Сочинение по произведению на тему: Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать

И была роковая отрада
В попиранъи заветных святынь...
А. Блок

В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму - создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. Многое в ней казалось неприемлемым собратьям по литературе. Взрывом негодования была она встречена со стороны российской интеллигенции. Бунин обрушился на автора с гневной критикой, некоторые из друзей отвернулись от него. Но, несмотря на это, поэма Блока по праву заняла свое место в истории русской литературы,
В “Двенадцати” Блок запечатлел образ той революции, в которую он верил, которая открылась ему в заревах пожаров, в метелях, в дыхании России. Автор показал в своей поэме революцию как очистительный пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

В каждой строчке мы слышим музыку революции, - ту, которую Блок призывал слушать “всем телом, всем сердцем, всем сознанием”. Но она у него уже не непонятный и едва слышимый гул, как в ранних стихах, а мощная симфония времени: смех и плач вьюги, обрывки революционных песен, выстрелы, шаги красноармейцев.
Творческий метод Блока-символиста ярко проявляется и в этом его произведении: именно с помощью символов автор показывает происходящее. Старый, прогнивший мир, представителями которого становятся у Блока “буржуй на перекрестке”, “длиннополый” поп, реакционный интеллигент, презрительно названный “витией”, олицетворен в поэме уличным псом:

И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост. Или:
Старый мир, как пес паршивый,
Провались - поколочу!

Блок показывает послереволюционный хаос и анархию как неизбежный процесс, сопутствующий великой ломке. Сама революция показана в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающейся в жизнь обывателя:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.

Это стихия, пусть очистительная, но безжалостная, разрушительная. И ее представителями становятся двенадцать красноармейцев. О каждом из них в отдельности не сказано ничего, но вместе они - сила, которая разрушит мир “до основанья”. Сами же они весьма смутно осознают, какова их цель. Автор показывает в начале поэмы, как много у них общего с обыкновенными уголовниками:

В зубах - цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз?

Их продвижение по улице должно стать символом их эволюции. На первом этапе своего пути двенадцать предстают анархистами, разрушителями. Им ничего не стоит пальнуть “в святую Русь”. У них есть только их “святая злоба”, но нет организованности. Их ведет ненависть, а не любовь к людям. Их влечет свобода - “эх, без креста”. Их движение стихийно, инстинктивно и гибельно порою не только для врагов. У них нет Бога в высшем смысле этого слова: старая религия - религия рабов - для них неприемлема, а новую они еще не обрели. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство - это кульминация действия поэмы. После нее в повествовании все меняется. Внутреннее потрясение заставляет героев осознать свое предназначение, отбросить анархистский и несерьезный подход к своей революционной деятельности. Исчезают игривые реплики, посторонние разговоры, строчки приобретают строгость, чеканность ритма:

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

В очи бьется Красный флаг.
Раздается Мерный -шаг.

Будучи ранее частью стихии, отныне двенадцать должны сами бороться с ней. Однако до самого конца они идут “без имени святого”, а значит, не понимая и не принимая окончательно идеалов новой жизни. И тогда Блок выводит фигуру Христа, который ведет героев с кровавым флагом:

И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди - Исус Христос.

Образ Христа не поддается однозначному толкованию. То ли это еще не узнанный и не признанный Бог, вождь, то ли не видимая в метели жертва, то ли немой свидетель и судья. Намеренно или нет, автор оставил недосказанным это в своей поэме. Решать - самому читателю и его времени.
В поэме “Двенадцать” Блок выступил также и как реформатор в области художественной формы. Перемену обычной манеры он обосновал тем, что писать о новом, о революционном необходимо новым языком. Поэтому произведение представляет собой разительный контраст по сравнению с написанным ранее.
Поэма состоит из двенадцати небольших главок - по числу заглавных героев. При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел - ведь мистическая “нагруженность” числа “двенадцать” общеизвестна. К тому же именно столько апостолов, учеников было у Христа - а библейские мотивы входят в поэму непосредственно с его образом. “Двенадцать” можно назвать драматической поэмой, так как главным в ней является действие, носителем которого выступают главные герои. Большую часть повествования составляют реплики и диалоги персонажей. У каждого из них свой язык: у убогой старушки, у барыни, у писателя, у красноармейцев. Поэме свойственно разнообразие художественно-речевых стилей, ее язык включает лексику возвышенно-поэтическую и просторечную, даже вульгарную. Политические лозунги, фольклорные мотивы, городской романс, разбойничьи песни и частушки - автор как будто стремится выразить все многоголосие улицы, используя различные жанры художественной речи. Также разнообразны ритм и размер стиха, от частушечного до маршевого, от четырехстопного хорея до дольника.
Сочетание различных речевых стилей, жанров, ритмов, сама драматическая форма поэмы позволили Блоку выразить, воплотить то, что он называл “музыкой революции”, ее многоголосие, стихийность. Поэт стремился к единству содержания и формы, и его поэма - яркое тому подтверждение. В то же время Блок не избегает и привычных символистских приемов и методов.
В своей поэме автор старался как можно точнее отразить то, что он видел и чувствовал. Его точка зрения может быть принята не всеми. В принципе, искусство не требует признания своих образов за действительность, а тем более, за единственно возможную истину, Поэму “Двенадцать” можно трактовать по-разному, особенно теперь, когда стали известны предсмертные слова Блока о том, что поэму следует уничтожить, как неудавшуюся. Я же считаю, что поэт свято верил, хотел верить в то, что написал, в величие и благородство замыслов и путей революции, но уже в 1921 году сумел увидеть, как далеки его мечты от реальности. А поэма живет как неоспоримое свидетельство напряженного поиска - идейного ли, формального - ее автора.

