Причастный и деепричастный обороты как синтаксические конструкции. Правильное правописание: что такое причастие и деепричастие, правила с примерами

1)Расставьте знаки препинания, графически выделите деепричастные и причастные обороты(подпишите над ними: прич.об. или дееприч.об)

1.Отдохнув от злой погони чуя родину свою пьют уже донские кони арпчайскую струю.
2.Орел с отдаленной поднявшись вершины парит неподвижно со мной наравне.
3.Я в кресло сел и отдыхая следил, как замолкал он потухая.
4.Сидевший там писарь дал одному из солдат пропитанную табачным дымом бумагу.
5.Дом окруженный старым садом был похож на загородный дворец.
6.Низко свешивающееся солнце дробилось в листве деревьев.
7.Город окутанный туманом тихо шумит.
8.Он работал не покладая рук.
2)Выберите правильный ответ - грамматически правильное предложение с деепричастным оборотом:
1.Увидев меня,....
2.было весело.
3.мой друг улыбнулся.
4.стены домов показались мне знакомыми.

1) Спишите предложения. Обозначьте границы причастных оборотов, подчеркните их как определения. Укажите определяемые слова. Образец: Туча х,

нависшая над вершинами тополей/,уже сыпала дождиком. - // выделен причастный оборот, х главное слово.

1. Парк спускался к реке, поросшей зелёным камышом. 2. Густой туман, опустившийся на морем, на несколько минут разорвался. 3. Большие электрические лампочки, свисавшие с потолка в центре длинного зала, гасли одна за другой. 4. Не большие светлые глаза, горевшие тревожным огнём, были серьёзны.

2) Измените два_ три предложения таким образом, чтобы причастный оборот стоял перед определяемым словом. Нужно ли ставить в этом случае запятую?

Образец: /Нависшая над вершинами тополей/ туча х уже сыпала дождиком. - // выделен причастный оборот, х главное слово.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые. Подчеркните определение, выраженное причастным оборотом.

Я знаю Ивана Ивановича Шишкина как человека влюбле…ого в каждый цветок в каждый кустик в каждое деревц.. в наш русский лес и полевые р..внины.

Задание № 4
Составьте 5 предложений с причастиями или причастным оборотом.

1) Найдите определение причастного оборота.

