Характеристика млекопитающих хоботных. История хоботных

Характеристика отряда. К хоботным относятся крупные млекопитающие. Свое название они получили из-за хобота, образовавшегося от срастания вытянутого носа и верхней губы.

Слоны. Известны два вида слонов: африканский и азиатский. Африканский слон крупнее азиатского, имеет высоту 3,5 м при весе более 5 т. Слоны - самые большие из всех наземных животных, они обитают в тропических лесах: африканский - в Центральной Африке, а азиатский - в Индии и на островах Цейлон и Суматра. Каждый из пяти пальцев массивной столбообразной ноги слона одет тонким роговым копытом. Основная тяжесть Тела приходится на твердую и одновременно упругую подушку, расположенную под кистью и под ступней. Благодаря этому слон быстро и бесшумно передвигается, несмотря на громоздкость тела. Он почти полностью лишен волосяного покрова: толстая кожа защищает слона от укусов кровососущих насекомых.

Хобот слона обладает большой гибкостью и силой. На конце хобота помещаются ноздри, там же расположен мясистый и чувствительный пальцеобразный вырост. При короткой малоподвижной шее и массивной голове значение длинного хобота в жизни слона огромно: хоботом он добывает пищу и воду. Пальцеобразным выростом хобота слон обнаруживает мелкие предметы.

В верхней челюсти у слона находятся бивни, в нижней их нет. Бивни - видоизмененные и постоянно растущие резцы. Ими слон сдирает кору, а при необходимости роет землю. У африканского слона бивни достигают длины 2 м и веса около 80 кг. Они имеются как у самцов, так и у самок. У азиатского слона бивни бывают только у самцов. Из очень плотного вещества бивней - «слоновой кости» вырезают красивые художественные изделия. Ради этих бивней слоны к настоящему времени сильно истреблены.

Кроме бивней, у слонов на каждой половине верхней и нижней челюсти находится по огромному коренному зубу. Клыков нет. Ежедневно слон перетирает коренными зубами несколько десятков килограммов грубой растительной пищи - веток и листьев. Каждые 10-15 лет старые, стертые зубы заменяются новыми. Вырастающий зуб, вытесняет старый и постепенно становится на то место. В жизни слона бывает около 6 смен зубов. Живет слон 60-80 лет.

Один раз в 3-4 года самка приносит одного покрытого шерстью детеныша. Через несколько дней он уже может следовать за матерью. Азиатские слоны легко приручаются, хотя в неволе, как правило, не размножаются. В неволе слоны послушны и выполняют разнообразную работу.

Мамонт. В отдаленные эпохи хоботные были многочисленнее. В Европе и Северной Америке находят кости и зубы похожих па слонов животных - мамонтов. В зоне вечной мерзлоты Сибири и Аляски встречаются даже их замороженные трупы. Тело мамонта было покрыто густой длинной шерстью. На безлесных равнинах мамонты и зимой добывали растения, разгребая снег огромными бивнями. В зоологическом музее в России выставлено единственное в мире чучело мамонта.

История хоботных - отряда млекопитающих, который включает мамонтов и современных слонов - одна из наиболее сложных в систематике ископаемых млекопитающих. Хоботные известны с эоцена (около 40 млн. лет назад) до наших дней. Мамонты и слоны - это представители одного семейства среди нескольких семейств хоботных. Все эти животные были объединены термином "хобот", что в переводе означает передний рот. Хоботообразный орган развивался с самых ранних хоботных. Среди современных животных к хоботным наиболее близки сирены (крупные морские млекопитающие) и даманы (небольшие млекопитающие, обитающие в Африке). У этих млекопитающих нет хобота, но по некоторым особенностям строения скелета и зубов они сходны с хоботными.

Наиболее древние из известных хоботных - МОРИТЕРИУМЫ.. Ископаемые останки моритериумов найдены в Северной Африке, их возраст около 40 миллионов лет (поздний эоцен). Это были небольшие, до 1 метра высотой, животные - амфибии. Моритериумы оказались тупиковой ветвью в эволюции хоботных.

