Противотанковая сау. Обзор пт сау всех наций Немецкие ПТ САУ Ворлд оф Танк

Называют боевые машины, которые являются не чем иным как смонтированным на самодвижущихся шасси артиллерийским орудием. В обиходе их иногда называют самоходками или артсамоходами. В этой статье мы с вами разберемся, что такое САУ, где они используются, как классифицируются и чем отличаются от других видов вооружения.

Резюме

Итак, что такое САУ? В широком смысле в качестве САУ можно рассматривать все боевые машины, которые вооружены пушками. Однако в узком смысле к САУ относятся только те машины, которые вооружаются пушками или гаубицами, но не являются танками или бронеавтомобилями.

Виды САУ разнообразны, равно как и сфера их применения. Они могут иметь колесное или гусеничное шасси, защищаться или не защищаться броней, иметь фиксированную или башенную монтировку основного орудия. Многие самоходные артиллерийские установки мира, оборудованные башенной установкой, внешне напоминают танки. Однако они существенно отличаются от танков по тактическому применению и балансу «броня-вооружение».

Самоходная артиллерийская установка (САУ) начала свою историю примерно тогда же, когда и первые пушечные бронеавтомобили, - в начале 20 века. Более того, с точки зрения современной военной науки, первые были скорее аналогом более поздних САУ, нежели танками. В середине и второй половине двадцатого века в ведущих государствах настал период бурного развития всяческих самоходных артиллерийских установок.

В начале двадцать первого века, благодаря внушительному скачку военной науки, САУ, по мнению многих экспертов, стали претендовать на первенство среди прочей бронетехники. Раньше, оно, безусловно, принадлежало танкам. Роль САУ в условиях современного военного сражения растет с каждым годом.

История развития

На поле боя Первой мировой войны использовали самоходные установки, построенные на базе грузовиков, тракторов или гусеничных шасси. Позже, с развитием танков, инженеры осознали, что для монтажа мощных артиллерийских систем лучше всего подходит танковая база. Орудия на небронированных шасси также не были забыты, ведь они славились большой мобильностью.

В России первую бронированную САУ предложил сын Д. И. Менделеева - В. Д. Менделеев. Во времена Первой мировой и Гражданской войны активно использовали 72-миллиметровые орудия Лендера, построенные на базе грузовика «Руссо-Балт». Кабины некоторых из них даже частично бронировались. В 20-е годы прошлого века разработкой САУ занимались СССР, Германия и США, однако большинство проектов представляло собой не более чем суррогатные установки.

Когда Советский Союз и Германия стали активно развивать свои танковые силы, появилась возможность массово устанавливать на танковые шасси артиллерийские установки. Так, в СССР на базе танков Т-35 и Т-28 был создан прототип САУ СУ-14. В Германии для переделки под САУ применяли устаревшие танки Pz Kpfw I.

Вторая мировая война потребовала использования всех ресурсов участников. Германия массированно производила САУ на основе старых и трофейных танков. На базе собственных машин они делали более простые и дешевые установки. В историю вошли такие немецкие образцы: StuG III, и StuG IV, Hummel и Wespe, самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» (так называли истребители танков Hetzer и Elefant) и некоторые другие. С конца 1944 года производство САУ в Германии превысило по объему производство танков.

Красная Армия начинала воевать без серийной самоходной артиллерии. Производство единственной самоходной гаубицы СУ-5 было остановлено еще в 1937 году. Но уже в июле 1941 года появилась САУ ЗиС-30 суррогатного типа. А в следующем году с конвейера сошли штурмовые орудия модели СУ-122. Позже в противовес немецкой тяжелой бронетехнике появились знаменитые СУ-100 и ИСУ-152.

Инженеры Англии и Америки сосредотачивали свои силы в основном на производстве самоходных гаубиц. Так появились модели: Sexton, Bishop, М12, и M7 Priest.

Из-за развития основных боевых танков, необходимость в использовании штурмовых орудий отпала. системы вместе с боевыми вертолетами вполне успешно могут заменить противотанковые САУ. А вот гаубицы и зенитные установки развиваются до сих пор.

По мере развития САУ сфера их применения росла, а классификация расширялась. Рассмотрим типы самоходных артиллерийских установок, фигурирующих в военной науке на сегодняшний день.

Как можно понять из названия, такие боевые машины специализируются на уничтожении бронетехники. Как правило, они получают в качестве вооружения длинноствольные полуавтоматические орудия калибром от 57 до 100 мм с унитарным способом заряжения, позволяющим достичь высокой скорострельности. Тяжелые истребители танков, предназначенные для борьбы с аналогичными машинными противника и тяжелыми танками, могут вооружаться длинноствольными орудиями с раздельным заряжением, калибр которых доходит до 155 мм. Установки такого класса малоэффективны против укреплений и пехоты. Скачок в развитии они получили во времена Второй мировой войны. Характерными представителями истребителей танков того времени являются советская САУ модели СУ-100 и немецкая «Ягдпантера». В настоящее время установки этого класса уступили свое место ракетным противотанковым системам и боевым вертолетам, которые гораздо эффективнее справляются с танками.

Штурмовые орудия

Представляют собой бронированные машины для огневой поддержки танков и пехоты. САУ такого типа вооружаются крупнокалиберными (105-203 мм) короткоствольными или длинноствольными орудиями, которые без проблем поражают укрепленные позиции пехоты. Кроме того, штурмовые орудия могли эффективно применяться против танков. Этот вид САУ, так же как и прошлый, активно развивался во время Второй мировой войны. Яркими примерами германских штурмовых самоходных орудий стали StuG III, StuG H42 и Brummbar. Среди советских машин отличились: Су-122 и Су-152. После войны развитие основных боевых танков привело к тому, что их стали вооружать крупнокалиберными орудиями, способными без проблем поражать укрепления противника и небронированные цели. Таким образом, необходимость в использовании штурмовых орудий исчезла.

Самоходные гаубицы

Представляют собой мобильные орудия для огня с закрытых позиций. По сути, это самоходный аналог буксируемой артиллерии. Такие САУ вооружались артиллерийскими системами калибром от 75 до 406 миллиметров. Они имели легкое противоосколочное бронирование, которое защищало разве что от контрбатарейного огня. С самого начала развития самоходной артиллерии развивались и самоходные гаубицы. Пушки крупного калибра вместе с высокой мобильностью и современными системами позиционирования делают этот вид вооружения одним из наиболее эффективных по сей день.

Особое распространение получили самоходные гаубицы калибром более 152 миллиметров. Они могут наносить удар по врагу ядерными боеприпасами, что дает возможность уничтожать крупные объекты и целые группы войск при малом количестве выстрелов. Во времена Второй мировой войны прославились немецкие машины Wespe и Hummel, американские гаубицы M7 (Priest) и M12, а также британские САУ Sexton и Bishop. СССР пробовала наладить выпуск таких машин (модель Су-5) еще в 40-х годах прошло века, однако эта попытка не увенчалась успехом. Сегодня на вооружении современной российской армии стоит одна из лучших самоходных гаубиц в мире - 2С19 «Мста-С» калибром 152 мм. В армиях стран НАТО на вооружении стоит ее альтернатива 155-миллиметровая САУ «Паладин».

