Хайдарабад индия. Описание индийского города хайдарабад

Притягательность Хайдарабада лежит в его удивительной истории. Один из крупнейших городов Индии хорошо известен дворцами, гробницами, исламскими минаретами, индуистскими храмами, британской колониальной архитектурой и многовековой торговлей алмазами. По существу, весь город пронизан архитектурными жемчужинами (как в былые времена одежда их правителей была усыпана золотом и жемчугом). Когда-то важный центр исламской культуры, архитектурное наследие Хайдарабада вполне сравнимо с Дели , Агрой и Фатехпур Сикри . Здесь, в старом городе, находился один из исламских культурных центров Индии. Низамы (титул правителя) Хайдарабада в прошлом были самыми богатыми людьми на планете, построенные ими исторические монументы являются ярким тому подтверждением. Время низамов прошло, но оставленное ими наследие все еще источает великолепие древнего Хайдарабада. Его невысокая посещаемость иностранными туристами вызывает удивление, учитывая множество исторических памятников и богатство культуры.

Хайдарабад - общая информация

Город с 400-летней историей был назван в честь жены правителя Мухаммеда Кули Кутб Шаха. Он спланировал Хайдарабад по примеру легендарного города Исфахан в Персии, “не имеющей аналогов в мире и являвшийся райским городом на Земле”. Богатство и процветание Хайдарабада основывалось на торговле жемчугом, золотом, тканями, но, в первую очередь, алмазами, которые, как некоторые считают, до сих пор остаются спрятанными под фундаментом крепости Голконда в 11 км от города. Когда-то это был самый знаменитый район добычи алмазов в мире, в котором был добыт Кохинур весом 105 карат, Орлов 189,62, Регента 140,64 и Хоупа 45,54. Легендарное богатство Голконды привлекло внимание императора Великих Моголов Аурангзеба, захвативший крепость в 1687 году. Когда империя Великих Моголов начала рушится, предприимчивый местный наместник Асаф Джах I быстро провозгласил себя низамом и установил свое правление над княжеством Хайдерабад. Укрепив свою власть союзом с Британской Ост-Индской компанией в 1798 году. Хайдарабад стал влиятельным княжеством в составе Британской Индии.

Последним, седьмым низамом Хайдарабада стал Aсаф Джах VII в 1911 году. Он возглавлял крупнейшее из княжеств в составе Британской Индии. Территория 223 000 км ² примерно равнялась площади современной Великобритании. Ее правитель был самым высокопоставленным князем в Индии, и одним из пяти князей, которому, согласно протоколу визитов, полагался 21-пушечный салют. За значительный финансовый вклад в военные усилия Британской империи ему был пожалован уникальный титул "Его Высочество Возвышенный" и "Верный союзник Британской короны".

22 февраля 1937 г. журнал Time magazine назвал Aсаф Джах VII самым богатым человеком в мире. Его состояние оценивалось в 2 млрд. американских долларов в начале 1940 года или 2% экономики США в то время. Для сравнения, бюджет новообразованного государства Индия составлял 1 млрд. долл. США. Низам считался самым богатым человеком в Южной Азии до самой своей смерти в 1967 году, хотя его состояние и сократилось до 1 млрд. долларов США к тому времени. Его огромное богатство было накоплено путем получения дохода от права на разработку недр. Стоит отметить, что его княжество Хайдарабад было монопольным поставщиком алмазов на мировой рынок до 19 века.

Aсаф Джах VII был щедрым правителем, покровительствовал образованию, наукам, ремеслам. Период его 37-летнего правления ознаменовался началом использования электричества, строительством железных и автомобильных дорог, развитием воздушного транспорта, осуществлялись ирригационные проекты. До 11% бюджета княжества низам тратил на образование. Начальное образование стало обязательным и предоставлялось бесплатно для всех бедных. При нем был основан Османский университет в Хайдарабаде, ознаменовавший новую эру в истории британской политики в области образования в Индии. Почти все крупные общественные здания в Хайдарабаде, и многие другие памятники были построены во время его правления.

Хайдарабад был единственным туземным княжеством в составе Британской Индии, где правитель имел право иметь свою валюту. В 1941 году низам получил право основать Государственный банк княжества.

После объявления Индией независимости в 1947 году, страна была разделена на две части: Индию и Пакистан. Когда британские войска покинули Индию в 1947 году, низам отказался присоединиться к Индии или Пакистану, предпочитая сформировать отдельное государство в составе Британского Содружества наций. Но большинство подданных Aсаф Джаха VII были индусами, а его княжество окружено со всех сторон территорией Индии. Индийские правительственные войска вторглись в Хайдарабад в 1948 году и через 5 дней боев низам капитулировал.

Aсаф Джах VII умер 24 февраля 1967 года. Смерть низама ознаменовала конец княжеской эпохи. Его похоронная процессия была одной из крупнейших в истории Индии.

Хайдарабад когда-то служил резиденцией разбогатевших на торговле алмазами низамов, а теперь превратился в город высоких технологий, сконцентрировав на своей территории компании электронной и компьютерной индустрии, научно-исследовательские и образовательные центры. Хайдарабад стал ведущим центром развития ИТ-индустрии в Индии. Много компаний выпускающих программное обеспечение, консультирующие их фирмы, в том числе несколько транснациональных корпораций, создали свои офисы и производства в городе, включая Microsoft, Oracle, Infosys, Dell. Благодаря активному развитию информационных технологий, Хайдарабад является вторым экспортером программного обеспечения в Индии, а сам город называют второй Силиконовой долиной в Индии после Бангалора (при этом опережает Ченнай).

Несмотря на развитие современного бизнеса, город погружен в историю: на дорогах громыхают повозки, запряженные верблюдами и волами, на улицах встретите мусульманских женщин, одетых в черную паранджу, а в центре мегаполиса познакомитесь с богатым историческим наследием, оставленным после себя низамами.

Хайдарабад: обзор достопримечательностей

Хайдарабад - Город жемчуга

Хайдарабад хорошо известен в мире под именем Город жемчуга. Что интересно, Хайдерабад расположен далеко от моря, но получил название Город жемчуга! Низамы были страстными поклонниками жемчуга, бриллиантов и всячески покровительствовал их торговле. Они не только носили одежду, украшенную жемчугом и бриллиантами, но и использовали измельченный жемчуг в качестве косметического средства. Покровительство и богатый образ жизни низамов привлекал в город квалифицированных мастеров со всего мира. С того времени искусство обработки жемчуга передается из поколения в поколение.

