Почему римская армия стала сильнейшей в мире. Военное искусство армий рабовладельческих государств

Сегодня мы расскажем о самой сильной армии древнего мира. В период расцвета Рима никакая военная сила не могла сравниться со стальными легионами, марширующими по захваченным землям. На могучих плечах легионеров выросло могущество Римской империи.

ПризывВоеннообязанными считались все граждане Рима от 17 до 46 лет. Но обычно под знамёна железного орла попадали до 23 лет. Основным источником рекрутов были сельские районы. Оттуда выходили лучшие солдаты, поскольку крестьяне с детства привыкли тяжело работать, были выносливы и радовались скромным благам. Самые массовые призывы проходили раз в 25 лет, когда основная масса солдат становилась ветеранами и уходила на дембель. Империи необходимо было в кратчайшие сроки восполнить ряды легионеров.

Не все римские солдаты были гражданами изначально. Постоянные войны требовали огромных людских ресурсов, к тому же Италия не могла обеспечить таким количеством рекрутов, поэтому многие восточные легионы формировались из местных. В Египте были целые легионы, в которые входили только египтяне и представители местных наций. Вопрос гражданства решался просто - часто рекруты получали его прямо при вступлении в армию.

Изначально срок службы составлял 6 лет, но позже был продлён ещё на 16. Демобилизованные ветераны сначала получали хорошие земли в Италии и денежные выплаты, и скоро очень остро встал вопрос нехватки земель. К тому же эти вооружённые люди, обученные убивать начинали терроризировать местное население. Поэтому срок службы был продлён и в среднем легионер служил четверть века. Некоторых переводили в специальные ветеранские когорты, где легионеры могли служить до седых волос и без какой-нибудь конечности. Всё это было сделано, чтобы не отпускать солдат на волю и сэкономить средства.

Подготовка

Идеальным для легионера считался рост в 177 см (шесть римских футов). Самых рослых отправляли в элитную первую когорту. Первые 4 месяца для новоиспечённых легионеров были самыми жёсткими. Постоянные изнурительные тренировки, главным из которых был военный шаг. Соблюдать строй и ритм было основным залогом победы легиона в битве. От новобранцев требовалось за 5 часов пройти 29 км обычным шагом и 35 км ускоренным. Всё это делалось в снаряжении весом 20,5 кг. Чтобы солдаты не отставали, центурионы часто подгоняли отстающих деревянными палками. Ежемесячно центурионы проводили по 3 марш-броска, каждый из которых заканчивался возведением настоящего военного лагеря, окружённого только что вырытым рвом и земляным валом.

Как только новобранцы начинали более-менее разбирать строевые команды, сигналы горнов и флагов, начиналась отработка боевых построений. Легионеры должны были уметь выстроить в 4 основные позиции: клин, каре, круг и черепаху. Каждый должен был уметь вовремя заместить раненого товарища и сохранять строй при преодолении любых препятствий. Многих легионеров приходилось учить плавать, потому что иначе армия не сможет преодолеть глубокую реку в короткий срок.

Потом начинались тренировки с деревянным оружием. В бою римский солдат полагался в основном на свой щит и меч. На тренировках основное внимание уходило умениям правильно прикрываться щитом и наносить колющие удары мечом, поскольку в строю такая тактика была наиболее эффективна. Подобно гладиаторам, легионеры отрабатывали удары на деревянных фигурах высотой 180 см, а вес их учебного оружия был вдвое больше настоящего боевого.

Помимо щита и меча каждый легионер должен был более-менее неплохо сидеть в седле, управляться с пращой, копьём, дротиками и луком.

Все солдаты были разбиты на отряды по 8 человек. С этими людьми они вместе ели, спали в одних палатках, ходили в бой, выполняли задания. В-общем жизнь каждого члена восьмёрки была неразрывно связана с остальными. Часто на легионерских надгробьях можно увидеть слово «frater» («брат»). Армия была настоящей и часто единственной семьёй для легионера, поскольку жениться им было запрещено на всё время службы. Хотя детей иметь не запрещалось. Рождённый в военном лагере назывался «кастрис», таких охотно принимали в легион в след за отцом. Легионеры сражались первым делом за своих товарищей, потом за деньги, и лишь за ними идёт император и Рим

Без войны

В периоды мирного времени члены легиона не сидели без дела. Они были основной движущей силой, рукой империи. Умудрённых в построении разных укреплений, легионеров использовали для постройки крепости и других сооружений. Они собирали налоги, выполняли функции местной полиции, служили в охране у знати, выполняли «мокрую» работу для командиров.

В одном месте весь легион целиком мог собраться только на праздник или перед войной.

О деньгах

В год легионер получал 225 динариев, а по окончании срока службы ему выдавалась на руки сумма в 3000 динариев. Но легионер никогда не получал всю сумму целиком. С него списывали траты на оружие, доспехи, палатки, провизию, плату за похоронные услуги. Часть заработка каждого легионера уходила в армейский сберегательный банк. Поэтому на руки солдаты получали оставшиеся крохи. Да и с землёй многих ветеранов также опрокидывали. Вместо плодородных ферм им выделяли необходимый по размеру участок где-нибудь в горах или с плохой почвой, в которой ничего кроме сорняков не растёт.

А уж коррупция цвела буйным цветом. В некоторых легионах центурионы собирали с солдат взятки, т.н. «отпускные». Заплатившие на пару месяцев освобождались от работы в лагере и могли заниматься, чем душе угодно. У центурионов был свой порядок - не более четверти легиона могли одновременно находиться в «отпуске». А если у них перед глазами маячил богатый легионер, который не желал делиться с центурионами, то они нагружали беднягу такой непосильной работой, что он соглашался дать взятку.

Всё это конечно снижало боевой дух, морально разлогало солдат, от нищеты некоторые пускались в грабежи.В таких порочных легионах случались частые бунты и мятежи. Чересчур строптивое командование могли запросто казнить перед всем войском. Не смотря на всю римскую бюрократию, у сурового мужского братства были свои законы.

