Как называются звездочки для метания. Нож-пистолет и метательные «звездочки»-холодное оружие спецназа (7 фото)

Техника метания “звездочек” значительно проще. Во время полета звездочка постоянно вращается. Так как стреловидный (метаемый) объект имеет несколько лезвий, то цель может быть поражена двумя остриями. Но точно поразить цель непросто. Постоянно упражняясь в мастерстве техники, необходимо определить размеры и вес используемой звездочки. Без этого нельзя добиться хорошей техники. Поэтому очень важна конструкция звездочки.

Способ вложения силы в бросок и техника метания соответствуют аналогичным положениям в метании стрелки. Однако они зависят от формы звездочки.

На приводимой схеме представлены четырех- (крест), шести- и восьмиугольные звездочки.

Рис. 17 – способ метания в близкую цель.

Рис. 18 – способ метания в дальнюю цель.

Рис. 19, 20 – способ удержания при метании в цель, находящуюся на среднем расстоянии.

Рис. 21, 22 – неправильные способы удержания.

Шестиконечный сюрикен

Рис. 23 – правильный способ удержания.

Рис. 24 – способ удержания при нахождении цели вблизи.

Рис. 25 – способ удержания при нахождении цели на удалении.

Рис. 26 – способ удержания неправильный, т.к. указательный палец не используется для фиксации звездочки, цель трудно поразить.

Чаще всего человек пользуется своей правой рукой. Поэтому многие люди используют свою правую руку для удержания объекта и его метания. Если вы используете свою правую руку, то звездочка легко отклонится влево (рис. 27). Это происходит потому, что ваш вес сосредотачивается в левой стороне тела. Поэтому мы должны исправить эту ошибку и регулировать бросок (рис. 28). Особо на это нужно обращать внимание после окончания броска. Чем больше расстояние до цели, тем больше отклонение.

В случае боевого использования сюрикенов не расходуйте их все сразу, если у вас нет другого оружия. Оставьте один-два сюрикена в запасе и держите их в руке готовыми к бою (рис. 29).

Главным правилом является следующее: держите сюрикен достаточно крепко вплоть до момента, броска. Ослабьте захват оружия лишь перед тем, как выпустить его.




Бросок с боковым выxватыванием (рис. 30)

Крепко возьмите оружие и держите его у противоположной стороны тела. При броске взмахните рукой вдоль тела и вытяните руку по направлению к цели. Резко отогните запястье назад прежде чем отпустить сюрикен, чтобы придать ему вращение.

Бросок с задним выхватыванием (рис. 31)

Локоть поднят, а сюрикен направлен к земле, рука немного позади корпуса. Бросьте сюрикен движением, подобным тому, которым ковбой выхватывает свой пистолет. Резко отогните назад запястье перед тем. как отпустить оружие, чтобы придать ему вращение.

Вращение стабилизирует полет, т.к. при этом сказывается гироскопический эффект в сочетании с «эффектом крыла» и появляющийся момент количества движения (физический термин, означающий вращение) позволяет метнуть на более далекое расстояние. Чем быстрее вращается сюрикен в полете, тем дальше будет полет и сильнее поражение.


Бросок из-за головы (рис. 32, 33)

Это весьма сильный бросок. Поднимите оружие над головой и сделайте резкое движение рукой сверху – вниз и вперед. Этот бросок, возможно, наиболее точный, так как вы можете направить сюрикен по прямой в цель.

Боковой бросок (рис. 34, 35)

Этим броском ниндзя пользовались чаще всего. Крепко зажмите сюрикен в руке и вытяните руку вдоль противоположной стороны тела. Бросьте сюрикен, вытягивая руку вперед и перенося вес тела по направлению к цели.

Бросок с вращением тела (рис. 36-38)

Этот метод требует долгой подготовки. Он заключается в том, что тело поворачивается на 360 градусов и выполняется боковой бросок. Достоинством этой техники является ее неожиданность. Противник обычно бывает напуган ею. Эта техника также эффективна при последовательном быстром метании нескольких сюрикенов. Секрет здесь заключается в том, чтобы в одной руке держать пачку сюрикенов и метать их другой.

