Лабораторная работа млекопитающие. Общая характеристика класса млекопитающих

Как среди растений есть наиболее приспособленная господствующая группа - Покрытосеменные, так и среди животных есть организмы, которые отличаются более высокой специализацией в строении внешних и внутренних органов. В данной статье рассмотрим особенности их строения, развития, размножения и классификацию.

Класс млекопитающие: общая характеристика

Характеристика млекопитающих включает в себя обозначение всех их особенностей, которыми они обладают. Во-первых, это самые высоко приспособленные животные, которые сумели расселиться по всей планете. Они встречаются везде: в экваториальных полосах, степях, пустынях и даже в водах Антарктиды.

Такое широкое расселение по планете объясняется тем, что внутреннее строение млекопитающих имеет свои преимущества и особенности, которые будут рассмотрены позже. Внешность их также не осталась неизменной. Множество приспособительных видоизменений претерпевают практически все части тела, когда речь заходит о каком-либо конкретном представителе.

Кроме того, поведение данного класса животных также является самым высокоорганизованным и сложным. Об этом говорит и тот факт, что одним из отрядов млекопитающих считается Человек разумный.

Более высокое развитие головного мозга позволило людям возвыситься над всеми другими существами. Сегодня млекопитающие играют огромную роль в жизни человека. Они являются для него:

  • источником питания;
  • тягловой силой;
  • домашними животными;
  • источником лабораторного материала;
  • сельскохозяйственные рабочие.

Характеристика млекопитающих дается согласно многочисленным исследованиям разных наук. Но главная из них именуется териология ("териос" - зверь).

Классификация млекопитающих

Существуют различные варианты объединения различных видов в группы. Но многообразие представителей слишком велико, чтобы можно было остановиться на каком-то едином варианте. Поэтому любая классификация может быть дополнена, исправлена и заменена на другую.

На сегодняшний день насчитывается около 5,5 тысячи видов млекопитающих, из которых на территории нашей страны обитает 380 видов. Все это многообразие объединяется в 27 отрядов. Группы млекопитающих следующие:

  • однопроходные;
  • опоссумы;
  • ценолесты;
  • микробиотерии;
  • сумчатые;
  • бандикуты;
  • двурезцовые;
  • прыгунчики;
  • златокротовые;
  • трубкозубы;
  • даманы;
  • хоботные;
  • сирены;
  • муравьеды;
  • броненосцы;
  • зайцеобразные;
  • грызуны;
  • тупайи;
  • шерстокрылы;
  • обезьяны;
  • насекомоядные;
  • рукокрылые;
  • непарнокопытные;
  • парнокопытные;
  • китообразные;
  • хищные;
  • панголины.

Все это населяет все среды жизни, распространяется на всех территориях, независимо от климата. Также сюда не включены вымершие организмы, так как вместе с ними число млекопитающих составляет около 20 тысяч видов.

Внешнее строение млекопитающих

Как уже говорилось, помимо высокой организации внутри, млекопитающие имеют и явные снаружи. Таких признаков можно выделить несколько основных.

  1. Наличие обязательного гладкого или шероховатого шерстного покрова (в случае человека волосяного).
  2. Образования эпидермиса, выполняющие защитную функцию - рога, копыта, когти, волосы, ресницы, брови.
  3. Наличие кожных желез: сальных и потовых.
  4. Семь позвонков в составе шейного отдела позвоночного столба.
  5. Семенники в форме овала.
  6. Живорождение как способ воспроизводства потомства, а затем забота о нем.
  7. Наличие молочных желез для вскармливания детенышей, чем и объясняется название класса.
  8. Постоянная температура тела или гомойотермия - теплокровность.
  9. Наличие диафрагмы.
  10. Дифференцированные зубы различного строения и типов.

Таким образом, внешнее строение млекопитающих явно имеет свои особенности. По их совокупности можно идентифицировать место особи в Однако, как всегда, существуют и исключения. Например, грызун землекоп не имеет постоянной температуры тела и относится к холоднокровным. А утконосы неспособны к живорождению, хотя и являются первозверями.

Скелет и его особенности

Строение скелета млекопитающих может по праву считаться их отличительной особенностью. Ведь только у них он четко разделяется на пять основных отделов:

  • череп;
  • грудная клетка;
  • позвоночник;
  • пояс нижних и верхних конечностей;
  • конечности.

При этом позвоночный столб также имеет свои особенности. В него входит:

  • шейный;
  • грудной;
  • поясничный;
  • крестцовый отделы.

Череп по размерам намного крупнее, чем у всех остальных представителей животного мира. Это говорит о более высокой организации мозговой деятельности, разуме, поведении и эмоциях. Нижняя челюсть прикреплена к черепу подвижно, кроме того в строении лица имеется одна скуловая кость.

Строение скелета млекопитающих особенно еще и тем, что позвоночник состоит из плацетальных (то есть плоских) позвонков. Такого явления больше нет ни у одного представителя фауны. Кроме того, спинной мозг располагается внутри столба прямым тяжем, а его серое вещество имеет форму "бабочки".

Конечности, а вернее, их скелет, неодинаковы по количеству пальцев, длине кости и прочим параметрам. Это объясняется приспособлением к определенному образу жизни. Поэтому такие подробности скелета следует изучать для каждого конкретного представителя.

То, что располагается внутри животного организма и составляет его сущность, является самой главной частью всей особи. Именно внутреннее строение млекопитающих позволяет им занимать господствующее положение на суше и на море. Все эти особенности заключаются в строении и функционировании каждого органа, а затем, и в целом всего организма.

Вообще ничего исключительного в их строении не наблюдается. Общие принципы сохраняются. Просто некоторые органы достигли своего максимального развития, что и наложило общий отпечаток на совершенство класса.

Самая объемная тема для изучения - строение млекопитающих. Таблица поэтому будет лучшим вариантом отразить общую системную организацию внутреннего устройства животных этого класса. В ней можно отразить состав органов, основные системы и выполняемые ими функции.

Строение и функции систем внутренних органов млекопитающего
Система органов Органы, ее составляющие Выполняемые функции
Пищеварительная Ротовая полость с языком и зубами, пищевод, желудок, кишечник и пищеварительные железы Захват и измельчение пищи, проталкивание во внутреннюю среду и полное переваривание до простых молекул
Дыхательная Трахея, гортань, бронхи, легкие, полость носа Газообмен с окружающей средой, насыщение кислородом всех органов и тканей
Кровеносная Сердце, кровеносные сосуды, артерии, аорта, капилляры и вены Осуществление кровообращения
Нервная Спинной, головной мозг и отходящие от них нервы, нервные клетки Обеспечение иннервации, раздражимость, ответная реакция на все воздействия
Опорно-двигательная Скелет, состоящий из костей и мышцы, которые к ним крепятся Обеспечение постоянной формы тела, движения, опоры
Выделительная Почки, мочеточники, мочевой пузырь Выведение жидких продуктов метаболизма
Эндокринная Железы внешней, внутренней и смешанной секреции Регуляция работы всего организма и многих внутренних процессов (рост, развитие, образование жидкостей)
Репродуктивная система Включает наружные и внутренние половые органы, участвующие в оплодотворении и формировании плода Размножение
Органы чувств Анализаторы: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, осязательный, вестибулярный Обеспечение ориентации в пространстве, приспособление к окружающему миру

Система кровообращения

Особенности строения млекопитающих заключаются в наличии четырехкамерного сердца. Это происходит благодаря формированию полной перегородки. Именно этот факт стоит во главе того, что данные животные теплокровные, имеют постоянную температуру тела и гомеостаз внутренней среды организма в целом.

Нервная система

Головной и спинной мозг, их строение и функционирование - это особенности строения млекопитающих. Ведь ни одно животное не способно испытывать столько эмоций, сколько они. Природа наделила их способностью мыслить, запоминать, думать, принимать решения, быстро и правильно реагировать на опасности.

Если же говорить о человеке, то здесь вообще сложно передать весь объем превосходства разума. Животные обладают инстинктами, интуицией, которые помогают им жить. Все это контролируется именно головным мозгом, совместно с другими системами.

Пищеварительная система

Внутреннее строение млекопитающих позволяет им не только приспосабливаться к условиям жизни, но и выбирать себе пищу. Так, у жвачных животных особое строение желудка, которое позволяет им перерабатывать траву практически беспрерывно.

Строение зубного аппарата также сильно варьируется в зависимости от типа питания. У травоядных преобладают резцы, а у хищных явно выражены клыки. Все это особенности пищеварительной системы. Кроме того, у каждого вида вырабатывается свой набор пищеварительных ферментов для облегчения и эффективности в усвоении пищи.

