Средневековая пытка железная дева. Железная дева из толедо

Человечеству известно много примеров зверств, которые происходили в эпоху Средневековья. «Железная дева» (орудие пыток) - устройство, якобы использовавшееся в Средневековье для казни или для развязывания языков несговорчивым еретикам. Так ли это было на самом деле? Разберемся.

Конструкция

В редких источниках описывается, что «Железная дева» (орудие пыток) выглядела как вертикальный полый гроб с одной или двумя дверцами. Внутренние стенки усеяны рядами острых шипов или прутьев от самого верха до низа.

Мастера, изготовлявшие этот шкаф смерти, часто придавали ему очертания женщины. Возможно, намекая на саму смерть, которая заключает человека в свои объятия, а возможно, здесь присутствуют эротические нотки. Поэтому устройство больше напоминает саркофаг с шипами. Когда применялось устройство?

Применение

Использовали ли «Железную деву» (орудие пыток) средневековые палачи и инквизиторы, достоверно не известно. Есть большая вероятность того, что ее существование обязано мистификаторам XVIII-XIX столетия. Это подтверждается хотя бы тем, что ни одного такого устройства, датируемого VI-XV столетием, не найдено. Самый известный экземпляр из Нюрнберга изготовлен приблизительно в XVI веке. К сожалению, он был утрачен во время бомбардировки в 1944 году.

Двери закрывались медленно. Одна из них могла открываться, чтобы палач имел возможность проверять состояние жертвы. Дабы истязатель не испытывал сильного дискомфорта от криков и стонов казненного, стенки «Железной девы» были довольно толстыми. Шипы входили в мягкие ткани тела истязаемого, прокалывая руки, ноги, ягодицы, плечи, живот. Смерть наступала очень нескоро. Судьи какое-то время могли продолжать допросы. К тому же мучений казненному добавляла замкнутость пространства.

Древний аналог

Древние писатели оставили записи о подобном устройстве, которое использовал правивший Спартой тиран Набис. Механическое устройство, по описаниям, было исполнено в виде роскошно одетой женщины с лицом - полная копия лица его супруги Апеги.

Нюрнбергская конструкция

Вернемся к самому известному примеру устройства пыток - «Нюрнбергской деве». Ее еще называли «Железной девой», в переводе с английского «айрон мэидэн». К слову, отсюда появилось название известной рок-группы. А «Нюрнбергской девой» она называется потому, что первый экземпляр соорудили именно в городе с соответствующим названием. Что же представляло собой орудие пыток?

Описание «Железной девы»:

  • высота конструкции - 7 футов;
  • шкаф в виде фигуры женщины с изображением лика Девы Марии;
  • расположение прутьев и длинных гвоздей внутри жуткого шкафа рассчитывалось так, чтобы не зацепить жизненно важные органы осужденного.

Таким образом, мучения длились многие часы, а то и дни. Завершалась расправа тем, что дно конструкции отодвигалось, а труп выбрасывали в реку.

Разоблачение мифа

Российская исследовательница Средневековья, преподаватель РГГУ Мария Елиферова, ставит под сомнение сам факт существования «Железной девы» (орудия пыток) во времена инквизиции - периода, называемого историками «Средние века». Не найдено ни одного письменного документа, где описывалось использование саркофага, утыканного изнутри длинными гвоздями. Уж поверьте, остальные методы казней и допросов инквизиция документировала предельно скрупулёзно.

Нет упоминаний даже в художественных книгах, вплоть до конца XVIII века. Главный довод против этого мифа - цена вопроса. Тогда использовался ручной труд, и штамповка больших, сложных, дорогих в производстве изделий ударила бы по казне инквизиции.

Через жуткие суды прошел не один десяток тысяч еретиков, ведьм, колдунов и т. д. К чему такие траты, если есть множество проверенных и простых способов развязать языки «нечестивцам»? Например, очень распространенный вид пыток во времена свирепства инквизиции. Но создателям мифа такой вопрос на ум не приходил. Ведь металлы уже добывались промышленным путем, и железа было предостаточно.

