Отношения между человеком и животным. Генетическая связь между человеком и животными

Семь экспериментов, которые изменят мир Шелдрейк Руперт

ЖИВОТНЫЕ И ЛЮДИ: НЕВИДИМАЯ СВЯЗЬ

В городе, где я родился, Ньюарке-на-Тренте, по соседству с нами жила вдова, у которой была кошка. Сын вдовы служил в торговом флоте. Как-то эта женщина рассказала, что всегда точно знает, когда ее сын вернется из плавания, независимо от того, сообщил он об этом или нет. Она определяла момент возвращения по поведению кошки, которая всякий раз усаживалась на коврик у входной двери и мяукала час или два, пока сын хозяйки не появлялся на пороге. «Поэтому я всегда успевала поставить чайник», - добавляла вдова.

Эта женщина вовсе не была склонна к суевериям, хотя то, что она рассказывала, выглядело довольно фантастичным. Меня заставил задуматься тот факт, что об этом паранормальном явлении она говорила совершенно спокойно. Действительно ли кошка вела себя необычно или же ее хозяйка оказалась под влиянием какой-то иллюзии? Вскоре я убедился, что многие владельцы домашних животных рассказывают похожие истории. Большинство рассказчиков отмечали, что их питомцы каким-то образом точно определяют, когда должны вернуться домой долго отсутствовавшие члены семьи, и в большинстве подобных случаев проявляют беспокойство перед появлением хозяина.

В 1919 г. американский натуралист Уильям Лонг опубликовал чрезвычайно интересную книгу под названием «Как разговаривают животные», где описал поведение своего старого сеттера по кличке Дон. В частности, он рассказал, как в школьные годы Дон встречал его по приезде из школы-интерната.

«Поступив в школу, я поневоле разлучился с Доном, но оказалось, что он всегда предчувствует, когда я должен вернуться домой. Пес мог месяцами покорно оставаться возле дома и подчиняться моей матери, которая не особенно им интересовалась, но, как только я должен был приехать из интерната, Дон уходил и поджидал меня на пригорке, с которого просматривались все окрестности. Когда бы я ни приезжал, в полдень или в полночь, пес неизменно поджидал меня на одном и том же месте. Однажды я выехал домой без предупреждения, и в то же время Дон неожиданно убежал. Он не возвращался домой даже для того, чтобы поесть, и в конце концов моя мать отправилась его искать и нашла все на том же пригорке. Увидев Дона на месте встречи, она вернулась домой и принялась убирать мою комнату, догадавшись, что я скоро приеду. Если собака привыкла проводить время в каком-то определенном месте, ее поведение можно объяснять как угодно, но Дон выходил на пригорок только тогда, когда я должен был вернуться. Более того, на место встречи он всегда приходил за несколько минут до того, как я садился в поезд. Получается, что Дон всегда точно знал, когда я собираюсь домой».

Таких историй очень много. Можно ли относиться к ним серьезно? Любой скептик всегда предпочтет объяснить их случайным совпадением, обостренным обонянием и слухом животного, его привычками - или же легковерием, доверчивостью и самообманом хозяина, который хочет поверить в необычность своего питомца.

Но такие умозаключения не имеют под собой серьезной научной базы. Никаких исследований в этой области до сих пор вообще не проводилось, и не потому, что такого рода эксперименты никому не интересны. Напротив, необъяснимые способности домашних животных живо интересуют всех, кто сталкивался с их проявлениями. Материальная сторона исследований также не составляет проблемы, так как эксперименты в этой области практически не требуют специального финансирования. Я полагаю, что научной работе в этом направлении мешают три стойких предрассудка. Это предубеждение против исследования любых паранормальных явлений, предубеждение против серьезного отношения к домашним животным и предубеждение против любых экспериментов с домашними животными. В конце главы я подробно изложу проблемы, связанные с этими предубеждениями, а пока о них лучше просто забыть и обратиться к собственно экспериментам.

Из книги Лечение собак: Справочник ветеринара автора Аркадьева-Берлин Ника Германовна

Темперамент собаки, его связь с конституциональными особенностями По данному параметру животное может быть причислено к одному из четырех типов: подвижные, инертные, безудержные и слабые.Подвижный темперамент собаки аналогичен сангвиническому типу человека. Животное

Из книги Семь экспериментов, которые изменят мир автора Шелдрейк Руперт

ПРЯМАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ГОЛУБЯМИ И ИХ ДОМОМ Я предполагаю, что способность голубей точно определять, где находится их дом, объясняется какой-то связью, подобно эластичной нити соединяющей птиц с домом и помогающей найти к нему дорогу. Когда голубей увозят из дома, «нить»

Из книги Жизнеобеспечение экипажей летательных аппаратов после вынужденного приземления или приводнения (без иллюстраций) автора Волович Виталий Георгиевич

СВЯЗЬ РАЗУМА И ТЕЛА Эти эксперименты должны прояснить вопрос о том, как связаны наши разум и тело. Выходит ли разум за пределы тела или он ограничивается головным мозгом? Ощущения говорят о том, что он занимает все тело. Например, если я чувствую боль в большом пальце ноги,

Из книги Жизнеобеспечение экипажей летательных аппаратов после вынужденного приземления или приводнения [с иллюстрациями] автора Волович Виталий Георгиевич

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Основы психофизиологии автора Александров Юрий

Из книги Вселенная внутри нас [Что общего у камней, планет и людей] автора Шубин Нил

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Сыроедение против предрассудков. Эволюция в питании человека автора Демчуков Артём

7. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (БОС) Интерес к исследованиям биологической обратной связи (БОС) в целях произвольного управления ФС на основе объективной информации о динамике психофизиологических показателей возник в связи с данными об изменениях в ФС человека,

Из книги Почему мы любим [Природа и химия романтической любви] автора Фишер Хелен

Связь найдена В начале 80-х годов моего коллегу из отделения статистики Чикагского университета Стивена Стиглера попросили принять участие в подготовке сборника, посвященного памяти Роберта Мертона, одного из выдающихся социологов нашего времени. За время своей долгой

Из книги Что, если Ламарк прав? Иммуногенетика и эволюция автора Стил Эдвард

Взаимодействие эндокринных систем: прямая связь, обратная связь, синергизм, пермиссивное действие, антагонизм Как уже было упомянуто, отдельные эндокринные железы и их гормоны взаимодействуют друг с другом, обеспечивая функциональное единство организма. Между

Из книги Животные автора Беспалов Юрий Гаврилович

Пища, слизь и насморк. Есть ли связь? Во многих информационных источниках посвящённых здоровому образу жизни сегодня можно встретить самые разнообразные рекомендации по организации правильного питания. В некоторых из них описываются некие слизеобразующие продукты,

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Сексуальная связь «Да лучше мне сто раз умереть, чем лишиться сладчайшего твоего супружества! Ведь… я люблю тебя страстно, как душу свою!» (44) - обращается Психея к своему мужу Купидону в романе «Золотой осел», написанном Апулеем во II в. «Она, полная вожделения, -

Из книги автора

Глава 6 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ СОМЫ И ЗАРОДЫШЕВОЙ ЛИНИИ В этой главе мы рассматриваем, как могли изменяться последовательности ДНК вариабельных генов антител в клетках зародышевой линии за эволюционное время. Некоторые данные указывают на существование обратной связи генов, т.

Из книги автора

Раздел 2 Животные и люди Глава 1 Добыча, друзья и враги первобытных охотников В древнейшие времена жизнь людей была тесно связана с животным миром. Животные были добычей охотников, источником питания и материалов для одежды, а во многих местах и источником

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда людей на Земле не существовало - они когда-то появились на ней. И вместе с ними неизбежно появилось и человеческое общество. Люди всегда живут только в составе отдельных конкретных обществ - социально-исторических организмов, которые все вместе образуют человеческое общество в целом. Вне системы общественных отношений люди существовать не могут. Это было подмечено уже давно. Еще Аристотель, живший в IV в. до н.э., называл человека политическим животным, то есть живущим в государстве (политии), в обществе. Эта мысль получила развитие в труде шотландского мыслителя А.Фергюсона "Очерк истории гражданского общества" (1767). Он утверждал, что человек изначально, по своей природе, есть существо социальное. "Человечество, - писал он, - следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей". Мнения о том, что люди всегда жили обществами, отстаивал и его современник - Вольтер. В своей “Философии истории” (1765) он писал: “Основания для общества существовали всегда, стало быть и общество существовало всегда.”

Но если человек и общество возникли, то правомерен вопрос о том, куда они уходят своими корнями. Естественен ответ, что истоки человека и общества нужно искать в животном мире. Однако между обществом, в котором мы живем сейчас, и миром животных существует слишком уж большое различие. Огромные города, многоэтажные дома, фабрики и заводы, железные дороги, автомобили, самолеты, театры, музеи, книги, журналы, газеты - ничего похожего в животном мире нет. От животного мира отличается не только современное, но вообще любое “цивилизованное”, как принято говорить, общество.

С этим связана довольно-таки распространенная идея, что человек вообще не имеет никакого отношения к животным. Ссылаются на библейские предания, согласно которым люди были сотворены богом отдельно от животных. В последние десятилетия эта мысль находит выражение в разнообразных фантастических гипотезах, по которым предки современных людей прилетели на Землю из космоса.

В действительности, однако, родство животных и человека несомненно. К такому выводу некоторые ученые пришли еще в XVIIIв. А в следующем - XIX в. - идея происхождения человека от животных получила широкое распространение. Она была, как известно, глубоко обоснована в труде великого английского естествоиспытателя Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871). В нем вполне убедительно было показано, что далекими предками человека были человекообразные обезьяны (антропоиды).



Коснулся Ч.Дарвин и проблемы происхождения общества. Он характеризовал человека как общественное животное. Отсюда он сделал вывод, что предки человека тоже жили не в одиночку или даже семьями, а более широкими объединениями. Но доказав, что человек произошел от животных, Ч.Дарвин в то же время не смог нарисовать конкретную картину превращения животного в человека - для этого ему не хватало фактических данных. Еще меньше он мог сказать о возникновении человеческого общества.

К настоящему времени положение резко изменилось. Наукой накоплен огромный фактический материал, относящийся к этой проблеме. В свете этого материала стало ясно, что между непосредственными животными предками человека, с одной стороны, и людьми, такими, каковы они сейчас, - людьми современного типа , с другой, лежит длительный переходный период, который начался самое малое 1,6 млн. лет назад.

Это был период превращения животного в человека, формирования человека (антропогенеза) и одновременно период становления человеческого общества (социогенеза). Антропогенез (от греч. антропос - человек и генезис - происхождение) и социогенез (от лат. societas - общество и греч. генезис - происхождение) были двумя неразрывно связанными сторонами одного единого процесса - антропосоциогенеза - процесса становления человека и общества. Люди, жившие в этот период, отличались и от животных, и от людей современного типа. Это были формирующиеся люди (пралюди). Соответственно они жили в формирующемся обществе (праобществе).