Система органов выделения

Внутренние органы млекопитающих, которые принимают участие в выведении жидких продуктов метаболизма, устроены по одному принципу. Почки перерабатывают огромный объем жидкости и формируют фильтрат - мочу. Она по мочеточникам выделяется в мочевой пузырь, который при наполнении опорожняется в окружающую среду.

Эндокринная система

Все внутреннее строение млекопитающих едино и согласованно в своей работе. Однако существуют две системы, которые являются координаторами и регуляторами для всех остальных. Это:

  • нервная;
  • эндокринная.

Если первая делает это посредством нервных импульсов и раздражений, то вторая орудует гормонами. Эти химические соединения имеют огромную силу. Практически все процессы роста, развития, созревания, выработки эмоций, выделение продуктов желез, обменные механизмы - это результат работы именно этой системы. Она включает в себя такие важные органы, как:

  • надпочечники;
  • щитовидная железа;
  • вилочковая железа;
  • гипофиз;
  • гипоталамус и прочие.

Органы чувств

Размножение и развитие млекопитающих, их ориентация в окружающем мире, приспособленческие реакции - все это было бы невозможным без Какие анализаторы их составляют, мы уже указывали в таблице. Хочется лишь подчеркнуть важность и высокий уровень развития каждого из них.

Органы зрения развиты очень хорошо, хотя и не так остро, как у птиц. Слух - это очень важный анализатор. Для хищников и их жертв это - основа и залог успешной жизни. Львиный рык жертва может услышать, находясь на несколько километров от него.

Помогает быстро менять положение тела, двигаться и ощущать комфорт при любых поворотах организма. Обоняние также служит залогом сытого дня. Ведь своих жертв большинство хищников чувствует по запаху.

Размножение и особенности развития млекопитающих

Размножение и развитие млекопитающих происходит по всем общепринятым принципам. Самки и самцы имеют для спаривания и процесса оплодотворения. После этого женская особь вынашивает детеныша и воспроизводит его на свет. Однако дальше и начинается отличие млекопитающих от всех других, более низкоорганизованных особей. Они заботятся о своем потомстве, вводя их во взрослую и самостоятельную жизнь.

Число детенышей не так велико, поэтому каждый из них получает заботу, ласку и любовь от родителей. Человек, как вершина развития в животном мире, также демонстрирует высокую степень материнского инстинкта.

Внешне млекопитающие очень разнообразны, их строение тела зависит от условий среды обитания и образа жизни. У млекопитающих имеется голова, шея, туловище с двумя парами конечностей и хвост. На голове есть рот, нос, глаза, уши. Рот у млекопитающих ограничен мягкими подвижными губами, которые в детстве участвуют в сосании молока, а позже в захвате пищи. Глаза предохраняют развитые веки. По их краям расположены ресницы. Мигательная перепонка у млекопитающих недоразвита.

В отличие от земноводных и пресмыкающихся конечности у млекопитающих располагаются под туловищем, поэтому оно приподнято над поверхностью земли.

Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. В ней находятся основания волос. Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы. Особо выделяют жёсткие длинные волосы - вибриссы. Как правило, вибриссы располагаются на голове (так называемые «усы» зверей), на нижней части шеи, на груди. Более подробно строение различных систем млекопитающих расмотрено в таблице ниже.

На рисунке ниже дано внешнее строение млекопитающих (на примере кролика)

Особенности строения млекопитающих

Строение млекопитающих

Особенности строения млекопитающих

Покровы тела

Кожа (прочная и эластичная, есть салные и потовые железы);

Волосяной покров (состоит из жестких остевых волос и мягких тонких волос подшерстка, вырастающих из волосяных луковиц в коже);

Когти, ногти или копыта на концах пальцев

1. Череп (мозговая часть и лицевая)

2. Позвоночник - 7 шейных позвонков; 12-15 грудных (к ним прикреплены ребра, соединенные спереди с грудиной, образуя грудную клетку), 2-9 поясничных позвонков, 3-4 крестцовых, хвостовые позвонки (количество зависит от длины хвоста)

3. Пояс передних конечностей (две лопатки и две ключицы)

4. Пояс задних конечностей (три пары сросшихся тазовых костей)

5. Скелеты конечностей (строение зависит от условий жизни)

1. Защита головного мозга, захват и измельчение пищи

2. Опора тела.

3. Связь передних конечностей с позвоночником.

4. Связь задних конечностей с позвоночником

Особенно развиты мышцы спины, поясов конечностей и конечностей.

Осуществление различных движений

Пищеварительная система

Ротовая полость (имеет зубы, язык, слюнные железы) --» глотка --> пищевод --> желудок --» кишечник (тонкий и толстый отделы и прямая кишка, в него впадают протоки поджелудочной железы и печени) --» анальное отверстие.

Измельчение, переваривание пищи, всасывание питательных веществ в кровь

Дыхательная система

Носовые полости, гортань, трахея, два легких. Дыхание с помощью диафрагмы.

Насыщение крови кислородом, удаление углекислого газа

Кровеносная система

Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения.

Обмен веществ клеток с кровью.

Выделение

Почки (по одной с каждой стороны тела) --» мочеточники (от каждой почки) --» мочевой пузырь (один) --» мочеиспускательный канал.

Удаление избытка воды и продуктов распада

Нервная система

1. Головной мозг - на больших полушариях переднего мозга есть кора с извилинами (связано с более сложным, чем у остальных животных, поведением); хорошо развит мозжечок (связано с координацией более сложных движений)

2. Спинной мозг.

Управление движениями, безусловные и условные рефлексы; восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

Степень развития каждого из органов чувств зависит от образа жизни животного.

Поведение

Сложное, легко формируются рефлексы, обеспечивая быстрое приспособление к меняющимся условиям среды

Размножение

Все раздельнополые, большинство (кроме яйцекладущих) вынашивают детенышей в особом органе - матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой (через пуповину).

Беременность - процесс внутриутробного развития зародыша.

Детенышей выкармливают молоком, образующимся в млечных железах (молоко - смесь белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды, необходимых детенышу).

Проявляют заботу о потомстве.

На рисунке ниже представлено внутреннее строение млекопитающих

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Лабораторная работа по теме: «Внешнее строение млекопитающих» Цель: Выявить особенности внешнего строения млекопитающих. Этап 1. (Ресурс 1). Ход работы: 99 Откройте ресурс Перед вами на рабочем столе оборудование: чучело собаки. 99 Рассмотрите чучело собаки. Для этого: 1. Стилусом или пальцем нажмите на нужную картинку 2. Используя кнопку в правом верхнем углу экрана, изучите чучело собаки с разных сторон. Какова форма тела собаки? Перечислите отделы тела собаки. По каким признакам собаку можно отличить от других позвоночных животных? Что вы знаете о покровах тела собаки. Рассмотрите голову собаки. Обратите внимание на рот. Какие зубы у собаки? Как расположены глаза у собаки? Что нового появляется во внешнем строении головы у собаки по сравнению с земноводными, пресмыкающимися и птицами? Какие еще органы чувств расположены на голове? Рассмотрите отделы конечностей. Сосчитайте число пальцев на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах? 9 9 Вернуться на рабочий стол вам поможет значок в правом нижнем углу экрана.

2 МОДУЛЬ 1 99 Проверь себя! В процессе работы вы должны были наблюдать следующее: голова уши туловище глаз нос рот шея конечности хвост В теле собаки вы можете различить такиеже же отделы, как у других позвоночных животных: голову, шею, туловище, хвост и две пары конечностей. Конечности имеют типичные для позвоночных отделы. Передние конечности состоят из плеча, предплечья, кисти. А задние из бедра, голени, стопы. Ноги располагаются под туловищем, а не по бокам, как у земноводных и пресмыкающихся. Следовательно, туловище приподнято над землей, что позволяет расширить возможности в использовании конечностей.