Бросок с обратным захватом (рис. 39. 40)

Возьмите сюрикен обычным способом и переверните кисть руки. Таким образом вы сформируете обратный захват. Бросьте сюрикен, вытянув руку вперед, и, когда он покинет ладонь, взмахните рукой к противоположному плечу. Это придаст оружию вращательное движение. Преимущество этого метода в его быстроте и обманчивости.

Захват в руке. Рис 41},

Кроме бросания оружия, весьма практичный метод защиты представляет собой нанесение прямых и рубящих ударов рукой с зажатым в ней сюрикеном.

Как правильно метать сюрикен

Традиционным оружием ниндзя являются метательные "звездочки" и стрелки-сюрикены. Термин "сюрикен" является обобщающим для этих двух видов метательного оружия. Если говорить конкретно о метательной пластине - звездочке, то более правильное ее название "сякэн", однако, сильное влияние западной терминологии практически закрепило за ней термин "сюрикен", поэтому мы будем употреблять оба эти термины как равнозначные.

Это оружие прочно вошло в арсенал ниндзя, тем более, что для не требовалось стационарных мастерских и не нужно было тратить очень много времени. Вместе с тем, оно было просто и дешево, легко пряталось и могло быть мгновенно применено. Диаметр сякэнов составляет от 5 до 10 см, толщина 3-5 мм, а вес - до 300 г. Способ метания зависит от обстановки и цели, с которой производится метание, поэтому не может быть конкретных правил в работе с сюрикенами.

Тем не менее, общие моменты существуют и позволяют приобрести начальные навыки метания звездочек . Надо заметить, что классическим, если можно так выразиться, метанием сюрикена является метание в положении с колена. При этом сам бросок осуществляется от пояса движением руки, напоминающим раздачу игральных карт (поэтому сюрикены иногда называют "картами смерти"). Сходство тем более усиливается, что такое метание обычно производится серией из нескольких сюрикенов подряд.

Для производства такого метания надо в одну руку взять сюрикены , подготовленные для метания, опуститься на колено и второй рукой, один за другим, произвести серию бросков движением руки, описанным выше. Броски осуществляются на выдохе. Метание может производится с одновременным разворотом торса в сторону цели (либо без такового с- резким движением кисти руки). Движение торса как бы обрывают в момент вылета оружия из пальцев, чтобы передать ему весь импульс движения. В конечной точке траектории, описываемой рукой с сюрикеном, пальцы должны раскрываться движением, напоминающим щелчок. Разворот торса, движение рук, завершающее движение кисти - все это делается в гармоничной последовательности и нерасчлененности всех элементов броска.

При этом важную Роль играют пальцы руки, удерживающей подготовленные к метанию сюрикены , - они осуществляют своевременную под- ачу (выдвижение) очередного сюрикена из ладони в положение, удобное для захвата оружия пальцами метающей руки. Наиболее важным в этом приеме метания является не сила броска, а координация движений, которая и позволяет покрыть "очередью" сюрикенов значительный сектор поражения.

Существуют и другие варианты бросков с колена: бросок от головы, бросок с упором на руку, бросок из-за головы. Однако, далеко не всегда есть возможность производить метание с колена, поэтому ниндзя, все-таки чаще, во время боевых операций, производят метание из положения стоя.

Рассмотрим наиболее распространенные в ниндзютсу броски из этого положения.

  • Бросок из-за спины. При этом броске локоть приподнят, кисть с сюрикеном направлена вниз, рука позади корпуса. Сюрикен метается с одновременным поворотом корпуса резким движением руки.
  • Метание из-за головы. Кисть с сюрикеном поднята над головой. Движением руки сверху-вниз-вперед производится сильный бросок, являющийся довольно точным, т.к. при таком броске сюрикен направляется в цель по прямой.
  • Боковой бросок. Кисть с сюрикеном расположена у противоположной стороны тела. Сюрикен метается выбросом руки вперед с одновременным переносом веса тела по направлению к цели.
  • Бросок с разворотом корпуса. Взяв в одну руку несколько сюрикенов, совершить поворот на 360 градусов с одновременным метанием сюрикена другой рукой. Повторить это метание несколько раз подряд. Подобное метание с вращением тела даже при неудачном броске оказывает на противника сильное психологическое воздействие из-за ее неожиданности.
  • Бросок с зеркальным захватом. Сюрикен берется обычным способом. Переворотом кисти формируется зеркальный (обратный) захват. Резким махом руки вперед сюрикен метается в цель.

