Мастера изготовления ножей танто. Танто – классический японский нож или короткий меч

Считается, что нож танто, катана и вакидзаси являются одним и тем же видом клинкового оружия разной длины, но так ли это на самом деле? Европейская классификация относит это оружие к кинжалам, но японцы не согласны с этим мнением и считают полноценным мечом. В переводе с японского языка тан-то означает короткий меч. В былые времена это оружие входило в стандартный комплект вооружения самурая наряду со знаменитой катаной. Его размеры значительно меньше катаны, однако в смертоносности короткий клинок ничуть не уступает.

Визитной карточкой японских мечей всегда являлась односторонняя режущая кромка. Потому не корректно относить клинок танто к кинжалу, так как клинок у кинжалов обоюдоострый.

История малого меча

История японского танто выпала на разные эпохи, сёгуны которых имели противоположные мнения по поводу эффективности этого клинка. Во время противостояния кланов Тайра и Минамото в ноже-мече начали видеть не просто эффективное оружие, но и произведение искусства. К окончанию эпохи Хэйан вооружение воина состояло из нагината, катаны, тан-то и лука.

Все началось с Хэйан 794 по 1185 годы, когда этот клинок изготавливался без украшений и выполнял сугубо практичную роль. В эпоху Гэмпэй начался расцвет самураев, как сословия, на которое опирались сёгуны. Потребность в дополнительных клинках была очень высокой, потому изготовление танто вошло в традицию. Наряду с катаной для каждого самурая оружейники изготавливали и короткий меч.

Кузнецы выполняли красивые узоры и знаки отличия на каждом клинке. С 1185 по 1333 годы в эпоху Камакура улучшилось качество стали, потому клинки получались гораздо прочнее по сравнению со своими старшими собратьями. Камакура стал городом с самурайским правительством, чья власть простиралась на всю Японию.

Появлялось все больше мастеров, которые выполняли искусную резьбу, так как короткий меч стал не просто необходимым оружием, но и предметом самурайской эстетики. В эпоху Моромати, с 1336 по 1573 годы производство этого оружия достигло своего пика.

Нож танто носили не только самураи, он прочно вошёл и в состав вооружения других сословий.

Все изменилось в эпоху Синто, с 1603 по 1780 год, она стала временем новых мечей и доспехов, в усовершенствованный состав вооружения мечи танто уже не входили. Выпуск его был практически полностью прекращён, до лучших времён.

Возобновили выпуск в период закрытости, с 1703 по 1853 год. Мечи снова начали выпускать в больших объемах, но и само оружие и его стиль уже изменились. В отличие от всех ранее выпущенных клинков – тан-то сделанные в это время отличаются более низким качеством стали.

В эпоху Мейдзи Япония вернулась к былым традициям. Началась активная торговля и сотрудничество с другими странами. Короткие мечи снова вошли в моду, однако в 1876 году вышел указ, который запрещал носить клинок на улицах городов. Из-за внедрения новых видов вооружения, пистолет вытеснил оружие танто.

Как видно из вышеизложенной информации, короткий нож-меч за историю своего существования претерпел немало взлётов и падений, однако не исчез бесследно, как другие образцы японского оружия.

Методы изготовления

Для изготовления лезвия танто японские кузнецы использовали губчатое железо (тамахаганэ). При этом лезвие должно было иметь линию закалки (хамон) и снабжаться съёмной рукоятью, которая крепилась при помощи бамбуковой шпильки (мэнуки).

В качестве ограничителя для безопасного нанесения ударов использовалась круглая гарда (цуба) съёмного типа.

Для безопасного ношения изготавливались ножны для танто, благодаря которым владелец не рисковал потерять его.

Процесс изготовления похож на создание катаны или вакидзаси. Применялся метод хира-дзукури. Это значит, что боевые ножи танто не имели ребра жесткости, хотя бывали и исключения. Истории известен японский клинок мороха-дзукури – меч, заточенный с двух сторон. Для пробивания брони ероидоси, применялось оружие с толстым трехгранным лезвием.


