Обязаны ли платить за вывоз мусора. Нужно ли платить за вывоз мусора в частном доме

«В этом году на новую схему обращения с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО) должны перейти 20 регионов. Первыми могут стать Ивановская и Архангельская области, Камчатка, Краснодарский край, Магнитогорск в Челябинской области и Крым, — говорит исполнительный директор ассоциации “Чистая страна” Руслан Губайдуллин . — Остальные субъекты будут подключаться по мере готовности, но с 1 января 2019 г. “мусорную реформу” должны начать все без исключения. Правительство отсрочило её на 2 года (первоначально изменения планировались с 1 января 2017 г.), так что все регионы должны успеть подготовиться».

Очистим страну?

Изменения нас ждут серьёзные. Сейчас вывозом мусора занимаются управляющие компании, а цена «спрятана» в общем платеже за жилищные услуги, который может быть от 10 до 100 руб. за 1 м2 в зависимости от дома и города. Никто из нас даже точно не знает, сколько сегодня платит за мусор. Но, как только вывоз ТБО перекочует в коммунальные услуги (там же свет, газ, вода, отопление), сумма будет известна, а платить мы начнём региональному оператору.

«Мусорный бизнес сейчас большей частью серый. Реформа должна навести порядок в этой сфере, очистить страну от мусора. Появятся новые современные безопасные мусороперерабатывающие предприятия и полигоны, — говорит Руслан Губайдуллин. — Все собранные средства за мусор будут аккумулироваться у регионального оператора: его будут выбирать на конкурсной основе на 10 лет, он станет отвечать за полный цикл обращения с твёрдыми бытовыми отходами — от вывоза до переработки. Это значит, государство сможет контролировать денежные потоки, проверять, точно ли средства идут на строительство нового мусороперерабатывающего завода или нет. Реформа поставит крест на теневом бизнесе. В регионе может быть несколько регоператоров. Например, в Московской области будет семь зон, во Владимирской — одна, в Кемеровской — три. В каждой будет действовать свой тариф. Скорее всего, в крупных городах он будет чуть меньше, чем в малонаселённых пунктах, где мусор придётся везти на более дальние расстояния. Это как с тарифом на воду, который в городах обычно в 2-3 раза ниже».

Цена вопроса

По новому закону платить за мусор придётся всем, в том числе живущим в частном секторе. Для деревенских это, конечно, станет неприятным сюрпризом, ведь многие из них никогда не платили за отходы — мусор сжигали, сваливали в овраги и т. д. Какую сумму надо будет отдать за чистоту, установит регоператор. В Ивановской области, которая собирается перейти на новую схему уже этим летом, предложен тариф 104,6 руб. в месяц с человека. «Взнос единый на всю область. Это значит, семье из 5 человек придётся отдать 523 руб. в месяц, а многодетной из десяти — 1046 руб. Откуда у людей на селе такие деньги! — говорит сопредседатель общественной организации Ивановской области Дмитрий Сафонов . — В феврале 2017 г. мы проанализировали платежи за мусор 600 домов в Иваново и райцентрах и пришли к выводу, что с введением нового тарифа они вырастут в 2-2,5 раза. Не хочется, чтобы эксперименты начинали ставить на нашей не слишком богатой области, поэтому попросили отсрочить реформу или снизить тариф. Губернатор сказал, что будет думать до конца июня. Тариф окончательно не утверждён».

В остальных регионах тоже пока думают над тарифом. Надо, чтобы цифра устроила и регоператора, и население было не слишком шокировано. Обсуждаются суммы от 50 до 150 руб. в месяц с человека. Впрочем, эксперты считают, что тариф поначалу задирать не станут, чтобы не провоцировать недовольство.

Регионы постепенно переходят на новый порядок начисления платы за вывоз мусора. Договоры надо заключать с региональным оператором ТКО. Суммы в счетах и недовольство растут. Кота-юриста часто спрашивают, нет ли каких-нибудь льгот по оплате вывоза мусора, надо ли платить за ТБО за детей. Разбираемся, где можно сэкономить на вывозе мусора.

