Угрозы территориальной безопасности в восточной азии. У каких стран есть территориальные претензии к россии

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ - притязание какого-либо государства на какую-либо территорию с целью установления своего суверенитета над ней. Т.п. может быть двусторонней и многосторонней, когда на одну и ту же территорию, точная которой не установлена, претендуют два или несколько государств. В этих случаях возникает . При односторонней Т.п. государство-претендент не сомневается в юридическом статусе или принадлежности данной территории определенному государству, но по каким-то причинам считает, что эта принадлежность должна быть изменена. Такие претензии не образуют территориального спора, поскольку в их основе нет спора о юридических правах сторон (у кого они реальные, а у кого - мнимые), а есть просто желание одной стороны изменить территориальный статус-кво. Односторонняя Т.п. может выражаться в стремлении государства изменить в свою пользу сложившуюся в соответствии с международным правам границу без точного определения пределов той территории, на которую оно претендует. Односторонние Т.п. могут рассматриваться как противоречащие современному международному праву, поскольку, согласно его нормам, все изменения принадлежности государственной территории решаются либо на основе принципа самоопределения народов и наций, либо по соглашению соответствующих государств. Односторонняя Т.п. представляет собой угрозу территориальной целостности и неприкосновенности, суверенитету государства, границы которого оспариваются, значительно ухудшает отношения между соответствующими государствами, чревата возможностью возникновения серьезных вооруженных конфликтов. Односторонние претензии выдвинуты рядом государств в отношении Антарктики или ее частей. Они не признаются другими государствами, однако не отвергнуты, а заморожены по Договору об Антарктике 1959 г.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ" в других словарях:

    Юридический словарь

    ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ - притязание какого либо государства на какую либо территорию с целью установления своего суверенитета над ней. Т.п. может быть двусторонней и многосторонней, когда на одну и ту же территорию, точная принадлежность которой не установлена,… … Юридическая энциклопедия

    территориальная претензия - при тязание какого либо государства на какую либо территорию с целью установления своего суверенитета над ней. Т.п. может быть двусторонней (многосторонней), когда на одну и ту же территорию претендуют два (или более) государства. В этих случаях… … Большой юридический словарь

    См. Территориальная претензия … Юридический словарь

Территориальные претензии

Арктика привлекает многие страны богатыми запасами газа и нефти. Таяние льдов и общее потепление, по прогнозам учёных, могут сделать Северный Ледовитый океан оживлённой транспортной магистралью между Европой, Азией и Америкой. Составлена карта возможного территориального раздела региона.

арктика борьба северный природный ресурс

Борьба за Северный полюс

В конце 50-х права на Северный полюс предъявила Канада. Тогда международный суд постановил, что территория может отойти к этой стране, если в течение 100 лет никто аргументировано не докажет, что дно Северного ледовитого океана принадлежит ему.

В 2004 году Дания объявила, что имеет права на Северный полюс Земли, поскольку полюс связан с Гренландия двухтысячекилометровым подводным хребтом Ломоносова, а сама Гренландия является полуавтономной территорией датского королевства.

«Кремль вызвал на западе „учащенное сердцебиение“, установив в 2007 году свой государственный флаг на дне Северного Ледовитого океана под Северным полюсом, Россия таким образом хотела продемонстрировать свои территориальные претензии на полярный регион».

Арктика поделена на сектора. Границы данных секторов устанавливаются по краям территорий стран, примыкающих к Арктике соединённых с центром арктического полюса. Что закреплено странами имеющих северные границы в соответствующем документе под эгидой ООН.

В настоящее время США и Канада, организуют арктические экспедиции, для того чтобы доказать свои права на большую часть арктического шельфа, чем та которой они могут распоряжаться сегодня. На лето 2010 г. запланированы очередные такие экспедиции, ранее успешно завершились две американо-канадских предпринятые с этой целью. В 2001 г. Россия стала первой из пяти арктических стран, обратившейся с заявкой о расширении границ своего континентального шельфа свыше стандартного 322-х километрового лимита. ООН отвергла эту заявку, сославшись на недостаток доказательств. Россия, в свою очередь, заявила, что планирует потратить в 2010 г. около 1,5 млрд рублей (50 млн долл.) на определение протяженности своего континентального шельфа в Арктике.

