Католический храм святой екатерины. Костёл Святой Екатерины


Приход Святой Екатерины Александрийской - самый большой и старейший из сохранившихся до наших дней католических храмов России. Еще Петр Великий, желая привлечь иностранцев в Петербург, желал, чтобы все живущие в городе христиане могли молиться в храмах своих конфессий. Петр I даже собирался назвать Невский проспект "Рю де Толеранс", что означает "улица веротерпимости".

Он хотел, чтобы на "прошпекте" находились, среди прочих, и католический костел, и лютеранская церковь, и православный собор. Появление в центре города католического прихода, по замыслу Петра, должно было стать первым шагом к осуществлению этого замысла. Датой основания церкви Святой Екатерины Александрийской принято считать 1716 год, когда было принято решение о возведении в Петербурге католического храма. Однако строительные работы начались значительно позднее, в сентябре 1738 года, после того как императрица Анна Иоанновна подписала указ о выделении на Невской перспективе места для возведения католического костела.

Проектирование храма было поручено итальянскому архитектору Д. Трезини, но вскоре после начала работ он вынужден был уехать на родину. С 1762 года ответственным за строительство церкви был назначен зодчий Ж.-Б. Валлен-Деламот, но и он не смог довести строительство храма до конца. Костел достраивался уже при императрице Екатерине Великой: возобновившиеся по ее указу работы возглавил архитектор А. Ринальди, а на последнем этапе строительства его сменил зодчий Минчиачи. И только в 1782 году храм, наконец, был готов.

7 октября 1783 года состоялось торжественное освящение церкви, названной в честь святой Екатерины Александрийской - мученицы, считавшейся небесной покровительницей Екатерины Великой. Над главным входом в храм высечена дата его освящения и надпись из Евангелия:
"Дом мой домом молитвы наречется".

Здание церкви Святой Екатерины Александрийской имеет в плане форму латинского креста и достигает 42 метров в высоту. Главный фасад, оформленный в виде арочного портала, украшен колоннами и парапетом, на которых размещены фигуры четырех евангелистов и ангелов, держащих крест. Храм способен вместить до 2 000 человек.

В 1798 году в храме были торжественно захоронены останки последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, который перед смертью год жил в Петербурге. В 1938 году по просьбе польского правительства его останки были перевезены в усыпальницу родового поместья Понятовских в Волчине. Коме того, в храме Святой Екатерины Александрийской до 1922 года было погребено тело другого польского короля - Станислава Лещинского, впоследствии тоже перезахороненное.

До сих пор в подземной части церкви находится гробница Виктора Моро - французского генерала армии Наполеона, перешедшего на сторону России во время Отечественной войны 1812 года. Известна церковь Святой Екатерины и тем, что в ней в январе 1837 года состоялось бракосочетание Ж. Дантеса и Е. Гончаровой, сестры супруги русского поэта А. Пушкина. В этом же храме венчался архитектор О. Монферран, автор Исаакиевского собора и Александровской колонны и здесь же его отпевали в 1858 году.

После революции 1917 года судьба церкви Святой Екатерины Александрийской сложилась трагически: храм был закрыт для богослужений и разграблен, а многие священнослужители арестованы, высланы из страны или расстреляны за "противодействие изъятию церковных ценностей из храма и контрреволюционную пропаганду, ведущую к ослаблению пролетарской диктатуры".


Костёл Св. Екатерины


Доходные дома костёла Св. Екатерины.

Здание церкви долгое время использовалось в качестве склада, а потом в нем разместился филиал Ленинградской филармонии. Несколько раз храм горел: в 1947 году пострадали деревянные элементы декора и орган, а в 1984 году разбушевавшийся огонь практически полностью уничтожил интерьер церкви, включая мраморные детали.


Церковь св. Екатерины


Булла К. К., Богослужение в римско-католическом соборе святой Екатерины в связи с приездом депутатов Первой Государственной думы, избранных от польских губерний. апрель 1906 г.


Неизвестный художник, Внутренний вид римско-католической церкви святой Екатерины. сер. XIX в..
По рисунку И. И. Шарлеманя


Тимм В. Ф., Благодарственное молебствование в католической церкви Святой Екатерины. 1858.

На литографии запечатлён благодарственный молебен по случаю спасения французского императора Наполеона III после третьего покушения, организованного итальянскими революционерами в январе 1858 года.

В феврале 1992 года храм Святой Екатерины Александрийской был возвращен верующим, начались реставрационные работы, заработала воскресная школа. Церкви были возвращены те немногие реликвии, которые удалось сохранить. Одной из них стало распятие, чудом спасенное в 1938 году прихожанкой Софьей Степулковской.


Беггров К. П., Костёл святой Екатерины на Невском проспекте. 1830-е годы.

