Рекомендации по определению стоимости часовой эксплуатации строительных машин и механизмов . Грузовые бортовые автомобили

Порядок применения норм расхода топлива автотранспортными средствами

Нормы расхода топлива предназначены для учета и контроля за фактическим расходованием топлива механическими транспортными средствами, тракторами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Для определения точных норм расхода топлива на автомобили, которые рассчитываются с помощью корректировки линейных норм расхода топлива в зависимости от условий их эксплуатации, организациям следует руководствоваться Инструкцией о порядке применения линейных норм расхода топлива на автомобили, автотракторную технику, машины, механизмы и оборудование, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 16 июня 2005 г. № 28 (в редакции постановления от 17 августа 2007 г. № 47; далее — Инструкция № 28).

Согласно п. 5 Инструкции № 28 нормирование расхода топлива — это установление его допустимой величины в определенных условиях эксплуатации для конкретной модели (модификации) механического транспортного средства. Нормирование расхода топлива производится путем применения базовой нормы (базового расхода) и соответствующих установленных величин повышений (снижений), а также величин дополнительного расхода топлива.

Под линейной нормой понимается базовая норма расхода топлива механическим транспортным средством (кроме трактора), находящимся в технически исправном состоянии, на 100 км пробега в литрах или метрах кубических для сжатого природного газа (далее — СПГ). Норма на работу трактора, машины, механизма и оборудования — это базовый расход топлива при выполнении определенного вида работ в конкретных условиях на машино-час или на выполненную операцию (заполнение (слив) одной цистерны, погрузка (разгрузка) одного комплекта контейнеров и т.п.).

Норма на ездку с грузом — это дополнительный расход топлива для самосвалов и самосвальных автопоездов на одну ездку, связанный с маневрированием и выполнением операций загрузки и разгрузки.

Машино-часом считается фактическое время работы трактора, машины, механизма или оборудования, измеренное в часах.

Норма расхода топлива устанавливается в следующих единицах измерения :

  • для автомобилей, работающих на бензине, дизельном топливе, сжиженном углеводородном газе (далее — СУГ), — в литрах на 100 км пробега;
  • для автомобиля, работающего на СПГ, — в метрах кубических на 100 км пробега;
  • норма расхода топлива на трактор, машину, механизм и оборудование — в литрах на машино-час работы или в литрах на выполнение конкретной операции (заполнение (слив) одной цистерны, загрузка (разгрузка) одного бункера и тому подобное).
При отсутствии установленной линейной нормы расхода топлива (до ее утверждения) учет фактического расхода топлива при движении механического транспортного средства производится по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации для соответствующего механического транспортного средства (кроме трактора). Данный срок не может превышать трех месяцев.

Правила изменения норм расхода топлива (ГСМ)

Существуют факторы, при которых значение нормы повышается или снижается с помощью поправочных коэффициентов, выраженных в процентах.

Условия повышения норм , которые бывают в бюджетном спортивном учреждении:

  • работа автотранспорта в зимнее время года - от 5 до 20%;
  • использование автотранспорта в горных местностях, включая городские и сельские поселения и пригородные зоны, - от 5 до 20%, в зависимости от высоты над уровнем моря;работа транспорта на дорогах со сложным планом (на 100 км пути не менее 500 поворотов) - до 10%;
  • работа транспорта в городах с населением свыше 3 млн. человек - до 25%;
  • в городах с населением от 1 до 3 млн. человек - до 20%;
  • в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;
  • в городах с населением от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;
  • в городах и поселках городского типа с населением до 100 тыс. человек - до 5%;
  • при пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, - до 10%;
  • для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет, - до 5%, более 8 лет - до 10%;
  • при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных и песчаных заносов, сильном снегопаде и гололедице - до 50%;
  • при использовании кондиционера или установки "климат-контроль" при движении автомобиля - до 7%;
  • в зимнее или холодное (при температуре ниже +5 град. С) время года при простоях и прогреве автомобилей и автобусов с работающим двигателем (норма устанавливается из расчета: 1 час простоя равен 140 км пробега).
Снижение нормы расхода топлива может быть в случае, когда автомобиль работает на дорогах общего пользования за пределами природной зоны на равнинной слабохолмистой местности, - до 15%. Если автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне, то поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применяются одновременно несколько надбавок. В таких случаях норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок. Значения зимних надбавок к нормам расхода классифицированы по регионам РФ на основании значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, опыта эксплуатации АТС в регионах (ГОСТ 16350-80 "Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей"). Указанный период применения зимних надбавок и их величина оформляются распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии распоряжений - приказом руководителя.

