
1.Багадуров В «Вокальное воспитание детей». М.,Музыка, 1952
2.Блинова М.П. «Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения». М.,Л., Просвещения, 1964
3.Венгрус Л.А. «Пение и фундамент музыкальности» .Великий Новгород.2000
4.Венгрус Л.А «Начальное интенсивное хоровое пение». С-П.,Музыка,2000
5.Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирование певческого голосообразования: «Методические рекомендации для учителей музыки» Новосибирск.Наука.Сиб.отделение.1991
6.Емельянов В.В «Развитие голоса.Координация и тренаж» СПб.Лань. 1997
7.Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М-Л.Сов.композитор.1967
8.Огородное Д.Е. «Музыкально-певчсеское воспитание детей в общеобразовательное школе».Киев.Музычна.Украина.1988
9.Огороднов Д.Е. «Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим сробой» Свердловск.1981
10.Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.16.М.,Музыка.1985
11.Струве Г.А. «Школьный хор».М.Музыка.1981
12.Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».М.Прометей.1992
13.Тавлина В.К. «Вокально-хоровая работа» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.15.М.,Музыка.1982.

Преподаватель : Токарь Таисия Алексеевна

Дата проведения : 25.02.2012г .

Класс : 1-2

Предме т : хоровой класс.

Тема урока : Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре.

Форма проведения : коллективная.

Тип урока : урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.

Задачи :

Образовательные:

  1. формировать навыки пения a cappella;
  2. добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
  3. выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
  4. продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

Развивающие :

  1. продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
  2. продолжение развития гармонического слуха;
  3. развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
  4. расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения русских классиков,современных композиторов, народных песен).

Воспитательные :

  1. воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
  2. воспитывать интерес к народной музыке других стран на примере фр. нар. песни « Братец Яков»;
  3. воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
  4. воспитывать любвь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

  1. наглядный (слуховой и зрительный);
  2. словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
  3. индуктивный;
  4. дедуктивный;
  5. проблемно – поисковый;
  6. объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы :

  1. творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
  2. применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
  3. побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
  4. сопоставление песен, различных по характеру;
  5. вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
  6. представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
  7. вокализация песен на слог и сольфеджио;
  8. задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Мотылёк», «Весёлый лягушатник»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии («Братец Яков);
  9. образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
  10. юмор,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

  1. психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
  2. личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
  3. учёт индивидуальных особенностей;
  4. дифференцированный подход.

Оборудование : фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  1. Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания ):
  1. Выборочная проверка (два учащихся) игры хоровой партитуры «Расскажи мотылёк, муз. А.Аренского (3-5 цифры);
  2. коллективное проговаривание 2-го куплета песни А.Журбина «Весёлый лягушатник».
  1. Постановка цели и задач урока.

На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях на распевании, в песне А.Аренского «Расскажи мотылёк», фр. нар. песне «Братец Яков» (обр. Ан. Александрова ).

  1. Основной этап.

4.1.Распевание

  1. Разминка: - «Кривляние»,

- «Язычок»,

- «Замочки»(дети открывают рот по руке).

Цель : активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.

  1. Упражнение «Чайка»(«немой» звук);

Цель : поднять нёбо, сформировать положение «зевка»,высокая позиция.

  1. «Восьмёрки»;

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием,удлинением фраз.

  1. Скороговорка («Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы»)

Цель : работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.

Этапы работы:

  1. скороговорка повторяется несколько раз. Дети исполняют упражнение вместе, поднимаясь по полутонам вверх от ноты ФА до СОЛЬ;
  2. затем предлагается исполнить упражнение каноном на 3 голоса(ноты СОЛЬ,СОЛЬ диез);
  3. от ноты ФА скороговорка исполняется по звукам тонического трезвучия. Предварительно дети пропели по группам свои голоса(1,3 и 5 ступени).
  1. «Воронина макаронина» Музыка и слова П. Синявского.

Цель : отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.