В записи Хиёри но Ки летописи Госаннэн но эки ("Второй трехлетней войны ", датируемой 1083-87 гг.) упоминается прицельный бросок лезвия, спрятанного в руке, "сюрикен ни уцу ". Возможно, отсюда и ведет свое происхождение сам термин "сюрикен ". Метание предметов без сомнения было обычной практикой для людей в течение тысяч лет, и с тех пор как древний человек узнал, что он может защищать себя и получать еду, бросая камни в живых существ, получили развитие идеи о технике броска.

Особенно "творчески" если можно так выразиться, к этому отнеслись в загадочной Японии, где техника использования в качестве оружия небольших метательных пластин, получила наибольшее развитие.И самые известные среди них, это конечно же метательные лезвия, которые по-японски называются "сюрикен".

Технически, искусство метания сюрикенов восходит к технике метания различных ножей - от танто до короткого меча вакидзаси, а также специальных метательных стрел утинэ. Считается, что предшественниками сюрикенов были различные предметы снаряжения и вооружения, которые при условии некоторой сноровки можно было использовать для метания, вроде короткого дротика (ко-яри, тэ-яри), заостренной пилки (ядзири), ручного острия для пришпоривания коня (ума-бари) и т.д.

В общественном сознании сюрикены неразрывно связаны с образом "человека-тени". Поэтому их нередко называют "звездами ниндзя". Однако в действительности, метательным оружием такого рода широко пользовались все японские воины, но именно для ниндзя оно стало как бы "визитной карточкой".

Причины этого как обычно чрезвычайно просты: звезды и стрелки можно легко спрятать в одежде и использовать для тайного убийства исподтишка, что и предопределило их популярность в среде "невидимок". Зажав сюрикены подходящей формы в обеих руках, ими можно колоть, рвать, вспарывать как кастетами в рукопашном бою. Кроме того, сюрикены использовались как кресала для высекания огня, как вспомогательные средства при лазании по деревьям и т.д.

В отличие от кино, на практике дистанция эффективного поражения сюрикеном была не так велика. В основном она зависела от физических кондиций и мастерства воина и только отчасти - от конструкции и веса самого оружия. В любом случае, она составляла не более двадцати метров. Да и на таком расстоянии он был эффективен, только если противник был без доспехов и не видел броска.

Устройство сюрикенов

Сюрикены состоят из оснований с отверстием или без него, зубцов с остриём как правило с односторонней заточкой.
Особенностью устройства сюрикенов является их плоская поверхность, обеспечивающая эффект "крыла" в полёте при броске с закруткой, что делает возможным его метание на большое расстояние. Наличие многочисленных зубцов, обеспечивающих практически 100% поражение в отличии от одноклинкового метательного холодного оружия. Относительная округлость в целом и симметрия элементов обеспечивает стабильность полёта гарантируя при наличии навыков в технике метания и неплохую прицельность броска.

Как и большинство других видов оружия, относящихся к метательному типу, сюрикены носились сразу по несколько штук. Чаще всего их было девять, так как это число считалось священным и приносящим удачу.
Во внешнем виде сюрикенов также проявилась тяга японцев к эзотерике и мистическому символизму. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их форму с любым из многочисленных изданий, посвященных оккультным наукам, в котором показаны соответствующие символы. Помимо информации, заключенной в самой форме, мистические знаки наносились иногда на поверхность оружия. В этом нет никакой бравады, и делалось это не для красоты, ибо люди, изготовлявшие оружие и использовавшие его, свято верили в то, что с их помощью можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы.