а) два и более причастия в предложении,
б) причастие с зависимыми словами,
в) причастие с определяемым словом.
2) Чем является в предложении причастный оборот?
а) подлежащим, б) определением, в) дополнением.
3) Найдите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятыми:
а) Я слушал журчание воды протекающей в заросших осокою берегах.
б) Вдруг я заметил двух птиц летевших прямо к водопаду.
в) Отряд построили на опушке леса подступавшего к школьному участку.
г) Окруженные серой мглой птицы сбивались с пути.
а) Начатый разговор, слишком рано прерванный, не возобновился.
б) Кое-где на волнах плавно покачивались сверкающие на солнце льдины.
в) Из недавно проснувшихся долин, веяло душистой свежестью.
г) Небольшой деревянный домик, выкрашенный розовой краской, стоял посреди сада.
а) Два разведчика /прокладывающие дорогу пехоте/ вышли на ближайшие подступы к Висле.
б) Володя выловил ложкой /дымящуюся паром картофелину/.
в) Небо было все в звездах /излучающих ровный тихий свет/.
г) /Прикрытую сверху/ хвоей землянику с первого взгляда трудно заметить.
а) Алексей лежит на полосатом тюфяке набитом соломой.
б) На правах старого друга, отыскавшего летчика в лесу, Санька солидно шагал за носилками.
в) Федька жадно смотрит на белеющие на столе кусочки сахара, и с шумом втягивает слюну.
г) Дед смотрел на залитый солнцем и бедно окаймленный редкими кустами берег.
а) Родина! Я вижу ее необъятные поля волнующиеся урожаем.
б) Обширна и многообразна родившая нас страна, неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы.
в) Широки знойные степи, непроходима сибирская тайга раскинувшаяся океаном, многолюдны города разбросанные в нашей стране.
г) На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну, просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.
За их домом находился довольно большой сад (1) оканчивающийся рощицей (2) давно заброшенной (3) и сильно заросшей.
а) 1, б) 1,2, в) 2,3 г) 1,3.
Тест «Причастный оборот».
Вариант №2.
1) Укажите верное условие обособление причастного оборота:
а) стоит перед определяемым словом,
б) стоит после определяемого слова,
в) всегда, независимо от места в предложении.
2) Чем является в предложении краткое причастие?
а) подлежащим, б) определением, в) сказуемым.
3) Найдите предложение, в котором причастный оборот выделяется запятыми:
а) Глазами отца я видел раскрывшийся передо мною величественный мир родной природы.
б) В жухлой траве пожелтевшей от дождя и ветра осторожно пробиралась лиса.
в) Тяжелая обитая конской шкурой дверь юрты приподнялась в стене.
г) Разъедающий глаза и ноздри дым все ещё стоял над вывороченными из земли лиственными деревьями.
4) Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Человеческую жизнь можно сравнить с ручейком, берущим начало свое в недрах земли.
б) У забора, сколоченного из вывесок, стояла стайка ребят.
в) Впереди шел высокий геолог в выгоревшем на солнце костюме.
г) Однажды пастухи заметили, медленно кружащихся над оврагом ворон.
5) Укажите, в каких предложениях неверно обозначены границы причастного оборота (знаки препинания не расставлены):
а) Иван предложил взобраться на глинистый бугор /поросший кустарником/ и посмотреть на реку.
б) /Ярко пылающие искры/ были похожи на большие звезды.
в) Изредка доносились ночные шорохи /звуки приглушенные лесом/.
г) Инстинкт /выработавшийся в нем за дни лесной жизни/ настораживал его.
6) Укажите предложения, в которых верно расставлены знаки препинания:
а) Самолет стоял за лесом на подтаявшем от краев, но еще крепком, льду лесного озерка.
б) Отраженный снегом свет, ослепил Алексея.
в) Возле носилок увидел он сдержанно улыбающееся лицо командира.
г) Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем величии.
7) Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:
а) Говорят, нет вкуснее нашего хлеба, особенно московской выпечки только что привезенной из пекарен.
б) Вкусна горячая выпечка дышащая неповторимыми ароматами.
в) Тут булки разные, посыпанные маком, халы, хлеб ржаной, бублики, расхватываемые мгновенно.
г) Дорога повернула вправо, и слева показалась уходящая вдаль тропинка.
8) Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые.
Солнце светло и высоко стояло над бухтой (1)игравшей с (2) стоящими кораблями и (3) движущимися парусами.
а) 1, б) 1,2, в) 2,3 г) 1,3.

Деепричастия – одна из сложнейших тем в русском языке. Многие даже не могут увидеть ошибку в построении предложения с деепричастным оборотом и деепричастием.

Скажу по секрету, даже великие писатели допускали эти ошибки в деепричастиях; вернее, ошибки употребления деепричастия в предложении. Хотите писать грамотнее, чем некоторые известные писатели? Тогда читайте эту статью.

Для начала немного определений

Это не официальные определения, они даются лишь для того, чтобы вы понимали, что я имею в виду под тем или иным словом. Что есть член предложения, что – часть речи, а что – ни то, ни другое, сейчас неважно.

  • Глагол (сказуемое) – выражает основное действие. Отвечает на вопрос: Что делает? (делал, будет делать и т.д.).
  • Субъект (подлежащее) – совершает это основное действие. Отвечает на вопрос: Кто? Или Что?
  • Деепричастие – обозначает добавочное действие, которое совершает (внимание!) ТОТ ЖЕ САМЫЙ СУБЪЕКТ. Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Деепричастие образуется от глаголов, поэтому мы всегда легко можем превратить его обратно в глагол. Например, шагая – шагает, улыбаясь – улыбается.

Обратите внимание! Это крайне важно: один и тот же субъект совершает и основное (глагол) и добавочное (деепричастие) действие в рамках одного простого предложения.

