Погоны с возвратом. Порядок присвоения воинских званий

Московский гарнизонный военный суд (Город Москва) - Гражданское

Суть спора: Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Дзадзиева Д.А., при секретаре Тарасенко К.С., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 48315 Пахаренко Владимира Евгеньевича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с отменой приказов о присвоении заявителю воинских званий «старший лейтенант» и «капитан»,

установил:

Пахаренко обратился в военный суд с указанным заявлением, в котором, просил:

Признать незаконными действия Министра обороны Российской Федерации, связанные с изданием им 21 мая 2012 года приказа № 1048, в части касающейся отмены приказов командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 14 февраля 2006 года № 017 и от 19 февраля 2009 года № 042 о присвоении ему воинских званий «старший лейтенант» и «капитан»;

Обязать Министра обороны Российской Федерации отменить изданный им 21 мая 2012 года приказа № 1048, в части касающейся отмены приказов командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 14 февраля 2006 года № 017 и от 19 февраля 2009 года № 042 о присвоении ему воинских званий «старший лейтенант» и «капитан».

Кроме того, заявитель просил взыскать в его пользу понесенные им судебные расходы.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседании, в суд не прибыли.

В поданном в суд заявлении Пахаренко указал, что с августа 2008 года проходит военную службу по контракту в войсковой части 48315. 15 июня 2012 года ему стало известно об отмене Министром обороны Российской Федерации приказов командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 14 февраля 2006 года № 017 и от 19 февраля 2009 года № 042 о присвоении ему воинских званий «старший лейтенант» и «капитан» соответственно. Данные действия Министра обороны Российской Федерации не законны, поскольку основанием для отмены вышеуказанных приказов послужило отмененное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 25 мая 2011 года и соответствующее представление к отмене приказов. Действующим законодательством не предусмотрен такой порядок отмены приказов о присвоении воинских званий – на основании представления к их отмене. Является сомнительной и отмена данных приказов без отмены приказов о назначении его на воинские должности. Кроме того, само представление составлено с нарушениями, так как в нем неверно указана дата рождения, дата присвоения ему воинского звания капитан, а также не отражено имеющееся у него образование. Его вина в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. и ч. 3 ст. , до настоящего времени вступившим в законную силу приговором суда не установлена. Считает себя невиновным, так как сам стал жертвой мошенников. Полагая, что его права были нарушены, он обратился в суд.

Исследовав письменные доказательства, военный суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 20 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее – Положение), к составу военнослужащих – младшие офицеры относятся, в том числе, и воинские звания: лейтенант, старший лейтенант и капитан.

Старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется последовательностью их перечисления в статье 46 Федерального закона: от воинского звания «рядовой» («матрос») к более высокому и от состава «солдаты, матросы, сержанты, старшины» к более высокому.

Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально.

Воинское звание может быть первым или очередным.

В Министерстве обороны Российской Федерации данные вопросы регламентированы приказом Минобороны РФ от 30 сентября 2002 г. № 350«Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации».

По смыслу ст. 21 вышеуказанного Положения (как в действующей редакции, так и в редакции по состоянию на 1 января 2004 года) следует, что первыми воинскими званиями считаются для состава «офицеры» – младший лейтенант, лейтенант.

Воинское звание лейтенант присваивается лишь при наличии у гражданина высшего образования.

Согласно ст. 22 Положения, очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

В ст. 23 Положения отражено, что воинские звания военнослужащим присваиваются: а) высших офицеров – Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; б) полковника, капитана 1 ранга – руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; в) иные воинские звания – должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Должностные лица имеют право присваивать воинские звания военнослужащим, находящимся в их прямом подчинении.

Вышестоящее должностное лицо пользуется всеми правами по присвоению воинских званий, предоставляемыми нижестоящим командирам (начальникам).

Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утверждены приказом Минобороны РФ от 11 декабря 2004 г. № 410, который на основании приказа Минобороны РФ от 5 октября 2011 г. № 1818 признан утратившим силу.

Как усматривается из имеющейся в материалах дела копии послужного списка заявителя, Пахаренко В.Е. проходит военную службу с июня 1999 года.

Выписками из приказов командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 14 февраля 2006 года № 017 и от 19 февраля 2009 года № 042 подтверждается, что Пахаренко В.Е. в связи с истечениями сроков его военной службы в предыдущих воинских званиях присвоены очередные воинские звания «старший лейтенант» и «капитан» соответственно.

Вместе с тем, по сообщению ректора ФГБОУ высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет» от 22 мая 2012 года № 764 в адрес Военного следственного отдела СК России по Знаменскому гарнизону, следует, что Пахаренко В.Е. среди выпускников 2002 года не значится, диплом АС № 3301413 ему не выдавался.

Также, согласно сообщению из ФГАОУ высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» от 8 июня 2012 года № 04-12/281 на имя следователя-криминалиста военного следственного отдела СК России по Знаменскому гарнизону, в списках студентов, зачисленных в Ростовский государственный университет в 1997 – 2002 года Пахаренко В.В. не значится.

Аналогичные сведения содержатся и в сообщениях должностных лиц ФГАОУ высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» от 26 апреля 2011 года № 13.01-22/297 (до 2006 года Ростовский государственный университет), а также ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» от 15 апреля 2011 года № 638, направленные в адрес Военного прокурора Знаменского гарнизона.

В соответствии с копией постановления военного прокурора Знаменского гарнизона от 13 мая 2011 года материалы проверки по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. , в отношении военнослужащего войсковой части 48315 капитана Пахаренко были направлены руководителю военного следственного отдела СК по Знаменскому гарнизону для решения вопроса об уголовном преследовании.