По количеству разнообразных форм сюрикены уступают пожалуй только стрелам, однако даже в среде этого вида оружия можно выделить несколько общих групп признаков, по которым и принято их классифицировать:

  • а) по устройству в целом: цельные (цельнолитые) и складные состоящие из нескольких сборных элементов, приводящихся в боевое положение с помощью кнопочного пружинного механизма; с отверстием в основании и без них;
  • б) по конструкции: с классически выраженным основанием и зубцами и с невыраженным основанием и зубцами, где основание является прямым продолжением зубцов и наоборот без выраженной между ними границы;
  • в) по размеру: малые - до 6см в диаметре, средние - свыше 6см до 8см, большие - свыше 8см в диаметре до 12см и более;
  • г) по количеству зубцов: трехзубчатые, пятизубчатые, четырехзубчатые, шестизубчатые, восьмизубчатые;
  • д) по форме зубцов: треугольные, многоугольные, фигурные, серповидные;
  • е) по виду зубцов: игольчатые, клиновидные, ромбовидные, стреловидные;
  • ж) по форме оснований зубцов: прямые, изогнутые влево (вправо);
  • з) по наличию заточки: односторонняя и двусторонняя;
  • и) по наличию лезвий: однолезвенные зубцы и двухлезвенные зубцы.

Для всех вышеперечисленных видов, есть ряд общих требований, предъявляемых к ним: Для эффективного поражения цели, вес малых сюрикенов должен составлять не менее 60 г. С увеличением диаметра сюрикена на 1 см прямо пропорционально должен увеличиваться и вес на 10 г.

Некоторые в отличии от японцев (они изготавливали изначально из подручных средств) считают что большое значения имеет и материал изготовления. Непременное требование он должен быть достаточно жестким и твердым, чтоб не деформироваться и не разрушаться при встрече с относительно жесткой преградой при его броске с максимальным усилием взрослого мужчины с расстояния 3-4 метров, также обязательной, является проверка "на излом" Сюрикен брошеный с 3-4 метров в тренировочную мишень, в виде деревянной доски, должен войти в преграду на глубину не менее 5мм

Философия изготовления вашего собственного сюрикена.

В интернете имеется множество коммерческих сайтов, предлагающих красиво сделанные, дорогие лезвия. По разным признакам, я чувствую, что в них отсутствует истинный дух сюрикена. Если посмотреть на то, как лезвия изготовлялись исторически, можно обнаружить множество нововведений, что, как я думаю, зачастую пропускается большинством людей, посещающих эти сайты. На самом деле, сюрикены представляют собой не более чем металлические предметы, приспособленные чтобы стать метательным оружием, и они изготавливались из подручных материалов, которые были наиболее доступны и дешевы в то время в Японии. Например, сенбан сюрикены, которые являются квадратной формы лезвиями, делались из простой металлической пластины подкладывавшейся под шляпку гвоздя при строительстве зданий. Поскольку они обладали формой, которая была уже практически близка и удобна для броска, ее края просто затачивались, и она была готова к использованию. Точно так же квадратные и треугольные в сечении бо сюрикены имели такую форму потому, что делались из гвоздей и других подручных материалов. Это было выражением поиска того, что было бы функционально доступно для выполнения стоящей задачи с минимальным количеством переделки, и это было выражением боевого духа в большей степени, чем дорогая и эстетическая расточительность совершенно сделанных и красиво смотрящихся лезвий. Этот меркантилизм не соответствует японской идее о простоте, естественности и практичности, стремления делать только то, что является необходимым и без излишеств достигать наилучших результатов. Во-вторых, я думаю, что можно получить гораздо больше удовлетворения, изготавливая сюрикены самостоятельно. Я уверен, что древние ниндзя, ронины и буси скорее делали такое оружие собственными руками, чем покупали их в кузницах или где-то еще. Частью развития этого технического навыка является исследование свойств различных материалов и различных форм, для выяснения, какие из них лучше, и внесения соответствующих изменений в свои собственные изделия. Изготовление лезвий самостоятельно также позволяет вам развивать более глубокое понимание оружия и искусства. Смотря на невероятное разнообразие лезвий, которые использовались в сюрикен-дзютсу, мы можем видеть, что в действительности не существует никакой "идеальной формы", скорее использовалось то, что было легко доступно и могло быть путем простого затачивания превращено в острое, практичное и эффективное оружие, которое легко было научиться бросать при соответствующей тренировке.