Противотанковые

САУ данного класса представляют собой полуоткрытые или открытые машины, вооруженные противотанковым оружием. Обычно их строят на базе легкобронированных танковых шасси, которые уже устарели для своего прямого назначения. Такие машины отличались хорошим сочетанием цены и эффективности и выпускались в довольно больших объемах. Вместе с тем они все же проигрывали по боевым характеристикам машинам более узкой специализации. Неплохим примером противотанковой САУ Второй мировой войны являются немецкая машина Marder II и отечественная СУ-76М. Как правило, такие установки вооружали мелко- или среднекалиберными орудиями. Однако иногда встречались и более мощные версии, к примеру, немецкая Nashorn калибром 128 мм. В современной армии такие агрегаты не используют.

Зенитные установки

Это специализированные пушечно-пулеметные установки, задача которых состоит в поражении низколетящих и средневысотных самолетов, а также вертолетов противника. Обычно они вооружались мелкокалиберными автоматическими пушками (20-40 мм) и/или пулеметами крупного калибра (12,7-14,5 мм). Важным элементом была система наведения на быстролетящие цели. Иногда они дополнительно вооружались ракетами типа «земля-воздух». В городских боях и в случаях, когда нужно противостоять большой массе пехоты, зенитные установки показывали себя как нельзя хорошо. Во времена Второй мировой войны особо отличились немецкие зенитные установки Wirbelwind и Ostwind, а также советская ЗСУ-37. Современная российская армия имеет на вооружении две ЗСУ: 23-4 («Шилка») и «Тунгуска».

Суррогатные

Представляют собой импровизированные боевые машины, сконструированные на базе коммерческих или тракторов. Бронирование у суррогатных САУ, как правило, отсутствовало. Среди отечественных установок такого класса распространение получила 57-миллиметровая противотанковая самоходная боевая машина ЗиС-30, построенная на базе гусеничного артиллерийского тягача «Комсомолец». Наиболее широко суррогатные машины использовали нацистская Германия и фашистская Италия по причине недостатка другой бронетехники.

Типичная самоходная артиллерийская установка СССР с успехом совмещала в себе функции сразу нескольких классов. Явным тому примером стала модель ИСУ-152. Немцы придерживались стратегии создания узкоспециализированных САУ. Как следствие, некоторые немецкие установки были лучшими в своих классах.

Тактика использования

Разобравшись, что такое САУ и какими они бывают, давайте узнаем, как их используют на практике. Основной задачей самоходной артиллерийской установки на поле боя является поддержка других родов войск артиллерийским огнем с закрытых позиций. Благодаря тому, что САУ обладают высокой мобильностью, они могут сопровождать танки во время прорывов через линию обороны противника, значительно повышая боевые возможности танковых и мотопехотных войск.

Высокая мобильность также дает самоходной артиллерии возможность самостоятельно атаковать противника. Чтобы это осуществить, заранее рассчитываются все параметры стрельбы. Затем САУ выходят на огневую позицию и без пристрелки ведут массированную атаку по врагу. После этого они быстро покидают огневой рубеж, и к тому времени, когда противник рассчитает место для ответного удара, позиции уже будут пусты.

Если вражеские танки и мотопехота прорывают линию обороны, самоходная артиллерия может выступить в качестве успешного противотанкового средства. Для этого некоторые модели САУ получают в свой боекомплект специальные снаряды.

В последние годы самоходная артиллерия стала применяться для уничтожения снайперов, которые укрываются в неудобных для атаки другими огневыми средствами местах.

Одиночные самоходные артиллерийские установки, вооруженные ядерными снарядами, могут уничтожать крупные объекты, укрепленные населенные пункты, а также места скопления вражеских войск. При этом ядерные снаряды САУ практически невозможно перехватить. Вместе с тем радиус возможных поражаемых целей у артиллерийских боеприпасов меньше, чем у авиации или тактических ракет, равно как и мощность взрыва.

Компоновка

Наиболее распространенные на сегодняшний день самоходные машины обычно строятся на базе танкового шасси или легкобронированных гусеничных машин. В обоих случаях компоновка узлов и агрегатов схожа. В отличие от танков, башенная установка САУ располагается в задней части броневого корпуса, а не в средней. Так процесс подачи боеприпасов с земли значительно облегчается. Моторно-трансмиссионная группа, соответственно, находится в передней и средней части корпуса. Из-за того, что трансмиссия расположена в носовой части, целесообразно, чтобы передние колеса были ведущими. Однако в современных САУ наблюдается тенденция к использованию заднего привода.

Отделение управления, оно же - рабочее место механика-водителя, располагается возле коробки передач по центру машины или ближе к ее левому борту. Мотор размещается между местом механика-водителя и боевым отделением. Боевое отделение включает в себя боезапас и устройства для наводки орудия.

Кроме описанного варианта размещения узлов и агрегатов, ЗСУ может компоноваться по танковому образцу. Иногда они и вовсе представляют собой танк, штатная башня которого заменена на специальную башню со скорострельным орудием и оборудованием для наведения. Вот мы с вами и узнали, что такое САУ.

В начале 1960-х годов выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т. Д-25 и М-62, которыми были вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить ни лобовой брони, ни корпуса, ни башни американского танка M60 и английского "Чифтен". Для борьбы с этими танками параллельно были начаты работы в различных направлениях: создание новых подкалиберных и кумулятивных снарядов для старых танковых пушек; новых нарезных и гладкоствольных танковых пушек калибра 115-130 мм; танковых управляемых снарядов и др. Одним из элементов этой программы стала 152-мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 120), шифр разработки ("Таран") ...

Артиллерийскую систему для нее спроектировали в ОКБ завода №172, а шасси — на Свердловском заводе транспортного машиностроения (главный конструктор Ефимов). Опытный образец самоходки СУ-152 "Таран" (объект 120) был изготовлен в 1965 году и представлял собой полностью закрытую машину с боевым отделением в кормовой части, а двигателем и трансмиссией — в носовой. Ходовая часть и силовая установка самоходки заимствованы у СУ-152П.

Пушка М-69 со стволом-моноблоком длиной 9045 мм (59,5 клб) помещена во вращающейся башне в кормовой части САУ. Ее горизонтальное наведение осуществляется поворотом башни с помощью электропривода, а вертикальное — гидравлическим приводом. Пушка снабжена эжектором, смонтированным в дульной части ствола: при выстреле пороховые газы наполняли его ресивер и затем, — когда давление в нем и в канале ствола после выпета снаряда сравнивалось, — через наклонные сопла устремлялись к дулу, вытягивая за собой те газы, что еще оставались в казеннике. Время действия эжектора регулировали шариковые клапаны наполнительных каналов ресивера.


Затвор пушки М-69 — клиновой полуавтоматический горизонтапьный, заряжание — раздельно-гильзовое. Пороховые заряды — полный весом 10,7 кг, и уменьшенный весом 3,5 кг. — располагались в металлических или сгораемых гильзах. Для бронебойно-трассирующих снарядов применялся специальный заряд весом 9,8 кг.

Пушка могла вести стрельбу осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг, подкалиберными бронебойными снарядами весом 12,5 кг, а также кумулятивными снарядами. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами применялись два типа зарядов: полный — массой 10,7 кг, и уменьшенный — массой 3,5 кг. Для бронебойного снаряда использовался специальный заряд массой 9,8 кг. Бронебойные снаряды были способны пробивать броню толщиной до 295 мм с дистанции до 3500 м. Дальность прямого выстрела составляла 2050 м при высоте цели 2 м и 2500 м при высоте цели 3 м. Для наведения орудия на цель в светлое время суток использовался прицел ТШ-22, в тёмное время — перископический ночной прицел. Общий возимый боекомплект САУ составлял 22 выстрела. В состав дополнительного вооружения входил 14,5-мм пулемёт, а также 2 автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1.