Если автомобильное средство учреждения отправляется в другую климатическую зону, например в командировку, то применять рекомендуется надбавки, установленные для начального и конечного пунктов.


Дополнительно о путевых листах : Путевые листы бланки :

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 5 млн. человек - до 35%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 1 до 5 млн. человек - до 25%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

(см. текст в предыдущей редакции)

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

(см. текст в предыдущей редакции)

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 - 40 км/ч - до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

При использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) при движении автомобиля - до 7%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:

(см. текст в предыдущей редакции)

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);

Вопрос расхода дизеля является самым основным при приобретении спецтехники с двигателями внутреннего сгорания.

Любое устройство необходимо изначально поставить на баланс. Топливо при этом списывается по существующим нормативным документам. Однако, для спецтехники нет четких показателей расхода дизтоплива на 100 км. Производители наоборот устанавливают расход на единицу мощности двигателя.

Для определения и точного расчета формулы необходимо четко знать все нужные составляющие:

  • N - это мощность двигателя, измеряющаяся в кВт;
  • t – время расхода топлива, то есть 1 час;
  • G – удельный расход топлива машины, г/кВт-ч;
  • % – процент загруженности машины во время работы;
  • p – плотность топлива. Для дизеля плотность постоянная и составляет 850 грамм на литр.

Мощность двигателя в основном определяется в лошадиных силах. Для того чтобы узнать мощность в кВт необходимо посмотреть в документы о технике от производителя.

Удельный расход топлива представляет собой показатель сведений о потреблении двигателя при определенных нагрузках. Такие данные не найти в документах о технике, их необходимо уточнять при покупке или у официальных дилеров.

Главной составляющей в формуле расчета является процент загруженности техники. Под ним понимают сведения о работе ДВС на максимальных оборотах. Процент указывается производителем для каждого типа транспорта. Например, для некоторых погрузчиков на базе МТЗ из всех 100 % рабочего времени, на максимальных оборотах двигатель проработает примерно 30%.

Удельный расход топлива

Вернемся к удельному расходу. Выражается он в отношении израсходованного горючего на 1 единицу мощности. Таким образом, чтобы рассчитать всё в теории, для максимального значения необходимо использовать формулу Q=N*q. Где Q является искомым показателем расхода горючего за 1 час работы, q – удельный расход топлива и N – мощность агрегата.

Например, имеются данные о мощности двигателя в кВт: N = 75, q = 265. За один час работы такой агрегат будет потреблять почти 20 кг соляры. При таком расчете стоит помнить о том, что агрегат не будет на протяжении всего времени работать непосредственно на максимальных оборотах. Также расчет топлива ведется в литрах, поэтому чтобы не переводить все по таблицам и не ошибиться в следующих расчетах, необходимо использовать усовершенствованную формулу расчета Q = Nq/(1000*R*k1).

В данной формуле искомый результат Q определяет расход топлива в литрах за один час работы. k1 – является коэффициентом, указывающим на работу двигателя при максимальных оборотах коленчатого вала. R – постоянная величина, соответствующая плотности топлива. Остальные показатели остаются прежними.

Коэффициент максимальной работы двигателя равен 2,3. Рассчитывается по формуле 70% нормальной работы / на 30% работы на повышенных оборотах.

Стоит помнить о том, что на практике, расходы по теории всегда выше, так как двигатель лишь часть времени работает на максимальных оборотах.

Расчет расхода топлива мотоблока

Многие владельцы дачных участков и не только они зачастую задаются вопросом о том, каким же образом возможно произвести расчет потребления топлива у мотоблока при определенной работе.

Рассчитать потребление бензина у мотоблока можно только при непосредственной его работе. Для этого необходимо залить бачок топлива мотоблока по максимальному уровню бензином. Затем нужно производить вспашку земли. По завершении вспашки определенного участка необходимо замерить площадь вспаханного участка. После этого посчитать сколько топлива было потрачено на вспашку данного участка. Аналогично для всех других типов работ (уборка картофеля, мульчирование, покос и т.д.)