Апр 25 2014

И была роковая отрада В попиранъи заветных святынь… А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму - создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. Многое в ней казалось неприемлемым собратьям по . Взрывом негодования была она встречена со стороны российской интеллигенции.

Бунин обрушился на автора с гневной критикой, некоторые из друзей отвернулись от него. Но, несмотря на это, поэма по праву заняла свое место в истории русской литературы, В “Двенадцати” Блок запечатлел той революции, в которую он верил, которая открылась ему в заревах пожаров, в метелях, в дыхании России. показал в своей поэме революцию как очистительный пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено: Мы на Горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, Благослови! В каждой строчке мы слышим музыку революции, - ту, которую Блок призывал слушать “всем телом, всем сердцем, всем сознанием”. Но она у него уже не непонятный и едва слышимый гул, как в ранних стихах, а мощная симфония времени: смех и плач вьюги, обрывки революционных песен, выстрелы, шаги красноармейцев.

Творческий метод Блока-символиста ярко проявляется и в этом его произведении: именно с помощью символов автор показывает происходящее. Старый, прогнивший мир, представителями которого становятся у Блока “буржуй на перекрестке”, “длиннополый” поп, реакционный интеллигент, презрительно названный “витией”, олицетворен в поэме уличным псом: И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. Или: Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу! Блок показывает послереволюционный хаос и анархию как неизбежный процесс, сопутствующий великой ломке. Сама революция показана в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающейся в обывателя: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит . Это стихия, пусть очистительная, но безжалостная, разрушительная.

И ее представителями становятся двенадцать красноармейцев. О каждом из них в отдельности не сказано ничего, но вместе они - сила, которая разрушит мир “до основанья”. Сами же они весьма смутно осознают, какова их цель. Автор показывает в начале поэмы, как много у них общего с обыкновенными уголовниками: В зубах - цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз? Их продвижение по улице должно стать символом их эволюции. На первом этапе своего пути двенадцать предстают анархистами, разрушителями.

© A L L S o c h. r u Им ничего не стоит пальнуть “в святую Русь”. У них есть только их “святая злоба”, но нет организованности. Их ведет ненависть, а не любовь к людям. Их влечет свобода - “эх, без креста”. Их движение стихийно, инстинктивно и гибельно порою не только для врагов.

У них нет Бога в высшем смысле этого слова: старая религия - религия рабов - для них неприемлема, а новую они еще не обрели. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство - это кульминация действия поэмы. После нее в повествовании все меняется. Внутреннее потрясение заставляет героев осознать свое предназначение, отбросить анархистский и несерьезный подход к своей революционной деятельности. Исчезают игривые реплики, посторонние разговоры, строчки приобретают строгость, чеканность ритма: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! И дальше двенадцать героев идут уже “державным” шагом - то есть они полностью осознают свою ответственность за судьбу страны: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Будучи ранее частью стихии, отныне двенадцать должны сами бороться с ней. Однако до самого конца они идут “без имени святого”, а значит, не понимая и не принимая окончательно идеалов новой жизни.

И тогда Блок выводит фигуру Христа, который ведет героев с кровавым флагом: И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз Впереди - Исус Христос. Образ Христа не поддается однозначному толкованию. То ли это еще не узнанный и не признанный Бог, вождь, то ли не видимая в метели жертва, то ли немой свидетель и судья. Намеренно или нет, автор оставил недосказанным это в своей поэме. Решать - самому читателю и его времени. В поэме “Двенадцать” Блок выступил также и как реформатор в области художественной формы.

Перемену обычной манеры он обосновал тем, что писать о новом, о революционном необходимо новым языком. Поэтому представляет собой разительный контраст по сравнению с написанным ранее. Поэма состоит из двенадцати небольших главок - по числу заглавных героев.