Корпус САУ был сварен из стальных броневых катаных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. Толщина лобового листа корпуса составляла 30 мм. Согласно тактико-техническим требованиям лобовая броня корпуса и башни должна была защищать САУ от поражения бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с.

На вооружение СУ-152 Таран (объект 120) не была принята. Основной причиной тому стало создание эффективных альтернативных противотанковых средств - 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и противотанковых реактивных управляемых снарядов.

Создавая СУ-152 Таран, конструкторы применили немало новых и оригинальных инженерно-технических решений. Многие из них пригодились позже, в 60-е годы, при создании самоходной артиллерии следующего поколения.


Тактико-технические характеристики 152-мм САУ СУ-152 Таран (Объект 120)

Боевая масса.т 27
Экипаж. чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина корпуса 6870
ширина 3120
высота 2820
Бронирование, мм:
лоб корпуса 30
Вооружение 152-мм пушка М-69
Боекомплект 22 выстрела
Двигатель В-54-105, 12-цилиндровый, V-образный. 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 294 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 63,4
Запас хода по шоссе, км 280

Противотанковая САУ - специализированная для борьбы с бронетехникой противника самоходно-артиллерийская установка (САУ) с неполным противопульным бронированием . Иногда боевые машины этого типа классифицировались как противотанковые орудия на самоходном лафете . Противотанковые САУ следует отличать от аналогичных им по назначению истребителей танков , которые имеют полное и хотя бы в лобовой проекции противоснарядное бронирование.

Впервые САУ этого типа появились во время Второй Мировой войны как мобильное средство противотанковой обороны, позволяющее резко повысить подвижность мощных противотанковых орудий путём их монтажа на самоходной базе. Изначально задумывавшиеся как временная мера, до поступления в войска специализированных истребителей танков, противотанковые САУ вследствие своей дешевизны и технологичности в производстве выпускались и использовались вплоть до конца войны. Впоследствии, по мере насыщения армий различных стран современными образцами танков и истребителей танков, противотанковые САУ были сняты с вооружения. Немалую роль в этом сыграла их неприспособленность к условиям боевых действий с использованием оружия массового поражения. В настоящее время не применяются.

История

Во время Второй Мировой войны массированное использование танков поставило перед всеми воюющими сторонами вопрос о создании эффективных средств противодействия. До войны основным средством борьбы с танками являлись противотанковые буксируемые пушки калибра 20-47 мм. Эти орудия имели небольшую массу, не требовали мощных тягачей, могли перекатываться по полю боя только силами своего расчёта, легко маскировались на местности, без труда доворачивались на любое угрожаемое направление. Они были эффективными против большинства танков середины 1930-ых гг., но ещё до начала Второй Мировой войны в ряде стран появились новые образцы бронетехники, малоуязвимые к их огню. Для борьбы с ними были разработаны и приняты на вооружение новые модели противотанковых орудий калибра 50-76 мм. Однако платой за повышенную пробивную способность стали их возросшие масса и размеры. В результате они перекатывались по полю боя силами расчёта уже с трудом, требовали мощных тягачей для транспортировки на дальние расстояния и бо́льших усилий по окапыванию и маскировке. Также увеличилась стоимость как самих орудий, так и боеприпасов для них. Больша́я сила отдачи приводила к такому заглублению сошников мощных противотанковых орудий в грунт, что расчёт уже не мог самостоятельно довернуть пушку для поражения целей вне текущего сектора обстрела. Таким образом, выход вражеских танков во фланг или в тыл становился смертельно опасной угрозой, которую стало невозможно парировать собственными силами.

В таких условиях даже мощные и дальнобойные противотанковые пушки представляли лишь частичное решение проблемы. Буксируемая противотанковая артиллерия как правило была эффективна в случае заранее подготовленной обороны, насыщенной большим количеством инженерных оборонительных сооружений, заграждений и минных полей. Их наличие до некоторой степени позволяло защитить расчёты орудий от ружейно-пулемётного огня и лишить противника свободы манёвра. Однако даже с наличием достаточного количества тягачей противотанковые буксируемые орудия не являлись высокомобильным средством противотанковой обороны (ПТО). Вне оборонительных сооружений расчёты и материальная часть буксируемых противотанковых пушек в боевом положении являются крайне уязвимыми для ружейно-пулемётного огня противника, артиллерийского и миномётного обстрела осколочными боеприпасами, а также любых атак с воздуха. Для максимально эффективного действия противотанковые буксируемые орудия требуют отлаженного тактического взаимодействия со своей пехотой и зенитчиками, что далеко не всегда является возможным.

Решением проблемы были разработка и запуск в серийное производство специализированных истребителей танков, однако на это требовалось время и значительные ресурсы, тогда как острый вопрос организации мобильной ПТО не терпел отлагательства. Неплохим выходом из создавшейся ситуации стал монтаж полевых противотанковых пушек на шасси устаревших или трофейных танков, достаточно мощных тягачей или бронетранспортёров . Как правило и орудие, и танковая база подвергались минимально возможным переделкам с целью убыстрения производственных процессов конверсии. Для обеспечения удобства работы расчёта рубка или башня противотанковой САУ делались открытыми, в подавляющем большинстве случаев бронирование машины было противопульным.

Противотанковые САУ могли оснащаться весьма мощными (а следовательно и тяжёлыми) пушками, вплоть до таких образцов, как немецкое 128-мм орудие с зенитной баллистикой. Тем самым решались проблемы их тактической и оперативной мобильности, а также быстрого поворота в заданном направлении. Дешевизна в производстве зачастую приводила к тому, что изначально задумывавшиеся как временная мера противотанковые САУ выпускались и воевали вплоть до конца войны.

Недостатки противотанковых САУ в значительной мере общие с недостатками буксируемых противотанковых пушек за исключением низкой мобильности последних: они по-прежнему являются уязвимыми для осколков снарядов и мин при обстреле, попаданий фугасных и кумулятивных снарядов из-за «затекания» ударной волны от взрыва в открытое боевое отделение, любых атак с воздуха, а также слабы в ближнем бою против вражеской пехоты - для уничтожения расчёта такой САУ достаточно забросить в её боевое отделение ручную гранату. Также противотанковые САУ относительно неэффективны против небронированных целей. С другой стороны открытое боевое отделение позволяет весьма тесно взаимодействовать в бою со своей пехотой и быстро покинуть подбитую машину.

Несмотря на все достоинства, в послевоенное время из-за своих неустранимых в принципе недостатков противотанковые САУ достаточно быстро сошли со сцены. Не последнюю роль в этом сыграла ориентация на использование техники в условиях применения оружия массового поражения - экипаж получает базовую защиту от поражающих факторов ядерного взрыва, смеси воздуха с отравляющими веществами, токсинами и рецептурами заразных микроорганизмов только в герметично закрытой боевой машине с фильтровентиляционной установкой, что для противотанковых САУ невозможно в принципе.

Ниже рассматриваются частные особенности развития противотанковых САУ в различных странах.