3 МОДУЛЬ 1 На голове хорошо различаются лицевой и черепной отделы. Спереди располагается ротовое отверстие, окруженное мягкими губами. На конце морды нос, покрытый голой кожей, с парой носовых отверстий. Ближе к боковым поверхностям головы расположены глаза, защищенные подвижными веками, по наружным краям которых находятся длинные ресницы. По бокам головы выступают крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону источника звука и позволяют направленно улавливать его. У большинства млекопитающих хорошо развит шерстный покров, защищающий организм от резких перепадов температур от охлаждения и перегрева. В шерсти различают более жесткие и длинные ости и короткие мягкие волоски, образующие подшерсток. Длинные жесткие волоски, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию, называются вибрисами. К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся когти, ногти, рога и копыта. Ответьте на вопросы задания 1 и запишите ответы в блокнот. Задание 1 Отделы тела собаки 1) голова, шея, туловище, конечности, хвостовая часть 2) голова, туловище, конечности 3) голова, туловище, конечности, хвостовая часть

4 МОДУЛЬ 1 голова верхняя челюсть нижняя челюсть плечо предплечье шея холка спина поясница круп бедро голень локоть пясть лапа скакательный сустав Глаза у млекопитающих: 1) имеют веки с ресницами 2) не имеют век 3) не имеют ресниц Конечности у млекопитающих в отличие от пресмыкающихся расположены: 1) по бокам тела 2) под туловищем 3) у одних по бокам тела, у других под туловищем Для млекопитающих характерны зубы: 1) все конической формы 2) только коренные 3) только клыки 4) резцы, клыки и коренные

5 МОДУЛЬ 1 Что нового появляется во внешнем строении головы у собаки по сравнению с земноводными, пресмыкающимися и птицами? 1) Глаза 2) Наружняя ушная раковина 3) Носовые ходы Ответьте на вопросы задания 2 и запишите ответы в блокнот. Задание 2 Сколько пальцев на передних и задних ногах собаки 1) Пять одинаковых 2) Четыре одинаковых и один редуцированный 3) Пять одинаковых и один редуцированный Какие образования имеются на пальцах собаки? 1) копыта 2) когти 3) хитин 4) ногти Перейдите к бланку маршрутного тестирования. Перенесите ответы на вопросы заданий 1 и 2 из блокнота в бланк маршрутного тестирования. Подготовьтесь к обсуждению.

6 Вопросы для обсуждения МОДУЛЬ 1 Во внешнем строении собаки можно выделить следующие признаки, характерные для всех млекопитающих. На голове располагаются, которые отсутствуют у других позвоночных. Зубы собаки. Конечности располагаются, в отличии от пресмыкающихся. На конечностях есть. Кожа собаки покрыта, который бывает двух типов.

7 МОДУЛЬ 1 ВЫВОДЫ Во внешнем строении собаки выделяются следующие особенности, характерные для большинства представителей класса млекопитающихся: 1) тело покрыто шерстью; 2) есть роговые образования когти; 3) появляется ушная раковина; 4) ноги располагаются под туловищем; 5) зубы дифференцированы; 6) глаза имеют веки. Перейдите к «Бланку ответов 1» итогового теста. Прочитайте вопросы части А итогового теста. Вносите ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом.

8 Часть А Итоговый тест. Внешнее строение млекопитающих При выполнении заданий А1 А5 поставьте точку в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. А1 А2 А3 А4 Укажите особенности внешнего строения, по которым млекопитающих можно отличить от других позвоночных. 1) Волосяной покров и разнообразные кожные железы 2) Голая кожа, покрытая слизью 3) Кожа с чешуей, покрытой слизью 4) Сухая, практически без желез кожа, с роговыми чешуями или щитками Три из четырех представленных слов объединены общим признаком. Одно слово не относится к этому признаку. Найдите его. 1) Рога 2) Хитин 3) Когти 4) Волосы Вибриссы это: 1) шерсть 2) подшерсток 3) усы 4) нервные окончания на подушечках пальцев Для млекопитающих характерны зубы: 1) только коренные 2) резцы, клыки и коренные 3) только клыки 4) все конической формы

9 А5 Что нового появляется во внешнем строении головы у собаки по сравнению с земноводными, пресмыкающимися и птицами? 1) Глаза 2) Среднее ухо 3) Наружная ушная раковина 4) Носовые ходы Перейдите к «Бланку ответов 2» итогового теста. Прочитайте вопросы части В итогового теста. Вносите ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом. Часть B При выполнении заданий В1 В2 запишите свой ответ рядом с номером задания. Ответ должен представлять собой последовательность цифр и (или) букв без пробелов и знаков препинания. В1 Установите соответствие между видом шерсти (a, b) и их описанием (1 2). Вид шерсти: a) подшерсток b) вибрисы Описание: 1) короткие мягкие волоски 2) длинные жесткие волоски Запишите буквы, а рядом нужные цифры.

10 В2 Какие утверждения верны для класса млекопитаюших? 1) Передние конечности состоят из бедра, голени и стопы. 2) Все млекопитающие покрыты шерстью. 3) Зубы делятся на резцы, клыки и коренные. 4) Ноги расположены по бокам от туловища. 5) Глаза имеют сросшиеся прозрачные веки. 6) Все млекопитающие имеют ушную раковину. Запишите три нужные цифры. Перейдите к «Бланку ответов 3» итогового теста. Прочитайте вопросы части С итогового теста. Вносите ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом. Часть С При выполнении заданий С1 С2 запишите краткий ответ. C1 C2 Какова цель работы? Какие выводы следуют из этой лабораторной работы? Перечислите признаки внешнего строения, характерные для млекопитающих.


ГЛАВА 11. Класс Земноводные Урок 44. Класс Земноводные, или Амфибии: общая характеристика. Среда обитания, внешнее строение и скелет земноводных. От какой группы животных произошли древние земноводные?

Урок 62 63. Многообразие млекопитающих В чём заключается особенность развития детенышей у большинства млекопитающих? Класс Млекопитающие разделяют на 2 подкласса (Первозвери и Настоящие звери), которые

7класс Банк заданий Биология база. Тема: «Земноводные» Задание 1 Класс Земноводные Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кожным дыханием, - 1) Земноводные 2) Хрящевые рыбы 3) Млекопитающие Пресмыкающиеся

Урок 60. Системы органов млекопитающих Каково строение сердца у птиц? Рассмотрим основные процессы жизнедеятельности млекопитающих и те системы органов, которые их обеспечивают. МОДУЛЬ 1 Маршрут 1 Прочитайте

ГЛАВА 7. Тип Членистоногие Урок 22. Тип Членистоногие: общая характеристика Что выполняет функцию скелета у круглых червей? Членистоногие это водные и сухопутные организмы, обладающие сегментированным

Урок 47. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии: общая характеристика. Среда обитания, внешнее строение и скелет Какая группа беспозвоночных в процессе эволюции приобрела признаки, позволившие ей выйти на

Примерные задания по Биологии 7класс. Погружение 4. 1. Трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у: 2. земноводных, 3. костных рыб, 4. пресмыкающихся, 5.

Г Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia) Тема: Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся Задание 9.1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы Рис. 51. Внешнее строение ящерицы прыткой

40. Класс Млекопитающие. Общая характеристика Класс Млекопитающие, или Звери, объединяет высших позвоночных животных, населяющих наземно воздушную, водную и почвенную среды обитания. Млекопитающие самые

Общий вид и тип конституции. Собака среднего и выше среднего роста, крепкого сухого типа конституции. Тип поведения. Уравновешенный, подвижный, с хорошо развитой ориентировочной реакцией. Злобность по

Тест по теме: «Земноводные» Задание 1 Выберите правильный ответ. 1. Земноводные обитают в а) пресных водоёмах; в) морях; б) морях и пресных водоёмах; г) пресных водоёмах и на суше. 2. К амфибиям не относится:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО МОРФОЛОГИИ С.-Х. ЖИВОТНЫХ для студентов 1 курса биотехнологического факультета по специальности «Зоотехния» 1. Понятие о морфологии и анатомии. Место анатомии среди других биологических

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ. Практический лист Тело лягушки подразделяется на голову, туловище, передние и более длинные задние конечности приспособление к движению прыжками. Шея внешне не

Тема: Млекопитающие 7класс Биология профиль 1. Чем отличаются млекопитающие от других позвоночных животных? А) Живорождением; Б) Теплокровностью В) Выкармливанием детенышей молоком; Г) Четырехкамерным

{loadposition soc_icons_yan} Страна происхождения: Россия. Дата публикации стандарта: 27.02.2003 года. Применение: Собака-компаньон. Классификация FCI: Группа 3-Терьеры. Секция 4- Комнатно-декоративные

Урок 27. Класс Насекомые: общая характеристика. Внешнее строение и мышечная система Как организована мышечная система у плоских, круглых и кольчатых червей? Класс Насекомые объединяет наиболее высокоорганизованных

Урок 23. Класс Ракообразные У представителей какого типа впервые появляется кровеносная система? Каково ее строение? Класс Ракообразные объединяет около 40 тыс. видов водных членистоногих, обитающих как

Урок 30. Классификация насекомых и особенности их развития В чем отличие прямого развития от развития с превращением (метаморфозом)? Для каких изученных ранее животных характерно развитие с превращением?

