Подписание заключение акта совещания по безопасности. В.28

На минувшей неделе парламентская делегация России в полном составе отказалась ехать в столицу Финляндии. Потому, что главу Госдумы России Сергея Нарышкина наряду с еще шестью парламентариями внесли в санкционные списки. На этом основании финские власти отказали им в возможности принять участие в сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Хельсинки, хотя мероприятия ОБСЕ под визовые санкции не подпадают

Думаю, что не будет преувеличением сказать, что подобная ситуация стала символом политических изменений в мире. Хельсинкский мир, созданный на основе соглашений между СССР и США в столице Финляндии, фактически перестал существовать.

Круг замкнулся.

Наступает новая политическая эпоха.

А нам есть смысл вспомнить и сравнить.

Что такое Хельсинкские соглашения?

Многие из нас, особенно из молодого поколения уже не помнят то время, когда наша страна была не просто полностью суверенной державой, а РАВНОЙ по всем параметрам страной по сравнению с США. И мир был поделен на две сферы влияния: наша и их. Была и третья часть мира – та, которая не присоединилась к двум первым. Она так и называлась – движение неприсоединения.

В этих условиях СССР вместе со своими союзниками по Варшавскому договору выступил с инициативой договориться о правилах игры. Снять напряженность, снизить, а лучше остановить гонку вооружений, ведущую планету к самоуничтожению.

Итогом стало «Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе». В нем приняло участие 33 государства – все европейские страны, кроме Албании, а также США и Канада. Понятное дело, что главными были Москва и Вашингтон. А нейтральная Финляндия, предоставила площадку, которая утсроила всех. Отношения этйо страны были одинаково хорошими с обоими политическими европейскими блоками.

Не вдаваясь в долгие подробности, хочется заметить, что переговоры шли в несколько этапов почти два года. Наконец, 30 июля - 1 авг. 1975 на встрече на высшем уровне в Хельсинки был принят Заключительный акт.

Вот этот документ и определил жизнь в Европе.

В нем было сформулировано 10 основополагающих принципов, которые должны определять правила и нормы взаимоотношений между государствами - участниками Совещания.

— суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;

— неприменение силы или угрозы силой;

— нерушимость границ;

— территориальная целостность государств;

— мирное урегулирование споров;

— невмешательство во внутренние дела;

— уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;

— равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

— сотрудничество между государствами;

— добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Когда был СССР, когда мы были сильны, Запад соблюдал это соглашение. Но только до тех пор, пока был тот, кто мог наказать за несоблюдение договоренностей.

На сегодняшний день, хельсинкский мир похоронен усилиями США и НАТО:

  • суверенитет государств не уважается, США считают себя вправе вмешиваться в дела любого государства, которое не может себя защитить. В том числе и в Европе – судьба Югославии тому страшный пример;
  • Неприменение силы, как принцип европейской политики ушло в прошлое – развал Югославии был осуществлен с применением иностранной вооруженной силы;
  • Нерушимость границ, как принцип, о котором нам постоянно напоминают либералы и США, был нарушен во время уничтожения СССР, Югославии, Чехословакии и появления таких «государств», как Косово;
  • Территориальная целостность государств была нарушена вовсе не в 2014 году – этот принцип похоронили в Косово, разрывая на части Югославию, границы которой были воссозданы в 1945 году;
  • Мирное урегулирование споров – этот принцип в исполнении НАТО и США звучит сегодня издевкой;
  • Невмешательство во внутренние дела – США только и делает, что в них вмешивается, пытаясь учить и наставлять всех, как им жить, кого выбирать руководителем, а теперь ещё пытаются выставлять смертный грех в виде новой человеческой нормы;
  • Уважение прав и свобод – осуществляя свою политику, НАТО и США нарушают основополагающее право человека – право на жизнь, всем отказывается в собственном решении своей внутренней жизни, следовании своим идеалам и традициям;
  • Равноправие народов – на фоне кризиса в Евросоюзе мы видим, насколько «равны» страны члены ЕС, право народов распоряжаться своей судьбой – на фоне поддержки госпереворота на Украине со стороны США, мы наблюдаем постоянное нарушение этого принципа со стороны Мирового Гегемона;
  • Сотрудничество между государствами – США уверены, что все страны обязаны покупать их долговые обязательства и выполнять все их политические требования, любая попытка вести суверенную политику Вашингтон пытается наказывать разными способами: от цветных революций до санкций и агрессии;
  • О добросовестном выполнении обязательств со стороны США и НАТО говорить невозможно – обман следует за обманом, а ложь за ложью, НАТО расширилось на Восток и поглотило даже часть бывшей территории СССР – это ещё и к вопросу о «нерушимости границ в Европе».

