Общество как сложная динамическая система. Признаки общества как динамической системы
Человек - разумное существо. Он выбирает жильё, еду и куда приложить силы. Однако, бессмысленно иметь свободу выбора, если твой выбор никто не оценит.
Мы нуждаемся в обществе. Природа наделила нас неизменной чертой - жаждой общения. Благодаря этой особенности, мы думаем не только о себе. В рамках семьи или целой планеты, человек принимает решения ради общего прогресса. Благодаря жажде общения мы толкаем мир вперёд .
Стоило нашим предкам спуститься с пальмы, они столкнулись с возрастающей враждебностью природы. Маленький примат не мог победить мамонта. Естественной шкуры недостаточно, чтобы согреться зимой. Спать на открытом воздухе опасно втройне.
Зарождающееся сознание понимало - выжить можно только сообща . Праотцы создали примитивный язык, чтобы понимать друг друга. Они собирались в общины. Общины делили на касты. На охоту ходили сильные и бесстрашные. Потомство растили мягкие и понимающие. Лачуги строили умные и практичные. Уже тогда человек занимался тем, к чему предрасположен.
Но природа давала лишь грубое сырьё. Из одних камней нельзя построить город. Камнями тяжело убить животное. Пращуры учились обрабатывать материалы, чтобы эффективнее работать и дольше жить.
В широком определении общество - приручившая природу часть природы, использующая волю и сознание для выживания.
В группе мы можем не распыляться на поверхностные знания. У каждого из нас свои склонности. Профессиональный сантехник и за миллионную зарплату не станет с удовольствием выращивать бонсай - мозги у него заточены технически. Союз позволяет нам заниматься любимым делом, а остальное доверить другим.
Теперь мы понимаем узкое определение общества - осознанное собрание личностей для работы ради общей цели .
Общество как динамическая система
Мы — винтики в общественном механизме. Цели определяет не кто-то один. Они приходят как общие потребности. Общество за счёт сил отдельных его членов решает бесконечный поток проблем. Поиск решений заставляет общество становиться лучше и порождает новые сложные проблемы. Человечество строит само себя, что характеризует общество как динамичную систему, способную саморазвиваться.
У общества сложная динамическая структура. Как и любая система, оно состоит из подсистем. Подсистемы в группе делятся по сферам влияния . Социологи отмечают четыре подсистемы общества :
- Духовная - отвечает за культуру.
- Политическая - регулирует отношения законами.
- Социальная - кастовое разделение: нация, класс, социальный слой.
- Экономическая - производство и распределение благ.
Подсистемы - это системы по отношению к отдельным их членам. Они работают, только когда все элементы на месте. Как подсистемы, так и отдельные части неразрывно связаны. Без производства и регулирования духовная жизнь теряет смысл. Без человека другому жизнь не мила.
Общественная система непрерывно движется. Её приводят в движение подсистемы. Подсистемы двигаются за счёт элементов. Элементы делятся на:
- Материальные — заводы, жилища, ресурсы.
- Идеальные — ценности, идеалы, убеждения, традиции.
Материальные ценности больше характеризуют подсистемы, тогда как идеальные - человеческая черта. Человек - единственный неделимый элемент в общественной системе. У человека есть воля, стремления и убеждения.
Система работает благодаря общению - социальным отношениям . Социальные отношения — главное связующее звено между людьми и подсистемами.
Люди играют роли. В семье мы играем примерного отца. На работе от нас ждут беспрекословного подчинения. В кругу друзей мы - душа компании. Мы не выбираем роли. Их диктует нам общество.
У каждого человека не одна личность , а сразу несколько. Каждая личность по-своему себя ведёт в разных ситуациях. Вы ведь не можете ругать начальника так же, как ребёнка, верно?
У животных фиксированная социальная роль: если вожак «сказал», что ты будешь спать снизу и есть последним, так будет всю жизнь. И даже в другой стае особь никогда не сможет принять роль вожака.