11 мая 2003 года состоялось торжественное открытие церкви Святой Екатерины Александрийской. Сегодня многонациональный приход храма на Невском проспекте насчитывает около 500 человек.

Католический костел находится недалеко от метро и примечателен тем, что перед ним всегда много художников, продающих и выставляющих свои картины.

Делабард. Вид церкви св.Екатерины в 1830-х гг.


Шарлемань И. И., Костёл Св. Екатерины на Невском проспекте. 1854 год.

Показан костёл Святой Екатерины с ещё не перестроенными домами при нём (справа и слева от храма). Ещё не заложены галереи первых этажей. В настоящее время дома имеют пять, а не три этажа.



Шарлемань И. И., Вид на Католическую церковь (костёл св. Екатерины) и Михайловскую улицу. 1850-е годы.

Литография Л. Ж. Жакотте и Г. Л. Ретаме с оригинала И. И. Шарлеманя. Издание Дациаро, Москва - Санкт-Петербург. Отпечатано в мастерской Ж. Р. Лемерсье, Париж. 1850-е годы.
Михайловская уица изображена до перестройки зданий гостиницы "Европейская" в 1910 году. Дома при Костёле Святой Екатерины ещё трёхэтажные.

Историческая справка

1716 г. - официальная дата основания прихода Святой Екатерины Александрийской.
1738 г. - императрица Анна Иоанновна подписала указ о выделении на Невском проспекте места для возведения католического храма.
1763-1783 гг. - строительство церкви Святой Екатерины Александрийской.
Февраль 1798 г. - по указу императора Павла I в храме были погребены останки последнего польского короля Станислава Августа Понятовского (перезахоронен в 1938 г.).
1829 г. - в храме состоялось венчание архитектора О. Монферрана.
Январь 1837 г. - в храме состоялось венчания Ж. Дантеса и Е. Гончаровой.
1858 г. - в храме состоялось отпевание О. Монферрана.
1938 г. - храм был закрыт для богослужений и разорен.
1947 г. - пожар уничтожил часть интерьеров церкви Святой Екатерины Александрийской.
Конец 1970-х гг. - здание храма было передано Ленинградской филармонии.
14 февраля 1984 г. - сильный пожар практически полностью уничтожил интерьер храма.
Февраль 1992 г. - было принято решение о возвращении католического храма верующим.
11 мая 2003 г. - после долгой реставрации приход Святой Екатерины Александрийской был торжественно открыт.


Церковь Святой Екатерины на Невском проспекте. 1825 XIX в.


Александров П. А., Католическая церковь в Петербурге. 1827

Барт И. В., Католическая церковь св. Екатерины на Невском проспекте. 1819-1820.

Легенды и мифы

Екатерина Александрийская - почитаемая святая, которая, наряду с Марией Магдалиной, является покровительницей Доминиканского ордена. По преданию, Екатерина Александрийская была среди святых, чей голос слышала Жанна Д"Арк.

В 1739 году по указу императрицы Анны Иоанновны для храма было выделено место на Невском проспекте. За работу над проектом взялся архитектор Пьетро Антонио Трезини. За время возведения этой церкви Трезини успел стать главным архитектором Петербурга и построить несколько православных храмов в Петербурге, но храм Святой Екатерины не закончил. В 1751 году (к этому времени сменилось еще два правителя, к власти пришла Елизавета Петровна) Трезини уехал из России в Италию. В правление Петра III стройка стояла. И лишь при Екатерине II, сумевшей прервать череду дворцовых переворотов и удерживать власть в течение 34 лет, работы были возобновлены и закончены уже третьей командой архитекторов. Благодаря щедрому пожертвованию баварского купца Пирлинга итальянским архитекторам Антонио Ринальди и Минчиани удалось наконец завершить строительство.

Спустя 45 лет после начала стройки, в 1783 году, папский нунций Джованни Аркетти торжественно освятил храм, получивший имя святой великомученицы Екатерины Александрийской, небесной покровительницы императрицы Екатерины II. Храм в стиле классицизма был увенчан монументальным куполом и имел в плане традиционную форму латинского креста. Длина его достигала 44 метров, высота «42 метров, что смотрелось внушительно по меркам той эпохи. Над входом были начертаны слова из Евангелия: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Матфей, 21).

Внешняя скромность фасада, выкрашенного в традиционный для Петербурга желтый цвет, контрастировала с роскошью внутреннего убранства. Главной достопримечательностью храма стал престол из цветного мрамора, дар от жителей итальянского Ливорно. Престол также украшали резные деревянные скульптуры и живописные полотна, одно из которых, «Мистическое обручение святой Екатерины», было подарено самой императрицей. Традиционный для католических храмов орган считался одним из лучших в Европе.

