История мангазеи. Что такое Мангазея? Первый русский заполярный город XVII века в Сибири

Мангазе́я - первый русский заполярный город XVII века в Сибири . Располагалась на севере Западной Сибири , на реке Таз в месте впадения в нее р. Мангазейки.

В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных» конца - начала XVI века , встречающемся в рукописях с XVI по XVIII век , и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землей», сообщается:

«На восточной стороне, за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, называемые молгонзеи . А еда их - мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят...»

См. также

  • Василий Мангазейский - сибирский первомученик

Примечания

Литература

  • Белов М. И. Мангазея: Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. Ч. 1-2. М., 1981.
  • Белов М. И. Пинежский летописец о разведочном походе поморов в Мангазею (конец XVI в.) //Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 279-285.
  • Белов М. И. , Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. Мангазейский морской ход. Ч.1. Л., 1980. 163 с.
  • Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. Мангазея. Сургут, Нарым и Кетск. Тюмень, 2000. 267 с.
  • Бычков А. А. «Исконно русская земля Сибирь». М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2006. 318 с. - ISBN 5-271-14047-4
  • Вершинин Е. В. О соотнесении данных письменных источников и археологии при раскопках Мангазеи //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 14-18.
  • Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Западной Сибири в XVII веке (по материалам новых исследований Мангазеи) //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 19-25.
  • Косинцев П. А., Лобанова Т. В., Визгалов Г. П. Историко-экологические исследования в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 36-39.
  • Липатов В. М. Легенды и быль о Василии Мангазейском //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 40-43.
  • Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. М.: Наука, 1987. 173 с.
  • Никитин Н. И. Освоение русскими Сибири в XVII веке. М.: Просвещение, 1990. 144 с. - ISBN 5-09-002832-X
  • Пархимович С. Г. Магические строительные обряды в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 47-53.
  • Пархимович С. Г. Новые исследования Мангазейского городища //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. Тюмень, 2006. С. 159-167. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. Воеводы и письменные головы Мангазеи первой половины XVII века (Новые материалы) //Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. 4. Тюмень, 2001. С. 16-19.
  • Полетаев А.В. Осень Мангазеи (Два документа по истории «старой» Мангазеи)
  • Portal R. La Russes en Sibérie au XVII siècle // Revue d’histoire moderne et contemporaine. 1958. Janvier-Mars. P. 5-38. Рус. пер.: Порталь Роже. Русские в Сибири в XVII веке

Ссылки

  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского)
  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте «История в историях»)
  • П. Н. Буцинский К истории Сибири. Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.-1645 г.).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Мангазея была первым русским заполярным городом, построенным на севере Западной Сибири. Этот город называли «златокипящей вотчиной», сюда стремились за непростым русским северным счастьем, которое строилось на труде и взимовыручке.

Великое продвижение русского народа в Сибирь окутано тайнами и легендами. Освоение Сибири - подвиг русских людей, перед которым бледнеют предприятия «разных Кортецов и Пизаров» в Америке. Одна из таких тайн связана с легендарной Мангазеей, сказочным городом, в котором жили предприимчивые поморы, отважные мореходы и землепроходцы, открывшие миру самый северный полуостров Евразии - Таймырский.
В конце XV и начале XVI вв. Сибирь активно осваивалась «неутомимыми трудами нашего нашего народа». И, как справедливо заметил М.В. Ломоносов, «поморские жители с Двины и из других мест, что около Белого моря, главное имеют участие».

В ходе движения поморов «встречь солнца» (на восток) на территории Сибири появляются постоянные селения - деревянные «крепостицы», зимовья и остроги. одним из первых таких городских поселений была Мангазея, построенная в низовьях реки Таза. Она стала первым заполярным морским и речным портом Сибири. И вел в нее Мангазейский морской ход. Так называли в те далекие времена первую арктическую магистраль, связывающее Белое и Баренцево моря с Карским.

Почему Мангазея?

Сказочное название, столь непривычное для русских городов, хранит свою тайну. Есть версия, согласно которой название «Мангазея» пошло от имени жившего в тех краях ненецкого племени Малгонзеи. По мнению историка Никитина, название молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон - «крайний» «конечный» - и обозначает «окраинный народ». Мы не знаем точной даты основания города, примерно известно, что он существовал уже в начале XVII века.