Человек универсален. Каждый день мы надеваем десятки масок. Благодаря этому мы легко приспосабливаемся к различным ситуациям. Вы главный, в чём разбираетесь. Вы никогда не станете требовать подчинения у грамотного лидера. Великолепный механизм выживания!
Учёные делят социальные отношения:
- между отдельными личностями;
- внутри группы;
- между группами;
- локальные (внутри помещения);
- этнические (в рамках расы или нации);
- в пределах организации;
- институциональные (в границах социального института);
- внутри страны;
- международные.
Мы общаемся не только с кем хотим, но и по необходимости. Например, мы не хотим общаться с коллегой, но он сидит с нами в одном офисе. А работать мы должны. Поэтому отношения бывают :
- неформальные - с друзьями и близкими, которых мы сами выбрали;
- формализованные - с кем мы обязаны контактировать по необходимости.
Вы можете общаться с единомышленниками и с врагами. бывают:
- кооперативными - отношениями сотрудничества;
- конкурентными - противоборства.
Итоги
Общество - сложная динамичная система . Люди лишь однажды её запустили, и теперь она определяет каждый этап нашей жизни.
- гибкость - регулирует все сферы жизни, даже если они ещё не появились;
- подвижность - непрерывно меняется по необходимости;
- сложный отлаженный механизм из подсистем и элементов;
- самостоятельность - общество само создаёт условия для существования;
- взаимосвязь всех элементов;
- адекватная реакция на изменения.
Благодаря динамичному общественному механизму человек - самое живучее существо на планете. Ибо только человек меняет мир вокруг себя.
Видео
Из видео вы узнаете, что есть общество, его понятие и взаимосвязь человека и общества.
Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.
В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.
1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).
2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).
Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.
Существуют различные пути развития общества:
Эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);
Революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).
МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля , К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.
Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.
Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.
Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы , проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.
А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.
В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.
Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.
Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.
Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.
Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.
Вариант № 267118
ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.
Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель увидит результаты выполнения заданий части В и сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Что из приведённого ниже характеризует общество как динамичную систему?
1) наличие общественных отношений
2) самоорганизация и саморазвитие
3) наличие социальных институтов
4) поддержание связи с природой
Ответ:
Истинное знание, в отличие от ложного,
1) является результатом наблюдения
2) соответствует предмету познания
3) описывает предмет и явления
4) основывается на доверии к авторитету великих учёных
Ответ:
Современные общества отличает сложная структура, содержащая элементы разных типов обществ. Какой пример свидетельствует о присутствии в современном обществе черт традиционного общества?
1) создание сложных произведений элитарной культуры
2) развитие в обществе межконфессионального диалога
3) ограничение полномочий монархов конституциями
4) сохранение ручного производства у мастеров народных промыслов
Ответ:
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Главным «контролёром» человека в вопросах морали является его совесть.
Б. Демократическое государство обеспечивает соблюдение гражданами моральных норм путём применения законов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
К признакам рыночной экономической системы относится
1) централизованное принятие решений
2) директивное установление цен
3) частная собственность
4) низкий уровень социальной мобильности
Ответ:
Экономический кризис привёл к закрытию предприятий и росту безработицы во многих отраслях. Какой вид безработицы иллюстрируется этим примером?
1) структурная
2) фрикционная
3) циклическая
4) сезонная
Ответ:
Что относится к расходам государственного бюджета?
1) выплата процентов по банковским вкладам
2) выплата заработной платы работникам частных предприятий
3) налоги и сборы с граждан и фирм
4) содержание армии
Ответ:
На рисунке отражена ситуация на рынке кисломолочных продуктов (Р - цена товара, Q - количество товара). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса D переместилась в положение D1). Чем может объясняться подобное изменение?
1) снижением доходов потребителей
2) увеличением количества фирм-производителей
3) пропагандой здорового питания
4) снижением прибыли фирм-производителей
Ответ:
Верны ли следующие суждения о спросе и предложении?
А. Зависимость между спросом и предложением состоит в том, что предложение всегда растёт вслед за спросом.