ТЕХНИКА МЕТАНИЯ

В отличие от западной стрелки (дарта), центр тяжести которой размещался ближе к заостренному концу, и полет которой действительно был полетом, вес сюрикена был равномерно распределен по всей его площади. Следовательно, требовался особый способ хвата, чтобы обеспечить поражение с первого броска и не попасть в цель под тупым углом, что значительно снизило бы силу и эффективность удара.
Сюрикен держали (shuriken mochikata) в ладони, плотно прижав большим пальцем. Он лежал между вытянутыми указательным и средним пальцами. Чем больше было расстояние до цели, тем глубже в ладонь укладывался перед броском сюрикен.

Сюрикен метают (shuriken nagekata) рубящим движением, которое начинается от плеча и, проходя через предплечье, заканчивается в кончиках пальцев. Существует два основных типа хвата. При прямом (masugu) хвате острие сюрикена, лежащего в руке, обращено наружу. В варианте с обратным хватом (kaiten) острие развернуто от противника и покоится под большим пальцем.
Сюрикен можно метать бросками: верхним (omote) , боковым (уоко) и нижним (gyaku). Верхний наиболее простой и самый мощный. Боковой и нижний броски не столь мощны, но, поскольку их труднее заметить и предугадать, являются весьма неожиданными для противника. При любом способе сюрикен можно метнуть прямо или с полуоборотом.
Сюрикены метаются из различных позиций (ichi). Ниндзя практикуют броски стоя, на бегу, с колена, сидя, лежа на животе или на спине, а также метание двух сюрикенов одновременно в двух различных направлениях.

Эпилог

Сюрикен просто идеально создан для метания, поэтому сделать это не так сложно, как например при броске ножа. Его конструкция такова, что он легко втыкается и сам, а его владельцу только и остается, что научиться просто попадать туда, куда необходимо:).

При написании статьи использованы материалы (С) (С) а также выдержки из книги "Вооружение самураев" К.С. Носова

Кроме катаны, среди оружия Японии огромную известность приобрели метательные лезвия, которые были «визитной карточкой» наемных убийц и шпионов ниндзя - сюрикены.

Оружие сюрикен

Зачастую сюрикены называют звездой ниндзя, так как пользовались ими в основном воины ночи. Распространение среди японских наемных убийц они обрели из-за того, что заостренные пластинки, звезды с острыми краями и тонкие лезвия запросто можно скрыть под одеждой и внезапно, исподтишка применить против врага. Взяв сюрикэны необходимой формы в две руки, ниндзя мог не только метать их, но и рассекать и колоть ими в ближнем бою. К тому же, сюрикены помогали при лазании по деревьям и при разведении костра использовались в качестве кресал.

Виды сюрикэнов

Сюрикены разделены на множество типов, обычно это метательное оружие ниндзя классифицируется по двум видам: метательные стрелки бо-сюрикэн, и заточенные звезды или пластины сякен.

Бо сюрикены, в свой черед, бывают в форме палочки (хасидзё), острого клина (кусабигата), веретена (босуйгата), игл (харигата), ножей(тантогата) и т.д. Существует около пятидесяти типов бо.

Бо сюрикен

Наиболее часто ниндзя использовали всем известные метательные «звезды», по другому называемые сякен. Многообразие сякенов очень велико (несколько десятков видов): в форме креста, многоконечные звездочки или свастики, в форме железного кольца (тэккан).

Наиболее интересны среди сякен тэцумари-сюрикэн и мандзи - сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн изготавливали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. На заостренные части мандзи-сюрикэна наносился яд.

Метание сюрикенов

Техника метания сюрикэнов происходит от мастерства метания всевозможных ножей - танто и т.п., и особых стрел для метания утинэ.

Приемы метания сюрикэнов

Бо-сюрикэн метают используя бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок с отсутствием оборота (тёку-дахо). Во время выполнения броска вращение вокруг поперечной оси пытаются полностью исключить. Бодзё-сюрикэн с правильной балансировкой движется практически прямолинейно.

Сякены обычно бросали партиями с высокой скоростью по очереди. При метании необходима подкрутка, что делается с помощью хвата сякэна ближе к краям и движению кисти, который напоминает щелчок пальцами. При таком закручивании движение сякена более точное, а во время броска в горизонтальной плоскости создается эффект крыла, который увеличивает дистанцию полета.

Воин ночи был обязан уметь метать сюрикены не только точно, но и неожиданно, из любой позиции тела.