Процесс антропогенеза и социогенеза, начавшись 1,6 млн. лет назад, завершился примерно 35-40 тысяч лет тому назад. На смену пралюдям и праобществу пришли сформировавшиеся, готовые люди, которые жили уже в готовом, сложившемся обществе.



О том, как конкретно шел процесс становления человека, можно судить по дошедшим до нас костным остаткам животных предков человека, пралюдей и самых ранних из современных людей. Их изучает палеоантропология (от греч. палайос - древний, антропос - человек, логос - учение).

Общественные отношения невещественны, нетелесны, они не имеют физического существования. Поэтому, собственно, от них до нас ничего не дошло и дойти не могло. Судить о том, как шел процесс становления общества, можно лишь по косвенным данным. Такие данные, с одной стороны, те же костные остатки пралюдей, с другой - дошедшие до нас их каменные орудия и другие вещественные памятники. Их исследует археология (от греч. архайос - древний, логос - учение).

Но даже прямые данные можно истолковывать по-разному. Различные ученые далеко не одинаково рисуют картину становления человека и эволюции его каменных орудий. Тем более это относится к косвенным данным. Поэтому единственный путь, позволяющий понять сущность социогенеза, заключается в сопоставлении его исходного пункта и конечного результата.

Исходный пункт социогенеза - объединения животных предков человека. Определенное представление о них можно составить, изучая объединения ныне существующих животных. Конечный результат социогенеза - сложившееся человеческое общество. Оно существует в разных формах. Одни из общественных форм более ранние, другие - более поздние. Самая ранняя форма существования сложившегося человеческого общества - общество, которое у нас принято именовать первобытным или первобытнообщинным, а в западной науке - примитивным (primitive), племенным (tribal), эгалитарным (egalitarian), безгосударственным (stateless), бесклассовым (classless). Оно существовало в виде большого количества во многом совершенно самостоятельных первобытных общин.

Сопоставление объединений животных и первобытных общин может дать ключ к пониманию того, в чем заключался процесс социогенеза.

Животные и их объединения

Из всех наук о животном мире для нас наиболее интересна та, которая исследует поведение животных в естественных или близких к естественным условиях. Она называется этологией (от греческого этос - характер, нрав и логос - учение). Эта наука выявила стимулы и мотивы поведения животных. Ими являются биологические инстинкты. К числу их прежде всего относятся пищевой, половой и инстинкт самосохранения. Особое место занимает инстинкт, побуждающий заботиться о потомстве. Его называют материнским, когда о детенышах заботится одна лишь самка, и родительским, когда в этом деле участвует и самец.

Материнский или родительский инстинкт - единственная в животном мире потребность, удовлетворение которой состоит в заботе о других. Все прочие инстинкты данного животного индивида предполагают и требуют его заботы только о себе. Это особенно легко заметить на примере пищевого инстинкта. У взрослого животного этот инстинкт может быть удовлетворен одним и только одним способом - путем обеспечения себя пищей. Он непосредственно побуждает к одному - к поискам пищи для себя и только для себя. Если животное при этом найдет столько пищи, что ее хватит и для других, или если найденной пищей завладеет другое животное, то это ни в малейшей степени не меняет общей направленности его поведения. Оно ориентировано на заботу только о самом себе. В этом смысле пищевой инстинкт - это инстинкт индивидуалистический. Такой же характер носят половой инстинкт и инстинкт самосохранения.

Индивидуалистические инстинкты определяют поведение животного во всех сферах его деятельности, исключая лишь область отношений к детенышам. Поэтому вполне правомерно говорить о господстве в животном мире, взятом как целое, зоологического индивидуализма. Животный эгоизм, т.е. ориентация на удовлетворение своих индивидуалистических инстинктов, не только не исключает, но, наоборот, в определенных условиях с неизбежностью предполагает объединение животных. Там, где животные в одиночку оказываются не в состоянии удовлетворить свои инстинкты, включая индивидуалистические, они объединяются для совместной деятельности. В условиях, когда совместная охота более успешна, чем одиночная, волки и дикие собаки образуют стаи. Опасность, грозящая со стороны хищников, побуждает обезьян объединяться в стада.

Стремление животного к удовлетворению своих инстинктов может согласовываться с такими же стремлениями других особей того же вида, а может вступать с ними в противоречие. Если при этом у животных, ведущих одиночный образ жизни, столкновение стремлений отдельных особей происходит от случая к случаю, то у животных, живущих в объединениях, такого рода противоречие носит более или менее постоянный характер. Поэтому необходимое условие существования всякого сколько-нибудь прочного зоологического объединения - систематическое согласовывание сталкивающихся стремлений всех животных, входящих в их состав. Оно осуществляется путем доминирования.

Доминирование есть такого рода отношение между двумя животными, при котором одно животное получает возможность удовлетворить свои инстинкты, не считаясь с потребностями другого животного и даже за его счет, а это второе животное вынуждено воздерживаться от удовлетворения своих инстинктов, если это стремление приходит в противоречие со стремлениями первого животного. Первое животное занимает положение (приобретает “статус”, как говорят этологи) доминирующего (господствующего), а второе - положение (статус) доминируемого (подчиненного).

Доминирующим животным обычно оказывается более сильное, подчиненным - более слабое. Один из известных способов определения статуса - драка. Однако чаще всего отношения доминирования устанавливаются без физического столкновения. Иногда достаточно угрозы со стороны одного животного, чтобы превратить другое в подчиненное. В других случаях (обычно когда животные резко отличаются по силе) и угроз не требуется.