РУССКО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛАЙКА (стандарт породы). Общий вид и тип конституции. Собака среднего роста, сухого крепкого типа конституции. Тип поведения. Уравновешенный, подвижный, с хорошо развитой ориентировочной

Е. О. Сильванович, учитель биологии высшей категории СШ 1 г. Лепеля Тема. Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы млекопитающих (8 класс) Задачи: обеспечить усвоение знаний об особенностях строения

1. Млекопитающие У собаки: а) в шейном отделе семь позвонков; б) четырехкамерное сердце; в) в мочевом пузыре может происходить обратное всасывание воды в организм; г) внутреннее оплодотворение; д) развитие

Стандарт породы Вельш-корги-пемброк Родина: Великобритания Возникновение породы: XIX век Рост: 25 31 см Вес: 8 12 кг Характер: веселый, подвижный Обучение: легкое Уход за шерстью: минимальный Классификация

Экстерьер собаки Умелый отбор предназначенных для племенных целей животных является одним из важнейших факторов в деле разведения и улучшения служебных собак. Освоение ценнейших пород собак, имеющихся

25.06.2018 Стандарт МКФ N 331 KANGAL ÇÖBAN KOPEĞI Кангал чёбан копеи Кангальская овчарка ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Турция. ДАТА ПУБЛИКАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВУЮЩЕГО СТАНДАРТА: 15.06.2018 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ: Собака, используемая

Кто такие анамнии? Урок 40. Надкласс Рыбы: общая характеристика Рыбы наиболее древние первичноводные челюстноротые животные. Они обитают как в морских, так и в пресных водах. Это самая многочисленная группа

Утверждено Президиумом СОКО РКФ «_24_»_июля_2013 г Новая редакция, принятая Комиссией по стандартам РКФ 19.02.2013 Внесены изменения, утвержденные Президиумом РКФ 08.04.2015 СТАНДАРТ Чукотская ездовая

Урок 49. Многообразие и значение пресмыкающихся Каких премыкающихся Вы знаете? В современной фауне насчитывают около 7 тыс. видов рептилий. Ныне существующие пресмыкающиеся объединены в четыре отряда:

FCI-стандарт N 168/01.12.1997 ДЕНДИ ДИНМОНТ ТЕРЬЕР M.Davidson, illustr. Картинная Библиотека NKU Эта иллюстрация не обязательно показывает идеальный пример породы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Великобритания. ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Блок I. Определение строения и места обитания каждого объекта в группе «Дикие животные севера» I.1. «Белый медведь» Задание I.1.1. Рассмотри картинку. Назови животное. Покажи, где голова медведя (туловище,

Место человека в живой природе Составила Антонова М.С. - учитель биологии «Центра образования «Ступени» Основные антропологические особенности человека объемистый мозговой череп с высоким сводом, вертикально

Лабораторная работа по теме: «Действие слюны на крахмал» Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, расщепляющие крахмал. Выяснить, какие изменения происходят с крахмалом под действием ферментов слюны.

7 класс 1 вариант Часть А. Выберите правильный ответ 1. Нервная система хордовых животных 1)представляет собой трубку, расположенную на спинной стороне тела 2)представляет собой нервную цепочку, расположенную

Тема: Пресмыкающиеся 7класс Биология база Задание 1 Трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у: земноводных, костных рыб, пресмыкающихся, хрящевых рыб.

ГЛАВА 4. Тип Плоские черви Урок 15. Тип Плоские черви: общая характеристика и Класс Ресничные черви: белая планария Какая система впервые в эволюции появилась у кишечнополостных? Всё многообразие плоских

12.10.2018 / Стандарт МКФ N 361 SEGUGIO MAREMMANO Сегуджио Мареммано Мареммская гончая ПЕРЕВОД [с итальянского]: Д-р С.П. Марелли, Д-р Ф. Аснаги / официальный язык английский. ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Италия. ДАТА

2.лекция 2. Структура тела человека. Основные понятия Части тела. Области тела. Внутренние органы. Мышцы. Скелет. Полости тела: грудная., брюшная. Млекопитающие.. Тело человека имеет структуру, т. е. определенное

ПО БИОЛОГИИ КРАТКАЯ ТЕОРИЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ОРГАНЫ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ КОСТНЫЕ РЫБЫ ЗЕМНОВОДНЫЕ КЛАССЫ ПТИЦЫ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ЗРЕНИЯ ГЛАЗА ИМЕЮТ ШАРОВИДНЫЙ ХРУСТАЛИК И ПЛОСКУЮ РОГОВИЦУ. РАЗЛИЧАЮТ ФОРМУ И

FEDERATION CYNOLOGIQUE INTERNATIONALE (AISBL) SECRETARIAT GENERAL: 13, Place Albert 1 er B 6530 Thuin (Belgique) 19.01.2011/EN Стандарт FCI N 314 НИДЕРЛАНДСКИЙ КОЙКЕРХОНДЬЕ NEDERLANDSE KOOIKERHONDJE Данная

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский колледж искусств им. А.С. Даргомыжского» Рабочая программа дисциплины «Пластическая анатомия» ОД. 02.05 по специальностям

I.Легкие (меридиан парный) P. От подмышечной ямки выходит к передней внешней стороне руки, спускается к ямке локтевого сустава и по передней стороне предплечья выходит по передне-внутренней стороне к концу

Стандарт FCI N 185 / 18.04.2007 / GB Страна происхождения: Германия. Дата публикации действующего стандарта: 06.03.2007. Применение: Домашняя собака компаньон. КЛАССИФИКАЦИЯ FCI: Группа 2 Пинчеры и шнауцеры,

Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 7 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45минут.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. Герцена Использование

1 Частное учреждение образования «МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ» «ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ» Учебно-методический комплекс Минск Изд-во МИУ 2008 1 2 Автор-составитель М.Н. Мисюк, доцент кафедры юридической психологии

Тест по биологии Происхождение человека 8 класс 1 вариант 1. Способность к изготовлению орудий труда проявилась впервые в антропогенезе: 1) у дриопитеков; 2) у австралопитеков; 3) у гиббонов; 4) у питекантропов.

FEDERATION CYNOLOGIQUE INTERNATIONALE (AISBL) SECRETARIAT GENERAL: 13, Place Albert 1er B 6530 Thuin (Belgique) 16.02.2011/EN / FR / DE / ES СТАНДАРТ FCI 227 ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ ЯЗЫК ИГОРЯ ВЫГУЗОВА ЛХАСА

Разработка открытого урока по биологии Строение скелета человека МОУ СОШ 6 Учитель: Дербышова Наталья Геннадьевна Цель: сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека; на основании

ГЛАВА 8. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Урок 32. Пищеварительная система. Ротовая полость. Желудок Из каких классов химических веществ состоит наш организм? Каковы их функции? В ходе питания мы получаем разнообразные

1 02.03.2011 г. FCI-стандарт N 304 РУССКО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛАЙКА (Russko-Evropeïskaïa Laïka) Эта иллюстрация показывает не обязательно идеальный пример породы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Россия. ДАТА ПУБЛИКАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОГО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области Тема самообразования

Тест по биологии Класс Млекопитающие или Звери 7 класс 1 вариант Часть А А1. Поддержание постоянной температуры тела характерно для 1) ужа 2) ежа 3) жабы 4) черепахи А2. Для бобра характерен покров тела

Демонстрационный вариант Олимпиада по естествознанию 4 класс ЗИМНИЙ ОЛИМП Фамилия Имя Класс Часть I Задание 1 Загадка Угадайте, что за птица Света яркого боится, Клюв крючком, глаз пятачком Задание 2 Кого

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ САВАННА presentation by Patti Struck ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ Кошка породы саванна производит следующее впечатление: это крупное изящное животное худощавого телосложения с выразительными большими темными

СТАНДАРТ FCI 166 / 23.12.2010 / DE НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА ОСТЕВАЯ ШЕРСТЬ С ПОДШЕРСТКОМ ДЛИННАЯ ОСТЕВАЯ ШЕРСТЬ С ПОДШЕРСТКОМ 1 ПЕРЕВОД: Язык оригинала: немецкий. СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ: Германия ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Стандарт FCI 119 от 25.04.2001. GERMAN SHORTHAIRED POINTING DOG DEUTSCH KURZHAAR НЕМЕЦКИЙ КУРЦХААР Происхождение: Германия Дата публикации оригинальных стандартов: 25.10.2000 Использование: разносторонне