Третий Рейх

Боевой опыт кампаний в Польше, Франции и на Балканах наглядно показал недостаточность традиционной буксируемой противотанковой артиллерии в плане мобильности и защищённости при совместных действиях с танковыми и механизированными частями. Немецкие военные осознали пользу от наличия в составе танковых групп машин, вооружённых мощными противотанковыми пушками, с той же подвижностью и проходимостью, что и сами танки. В результате часть устаревших лёгких танков Panzerkampfwagen I была переделана в противотанковые САУ путём демонтажа башни и подбашенной коробки и установки на их месте 47-мм трофейной чешской противотанковой пушки с щитовым прикрытием и механизмами наводки. Горизонтальный сектор обстрела хоть и не был круговым, но оказался сравнимым с углами наводки буксируемых противотанковых орудий. Эта конверсия получила обозначение Panzerjäger I и с 1941 года вполне успешно применялась в Северной Африке и на Восточном фронте против многочисленных английских и советских танков с противопульным бронированием. Однако мощно бронированные «Матильды », «Валентайны », Т-34 и КВ были для 47-мм снарядов малоуязвимыми. Проблема с пробитием их брони была решена с принятием на вооружение противотанковых пушек 7,62 cm Pak 36(r) и 7,5 cm Pak 40 , однако обе эти артиллерийские системы были тяжёлыми и маломобильными. Логичным следующим шагом стала их установка на самоходную базу, в качестве которой использовались шасси трофейных французских танков, Panzerkampfwagen II и Panzerkampfwagen 38(t) . Так появились широко известные противотанковые САУ семейства Marder (нем. куница ) - Marder I , Marder II и Marder III соответственно. Последняя выпускалась в двух модификациях, отличавшихся установкой пушки в середине или корме машины. «Мардеры» воевали на всех фронтах Второй Мировой войны вплоть до её окончания.

Интересным экспериментом по приданию мобильности чрезвычайно мощным 128-мм пушкам с зенитной баллистикой стала пара опытных противотанковых САУ «Sturer Emil » на базе опытных же танков прорыва DW2. Но в качестве мощных серийных противотанковых САУ утвердились не они, а 88-мм пушка с длиной ствола в 71 калибр на специализированном шасси Geschützwagen III/IV , созданном на основе узлов и агрегатов двух средних танков Panzerkampfwagen III и . Изначально эти САУ назывались Hornisse (нем. шершень ), но по личному указанию фюрера были переименованы в Nashorn (нем. носорог ). Несмотря на слабое противопульное бронирование и высокий силуэт, эти машины за счёт своей дальнобойной и мощной пушки успешно поражали тяжелобронированные цели на расстоянии свыше 3 км (однако следует иметь в виду, что такие случаи на фоне прочих боестолкновений Второй Мировой войны были весьма редкими).

Ближе к концу войны, когда много пушек Pak 40 было попросту брошено при отступлении Вермахта, стали появляться противотанковые САУ на любой подходящей базе: бронеавтомобилях Sd.Kfz.234 , бронетранспортёрах Sd.Kfz.251 , тягачах Ost. Последняя уже вполне может быть классифицирована как импровизация в условиях нехватки более подходящих шасси.

СССР

Перед Великой Отечественной войной велись работы по самоходно-артиллерийским установкам всех классов, имелись планы создания и противотанковых САУ на базе высвободившихся Т-26 и БТ после укомплектования механизированных и танковых корпусов новой техникой. Нападение Третьего Рейха на СССР не дало возможности воплотить их в реальность. Однако нужда в машинах такого класса оказалась настолько острой, что уже в декабре 1941 года была разработана САУ ЗиС-30 - установка вращающейся части 57-мм противотанковой пушки обр. 1941 г. (ЗиС-2) на базу лёгкого полубронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец». Получившаяся машина оказалась «чистой» эрзац-САУ, но в условиях того времени достичь лучшего было бы вряд ли возможным. ЗиС-30 получили хорошую оценку за бронепробиваемость своей пушки и крайне неудовлетворительную за устойчивость при стрельбе и надёжность самоходной базы. К лету 1942 года они из-за потерь и отказов исчезли из рядов Красной Армии.

Дальнейшее развитие противотанковых САУ в СССР в известной степени было связано с лёгкой многоцелевой установкой СУ-76. После того, как она обрела свой окончательный облик с открытым боевым отделением и спаркой в ряд двигателей ГАЗ-202, по своей сути эта машина стала противотанковой САУ, аналогичной немецким «Мардерам», но применялась крайне широко и для непосредственной поддержки пехоты (т. е. выполняла задачи штурмовых орудий), а иногда и для стрельбы с закрытых позиций (т. е. использовалась и как самоходная гаубица). Существовал её опытный вариант, вооружённый 57-мм пушкой ЗиС-4, бывший уже «чистой» противотанковой САУ, но советское руководство предпочитало полноценные истребители танков, а потому, несмотря на полную пригодность к такой боевой работе, на вооружение Красной Армии он не принимался. Дополнительной причиной служил и сложившийся «де-факто» статус всех советских САУ как многоцелевых машин, а 57-мм противотанковая пушка имела существенно худшую огневую мощь против живой силы и укреплений полевого типа по сравнению с 76-мм «дивизионкой» ЗиС-3 у СУ-76.

Ещё одной попыткой создать противотанковую САУ стало желание «нетанковых» военачальников иметь дивизионную артиллерию (которая очень часто работала в качестве противотанковой) на самоходной базе. В результате появилась опытная САУ ОСА-76 на базе Т-60, которая по многим параметрам смотрелась предпочтительнее серийных СУ-76М, которые находились в ведении «чистых» танкистов. В результате последние посчитали себя ущемлёнными такой «партизанщиной» и взяли контроль над разработкой в свои руки, что выразилось в смене индекса на ОСУ-76; однако до серийного производства дело так и не дошло.

В последние месяцы войны и какое-то время после неё (до 1946 года, а в ряде случаев возможно и позже) вполне официально на вооружении РККА состояли трофейные «Мардеры» и «Насхорны» под названиями СУ-75 и СУ-88 соответственно.

США

Американские противотанковые САУ официально классифицировались как "истребители танков", однако неполное и частичное бронирование не позволяют их отнести к полноценным истребителям танков. Характерной чертой американских машин было размещение вооружения в открытой сверху вращающейся башне с развитым противовесом на кормовой её стороне.

  • M18 Hellcat - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на специальной базе.
  • M36 Jackson (или Slugger) - тихоходная, но очень мощно вооружённая противотанковая САУ на базе среднего танка M4 "Шерман" ; обладала хорошим лобовым бронированием, но бортовая броня по прежнему оставалась противопульной.

Великобритания

На самой начальной стадии Второй Мировой войны в войсках Его Величества любая самоходная артиллерия отсутствовала, но по ходу боевых действий на североафриканском театре военных действий уже появились первые её образцы. С высадкой немецкого африканского корпуса англичане столкнулись с высокоинициативным противником, который вовсю использовал заложенный в танковых и моторизованных войсках потенциал по мобильности. Соответвенно возникла надобность в очень подвижных противотанковых средствах, способных парировать исходящую от немецких мобильных танковых групп угрозу. Англичане решили эту проблему путём установки своей 6-фунтовой противотанковой пушки в кузов колёсного полноприводного артиллерийского тягача AEC «Матадор» с частичным бронированием последнего. Получившаяся колёсная САУ была названа Deacon (англ. дьякон ) и неплохо себя зарекомедовала в боях.