Способы метания сюрикенов

  • Тодзи-но ката - бросок совершался движением сверху вниз той рукой, которая была противоположна ноге, вынесенной вперед.
  • Хон-ути - то же, что и Тодзи-но ката, но рука и нога были одноименные
  • Ёко-ути - бросок сюрикена в горизонтальной плоскости от плеча;
  • Гяку-ути - хон-ути с телом, развернутым боком;
  • Дза-ути - бросок в вертикальной плоскости сидя на коленях;
  • Хандза тодзи-но ката - тодзи-но ката сидя на одном колене;
  • Хандза хон-ути - хон-ути сидя на одном колене;
  • Хандза ёко-ути - ёко-ути сидя на одном колене;
  • Хандза гяку-ути - гяку-ути сидя на одном колене.
  • Нэ-ути - бросок сюрикэна лежа на земле;
  • Дзюдзи-ути - метание сразу двух сюрикенов в разные стороны;
  • Онкэн-ути («спрятанное лезвие») - неожиданный резкий бросок сюрикена из скрытого кармана;
  • Интю-ути - метание лежа в темноте;
  • Хая-ути («скоростное метание») – поочередные броски с большой скоростью правой рукой, левая рука при этом сжимает пачку сюрикенов и большим пальцем выдвигает их для подачи в правую руку.

Часто сюрикены метали сразу по нескольку штук за бросок, что позволяло лишить лишить врага зрения или вонзить сякены в обе ноги.

Сюрикены сложно было метать на дальние расстояния, поэтому они использовались в основном для задержки преследователей или ранения соперника с последующим вступлением в рукопашную схватку.

В основном сюрикены метали в глаза, виски, шею, участки прохождения артерий. Из-за того, что сюрикены часто бросали в голову, тренировались броскам на круглой двадцатисантиметровой мишени.

Сюрикены также выполняли вспомогательные функции – ими пользовались как отмычками, гвоздодерами, ими прорезали отверстия для слежки.

Ношение сюрикэнов

Наемные убийцы носили сюрикены в особом мешочке на поясе а также в многочисленных скрытых отделениях в одежде или рукоятках меча. Ниндзя носил с собой около двадцати-тридцати метательных лезвий.

Жанр статьи - Ниндзя

Удивительно, но среди огромного разнообразия японского холодного оружия наибольшую (можно сказать, мировую) известность получили два его вида: традиционный меч катана и метательные звезды сюрикэны. И если популярность катаны не вызывает особых вопросов, то громкая слава «летающих звездочек» кажется немного неадекватной. Сюрикэны получили свою известность благодаря огромному количеству голливудских фильмов, рассказывающих западному обывателю о непобедимых японских воинах-шпионах ниндзя, без промаха бросающих «звезды» в своих противников.

На самом же деле, все не так однозначно: сюрикэн никогда не был исключительно оружием ниндзя. Кроме того, в средневековой Японии существовало огромное количество различных видов этого оружия, иногда весьма непохожих на те, что были растиражированы кинематографом.

Сюрикэн – это довольно обширная группа (известны десятки разновидностей) холодного метательного оружия, которое предназначено в первую очередь для скрытого ношения. Причем его можно не только метать в противника, но и с большим успехом использовать в ближнем бою, нанося противнику колющие или режущие удары. Недаром, что само название «сюрикэн» переводится с японского, как «лезвие, скрытое в руке». В Японии владение сюрикэнами развилось в отдельное воинское искусство – сюрикэн-дзюцу, оно изучалось (и изучается) в крупнейших школах единоборств. Хотя, надо отметить, что в арсенале японского воина это метательное оружие всегда было второстепенным, своеобразным дополнением к мечу или копью.

Ниндзя действительно часто использовали сюрикэны, но не меньшей популярностью это оружие пользовалось и у самураев.

Сюрикэны можно разделить на два вида:

  • сякэны;
  • бо-сюрикэны.

Хорошо всем известные «звездочки» относятся к сякэнам – к обширной группе метательного оружия, в которую входят плоские металлические диски различной формы с острой режущей кромкой.