В зимнее время на нартах, а в летнее на кочах, карабасах и стругах через полярные моря, болота и мелкие притоки в Мангазею приходили большие массы торгового и промышленного люда. Люди называли Мангазею «златокипящей государевой вотчиной», имея в виду ее пушные богатства. Ради них сюда стремились отважные торговцы и охотники, готовы были терпеть лишения, лишь бы потом разбогатеть.

Святые Русского Севера

Что же представлял собой этот «украсно украшенный» город? В нем имелись деревянная крепость-кремль, крепостная стена, посад, кладбище, три церкви, гостинный двор, «государевы житницы». Мангазея не отличалась от других рубленных средневековых городов поморского Севера. В этот приполярный край поморы принесли и память о святых Русского Севера: Прокопии Устюжском, Соловецких чудотворцах, митрополите Филиппе. Одна из церквей была возведена в честь почитаемых на Севере Михаила Малеина и Макария Желтоводского. Почитаемый по всему Поморью Николай Чудотворец имел свой придел в соборной Троицкой церкви. Был здесь и свой святой - Василий Мангазейский, который считался покровителем промышленного люда.

Церкви и другие постройки стояли на вечной мерзлоте, поэтому фундаменты зданий укреплялись на слое замороженной строительной щепы.

Мир

Мангазейская община («мир») отличалась от земских миров на родине поморов тем, что она объединяла не территорию, не волость и не уезд с постоянным населением, а тех торговых и промышленных людей, которые оказались в «златокипящей вотчине». Кто попадал в Мангазею становился своим. Суровый быт сплачивал людей.

Сведения о Мангазее очень отрывчатые, и больше покрыты тайной. Существовала и летопись Мангазеи, но пропала. Богатый город как быстро появился, так быстро и исчез. Его существование продлилось не более семидесяти лет. До конца не понятны причины, почему люди ушли отсюда в Новую Мангазею - Туруханск. Она как сказочный град Китеж исчезла, но сохранилась в памяти народной как край сказочного богатства, где сбываются мечты.

Мангазе́я - первый русский заполярный город XVII века в Сибири . Располагалась на севере Западной Сибири , на реке Таз в месте впадения в нее р. Мангазейки.

В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных» конца - начала XVI века , встречающемся в рукописях с XVI по XVIII век , и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землей», сообщается:

«На восточной стороне, за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, называемые молгонзеи . А еда их - мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят...»

См. также

  • Василий Мангазейский - сибирский первомученик

Примечания

Литература

  • Белов М. И. Мангазея: Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. Ч. 1-2. М., 1981.
  • Белов М. И. Пинежский летописец о разведочном походе поморов в Мангазею (конец XVI в.) //Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 279-285.
  • Белов М. И. , Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. Мангазейский морской ход. Ч.1. Л., 1980. 163 с.
  • Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. Мангазея. Сургут, Нарым и Кетск. Тюмень, 2000. 267 с.
  • Бычков А. А. «Исконно русская земля Сибирь». М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2006. 318 с. - ISBN 5-271-14047-4
  • Вершинин Е. В. О соотнесении данных письменных источников и археологии при раскопках Мангазеи //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 14-18.
  • Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Западной Сибири в XVII веке (по материалам новых исследований Мангазеи) //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 19-25.
  • Косинцев П. А., Лобанова Т. В., Визгалов Г. П. Историко-экологические исследования в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 36-39.
  • Липатов В. М. Легенды и быль о Василии Мангазейском //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 40-43.
  • Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. М.: Наука, 1987. 173 с.
  • Никитин Н. И. Освоение русскими Сибири в XVII веке. М.: Просвещение, 1990. 144 с. - ISBN 5-09-002832-X
  • Пархимович С. Г. Магические строительные обряды в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 47-53.
  • Пархимович С. Г. Новые исследования Мангазейского городища //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. Тюмень, 2006. С. 159-167. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. Воеводы и письменные головы Мангазеи первой половины XVII века (Новые материалы) //Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. 4. Тюмень, 2001. С. 16-19.
  • Полетаев А.В. Осень Мангазеи (Два документа по истории «старой» Мангазеи)
  • Portal R. La Russes en Sibérie au XVII siècle // Revue d’histoire moderne et contemporaine. 1958. Janvier-Mars. P. 5-38. Рус. пер.: Порталь Роже. Русские в Сибири в XVII веке

Ссылки

  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского)
  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте «История в историях»)
  • П. Н. Буцинский К истории Сибири. Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.-1645 г.).

