Ученые анатомы древнего мира. Первые русские анатомы XVIII века

ОСНОВЫ АНАТОМИИ

В Средние века внимание к телу считалось греховным и преследовалось; вскрытия были запрещены или ограничивались единичными случаями. При таких условиях изучение анатомии не могло получить развития. Наоборот, культура эпохи Возрождения, поставив в центре внимания человека, начала изучать его тело. Анатомией занимались не только врачи, но и ученые, по своей основной деятельности далеко от нее стоящие. Так, Леонардо да Винчи был и анатомом.

В сотрудничестве с врачами Леонардо в течение многих лет производил в больницах вскрытия и анатомические зарисовки. Дань анатомии отдали и многие другие художники данной эпохи - Микеланджело, Альбрехт Дюрер.

Стремление овладеть природой, подчинить ее себе, открыть ее тайны не могло не выдвинуть и задачи преодоления болезней. А это для передовых людей данной эпохи значило изучить реально, на практике, в чем выражается болезнь, какие явления она вызывает. Значит, прежде всего, нужно было изучить тело человека.

Создателем современной анатомии и основателем школы анатомов справедливо считается бельгиец (фламандец) Везалий.

Андреас Везалий (настоящая фамилия Виттинг) (1514–1564) родился в Брюсселе Андреас вырос в семье потомственных медиков. Врачами были его дед и прадед, а отец служил аптекарем при дворе императора Карла V. Интересы окружающих, несомненно, повлияли на интересы и стремления юного Везалия. Учился Андреас сначала в школе, а затем в университете города Лувена, где получил разностороннее образование, изучил греческий и латинский языки, благодаря чему мог знакомиться с трудами ученых уже в юные годы. Очевидно, он прочел о медицине немало книг древних и современных ему ученых, так как труды его говорят о глубоких знаниях. Везалий самостоятельно, из костей казненного, собрал полный скелет человека. Это было первое анатомическое пособие в Европе.

С каждым годом все больше проявлялся интерес Везалия к изучению медицины, к анатомическим исследованиям. В свободное от учения время он у себя дома тщательно препарировал тела животных: мышей, кошек, собак, - с увлечением изучал строение их организма.

Стремясь совершенствовать свои знания в области медицины, особенно анатомии, Везалий в возрасте семнадцати лет направился в университет Монпелье, а в 1533 году он впервые появился на медицинском факультете Парижского университета, чтобы слушать лекции прославленного анатома Сильвия. Юный Везалий уже мог критически отнестись к методу преподавания анатомии.

В предисловии к трактату «О строении человеческого тела» он писал: «Мои занятия никогда бы не привели к успеху, если бы во время своей медицинской работы в Париже я не приложил к этому делу собственных рук… И сам я, несколько изощренный собственным опытом, публично провел самостоятельно треть из вскрытий».

Везалий задает на лекциях вопросы, которые свидетельствуют о его сомнениях в правоте учения Галена Гален - непререкаемый авторитет, его учение следует принимать без всяких оговорок, а Везалий доверяет больше своим глазам, чем трудам Галена.

Ученый справедливо считал анатомию основой медицинских знаний, и целью его жизни стало стремление возродить опыт далекого прошлого, развить и усовершенствовать метод изучения анатомии человека. Однако церковь, препятствовавшая развитию естественных наук, запрещала вскрытие трупов человека, считая это кощунством. Много трудностей пришлось преодолеть молодому анатому.

Для того чтобы иметь возможность заниматься анатомированием, он использовал любую возможность. Если заводились в кармане деньги, он договаривался с кладбищенским сторожем, и тогда в его руки попадал труп, годный для вскрытия. Если же денег не было, он, прячась от сторожа, вскрывал могилу сам, без его ведома. Что делать, приходилось рисковать!

Везалий так хорошо изучил кости скелета человека и животных, что мог, не глядя на них, на ощупь назвать любую кость.

Три года провел Везалий в университете, а потом обстоятельства сложились так, что он должен был покинуть Париж и снова отправиться в Лувен.