Б. Спрос, как правило, падает вслед за падением предложения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
36 из 92 римских императоров достигли высокого общественного положения, поднявшись из низших социальных слоев. Это - пример
1) социальной структуры
2) горизонтальной социальной мобильности
3) социальной стратификации
4) вертикальной социальной мобильности
Ответ:
В стране Z был дважды проведён опрос общественного мнения по одной и той же проблеме. В 2002 г. предлагалось высказаться о проявлениях в обществе социальной несправедливости. Второй опрос состоялся после проведения в стране реформы избирательной системы и системы налогообложения в 2012 г. Результаты опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Какой вывод можно сделать на основе диаграммы?
1) Доля тех, кто отмечает, что сохраняется очень большой разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными, выросла.
2) Доля тех, кто считает, что отдельные социальные группы имеют привилегии, сократилась.
3) Доля тех, кто считает, что оппозиционные партии, выражающие интересы неимущих, не представлены в парламенте, осталась неизменной.
4) Четверть опрошенных испытали затруднения при опросе.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальная роль определяет модель поведения человека в той или иной ситуации.
Б. Исполнение социальной роли всегда совпадает с ролевым ожиданием.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Коммуникативный компонент политической системы включает в себя
1) ценностные ориентации и установки людей в политической области
2) связи между субъектами политики
3) программы политических партий
4) традиции и нормы политического поведения
Ответ:
Что отличает мажоритарную избирательную систему от пропорциональной?
1) Проводится предвыборная агитация.
2) Победителем на выборах является кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
4) Половина депутатов избирается по партийным спискам.
Ответ:
Какой пример иллюстрирует деятельность государства в политической сфере?
1) Комитет парламента по социальной политике внёс в текст законопроекта свои поправки.
3) Профсоюзный лидер выступил перед активистами профсоюза на региональной конференции.
4) Глава крупной корпорации подписал новый контракт с зарубежным партнёром.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии бывают правящими и оппозиционными.
Б. Политические партии бывают мажоритарными и пропорциональными.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Какова правильная последовательность принятия закона в РФ?
1) предложение закона Правительством - рассмотрение его Президентом - утверждение в Федеральном Собрании - опубликование
2) принятие законопроекта Государственной Думой - одобрение Советом Федерации - подписание Президентом - опубликование
3) предложение закона Президентом - утверждение Правительством - подписание главами палат Федерального Собрания - опубликование
4) рассмотрение законопроекта Президентом - обсуждение в Федеральном Собрании - подписание Правительством - опубликование
Ответ:
Какой орган призван осуществлять надзор над точным и единообразным исполнением законов на территории государства?
2) нотариат
3) прокуратура
4) адвокатура
Ответ:
Гражданин К. подал заявление в отдел внутренних дел об утере паспорта. Какой из отраслей права будет регулироваться возникшее правоотношение?
1) гражданским правом
2) государственным правом
3) уголовным правом
4) административным правом
Ответ:
Верны ли следующие суждения о гражданской дееспособности?
А. Гражданский кодекс РФ закрепляет наличие и объём дееспособности в зависимости от возраста.
Б. С момента рождения и до шести лет ребёнок считается полностью недееспособным.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Запишите термин, пропущенный в таблице.
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «демократия».
1) альтернативные выборы
2) гарантии свобод
3) парламентаризм
4) равноправие граждан
6) цензура
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и элементами статуса налогоплательщика: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА | |
A) Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию Б) Индивидуальный предприниматель присутствовал при проведении выездной налоговой проверки B) Гражданин потребовал возмещения в полном объёме убытков, причинённых незаконными действиями налоговых органов Г) Гражданин получил своевременный зачёт суммы, излишне взысканной в предыдущем году в качестве налога на транспортное средство Д) Гражданин уплатил налог на принадлежащий ему земельный участок | 2) обязанности |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) существенные преобразования, вводимые законным путём
2) смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений
3) постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов
4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей
5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В последние годы появились новые исследования, посвящённые изучению общества как системы. (Б) Некоторые из них имеют новаторский характер, освещая известные вопросы по-новому. (В) Но есть и такие публикации, которые не отвечают высоким научным требованиям. (Г) Закономерности развития общества отличаются по своему характеру от законов развития природы. (Д) Проблеме проявления социальных закономерностей в современном мире посвящена специальная монография.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Практика - это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной _______(А) в целях его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся __________(Б). По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является________(В) познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва - дерево, не даёт ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она_______(Г) познания. В-третьих, практика служит_______(Д), мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на______(Е) значение, на независимость от произвола и заблуждений».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Таможенные пошлины , налоги , акцизы , прогрессивная шкала , декларация .