4.2.»Расскажи,мотылёк» Музыка А. Аренского, слова А. Майкова

Этапы работы:

  1. Беседа с детьми о характере, настроении песни: песня о бабочке, значит характер лёгкий, воздушный,вдох тоже лёгкий,короткий, звук округлый;
  2. исполнение 1 и 2 цифры с текстом и аккомпанементом, затем без аккомпанемента. Необходимо отрабатывать интонацию на скачках, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании; окончание на длинной ноте исполнять высоко, направляя вверх, и круглым звуком.
  3. Спросить детей, какая фраза похожа на мелодию цифры 6. Дети : на 1 цифру, но изменилось окончание. Далее отработать интонацию 6 цифры.
  4. 3 и 5 цифра исполняется сольфеджио. Работать над длинным дыханием, интонацией на полутонах и скачках;
  5. 3 -5 цифры исполнить с текстом, предварительно прочитать выразительно текст, отметить различное настроение, обратить внимание на пропевание согласных на стыках слов;
  6. исполнение песни от начала до конца с аккомпанементом, выразительно. Задание детям: ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом.

Физкультминутка: речевая игра «Аты-баты»

4.3.Французская народная песня «Братец Яков», обработка Ан. Александрова, русский текст И.Мазнина.

Этапы работы:

  1. беседа о смене характера: живой, яркий, весёлый, но петь не крикливо,а значит на хорошей опоре, активно;
  2. исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;
  3. 1-4 фразы с остановками на высоких звуках,отрабатывать круглый звук,острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;
  4. в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка»,окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко;
  5. 2 куплет – канон. Петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
  6. исполнение песни целиком.
  1. «Весёлый лягушатник» Музыка А.Журбина, слова П.Синявского.

Этапы работы:

  1. беседа о смене стиля и характера произведения.Настроить характер,а значит и перестроить звук, дыхание(удивленное,шутливое,а значит коротко,легко и чётко делать вдох);
  2. пение на слоги «ЛЁ» и «КУ»(как будто забыли слова).Задания для детей:

- «зависать» на затакте (отработка интонации),

Окончания фраз короткие(«выталкивать»),

Последнюю фразу на «КУ»;

  1. исполнение 1- го куплета с текстом,с остановками, окончания направлять вверх, букву «В» - пропевать;
  2. работа над припевом:

- «прокатиться» по букве «Р»,

Дыхание активное,петь на опоре, как на батуте;

На слог «ква» закусить губку;

  1. исполнение от начала до конца с аккомпанементом.
  1. Заключительный этап.

Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания: подобрать и играть на фортепиано фр. нар. песню « Братец Яков».


Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Разучить I часть украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;
  • овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

Развивающие:

  • развивать интерес учащихся к хоровому пению;
  • развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к хоровому искусству;
  • воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
  • воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: практическая работа.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Характеристика класса: Хор «Камертон» - это коллектив учащихся 3-7 классов фортепианного отделения. Дети разные по возрасту (9-14 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, разных национальностей, что создает определенные проблемы. Так, например, третьеклассники в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора). Они не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.

Итак, вы готовы к работе?

Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

II. Разминка

В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка).

А теперь «подпитаем» мозг кислородом.

(Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой). (Приложение 2).

Повторение правил пения сидя и стоя:

  • при пении поза должна быть неподвижной;
  • правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);
  • тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
  • вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
  • нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
  • нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.

(Учащиеся распеваются, педагог аккомпанирует).

Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!

IV . Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания

А сейчас я предлагаю вам обратиться к новому произведению, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Украинская народная песня «Журавель» в обработке Владислава Соколова (Приложение 4). Мы подробно проанализировали это произведение. Давайте повторим основные этапы анализа.

(Веселый, живой, легкий, подвижный, яркий, образный)

Размер (2/4)

Тональность (си бемоль мажор (B-dur) с отклонениями в доминантовую тональность фа мажор (F-dur))

Темп (быстрый)

Динамика (от пиано (p) до форте (f), в соответствии с фразировкой)

Штрихи (нон легато (non legato))

Форма (сложная трехчастная со вступлением)

Строение I части (период из 4-х четырехтактовых фраз с окончанием)

Фактура (во вступлении и I части – гомофонно-гармоническая (главная мелодия находится в партии 1 сопрано (S I), остальные голоса ее гармонически поддерживают), во II части – канон)

Ваше домашнее задание заключалось в проставлении цезур во вступлении и в I части.

В каких тактах вы проставили цезуры? (в 6, 14, 22 и 26 тактах)

А теперь я предлагаю вам разделиться по парам, обменяться партитурами и проверить друг у друга, правильно ли вы выполнили домашнее задание.