И правило, которое поможет вам увидеть нарушения в построении предложения с деепричастным оборотом и деепричастием:

Другими словами,

Глагол и деепричастие в одном предложении должны относится к одному субъекту.

Понимаете? Если уж сидит лягушка, то она же и подмигивает:

Хитро подмигивая, на тропинке сидела лягушка.

Это всё. Если вы это понимаете, урок окончен. Но, всё-таки, проверьте себя предложениями ниже.

Тем, кто не понимает, хочу помочь услышать музыку предложений, в которых используется деепричастие. Тогда вы увидите. Тогда вас начнет коробить от неправильно составленных фраз, как от фальшивых нот.

Чаще всего ошибки совершаются, когда автор сам нечетко понимает, что или кто является субъектом действий. Поэтому начнем тренировать это понимание. Предлагаю потренироваться так: ниже я дам предложения с деепричастными оборотами и попрошу разобрать их по следующей схеме:

Еще примеры разбора:
ВООБРАЗИВ СЕБЯ ПОЭТОМ, Я ПЕЛА ПЕСНИ НЕСКЛАДНЫЕ (Tasha Sun).

1. Основное действие: пела.

2. Кто пел? – Я.
3. Добавочное действие: вообразив. Что еще я сделала? – вообразила.

4. 1) Я пела и 2) я вообразила

5. Вроде, все логично.

«ПОДЪЕЗЖАЯ К СИЕЙ СТАНЦИИ И ГЛЯДЯ НА ПРИРОДУ В ОКНО, У МЕНЯ СЛЕТЕЛА ШЛЯПА. И. Ярмонкин» (А.П.Чехов)

1. Основное действие: слетела.

2. Что слетела? – Шляпа.

3. Добавочное действие: Подъезжая и глядя. Что еще делала шляпа? – подъезжала и глядела.

4. Два простых предложения с одним субъектом : 1) Шляпа слетела. 2) Шляпа подъезжала и глядела.

5. Что с ней не так? 🙂

Надеюсь, это повеселит вас.

А вот и примеры предложений с деепричастным оборотом и деепричастием:

1. Сказав это, он вышел.
2. Машина, промчавшись, оставила много дыма.
3. Войдя в комнату, мы можем увидеть роскошный кабинет.
4. Читая много текстов, стала замечать…
5. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу…
6. Преодолев сопротивление, вас ждёт невероятный прорыв во всех областях.
7. Купив билет, у вас есть шанс выиграть путевку на море!
8. (Никак не могла записаться на прием.) А наконец-то записавшись, мне перезвонили.
9. Желая увеличения притока денег, это делается в ущерб другим составляющим этой энергии, как-то: везение, удача и здоровье.
10. Надев платье, оно село, словно сшитое по лекалам.
11. Нарушая инструкции, эффективность вашей работы падает в разы.

В комментариях напишите, пожалуйста, сколько в упражнении предложений построено правильно, а сколько с ошибками употребления деепричастий. И какие предложения вызвали затруднение.

Пишите свои ответы!

PS: когда разберете все примеры сами, проверьте себя !

Причастие и деепричастие - особые части речи, объединяющие в себе морфологические признаки нескольких частей речи. Этим они отличаются от остальных. Кстати, многие ученые-лингвисты относят причастие и деепричастие к глагольным формам, а не выделяют в отдельную часть речи. В данной статье будем говорить о них как о самостоятельных.

Понятие причастия

Причастие и деепричастие в русском языке объединяет то, что обе эти части речи заключают в себе некоторые морфологические признаки глагола: категории вида, возвратности и времени.

Однако причастие тяготеет к прилагательным и выражает признак какого-либо предмета или явления по его действию: читающий, слушающий, строимый, читаемый. Отвечает эта часть речи на вопросы что делающий? что сделавший?. От прилагательного причастие «унаследовало» род, число и падеж - таким образом они и согласуются с существительным, к которому относятся: написанная книга - написанные книги (мн. ч.) - о написанной книге (предложный падеж) - написанный роман (мужской род).