Всё же римские солдаты, выкованные в стальных легионах, оставались великими воинами, для которых было немыслимо запятнать честь себя и легиона. Этому способствовало правило круговой поруки, самым жёстким проявлением которого была децимация - казнь каждого десятого в легионе. Весь легион, а это 5000 человек делили на десятки вне зависимости от выслуги и звания. Каждая десятка тянула жребий, который и выбирал приговорённого. Этого солдата казнили остальные 9 товарищей, забивая его до смерти. Оставшихся в живых также переводили на скудную пищу и не разрешали им спать в стенах лагеря. Это была высшая мера наказания в римском легионе, её проводили за самые суровые преступления: потерю знамени, дезертирство или бунт.

Забивание камнями было одним из самых действенных способов воспитать в солдате чувство ответственности за товарищей. Например, часового, уснувшего на посту, забивали до полуживого состояния. Ведь этот солдат подверг опасности жизни своих товарищей. Вернуть честь провинившийся мог только пролив кровь в бою.

Это была величайшая армия своего времени, солдаты, гордившиеся своей когортой и легионом, ради сохранения чести шли до конца. Довольно часто легионеры совершали групповое самоубийство.

Например, легендарный легион Мартиа («воинственный»), который полностью погиб в один день. Несокрушимые на земле, этих великих воинов поймали в море во время транспортировки. Вражеский флот напал и поджёг их корабли, и тогда основная часть мартианцев, не желая дарить врагу победу, массово покончили с собой, посчитав, что сгореть заживо, будучи беспомощными в море, - пустая трата их жизней. Другие же пытались перепрыгнуть на вражеские суда, чтобы погибнуть в неравном бою. Во время своего существования это был самый мощный и прославленный легион Рима. И он не запятнал свою честь.


Пожалуй, войны и сражения берут свое начало с сотворения мира. Одни войска погибали из-за недостаточной подготовки, другие разрабатывали целые стратегии. До сегодняшнего дня дошло множество исторических свидетельств об особых солдатах древности, сражавшихся за десятерых. Сейчас такие войска называют элитными.

1. Спартанцы



Знаменитые 300 спартанцев, образ которых воспет в легендах и так популярен в современном кинематографе, относились к военной элите – гиппеям. Несмотря на то, что «гиппеи» в переводе с греческого означает «всадники», среди спартанцев в основном были пешие отряда.



В истории остался знаменитый эпизод битвы при Фермопилах. Царь Леонид не мог собрать армию против персидского царя Ксеркса из-за того, что в Спарте проходили празднования в честь богов, и дельфийский оракул предсказал или поражение Спарте, или смерть одному из ее царей. Леонид взял в поход только свою личную гвардию – 300 гиппеев. Ни один из воинов не смел отступить, т. к. он мог вернуться домой только с щитом или на щите. Спартанцы сдерживали многотысячную армию персов до тех пор, пока местный житель Эфиальт не провел вражеское войско по горной тропе, и оно не окружило спартанцев.

2. Древнегреческие воины из Фив



Еще 300 не менее отважных воинов, о которых сложили легенды, находились в Фивах. Любопытно то, что отряд состоял из 150 пар гомосексуалистов. Военачальники полагали, что воины не побегут с поля боя, оставив милого друга одного. После череды побед отряд потерпел поражение во время столкновения с силами царя Филиппа отца Александра Македонского. Несмотря на то, что отряд из Фив погиб, македонский царь отметил храбрость и отвагу, с которой сражались 300 воинов.

3. Персидские «бессмертные»

В Древней Персии тоже была своя военная элита. Вот только этих супер-воинов насчитывалось не 300 человек, а 10 000. Они назывались армией «бессмертных», т. к. в случае гибели солдата, на его место становился другой, чтобы сохранять то же число. «Бессмертные» имели свои привилегии: во время походов им предоставлялись женщины и слуги, одежда из дорогих материалов. Но, судя по истории, подготовка персидской военной элиты очень уступала обычным спартанцам. После череды греко-персидских войн, «бессмертные» были распущены.

4. Янычары



Турецкой военной элитой считались янычары. Ими становились христианские юноши, которых забирали в монастыри-казармы и воспитывали в исламских традициях. Официально личная гвардия султана считалась его рабами. Янычары участвовали в завоевательных походах и давили восстания внутри страны.

До XVI века янычарам было запрещено жениться и обзаводиться своим домом. В XVII веке военная элита вдруг осознала свое могущество, и уже султан должен был бояться своих «защитников». Янычары вовсю занимались торговлей, связывали себя узами брака и участвовали в дворцовых интригах. В 1826 году янычары были упразднены как гвардия. Когда те попытались взбунтоваться, их казармы расстреляли.

5. Варанги



В Византии у императора тоже было свое особое войско, вот только состояло оно не из местных солдат, а из выходцев из Западной и Северной Европы, объединенных одним общим названием «варанги» (производное от «варяги»). Сравнивая умения византийцев и европейцев, один из историков называл первых «глиняными горшками», а последних – «металлическими котлами».
Наемники были очень преданы императору, из них состояла дворцовая стража и элитные отряды в военных походах. Варанги считались дисциплинированными воинами, передававшими почетное право на службу при императоре от отца к сыну. После победы крестоносцев в 1204 году и взятия ими Константинополя, варанги разбрелись кто куда.

Воины Древней Руси тоже были не робкого десятка. Историей их сражений проникся художник Олег Федоров. Он создал серию

Древнейшие армии мира.
Первыми были шумеры… Этот загадочный народ появился в нижнем течении Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Шумеры подарили человечеству множество поистине величайших открытий: государство, укреплённые города, письменность, школы, своды законов, колесо, ирригационное земледелие - вот далеко не полный список шумерских нововведений. Шумерские города-государства располагались недалеко друг от друга (на расстоянии 30-40 км), и потому между ними неизбежно возникали территориальные и имущественные споры. Правительства городов были вынуждены обзаводиться армиями. Межгосударственные войны и армии тоже изобретение шумеров. Древнейший из известных историкам военных конфликтов произошёл в середине IV тысячелетия до н. э. между шумерскими городами-государствами Кишем и Уруком.