Все известные музейные экспонаты - лишь копии одного Нюрнбергского экземпляра, о котором уже говорилось выше. Оригинал «Железной девы» (орудия пыток) был утрачен. Да и она была создана в начале XIX века, как раз в разгар моды на всякого рода «средневековую жуть». «Совершенно случайно» в это время Европу захватил бум садомазохистского секса. Недаром орудие пыток сделано в виде девы как символа невинности. Шипы внутри нее выступают символом садизма.

Средневековая инквизиция не применяла орудие пытки под названием «железная дева» - полую человекоподобную фигуру из железа, утыканную изнутри шипами.


Мария Елифёрова - преподаватель РГГУ, основатель проекта на Planeta.ru по сбору средств на первый независимый журнал по Средневековью:

Этот миф запустил немецкий просветитель Иоганн Филипп Зибенкес в 1793 г. Когда в конце XX века историки принялись изучать пылившиеся в архивах следственные дела инквизиции, в них не обнаружилось ни одного упоминания о «железной деве». Она не упоминается даже в художественной литературе, написанной до 1793 года!

Главное неправдоподобие этого мифа - в том, что в доиндустриальной Европе изготовление металлических изделий такого размера и сложности стоило дорого (ведь вся работа была ручная). А через инквизиционные суды Германии прошло десятки тысяч обвиняемых. Снабжение следователей нужным количеством «железных дев» влетело бы в копеечку. Зачем эти избыточные расходы, если существуют куда более дешёвые способы мучить людей (например, подвешивание за руки к потолочной балке - действительно популярный метод пытки в XV-XVII вв.)? Авторам конца XVIII и XIX веков, жившим в эпоху промышленной металлургии, подобные вопросы не приходили в голову.

«Железные девы» современных музеев являются копиями одного и того же экспоната - «железной девы» из Нюрнберга. Оригинал её утрачен, но и она была создана в начале XIX в. как своего рода археологическая реконструкция по описанию Зибенкеса. Мода на «ужасы Средневековья» зародилась ещё во второй половине XVIII в., когда возник жанр готического романа; пришествие романтизма на рубеже веков дало ей новый импульс. Богатые романтики принялись покупать средневековые дома, картины, вообще любые предметы - в том числе орудия пыток. «Железная дева» была превосходным эксклюзивным товаром для коллекционеров, и тот, кто её сконструировал, обладал замечательным маркетинговым чутьём.


В эту эпоху Европу захлестнула волна подделок под Средневековье и Возрождение: в 1768 г. Томас Чаттертон пытался писать стихи на среднеанглийском языке и выдавать их за сочинения средневекового монаха; в 1796 г. Генри Айрленд сфабриковал «неизвестные пьесы Шекспира»; в 1816-1818 годах Вацлав Ганка подделал две «древнечешские» книги песен и поэм; в 1829 г. Этьен де Ламотт-Лангон выпустил книгу о никогда не существовавших ведовских процессах во Франции.

Это лишь неполный перечень самых знаменитых фальсификаций. Вот на таком фоне и произошло появление «железной девы».

Особенно занятно то, что изобретение и эксплуатация мифа о «железной деве» совпадают по времени со становлением садомазохистской сексуальности в Европе. Маркиз де Сад был современником Зибенкеса; Леопольд фон Захер-Мазох жил во второй половине XIX в., но у него явно были предшественники - мазохистский секс описан в эротическом романе английского писателя Джона Клеланда «Мемуары Фанни Хилл», вышедшем в 1748 г. (в США - в 1821 г.).

Средневековью садомазохистский тип сексуального воображения неизвестен, хотя люди, мучащие своих партнёров в быту, конечно, существовали всегда. Название «железная дева» придумано чрезвычайно эффектно - оно содержит в себе явный оксюморон («дева» ассоциируется с невинностью, нежностью и добродетелью, и вместе с тем - с сексуальной привлекательностью). Назвать орудие пытки «девой» - значит, придать некое подсознательно эротическое направление мыслям читателя. Уравнение «любовная страсть = пытка» - устойчивая метафора в европейской литературе, которая существовала задолго до де Сада, но только у него приняла буквальный смысл.