Из объяснений Пахаренко В.Е., данных 19 мая 2011 года старшему следователю военного следственного отдела СК РФ по Знаменскому гарнизону, следует, что 1999 году он получил аттестат о среднем общем полном образовании в Казанском суворовском военном училище. В 1997 году он поступил в Ростовский государственный университет без аттестата о среднем общем полном образовании на основании справки о 10-тилетнем образовании. Обучаясь в Ростовском государственном университете он начал писать дипломную работу и закончил её уже обучаясь в Дагестанском государственном педагогическом университете. Данную работу он передал отцу для доставки в университет, научного руководителя он не помнит, с ним не общался, дипломную работу не защищал, на аттестационную комиссию не представлялся. О том, что диплом у него недействительный он сам не знал.

Выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 января 2012 год № 26 подтверждается, что приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 апреля 2004 года № 0190 о присвоении первого воинского звания офицера «лейтенант» прапорщику Пахаренко В.Е. отменен, как незаконно изданный.

Согласно вступившему в законную силу решению Знаменского гарнизонного военного суда от 23 марта 2012 года, в удовлетворении заявления Пахаренко об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации по отмене приказа о присвоении воинского звания «лейтенант» было отказано. Суд установил, что заявитель в период присвоения ему воинского звания «лейтенант» высшего образования не имел.

Из содержания копий представлений командира 439 гвардейской реактивной артиллерийской бригады от 12 марта 2012 года следует, что Пахаренко В.Е. представляется к отмене приказов командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 14 февраля 2006 года № 017 и от 19 февраля 2009 года № 042 о присвоении воинских званий «старший лейтенант» и «капитан», в связи с отменой приказов о присвоении военнослужащему воинских званий «прапорщик» и «лейтенант», как незаконно изданных.

В выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 1048 отражено, что приказы командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 14 февраля 2006 года № 017 и от 19 февраля 2009 года № 042 о присвоении Пахаренко воинских званий соответственно «старший лейтенант» и «капитан», – отменены.

В качестве основания указаны приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 января 2012 год № 26 и представления.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает установленным, что Пахаренко проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с июня 1999 года. 12 апреля 2004 года ему было присвоено первое воинское звание офицера – «лейтенант», вместе с тем, на тот период времени высшего образования у заявителя не было, представленный им в кадровые органы диплом Дагестанского государственного педагогического университета от 3 июня 2002 года данным учебным заведением военнослужащему не выдавался. В последующем, воинские звания «старший лейтенант» и «капитан» ему присваивались в связи с истечением сроков его военной службы в предыдущих воинских званиях. 20 января 2012 год приказом Министра обороны Российской Федерации, законность которого была установлена вступившим в законную силу решением суда, приказ о присвоении Пахаренко воинского звания «лейтенант» был отменен, как незаконно изданный. На основании данного приказа 21 мая 2012 года Министром обороны Российской Федерации были отмены приказы и командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 14 февраля 2006 года № 017 и от 19 февраля 2009 года № 042 о присвоении Пахаренко воинских званий «старший лейтенант» и «капитан».

Таким образом, военный суд приходит к выводу, что, вопреки доводам заявителя, приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 1048 об отмене приказов командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 14 февраля 2006 года № 017 и от 19 февраля 2009 года № 042, издан уполномоченным на то должностным лицом в предусмотренном законом порядке.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что согласно действующему законодательству воинское звание офицера может быть присвоено военнослужащему лишь при наличии у него высшего образования, коего у заявителя при их получении не было, и что воинские звания «старший лейтенант» и «капитан» были ему присвоены в связи с истечением срока его военной службы в предыдущих воинских званиях, а не за особые личные заслуги, то военный суд находит действия Министра обороны Российской Федерации, связанные с изданием 21 мая 2012 года приказа № 1048, в части касающейся заявителя, – законными, а заявление Пахаренко о возложении обязанности на указанное должностное лицо его отменить, – не подлежащим удовлетворению.

Доводы же заявителя о том, что представления об отмене приказов о присвоении ему очередных воинских званий составлены с нарушениями, так как в них неверно указана дата рождения, дата присвоения ему воинского звания капитан, а также не отражено имеющееся у него образование, в связи с чем, его требования подлежат удовлетворению, военный суд находит не состоятельными, поскольку подобного рада недочеты не могут служить основанием для признания самого приказа незаконным.

Ссылка же заявителя на отсутствие в отношении него вступившего в законную силу приговора суда, и как следствие – отсутствие в его действиях состава преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. и ч. 3 ст. , суд, в силу вышеизложенного, находит беспредметной.

Учитывая, что заявление Пахаренко удовлетворению не подлежит, то в соответствии со ст. , понесенные им судебные расходы, возмещению также не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. – , 258 ГПК РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части 48315 Пахаренко Владимира Евгеньевича о признании незаконными действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с изданием им 21 мая 2012 года приказа № 1048, в части касающейся отмены приказов командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 14 февраля 2006 года № 017 и от 19 февраля 2009 года № 042 о присвоении ему воинских званий «старший лейтенант» и «капитан», а также о возложении обязанности на Министра обороны Российской Федерации отменить изданный им 21 мая 2012 года приказа № 1048, в части касающейся отмены приказов командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 14 февраля 2006 года № 017 и от 19 февраля 2009 года № 042 о присвоении ему воинских званий «старший лейтенант» и «капитан», – отказать.