О вооружении шумерских воинов того времени известно совсем немного. В эпическом тексте, повествующем о войне между Кишем и Уруком, упоминаются боевые топоры, безусловно сделанные из меди. Несомненно, использовались копья, основное оружие воинов Двуречья, а также пращи (археологи нашли ядра для пращей урукского периода). По-видимому, вскоре после войны с Кишем правитель Урука обнёс свой город колоссальными крепостными стенами, остатки которых недавно обнаружены археологами.
Значительно больше сведений о вооружении и организации шумерского войска сохранилось от следующего, так называемого раннединастического периода (примерно 3000-2350 гг. до н. э.). В это время один за другим поднялись и расцвели шумерские города Ур, Лагаш, Умма, Ниппур и др. Резко возросли роль и сила государственного аппарата. Появились первые постоянные армии, поначалу совсем маленькие, всего по нескольку сотен воинов.
Об их вооружении, устройстве и даже тактике ведения боя историки судят в основном по дошедшим до нас немногочисленным изображениям, главные из которых - знаменитый штандарт из Ура и Стела грифов.
Шумерская армия раннединастического периода состояла из трёх родов войск: тяжёлой и лёгкой пехоты и колесниц. Основную силу войска составляла тяжёлая пехота, а главным наступательным оружием были копья с медными наконечниками. В дошумерские времена каменные или медные наконечники вставлялись в деревянное древко клином и закреплялись ремешками или верёвками. Такое крепление быстро ослабевало и расшатывалось, к тому же древко расщеплялось и наконечник мог выпасть в самый неподходящий момент. Шумеры усовершенствовали способ крепления наконечника: они делали в его узком основании несколько отверстий и закрепяли на древке медными штырями или заклёпками.

Тяжёлая пехота ходила в атаку плотно сомкнутым строем. Впереди такую фалангу прикрывали воины с большими прямоугольными щитами. Вероятно, щиты делали из дерева, обтягивали кожей и дополнительно укрепляли медными бляхами. Фалангу Лагаша, изображённую на Стеле грифов, составляли шесть рядов воинов-копейщиков в медных шлемах по 9 человек в ряд, т. е. всего 54 воина.
В войнах раннединастического периода лёгкая пехота, вооружённая дротиками и палицами (а позже - боевыми топорами), по-видимому, не играла большой роли. Высшим достижением шумерской военной техники и главным средством если не истребления, то по крайней мере устрашения неприятеля являлись, несомненно, первые в мире боевые колесницы. Это были довольно неуклюжие деревянные тележки на четырёх колёсах с высокой защитной стенкой спереди, к которой крепились колчаны для дротиков. В колесницу запрягали пару ослов (лошадь ещё не была одомашнена), а в тележку становились двое: возница и воин, сражавшийся при помощи длинного копья и метавший дротики Управлять шумерской колесницей стоило Немалого труда, и не только: упрямства недавно приручённых степных ослов — онагров. Дело в том, что колеса шумерских боевых тележек были цельными деревянными кругами, без спиц и обода, и крепились коси неподвижно. Поэтому левое и правое колёса вращались с одинаковой скоростью, и при поворотах одно из них всегда буксовало и зарывалось в землю. Хотя манёвренностью и скоростью эта боевая техника не отличалась, даже такие неуклюжие повозки наводили ужас на врагов.

Историки полагают, что в боевых условиях древнейшее войско могло, сохранная порядок, двигаться лишь в одном направлении - вперёд. Ни устраивать засады, ни заходить с флангов шумеры ещё не умели. А может быть, — просто считали такие уловки недостойными. Потому и строй прикрывался, щитами только спереди.

На вооружении шумерских воинов состояли медные (а позже и бронзовые) кинжалы и топоры. В середине III тысячелетия до н. э., вскоре после изобретения металлических доспехов (плащей с медными пластинами), боевые топоры заметно изменились: их лезвия стали уже и длиннее, чтобы прорубать чешуйчатый доспех. Такие топоры, их иногда называют «вороньими клювами», являлись самым эффективным оружием в ближнем бою, когда строй фаланги разрушался и действовать копьями становилось невозможно. Считается, что честь изобретения боевых мечей тоже принадлежит шумерам. Первые образцы этого оружия выкованы не позже середины III тысячелетия до н. э. Древнейшие мечи имели довольно странную изогнутую форму, свидетельствующую о том, что предком их cкоpee всего был крестьянский серп. Такие серповидные мечи в начале, по-видимому, были лишь на вооружении у знати и использовались преимущественно для казни Пленников.
Войско нового образца появилось в правление Саргона Древнего 2261 гг. до н. э.). Главной силой стала мобильная лёгкая пехота, действовавшая рассыпным строем и включавшая отряды лучников, копейщиков и воинов с боевыми топорами. Тяжёлые, медлительные фаланги и неповоротливые колесницы оказались бессильны против стремительных атак лёгкой пехоты Саргона, которая обходила неприятеля с флангов и осыпала его тучами стрел. Саргон, ставший первым в мире императором, объединил под своей властью Северное и Южное Двуречье, а столицей сделал новый город Аккад. Он создал самую большую по тем временам регулярную армию. Клинописные хроники как о чём-то неслыханном сообщают о численности его постоянного войска: воинов, которые всегда едят и спят при своём царе, - 5400 человек!