Однако собственных сил у Великобритании было недостаточно, чтобы решить многие возникающие по ходу войны проблемы с разработкой и производством военной техники. Поэтому очень кстати пришлась помощь США в рамках закона о ленд-лизе. Так в британских войсках появились в том числе и противотанковые САУ 3inch Gun Motor Carriage M10 , которым солдаты присвоили прозвище Wolverine (англ. росомаха ). Однако мощность её 76-мм пушки М7 была найдена недостаточной против немецких тяжёлых танков и часть машин была перевооружена на собственные 17-фунтовые пушки того же калибра, обладавшие существенно большей пробивной способностью, особенно с использованием новейших на тот момент бронебойных подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном. Эта переделка получила название «Ахиллес » (англ. Achilles ). Также в связи с завершением активной карьеры лёгких пехотных танков «Валентайн» эта же 17-фунтовая пушка была установлена на их базу в неподвижной открытой сверху рубке. Новая противотанковая САУ собственной разработки также имела собственное имя «Archer» (англ. лучник ).

Королевство Италия

До Второй Мировой войны итальянские войска не имели каких-либо самоходных орудий вообще. Однако положение достаточно быстро изменилось после вступления в неё. Сражения в Северной Африке наглядно показали слабость, на грани перехода в бесполезность, основного вооружения итальянской бронетехники - 20-мм и 47-мм пушек против английских «Матильд» и «Валентайнов». Даже более легко защищённые «Крузейдеры» имели трудно пробиваемую 47-мм снарядами лобовую броню. Решение нашлось достаточно быстро - по результатам боёв во Франции итальянские военные «подсмотрели» у немцев идею самоходной артиллерии. В частности, не так давно принятый на вооружение Королевской Армии лёгкий танк Carro Armato L6/40 был признан подходящей базой для размещения 47-мм противотанковой пушки. В результате установки этого орудия в неподвижной открытой сверху рубке на месте башни и подбашенной коробки получилась лёгкая противотанковая САУ Semovente da 47/32 . Однако её огневая мощь была достаточна только против лёгких британских и советских танков, а «Матильды», Т-34 и КВ так и остались для неё малоуязвимыми. Особенно трагичным это оказалось для итальянской армии в России (ARMIR), которая из-за отсутствия мощных противотанковых средств была наголову разбита по ходу Сталинградской битвы. Эта слабость не осталась незамеченной, итальянские конструкторы на модифицированном шасси танка Carro Armato M14/41 установили вращающуюся часть мощной 90-мм пушки с зенитной баллистикой. Небольшие габариты получившейся САУ Semovente da 90/53 вынудили ограничить возимый боезапас 6 выстрелами, её защиту также трудно признать достаточной даже против пуль и осколков. Однако к ней разработали специальный транспортёр боеприпасов и предполагалось её использование в качестве дальнобойного противотанкового средства, когда оба упомянутых негативных фактора не имели, согласно мнению итальянских военных, особого значения. Но проверить свои идеи на Восточном фронте им не удалось, остатки ARMIR"а были срочно отозваны в Италию, а после англоамериканского вторжения на Апеннины Semovente da 90/53 были конфискованы немцами. Последние использовали их не столько в роли противотанковой САУ (вследствие гористого рельефа местности и отсутствия равнин, где 90-мм орудие могло лучшим образом проявить себя), а в качестве подвижной полевой артиллерии.

Компоновочные особенности

По своей компоновке противотанковые САУ (с размещением орудия в рубке) достаточно типичны - рубка с орудием располагаются в корме, двигатель - в средней, а отделение управления - в носовой части машины. Интересным исключением является САУ "Archer", которая внешне похожа на все остальные машины этого класса, но на самом деле по компоновке аналогична советскому истребителю танков СУ-85 - боевое отделение и отделение управления располагаются в носу машины, а двигатель в корме. Разница заключается в том, что у СУ-85 орудие направлено по ходу самоходки, а у "Archer" - против. В боевом положении "Archer" разворачивался кормой вперёд и её механик-водитель не видел поля боя. Однако это позволяло без разворота машины быстро покинуть огневую позицию ходом вперёд.

Для борьбы с новыми средними и тяжелыми танками, появившимися в США и Великобритании, в СССР после войны были разработаны несколько типов противотанковых самоходок.

В середине 50-х началось производство спроектированной на базе среднего танка Т-54 - САУ СУ-122. Новая самоходка, обозначаемая для избегания путаницы как СУ-122-54, проектировалась и изготавливалась с учетом предыдущего боевого опыта использования САУ в военные годы. Ведущим конструктором был назначен А.Е. Сулин.


Основным вооружением СУ-122 являлась пушка Д-49 (52-ПС-471Д) - модернизированная версия орудия Д-25 которым вооружались послевоенные серийные танки серии ИС. Пушка оснащалась клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором с электромеханическим механизмом досылания, за счёт которого удалось довести скорострельность орудия до пяти выстрелов в минуту. Подъемный механизм орудия секторного типа, обеспечивает углы наведения орудия от -3° до +20° по вертикали. При придании стволу угла возвышении на 20° дальность стрельбы с использованием ОФ боеприпасов составляла 13400 м. Стрельба из пушки велась танковыми бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, а также осколочно-фугасными гранатами гаубиц М-30 и Д-30. С появлением в начале 1960-х гг. американского танка М60 и английского танка Чифтен для нарезной пушки Д-49 были разработаны подкалиберный и кумулятивный снаряды. Боекомплект - 35 выстрелов раздельно-гильзового типа. Дополнительным вооружением являлись два 14,5-мм пулемёта КПВТ. Один с пневматической системой перезарядки спарен с пушкой, другой - зенитный.

Корпус САУ полностью закрыт и сварен из броневых катаных плит, толщиной в лобовой части -100-мм, борт - 85-мм. Боевое отделение было совмещено с отделением управления. В передней части корпуса находилась боевая рубка, в которой размещалась пушка.
Во вращающейся башенке, расположенной справа на крыше рубки, устанавливался дальномер.

САУ СУ-122-54 не было бы равных на полях сражений Второй мировой. Но совершенствование самих танков, которые стали способны поражать не только огневые средства и пехоту, но и бронированные цели, так как улучшилось их вооружение, и появление ПТУР, сделали производство специализированных ПТ САУ бессмысленным.

С 1954 по 1956 годы, общее количество выпущенных машин составило 77 единиц. В последствии, после проведения ремонта, эти машины переоборудовались в бронированные тягачи и машины технической поддержки.

К началу 80-х в большинстве армий развитых стран самоходные противотанковые артиллерийские установки практически исчезли. Их функции взяли на себя ПТРК и отчасти так называемые «колёсные танки» - легко бронированные универсальные машины с мощным артиллерийским вооружением.

В СССР развитие ПТ САУ продолжилось для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей. Специально для Воздушно-десантных войск (ВДВ) были спроектированы и производились несколько типов САУ.

Первым образцом бронетехники, спроектированным специально для воздушно-десантных войск, стала вооружённая 76-мм пушкой АСУ-76, созданная под руководством Н. А. Астрова. Проект машины был разработан в октябре 1946 - июне 1947 года, а первый прототип САУ был завершён в декабре 1947 года. АСУ-76 имела экипаж из трёх человек, минимизированные размеры, лёгкое противопульное бронирование и силовую установку, созданную на базе автомобильных агрегатов. После завершения проведённых в 1948-1949 годах испытаний, 17 декабря 1949 года АСУ-76 была принята на вооружение, однако серийное её производство, за исключением двух собранных в 1950 году машин установочной партии, не выдержавших полигонных испытаний, не осуществлялось. Вследствие ряда причин, прежде всего отказа от производства тяжёлого транспортного планёра Ил-32 - единственного на тот момент средства десантирования 5,8-тонной машины.