Там Везалий попал в неприятную историю. Он снял с виселицы труп казненного преступника и произвел вскрытие. Лувенское духовенство потребовало строжайшего наказания за такое кощунство. Везалий понял, что споры тут бесполезны, и счел за благо покинуть Лувен и отправился в Италию.

После получения в 1537 году докторской степени, Везалий стал преподавать анатомию и хирургию в Падуанском университете. Правительство Венецианской республики поощряло развитие науки о природе и стремилось расширить работу ученых в этом направлении.

Блестящий талант молодого ученого был замечен. Двадцатидвухлетнего Везалия, уже получившего за свои труды звание доктора медицины, назначили на кафедру хирургии с обязанностью преподавать анатомию.

Он с вдохновением читал лекции, которые всегда привлекали много слушателей, занимался со студентами и, главное, продолжал свои исследования. А чем глубже изучал он внутреннее строение организма, тем большое укреплялся в мысли, что в учении Галена немало весьма значительных ошибок, которых просто не замечали те, кто находился под влиянием галеновского авторитета.

Четыре долгих года работал он над своим трудом. Он изучал, переводил и переиздавал труды ученых-медиков прошлого, своих предшественников-анатомов. И в их трудах он нашел немало ошибок. «Даже крупнейшие ученые, - писал Везалий, - рабски придерживались чужих оплошностей и какого-то странного стиля в своих непригодных руководствах». Ученый стал доверять самой подлинной книге - книге человеческого тела, в которой нет ошибок. Ночами, при свете свечей, Везалий анатомировал трупы. Он поставил целью решить великую задачу - правильно описать расположение, формы и функции органов человеческого тела.

Результатом страстного и упорного труда ученого явился знаменитый трактат в семи книгах, появившийся в 1543 году и озаглавленный «О строении человеческого тела». Это был гигантский научный труд, в котором вместо отживших догм излагались новые научные взгляды. Он отразил культурный подъем человечества в эпоху Возрождения.

Книгопечатание быстро развивалось в Венеции и в Базеле, где Везалий печатал свой труд. Его книгу украшают прекрасные рисунки художника Стефана Калькара, ученика Тициана. Характерно, что изображенные на рисунках скелеты стоят в позах, свойственных живым людям, и пейзажи, окружающие некоторые скелеты, говорят о жизни, а не о смерти. Весь этот труд Везалия был направлен на пользу живого человека, на изучение его организма, чтобы найти возможность сохранить его здоровье и жизнь. Каждая заглавная буква в трактате украшена рисунком, изображающим детей, изучающих анатомию. Так было в древности: искусство анатомирования преподавалось с детства, знания передавались от отца сыну. Великолепная художественная композиция фронтисписа книги изображает Везалия во время публичной лекции и вскрытия трупа человека.

Везалий указал ряд ошибок Галена, касающихся строения руки, тазового пояса, грудной кости и др., но, прежде всего, строения сердца.

Гален утверждал, что в сердечной перегородке взрослого имеется отверстие, сохраненное с утробного возраста, и что поэтому кровь проникает из правого желудочка непосредственно в левый. Установив непроницаемость сердечной перегородки, Везалий не мог не прийти к мысли, что должен иметься какой-то другой путь проникновения крови из правого сердца в левое. Описав клапаны сердца, Везалий создал основные предпосылки для открытия легочного кровообращения, но это открытие было сделано уже его преемниками.

«Труд Везалия, - писал знаменитый русский ученый И. Павлов, - это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, не повторяющая только указания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного исследующего ума».

Труд Везалия взволновал умы ученых. Смелость его научной мысли была настолько необычна, что наряду с оценившими его открытия последователями у него появилось много врагов. Немало горя испытал великий ученый, когда его покидали даже ученики. Знаменитый Сильвий, учитель Везалия, назвал Везалия «Везанус», что означает - безумный. Он выступил против него с резким памфлетом, который назвал «Защита против клеветы на анатомические работы Гиппократа и Галена со стороны некоего безумца».