Времена изменились, и теперь Двуречью угрожали орды степных кочевников, их военное искусство продвинулось настолько, что архаичные шумерские фаланги не могли обеспечивать безопасность гоодов. Саргон правил страной 55 лет и провёл 34 большие битвы. После его смерти Аккадская империя просуществовала недолго, её захватили кочевники-кутии.
На развалинах Шумеро-Аккадского царства в начале II тысячелетия до н. э. сложились две великие державы - Вавилон на юге и Ассирия на севере. В течение полутора тысячелетий они оспаривали друг у друга господство над Двуречьем, а порой и над всем Ближним Востоком. В условиях постоянного единоборства военное дело быстро развивалось. Ещё на рубеже III и II тысячелетий до н. э. в Месопотамии произошёл окончательный переход от медного оружия к бронзовому (бронзу первыми изобрели скорее всего гоже шумеры), а к концу II тысячелетия стало распространяться железное оружие (сначала только наступательное; средства защиты ещё долго продолжали изготовлять из бронзы). В начале II тысячелетия до н. э. жителям Двуречья наконец удалось приручить лошадей, и их сразу стали использовать в военном деле. Колесницы, запряжённые парой, тройкой или четвёркой лошадей, представляли куда более грозную силу, чем шумерские боевые тележки. Радикально изменились и сами колесницы: их теперь делали не четырёх-, а двухколёсными; колёса (уже не цельные, а со спицами и ободом) крепились к оси подвижно, что значительно повысило скорость и манёвренность. Экипаж ассирийской боевой колесницы состоял из четырёх человек: возницы, лучника и двух щитоносцев.
В конце II тысячелетия до н. э. ассирийцы освоили верховую езду и первыми ввели в войска конницу, вооружённую луками и дротиками. Стремян ещё не знали, и всадникам поначалу было трудно одновременно управляться и с лошадью, и с оружием. Первым кавалеристам требовалась помощь пехотинцев: щитоносцы держали за узду коней и прикрывали конников щитами, пока те стреляли или метали дротики. Несколько позже ассирийские всадники научились искусно править лошадью при помощи ног, что дало им возможность обходиться без поддержки пехоты. Конница была незаменима для преследования разбитых врагов.

В первой трети I тысячелетия до н. э., в период высшего расцвета Ассирии, ассирийская армия была безусловно сильнейшей в мире и по численности, и по вооружению, и по организации, и по военной дисциплине. Войско Салманасара III в 845 г. до н. э. насчитывало 120 000 воинов - небывалая для того времени цифра. Военным успехам Ассирии способствовали многочисленные нововведения, такие, как конница, осадные машины, железное оружие. Однако все эти новации быстро перенимались соседями, в том числе вавилонянами, хотя, в отличие от своих северных соседей, в военную науку они ничего нового не внесли.

Серповидные мечи ассирийцев постепенно сменились более короткими - и прямыми, заимствованными у западных народов — хеттов и ахейцев

Ассирийский царь Тиглат- паласар III (744-727 гг. до н. э.) провёл военную реформу, в результате которой мощь ассирийской армии достигла максимума. Основой армии являлся царский полк - постоянное войско, состоявшее на полном царском обеспечении и формировавшееся путём рекрутского набора (в том числе и из беднейших слоёв населения). Армия включала в себя семь основных родов войск. Элита войска - колесничие, набиравшиеся из знати. На колеснице помещалось от двух до четырёх человек, один правил лошадьми, а остальные стреляли из луков, метали дротики, сражались копьями или держали щиты, загораживая себя и товарищей. Впервые по-настоящему грозной ударной силой стала кавалерия. Всадники были облачены в бронзовые чешуйчатые доспехи и вооружены не только луками, но и копьями, топорами, мечами. Тяжёлая пехота в панцирях и остроконечных шлемах сражалась копьями и короткими мечами. Лёгкая пехота - стрелки из лука, пращники и метатели дротиков - воевала без панцирей и часто без шлемов; воинов защищали специальные щитоносцы, которые загораживали стрелков высокими щитами. В армии имелись также
осадные войска, разведка и обоз.
Тяжёлая пехота строилась обычно в три шеренги. Первый ряд копьеносцев прикрывался огромными, в рост человека, трапециевидными щитами, а второй и третий ряды - более лёгкими и удобными круглыми щитами. Лёгкая пехота могла действовать независимо от других родов войск, то образуя единый строй для отражения атак вражеской пехоты и колесниц, и то рассыпаясь. Первый ряд состоял из щитоносцев (они также могли метать дротики), за ними в три ряда становились лучники, а позади всех пращники, для действий которых требовалось много свободного пространства. Пращники вели навесной обстрел через головы своих товарищей.
Мощное, боеспособное войско позволило ассирийским царям распространить свою власть на всю Переднюю Азию. Однако в конце VII в. до н. э. величайшая из империй Древнего мира рухнула под ударами многочисленных врагов - вавилонян и мидийцев.