При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел - ведь мистическая “нагруженность” числа “двенадцать” общеизвестна. К тому же именно столько апостолов, учеников было у Христа - а библейские мотивы входят в поэму непосредственно с его образом. “Двенадцать” можно назвать драматической поэмой, так как главным в ней является действие, носителем которого выступают главные герои. Большую часть повествования составляют реплики и диалоги персонажей.

У каждого из них свой язык: у убогой старушки, у барыни, у писателя, у красноармейцев. Поэме свойственно разнообразие художественно-речевых стилей, ее включает лексику возвышенно-поэтическую и просторечную, даже вульгарную. Политические лозунги, фольклорные мотивы, городской романс, разбойничьи песни и частушки - автор как будто стремится выразить все многоголосие улицы, используя различные жанры художественной речи.

Также разнообразны ритм и размер стиха, от частушечного до маршевого, от четырехстопного хорея до дольника. Сочетание различных речевых стилей, жанров, ритмов, сама драматическая форма поэмы позволили Блоку выразить, воплотить то, что он называл “музыкой революции”, ее многоголосие, стихийность. стремился к единству содержания и формы, и его поэма - яркое тому подтверждение. В то же время Блок не избегает и привычных символистских приемов и методов. В своей поэме автор старался как можно точнее отразить то, что он видел и чувствовал.

Его точка зрения может быть принята не всеми. В принципе, искусство не требует признания своих образов за действительность, а тем более, за единственно возможную истину, Поэму “Двенадцать” можно трактовать по-разному, особенно теперь, когда стали известны предсмертные слова Блока о том, что поэму следует уничтожить, как неудавшуюся. Я же считаю, что поэт свято верил, хотел верить в то, что написал, в величие и благородство замыслов и путей революции, но уже в 1921 году сумел увидеть, как далеки его мечты от реальности. А поэма живет как неоспоримое свидетельство напряженного поиска - идейного ли, формального - ее автора.