Большинство именитых медиков действительно стало на сторону Сильвия. Они присоединились к его требованию обуздать и наказать Везалия, посмевшего подвергнуть критике великого Галена. Такова была сила признанных авторитетов, таковы были устои общественной жизни того времени, когда всякое новшество вызывало настороженность, всякое смелое выступление, выходившее за рамки установленных канонов, расценивалось как вольнодумство. Это были плоды многовековой идеологической монополии церкви, насаждавшей косность и рутину.

Вскрыв десятки трупов, тщательно изучив скелет человека, Везалий пришел к убеждению, что мнение, будто у мужчин на одно ребро меньше, чем у женщин, совершенно неверно. Но такое убеждение выходило за рамки медицинской науки. Оно затрагивало церковное вероучение.

Не посчитался Везалий и с другим утверждением церковников. В его времена сохранялась вера в то, что в скелете человека есть косточка, которая не горит в огне, неуничтожима. В ней-то якобы и заложена таинственная сила, с помощью которой человек воскреснет в день страшного суда, чтобы предстать перед Господом Богом. И хотя косточку эту никто не видел, ее описывали в научных трудах, в ее существовании не сомневались. Везалий же, описавший строение человеческого тела, прямо заявил, что, исследуя скелет человека, он не обнаружил таинственной косточки.

Везалий отдавал себе отчет, к каким последствиям могут привести его выступления против Галена. Он понимал, что выступает против сложившегося мнения, задевает интересы церкви: «Я поставил себе задачу показать строение человека на нем самом. Гален же производил вскрытия не людей, а животных, особенно обезьян. Это не его вина - он не имел другой возможности. Но виноваты те, кто теперь, имея перед глазами органы человека, упорствуют в воспроизведении ошибок. Разве уважение к памяти крупного деятеля должно выражаться в повторении его ошибок? Нельзя, подобно попугаям, повторять с кафедр содержание книг, не делая собственных наблюдений. Тогда слушателям лучше учиться у мясников».

Везалий был новатором не только в изучении, но и в преподавании анатомии. Свои лекции он сопровождал демонстрациями трупа, а также скелета и натурщика Анатомические демонстрации он сопровождал разнообразными опытами на живых животных. В труде Везалия особое внимание обращает характер рисунков, нигде у него труп не изображен лежа, неподвижно, а всюду динамически, в движении, в рабочих позах. Эта своеобразная манера передачи тела представляла переход от описательной анатомии к физиологии. Рисунки в книге Везалия дают представление не только о строении, но отчасти и о функциях организма.

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Основы автомобилеведения Чтобы знать технические потребности своего автомобиля, вы для начала должны ознакомиться с его механизмом. Пусть вы ни разу не держали в руках гаечный ключ, но вам все?таки необходимо знать перечень основных деталей и их функции. Вас уже никогда

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Какие особенности анатомии верблюда делают его идеально приспособленным к условиям пустынь и сухих степей? Ряд особенностей анатомии верблюда делает его уникально приспособленным к жизни в пустыне. В верблюжьем горбе содержится большое количество жира (в двух горбах

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОС) автора БСЭ

Из книги Хвойные растения автора Плотникова Лилиан С.

Основы агротехники Подготавливая яму для посадки растения, учитывайте размеры саженца.Обратите внимание на корневую шейку, она не должна быть ниже уровня почвы. На стволах контейнерных саженцев остается след, образованный уровнем почвы, в которой они содержатся в

Из книги Карманный справочник медицинских анализов автора Рудницкий Леонид Витальевич

7.1. Основы электрокардиографии 7.1.1. Что такое ЭКГ?Электрокардиография – самый распространенный метод инструментального обследования. Ее проводят, как правило, сразу же после получения результатов анализа крови и мочи.Этот метод пользуется среди врачей заслуженным

Из книги Организация и ведение бизнеса в сфере торговли и услуг автора Башилов Борис Евгеньевич

9.2.1. Основы ценообразования В малом бизнесе установление нужного уровня цен тем более важно, что предприниматель имеет возможность непосредственно общаться с клиентом, и тот, в свою очередь, может высказать свои претензии по установленным ценам за товары или услуги.