К сегодняшнему дню от Хельсинкского Соглашения не осталось ничего. Все разрушено Западом, который и далее хочет играть роль единственной силы.

Невозможность Делегации нашей страны полноценно участвовать в юбилее (40 лет) соглашения, подписанного в столице Финляндии, весьма характерно.

Сложно представить себе, чтобы в 1975 году кто-то мог внести членов Политбюро или Генсека КПСС в какие-то санкционные списки. Это нонсенс – когда руководителей стран, с которыми надо вести переговоры… не пускают на них.

И это символ. Нет больше Хельсинкского мира. Нет нерушимых границ в Европе.

Вообще ничего нет.

Кроме армии и флота России, которые и есть единственная гарантия нашего существования, как народа, как уникальной Русской цивилизации.

А «уроки Хельсинки» — уроки нам всем.

Нельзя верить Западу.

Обманет и нарушит договоренности при первой возможности.

А нам нельзя становиться слабыми – все договоры Запад соблюдает только до тех пор, пока вы сильны. Станете слабыми – никто соблюдать договоры уже не будет, сразу попытаются разорвать на части.

Вот такие мысли возникают после анализа произошедшего с нашей парламентской делегацией.

Не хотят говорить – не надо.

С нами уже как-то раз не хотели говорить под Москвой и Сталинградом.

Пришлось говорить в Тегеране, а потом в Потсдаме.

Мы подождем.

Хотя мы за мир. Хотя бы и основанный на Хельсинкском соглашении...

Основополагающим документом по безопасности и сотрудничеству в Европе является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Хельсинкский Заключительный акт лег в основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и на долгое время закрепил ключевые принципы мировой безопасности. Но за прошедшие годы многое изменилось, и сейчас западные страны призывают к пересмотру документа. Ряд западных политиков в последнее время стали говорить о неспособности организации противостоять современным вызовам. Россия же не намерена отказываться от Хельсинкского акта, а предлагает модернизировать его в соответствии с современными реалиями.

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.

В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Хельсинкские соглашения 1975 г.


Введение. 3

1. Международная обстановка в конце 1960-х - начале 1970-х годов. 5

2. Хельсинкский процесс. 11

3. Последствия Хельсинкского процесса и новый виток напряженности. 14

Заключение. 22

Список используемой литературы.. 25


3 июля 1973 года в Хельсинки по инициативе Организации Варшавского договора началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принять участие в работе Совещания согласились все европейские страны, за исключением Албании. Цель мероприятия заключалась в смягчении конфронтации между обоими блоками - НАТО и Европейским сообществом, с одной стороны, и Организацией Варшавского Договора и Советом Экономической Взаимопомощи, с другой. Несмотря на все политические противоречия, запланированные встречи должны были способствовать разрядке напряженности и укреплению мира в Европе.

1 августа 1975 года после двух лет переговоров был, наконец, подписан Заключительный акт Хельсинкского совещания, в котором европейским странам гарантировались неизменность границ, территориальная целостность, мирное урегулирование конфликтов, невмешательство во внутренние дела, отказ от применения насилия, равенство и равноправие суверенитетов. Кроме того, в документе было зафиксировано обязательство уважать право народов на самоопределение и права человека, в том числе свободу слова, свободу совести и свободу убеждений.

Рассмотрение международной обстановке накануне заключения Хельсинкских соглашений, т.е. в конце 1960-х – начале 1970-х годов;

Определение основных предпосылок международной «разрядки»;

Рассмотрение последствий заключения Хельсинкских соглашений;

Определение основных итогов Хельсинского общеевропейского совещания.

При написании контрольной работы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособий по всемирной истории, истории России и СССР, истории государства и права зарубежных стран, а также научных трудов некоторых отечественных и зарубежных авторов.

В результате анализа источников информации автором был подробно рассмотрен процесс подписания Хельсинских соглашений, их предпосылки и основные итоги.


В октябре 1964 г., когда новое руководство СССР взяло власть в свои руки, в пассиве внешней политики Хрущева были: поколебленное из-за раскола с Китаем и Румынией единство социалистического лагеря; натянутые отношения между Востоком и Западом вследствие Карибского кризиса; наконец, нерешенность германской проблемы. Решения XXIII съезда КПСС в 1966 г. подтвердили тенденцию к более жесткой внешней политике: мирное сосуществование теперь подчинялось более приоритетной классовой задаче - укреплению социалистического лагеря, солидарности с международным рабочим классом и национально-освободительным движением.

