Мойры мифология. Богини судьбы в верованиях разных народов

Мо́йры - в древнегреческой мифологии были богинями судьбы.

Для древних греков было принято придавать форму божествам и богам, которые представляли и объясняли смысл жизни.

Мойры в некотором роде были чем-то большим, чем просто предсказательницами судьбы, они взяли под свой контроль весь человеческий цикл-от рождения до самой смерти. Фактически, они руководили жизнью людей различными способами.

Мо́йры

Согласно мифу, богини были дочерьми Зевса и богини правосудия, Фемиды.

Имена трех Мойр были Клото, Лахесис, Атропос, каждая из которых владела отдельным даром, который превратил их в уникальных существ.

Первоначально считалось, что у каждого человека своя судьба - мойра. Позже стали считать, что все три сестры участвовали в жизненной судьбе каждого человека с самого его рождения.

Клото пряла нить человеческой жизни, Лахесис - разматывала и пропускала её сквозь жизненные невзгоды, а Атропос - перерезала нить человеческой жизни (обрывала жизнь).

Боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам. Над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. В Риме мойры назывались парками.

Считалось, что Судьбы появятся в течение трех дней после рождения кого-то, чтобы решить свою судьбу человека. Три Мойры представляли собой цикл жизни, по существу отвечающих за Рождение, Жизнь и Смерть.

Они вращаются (Clotho), вытягивают (Lachesis) и режут (Atropos) нить Жизни.

В отличие от хорай, их братьев и сестер, изображались как уродливые и пожилые женщины,которые заставляли людей бояться их собственной судьбы.

В древнегреческой мифологии Мойры — это богини судьбы. МОЙРЫ - (греч. Moirai доля.) Богини судьбы, 3 дочери Ночи; рождение и смерть стоят под их особым покровительством.

Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Первоначально считалось, что у каждого человека есть своя судьба. Однако с развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух, а затем и трёх мойрах. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.

Она пряланить судьбы, на которую нанизывались события настоящего времени в жизни человека. Отношения между мойрами и олимпийскими богами были сложными. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, самолично взвешивал жребии человеческих жизней на золотых весах. Однако существует вариант мифа, по которому именно Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой.

Как бы то ни было, и в первом, и во втором случае три сестры мойры сопричастны с Зевсом, который именуется Морием. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая - её случайности, третья - неотвратимость её решений. А. Ф. Лосев указывает, что в эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая Тиха, характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни.

Представляясь как дочери Фемиды, мойры выступают богинями закономерности и порядка. В античном искусстве мойры изображались редко и по-разному. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами.

У римлян эти богини назывались парками. В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете — фетише, носителе жизненных потенций. Платон считает, что эти три М.- дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено (Plat. R. Р. Х 617 b-e). Отношения между М. и олимпийскими богами сложные. Изображались в виде сурового вида старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, а Атропос с книгой жизни и ножницами.

Клото, прявшая нить жизни, Лахесис, тянувшая эту нить, Атропос, которая ее обрезала) - в греческой мифологии дочери Зевса и Фемиды, богини неотвратимой судьбы.

Дочери Зевса и Фемиды. Со временем мойры понимаются как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»); это темная сила, которая не имеет отчетливого облика. Наиболее распространенный миф - это миф о трех сестрах-мойрах, дочерях Ночи, породившей также Смерть, Гипноса, Немезиду, Эриду и Гесперид. Их имена - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»).

Богини судьбы — три сестры Мойры

В римской мифологии им соответствуют парки. Парки, римские богини судьбы, при рождении ребенка определяли его судьбу в виде нити, которую они пряли, отмеряли и отрезали. Загрей — бог плодородия, сын Зевса и Персефоны. Мом - сын богини Ночи, бог злословия. Еще в древние времена власть Великой Богини над временем выражалась в представлениях о ней, как о богине судьбы.

У германских народов также были три сестры, распределяющие людскую судьбу и именуемые норнами. Греки называли их Клото, Лахезис и Атропос (“дающая жребий”, “прядущая”, “неотвратимая”, все они - дочери богини Ананке).

Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. Богиня Лахесисотвечала за прошлое. Клото была мойрой настоящего. Атропос — мойра будущего. В этом случае он рассматривался как Мойрагет — «водитель мойр», почитаясь в этом качестве в Дельфах наряду с Аполлоном, который выступал в роли пророка Зевса и защитника установленного им порядка. Согласно надписи на жертвеннике в Олимпии, Зевс именуется «вершителем судеб».

МОЙРЫ - (греч.) или ПАРКИ (лат.) Богини судьбы. Судьбы, иначе известные как три мойры, дочери Зевса и Фемиды, — богини, которые не предсказывают судьбу, а лишь следят за её исполнением.

Закон жизни

Нельзя не признать, что в природе множество законов, управляющих всеми подряд процессами. Многие видят такие законы и в человеческой жизни. Греки их обозначали словом «мойра», что означало «доля», «участь». Сначала считалось, что этому закону подчиняются все - и боги, и люди. Была в мире неотвратимая сила, противиться которой было просто невозможно. Долгое время у этой силы не было никакого особенного облика или символа. Могли иногда случаться некие предметы, в которых заключалась жизненная сила человека, но постепенно жить в мире абстрактных идей грекам стало скучно, и появилось представление о неких мойрах, божествах судьбы, определяющих длину человеческой жизни и ее перипетии.

Изначально их считали порождением Никты, богини ночи, и точно сосчитать не могли. Но пришли Олимпийские боги и навели порядок в народных верованиях. Мойры стали тремя женщинами, прядильщицами нитей. В отличие от каких-нибудь хорошеньких легкомысленных нимф, мойры имели облик малосимпатичных старушек с суровым нравом.

Старушки судьбы

Первая из них, Лахесис, занималась тем, что определяла, как будет жить человек после рождения, и следила, что бы он не отвлекался от своего жребия.

Вторая сестра, Клото, отвечала за настоящее. Пряла себе нить, нанизывая на нее, как бусины, события дня сегодняшнего, пока третья сестра, Атропос, не обрезала своими ножницами эту ниточку человеческой жизни, обрывая череду смертных дней, и обрекая душу человека на спуск в царство Аида.

Платон был к мойрам немного поласковее и описывал их уже как достойных женщин с венками на головах, сидящих на высоких стульях, всех таких в белом. Все они, по его мнению, прядут на веретене необходимости, подпевая небесной музыке сфер, каждая о чем-то своем. С течением времени Зевсу надоело подчиняться каким-то старушкам и он потихоньку стал отвоевывать право на самостоятельное распоряжение сначала своей судьбой, а потом уже заграбастал себе и право зваться вершителем человеческих судеб. Для гарантии он объявил мойр своими дочками. Местами даже сокращая их количество до двух, как в Дельфах. Кончилось все тем, что мойры стали приобретать амплуа комических старух, а Аполлон так вообще по слухам споил их, что бы спасти своего друга Адмета, и в пьяном виде заставил мойр дать обещание принять вместо смерти Адмета чью-нибудь чужую жизнь.

Ну а к закату классической Греции все чаще на арену вместо Мойр стала выходить Тихе, богиня случайности. Но тут есть нюанс, ее греки придумали уже сознательно, зафилософствовавшись до того, что решили, что никаких законов жизни нет, а миром правит случай.

Справедливость с плеткой

Вначале (относительно Олимпийской мифологии) в Греции царил матриархат, особенно в божественной части ее жизни. В те времена, которые бы очень понравились современным эмансипированным дамам, богиня могла позволить себе преследовать мужчину, загоняя его подобно дичи, догнать и использовать по любому интересующему ее назначению. Все течет, все меняется, по Греции прокатилась волна модернизации и борцы за права мужчин одержали верх. Теперь начали бегать женщины, а мужчины с превеликим удовольствием стали их догонять.