Также причастие может употребляться в полной и краткой формах. Врученный диплом - грамота вручена. В отличие от прилагательных в кратких причастиях пишется сугубо одна буква н. Туманная низина - низина туманна (краткое прилагательное); засеянное поле - поле засеяно (краткое причастие).

Причастия в зависимости от значения могут быть действительными (обозначать признак, создаваемый непосредственно действием - строящий) или страдательными (обозначать признак действия, испытываемого со стороны - строимый).

Понятие деепричастия

Деепричастие тяготеет по грамматическим признакам к наречию: от него часть речи переняла неизменяемость, а вот от глагола у деепричастия остался вид (слушая - прослушав) и возвратность (умывая - умываясь).

Деепричастие обозначает добавочное, дополнительное действие, его легко можно заменить однородным сказуемым.

  • Я шла по улице, радуясь весеннему солнцу. - Я шла по улице и радовалась весеннему солнцу.

Добавочное действие указывает, как действует основной глагол. Шла, радуясь, - деепричастие "радуясь" означает добавочный признак, эмоцию, с которой выполняется основное действие "шла".

Причастия действительные: образование, суффиксы

Причастие и деепричастие образуются от глаголов с помощью специфических суффиксов. Что касается действительных причастий настоящего времени, их производящая основа - глагол этого же времени. У последнего просто отметается окончание и приставляется характерный суффикс причастия: -ущ-/-ющ - и -ащ-/-ящ -.

Здесь следует помнить, что первые суффиксы характерны для причастий, образованных от глаголов первого спряжения, -ащ-/-ящ - употребляются у причастий от глаголов II спряжения.

  • Загорать - загораю (глагол настоящего времени, I спряжения) - загорающий (действительное причастие настоящего времени).
  • Клеить - клею (глагол настоящего времени, II спряжения) - клеящий (действительное причастие настоящего времени).

Эти же причастия прошедшего времени образуются от основы глагола этого же времени с помощью суффиксов -вш-, -ш- .

  • Нести - нес - несший, ползти - полз - ползший.

Так же проверяется безударная гласная перед суффиксом (слово ставится в прошедшее время) веять - веял - веявший.

Причастия страдательные: образование, суффиксы

Страдальные причастия настоящего времени необходимо образовывать от основы глагола I или II спряжения с помощью суффиксов -ем-/-им- соответственно.

  • Решать - решают - решаемый; носить - носят - носимый.

Суффиксы -енн-, -нн-, -т - используются для образования страдательных причастий прошедшего времени. Производящая основа - глагола-инфинитива: решать - решенный; мыть - мытый; прочитать - прочитанный. Следует помнить, что в суффиксе -енн - всегда пишется только буква е после шипящих. Например, сожженный, решенный.

Кроме того, в этом же суффиксе пишется всегда две буквы н . Этим причастия отличаются от отглагольных прилагательных. Последние не имеют приставок и зависимых слов - они пишутся с одной буквой н. Квашеная капуста (отглагольное прилагательное) - квашенная мамой капуста (причастие, есть зависимое слово) - поквашенная капуста (причастие, есть приставка)

Деепричастия: образование, суффиксы

Причастие и деепричастие похожи тем, что у тех и у других производной основой является глагол.

Если говорить о деепричастиях несовершенного вида, то берется основа глагола настоящего времени и к ней приставляется суффикс -а - или -я -.

  • Сторожат - сторожа; блестят - блестя; двигают - двигая; дышат - дыша.

Есть ряд глаголов, от которых образование деепричастия не представляется возможным: пахать, печь, шить, плясать.

Если говорить о деепричастиях совершенного вида, то их следует образовывать от основы инфинитива. При этом участвуют суффиксы -в-, -вши-, -ши -. Например, написать - написав, написавши; принести - принесши.

Таким образом, правописание суффиксов причастий и деепричастий зависит от вида глагола производящей основы, его спряжения. Также иногда следует учесть вид (особо это касается деепричастий). Суффиксы причастий и деепричастий различного значения следует знать наизусть, тогда их корректное написание трудностей не вызовет.

