Советские легкие танки второй мировой. Учебник танкиста: легкие танки ссср

Послевоенные лёгкие танки

малыми танками и танкетками










arrse.co.uk






s3.zetaboards.com





Послевоенные лёгкие танки

Расцвет лёгких танков пришёлся на межвоенный период, когда в большинстве армий мира именно они (наряду с ещё более миниатюрными малыми танками и танкетками) составляли основу вооружения танковых войск. Но наметившаяся ещё во время Второй мировой войны глубокая специализация лёгких бронированных машин привела к появлению новых типов боевой техники.

К концу XX века машины, которые можно традиционно отнести к «лёгким танкам», были представлены бронированными разведывательнымих машинами (например, FV101 Scorpion и M551 Sheridan), истребителями танков (Ikv 91, Steyr SK 105 Kürassier), противотанковыми САУ («Спрут-СД»). Впрочем, в некоторых государствах на вооружении остались и «настоящие» лёгкие танки.

В этом фотообзоре представлены гусеничные боевые машины второй половины XX – начала ХХI века, которые либо официально классифицируются как лёгкие танки, либо обладают сочетанием признаков, позволяющим отнести их к этому условному в наше время типу. Такими признаками являются наличие хотя бы противопульной брони, значительно меньшая, чем у основных боевых танков, масса, относительно мощное основное вооружение (пушки среднего калибра, предназначенные для огня прямой наводкой) и отсутствие отсека для перевозки пехоты.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши - это затемнит подложку подписи.

ПТ-76, СССР. В эксплуатации с 1951 года. На фотографии ПТ-76 египетской армии, захваченый израильтянами, в музее «Яд ле-Ширьон». Плавающий танк. Масса 14,5 тонн, двигатель 240 л.с. Вооружение: 76,2-мм пушка, 7,62-мм пулемёт. Экипаж 3 человека. Построено более 3000 штук


AMX-13, Франция. В производстве с 1952 года. На фотографии – AMX-13–105 вооружённых сил Перу (с дополнительными 12,7-мм пулемётами и установкой ПТУР). Масса 14,5 тонн. Двигатель 250 л.с. Вооружение: 75-мм, 90-мм или 105-мм (с начала 70-х гг.) пушка с автоматом заряжания, 7,62-мм пулемёт. Экипаж 3 человека. Построено около 7700 штук


M41 Walker Bulldog, США. В эксплуатации с 1953 года. На фотографии – модификация M41 DK1 датской армии. Масса базового M41 23,5 тонны. Двигатель 500 л.с. Вооружение: 76,2-мм пушка, 7,62-мм и 12,7-мм пулемёты. Экипаж 4 человека. Построено более 3700 штук


T92, США. Два прототипа были собраны в 1955–57 годах. На вооружение не принимался. Масса 16,8 тонн. Двигатель 340 л.с. Вооружение: 76,2-мм пушка, 12,7-мм и 2×7,62-мм пулемёта. Экипаж 4 человека


Тип 62, Китай. В эксплуатации с 1963 года. На фотографии экспонат из мемориального комплекса, посвящённого событиям на о. Даманский в 1969 году. Масса 20,5 тонн. Двигатель 430 л.с. Вооружение: 85-мм пушка, 12,7- и 7,62-мм пулемёты. Экипаж 4 человека. Построено около 1200 штук


Тип 63, Китай. В эксплуатации с 1963 года. Плавающий танк. Масса 18,4 тонны. Двигатель 402 л.с. Вооружение: 85-мм пушка, 7,62-мм и 12,7-мм пулемёты. Построено более 1800 штук


M551 Sheridan, США. В эксплуатации с 1969 года. Плавающий танк. Масса 15,2 тонны. Двигатель 300 л.с. Вооружение: 152-мм пушка – пусковая установка ПТУР, 7,62-мм и 12,7-мм пулемёты. Экипаж 4 человека. Построено около 1700 штук


Steyr SK 105 Kürassier, Австрия. В эксплуатации с 1971 года. Машина на базе австрийского БТР Saurer 4K с усовершенствованной башней, от AMX-13. Масса 17,7 тонн. Двигатель 320 л.с. Вооружение: 105-мм пушка, 7,62-мм пулемёт. Экипаж 3 человека. Построено около 600 машин