В зоологическом объединении отношения доминирования устанавливаются между всеми животными, исключая детенышей. Элементарные отношения доминирования, существующие между каждыми двумя взрослыми животными, образуют сложную иерархическую систему, в которой каждое животное занимает определенное место. В зоологическом объединении существует таким образом система рангов. Одно из животных может быть только доминирующим. Оно в таком случае имеет высший ранг и играет роль вожака. Большинство членов объединения становятся господствующими по отношению к одним и подчиненными по отношению к другим. Отдельные животные находятся в положении только доминируемых. Поведение каждого животного в значительной степени зависит от его положения в иерархии, от его ранга.

Эти отношения наглядно зримы у групп обезьян, живущих в неволе. Когда животным дают пищу, к ней нередко первоначально приближается один вожак, иногда вместе с ним начинают есть еще несколько обезьян, которых он поощрит к этому своим поведением. Когда эти животные насытятся, наступает очередь следующих по рангу. Самые слабые животные получают доступ к пище лишь после того, как основная часть группы покидает место кормления. В самом худшем положении оказываются подростки и старые животные. Они нередко голодают даже тогда, когда пищи поступает вполне достаточно.

Иногда доминирование пытаются истолковать как обуздание зоологического индивидуализма. В действительности же оно представляет собой наиболее яркое проявление животного эгоизма. Доминирующие животные удовлетворяют свои инстинкты, совершенно не считаясь с потребностями подчиненных животных, а иногда и за их счет.

В естественных условиях отношения доминирования по-разному проявляются в объединениях различных животных и в разных сферах деятельности. Обезьяны - животные, в основном, растительноядные. Их пища, как правило, рассеяна в пространстве и доступна всем. Поэтому отношения доминирования в этой сфере у обезьян почти не проявляются. Однако когда в поле зрения нескольких животных оказывается более или менее редкий или привлекательный пищевой объект, то им завладевает именно доминирующее животное, а подчиненные, как правило, уступают без особого сопротивления.

У шимпанзе - человекообразных обезьян, наиболее близких к человеку, наблюдались случаи охоты на более или менее крупных животных. Из-за добычи вспыхивали драки. Все мясо или, во всяком случае, основная его часть доставалась доминирующим животным. Остальные, как правило, не получали ничего. В сфере распределения мяса у шимпанзе всецело господствовал зоологический индивидуализм.

Доминирование - единственный способ согласовывания сталкивающихся стремлений членов обычного зоологического объединения. Доминирование предотвращает постоянные конфликты внутри объединения высших животных, обеспечивает в рамках такого объединения относительный мир и порядок.


Обычно экстрасенсы и медиумы якобы общаются с духами умерших или с представителями инопланетных цивилизаций. Но есть люди, которые утверждают, что могут устанавливать психическую связь с животными и даже могут рассказать хозяину, чего же не хватает домашнему питомцу.

1. Лаура Стинчфилд



Один из наиболее известных "животных экстрасенсов" в Калифорнии, Лаура Стинчфилд сделала себе имя в качестве посредника для общения между домашними животными и их владельцами. Она "специализируется" на психологии собак и утверждает, что многие собаки проявляют агрессию из-за посттравматического стрессового расстройства. Стинчфилд также утверждает, что собаки удивительно проницательны и часто хотят дать советы своим хозяевам относительно других людей.

2. Хиллари Ренессанс


Хиллари Ренессанс специализируется на поиске потерянных животных. О своем даре она узнала в 16 лет, когда почувствовала, что у ее кошки болит живот. Затем она помогла одной женщине найти ее потерявшуюся кошку. В конце концов, Ренессанс поняла, что она может зарабатывать на жизнь благодаря своей необычной духовной связи с животными. Однако в ее занятии есть свои недостатки. К примеру, экстрасенс призналась, что если у животного болит голова, то у нее тоже начинает болеть голова. Она помогла десяткам людей найти их пропавших домашних любимцев.

3. Терри Джей


В 1990 году дрессировщица лошадей Терри Джей из города Рено заявила, что у нее открылся дар психической связи с животными. Когда она работала в программе терапии лошадьми для детей-инвалидов, то внезапно поняла, что она может слышать мысли лошадей. Впоследствии Терри стала специалистом в "психической коммуникации с лошадьми", утверждая, чтобы она может помочь с поведением, обучением, здоровьем и укрощением любой лошади. По словам Терри Джей, каждое животное имеет уникальную личность и точку зрения, которую она якобы способна узнать.

4. Пола Браун


Пола Браун - основоположник искусства, которое она назвала фёр-шуй (в котором сочетается общение с животными и фэн-шуй). Пола, которая является выпускницей тибетской школы черной шляпы, гавайского института фэн-шуй, а также посещала программу ци гун в императорском колледже традиционной восточной медицины, утверждает, что умеет общаться с животными и может улучшить их здоровье с помощью перенаправления энергии ци в теле животных. Несмотря на то, что Браун живет в Калифорнии, ее деятельность стала известной даже в Финляндии.

5. Кадзуко Тао


Кадзуко Тао всегда интересовалась метафизикой, изучая "медитацию, энергетическое исцеление ума, тела и духа, а также духовное чтение" в 1980 году. Она стала заниматься общением с животными после того, как у нее заболела раком кошка.

В отличие от многих экстрасенсов, общающихся с животными, Тао поступила в ветеринарную школу и официально начала работать техником-ветеринаром с 1988 года. С 1990 года она начала предлагать свои услуги в общении с животными. Несмотря на то, что Тао уважает западную медицину, она предпочитает альтернативную медицину и лечит животных иглоукалыванием, мануальной терапией, а также травяными отварами.