Wikimedia Foundation . 2010 .

История и география Основан 1600 Исчезнувший город с 1672 Медиафайлы на Викискладе

Часть территории Мангазеи. 1760 год

Мангазе́я - первый русский заполярный город XVII века в Сибири . Располагался на севере Западной Сибири ,в наше время в Ямало-Ненецком автономном округе,в Красноселькупском районе, на реке Таз в месте впадения в неё реки Мангазейки.

Краткое описание

Место, где располагался город, лежит в Западно-Сибирской низменности около 180 км вверх по течению реки Таз к югу от её впадения в Северный Ледовитый океан .

Название города, предположительно, происходит или от имени самодийского князя Маказея (Монгкаси) , или от старинного названия реки Таз . В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых на восточной стране и о языцех розных» конца XV - начала XVI века, встречающемся в рукописях с XVI по XVIII века и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землёй», сообщается:

«На восточной стороне, за Югорскою землею, над морем, живут люди Самоеды, зовомые молгонзеи . Яд их - мясо оленье да рыба, да межи собою друг друга ядят…»

В 1560 году английский дипломат и представитель Московской компании Энтони Дженкинсон , проникнув в присоединённое незадолго до этого к России Поволжье , сумел достичь Бухары . В 1562 году он опубликовал в Лондоне «Карту Руссии, Московии и Тартарии», на которой указал уже название местности «Молгомзея» (Molgomzaia).

По мнению историка Н. И. Никитина, название Молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон - «крайний, конечный» - и обозначает «окраинный народ» .

История Мангазеи

XVI век и первое поселение

Как постоянное поселение, Мангазея была основана по инициативе царской администрации - в качестве опорного пункта для продвижения русских вглубь Сибири и укреплённого центра сбора ясака .

Запрет морского пути в Мангазею

Однако уже в 1620 году - в начале правления Михаила Фёдоровича Романова - плавание «морским путём», через ямальский волок в Мангазею под страхом смертной казни было запрещено.

Есть несколько версий о причинах запрета:

В 1629 году в город прибыли очередные двое воевод, Андрей Палицын и Григорий Кокорев, между которыми вспыхнула вражда, которая привела к вооружённому противостоянию.

По указу Петра I от 1708 года государство было разделено на 8 губерний, город Мангазея вошёл в состав Сибирской губернии.

«Исчезновение» Мангазеи

Закрытие морского пути привело к тому, что английские, голландские, а также большая часть русских купцов перестали торговать в Мангазее, это привело к экономическому упадку города. После очередного пожара город не смог оправиться, и Мангазея исчезла: вначале как город, порт и торговая фактория, а затем и как историческое и географическое понятие [ ] . Глухие отзвуки о существовании в древности «златокипящей Мангазеи» остались в преданиях, легендах, устном творчестве и немногочисленных документах, похороненных в архивах. Историки и географы долгое время не проявляли никакого интереса к легендарному сибирскому городу. В культурном, историческом и географическом аспектах Мангазея повторила судьбу гомеровской Трои: с течением времени Мангазею стали считать легендарным городом - никогда не существовавшим на самом деле и, видимо, просто выдуманным и опоэтизированным в народной памяти и культуре национального фольклора [ ] .

Материальные и документальные свидетельства существования Мангазеи

В 1940-1941 годах экспедиция на советском гидрографическом судне «Норд» обнаружила на островах Фаддея и в заливе Симса на восточном побережье полуострова Таймыр остатки зимовья русских землепроходцев и предметы начала XVII века . Дальнейшие исследования находок, в том числе человеческих останков, проведённые археологами во главе с А. П. Окладниковым , позволили заключить, что около 1618 года русские мореходы под предводительством Акакия Мурманца сумели обогнуть полуостров Таймыр, попав в море Лаптевых северным морским путём .