В январе 1918 года поэма «Двенадцать ». Написана за 3 дня – с 27 по 29 января. «Сегодня я гений». Блок написал текст, где попытался выразить саму ситуацию времени – изменение нар. духа, внешние катаклизмы. Написав поэму о революции, Блок стал центром полемики. Оценка была отрицательна; большевики взяли всего два лозунга. Писатели и читатели Блока: «Я не мог и не хотел верить верить, что Блок … стал петь похабные частушки о том, как Ванька с Катькой сидят в кабаке» («Белогвардейская газета» 1919 г.) Гиппиус перестала здороваться с Блоком. Гумилев сказал, что Блок «вторично распял Христа и расстрелял государя». К нападкам Блок относился с удовлетворением – это доказало, что он смог опрокинуть представление, о чем надо писать. Поэму интерпретируют многие, все находят что-то свое, но все отмечают гармонию содержания и формы. Гаспаров: «12» - театр марионеток, где перед сценами происходит выход актеров. И все это на фоне задника (по обычаю – в красно-белых тонах), Блок следует традиции театра марионеток, но и вводит новые голоса – голоса Эпохи. Они словно неупорядочены – гул голосов проступает из 1-й главы. Многие считают, что это лирич. герой Блока так изменился, что говорит разухабистые частушки. Но это революция Блоком воспринимается как гул голосов, хаос сословий, точек зрений, голосов. Многие вообще загадочны и таинственны. «Подходи, поцелуемся!» - целование на Пасху, перед появлением Ис.Х (который появится в конце). Черная злоба. Настроене – тревога, опасность рядом, «гляди в оба». Другая глава начинается так, будто 1-й не было. Появились герои, которые существуют в той же системе координат, что и стихия – они тоже несут хаос. Все многоголосие в начале главы стихает. Чередование ритмически упорядоченных и неупорядоченных несет свой смысл: ритмичная сила, связанная с 12-тью и сила хаоса – сила созидания и разрушения, которая существует внутри самих 12-ти. Сторонний наблюдатель должен видеть в 12-ти ритмич. созидательную силу, но понимает, что ее нет. Это сбор хулиганов, деклассированных элементов, каторжники (примятый картуз, бубновый туз, цигарка) – с винтовками. Они заняты чем угодно, только не революцией. Но они – «стражи революции», которые говорят неизвестно о чем. Голос, который связывается с 12-тью, задает им программу действий. Но 12-ть переиначивают «глас» на свой манер, понятный себе – и он теряет ритм, принимает другой смысл. Со стороны они смотрятся ритмически, а внутри – хаотично. В 3-й главе 12-ть получают право петь – и рассказывают сваю историю. Они пошли служить в красную армию, чтобы «сложить буйну голову», а не ради революции и новой жизни. Возможно, они дезертиры («рваное пальтишко, австрийское ружье»), но это Блоку неважно. Они ставят себе задачу – раздуть мировой пожар. «Господи, благослови!» - не наполняется смыслом, это как элемент их речи. Но если придать этому смысл, то становится виден хаос, внутри 12-ти, с которым они не могут разобраться. Театр: Пьеро – Петруха; Коломбина – Катька, Арлекино – Ванька. Как и в театре де Лиарта: искушение, отдача искушению, расплата за искушение. Еще неизвестно, кого искушают, но уже видна ситуация искушения. Подчеркнутое неправильное произнесение слов указывает на то, что наблюдатель – один из 12-ти, а не сторонний наблюдатель. В последних строчках герой доходит до самого важного для себя – до описывания Катьки, соответств. традициям фольклора, романов и т д. Но ее по шаблону описать невозможно, у него к ней личное чувство и он ищет слово, чтобы показать ее индивидуальность, и находит – «толстоморденькая». В этом слове он выражает свою любовь и свою личность. Революция – смена формы выражения, и любовь выражается в новом, не употреблявшемся раньше слове. Интеллигенты любят народ, но не дают им выражать эмоции так, как им близко. Шоколад миньон – конкретная историческая деталь: он входил в солдатский паек и они расплачивались им за различные услуги в том числ и с проститутками. 6-я глава: - облава на Ваньку, который соблазнил Катьку. Это убийство не первое (Помнишь, Катя, офицера - // Не ушел он от ножа...). Катька погибает, становится «падалью». (Что, Катька, рада?- Ни гу-гу...// Лежи ты, падаль, на снегу!). Но заканчивается хаос призывом – «революционный держите шаг». В 7-й главе – состояние отхода от аффекта. Петруху уже называют «убийцей», он не один из многих, он «один». Сначала он испытывает оторопь, обращается к другим за поддержкой и находит себе действо, которое поможет ему отойти от стресса. Петруха – выделяется от всех, идет впереди всех, получает имя Петра, узнаем его биографию, он несет бремя убийцы, но «потяжелее будет бремя» и это приносит ему утешение. Выход тоски в грабеже и разбое - трагическое веселье. 8-я глава: Блок показывает разгул, но он не приносит облегчения. Снова слышен ритм, но это ритм разбойничьей песни. Этот ритм тоже нарушается – кризис 12-ти. В сознании 12-ти, Петрухи есть вина буржуев. Он обращается к религ. сознанию – «упокой, господи, душу рабы твоея…», но закончить все словами «скучно», обрывая, так как разбой утешения не принес. Герой перестрадал, понял бессмысленность бунта, но появляется новое бремя. В условно-символическом мире поэмы буржуй оказывается за героями, перестает играть значимую роль в их жизни. В 11 главе меняется пространство и время: ветер теперь бьет в лицо (он против них); то, что позади – не важно, но что-то происходит впереди. Они говорят о боге, который не упас их от убийства, о враге, который рождается впереди. И они двигаются вперед и дальше. Читатель должен с нетерпением ждать развязки – хаос или ритм?

Ц е л и у р о к а: Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения; развивать умение учащихся анализировать, систематизировать прочитанное, делать выводы, обобщать, строить собственные высказывания; развивать наблюдательность, понимать роль художественной детали; содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов, происходящих в наше неспокойное время; прививать интерес к настоящему будущему страны, родного края.

Т и п у р о к а: урок-исследование

М е т о д и ч е с к и е п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы, исследование отдельных её глав.

О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме “Двенадцать”, план анализа художественного произведения, выставка книг поэта.

Х о д у р о к а

I. Вступительное слово учителя. (слайды 1-4)

Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”, – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, ставит много вопросов (сл. 5)

– Почему поэма названа “Двенадцать”?

– Каков смысл её названия?

– Кто герои произведения?

– Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

– Какие символы присутствуют в произведении?

На эти вопросы мы постараемся ответить, читая и анализируя поэму А.А. Блока, которая и в год создания, и сейчас, спустя 93 года со дня написания, вызвала и вызывает столько разных диаметрально противоположных мнений.

Вообще, “Двенадцать” – парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам. Через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику было очень сложно – “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”.

“Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее”,– так отозвался о произведении Л.Д.Троцкий.

Сегодня мы, анализируя отдельные главы и строфы, побываем в роли исследователей, ознакомимся с трактованием двух критиков, с двумя взглядами на идейное содержание поэмы А.Блока, на изображение революции в ней. Для этого разделимся на две группы. Одна группа будет представлять взгляды исследователя А.В.Терновского, а другая – С.В.Ломтева. В полемическом споре мы, надеюсь, правильно поймём идейное содержание произведения, уловим суть вопросов, волнующих критиков столь долгое время.