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

2. Основы теории МЭО Фундаментом теории международной торговли является принцип сравнительного преимущества или сравнительных издержек. Этот принцип говорит о том, что самое эффективное использование ограниченных ресурсов всего мира и отдельной страны будет

Из книги Как быть смешным автора Мэкс Джон

Основы остроумия

Из книги Основы безопасности дорожного движения автора Коноплянко Владимир

Глава 6. Краткие сведения по анатомии и физиологии человека Организм как целое Организм - это любая живая материя, обладающая совокупностью основных жизненных свойств: клеточной организацией, обменом веществ, движением, раздражимостью, ростом и развитием, размножением,

автора Могучий Антон

Основы мировоззрения Из трудов Платона мы можем понять, что он считал наш мир двойственным: в нем присутствует мир идей и мир вещей. Все материальные вещи произошли именно из мира идей. Идея - это суть каждой вещи. Нам известна фраза: «В начале было Слово» - но можно

Из книги Развивай свой мозг! Уроки гениев. Леонардо да Винчи, Платон, Станиславский, Пикассо автора Могучий Антон

Основы мировоззрения Леонардо да Винчи был подлинным человеком Ренессанса - эпохи Возрождения. Он бросал вызов всем средневековым представлениям о мире и человеке, опираясь при этом не на абстрактные философские рассуждения, а лишь на собственный опыт. Леонардо да

Из книги Статьи. Knifeclub.ru автора Club Knife

Самозащита короткоклинковым оружием и особенности анатомии человека Автор: Алексей (Relikt) Голова.Лицо, точнее голова, и пах снабжаются кровью и иннервированы лучше всего. Поэтому любой порез в этих анатомических областях обильно кровоточит, и любой удар вызывает очень

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

02. Основы 2.1. Удобно ли вы сидите? Когда вы привыкаете к автомобилю, он становится продолжением вашего тела, и более того – вашего разума. Когда вы находитесь в полной гармонии с машиной, вы совершаете все базовые действия, например нажимаете на педали, автоматически.

Здесь вы узнаете:

О науках анатомия и физиология;

О краткой истории их возникновения;

О вкладе некоторых ученых в их развитие;

О значении знаний по анатомии и физиологии для поддержания здоровья.

Человек во все времена стремился поддерживать и сохранять свое здоровье. Забота о здоровье человека – первостепенная задача любого государства, необходимое условие развития общества. Здоровый человек может хорошо учиться, трудиться, защищать Родину, заниматься спортом. Хорошее здоровье - важнейшее условие существования человека.

Для сохранения здоровья необходимо изучать строение своего организма, знать процессы, происходящие в нем, условия предупреждения болезни. Люди часто не знают какими большими возможностями физического и психического здоровья они обладают, как можно сохранить, развить и использовать резервы здоровья для продления активной и счастливой жизни. Познание организма человека связано с изучением двух древнейших наук - анатомии и физиологии.

Анатомия (от греч. анатоме – рассечение) – наука о строении организма и его органов.

Физиология (от греч. физис – природа, логос – наука) – наука о процессах, происходящих в целом организме, его органах и тканях.

В настоящее время эти науки настолько разрослись, что в них выделены отдельные разделы: возрастная анатомия и физиология, физиология труда, физиология спорта, экологическая физиология и др.

Знания анатомии и физиологии способствуют сохранению здоровья человека.

Некоторые сведения из истории изучения организма человека. С древних времен человек пытался узнать,как устроено его тело и как оно функционирует. Страдая от различных болезней и травм, люди обращались за помощью к целителям, но недостаточные знания о строении и функциях организма человека, опора древних врачевателей на сверхъестественные магические силы не могли обеспечить больному человеку должной помощи.

