История летающей боевой машины. Танк среди ясного неба

Публ. Советский самолет «Ил 2» времен Отечественной войны. Ф 2, 167 …

Танк (значения) - Танк: Танк (от англ. tank) большая ёмкость для жидкости, цистерна, обычно для хранения горючего (также см. танкер); в частности, одно из очистных сооружений называется аэротанк. Танк гусеничная, либо колёсная бронированная боевая … Википедия

Танк на воздушной подушке - «Земноводный подлетающий танк». Макет в масштабе 1:4 … Википедия

Танк - У этого термина существуют и другие значения, см. Танк (значения). Танк Т 34 85 Танк бронированная боевая машина чаще все … Википедия

Танк КС - Танк М Борец за свободу товарищ Ленин Танк КС («Рено русский») Классификация лёгкий танк … Википедия

Танк Сиркена - Боковая и фронтальная проекции танка Сиркена … Википедия

ТАНК - Кинуть под танк кого. Жарг. угол. Неодобр. Предать кого л.; переложить свою вину на другого человека. ТСУЖ, 84. Летающий танк. Публ. Советский самолет «Ил 2» времен Отечественной войны. Ф 2, 167. Тяжёлый танк. Жарг. угол. Человек с большими… … Большой словарь русских поговорок

Летающий корабль-призрак - Летающий корабль призрак … Википедия

ТГ (танк) - У этого термина существуют и другие значения, см. ТГ … Википедия

Т-100 (танк) - У этого термина существуют и другие значения, см. Т 100 … Википедия

Книги

  • Ильюшин , Чуев Феликс Иванович. Книга посвящена выдающемуся авиаконструктору, академику АН СССР, генерал-полковнику инженерно-технической службы, трижды Герою Социалистического Труда, деятельность которого была связана с… Купить за 510 руб
  • Ильюшин , Феликс Чуев. Книга посвящена выдающемуся авиаконструктору, академику АН СССР, генерал-полковнику инженерно-технической службы, трижды Герою Социалистического Труда, деятельность которого была связана с… Купить за 500 руб
  • "Черная смерть" . Правда и мифы о боевом применении штурмовика ИЛ-2. 1941-1945 , Дегтев Дмитрий Михайлович, Зубов Дмитрий Владимирович. Эта книга посвящена одному из самых известных советских самолетов времен Великой Отечественной войны - штурмовику Ил-2. У советских воинов и солдат вермахта самолет получил множество разных -…

Отчего танки не летают как птицы? Сейчас с таким вопросом можно вполне откосить от армии. А в суровые годы войны над решением этой задачи трудились самые что ни на есть нормальные люди.

Николай Поликарпов

Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами, создающими машины для убийства. Война - штука скверная, кто бы спорил, но в своих оценках пацифисты часто не правы. Военные наработки двигают прогресс и попутно служат развитию вполне мирной техники. В попытках решить очередную задачу по уничтожению противника самым неожиданным для него способом конструкторы порой создают весьма неординарные штуки. Иной чудак такое придумает, что непонятно даже, как это можно построить. Историки таких мечтателей очень любят: называют их «опередившими время», а их творения - «памятниками мужеству» (хотя честнее было бы сказать «тупиковая ветвь»). Пожалуй, самой мужественной была попытка конструкторов создать летающий танк. А что? Машина хорошая, пуль не боится, сама стреляет неплохо, по шоссе и бездорожью едет быстро. Универсальная такая штука, вот если бы еще летать умела... И ведь научили же!

Кому это вообще пришло в голову?!

Идея научить танк летать кажется сегодня бредовой. Но в начале XX века авиация и танковые войска казались родными братьями (при общей маме - Первой мировой войне). В 30-х годах появились первые воздушно-десантные соединения, и спрыгнувшей на головы супостатов «крылатой пехоте» тут же стало не хватать брата-танка. Так что сразу в нескольких странах лучшие умы принялись думать над тем, как бы тяжелый и не очень-то обтекаемый танк заставить полететь на выручку к пехоте.