1. Лишение воинского звания как вид уголовного наказания предусмотрено в п. "в" ст. 44 УК РФ наряду с лишением специального или почетного звания, классного чина и государственных наград. Так как лишение воинского звания может применяться исключительно в отношении лиц, имеющих воинское звание, то есть все основания для его отнесения к специальным видам наказания.
Воинскими являются звания, принятые в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска гражданской обороны), воинских формированиях и органах (ФСБ России, ФСО России, СВР России, МЧС России и т.д.) и установленные для военнослужащих в ст. 46 комментируемого Федерального закона.
Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавляется слово "гвардии".
К воинскому званию военнослужащего, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы". Данные воинские звания не являются специальными званиями.
Для лиц, не являющихся военнослужащими, запрещается вводить специальные звания или классные чины, аналогичные воинским званиям.
К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова "запаса" или "в отставке".
Согласно ст. 20 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) (с последующими изменениями) старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется последовательностью их перечисления в ст. 46 комментируемого Федерального закона: от воинского звания "рядовой" ("матрос") к более высокому и от состава "солдаты, матросы, сержанты, старшины" к более высокому. Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными.
Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально и обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих, т.е. обеспечивают отношения власти и подчинения, отражают служебный стаж, заслуги и служебное положение военнослужащего. Назначение воинского звания заключается также в том, чтобы при отсутствии отношений подчиненности и старшинства по должности урегулировать вопросы подчиненности как в повседневной, так и в боевой обстановке. Подчинение военнослужащих по воинскому званию служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка. Воинские звания оказывают также существенное влияние на условия и порядок прохождения службы разными категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав (подробнее об этом см.: Военное право: Учебник. М., 2004).
2. Лишение лица воинского звания возможно только в случае признании факта дискредитации лицом, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление перед обществом и государством имеющегося у него воинского звания. Например, П. был лишен воинского звания "капитан медицинской службы" за то, что, являясь начальником медицинского пункта - врачом войсковой части, используя свое служебное положение, из корыстной заинтересованности неоднократно лично и через посредников получал взятки за совершение незаконных действий в пользу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - освобождение этих военнослужащих от прохождения военной службы путем создания видимости их болезненного состояния и предоставления им фиктивных свидетельств о болезни, на основании которых они были признаны не годными к военной службе и уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанные действия П. явно выходили за пределы его полномочий и повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства (Кассационное определение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 1-03/04).
Карательное воздействие указанного выше дополнительного наказания проявляется в существенном морально-психологическом воздействии на осужденного, а также в лишении его имеющихся и возможных определенных прав, преимуществ и льгот, установленных для лиц, имеющих воинские звания.
В практике назначения уголовных наказаний применение лишения воинского звания составляет менее 1% от общего числа назначенных военнослужащим наказаний за воинские и общеуголовные преступления, что объясняется его дополнительным характером, ограниченным кругом преступлений, за которые оно может быть назначено, а также иными особенностями назначения.