Правописание не с причастиями и деепричастиями

Следует сказать еще об одной орфограмме, часто вызывающей трудности. Как писать частицу не, причастие и деепричастие. Правила, касающиеся последних, достаточно просты: с деепричастием эта частица пишется раздельно, кроме слов, без нее не употребляющихся. Например: не делая, не думая, не схватив, не принесши, но негодуя, ненавидя.

Причастие будет писаться с не раздельно в следующих случаях:

  1. У него есть зависимые слова. Другими словами, если имеет место не одиночное причастие, а причастный оборот (Цветы, не сорванные вчера, расцвели во всей своей красе).
  2. В предложении есть противопоставление, построенное с помощью союза а (Это были не увядшие, а вполне свежие цветы).

Слитно не с причастиями будет писаться вне причастных оборотов: непрекращающийся ливень, невспаханное поле, непрочитанная книга.

Также пишутся слитно с не причастия, которые без этой частицы не употребляются: негодующий, ненавидящий.

Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.

Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.

Что такое обособление?

В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и деепричастные обороты.

Примеры одиночных деепричастий

Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.

Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:

  1. Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
  2. Вернувшись, я застала дома сестру.
  3. Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:

  • засмотревшись;
  • вернувшись;
  • не тренируясь.

На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:

  1. Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
  2. Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
  3. Она молчала, злясь, но труся.

Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.

Выделение запятыми одиночных деепричастий

Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:

  1. Если деепричастие играет в предложении роль второго сказуемого. Сохраняет значение глагола. Указывает на условие, причину или время действия, но не на его образ. Убежав, Марина потеряла сумочку. После праздника гости разъехались, не успокоившись.
  2. Если в уме можно проверить предложение, заменив деепричастие глаголом, или из простого предложения сделать сложное. Когда Марина убежала, она потерла сумочку. Гости после праздника хоть и не успокоились, но разъехались.

Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:

  1. Одиночное деепричастие потеряло значение глагольности или имеет тесную связь со сказуемым. Маша вбежала в комнату не постучавшись. Женя слез с дерева молча и не торопясь.
  2. Если деепричастия являются обстоятельствами образа действия и их нельзя заменить глаголами. Женя слез молча и не торопился.
  3. Если одиночное деепричастие можно заменить существительным. Маша вбежала в комнату без стука.

Выделение одиночных деепричастий в зависимости от их месторасположения в предложении

Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:

  1. Таня примеряла тапочки не торопясь.
  2. По дороге, не торопясь, Таня любовалась цветами.

В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом - "неторопливо".

Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась").

Как образуется деепричастный оборот?

Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.

В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.

Примеры деепричастных оборотов

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:

  1. Весь день по небу ходили темные тучи, то открывая солнце, то опять закрывая его.
  2. Идя рядом с мамой, малыш удивленно и завороженно смотрел на нее.
  3. Радость, принося счастье одним людям, давала другим неизбывное горе.
  4. Я смотрела на солнечный восход, не отрывая глаз.
  5. Малыш, следя за маминой рукой, делал те же самые движения.

Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?

Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:

  1. Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
  2. Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
  3. Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
  4. Обособление деепричастий и обособление обстоятельств - это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.

В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:

  1. Обстоятельства соединяются союзом «и» с необособленным обстоятельством или сказуемым. Она ненавидела его и принимая его знаки внимани. Даша играла шумно и крича от радости.
  2. Обстоятельства сближаются с наречиями. Они теряют добавочное значение и приобретают значение признака действия. Это:
  • деепричастия, которые стали фразеологическими оборотами (не смыкая глаз, засучив рукава, сломя голову, раскрыв рот и другие). Например: Петя работал спустя рукава. Но: засучив рукава, она мыла руки в ванночке. Следует помнить, что фразеологические вводные словосочетания (судя по всему, иначе говоря, собственно говоря, и другие) запятой отделяются.
  • деепричастия, несущие основную смысловую нагрузку. Без них сказуемое выражает мысль не полностью. Стоит эта часть речи обычно после сказуемого. «Наречность» этих деепричастий очевидна в предложениях, где имеется группа однородных членов - деепричастий и наречий. Например: Он отвечал мне не смущаясь и откровенно . Не смущаясь - это деепричастие, а откровенно - наречие.