В 1956 году известный полярный исследователь и историк географических открытий М. И. Белов предложил руководителем безвестной экспедиции считать мангазейского жителя Ивана Толстоухова , а её саму отнести к гораздо более позднему времени.

Известный голландский географ Николаас Витсен в книге «Северная и Восточная Тартария» - первом европейском труде о Сибири, изданном в 1692 году в Амстердаме , - ссылаясь на сведения, полученные от тобольского наместника А. П. Головина, сообщает, что в 1680-х годах из Туруханска вниз по Енисею «вышли в море 60 человек», чтобы оттуда направиться к Лене и «обогнуть Ледяной мыс». Никто из них назад не вернулся. Витсену было известно, что этот поход возглавлял «Иван, у которого прозвище Толстое Ухо, сын видного русского дворянина».

В вахтенном журнале бота «Оби-Почталион», плававшего у берегов Таймыра в XVIII веке, в июле 1738 года была сделана следующая запись:

Паренаго репортовал: «написано на кресте: 7195 год. Ставил оный крест мангазейский человек Иван Толстоухов».

Надпись на кресте означала, что Иван Толстоухов поставил его в 1687 году.

«Златокипящая» Мангазея и её роль в российской истории и культуре

Раскопками установлено, что Мангазея состояла из кремля-детинца с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма) и посада , делившегося на торговую половину (гостиный двор, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80-100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и др.). Всего в городе было четыре улицы и свыше 200 жилых домов.

Новая Мангазея - Туруханск

В 1607 году в устье Нижней Тунгуски было срублено Туруханское зимовье. В 1672 году здесь был заложен русский город - Новая Мангазея . С 1780-х годов Новая Мангазея уже называется Туруханском и числится в Томской губернии . Позднее поселение называется уже Старотуруханском. Сегодня города не существует, и на его месте находится село Старотуруханск .

История изучения

После того как город был оставлен и прекратил своё существование, в местных языках городище носило название «Тагаревы хард», что означало «Разломанный город» .

Планомерное научное изучение Мангазеи началось в -1863 годах, когда экспедиция Ю. И. Кушелевского на шхуне «Таз» прибыла на эти земли, чтобы установить границы средневекового городища. Хотя экспедиции и не удалось полностью решить свою задачу, ею было более-менее точно определено место будущих раскопок.

Первым, кто обнаружил, задокументировал точное местоположение заброшенного города и сделал краткое его описание, был российский путешественник В. О. Маркграф. В 1900 году, совершая поездку по рекам Енисею , Оби и Уралу , он обследовал городище и отписал о своей находке в Русское географическое общество . Следующая попытка исследовать легендарный город была предпринята в 1914 году томским биологом И. Н. Шутовым, который также обследовал городище и собрал небольшую коллекцию из обнаруженных на поверхности предметов.

В ходе более планомерных советских экспедиций 1927 и 1946 годов был детально изучен рельеф городища и составлен его первый план. Исследования 1946 года проводил российский археолог Валерий Чернецов , но раскопки осуществлялись недолго и в сентябре были свёрнуты .

Летом 1964 года Мангазею посетила группа энтузиастов, в которую входил писатель Борис Лиханов. В последующие несколько лет эти экспедиции продолжались и обнаружили в окрестностях бывшей Мангазеи следы древних поселений .

Полномасштабное научно-археологическое изучение Мангазеи началось летом 1968 года с прибытия на место комплексной историко-археологической и физико-географической экспедиции АН СССР. В -1970 годах, затем - в 1973 году здесь проводились археологические исследования под руководством историка Михаила Белова .

19-20 августа 1967 года путешественник и потомственный помор Дмитрий Буторин и писатель Михаил Скороходов повторили на карбасе «Щелья» торговый путь купцов XVII века («Мангазейский морской ход» - Северный морской путь) из Архангельска в Мангазею .