Сакральным или жреческим называли оружие, которое использовалось для ритуальных целей. В древности такое оружие рассматривалось как проявление божества, его символической сути. Сакральное оружие считалось телом божества, а совершаемые с его помощью таинства отражали мистическую жизнь божества.
Культы, связанные со священным оружием, разнились, но все их объединяло отличие сакрального оружия от боевого, а также необходимость посвящения и прохождения инаугурации его носителей. Почти у каждого народа было ритуальное оружие, но сакральное не всегда. Оно отличалось тем, что-либо несло в себе божественную частицу, либо от богов попало к людям.
Каждое сакральное оружие имело свою судьбу, связанную со жрецом-носителем, с его жизнью и смертью, и с возрождением культа. Нарушение культовых ритуалов влекло за собой нарушение мистического тела божества, его метафизического воплощения, и могло привести к непредсказуемым последствиям.
Изготовление сакрального оружия сопровождалось особым обрядом. Причём в каждом культе были свои приёмы единения носителя с оружием. Например, при ковке клинка для культов кошек (львов, барсов, пантер и т. д.) в него вковывалась кровь жреца из пореза на руке, а порез прижигался раскалённым клинком. Таким образом достигалось кровное братство оружия и жреца, поскольку, по поверьям, само оружие изначально было выковано из крови бога. При «смерти» сакрального клинка (переломе лезвия) носитель принимал обломок лезвия в свою грудь, дав клинку возможность возродиться в побратимстве с новым жрецом. Считалось, что при перековке в сакральный меч входили души его носителей, чтобы вновь и вновь возрождаться в клинке.
В «царском» погребении Ура, относящемся к III тысячелетию до н. э., наряду с другими драгоценными предметами был обнаружен великолепный кинжал. Трудно сказать, было ли это погребение лугаля (вождя), кого-либо из энси (верховных жрецов) или эвена (жреца-строителя), но то, что кинжал являлся культовым, — сомнений нет, ведь сделан он из золота и лазурита.
Своего золота в Шумере не было, поэтому драгоценный металл посвящался только богам, и только для богов и храмов из него изготовлялись изделия. Рукоять кинжала выполнена из лазурита — камня, «угодного божествам» и имеющего символически- сакральное значение.
Верховным божеством в Уре почитался бог Луны Нанна. Его культ был связан с движением Луны по звёздному небу: ночью на своей барке божество путешествовало по небу, а днём — по стране предков. Жрецы и жрицы лунного божества предсказывали и рассчитывали лунные затмения, что было очень важно, ведь от фаз Луны зависели приливы и отливы, влиявшие на торговое судоходство.
Нанна считался владыкой оракулов, а его жрецы гадали для всего Шумера по печени, сердцу, лёгким и другим внутренностям жертвенных животных. Для предсказаний и кормления божества и жрецов животных всегда резали сакральным кинжалом. Сложный ритуал сопровождался курением благовоний, возлиянием жертвенных воды, масла, пива, вина. Под звуки лир, арф, цимбал и бубнов возносились молитвы о благополучии жертвователя. Ведавшие обрядом жрецы знали, какие блюда и напитки приятны богам, что можно считать «чистым» и что «нечистым». Чем щедрее были дары, тем торжественнее становился церемониал.
В ритуале «священного брака», проводившемся во время весеннего равноденствия, жена лугаля, носившая титул «эн», закалывала сакральным золотым кинжалом жертвенного быка — яка, посвящённого лунному Нанна, а лугаль предсказывал по его внутренностям. Кровь жертвенного быка очередной раз орошала сад Нанна.
К XXVI веку до н. э. в Шумер пришли семитские пастушьи племена халдеев.
Ритуал «священного брака» больше не проводился. Обряды не исполнялись, и боги покинули Шумер. Забрав сакральные предметы в страну предков, жрецы завершили служение культу на этой земле. Их время ушло. Сакральное оружие было предано погребению вместе со своими служителями.

grumdas пишет:

Какие у кого соображения? Вопрос был затронут в теме про монгольское иго, но там уже Средние века. Интересует древность

В старину самым распространенным видом «сухого пайка» было зерно. Римлянин брал с собой по 600 граммов пшеничной крупы на день пути. На привалах легионеры растирали зерно в муку и пекли лепешки в золе. Это требовало времени, труда и наличия ступки, но подмоченное во время переправы зерно всегда можно просушить. С сухарями или готовой мукой такой номер уже не пройдет.
Японцы, проявив лучшие качества своего народа, изобрели полуфабрикат: сваренный, а затем высушенный рис. Воин брал с собой шелковый рукав, аккуратно разделенный завязками на равные секции, вмещающие дневные пайки по 450 граммов крупы. При отсутствии возможности развести огонь ее можно было жевать, просто запивая водой.
На Руси припасы были несколько разнообразнее и состояли из толокна, сушеной рыбы и сала. Европейцы находили такой рацион удивительно скудным. Римская традиция ушла, и рыцари не любили ограничивать себя в походах. Потому и не могли понять, как русские армии за 30 дней проходят 1000 километров в любое время года.

РИМСКАЯ АРМИЯ В ПОХОДЕ...

Кроме вооружения, которое играет огромную роль во время сражений, большое влияние на исход боевых операций имеет также подвижность армии, ее маневренность.

"Римский воин не расстается не только с мечом, но и с лопатой. Если отряду предстоит отдыхать в походе хотя бы одну-единственную ночь, то на месте привала за несколько часов вырастает окруженный рвом земляной вал, воздвигается высокий частокол; сколько бы ни простояло здесь войско, римляне каждый день будут укреплять и благоустраивать свой лагерь. Много таких лагерей превратилось впоследствии в неприступные крепости - стражи римских завоеваний. " Так писал о римских легионерах Б.Бродский в книге "Каменные страницы истории".

Превосходство в маневренности позволяет обойти неприятеля с тыла и, отрезав его от баз снабжения, заставить сдаться или принять бой в неблагоприятных условиях, с малыми шансами на успех. Военные говорят, что выиграть войну можно «Огнем», т. е. лучшим вооружением, или «маневром», т. е. большой подвижностью.

В действительности победа чаще всего зависит от умелого сочетания огня и маневра.

Маневренность армий связана с походным порядком, который обеспечивает безопасность войск во время движения, с регулярным снабжением перебрасываемых воинских частей продовольствием, с темпом маршей, при котором солдаты могли бы двигаться с достаточной быстротой и в то же время не переутомляться и сохранять способность прямо с хода вступить в бой.

Таким образом, чтобы оценить маневренность римской армии, нужно знать ее систему снабжения, темп маршей и походный порядок.

Во время походов римская армия двигалась длинной колонной. Впереди шли разведчики. Они, кроме сбора данных о противнике, должны были выбирать место для лагеря. Следом шел передовой отряд, состоявший из конницы и легкой пехоты. За ними двигались легионы, причем за каждым легионом следовал обоз. Колонну замыкали легковооруженные войска.