Начала развиваться наука анатомия. Проводили вскрытие трупов, чтобы изучить строение человеческого тела. Появились термины, обозначающие части человеческого тела, греческого и латинского происхождения, так как врачи именно в Греции и Риме раньше других стали изучать тело человека. Наиболее известные из них Гиппократ, Аристотель, Гален, Авиценна, Леонардо да Винчи, Везалий и др. На стр. 9–12 можно увидеть портреты ученых, сказавших первое слово в таких науках, как анатомия и физиология, а также внесших значительный вклад в развитие этих наук (рис. 1).

Рис. 1. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи

Первые научные исследования были разрозненными, изучение строения организма человека запрещалось. Вскрытие трупов каралось церковью и законом. Не было и необходимого оборудования для исследований. Тем не менее ученые средневековья очень точно описали строение и многие из функций организма человека. Труды Галена и Везалия в течение нескольких веков были учебными пособиями при подготовке медиков, а анатомические рисунки гениального художника Леонардо да Винчи, который с удивительной точностью изобразил строение человеческого организма в целом, его отдельных органов и систем, не утратили своей ценности и сегодня.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.)

Древнегреческий врач. Создал учение о четырех темпераментах человека и типах телосложения, представление о целостности организма. Его труды стали основой для развития клинической медицины. Он провозгласил индивидуальный подход к больному и его лечению.

Авиценна Ибн Сина (980–1037)

Леонардо да Винчи (1452–1519)

Андреас Везалий (1514–1564)

Рамон и Кахаль (1852–1934)

Отечественные ученые внесли значительный вклад в развитие естественных наук. Выдающийся врач-анатом Н.И. Пирогов стал родоначальником многих областей анатомии и хирургии. Физиологи И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов, В. М. Бехтерев создали и развили теорию о высшей нервной деятельности. Согласно этой теории нервная система регулирует функции всего организма и обеспечивает его приспособление к условиям среды.

Павлов Иван Петрович (1849–1936)

Выдающийся ученый, внесший огромный вклад в развитие мировой науки , академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии. Исследования И.П. Павлова по физиологии пищеварения, кровообращения, высшей нервной деятельности животных и человека принесли ему мировую известность.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857–1927)

Российский невролог, психиатр и психолог. Известен фундаментальными трудами по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Один из основателей рефлексологии. Создатель и руководитель психоневрологического института (1908).

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875–1942)

Русский физиолог, с 1924 г. – профессор Ленинградского университета, академик АН СССР. Исследовал процессы возбуждения и торможения в головном и спинном мозге, физиологические основы поведения человека. Организовал Лабораторию физиологии труда. Умер в осажденном Ленинграде во время блокады.

Анохин Петр Кузьмич (1898–1974)

Физиолог, академик АН СССР, ученик И.П. Павлова. Создатель теории функциональных систем. Разработал оригинальную модель работы мозга, развивал идеи саморегуляции человеческого организма.

Сегодня, в связи с развитием науки и техники, появились новые методы исследования организма человека. Стали изучать различные функции здорового и больного человека не только на уровне целого организма и органов, но и на уровне атомов, молекул, клеток и тканей, образующих органы. Развитие науки и техники способствовало созданию таких методов микроскопии, которые позволили рассматривать организм на уровне клеток, из которых состоят ткани. Ученые подробно описали клетку, ее отдельные части - органеллы и составляющие эти части молекулы. Современные методы исследования позволили изучать не только строение, но и функции организма человека на всех уровнях его организации - от атомов и молекул до целого организма.

В настоящее время благодаря развитию науки и техники, системе здравоохранения и повышению уровня жизни продолжительность жизни человека возросла более чем в 2 раза. В конце XIX века средняя продолжительность жизни составляла всего 32 года. Повсеместное проведение профилактических прививок позволило полностью ликвидировать на Земле такое страшное заболевание как оспа, снизило вероятность массовых эпидемий полиомиелита и других инфекционных болезней.

Разработаны методы срочной диагностики заболеваний человека, проводятся массовые обследования населения, своевременно выявляются и успешно лечатся многие болезни, считавшиеся ранее неизлечимыми.