Во всем мире японские мечи славились своей прочностью, а достигалась она за счет специфического метода термообработки лезвия. При такой технологии клинок приобретал особый узор, который свидетельствовал о кропотливой работе мастера. Большая часть заготовок не становилась боевыми клинками из-за специфики процесса закалки стали.

Применение в контакте с противником

Некоторые скептики считают, что столь короткое оружие бесполезно, так как у самурая имелись катана и короткий меч – вакидзаси. Так для чего нужен нож танто? Его основными задачами было:

  • танто – оружие «последнего шанса»;
  • добивание противника;
  • скрытое ношение холодного оружия при необходимости;
  • убийство пленного с «честью»;
  • самооборона.

Короткое оружие носили с собой не только самураи, но и гражданские. Его использовали женщины, и даже дети. Согласно самурайским традициям чтобы не попасть в плен к врагу и не потерять честь, необходимо было совершить самоубийство – сеппуку. В Японии известен случай, когда семья замка Фусими покончила с собой.

Культурное наследие танто

В 21 веке кинжал танто – культурное достояние японского народа. Государство тщательно контролирует изготовление и продажу этого оружия. Чтобы получить лицензию на изготовление нужно быть профессионалом высокого уровня.


На всю Японию таких мастеров насчитывается триста человек. Также древние находки подвергаются лицензированию. Только так они получают статус культурного наследия. Во время Второй Мировой войны было изготовлено множество подобных ножей-мечей, но они подлежат утилизации.

Экзотическое оружие Японии стало популярно, кинематограф активно этому способствовал. Так на рынке появился нож в стиле танто, но американского производства. По характеристикам он имеет мало общего с оригинальным японским мечом.

Качество изделий зависит напрямую от производителя и ценового сегмента товара.

Зачем нужен нож танто в современном мире? Коллекционеры и простые любители ценят их за эстетический вид. Такие клинки более всего интересны как экспонаты на выставках, посвященных японскому оружию и эпохе самураев, потому возле выставочных стендов толпятся посетители, восхищённые изящностью и смертоносностью «оружия последнего шанса».

Видео

Ито Мацумото 02-08-2012 21:18

Итак...
Реплика танто Сенри Норихаса.
Хиро-дзукури, строение макури-гитаэ (мягкий сердечник обернут твердой сталью).
Тосин 320 мм (длина клинка полная)
Ками (клинок) 252/25/6 мм.
Прогиб сори 0 мм.
Накаго формы фуцу-гата с основанием кури-дзири, насечка ясури-мэ кэсё (разновидность парадной).
Обух мунэ-хикуси.
Хамон нотарэ.
Дзихада ИТАМЭ.





Ито Мацумото 02-08-2012 21:25

По поводу японских названий.
В предыдущих работах я ко всем названиям давал пояснения, если кому интересно - можно взглянуть, для справочки. Или немного посмотреть японскую терминологию, опять же если интересно.

ТАНТО ЗА ОДИН ДЕНЬ...
На изготовление этого клинка ОТ и ДО ушло 8 часов.

Ито Мацумото 02-08-2012 21:27

Сначала набираем татегане из кусочков заранее подготовленной стали (сталь с 0,8 % С насыщена азотом и углеродом). Кусочки фиксируем электросваркой.
Свариваем пакет. Складываем (1 сложение=количество слоев увеличивается в 2 раза) пакет 16 раз. И получаем около 40 000 слоев.
Протягиваем пакет и получаем прямоугольный брусок. Этот брусок рубим вдоль (делаем углубление) и вставляем туда кусок железа (сталь 20).
Свариваем. Куем заготовку - полосу сугуха, из нее будет формироваться клинок.

Теперь только ручная ковка. Куем клинок.

ВСЕ...
Времени этот танто потребовал с 10 часов утра до 6 часов вечера.

Kiisa 02-08-2012 21:33

Впечатляющий клинок!

А вот вопрос, как японцы определяют качество клинка? Вот у нас, охотничьим ножом двух лосей ошкурил/разобрал - очень хорошо. А у японцев сколько супостатов надо извести чтобы клинок признали хорошим?

------------------
Albion delenda est.«BR»

Шалим 02-08-2012 22:22

quote: Нагреваем до нужной температуры и погружаем в воду.