Замок Сейт. 1654 г.

Тяжелая штора из темно-фиолетового плотного атласа, расшитого золотой нитью, трепетала от ветра, врывающегося в распахнутое настежь окно. Точно живая, она билась о стену, покрытую изысканным мозаичным узором. Этот звук напоминал хлопанье крыльев смертельно раненой птицы, отчаянно стремящейся взлететь, но обреченной умирать, истекая кровью.

Надо было бы закрыть окно, но никто из присутствующих в огромных покоях древнего замка даже не попытался это сделать.

В неясном полумраке их лица были едва различимы. Все четверо стояли возле небольшого мраморного возвышения с золотой купелью на самом верху.

Они ждали.

Их взгляды были прикованы к плотно закрытой двери, ведущей в покои. Они были совершенно не похожи друг на друга: старик с гладкой кожей младенца и глубоко запавшими глазами, в странной одежде, напоминающей птичье оперение; старуха с длинным крючковатым носом, морщинистой шеей и торчащими во все стороны седыми космами, закутанная в парчу и бархат, которые только подчеркивали ее уродство, две молодые девицы с лицами блудниц, разодетые в прозрачные ткани.

Они были разными. И все-таки кое-что объединяло их: выражение нетерпения, едва сдерживаемой страсти, написанное на всех, без исключения, лицах.

Откуда-то слева донесся едва различимый стон или вздох, тихий, почти неуловимый для человеческого уха. Казалось, он шел из глубины отвратительной бронзовой статуи, возвышающейся в центре залы. Фигура напоминала грубо слепленное тело какого-то божества, вероятнее всего – женщины, уродливая голова которой была увенчана подобием диадемы, в которой таинственно мерцали настоящие драгоценные камни. Одна из девиц повернула было голову на звук, но лишь на мгновение, потом она снова уставилась на дверь.

Секунду спустя дверь бесшумно отворилась, пропуская хрупкую женскую фигурку, полускрытую темным покрывалом. Она замерла на пороге, словно в нерешительности, затем легкая ткань соскользнула с плеч и плавно опустилась к ногам прелестной, как ангел, девушки, почти девочки.

Медленно, точно во сне, она сделала шаг по направлению к купели. Затем еще один, и еще. Она двигалась вперед, будто повинуясь приказу, слышному только ей одной, юное, прекрасное тело светилось в полумраке нежным перламутровым светом. Тяжелые, густые волосы волочились за ней по полу, точно золотой шлейф. Широко распахнутые глаза были устремлены куда-то вдаль, за пределы комнаты.

Девушка подняла ногу и поставила ее на мраморную ступеньку. Поднявшись к купели, она осторожно перешагнула через низкий борт и все так же медленно легла, вытянувшись во весь рост.

В полной тишине раздалось глухое бормотание старика, непонятный, пугающие слова срывались с его губ, эхом отдаваясь в каждом уголке огромных покоев.

Розовая кожа юной красавицы окрасилась в красный цвет. Свежая, теплая кровь, которой была наполнена купель, скрыла прекрасное тело.

Голос старика становился все громче, его глаза загорелись дьявольским огнем и наконец произошло то, чего все ожидали с таким нетерпением – кровь в купели заколыхалась, забурлила и захлестнула девушку с головой.

В этот момент все, кто стоял у подножия купели, в едином порыве издали что-то вроде стона, выражающего высшую степень наслаждения. Этот звук был гораздо громче того тихого всхлипа, который донесся со стороны бронзовой статуи…

ГЛАВА 1

Я сидела на жестком неудобном стуле который, ко всему прочему, отчаянно скрипел и испытывала непреодолимое желание задрать голову вверх и завыть на луну. Ну и что, что за окном – жаркий августовский день и вовсю светит солнце. Мне было так тошно, что я прекрасно обошлась бы и без ночного неба.