В сохранении здоровья человека, существует еще много проблем. Так, загрязнение воды, воздуха и почвы, повышение уровня радиации, чрезмерные психологические нагрузки, недостаток движения сказываются на здоровье людей. Все большее распространение получают сердечно сосудистые, онкологические заболевания, СПИД.

Чтобы уберечь себя от различных заболеваний, каждый человек должен быть знаком со строением и функциями своего организма.

Что повлияло на развитие интереса к изучению строения тела человека в древние времена?

Почему люди пришли к мнению о необходимости изучения человека?

Что привело к развитию новых наук: анатомии и физиологии?

Дайте определения наук анатомии, физиологии.

Назовите ученых, внесших вклад в развитие этих наук. Что позволило улучшить здоровье населения? Почему человеку важно знать основы анатомии, физиологии?

Crash Course A&P: Введение в анатомию и физиологию №1

Выдающиеся российские ученые - анатомы

Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.

В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др. городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги: H.Л. Бидлоо, А. Де-Тильс, Л.Л. Блюментрост и др. В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Бернулли, И. Вейтбрехт, И. Дювернуа, в последующем великий М.В. Ломоносов - кандидат медицины Магдебургского университета.

Учеником и последователем академика М.В. Ломоносова был А.П. Протасов , ставший тоже академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физио-логическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов.

К.И. Щепин - один из первых русских профессоров-анатомов, преподавал на русском языке анатомию, физиологию и хирургию. В Петербургской и Московской госпитальных школах создал программы этих дисциплин, ввел в них клиническую направленность. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии. Погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.

М.И. Шеин – перевел с немецкого языка учебник анатомии Людвига Гейстера, который и был издан впервые в 1757 году в Петербурге. При этом считал, что правильное познание строения человека полезно для здоровья, исцеления, лечения. Ввел новые анатомические термины на русском языке, сохранившиеся до настоящего времени, создал первый русский анатомический атлас.

Н.М. Максимович-Амбодик – профессор повивальных (акушерских) наук, подготовил первую русскую анатомическую номенклатуру и написал «Анатомо-физиологический словарь». Современные названия органов появились не сразу, например, поджелудочную железу называли «всемясной», «языкообразной», артерию - жилой биючей, вену – жилой кровевозвратной. Поэтому так важна была работа по подбору научных анатомических названий, проводившаяся в течение целого столетия.


В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозг. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Таким образом, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.

П.А. Загорский – академик, при составлении русского учебника анатомии тщательно отобрал основные русские термины. Он основал анатомическую школу в Петербурге, занимался изучением тератологии и сравнительной анатомии. Подготовил достойного ученика – профессора И.В. Буяльского, который опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», написал учебник с анатомическим обоснованием хирургических операций, изобрел много инструментов, предложил новые способы бальзамирования. И.B. Буяльский занимался консервированием анатомических препаратов, используя растворы сулемы для инъецирования кровеносных сосудов, а ее порошок засыпал в полости тела. В развитие анатомии в Петербургской школе сделал вклад А.М. Шумлянский , обнаруживший капсулы вокруг сосудистых клубочков почки (капсула нефрона), установивший прямые связи между артериальными капиллярами в сосудистом клубочке. Академик K.Ф. Bольф длительное время возглавлял анатомический отдел Петербургской Кунсткамеры. Его тератологические коллекции легли в основу работ по порокам и уродствам, что дало начало развитию новой анатомической науки – тератологии.

Профессор Е.О. Мухин преподавал анатомию в Московском университете. После нашествия Наполеона и пожара в Москве восстановил анатомический музей, содержавший до 5000 препаратов. В 1812 году вышел его учебник «Курс анатомии», в котором автор пропагандировал русскую анатомическую терминологию.