3. В качестве наказания может быть применено лишение воинского звания, но не снижение в звании.
4. Вопрос о лишении осужденного воинского звания может обсуждаться как в отношении военнослужащих, так и в отношении лиц, пребывающих в запасе или находящихся отставке и имеющих воинское звание выше рядового.
5. Информация о наличии у осужденного воинского звания должна быть подтверждена надлежащими доказательствами. Суды должны реагировать на отсутствие в материалах предварительного следствия сведений о наличии у обвиняемого воинского звания и принимать меры по восполнению указанных пробелов по собственной инициативе, поскольку выяснение этих данных имеет значение и при назначении виновному основного наказания.
Заявления подсудимых о наличии у них воинских званий должны обязательно проверяться во избежание вынесения решения о лишении воинских званий лиц, которые таких званий не имеют (см. постановление Пленума Верховного Суда СССР от 25 февраля 1967 г. N 2 "О практике применения судами ст. 31 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик").
6. В соответствии со ст. 48 УК РФ лишение воинского звания может применяться при осуждении за совершение любого тяжкого или особо тяжкого преступления (как воинского, так и общеуголовного), что исключает возможность его назначения при совершении лицом преступлений иных категорий (см.: определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 10 сентября 1976 г. N 2н-0320/76; определение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 20 января 2004 г. N 6-68/03).
7. Согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ лишение воинского звания применяется только в качестве дополнительного вида наказания. В санкциях статей Особенной части УК РФ данное наказание не указывается, оно назначается лишь в дополнение к основным видам наказаний и носит вспомогательный характер, усиливая карательное влияние наказания в целом.
8. Следует иметь в виду, что лишение воинского звания может быть назначено как дополнительное наказание к любому виду основного наказания.
9. Закон не предусматривает обязательного назначения данного дополнительного наказания во всех случаях совершения лицом, имеющим воинское звание, тяжких или особо тяжких преступлений. Вместе с тем, в п. 25 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации "О практике назначения судами уголовного наказания" от 11 июня 1999 г. N 40 содержится рекомендация судам при постановлении приговора обсуждать вопрос о применении наряду с основным наказанием соответствующего дополнительного наказания (к числу которых относится лишение воинского звания), исходя из того, что дополнительные меры наказания имеют важное значение в предупреждении совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами.
10. Статья 48 УК РФ обязывает суд при осуществлении своего дискреционного права на назначение рассматриваемого наказания учитывать данные, характеризующие личность виновного. Принятие такого решение требует от суда тщательного изучения данных о личности осужденного и учета социально-демографических (пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), военно-служебных (отношение к исполнению служебных обязанностей, наличие поощрений и взысканий и т.п.), уголовно-правовых (привлечение ранее к уголовной ответственности и т.п.) и уголовно-исполнительных (вид ранее отбытого наказания, поведение во время отбывания наказания и т.п.) характеристик.
Например, по одному из дел суд при назначении осужденным наказания (в том числе дополнительного в виде лишения воинского звания) не учел должным образом степень их участия в преступлениях, а также то, что Щ. оказывал потерпевшим медицинскую помощь; И. проходил службу в Чеченской Республике в период проведения боевых действий, за что был награжден; Л. до службы характеризовался положительно, имеет малолетнего сына, мать которого, как видно из представленных документов, погибла. Все указанные осужденные, а также К., пытались спасти В. от смерти. Не в достаточной степени было учтено судом и то обстоятельство, что ряд преступных действий совершены в связи с неправомерными действиями самих потерпевших (определение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 2-011/00; Обзор качества рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел по первой инстанции (утвержден постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 26 января 2005 г.).
По другому делу суд в нарушение требований закона назначил П. дополнительное наказание в виде лишения воинского звания "полковник" без учета характеристик личности виновного, которые были изложены в приговоре: ранее он ни в чем предосудительном замечен не был, более 30 лет прослужил в армии, положительно характеризовался командованием, имел государственные награды и поощрения. Кроме того, лишение осужденного воинского звания суд мотивировал повышенной общественной опасностью преступления, однако, назначая ему основное наказание в виде штрафа, учел вышеуказанные исключительные обстоятельства, предусмотренные ст. 64 УК РФ, которые существенно уменьшали степень общественной опасности совершенного П. преступления. При таких обстоятельствах решение суда о назначении осужденному дополнительного наказания в виде лишения воинского звания признано непоследовательным и несправедливым (определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2004 г. N 4н-0179/04).
11. Поскольку назначение данного наказания является правом, а не обязанностью суда, то суд должен прийти к обоснованному выводу о возможности, необходимости и целесообразности применения данного наказания. Мотивы назначения данного вида наказания, обосновывающие невозможность сохранения за виновным воинского звания, должны быть обязательно изложены в приговоре (ст. 308 УПК РФ).
12. Дополнительное наказание в виде лишения воинского звания не может быть определено по совокупности преступлений, если оно не назначено ни за одно из преступлений, входящих в совокупность (см.: п. 26 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации "О практике назначения судами уголовного наказания" от 11 июня 1999 г. N 40; определения Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации: от 13 ноября 1997 г. N 6н-0326/97; от 28 февраля 2001 г. N 2-011/00; от 23 мая 2002 г. N 5-025/02; кассационное определение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 19 сентября 2003 г. N 1-042/2003).
13. При осуждении лица по нескольким статьям в резолютивной части приговора должно быть указано, по какой из этих статьей назначается наказание в виде лишения воинского звания, а также должна содержаться ссылка на закон, в соответствии с которым оно назначено (см. кассационное определение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 11 января 2005 г. N 73-004-36).
14. Часть 3 ст. 16 УИК РФ определяет, что наказание в виде лишения воинского звания исполняется судом, вынесшим приговор.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении осужденного воинского звания, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание. В случае изменения полномочий и компетенции того или иного должностного лица, связанных с присвоением воинского звания, копия приговора должна направляться тому лицу, которое вправе присваивать такие звания в настоящее время (см. также п. 9.2.17 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утверждена приказом Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36).
Срок обращения приговора к исполнению судом первой инстанции указан в ч. 4 ст. 390 УПК РФ - в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.
О вступивших в законную силу приговорах в отношении осужденных военнообязанных в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства осужденного направляется сообщение по установленной форме за подписью судьи, заверенное гербовой печатью. В целях повышения воспитательного воздействия приговора по вступлении его в законную силу копия приговора направляется в необходимых случаях по указанию судьи по месту работы или жительства осужденного.
Вся переписка по обращению к исполнению приговоров о лишении воинского звания возлагается на канцелярию суда и выполняется секретарем суда или другим работником канцелярии. О действиях, связанных с обращением к исполнению приговоров указанными лицами делается отметка в справочном листе по делу, учетно-статистических карточках и регистрационных журналах.
Направляемые на исполнение копии приговоров, заверяются подписями судьи, председательствующего по делу, и секретаря суда, а также гербовой печатью. Сопроводительные письма к рассылаемым копиям подписываются теми же лицами. Копия сопроводительного письма подшивается к делу.
Контроль за обращением к исполнению приговоров суда о лишении воинского звания осуществляется председателем суда и судьями, под председательством которых рассматривались дела.
15. В соответствии с ч. 3 ст. 16 УИК РФ требования приговора о лишении воинского звания исполняются должностным лицом, присвоившим звание. В соответствии со ст. 47 комментируемого Федерального закона воинские звания военнослужащим присваиваются: высших офицеров - Президентом Российской Федерации; до полковника или капитана 1 ранга включительно - должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. О должностных лицах, присваивающих воинские звания гражданам, пребывающим в запасе, см. ст. 57 комментируемого Федерального закона.
В процессе исполнения наказания в виде лишения воинского звания невозможно усиление или ослабление его карательного содержания. Поэтому процедура исполнения данного вида наказания носит исключительно технический характер. В соответствии с ч. 2 ст. 61 УИК РФ должностное лицо после получения приговора суда в установленном порядке вносит в учетные документы запись о лишении осужденного воинского звания, а также принимает меры по лишению осужденного всех прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих воинское звание (самостоятельно или через подчиненные ему кадровые органы).
Специального правоприменительного акта о лишении воинского звания не требуется, полученная должностным лицом копия приговора является достаточным основанием для внесения соответствующих изменений в учетные документы.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 УИК РФ учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, об исполнении наказания в виде лишения воинского звания. Должностное лицо, внесшее изменения в учетные документы осужденного, сообщает суду, вынесшему приговор о лишении воинского звания, о его исполнении в течение одного месяца со дня получения копии приговора.
Поступление от соответствующего должностного лица сообщения об исполнении приговора в отношении осужденного, лишенного по приговору воинского звания, в соответствии с подп. "в" п. 9.2.31 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде является основанием для списания уголовного дела в архив.
16. Назначение рассматриваемого наказания влечет за собой ряд существенных правовых последствий, заключающихся в лишении осужденного всех прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих воинское звание. Ниже представлены некоторые из наиболее важных правовых последствий назначения рассматриваемого вида наказания.
Согласно подп. "д" п. 1 ст. 51 комментируемого Федерального закона в случае лишения военнослужащего воинского звания он подлежит увольнению с военной службы. Причем при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, помимо лишения воинского звания, иных оснований для увольнения с военной службы он не имеет права на выбор основания увольнения (п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237). Это связано с тем, что при увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за военнослужащими сохраняется ряд льгот и преимуществ, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (см. также п. 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9).
Основанием увольнения с военной службы в рассматриваемом случае выступает юридический акт, совершаемый судом в виде приговора с намерением породить юридические последствия, направленные на прекращение военно-служебных отношений (более подробно об этом см.: Кудашкин А.В., Тюрин А.И., Фатеев К.В. Увольнение с военной службы. Пребывание в запасе: Справочник. М., 2004). Однако увольнение военнослужащего связывается не с датой вступления в законную силу приговора суда, а с датой, определенной в приговоре суда. В соответствии с п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, осужденный за совершение преступления к лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда (см. также решение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 24 августа 2004 г. N ВКПИ04-54).