Рассчитывается это дело с использованием электронных весов. Берется простая тара с топливом и измеряется ее удельный вес. Затем на весах устанавливается тарирование. После этого нужно в бак долить топливо до прежнего уровня и тару с топливом обязательно вновь установить на весы. Электронные весы покажут разницу между канистрами топлива. Данная разница и будет итоговым показателем расхода горючего на площадь земли, с которой была произведена работа. В отличие от первого случая со спецтехникой, здесь потребление горючего ведется в килограммах.

При этом стоит помнить о том, что скорость работы мотокультиватора примерно должна составлять от 0,5 до 1 км за один час работы. На основании этого, производится общий расчет расхода топлива по часам. По установленным нормативам, от производителей мотоблоков имеются данные о среднем расходе топлива за один час работы. Для маломощных мотоблоков мощностью 3,5 л.с. расход колеблется в пределах от 0,9 до 1,5 кг за один час работы.

Мотоблоки средней мощности потребляют в среднем от 0.9 до 1 кг/час. Самые мощные устройства расходуют на один час от 1,1 до 1.6 кг.

Нормы расхода топлива за один моточас для дизельный двигателей

Нормы потребления дизельного топлива для спецтехники составляют в среднем при простом транспортном режиме 5,5 л на 1 час работы. При экскавации грунтов по первой или второй степени расход снижается до 4,2 литра за 1 час работы.

Если производить дополнительно погрузку или разгрузку данных грунтов, то для всех экскаваторов на базе МТЗ расход будет равен 4,6 литрам за 1 час работы.

http://traktoramtz.ru

Обладая информацией о себестоимости одного машино-часа работы транспортного средства, компания имеет возможность выгодно выбрать поставщика, предоставляющего услуги по аренде машин и механизмов. Предлагаем вам подробный алгоритм такого расчета.

Для определения себестоимости работы транспортной техники необходимо в первую очередь рассчитать себестоимость одного машино-часа. Данный расчет необходим в следующих случаях:

  • выбор поставщика транспортных услуг для нужд предприятия. Обладая информацией о реальной себестоимости одного машино-часа, можно выбрать поставщика на наиболее выгодных условиях. Анализ рынка в данном случае не даст объективную информацию, так как поставщики стремятся к получению максимальной прибыли;
  • сдача в аренду собственных машин и механизмов сторонним организациям. Правильный расчет позволит установить оптимальный размер плановых накоплений.

Для определения себестоимости одного машино-часа определенного вида транспортного средства необходимо учитывать следующие показатели:

  • балансовая стоимость транспортного средства;
  • амортизация основного средства;
  • затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание;
  • затраты на топливо и горюче-смазочные материалы;
  • оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы;
  • накладные расходы.

Рассмотрим подробнее каждый показатель и приведем примеры расчета.

Балансовая стоимость транспортного средства — стоимость транспортного средства, отраженная в учетных документах, которая при приобретении транспортного средства равна первоначальной стоимости транспортного средства, а после переоценки равна восстановительной или полной восстановительной стоимости транспортного средства.

Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода определяется по формуле:

  1. = (1 / n ) × 100 %,

где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Обратите внимание!

При установлении сроков полезного использования основных средств необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред. от 10.12.2010).

Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание машин определяется по формуле:

где В с — восстановительная стоимость машины, руб.;

Н р — норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин;

Т — годовой режим работы машин, маш.-ч/год.

Затраты на топливо и горюче-смазочные материалы можно определить на основании норм расхода на топливо и смазочные материалы, установленных в конкретной организации. Обычно эти нормы устанавливают и утверждают на производственном совещании в компании.

Также можно руководствоваться методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.05.2014).

Оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы зависит от формы оплаты труда в компании. Наиболее распространенными является сдельная и повременная форма оплаты труда.

Сдельная форма оплаты труда предполагает оплату труда по количеству произведенной продукции (работы) установленного качества с учетом сложности и условий труда. Согласно принятому порядку учета может учитываться результат труда каждого исполнителя в отдельности или коллективной (групповой) результат (по всей группе работающих).

При повременной форме труд оплачивается в зависимости от отработанного времени по часовым, дневным и месячным ставкам или окладам. Данная форма оплаты применяется в тех случаях, когда выработка отдельного работника не может быть точно учтена и выражена в определенном количестве продукции или работы или когда по характеру работы экономически нецелесообразно переводить работников на сдельную оплату труда.

Пример 1

Исходные данные:

  • количество отработанных часов в месяц — 162;
  • расценка за час, установленная в компании, — 130 руб./ч;
  • повышающий коэффициент — 1,3.