Восстановлению полного контроля над социалистическим лагерем советскому руководству мешали сложности в отношениях с Китаем, Кубой, а также события в Чехословакии. Здесь в июне 1967 г. съезд писателей открыто выступил против руководства партии, далее последовали массовые студенческие демонстрации и забастовки. Усилившаяся оппозиция вынудила Новотного в январе 1968 г. уступить руководство партией Дубчеку. Новое руководство решило провести ряд реформ. Установилась атмосфера свободы, была упразднена цензура, КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей. Однако «выход» был навязан традиционно советский: «по просьбе чехословацких товарищей» в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран - участниц Варшавского договора вступили в Чехословакию. Сразу же усмирить недовольство не удалось, демонстрации протеста против оккупации продолжались, и это вынудило советское руководство отстранить Дубчека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г.Гусака (апрель 1969 г.), сторонника СССР. Силой подавив процесс реформирования чехословацкого общества. Советский Союз остановил модернизацию этой страны на целых двадцать лет. Так на примере Чехословакии реализовался принцип «ограниченного суверенитета», часто называемый «доктриной Брежнева» .

Серьезная ситуация возникла и в Польше из-за повышения цен в 1970 г., вызвавшего массовые волнения рабочих балтийских портов. В последующие десять лет положение в экономике не улучшилось, что породило новую волну забастовок, которую возглавил независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л.Валенсой. Лидерство массового профсоюза делало движение менее уязвимым и поэтому руководство СССР не решилось на ввод войск в Польшу и пролитие крови. «Нормализация» положения была доверена поляку, генералу Ярузельскому, который ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране .

Хотя прямого вмешательства СССР не было, но его роль в «успокоении» Польши была заметна. Образ СССР в мире все больше ассоциировался с попранием прав человека как внутри страны, так и в соседних государствах. События в Польше, возникновение там «Солидарности», покрывшей всю страну сетью своих организаций, свидетельствовали о том, что здесь была пробита наиболее серьезная брешь в замкнутой системе восточноевропейских режимов .

В отношениях между Западом и Востоком в начале 70-х годов произошел радикальный поворот в сторону реальной разрядки напряженности. Он стал возможным благодаря достижению примерного военного паритета между Западом и Востоком, США и СССР. Поворот начался с установления заинтересованного сотрудничества СССР сначала с Францией, а затем с ФРГ.

На рубеже 1960-1970-х годов советское руководство перешло к реализации нового внешнеполитического курса, основные положения которого были заявлены в Программе мира, принятой на ХХIV съезде КПСС в марте - апреле 1971 г. Наиболее существенным моментом новой политики следует считать то обстоятельство, что ни Советский Союз, ни Запад не отказывались от гонки вооружений. Этот процесс теперь приобретал цивилизованные рамки, что было объективной потребностью с обеих сторон после Карибского кризиса 1962 г. Однако такой поворот в отношениях Восток - Запад позволил существенно расширить сферы сотрудничества, прежде всего советско-американского, вызвал определенную эйфорию и породил надежды в общественном сознании. Это новое состояние внешнеполитической атмосферы получило название «разрядки международной напряженности».

«Разрядка» началась с существенного улучшения отношений СССР с Францией и ФРГ. Выход Франции в 1966 г. из военной организации НАТО стал импульсом для развития двусторонних отношений. Советский Союз пытался заручиться посреднической помощью Франции в разрешении германского вопроса, остававшегося главным препятствием для признания послевоенных границ в Европе. Посредничества, однако, не потребовалось после того как в октябре 1969 г. канцлером ФРГ стал социал-демократ Вилли Брандт, провозгласивший «новую восточную политику». Ее суть состояла в том, что объединение Германии переставало быть обязательным условием в отношениях между Востоком и Западом, а откладывалось на будущее как основная цель многостороннего диалога. Это позволило в результате советско-западногерманских переговоров 12 августа 1970 г. заключить Московский договор, согласно которому обе стороны обязались соблюдать территориальную целостность всех европейских государств в их фактических границах. В частности, ФРГ признавала западные границы Польши по Одеру - Нейсе. В конце года были подписаны соответствующие договоры о границах между ФРГ и Польшей, а также между ФРГ и ГДР .