Профессор Д.Н. 3ернов долгие годы руководил Московской кафедрой анатомии; успешно изучал органы чувств, изменчивость борозд, извилин головного мозга и критиковал теорию Чезаро Ломброзо о наследственных факторах преступной личности, о соответствии некоторых типов лица, мозга агрессивно-злобному поведению.

В.А. Бец – представитель Киевской анатомической школы, открывший в извилинах мозга большие пирамидные клетки, названные по его фамилии. В Харькове профессор А.К. Белоусов изучал иннервацию сосудов, предложил новый метод инъекции анатомических препаратов.

Становление анатомии как науки и учебного предмета в XVIII и XIX веках происходило вначале благодаря приглашенным Петром I иностранным специалистам, которые подготовили очень скоро учеников и последователей в Петербурге и Москве. Обе школы стали ведущими, в провинциальные университеты они направляли своих выпускников, которые основывали кафедры, ставили анатомическую науку, обучали врачей.

Развитие врачевания на востоке России испытывало влияние тибетской и китайской медицины, народной медицины народностей Севера и Дальнего Востока. В Бурятии с середины ХYIII столетия появляются медицинские школы (мамба-дацаны) при Буддийских монастырях. Они используют для обучения медицинскую литературу, способы диагностики и лечения, инструменты из Монголии, Тибета, Индии и Китая. Так Ацагатскую школу основал эмги-лама Ирелтуев – искусный лекарь и педагог. Полный курс обучения занимал в ней 6 лет, и строение человека всегда рассматривалось под ведущим влиянием функции. В середине ХIХ века в Агинском дацане (монастыре) учились тибетской медицине братья Бадмаевы Цультим и Жамсадин, позже принявшие православие под именами Александра и Петра (крестники императора Александра III). Они получили университетское медицинское образование в Санкт-Петербурге. Оба имели большую практику в столице в аристократических и дворянских кругах, участвовали в политических и дворцовых интригах.

Определенный вклад в развитие восточной медицины в России внесли и другие ученые и практики. Так известный Алтайский географ и этнолог Г.Н. Потанин опубликовал статью о Бурятских названиях лекарственных растений, применяемых в тибетской и народной медицине. Калмык Дамбо Ульянов – главный лекарь и лама Донского казачьего войска - перевел с тибетского на русский медицинские трактаты «Чжуд-ши», «Лхантаб» и др.

В Сибири первый университет был открыт в городе Томске в 1870 году. Медицинский факультет в нем заработал с 1876 года под руководством известных профессоров Казанской школы А.С. Догеля и А.Е. Смирнова. Все последующие Сибирские и Дальневосточные медицинские институты и факультеты открылись в годы Советской власти. Алтайский медицинский институт появился в Барнауле в 1954 году в связи с массовым освоением целинных и залежных земель. Его профессиональное становление проходило под влиянием и непосредственном участии ученых и преподавателей столичных и Томского медицинских вузов, но в определенном смысле он стал правопреемником Барнаульской лекарской школы ХYIII столетия, открытой по велению Петра I.

Реферат

по дисциплине «Анатомия»

Основные современные пути развития анатомии.

Киевская анатомическая школа.

Значение научных достижений для развития анатомии человека»

Выполнила:

студентка 1 курса

группы 11 ф/л

Лапикова Марина

г. Ялта, 2012

Ученые, внесшие вклад в изучение анатомии, физиологии и медицины ……………………………………………………….2

Основные современные пути развития анатомии……………..7

Киевская анатомическая школа…………………………………11

Связь анатомии и физиологии с другими науками, изучающими человека……………………………………………………………13

Значение для человека знаний о строении и функциях его организма…………………………………………………………..14

Список использованной литературы……………………………..16

Ученые, внесшие вклад в изучение анатомии, физиологии и медицины

· Гиппократ (около 460 до н.э., остров Кос - 377 до н.э.)

Древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.

· Аристотель (384 до н. э., Стагир - 322 до н. э.)

- древнегреческий философ. Ввел название «аорта». Аристотель отметил общие черты сходства человека и животного, заложил основы описательной и сравнительной анатомии.