Лебединые песни Зевса

Так вышло и с Немесидой. Сразу оговорюсь, что версий у этого мифа много, и правду сейчас установить практически невозможно. Сойдемся на том, что главными действующими лицами мифа были Леда, Немесида и Зевс. Причем существует большая вероятность, что Леда и Немесида вообще одно и то же лицо. Зевс воспылал страстью к Немесиде, деве задумчивой и прекрасной, с обостренным от природы чувством справедливости. С настойчивостью настоящего мужчины, он преследовал ее на земле, в воде и на небе, а та убегала от него, меняя обличья. В какой-то момент Немесида превратилась в гусыню, и Зевс быстренько обернулся лебедем, настиг ее и, как это принято говорить в отношении пернатых, потоптал. От их соития Немесида снесла яйцо, довольный Зевс украсил небо парочкой созвездий. Правда он придерживался версии, что обманул Немесиду, обратившись преследуемым орлом лебедем, и добрая девушка пригрела его на своей груди, защитив от опасности. Так что на небе появились Орел и Лебедь. Из яйца потом появилось потомство, о составе которого мифы говорят разное, но все сходятся, что главным плодом этого пернатого союза стала Елена Прекрасная.

Немесида после этих событий взяла на себя обязанности богини справедливости, оставила себе крылья и стала следить за порядком, сурово и неотвратимо преследуя нарушителей моральных и общественных норм поведения, а так же тех, кто имел неосторожность проявлять свое счастье так, что это можно было истолковать, как неуважение к богам. Греки ответили поговоркой «завистливы боги» и старались соблюдать правила игры, делая вид, что счастья у них не так уж много, даже если срывали куш.

Немесида в виде своих символов избрала весы - символ равновесия и меч - символ грядущего наказания провинившемся. Меньше растиражирован другой, гораздо более пикантный взору современного зрителя облик богини справедливости - с согнутой в локте рукой, уздечкой в одной руке и плеткой в другой. Причем согнутый локоть - символ меры длины, принятой в Греции, мол получишь, сколько заслужил. Уздечка - призыв владеть собой и сдерживать порывы, а плетка, как и меч - символ неотвратимого воздаяния. Думаю, подобное изваяние Немесиды было бы очень востребовано в среде прогрессивных юристов.

Неукротимые мстители

Эриннии - силы мести. Сколько их точно - неизвестно, сначала считалось, что около тридцати тысяч. Как и в случае с мойрами, постепенно из безликих сил они обросли телами и даже именами. По мере персонализации число их резко сократилось, остановившись на трех. Остались Тисифона, мстительница за убийства, Алекто, не умеющая прощать и Мегера, завистница. Родились они из крови Урана, когда того оскопил Кронос, и с момента рождения яростно преследовали убийц, особенно специализируясь на родителеубийцах. Больше всего с ними не повезло Оресту. Когда его жадная до власти матушка убила его отца, эриннии стали взывать к мести, преследуя Ореста и грозя безумием (в более поздней версии мифа этим занимался Аполлон), пока он не отомстил за отца, убив собственную мать. Тут эриннии стали преследовать Ореста, как виновника смерти матери. Причем избавиться от них было невозможно, до тех пор пока Орест не довел дело до суда в Афинах. Тогда часть из эринний признала главенство патриархата, оставила Ореста в покое и поселилась на склонах Акрополя, став «Евменидами», милостивыми. Насколько известно, эриннии в качестве наказания доводили свою жертву до умопомрачения, что чаще всего заканчивалось самоубийством.

Поющее веретено мира

Ананке со своим веретеном - богиня неизбежности, сидит себе, вращает между колен ось мира. Она прядет не нитки, а нечто непостижимое. Ведь ее веретено состоит из восьми небесных сфер, на каждой из которых сидит себе сирена и поет, создавая гармонию космоса. Это только на досуге они моряков с ума сводят.

Ананке судя по всему недобрая богиня, ни в одной из историй с ней связанных не слышно про то, что она кого-то пожалела или помогла как-то. Хотя, если ты занят вращением космических сфер, отвлекаться на остальное времени нет.