6. Карен Андерсон

Карен Андерсон работала помощником шерифа в Бейли, штат Колорадо. Внезапно Карен начала утверждать, что ее психические способности позволяют ей считывать энергию подозреваемых и преступников. Оказалось, что когда Карен была еще ребенком, она обнаруживать свою способность разговаривать с животными, мысленно позвав бродячего кота и внушив ему, что она друг. С 2002 года женщина начала работать в качестве профессионального собеседника с животными, а также якобы она помогала правоохранительным органам раскрывать преступления, общаясь с духами погибших.

7. Невилл Роу


Невилл Роу, инженер-электрик и гипнотерапевт родом из Новой Зеландии, утверждает, что вступил в контакт с группой из шести или семи дельфинов, живущих в разных морях по всему миру. Вскоре Роу заявил, что начал мысленно общаться с галактическими социальными сущностями по имени Соли, которые контролируют эволюцию Земли и Солнечной системы. В итоге Роу умер в результате падения во время прогулки в Скво-Пик в Аризоне.

8. Латифа Мина


Латифа Мина, которая изначально была внештатным техническим тренером, в конечном итоге стала самым известным психиатром для животных и посредником в общении с ними в Луисвилле, штат Кентукки. Она утверждает, что в состоянии общаться с животными, независимо от языка, к которому они привыкли. Также она утверждает, что умеет общаться с духами усопших животных и может узнать, счастливы ли они за гранью.

9. Белая мочка уха


Доктор Ширли Липпенштайнер работала в течение 10 лет в качестве научного антрополога в Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Тихом океане. Рядом с руинами ацтекского храма в Мексике Липпенштайнер якобы упала в обморок, поскольку "астральная энергия пронзила ее сердце". После этого она обрела новые знания и начала новую жизнь в качестве Lobulo Blanco (белой мочки уха). Сейчас Ширли предлагает свои услуги в качестве шамана.

10. Общение с динозаврами


Существует на удивление мало экстрасенсов, которые общаются с духами динозавров. В декабре 1995 года на фестивале Burning Man появилась группа людей, которые предлагали психический ченнелинг с вымершими ящерами. В 2006 же году некая мадемуазель Симоне попыталась вступить в контакт с отцом клиента, чтобы найти пропавшее завещание, но случайно связалась с духом диметродона.

В зеленом дыму появился призрак динозавра, который сломал несколько кристаллов на люстре и проревел что-то через рот медиума. Первоначально разочарованный клиент якобы проверил библиотеку отца и нашел завещание в книге про динозавров.

Замечательная датская художница Humon создала серию милых рисунков, иллюстрирующих разнообразные типы распределения гендерных ролей в мире животных.

1. Пятнистые ящерицы

У пятнистых ящериц тоже есть три типа самцов, у каждого из которых своя тактика поведения и внешние отличия: самцы с оранжевым, голубым или желтым горлом.
Самцы с оранжевым горлом полны тестостерона, и их главная цель – занять огромную территорию и собрать себе как можно больший гарем. Хотя такой самец защищает своих самок, он ни с одной из них не формирует сильной и долгой связи. Нередко самцы с оранжевым горлом вступают в стычки с самцами с голубым горлом.
Самцы с голубым горлом меньше по размеру, их уровень тестостерона ниже, а их территории хватает только для одной самки, с которой он формирует постоянную пару. Как и самец с оранжевым горлом, он защищает свою самку от других самцов.
И наконец, есть самцы с желтым горлом, окрас которых похож на окрас самок, не имеющие своей территории. Они живут на окраинах территории, охраняемой самцами с оранжевым горлом, и тайком спариваются с местными самками. Это возможно, поскольку самцы с оранжевым горлом не в состоянии уследить за всеми своими самками. Примечательно, что самка, которая сформировала пару с самцом с голубым горлом, отвергнет ухаживания самца с желтым горлом.
Так что получается «камень-ножницы-бумага» – «оранжевый» бьет «голубого», «голубой» – «желтого», «желтый» – «оранжевого».

2. Пятнистая гиена – торжество феминизма

Многие животные переворачивают наше представление о гендерных ролях с ног на голову, но пятнистые гиены представляют самый экстремальный случай. Самки куда крупнее и агрессивнее самцов, и иерархия такова, что альфа-самец идет лишь после омега-самки. Данная иерархия настолько сильна, что взрослые самцы опасаются даже щенков-самок, и для того есть все причины. Повзрослев, дочери выражают свою заботу об отцах тем, что относятся к ним лишь чуть менее жестко, чем к другим самцам. И на этом дело не оканчивается. У самок гиен есть псевдо-пенисы, которые способны вставать и по размеру больше и длиннее пенисов самцов. Все это усложняет процесс спаривания, а изнасилование становится просто невозможным. Кроме того, пенис в эрегированном состоянии рассматривается как признак слабости, так что в качестве знака покорности, вместо того, чтобы подставлять горло, самцы демонстрируют эрекцию.

3. Паук-вязальщик – паук, любящий бондаж

У пауков большинства видов самцы подвергаются риску во время брачного сезона, поэтому не удивительно, что самцы паука-вязальщика даже не пытаются начать спаривание, предварительно тщательно не связав самку. Самец пробирается под брюшко самки, осторожно и аккуратно обертывает ее паутиной, и только после этого спаривается с ней. Но он все равно старается завершить процесс как можно быстрее, потому что на самом деле самка добровольно позволяет себя связать, и если она пожелает, то с легкостью освободится от пут, и самцу лучше в этот момент быть подальше.