В соответствии с указаниями начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации 1999 г. N 173/2/1070 увольнение с военной службы в связи с лишением воинского звания оформляется отдельным приказом по личному составу. Копия приказа об увольнении с имеющимися в воинской части учетно-послужными документами и личными вещами направляются в военный комиссариат района (города) по месту воинского учета и месту жительства военнослужащего соответственно (п. 95 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (утверждено приказом министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30).
17. На основании п. 3 ст. 52 комментируемого Федерального закона гражданину, лишенному воинского звания по решению суда, одновременно с зачислением в запас военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, присваивается воинское звание рядового или матроса (см. также п. 4 ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы).
В соответствии со ст. 6 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541) воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований по месту их жительства. Первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военными комиссариатами и органами местного самоуправления по карточкам первичного учета. На прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса, кроме того, заполняются учетные карточки.
В случае если лишение воинского звания было дополнительно назначено к основному наказанию в виде лишения свободы, присвоение указанных званий возможно только после отбытия наказания в виде лишения свободы, так как граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, согласно ст. 8 комментируемого Федерального закона и п. 4 Положения о воинском учете не подлежат воинскому учету. Следовательно, в случае лишения воинского звания военнослужащего запаса, осужденного к отбыванию наказания в виде лишения свободы, в учетные документы осужденного должны быть внесены соответствующие изменения и сделаны отметки о снятии с воинского учета.
Гражданину, отбывшему наказание в виде лишения свободы и лишенному воинского звания, одновременно с постановкой на воинский учет после отбывания наказания и внесения необходимых изменений в учетные документы военным комиссаром присваивается воинское звание рядового или матроса запаса, если при этом отбывший наказание не достиг предельного возраста пребывания в запасе для солдат и матросов (50 лет), а также признан годным к военной службе по состоянию здоровья.
В случае достижения предельного возраста пребывания в запасе для солдат и матросов военнослужащий запаса, лишенный воинского звания, после внесения соответствующих изменений в учетные документы переводится военным комиссаром в отставку и снимается с воинского учета.
18. У бывших военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с лишением их воинского звания и имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более, не возникает право на назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Представляется, что аналогично должен решаться вопрос о возможности назначения пенсии за выслугу лет лицам, которые были уволены с военной службы по основаниям, не связанным с лишением воинского звания, и у которых соответственно возникло право на пенсию за выслугу лет, когда после возникновения указанного права, но до вынесения в соответствии со ст. 51-54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионным органом Министерства обороны Российской Федерации заключения о назначении пенсии в отношении указанных лиц вступил в силу приговор суда о лишении их воинского звания за преступления, совершенные до или после увольнения с военной службы. В этом случае указанные лица утрачивают ранее возникшее право.
Однако невозникновение или утрата бывшим военнослужащим права на пенсию за выслугу лет на военной службе не означает, что он лишается гарантированного ст. 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку согласно ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лицам, лишенным в установленном законодательством порядке воинских званий, и их семьям назначаются пенсии на основаниях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом (см.: определение Конституционного суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Александра Геннадьевича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" от 12 марта 1998 г. N 29-О; определение Конституционного суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кожевникова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 20 октября 2005 г. N 379-О).
Для реализации своего права вышеуказанные лица и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должны обращаться в территориальные отделы (управления) социальной защиты населения по месту их жительства (ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Следует отметить, что лишение воинского звания гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, за преступления совершенные после увольнения с военной службы, которому на основании законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсия за выслугу лет уже назначена, не может являться основанием для прекращения выплаты ему ранее назначенной пенсии. Какие-либо иные, помимо самого факта лишения воинского звания, уголовно-правовые последствия, в том числе прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, уголовный закон в содержание данного наказания не включает (см.: определение Конституционного суда Российской Федерации "По жалобе гражданина Ефимова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 апреля 2005 г. N 184-О). Прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что в силу ч. 1 ст. 3 УК РФ, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только данным Кодексом, является недопустимым. В силу изложенного, как представляется, не должны применяться п. 61 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности (утвержден приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. N 302), определяющий, что выплата пенсии за выслугу лет прекращается пенсионным подразделением в случае лишения пенсионера воинского звания после вступления в силу соответствующего приговора суда, а также п. 68 указанного Порядка, устанавливающий, что в случае лишения пенсионера воинского звания пенсионное дело считается прекращенным.
19. В случае назначения военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, уголовного наказания в виде лишения воинского звания стоимость выданных ему предметов вещевого имущества удерживается в порядке, устанавливаемом Министерством обороны Российской Федерации (п. 25 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 605; см. также Инструкцию о порядке удержания стоимости выданных военнослужащим предметов вещевого имущества в тех случаях, когда при их увольнении стоимость предметов вещевого имущества подлежит возмещению, утвержденную приказом МВД России от 23 января 1996 г. N 31; приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации "Об утверждении Порядка расчетов с военнослужащими ФСО России за вещевое имущество" от 15 июня 1999 г. N 192). Досрочное увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вследствие лишения их воинских званий относится к одной из разновидностей причинения ущерба имуществу воинской части. Ущерб возникает тогда, когда у гражданина, увольняемого с военной службы, остаются предметы вещевого имущества, бесплатно выданного ему для исполнения обязанностей военной службы, сроки носки которого не истекли. Размер ущерба в таком случае исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до окончания сроков носки этого имущества (см. решение Верховного суда Российской Федерации от 6 июля 2000 г. N ВКПИ00-35).
20. Военнослужащим при увольнении в связи с лишением воинского звания не выплачивается единовременное пособие, указанное в п. 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (см. также п. 17 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941).
21. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и увольняемым с военной службы в связи с лишением воинского звания, не производится выплата предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих":
а) единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного (учебного) года;
б) премии за образцовое выполнение воинского долга (см. п. 7 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 (с изменениями);
в) материальной помощи (см. п. 4 Правил оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 (с изменениями).
22. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы в связи с лишением воинского звания, не выплачиваются ежемесячное социальное пособие и оклад по воинскому званию, указанные в п. 4 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
23. Гражданам, уволенным с военной службы в связи с лишением воинского звания и имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, не выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
24. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увольняемым с военной службы в связи с лишением их воинского звания, не выдается рекомендация на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, поскольку данные рекомендации выдаются только военнослужащим, которые положительно зарекомендовали себя в период прохождения военной службы (п. 7 Инструкции о порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 21 января 1999 г. N 20, а также приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации "О порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы из Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, рекомендаций для внеконкурсного зачисления в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования" от 18 января 2000 г. N 3).
25. На граждан, уволенных с военной службы в связи с лишением воинского звания, не распространяются права и социальные гарантии военнослужащих в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, указанные в пп. 2-4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
26. Офицеры внутренних войск, награжденные наградным оружием, лишаются этой награды приказом министра внутренних дел Российской Федерации при увольнении из внутренних войск в связи с лишением воинского звания (см. п. 17 Положения о наградном оружии в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 20 июля 1998 г. N 441).
27. Согласно п. 21 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основанию, предусмотренному подп. "д" п. 1 ст. 51 комментируемого Федерального закона.
В соответствии со ст. 81 ДУ ВС РФ лица, состоящие в запасе и находящиеся в отставке, в случае совершения ими проступков, порочащих воинскую честь и достоинство воинского звания, могут быть лишены права ношения военной формы одежды:
- прапорщики, мичманы и младшие офицеры - властью командующего войсками округа, фронта, группой войск, флотом;
- старшие и высшие офицеры - властью главнокомандующих видами Вооруженных Сил, заместителей министра обороны или министра обороны Российской Федерации.
Действующее уголовное законодательство не исключает возможности освобождения от наказания в виде лишения воинского звания в порядке амнистии или помилования. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК РФ лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от назначенного им дополнительного вида наказания, в том числе и лишения воинского звания.
Однако следует иметь в виду, что освобождение от данного вида наказания возможно только до момента его реального исполнения, т.е. совершения соответствующим должностным лицом действий, указанных в ст. 61 УИК РФ. Если лишение воинского звания исполнено на день вступления в силу постановления об объявлении амнистии, вопрос об освобождении от него решен быть не может.
Также после реального исполнения рассматриваемого наказания исключается возможность распространения на лишенных воинского звания лиц обратной силы уголовного закона (ст. 10 УК РФ), в случае, если новый закон не предусматривает возможности назначения данного наказания за совершенное лицом преступление (см., например, определение Конституционного суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гасилкина Сергея Андреевича на нарушения его конституционных прав положениями части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации" от 8 июля 1999 г. N 128-О).
Приобретение утраченного статуса лицами, в отношении которых исполнено данное наказание возможно только в порядке восстановления в воинском звании.