Территориальные претензии Японии

Сегодня у Японии существуют территориальные споры практически со всеми соседями. В 2005 г. в новую стадию вступил многолетний спор между Японией и Республикой Кореей, которую поддерживает КНДР, по проблеме принадлежности островов Токто (японское название Такэсима). Необитаемый остров Токто, расположен в Японском море (корейское название - Восточное море) и позволяет контролировать его южную акваторию и выход в Восточно-Китайское море (через Цусимский пролив). Обладание им, кроме стабильных транзитных доходов, дает преимущество в разработке в его районе запасов нефти и газа, которые были обнаружены там в первой половине 1980 гг. в размере около 60 млн. т. Это достаточно весомый аргумент для борьбы за него, так как Япония, КНДР и Южная Корея почти на 100% зависят от импорта этих ресурсов. В том же районе имеются крупные запасы многих высокоценных видов морских биоресурсов, являющиеся едва ли не самыми значительными в бассейне Японского (Восточного) моря. В 1905 году, после окончания русско-японской войны и начавшейся японской экспансии на Корейском полуострове, Токио включил их в состав своей префектуры Симанэ. В начале 1950-х годов Сеул занял эти острова, провозгласив, что они веками входили в состав корейского государства и были незаконно захвачены. В настоящее время там находится небольшой гарнизон сеульской морской полиции Золотов Е. К вопросу о ситуации вокруг острова Токто//Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - №5. - С.42-43..

По инициативе законодательства префектуры Симанэ 23 февраля было объявлено «Днем Такэсима». Этот шаг не был официально поддержан, но и не был осужден центральными властями Японии. Тем не менее, двусторонние отношения между странами обострились: были прерваны переговоры Японии и Республики Корея о создании зоны свободной торговли, отменены запланированные визиты высокопоставленных корейских чиновников в Японию Павлятенко В., Семин А., Тебин Н., Щербаков Д. Япония в 2005 году//Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - №5. - С.105.. В октябре 2006 года состоялся визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Сеул и его встреча с президентом Республики Корея Но Му Хёном, первый саммит глав двух государств после годичного перерыва. Руководители двух государств заявили о намерении содействовать развитию японо-корейских отношений, «направленных в будущее» Гринюк В. Япония: проблема исторической ответственности//Проблемы Дальнего Востока. - 2007. - №5. - С.47.. Однако, в марте 2009 года председатель Демократической партии Японии Итиро Оидзава предложил купить остров у Кореи, на что корейские власти ответили резким осуждением данного предложения Оидзава предлагает купить спорный остров у Южной Кореи//Kyodo News.

Отношения с Китаем в последние годы строятся по принципу «горячо в экономике, холодно в политике». Между Токио и Пекином фактически отсутствует конструктивное взаимодействие в политической сфере, отсутствует прогресс в разрешении проблем, которые периодически вызывают обострение отношений: различия в подходах к тайваньскому вопросу, территориальный спор в отношении островов Сенкаку (Дяоюйдао) и др. Острова Сенкаку (в китайской картографии - Дяоюйдао) включают пять необитаемых островов и три рифа общей площадью около 6,32 км?, расположенные в южной части Восточно-Китайского моря в 175 км к северу от о.Исигаки, в 190 км к северо-востоку от о.Тайвань и в 420 км к востоку от материкового Китая. Острова Сенкаку контролируются Японией, а их принадлежность оспаривают Китай и Тайвань.

До второй половине XIX в. архипелаг оставался необитаемым, в источниках не содержатся сведения о попытках освоения этой территории ни со стороны императорского Китая, ни со стороны Японии. Лишь в 70-х-80-х гг. XIX в. Япония начинает проявлять интерес к архипелагу Сенкаку, расположенному в непосредственной близости от островов Рюкю - острова Сенкаку появляются на официальных картах Японии. Японское правительство не запрещало японским рыбакам вести промысел вблизи архипелага, считая эти необитаемые острова ничейной территорией. В свою очередь китайское правительство не высказывало протеста в отношении действий японских рыбаков. На основании этого можно заключить, что китайское правительство не рассматривало архипелаг Сенкаку как территорию, принадлежащую Китаю.

Острова не пользовались широкой известностью и не вызывали территориальных разногласий до того, как в 1968 г. экономическая комиссия ООН по Азии и Дальнему Востоку не опубликовала доклад, в котором сообщалось, что вблизи островов Сенкаку в континентальном шельфе Восточно-Китайского моря может находиться богатое нефтяное месторождение. Осенью 1968 г. ученые из Японии, Республики Корея и Тайваня провели исследования дна Восточно-Китайского моря, которые показали, что к северо-востоку от Тайваня, в районе общей площадью 200 тыс. км? находится богатое нефтяное месторождение. Таким образом, территориального конфликта по вопросу о принадлежности архипелага Сенкаку с момента окончания второй мировой войны в 1945 г. до 1970 г. еще не существовало. Из-за своей малой значимости необитаемый архипелаг Сенкаку даже не был упомянут в тексте Сан-Францисского мирного договора с Японией.