Утверждено постановлением Центрального правления Росохотрыболовсоюза от 25 февраля 2015 года 122 Лабрадор-ретривер (Российский стандарт) В начале XIX века с острова Ньфаунленд были завезены в Великобританию

09.02.2011/RUS FCI - Cтандарт 335 СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКА ПЕРЕВОД: Дмитрий Мещеряков, отредактированный Еленой Круценко. Повторенный Рене Спорр-Вилль / Оригинальная версия: (EN). Male Female СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ:

FCI-стандарт N 217 16. 09. 1996 г. БАВАРСКАЯ ГОРНАЯ ГОНЧАЯ (Другие названия: баварская следовая гончая, баварская ищейка по кровяному следу, баварская гончая по кровяному следу) (Bayerischer Gebirgsschweisshund)

ББК 28.6я72 С89 C89 Суматохин С.В. Биология: 8 класс: рабочая тетрадь 2 для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. М. : Вентана-Граф, 2016. 112 с. : ил. ISBN 978-5-360-07764-0

Конспект урока биологии 8 класс Учитель I квалификационной категории Соловьева Л.А. Тема урока: Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни,

1 Сходство человека с животными и отличие от них Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

Лабораторная работа 3 «Внешнее строение дождевого червя. Передвижение, раздражимость» Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя Оборудование: Ванночка, лист бумаги. Ход работы 1.Рассмотрите дождевого

ОГЭ по биологии 2019. Как научить правильно выполнять задание 28? Павел Михайлович Скворцов Автор Скворцов Павел Михайлович кандидат педагогических наук, доцент Почётный работник общего образования РФ

Определение гестационного возраста 1 В связи с тем, что выраженность поведенческих и неврологических признаков новорожденного зависит от степени созревания его ЦНС, определение гестационного возраста должно

БИОЛОГИЯ НОВОЕ ИЗДАНИЕ 8 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009

1 П Р О Е К Т ЛАБРАДОР-РЕТРИВЕР (Российский стандарт) В начале XIX века с острова Ньфаунленд были завезены в Великобританию лабрадоры-ретриверы, где они обрели чрезвычайную популярность как охотничьи собаки

2 Тибетский мастиф (Tibetan Mastiff) Стандарт породы Тибетский мастиф FCI 230/ 02.04.2004 СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ: Тибет ПАТРОНАЖ: FCI ДАТА ПУБЛИКАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ОРИГИНАЛА СТАНДАРТА: 24.03.2004 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ:

Тест по биологии Надкласс рыбы 7 класс 1 вариант Часть А А1. Тело костной рыбы окуня покрывает 1) чешуя 2) хитин 3) раковина 4) известковый налет А2. В теле окуня жаберные дуги крепятся 1) на ребрах 2)

Грудная клетка FCI No.39 Стандарт породы Общий вид Приземистая, сильная собака, компактная и активная, выглядит крепкой и выносливой. Не должна быть ни слишком низкой, ни с массивным костяком, ни грубой,

Урок 14. Отличительные признаки растений. Систематика растений Какие признаки характерны для всех живых организмов? Отличительные признаки растений. Растения живые организмы. Они дышат, питаются, размножаются,

СТАНДАРТ ПОРОДЫ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКАЯ ОВЧАРКА СТАНДАРТ УТВЕРЖДЕН ПРЕЗИДИУМОМ РКФ 03.04.2014 г. ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ РФ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКАЯ ОВЧАРКА новая редакция Данная иллюстрация не

I. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ Частный модуль УМИРАНИЕ И СМЕРТЬ. РАННИЕ И ПОЗДНИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ И ТРУПА НА МЕСТЕ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ Задача 1 в 10 ч 30 мин. Местом

Рассмотрите скелет млекопитающего. Найдите на нем череп, определите его форму, из каких костей состоит? Найдите на скелете позвоночник и рассмотрите его отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Рассмотрите шейный отдел позвоночника, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни млекопитающих. Найдите грудной отдел позвоночника, из чего он состоит? Найдите на скелете млекопитающего кости, со­ставляющие пояс передних конечностей.

Рассмотрите кости передних конечностей. Найдите пояс задних конечностей - таз; рассмотрите пояс задних конечностей на скелете птицы. Рассмотрите кости задних конечностей. Зарисуйте скелет млекопитающего

ВЫВОД: Скелет млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других наземных позвоночных животных: черепа, позвоночника, скелетов туловища, поясов и свободных конечностей. Кости млекопитающих прочные, многие срастаются вместе. Череп крупный, состоит из меньшего, чем у рептилий, числа костей, так как многие срастаются еще в эмбриональном периоде. Челюсти сильные, вооруженные зубами, которые находятся в углублениях - альвеолах. Позвоночник состоит из следующих пяти отделов: шейного (семь позвонков), грудного (двенадцать позвонков), поясничного (шесть-семь позвонков), крестцового (четыре слившихся позвонка) и хвостового отдела из разного числа позвонков у разных млекопитающих. Позвонки массивные, с уплощенными поверхностями тел. К позвонкам грудного отдела причленя-ются ребра, часть их соединяется с грудиной, образуя грудную клетку. Пояс передних конечностей состоит из парных ключиц и парных лопаток. Кора-коиды (вороньи кости) у большинства зверей редуцированы. У лошадей и собак, у которых ноги движутся только вдоль продольной оси тела, редуцированы и ключицы. Пояс задних конечностей (тазовый пояс) состоит из двух крупных тазовых костей. Каждая из них возникла при срастании лобковой, седалищной и подвздошной костей. Тазовые кости срастаются с крестцом. У млекопитающих сложная система мышц. Наиболее развиты мышцы, двигающие конечности. Они начинаются на костях поясов и прикрепляются к костям свободной конечности. Длинные сухожилия подходят к костям стопы и кисти, что обеспечивает хорошую подвижность конечностей, расширяя их приспособительные (адаптивные) возможности. Хорошо развиты межреберные дыхательные мышцы, сокращение которых поднимает и опускает грудную клетку. Есть мышцы, которые соединяются с кожей: например мимические мышцы, сокращение которых вызывает подергивание кожи, движение шерстного покрова, вибрисс. У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой - диафрагмой. Она широким куполом входит в грудную полость и прилегает к легким

Тема: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ НА ПРИМЕРЕ СОБАКИ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ».

Учитель биологии МКОУ Мирнинской СОШ

Задачи:

Образовательные: продолжить формировать познавательный интерес учащихся к изучению млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных животных; сформировать у учащихся знания об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих, о прогрессивных чертах организации млекопитающих, об особенностях органов полости млекопитающих; сформировать у учащихся специальные умения: распознавать млекопитающих среди других позвоночных животных; объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении; продолжать формировать у учащихся общеучебные умения: работать с текстом учебника, составлять план-конспект прочитанного, работать с рисунками учебника; использовать инструкцию к лабораторной работе и фиксировать результаты в тетради; организовывать свое рабочее место; работать с натуральным материалом.

Развивающие: продолжить формировать у учащихся личностные качества: память, биологическую речь при работе с биологическими понятиями, внимание, аккуратность при выполнении лабораторной работы, логику, самостоятельность при составлении плана-конспекта прочитанного; продолжать формировать у учащихся приемы логического мышления: анализ, синтез, сравнение при изучении прогрессивных черт млекопитающих, сравнивать, классифицировать, обобщать и делать выводы при выполнении лабораторной работы, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать относительный характер приспособленности; продолжить формировать поисковые и исследовательские умения и навыки.

Воспитательные: продолжать формировать научно-материалистическое мировоззрение на основе познаваемости мира, взаимосвязи органов и функций, выполняемыми ими, взаимосвязи строения со средой обитания, единстве живого мира; эстетическое воспитание на основе красоты животного мира; воспитывать интерес к изучению биологии, внимательность, взаимоуважение, коммуникабельность; продолжить формировать у учащихся активную позицию, уверенность в себе, в своих знаниях; экологическое на основе приспособленности строения млекопитающих со средой обитания; санитарно-гигиеническое на основе гигиенических знаний при проведении лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные: объяснение, беседа; наглядные: демонстрация ЦОР и иллюстраций; практические: распознавание и определение типов костей в скелете.