Запятыми не выделяются деепричастия в составе имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.

От чего следует отличать деепричастия

Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.

Выделяют следующие наречия:

  • припеваючи;
  • крадучись;
  • шутя;
  • молча;
  • сидя;
  • стоя;
  • лежа и другие.

Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко) . В этих предложения используются наречия.

Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.

Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).

Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?

Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:

  1. Причастный оборот или одиночное причастие относятся к определяемому слову (существительному или местоимению). Деепричастие или деепричастный оборот тесно связаны с глаголом-сказуемым. При этом причастие изменяется по числам, родам, падежам, имеет полную и краткую формы, а деепричастие - не изменяемая словоформа.
  2. Причастный оборот и причастие выполняют функцию определения в предложении, а деепричастие и деепричастные обороты выступают в роли различных обстоятельств.
  3. Различны причастия и деепричасти между собой суффиксами. Причастия имеют такие суффиксы как -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ)- -вш-, -ш- у действительных причастий и - ом-(-ем-), -им-- -енн-, -нн-, -т- у страдательных. В то время как деепричастия имеют следующие суффиксы:-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

  1. Если в предложении рядом с деепричастным оборотом стоит союз, то они разделяются запятой. Союзы и не включаются в оборот. Например: Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. Исключением является союз «а», который стоит перед деепричастным оборотом. Он включается в этом случае в оборот. Например: Человеку необходимо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, он расскажет и другим .
  2. Если предложение состоит из нескольких деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, то запятые между ними ставят как при перечислении однородных членов предложения. Например: Она подходила, пошатываясь и придерживая подругу за плечо одной рукой, а другую держала на поясе.
  3. Если в составе одного предложения имеется несколько деепричастных оборотов, относящихся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми. Например: Толкнув ногой калитку, он выбежал на дорогу и, не обращая внимания на людей, понесся прочь.
  4. Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми с двух сторон.

Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.

Как помочь ребенку закрепить изученный материал?

После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.

Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.

После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.

Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.

Урок русского языка в 7классе

Деепричастный и причастный обороты

Скробина Галина Николаевна

Цель урока: закрепление сведений о причастном и деепричастном оборотах; формирование практического умения находить причастные и деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них, различать причастные и деепричастные обороты.

Оборудование : учебник М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2.Проверка д/з.(упр.194) Учитель по тетради ученика проверяет д /з. Ученики исправляют ошибки.

3. Закрепление сведений о причастном и деепричастном оборотах.

- Сегодня мы с вами закрепим практические умения находить причастные и деепричастные обороты в речи и ставить знаки препинания при них.

Вспомните, что такое причастный оборот? Деепричастный оборот?(Ответы детей)

Посмотрите на доску. Какие словосочетания являются причастным оборотом, какие деепричастным?(ответы детей)

На доске:

пунктограммы прич. об. и дееприч. об.

Суффиксы причастий: -ущ-ющ-ащ-ящ-ем-им -ом-вш-ш-енн-ённ-нн-т- какой? какие?

Суффиксы деепричастий: -а-я-в-вши-ши-учи-ючи- что делая? что сделав?

Открыв (что сделав?) читал, открыв книгу,…

Открывший (какой?) ученик, открывший книгу,…

Как вы отличаете причастие от деепричастия? Какую часть речи поясняет причастие? деепричастие? (Ответы детей)

Разделите страничку на 2 колонки: одна - с п.о., другая - с д.о. Я буду читать словосочетания, а вы распределяйте их по колонкам. У причастий и деепричастий выделите суффиксы, у причастий ещё окончание.