Тайвань впервые официально высказал свои претензии на суверенитет над островами Сенкаку в сентябре 1970 г. В октябре 1970 г. КНР, до сих пор хранившая молчание относительно проблемы архипелага Сенкаку, заявила о своих территориальных претензиях на острова Дяоюйдао (Сенкаку). Однако, после установления дипломатических отношений между КНР и Японией (сентябрь 1972 г.) конфликт во многом потерял свою остроту. Новое обострение произошло лишь в середине 1990-х гг. Ухудшение китайско-тайваньских отношений в связи с военными учениями, проведенными КНР накануне выборов президента Тайваня в марте 1996 г., вызвало серьезные опасения у жителей Японии. Если бы эти события переросли в военный конфликт, Китай захватив Тайвань, возможно, попытался бы овладеть и островами Сенкаку, контролируемыми Японией. Появилась опасность развязывания военных действий между двумя странами.

В последнее время обострилась проблема освоения газоносного шельфа в Восточно-Китайском море на стыке исключительных экономических зон. Китай не признаёт японский вариант прохождения разделительной линии шельфа и уже начал промышленную добычу газа в спорном районе. В свою очередь, японское правительство выдало лицензии японским компаниям на разведку и добычу газа в этом районе. Японская сторона разрабатывает меры по обеспечению безопасности деятельности японских компаний силами самообороны. Для этого в южные районы Японии передислоцированы подразделения сил самообороны из состава Северной армии (Хоккайдо) Павлятенко В., Семин А., Тебин Н., Щербаков Д. Япония в 2005 году//Проблемы дальнего востока. - 2006. - №5. - С.106-108.. Новый виток обострения конфликта вокруг этих территорий приходится на февраль 2009 года, когда премьер-министр Японии Таро Асо заявил о том, что Япония и США будут сотрудничать друг с другом в случае любого возможного нападения третьей страны на оспариваемые острова в Восточно-Китайском море. В ответ Китай выдвинул протест и заявил, что острова «являются территорией Китая и Китай имеет неоспоримый суверенитет над ними»Цит. по: Китай протестует против замечания Таро Асо касательно оспариваемых островов//Kyodo News, 27.02.2009. До настоящего времени соглашение между Японией и КНР по вопросу о принадлежности архипелага Сенкаку так и не было достигнуто.

Важное место во внешней политике Японии занимают отношения с Россией. Однако, подчеркивая стремление Токио к развитию отношений во всех сферах, премьер-министр Японии подчёркивает, что Япония не собирается отходить от своих позиций в вопросе о принадлежности Южных Курил.

Курильские острова - это цепочка островов, расположенная восточнее Сахалина, общей площадью 5,2 тыс. км?. Острова представляют собой естественный рубеж России со стороны Тихого океана при подходах к Охотскому морю и Приморью, существенно расширяют сферу материковой обороны, обеспечивают безопасность путей снабжения военных баз, расположенных на Камчатке, контроль за морским и воздушным пространством над Охотским морем. Обладают богатыми природными ресурсами (минеральные, в том числе единственное в мире месторождение рения на Итурупе, водные биоресурсы).

Северная и центральная часть Курильской гряды были открыты русскими мореплавателями в XVI-XVII веках. В 1786 году императрица России Екатерина II провозгласила Курилы российскими владениями. В 1855 году в японском порту Симода был подписан первый русско-японский договор -- Симодский трактат о торговле, установивший границу между двумя странами между островами Уруп и Итуруп. К Японии отходили Итуруп, Кунашир и группа островов Хабомаи, остальные Курилы объявлялись владениями России. В 1875 году по Петербургскому договору Россия передала Японии 18 Курильских островов в обмен на отказ японской стороны от прав на Сахалин. Граница между двумя государствами прошла через пролив между мысом Лопатка на Камчатке и островом Шумшу. В 1905 году после поражения России в Русско-японской войне был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии южную часть Сахалина. В 1925 году СССР официально заявил об отказе признавать границы по Портсмутскому договору. В феврале 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли договоренности о вступлении СССР в войну с Японией при условии возвращения ему по окончании войны Южного Сахалина и Курил. В апреле 1945 года СССР денонсировал мирный договор и в августе начал боевые действия против Японии. В феврале 1946 года СССР объявил о включении Курил в свой состав. До начала 1990-х годов позиция правительства СССР состояла в том, что вопрос территорий между СССР и Японией решен и закреплен соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться. Признание факта существования территориальных претензий Японии впервые зафиксировано в подписанном Михаилом Горбачевым в 1991 году советско-японском заявлении Кошкин А.А. Россия на Курилах//Проблемы Дальнего Востока. - 2007. - №1. - С. 92-96.. С этого времени существенных изменений в вопросе о принадлежности Курильских островов не было, так как ни одна из сторон не собирается отступать. Практически все премьер-министры Японии, избранные за последние два десятилетия, во время предвыборной агитации делали акцент на том, что Япония не отступится от своих требований.