Денис, привет. Всё здорово. Тока до какой нужной температуры? Я понимаю, что в горне всё на глазок, сам так калю. Ты греешь под закалку как углеродку обычную? Или есть какая хитрость?
И ещё вопрос. Ты чем обмазываешь? Я пробовал "КАРАТ"ом, но при опускании в воду или масло, обмазка слетает вся.

sd pskov 02-08-2012 22:36

очень здорово и интересно, и понятно теперь)

dnk 02-08-2012 22:38



Я сторонник методики шлифовки сэра Дона Фога: наждачная бумага и притиры.


а после наждачной бумаги? Или на ней и все?

Ито Мацумото 02-08-2012 22:40

Температура зависит от стали. Обмазка обычный высокотемпературный герметик для печей. Тут еще зависит от геометрии клинка, степени усадки стали - на сколько еще утянет, толщина слоя обмазки...Нюансов много. Здесь все описывать долго и нудно... Как нибудь проще при личной встрече объясню. Возможно смогу в Москву вырваться в начале сентября - дела там появляются, но лучше будет договориться заранее - слишком много людей желает встретиться...
Ближе к делу свяжемся...

Шалим 02-08-2012 22:42

quote: Ближе к делу свяжемся...

Ок. Ща телефон в личку скину.

Ито Мацумото 02-08-2012 22:44

quote: а после наждачной бумаги? Или на ней и все?

Все... А это всем известно. Моя шлифовка оканчивается максимум на 2500 наждачке - далее сами - если кто желает. Либо можно сразу договориться и шлифовку выполнят профессионалы...Всю прелесть, конечно, моим способом не выявить, но...
Кстати по предложению...

dnk 02-08-2012 22:47

quote: Originally posted by Ито Мацумото:

Как на счет осораку-дзукури-танто общим размером 300-330 мм.Какова доллжна быть стадия шлифовки.


Какой практичный))))
Хорошо, делай как привык, а потом я продолжу.

Ито Мацумото 03-08-2012 05:42

Va-78 03-08-2012 12:21

Клин сильно хороший получился.
Пара моментов: на длину ~25см., можно смело ставить 8мм. в основании;
и дать бы еще клину хотя бы на кусочке нормальную полировку, чтобы поглядеть толком что получилось с закалом, т.е. какие элементы различимы.

dnk 03-08-2012 12:48

quote: Пара моментов: на длину ~25см., можно смело ставить 8мм

Можно смело ставить и на более короткие. На следующей неделе, если все удачно будет, покажу несколько клинков танто японских. Если их хозяин разрешит.)) Клинки танто толщиной 4 мм и тоньше у мунэ-мати - это результат нескольких переполировок. За исключением широких клинков.

riff 03-08-2012 13:08

quote: супостатов надо извести чтобы клинок признали хорошим?

Достаточно тёщу порубать на шестьдесят четыре дольки !

dnk 03-08-2012 13:22

quote: Originally posted by Kiisa:

А вот вопрос, как японцы определяют качество клинка?


Тестами, если говорить про историческое оружие. Вплоть до тестов на трупах. Жизнью и битвой. Они очень много воевали до периода Эдо. Красотой хада и якиба с хамон, которые говорили о качестве изготовления клинка.

Stingy 03-08-2012 13:38

Очень нравится! Как и предыдущие...

Va-78 03-08-2012 13:41

quote: Можно смело ставить и на более короткие.

да, но тут я смотрю с практической/фехтовальной точки зрения. Орудуя большим танто против катана, если мы лишаем себя возможности нанесения рубящего удара по запястьям (котэ-гири/котэ-ути), то вынуждены более избирательно работать с дистанцией для выхода на цуки. Т.е. снижается вариативность применения меча. Ну и в парированиях чутка массы не помешает.
а на более коротких (15-19см.) эта толщина - просто "приятность".

Va-78 03-08-2012 13:44

Кстати - такие вот клинки как несколько последних - их уже не стыдно и подписывать. Если хочется разумеется. Главное подписью не запороть.)