FV101 Scorpion, Великобритания. В эксплуатации с 1973 года. На фотографии машины из состава британского контингента в Белизе, 1989 год. Масса 8,1 тонны. Двигатель 190 л.с. Вооружение: 76-мм пушка (или 90-мм в варианте Scorpion 90), 7,62-мм пулемёт. Экипаж 3 человека. Построено около 1500 штук
arrse.co.uk


Тип 64, Тайвань. В эксплуатации с 1975 года. «Гибрид» шасси ЗСУ M42 Duster и башни противотанковой САУ M18 Hellcat. Масса 25 тонн. Двигатель 500 л.с. Вооружение: 76-мм пушка, 7,62-мм и 12,7-мм пулемёты. Экипаж 4 человека. Построено более 50 машин


Infanterikanonvagn 91 (Ikv 91), Швеция. В эксплуатации с 1976 года. Масса 16,3 тонны. Двигатель 330 л.с. Вооружение: 90-мм пушка, 2×7,62-мм пулемёта. Построено 212 машин


Expeditionary tank, США. Прототип построен в 1985 году. На вооружение принят не был; башня используется в серийной колёсной противотанковой САУ M1128 семейства Stryker. Масса 19 тонн (до 30 тонн с навесной бронёй). Двигатель 660 л.с. Основное вооружение – 105-мм пушка с автоматом заряжания и темпом стрельбы до 6 выстр/мин. Экипаж 2 человека


Stingray, США. В эксплуатации с 1988 года. Стоит на вооружении армии Таиланда. Масса 22,6 тонны. Двигатель 550 л/с. Вооружение: 105-мм пушка, 7,62- и 12,7-мм пулемёты. Экипаж 4 человека. Построено не менее 106 машин
s3.zetaboards.com


Тип 63А, Китай. Производится с 1997 года, модификация плавающего танка Тип 63 со 105-мм пушкой. Масса 20 тонн. Двигатель 581 л.с. Экипаж 4 человека. На конец 2000-х гг. в НОАК насчитывалось около 300 машин


CV90120-Т, Швеция. Прототип построен в 1998 году. Вариант боевой машины на базе универсального бронированного гусеничного шасси CV90. Масса 28 тонн. Двигатель 615 л.с. Вооружение: 120-мм пушка, 7,62-мм пулемёт


2С25 «Спрут-СД», Россия. В эксплуатации с 2005 года. Авиадесантная плавающая противотанковая САУ. Масса 18 тонн. Двигатель 510 л.с. Вооружение: 125-мм пушка, 7,62-мм пулемёт. Экипаж 3 человека. Построено порядка 36 машин


Советские лёгкие танки неплохо вооружены и довольно подвижны. Однако слабость обзора и бронирования даёт о себе знать, да и с манёвренностью могут быть проблемы.

Стандартные танки

МС-1

Первый танк советской линии. Каждый танкист начинает именно с него. По сравнению с другими «единичками» показывает неплохие динамические характеристики (Разве что уступает T1 Cunningham в скорости).Имеет самое малое кол-во ХП на уровне. Имеет довольно мощную для своего уровня, но неточную 45 мм пушку, которая вполне может насолить танкам 2-го и выше уровней.

БТ-2

Достоинства танка - его разгон, большая максимальная скорость и 45 мм пушка. В отрицательных характеристиках - «картонная» броня, плохая управляемость, частые возгорания двигателя. Один из лучших танков 2 уровня для засвета противника, захода в тыл и уничтожения САУ. Будет хорош в группе себе подобных. Он может прекрасно таранить любую арту до 3 уровня (за некоторым исключением).

БТ-7

Модернизированный танк БТ-2 . Вполне может в бою заполучить «Рейдера» или Захватчика, если действовать грамотно. Как и свой предшественник имеет неплохую скорость, но посредственную маневренность. Лучшая тактика это свет. Активный и не спящий. На БТ-7 очень хорошей тактикой будет так называемая "волчья стая", которая вполне способна разнести любого противника(кроме Maus). Как прорвётесь на вражескую базу - уничтожайте артиллерию. Или захватывайте базу при возможности.

А-20

Последний лёгкий танк в ветке прокачки средних. Довольно быстрый и маневренный. Как и БТ является отличным светом для команды. Большой выбор орудий, от автоматической 37 мм до 76 мм пушки. Но не думайте, что внешняя схожесть с Т-34 делает его средним танком. А-20 всё ещё имеет картонную броню, но иногда может отскочить. Легко справляется с танками одиночками.