МО ЙРЫ (Μοῖραι , мойра, букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении), в греческой мифологии богини судьбы. В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете - фетише, носителе жизненных потенций. Так, мойра Мелеагра заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила её в огонь, где та сгорела, вызвав тем самым мучительную смерть Мелеагра (Apollod. I 8, 2-3). Когда возобладали анимистические представления, магическая сила, заключённая в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь. Мойры понимаются теперь как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»), хотя для этих понятий в греческом языке вырабатываются специальные термины, наряду с названием «мойры». Мойры - это тёмная невидимая сила, она не имеет отчётливого антропоморфного облика, изображение мойр в античном искусстве редко. С развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной (Hom. Il. V 613), или двух (Paus. X 24, 4), или трёх мойрах. Наиболее распространённый миф - о трёх сёстрах-мойрах. Архаические мойры - дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немесиду, Эриду и Гесперид (Hes. Theog. 211-225). Их имена - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначает жребий ещё до рождения человека, Клото прядёт нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее. Платон считает, что эти три мойры - дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено (Plat. R. P. X 617 b-e). Отношения между мойрами и олимпийскими богами сложные. Как результат архаики - зависимость богов от мойр и незнание ими предназначенного. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, взвешивает жребии человеческих жизней на золотых весах (Hom. Il. XXII 209-214). Однако существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой (Hes. Theog. 901-906).

Мойры сопричастны Зевсу (Pind. Ol. VIII 22), он именуется Морием (Soph. O. C. 705). Зевс и Аполлон называются также Мойрагетами («водителями мойр»). Эпитет Зевса «вершитель судеб» (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает (по словам Павсания), что бог «знает человеческие дела и всё то, что назначили мойры, и всё, в чём они отказали» (Paus. V 15, 5). В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение мойр, и всем было очевидно, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу» (Paus. I 40, 4). В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня Тиха (богиня случая), характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни. Мойрам соответствуют римские парки .

Лит .: Лосев А.Ф., Гомер, М., 1960, с. 270-342; Leitzke E., Moira und Gottheit im alten griechischen Epos, Gött., 1930 (Diss); Steinbach E., Der Faden der Schicksalsgottheiten, Lpz., 1931; Krause W., Zeus und Moira bei Homer, “Wiener Studien”, 1949, Bd 64, S. 10-52.

А .Ф . Лосев

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 169.

Древние таблички эгейской культуры делятся с нами первыми сведениями о том, кем были греческие боги и богини. Мифология Древней Греции стала для прославленных авторов Эллады. Богатый материал для художественной фантазии она дает нам и сегодня. Как и могущественные олимпийские мужчины-правители, женские божественные ипостаси обладают сильным характером и недюжинным умом. Поговорим о каждой в отдельности поподробнее.

Артемида

Не все греческие богини могут похвастаться таким гармоничным сплетением хрупкости и грации с решительным и жестким характером, как Артемида. Она родилась на острове Делос от брака могущественного Зевса и богини Лето. Братом-близнецом Артемиды был лучезарный Аполлон. Девушка прославилась как богиня охоты и покровительница всего, что растет в лесах и полях. Смелая девица не расставалась с луком и стрелами, а также с острым копьем. В охоте ей не было равных: ни быстрый олень, ни пугливая лань, ни разъяренный кабан не могли скрыться от ловкой богини. Когда шла охота, лес наполняли смех и веселые крики вечных спутниц Артемиды - речных нимф.

Утомившись, богиня направлялась в священные Дельфы к брату и под великолепные звуки его арфы танцевала с музами, а потом отдыхала в заросших зеленью прохладных гротах. Артемида была девственницей и свято хранила свое целомудрие. Но она тем не менее, как и многие греческие богини, благословляла супружество и деторождение. Символы - лань, кипарис, медведь. В римской мифологии Артемиде соответствовала Диана.

Афина

Рождение ее сопровождалось фантастическими событиями. Все началось с того, что Громовержцу Зевсу сообщили: у него от богини разума Метиды родятся двое детей, один из которых свергнет правителя. Зевс не придумал ничего лучше, как усыпить супругу ласковыми речами и, спящую, проглотить. Через какое-то время бог почувствовал мучительную головную боль и приказал сыну Гефесту разрубить ему голову, надеясь получить избавление. Гефест размахнулся и рассек голову Зевса - и оттуда в сверкающем шлеме, с копьем и щитом вышла божественная Афина Паллада. Воинственный клич ее потряс Олимп. До сей поры не знала греческая мифология богини столь величественной и искренней.