(Работа в парах, оценивание товарища)

V . Сообщение темы урока

Ребята, теперь я предлагаю вам продолжить разбор песни «Журавель» и перейти к его разучиванию. Хотите продолжить эту работу? (да)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель»

Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке. Готовы? (да)

VI . Разучивание I части песни «Журавель»

Разбор этого произведения мы начнем с I части.

Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля. (сольфеджирование)

  • Разучивание всем хором партии альтов (A)
  • Разучивание всем хором партии вторых сопрано (S II)
  • Разучивание всем хором партии первых сопрано (S I)

А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Дирижер». Правила игры: певцы должны внимательно следить за жестами дирижера, исполнять все его требования. Дирижер дает задание, какую партию хор должен исполнить. (Ролевая игра «Дирижер». Ученик дирижирует, хор исполняет одну из разученных партий)

  • Соединение партий альтов и вторых сопрано (при этом партию вторых сопрано исполняют все сопрано вместе)
  • Каждая партия исполняет свою строчку

Как вы считаете, с какими задачами мы справились, а с какими нет?

(Анализ выполненной работы)

VII . Итог

Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили основные этапы анализа нового произведения и разучили первую его часть. Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над I частью песни «Журавель» и перейдем к вокализации своих партий. А также начнем разбор II части.

VIII. Рефлексия.

Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные квадраты, которые соответствуют вашему настроению (красный – настроение хорошее, синий – безразличное, черный – негативное).

Как вы физически чувствуете себя?

  • Я бодр(а), чувствую себя хорошо (красный квадрат)
  • Я не чувствую никаких изменений в своем самочувствии (синий квадрат)
  • Я устал(а), мне плохо (черный квадрат)

Что можете сказать об уроке:

  • Мне было легко и интересно (красный квадрат)
  • Мне было трудно, но интересно (синий квадрат)
  • Мне было трудно, поэтому неинтересно (черный квадрат)

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  • 5 (красный квадрат)
  • 4 (синий квадрат)
  • 3 (черный квадрат)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

IХ. Домашнее задание

Выучить наизусть свою партию в I части (сольфеджио). Проставить цезуры во II части. Уточнить форму произведения.

Список литературы

  1. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865/
  2. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/

Открытый урок по хору, 2-4 классы

подготовила преподаватель

МАУК ДО «Музыкальная школа» г. Комсомольск-на-Амуре

Носкова Ольга Юрьевна

г. Комсомольск-на-Амуре 2016 г.

Открытый урок по хору, 2-4 классы.

Тема: «Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками в младшем хоре»

Цель: показать формы и виды вокальной работы в младшем хоре.

Задачи:

Образовательные:

    Обучать вокально-хоровым навыкам для художественного исполнения хоровой музыки.

    Работать над развитием певческого дыхания, звуковедением, дикцией.

    Научить применять полученные вокально-хоровые навыки в работе над хоровым произведением.

Развивающие:

    Развитие мышление, внимание, музыкальную память, восприятие, воображение, интерес к познавательной деятельности.

    Развивать творческие способности, вокально-хоровые навыки.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

    Воспитывать художественно-эстетический вкус учащихся, любовь к хоровому пению на примере лучших образцов классической и современной хоровой музыки.

    Формировать доброжелательное отношение к окружающим- доброту чуткость, отзывчивость, общительность.

    Сформировать:

Положительную самооценку;

Навык коллективного творчества через совместное исполнение музыкальных произведений; осознание своего вклада в формирование хорового коллектива;

Бережное отношение к своему здоровью благодаря правильному владению певческим дыханием и звукообразованием;

Форма проведения: коллективное музицирование.

Методы обучения:

    Наглядно-слуховой

    словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

    наглядно-образный

    эмоционально-образный

    проблемно – поисковый;

    объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Тип урока : урок повторения, закрепления умений и навыков.

Оборудование: фортепиано, нотная литература, проектор, ноутбук, экран, акустическая система.

Ход урока:

    Вступительная часть. Знакомство хорового коллектива с присутствующими на уроке преподавателями. Постановка основной цели и задач на урок через общение с учениками посредством проблемно поискового метода.

    Артикуляционная гимнастика:

- «Щёчки»: поочередно покусываем правую и левую щеки.

- «Шпага»: рот закрыть, кончикам языка наносить «уколы» в правую и левую щеки, над верхней и нижней губой.

- «Пятачок»: губами, вытянутыми вперед, рисовать окружность по часовой и против часовой стрелки.