Ответ:
Используя текст, ответьте на вопрос: для чего супруги, по мнению автора, заключают брачный договор? Какие три режима собственности супругов могут быть установлены брачным договором?
(по М. В. Антокольской) )
Какие два требования закона к заключению брачного договора упомянуты в тексте? Объясните, с чем связаны эти требования.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Основная правовая цель брачного договора - определение правового режима имущества супругов и их иных имущественных взаимоотношений на будущее время...
Брачный договор должен быть заключён в письменной форме и нотариально удостоверен. Несоблюдение требуемой законом формы влечёт недействительность брачного договора...
Основным элементом содержания брачного договора является установление правового режима супружеского имущества. Такой режим, определённый брачным договором, называется договорным режимом супружеского имущества. При создании договорного режима супругам предоставлены весьма широкие права. Они вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Например, в договоре можно предусмотреть, что все сделки свыше определённой суммы будут совершаться каждым из супругов только с письменного согласия другого. Возможно исключение из состава общности некоторых видов имущества, например пенсий или пособий, предметов профессиональной деятельности, дополнительных доходов, драгоценностей, предметов, используемых для хобби...
Режим раздельности в самом общем виде предусматривает, что имущество, приобретённое в браке каждым из супругов, будет принадлежать этому супругу.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав. Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения супругов; между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей. Это связано с тем, что в брачный договор могут включаться только те права и обязанности, которые в случае неисполнения могут быть осуществлены принудительно. Обязанности, имеющие чисто личный характер, принудительно осуществлены быть не могут.
Брачный договор не может также содержать условия, направленные на ограничение права нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение алиментов. Применительно к брачному договору предусмотрено ещё одно специфическое ограничение: брачный договор не должен ставить одного из супругов в крайне неблагоприятное положение.
(по М. В. Антокольской) )
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Приведите два примера ситуаций, которые определяются брачным договором, и два примера ситуаций, которые не могут им регулироваться.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Основная правовая цель брачного договора - определение правового режима имущества супругов и их иных имущественных взаимоотношений на будущее время...
Брачный договор должен быть заключён в письменной форме и нотариально удостоверен. Несоблюдение требуемой законом формы влечёт недействительность брачного договора...
Основным элементом содержания брачного договора является установление правового режима супружеского имущества. Такой режим, определённый брачным договором, называется договорным режимом супружеского имущества. При создании договорного режима супругам предоставлены весьма широкие права. Они вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Например, в договоре можно предусмотреть, что все сделки свыше определённой суммы будут совершаться каждым из супругов только с письменного согласия другого. Возможно исключение из состава общности некоторых видов имущества, например пенсий или пособий, предметов профессиональной деятельности, дополнительных доходов, драгоценностей, предметов, используемых для хобби...
Режим раздельности в самом общем виде предусматривает, что имущество, приобретённое в браке каждым из супругов, будет принадлежать этому супругу.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав. Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения супругов; между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей. Это связано с тем, что в брачный договор могут включаться только те права и обязанности, которые в случае неисполнения могут быть осуществлены принудительно. Обязанности, имеющие чисто личный характер, принудительно осуществлены быть не могут.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Основная правовая цель брачного договора - определение правового режима имущества супругов и их иных имущественных взаимоотношений на будущее время...
Брачный договор должен быть заключён в письменной форме и нотариально удостоверен. Несоблюдение требуемой законом формы влечёт недействительность брачного договора...