ДЕЙНОТЕРИУМЫ (=ДИНОТЕРИЙ?) - древние хоботные, возникшие в Африке в миоцене около 24 миллионов лет назад. В плейстоцене были распространены и в Евразии. В Северную Америку не проникали. Вымерли около 2 миллионов лет назад. Своеобразные бивни были только в нижних челюстях. В процессе эволюции дейнотерии становились крупнее, достигая 4 метров в высоту. Дейнотериумы считаются боковой ветвью эволюционного развития хоботных.

ПАЛЕОМАСТОДОНЫ известны только из позднего эоцена (40 миллионов лет назад) Северной Африки. Одни из наиболее древних хоботных, давшие начало семействам гомфотериев и мастодонтов. Бивни имели небольшие, овальные в сечении, как в верхней так и в нижней челюстях. Между бивнями и коренными зубами имелась диастема (промежуток). Хобот небольшой. Из всех древних хоботных палеомастодоны более других похожи на современных слонов.

АМЕБЕЛОДОН. Амебелодон - род мастодонтов принадлежащий к семейству Gomrhotheriidae, был обычен в Северной Америке в позднем миоцене (около 24 млн. лет назад). Верхние бивни были небольшие, в то время как нижние - большого размера и уплощены. Вероятно нижними бивнями амебелодон выкапывал корни растений.

ПЛАТИБЕЛОДОН. Останки платибелодона были найдены впервые только в 1920 году в миоценовых отложениях (около 20 миллионов лет назад) Азии. В нижней челюсти оригинальные лопатовидные бивни, превосходно приспособленные к добыванию водяной и болотной растительности, которой питались платибелодоны. В этом он сопоставим с американским амебелодоном.

ГОМФОТЕРИУМ. Гомфотериум - мастодонт, обычный в Африке около 20 миллионов лет назад, расселялся из Африки через Европу в Азию вплоть до Индостана. Одинаково хорошо были развиты верхние и нижние бивни. Обитали скорее всего в увлажненных, болотистых ландшафтах, в пользу чего говорят сильно удлиненные челюсти.

МАСТОДОНТ. Отдельное семейство Mastodontidae, возникло в середине олигоцена (30 млн. лет назад) в Африке. Представители этого семейства расселились по всей Африке, Евразии и Америке в миоцене (около 24 млн. лет назад). Мастодонты сохранились в Северной Америке вплоть до конца плейстоцена. Возр аст некоторых ископаемых мастодонтов всего 10.000 лет, что соответствует времени развития древнеиндейской культуры. Это были крупные хоботные, у которых жевательная поверхность коренных зубов была покрыта рядами крупных бугров. У мастодонтов были крупные верхние бивни и, изредка, у самцов, небольшие нижние. Возможно, что исчезновению мастодонтов способствовала охота на них древних индейцев.

СТЕГОДОН. Стегодоны - представители отдельного семейства, близкие родственники семейству слонов (куда входит и ма монт). Наиболее древние находки в Азии датируются 8 миллионами лет (конец миоцена). Позднее расселились по Европе и Африке. Своими размерами были схожи с современными слонами, верхние бивни были длинные и массивные. Питались стегодоны ветвями и листьями деревьев.

ПЕРВОСЛОН (ПРИМЕЛЕФАС) Семейство слонов - Elephantidae, включает в себя мамонтов и ныне живущих слонов. В отличие от мастодонтов, коренные зубы у представителей этого семейства с поперечными гребнями, и бивни без эмали. Наиболее примитивным представителем семейства является примелефас (или первослон), который вероятно является непосредственным предком мамонтов и современных слонов. Его останки найдены в Центральной Африке и датируются концом миоцена - 5 миллионов лет назад. Вероятным местом обитания первослона были лесные области и саванны. Размеры первослона сопоставимы с современным индийским слоном - высота в плечах около 3 метров. В отличии от других слонов у первослона были небольшие бивни в нижней челюсти.