Казалось бы, мы рассматриваем события давно минувших дней, но с тем далёким временем в нашем третьем тысячелетии есть много схожего, общего. Как и в 1917-18 годах, так и сегодня решается судьба великого государства, ведь четвёртого декабря ваши родители должны будут исполнить свой гражданский долг – принять участие в выборах, проголосовать за лучших представителей народа. Перед каждым гражданином в то далёкое время тоже стоял вопрос: с кем идти в будущее, остаться в России или покинуть Родину, сейчас мы также должны сделать правильный выбор, который повлияет на будущее страны и, безусловно, на ваше будущее.

А.А.Блок в 1918 году выполнил свой гражданский долг: он рассказал о том, что волновало, переполняло его, что звучало и жило в нём.

II. Работа над темой урока.

Анализ произведения мы будем проводить по плану, который лежит у вас на партах (сл.6)

1. Творческая история создания поэмы.

А начнём мы с творческой истории поэмы. Интересно узнать, как сам автор отметил этот период в своей записной книжке. (Сообщение ученика)(сл.7)

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока

“3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)”.
“8 января. Весь день “Двенадцать””.
“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое)?”
“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец исторического процесса”…”
“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет”.
“25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус)”.
“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. “Двенадцать””.
“28 января… “Двенадцать””.
“29 января… Сегодня я – гений!”
“18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”.

Вывод: (сл.8). Из творческой истории мы узнали о том, что для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время, Блок создал “Двенадцать”.

2. Жанр и стиль композиция поэмы “Двенадцать”.

Прежде чем приступить к анализу, разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции поэмы. (Сообщение ученика)

Вывод: (сл.9) “Двенадцать” – эпическая поэма, она как будто составлена из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро меняющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. Есть в поэме и лирические мотивы. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку революции”, – призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Учитель : Музыка у Блока – метафора, выражение “духа”, звучание жизни. Музыка эта выражена в ритмическом, лексическом, жанровом своеобразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованными стихами.

3. Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?

Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика). (сл.10)

Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Это число подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстаёт перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:

… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.

Аналитическое чтение глав поэмы.

– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.

Герои обрисованы лаконично и выразительно.

1. Это образное сравнение:

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.

(Вития – оратор, красноречивый человек)

2 глава

4. Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.

5. Среди них – Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей: “Над собой держи контроль!” (гл.7)

5. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”. (сл.12)

Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:

…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

6. Образы-символы поэмы “Двенадцать”. (Коллективная работа) (сл.13)

Аналитическое чтение поэмы.

Передать всю зыбкость, напряженность душевного состояния героев, все переживания, описать сложившуюся ситуацию помогают образы-символы. Давайте вместе найдём их в тексте.

а) – Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы – 1 глава;

б) – Символы цвета:

в) – Число “двенадцать”

г) – Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.

д) – “Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов. А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!”

7. Как Блок передаёт “музыку революции”? (Работа в группах). (сл.14)

В статье “Интеллигенция и революция”, которую мы изучали, А.Блок призывал всех “слушать музыку революции”. Какие ритмы слышатся в поэме? Это мы должны исследовать прямо сейчас. Задание для трёх групп: определить, какие ритмы слышатся в определённых главах:

8. Полемика вокруг поэмы “Двенадцать”. (сл.15)

Полемика (из французского воинственный, враждебный) – спор, объяснение, разъяснение по какому-либо вопросу.

А теперь, имея представление о сюжете, идейном содержании, героях, символах поэмы, ознакомимся с двумя точками зрения на это действительно талантливое произведение.

1. Поэма “Двенадцать” как венец “трилогии вочеловечения” (сл. 16-17):

Выступление I группы учеников (выступления прилагаются):

2. Поэма “Двенадцать” как изображение гибельного пути России (сл. 18-19).

Выступление II группы учеников (выступления прилагаются).

9. Учитель (сл.20):

Объяснить такой ответ Александра Александровича можно словами К.И.Чуковского: “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”. Эти строки из воспоминаний дают нам возможность понять, как сложно, а порой трагично складывается жизнь творца – поэта, художника, писателя – так тонко чувствующего и понимающего окружающий его мир.

10. Поведение итога урока, выставление оценок.

Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели вопросы жанрового, стилевого своеобразия поэмы, анализировали отдельные эпизоды, полемизировали о содержании произведения, в результате которого каждый сделал какой-то выводу для себя, но согласимся, наверное, все с тем, что поэма “Двенадцать” помогает понять сложное положение в стране в первые недели после революции 1917 года.

В течение урока хорошо работали все. Полученные знания, умение анализировать, сопоставлять – всё вам пригодится во время итоговой аттестации.