- «Лягушка»: рот открыть, указательным пальцем удерживать нижнюю челюсть в неподвижном состоянии в быстром темпе высовывать язык до отказа вперед и назад.

- «Взрывной алфавит»: активное произнесение согласных звуков «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж». Исходное положение- рот максимально открыт (бесшумно произносим «А»). Каждый согласный звук произносится четыре раза. Перед и после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох.

    Распевание. Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.

Заднеязычный носовой сонат «Н-носовой» (мягка челюсть, дотянуть звук на дыхании до конца)

Распевка на слоги Да-аха-аха (фиксируем внимание на вдох в «ладошку»)

Распевка на слог «ю-у-у» (поем staccato, следим точность штриха, толчки дыхания в области диафрагмы)

Распевка «Мы перебегали берега» (активная артикуляция)

Гамма С-dur (legato, вкладываем одну гласную в следующую)

Распевка на цепное дыхание, слог «ву» (учимся перехватывать дыхание незаметно, учимся делать crescendo, diminuendo)

    Работа над программой.

    «Сон» муз. и сл. И Барановой:

Работа над унисоном, чистой интонацией: поем на слог «лю» сопрано первый такт фразы, альты следующий. Задача точно интонационно вступить, продолжить на дыхании звуковую линию.

Исполнить фразы целиком, соблюдая звуковедение legato.

Работа над дикцией: окончания слов одновременно (согласные замыкать, в конце фраз вместе произнести «т»)

Работа над дыханием: припев храп на вдохе, плечи не поднимать.

Исполнить произведение целиком.

    И. Брамс «Божья коровка»:

Настройка в тональности, пение ступеней, отпевание устойчивых ступеней, двухголосная настройка.

Первый куплет: работа отдельно по партиям над унисоном, интонацией, дикцией, пение на два голоса.

Знакомство с текстом второго и третьего куплета, обсуждение характера.

Просмотр видео исполнение пени целиком детским хором.

Обсуждение.

5. Заключительная часть: формирование выводов, анализ исполнения – что получилось, а над чем еще предстоит поработать. Оценка выступления учащихся, формирование положительной мотивации к обучению.

О. Хромушин «Зачем зайцу хвост?» - эмоциональная разрядка, выразительное исполнение шуточной песни.

Итог. В ходе урока показана работа над формированием и закреплением вокально - певческих навыков у детей. С этой целью подобранны распевки, упражнения на цепное дыхание. Репертуар исполняемых произведений разнообразен, интересен детям. Каждое произведение подобрано с целью решения определенных педагогических задач.

На уроке применяются современные образовательные технологии,

в т. ч. игровые, здоровьесберегающие, проблемно-поисковые, использованы информационно-коммуникационные технологии, мультимедийное оборудование.

Разработка открытого урока по предмету хора с учащимися 1-7 классы (1-2 группы)

Тема: «Работа над певческим дыханием в хоре».

Преподаватель: Утегенов Марат Сергеевич

Концертмейстер: Андреева С.Н.

2013 год

Разработка открытого урока по предмету хора

с учащимися 1-7 классы (1-2 группы)

Преподаватель - Утегенов М.С

ТЕМА: «Работа над певческим дыханием в хоре».

Цель: Привить навыки учащихся детского хора, правильно дышать во время пения.

Задачи:

Образовательная. Познакомить учащихся с процессом певческого дыхания на уроке. Дать представление о правильном пении на дыхании. Обучить основным приемам работы голосовых связок при вдохе и выдохе.

Развивающая. Обогащение и усвоение ритмо-мелодических скороговорок, насыщенных наиболее трудными для произношения согласными звуками. Развитие умений анализировать, сравнивать правильное исполнение в хоре.

Воспитательная. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Воспитание нравственных качеств учащихся и формирование всесторонне развитой личности.

Формы организации занятия: Групповые, парные.

Дидактическое обеспечение занятия: ТСО.

План:

    Вст. слово

    Распевки, упражнения

    Работа над репертуаром хоровых партий

    Итог урока

    Самоанализ открытого урока

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Распевание: Большое место в системе хоровой работы с детьми занимают вокально-хоровые упражнения.

Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата т.е. разогревание голосовых связок ребенка к разучиванию и исполнению хоровых произведений. В процессе распевания происходит соответствующая эмоциональная настройка поющих, постепенное их включение в хоровую работу. Планомерное и целенаправленное применение упражнений, очень хорошо способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Для распевания отводится (10 - 15 минут).