Оборудование и средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; чучела млекопитающих; таблицы, рисунки, фотографии млекопитающих; таблицы, рисунки, фотографии с изображением представителей всех классов позвоночных животных; чучела сусликов, белок, зайцев, кроликов, кротов, мышей; небольшие кусочки овчины и обработанного меха кролика, песца, нутрии, куницы, норки, нерпы; полые и костные рога копытных млекопитающих; схема строения млекопитающих; скелет кошки; влажный препарат «Вскрытая крыса»; муляж головного мозга млекопитающих; схемы «Круги кровообращения», «Строение головного мозга позвоночных животных»; компьютер; мультимедийная установка; набор ЦОР.

Ход урока:

I. Организация класса.

- Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Спасибо, садитесь, пожалуйста. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Ученики поднимают карточки (зелёная - хорошее, синяя - плохое, красная - тревожное). Если много синих и красных, то учитель предлагает релаксацию с закрытыми глазами под спокойную музыку.

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, дневник. Дежурные, раздайте карточки с тестом.

II. Проверка домашнего задания.

а) Фронтальная беседа.

1. Какой тип животных мы изучаем?

2. Какие классы относят к типу Хордовые?

3. Какие отряды класса Млекопитающих вам известны?

4. На основании, каких признаков этих животных относят к одному классу?

б) Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. Все млекопитающие - живородящие животные.

2. Млекопитающие выкармливают детенышей молоком.

3. У большинства видов млекопитающих имеется особый орган матка, а в ней развивается детское место - плацента.

4. Плацента слабо развита у однопроходных.

5. Млечные железы располагаются у всех млекопитающих на брюшной стороне тела.

6. Количество сосков равно количеству рождаемых детенышей.

7. У кенгуру новорожденный детеныш настолько слаб, что молоко впрыскивается ему в рот при сокращении особых мышц матери.

8. У утконоса млечные железы не имеют сосков и детеныши слизывают выделяемое ими молоко с поверхности кожи.

9. В поясе передних конечностей у большинства млекопитающих имеются такие же кости, как и у пресмыкающихся.

10. Млечные железы - своеобразное видоизменение сальных желез.

11. У всех млекопитающих хорошо развита забота о потомстве.

12. Утконосы живут только в Австралии и на о. Тасмания.

13. На брюшной стороне тела у самки утконоса образуется кожистая сумка, в которую она помещает отложенные яйца.

14. Ехидны ведут наземный образ жизни, а утконосы - полуводный.

15. Самки ехидн откладывают по одному яйцу.

16. Все сумчатые передвигаются прыжками.

17. В Австралии живут кенгуру, ведущие древесный образ жизни.

Правильные ответы: 2, 3, 7, 8, 11, 14, 15, 17.

В то время, когда учащиеся выполняют тест, учитель проверяет таблицу, которую учащиеся выполнили дома.

в) Проверка выполнения творческого задания.

г) А теперь внимание на доску. Здесь даны два задания под названием «Кто

лишний» ? В каждом задании написаны названия животных, относящиеся к одному отряду или классу, кроме одного. Ваша задача: назвать это лишнее животное, поместить его в свой класс или отряд, а также сказать к какому классу или отряду относятся все остальные животные.

Речной рак – представитель класса Членистоногие, а все остальные относятся к классу Млекопитающие.

– Почему к названию класса нельзя добавить частицу «ся»?

- Тогда название приобрело бы другой смысл - животные сами питаются молоком

Коала – лишнее животное, так как оно относится к сумчатым, а все остальные к однопроходным.

- Изученные отряды млекопитающих являются наиболее древними, поэтому в их строении сохранились признаки, присущие их предкам. Подавляющее большинство представителей отряда Плацентарные млекопитающие, составляющих основную часть ныне распространенных млекопитающих, отличаются некоторыми структурно-функциональными особенностями, изучение которых и составляют познавательную задачу урока.

III. Изучение нового материала.

1. Особенности внешнего строения плацентарных млекопитающих.

Млекопитающие в настоящее время завоевали все среды обитания: наземную, водную, воздушную, почвенную и наземно-водную.

Млекопитающие завоевали все области земли от Северного полюса до берегов Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, в воде, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах. Экологические типы млекопитающих определяются средой их обитания: водные и полуводные имеют обтекаемую рыбообразную форму тела, ласты или перепонки на лапах; живущие на открытой местности копытные имеют высокие стройные ноги, плотное туловище, длинную подвижную шею. Благодаря разнообразию приспособлений и необычайно широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.

Какие главные особенности обеспечили млекопитающим превосходство над другими животными?

Что объединяет в одну большую систематическую группу столь разнообразных животных?

Эти два важных вопроса друг с другом взаимосвязаны. Попробуем найти на них ответы. С этой целью выполним лабораторную работу «Изучение строения млекопитающих».

Тема: «Изучение внешнего строения млекопитающих».

Цель: изучить особенности внешнего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов позвоночных, продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: чучела млекопитающих, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотрите внешний облик млекопитающего. Найдите основные отделы тела: голову, шею, туловище, хвост и парные конечности. Обратите внимание на расположение конечностей под туловищем, поднимающих его над поверхностью земли. Какое значение для млекопитающих имеет такое расположение конечностей?

2. Найдите отделы конечностей, постарайтесь сосчитать количество пальцев на передних и задних ногах. Обратите внимание на когти, имеющиеся на пальцах ног. Какое значение они имеют для млекопитающих?

3. Осмотрите голову млекопитающего. Найдите ушные раковины, окружающие слуховой проход. Обратите внимание на подвижность ушных раковин. Какое значение это имеет для жизни млекопитающего? Найдите на морде млекопитающего (около носа, рта и глаз) чувствительные волосы – вибриссы. Обратите внимание на ресницы, расположенные на веках вокруг глаз. Какое значение для жизни млекопитающих имеют вибриссы и ресницы?

4. Изучите кожные покровы млекопитающих. Используя рисунок учебника «Строение кожного покрова млекопитающих», выясните, из каких слоев и образований состоит кожа. Какое значение имеют сальные и потовые железы, расположенные в коже? Обратите внимание на волосяной покров, состоящий из остевых волос и подшерстка. Какую роль в жизни млекопитающих выполняют остевые волосы и подшерсток?

5. Выясните, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли он? На каких участках тела волосяной покров отсутствует и почему?

6. Изучите разнообразие волосяного покрова млекопитающих. Рассмотрите кусочки овчины, меха различных пушных зверей. Проведите ладонью по направлению роста остевых волос и против. Что ощущаете? Волосяной покров каких зверей лишен остевых волос, а каких – подшерстка?

7. Обратите внимание на встречающиеся у некоторых млекопитающих производные кожи - рога. Какое значение они имеют в жизни этих зверей? Выясните, какие еще производные кожи встречаются у млекопитающих и каково их значение.

8. Сделайте в тетрадях вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.

https://pandia.ru/text/80/147/images/image005_9.png" width="43" height="54 src=">Конечности

Передние Задние

Типы шерсти

Вибриссы Ость Подпушь

Пахучие Сальные Потовые

Лицевой Черепной

Чем покрыто тело млекопитающих? Каково значение волосяного покрова в жизни этих животных? Какие отделы тела можно выделить у млекопитающих? Какие органы чувств расположены на голове? Каково их значение? Как расположены конечности по отношению к туловищу? Каково значение такого их расположения в жизнедеятельности млекопитающих? В чем состоит отличие расположения конечностей пресмыкающихся по отношению к телу? С чем, на ваш взгляд, связано изменение положения млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

Учитель поясняет и дополняет ответы учащихся.

Конечности млекопитающих, расположенные у большинства под туловищем, поднимающих его над поверхностью земли, обеспечивают быстроту передвижения. Число пальцев варьирует от пяти до одного. Сокращение числа пальцев или рудиментация крайних из них наблюдается у быстро бегающих видов, например копытных, тушканчиков. Сравнительно медленно перемещающиеся звери, например медведи, обезьяны, опираются при хождении на всю ладонь и ступню (стопоходящие виды); быстрые бегуны, например собаки, копытные, опираются только на пальцы (пальцеходящие виды).