Есть ли льготы по оплате обращения с ТКО?

Специальных пониженных тарифов по вывозу мусора на федеральном уровне нет — ни для детей, ни для пенсионеров, ни для каких-либо других социально незащищенных граждан. За прописанных в квартире или доме детей скорее всего придется платить наравне со взрослыми. Однако на уровне региона могут установить разные тарифы для разных групп потребителей. Тарифы можно посмотреть на сайте регионального оператора. Еще поскольку обращение с ТКО теперь считается коммунальной услугой, по нему можно также получить распространяющиеся на оплату услуг ЖКХ льготы. Оформить их можно через региональный департамент соцзащиты и МФЦ.

  • Субсидии на оплату коммунальных услуг (ст.159 ЖК РФ, постановление Правительства РФ от 14.12.2005 №761) — для малоимущих граждан. Размер в каждом регионе считается по своим региональным стандартам.
  • Компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (ст.160 ЖК РФ) — для инвалидов, ветеранов, учителей в сельской местности, чернобыльцев, семей погибших военнослужащих и других категорий, указанных в федеральных и региональных законах.

Как платить меньше за вывоз мусора?

Размер платы за обращение с ТКО, согласно формуле, зависит от числа проживающих граждан и норматива накопления отходов (кроме регионов, перешедших на расчет по площади жилья). Вы можете влиять на эти параметры.

  • Не прописывайте лишних жильцов
    Двоюродный дядя или знакомый знакомого просит прописать его у себя? На этого человека вам будут начислять плату за обращение с ТКО. По закону расчет идет по количеству постоянно и временно проживающих больше 5 дней подряд человек или числу собственников, если никто не живет. Не регистрируйте в квартиру «мертвые души», из-за которых увеличится коммуналка.
  • Уйдите от расчета по нормативу
    Раздельный сбор мусора — единственный способ платить за реальный объем вывезенных контейнеров, а не по усредненным нормативам. Но просто так взять и начать собирать мусор отдельно не получится. Раздельный порядок сбора отходов надо прописать в договоре с региональным оператором. Если только заключаете договор, обязательно спросите о раздельном сборе. Если договор уже есть, уточняйте, как перейти на раздельный сбор и оформляйте изменения к договору.
  • Делайте перерасчет за временное отсутствие
    Поскольку для услуги по вывозу ТКО нет никакого индивидуального счетчика, по ней можно претендовать на перерасчет платы в связи с временным отсутствием в жилом помещении. Напомню, что такой перерасчет оформляют для отъездов на срок более 5 полных календарных дней подряд на основании п.148(44) постановления Правительства РФ №354 06.05.2011. Информация по его оформлению была в этом посте:

Можно ли не платить за вывоз мусора, если его не вывозят?

Просто так отказаться от оплаты квитанции за вывоз мусора нельзя. Это будет считаться неоплатой коммунальной услуги, приведет к начислению неустойки и принудительному взысканию. Правильнее всего писать претензии на некачественное оказание услуги по обращению с ТКО — региональному оператору, если у вас с ними прямой договор, или в УК/ТСЖ, если договор на весь дом заключили они. В обоснование плохого качества услуг можно ссылаться на приложение 1 к постановлению №354 от 06.05.2011 (частота вывоза — раз в 3 суток в холодное время года, раз в сутки — в теплое) и на положения договора на обращение с ТКО. За 1 сутки отклонения от норматива полагается снижение месячной платы за ТКО на 3,3%. Если претензия о перерасчете остается без ответа, жалуйтесь в жилищную инспекцию или подавайте в суд.

Должны платить в любом случае в силу ст. 209 ГК РФ. Даже независимо от факта проживания и отсутствия в письменном виде договора на вывоз мусора;

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, пп. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Положением п. 2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "санитарные правила содержания территории населенных мест" регулируются порядок и сроки вывоза твердых бытовых отходов, согласно которым сроки вывоза твердых бытовых отходов производятся в течение 1 - 3 дней (в зависимости от времени года), после чего отходы подлежат вывозу на специально отведенные полигоны. Данные нормы подлежат неукоснительному исполнению со стороны специализированных организаций.