Могучая воительница стала покровительницей справедливых баталий, а также государств, наук, ремесел. Многие герои Греции побеждали благодаря советам Афины. Молодые девушки особенно чтили ее, потому что она обучала их искусству рукоделия. Символы Афины Паллады - оливковая веточка и мудрая сова. В латинской мифологии она называется Минервой.

Атропос

Одна из трех сестер - богинь судьбы. Клото прядет нить человеческой жизни, Лахесис пристально наблюдает за течением судеб, а Атропос безжалостно перерезает нити человеческой судьбы, когда срок жизни конкретного землянина считает законченным. Имя ее переводится как «неотвратимая». В древнеримской мифологии, в которой греческие богини имеют латинские аналоги, она зовется Мортой.

Афродита

Она была дочерью бога Урана, покровителя небес. Общеизвестно, что Афродита родилась из белоснежной морской пены недалеко от острова Киферы, и ветер перенес ее на остров под названием Кипр. Там юную девушку окружили богини времен года (оры), увенчали ее венком из полевых цветов, накинув на нее золототканые одеяния. Эта нежная и чувственная красавица - греческая богиня красоты. Там, где ступала ее легкая ножка, мгновенно расцветали цветы.

Оры привели богиню на Олимп, где она вызвала тихие вздохи восхищения. Ревнивая супруга Зевса Гера поспешила устроить брак Афродиты с самым некрасивым богом Олимпа - Гефестом. Богини судьбы (мойры) подарили красавице только одну божественную способность - творить вокруг себя любовь. В то время как ее хромоногий муж усердно ковал железо, она с наслаждением внушала любовь людям и богам, влюблялась сама и покровительствовала всем влюбленным. Поэтому Афродита, по традиции, еще и греческая богиня любви.

Непременным атрибутом Афродиты был ее пояс, который наделял хозяина силой внушать любовь, обольщать и влечь к себе. Эрот - сын Афродиты, которому она давала свои поручения. Символы Афродиты - дельфины, голуби, розы. В Риме она звалась Венерой.

Геба

Она была дочерью Геры и Зевса, сестрой кровожадного бога войны Ареса. По традиции считается богиней юности. В Риме ее зовут Ювентой. Прилагательное «ювенальный» и сегодня часто используется для определения всего, что связано с юношеским и отроческим. На Олимпе Геба была главным виночерпием, пока на ее место не заступил сын троянского царя Ганимед. В скульптурных и живописных изображениях девушка часто изображена с золотым кубком, наполненным нектаром. Богиня Геба олицетворяет юношеское процветание стран и государств. Согласно мифам, ее отдали замуж за Геракла. Они стали родителями Алексиариса и Аникет, считавшимися покровителями молодежи и спорта. Священное дерево Гебы - кипарис. Если раб входил в храм этой богини, ему сразу даровали свободу.

Гемера

Богиня света дня, в противовес Гекате, покровительнице рака и кошмарных видений, а также колдунов, умница Гемера была вечной спутницей бога солнца Гелиоса. По одной из мифических версий, она похитила Кефала и породила Фаэтона, который разбился на солнечной колеснице, не справившись с ее управлением. В римских легендах Гемере равна Диес.

Гея

Богиня Гея является прародительницей всего живущего. Согласно легендам, она родилась из Хаоса и упорядочила все стихии. Именно поэтому она покровительствует и земле, и небу, и морям, считается матерью титанов. Это Гея уговорила своих сыновей восстать против Урана, прародителя небес. А потом, когда они были повержены, она «натравила» своих новых сыновей-гигантов против олимпийских богов. Гея - мать ужасного стоглавого чудовища Тифона. Это его она просила, чтобы он отомстил богам за гибель гигантов. Гея была героиней греческих гимнов и песен. Она первая прорицательница в Дельфах. В Риме ей соответствует богиня Теллус.

Гера

Спутница Зевса, прославившаяся своей ревностью и много времени тратившая на то, чтобы устранить и обезвредить своих соперниц. Дочь титанов Реи и Кроноса, проглоченная своим отцом и вызволенная из его чрева благодаря тому, что Зевс одержал победу над Кроносом. Гера занимает особое место на Олимпе, где блистают во славе греческие богини, имена которых связаны с обязанностями покровительствовать всем сферам человеческой жизни. Гера покровительствует браку. Подобно своему царственному супругу, она могла повелевать громом и молнией. По ее слову мог пролиться на землю ливень или засиять солнышко. Первой помощницей Геры была греческая богиня радуги - Ирида.