ЮЖНЫЙ СЛОН. Наиболее древние находки мамонтов появляются в раннем плиоцене Восточной и Южной Африки около 4 миллионов лет назад. Именно на юге Африки была наиболее благоприятная ландшафтная обстановка для существования мамонтов. Обычно мамонтов выделяют в отдельное подсемейств о Mammuthinae, которое характеризуется черепом с закругленной вершиной, без седловидного вдавления. Межчелюстные кости сужены с боков в своей средней части. Бивни имеют спиральную изогнутость. Эволюция мамонтов шла по пути приспособления к обитанию в условиях саваннового и лесостепного ландшафтов. Первые мамонты принадлежали к роду Archidiskodon. Представители этого рода расселились из Африки в Евразию и Северную Америку. В плейстоцене эти мамонты сформировали единый евразийско-американский ареал, после проникновения южного слона (Archidiskodon meridionalis) в Северную Америку 1.5 миллиона лет назад. На территории Евразии южный слон является прямым предком степного мамонта и шерстистого мамонта. В Северной Америке, по мнению ряда специалистов, южный слон стал предком колумбийского мамонта. Первые мамонты были крупные слоны высотой до 4.5 метров в холке.

СТЕПНОЙ МАМОНТ. Непосредственным потомком южного слона на территории Евразии стал степной мамонт Mammuthus trogontherii. Это был огромный слон, высотой до 5 метров. Ископаемые остатки известны с раннего плейстоцена из степной и лесостепной зон Евразии. Возможно к этому же виду принадлежит среднеплейстоценовый хазарский мамонт, который является переходным звеном от степного мамонта к шерстистому. Значительные климатические изменения, наступившие в Евразии в середине плейстоцена и выразившиеся в похолодании и усилении засушливости, привели к широкому распространению открытого ландшафта типа арктической степи, тундры и лесотундры. Под влиянием изменившейся природной обстановки мамонты были вынуждены приспосабливаться к питанию жесткой травянистой и кустарниковой растительностью.

КОЛУМБИЙСКИЙ МАМОНТ. Колумбийский мамонт обитал в Северной Америке в среднем и позднем плейстоцене. По степени эволюции соответствовал евразийскому степному мамонту, однако, сохранился в Америке почти до конца плейстоцена. Его размеры сильно варьировали, от карликов на островах Чанел (Калифорния), высотой около 1.8 метра, до гигантов, высотой 4-4.5 метров в южных областях Северной Америки. К концу плейстоцена сложились разрозненные популяции колумбийских мамонтов, измельчавших под воздействием изоляции и описанных как мамонты Джефферсона. Окончательно мамонты в Америке исчезли 12 тысяч лет назад, не без помощи древних индейцев.

Шерстистый или евроазиатский мамонт (Mammuthus primigenius) населял огромную территорию от Британских островов в Европе до Чукотки в Азии. В Северной Америке его ареал занимал северо-западную часть континента. Высота в холке этого слона достигала 3.5 метра у самцов и 2.5 метра у самок. Скорее всего, шерстистый мамонт стал наиболее приспособленным видом к обитанию в арктических широтах, я вляясь прямым потомком степного мамонта. На рубеже плейстоцена и голоцена под воздействием климатических изменений, связанных с увлажнением климата в арктической части Северного Полушария, ареал мамонтов стал быстро сокращаться, отступая к арктическому побережью. Последние мамонты вымерли около 3 тысяч лет назад на острове Врангеля в Чукотском море. Описано много форм шерстистого мамонта разного ранга, систематическое положение которых неясно. Кроме того, в стратиграфии нередко указываются две необозначаемые формы: ранняя и поздняя, что вызывает путаницу в систематике. Кроме подвида Mammuthus primigenius primigenius, обитавшего в конце плейстоцена в Северной Евразии, можно указать еще только один голоценовый подвид с острова Врангеля Mammuthus primigenius vrangeliensis. В целом подвидовая систематика мамонта разработана еще недостаточно и нуждается в ревизии. По морфологии зубов и скелета мамонты более близки к современным азиатским слонам нежели к африканским

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие млекопитающих, деление на отряды; общие характеристики отрядов, взаимосвязь образа жизни и внешнего строения. Значение млекопитающих в природе и жизни человека, охрана млекопитающих.