В феврале 2009 года премьер-министр Японии Таро Асо отметил: «Россия - это важная соседняя страна с точки зрения обеспечения мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для того, чтобы поднять наши отношения с Россией на высокий уровень, необходимо добиваться окончательного решения территориальной проблемы, которая остаётся самым крупным нерешённым вопросом» Россия и Япония решат Курильский вопрос?//Kyodo News, 08.02.2009.предлагалось несколько возможных вариантов разрешения спора, например так называемый «50х50», подразумевающий разделение островов между Россией и Японией пополам. При этом за Россией остается только Итуруп, чья площадь составляет 62% территории островов (этот проект не получил активной поддержки ни от одной из сторон).

Однако, в последние несколько месяцев, после назначения на пост премьер-министра Японии Юкио Хатаяма, который перед избранием на пост главы правительства заявлял, что намерен добиться прогресса в переговорах с Россией по Курилам за год?два, наблюдается очередное обострение ситуации вокруг островов. 11 июня 2009 года нижняя палата японского парламента одобрила законопроект, подтверждающий права государства на 4 принадлежащих России острова. Согласно законопроекту, за который депутаты проголосовали единогласно, острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и группа островов Хабомаи являются неотъемлемой частью Японии. Также закон расширяет правила безвизового режима на Курилах. Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков основной причиной такого решения видит то, что «японцы уверены: Россия слабеет, и ее вооруженные силы подошли к такому состоянию, когда не могут обеспечивать полноценную безопасность» Резчиков А. Япония может пойти на силовой сценарий//Взгляд. - 20.11.2009.. Он считает, что возможны воздействия по нескольким направлениям: экономическое давление на Россию через «большую семерку»; второе - информационное давление, где Россия будет выставляться как агрессор, что уже делается в рамках Евросоюза. И последнее - прямое силовое давление. В случае ослабления российских вооруженных сил в этом регионе Япония может пойти на односторонние силовые меры по оккупации «северных территорий».

Вид на Балаклаву, TASS

Территориальные претензии к России, как к самой большой стране на планете, явление не новое и реакция России в этом вопросе — настоящий повод для гордости. По каждой «спорной» территории спокойно и вежливо, с сочувствием и с пониманием пытается объяснить, что все земли, принадлежащие России и русскому народу навсегда останутся за Россией. Но с этой очевидной позицией лидеры ряда стран не хотят считаться, то и дело поднимая шум вокруг так называемых «спорных» российских территорий.

Но самое интересное в другом — Россия территориальных претензий не предъявляет ни к одной стране в мире, и как уж сложилось исторически — так и сложилось. Ведь, если начнем предъявлять, то придётся вспомнить о могущественной Российской империи, территория которой еще в 19 веке составляла 21,8 млн км² (то есть 1/6 часть суши) - она занимала второе место в мире, после Британской империи. И это без учета территории Аляски, которая входила в её состав с 1744 по 1867 годы и занимала площадь 1 717 854 км², без учета Алеутских островов, а также части Тихоокеанского побережья США и Канады… Обо всем об этом Россия не напоминает, а могла бы…

Итак, у каких стран есть территориальные претензии к России?

Республика Корея: остров Ноктундо

Фото: smitsmitty.livejournal.com

Ноктундо принадлежал корейской династии Чосон с XV века. В 1587 году на его территории произошла битва между отрядами чжурчжэньских кочевников и местным гарнизоном под командованием Ли Сунсина, национального героя Кореи.

Во время обмеления северного рукава Туманной, русло реки время от времени менялось, в результате чего иногда Ноктундо соединялся с сушей Приморья. Несмотря на это территория острова продолжала находиться под корейской юрисдикцией.

В 1860 году, без согласия корейской стороны, Ноктундо отошёл к Российской империи в соответствии с пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. На протяжении XX века территория острова находилась в составе Хасанского района Приморского края.

В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать территорию Ноктундо своей.

Япония: Курильские острова

Пожалуй, наиболее актуальными на сегодняшний день являются претензии Японии к России в отношении южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи. Эти территории впервые появились на карте России в середине XVIII века, когда капитан русского флота Мартын Петрович Шпанберг нанес на нее Малую Курильскую гряду. Екатерина II закрепила эти присоединения указом от 1786 года, назвав их «землями, Российскими мореплавателями приобретенные».

Однако уже в 1855 году они были переданы Японии согласно Симодскому договору как залог «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». За этим соглашением последовал и Санкт-Петербургский договор, по которому все Курилы переходили Японии в обмен на японскую часть Сахалина. Последняя была впоследствии утрачена в ходе русско-японской войны.

Шанс вернуть утраченные территории представился после Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года, на которой была достигнута договоренность о вступлении СССР в войну против Японии, при условии передачи ему Южного Сахалина и всех Курильских островов. В соответствии с этим соглашением, генерал союзных войск Дуглас Макартур в 1946 году специальным Меморандумом исключил из территорий Страны восходящего солнца Курильские острова (острова Тисима), группу островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

Однако мирный договор между Россией и Японией так и не был подписан. Япония отказалась признать ряд Курильских островов, перешедших к России, «Курильскими». Согласно официальной позиции Страны восходящего солнца, острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (Южные Курилы) в состав Курил не входили и Япония от них не отказывалась.