См. также

Примечания

  1. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - М.: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 54-55.
  2. Пестов И. С. Записки о Енисейской губернии Восточной Сибири . - М: Унив. тип., 1833. С. 197.
  3. О человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных
  4. Васильев В. И. 1994. С. 420.
  5. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII веке (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 6 октября 2016. Архивировано 9 октября 2016 года.
  6. Любименко Инна Ивановна .
  7. Любименко И. И. Английский проект 1612 г. о подчинении русского севера протекторату короля Иакова I // Научный исторический журнал. - СПб., 1914. - № 5. - С. 1-16.
  8. Лабутина Т. Л. Англичане в допетровской России. - СПб.: Алетейя, 2011
  9. Виргинский В. С. Проект превращения северо-восточной России в английскую колонию в XVII веке / / Исторический журнал. - М., 1940; Dunning Ch. A Letter to James I Concerning the English Plan for Military Intervention in Russia // The Slavonic and East European Review. - Lnd., 1989. - Vol. 67. - № L. - P. 95.
  10. Белов М. И.: «По следам полярных экспедиций»
  11. Старотуруханск (Красноярский край)
  12. Пармузин Ю. П. Средняя Сибирь. Очерк природы. - Москва: Мысль, 1964. - Иллюстрации. Карты. 312 с. - тираж 3000 экз. - С. 5-6.
  13. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири . Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 55.
  14. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 55.
  15. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 56-57.
  16. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 56.
  17. «По маршруту легенды»
  18. Город Мангазея и первый сибирский святой

Литература

Книги

  • Белов М. И. Мангазея. - Л. : Гидрометеоиздат , 1969. - 128 с. - 37 000 экз.
  • Белов М. И. Раскопки «златокипящей» Мангазеи: Публичные лекции, прочитанные в лектории им. Ю. М. Шокальского. - Л.: Изд-во Географического общества СССР, 1970. - 40 с.
  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. - Л. : Гидрометеоиздат , 1977. - 144 с. - 50 000 экз. .
  • Белов М. И. , Овсянников О. В. , Старков В. Ф. Мангазея: Мангазейский морской ход. Ч. 1. - Л. : Гидрометеоиздат , 1980. - 164 с. - 3350 экз.

Что такое Мангазея? Город-легенда, основанный в 1601 году в Туруханских землях, который просуществовал всего 70 лет. О невиданных богатствах города слагались легенды. С течением веков это стало похоже на сказку, так как местоположение легендарного города не было известно. В экспедицией русского путешественника В. О. Маркграфа было обнаружено и описано городище, которое подтвердило рассказы о существовании в самом начале XVII века за полярным кругом богатого русского города.

Образование названия Мангазея

Слово Мангазея долгое время обозначало легендарный город, который называли «златокипящим». Что такое Мангазея, как появилось это слово? Учёные-этнографы предполагают, что название Мангазея произошло от имени князя Маказея (Монгкаси) - предводителя местного племени самоедов, так русские первопроходцы называли местных жителей - ненцев, энцев и селькупов, которые в голодное время поедали своих соплеменников. Есть мнение, что слово Мангазея произошло от старинного названия реки Таз. Другая версия говорит о том, что название произошло от племени молгонзеев, так в прошлом называли современных энцев.

Первая экспедиция

Первые упоминания о людях, проживающих за землёю Югорскою, появились в конце XV века. Об этом есть свидетельства новгородских летописцев, которые писали о том, что за Восточной страной и Югорой проживают самоеды, называемые малгонзеями. Русские промысловики за соболем уже в то время хорошо освоили этот край.

История Мангазеи началась с первых отрядов, посланных в эти места Борисом Годуновым. В воевода Мирон Шаховский с сотней стрельцов отправился туда из Тобольска, но, как предполагают, в результате бури потерял суда и дальнейший путь отряда был по суше. На Пуре на отряд напала енисейская и пуровская «самоядь». В результате столкновения часть стрельцов погибла, а сам раненый воевода с остатками отряда продолжил путь.

Существует предположение, что самоеды были наняты русскими промысловиками, которые не желали платить в казну, так как понимали, что появление в этих местах государевых лиц прекратило бы вольницу. Судьба отряда долгое время оставалась неизвестной. По следам первой экспедиции в 1601 году был послан второй отряд из двухсот стрельцов, который возглавляли воеводы Савлук Пушкин и Василий Мосальский, которые дошли до заложенных остатками отряда Шаховского острога и церкви.