Т-26

Первый шаг к советским тяжёлым танкам. Имеет неплохую динамику и управляемость, отличную пушку. Лучше не вступать в ближний бой, так как сей танк имеет тонкую броню, да еще и под прямым углом. У практически всех орудий неплохая пробиваемость и урон, так что «не пробил» не будет для вас проблемой.

Т-46

Т-46 является последним шагом на пути к советским тяжам. В минусах всё та же тонкая броня, которая буквально насквозь пробивается практически любым орудием «конкурентов». Из плюсов можно увидеть большой выбор вооружения, отличную динамику и возможность установки 76 мм орудия, благодаря которому танк становиться «шотганом» (В ближнем бою может пробить даже КВ. Если повезёт). Лучшее использование - прорыв по флангам и уничтожение вражеской артиллерии. Но опять же не забудьте о сверхтонкой, прямоугловой броне.

Т-50

Т-50 является хорошим светляком и очень серьёзной угрозой для одноклассников. На то есть несколько причин: хорошие динамика и манёвренность, крепкая равномерная рикошетная броня и довольно неплохое вооружение. Однако обзор у танка не выдающийся, да и от плотного огня броня всё равно не спасёт.Если на нём правильно действовать то можно и вытащить бой и легко уничтожать пт и арту.

Премиумные танки

Тетрарх

Тетрарх - подарок разработчиков всем игрокам на 2012 год. Отличается очень хорошим для премиумного танка вооружением и неплохим разгоном и рекордным обзором на уровне. Однако манёвренностью танк не вышел, броня очень тонкая, а прочности по меркам 2 уровня немного. Всё это вынуждает действовать из засады либо в группе себе подобных.

М3 лёгкий

Этот танк был новогодним подарком в 2011 году, также его можно было получить по некоторым акциям. Хотя ленд-лизовская версия Стюарта и проигрывает по боевым качествам своему американскому коллеге, у танка Советского союза есть и традиционные для премиумных машин преимущества - пониженный уровень боёв, повышенная доходность и возможность тренировать экипажи советских лёгких танков.

Танк создан на основе французского танка FT-17 и его итальянского варианта «Фиат 3000» и принят на вооружение в 1928 г. Танк выпускался в трех модификациях: образца 1927 г, образца 1929 г и образца 1930 г. Основное отличие последней модификации заключалось в увеличении мощности двигателя и замене пулемета Федорова на Дегтярова. Всего было выпущено 959 маши. К началу войны РККА имело 160 танков и 450 бронекорпусов, превращенных в ДОТы. ТТХ танка – длина – 4,4 м; ширина – 1,8 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 5,3 т; бронирование – 8-16 мм; тип двигателя — рядный 4 цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения; мощность – 35-40 л.с; удельная мощность – 6,6 л.с./т; скорость передвижения по шоссе – 16 км/ч; запас хода – 100 км; основное вооружение — 37-мм пушка Гочкиса; боезапас – 104 выстрела; дополнительное вооружение – два 6,5-мм пулемета Федорова (боезапас – 1 800 патронов) или 7,62-мм пулемет ДТ-29 (боезапас – 2 016 патронов); экипаж – 2 человека.

Танк создан на основе английского танка «Виккерс Mk-E» и принят на вооружение в 1931 г. и выпускался в 8 модификациях: Т-26 образца 1931 г. (двухбашенная версия с пулемётным вооружением); Т-26 образца 1932 г. (двухбашенная версия с пушечно-пулемётным вооружением (37-мм пушка в одной из башен и пулемёт в другой); Т-26 образца 1933 г. (однобашенная версия с цилиндрической башней и 45-мм пушкой); Т-26 образца 1938 г. (однобашенная версия с конической башней и сварным корпусом); Т-26 образца 1939 г. (Т-26 образца 1938 г. с усиленным бронированием); Т-26РТ (двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1); Т-26ТУ (командирская версия с радиостанцией); Т-26A (с короткоствольной 76-мм танковой пушкой).