Территориальный спор лишь усугубился в условиях «Холодной войны». В 1956 году СССР, согласно морской декларации, был готов уступить Японии острова Хабомаи и Шикотан, оставив за собой стратегически важные Кунашир и Итуруп. Однако в случае подобного компромисса, США пригрозили Стране восходящего солнца лишением архипелага Рюкю с островом Окинава, который тогда находился под управлением Америки.

Несостоявшийся компромисс был, фактически, последним прецедентом в истории, когда Курильский вопрос мог сдвинуться с мертвой точки. Принятый незадолго после этого « Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», узаконил пребывание американских войск на японской территории, что было естественно расценено СССР как угроза собственным интересам. Спор «о северных территориях» зашел в полнейший тупик.

На сегодняшний день, четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина, остаются главным камнем преткновения в российско-японских отношениях, который препятствует подведению итогов Второй мировой войны и подписанию мирного договора. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны.

Россия готова, по-прежнему, пойти на уступки, в виде островов Хабомаи и Шикотан. Япония, позицию которой последовательно поддерживает США, считает все Южные Курилы своими исконными землями, незаконно оккупированными Россией, а Северные Курилы и Южный Сахалин, территориями с неопределенным статусом. С ее стороны, мирный договор возможен лишь при возвращении всех четырех спорных островов. При этом есть еще третья сила – коренные жители айны, которые настаивают на своих суверенных правах на Южные острова.

Коренные жители Айны

Ситуация порой доходит до абсурда. Так, в 2012 году японское правительство официально выразило сожаление, в связи с посещением российским президентом Дмитрием Медведевым, острова Кунашир, назвав это «серьезными препятствиями в двухсторонних отношениях».

Возврат Курил – краеугольный камень внешней политики нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ. На сегодняшний день, японские СМИ придерживаются позиции, что территориальный вопрос, наконец-то, сдвинулся с мертвой точки, в связи с заявлением Владимира Путина, что отсутствие мирного договора с Японией является ненормальным.

Латвия: претензии на Пыталово

Наследием революции и последующего раздела Российской империи, стал длительный территориальный спор России и Латвии за Пыталовский район Псковской области. Эта территория была передана последней по условиям Рижского мирного договора между Советской Россией и Латвией от 1920 года. Согласно официальной латышской версии, при определении границы в 1920 году был применен этнографический принцип. По другим источникам, Латвия настояла на передачи ей этой области, поскольку на ней находился важный железнодорожный узел. В любом случае, Пыталово стало частью отделившейся Латвии, и вскоре было переименовано в Яунлатгале.

Но утраченные территории были возвращены спустя двадцать лет, в 1940 году, после включения Латвии в состав СССР в качестве Латвийской ССР. А в 1944 году, Пыталово и окрестности стали частью РСФСР, после освобождения от нацисткой оккупации. После распада СССР, Латвия отказалась признать эти территориальные изменения, назвав свое включение в Союз Социалистических республик, оккупацией, а Пыталово – незаконно аннексированной территорией, настаивая на возвращении границ 1920 года. Район с говорящим названием «Пыталово» надолго стал источником раздражения в отношениях Москвы и Риги.

Он сорвал подписание российско-латвийского пограничного договора, когда Латвия неожиданно включила в проект одностороннюю, «разъяснительную» декларацию с претензиями на эти территории. По мнению латвийских политиков, нахождение Пыталово в собственности России нарушало латвийскую конституцию, согласно которой, границу (естественно, соответствующую границе 1920 года) нельзя менять без согласия граждан на референдуме. В ответ на это Владимир Путин произнес свою знаменитую фразу: «От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».

Латвия могла бы еще долго настаивать на своей несомненной собственности на «пять километров» Псковской области, если бы не ее желание вступить в Евросоюз, одним из основных требований которого являются четко определенные границы. В 2007 году президент Вике-Фрейберга отказалась от своих территориальных притязаний, высказав надежду, что это: «поможет разморозить реально замороженные отношения с восточным соседом».

Финляндия: карельский вопрос

В то время как Латвия отказалась от своих территориальных претензий, в Финляндии все растет число общественных организаций, выступающих за возвращение Карелии и других территорий, утраченных в ходе Второй мировой войны. О предстоящей публичной дискуссии, посвященной гипотетическим путям возврата Карелии, которая может состояться в самое ближайшее время, сообщили «Вести Карелии». По их словам, среди инициаторов – реваншистская организация ProKarelia, клуб Karelia, а также журнал Karjalan kuvalehti.