Гестия

Она тоже была дочерью Кроноса и Реи. Гестия - богиня семейного очага и жертвенного огня - была не тщеславна. По праву рождения она занимала одно из двенадцати главных мест на Олимпе, но ее потеснил бог вина Дионис. Гестия не стала отстаивать права, а тихо отошла в сторону. Она не любила ни войн, ни охоты, ни любовных интриг. Прекраснейшие боги Аполлон и Посейдон добивались ее руки, но она предпочла остаться незамужней. Люди чтили эту богиню и приносили ей жертвы перед началом каждого священнодействия. В Риме она звалась Вестой.

Деметра

Богиня доброго плодородия, пережившая личную трагедию, когда подземный бог Аид влюбился и похитил дочь Деметры Персефону. Пока мать искала дочку, жизнь замерла, листья повяли и облетели, трава и цветы засохли, нивы и виноградники погибли и опустели. Видя все это, Зевс приказал Аиду отпустить Персефону на землю. Тот не мог ослушаться могущественного брата, но попросил хотя бы треть года проводить с женой в подземном царстве. Деметра обрадовалась возвращению дочери - всюду сразу зацвели сады, заколосились нивы. Но каждый раз, когда Персефона покидала землю, богиня снова впадала в печаль - и начиналась лютая зима. В римской мифологии Деметре соответствует богиня Церера.

Ирида

Греческая богиня радуги, о которой уже упоминалось. По представлениям древних, радуга была ничем иным, как мостом, соединяющим землю с небом. Ириду по традиции изображали златокрылой девушкой, а в руках она держала чашу с дождевой водой. Главной обязанностью этой богини было разносить вести. Это она делала с молниеносной быстротой. По легенде, она была женой бога ветра Зефира. По имени Ириды называется цветок ирис, поражающий игрой цветовых оттенков. Также от ее имени происходит название химического элемента иридия, соединения которого тоже отличаются многообразием цветовых тонов.

Никта

Это греческая богиня ночи. Она родилась из Хаоса и была матерью Эфира, Гемеры и мойр, богинь судьбы. Также Никта породила Харона, перевозчика душ умерших в царство Аида, и богиню мести Немезиду. В целом Никта связана со всем, что стоит на грани жизни и смерти и заключает в себе тайну бытия.

Мнемосина

Дочь Геи и Урана, богиня, олицетворяющая память. От Зевса, который соблазнил ее, перевоплотившись в пастуха, родила девять муз, отвечавших за роды и виды искусств. В ее честь назвали источник, дарящий память вопреки роднику забвения, за который отвечает Лета. Считается, что Мнемосина владеет даром всезнания.

Фемида

Богиня закона и правосудия. Она родилась у Урана и Геи, была второй супругой Зевса и передавала богам и людям его повеления. Фемида изображается с повязкой на глазах, с мечом и весами в руках, олицетворяя беспристрастный справедливый суд и возмездие за преступления. Она по сей день символизирует правовые организации и нормы. В Риме Фемиду называли Юстицией. Как и другие греческие богини, она обладала даром вносить порядок в мир вещей и природу.

Эос

Сестра Гелиоса, бога солнца, и Селены, богини луны, Эос - покровительница утренней зари. Каждое утро она поднимается из океана и летит на своей колеснице по небосклону, заставляя солнце просыпаться, и разбрасывает на землю горсти алмазных капелек росы. Поэты зовут ее «прекраснокудрой, розовоперстой, златотронной», всячески подчеркивая великолепие богини. Согласно мифам, Эос была пылкой и влюбчивой. Алый цвет утренней зари иногда объясняется тем, что она стыдится бурно проведенной ночи.

Вот главные богини, воспетые певцами и мифотворцами Древней Эллады. Мы рассказали только о благодатных богинях, дарящих созидательное начало. Есть и иные персонажи, имена которых связаны с разрушением и горестями, но о них - особый разговор.


Top