Всего было выпущено 11 218 машин. На базе танка выпускались огнеметные танки ОТ-26, ОТ-130, ОТ-133 и ОТ-134, САУ СУ-5, а также телетанк ТТ-26, бронетранспортеры и тягачи. ТТХ танка: длина – 4,6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2–2,3 м; клиренс – 380 мм; масса – 8-10 т; бронирование – 6-15 мм; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения; мощность двигателя – 80-95 л.с; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 130-220км; основное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ или 37-мм пушка «Гочкис-ПС» или Б-3 или 45-мм пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ-29; боезапас – 6 489 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-2 или ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2: с пулеметным вооружением

Быстроходный танк БТ-2 представлял собой однобашенный танк классической компоновки с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием. Он был разработан на основе американского лицензионного танка M-1940 Кристи. Выпускался серийно в 1932-1933 гг. в следующих модификациях: БТ-2 пушечно-пулемётный (37-мм пушка Б-3 и пулемёт ДТ); БТ-2 пушечный (37-мм пушка Б-30; БТ-2 пулемётный (пулемёт ДТ в шаровой установке и 2 спаренных пулемёта ДТ или ДА); БТ-2 пулемётный без шаровой установки (2 спаренных пулемёта ДТ (возможно также ДА). С пулеметным вооружением было выпущено 350 танков. Всего было выпущено 640 машин, из которых на 01.06.1941 г. на вооружении РККА имелось 580. На колёсном ходе танк мог передвигаться только по дорогам с твёрдым покрытием, по причине высокого удельного давления на грунт и наличия только одной пары ведущих колёс (катков). В то же время высокая удельная мощность позволяла танкам осуществлять прыжки на 15-20 метров. Переход с одного вида движения на другой занимал примерно 30 минут. ТТХ танка: длина – 5,5 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,1 м; клиренс – 350 мм; масса – 11 т; бронирование – 6-13 мм; тип двигателя — карбюраторный авиационный четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения «Либерти» (или его производимым в СССР аналогом М-5-400); мощность – 400 л. с; удельная мощность – 36,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – на гусеницах – 51 км/ч, на колесах – 72 км/ч; запас хода – 160 (200); основное вооружение — 37-мм пушка Б-3 (5-К), позже 45-мм пушка; боезапас – 92 выстрела; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ (боезапас – 2 709 патронов); экипаж – 3 человека.

Танк является улучшенным вариантом БТ-2 и производился в 1933-1934 гг. Всего было выпущено 1 884 машины, из которых к началу войны осталось на вооружении РККА – 500 единиц. На части танков устанавливалась радиостанция с поручневой антенной. ТТХ танка: длина – 5,6 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,2 м; клиренс – 350 мм; масса – 11,5 т; бронирование – 6-13 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5; мощность – 400 л.с; удельная мощность – 34,8 л.с/т; скорость передвижения – на гусеницах – 52 км/ч; на колесах – 72 км/ч; запас хода – 150 км (200); основное вооружение — 45-мм пушка 20-К обр. 1937 г.; боезапас – 115 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; средства связи – на командирских танках радиостанция 71-ТК-1; экипаж 3 человека.

Танк отличался от предшественников сварным корпусом, новым двигателем и большим запасом топлива. Он производился в 1935-1940 гг. в четырех модификациях: образец 1935 г. (базовый вариант); образец 1937 г. (с конической башней, выпущено 4 727 ед.); образец 1939 г. (БТ-7М) (с дизельным двигателем В-2, выпущено 705 ед.); БТ-7А (с 76-мм пушкой, выпущено 154 ед.). Всего было выпущено 5 328 машин. ТТХ танка: длина – 5,7 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,4 м; клиренс – 400 мм; масса – 13,9 т; бронирование – 6-22 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т; мощность – 400 л.с; удельная мощность – 28,8 л.с/т; скорость передвижения – на гусеницах – 52 км/ч; на колесах – 72 км/ч; запас хода – 375 км (460); основное вооружение — 45-мм пушка 20-К обр. 1934 г.; боезапас – 84 выстрела; дополнительное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ; средства связи — радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

БТ-7А — одна из модификаций быстроходного танка БТ-7, отличающейся от прототипа башней увеличенного размера с 76-мм пушкой. Это достигалось путем приспособления башни Т-26-4. Всего было выпущено 154 танка. ТТХ танка: длина – 5,7 м; ширина – 2,3 мм; высота – 2,4 м; клиренс – 390 мм; запас хода – с дополнительными баками – 350 — 500 км; основное вооружение — 76-мм пушка КТ; боезапас – 50 выстрелов; дополнительное вооружение – три пулемета ДТ; боезапас – 3 339 патронов; экипаж 3 человека.