В армии Российской Федерации воинские звания присваиваются всем военнослужащим независимо от занимаемой ими должности. Звание определяет объем прав и обязанностей солдат и матросов, прапорщиков и мичманов, офицеров, а также обеспечивает субординацию между членами личного состава.

В вооруженных силах РФ принято различать корабельные и общевойсковые звания. Если военнообязанный проходит службу на гвардейском корабле или в воинской части, к его званию добавляется приставки «гвардии» (гвардии капитан, гвардии полковник). Также оно пожизненно закрепляется за определенным человеком. К примеру, если военнослужащий вышел в запас в должности подполковника, о нем говорят «подполковник в отставке».

Сроки и порядок присвоения, а также лишения воинских званий регламентируются Федеральным законом РФ и Положениями о прохождении службы в Вооруженных силах. Принято считать, что соответствующие корабельные и общевойсковые звания равнозначны по отношению друг к другу. Их присваивают персонально каждому военнослужащему.

Сроки присвоения очередных воинских званий

Различают несколько групп военнослужащих, составляющих действующий состав Вооруженных сил РФ. К ним следует отнести солдат и матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, офицерский состав. Последняя группа разделяется на младший, старший и высший начальствующий составы.

Чтобы получить очередное воинское звание, солдатам, прапорщикам и офицерам необходимо прослужить в течение определенного срока. Матросы и солдаты за прилежную службу могут быть представлены к очередному чину (старший солдат или матрос) спустя 5 месяцев с момента ее начала.

Для получения звания младшего сержанта солдаты и старшие солдаты обязаны прослужить не менее 1 года, сержанта – не менее 2 лет, старшего сержанта и прапорщика – не менее 3 лет. Чтобы офицеру было присвоено очередное звание, необходимо отслужить:

  • 2 года младшему лейтенанту;
  • 3 года лейтенанту и старшему лейтенанту;
  • 4 года капитану (капитан-лейтенанту) и майору (капитану 3-го ранга);
  • 5 лет подполковнику (капитану 2-го ранга).

Чтобы получить очередное звание выпускникам военных высших учебных заведений, им необходимо пребывать в чине лейтенанта на протяжении 2 лет. Высшие офицеры могут пойти на повышение, если они прослужили в предыдущем звании не менее 2 лет и не менее 1 года занимали должность, которая подлежит замещению военнослужащими высшего офицерского состава.

Для генералов и адмиралов Российских Вооруженных сил, в том числе генерала армии или адмирала флота, сроки службы на занимаемой должности и в определенном звании не устанавливаются.

Исчисление срока пребывания в воинском звании начинается со дня его присвоения. В срок прохождения воинской службы в определенном звании входит время:

  • прерывания службы в связи с необоснованным привлечением к уголовной ответственности;
  • прекращения службы из-за незаконного увольнения;
  • пребывания в запасе.