Основным элементом содержания брачного договора является установление правового режима супружеского имущества. Такой режим, определённый брачным договором, называется договорным режимом супружеского имущества. При создании договорного режима супругам предоставлены весьма широкие права. Они вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Например, в договоре можно предусмотреть, что все сделки свыше определённой суммы будут совершаться каждым из супругов только с письменного согласия другого. Возможно исключение из состава общности некоторых видов имущества, например пенсий или пособий, предметов профессиональной деятельности, дополнительных доходов, драгоценностей, предметов, используемых для хобби...
Режим раздельности в самом общем виде предусматривает, что имущество, приобретённое в браке каждым из супругов, будет принадлежать этому супругу.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав. Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения супругов; между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей. Это связано с тем, что в брачный договор могут включаться только те права и обязанности, которые в случае неисполнения могут быть осуществлены принудительно. Обязанности, имеющие чисто личный характер, принудительно осуществлены быть не могут.
В семье Н. нет чёткого разделения домашних обязанностей на мужские и женские. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать. Каждый вечер все члены семьи собираются вместе, рассказывают о событиях дня, обсуждают возникшие проблемы. К какому типу можно отнести семью Н.? Укажите два признака, по которым Вы это определили, и назовите любой признак семьи этого типа, не указанный в условии задания.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
С9.1 Философия: «Уверенность в существовании внешнего мира, независимого от познающего субъекта, лежит в основе всего учения о природе». (А. Эйнштейн)
С9.2 Экономика: «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)
С9.3 Социология, социальная психология: «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных». (Сенека)
С9.4 Политология: «Все люди равны в демократических государствах; они равны и в деспотических государствах: в первом случае - потому, что они - всё, во втором - потому, что все они - ничто». (Ш. Монтескьё)
С9.5 Правоведение: «Правосудие - основа государства». (Латинское юридическое изречение)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения; если работа задана учителем, она будет ему отправлена.
Билет № 1
Что такое общество?
Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество
- это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система,
т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Признаки общества:
- Совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием.
- Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.
- Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге дающая возможность осуществления интересов каждого.
- Регулирование общественных интересов посредством обязательных правил поведения.
- Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.
- Политика и власть
Власть - право и возможность воздействовать на других людей, подчинять их своей воле. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Источники власти:
- Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы)
- Авторитет (семейные и социальные связи, глубокие познания в какой-то области и т.п.)
- Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)
Субъект власти - тот, кто отдает распоряжения
Объект власти - тот, кто выполняет.
На сегодняшний день исследователи выделяют различные общественной власти
:
в зависимости от преобладающего ресурса власть делится на политическую, экономическую, социальную, информационную;
в зависимости от субъектов властвования власть подразделяют на государственную, военную, партийную, профсоюзную, семейную;
в зависимости от способов взаимодействия субъектов и объектов власти различают власть диктаторскую, тоталитарную и демократическую.
Политика - деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти. Часто под политической борьбой подразумевают борьбу за власть.
Выделяют следующие виды власти:
- Законодательная (парламент)
- Исполнительная (правительство)
- Судебная (суды)
- В последнее время средства массовой информации характеризуются как «четвёртая власть» (владение информацией)
Субъекты политики : индивиды, социальные группы, классы, организации, политические партии, государство
Объекты политики: 1. внутренние (общество в целом, экономика, социальная сфера, культура, национальные отношения, экология, кадры)
2. внешние (международные отношения, мировое сообщество(глобальные проблемы)
Функции политики: организационная база общества, контролирующая, коммуникативная, интегративная, воспитательная
Виды политики:
1. по направленности политических решений – экономическая, социальная, национальная, культурная, религиозная, государственно-правовая, молодежная
2. по масштабу воздействия – местная, региональная, общегосударственная (национальная), международная, мировая (глобальные проблемы)
3. по перспективам воздействия - стратегическая (долговременная), тактическая (неотложные задачи по достижению стратегии), конъюктурная или текущая (срочные)
Билет № 2
Общество как сложная динамическая система
Общество
– сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни), которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:
- динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).
- комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).
- самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).
- интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).
- самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).
Билет № 3
- Природа человека
До настоящего времени нет ясности относительно того, какова природа человека, определяющая его сущность. Современная наука признает двойственную сущность человека, сочетание биологического и социального.
С точки зрения биологии, человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов. Человек подвержен тем же биологическим закономерностям, что и животные: испытывает потребности в пище, двигательной активности, отдыхе. Человек растет, подвержен болезням, стареет и умирает.
«Животная» личность человека находится под влиянием врожденных программ поведения (инстинктов, безусловных рефлексов) и приобретаемых в течение жизни. Эта сторона личности «отвечает» за питание, сохранение жизни и здоровья, продолжение рода.
Сторонники теории происхождения человека от животных в результате эволюции
объясняют особенности внешнего облика и поведения человека длительной борьбой за существование (2,5 млн.лет), в результате которой выживали и оставляли потомство особи наиболее приспособленные.
Социальная сущность человека складывается под влиянием общественного образа жизни, общения с окружающими. Благодаря общению человек может передать другим то, что он осознает, о чем он думает. Средством общения людей в обществе является прежде всего язык. Известны случаи, когда маленькие дети воспитывались животными. Попав в человеческое общество уже во взрослом состоянии, они не могли овладеть членораздельной человеческой речью. Это может свидетельствовать о том, что речь и связанное с ней абстрактное мышление формируются только в социуме.
К социальным формам поведения можно отнести способность человека к сочувствию, заботу о слабых и нуждающихся в помощи членах общества, самопожертвование ради спасения других людей, борьба за правду, справедливость, и др.
Высшей формой проявления духовной стороны человеческой личности является любовь к ближнему, не связанная с материальным вознаграждением или общественным признанием.
Бескорыстная любовь, альтруизм являются основными условиями духовного роста, совершенствования собственной личности. Духовная личность, обогащаясь в процессе общения, ограничивает эгоизм биологической личности, так происходит нравственное совершенствование.
Характеризуя социальную сущность человека, как правило, называют: сознание, речь, трудовую деятельность.
- Социализация
Социализация – процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением.
Социализация – процесс, в ходе которого младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.
Социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную.
Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.
Выделяют агентов и институты социализации . Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации - социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. К агентам первичной социализации относят родителей, родственников, друзей и сверстников, учителей и врачей. Ко вторичным - должностных лица вуза, предприятия, армии, церкви, журналистов и т.д. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - социальных. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны, вторичной - невзаимозаменяемы и специализированы.
Наряду с социализацией возможна и десоциализация - утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей (совершение преступления, психическое заболевание). Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией (такова цель наказания как исправления) - изменение и пересмотр представлений, сформированных ранее.
Билет №4
Экономические системы
Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем:
- традиционная;
- рыночная (капитализм);
- командная (социализм);
- смешанная.
Билет №5
Билет № 6
Познание и знание
В словаре русского языка Ожегова С. И. даются два определения понятия знания
:
1) постижение действительности сознанием;
2) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.
Знание
– это многоаспектный проверенный практикой результат, который был подтвержден логическим путем, процесс познания окружающего мира.
Можно назвать несколько критериев научного знания:
1) систематизированность знания;
2) непротиворечивость знания;
3) обоснованность знания.
Систематизированность научного знания
означает, что весь накопленный опыт человечество приводит (или должно приводить) к определенной строгой системе.
Непротиворечивость научного знания
означает, что знания в различных областях науки дополняют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего. Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие – строгая логичная система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречивым законам.
Обоснованность научного знания
. Научное знание может подтверждаться путем многократного повторения одного и того же действия (т. е. эмпирически). Обоснование научных концепций происходит путем обращения к данным эмпирического исследования либо путем обращения к возможности описывать и предсказывать явления (проще говоря, опираясь на интуицию).