Специальных транспортных самолетов, способных перевозить танки, в 30-е годы прошлого века еще не существовало (их и сегодня по пальцам можно пересчитать). Нужны были неординарные идеи. Первым делом танки попытались подвесить к самолету и сбрасывать на парашюте. Этими смелыми экспериментами в СССР занимался П. И. Гроховский, которым была разработана подвеска для перевозки легких танкеток Т-27 под брюхом тяжелого бомбардировщика ТБ-3. На землю танкетка опускалась на парашюте с диаметром купола 30 метров.

Для начала танки решено было просто сбрасывать на парашютах

В 1935 году подвеска Гроховского была принята на вооружение Красной Армией под индексом ПГ-12. Осенью того же года во время учений Киевского особого военного округа сброс танкеток был продемонстрирован иностранным военным атташе и произвел на них неизгладимое впечатление. С бомбардировщиков на головы изумленным наблюдателям плавно опускались даже легкие танки (весом по 3,5 тонны) вместе с экипажами! Но, увы, это была чистая показуха: при ударе о землю танк частенько выходил из строя…

Тот же Гроховский предполагал использовать для доставки танков тяжелый планер. В этом случае танк садился бы на землю мягко, особенно если бы под ним оказалось ровное поле или аэродром. В создании планеров Гроховский имел большой опыт, а в 1932 году под его руководством был построен первый в мире 20-местный десантный планер Г-63 «Яков Алкснис» с размахом крыла 28 метров и грузоподъемностью 1700 килограммов. Именно на базе этого аппарата предполагалось построить планер и для перевозки танков, однако на тот момент не нашлось достаточно мощного самолета-буксировщика - таскавший Г-63 одномоторный биплан Р-5 для танковых затей оказался слабоват. Были попытки установить дополнительные авиамоторы на самом планере, но и они не дали результатов.

Тем временем за океаном

Итак, перевозить танки по воздуху не получилось. Но это не остановило мировое инженерное сообщество. Американский конструктор Уолтер Кристи, поглядев на наши неудачи, решил научить летать сам танк. В 1932 году он создал легкий колесно-гусеничный танк (впоследствии был закуплен СССР и положил начало серии отечественных танков марки «БТ»). Дело оставалось за малым - снабдить пятитонный танк бипланной коробкой крыльев и парой трубчатых балок с хвостовым оперением. На верхнем крыле планировалось поставить редуктор с воздушным винтом, приводимым в движение от двигателя танка. Сначала такой танк должен был обычным образом разогнаться до скорости 120–135 км/ч, а потом водитель переключал бы привод с гусениц на винт - и машина отправлялась бы в полет. Прочная подвеска с амортизаторами, по мысли Кристи, должна была обеспечить посадку прямо на изрытое воронками поле боя, где водителю оставалось бы только дернуть за рычаг, чтобы сбросить хвост и крылья.

На первых порах Кристи построил машину М.1932 с авиационным 12-цилиндровым двигателем «Испано-сюиза» мощностью 750 «лошадок». Танк был не совсем настоящим - без вооружения и башни, с дюралевым корпусом. Во время пробегов, призванных пустить пыль в глаза инвесторам, макет танка разгонялся до фантастической скорости - 190 км/ч! В принципе, такая скорость давала возможность при установке крыльев перелетать сложные участки местности. Но дюралевая броня? В бою этот танк не продержался бы и секунды, даже если бы враги стреляли алюминиевыми снарядами. А стальная броня увеличила бы вес конструкции на треть. Эксцентричный Кристи, как будто одних технических проблем ему было мало, еще и вдрызг разругался с департаментом вооружений, курировавшим проект.

В общем, конструктор остался без денег и решил переехать в СССР, чтобы продолжить работу там. У наших военных чиновников его план энтузиазма не вызвал, но «аэротанк М.1932» советские кудесники выкупили. В первых числах сентября 1933 года он по морю прибыл в опытный цех Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), где с 4 сентября по 11 ноября испытывался пробегами в окрестностях Харькова. У нас машину переименовали в БТ-32 («быстроходный танк 1932 года»), но быстроходность оказалась чисто теоретической, поломки следовали одна за другой, и работы с БТ-32 вскоре прекратили.