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. Представители ластоногих

Полуводные

Наземные

2. Голова ластоногих

Маленькая

Пропорциональная

3. Что происходит с ушными отверстиями ластоногих при погружении в воду?

Уходят в голову

Закрываются

Заливаются водой

4. Чем питаются ластоногие?

Растительной пищей

Рыбой

Водорослями

5. Где размножаются ластоногие?

На суше

Под водой

6. Как часто плодятся ластоногие?

Два раза в год

Раз в год

Три раза в год

7. Минимальным размером среди ластоногих обладает

Морской котик

Морж зимний

Нерпа кольчатая

8. В каком возрасте ластоногие становятся половозрелыми?

9. Хвост ластоногих...

Короткий

Отсутствует

10. Конечности ластоногих представляют из себя

Ласты и когти

Ласты

Ласты и ноги

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Хоботные млекопитающие. Представители отряда Хоботные и их особенности.

Кто такие хоботные млекопитающие? Представители этих животных появились миллионы лет назад. Узнайте, сколько видов существует сейчас, какие отличительные особенности они имеют.

Хоботные млекопитающие . При слове "хоботные" обычно возникает только несколько ассоциаций - слоны и мамонты. И это правильно, ведь отряд Хоботные включает в себя только семейство слонов. Появились хоботные млекопитающие в экваториальной Африке приблизительно 45 миллионов лет назад. Затем их ареал расширился до Африки, Евразии, Северной и Южной Америки. Их далекими предками считаются мастодонты и мамонты.

В настоящее время слоны распространены в Юго-Восточной Азии и Африке . Они обитают в саваннах и тропических лесах. Они являются социальными животными и настоящими долгожителями. Умирают слоны в возрасте 60-80 лет. Живут группами, состоящими из нескольких самок и детенышей. Самцы лишь изредка присоединяются к ним, чтобы найти партнершу для спаривания. Ради пищи они способны проходить сотни километров. В день слоны съедают до 500 килограмм растительной пищи, выпивают до 300 литров воды. При этом усваивают животные не больше 40 % пищи. Основу рациона составляют листья, трава, плоды и кора деревьев.

Особенности строения. Их размеры впечатляют. Слоны представляют собой огромных травоядных животных со средней высотой от 2,5 до 4 метров, длина составляет до 4,5 метра. Хоботные млекопитающие обладают гигантским, по сравнению с человеком, телом, крупной головой и большими ушами. Кожа серого цвета покрыта негустой растительностью и мелкими морщинами.

Огромные уши помогают справляться с жарой, регулируя получение и отдачу тепла в организме. Дополнительное охлаждение происходит при махе ушами. Благодаря этим мощным локаторам слоны отлично различают звуки на частоте 1 кГц.

Зубы-резцы у них сильно увеличены и называются бивнями. Для человека они являются ценным материалом, поэтому животных нередко убивают ради слоновой кости. Несмотря на внушительные размеры, слоны ступают тихо и мягко из-за жировой подушечки на ступнях, которая увеличивает площадь стопы.

Зачем слону хобот? Хобот - важный и незаменимый орган слонов. Он образовался соединением верхней губы и носа. Оснащен мышцами и сухожилиями, которые позволяют животному использовать его вместо рук. При помощи этого мощного и гибкого инструмента хоботные млекопитающие могут перетаскивать ветки, бревна, срывать плоды с деревьев. Хобот работает и в качестве органа чувств. Расположенные на его конце ноздри помогают осязать запахи. Благодаря чувствительности хобота, слоны ощупывают предметы, чтобы распознавать их. На водопое хоботом всасывают воду, затем отправляя в рот. Звуки, издаваемые при помощи этого органа, позволяют слонам общаться.

Виды слонов .

Слоны представлены всего тремя видами - Африканским саванным, Индийским, Лесным. Последний имеет карликовые размеры, в сравнении со своими братьями, и достигает только двух с половиной метров в высоту. Тело животного покрыто более густым волосяным покровом коричневого цвета. Он имеет уши округлой формы, отчего прозван круглоухим. Вместе с саванным слоном лесной занесен в Красную книгу.