Цели:
1.Образовательные:
Закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; развивать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с историей, музыкой, лингвистикой, живописью.
2.Развивающие:
Развивать образное мышление, логику; умение сопоставлять образы.
3.Воспитательные:
Воспитывать нравственные начала, любовь к человеку, к истории своей страны.

Оборудование и ресурсы: персональный компьютер, мультимедиапроктор. Программа «Power Point», программа «Microsoft Word».

Источники:
Учебники и методическая литература.

Сайты:
http://www.russofile.ru
http://www.litera.ru/stixiya/articles/18.html
http://www.kostyor.ru/biography/
http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12446&ob_no=12720
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/blok/

Ход урока:

Эпиграфы к уроку:
«Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту грозу, хотя их современники обыкновенно грозы не ждут. Душа поэта подобна приемнику, который собирает из воздуха и сосредоточивает в себе всю силу электричества».

А.Блок

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, -
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа... Ф.И.Тютчев

«Сегодня я – гений! «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью.” А. Блок

“Разрушая, мы всё те же рабы старого мира.” А. Блок

1.Слово учителя
Блок – величайший русский поэт начала ХХ века. Судьба России, великие исторические потрясения, которые выпали на ее долю в начале XX века, стали одной из главных тем его творчества. А. Блок в своем творчестве отразил предреволюционную и революционную эпоху. Блок – лиричный поэт. Он по-своему слышал, чувствовал и понимал тот мир, в котором ему пришлось жить. Он осознавал пророческую миссию поэта, могущего заглянуть в будущее, отобразив настоящее.
Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с помощью языковых средств воплотил это в поэме «Двенадцать».
Но сначала давайте вспомним основные историко-культурные и биографические события рубежа веков – конца 19-начла 20 века. Проверка домашнего задания:

2.Проект 1 группы «Символизм как литературное направление». Приложение 1 .
3.Проект 2 группы «Биография Блока» Приложение 2 .
4.Проект 3 группы «Блок и революция» Приложение 3 .
5. Работа над анализом произведения Блока «Двенадцать».

1.Слово учителя. Приложение 4
Многие литературоведы трактуют блоковскую поэму как гимн революции, гимн всё сметающей на пути и очищающей силе. Так ли однозначна трактовка поэмы? Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Попробуем разобраться в этом в течение урока, а если произведение вам понравиться, продолжим работу в проекте «Блок и революция».
Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки».

Блок рассказывал как-то, что он начал писать "Двенадцать" со слов, впоследствии вошедших в поэму:

Уж я ножичком
Полосну, полосну!..

Случайно ли именно эти слова первые возникли в сознании поэта, задумавшего написать поэму о революции?
- Каково значение названия поэмы? Почему именно 12? (В своей знаменитой книге "Десять дней, которые потрясли мир" Джон Рид писал: "Пикеты по двенадцать солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках…», 12 апостолов, 12 часов = роковой час судьбы, 12 месяцев в году = круг, 12 глав поэмы).

Какой конфликт лежит в основе произведения?(борьба старого и нового, борьба двух «миров».)
- Какова символика произведения?
А) Ветер, вьюга, снег - стихия, всемирный масштаб событий.
Б) Двенадцать красноармейцев .
В) Женщина – символ возрождения.
Г)Буржуй, барыня, поэт-вития – самые простые образы, представители старого мира.
Д) Пес безродный - символ старого мира.
Е) Иисус Христос.

А) Стихия – символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; 12 апостолов революционной идеи обещают «раздуть мировой пожар», разыгрывается вьюга.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

С первых строчек подсознательно возникает ощущение опасности, когда «на всём божьем свете» человеку трудно удержаться на ногах, ведь есть сила, выбивающая его их привычной, размеренной жизни. Тяжесть такого времени подтверждают и следующие слова:

Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок…скользит.

Но эта стихия одинакова ко всем:Ветер веселый

И зол и рад….
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
"Вся власть Учредительному собранию"...

Символично, что во время бури

Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Люди становятся бесчувственными к чужому горю.

А рядом с постоянным блоковским цветовым эпитетом – мотив ненависти.

Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...

Таково ощущение времени, таково ощущение революции.

Б) Как раскрываются образы 12 красноармейцев?

1. Блок нисколько не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. С одной стороны, это люди, видящие свой высокий революционный долг борьбе в невидимым врагом (“Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!”) и готовые его исполнить. С другой - в их психологии отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

2 глава. В их описании Блок достаточно прям:

В зубах - цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет (ромб нашивался каторжанам)

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

"Свобода без креста" - в их устах это звучит как разгульный, разбойничий клич. За ним кроется развязанность рук для всего, о чем вчера еще только в мечтах помыслить могли, отрешение от принудительно навязанных "правил".