Заработная плата с учетом НДФЛ составит: 162 × 130 × 1,3 = 27 378,00 руб.

Отчисления с заработной платы: 27 378,00 × 0,3 = 8213,4 руб.

____________________

Накладные расходы сопутствуют основному производству, связаны с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.

Пример 2

Предположим, что в примере 1 рассмотрено промышленное строительство. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 90 % от фонда оплаты труда. Соответственно, накладные расходы составят: 27 378,00 × 0,9 = 24 640,20 руб.

______________________________

Рассмотрим пример расчета себестоимости за 1 машино-час.

Пример 3

Рассчитаем себестоимость 1 машино-часа работы автокрана короткообразного ZOOMLION RT-550 грузоподъемностью 55 т. Для расчета используем следующие данные:

  • балансовая стоимость автокрана — 10, 3 млн руб.;
  • срок полезного использования — 61 месяц;
  • количество отработанных часов в месяц — 166;
  • годовая норма затрат на техническое обслуживание и ремонт машины — 23 %;
  • тарифная ставка для оплаты труда — 140 руб./ч;
  • норма расхода топлива на 1 маш/час — 14, 3 л;
  • стоимость 1 л ГСМ — 27,34 руб.;
  • норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива — 2 л;
  • стоимость 1 л смазочных материалов — 169,49 руб.;
  • норма накладных расходов — 90 % от фонда оплата труда.

Расчет представлен в таблице.

Таблица 2. Калькуляция себестоимости 1 машино-часа работы автокрана

Наименование механизма: Автокран короткообразный ZOOMLION RT-550, г/п 55 т

№ п/п

Наименование затрат

Единица измерения

Расчет

Итого

Балансовая стоимость

Амортизация

Норма месячной амортизации

1 / 61 мес. × 100 %

Месячная амортизация

10 300 000,00 / 1,64 % × 100 %

Часовая амортизация

168 920,00 / 166,00

1 017,18

Затраты на техническое обслуживание и ремонт машины

Годовая норма

Годовые затраты

10 300 000,00 × 0,23

Месячные затраты

2 369 000 / 12,00

Часовые затраты

197 416,67 / 166,00

1 189,26

Оплата труда (зарплата машиниста)

Тарифная ставка, руб./ч

Страховые взносы

Часовая заработная плата

Затраты на топливо

Норма расхода топлива на 1 маш.-ч

Стоимость 1 л ГСМ

Часовая стоимость топлива

Затраты на смазочные материалы

Норма расхода масла на 100 л расхода топлива (автокран)

Норма расхода масла в соответствии с нормой расхода ГСМ

14,30 × 2,00 / 100

Часовые затраты на смазочные материалы

Накладные расходы

Итого себестоимость за 1 машино-час

1017,18 + 1189,26 + 182 + 390,96 + 48,47 + 126

4.1. Нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения

Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и ус­танавливается отдельно.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

-базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

-транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы;

-автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

-самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, - или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

Для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива;

Для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) - в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22±0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан- бутановой смеси);

Для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (СПГ) - в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1±0,1 м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);

Для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в м 3 с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.

1. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20% (включительно - и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов).

2. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

    от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

    от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

    от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

    свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

3. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

4. Работа автотранспорта в городах с населением:

    свыше 3 млн. человек - до 25%;

    от 1 до 3 млн. человек - до 20%;

    от 250 тыс. до1 млн. человек - до 15%;

    от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

До 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

5. Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы- автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

6. Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случая:

С пониженной средней скоростью движения автомобилей 20...40 км/ч - до 15%;

С пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

7. При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта, (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

8. При централизованном перегоне автомобилей:

Своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до10%;

При перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%;

При перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

9. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации:

Более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км- до 5%;

Более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс.км - до 10%.

10. При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия - до 10%.

11. При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п.- до 20%.

12. При работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

Для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%;

Для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

13. При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях:

    для дорог I, II и III категорий - до 35%;

14. При учебной езде:

    на дорогах общего пользования - до 20%;

    на специально отведенных учебных площадках, при ма­неврировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

15. При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля - до 7% от базовой нормы.

16. При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

17. При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

18. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

19. Допускается на основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации:

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);

Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;

Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:

На каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км - с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 м 3 /100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе;

При газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

Норма расхода топлив может снижаться.