Танк был создан на базе Т-26 и принят на вооружение в 1941 г. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ танка: длина – 5,2 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,2 м; клиренс – 350 мм; масса – 13,8 т; бронирование – 12-45 мм; тип двигателя – четырёхтактным рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения В-4; мощность – 300 л.с; удельная мощность – 21,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км; запас хода – 344 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 150 выстрелов; дополнительное вооружении – два 7,62-мм пулемета ДТ; боезапас – 4 032 патрона; средства связи — радиостанция КРСТБ, внутреннее переговорное устройство ТПУ-3 на 3 абонента и светосигнальное устройство для внутренней односторонней связи от командира к механику-водителю; экипаж – 4 человека.

Танк был создан на основе плавающего танка Т-40 и принят на вооружение в 1941 г. Всего было выпущено 5 920 машин. Часть машин была оборудована дополнительными броневыми экранами толщиной до 10 мм. На базе танка была построена САУ реактивных снарядов БМ-8-24, а также САУ ОСУ-76. ТТХ танка: длина – 4,1 м; ширина – 2,4 м; высота – 1,8 м; клиренс – 300 мм; масса – 5,8 — 6,4 т; бронирование – 10 — 25 мм; тип двигателя — рядный 4-тактный 6-цилиндровый карбюраторный ГАЗ-202; мощность двигателя – 70 л.с; удельная мощность – 10,7-12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 410 км; основное вооружение — 20-мм пушка ТНШ; боезапас – 750 выстрелов; бронепробиваемость – 15 мм на дистанции 500 м при угле 90°; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 945 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-З на командирских танках; экипаж – 2 человека.

Танк был разработан на базе Т-60 и принят на вооружение в 1942 г. Известна модификация танка с усиленной ходовой частью под обозначением – Т-70М. Всего было выпущено 8 231 машину. На базе танка была построена САУ СУ-76 и ряд ЗСУ. ТТХ танка: длина – 4,3 м; ширина – 2,4 м; высота – 2 м; клиренс – 300 мм; масса – 9,2 — 9,8 т; бронирование – 10 — 50 мм; тип двигателя — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные ГАЗ-203; мощность двигателя — 140 л.с; удельная мощность – 15,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 410 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 90 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 945 патронов; средства связи — радиостанция 12-РТ или 9-Р (только на командирских танках), переговорное устройство ТПУ-2; экипаж – 2 человека.

Танк был создан на базе Т-70 и принят на вооружение в 1942 г. Всего было выпущено 85 машин. ТТХ танка: длина – 4,3 м; ширина – 2,4 м; масса – 11,6 т; клиренс – 300 мм; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные ГАЗ-203Ф; мощность двигателя – 170 л.с; удельная мощность – 14,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 320 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 100 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас — 1008 патронов; средства связи — радиостанция 12-РТ, переговорное устройство ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

На протяжении предвоенного периода советские легкие танки составляли преобладающую часть танкового парка. Это было продиктовано, относительной дешевизной легких танков, простотой конструкции, возможностью использования в их конструкции проверенных деталей и узлов, использовавшихся в гражданском автомобилестроении. Что позволило организовать за короткое время их массовый выпуск, в стране, не имевшей тогда серьезной промышленной базы.

Немаловажной была также многофункциональность легких танков. Они использовались практически всех задач, которые возможно было возложить на танки - от разведки и охранения и вплоть до поддержки кавалерии и пехоты и борьбы с себе подобными.

Преобладание легких танков в армии сохранилось вплоть до начала 1944г, когда на вооружении состояло 10300 легких танков, 9200 средних и 1600 тяжелых. Впрочем, столь значительные объемы выпуска легких танков в военный период свидетельствовали не о боевой эффективности, а сложности ситуации, в которой находилась страна.
В заключительный военный период они использовались уже в основном для ведения разведки и охраны штабов.

В соответствии с советской классификацией танков к легким относили боевые машины массой до 15- 20 тонн, занимавшие положение между танкетками (малые танки) и средними.