В просторной аудитории стоял ровный гул голосов, десятки мальчишек и девчонок, вчерашних школьников, сновали мимо меня, как мальки на отмели. Уже пять дней я смотрела на них и все отчетливее понимала, что стала совсем взрослой. Еще вчера я была моложе всех и умнее многих, а теперь… Вон их сколько вокруг: все моложе меня, и ум мой, увы, уже можно считать обычным жизненным опытом. А ведь мне всего двадцать четыре. Или уже?

Подошел серьезный паренек с намечающимся пушком над верхней губой и протянул тоненькую стопку листочков. Так… Посмотрим: аттестат, справка, анкета… Вроде все в порядке. Я занесла его данные в журнал и отложила бумаги в сторону. И так – целый день. Заканчивался срок, отведенный для приема документов, и абитуриенты шли сплошным потоком с утра до вечера.

А еще эти вечные глупые вопросы! За пять дней я сто раз отвечала, что в графе «образование» нужно писать «среднее», тысячу – что мать, торгующую на рынке китайскими шмотками, лучше назвать частным предпринимателем и миллион – что вместо ответа на вопрос о семейном положении надо ставить прочерк, а не перечислять всех имеющихся бабушек и дедушек. И кто только придумал этот вопрос? Откуда у этих малявок мужья и жены, хотя… Да, на сегодняшний день, пожалуй, вопрос актуальный. Акселерация!

Очередная абитуриентка прервала мои размышления и все по новой: аттестат, заявление, анкета, справка… Стоп, а где справка? Я еще раз пересмотрела лежащие на столе листочки. Так и есть, справки из поликлиники не хватало. Пришлось терпеливо объяснять хлопающей глазами толстушке с расстроенным личиком, что без формы У-86 документы принимать не положено. Девчушка, закусив губу, выслушала меня и отошла, понурив голову. Бедняга. Интересно, успеет достать справку или нет? Сейчас в поликлиниках жуткие очереди. Хорошо бы успела.

Я вздохнула, радуясь небольшой передышке.

Когда полгода назад я, Лиза Локтева, приняла решение переехать в этот город, мне казалось, что я поступаю правильно. Собственно говоря, так я думала и сейчас. После неприятного происшествия, в которое я угодила прошлым летом, слишком многое изменилось в моей жизни, что-то ушло из нее. Наверное, именно тогда я окончательно повзрослела.

Но и здесь, на новом месте, все оказалось не так-то просто. Квартиру я менять не стала, в ней осталась Зинка, девчонка-беспризорница, с которой я познакомилась в тот страшный период и которой была обязана спасением собственной жизни. Зинка отговаривала меня от переезда, испробовав для достижения своей цели все мыслимые и немыслимые способы. Но я твердо решила, что должна сменить обстановку, чтобы разобраться в себе и в том, как дальше относиться к жизни.

На новом месте я быстро нашла жилье, обзавелась многочисленными знакомыми и даже серьезным поклонником, вот только с работой не везло. У себя я считалась довольно известным художником и недостатка в заказах не испытывала.

Здесь все было по-другому. За шесть месяцев мне не удалось обзавестись ни одним более-менее постоянным клиентом, зато пришлось убедиться, что город буквально кишит безработными талантливыми художниками, в том числе и теми, кто работал в моей области, а именно – в книжной иллюстрации.

1

Железная дева

Железная дева (справа)

Достоверные сведения об использовании железной девы для пыток и казни отсутствуют. Существует мнение, что она была сфабрикована в эпоху Просвещения . Самый известный экземпляр был построен в Нюрнберге , предположительно в начале XVI века . До наших дней он не сохранился: в 1944 году крепость, в подвале которой находилась эта так называемая «Нюрнбергская дева», была разрушена в результате авианалёта. Также имеется экземпляр в швейцарском замке-музее Кибург .

Применение

Дополнительные мучения причиняла теснота - смерть не наступала часами, поэтому жертва могла страдать от клаустрофобии . Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых. Створки дверей закрывались медленно. Впоследствии одна из них могла открываться, чтобы палачи проверяли состояние испытуемого. Шипы вонзались в руки , ноги , живот , глаза , плечи и ягодицы . При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого судьи имели возможность продолжать допрос.