По обеим сторонам храма построили два трехэтажных дома для его служителей. В одном из них открылась школа для юных католиков. Войны, которая вела Россия, в том числе и с католическими странами, странным образом влияли не на сокращение, а наоборот, на расширение паствы. Большинство прихожан храма составляли жившие в столице поляки, переселившиеся в российскую столицу после раздела Польши в 1772 году, также храм посещали французы, немцы, итальянцы. Но были среди католиков и русские. Почти все они принимали католичество из стремления к оригинальности или из протеста против самодержавия: считалось, что оно тесно связано с православной верой.

Знаменитые прихожане

Среди прихожан в разное время числились такие известные люди того времени, как княгиня Зинаида Волконская, Петр Чаадаев, декабрист Михаил Лунин. Здесь же венчались Жорж Дантес и Екатерина Гончарова. Для многих видных деятелей XVIII-XIX веков в силу разных причин храм стал усыпальницей. Здесь были похоронены последний король Польши Станислав-Август Понятовский (ныне его прах перевезен в Варшаву) и французский генерал Жан Виктор Моро, соперник Наполеона. Изгнанный с родины французским императором, он перешел на русскую службу и погиб под Дрезденом, сражаясь со своими соотечественниками. Его гробница находится в крипте храма. А в 1858 году здесь отпели Огюста Монферрана, архитектора знаменитого Исаакиевского собора. На протяжении всей истории приход храма неустанно рос. Если при Петре I паству составляли несколько сотен прихожан, то в начале XIX века их было около 7000, а перед революцией 1917 года - уже 30 тысяч, что не мало. Особенно, если учесть, что в наши дни храм посещает около 1000 человек.

Любопытная особенность, связанная с храмом, заключается в том, что управители храма сменялись, подобно монархам на российском престоле. Вначале приход принадлежал францисканцам, но ловкий иезуит Габриэль Грубер в 1800 году убедил императора Павла I передать храм своему ордену. Грубер успешно проповедовал в Петербурге католичество и даже выдвинул проект объединения западной и восточной церквей, но в 1805 году погиб во время пожара в своем доме. Ходили слухи, что это было убийство: Грубер вел тайную переписку с Наполеоном и погиб буквально недели за две до создания антинаполеоновской коалиции. Через десять лет деятельность иезуитов запретили в столицах, а еще через пять лет их и вовсе выслали из России. Императору Александру I не нравился переход некоторых представителей аристократических семей в католицизм.

Храм Святой Екатерины передали ордену доминиканцев. Николай I не раз его посещал и делал щедрые подарки, в том числе серебряную дароносицу, усыпанную бриллиантами и сапфирами. При нем рядом с храмом было выстроено еще одно здание, где позже открылась женская гимназия с интернатом, в котором преподавала сестра Урсула (Юлия Ледуховская), причисленная позже к лику святых. Она приехала в Санкт-Петербург по приглашению настоятеля храма Константина Будкевича.

Храм в послереволюционное время

После революции Католическая церковь, как и другие конфессии, подверглась притеснениям. Академия и гимназии были закрыты, принадлежащие храму здания конфискованы. В 1923 году ГПУ арестовало Константина Будкевича и еще нескольких священников, обвинив их в сопротивлении советской власти. Громкое «дело ксендзов» завершилось расстрелом Будкевича и отправкой остальных обвиняемых на Соловки. Позже многие прихожане храма, в первую очередь, поляки, также были репрессированы.

В 1938 году храм Святой Екатерины постановлением Верховного Совета СССР был закрыт «в рамках борьбы с религией». Все, что находилось внутри - картины, статуи, книги, - просто выбросили на улицу. В здании разместили склад, а после войны передали его Ленинградской филармонии для устройства концертного зала. В 1947 году при пожаре погиб орган. История храма, сделав виток, вернулась к началу - к стройке. Которая так же, как и несколько столетий назад, больше напоминала муку.

Многолетний ремонт в 1984 году вновь был «завершен» пожаром, окончательно уничтожившим убранство храма. Несколько лет Невский проспект «украшало» обгорелое здание с окнами, забитыми фанерой. Только в 1992-м, после смены трех правителей страны, земля и здание храма были возвращены Католической церкви. Уже осенью был освящен временный алтарь, открылись воскресная школа и центр катехизации. Однако прошло еще 16 лет (за которые президенты сменились дважды), прежде чем строительные работы над главным зданием были полностью закончены в 2008 году. Убранство храма теперь значительно скромнее: восстановить уничтоженные произведения живописи и прикладного искусства невозможно.

Восстановление храма, включенного в список культурного наследия, продолжается, а его служители и прихожане, как и прежде, принимают в нем активное участие.

* А за забором - внутри этого внутреннего двора - вот такой чудесный ухоженный дворик-садик с детской площадкой и статуей Мадонны (справа).