Высокое мастерство и низкая стоимость рабочей силы сделали Хайдарабад крупнейшим центром торговли жемчугом в Индии, и одним из крупнейших в мире. Необработанный жемчуг импортируют из Китая и Японии. На окраинах города есть поселки, в которых почти все население вовлечено в тонкий процесс обработки жемчуга, а затем сортировки в соответствии с формой, размером, блеском и однородностью. Ювелиры украшают жемчуг золотом, рубинами и изумрудами. Обработанный жемчуг экспортируют на рынки Европы и США.

Хайдарабад привлекает туристов и ценителей украшений из жемчуга. Улица Patther Gatti состоит преимущественно из магазинов по продаже изделий из жемчуга, некоторые магазины занимаются его продажей более ста лет. Хороший выбор жемчуга в районе мечети Чарминар. Посещение Хайдарабада нельзя считать завершенным без покупки украшений из жемчуга.

Чарминар


Чарминар в буквальном переводе означает Четыре минарета. Кули Кутб Шах построил это знаменитое сооружение в 1591 в память об окончании эпидемии чумы в городе. Говорят, что он молился на этом месте и поклялся построить мечеть на этом самом месте. Чарминар уже давно превратился в символ Хайдарабада и входит в число самых узнаваемых зданий Индии. Башни поднимаются на высоту в 48,7 м над землей. На верхнем этаже есть мечеть, у основания одной из башен расположен индуистский храм. В отличие от Тадж-Махала , четыре рифленых минарета Чарминара встроены в основное здание. 149 лестничных ступенек внутри минаретов ведут на верхний этаж, откуда открывается панорамный вид на город.

Особенно красиво Чарминар выглядит ночью. Он расположен по центру дороги с интенсивным движением автотранспорта, но уже полным ходом идет проект о превращении прилегающей территории в пешеходную зону.

Голконда


Расположенный в 11 км к западу от Хайдарабада город-крепость Голконда в гастоящее время лежит в руинах. Город был построен в 13 веке правителями династии Какатия. Он расположен на гранитном холме высотой 120 метров и окружен массивными зубчатыми валами. Форт являет собой гигантский оборонный комплекс, длина внешних стен составляет около 10 км. Во времена династии Кутб Шахи (1518–1687) город был ядром одного из самых мощных мусульманских султанатов в регионе и центром процветающей торговли алмазами. В 1687 году крепость выдержала девяти месячную осаду императора Великих Моголов Аурангзеба и пала через предательство. Захватив крепость и алмазы, Аурангзеб стал самым богатым монархом в мире. После осады, форт пришел в упадок.

Одной из интересных особенностей крепости была прекрасная система акустики, благодаря которой хлопок в ладоши возле главных ворот форта был слышен в верхней части цитадели, расположенной на высоком гранитном холме.

В 16-ом веке Голконда стала центром процветающей торговли алмазами и драгоценными камнями, добываемы на расположенных неподалеку приисках. В то время это был единственный алмазный прииск в мире. Многие знаменитые алмазы были извлечены из этих приисков. В подземелье форта хранились знаменитые алмазы Кохинор, Хоупа, Регента и многие другие. В эпоху Возрождения и более поздний период имя "Голконда" приобрело легендарную ауру и стало синонимом огромного богатства. Прииски служили источником богатства низамов Хайдарабада вплоть до включения княжества в состав независимой Индии.

После заката солнца демонстрируется шоу, во время которого крепость освещена подсветкой и расказывается история форта. Возле форта есть много узких улочек с многочисленными магазинчиками.

Дворец Чоумахалла


Чахар на персидском означает четыре, махалат на арабском означает места, следовательно, название Чоумахалла можно перевести как четыре места, или четыре дворца. Дворец Чоумахалла в Хайдарабаде служил официальной резиденцией низамов династии Асаф Джах.

Все официальные церемониальные функции, включая инаугурацию низамов, приемы генерал-губернатора проходили в этом дворце.
Строительство дворца началось во второй половине 18 века и завершилось между 1857 и 1869 годами. На протяжении десятилетий он впитал в себя синтез многих архитектурных стилей и влияний. Дворец является уникальным по своему стилю и элегантности.
Чоумахалла состоит из двух дворов, южного и северного, Зала для аудиенций, фонтанов и садов. Изначально он занимал площадь 180 000 м2, до сегодняшнего дня сохранилось только 57 000 м2.

15 марта 2010 года дворец Чоумахалла получил престижную премию ЮНЕСКО за заслуги охране и реставрации памятников культуры азиатско-тихоокеанского региона.

Дворец Фалакнума


Дворец Фалакнума является одним из лучших дворцов в Хайдарабаде. Сначала он принадлежал знатному семейству Пайгах, но позже его приобрел шестой низам Хайдарабада.

Дизайн спроектировал английский архитектор, строительство началось 1884 году, а спустя 9 лет было завершено. Дворец имеет форму скорпиона и является редким сочетанием итальянской и английской архитектуры периода Тюдоров.

Дворец Фалакнума в Хайдарабаде постигла та же участь, что и многие другие великолепной крепости, дворцы и особняки после обретения Индией независимости. Лишенные средств на содержание, они медленно приходили в упадок.

В 2000 году начался ремонт и восстановление дворца. После окончания реставрации (ноябрь 2010) дворец был открыт в качестве элитного отеля. Он имеет 220 роскошно оформленных комнат и 22 просторных зала. Интерьеры включают в себя венецианские люстры и сложные фрески, открытые террасы, редкие ценные предметы, в том числе картины, статуи, мебель, рукописные книги. Дворец имеет знаменитый обеденный зал, способный вмещать 100 гостей и считается самым большим в мире. Зал приема гостей обставлен мебелью из орехового дерева, зеркалами ручной работы, потолки украшены сложной декоративной резьбой. Залы дворца украшает богатая коллекция венецианских люстр.