Упражнение:

Дыхание – мягкая атака звука. Вначале вдох затем, задержка дыхания и вдох должен быть активным, но спокойным (например: как будто нюхают цветочки). Выдох – должен быть плавным, продолжительным;

Дикция, артикуляция – правильное формирование гласных. Согласные при пении должны произноситься предельно кратко. Гласные должны звучать полно, широко (например: гласные – это река, а согласные - берега). Активная работа всех органов в полости рта. Язык при пении должен двигаться свободно ;

Упражнение на расширение диапазона (используя преимущественно примарную зону звучания от «ре» 1-ой октавы до «ре» 2-ой октавы).

2. Механизм певческого дыхания.

В организме человека непрерывно происходит процессы, необходимые для его жизнедеятельности. Работа, выполняемая органами человека – сердцем, нервной системой, мышцами, требует питания. Продуктом такого питания в первую очередь является кислород, который человек получает из окружающей его воздушной среды.

Процесс поглощения кислорода и отдачи углекислоты происходит постоянно. «Человек начинает жизнь с первым вдохом и кончает ее последним выдохом».

Попевки: «Савка и Гришка сделали дуду!», «Ты кукушка, где бывала…», «Чик-чирик…», «Көбелек ».

Процесс дыхания при пении. Взятый при вдохе воздух сгущается под сомкнутыми связками. Давление воздуха разъединяет связки, часть воздуха вырывается, и они вновь замыкаются. Смыкание связок вновь вызывает увеличение давления в трахее и бронхах, происходит новая атака воздуха размыкающего связки.

Упражнения: На согласные «С, Ч, К, Г, Ф, Х»; и на чередующие слоги «ма-мэ-ми-мо-му» Вдох производится более спокойно и полно. При расходовании дыхания необходимо следить, чтобы трата воздуха была равномерной и на всех слогах. Артикуляция слогов должна быть легкой и активной. (5 минут)

3.Работа над песней «Қазақстан-қыран далам »

Вначале детям предлагается прослушать песню в исполнении педагога. Чтобы помочь детям усвоить мелодию, ее следует исполнить в замедленном темпе, без аккомпанемента, затем предложить спеть на слог «ля - ля», «ку - ку», добиваясь в исполнении легкого, светлого звука.

Учить детей петь, передавая веселый, радостный характер песни. Обратить внимание на гласную «у» в слове «қуанам»,и согласную «р » «таңдарымен ». Гласные «ұ » «мұңайсаң » 2-ая низкая «ре2 бемоль» ,«мұңаям », которую нужно произносить длиннее. Своевременно вступать после музыкального вступления. Чисто интонировать скачкообразное движение мелодии – на октаву вверх (до1 – до2) и чистая кварта вниз- вверх (си - фа - си) и т.д.

(10-15 минут)

4. Повтор и закрепление песни «Я учу английский»

Работа над характером произведения. Осмысленно и выразительно произносить текст песни:

Внимание

Дыхание

Начало и окончание пения.

Уметь сливаться в чистый унисон, слушать себя при пении, а также весь хор, сливаясь в общем звучании с инструментом и не выделяясь. (10 минут)

Итог урока: Научились правильно дышать, произносить четко слова. За счет скороговорок и попевок. Всем спасибо за внимание!

Самоанализ открытого урока

Открытый урок по теме «Работа над певческим дыханием в хоре»

Выбор данной темы считаю актуальным т.к. для того чтобы учащиеся понимали процесс певческого дыхания.

Соответственно заявленной теме была поставлена цель: «Привить навыки учащихся детского хора, правильно дышать во время пения». Решалась данная проблема через следующие задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с процессом певческого дыхания на уроке.

Дать представление о правильном пении на дыхании. Обучить основным приёмам работы голосовых связок при вдохе и выдохе.

Развивающая:

Обогащение и усвоение ритмо-мелодических скороговорок, насыщенных наиболее трудными для произношения согласными звуками. Развитие умений анализировать, сравнивать правильное исполнение в хоре.

Воспитательная:

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Воспитание нравственных качеств учащихся и формирование всесторонне развитой личности.

Использовались следующие методы обучения:

Метод актуализации прежних знаний (прежние знания сделать актуальными в данный момент).

Наблюдалась постоянная смена видов деятельности, что позволило сделать урок более объёмным, продуктивным и постоянно удерживать внимание учащихся.

Цели и задачи урока достигнуты.


Top