4. Турухтан

Турухтан – весьма необычная птица во многих смыслах. Это один из немногих видов птиц, где самцы демонстрируют свое превосходство друг для друга, а не для самок, таким образом устанавливая иерархию. Примечательно, что у турухтанов есть три типа самцов, которые отличаются как внешностью, так и поведением.
Самый распространенный тип – территориальные самцы, которые сильнее и агрессивнее остальных. Территориальные самцы в основном заняты боями с другими самцами и демонстрацией своего превосходства.
Далее идут подчиненные самцы. Они примерно такого же размера, как территориальные, но у них меньше мышц, они более подвижны и обладают более светлым оперением. У подчиненного самца нет своей территории, он проводит все время на территории территориальных самцов, тайком спариваясь с местными самками. Территориальные самцы закрывают на это глаза, потому что по каким-то причинам наличие подчиненных самцов привлекает больше самок.
И наконец, есть тип самцов, которые внешне похожи на самок. Они так же, как и подчиненные самцы не имеют своей территории и тайком спариваются с самками, но также с радостью позволяют другим самцам спариваться с собой, занимая в таких случаях позицию самки. Изначально считалось, что другие самцы при спаривании с ними по ошибке принимают их за самок, но дальнейшие исследования показали, самцы прекрасно понимают, что перед ними самцы. Сильные территориальные самцы пускают их на свою территорию, поскольку высокий процент гомосексуальной активности привлекает как самцов, так и самок. Самкообразные самцы обычно проводят лето с самками, а зиму с самцами.
Самки же чрезвычайно распутны и готовы спариваться с любым доступным самцом.

5. Тамарины

Обезьянки-тамарины известны тем, что в их обществе встречаются все возможные типы семей, от пары самки и самца, до самца и двух самок, но для большинства видов рода тамаринов наиболее распространенным типом семьи является самка и два самца.
Это вполне логично, так как самки тамаринов обычно рожают двояняшек. Везде носить с собой детеныша – тяжелая работа и в основном о потомстве заботятся самцы, передавая детей матери только для кормления грудью. Каждый папа заботится об одном детеныше, выполняя часть общей семейной задачи. Самец с двумя самками рискует оказаться в ситуации, когда ему придется носить четырех детенышей.

6. Рыба дискус

Как самки, как и самцы вида рыба дискус, хорошо заботится о своем потомстве. Трудно найти более заботливых родителей. Самец и самка объединяются в моногамную пару, самка откладывает икру. После чего самка охраняет икру, а самец охраняет самку с икрой. Когда приходит время, родители помогают потомству выбраться из икринок, нежно надкусывая оболочку каждой из них. Затем оба родителя кормят потомство специальной молочной жидкостью, которую выделяет их кожа под воздействием гормонов.

7. Карликовые шимпанзе бонобо

Шимпанзе и шимпанзе бонобо самые близкие родственники людей. Они во многом похожи на нас и друг на друга, но есть и некоторые отличия. Во главе группы шимпанзе находится сильный самец – альфа-самец, тогда как в стае бонобо ведущие роли принадлежат самкам, которые используют секс для манипулирования самцами. Вообще, в стае бонобо все является поводом для секса, особенно различные напряженные ситуации. Например, если два самца хотят спариться с одной и той же самкой, вместо драки, они могут спариваться друг с другом, таким образом частично снимая напряженность. Если самец слишком агрессивен, самка успокаивает его, занимаясь с ним сексом. Секс может использоваться для примирения и поддержания дружбы между любыми членами стаи. Например, конфликты между самками часто заканчивается тем, что они мирятся, потершись клиторами. Если у шимпанзе есть какие-то ограничения в отношении секса, то у бонобо их нет. Сексуальная активность у бонобо повсеместна, поэтому сообщество бонобо одно из самых мирных. они в буквальном смысле живут девизом «Занимайтесь любовью, а не войной».

8. Каракатицы

В сезон размножения самые большие и сильные самцы каракатиц находят лучшие камни для кладки яиц. Самки, которые гораздо меньше самцов, оценивают самца и его камни. Если самка выбирает самца, он охраняет ее и не подпускает других самцов. Но на самом деле предпочитают как крупных, так и небольших, но хитрых самцов. Самки в каком-то смысле используют крупных самцов, чтобы устроить испытание маленьким самцам. И что же делать небольшому самцу? Разумеется, он маскируется под самку и незаметно проплывает прямо под крупным самцом, ведет себя как заинтересованная самка, немножко ласкает его. Затем он показывает самке, что он на самом деле самец, и она спаривается с ним. Таким образом, самка получает как сильных, так и хитрых потомков.

9. Тетерев

Во время брачного периода самцы тетеревов встречаются на своего рода демонстрационных аренах, чтобы похвастаться оперением и пением, а также исполнить брачные танцы для самок. Временами они устраивают бои, но эти бои, как правило, не более чем соревнование двух моделей на подиуме – все лишь для того, чтоб покрасоваться перед самками.