Испанская мечеть


Испанская мечеть построена в 1906 году по примеру Соборной мечети Кордовы в Испании. Экстерьер и интерьер мечети в основном напоминает собор-мечеть в Кордове. Это единственная в своем роде мечеть в Индии в мавританском стиле архитектуры, главной особенностью которой являются шпили вместо обычных минаретов и куполов, придающие этой мечети-церкви особенный внешний вид.

Гробницы султанов династии Кутб Шахи


Знаменитые семь гробниц правителей династии Кутб Шахи расположены в 10 км от Хайдарабада рядом с крепостью Голконда. Все гробницы являют собой одноэтажные строения за исключением мавзолея пятого султана династии. В центре каждой гробницы находится саркофаг, накрывающий сверху усыпальницу.

Гробницы султанов династии Кутб Шахи, основателей и правителей Хайдарабада, выдержали испытание временем и прекрасно сохранились. В начале 19 века они прошли реставрацию, рядом был разбит прекрасный сад. Здесь погребены все, кроме последнего из султанов династии Кутб Шахи.

Мекка Масджид


Мекка Масджид является одной из старейших мечетей в Хайдарабаде, и одной из самых больших в Индии. Мухаммед Кутб Шах начал строительство в 1617 году, а император Великих Моголов Аурангзеб завершил в 1694. Главный зал мечети способен вместить десять тысяч верующих одновременно. Полагают, что Мухаммед Кутб Шах распорядился доставить кирпичи из Мекки для строительства центральной арки, отсюда и название мечети.

Киностудия Рамоджи

Киностудия Рамоджи, согласно Книге рекордов Гиннеса, является самым крупным кино комплексом в мире: более 800 гектаров съемочных площадок, искусственных городских пейзажей, павильонов звукозаписи, складов, студий монтажа, гостиниц, ресторанов и огромный тематический парк. Комплекс был открыт в 1996 году и расположен примерно в 25 км от города Хайдарабад.

Комплекс киностудии Рамоджи насчитывает более 500 мест для съемок фильмов. На его территории могут вестись съемки одновременно нескольких десятков фильмов. Он привлекает не только кинематографистов Индии, но и со всего мира, включая Голливуд.

Сначала киностудия просто снимала фильмы. Но спустя два года после основания, она начала принимать туристов, и теперь ее посещают свыше миллиона туристов в год. Туристы могут посетить развлекательный тематический парк, японский сад, искусственные водопады, пещеры, терминал аэропорта, больницу, железнодорожный вокзал, церкви, мечети, храмы, торговые площади, дворцовые интерьеры, замки, сельские комплексы, городские жилища, побывать на улицах городов периода империи Маурьев, Великих Моголов или американского Дикого Запада. На территории киностудии проживает медиа-магнат Рамоджи Рао в единственном доме, не являющийся декорацией. Посетив Хайдарабад, не упустите возможность побывать в самой крупном комплексе киностудии в мире.

Оба государства, созданные на территории британских владений в Индии, неоднократно сталкивались с проблемами сепаратизма. Это и не удивительно - пёстрый этнический, языковой и религиозный состав населения в совокупности со сложными взаимоотношениями между элитами различных регионов индийского субконтинента изрядно осложнял задачу сохранения территориальной целостности стран региона с их искусственными границами. Если Пакистан в конце концов таки распался, Индия осталась единой, на корню погасив стремление отдельных своих частей - таких, как княжество Хайдарабад - к независимости.

Раздел Британской Индии

Раздел Британской Индии на два независимых государства в 1947 году был очень непростым. Антагонизм между индуистской и исламской частями индийского общества к середине 40-х годов стал настолько большим, что не оставлял никаких надежд на мирное сосуществование этих групп населения в рамках одного государства. С другой стороны, проведение границы между новыми государствами, производимое правительственной комиссией сэра Сирила Рэдклиффа, было крайне сложной задачей.

Никогда раньше не бывавший в Индии, сэр Рэдклифф был назначен руководителем комиссии во многом из-за своей непредвзятости: он не был лично знаком ни с кем из индусов. В помощь ему поровну были делегированы местные судьи из Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги. Представителей Конгресса возглавлял будущий премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, главой мусульманской делегации был президент лиги Мухаммад Али Джинна, которого в современном Пакистане считают отцом-основателем государства. Буквально пары дней в обществе этих «коллег» хватило Рэдклиффу для того, чтобы чётко осознать две вещи. Во-первых, Лига и Конгресс не смогут договориться ни по какому вопросу, так как искренне ненавидят друг друга. Во-вторых, острая нехватка времени (а на проведение границы между двумя государствами ему отводилось всего 5 недель) приведёт к тому, что любое решение, каким бы оно ни было, не устроит какую-то из сторон.

Поэтому он, засучив рукава, принялся за работу, фактически единолично принимая решения о прохождении будущей границы, ведь конструктивной помощи от аборигенов ожидать не приходилось. В расчёт Рэдклиффом принимались преимущественно демографические факторы: области, где большинство населения составляли индусы, должны были войти в состав Индийского Союза, а регионы с преимущественно мусульманским населением – в состав Пакистана.

Раздел Британской Индии

Сама работа комиссии проводилась в тайне, и с её результатами общественность была ознакомлена только 17 августа 1947 года, уже через два дня после провозглашения независимости новоиспечённых государств. Эта секретность привела к тому, что после 15 августа в течение нескольких дней отдельные регионы управлялись администрациями «не того» государства, как, например, бенгальский округ Малда. Над этим районом с преимущественно мусульманским населением, но отошедшим по результатам работы Рэдклиффа к Индии, несколько дней развевался пакистанский флаг.

Разумеется, разделение по религиозному признаку практически на всех участках границы было очень условным. В каждой местности был какой-то процент меньшинства. Представители некоторых народов, например пенджабцы и бенгальцы, исповедовали разные религии – и в результате Пенджаб и Бенгалия были разделены государственной границей. В ряде случаев религиозный принцип по непонятным причинам был вовсе нарушен, как, например, в населённом преимущественно мусульманами городе Малда, отошедшем к Индии.

Кроме того, в огромной густонаселённой Индии были и другие религии. Интересы их адептов практически не учитывались, и это привело к таким коллизиям, как у сикхов. Большинство сикхов оказалось на территории Индийского Союза, а их священный город Лахор – в Пакистане. Всё это стало причиной массовых столкновений на религиозной почве, сотен тысяч жертв и беспрецедентного числа беженцев (до 25 миллионов!). Впоследствии оказалось, что этнические разногласия между общинами (которые практически не учитывались при разделе) часто превосходили религиозные, что привело в итоге к распаду Пакистана.