Познание
– это процесс приобретения знания путем эмпирического или чувственного исследования, а также постижение закономерностей объективного мира и совокупность знаний в какой-нибудь отрасли науки, искусства.
Выделяют следующие виды познания:
1) житейское познание;
2) художественное познание;
3) чувственное познание;
4) эмпирическое познание.
Житейское познание – это опыт, накопленный за многие века. Заключается оно в наблюдении и смекалке. Данное познание, без сомнения, приобретается только в результате практики.
Художественное познание. Специфика художественного познания заключается в том, что оно строится на зрительном образе, отображает мир и человека в целостном состоянии.
Чувственное познание – это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств (например, я слышу звонок мобильного телефона, я вижу красное яблоко и т. д.).
Главное отличие чувственного познания от эмпирического заключается в том, что эмпирическое познание осуществляется с помощью наблюдения или эксперимента. При проведении эксперимента используется компьютер или другой прибор.
Методы познания:
1) индукция;
2) дедукция;
3) анализ;
4) синтез.
Индукция – это умозаключение, сделанное на основе двух и более предпосылок. Индукция может приводить как к верному, так и к неверному выводу.
Дедукция – это переход, сделанный от общего к частному. Метод дедукции, в отличие от метода индукции, всегда ведет к истинным выводам.
Анализ – это деление изучаемого объекта или явления на части и составляющие.
Синтез – это процесс, противоположный анализу, т. е. соединение частей объекта или явления в единое целое.
Билет № 7
Юридическая ответственность
Юридическая ответственность - это способ, при помощи которого интересы личности, общества и государства получают реальную защиту. Юридическая ответственность означает применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер взыскания. Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение. Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия.
Эти последствия могут быть различны:
- личные (смертная казнь, лишение свободы);
- имущественные (штраф, конфискация имущества);
- престижные (выговор, лишение наград);
- организационные (закрытие предприятия, освобождение от должности);
- их сочетание (признание договора незаконным, лишение водительских прав).
Билет №8
Человек на рынке труда
Особенной и неповторимой сферой социально-экономических отношений людей является сфера взаимоотношений по продаже людьми своей рабочей силы. Место, где продается и покупается рабочая сила - рынки труда. Здесь полновластным царит закон спроса и предложения. Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, взаимное приспособление объективных и субъективных факторов производства. На рынках труда человек получает возможность действовать в соответствии с собственными интересами, реализовать свои способности.
Рабочая сила
– физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенный вид работ.
За продажу своей рабочей силы работник получает заработную плату.
Заработная плата
– величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнения своих служебных обязанностей.
Значит, ценой рабочей силы является заработная плата.
Вместе с тем"рынок труда" означает для каждого конкуренцию за рабочие места, определенную свободу рук для нанимателя рабочей силы, что при неблагоприятных обстоятельствах (предложение превышает спрос) может вызвать весьма негативные социальные последствия - уменьшение зарплаты, безработица и т.д. Для того, кто ищет работу или работает по найму, это означает, что он должен путем повышения квалификации и переквалификации поддерживать и углублять интерес к себе в качестве рабочей силы. Это не только дает определенные гарантии от безработицы, но представляет собой основу для дальнейшего профессионального развития. Конечно - это не гарантия от безработицы, ведь в каждом конкретном случае следует учитывать разнообразные личные причины (например, желания и претензии на определенную деятельность), реальные условия (возраст человека, пол, возможные препятствия или ограничения, место жительства и многое другое). Следует отметить, что и ныне и в будущем наемные работники должны учиться приспосабливаться к требованиям, которые ставит перед ними рынок труда, и самих условий, которые быстро меняются. Чтобы соответствовать условиям современного рынка труда каждый должен быть готов к постоянным изменениям.
Билет № 9
- Нация и национальные отношения
Нация – это высшая форма этнической общности людей, наиболее развитая, исторически устойчивая, объединенная экономическими, территориально-государственными, культурными, психологическими и религиозными признаками.
Некоторые ученые считают, что нация – это согражданство, т.е. люди живущие в одном гос-ве. Принадлежность к той или иной нации называют национальностью. Национальность определяется не только происхождением, но и воспитанием, культурой и психологией человека.