Важно : в законодательство РФ в 2016 году были внесены некоторые изменения, которые повлияли на сроки присвоения очередных воинских званий военнослужащим. Так, например, для получения звания «капитан» старшему лейтенанту нужно было отслужить в течение 3 лет. Сейчас в Вооруженных силах действует аттестация личного состава. Это означает, что военнослужащие для получения очередного звания должны доказать свою профпригодность. Немаловажную роль играют дисциплинированность, знание специальности, поведение и отсутствие должностных проступков.

Порядок присвоения воинских званий

Существует ряд оснований для присвоения воинского звания. Прежде всего сюда следует отнести поступление на службу в Вооруженные силы в добровольном порядке, по призыву, а также поступление в специализированные военные учебные заведения и их окончание.

Истечение определенного периода службы в предыдущем звании также является основанием для повышения. Военным может быть присвоено воинское звание и по решению должностных лиц в рамках их полномочий.

Также военнослужащие могут быть переведены на должность, когда для нее в штатном расписании предусмотрено определенное воинское звание. Оно может быть либо равным, либо более высоким в сравнении с имеющимся чином.

Обратите внимание, что новое воинское звание присваивается одновременно с назначением на новую должность. Что касается военнообязанных лиц, для которых предусмотрены сержантские (старшинские) должности, основанием для их повышения в звании может служить успешная сдача испытаний по служебной программе.

Присвоить воинские звания высшим офицерам может Президент Российской Федерации. Для этого их должен представить руководитель федерального органа исполнительной власти, в ведомстве которого они проходят воинскую службу. Данное должностное лицо также имеет право присваивать звание капитана 1 ранга либо полковника.

При поступлении на срочную службу в Вооруженные силы во всех субъектах РФ звание рядового призывникам имеет право присвоить военный комиссар. Если военнослужащие находятся в непосредственном подчинении у должностных лиц, последние имеют право присваивать им очередные воинские звания.

Важно понимать, что военнослужащим может быть присвоено первое и очередное воинское звание. Так, офицеры получают первое воинское звание «младший лейтенант» и «лейтенант», прапорщики (мичманы) – «прапорщик» («мичман»), а солдатский состав – «рядовой» либо «матрос» соответственно.

За личные заслуги военному ему может быть присвоено очередное воинское звание досрочно, но не выше того звания, которое предусмотрено штатным расписанием для занимаемой должности.

Порядок присвоения воинских званий также предусматривает поощрение военнослужащих за особые личные заслуги, если срок их нахождения в присвоенном звании истек. Так, офицера могут повысить в звании на одну ступень в соответствии с занимаемой должностью, но не выше «капитана 3 ранга» либо «майора».

Если военнослужащий имеет ученую степень, занимает преподавательскую должность в военных общеобразовательных или научно-исследовательских организациях, ему могут присвоить очередное звание, но не выше «капитана 1 ранга» или «полковника».

Прапорщики (мичманы) и сержанты (корабельные старшины) также могут быть представлены к очередному воинскому званию. Для прапорщиков (мичманов) это «старший прапорщик» («старший мичман»), а сержанты (корабельные старшины) получают звание не выше «старшины» («главного корабельного старшины»).

Могут ли лишить воинского звания?

Российские Вооруженные силы практикуют систему поощрения и наказания военнослужащих, поэтому их могут не только повысить в должности и звании, но и лишить таких привилегий. Подобное может произойти, если военнообязанный совершил тяжкий или особо тяжкий проступок.

Обвинить человека в содеянном может только суд. После вынесения приговора военного могут понизить в звании, а также лишить социальных льгот и привилегий.

Важно : по закону судебные органы имеют право лишить военнослужащего занимаемой им должности и звания. При этом не учитывается, кем звание было присвоено. Восстановить его можно только после погашения судимости. Одного ее снятия недостаточно для восстановления в звании. Для этого потребуется положительный отзыв от военного комиссара, а также согласие соответствующих органов.

Для восстановления в должности и звании военнослужащий после снятия судимости обязан обратиться в военкомат и подать соответствующее заявление. На его рассмотрение по закону может уйти 30 календарных дней. Если у военного комиссара будут все основания для восстановления человека в звании, на него оформляется представление и необходимый приказ.

Обратите внимание, что, если военнослужащий был осужден несправедливо, он будет реабилитирован, то есть восстановлен в звании автоматически. Более подробную информацию может предоставить , услугами которого рекомендуется воспользоваться.

Когда дают внеочередное воинское звание?

Военнослужащие могут получить раньше положенного срока новое звание за особые личные заслуги. Нередко к лицам, доказавшим свой профессионализм, со стороны руководства части применяется поощрение в виде повышения в звании и должности, что позволяет человеку быстро подняться по карьерной лестнице. Если сделать кадровую перестановку не представляется возможным, могут только присвоить следующее звание.

Чтобы получить внеочередное звание, офицер может, к примеру, принимать активное участие в специальных операциях либо проявить себя в чрезвычайных ситуациях. Если подчиненные военнослужащего показали отличные результаты в учениях и боевой подготовке, велика вероятность того, что его могут быстро повысить в звании раньше положенного срока.

На практике получить внеочередное воинское звание бывает достаточно сложно, поскольку руководящий состав части может проводить данную процедуру на свое усмотрение. Не секрет, что быстрее других на повышение идут офицеры, которые имеют с командованием родственные связи. Тем не менее, если заслуги военнослужащего будут замечены вышестоящим комсоставом, то новое назначение не заставит себя долго ждать.

Статья 48 УК РФ. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Специальные звания

Они присваиваются людям, работающим в определенных структурах – государственных , специальных или правоохранительных .

Эти органы, чаще всего, занимаются осуществлением властных функций, и к ним относятся:

  • органы железнодорожного транспорта;
  • налоговая и дипломатическая службы;
  • органы наркоконтроля и внутренних дел и т.д.

После поступления на службу в одну из данных структур лицу присваивается первое специальное звание, которое должно подходить его должности. Далее, по истечении определенного времени (выслуги лет) ему будут присваиваться очередные специальные звания. После выхода в отставку к специальному званию добавляется соответствующая пометка (например, майор полиции в отставке).