1. При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) - до 15%.

2. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

Для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий - до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

Для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля - до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно разделу 4.3;

На маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа,

До 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств - при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

На период действия документа «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данных нормах расхода), руководители местных администраций регионов ипредприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

гдеQ h - нормативный расход топлива, л;

H s - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля,

S - пробег автомобиля, км;

D

Пример. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 500 - 1500 м, совершил пробег 244 км.

Исходные данные:

Базовая норма для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляетH s = 13,0 л/100 км;

Надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 500 до 1500 м составляетD = 5%.

ДЛЯ АВТОБУСОВ нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично легковым автомобилям. В случае использования на автобусе в зимнее время штатных независимых отопителей, расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:

, (2)

гдеQ h

H s - базовая норма расхода топлива на пробег автобуса,

л/100 км или м /100 км;

S - пробег автобуса, км;

Н от - норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/час;

Т - время работы автомобиля с включеннымотопителем, час;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Пример. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км, при времени работы на линии 8 часов.

Исходные данные:

Базовая норма на пробег для городского автобуса Ikarus- 280.33 составляетH s = 43,0 л/100 км;

Надбавка за работу в зимнее время составляетD = 10%;

Норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Н от =3,5 л/час.

Нормируемый расход топлива составляет:

ДЛЯ БОРТОВЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИЛИ АВТОПОЕЗДОВ

,(3)

гдеQ H - нормативный расход топлива, в литрах или м 3 ;

S

H saв - норма расхода топлива на пробег автопоезда,

H sa в =H s +H g ·G г p , л/100 км или м /100 км,

H s - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км или м/100 км;

H sa в =H s - для одиночного автомобиля, тягача, л/100 км или м 3 /100 км;

H g - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м /100 ткм);

H w - норма расхода топлива на транспортную работу,

л/100 ткм или м /100 ткм;

W - объем транспортной работы,W = G г p S г p , т км;

G sp - масса груза, т;

S г p - пробег с грузом, км;

G п p - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная

надбавка или снижение) к норме в процентах.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив:

    для бензина - до 2 л;

    сжиженного нефтяного газа (СНГ) - до 2,64 л;

    сжатого природного газа (СПГ) - до 2 м;

    при газодизельном питании ориентировочно - до 1,2 м 3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:

    бензина - до 2 л;

    дизельного топлива - до 1,3 л;

    сжиженного газа - до 2,64 л;

    природного газа - до 2 м;

Пример 1. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при общем пробеге 217 км выполнил транспортную работу в размере 820 ткм в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или их снижения.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-43141 составляетH s = 31,0 л/100 км;

Норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляетH w = 2,0 л/100 ткм.

Нормируемый расход топлива составляет:

Пример 2. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 при общем пробеге 1000 км по маршруту Брянск-Москва-Брянск выполнил перевозку груза массой 3,5 тонны из Москвы в Брянск в зимних условиях эксплуатации.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 составляет H s = 24,5 л/100 км;

Норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляетH w = 1,3 л/100 ткм.

Надбавки на работу в зимнее время в Брянской области D = 10 процентов.

Нормируемый расход топлива составляет:

Пример 3. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350, выполнил 6413 ткм транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте от 1501 до 2000 метров и совершил общий пробег 475 км.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляетH s = 25,0 л/100 км;

H w = 1,3 л/100 ткм;

Норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляетH g = 1,3 л/100 ткм;

Надбавки на работу в зимнее времяD = 10%, на работу в горных условиях на высоте от 1501 до 2000 метров над уровнем моряD = 10 процентов, D =10+10=20%;

Масса снаряженного прицепа ГКБ-8350G np = 3,5 тонны;

Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

H sa в =H s +H g ·G np = 25 +1,3· 3,5 = 29,55 л/100 км.

Нормируемый расход топлива:

Пример 4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 с прицепом ГКБ-8350, при общем пробеге 2000 км по маршруту Киров- Москва-Киров выполнил перевозку груза массой 3,5 тонны из Москвы в Киров в зимних условиях на дорогах общего пользования II категории.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 установлена приказом руководителя предприятия и составляет H s = 24,5 л/100 км;

Норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетH w = 1,3 л/100 ткм;

Норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляетH g = 1,3 л/100 ткм;

Масса снаряженного прицепа ГКБ-8350G np = 3,5 тонны;

Надбавки на работу в зимнее время в Кировской области D = 12 %,

Снижение расхода топлива при работе на дороге общего пользования II категорииD = -8%. Итого ∑ D=12-8=4%;

Объем транспортной работы,W = G г p · S г p = 3,5·1000 =3500ткм;

Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: автомобиль КамАЗ-53212 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

H sa в =H s +H g ·G np = 24,5 +1,3 · 3,5 = 29,05 л/100 км.