Вблизи неприятеля главные силы войска двигались в боевом порядке, а весь обоз армии следовал сзади под прикрытием части легионов и конницы. В том случае, если армии могло грозить внезапное нападение противника, войска строились четырехугольником с обозом посредине.

Каждый римский легионер должен был иметь при себе шестнадцатидневный запас продовольствия. Кроме того, он должен был иметь посуду, корзину, веревку, лопату, пилу, топор, иногда и колья для лагерного частокола. Каждая декурия имела ручную мельницу, так как хлебный паек выдавался зерном.

Часть этого багажа грузилась во вьюках на мула, принадлежащего декурии, а часть солдаты несли сами.

А.В. Колобов "У ИСТОКОВ ВОЕННОЙ ЛОГИСТИКИ:ОПЫТ АРМИИ ДРЕВНЕГО РИМА"

Создание службы продовольственного обеспечения римской армии берет свое начало в III в. до н.э. Римляне извлекли урок из жестоких голодовок, переживаемых их войсками в сицилийской компании во время первой пунической войны. Основателем службы продовольственного обеспечения по праву считается победитель Ганнибала Публий Корнелий Сципион Старший. Когда военные действия были перенесены в Испанию, у римлян наряду с традиционной практикой конфискации всего необходимого у местного населения возникла троичная структура снабжения провиантом воюющей армии из метрополии. На месте производства сельскохозяйственной продукции в Италии и Сицилии были организованы стратегические базы, где скапливались огромные количества провианта. Кроме того, в морских портах построили специальные хранилища, которые можно назвать операционными базами. Непосредственно у линии фронта находились тактические базы - продовольственные склады, обеспечивавшие нужды сражающихся или расположенных гарнизоном войск. С небольшими модификациями такая система просуществовала до конца III в.н.э., когда военные реформы Диоклетиана и Константина коренным образом изменили и порядок обеспечения армии провиантом. Военные базы римской армии, включая продовольственные, располагались не только на территории Imperium Romanum. Возможно, читателю будет любопытно узнать, что на территории бывшего СССР такая римская тактическая база располагалась в I-III в.н.э. в Балаклаве неподалеку от современного Севастополя.

Одним из новшеств во время военной реформы Гая Мария (конец II в.до н.э.) становится обязательный трехдневный паек, который солдаты во время похода несли на своих плечах вместе с военной амуницией. Отсюда возникло прозвище "мулы Мария", которым по всей видимости наградили себя легионеры, склонные, как и все солдаты, к самоиронии.

Дальнейшие перемены происходят в I в.н.э. со стабилизацией границ и оформлением лимеса - системы пограничных укреплений, важными элементами которой являлись легионные лагеря и форты, занимаемые вспомогателными частями - ауксилиариями. Стабилизация легионов в постоянных лагерях требовала создания серьезной продовольственной базы.

На Ближнем Востоке римские гарнизоны располагались, как правило, вблизи крупных городов (Александрия, Антиохия и др.) и все необходимое получали оттуда, что позволяло не допускать чрезмерной растянутости коммуникаций.

Основная тяжесть по снабжению войск ложилась на население пограничных и прилегающих к ним территорий, обязанное поставлять продовольствие по фиксированным ценам или в виде повинности. Так было на востоке и отчасти на западе, где рейнская группа войск - крупнейшая в I в. - обеспечивалась провиантом в значительной степени из Галлии, а в снабжении дунайских легионов заметную роль играла Аквилея - один из крупнейших городов северной Италии. Осуществлением задачи обеспечения армии продовольствием руководил специально назначаемый императором прокуратор всаднического ранга. Кроме того, заключались контракты на поставку провианта с гражданскими торговцами. Доставкой довольствия в гарнизон занимались также фрументарии из числа ветеранов или легионеров-принципалов, т.е., солдат, получавших полуторное или двойное жалование, освобожденных от рутинных обязанностей и выполнявших определенные, чаще всего полицейские или административные функции. Подобно другим воинам-принципалам, фрументарии имели знак рангового отличия - копье-жезл с длинным широким посеребренным наконечником, украшенным медными накладками. Копье такого рода издавна служило у римлян знаком властных полномочий. Интересно отметить, что фрументарии, по роду службы тесно общавшиеся с провинциальным населением, выполняли также разведывательные функции, передавая полученную информацию в штаб легионного легата или в бюро провинциального наместника.

На европейских границах, удаленных от продовольственных житниц Империи – особенно в Британии и на Дунае - обеспечение провиантом в значительной степени ложилось на плечи самой армии. Солдаты выращивали скот, сопровождали обозы и корабли с продовольствием. Окружающая лагерь территория использовалась для прокорма скота, за которым присматривали специальные воины - pecuarii. Там же, возможно, устраивались ветеранские фермы.

Солдатский рацион традиционно состоял из двух составляющих: frumentum - зернового компонента, а также cibaria - всего остального, включая мясо и питье. Питание воинов было высококалорийным, поскольку на марше легионер должен был совершать пятичасовой переход с полной выкладкой, а гарнизонная служба была насыщена военными тренировками и разного рода работами. Исходя из расчета, что современный американский солдат потребляет, согласно Recommended Daily Allowance, около 3600 калорий в день, его римский коллега, как полагают ученые, съедал пищи примерно на 3000 калорий. Разница объясняется тем, что воины римской армии были в среднем меньше ростом и старше возрастом, нежели солдаты современных армий.