Свои среди чужих, чужие среди своих

Но была и ещё одна проблема.

Британская колониальная администрация не обладала полнотой власти на всей территории Британской Индии. Отдельные её регионы входили в более чем 600 княжеств, различных по площади и и численности населения, и эти государства имели значительную степень суверенитета. Как правило, их отношения с правительством в Дели строились на субсидиарных договорах, по которым княжества передавали метрополии свои права на внешнюю политику и оборону, но сохраняли независимость в вопросах внутренней политики.

Эти княжества получили возможность делать выбор, к какому из государств присоединиться. В подавляющем большинстве случаев здесь всё было достаточно просто. В населённых индуистами княжествах правили раджи-индуисты, и они вошли в состав Индии. В населённых мусульманами уделах правили исламские монархи, и эти княжества присоединились к Пакистану. Но в нескольких из таких монархий конфессиональная принадлежность большинства населения и правящей верхушки не совпадала. Самыми крупными и известными были княжества Кашмир и Хайдерабад.

В Кашмире, населённом преимущественно мусульманами, правила индуистская династия, которая склонялась к присоединению к Индии. Мусульманское большинство Кашмира, а также правительство Пакистана с таким решением не согласились. Эти разногласия привели к нескольким полномасштабным войнам между двумя южноазиатскими государствами, и конфликт не разрешён до сих пор. Де-факто Кашмир разделён между Индией и Пакистаном. Эта «горячая точка» является потенциально одной из самых опасных в мире: обе стороны конфликта обладают ядерным оружием и полны решимости его применить при неблагоприятном стечении обстоятельств.

Последний низам Хайдарабада Осман Али Хан – один из богатейших людей мира своего времени по информации американского журнала «Тайм»

Зеркально противоположная ситуация сложилась к 1947 году в одном из княжеств Южной Индии – Хайдарабаде. Примерно 85% из 18-миллионного населения княжества были индуистами (и только 12% - мусульманами), но правил Хайдарабадом мусульманский низам Осман Али Хан.

Государство Хайдарабад

Среди сотен индийских туземных княжеств Хайдарабад выглядел довольно примечательно. Площадь этого крупнейшего в Индии государственного образования составляла 214 190 квадратных километров – больше, например, чем современная Беларусь (207 600 квадратных километров). Валовой национальный продукт княжества превышал ВНП Бельгии, а низам Хайдарабада Осман Али Хан в 1937 году был назван журналом «Тайм» одним из самых богатых людей мира. У государства была своя армия (22 000 человек), свои железнодорожная система и авиакомпания.

Единственный из числа княжеств в составе Британской Индии, Хайдарабад имел даже собственный банк и выпускал свою валюту – хайдарабадскую рупию.


Городская ратуша в городе Хайдарабаде, столице княжества

Во время восстания сипаев в 1857 году Хайдарабад выполнил свои обязательства по договору перед Британией и не поддержал повстанцев, за что получил особый официальный статус «верного союзника». Свою репутацию надёжного союзника Британии княжество оправдало и в годы Второй мировой войны, когда Осман Али Хан подарил британскому и австралийскому флотам несколько эсминцев, в том числе эсминец «Низам».

Как уже указывалось выше, многоязычное население Хайдарабада было преимущественно индуистским. Однако и сам низам, и подавляющее число высших чиновников в стране было мусульманами. Как и более 70% офицеров в хайдарабадской армии.


Эсминец «Низам» австралийского военно-морского флота в мае 1945 года

Ещё одной примечательной особенностью Хайдарабада было большое количество площадок для игры в поло. Их в стране было 17 – больше, чем в любом другом регионе Индии.

Операция «Поло»

Имея под своим управлением крупную и достаточно сильную страну, низам Осман решил, что ему не по пути ни с Индией, ни с Пакистаном. Ещё до предоставления Британией независимости этим государствам низам попросил у Лондона признать его княжество суверенной монархией в составе Содружества, но эта просьба была отвергнута.

15 августа 1947 года, в день провозглашения независимости Индии, собственную независимость провозгласил и Хайдарабад. С этого момента началась череда переговоров между Индией и Хайдарабадом при посредничестве Великобритании, однако обе стороны одновременно с переговорами втихаря готовились к силовому решению. Индия сооружала баррикады на въездах в княжество, готовя экономическую блокаду - несмотря на крупные размеры, Хайдарабад был анклавом внутри индийской территории и не имел выхода к морю. Со своей стороны, Хайдарабад передал Пакистану 200 миллионов рупий для закупки крупной партии оружия и организовал там свою бомбардировочную эскадрилью.

Все планы, ограничивающие суверенитет Хайдарабада, его делегациями отвергались. Низам требовал полной независимости либо, как вариант, самостоятельного членства в Британском Содружестве наций. Он даже попробовал привлечь к решению вопроса в качестве арбитра президента США Трумэна, но безуспешно. Для противодействия значительной индуистской оппозиции внутри страны низам Осман организовал многочисленные, но плохо вооружённые отряды мусульманского ополчения - разакаров.


Разакары

Вооружённые столкновения между разакарами и индуистами проходили по всей стране и даже за её пределами, перекинувшись на территорию сопредельных областей Индийского Союза. При этом различные оппозиционные политические партии внутри княжества также предприняли различные меры, направленные на свержение власти низама. Если Хайдарабадский национальный конгресс практиковал ненасильственный протест, то вездесущие коммунисты организовали восстание крестьян в Теленгане против землевладельца-мусульманина. При этом коммунисты, восстав против низама, сами лелеяли идею создания независимого коммунистического государства в Хайдарабаде.

В некоторых источниках даже указывается, что в 1948 году они обратились за помощью к Сталину. Впрочем, одного взгляда на карту лидеру СССР хватило, чтобы дать ответ хайдарабадским коммунистам о невозможности поддержки вооружённого восстания на территории, не имеющей прямого выхода к морю, и им был дан совет искать другие способы прихода к власти. Дальше всех пошли националисты из индуистской организации «Арья Самадж»: 4 декабря 1947 года их человек попытался убить самого правителя княжества.