За свою историю Карелия была и шведским герцогством, и Корельским уездом, и Олонецким наместничеством. Эта земля не раз становилась спорной.

Карельский вопрос возник в результате условий Тартуского мирного договора 1920 года, по окончанию гражданской войны в Финляндии и советско-финской войны. По его условиям, Западная Карелия переходила в собственность Финляндии. Территории были возвращены в ходе Второй мировой войны, а карело-финское население эвакуировано в Финляндию. В 1956 году Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР.

Несмотря на то, что Финляндия официально не поднимает вопроса о пересмотре границ, в стране, по данным последних опросов, 38% респондентов выступают за возвращение Западной Карелии. В 2011 году лидер уже известного нам движения ProKarelia, Вейкко Сакси выступал с подобной инициативой, сообщая, что возвращение Карелии Финляндии соответствует всем нормам Евросоюза. Однако президент Финляндии, Саули Ниинисте, во время своего рабочего визита в Москву в 2013 году, опроверг эту информацию, заявив, что ни разу не услышал подобного предложения среди финских законодателей.

Китай: спор о 17 гектарах

На сегодняшний день, Китай имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям. Россия не исключение. Совсем недавно, в 2005 году российско-китайская граница претерпела изменения в виде 340 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский, в месте слияния рек Амур и Уссури, перешли под юрисдикцию КНР. Однако на этом, в территориальных претензиях Китая к России, не была поставлена точка.

В 2012 году, при проверке государственной границы между странами, Китай заявил о необходимости сместить ее вглубь России, выдвинув претензию на «исконно китайские» 17 гектаров алтайской горной местности. Стоит отметить, что спор возник из-за небольшого участка труднодоступной территории, расположенной на высоте 2500-3000 метров, и не оборудованной, на данный момент, пропускными пунктами. В итоге, китайская сторона не смогла предоставить никаких документов в поддержку своих притязаний на алтайские 17 гектаров, превратившихся, в одночасье, в спорные территории.

Украина: Крым
Вид на Балаклаву, TASS

Крымский полуостров, на котором расположены Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошёл в состав России 18 марта 2014 года по результатам состоявшегося на его территории референдума, на котором подавляющее большинство крымчан проголосовали за воссоединение с Россией.

При выходе из состава Украины Крым использовал те же основания, что и она в 1991 году при выходе из состава СССР, а именно:

  • Право народов на самоопределение
  • Угроза безопасности из-за государственного переворота
  • Продолжение многовековых исторических традиций

Украина, в состав которой Крым входил до этого, в момент проведения референдума уже утратила ранее существовавшую государственность, поскольку переворот, в ходе которого действующий президент был низложен парламентом с явными нарушениями конституционных процедур, автоматически поставил вне конституции всю власть в стране и юридически уничтожил государство как таковое.

Результаты референдума открыто не признаются Украиной и Западом, остальной мир в массе своей просто обходит вопрос стороной. Тема в любом случае ещё на какое-то время останется открытой, помимо прочего и потому, что в 1954 году Крым был передан Украине с другими границами - с тех пор северная часть Арабатской косы с селом Стрелковое остаются до сих пор в Херсонской области. В целом же вопрос тесно связан с дальнейшей судьбой Новороссии.

Территориальные претензии на Арктику

а. Российская Федерация

Начиная с 1926 года, Советский Союз, а затем и Российская Федерация предъявляли претензии на суверенитет по географическому треугольнику, который начинается в Архангельске, тянется к востоку до Берингова пролива и завершается на Северном Полюсе (так называемый Российский Арктический Сектор: 35°E до 170°W долготы). Особым стратегическим участком, на который распространяются притязания России, является земля Франца-Иосифа. Этот архипелаг, состоящий примерно из двухсот покрытых льдом островов, является самой северной группой островов Евразии. Эти почти необитаемые острова являются административной частью Архангельского региона, но недавно на земле Франца-Иосифа был установлен новый российский пограничный пост.

В 1997 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), и уже в 2001 году оказалась первой страной, подавшей в ООН заявку на расширение своей Эксклюзивной Экономической Зоны (EEZ) в Северном Ледовитом Океане за пределы 200-мильной зоны, хотя и в пределах так называемого Российского Арктического Сектора. Российские претензии распространяются на большую часть Северного Ледовитого Океана вплоть до Северного Полюса, но опять таки в пределах так называемого Российского Арктического Сектора. Данная заявка не была ни принята, ни отклонена. Компетентная Комиссия Объединенных Наций потребовала проведения дополнительных исследований для поддержки Российских претензий. Учитывая тот факт, что Россия должна доказать обоснованность своих претензий не позднее 2009 года, Москве необходимо найти объективные факторы. В качестве основного аргумента Россия утверждает, что так называемый Ломоносовский хребет – подводная горная цепь Северного Ледовитого океана, которая одним концом упирается в Россию, а другим в Канаду и Гренландию, – является продолжением Евразийского континента, и следовательно продолжением Российской материковой зоны, что и объясняет несколько недавних полярных экспедиций, организованных Россией, целью которых был сбор геологических проб со дна Северного Ледовитого океана.