Африканский житель саванны занесен также в Книгу рекордов Гиннеса как самое крупное млекопитающее в мире. Длина его тела порой достигает семи метров, а высота в плечах - четырех. Средняя масса самцов доходит до 7 тонн, а у самок на две тонны меньше. Обитают они в основном в резервациях и национальных парках, часть распространена в пустынных областях Намибии и Мали, из-за чего их называют пустынными слонами.

Индийский, или Азиатский слон размерами немного меньше саванного. Привычным местом его обитания являются заросли бамбука, тропические и широколиственные леса. Он является единственным представителем рода Индийских слонов и считается вымирающим видом. Существует несколько его подвидов, обитающих в Шри-Ланке, на Суматре, в Индии, Китае, Камбодже, на острове Борнео.

Африканский слон - African Elephant (Энциклопедия животных)

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Слон - самое большое наземное животное класса млекопитающие, типа хордовые, отряда хоботные, семейства слоновые (Elephantidae).

Слон – описание, характеристика и фото

Слоны - гиганты среди животных. Высота слона 2 – 4 м. Вес слона - от 3 до 7 тонн. Слоны в Африке, особенно саванные, нередко имеют массу до 10 – 12 тонн. Могучее тело слона покрыто толстой (до 2, 5 см) кожей бурого или серого цвета с глубокими морщинами. Детеныши слона рождаются с редкой щетиной, взрослые особи практически лишены растительности.

Голова животного достаточно крупная с примечательными по размерам ушами. Уши слона имеют достаточно большую поверхность, они толстые у основания с тонкими краями, как правило, являются хорошим регулятором теплового обмена. Обмахивание ушами позволяет животному увеличить охлаждающий эффект. Нога слона имеет 2 коленные чашечки.

Такое строение делает слона единственным млекопитающим, которое не умеет прыгать. В центре стопы - жировая подушка, пружинящая при каждом шаге, что позволяет этим мощным животным передвигаться практически бесшумно.

Хобот слона - удивительный и уникальный орган, образованный сросшимся носом и верхней губой. Сухожилия и более 100 тысяч мускулов делают его сильным и гибким. Хобот выполняет ряд важных функций, одновременно обеспечивая животному дыхание, обоняние, осязание и захватывание пищи. Посредством хобота слоны защищаются, поливают себя, едят, общаются и даже воспитывают потомство. Еще один «атрибут» внешности – бивни слона. Они растут на протяжении всей жизни: чем мощнее бивни, тем старше их обладатель.

Хвост слона примерно такой же длины, что и задние лапы. Кончик хвоста обрамляют жесткие волосы, которые помогаю отгонять насекомых. Голос слона специфический. Звуки, которые издает взрослое животное, называются хряки, мычание, шепот и рев слона. Продолжительность жизни слона составляет примерно 70 лет.

Слоны умеют плавать очень хорошо и любят водные процедуры, а их средняя скорость передвижения по суше достигает 3-6 км/ч.

При беге на небольшие расстояния скорость слона порой увеличивается до 50 км/ч.

Виды слонов

В семействе ныне живущих слоновых выделяется три основных вида, относящихся к двум родам:

  • род африканские слоны (Loxodonta ) подразделяются на 2 вида:
    • саванный слон (Loxodonta africana )

отличается гигантскими размерами, темным окрасом, развитыми бивнями и двумя отростками на конце хобота. Обитает вдоль экватора на территории всей Африки;

Африканский слон (саванный слон)

    • лесной слон (Loxodonta cyclotis )

имеет небольшой рост (до 2,5 м в холке) и округлую форму ушей. Этот вид слонов распространен в тропических африканских лесах.

Виды часто скрещиваются и дают вполне жизнеспособное потомство.