В Европе практически не существовало аналогов японскому сюрикэну. Исключением может быть разве что так называемый немецкий метательный крест, который еще называли метательной секирой. Он был в обиходе весьма длительное время, с XII-XVII столетие. Несмотря на это, данное оружие практически неизвестно широкой публике, более того, о нем не упоминается ни в одном художественном произведении. Считается, что это оружие было «неблагородным», то есть, его не использовали рыцари, поэтому после окончания Средних веков оно было основательно забыто.

Сюрикэны нынче стали модной игрушкой в США и Европе, их легко можно купить в любом оружейном магазине. Не представляет труда сделать это оружие самостоятельно, в интернете достаточно материалов по этой теме. Однако не следует забывать, что сюрикэн – это довольно опасное оружие и относиться к нему следует соответственно. По российскому законодательству, если длина луча «звезды ниндзя» превосходит 8 мм, то сюрикэн уже считается холодным оружием и у его владельца могут быть серьезные проблемы. В некоторых странах продажа сюрикэнов вообще запрещена законом.

История

В Японии, в отличие, например, от средневековой Европы или античного мира, метательное оружие не было очень распространено. В средневековых трактах описано, как воины поражали противников, метая в них самые разнообразные предметы: стрелы для лука или короткие мечи вакидазаси.

В древнейшем японском письменном трактате «Кодзики» описывается, как правильно бросать камни в неприятеля, в другихстаринных источниках можно найти наставления о метании стрел. Первое упоминание о сюрикэне встречается в «Военной повести замка Осака». Один из героев данного произведения, воитель Тадамаса, позже стал основоположником искусства метания сюрикэнов – сюрикэн-дзюцу.

В ранние периоды японской истории наиболее популярными метательными снарядами были обычные камни. В противника их бросали просто руками или используя традиционную японскую пращу исихаджики. Причем речь идет не только об индивидуальных поединках. В старинных хрониках можно часто встретить описание использования камней в довольно значительных битвах. В японских армиях существовали специальные отряды камнеметчиков, а использование этого простейшего метательного снаряда называлось «индзи-ути», что означает «камнемётный бой». Воины, использующие камни для поражения противника, именовались «передовыми камнеметчиками» (мукаи цубутэ-но моно). По всей видимости, они шли впереди войска и обстреливали вражескую пехоту (как пращники у римлян).

Позже – примерно с XIII столетия – простые камни стали дополняться специальными металлическими метательными снарядами, которые назывались индзи-яри, а по своей форме напоминали наконечник копья. Вероятно, что баллистические и пробивные характеристики нового оружия были значительно выше, чем у обычных булыжников. Примерно в XVI столетии появился еще один тип японского метательного оружия – цубутэ, которое представляло собой заточенные металлические пластины квадратной или многоугольной формы.

Цубутэ было весьма популярным оружием, упоминается о нем и в так называемых трактатах ниндзя. Убить с его помощью было тяжело, особенно одоспешенного противника, но нанести рану, попав в незащищенный участок тела или просто отвлечь противника – запросто.

Существует предположение, что именно индзи-яри стали предшественниками бо-сюрикэнов, а от пластинок цубуте«произошли» звезды-сякэны. Такое предположение подтверждает даже сам перевод слова «сюрикэн» - «лезвие, скрытое в руке». Вероятно, что первые сюрикэны, скорее, напоминали удлиненное лезвие, чем многоугольную заточенную звезду.

Есть и другая версия происхождения сюрикэнов. Согласно ей, это оружие произошло от обычных бытовых предметов, которые додумались использовать для защиты или нападения. В подтверждение этой гипотезы можно привести тот факт, что многие виды сюрикэнов сохранили в названиях имена своих «прародителей»: куги-гата (в форме гвоздя), ари-гата (в форме иглы), танго-гата (в форме ножа).

Так или иначе, но уже к середине Эпохи Эдо сюрикэн-дзюцу – или метание сюрикэнов – стало довольно популярным и развитым боевым искусством. Где и как оно зародилось до сих пор остается загадкой для историков.

Популярность сюрикэнов в Средневековой Японии объяснить несложно, ибо это оружие было сравнительно простым, очень дешевым и при этом довольно эффективным. Кроме того, сюрикэны прекрасно подходили для скрытного ношения (не зря же их так полюбили ниндзя-синоби), поэтому с помощью сюрикэна всегда можно было неприятно «удивить» противника. Для изготовления этого оружия подходила сталь среднего качества, да и квалификация кузнеца могла быть не самой высокой. Кроме того, сюрикэны можно применять и в ближнем бою, когда других вариантов уже не оставалось.