б. Дания

Дания, представляющая Гренландию, также предъявляет претензии на Северный Полюс, поскольку Гренландия является ближайшей континентальной береговой линией, видимой с Северного Полюса. Однако у Дании есть время до 2014 года для подачи в ООН своей заявки на расширение своей Эксклюзивной Экономической Зоны. В 2004 году Копенгаген объявил о выделении 25 миллионов долларов с тем, чтобы доказать, помимо всего прочего, что Ломоносовский хребет является геологическим продолжением Гренландии.

В середине августа 2007 года датские исследователи снарядили экспедицию для сбора научных обоснований своих требований. Датское правительство утверждает, что время этой экспедиции было выбрано задолго до того, как российские исследователи коснулись дна Северного Полюса в начале августа этого же года.

Датское правительство ведет территориальные споры с Канадой по поводу безлюдного и бесплодного острова Ханс (площадь 1,3 км 2), расположенного между Канадой и Гренландией. Обе страны требуют признания своего суверенитета на остров Ханс, поскольку положительное решение может создать прецендент по контролю доступа к вышеупомянутому Северно-Западному проходу, который сможет сократить морской путь между Европой и Азией в том случае, если он станет доступным для торгового судоходства. В 1984 году датский министр водрузил датский флаг на острове Ханс и оставил там бутылку датского брэнди.

г. Канада

Датские походы на остров Ханс многократно опротестовывались канадским правительством, и в июле 2005 года канадский министр обороны посетил обдуваемый ветрами остров в ходе поездки в Арктику. Собственно говоря, Канада была первым государством, выдвинувшим территориальные претензии на Арктический сектор, протянувшийся к Северному Полюсу. Это произошло в 1925 году, когда Канада официально объявила существование канадского сектора, упирающегося в Северный Полюс (60°W и 141°W долготы). Более того, Канада считает, что морские пути Арктического архипелага – Северо-Западный проход – являются канадскими территориальными водами. Эту позицию оспаривают Соединенные Штаты, которые считают, что Северо-Западный проход, который в настоящее время блокирован льдами большую часть года, является международным проходом, где ни одна страна не может отказать в проходе ни одному судну из других стран. Суда Соединенных Штатов уже три раза проходили через этот проход, не испрашивая разрешения канадских властей.

Растущую активность Канады по отношению к Арктике недавно объяснил Премьер-министр Канады, который заявил, что «основной принцип суверенитета, которым руководствуется Канада в отношении Арктики, состоит в том, что либо вы воспользуетесь своим правом, либо утратите его». Еще в 2006 году канадское правительство объявило о своем намерении усилить свое присутствие в водах Арктики путем строительства глубоководных доков, оборудованных датчиками для обнаружения иностранных судов, и об усилении наблюдения с помощью патрульных судов и современных ледоколов. На эти цели Канада собирается выделить сумму в 5,3 миллиарда канадских долларов. В 2006 году канадские военные объявили о том, что отныне они будут пользоваться формулировкой «Канадские территориальные воды» вместо «Северо-Западный проход». Канада ратифицировала UNCLOS, но может ждать до 2013 года для внесения заявки на расширение своей Эксклюзивной Экономической Зоны.

д. Соединенные Штаты Америки

Соединенные Штаты заявили о своих притязаниях на морское дно между Северным Полюсом и побережьем Аляски еще в 1924 году, а в ноябре 2005 года военная подлодка США вышла на поверхность Северного Полюса сквозь ледовой покров. США не ратифицировали Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), поскольку до последнего времени американские политики считали, что это даст слишком большие полномочия ООН. Сейчас же многие американские политики выступают за ратификацию Конвенции, поскольку таким образом получат право слова, когда ООН должна будет высказаться по вопросу об использовании Арктического морского дна, которое в настоящее время не входит в Эксклюзивную Экономическую Зону ни одного государства. Но ситуация меняется очень быстро, и недавно президент США призвал сенат к ратификации Конвенции.

В июле 2007 года высокопоставленный чиновник подтвердил, что США хотели бы изучить потенциальную возможность расширения Эксклюзивной Экономической Зоны у побережья Аляски, и уже через несколько дней американский ледокол направился в Арктику для составления карты морского дна вокруг Аляски. Основной аргумент американских претензий на Арктику состоит в том, что как Северный морской путь, так и Северно-Западный проход должны быть международными морскими путями при условии права на проход, чему противятся Россия и Канада. Так в ответ на недавние заявления Канады на усиление своего военного присутствия в Северно-Западном проходе, военное министерство США объявило об увеличении своего флота в Арктике.