Va-78 03-08-2012 14:13

еще вот что подумалось: ну наклепает сейчас Ито-кун клинков. Клинки годные, думаю народ заинтересованый разнюхает - а кто-ж к ним всем будет оправы лепить? Хоть простенькие, но правильные сирасая как минимум нужны.
Т.е. возможно стоит искать разумной кооперации. Я правда не знаю кто у нас без зверских понтов такое делает.

dnk 03-08-2012 14:22

Клинок - не ХО.
Одетый клинок - ХО. Кроме имеющих сертификат КЦ (культурная ценность), заключение ЭКЦ - хозбыт или с похабным отсутствием режущей кромки.
Ну, признавайтесь, кто ХО делает?))

Va-78 03-08-2012 15:12

quote: Одетый клинок - ХО.

Ну, если строго "академически", то сирасая не "оправа" а "пенал, коробка".
Ну и общие госты никто не отменял - в айгути можно и нехолодно одеть, подобрав пропорции.

dnk 03-08-2012 15:16

Я недавно (два дня назад) сотруднику полиции показал голый клинок - услышал - ХО!
Тоже ему про госты рассказал.
Академически не надо, надо практически. Или забить на все, на свой страх и риск, но лично я законопослушен.
На любое изделие есть соответствующие статьи, не хотите проблем - оформляйте бумаги.

Va-78 03-08-2012 15:42

quote: лично я законопослушен

Тоже принципиально не делаю ХО, но то что закон позволяет - извините подвиньтесь что называется. Безграмотность СМ не повод для меня.
Если уж совсем печет, можно и бумажку сходить получить. Коррупция конечно, но тут из разряда "шопаделаешь".
quote: Академически не надо, надо практически.

А практически нужно таки донести до экспертов светлую мысль о непренадлежности клинков!подлинных сирасая к ХО.
В конце концов есть динамические тесты, которые ясно продемонстрируют, что две досточки склееные рисовым клеем непригодны для нанесения повторных мощных ударов клинком.
или на изгибе играть. Да мало ли...

dnk 03-08-2012 16:01

А люди хотят не сирасая, а косираэ.

Ито Мацумото 03-08-2012 20:26

Все последние клинки танто - один заказчик. Дальнейшую полировку и одежку осуществят уже у него.
Подписывать буду - но пока тренируюсь писАть правильно и четко. Английски учить еще куда ни шло, но теперь еще и японский... напряжно немного. Мозг еще не воспринимает поток информации должным образом, инерцию не набрал.

Va-78 05-08-2012 13:37

quote: Все последние клинки танто - один заказчик.

блин... Между прочим можно было бы и предупредить.
quote: И еще, для порядку и понимания: хав мач +/-.

dnk 05-08-2012 14:33

quote: Некрасиво такие штуки ругать - типа как наламывать заработок.
Неважно что здесь ругать нечего - в принципе некрасиво. ((

Абсолютно несогласен.
Выложил - будь готов к критике. Тут надо просто критику отделять от критиканства. Критика конструктивная, аргументированная, грамотная - на пользу всем. Но, есть люди, ее болезненно воспринимающие, и это понятно, самолюбие у всех есть)).
Критиканов - можно смело игнорировать)).

Заработок мимо человека, упорно практикующего, не пройдет)).

Ито Мацумото 05-08-2012 18:36

Если бы опасался критики - не выкладывал бы здесь...
Заработок мой с этой критики не надламывается...
Может, лет через 10 упорной практики смогу сделать уже что-то более внятное и правильное. Хотя мои интересы не ограничиваются собственно лишь Японией.




В качестве заготовки для ножа нам подойдет любой старый болт. Разогрейте его в горне и на наковальне сформируйте клинок ударами молотка (подробнее в других разделах сайта)


На точильном кругу заточите лезвие клинка


Обмажьте клинок огнеупорной глиной, чтобы рабочая часть лезвия оставалась чистой. Раскалите клинок докрасна и опустите в емкость с водой или машинным маслом для закалки


В итоге у вас получиться такой клинок с мощным хвостовиком. Теперь его можно полировать и шлифовать


Приступайте к изготовлению рукоятки и ножен их твердых пород дерева. Также вам понадобятся медные или латунные накладки