Иногда на поверхность сюрикэнов наносились различные знаки, обычно они носили мистический характер и предназначались для более эффективного использования этого оружия.

Описание оружия, его классификация и особенности применения

Дать описание какому-нибудь «усредненному» сюрикэну довольно сложно, ибо это оружие очень многолико. Кроме широко известных «звездочек», существовали и другие формы сюрикэнов, напоминающие клинки, стрежни, иглы и др. Как уже было сказано выше, сюрикэны можно разделить на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны – это метательное оружие, формой напоминающее стержень, который мог иметь круглое, четырехгранное или многогранное сечение. Они изготавливались из стали и могли затачиваться с одного или двух сторон. Существовали также бо-сюрикэны, форма которых напоминала наконечник копья или небольшой нож. Длина бо-сюрикэнов варьировалась от 10 до 25 см, а вес – от 25 до 150 гр. В настоящее время известны более 50 разновидностей этого оружия.

Бросали бо-сюрикэны по-разному. Это искусство изучалось во многих самурайских школах, каждая из которых имела собственные особенности применения этого оружия. Однако общая техника была схожей. Заостренный стержень бо-сюрикэна зажимали между большим и указательным пальцем так, чтобы его тупой конец упирался в ладонь, и резко выбрасывали руку в направлении противника. Идеальная траектория для такого броска – прямая линия. Иногда оружие подкручивали. Стержни, заостренные с двух концов, метать было проще. Метать оружие можно было из-за головы, от груди, сбоку или снизу. Считается, что подобный боевой стержень можно было бросить метров на семь-восемь.

Следует отметить, что бо-сюрикэны были более популярны у самураев, а звездочками-сякэнами действительно больше пользовались ниндзя.

Сякэны – это плоские диски с заостренным краем, которые также могли иметь самую разную форму и размеры. Вторым японским названием этого метательного оружия является курума-кэн, что можно перевести, как «меч-колесо». Толщина сякэнов могла быть разной: от незначительной (около 1 мм) до весьма приличной (до 3 мм). Пластины меньшей толщины и диаметра бросать было проще, соответственно их «скорострельность» была выше. Однако по сравнению с более тяжелыми сякэнами они имели меньшую дальность полета и пробивную способность. Лучшие сякэны имели разную толщину, она уменьшалась от центра к краям. Такая «звезда» имела лучшую баллистику, но изготовить ее было сложнее. Очень часто в центре сякэнов делали отверстие, которое улучшало баллистические свойства этого оружия, а также позволяло переносить их на веревке и облегчало вытаскивание из каких-либо предметов (например, из дерева или головы противника).

В полете сякэну придавали вращательное движение, что улучшало точность и дальность броска. Кстати, по своим боевым характеристикам сякэны превосходили бо-сюрикэны, дальность полета звездочек достигала пятнадцати метров.

Сегодня известно более пятидесяти видов сякэнов. Форма этого оружия могла быть самой разной, начиная от заточенных металлических квадратов, до сложных многолучевых звезд. Сякэны обычно метали сериями, стараясь нанести противнику сразу несколько ранений. Согласно старинным источникам, мастер за 10-15 секунд мог бросить в противника до пяти «звезд». Если учитывать максимальную дальность полета этого оружия, то у воина обычно было всего лишь несколько секунд до момента, когда противник приблизится на дистанцию удара клинковым оружием. Нередко режущую кромку сякэнов обмазывали ядом, особенно любили использовать такой прием ниндзя.

Кстати, в трактатах по ниндзюцу практически нет описаний техник владения сюрикэнами. Исследователи не могут объяснить этот факт. Либо это оружие было настолько секретным, что информацию о нем боялись доверить бумаге, либо каждый мастер имел свою уникальную технику метания «звезд» и лично передавал ее ученикам. Ну а то, что ниндзя мастерски владели сюрикэнами не вызывает сомнения. Воины-тени могли бросать их из любых положений: стоя, лежа, с колена, по любым траекториям.


Top