Существуют 2 тенденции в развитии нации:
1.Национальная, которая проявляется в стремлении каждой нации к суверенитету, развитию своей экономики, науки и искусства. Национализм-это доктрина приоритета интересов и ценностей своей нации, идеология и политика, основанная на идеях превосходства и национальной исключительности. Национализм может перерасти в шовинизм и фашизм – агрессивные проявления национализма. Национализм может вести к национальной дискриминации (принижению и ущемлению прав человека).
2.Интернациональная – она отражает стремление наций к взаимодействию, взаимообогащению, расширению культурных, экономических, и др. связей.
Обе тенденции взаимосвязаны и способствуют прогрессу человеческих
цивилизаций.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями.
Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и подчинение; уничтожение других субъектов.
Национальные отношения отражают всю полноту социальных отношений, определяются экономическими и политическими факторами. Основными являются политические аспекты. Это обусловлено значением государства как важнейшего фактора формирования и развития наций. К политической сфере относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структурах власти и др. В то же время исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций и народностей оказывают сильное воздействие на формирование политических установок, политического поведения, политической культуры.
Главные вопросы в национальных отношениях - равноправие или подчинение; неравенство уровней экономического и культурного развития; национальная рознь, распри, вражда.
- Социальные проблемы на рынке труда
Билет № 10
- Культура и духовная жизнь общества
Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- Технологический подход: культура - совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
- Деятельностный подход: культура - осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
- Ценностный подход: культура - практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura - уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII - начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура - это то, что создал человек, а природа - то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Культура в узком смысле - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
В связи с существованием двух типов деятельности - материальной и духовной - можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Критерий деления
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.
Основные функции культуры:
1) познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
2) оценочная - осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
3) регулятивная (нормативная) - формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
4) информативная - осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
5) коммуникативная - сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
6) социализации - усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.
К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.
Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.
Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.
Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.
Структура духовной жизни общества:
Духовные потребности
Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности
Духовная деятельность (духовное производство)
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом
Духовные блага (ценности):
Идеи, теории, образы и духовные ценности
Духовные общественные связи индивидов
Сам человек как существо духовное
Воспроизводство общественного сознания в его целостности
Особенности
Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя
Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.
- Право в системе социальных норм
Социальная норма - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.
Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.
Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.
Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
Признаки правовой нормы
Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли .
Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека .
Издается в конкретной форме .
Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.
Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства .
Всегда представляет собой властное предписание государства .
Является единственным государственным регулятором общественных отношений .
Представляет собой правило поведения общеобязательного характера , т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.
Билет № 11
- Конституция РФ – основной закон страны
Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина .
Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
Именно с понятием конституции связана ее сущность – основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в отношениях с человеком и обществом.
Конституция:
· закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
· обладает высшей юридической силой;
· обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
· отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
· является базой для текущего законодательства.
Сущность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:
выступление в качестве основного закона государства;
юридическое верховенство;
выполнение роли основы всей правовой системы страны;
стабильность.
Иногда к свойствам конституции относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.
Конституция Российской Федерации является основным законом страны. Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.
Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.
Конституция РФ является ядром правовой системы государства, основой развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и так далее, она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права.
Стабильность конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких», или «гибких» конституций некоторых государств – Великобритании, Грузии, Индии, Новой Зеландии и других – где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или, по крайней мере, по достаточно простой процедуре).
- Социальная мобильность
Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Социальная мобильность - это процесс изменения человеком своего общественного статуса. Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.
Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).
Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).
Вернуться назад на
По сравнению с природными системами человеческое общество более подвержено качественным и количественным изменениям. Они происходят быстрее и чаще. Это характеризует общество как динамическую систему.
Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.
Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.
Характерные признаки общества как динамической системы:
Динамизм (изменение всего общества или его элементов);
Комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
Самодостаточность (система сама создает условия для существования);
Интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы);- самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).
Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - это человек. Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.
Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.