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

Сколько раз во 2 главе звучит рефрен Эх, эх, без креста! ?(3 раза)

Это случайность? Или так он хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси?Двенадцать красногвардейцев пробираются сквозь лютую вьюгу; они "ко всему готовы", настороженны; их ведет вперед инстинкт, но они еще толком не представляют себе до конца весь смысл своей борьбы, своего "державного шага" в будущее.

Не звучат ли насмешливо слова красноармейцев, которые в «рваном пальтишке», но с австрийским ружьём в руках:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

При этом красноармейцы подсознательно или по привычке обращаются к Господу.

4,5,6 главы.

Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейшем с ними столкновении?
(Не без зависти думают они о тепле и кабаке, в котором обретаются Ванька с Катькой. При столкновении с Ванькой, в героях проявляется не только зависть к его беспечальному житью, к его лихости и удачливости, но и месть за измену товарищам, их общему, пусть даже неясно представляемому, делу).

Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?

Что", Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!..

Убийство Катьки воспринимается ими как революционное возмездие, как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них. Друзья Петьки недовольны им за то, что он слишком бурно предается своему горю и дорогим воспоминаниям, они не дают ему задуматься над своим поступком, «душу наизнанку» вывернуть.

7 глава. Скорбь Петрухи является помехой красногвардейцам.

Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

- Может ли что-нибудь быть «потяжеле» убийства человека?

- А как ведёт себя Петруха? ("у бедного убийцы не видать совсем лица", он прячет свою растерянность от товарищей. После убийства перед нами выступает лицо человека любящего, оскорбленного, страдающего. За ухарской бравадой обнаружилась запрятанная личная драма. Понятно, что человеческие ценности не совсем потеряны в этом человеке. Может, этим объясняются слова в конце 8 главы: « Упокой, господи, душу рабы твоея...Скучно!» возможно, принадлежавшие Петрухе)

Как вы думаете, какое слово пропустил Блок в словах Петруши?

Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах! (Жизнь Катьки? Свою душу?)

В поэме поднимается проблема соотношения революции и личности, о жертвах, которые человек приносит революции. Блок как будто заглянул в недалёкое будущее.

А как вы думаете, можно ли переступить через жизнь человека ради достижения каких-либо целей? А что говорит по этому поводу христианское учение?

11 глава. И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Случайно ли у Блока в конце многоточие? (ожидание чего-то страшного от того, кому ничего в этом мире не жаль?..)

Вывод: свобода нарушать Христовы заповеди, а именно – убивать - трансформируются в стихию вседозволенности. В крови 12 дозорных – «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй. На протяжении всей поэмы красноармейцы идут «без креста» в душе, без веры, без Бога.

В) Женщина – символ возрождения.

Как показана Катька? Можем ли мы увидеть её внешность? (найдём строчки)

Как вы думаете, как очутилась Катька "на краю"? У Блока есть стихотворение «Перед судом»:

Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь...
Но ведь я немного по-другому,
Чем иные, знаю жизнь твою,
Более, чем судьям, мне знакомо,
Как ты очутилась на краю.

Помнишь, Катя, офицера -
Не ушел он от ножа...

Голос самого поэта, чувствующего вину всего общества перед этой судьбой, сливается в оплакивании Катьки голосом Петрухи.
Вывод: любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Убивая Катьку, патруль убивает будущее.

Г) Образы представителей старого мира.
- Совершается исторический акт – рушится старый мир, но какой мир идёт ему навстречу? (Может быть, мир ещё большего насилия?)
- Есть ли в поэме зримые (да и незримые) враги у красноармейцев? Можно ли считать Катьку или её кавалера врагами?
- Как представлены образы представителей старого мира? Найдите строчки о старушке Зачитайте их.Нет ничего плохого в том, что старушка радеет о бесполезности плаката, из которого для бедных детей можно cшить столько одежды.
- Найдите строчки о писателе-витии. Прочитайте.Оратясь к одному из эпиграфов поэмы, мы увидим, как сам Блок видит миссию поэта (и писателя) – это человек, видящий дальше и больше обычных людей. И если писатель говорит: «Погибла Россия!», значит, он почувствовал то, что не смогли почувствовать другие. Он не может говорить громко, чтобы его услышали все, он говорит вполголоса, ведь наступила хоть и пролетарская, но диктатура.
-Можно ли в образе попа увидеть заклятого врага пролетариата? Страшён ли он?
- Найдите упоминания о буржуе.Ассоциациативно автор связывает буржуя с воробышком, а не с хищной птицей. Нарисуем себе картину, которую можно представить по строчкам о буржуе: он не просто упрятал нос в воротник (ему холодно здесь, как и всем), он как голодный пёс, он безмолвен (так же безмолвны будут и все те, кого вели на расстрел при сталинском правлении), буржуй стоит как вопрос, он растерян, оглушён. А что такое представляет собой перекрёсток, если его изобразить графически? Крест. Этот крест будет нести и бывший буржуй.