Зерно составляло основу походного рациона: около 1 кг на человека в день. Никаких подобий полевых кухонь не существовало, и каждое отделение из 8 человек - contubernium - занималось приготовлением пищи самостоятельно. Для этого в отделении имелись ручные жернова, а также котелки и сковороды для жарки и варки. В маршевый рацион легионера входили каша или жесткие лепешки (bucellatum), дешевое вино с уксусом (posca) и бэкон. Часто солдаты шагали без завтрака, хотя продолжительность дневного перехода c полной выкладкой составляла не менее 15 км. Если учесть то обстоятельство, что вместе с легионом (около 5 - 6 тысяч человек) передвигались свыше 600 вьючных животных: мулов, быков; более 100 лошадей для кавалеристов и офицеров, а также скот для жертвоприношений, не вызывает сомнений, что на марше войска просто опустошали поля местного населения. Теоретически каждый солдат должен был платить за питание из своего жалования, однако на практике это правило едва ли соблюдалось.

Основу солдатского питания как на марше, так и в условиях гарнизонной службы составляли хлебопродукты. Лагерные амбары, судя по их размерам, были способны вместить годовой запас зерна. Легиону на год требовалось около 2000 тонн зерна. Злаки - пшеница и ячмень - шли на приготовление хлеба (для солдат - грубого помола, для офицеров - более качественного), каш, супов и всевозможных паст - дальних "предков" современных спагетти, а также пива, любимого в римской армии. Достойное место в диете легионеров занимали овощи и фрукты, многие из которых благодаря римской армии распространились по Европе. Солдаты, как было свойственно уроженцам Апеннин, любили бобы, чечевицу, капусту и редис. При раскопках легионных крепостей археологи находят обугленные косточки персиков, слив, вишен, яблок и груш. Деликатесной пищей у солдат считались оливки, выдержанные в винном сусле. Легионеры не забывали орехи: грецкие, фундук, каштан. Из сладкого на столе легионеров не выводился мед, хранившийся обычно в керамических амфорах.

Было бы, однако, заблуждением полагать, ориентируясь исключительно на сообщения античных авторов, что солдатская диета была чисто вегетарианской. Находки археологов показывают, что заметное место в питании легионеров занимало мясо. В гарнизонах вне конкуренции была пища настоящих мужчин - говядина, баранина, свинина в жареном или вареном виде. Раскопки в Британии показали, что легионеры потребляли больше свинины, тогда как солдаты вспомогательных войск – кельты и германцы - предпочитали говядину. Количество жертвенных животных, предназначенных в конечном счете для солдатского стола, поначалу было невелико. Но с увеличением числа официальных праздников во II-III вв. существенно возросло. Скот разводили также для получения молока и сыра.

Любопытен рецепт походной солдатской похлебки, которую легионеры варили на привалах во время марша. Берется 0,5 литра молотых с помощью ручных жерновов зерен пшеницы, 2 литра воды, 0,5 столовой ложки молотого черного перца, 1 столовая ложка соли, 1 растертый зубчик чеснока, 50 граммов порезанного кубиками свиного сала – шпига, 100 граммов также порезанной кубиками сырой говядины. Все это варится на костре около 45 минут. Запивать лучше сухим красным вином.

Любимым развлечением римских солдат являлась охота. Мясо оленей, кабанов, диких быков, медведей приятно дополняло рацион. На бобров, волков и лисиц охотились отчасти из-за меха, но больше из спортивного азарта.

Охотились римские воины и на птиц. Особой популярностью в рейнских гарнизонах пользовалась охота на белого гуся, ценимого не только из-за мяса, но и из-за великолепного пуха. В военных лагерях часто и в больших количествах держали домашнюю птицу: кур, гусей, уток, за которыми присматривали солдаты из числа ветеранов. Не забудем, что вся эта живность активно использовалась в гадательной практике, без которой у римлян не совершалось ни одно серьезное дело. Жрецы-гаруспики гадали по печени птиц, которые шли опять же в солдатский рацион.

Достойное место в рационе римских солдат занимали рыба и морепродукты. Легионеры отдавали предпочтение осетру, щуке, тунцу, треске и губану. Не забывали и острые рыбные соусы, которыми, как известно, славилась римская кухня. Если знаменитый garum украшал в основном столы командиров, то более дешевая и незатейливая muria была кушаньем рядовых воинов. На солдатском столе пользовались успехом устрицы, мидии, всевозможные моллюски не только из моря. но и из пресноводных водоемов.

Будучи подлинными носителями античных ценностей, римские воины знали толк в винах. «Карта вин» легионера была весьма обширна. Винный уксус – смесь вина с водой – в римской армии алкоголем не считался и являлся непременным спутником солдата во время марша и на сторожевом посту. После службы солдат мог промочить горло в таверне, находившейся в гарнизонном поселке, дешевым молодым вином из ближайших провинций. Знаменитые рейнские и мозельские виноградники появились, как известно, под влиянием римских гарнизонов, находившихся здесь в течение четырех веков. Дорогие зрелые вина везли из Испании, южной Галлии. Лучшие вина доставляли из Италии: lympa с виноградников Везувия, amine – великолепное выдержанное белое вино, pradzion – вино в греческом стиле, с терпким привкусом смолы и т.д. Вина перевозили и хранили в дубовых вытянутых бочках, отдельные образцы которых были обнаружены немецкими археологами при раскопках временного легионного лагеря в местечке Oberaden на Рейне в 1938 г.

Неизменным успехом у легионеров пользовался фруктовый коктейль conditum tinctum. Секрет его приготовления сообщает знаток быта римских воинов Маркус Юнкельман: 0,5 литра сухого белого вина, желательного греческого, с привкусом смолы, смешать с 0,5 литра меда в большой емкости; нагревать до кипения, размешивая, снять пену. Затем добавить 30 г грубо помолотого черного перца, 10 лавровых листов, 10 г шафрана и 5 вымоченных предварительно в вине фиников без косточек. Поварив эту смесь несколько минут, снять с огня. Долить еще 1,5 л того же вина. Употреблять охлажденным.

Не вызывает сомнений, что рацион легионеров был богаче, чем у типичных низов римского гражданства. Строгий контроль военных медиков за приготовлением пищи исключал возможность отравления в гарнизонах. Разнообразное и качественное питание, интенсивная физическая активность и эффективная медицинская помощь обеспечивали солдатам лучшее здоровье по сравнению с гражданскими лицами, а отлаженная система логистики являлась одним из факторов, обеспечивавших победы римского оружия на протяжении нескольких веков.