В 1948 году в конструкторском бюро завода № 40 под руководством Н А. Астрова и Д. И. Сазонова была создана САУ АСУ-57, вооружённая 57-мм полуавтоматической пушкой Ч-51, с баллистикой грабинской ЗиС-2. В 1951 году АСУ-57была принята на вооружение Советской Армии.

Основное вооружение АСУ-57 составляла 57-мм полуавтоматическая нарезная пушка Ч-51, в базовой модификации или модификации Ч-51М. Пушка имела ствол-моноблок длиной 74,16 калибра. Техническая скорострельность Ч-51 составляла до 12, практическая прицельная - 7…10 выстрелов в минуту. Углы горизонтального наведения орудия составляли ±8°, вертикального наведения - от −5° до +12°. Боекомплект Ч-51 составлял 30 унитарных выстрелов с цельнометаллическими гильзами. В боекомплект могли включаться выстрелы с бронебойными, подкалиберными и осколочными снарядами, по ассортименту боеприпасов Ч-51 была унифицирована с противотанковой пушкой ЗИС-2.

Для самообороны экипажа АСУ-57 в первые годы э комплектовалась перевозившимся на левом борту боевого отделения 7,62-мм станковым пулемётом СГМ или ручным пулемётом РПД.

АСУ-57 имела лёгкую противопульную бронезащиту. Корпус САУ, полузакрытого типа, представлял собой жёсткую несущую коробчатую конструкцию, собранную из листов броневой стали толщиной 4 и 6 мм, соединявшихся между собой в основном при помощи сварки, а также неброневых дюралюминиевых листов, соединённых с остальными деталями корпуса при помощи клёпки.

АСУ-57 оснащалась рядным 4-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным автомобильным двигателем модели М-20Е производства завода ГАЗ, максимальной мощностью 55 л.с.

До появления военно-транспортного самолётов нового поколения по воздуху АСУ-57 могли транспортироваться только с помощью буксируемого транспортного планера Як-14. АСУ-57 заезжала в планёр и покидала его своим ходом через откидную носовую часть; в полёте установка крепилась тросами, а для предотвращения раскачивания узлы её подвески блокировались на корпус.

Значительно изменилась ситуация с принятием на вооружение новых военно-транспортных самолётов повышенной грузоподъёмности Ан-8 и Ан-12, обеспечивавших десантирование АСУ-57 как посадочным, так и парашютным способом. Также для десантирования САУ посадочным способом мог использоваться тяжёлый военно-транспортный вертолёт Ми-6.

На вооружение ВДВ СССР АСУ-57 поступала в сравнительно небольших количествах. Так, по штатному расписанию, в имевшихся к концу 1950-х годов семи воздушно-десантных дивизиях, не считая одной учебной дивизии, в общей сложности должно было насчитываться лишь 245 САУ. В войсках САУ за характерные особенности конструкции получила прозвище «голожопый „Фердинанд“», ранее носившееся СУ-76, которую АСУ-57 заменила в самоходно-артиллерийских дивизионах.

Поскольку имевшаяся на вооружении ВДВ транспортная техника в начале 1950-х годов не имела средств воздушного десантирования, САУ применялась и в роли лёгкого тягача, а также для перевозки на броне до четырёх десантников, последнее применялось, в частности, при фланговых или тыловых обходах противника, когда требовалась быстрая переброска сил.

Появление на вооружении ВДВ более совершенных образцов не повлекло за собой снятия АСУ-57 с вооружения; последние лишь, после ряда реорганизаций, были переведены из дивизионного звена ВДВ в полковое. АСУ-57 ещё длительное время оставалась единственным способным оказывать огневую поддержку десанту образцом бронетехники ВДВ, могущим десантироваться парашютным способом. По мере перевооружения парашютно-десантных полков в 1970-х годах на новые авиадесантные БМД-1, обеспечивавшие противотанковую оборону и огневую поддержку вплоть до уровня отделений, полковые батареи АСУ-57 постепенно расформировывались. Окончательно сняты с вооружения АСУ-57 были в начале 1980-х годов.

Успех лёгкой авиадесантной самоходки АСУ-57 породил у советского командования желание иметь ещё и среднюю самоходку с 85-миллиметровой пушкой.

В 1959 году на вооружение поступила разработанная ОКБ-40 во главе с Н.А. Астровым
АСУ-85. Основным вооружением АСУ-85 была пушка 2А15 (заводское обозначение - Д-70), имевшая ствол моноблок, оборудованная дульным тормозом и эжектором для удаления остатков пороховых газов из ствола. Секторным подъемным механизмом с ручным приводом обеспечиваются углы возвышения в диапазоне от -5 до +15 градусов. Горизонтальное наведение – 30 градусов. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт СГМТ

В возимый боекомплект из 45 унитарных выстрелов входили унитарные выстрелы массой по 21,8 кг со снарядами нескольких типов. К ним относились осколочно-фугасные гранаты УО-365К весом 9,54 кг, обладавшие начальной скоростью 909 м/с и предназначавшиеся для уничтожения живой силы и разрушения укреплений противника. При стрельбе по подвижным, бронированным целям - танкам и самоходкам - применялись бронебойно-трассирующие остроголовые снаряды Бр-365К весом 9,2 кг с начальной скоростью 1150 м/с. Этими снарядами можно было вести прицельный огонь на расстоянии до 1200 м. Бронебойный снаряд на дистанции 2000 м пробивал броневую плиту толщиной 53 мм, расположенную под углом 60°, а кумулятивный снаряд - 150 мм. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 13400 м.

Защищенность АСУ-85 в лобовой части корпуса была на уровне танка Т-34. Гофрированное днище придавало корпусу дополнительную прочность. В носовой части справа находилось отделение управления, в котором располагалось место механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части машины.

В качестве силовой установки использовался автомобильный 6-цилиндровый, V-образный, двухтактный 210-сильный дизельный двигатель ЯМЗ-206В.

В течении длительного времени самоходка могла десантироваться только посадочным способом. Только в 70-е годы были разработаны специальные парашютные системы.
АСУ-85, как правило, транспортировались военно-транспортными Ан-12. Самоходка устанавливалась на платформе, к которой прикреплялось несколько парашютов. Перед соприкосновением с землей начинали работать специальные тормозные ракетные двигатели, и самоходная установка благополучно приземлялась. После выгрузки машины переводилась в боевое положение в течение 1-1,5 минут.

АСУ-85 находилась в производстве с 1959 по 1966 год, за это время установку дважды модернизировали. Сначала над боевым отделением установили вентилируемую крышу из листов катаной стали толщиной 10 мм с четырьмя люками. В 1967 году АСУ-85 участвовали в арабо-израильском конфликте, известном как «шестидневная война», и опыт их боевого применения выявил необходимость установки на рубке 12,7-мм зенитного пулемета ДШКМ. Поставлялась в ГДР и Польшу. Принимала участие в начальном периоде Афганской войны в составе артиллерийских подразделений 103-й воздушно-десантной дивизии.

Основная масса произведенных машин направлялось на комплектование отдельных самоходных артиллерийских дивизионов воздушно-десантных дивизий. Несмотря на прекращение серийного производства, АСУ-85 оставались на вооружении воздушно-десантных войск до конца 80-х годов прошлого века. АСУ-85 снята с вооружения Российской армии в 1993 году.