Лишение этого звания связано и с материальной стороной , ведь работники данных органов после увольнения из них получают более высокую пенсию.

Такое наказание может применяться к обвиняемым, преступление которых трактуется как тяжкое (то есть со сроком не более 10 лет) и особо тяжкое (больше 10 лет). При этом учитывается личность виновного, его правовой и социальный статус, а также использование для совершения преступления его служебного положения или привилегий .

Процедура лишения специального звания схожа с лишением всех остальных, поэтому она будет рассмотрена более подробно. В остальных случаях останется лишь обозначить присущие только им особенности.

Присвоение воинских званий происходит во всех войсках Российской Федерации .

Это могут быть:

  • пограничные и внутренние войска;
  • Вооруженные Силы;
  • войска ФАПСИ;
  • Служба внешней разведки и т.д.

Представителям этих служб присваиваются звания от рядового состава (сержанты, матросы) до офицеров (младшие, старшие и высшие).

Считается, что наиболее целесообразным и логичным является лишение званий у офицеров высокого уровня, поскольку им есть что терять. Эти звания считаются почетными и престижными , и их обладатели пользуются многими преимуществами и льготами. Чаще всего преступления, в которых они обвиняются, происходит с использованием воинского звания, что является решающим основанием для решения суда о таком дополнительном наказании.

Процедура лишения воинского звания схожа с предыдущим случаем . После суда копия приговора отправляется должностному лицу, присвоившему ранее звание, для внесения изменений в документы. Также о решении извещается и командование воинской части, являющееся местом службы подсудимого. Удостоверения и документы о воинском звании также конфискуются и отправляются в Службу госнаград .

После этого подсудимый лишается всех имевшихся у него льгот и привилегий, например, военной пенсии по выслуге лет и т.п.

Суд может лишить лицо любого воинского звания , даже самого высокого, например, адмирала, либо генерала.

Классный чин


Сюда относятся разряды , которые присваиваются отдельным категориям служащих, на основании государственно принятого ранжирования .

Их наличие – это подтверждение того, что человек обладает необходимыми знаниями и навыками для выполнения определенной работы.

Они применяются в некоторых госструктурах и определяют, какое положение занимает в ней тот или иной человек.

Примеры данных структур:

  • Муниципальная или гражданская служба;
  • Министерство юстиций;
  • Генеральная прокуратура и т.п.

Процедура лишения чина такая же, только копия решения отправляется в ту структуру, которая ранее присвоила подсудимому соответствующий чин.

Государственные награды РФ


К государственным наградам относятся почетные звания , а также некоторые другие знаки отличия, ордена или медали.

Они выдаются за особые заслуги перед страной , в том числе и в сфере ее защиты, например, Герой РФ или СССР .

Отличительной особенностью процедуры лишения в этом случае является то, что решение об этом может быть принято только Президентом РФ , о чем после издается соответствующий указ.

После решения о лишении наград они должны быть конфискованы у подсудимого или его семьи представителями местных правоохранительных органов и отправлены в Службу госнаград.

Также в соответствующую службу Президента РФ отправляется копия судебного решения.

Почетные звания

Почетное звание является видом государственных наград. Оно присваивается за особые заслуги в одной из областей общественных знаний .

Это может быть:

  1. медицина;
  2. образование;
  3. юриспруденция;
  4. искусство;
  5. экономика;
  6. культура;
  7. промышленность (пищевая, нефтяная, строительная) и т.д.

Всего установлено 50 званий , в каждой из областей. Основанием для их получения являются высокие профессиональные качества, мастерство, многолетний труд. Примерами званий могут быть «Заслуженный экономист России» , «Народный художник РФ» и т.п.

После вынесения обвинительного приговора у обвиняемого забирают документы и нагрудный знак , подтверждающие обладание этим званием.

Сведения об этом заносятся в учетную документацию, а также отправляются в президентскую службу.

Какие звания не подлежат лишению?


Существуют определенные звания, которые не относятся к специальным , поэтому их не могут забрать у обвиняемого.

К перечню специальных званий не относятся:

  • научные звания (такие как профессор или доцент);
  • научные степени (кандидат или доктор наук);
  • звания, связанные с квалификацией или профессиональными качествами (например, рабочие разряды токаря или слесаря);
  • спортивные звания (кандидат или мастер спорта).

По закону обвиняемого нельзя лишить ни одного из этих званий , поскольку они не входят в систему государственных. Считается, что их получение оправдано интеллектуальными, научными, трудовыми или спортивными достижениями человека, поэтому их лишение будет незаслуженным и несправедливым.

Единственная мера, которая в этих случаях применяется – это извещение места, где ранее работал подсудимый .

Туда отправляется информация о предъявлении ему обвинений и вынесении судебного приговора.

Также российские государственные органы не могут лишить человека некоторых наград или орденов, если они были выданы отдельными республиками Советского Союза (которые на данный момент не входят в состав России) или же иностранными государствами.

Поскольку эти государства являются самостоятельными, то принимать решение об изъятии награды могут только представители этих стран.

Возвращение чина и награды


Решение о лишении званий не имеет срока и может действовать до конца жизни подсудимого. Однако в некоторых случаях человек может вернуть обратно звания, награды или чин, которых его лишили.

К этим случаям относятся:

  1. Отмена обвинительного приговора , по которому произошло лишение, или закрытие дела.
  2. При решении Президента о помиловании и восстановлении в звании (чине) или о возвращении награды. Данное решение может быть принято после обращения гражданина, и в том случае, если его преступление перестало считаться общественно опасным. Возвращение всех наград вводится в действие указом Президента.

Применение такого наказания является лишь дополнительной мерой , целесообразность применения которой определяется судом в каждом конкретном случае, с учетом всех особенностей дела.

Такая мера направлена воздействовать на человека морально , лишить его преимуществ и льгот, которые он после совершения преступления не заслуживает.

Обязательность ее применения нигде не прописана, и применяется она только в отдельных случаях .


Top