Проведите подгонку деталей


Общий вид рукоятки с медными накладками

Общий вид ножа с ножнами

Японские технологии изготовления клинков видео:



Умение обращаться с холодным оружием всегда ценилось среди любых народов. Мастерство их создания ценилось не меньше. Но, пожалуй, только в Японии, клинки изготавливались с соблюдением религиозных ритуалов. Нож танто, который является оружием самурая, считался коротким мечом и создавался мастерами с соблюдением всех традиций и постулатов веры. Этот клинок имел строго определенную форму, на него в процессе создания наносились различные рисунки. Считалось, что они - воплощение молитв мастеров. Благодаря этому японский нож танто, как и самурайский меч, каттану, называли вместилищем «ками» (божественного). От кузнеца же при его изготовлении требовалось честное исполнение своих обязанностей и соблюдение религиозности. История создания и назначение Согласно пониманию самураев японских школ, катана, танто и вакидзаси – это один и тот же клинок, только разной длины. То есть его европейское название «нож» или «кинжал» является неправильным. Впервые нож танто появился в эпоху Хэйан.

В период Камакура эти короткие мечи получили свое дальнейшее развитие, их производство было очень качественным, на них появилось художественное оформление. Впоследствии популярность снизилась настолько, что их вообще перестали заказывать мастерам. После свержения сегуната Токугавы императоры династии Мэйдзи возродили древнее искусство создания танто. Традиционно японский нож танто использовался самураями для добивания своих врагов или ритуального самоубийства. Однако его ношение позволялось также докторам и купцам. Они могли их использовать только для защиты своей жизни или имущества. Следует сказать, что традициями предписывалась определенная цель для каждого оружия, каждым мечом или ножом можно было выполнять только определенные действия. Что представляет собой нож танто Название состоит из двух слов «тан» и «то», что в переводе означает «короткий меч». Нож представляет собой односторонний клинок длиной от 25 до 40 сантиметром. Иногда бывает обоюдоострым. Изготавливается без ребра жесткости. Экземпляры с наличием такового назывались мороха – дзукури, трехгранные клинки - ероидоси. Традиционно нож танто изготавливался из губчатого железа, имел съемную рукоять, которая присоединялась к хвостовику. Для крепления использовалась шпилька мекуги. Также нож имел круглую съемную гарду – цубу. Для этих ножей характерно наличие линии, разделяющей металл – хамон. Также для тренировок в восточных единоборствах применялся этот нож, изготовленный из дерева.

Можно ли изготовить танто самостоятельно? Многие умеют самостоятельно изготавливать холодное оружие. Зачастую оно оказывается намного лучше, чем те образцы, которые производятся на заводах. Изготовить нож танто своими руками, воссоздать оригинал вряд ли получится. Прежде всего хотя бы по той причине, что необходимо владеть кузнечными навыками. Более того, японские мастера, изготавливающие мечи и прочее холодное оружие, секреты передавали из поколения в поколение, не раскрывая их другим ни при каких обстоятельствах. Отсюда вывод – добиться такого же качества металла не получится. Даже сегодня японский нож танто на родине имеют право изготавливать всего около 300 мастеров, которые получили лицензию. Если уж очень хочется иметь такой клинок, есть два выхода. Первый - сделать нож танто своими руками из дерева. При правильной заточке и подобранном материале это весьма грозное оружие, хотя и не относящееся к классу холодного. Если есть по поводу этого сомнения, стоит почитать книгу Дэвида Моррелла «Пятая профессия». Там хорошо описан бой деревянными мечами. Второй выход – купить нож в стиле танто. Производителей таких клинков сегодня предостаточно, какой выбрать – зависит от финансовых возможностей покупателя. Значение танто для Японии Эти клинки, как любое холодное оружие, созданное в Японии, считаются национальным достоянием. Каждый нож, изготовленный мастером с лицензией, подлежит обязательной сертификации. В случае находки древних танто их изучают и также проводят сертификацию. А вот те ножи, которые выполнены из серийной стали во времена Второй мировой войны, должны уничтожаться. То есть достоянием нации могут быть признаны только танто ручной работы. В императорской семье нож используется для проведения свадебной церемонии.