Тот еще прототипчик!

Секретный танк приземлился там, где его не ждали, чем вызвал панику

Самый экзотический летающий танк придумал в мае 1937 года инженер НИЭРО М. Смалько. Этот универсальный терминатор, так никогда и не увидевший свет, мог (в теории) производить наземную и воздушную разведку, сопровождать конницу в глубоких рейдах по тылам противника, участвовать в десантных операциях, преодолевать непреодолимые препятствия - в общем, стал бы супероружием. Смалько отказался от попыток приспособления к полетам серийных танков, а разработал собственный гибрид с корпусом обтекаемой формы из листов брони толщиной от 3 до 10 мм. По шоссе он ездил бы на колесах, по пересеченной местности - на гусеницах. Два члена экипажа - пилот-водитель и пулеметчик - смотрели бы на мир сквозь смотровые щели с триплексами. В башне должны были стоять спаренные 12,7-мм и 7,62-мм пулеметы, 716-сильный авиационный двигатель М-17БИ вращал бы колеса или складной воздушный винт, а также приводил бы в действие механизм складывания крыльев (этот танк ничего не сбрасывал, все свои крылья и воздушные винты возил с собой, наводя на противника страх). Странно, как безумному гению Смалько не пришла в голову мысль оснастить свое детище еще и машиной времени. В общем, у военных хватило трезвомыслия не строить эту штуку. На свалке истории осталась лишь деревянная модель чудища по имени МАС-1.

Летящий танк не остановишь!

Первый (и последний) жизнеспособный мутант появился лишь в годы Великой Отечественной войны - и уже не от живости ума, а по реальной необходимости. В декабре 1941 года молодое и мало кому известное тогда бюро О. К. Антонова получило срочное задание Наркомата авиационной промышленности «на создание десантно-транспортного планера для переброски легких танков в расположение партизанских отрядов и окруженных частей Красной Армии». Таким образом, Антонов получил грант на новые эксперименты с полетами танка. Он тут же предложил снабжать Т-60 съемными крыльями и буксировать этот «планер» за бомбардировщиком ТБ-3 или Ил-4. Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20–25 километров до цели, планировать и садиться. Проект получил название «Крылья танка» - КТ.

Новый безумный танк даже был оснащен складными крыльями

Облегченный донельзя танк Т-60 весил 5800 килограммов. Поднять его можно было лишь при значительной площади несущего крыла. Крыло планера для уменьшения размаха сделали бипланным (впрочем, размах все равно получился внушительным - 18 метров); хвостовое оперение, тоже бипланного типа, было установлено на двух балках, соединенных с нижней плоскостью крыла. Корпус танка выполнял функции фюзеляжа, в нем сидели пилот (он же водитель) и стрелок. Для уменьшения сопротивления воздуха в полете башня на танке разворачивалась пушкой назад. Впрочем, стрелять в воздухе из нее никто и не собирался.

Планер изготовили в апреле 1942 года в Тюмени, куда было эвакуировано КБ. Летные испытания проходили в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) под Москвой осенью того же года. Для такого случая пригласили звезду - летчика-испытателя и планериста Сергея Анохина, известного всей стране по довоенным рекордам. Зрители замерли в ожидании…

С небес на замелю

Буксировщиком летающего танка был назначен бомбардировщик ТБ-3 с форсированными (до 970 «лошадей») моторами. Перед полетом танк максимально облегчили: сняли башню и оставили всего 100 литров бензина. Для проверки шасси было сделано несколько пробежек на буксире по бетонке и грунту и три подлета на высоту до 4 метров для отработки системы управления. При этом целью ставилось узнать, выдержит ли ходовая часть машины скорость 110–115 км/ч (собственно танк Т-60 мог разгоняться лишь до 45 км/ч).