Вывод: в поэме Блока врагов у 12 красноармейцев практически нет. На смену старому миру грядёт новый, новые люди и мировоззрения. Но лучше ли они оказываются в действительности?

Д) Пес безродный - символ старого мира.
- Многие литературоведы говорят о скрытой в образе пса угрозе новому строю. Давайте попробуем, найдя и проанализировав строчки поэмы и псе, понять, так ли это утверждение однозначно.

Можно ли за этими описаниями увидеть угрожающий, злой, ненавидящий старый мир? Ведь пса можно и палкой отогнать, а если накормить, то он станет верным дворнягой.

Почему в конце поэмы пёс не отстал от красноармейцев, а так и следовал за ними, хотя его зло прогоняли?(Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!)

Вывод: нельзя построить что-то на пустыре, не имея корней, основы. Нельзя старый мир «разрушить до основания» и построить новый мир, чтобы тот, «кто был никем» стал всем. История страны, какой бы она ни была – часть нашей любви к Родине.

Е) Иисус Христос.

Какое отношение имеет Христос к содержанию поэмы?

Чтобы понять это, сначала обратимся к истории написания произведения.

В 1904-1906 гг. Блок, увлечённый борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдёт «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. Но уже в 1918 году появляется новый мотив в его творчестве, воплощённый в образе Христа – мотив вселенской целесообразности, разумности, высшего начала.

Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки» («Он (Иисус)идет с ними, а надо, чтобы шел Другой», т.е. Антихрист, – запись от 20 февраля 1918). Другими словами, изначально было бы правомернее рядом с шествующим патрулём изобразить не покидающего их Антихриста. В тех же дневниковых записях мы читаем: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа…»

Кто на протяжении поэмы обращается к Божьему началу?

Каково отношение к Богу у красноармейцев?

Они не будут ни в чём разбираться, а откроют сразу пальбу. И кто попадёт в эту перестрелку – неважно (ср. случайное убийство Катьки)

Почему Иисус ходит беглым шагом, хоронясь за все дома? (Те, кто не верит в Него – ни видят. Неверующие – слепы)

Можно ли назвать дозорных и Христа антиподами?

Почему Блок изобразил Христа идущего не рядом с ними, а впереди них? Играет ли эта деталь какую-либо роль?

Двенадцать идут «державным шагом» вдаль. Какое значение имеет это пространственное измерение у Блока? (даль – справедливое, светлое будущее)

27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что всё происходящее – от падения религии…»

Можно ли сказать, что в своей поэме Блок обозначил для революционеров перспективу – грядущую веру в Христовы заповеди?

Бойцы проходят путь от свободы «без креста» к истинной свободе – с Христом. И эта метаморфоза происходит помимо их воли, так как это проявление высшего начала. Эти герои обрели друг друга (вспомним историю – Иисус был с теми, кому плохо). В образе Христа заключены идеи:

искупление Христом очередного кровавого греха людей прощения.

6. Вывод . Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.
В концепции поэмы сказались противоречия мировоззрения Блока, с одной стороны человека, желающего верить в новое, созидательное, с другой стороны гражданина, человека творческого, мыслящего, имеющего в своей основе нравственные начала русского народа, вечные ценности христианства. Отсюда и неприятие старого и неприятие нового, антигуманного, могущего переступить через любого человека, сделать несчастным и безучастным к страданиям ближнего.И только тогда достигается мировая гармония, когда переступившие через кровь придут к вере, христианским заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям.

7. Домашнее задание.
Заключительная строфа поэмы породила множество споров не только со смысловой точки зрения, но и сточки зрения синтаксического анализа.

Попробуйте сделать анализ синтаксиса этого предложения, от которого будет зависеть ваша интерпретация строфы: кто же идёт с красным флагом – кто-то впереди или Иисус Христос(обратите внимание на знак препинания после слова флагом )? Докажите свою точку зрения с помощью подстановки других знаков препинания.

Найдите в дополнительных источниках информации другую, отличную от этой интерпретацию поэмы. Подготовьте сообщение о том, какая точка зрения близка вам?

На основе своего суждения ответьте на вопрос урока: «Поэма «Двенадцать» - гимн революции?»

Заполните лист экспресс-диагностики.

Тезисы Да Нет
1. Мысли, прозвучавшие на уроке, противоречат моим прежним представлениям.
2. Понравилась такая интерпретация блоковской поэмы.
3.Узнал много нового и интересного о жизни и творчестве А.Блока.
4.Хочу узнать подробнее о творчестве Блока.
5. Знакомство с этой поэмой может повлиять на мое мировоззрение.
6. Хочу поучаствовать в создании проекта по творчеству А.Блока.

Top