Словарно-распределительный диктант

Поющие на заре, вернувшись домой, растущие у реки, опавшие с тополя, не накормив лошадь, будучи студентом, не замеченная мною ошибка, блестя на солнце, несделанная работа

Прочитайте словосочетания, являющиеся п.о. На какой вопрос отвечает п.о.?(Ответы ребят)

Учащиеся объясняют орфограммы в словах: за ря, ра стущие, не замеченная мною

Прочитайте словосочетания, являющиеся д.о.

Учащиеся объясняют орфограммы в словах: бле стя, не накормив.

Расскажите о постановке знаков препинания при п.о.

Чем является п.о. в предложении?

Расскажите о знаках препинания при д.о. Чем является д.о. в предложении?

Объяснительный диктант.

1.Подчеркнуть грамматические основы. 2.Найти п.о. и д.о., выделив суффиксы и окончания, объяснить постановку знаков препинания и графически обозначить эти пунктограммы. В каком стиле речи используются п.о. и д.о.?

Щенок выскочил на улицу, приветливо помахивая хвостиком, но, испугавшись нас, спрятался под крыльцо. Скоро забрезжило заросшее камышом озеро, окружённое глухим лесом. Дорога шла через огромное поле, засеянное яровыми, и, поворачивая вправо, углублялась в лес. Устроившись на сене, мы долго смотрели в бездонный зенит, наполненный шевелящимися звёздами, долго слушали ночь с криком коростеля, бегающего поблизости у самого изголовья. Послышался гудок, и, замедляя ход, к станции подошёл поезд.

Творческое задание

1.Замените часть предложения со словом «который» причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Яблоня, которая не была укрыта соломой, погибла от холода.

2. Замените один из глаголов деепричастием.

Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.

3. Замените причастный оборот деепричастным оборотом .

Учитель, объяснивший знаки препинания при причастном обороте, велел выполнить упражнение.

Тест

1. На месте каких цифр в этом предложении должны стоять запятые?

В горячем воздухе стремительно носились(1) предчувствующие грозу(2) ласточки(3)и (4)схватив на лету стрекозу(5) или мошку(6)резко взлетали ввысь

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

4) 4, 6

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Приблизившись к памятнику,

1) дети решили сфотографироваться.

2) его охватило чувство гордости.

3) он произвёл на нас большое впечатление.

4) у нас возникло желание немного передохнуть.

3. В каком предложении НЕТ причастного оборота?

1) Стрелка Васильевского острова - это мыс острова, рассекающего Неву на два широких рукава (Большую и Малую Неву).

2) Перед зданием Биржи на другой стороне площади стоят две колонны, украшенные изображениями ростр - носовых частей корабля.

3) При Петре Первом на Ростральных колоннах всегда горели маячные огни, в наши дни зажигаемые только по праздникам.

4) Посмотрев направо, вы можете увидеть прекрасную панораму Дворцовой набережной и Зимнего дворца.

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:

Наклонив голову и прищурив глаз () он старательно и очень медленно выводил в письме каждую букву.

1) Нужна запятая, потому что деепричастный оборот стоит перед определяемым словом.

2) Не нужна запятая, потому что деепричастный оборот стоит перед определяемым словом.

3) Нужна запятая, потому что деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

4) Не нужна запятая, потому что это простое предложение

5. В каком предложении должны стоять две запятые, выделяющие причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены)

1) Прочитайте текст и перепишите его расставляя необходимые запятые.

2) Она собирала листы разложенные в строгом порядке на рабочем столе и рассказывала о великолепно проведённых каникулах

3) Закрыв глаза он стал вспоминать необходимый адрес.

4) Кот проснулся и сладко потянувшись ловко спрыгнул с дивана

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перелистывая старые пыльные фотоальбомы(1) и просматривая фотографии(2) и открытки(3) я увидел(4) пожелтевшее от времени (5)письмо с фронта (6)написанное дедушкой(7) за несколько дней до гибели.

1)1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,

2)2, 3, 4, 5,

3)3, 4, 5, 6

4)3, 6

После выполнения теста ученики сдают тетради

4. Итог урока.

- Что общего у причастного и деепричастного оборотов и чем они отличаются? (Ответы ребят)

Домашнее задание: упр.194


Top