С которым Вам предстоит работать, можно прислупать к изготовлению ножа - танто.

Следует сразу сказать, что длина ножа колеблется от 24 до 26 см. Поэтому Вы должны подготовить брусок дерева размером 260x40x20 мм. Толщина бруска может быть от 16мм.

На такой длине древесины коробление дерева не сказывается. Это замечание верно, если Вы выбрали сухое дерево. Влажное может дать усушку.

На этом бруске, сбоку, рисуете по шаблону эскиз будущего ножа.

В данном файле Вы найдёте полноразмерный эскиз ножа 1:1 , который можно распечатать и использовать как шаблон при изготовлении танто. Выглядит он так:

Затем сверху наносите центральную линию, которую проводите по всем четырём сторонам. От неё делаете все последующие отметки. Это позволяет сделать симметричные линии независимо от изначальной кривизны бруска дерева.

 Обратите внимание на пропорции лезвия и рукоятки!

При длине ножа в 26см., длина рукоятки - 11 см.

При длине ножа в 25см., длина рукоятки - 10.5 см.

При длине ножа в 24см., длина рукоятки - 10 см.

Но Вы конечно можете подобрать "свой" размер.

На боковой стороне делаете карандашом небольшие чёрточки отметки:

От самого края ножа - 7мм. и от этой отметки - 10мм.

Эти отметки сделайте по всей длине ножа на расстоянии приблизительно 20 - 30мм.

С торца рукоятки, от внешних краёв делаете отметки по 7мм.

От линии начала рукоятки делаете отметки:

 1. - от верхнего края - 7 и 10мм.

 2. - от нижнего края - 7мм.

 Сверху наносите следующую разметку:

Возле острия, от основной центральной линии, в обе стороны от неё, делаете отметки по 4.5мм.

От линии начала рукоятки, в обе стороны от центральной линии, наносите отметки по 5.5мм.

Возле окончания ножа, в обе стороны от центральной линии наносите отметки по 5мм.

 Снизу делаете тоже самое:

Возле острия, от центральной линии, делаете две отметки:

1. - 1мм.

2. - 4мм.

От линии начала рукоятки, в обе стороны от центральной линии, также наносите по две отметки

1. - 2.5 - 3мм.

2. - 5.5мм.

Возле окончания ножа, в обе стороны от центральной линии, наносите отметки по 5мм.

На этом изначальная разметка заканчивается и начинается фигурное выпиливание.)

А если серьёзно, то Вы должны взять остро наточенный резак или нож и по линиям разметки срезать излишки древесины.

Начинайте срезать аккуратно, следя за направлением волокон. В зависимости от этого делайте срезание строго по направлению волокон.

У Вас должно получиться приблизительно следующее:

 Вид со стороны острия:

Теперь надо сформировать лезвие ножа.

Для этого Вам надо произвести такую разметку на боковой стороне ножа:

От края будущего лезвия в 7мм, на некотором расстоянии между собой, наносите метки карандашом, которые соединяете в одну линию.

Вид со стороны острия:

Теперь формируем само остриё ножа:

Сбоку наносим линию от края ножа в 20 мм.

С торца острия наносим параллельные линии по 3.5мм. от центральной линии.

Следующим шагом является окончательное формирование острия ножа. Для этого на получившейся заготовке от края острия наносите параллельную линии острия линию шириной 8мм. От этой линии по направлению к центральной торцевой линии нужно срезать излишек дерева.

Должно получиться вот так:

В итоге, у Вас должен получиться нож следующего вида:

Нож практически готов. Осталось только обработать острые грани ножа.

Для этого, закрепив нож струбциной к столу (или тисками, но обязательно через прокладку - кусочек оргалита или плотного картона), обрабатываете грани напильником - лёгкими движениями!!!

 Верхнюю часть лезвия НЕ ТРОГАЙТЕ!

Обрабатывайте только рукоятку - для придания ей округлой формы и лезвия - для удаления выпирающих граней. После этого наждачной бумагой полируете нож.

Всё! На этом изготовление ножа заканчивается!

Остаётся только окончательная обработка : полировка, морение, защитное покрытие и т.д.