Кожа, как и у других позвоночных, состоит из двух слоев: наружного - эпидермиса и внутреннего - кутиса, или собственно кожи. Эпидермис в свою очередь подразделяется на два слоя: глубинный, ростковый (иначе мальпигиев), состоящий из живых, делящихся клеток, и наружный, представленный постепенно отмирающими, в связи с роговым перерождением, клетками. Наиболее поверхностно расположенные клетки полностью ороговевают и слущиваются в виде мелкой перхоти или целых лоскутов (у некоторых тюленей). За счет деятельности эпидермиса у млекопитающих возникают такие его производные, как волосы, ногти, когти, копыта, рога (кроме оленьих), роговые чешуи и кожные железы. Собственно кожа сильно развита и состоит преимущественно из волокнистой ткани. Нижняя часть этого слоя рыхлая, и в ней откладывается жир - это так называемая подкожная жировая клетчатка. Собственно кожа особенно сильно развита у водных зверей - тюленей и китов, у которых она выполняет термоизолирующую роль и уменьшает плотность тела. Общая толщина кожи у разных видов млекопитающих различна. Как правило, у наземных обитателей холодных стран, имеющих пышный волосяной покров, она меньше. Есть разница и в прочности кожи. Встречается своеобразная кожная хвостовая аутотомия у мышей, тушканчиков и особенно у сонь. Кожный хвостовой футляр у них легко обрывается и соскальзывает с хвостовых позвонков, что дает возможность схваченному за хвост зверьку уйти от врага. Такое же биологическое значение имеет и очень тонкая, непрочная и бедная кровеносными сосудами кожа зайцев. Кожный покров млекопитающих имеет существенное терморегуляционное значение. Роль мехового покрова понятна, но нужно еще указать и на значение кожных кровеносных сосудов. При расширении их просветов, которые регулируются нервнорефлекторными механизмами, теплоотдача резко возрастает. Волосяной покров - наиболее характерное эпидермическое образование млекопитающих. Отсутствие его у некоторых видов (например, у китообразных) - явление вторичное. Хотя волос - производное эпидермиса, при развитии его зачаток - волосяная луковица - глубоко внедряется в толщу собственно кожи, образуя волосяную сумку. В дно волосяной луковицы вдается сосочек кориума с кровеносными сосудами и нервами. Это так называемый волосяной сосочек. Волосяной покров млекопитающих состоит из волос различного типа. Основными категориями их будут пуховые волосы, ость и чувствующие волосы, или вибриссы. У большинства видов преимущественное развитие получают пуховые волосы, формирующие подшерсток, или пух. Однако у некоторых животных, например оленей, кабанов, многих тюленей, подшерсток редуцирован, и волосяной покров состоит главным образом из остей. Наоборот, у подземных млекопитающих (крота, слепыша, цокора и др.) остевых волос почти нет. У большинства видов волосы на поверхности кожи распределяются неравномерно, собраны в пучки, состоящие из остевого волоса, вокруг которого расположено несколько пуховых (от двух до двухсот). Наблюдается периодическая смена волосяного покрова, или линька. У некоторых видов она бывает дважды в году - осенью и весной; таковы белки, некоторые зайцы, песцы, лисицы. У кротов бывает и третья, летняя линька. Суслики, сурки линяют один раз в году, в весенне-летнее время. У северных млекопитающих по сезонам меняется густота меха, а у некоторых и окраска. Так, у белки на 1 см2 на огузке летом бывает в среднем 4200 волос, а зимой - 8100. На зиму белеют горностаи, ласки, песцы, зайцы-беляки и некоторые другие. Особую категорию волос представляют вибриссы - очень длинные жесткие волосы, выполняющие осязательную функцию. Они расположены на голове, нижней части шеи, груди, а у некоторых лазающих (например, у белки) - и на брюхе. Видоизменениями волос являются щетина и иглы.

Кроме волос, на коже млекопитающих бывают роговые чешуи. Наиболее сильно они развиты у ящеров. Роговые чешуйки наблюдаются также на лапах (мышевидные грызуны) и на хвосте (мышевидные, бобр, выхухоль, некоторые сумчатые). Роговыми образованиями будут полые рога копытных, ногти, когти, копыта. Рога оленей также представляют придатки кожи, но развиваются они из кутиса и состоят из костного вещества.

В отличие от птиц и пресмыкающихся, кожа млекопитающих богата железами.

Перечислите железы, которые свойственны млекопитающим и охарактеризуйте их значение в жизни животных, просмотрев соответствующий фрагмент ЦОР (16, 17).

Учащиеся отвечают:

- Кожа млекопитающих богата железами – потовыми, сальными, млечными и пахучими. При испарении пота охлаждается тело, выделения сальных желез смазывает кожу и волосы, молоко содержит все необходимые для развития детенышей питательные вещества, выделение пахучих желез у одних животных служат для самозащиты (американский скунс , хорек), у других помогают особям разного пола находить друг друга (мускусные железы самцов кабарги, выхухоли, бобра). Выделения слезных мешков оленей и антилоп, а также копытных желез козлов служат для разыскивания особей одного вида.

Название класса Млекопитающие связано с функционированием млечных желез, продуктом секреции которых (молоком) они выкармливают своих детенышей.

2. Особенности строения скелета млекопитающих.

Давайте вспомним основные отделы позвоночных животных. Млекопитающие имеют тот же план строения.

На доске начерчена таблица, в первую графу которой учащиеся записывают отделы скелета, вторую графу заполняют, просмотрев соответствующий фрагмент ЦОР (18).

Отдел скелета

Из каких костей состоит

Два отдела: мозговой и лицевой с верхней и нижней челюстями.

Позвоночник

Состоит из позвонков. Отделы позвоночника: шейный (7), грудной (10 – 24), поясничный (2 – 9), крестцовый (1-9), хвостовой (4-46).

Пояс передних конечностей

Лопатки, ключицы (у некоторых ключиц нет)

Передняя конечность

Плечевая кость, кости предплечья (локтевая и лучевая), кости кисти

Пояс задних конечностей

Кости таза

Задняя конечность

Бедренная кость, кости голени (большая и малая берцовая) и кости стопы

Грудная клетка

Ребра, грудина

После выполнения работы организуется беседа.

Из каких отделов состоит скелет млекопитающих? У каких ранее изученных классов позвоночных животных имеются те же отделы? Какие характерные особенности имеются в скелете млекопитающих? С чем это связано?

Скелет млекопитающих состоит из крепких и прочных костей; череп включает мозговую и лицевую части, на челюстях имеются зубы; позвоночник состоит из подвижного шейного отдела (7 позвонков), грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов; имеют грудную клетку – защиту и опору внутренних органов; кости конечности расположены под туловищем, что содействует большей подвижности; скелет млекопитающих имеет более сложное строение по сравнению со скелетом пресмыкающихся.

3. Особенности внутреннего строения млекопитающих.

Млекопитающие характеризуются достаточно высокой и постоянной температурой тела, что позволяет отнести их к теплокровным животным. У песца, например, при температуре внешней среды до -600С температура тела равна 390С. О чем говорят эти данные?

Этой группе животных свойственен интенсивный обмен веществ.

Вспомните, что представляет собой обмен веществ. Из каких процессов он складывается? Какие вещества принимают участие в обменных процессах? С помощью каких систем органов они поступают в организм и выводятся за его пределы?

- Пищеварительная система отвечает за поступление в организм питательных веществ и дальнейшую их переработку. Чем быстрее и эффективнее идет процесс пищеварения, тем больше веществ поступает в кровь, а затем в ткани и клетки организма.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода, который расходуется в клетках при распаде и окислении веществ. Именно в таких реакциях выделяется большая часть энергии, которая тратится на работу внутренних органов, мышечную работу и выделение тепла, что обеспечивает сохранение температуры тела на высоком уровне.

Кровеносная система доставляет питательные вещества от органов пищеварения и кислород от легких к органам и тканям всего организма.

Предположим, какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих, какова их последовательность, зная, что млекопитающие это хордовые животные.

Какой должна быть дыхательная система, чтобы обеспечить поступление достаточного для теплокровности количества кислорода?

Предположите, какое строение имеет дыхательная система млекопитающих, сравнивая их с такими же высокоразвитыми животными, как птицы.

Какой тип кровеносной системы обеспечивает высокий уровень обмена веществ?

По какому классу животных мы можем об этом судить?

Таким образом, мы с вами построили модель внутреннего строения млекопитающих и выглядит она следующим образом (учитель раскрывает заранее подготовленную на доске схему).

Кровеносная система

сердце четырехкамерное

два круга кровообращения

Посмотрим еще раз на созданные нами схемы органов полости тела. Здесь мы видим общие черты строения систем внутренних органов в ряду: пресмыкающиеся – птицы – млекопитающие. А есть ли у них отличия и в чем они заключаются?

Используя влажный препарат «Вскрытая крыса», учитель называет и демонстрирует отдельные органы пищеварительной системы млекопитающих.