В 1969 году на вооружение была принята боевая машина десанта БМД-1. Что позволило поднять возможности ВДВ на качественно новый уровень. Комплекс вооружения БМД-1 позволял решать задачи борьбы с живой силой и бронетехникой. Противотанковые возможности машин ещё больше возросли после замены ПТРК «Малютка» на 9К113 «Конкурс» в 1978 году. В 1979 году на вооружение принят самоходный ПТРК «Робот» созданный на базе БМД. В 1985 году на вооружение поступила БМД-2 с 30-мм автоматической пушкой.

Казалось бы, авиатранспортабельные машины на едином шасси позволяют решать все задачи стоящие перед ВДВ. Однако опыт участия этих машин в многочисленных локальных конфликтах выявил острую необходимость в авиатранспортабельных, амфибийных бронированных машинах с мощным артиллерийским вооружением.
Которые были бы способны, оказывать огневую поддержку наступающему десанту, действуя наравне с БМД, а так же бороться современными танками.

Самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" создана в начале 90-х, на удлиненной (на два катка) базе боевой машины десанта БМД-3 акционерным обществом "Волгоградский тракторный завод", а артиллерийская часть к ней - на артиллерийском заводе N9 (г. Екатеринбург). В отличие от буксируемой артиллерийской системы "Спрут-Б" новая САУ получила наименование "Спрут-СД" ("самоходная"- десантируемая").


САУ "Спрут-СД на огневой позиции

125-мм гладкоствольная пушка 2А75 является основным вооружением CAУ Спрут-СД.
Пушка создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90. При установке на более легкое шасси пушка была оснащена противооткатным устройством нового типа, обеспечивающего откат не более 700 мм. Установленное в боевом отделении гладкоствольное орудие высокой баллистики оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика, которые функционально взаимозаменяемы.

Пушка без дульного тормоза оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом. Стабилизация в вертикальной и горизонтальной плоскостях позволяет вести огонь 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания. Спрут-СД может использовать все виды 125-мм отечественных боеприпасов, в том числе бронебойные подкалиберные оперённые снаряды и танковые ПТУР. В боекомплект пушки (40 125-мм выстрелов, из них 22 в автомате заряжания) может входить снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Пушка может вести огонь на плаву при волнении до трёх баллов в секторе ±35 град., максимальная скорострельность – 7 выстрелов в минуту.

В качестве вспомогательного вооружения САУ Спрут-СД оснащена спаренным с пушкой 7,62-мм пулемет с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.

САУ Спрут-СД по внешнему виду и огневой мощи неотличима от танка, но уступает ему в защищённости. Это и предопределяет тактику действия против танков - главным образом из засад.

Силовая установка и ходовая часть имеет много общего с БМД-3, база которой была использована при разработке САУ 2С25 Спрут-СД. Установленный на ней многотопливный горизонтально-оппозитный шестицилиндровый дизельный двигатель 2В06-2С с максимальной мощностью 510 л.с. сблокирован с гидромеханической трансмиссией, гидрообъемным механизмом поворота и отбором мощности для двух водометных движителей. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Индивидуальная, гидропневматическая, с изменяемым с места механика-водителя клиренсом (за 6-7 с от 190 до 590 мм) подвеска шасси обеспечивает высокую проходимость и плавность хода.

При совершении маршей до 500 км машина может двигаться по шоссе с максимальной скоростью до 68 км/ч, по грунтовым дорогам – со средней скоростью 45 км/ч.

САУ Спрут-СД может транспортироваться самолетами ВТА и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины и без подготовки преодолевать водные преграды.

К сожалению, количество этих очень востребованных машин в войсках пока не велико, в общей сложности поставлено около 40 единиц.

По материалам:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ
http://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su
http://voencomrus.ru/index.php?id=120

Самохо́дная артиллери́йская устано́вка (САУ , разговорное Самохо́дка , уст.Артсамохо́д , иногда употребляется просторечное Самоходная пушка ) - боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие , смонтированное на самодвижущемся (самоходном) шасси . В широком смысле слова, все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ. Однако в узком смысле к САУ относятся колёсные и гусеничные боевые машины с пушечным или гаубичным вооружением, не являющиеся танками или бронеавтомобилями . Виды и назначение САУ очень многообразны: они могут быть как бронированными , так и небронированными, использовать колёсное или гусеничное шасси, иметь башенную или фиксированную монтировку орудия. Некоторые из САУ с башенной установкой орудия очень сильно напоминают танк, однако они отличаются от танка балансом «броня-вооружения» и тактическим применением.

История самоходно-артиллерийских установок начинается вместе с историей тяжёлых пушечных бронеавтомобилей в начале XX века и развитием танков в Первой мировой войне . Более того, с сегодняшней точки зрения первые французские танки «Сен-Шамон » и «Шнейдер » скорее являются аналогом более поздних САУ класса штурмовых орудий , нежели настоящими танками. Середина и вторая половина XX века были временем бурного развития разнообразных самоходно-артиллерийских установок в ведущих промышленно- и военноразвитых странах. Достижения военной науки начала XXI века (высокая точность огня, электронные системы позиционирования и наведения) позволили САУ, по мнению некоторых специалистов, занять ведущее место среди прочей бронетехники (которое раньше безраздельно принадлежало танкам). Даже более сдержанные оценки признают высокую роль самоходной артиллерии в условиях современного боя.

Современная российская самоходно-

артиллерийская установка 2С19 «Мста-С»

Отличия САУ от танков

САУ созданы для выполнения других задач, нежели танки, поэтому имеют некоторые отличия от них. Прежде всего это касается баланса «огневая мощь/защищённость».

Самоходные артиллерийские установки имеют значительно большую дальность стрельбы, нежели танковые пушки, и им не требуется так близко приближаться к противнику, поэтому они сталкиваются с меньшим огневым противодействием - что определяет несколько меньший уровень защиты и значительно большие габариты (в частности - высота). Броня САУ предназначена, прежде всего, для защиты от стрелкового оружия десантных и разведывательных подразделений противника, что определяет отсутствие динамической и активной защиты.

При этом мощность вооружения артиллерийских установок значительно больше, нежели у танков. Это определяет большую длину и вес ствола, более совершенное навигационное и прицельное оборудование, наличие баллистических вычислителей и других вспомогательных средств, улучшающих эффективность стрельбы.

Отличается и тактика применения САУ, нежели танков («ударил - отступил», атака из засад и т. д.)


Классификация самоходно-артиллерийских установок

В процессе развития САУ дифференцировались по виду решаемых с их помощью боевых задач и могут быть разделены на следующие классы:

Советский средний истребитель танков СУ-100

  • Истребители танков - специализированные для борьбы с бронетехникой боевые машины. Как правило, самоходки этого класса вооружаются длинноствольным полуавтоматическим орудием среднего калибра (57 - 100 мм) с унитарным заряжанием для повышения скорострельности. Тяжёлые истребители танков могут быть оснащены длинноствольными орудиями крупного калибра (120-155 мм) с раздельным заряжанием и предназначены для борьбы с тяжёлыми танками и аналогичными САУ противника. САУ этого класса относительно неэффективны против пехоты и укреплений . Наибольшее развитие истребители танков получили во время Второй мировой войны (характерными представителями являются советская САУ СУ-100 и немецкая «Ягдпантера »), но в настоящее время они вытеснены многочисленными ракетными противотанковыми системами и боевыми вертолётами , которые являются более эффективными противотанковыми средствами.