е. Норвегия

Остров Шпицберген, лежащий в Северном Ледовитом океане, принадлежит Норвегии, которая уже в 2006 году предъявила доказательства в подтверждение своих претензий на расширение Эксклюзивной Экономической зоны. Норвегия не предъявляет никаких претензий на сам полюс, но тем не менее считает, что часть этого региона принадлежит ей. Давние споры между Норвегией и Россией по поводу морских границ в Баренцевом море еще ждут своего разрешения.

Из книги Тайны пропавших экспедиций автора Ковалев Сергей Алексеевич

Генри Гудсон. Жизнь за Арктику Исключительно быстрый рост в конце XVI века экономической и политической силы Республики Соединенных провинций привел к тому, что на мировом рынке голландцы всюду начали вытеснять португальцев и испанцев. В

Из книги Глубина 4261 метр автора Лизун Владимир Николаевич

Возрождение территориальных притязаний на Арктику Несмотря на то, что многие страны притязают на территорию Арктики, эти притязания оставались под спудом в течение многих лет, что, скорее всего, объясняется тем, что эти страны не видели особых оснований для разрешения

Из книги Воспоминания о академике Е. К. Федорове. «Этапы большого пути» автора Барабанщиков Ю.

«Я люблю тебя!» – летело через Арктику Давно это было, в тридцатые годы. Но вспоминая о первой встрече со своей будущей женой – Анной Викторовной Гнедич, маститый академик Федоров разволновался так, словно случилась она лишь вчера… А.В. Гнедич и Женя Федоров (младший)А

Из книги Как убивают Россию (с иллюстрациями) автора Хинштейн Александр Евсеевич

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ РОССИИ · 864 - основаны первые поселения славянских племен: весь, мери и мурома. Белоозеро, Изборск· 882 - Киев, Южная Русь (от Новгорода до бассейна Припяти и до Днепра на юго-западе)· 883 - поселения племен древлян, северян и радимичей укрепляются

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

Территориальные штабы Центральный штаб партизанского движения осуществлял реальное управление фронтовыми штабами, в частности в вопросах, касающихся назначения и отстранения командных кадров, а также в вопросах проведения важных в политическом или стратегическом

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Императоры и территориальные князья Характерные особенности исторического развития Германии - слабые экономические связи между ее частями и то, что процесс централизации происходил здесь в масштабе отдельных провинций и территорий, - получили свое политическое

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941-1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Псевдогосударственные территориальные образования На протяжении периода оккупации в некоторых областях СССР возникали территориальные образования, так называемые республики, претендовавшие на экономическую, политическую, военную и даже, иногда, религиозную

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками, 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Псевдогосударственные территориальные образования На протяжении периода оккупации в некоторых областях СССР возникали территориальные образования, так называемые республики, претендовавшие на экономическую, политическую, военную и даже, иногда, религиозную

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Территориальные и демографические изменения Важнейшим территориальным приобретением для украинцев в итоге второй мировой войны стало включение Западной Украины в состав СССР. К величайшему огорчению поляков, Сталину удалось убедить Великобританию и США признать

Из книги Советский Союз в локальных войнах и конфликтах автора Лавренов Сергей

Глава 5. Территориальные споры Военно-политические кризисы на этой почве возникали, как правило, в том случае, когда оспариваемые территории имели для обоих претендентов важное военно-стратегическое или экономическое значение, а также вследствие споров сопредельных

Из книги Поход «Челюскина» автора Автор неизвестен

Заместитель начальника экспедиции И. Баевский. Познаем Арктику Северный морской путь - одна из величайших проблем второй пятилетки. Освоив эту гигантскую водную трассу, мы получим регулярную транспортную связь богатейших районов сибирского Севера с портами

Из книги Екатерина II без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Административно-территориальные реформы Екатерина II в секретной инструкции генерал-прокурору Александру Алексеевичу Вяземскому (1727–1793; князь, русский государственный деятель, один из ближайших сановников Екатерины II):В положении помещичьих крестьян таково

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Вильяльмур Стефансон покоряет Арктику В свое первое большое путешествие по Арктической Канаде Вильяльмур Стефансон отправился в 1906 г. В течение года он исследовал жизнь и быт эскимосских племен в окрестностях близ устья реки Маккензи. Ранней весной 1908 г.

Из книги Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории автора Бунтовский Сергей Юрьевич

Территориальные споры Не успела отгреметь Гражданская война, а два победителя - УССР и РСФСР - уже сцепились между собой за право обладания восточной частью Донбасса.Поводом к конфликту стало включение в состав Донецкой губернии УССР части территорий Области Войска

Из книги Соединенные Штаты Америки. Противостояние и сдерживание автора Широкорад Александр Борисович

Top