Вход в этот дворик, как я поняла, только из двери в дворовом корпусе (дверь за кадром справа), и гуляют здесь, похоже, только ученики

Воскресной школы при церкви. А в начале 1980-х здесь заливали каток, и я через эту дверь водила дочку на занятия фигурным катанием. А ещё

Раньше это был двор ремесленного училища, а до того, вероятно, двор одной из школ при костёле, в корпусе слева. А справа и прямо - окна

Жилых помещений.(бывших монашеских келий). Там и сейчас ещё осталось несколько жилых квартир, насколько мне известно. (Irinfa 10.2017)

В конце 1970-х гг. храм передали в ведение Ленинградской филармонии для организации органного зала. Был сделан проект приспособления храма, поставлены леса. Но работы затянулись. А в 1984 г. сильный пожар разрушил все внутреннее убранство здания.

1992 - храм возвратили Католической церкви, начался ремонт и реставрация

1998 - после реставрации открыта часовня Божией Матери

2000 - освящена алтарная часть храма

2003 - открыт трансепт и вход с Невского проспекта

2008 - отреставрирован и освящен главный неф храма

Восстановленный интерьер производит удивительное впечатление.

Лишенное прежних росписей, витражей, мраморных алтарей и других утраченных деталей обстановки пространство воспринимается особенно цельно и ясно. Обращает на себя внимание правый алтарь трансепта. На стене зондажом оставлен только его силует и некоторые сохранившиеся после пожара камни. А на фоне голого кирпича повешено старинное распятие, спасенное во время закрытия храма в 1938 г. прихожанкой Софьей Степулковской.

Подробно об истории храма можно прочесть в книге искусствоведа и реставратора Ромуальды Ханковской "Храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге", СПб, 2001. (добавил - )

По проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота на аттике над центральной частью фасада предполагалось установить скульптурную группу из двух ангелов, поддерживающих крест, а на фланкирующих башенках - статуи святых. Арх. А. Ринальди завершил здание прямоугольным аттиком на котором были установлены скульптуры четырёх Евангелистов - Св. Иоанна, Св. Луки, Св. Матфея и Св. Марка, а по центральной оси - скульптурная композиция «Поклонение Кресту». Эта композиция перекликается с решением, предложенным Ж.-Б. Валлен-Деламотом, однако отличается большей композиционной завершённостью. Скульптуры выполнены из белого мрамора. Композиция «Поклонение Кресту» состоит из двух коленопреклонённых ангелов, один из которых держит крест, и двух херувимов у основания креста. Крест стальной кованый с позолоченной облицовкой из цветного металла (медь). Скульптуры Евангелистов размещены попарно над углами ризалитов главного фасада. Авторство и время выполнения статуй не определены. Они были установлены одновременно, вероятно, в 1799-1780 годах при устройстве стропил и возведении купола храма, однако художественное решение центральной группы и фигур четырёх Евангелистов различно. Композиция «Поклонение Кресту» выполнена в характере барокко, стилистика скульптур Евангелистов позволяет отнести их к эпохе классицизма

(сайт Благовест-инфо blagovest-info.ru 14.12.2017)

"Украшавшие храм статуи предположительно итальянской работы, - рассказала представитель храма Анастасия Медведева. - Они были изготовлены во второй половине XVIII в. и с тех пор ни разу не покидали крышу нашей базилики. Не были сняты после закрытия церкви, пережили блокаду, устояли при пожаре, зимой и летом глядя с 24-метровой высоты на главную улицу города. За прошедшие века мраморные евангелисты и ангелы серьезно пострадали от времени и климата. Ангелочки лишились пальцев рук и ног, перьев на крыльях, сгладились черты лиц и детали одеяний евангелистов, а у апостола Иоанна оказалась утраченной кисть правой руки."

(из статьи Оксаны Ермошиной "Крышу базилики на Невском проспекте покинули ангелы", "Вечерний Петербург" №186 (25455) от 12.10.2015)

В 2014 г. для решения вопроса о копировании скульптур был созван реставрационный совет с участием специалистов КГИОП, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, члены которого единодушно пришли к выводу, что дальнейшее пребывание подлинных скульптур на открытом воздухе невозможно, поскольку деструкция мрамора увеличивается вследствие влияния климата и агрессивной атмосферной среды.

Все основные параметры скульптур (высота, ширина, толщина), а также все нюансы авторской пластики и даже выветренность исторического камня перешли в копии. Для того чтобы избежать передачи значительных дефектов поверхности и многочисленных утрат с поверхности оригинала была применена так называемая «двойная формовка». Работы выполняли специалисты ООО «РМ «Наследие».

Копии скульптур святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна начали устанавливать на аттик храма 14 декабря 2017 г. На следующий день намечался монтаж на аттик центральной скульптурной группы «Поклонение Кресту»

(сайт КГИОП kgiop.gov.spb.ru 14.12.2017)

Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527


Top