Хайдарабад готовился к большой войне. Армия княжества (3 танковых и 1 кавалерийский полк, 11 пехотных батальонов, артиллерийские части) была укомплектована наёмниками, многие из которых имели боевой опыт. 200 тысяч вооружённых холодным оружием и древними дульнозарядными ружьями разакаров в качестве военной силы могли приниматься во внимание главным образом благодаря своей многочисленности. Военную помощь Хайдарабад получал от Пакистана и из португальской колонии Гоа.


Подразделения армии Хайдарабада

В этой ситуации индийское руководство посчитало независимый Хайдарабад «язвой в сердце Индии, которая должна быть устранена хирургическим путём ». Такой оценке сильно способствовало и заявление Лаика Али, премьер-министра Хайдарабада: «Индия считает, что если Пакистан атакует её, то Хайдарабад вонзит ей нож в спину. Я не уверен, что мы так не поступим ». По финальному плану урегулирования конфликта, подписанному Индией, она уже не требовала входа княжества в свой состав, а требовала закрепить его дружественную позицию к себе гарантированным отказом от вхождения в состав Пакистана. Но низам отверг эти встречные уступки и настаивал на полном и ничем не ограниченном суверенитете.

После того как 6 сентября 1948 года в деревне Чиллакаллу индийский полицейский пост был подвергнут сильному обстрелу со стороны разакаров, танки и подразделения гуркхов индийской армии отбросили мусульманскую милицию на территорию Хайдарабада и заняли после столкновения с бронечастями княжества город Кодар. Индийская армия приступила к окончательному решению хайдарабадского вопроса. Операция получила кодовое название «Поло» в честь площадок для этой игры, широко распространённых во владениях низама.


13 сентября 1948 года по плану командующего Южным командованием индийской армии генерал-лейтенанта Э. Н. Годдарда началось полномасштабное индийское военное вторжение в Хайдарабад. Последовавшая за этим пятидневная война показала, что низам Осман очень сильно переоценил возможности своего княжества.

Наступление проводилось по двум главным направлениям - от Виджаявады с востока и от Солапура с запада. При этом отдельные подразделения атаковали по всей протяжённости границы, не давая обороняющимся сосредоточить основные силы на направлениях главных ударов. Всего индийская армия, вынужденная держать значительные силы на границах с Пакистаном, выделила для участия в операции 35 000 человек.


Индийские «Шерманы» в Хайдарабаде

Первое столкновение на западном направлении произошло на укреплениях у города Налдург. Здесь 7-я бригада индийской армии успешно атаковала позиции 1-го Хайдарабадского пехотного полка. Захватив важный мост через р. Бори, индийская пехота обеспечила возможность безопасного прорыва 1-й бронетанковой бригады, которая к исходу дня углубилась более чем на 60 километров в хайдарабадскую территорию, без особого труда преодолевая сопротивление многочисленных разакаров. К северо-западу от Налдурга успешно наступала ещё одна колонна индийских войск, в результате двухчасового боя захватившая г. Тулджапур.

На востоке индийские войска натолкнулись на упорное сопротивление вооружённых бронеавтомобилями «Стегхаунд» и «Хамбер» хайдарабадских частей. В результате двухчасового боя последние были разбиты, и индийцы продолжили движение на запад, заняв к исходу дня города Хоспет и Тунгабхадра.


Британский бронеавтомобиль «Хамбер»

14 сентября западная группировка индийских войск продолжила наступление, поддержанное ударом эскадрильи «Хоукеров Темпест» по укреплённым районам противника. Наступление восточной группировки было задержано противотанковым рвом и сильным огнём с возвышенных позиций в районе Сурьяпета. Ветераны Бирманской кампании против Японии, бойцы 5-го полка гуркхских стрелков отбили возвышенность у хайдарабадцев, нанеся им большие потери. 11-й полк гуркхов с эскадроном 8-го кавалерийского полка одновременно занял город Османабад.

И только в городе Джална индийская армия не смогла с ходу преодолеть упорного сопротивления хайдарабадской армии. Джалну не смогли взять 2 пехотных полка, усиленные танками, и на следующий день город оставили осаждать 11-й гуркхский полк, а остальные части устремились дальше.

В дальнейшем индийская армия наступала стремительно, часто сталкиваясь лишь с символическим сопротивлением войск низама. Там, где не получалось взять населённые пункты с ходу, в дело вступала индийская авиация, как, например, в городе Сурриапет. В горных районах, используя преимущества местности, разакары ещё могли организовывать засады и использовать тактику партизанской борьбы, но индийская артиллерия быстро заставляла их отходить.

К утру 17 сентября индийская армия находилась в 60 километрах от столицы княжества. Стало понятно, что все боеспособные подразделения армии Хайдарабада уже разгромлены и понесли очень тяжёлые потери. Низам по радио на английском языке обратился к индийским войскам, сообщив о капитуляции. В 16 часов индийский генерал-майор Чаудхури принял капитуляцию у командующего армией Хайдарабада генерал-майора Эль-Эдрооса.


Генерал-майор Чаудхури (слева) принимает капитуляцию у командующего армией Хайдерабада генерал-майора Эль-Эдрооса

Последствия

Поражение Хайдарабада было сокрушительным. Если индийская армия потеряла 32 человека убитыми, армия низама потеряла 807 человек. Погибло так же 1373 разакара. Но в целом жертв конфликта было гораздо больше – в недельных волнениях, охвативших Хайдарабад после оккупации, погибло, по разным данным, от 27 000 до 200 000 человек.

Хайдарабад был включён в состав Индии на правах штата, а низам Осман был лишён реальной власти и получил церемониальный пост «раджпрамукх». Многие лица из числа его окружения бежали в Пакистан. Дальнейшая возможность хайдарабадского сепаратизма была пресечена в 1956 году, когда в Индии произошла административно-территориальная реформа, и многоязычный Хайдарабад был разделён между соседними штатами, границы которых проводились по лингвистическому принципу.

Несмотря на кровопролитность, для современного индийского государства вторжение в Хайдарабад сыграло положительную роль. Кашмир, ситуацию в котором не получилось радикально решить в сжатые сроки, тлеет, периодически взрываясь, уже седьмой десяток лет, и конца конфликту в этом спорном районе не видно. Южная же Индия по внутрииндийским меркам – регион достаточно спокойный. Вполне возможно, что наличие в центре государства враждебного анклава под властью мусульманской династии могло бы стать катализатором распада Индийского Союза. В реальности же Индия, несмотря на все противоречия между представителями различных народов, религий и каст, выстояла, а распался ее оппонент – мусульманский Пакистан.