Единственный вылет состоялся 2 сентября 1942 года. Взлет прошел нормально, но вскоре моторы ТБ-3 стали перегреваться: не хватало мощности. Из-за большой массы и плохой обтекаемости КТ буксировка велась на предельной мощности. Двигатели ТБ-3 ревели, скорость дошла до отметки 130 км/ч, но поднять танк удалось лишь на высоту 40 метров. Оценив обстановку, командир ТБ-3 Еремеев принял решение вывести КТ в район аэродрома Быково и отцепить планер. Ирония судьбы состояла в том, что посадка планировалась в Раменском и летающий танк сел там, где его никто не ждал.

А на дворе, надо сказать, стоял 1942 год, немцев только-только отогнали от столицы. Представь себе оторопь служащих аэродрома, увидевших приближающееся нечто. Ситуация усугубилась тем, что Анохин, благополучно приземлившись, запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома. Руководитель полетов тут же поднял по тревоге зенитный расчет...

Для испытаний танка был приглашен известный летчик Анохин

Когда летчик-испытатель вылез из машины, его немедленно задержали красноармейцы. От расправы Анохина спасло лишь прибытие аварийно-спасательной команды ЛИИ. Танк своим ходом уехал в поселок Стаханов (ныне город Жуковский), к аэродрому ЛИИ. Вскоре дальнейшие работы по планеру А-40 были прекращены из-за отсутствия мощных самолетов-буксировщиков, а в конце того же года сняли с производства и танк Т-60. Первый полет КТ оказался заодно и последним: в акте об испытаниях опытного образца указывалось, что «задача создания летающего танка в целом решена, но в его конструкции допущены определенные ошибки». И это даже было правдой.


В Советском Союзе был очень мощный военнопромышленный комплекс, который то и дело предлагал достаточно необычные идеи и концепты. Эти новинки должны были изменить облик тогдашнего поля боя. Взять хотя бы прелюбопытную попытку создания настоящего летающего танка. И речь идет вовсе не о новом виде самолетов.


Советские военные достаточно долго вынашивали идею доставки бронетехники по воздуху. Речь шла о транспортировке танков и бронемашин прямо на поле боя. Первые испытания начались еще в 30-е годы. Тогда легкие танки Т-37А и Т-27 стали крепить под фюзеляж бомбардировщиков ТБ-3. Пробовали крепить не только танки, но и другие грузы и машины. Любопытно, что тогда эти испытания даже признавались успешными. Но, как это часто бывает, все планы по развитию направления легли в долгий ящик.


С началом Второй мировой войны о летающих танках в СССР вспомнили вновь. Произошло это в трагическом 1941 году. Правда, командование стало больше интересоваться не возможностью доставки бронетехники по воздуху на фронт, сколько по заброской ее в тыл противника. В перспективе предлагалось поддерживать партизанские отряды. Вот только проекты 30-х годов в этой области уже ничем не могли помочь, так как обкатанная тогда техника, была откровенно устаревшей в новых военных реалиях.


Тогда-то и появился проект А-40, разрабатывался который под руководством советского авиаконструктора Олега Константиновича Антонова. Он разработал планер, который назвали «крылья танка». Предполагалось, что они должны будут нести по воздуху существенно облегченный Т-60 масса которого составляла всего 6 тонн.


Экипаж планера составлял 2 человека. Длина аппарата была 12 метров, а размах крыльев составлял 18 метров. Полная масса с загруженным танком была меньше 7.8 тонн. Работал планер на двигателе ГАЗ-202 мощностью 70 лошадиных сил, который использовался исключительно для буксировки аппарата по земле. Подниматься в воздух и буксироваться по воздуху вся эта «транспортная конструкция» должна была при помощи самолета ТБ-3. Но нагрузка оказалась слишком большой, и поднять А-40 в небо выше 40 метров не получалось. В итоге, после нескольких испытаний, военные решили полностью отказаться от этой идеи.

Советского союза уже давно нет и от того сильнее ностальгические чувства. Вот , как не будет стараться.