Способ крепления танто для обработки

Артикул: SUK-TAN-10/13(TBD13-8)

Размеры:

Длина клинка: 204 мм
Длина хвостовика: 81 мм
Общая длина клинка, включая рукоять и оправу для хранения (сая ) - 330 мм
Общая длина клинка, включая рукоять и парадную оправу (косираэ ) - 410 мм
Ширина лезвия клинка в самом широком месте - 231 мм
Толщина лезвия клинка в самом толстом месте - 6,5 мм

Вес клинка - 140 г
Общий вес клинка, включая рукоять и ножны для хранения (сая ) - 335 г
Изгиб клинка - 0,04 cм

Значения подписи на хвостовике: на лицевой стороне – Сукэсада (祐定), на обратной стороне подпись отсутствует.

Тип хада (закалочного узора на поверхности стали клинка): мокумэ и масамэ .

На парадной оправе косираэ изображены печати известных художников, изготовленных в технике маки-э , что делает дизайн этого убранства уникальным. Такие печати художники ставили на свои работы, чтобы удостоверить их подлинность.

Этот танто в стиле айкути относится к периоду Эдо (1600-1868 ), когда Страной восходящего солнца правили сёгуны династии Токугава .

На клинке длиной 20,4 см с подписью (мэй ) 祐定 Сукэсада не указано время его изготовления; однако можно отнести к периоду синто («новые мечи») и ориентировочно датировать XVII – XVIII вв . Что касается подписи, то имя 祐定 Сукэсада можно назвать «брэндовым». Подписью 祐定Сукэсада пользовалось весьма значительное число кузнецов (не менее 150), активных в разные исторические периоды. Большая часть кузнецов, использовавших имя «Сукэсада», проживала в провинции Бидзэн, в селении Осафунэ. По-видимому, данный клинок является работой одного из «поздних» Сукэсада, потомков Ёкояма Тосио Сукэсада. Этому кузнецу посчастливилось пережить наводнение реки Ёсии и сопутствовавший ему оползень горы Ёкояма, уничтожившие в 1591 г. селение Осафунэ вместе с проживавшими там кузнецами и их семьями. Потомки Тосио Сукэсада образовали несколько линий потомственных кузнецов, также подписывавших свои работы «Сукэсада»; известно 14 поколений этой семьи, активной вплоть до начала ХХ в. Предположительное время изготовления данного клинка: период Эдо, возможно - вторая половина XVII – середина XVIII в. (?).

Данный клинок вполне соответствует стилю традиции Бидзэн-дэн : паттерн ковки (китаэ ) на боковой поверхности (дзихада ) - мокумэ и масамэ (узор «древесного спила» с длинными продольными волнистыми волокнами и характерными «глазами», напоминающие следы от сучков); линия закалки (хамон ) – сочетание паттернов тёдзи («гвоздичные зерна») – и гономэ (волнистая линия).Ножны покрыты черным лаком (куро-уруси ) с росписью золотым, красным и серебристым лаком, с аппликацией золотой фольгой и тонкими перламутровыми пластинками (аогаи ). Декоративный мотив – разнообразные картуши, выполненные в виде печатей, демонстрирующих разнообразные формы (изображения древних китайских курильниц, тыкв-горлянок, кругов, скругленных квадратов и т.д.), символику и техники, со стилизованными благопожелательными надписями в архаичном древнекитайском стиле, выполненными киноварным, золотым или черным лаками в технике рельефной росписи.

Подобные изображения печатей с архаичными надписями ассоциируются с т.н. культурой «образованных людей» - книжников, знатоков древнекитайской поэзии и литературы, конфуцианской философии и т.д.

Рукоять из дерева выполнена в стиле ханаси-мэнуки (т.е. без оплетки шнурами) и оклеена красивым зернистым самэ (кожа ската или акулы).

Танто , несмотря на вполне солидный возраст, отличается очень хорошим состоянием сохранности; при этом имеет соответствующие признаки весьма длительного существования: на хвостовике сформировалась естественная патина серо-бурого цвета, лаковая роспись ножен имеет характерные потертости – следы бытования предмета, сохраняющего «аромат» давно ушедшей эпохи.


Top