10. Райская птица

У большинства видов птиц самцы намного более красочные и пестрые, чем самки. Райские птицы тому лучший пример. В лесах, где они обитают, мало хищников и круглый год полно пищи, потому у самцов райской птицы мало забот и хлопот, есть возможность носить впечатляющее, красочное оперение, устраивать помпезные брачные демонстрации для самок. Тяга к брачным играм у самцов настолько сильна, что они могут исполнять свои танцы даже тогда, когда поблизости нет ни одной самки. Если же рядом появится самка, самец начинает танцевать, как говорится, со всей душой. Самка оценивает как внешность, так и танец, и выбирает только самого лучшего, поэтому с каждым поколением самцы становятся красивее и танцуют выразительнее. Юные самцы иногда учатся танцам, наблюдают за взрослыми опытными самцами. Они также могут ненадолго занимать территорию самца для практики.

11. Общественные насекомые

Общественные насекомые. Королевы муравьев, пчел, ос и некоторых других общественных насекомых единожды спариваются с несколькими самцами и надолго сохраняют их сперму внутри своего тела. Королева использует сперму, чтобы производить солдат и рабочих, все из которых – недоразвитые самки. Из неоплодотворенных яиц получаются самцы. Таким образом, самцы не могут иметь отца.

12. Морские коньки

У самок морских коньков есть яйцеклад, который выполняет роль пениса. Самка вставляет яйцеклад в карман самца и вбрасывает туда икринки, где они оплодотворяются самцом. После этого самец вынашивает икру в своем кармане. Вероятно, такое разделение обязанностей позволяет самке экономить силы для следующей кладки, пока самец заботится о потомстве. Когда рождается потомство, родители могут вскоре снова спариться. Хотя морские коньки не объединяются в пары на всю жизнь, они очень верны друг другу в брачный сезон. Так, когда самец вынашивает икру, самка часто навещает его, чтобы поддержать.

Отношение человека к животным всегда было краеугольным камнем нравственного состояния любого общества. В условиях же информационно-энергетического взрыва или, как мы привыкли говорить, научно-технической революции эта сторона бытия человечества из морально-этической (надстройка) становится нравственно-экономической (базисной).

Много веков назад человек приручил диких животных, сделав их домашними. Давно прошли те времена, когда животных держали лишь для выполнения ими определенных функций - кошки должны были ловить мышей, собаки - пасти скот, охранять жилище и помогать людям во время охоты на дикого зверя.

Сейчас для многих, домашние животные - это члены семьи, компаньоны, просто любимые существа. Именно от человека зависит их качество жизни, уход и правильное содержание. Поэтому, прежде чем взять домой маленький пушистый комочек, нужно многое узнать, чтобы в дальнейшем не наделать огромное количество ошибок, последствия которых могут привести к тяжелой болезни или даже гибели питомца.

Вопрос о том, что отношение к животным может и должно быть этичным, был окончательно решен сравнительно недавно. В течение многих веков царило мнение о том, что только человек представляет ценность как живое существо и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой природы. Этот тип мировоззрения получил название антропоцентризма (от греческого слова "антропос" - человек).

Тем не менее, протест лучшей части человечества против жестокого отношения к животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости пересмотреть свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире.

Мнимое бесправие животных, заблуждение, будто наши деяния относительно них не имеют нравственного значения, или, говоря языком морали, будто перед животными не существует никаких обязанностей, в этом проявляются возмутительные грубость и варварство.

Этисты далеких эпох, в основном, настаивали на необходимости сострадания к животным, взывали к человеческому милосердию. Эта трактовка проблемы и до сих пор продолжает использоваться организациями, получившими название обществ "благополучия животных", которые в своей деятельности опираются на эмоциональное отношение к животным, преимущественно к домашним. С XVIII века философы и богословы начали предлагать другие аргументы в пользу пересмотра отношения человека к животным. Они выдвинули идею справедливости (X. Приматт), идею долга человека - быть милосердным к живым существам. Идея справедливости в отношении животных получила свое развитие в концепции Прав животных, согласно которой единственно этичным подходом к проблеме считается справедливое отношение ко всем живым существам, удовлетворение их насущных потребностей.

Указывая, что животные заслуживают справедливого к ним отношения и их интересы должны быть защищены, сторонники идеи Прав животных развили и аргументировали положение о самостоятельной ценности, животных.

Антропоцентрический подход к оценке животного в течение многих веков заставлял человека воспринимать животное через призму его полезности для людей. Даже если речь не шла о пользе животного, как продукта питания, исходного сырья для одежды или биологической модели в экспериментах, а говорилось об узах привязанности между человеком и животным или о сострадании к животному, - ситуация рассматривалась только с точки зрения пользы для человека. Указывалось, что животные ценны для нас тем, что скрашивают одиночество, помогают сохранить здоровье, благоприятно влияют на нервную систему, помогают воспитывать детей отзывчивыми. Ни слова не говорилось о том, что извлекают животные из контактов с человеком, легко ли им дается роль объекта милосердия со стороны детей, тем более роль живой игрушки.

Наука решила вопрос о том, что животные могут чувствовать, думать, общаться друг с другом и с человеком. Наиболее близко стоящие к человеку виды обезьян - антропоиды - умеют не только разговаривать с помощью системы сигналов типа азбуки глухонемых, но могут заниматься искусством - рисовать. Наблюдения этологов показали сложность психики животных, их способность к глубоким эмоциям и даже наличие у них альтруистического поведения .

Поэтому в документах, определяющих стратегию деятельности Всемирного общества защиты животных, указывается, что животные - это чувствующие существа и, как таковые, имеют потребности. Если потребности животных, в целом, аналогичны потребностям человека: питаться, размножаться, трудиться, играть, общаться с себе подобными, - то, очевидно, они также должны быть удовлетворены. Человек всегда считал своей привилегией наличие у него потребностей и своим правом - их удовлетворение .