Литература:

  • Sherman, Taylor C. (2007). «The integration of the princely state of Hyderabad and the making of the postcolonial state in India, 1948–56»
  • Mohan Guruswamy, There once was a Hyderabad, indiadefence.com
  • Brig Amar Cheema, Operation ‘Polo’ and Impact & Ramifications on India’s First Kashmir War, indiandefencereview.com
  • Mike Thomson, Hyderabad 1948: India"s hidden massacre, bbc.com

Расскажем про крупный индийский мегаполис, его будничную жизнь и самые важные исторические моменты. Почитайте перед поездкой.

Где находится

Кажется, что жизнь здесь многие годы не меняется. Турист, побывавший в этих местах 10 или даже 20 лет назад, вряд ли заметит какие-то изменения. Те же вывески магазинов и лавчонок, торгующих в одном месте металлоизделиями, в другом - тканями, одеждой, покрывалами, с годами почти не меняющимися в своем покрое и рисунке. Такие же торговцы горшками и браслетами.

Будничная картина

Вело- и моторикши, обгоняя друг друга и опасно виражируя перед автомобилями, катят свои коляски с пассажирами или порожняком.


Вот утомленный рикша загнал свою коляску в тень у тротуара, свернулся калачиком в кибитке, выбросив ноги на руль, и сладко, но тяжело, спит в неудобной позе, в неуютной постели.

По улице едет на мотоцикле полицейский, одетый по всей форме: с красно-фиолетовым тюрбаном на голове и толстыми, цвета хаки гетрами на ногах и… босиком. Идут женщины. Одни, укрыв лицо чадрой или отбросив ее на голову, чаще всего в черном - мусульманки. Другие в ярких или выцветших сари - индуски. Одежда, прическа, весь облик мужчин в густой пестрой толпе выдают их принадлежность к определенной религии: индуизму, исламу и, реже, к джайнизму, сикхизму, буддизму. Даже беглый взгляд на толпу раскрывает незыблемость косных дедовских устоев.


Страница истории

На улицах Хайдарабада и сросшегося с ним города Секундерабада появились новые здания. А в стороне от главной магистрали, в узких сонных переулках тянутся на многие кварталы, как и раньше, облупленные, наверное, ни разу небеленые высокие стены дворцов низама, местного правителя, того самого, что еще недавно слыл самым богатым человеком в мире. Золото, драгоценные камни, шедевры искусства, которые разнесли по свету славу о нем как о владельце редкостных сокровищ, были получены в годы колониальной зависимости.

Когда другие княжества Индии еще боролись против завоевателей, низам принял сторону колонизаторов. В благодарность захватчики позволили низаму принять участие в разграблении боровшегося против них княжества Майсур. Да и позже они не обходили своими милостями своего верного слугу, дорожившего больше всего на свете своим троном и сокровищами.

Умерший уже в годы бурного роста республики, низам встретил независимость вооруженным сопротивлением. Он послал свою армию воевать против обретавших свободу индийцев, но, убедившись в своей неспособности противостоять всей стране, прекратил сопротивление и капитулировал перед волей народа.

Правительство выплачивало ему ежегодно пять миллионов рупий пенсии да столько же давало ему на «содержание дворцов» правительство штата Андхра-Прадеш.

Махараджи, раджи, низамы и прочие правители мелких и крупных княжеств в трудные для государства дни, перед провозглашением независимости, когда страна была во власти кровавой резни, спровоцированной колонизаторами, заявили, что они не согласны на включение их владений в Индийский Союз. Тем самым они стремились свести на нет освободительную борьбу населения княжеств, расчленить страну на мелкие государства, в которых им были бы сохранены хоть жалкие, но свои троны. Когда князья увидели, что все силы национально-освободительного движения стоят и против колонизаторов, и против них, то устроили торг, все еще надеясь с помощью чужеземных господ сохранить свои троны.

Новое правительство вынуждено было принять условия, на которых князья соглашались отказаться от «богом данных» прав на престол. Хотя насчет того, кем даны, эти права, есть точные доказательства. Вот одно из них: в 1884 году английские колониальные власти опубликовали закон, гласивший: «Наследование трона туземных государств считается недействительным, пока оно не получит признания британских властей».

Князья были марионетками и вовсе не суверенными монархами, как они доказывали, ведя торг с независимой Индией. В прошлом колонизаторы открыто признавали, что они сохраняют за погрязшими в интригах и эгоизме раджами их привилегии только потому, что это позволяет британской короне надежнее владеть страной, разжигая в ней раздоры и междоусобицы, мешающие объединению антиколониальных сил.

С князьями вел торг один из руководителей Национального конгресса, признанный лидер правого крыла партии Сардар Патель. Ему больше, чем кому иному, верили титулованные особы. И он в некоторой мере оправдал их надежды, пойдя на сохранение привилегий князей. Но и Сардар Патель, ведя переговоры с князьями, сетовал в докладе руководителю партии Махатме Ганди:

«Кажется, не будет конца интригам наваба Бхопала. Денно и нощно он занимается разжиганием розни между князьями, добиваясь их отказа войти в Индийский Союз. Князья безмерно слабы. Они полны фальши, ханжества».

Наконец, князья сторговались с Пателем. Однако для народа цена оказалась чрезмерно высокой. Прежде всего князья получили право на ежегодное персональное вознаграждение - пенсию. Ее сумма зависела в основном от того, как ловко торговался будущий получатель. Но почти во всех случаях цифры оказались крупными.

Низам Хайдерабадский. Ему была назначена самая, высокая пенсия. А ведь он владелец несметных сокровищ: кроме запасов золота и драгоценностей, у него обширные земли, обрабатываемые его людьми или сдаваемые в аренду. У него всевозможные мастерские, в которых трудятся известные далеко за пределами Индии кустари-умельцы.

В городе нетрудно увидеть, что и сейчас судьба многих жителей столицы Андхра-Прадеш зависит от низама. Большие богатства сохранили махараджи и навабы Бхопала, Майсура и других княжеств.