В 1941 году командование Красной Армии поставило перед конструкторским бюро Антонова следующую задачу: изобрести бронемашину, которая могла бы перемещаться по воздуху. Планировалось, что данная техника будет перебрасываться через линию фронта для усиления партизанского сопротивления на оккупированных территориях. Проект получил условное название «летающий танк».

Время диктовало свои условия: требовалось, чтобы серийное производство было налажено в кратчайшие сроки и с минимальными финансовыми затратами. Именно поэтому Антонов принял следующее решение: не разрабатывать концептуально новый летающий танк, а использовать легкий танк Т-60, принятый на вооружение в Красной Армии. Это был вполне приемлемый вариант: при относительно небольших габаритах и весе в 6 т «шестидесятка» имела на борту пулемет калибра 7,62 и 20-миллиметровую пушку, экипаж боевой машины состоял из 2-х человек.

Работы над летающим танком велись в Тюмени. В КБ Антонова была разработана деревянная конструкция, которая крепилась к Т-60 в четырех точках. Предполагалось, что летающий танк будет буксироваться по воздуху, а впоследствии отцепляться от буксирующего самолета и планировать до нужной точки посадки. Сразу после приземления летающий танк имел возможность сбросить крылья и тут же вступить в бой.

Менее чем за год летающий танк был готов. Испытания состоялись 2 сентября 1942 г. на подмосковном аэродроме. А-40 по сути являлся гибридом танка и биплана, внешне напоминая небезызвестный «кукурузник». На испытательном полигоне летающий танк максимально облегчили: сняли башню, инструментальный ящик, почти полностью слили топливо. Полный вес конструкции составлял около 7,5 т, управлял танкопланером летчик Анохин. В качестве самолета-буксировщика использовался бомбардировщик ТБ-3. Его мощности оказалось недостаточно, чтобы обеспечить стабильный полет А-40: в воздухе двигатели начали перегреваться, и летчик, дабы предотвратить отказ двигателей, принял решение об отцеплении буксировочного троса от летающего танка. Тем не менее, полет завершился успешно: летающий танк А-40 спланировал и благополучно приземлился на близлежащем военном аэродроме.

Это был единственный полет летающего танка – проект был свернут. Эксперты утверждают, что изобретение состоялось: если бы в качестве самолета-буксировщика использовался более мощный Пе-8, летающий танк А-40 вполне мог использоваться по назначению. Но в то время бомбардировщиков Пе-8 было довольно мало, и они использовались для решения более важных стратегических задач, поэтому летающий танк в войне так и не был применен.

Отметим, что летающий танк, а точнее – танкопланер А-40 – далеко не единственная попытка поднять в воздух бронетехнику. Концепция подобного летательного аппарата была сформулирована еще в 1932 г. американским конструктором Дж. Уолтером Кристи. Впоследствии, уже после окончания Второй Мировой войны, попытки сделать летающие танки оружием массового производства повторялись, но так и не воплотились в реальности: в настоящее время летающие танки не состоят на вооружении ни в одной стране мира.


Идею доставки легких танков на поле бое и в тыл противника в СССР вынашивали очень долгое время, однако, существенных шагов в этом направлении никто не предпринимал. С началом Великой Отечественной войны у военных конструкторов хватало забот. По собственной инициативе в КБ О.К.Антонова в конце 1941 года начались работы по созданию так называемого «летающего танка». Идея была проста: на легкий танк Т-60, который к тому времени обладал достаточно неплохими боевыми качествами, установить бипланную коробку крыльев. В качестве самолета-носителя применялся ТБ-3, к нему под фюзеляж подвешивали танк с крыльями. После того, как самолет-носитель производил расстыковку, крылатый танк планировал на место боевых действий, сбрасывал с себя систему крыльев и шел в бой. На первом испытываемом Т-60 сняли башню с вооружением, так как вес танка с ними, не позволял ему летать.