Аналогичные устройства

По рассказам древних писателей, подобный способ казни был впервые изобретён спартанским тираном Набисом . Придуманный им аппарат имел вид женщины, сидящей на стуле, и назывался Апегой, по имени жены тирана; с приближением осуждённого Апега вставала и закидывала ему на спину обе свои руки, усеянные, как и грудь, острыми гвоздями, которые разрывали тело на части:

Он же велел изготовить следующую машину, если только позволительно называть машиною такой снаряд. Это была роскошно одетая фигура женщины, лицом замечательно похожая на супругу Набиса. Вызывая к себе того или другого гражданина с целью выжать у него деньги, Набис долгое время мирно уговаривал его, намекая на опасности от ахеян, угрожающие стране и городу, указывая на большое число наемников, содержимых ради благополучия же граждан, напоминая о расходах, идущих на чествование божеств и на государственные нужды, если вызванный гражданин поддавался внушениям, тиран этим и довольствовался. Если же кто начинал уверять, что денег у него нет, и отклонял требование тирана, Набис говорил ему примерно так: «Кажется, я не умею убедить тебя; полагаю, однако, что моя Апега тебя убедит». Так называлась супруга Набиса. Чуть он только произносил эти слова, как являлось упомянутое выше изображение. Взяв супругу за руку, Набис поднимал её с кресла, жена заключала непокорного в свои объятия, который вплотную прижимался к её груди. Плечи и руки этой женщины, равно как и груди, были усеяны железными гвоздями, которые прикрывались платьем. Всякий раз, как тиран упирался руками в спину женщины, и потом при помощи особого снаряда мало-помалу притягивал несчастного и плотно прижимал к груди женщины, истязуемый испускал крики страдания. Так Набис погубил многих, отказывавших ему в деньгах. .

Если описание имело реальные корни, то можно считать это устройство одним из первых известных механических автоматов - где в движение механизм приводился весом осуждённого который действовал на пружину в полу.

Похожая «дева» была обнаружена в 2003 году в Ираке . Заявляется, что она использовалась для расправы с противниками Саддама Хусейна .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Железная дева" в других словарях:

    Орудие смертной казни, бывшее в употреблении в эпоху инквизиции и представлявшее собой сделанный из железа шкаф, в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI в. Поставив туда осужденного, шкаф замыкали, причем острые длинные гвозди, которыми… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    С английского: The iron Lady. Из английской газеты «Санди тайме» от 25 января 1979 г., где таким образом перевели словосочетание «железная дама» из советской газеты «Красная звезда». 19 января 1976 г. Тэтчер (тогда лидер консервативной оппозиции) … Словарь крылатых слов и выражений

    Железная дева (справа), выдаваемая за средневековый инструмент пытки, продукт фантазии XIX века Фальсификация истории сознательное искажение исторических событий, либо историческое мифотворчество. Цели и мотивы фальсификаций могут быть самыми… … Википедия

    Содержание 1 Протагонисты 1.1 Команда «Фунбари Онсэн» («Асакура») … Википедия

    См. также: Жанна д’Арк (значения) «Жанна д Арк». Картина Рубенса Образ Жанны д Арк в культуре является чрезвычайно популярным. Содержание … Википедия

    Shaman king Shaaman Kingu (ромадзи) Жанр сёнэн, приключения, боевик, фантастика … Википедия

    Шаман Кинг Shaman king Shaaman Kingu (ромадзи) Жанр сёнэн, приключения, боевик, фантастика Манга Автор Хироюки Такэи Издатель … Википедия

    Шаман Кинг Shaman king Shaaman Kingu (ромадзи) Жанр сёнэн, приключения, боевик, фантастика Манга Автор Хироюки Такэи Издат … Википедия

    См. также статью: Жанна д’Арк (значения) «Жанна д Арк». Картина Рубенса Образ Жанны д Арк в культуре является чрезвычайно популярным … Википедия