Примером хорошо продуманного тылового обеспечения может служить поход Александра Македонского через пустыню в Египет в 332 году до н. э., когда этот полководец сумел организовать бесперебойное снабжение продовольствием, водой и фуражом своего войска, состоящего из 65 000 воинов и 8 900 животных.
Тыл и снабжение римских армий были устроены так, что позволяли свободно маневрировать полевой армии, достигавшей численности в 70-80 тысяч. Римляне, используя водные пути в период весеннего половодья, сосредоточивали продовольственные запасы в складах, расположенных в укреплениях на границе там, где они намечали крупную операцию. В частности, при операциях против германцев римское войско снабжалось из крепости Ализо, расположенной в верховьях реки Липпе, притока Рейна, а затем, когда при наступлении вглубь Германии римское войско отдалялось от этой крепости, то её снабжение осуществлял транспортный флот, который спускался по Рейну в море, огибал побережье современной Голландии и поднимался вверх по Эмсу, Везеру и Эльбе.
Такая система снабжения давала римлянам огромное преимущество над варварами, которые использовали только продовольственные запасы, взятые каждым из дому, и то продовольствие, которое они находили на месте. Так, когда Юлий Цезарь приступил к завоеванию Бельгии, то он с войском в 50-60 тысяч воинов, а с нестроевыми - около 100 000 человек, расположился в укрепленном лагере на северном берегу реки Энм, где против него собрались все племена белгов (по свидетельству самого Цезаря - 300 000 человек, по оценке Дельбрюка - 30-40 тысяч). Войско Цезаря снабжалось водным путём, а белги вскоре начали ощущать голод. Они не могли атаковать римский лагерь и разошлись по своим селениям. Тогда Цезарь перешёл в наступление и покорил одно племя за другим.

Снабжение и линии коммуникаций македонской армии в походе
http://ciwar.ru/drevnyaya-greciy...-armii-v-poxode/
Провиант и все необходимое обычно приобретали по пути в дружественных поселениях или у встречных купцов. Торговлю сопровождала проституция и азартные игры. Нищие и воры снимали свою жатву. Обоз армии постоянно разрастался, собирая все новые трофеи, рабов и наложниц, а также все возраставшее число незаконнорожденных детей. В конце кампании Александр разрешил 10000 своих ветеранам узаконить их гражданские браки. Сопровождавшие армию нонкомбатанты переносили все тяжести похода, а также в большинстве своем стали жертвой гедрозийской катастрофы 325 г. до н.э. В тяжелой ситуации в пищу пускали вьючных животных, но это приводило к тому, что приходилось бросать часть имущества, причем иной раз приходилось отказываться и от необходимого. Квинт Курций Руф описывает ситуацию на марше через Гедрозию:

«Израсходовав свои запасы, македонцы начали терпеть нужду, а потом и голод и стали питаться корнями пальм, так как произрастают здесь только эти деревья. А когда и этой пищи стало не хватать, они закалывали вьючных животных, не жалели и лошадей, и когда не стало скота, чтобы возить поклажу, они предавали огню взятую у врага добычу, ради которой и дошли до крайних восточных стран. За голодом последовали болезни: непривычный вкус нездоровой пищи, трудности пути и подавленное состояние духа содействовали их распространению, и нельзя было без урона в людях ни оставаться на месте, ни продвигаться вперед: в лагере их угнетал голод, в пути еще больше болезни» (9.10.11-13).

Война в Персии проходила в сравнительно неплохих условиях. Развитая инфраструктура, в первую очередь дороги, облегчали движение и упрощали коммуникацию. Независимо от того, куда направлялась македонская армия, поддерживались линии коммуникаций, по которым доставлялись подкрепления и шло снабжение. Солдаты могли отправлять домой письма.

Таныгин К.И., Буренина Н.Б. ОБ ИСТОКАХ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В ДРЕВНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/S...knp233_78-80.pdf

Что касается логистики в военном деле, то сегодня в исторических исследованиях очень много написано о Византии. Тщательное изучение этих материалов заставляет обратить внимание на время правления императора Льва VI, приходящееся на 866–912 гг. н. э. Указанный период в развитии Византии известен, в частности, сильной армией и расцветом военного искусства. Военные победы императора Льва VI связывают с умелым перемещением и материально-техническим снабжением войск, которые осуществлялись на основе использования правил и принципов логистики . Немецкий исследователь профессор Г. Павеллек отмечает, что назначением логистики в Византийской империи было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях, то есть, руководить движением и распределением собственных вооруженных сил» . Военные походы с целью завоевания и усмирения покоренных народов осуществлялись на протяжении всей истории человечества. Все они требовали высокого уровня организации как самой армии, так и стабильным и бесперебойным ее снабжением, так как от этого зависел успех всей военной операции. Разделяя точку зрения Тео Минг Киана, председателя Сингапурского совета по экономическому развитию , авторы данной работы считают, что примером хорошо продуманной логистики в военной сфере может служить египетский поход через пустыню Александра Македонского. В 330 г. до н. э. он сумел организовать бесперебойное снабжение своей армии, состоящей из 65 000 воинов и 8900 животных, а также осуществил доставку еды, воды, фуража, амуниции, вооружения и повозок. А настенная роспись одного из Египетских храмов, уцелевшего до наших дней, свидетельствует о том, что в 1503 году до н. э. Египетский правитель Тутмос III совершил успешный военный поход на территорию Сирии. Снабжением войск ведал особый орган. Продукты выдавались со складов по определенным нормам. Существовали специальные мастерские по изготовлению и ремонту оружия . Из этого следует, что египтяне владели искусством снабжения своей армии, что само собой подразумевало применения принципов логистики


Top