Первое поселение

Отряд Пушкина и Мосальского, достигнув Мангазеи, расположенной на высоком правом берегу реки Таз, в трёхстах километрах от устья, приступил к обустройству острога и закладке посада. К тому времени предположительно Шаховский скончался от ран, поэтому первыми воеводами принято считать Мосальского и Пушкина. Что такое Мангазея, знали в то время в России, так как слухи об этих краях, где в больших количествах водились пушные звери, доходили до Москвы.

В 1603 году по указу царя Бориса Годунова был прислан новый воевода Фёдор Булгаков. Вместе с ним был священнослужитель с церковной утварью. При нём был заложен гостиный двор. В 1606 году Василием Шуйским присланы новые воеводы - Д. Жеребцов и К. Давыдов. Государственная власть была прочно установлена в этом крае.

Первый город за полярным кругом

В 1607 году была построена крепость - кремль с пятью башнями. На въезде находилась Спасская башня, имевшая в плане вид четырёхугольника. Под ней находилось двое ворот. Четыре башни расположились по углам мощного ограждения, имеющего ширину 3 метра. Успенская была устроена напротив реки Остеровки, башня Давыдовская - напротив башни Тиловская и Зубцовская выходили на тайгу.

В самом кремле располагались две церкви - Троицкая и Успенская, двор воеводы, таможня, съезжая изба, тюрьма. Официально зарегистрированных государевых людей было всего сто человек - стрельцы и казаки.

Было построено 200 изб, церковь, гостиный двор, общественная баня, амбары, торговые лавки, постоялые дома. В посаде проживали более тысячи человек. Это были ремесленники, большей частью литейщики и кузнецы, а также торговцы, промысловики. Много было в городе временно проживающих, в основном купцов, а также бродяжек, спившихся ярыжек и беспутных женщин.

Золотая Мангазея

Чем же богатела Мангазея, что такое особенное было в этом городе? Промыслом и торговлей золотой рухлядью, так называли шкурки пушных зверей, которые во множестве водились в округе. Со всего Тазовского края стекались сюда охотники, большую часть которых составляли аборигены. Здесь шла при которой роль денег выполняли шкуры пушных зверей, особенно высоко ценился соболиный мех.

Купцы везли товары первой необходимости, в основном соль, муку, другие продукты, одежду и хозяйственную утварь, которую обменивали на мех. Высоко ценились и изделия из металла, поэтому основную часть жителей посада составляли ремесленники. Процветали рыбоводство, скотоводство, было развито судоходство.

Почему исчез город

В 1671 году гарнизону было предписано покинуть город вместе с жителями и перебраться в Туруханское зимовье, где была заложена новая Мангазея. Сейчас это город Старотуруханск. Основными причинами исчезновения можно назвать:

  • Закрытие морского прохода к был основан по инициативе государства как опорный пункт при и для сбора ясака. Он приносил в казну огромную прибыль. Тут торговали английские, голландские и немецкие купцы. Слух о малонаселённых землях дошёл и до правительства этих стран. Царь, опасаясь заинтересованности иноземцев, издал указ о закрытии морского прохода под страхом смертной казни. Иностранные торговцы, а с ними и русские купцы-поморы более не приезжали сюда. Это основная причина, превратившая Мангазею в исчезнувший город.
  • Резкое сокращение поголовья пушного зверя.
  • Введение новых таможенных правил, когда торговля стала невыгодной.
  • Пожары.
  • Голод. С 1641 по 1644 год в город из-за сильных штормов не пришла ни одна коча с хлебом, солью. Начался голод и болезни.
  • Богатство и удалённость были причиной беспредельного самоуправства воевод. Вражда между двумя воеводами - Палицыным и Кокаревым, привела к вооружённому противостоянию.

Постепенно остатки поселения без жителей разрушались и зарастали тайгой. Рассказы о золотой Мангазее превращались в легенды и сказания, которые будоражили воображение людей, пытавшихся отыскать остатки сказочного города.


Top