Важным этапом европейского урегулирования было подписание в сентябре 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, которое подтверждало необоснованность территориальных и политических претензий ФРГ на Западный Берлин и констатировало, что Западный Берлин не является составной частью ФРГ и не будет управляться ею впредь. Это было полной победой советской дипломатии, поскольку наконец-то были приняты все условия, на которых СССР настаивал начиная с 1945 г. без каких-либо уступок.

Такое развитие событий укрепило уверенность советского руководства в том, что в мире произошло радикальное изменение соотношения сил в пользу СССР и стран «социалистического содружества». Позиции США и империалистического блока в Москве оценивали как «ослабленные». Уверенность СССР строилась на целом ряде факторов, главными из которых был продолжавшийся рост национально-освободительного движения и достижение в 1969 г. военно-стратегического паритета с США по количеству ядерных зарядов. Исходя из этого, наращивание вооружений и их совершенствование, согласно логике советского руководства, становилось неотъемлемой частью борьбы за мир.

Достижение паритета поставило в повестку дня вопрос об ограничении вооружений на двусторонней основе, целью которого стал регулируемый, управляемый и прогнозируемый рост наиболее опасного в стратегическом отношении вида вооружений - межконтинентальных баллистических ракет. Исключительно важное значение имел визит президента США Р.Никсона в Москву в мае 1972 г. В ходе этого визита, кстати первого посещения СССР президентом США, процесс "разрядки" получил мощный импульс. Никсон и Брежнев подписали "Основы взаимоотношений между Союзом ССР и Соединенными Штатами Америки", констатировав, что «в ядерный век нет иной основы взаимоотношений, кроме мирного сосуществования». 26 мая 1972 г. было заключено Временное соглашение о мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ) сроком на 5 лет, названное впоследствии договором ОСВ-1. Летом 1973 г. в ходе визита Брежнева в США было также подписано соглашение о предотвращении ядерной войны .

1 августа 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки представители Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии подписали заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Совещание было созвано по предложению социалистических государств-участников Варшавского договора и проходило в три этапа. С 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки совещались министры иностранных дел. Второй этап совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. турами продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. Завершающим аккордом стала встреча в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г. высших государственных и политических лидеров.

Межгосударственные договорённости были сгруппированы в несколько разделов.

В первом разделе, относящемся к вопросам безопасности в Европе, были сформулированы 10 принципов, определяющих правила и нормы взаимоотношений и сотрудничества всех государств - участников Совещания: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Второй раздел согласовывал основные сферы сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды.

Третий раздел включал вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье.

Четвёртый раздел содержал положения о сотрудничестве в сфере культуры, образования, информации и других гуманитарных областях, при соблюдении согласованных принципов межгосударственных отношений, в том числе принципов невмешательства во внутренние дела и уважения суверенных прав государств.

Подлинник Заключительного акта был составлен на английском, испанском, итальянском, немецком, русском и французском языках, и передан правительству Финляндской Республики для хранения в её архивах. Каждое из государств-участников получило заверенную копию Акта.

Договорённость по вопросу о дальнейших шагах после совещания предусматривала продолжение многостороннего процесса, начатого общеевропейским совещанием, результатом чего стал целый ряд новых соглашений, призванных предотвращать межгосударственные конфликты и преодолевать их последствия. В 1994 г. Совещание было переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Лит.: Загорский А. В. Хельсинкский процесс: (Переговоры в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1972-1991). М., 2005; Крохин В. А. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1976; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: сайт. 1995-2015. URL : http:// www. osce. org/ ; Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки, 1975; Червов Я. Ф. Хельсинкское совещание // Советская военная энциклопедия. Т. 8. М., 1976; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// militera. lib. ru/ enc/ enc1976/ index. html .

См. также в Президентской библиотеке:

Родился советский государственный деятель, дипломат Андрей Андреевич Громыко // День в истории. 18 июля 1909 г .

Основополагающим документом по безопасности и сотрудничеству в Европе является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Хельсинкский Заключительный акт лег в основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и на долгое время закрепил ключевые принципы мировой безопасности. Но за прошедшие годы многое изменилось, и сейчас западные страны призывают к пересмотру документа. Ряд западных политиков в последнее время стали говорить о неспособности организации противостоять современным вызовам. Россия же не намерена отказываться от Хельсинкского акта, а предлагает модернизировать его в соответствии с современными реалиями.

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.

В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Top