До А-40 также предпринимались попытки доставки танков, танкеток и броневиков прямо на поле боя с воздуха. В СССР первые эксперименты производились еще в 30-х годах, когда на бомбардировщики ТБ-3 под фюзеляж подвешивали различные машины. В экспериментах участвовали танкетки Т-27 и танки Т-37А. Легкий Т-37А сбрасывали прямо в воду. В то время, большинство экспериментов признавали успешными, после чего все разработки отложили в «долгий ящик». Но к началу Великой Отечественной войны, танки Т-37А и Т-27 серьезно устарели и обладали ограниченными боевыми качествами. Существовал также более «радикальный» вариант летающего танка. Идея заключалась в том, чтобы установить на танк воздушный винт и крылья, чтобы тот мог самостоятельно летать. Конструкция состояла из планера монопланной схемы, на который устанавливали двигатель с мотором. Автором этой разработки являлся А.Н. Рафаэлянц, предположительно в 1935 году. В качестве танка выбрали БТ-2. Вся конструкция представляла из себя большой планер с винтом, внизу которого были крепления для танка. Но к сожалению, «летающий танк Рафаэлянца» так и не построили, хотя, все необходимые расчеты были выполнены.

Но вернемся к А-40. Как уже указывалось, танк для первых летных испытаний был тяжеловат, с него сняли вооружение и башню и заправили 100 л. топлива. Вся конструкция, состоящая из корпуса танка и крыльев весила 7804 килограмма, причем, крылья весили 2 тонны. Позже на танк Т-60 планировалось устанавливать облегченную башню, которая во время полета должна быть повернута назад. Для конструкторов ставилась задача, при успешном приземлении танк должен был за считанные минуты освободиться от крыльев, с чем конструкторы успешно справились. Управлением планером во время полета осуществлялось посредством тросов, которые шли по планеру в танк к органам управления в танке. Особых, специальных доработок в танке Т-60 не производилось, это был серийный танк, за исключением демонтажа башня, для облегчения веса «летающего танка».

Во время работ по созданию А-40 у военных деятелей постоянно присутствовал скептицизм. Да и сама необходимость в летающем танке в Красной армии была достаточно спорной. Но не смотря ни на что, первый летающий танк А-40 был готов летом 1942 года. Для буксировки танка был выбран тяжелый бомбардировщик ТБ-3РН. В период с 7 августа по 2 сентября 1942 года проходили испытания. Пилотировал летающий танк А-40, достаточно известный летчик С.Анохин (Герой Советского Союза). Для начала было произведено несколько пробных пробежек по земле и бетону, чтобы проверить шасси. После чего начали испытания на малых высотах – 4 метра и выше. В это время испытывали рулевое управление, шасси и прочее. Апофеозом испытаний стал полноценный полет А-40 и закончился он очень неожиданно. В воздухе у бомбардировщика ТБ-3РН начали сильно греться двигатели, в результате чего летающий танк пришлось отцепить, после чего он самостоятельно продолжил полет. Летчик-испытатель Анохин повел А-40 до ближайшего аэродрома, который находился в Быково.

Нюанс всех испытаний состоял в том, что персонал аэродрома ничего не знал о проводившихся испытаний «летающего танка». После посадки танк А-40 сбросил с себя крылья и неспеша продолжил движение к командному пункту Быковского аэродрома. Начальник аэродрома сразу же объявил боевую тревогу. Понимая, чем это может кончиться, Анохин остановил танк и выбрался наружу.

После первого полета «летающего танка» А-40 выяснилось:
- танк может перебрасывать на небольшие взлетно-посадочные полосы длиной 100-200 метров;
- скорость буксировки танка не может превышать 250 км/час;
- максимальная скорость танка в воздухе – 130 км/час;

На этом, история создания танка А-40 была закончена, хотя, полет танка был весьма удачным. Военные отвергли саму идею «летающего танка», так как необходимости в таких танках не было. К тому же, на вооружении ВВС СССР к тому времени состояло немного тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, а танк, приземлившись без вооружения и топлива обречен на быстрое уничтожение.


Top