· Клавдий Гален (129 или 131- около 200)

- античный медик. Описал около 300 мышц человека. Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Перерезав спинной мозг поперёк, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза. Доказал, что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось ранее.

Создал около 400 трудов по философии, медицине и фармакологии, из которых до нас дошло около сотни. Собрал и классифицировал сведения по медицине, фармации, анатомии, физиологии и фармакологии, накопленные античной наукой.

Описал четверохолмие среднего мозга, семь пар черепномозговых нервов, блуждающий нерв; проводя опыты по перерезке спинного мозга свиней продемонстрировал функциональное различие между передними (двигательными) и задними (чувствительными) корешками спинного мозга.

· Парацельс (1499 – 1541 гг)

Знаменитый врач. Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.

Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным».

· Андреас Везалий (1514 – 1654 гг)

- итальянский естествоиспытатель. Убедившись в том, что многие анатомические тексты Галена, известного римского врача (ок. 130–200 н.э.), основаны на результатах вскрытий животных и, следовательно, не отражают специфики анатомии человека, Везалий решил предпринять экспериментальные исследования человеческого тела. Изучая труды Галена и его взгляды на строение человеческого тела, Везалий исправил свыше 200 ошибок канонизированного античного автора. Итогом стал трактат О строении человеческого тела (De humani corporis fabrica, 1543).

· Уильям Гарвей (1578 – 1657 гг)

- английский медик, основоположник физиологии и эмбриологии. Организовал публичную лекцию в Лондоне. В этой лекции он впервые изложил свое видение систем кровообращения в организме человека, а также других теплокровных животных, провел ряд опытов и экспериментов, которые позволили ему сделать ряд наблюдений. Он вычислил, что кровь движется по кругу, вернее, по двум кругам: малому – через легкие и большому – через все тело.

· Луиджи Гальвани (1787 – 1796 гг)

- итальянский врач, анатом, физиолог и физик, один из основателей электрофизиологии. Первым исследовал электрические явления при мышечном сокращении («животное электричество»).

· Луи Пастер (1822 – 1895 гг)

- французский микробиолог и химик. Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней человека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии.

· Пирогов Николай Иванович (1810 – 1881 гг)

- русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог. Основное значение всей деятельности Пирогова состоит в том, что своим самоотверженным и часто бескорыстным трудом он превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства.



· Сеченов Иван Михайлович (1829 -1905 гг)

Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист, патологоанатом, гистолог, токсиколог, психолог, культуролог, антрополог, естествоиспытатель, химик, физико-химик, физик, биохимик, эволюционист, приборостроитель, военный инженер, педагог, публицист, гуманист, просветитель, философ и мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы

· Мечников Илья Ильич (1845 -1916 гг)

- российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

· Палов Иван Петрович (1849 – 1936 гг)

- один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».

· Боткин Сергей Петрович (1832 – 1889 гг)

Русский врач-терапевт и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле.

· Ухтомский Алексей Алексеевич (1875 – 1942 гг)

- российский и советский физиолог. Главным открытием Ухтомского принято считать разработанный им принцип доминанты - теорию, способную объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека. Принцип доминанты описан им в работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» и в других научных трудах. Этот принцип явился развитием идей Н. Е. Введенского.

· Бурденко Николай Нилович (1876 – 1946 гг)

- русский и советский хирург, организатор здравоохранения, основоположник российской нейрохирургии. Николай Бурденко создал школу хирургов экспериментального направления, разработал методы лечения онкологии центральной и вегетативной нервной системы, патологии ликворообращения, мозгового кровообращения и др. Производил операции по лечению мозговых опухолей, которые до Бурденко насчитывались во всем мире единицами. Он впервые разработал более простые и оригинальные методы проведения этих операций, сделав их массовыми, разработал операции на твёрдой оболочке спинного мозга, производил пересадку участков нервов. Разработал бульботомию - операцию в верхнем отделе спинного мозга по рассечению перевозбуждённых в результате травмы мозга проводящих нервных путей.


Top