Рот окружен мясистыми губами, которые облегчают захват и удержание пищи. Между зубами и губами располагается преддверие рта. У грызунов и мартышек здесь находятся защечные мешки, в которых зверьки переносят пищу. Ее отрывают и пережевывают зубами, обильно смачивая слюной. Ферменты слюны воздействуют на сложные сахара, расщепляя их до более простых соединений. Пищевой комок проходит в глотку, пищевод и поступает в желудок. У большинства млекопитающих желудок простой, состоящий из одной камеры. В стенках его находятся железы, которые выделяют пищеварительные ферменты и кислоту. Они воздействуют на белки. У жвачных парнокопытных желудок сложный, состоящий из рубца, сетки, книжки и сычуга. Только последний отдел у них является собственно желудком. Предыдущие отделы служат для сбраживания пищи, где под влиянием простейших, бактерий и дрожжей происходит расщепление трудно перевариваемой клетчатки. Из рубца пища периодически отрыгивается, вновь пережевывается и смачивается слюной. У коровы за сутки выделяется до 50 л слюны. В кишечнике пища подвергается воздействию ферментов, выделяемых пищеварительными железами.

Чем отличается пищеварительная система зверей (млекопитающих) от пищеварительной системы птиц?

- В отличие от птиц, у млекопитающих нет зоба, нет клоаки. У зверей есть зубы, а у птиц – нет. У млекопитающих появляется прямая кишка. Непереваренные остатки пищи выходят через анальное отверстие. На границе между тонкой и толстой кишкой лежит слепая кишка – там происходит брожение и расщепление растительной клетчатки.

Дополнение к схеме: прямая кишка, анальное отверстие, слепая кишка.

Чем отличается пищеварительная система млекопитающих от пищеварительной системы пресмыкающихся?

- В отличие от пресмыкающихся, у млекопитающих зубы делятся на клыки, резцы, коренные, а у пресмыкающихся они одинаковые, недифференцированные. У пресмыкающихся так же, как у птиц, есть клоака, а у млекопитающих – прямая кишка и анальное отверстие. Только у одной группы, в которую входят ехидна и утконос, сохраняется клоака».

Дополнение к схеме: зубы (коренные, резцы, клыки), прямая кишка, анальное отверстие, слюна с ферментами.

Чем отличается дыхательная система зверей (млекопитающих) от дыхательной системы птиц? Найдите на рисунке в учебнике органы дыхательной системы и приготовьтесь показать их по таблице у доски.

- У птиц легкие представляют собой губчатые тела и содержат «перегородки». В легких млекопитающих бронхи ветвятся на большое количество еще более мелких ответвлений (бронхиол), которые заканчиваются пузырьками (альвеолами). Кроме того, в механизме дыхания участвуют не только межреберные мышцы, но и диафрагма.

Дополнение к схеме: альвеолы, диафрагма.

Вспомните, как устроено сердце рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц. Сколько кругов кровообращения имеют представители каждой группы.

Ответы учащихся учитель иллюстрирует схемами кровообращения на таблице «Кровеносная система позвоночных». Затем он знакомит учащихся с особенностями строения сердца млекопитающих и циркуляцией крови по двум кругам кровообращения.

Кровеносная система млекопитающих похожа на кровеносную систему птиц, но имеется не правая, а левая дуга аорты.

Сердце четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Оно разделено перегородкой на две половины: правую – венозную и левую – артериальную. Таким образом, у млекопитающих происходит полное разделение венозной и артериальной крови, что в значительной степени обеспечивает более совершенный обмен веществ у млекопитающих, чем у ранее изученных классов позвоночных. Большой круг начинается от левого желудочка, здесь берет начало левая дуга аорты, несущая насыщенную кислородом кровь к органам и тканям. От аорты отходят венечные артерии, питающие сердце. Венозная кровь от головы, туловища и конечностей вливается в правое предсердие через верхнюю и нижнюю полые вены, замыкающее большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения берет начало в правом желудочке легочной артерии, которое идет к легким. Из легких окисленная кровь возвращается в левое предсердие, где малый круг оканчивается.

Красные кровяные тельца (эритроциты) в сформированном состоянии лишены ядер.

Чем отличается кровеносная система зверей (млекопитающих) от кровеносной системы птиц? Найдите на рисунке органы (отделы) кровеносной системы и приготовьтесь показать их по таблице у доски.

- Главное различие кровеносной системы млекопитающих и птиц в том, что у птиц дуга аорты отходит вправо; левой дуги аорты нет. У млекопитающих же наоборот, нет правой, но есть левая дуга аорты. У пресмыкающихся есть и правая, и левая дуги аорты.

Дополнение к схеме: левая дуга аорты, эритроциты безъядерные, высокая кислородная емкость крови.

Каковы конечные продукты обмена веществ млекопитающих? Какие органы составляют выделительную систему млекопитающих? В чем отличие выделительной системы млекопитающих от выделительной системы птиц?

- Выделительная система п редставлена почками. Они расположены в тазовой области и представляют собою компактные тела. В почках из крови отфильтровываются продукты белкового обмена: мочевина и некоторые соли вместе с водой. По мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал удаляется наружу. У птиц нет мочевого пузыря. Мочевой пузырь открывается не в клоаку, а в мочеиспускательный канал, у птиц мочеточники открываются в клоаку.

Нервная система млекопитающих имеет более высокий уровень организации, чем у всех ранее изученных классов позвоночных животных. Используя таблицу «Схемы строения головного мозга позвоночных животных», вспомните название основных отделов головного мозга представителей ранее изученных классов позвоночных животных. Какие функции связаны с каждым из них?

Используя муляж головного мозга млекопитающих, учитель знакомит учащихся с особенностями его строения.

Центральная нервная система млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных. Наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария. Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток. У млекопитающих со сравнительно простым поведением (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведением, полушария имеют многочисленные извилины, складки и борозды, увеличивающие поверхность полушарий. Полушария переднего мозга прикрывают сверху промежуточный и средний мозг. Хорошо развит мозжечок, где находятся центры координации движений. Периферическая нервная система представлена двенадцатью черепно-мозговыми нервами и многочисленными нервами, отходящими от спинного мозга. Наиболее мощные нервные стволы отходят от спинного мозга к передним и задним конечностям. Из органов чувств наиболее развиты обоняние, слух, зрение. Хорошо развиты отделы мозга, связанные с обонятельным, слуховым и зрительным анализаторами.

Затем организует беседу по прослушанному материалу.

Какое строение имеет кора больших полушарий мозга? Какой вывод о поведении млекопитающих можно сделать на основе изучения строения головного мозга?

IV. Осмысление и первичное закрепление знаний.

Сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся.

У Пресмыкающихся: кожа лишена желез, 6 шейных позвонков; туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища; нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается; ячеистые лёгкие; низкий обмен веществ; непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.

В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

- Прогрессивные черты:

1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.

2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.

3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.

4. Появление шерстного покрова.

5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.

6. Возникновение альвеолярных лёгких.

Мы ответили с вами на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

- Да (ещё раз перечисляют прогрессивные черты).

Таким образом, Млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей самая прогрессивная группа животных.

V. Домашнее задание.

Изучите статью учебника «Класс Млекопитающие, или Звери» (до пункта «Многообразие млекопитающих»).

Решение биологических задач (желающим учащимся).

Задача №1

    В отличие от других позвоночных у млекопитающих имеется грудобрюшная мышца - диафрагма. Какую роль выполняет в организме этот орган?

Задача №2

    У большинства птиц на грудине имеется киль. Может ли быть такое образование на грудине млекопитающих? Если “да”, то у каких и в связи с чем он развит?

Задача №3

    У мелких зверьков (мыши, крысы, хори, ласки и др.) позвоночник отличается большой подвижностью, гибкостью. У крупных млекопитающих, например у копытных, все отделы позвоночника (кроме шейного и хвостового) малоподвижны. Как можно объяснить такое различие в строении позвоночника млекопитающих?

Задача №4

    Лошади, волки, собаки и ряд других млекопитающих при передвижении перемещают конечности вдоль оси своего тела. Имеются ли у них особенности в строении пояса передних конечностей? Если “да”, то какие?

Задача №5

    Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафы длинная. Чем определяются такие различия

Задача №6

    Суммарная дыхательная поверхность лёгких млекопитающих в 50-100 раз больше, чем поверхность кожи. Благодаря чему лёгкие этих позвоночных животных имеют большую дыхательную поверхность?

Опережающее задание для отдельных учащихся:

Подготовьте сообщение об особенностях организации и биологии представителей разных отрядов класса Млекопитающие.


Top