В конце тридцатых годов, накануне начала Второй Мировой Войны, танковым войскам СССР не было равных. Советский Союз имел колоссальное превосходство над всеми вероятными противниками в количестве единиц техники, а с появлением "Т-34" в 1940 году советское превосходство стало носить качественный характер. На момент вторжения немецких войск в Польшу в сентябре 1939 года советский танковый парк уже насчитывал свыше 20 тысяч машин. Правда основную массу этих танков составляли лёгкие боевые машины, вооруженные 45-мм орудиями, которые уже с трудом могли сражаться с основными средними танками Германии "Panzer III" поздних модификаций. Например, самый массовый танк Красной Армии в предвоенные годы "Т-26" , вооруженный 45мм пушкой, мог эффективно пробивать броню "троек" лишь с предельно близких дистанций менее 300м, немецкий же танк без труда поражал 15мм противопульной брони "Т-26" с дистанции до 1000м. Все танки Вермахта, за исключением "Pz.I" и "Pz.II", могли вполне эффективно противостоять "двадцатьшестому". Остальные характеристики "Т-26", производившегося с начала 30-х годов к началу 40-х уже также были довольно посредственными. Стоит упомянуть и легкие танки "БТ-7" , обладающие просто потрясающей для того времени скоростью и несущими такое же, как у "Т-26", 45-мм орудие, боевая ценность которых была немного выше, чем у "двадцатьшестых" только за счет хорошей скорости и динамики, что позволяло танку быстро маневрировать на поле боя. Бронирование их также было слабым и пробивалось основными немецкими танками с больших дистанций. Таким образом, большая часть танкового парка СССР к 1941-му году была укомплектована устаревшей техникой, хотя по общей численности танков СССР превосходил Германию в несколько раз. Последнее также не давало решительного преимущества в начале войны, поскольку далеко не вся "армада" советской техники была расположена в западных пограничных округах, да и те боевые машины, которые там находились были рассредоточены по территории, в то время как германская бронетехника наступала на узких участках фронта, обеспечивая себе численный перевес и уничтожая советские войска по частям. Однако вернемся в середину 30-х годов - именно тогда танки Советского Союза получили боевое крещение - шла гражданская война в Испании, где они сражались на стороне республиканских войск(см. Советские танки Т-26 и гражданская война в Испании) против фашистских мятежников генерала Франсиско Франко, вполне успешно показав себя в боях с немецкими танками и итальянскими танкетками. Позже советские танки так же успешно противостояли японским агрессорам на Дальнем Востоке в боях у озера Хасан и в районе реки Халкин-Гол. Советские танки в бою с мятежниками-франкистами и японскими войсками показали, что с ними определенно стоит считаться. По своим тактико-техническим характеристикам новые советские танки, такие как "Т-34" и "КВ" на начало войны конечно превосходили все образцы немецкой техники, но всё же они растворялись в массе более старой техники. В целом советские танковые войска к 1941-му являли собой многочисленные, но плохо сбалансированные формирования, а в Западных приграничных округах, где и развернулось сражение первых недель войны, располагалось не более 12тыс. танков, против 5 с половиной тысяч танков Германии и её союзников. Советские силы при этом испытывали острый недостаток живой силы, у немцев же проблем с пехотой не было - её было вдвое больше, чем в советских войсках, расположенных у границы. Стоит подчеркнуть, что говоря о превосходстве советских танков в начале войны, мы имеем ввиду именно техническую часть и ряд основных боевых характеристик, определяющих в состоянии ли танковые части противостоять аналогичным боевым машинам противника. Например, в плане вооружения и бронирования новые советские танки второй половины 30-х, начала 40-х годов однозначно превосходили все имеющиеся у немцев в 1941-м образцы бронетехники. Однако мало иметь танки с хорошими тактико-техническими характеристиками, важно уметь владеть ими как средством ведения войны. В этом смысле немецкие танковые войска в начале войны оказались сильнее. На момент пересечения ими советской границы основной ударной силой германских войск являлся "Panzer III" , причем на начало войны у немцев уже были модификации этих танков F и H, которые превосходили массы лёгкой советской бронетехники по тактико-техническим характеристикам. Конечно в составе немецких танковых войск были и такие танки как "Panzer I" или "Panzer II" , однозначно уступавшие почти всем
советским машинам, но роль основного танка всё же принадлежала "тройке". Разгром советских танковых дивизий и механизированных корпусов, развернутых вдоль западной границы был столь стремительным, что в дальнейшем это породило множество слухов о том, что немецкие танки "многократно превосходили по численности и были намного лучше советских". Последнее утверждение неправильно уже только потому, что в составе советской танковой группировки числились "КВ" и "Т-34", которым в 1941-м году не было равных, а что касается численного превосходства, то напротив именно СССР превосходил Германию в количестве танков, но если учитывать не всю технику, рассредоточенную по всей огромной территории СССР, а лишь танковые силы войск западных приграничных округов, то окажется, что это не "многохкратное", а лишь двухкратное превосходство. Распылённые по всей границе советские танковые части, к тому же не имеющие столь внушительной пехотной поддержки, как немецкие танковые силы, вынуждены были встречать лавину хорошо направленных и сосредоточенных ударов больших масс немецкой бронетехники на узких участках фронта. Формальное численное превосходство советских танков в таких условиях значения уже не имело. Немцы быстро прорывали слабый передний край советской обороны и занимали огромные площади в глубоком советском тылу и удерживали их с помощью своей моторизованной пехоты, дезорганизуя всю систему советской обороны. Наши же танки в первые недели войны чаще всего атаковали противника без авиационной, артиллерийской и пехотной поддержки. Даже если им удавалось провести удачную контратаку, удержать захваченные позиции без помощи пехоты они не могли. Превосходство в живой силе Германии над войсками западных приграничных округов дало о себе знать. К тому же Германия, как уже говорилось, в начале войны однозначно превосходила СССР в мастерстве владения танковыми частями, в организации взаимодействия между танками и другими родами войск и хорошем оперативном руководстве подвижными соединениями. Это даже неудивительно, учитывая, что германское командование имело опыт двух крупных и стремительных военных операций (разгром Польши и Франции), на которых были отработаны эффективные приемы действий танковых групп, взаимодействие танков с пехотой, авиацией и артиллерией. Советское командование подобного опыта не имело, поэтому в начале войны оно было очевидно слабее в плане исскуства управления танковыми соединениями. Добавим к этому ещё и отсутсвие боевого опыта у многих танковых экипажей наложенное на ошибки и просчёты советского командования. По ходу войны опыт, знания и навыки будет приобретёны и советские боевые машины станут подлинно грозным оружием в умелых руках танкистов и командиров танковых частей. Не суждено будет сбыться предсказанию немецкого танкового военачальника Мелентина, который предрекал, что русские, создавшие столь прекрасный инструмент как танки, никогда не научаться на нём играть. Играть научились очень хорошо - и блестящие операции Красной Армии против Вермахта во второй половине войны тому яркое и неоспоримое подтверждение.