Роскошь, несчитанные богатства дворцов внутри и их обшарпанный вид снаружи как бы иллюстрируют все поведение последних низамов. Однако и здесь подтвердилась необратимость хода истории. После победы на выборах в 1970 году Национальный конгресс, очистивший себя (может быть, и не полностью, но основательно) от последователей Сардара Пателя, провел через парламент решение о лишении титулованных особ привилегий и пенсий.


Политические партии

Появились и развили бурную деятельность различные политические партии. Каждая партия имеет свой избирательный символ, свои флаги: у коммунистов - традиционный серп с молотом, у Национального конгресса, владеющим наибольшим числом мандатов, - рука на фоне флага, у Бхаратия джаната парти - древний светильник с язычком пламени. Были символы велосипед, слон, крестьянская хата, зонтик и другие. Почему такое внимание к символике? Дело в том, что неграмотные люди, а их и сейчас немало, запомнят рисунок символа, но не смогут прочесть имени кандидата.

Индия создала государственный сектор и стала планово развивать свое хозяйство. В нем были созданы предприятия, заложившие основу индустриализации: металлургические, тяжелого машиностроения, горного оборудования, тяжелого электромашиностроения, мощные тепловые и гидроэлектростанции и другие


Так получилось, что в небольшой, относительно уединенный в Гималаях городок Ревалсар мы прибыли уже достаточно поздно, настолько поздно, что мелким, сонным и ленивым провинциальным гостиницам было тяжко возиться с нашим заселением. Хозяева гостиниц пожимали плечами, качали головами и махая руками куда-то в сторону ночи захлопывали двери перед нашим носом. Зато нас охотно, правда не бесплатно приняли на жительство в в гостевой дом на территории тибетского буддийского монастыря на берегу озера.

Как это бывает нередко для тибетских мест, нашей встречей и размещением занимался индус, поскольку негоже тибетским монахам заниматься денежными и мирскими вопросами. К тому же монастырь уже не первый час был погружен в ночной мрак, а монахам следовало выспаться,чтобы завтра рано утром надо с бодрым и полным благочестия лицом идти на медитацию. Про это и о других горестях мира поведал индус давший нам ключи от гостиничного номера, и чтобы хоть как-то утешить себя настойчиво порекомендовал нам посетить это мероприятие в семь утра.

Основные темы ниже: автобусы и поезда, авиабилеты и визы, здоровье и гигиена, безопасность, выбор маршрута, гостиницы, питание, необходимый бюджет. Актуальность этого текста - весна 2017 года.

Гостиницы

"Где я буду там жить?", - этот вопрос почему-то очень сильно, просто ужасно напрягает тех, кто по Индии еще не путешествовал. Нет такой проблемы. Гостиниц там пруд пруди. Главное выбрать. Далее речь идет о недорогих, бюджетных гостиницах.

По моему опыту есть три основных способа найти гостиницу.

Спиральный

Обычно Вы будете прибывать в новый город автобусом или поездом. Так вот вокруг них почти всегда великая масса гостиниц. Поэтому достаточно немного отойти от места приезда и начать ходить по кругу с всё большим радиусом, чтобы натолкнуться на множество гостиниц. Надписи "Hotel" на значительной территории Индии обозначает место, где можно перекусить, поэтому главными ориентирами служат вывески "Guest house" и "Lounge".

В зонах массового безделья (Гоа, курорты Кералы, Гималаи) развит частный сектор, ну, как у нас на побережье Черного моря. Там можно о жилье интересоваться у местного населения и ориентироваться на таблички "Rent ". В буддистских местах можно жить в монастырях, в индуистских в ашрамах.

Чем дальше отходите от автовокзала или железнодорожной станции, тем ниже цены, но и гостиницы встречаются всё реже и реже. Так что осматриваете несколько гостиниц приемлемых по цене и качеству и возвращаетесь в выбранную.

Если путешествуете группой, то на поиски гостиницы можно отправить одного или двух человек налегке, пока остальные ждут на вокзале с вещами.

Если в отеле отказывают и говорят, что гостиница только для индусов, то настаивать на заселении практически бесполезно.

Спросить таксиста

Для тех, у кого много багажа или просто искать лень. Или хочется поселиться около достопримечательности, например у Тадж-Махала, а не у вокзала. Еще в крупных городах есть места традиционного скопления туристов: в Дели это Мейн-базар, в Калькутте это Садер стрит, в Бомбее тоже как-то называется, но я забыл, то есть туда в любом случае надо ехать.

В таком случае находите водителя моторикшы или такси и ставите задачу, где хотите жить, в каких условиях и за какие примерно деньги. В таком случае Вас иногда могут бесплатно довезти до нужного отеля, даже показать несколько мест на выбор. Понятно, что цена сразу возрастает, торговаться бессмысленно, поскольку в стоимость уже включена комиссия таксиста. Но иногда, когда лень или среди ночи, воспользоваться этим методом бывает весьма удобно.

Бронировать через интернет

Это для тех, кто любит определенность и гарантии, больший комфорт и меньше приключений.

Ну, уж если бронируйте заранее, то бронируйте гостиницы качественней и не слишком дешевые (не меньше 30-40$ за номер), потому что в ином случае нет никакой гарантии, что в действительности всё будет так прекрасно как на фотографиях. Еще мне жаловались, что порой приезжали в забронированную гостиницу, а номера, несмотря на бронь были уже заняты. Хозяева гостиницы не смущались, говорили, что пришел клиент с деньгами, и силы воли отказать не хватило клиенту с наличностью. Деньги возвращали, конечно, но всё равно обидно.

Поиск, заселение и проживание в недорогих индийских гостиницах само по себе может быть самостоятельным приключением, источником веселых, а иногда не очень веселых воспоминаний. Зато будет что дома потом рассказать.

Технология заселения

  • Освободитесь от присутствия "помощников-индусов" и зазывал, их присутствие автоматически повышает стоимость заселения.
  • Заходите в гостиницу, которая кажется достойной Вас и спрашиваете сколько стоит и решаете, стоит ли там жить, заодно успеваете оценить интерьер и услужливость.
  • Обязательно просите показать номер перед заселением, покажите всем своим видом недовольство и возмущение, попросите показать другой номер, скорее всего он, будет лучше. Так можно сделать несколько раз, добиваясь всё лучших условий размещения.