В силу ст. 10 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно ст. 13 Федерального закона от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.) (п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 155).

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых и жидких отходов применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии со ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 155 заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.

Таким образом, из содержания п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов следует, что документом, свидетельствующим о заключении такого договора, может быть и квитанция, и талон, и иной документ.

«Когда я подписала договор с КЖУП «Уником» о вывозе мусора, возле нашего дома установили контейнер. В начале прошлого года его убрали. Заставляют выставлять мусор в ведре на улицу. Я перестала платить за вывоз отходов, которые и не вывозились. Могу ли я отказаться от этой услуги? Антонина Войтешонок, Жлобинский район».

Сергей Атрашков, заместитель председателя Жлобинского райисполкома:

− Согласно абзацу второму части второй статьи 18 Закона от 16 июля 2008 года № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» потребитель обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 5 статьи 29 Жилищного Кодекса отказ собственника жилого дома от заключения договора на оказание основных коммунальных услуг не освобождает его от обязанности внесения платы за нее.

Согласно перечню основных жилищно-коммунальных услуг, утвержденному постановлением Совета Министров от 27 января 2009 года № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является основной жилищно-коммунальной услугой, которая оказывается в обязательном порядке. В соответствии с требованиями действующего законодательства собственник жилья обязан заключить договор на вывоз отходов. В связи с чем, вам надлежит обратиться в организацию КЖУП «Уником» для заключения договора. В соответствии с пунктом 52 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Совета Министров от 12 июня 2014 года № 57 плата за обращение с твердыми коммунальными отходами рассчитывается по субсидируемым тарифам для населения исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов, установленного местными исполнительными и распорядительными органами, и количества зарегистрированных по месту жительства или тесту пребывания в жилом помещении.

По данным Коротковичского сельского исполнительного комитета по вашему адресу зарегистрировано два человека. С учетом этого производится начисление за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Сумма начисления, на одного человека, за услугу обращения с твердыми коммунальными отходами в месяц по состоянию на 10 апреля 2018 года составляет Bn1,30. Задолженность за оказанные коммунальные услуги в размере Bn 56,85, пеня Bn54,72 образовалась за период с сентября 2016 года по апрель 2018 года.

В случае возникновения вопросов по начислению за коммунальные услуги гражданин может обратиться в отдел по расчетам КДЖЭУП «Жилкомсервис-два».

Таким образом, действующее законодательство не разграничивает категории граждан (студенты, работающие, пенсионеры и другие) и не указывает какие-либо основания (объем образования мусора, нет мусора и другое) позволяющие не заключать договор на оказание услуг по обращению с отходами и не оплачивать оказанную фактически услугу.

Согласно схеме обращения с коммунальными отходами по Жлобину и Жлобинскому району предусмотрен подомовой объезд с забором отходов из емкостей домовладельцев. Сбор отходов по вашей улице производится из емкостей домовладельцев согласно графику - еженедельно по воскресеньям. Машина, осуществляющая сбор отходов, постоянно проходит по маршруту, собирая все коммунальные отходы, выставленные жителями улиц. Тем самым предприятие КЖУП «Уником», не зависимо от количества выставленных отходов несет затраты по сбору отходов. Крупногабаритные отходы (диваны, матрацы, бытовая техника) вывозятся по предварительной заявке, которую можно дать по телефону 115 или обратиться в сельский совет.

Статья 15.63 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами в виде штрафа от 5 до 50 базовых величин. Следовательно, все люди обязаны соблюдать законодательство об обращении с отходами.

На основании изложенного, оснований для не начисления вам услуги по вывозу отходов в законодательстве нет.

Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?

Ваши вопросы и жалобы.


Top