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ СЕДЕЛЬНЫХ ТЯГАЧЕЙ нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично грузовым бортовым автомобилям.

Пример. Из путевого листа установлено, что автомобиль- тягач МАЗ-5429 с полуприцепом MA3-5205A выполнил 9520 ткм транспортной работы при пробеге 595 км по загородной дороге с усовершенствованным покрытием.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ- 5429 составляетH s = 23,0 л/100 км;

Норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетH w = 1,3 л/100 ткм;

Норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа составляетH g = 1,3 л/100 ткм;

Масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А G np = 5,7 тонны;

Надбавка на работу в зимнее время D = 10%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15 %; Итого ∑ D=10-15= 5%;

Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А составляет:

H sa в =H s +H g ·G np = 23 +1,3· 5,7 = 30,41 л/100 км.

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ И САМОСВАЛЬНЫХ АВТОПОЕЗДОВ нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:

, (4)

гдеH сам - норма расхода топлива самосвального автопоезда,

H сам =H s +H w · (G np + 0,5·q),л/100 км;

H w - норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т км или м /100 т км;

G np -собственная масса прицепа, полуприцепа, т;

q - грузоподъемность прицепа, т;

H s - базовая норма расхода топлива автомобиля самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;

S - пробег автомобиля или автопоезда, км;

H z - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, л;

Z - количество ездок с грузом за смену;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки - 0,5):

    бензина - до 2 л;

    дизельного топлива - до 1,3 л;

    сжиженного газа - до 2,64 л;

    природного газа - до 2 м.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив(H z ) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

    до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

    до 0,2 м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей.

Пример 1. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-510 совершил пробег 165 км, выполнив при этом 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере на дороге IV категории.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-510 составляетH s = 28,0 л/100 км;

Норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляетH z = 0,25 л;

Надбавка на работу в зимнее времяD = 10%, на работу в карьере с грузом D = 30%. Итого ∑ D=10+30= 40%;

Нормируемый расход топлива:

Пример 2. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 тонн кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 тонн щебня. Общий пробег составил 240 км.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 составляетH s = 34,0 л/100 км;

Норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетH w = 1,3 л/ ткм;

Работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;

Масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 G np = 4,5 тонны;

Учитывая, что коэффициент загрузки более 0,5, норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:

H сам =H s +H w ·G np =34,0 +1,3 · 4,5 = 39,85 л/100 км;

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-ФУРГОНОВ (СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ), выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям.

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента - до 10% к базовой норме.

Пример. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляетH s = 34,0 л/100 км;

Надбавка на работу, с почасовой оплатойD = 10 %, надбавка на работу с частыми технологическими остановками D = 8 %. Итого ∑ D=10+8=18%;

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МИКРОАВТОБУСОВ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА нормируемое значение расхода топлива рассчитывается аналогично легковым автомобилям российского производства по формуле (1).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

Автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

Автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).

Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:

гдеH sc - индивидуальная норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (в случаях, когда специальный автомобиль предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выпол­нения транспортной работы:H " sc =H sc +H w · W ;

Н т - норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/час или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и др.);

S - пробег автомобиля;

Т - время работы оборудования, час или количество выполненных операций;

D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, процент (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях). Нормативный расход топлива для специальных автомобилей, выполняющих работу впроцессе передвижения, определяется следующим образом:

гдеH sc - индивидуальная норма расхода топлива на пробег

спецавтомобиля, л/100 км;

S " - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

H s " - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы по время передвижения, л/100 км;

S " - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

H sd - дополнительная норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси, л;

N - количество кузовов разбрасываемого песка или смеси за смену.

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвиже­ние) устанавливаются, исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

Нормы расхода топлив для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова).

Пример. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для автомобильного крана КС-4571 составляетH sc = 52 л/100 км;

Норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Н т = 8,4 л/100 км;

Надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи км после капитального ремонтаD = 5 %.

Нормируемый расход топлива.


Top