Тех кого интересует энергия Ошо и Будды, медитация и Индия, всех Вас приглашаем в путешествие по местам где родился, прожил первые годы жизни и обрёл просветление величайший мистик 20-го века Ошо! В одном путешествии мы совместим экзотику Индии, медитации, впитаем энергетику мест Ошо!
Также в план тура входит посещение Варанаси, Бодхгаи и возможно Каджурахо (по факту наличия билетов)

Ключевые места путешествия

Кучвада

Небольшая деревня в центральной Индии, где родился и прожил первые семь лет Ошо в окружении и заботе любящих его бабушки и дедушки. В Кучваде до сих пор находится дом, который остался именно таким каким был при жизни Ошо. Также рядом с домом находится пруд, на берегу которого любил часами сидеть Ошо и наблюдать бесконечное движение тростника на ветру, веселые игры и полёты цапель над гладью воды. Вы сможете посетить дом Ошо, провести время на берегу пруда, прогуляеться по деревне, впитать тот безмятежный дух деревенской Индии, который несомненно оказал первоначальное влияние на формирование Ошо.

В Кучваде находится достаточно большой и комфортный ашрам под патронажем саньясинов из Японии, там мы и будем жить, и медитировать.

Небольшое видео-"эмоциональное впечатление" от посещения Кучвады и дома Ошо.

Гадарвара

В возрасте 7 лет Ошо вместе с бабушкой переезжает к своим родителям в небольшой город Гадарвара, где проходят его школьные годы. Кстати, школьный класс, где учился Ошо по прежнему существует, и там даже стоит парта, за которой сидел Ошо. В этот класс можно зайти, посидеть за партой, где в детские годы так много времени провёл наш любимый мастер. К сожалению, попасть в этот класс это дело случая и везения, смотря какой учитель проводит занятия в классе. Но в любом случае Вы можете гулять по улочкам Гадарвары, посетить начальную и среднюю школу, дом где жил Ошо, любимую реку Ошо...

А главное, что на окраине города есть тихий, небольшой и уютный ашрам, где находится место, в котором в возрасте 14 лет Ошо испытал глубокое переживание смерти.

Видео из ашрама Ошо в Гадарваре

Джабалпур

Большой город с более чем миллионом жителей. В Джабалпуре Ошо учился в университете, потом работал в нём преподавателем и стал профессором, но главное, что в возрасте 21-го года обрёл просветление, которое произошло с ним в одном из парков Джабалпура, а дерево под которым это случилось до сих пор растет на старом месте.

В Джабалпуре мы будем жить в тихом и уютном ашраме с великолепным парком.



Из ашрама легко попасть на Мраморные скалы - чудо природы, где любил проводить время Ошо во время своего проживания в Джабалпуре.

Варанаси

Варанаси знаменит своими кремационными кострами, которые горят и днём, и ночью. Но там также есть на удивление приятная набережная, знаменитый храм Каши Вишванатх, прогулки на лодке по Гангу. Рядом с Варанаси находится небольшой посёлок Сарнатх, знаменитый тем, что там Будда прочёл свою первую проповедь, а первыми слушателями были обычные олени.



Бодхгайя

Место просветления Будды. В главном храме города, который окружает красивый и обширный парк, до сих пор растёт дерево в тени которого обрёл просветление Будда.

Кроме того в Бодхгайе стоит множество самых разнообразных буддистских храмов воздвигнутых последователями Будды из множества стран: Китай, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд, Бирма... Каждый храм обладает своей уникальной архитектурой, убранством, проводимыми церемониями.


Каджурахо

Само Каджурахо не связано напрямую с Ошо, если не считать, что про тантрические храмы Каджурахо Ошо часто упоминал, а его бабушка имела непосредственное отношение к Каджурахо.


Крепость Голконда располагается примерно в 11 километрах от жемчужного города Хайдарабада. Своё название крепость получила, будучи столицей султаната с одноимённым названием с 1512 по 1687 год. Само слово Голконда произошло от сочетания слов на языке телугу Голла-Конда, что означает Пастуший холм.

Голконда раскинулась на высоком гранитном холме и окружена по периметру массивными зубчатыми валами и рвами. Хотя форт сейчас лежит в руинах, но комплекс сохранился довольно хорошо: на внешней стене красуются полукруглые бастионы, которые до сих пор оснащены пушками. Главные ворота утыканы шипами, которые в былые времена удерживали боевых слонов от входа в крепость. Всего в комплексе восемь ворот. На территории города-крепости находится множество мечетей, храмов, залов и прочее. Одна из крепостей когда-то служила сокровищницей государства и государственной тюрьмой.

В 18 мавзолеях, украшенных высокими куполами, похоронены правители династии Кули Кутб Шахов. Гранит, из которого построены мавзолеи, отделан так искусно, что представляет собой шедевр обработки камня.

Голконда в древние времена была рынком алмазов, которые добывались и обрабатывались в округе.

Чарминар

Мечеть Чарминар переводится буквально, как «Мечеть Четырех минаретов» или, согласно иной трактовке, «Четыре Башни».

Этот памятник архитектуры расположен в городе Хайдарабад, который является частью административного центра Индии Андхра-Прадеш. Возведенный голкондским султаном Мухаммедом Кули Кутб Шахом в память об успешном окончании разрушительной эпидемии чумы.

Здание данной мечети имеет правильную квадратную форму. Каждая из сторон длиной ровно 20 метров, у каждого угла здания есть довольно высокий минарет. Все эти четыре минарета, чрезвычайно изящно вырезанные, возносятся в небесную высоту, более чем на 48 метров выше основания мечети. Благодаря данному факту, визуально они доминируют над окружающим пейзажем на несколько километров вокруг.Кроме немалой возвышенности, каждый минарет имеет по четыре уровня, изящно отмеченные вырезанными кольцами по диаметру минарета.Каждая сторона структуры открывается в площадь гигантскими арками, пропускающими четыре главных проезда, которые когда-то были королевскими дорогами. Арки затмевают другие особенности здания, кроме минаретов. Установленые в 1889 году, в арках и поныне размещены часы.

Самые популярные достопримечательности в Хайдерабаде с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Хайдерабада на нашем сайте.


Top