Техническое превосходство СССР в предвоенные годы и в течении войны

Советские танки на начальном этапе второй мировой войны превосходили по боевым характеристикам всех своих вероятных противников. В арсенале советских танковых сил в начале войны находились такие машины, которым на тот момент аналогов не было. Это были средние танки "Т-34" ,а также тяжелые танки "КВ-1" и "КВ-2" . Они имели достаточно мощное вооружение и способны были поразить любой немецкий танк того периода на большой дистанции огневого боя, при этом оставаясь неуязвимыми для огня основной массы немецких пушек того периода. Немецкие танкисты
ничего не могли противопоставить хорошей броне советских боевых машин. Основная штатная 37мм пушка немцев не позволяла уверенно поражать "Т-34" или "КВ" в лобовую проекцию со средних и дальних дистанций и это вынуждало немцев часто использовать на первых этапах войны для борьбы с советскими танками тяжелые зенитные орудия FlaK калибра 88мм. Помимо "Т-34" и "КВ", СССР обладал большим количеством легких боевых машин, особенно много в советской армии было танков "Т-26" . Бронирование танков "Т-26" и "БТ-7", которые были распространены в советской армии в начале 40х годов, оставляло желать лучшего, однако многие из них несли 45мм орудие, которое могло успешно поражать все немецкие танки в начале войны, а значит при определенных условиях и грамотном применении, эта техника могла противостоять немецким танкам. Во второй половине войны советскими конструкторами была осуществлена комплексная модернизация "тридцатьчетверки", появился танк "Т-34-85", а также новые тяжелые танки "ИС" . Прекрасная динамика машины и мощное вооружение сделали свое дело: "ИС" успешно поражал своих основных противников на больших дистанциях при этом оставаясь малоуязвимым для ответного огня врага. Таким образом советские танки в ходе второй мировой войны так или иначе превосходили своих немецких оппонентов по качеству боевых машин, а на завершающем этапе войны ещё и имели решающий численный перевес над деморализованным противником.

Top