Этичное отношение ребенка к животному должно начать формироваться в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Доброе обращение с домашними животными: исключение грубого обращения с ними, причинения им боли, внушения страха - должно стать нормой отношения к животным для ребенка. Взрослые должны с серьезностью относиться к потребностям животных, удовлетворять не только их потребности в пище, воде, моционе, но и в общении; животные могут страдать от одиночества, бездействия, скуки. Из поведения взрослых ребенок должен усвоить, что животные - тоже члены семьи, что их потребности важны, что они могут чувствовать и понимать окружающее в большой степени, как и люди. Ребенок может понять, когда взрослые испытывают ответственность за судьбу животного, за его психическое и физическое состояние, - и для ребенка становится нормой помнить об интересах животного. Ребенок должен почувствовать в словах взрослого его уважение к жизни этих существ, восхищение их гармоничным слиянием с природой, их эстетическим обликом.

Наличие животных в доме развивает у детей чувство ответственности и дисциплинирует их. Наличие домашнего животного, несомненно, внесет изменения в распорядок дня вашего ребенка. Наряду с другими домашними обязанностями добавятся: регулярное кормление, прогулки и прочий уход за животным - в зависимости от его потребностей. И даже рыбки в аквариуме требуют постоянного внимания. Забота о своем питомце дисциплинирует юного человека, учит его не только брать, но и отдавать .

Подросток, у которого дома есть животные, никогда не станет издеваться над ними, потому что понимает и чувствует их боль. Конечно, из этого правила тоже бывают исключения, но они редки и обычно связаны с психопатологией или переадресованной агрессией: если ребенка бьют родители, он будет бить свою собаку или кошку, которая зависит от него, как он от родителей.

С животными в доме у детей расширяются возможности общения. Щенок, котенок, хомячок или другой питомец - непременный участник игр ребенка, и это очень важная часть процесса развития. Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними как со своими сверстниками: разговаривают, поверяют свои тайны. В чем-то они идеальные собеседники - во всяком случае, идеальные слушатели.

Для неуверенных в себе детей прекрасный способ повысить самооценку - заняться дрессировкой своей собаки. Сознание того, что четвероногий "младший брат" выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих глазах.

Постоянное общение с питомцами помогает детям вырасти думающими и чувствующими людьми, позволяет постичь навыки невербального (неречевого) общения и развивает интуитивное постижение мира. С помощью животных ребенок удовлетворяет свою любознательность и чувствует неразрывную связь с природой .

Таким образом, животные нуждаются в заботе, уходе человека. Они являются не только «меньшими братьями», но и «лекарями» человека. У ребёнка необходимо прививать положительное отношение к животным личным примером с детства.

Заключения и выводы по теоретической части исследования

Почти каждому человеку с детства знакомы приятные ощущения, которые можно получить от общения с животными. С чем это связано и какой эффект оказывают питомцы на наше здоровье, - этими вопросами люди начали задаваться очень давно. Ещё 3000 лет назад древние греки обратили внимание на благотворное влияние собак на самочувствие человека. Сегодня положительное влияние животных на человека подтверждено экспериментами. Доказано, что люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше и болеют меньше, при этом их нервная система находится в куда лучшем состоянии, чем у тех людей, у которых питомцев нет.

Анималотерапия - это, пожалуй, самый приятный из всех известных видов лечения, дарящий массу приятных ощущений и не дающий никаких побочных эффектов. Вид анималотерапии с участием собак называют канистерапией. Собаки-«доктора» могут принадлежать к любой породе, но обязательно должны иметь уравновешенный характер. Их используют для работы с детьми, а также в хосписах и психиатрических клиниках. Чаще всего канистерапия используется для лечения неврозов, истерий, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, общение с собакой - верный способ повысить самооценку и стать общительнее.

Несмотря на то, что кошка стоит не на первой ступени по уровню взаимодействия с организмом, ее терапевтическое влияние носит поистине уникальный характер. Биополе кошек лечит головную боль, воспалительные заболевания, стабилизирует работу сердца, укрепляет иммунную систему.

Птицы и рыбы также оказывают определенное биоэнергетическое влияние на человека. Активное поведение и веселый нрав птиц помогут меланхоличному или флегматичному хозяину стать активнее и общительнее. А вот рыбки, наоборот, позволят гиперактивным людям стать спокойнее.

Лечение животными сегодня обычная и довольно популярная терапия. Стоит лишь добавить, что каждый человек сам интуитивно определяет, какое именно животное больше всего подходит ему в энергетическом плане и выбирает домашнего любимца, чаще всего, руководствуясь подобными чувствами, и чаще всего использует ненаправленную анималотерпию (обычно неосознанно) для решения своей психологической проблемы или ее компенсации. Но кем бы ни был домашний питомец - огромным догом или золотой рыбкой, влияние биополей хозяина и животного друг на друга принесет только пользу. Нужно помнить, что бережное отношение к животным обязательно доставит радость и человеку, и питомцу, а это, в свою очередь, положительно отзовется на состоянии здоровья и настроении.

В настоящее время проблема ненаправленной анималотерапии плохо изучена, и поэтому мы ставим цель исследовать особенности восприятия своего домашнего животного людьми разного пола и возраста. В восприятии своего домашнего животного отражаются те его качества и особенности взаимодействия человека с теми, которые и отражают потребности человека в компенсации своих психологических проблем.

В практической части исследования нами будет изучено эмпирическим путём отношение к домашним животным разновозрастных групп.

Заключение должно быть более структурировано и ориентировано на гипотезу исследования

анималотерапия животное половой


Top