ЖЕЛЕЗНАЯ ДЕВА ИЗ НЮРНБЕРГА

Пожалуй, самым печально знаменитым инструментом казни, попавшим в народный фольклор, является железная дева из Нюрнберга. В стране, где она родилась, ее называли Eiserne Jungfrau. Однако и испанский город Толедо претендует на первенство в изобретении железной девы, где она носила то же название. Железную деву использовали для наказания за целый ряд уголовных и религиозных преступлений:

Человека, который прошел через камеру пыток и не отрекся от ереси, вели вниз по извилистому корридору и вталкивали в этот подвал. Первое, что он видел при тусклом свете лампы, была железная дева. Ему приказывали подойти к фигуре, палач дергал за рычаг, и дева раскрывала свои руки. Жертву понуждали стать к ней вплотную, палач нажимал другой рычаг, и дева медленно, но неотвратимо охватывала узника своими руками, утыканными острыми шипами, и вбирала в себя.

Палач не давал себе труда удостовериться в смерти жертвы, раскрыв объятия железной девы. Для тайного и быстрого избавления от тела требовалось только нажать еще один рычаг, чтобы пол внутри девы скользнул в сторону, та выпустила его из своих смертельных объятий, и тело падало в выдолбленную в скале шахту, на дне которой блестела вода. Поток, протекавший под шахтой, подхватывал тело жертвы и нес его в Пегниц, Пегнид - в Рейн, а Рейн - в океан, туда, где покоился прах Яна Гуса.

(«История протестантизма», преподобный доктор Уайли)

Из книги Пытки и наказания автора Брайен Лейн

ЖЕЛЕЗНАЯ ДЕВА ИЗ ТОЛЕДО Когда французские войска вошли в Толедо во время войны в Испании (1808–1814), генерал Ласаль посетил дворец инквизиции. Многие инструменты пыток поразили воображение даже видавших смерть французских солдат. Один из этих инструментов, единственный в

Из книги Год Белки. Зодиакальный прогноз 2012 автора Глоба Павел Павлович

автора Борщ Татьяна

Дева В январе ваш авторитет поднимется до космических высот – вы будете любимы и популярны как на работе, так и в жизни личной. Пользуйтесь моментом и лоббируйте свои интересы!Работа, карьера, бизнес. Сейчас прекрасное время для того, чтобы остановиться, оглянуться,

Из книги Гороскоп для всей семьи на 2016 год автора Борщ Татьяна

Дева На вас возлагают большие надежды, но иногда они чрезмерны. Вас это тяготит – в самом деле, доколе?Работа, карьера, бизнес. В целом ноябрь для вас удачен. Вы интуитивно выберете оптимальные решения и сможете донести их до партнеров. Отношения с коллегами из других

Из книги Гороскоп для всей семьи на 2016 год автора Борщ Татьяна

Дева Весь месяц вы можете разрываться между семейными делами и рабочими обязанностями. И там, и здесь без вас – ну просто никуда!Работа, карьера, бизнес. Месяц неплох для завершения старых проектов и внесения корректив в новые дела. Работы будет много, но она потребует не

автора Вязникова Татьяна В.

Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.

Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.

Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.

Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.

Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.

Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.

Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.

автора Борщ Татьяна

Дева В 2016 году вы можете смело ставить перед собой самые высокие цели – Юпитер, планета удачи, гордо шествует по вашему знаку. И этого достаточно для того, чтобы полностью изменить свою жизнь. Работа, карьера, бизнес. Условно 2016 год можно разделить на два различных

Из книги Самый полный календарь на 2016 год: астрологический + лунный посевной автора Борщ Татьяна

Дева В январе ваш авторитет поднимется до космических высот – вы будете любимы и популярны как на работе, так и в жизни личной. Пользуйтесь моментом и лоббируйте свои интересы! Работа, карьера, бизнес. Осенью и зимой прошлого 2015 года вы многое сделали и во многих делах

Из книги Самый полный календарь на 2016 год: астрологический + лунный посевной автора Борщ Татьяна

Дева Услужливые планеты побуждают вас к работе, причем она совсем не в тягость такому трудяге, каким вы являетесь. Словом, следуйте своей любимой пословице «Терпение и труд – все перетрут» и все у вас получится! Работа, карьера, бизнес. В феврале вы будете невероятно


Top