  • Род индийские (азиатские) слоны (Elephas ) включает один вид – индийский слон (Elephas maximus )

Он меньше саванного, но обладает более мощным телосложением и короткими ногами. Окрас - от коричневого до темно-серого. Отличительный признак этого вида слонов – небольшие ушные раковины четырехугольной формы и один отросток в конце хобота. Индийский или азиатский слон распространен в тропических и субтропических лесах Индии, в Китае, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме, Брунее, Бангладеш и Индонезии.

Индийский слон

Где и как живут слоны?

Африканские слоны обитают практически на всей территории жаркой Африки: в Намибии и Сенегале, в Кении и Зимбабве, в Гвинее и Республике Конго, в Судане и ЮАР, прекрасно чувствуют себя слоны в Замбии и Сомали. Основная часть поголовья, к сожалению, вынуждена проживать в национальных заповедниках, чтобы не стать добычей варваров-браконьеров. Слон живет на любом ландшафте, но старается избегать зоны пустынь и слишком густых тропических лесов, предпочитая зону саванн.

Индийские слоны живут на северо-востоке и юге Индии, в Таиланде, Китае и на острове Шри-Ланка, обитают в Мьянме, Лаосе, Вьетнаме и Малайзии. В отличие от собратьев из африканского континента, индийские слоны любят селиться в лесистой местности, предпочитая бамбуковые заросли тропиков и густые кустарники.

Примерно 16 часов в сутки слоны заняты поглощением пищи, при этом с аппетитом съедают около 300 кг растительности. Слон ест траву (в том числе рогоз, папирус в Африке), корневища, кору и листья деревьев (например, фикуса в Индии), плоды диких , марулы и даже . Рацион слона зависит от места обитания, так как в Африке и Индии растут разные деревья и травы. Эти животные не обходят стороной и сельскохозяйственные плантации, нанося своими посещениями существенный урон посевам , батата и других культур. Добывать пищу им помогают бивни и хобот, пережевывать - коренные зубы. Зубы слона меняются по мере стачивания.

В зоопарке слонов кормят сеном и зеленью (в большом количестве), а также дают животным овощи, фрукты, корнеплоды: капусту, яблоки, свеклу, арбузы, отварной , овес, отруби, ивовые ветви, хлеб, а также любимое лакомство слонов бананы и другие культуры. За сутки в дикой природе слон съедает около 250-300 кг еды. В неволе потребление еды у слоновых следующее: около 10 кг овощей, 30 кг сена и 10 кг хлеба.

Взрослые особи – известные «водохлебы». Слон пьет около 100-300 литров воды в сутки, поэтому эти животные практически всегда находятся вблизи водоемов.

Размножение слонов

Слоны образуют семейные стада (9-12 особей), включающие зрелую предводительницу, ее сестер, дочерей и неполовозрелых самцов. Самка слона является иерархическим звеном в семействе, она созревает к 12 годам, в 16 лет готова к вынашиванию потомства. Половозрелые самцы уходят из стада в возрасте 15-20 лет (африканские в 25 лет) и становятся одиночками. Ежегодно особи мужского пола впадают в агрессивное состояние, вызванное повышением тестостерона, длящееся около 2 месяцев, поэтому между кланами нередки довольно серьезные стычки, оканчивающиеся травмами и увечьями. Правда, в этом факте есть свой плюс: конкуренция с опытными собратьями останавливает молодых самцов слонов от раннего спаривания.

Размножение слонов происходит независимо от сезона. Слон самец подходит к стаду, когда чувствует готовность самки к спариванию. Лояльные между собой в обычное время, самцы устраивают брачные бои, в результате которых к самке допускается победитель. Беременность слона длится 20-22 месяца. Роды слонихи проходят в обществе, которое создают самки стада, окружая и защищая роженицу от случайной опасности.

Обычно рождается один слоненок весом около центнера, иногда бывает двойня. Уже через 2 часа новорожденный слоненок встает на ноги и с удовольствием сосет материнское молоко. Спустя считанные дни детеныш легко путешествует вместе с сородичами, ухватившись хоботом за материнский хвост. Кормление молоком длится до 1,5-2 лет, причем в процессе участвуют все лактирующие самки. К 6-7 месяцам к молоку добавляется растительная пища.


Top