Советское тяжёлое штурмовое орудие ИСУ-152

  • Штурмовые орудия - полностью бронированные машины для огневой поддержки танков и пехоты, действующие в их боевых порядках. Вооружены крупнокалиберным орудием (105-203 мм, как короткоствольным, так и длинноствольным), эффективным против укреплений и пехоты. Эти САУ нередко с успехом использовались против танков. Наибольшее развитие получили во время Второй мировой войны в Германии (StuG III ,StuH 42 , Brummbar ) и Советском Союзе (СУ-122 , ИСУ-152 ). В послевоенное время развитие линии основного боевого танка привело к его вооружению крупнокалиберным орудием, которое способно успешно поражать укрепления и небронированные цели. Как результат, штурмовые орудия исчезли из рядов современных армий, а их функции успешно выполняют основные боевые танки.

Британская средняя самоходная гаубица Sexton

  • Самоходные гаубицы - мобильные орудия для стрельбы с закрытых позиций (самоходный аналог классической буксируемой артиллерии ). Вооружаются самыми разнообразными артсистемами калибров 75 - 406 мм, имеют относительно легкое, противоосколочное бронирование, предназначенное, в основном, для защиты от контрбатарейного огня противника. Активно развиваются с самого начала истории самоходной артиллерии вплоть до настоящего времени. Оснащение этих САУ новейшими системами позиционирования и наведения в сумме с высокой мобильностью делают их одними из самых совершенных боевых систем. Особое значение имеют САУ калибром 152 мм и выше - они способны наносить удары тактическими ядерными боеприпасами, что позволяет всего одной машине уничтожать крупные объекты и группировки войск противника. Выдающимися историческими представителями самоходок данного класса являются советские ИСУ-152 и СУ-76М, немецкие машины времен Второй мировой войны Wespe и Hummel , американские M7 (Priest) и M12, британские Sexton и Bishop . Современная Российская Армия имеет на вооружении одну из лучших машин этого класса - 152.4-мм 2С19 «Мста-С». Её аналогом в армиях стран НАТО является 155-мм САУ «Паладин» .

Советская лёгкая противотанковая САУ СУ-76 М

  • Противотанковые САУ - открытые или полуоткрытые машины с монтировкой противотанкового орудия среднего или малого калибра (37 - 128 мм) на базе легкобронированного (и как правило устаревшего, но хорошо отлаженного в производстве) танкового шасси. Отличаются отличным соотношением «эффективность / стоимость», выпускались в значительных количествах, но проигрывают по характеристикам более специализированным боевым машинам. Хорошим примером являются немецкая машина Второй мировой войны Marder II и отечественная СУ-76 М. В современных армиях не применяются.

37mm китайская система ПВО Тип 65

  • Зенитные самоходные установки (ЗСУ) - специализированные пушечно-пулемётные машины для борьбы с низколетящими и средневысотными самолётами и вертолётами противника. Вооружены как правило автоматическими пушками малого (20 - 40 мм) калибра и/или крупнокалиберными пулеметами (12.7 - 14.5 мм). Оснащаются сложными системами наведения по быстролетящим целям; иногда в качестве дополнительного средства вооружены ракетами класса «земля-воздух». Исключительно эффективны против больших масс пехоты и в городских боях (так, во время Второй Мировой войны в Нормандии 1 ЗСУ немцев с 20-мм пушками в результате короткого боя уничтожила до 700 солдат союзников в маршевой колонне). Выдающимися представителями времен Второй мировой войны являются немецкие ЗСУ Wirbelwind и Ostwind , советская ЗСУ-37 . На вооружении современной Российской Армии находятся одни из самых совершенных машин этого класса - ЗСУ-23-4 «Шилка» и ракетно-пушечная ЗСУ «Тунгуска».

ЗСУ-57-2 в Боснии с кустарной бронерубкой сверху, что предполагает её использование в качестве орудия поддержки пехоты.

  • Эрзац- или суррогатные САУ - импровизированные машины на базе коммерческих грузовиков , сельскохозяйственных тракторов и артиллерийских тягачей , иногда вообще без бронирования. Наиболее широко применялись нацистской Германией и фашистской Италией во Второй мировой войне от недостатка иной бронетехники. Наиболее известной отечественной машиной этого класса является 57-мм противотанковая САУ ЗиС-30 на базе лёгкого гусеничного легкобронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец» .

Большинство отечественных САУ времён Великой Отечественной войны , таких как ИСУ-152 , успешно совмещали в себе функции нескольких классов. Немецкая школа конструирования акцентировалась на узкой специализации САУ, в своих классах некоторые немецкие самоходки являются одними из лучших машин своего времени.

СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4

Основными областями применения самоходно-артиллерийских установок являются задачи поддержки артиллерийским огнем с закрытых огневых позиций частей и подразделений других родов войск. Благодаря высокой мобильности САУ способны сопровождать танки в ходе глубоких прорывов вглубь обороны противника, резко повышая боевые возможности прорвавшихся танковых и мотопехотных подразделений. Та же мобильность делает возможным внезапное нанесение артиллерийских налётов по противнику силами самоходной артиллерии самостоятельно, без помощи иных родов войск. Для этого заранее методом полной подготовки рассчитываются все данные для стрельбы, САУ выдвигаются на огневую позицию, ведут огонь по противнику без пристрелки и иногда даже без корректировки, затем уходят с огневой позиции. Таким образом, когда противник определит местоположение огневой позиции и примет меры, самоходок там уже не будет.

В случае прорыва вражеских танков и мотопехоты самоходки с успехом могут использоваться как противотанковое средство. Для этого в их боекомплекте есть специальные типы снарядов, таких как управляемый крылатый 152,4-мм артиллерийский снаряд «Краснополь» . В последнее время САУ освоили новое для себя применение в роли мощнейшей «противоснайперской винтовки», уничтожая вражеских снайперов в весьма трудных для остальных огневых средств укрытиях.

Вооружённые тактическими ядерными снарядами , одиночные САУ способны уничтожать крупные объекты, такие как аэродромы ,железнодорожные станции , укреплённые населённые пункты и скопления войск противника. При этом их снаряды практически не поддаются перехвату, в отличие от тактических ядерных ракет или


СУ-5

Наиболее распространённые в настоящее время самоходные гаубицы как правило строятся либо на базе лёгких многоцелевых легкобронированных гусеничных машин, либо на базе танковых шасси. Однако и в том и в другом случае компоновка узлов и агрегатов практически одинакова. В отличие от танка, башенная установка орудия располагается не в средней, а в задней части бронекорпуса машины для более удобной подачи боеприпасов с грунта. Соответственно моторно-трансмиссионная группа располагается в средней и передней части бронекорпуса. Из-за расположения трансмиссии в носовой части машины ведущими являются передние колёса (у современных танков, как правило, наоборот - ведущие колеса располагаются сзади). Рабочее место механика-водителя (отделение управления) находится рядом с коробкой передач по центру или левому борту машины, двигатель располагается между отделением управления и боевым отделением. В боевом отделении находится расчёт орудия, боезапас, механизмы и устройства наводки орудия.

ЗСУ по своим компоновочным решениям довольно разнообразны: для них может использоваться как описанный выше вариант компоновочной схемы самоходной гаубицы, так и размещение узлов и агрегатов по танковому образцу. Иногда ЗСУ представляет собой танк, у которого штатная башня заменена на специальную со скорострельными орудиями ПВО и системами наведения. Существуют конструкции на тяжёлых автомобильных шасси, например чешская 152-мм самоходная пушка-гаубица vz.77 «Дана» на шасси автомобиля Tatra-815 с колёсной формулой 8×8.


Top