Новейшие танки россии. Какие танки стоят на вооружении российской армии Сколько танков т 90 в российской армии

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Сухопутные войска Структура Танковые

Танковые войска

Танковые войска - род войск и главная ударная сила Сухопутных войск. Применяются преимущественно совместно с мотострелковыми войсками на главных направлениях и выполняют следующие основные задачи :

. в обороне — по непосредственной поддержке мотострелковых войск при отражении наступления противника и нанесению контратак и контрударов;

. в наступлении — по нанесению мощных рассекающих ударов на большую глубину, развитию успеха, разгрому противника во встречных боях и сражениях.

Основу танковых войск составляют танковые бригады и танковые батальоны мотострелковых бригад, обладающие большой устойчивостью к поражающим факторам ядерного оружия, огневой мощью, высокой подвижностью и маневренностью. Они способны наиболее полно использовать результаты огневого (ядерного) поражения противника и в короткие сроки достигать конечных целей боя и операции.

Боевые возможности танковых соединений и подразделений позволяют им вести активные боевые действия днем и ночью, в значительном отрыве от других войск, громить противника во встречных боях и сражениях, с ходу преодолевать обширные зоны радиоактивного заражения, форсировать водные преграды, а также быстро создавать прочную оборону и успешно противостоять наступлению превосходящих сил противника.

Дальнейшее развитие и повышение боевых возможностей танковых войск осуществляется главным образом за счет оснащения их более совершенными типами танков, в которых оптимально сочетаются такие важнейшие боевые свойства, как высокая огневая мощь, маневренность и надежная защита. В совершенствовании организационных форм основные усилия сосредоточиваются на придании им общевойскового характера, что в наибольшей степени отвечает содержанию современных операций (боевых действий).

Танковые войска являются родом Сухопутных войск. Они способны выполнять боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами войск. Техническая мощь и вооружение делают танковые войска пригодными для ведения боевых действий в любых погодных условиях, в темное время суток и даже под воздействием поражающих факторов ядерного оружия.

Основные задачи танковых войск

Танковые войска выполняют следующие задачи:

  • в наступлении - прорыв обороны противника и проникновение в его оборонительные порядки на большую глубину;
  • при обороне - поддержка мотострелковых войск при отражении наступления противника, нанесение контрударов и контратак.

История создания

История создания и боевого применения танковых войск начинается с первой мировой войны 1914-1918 годов, когда англичане впервые применили самоходные бронированные установки с лёгким вооружением на борту. Первое сражение произошло на реке Сомма в 1916 году, где танки одержали убедительную победу.

К августу 1914 года в Российской империи на вооружении состоит около 12 бронированных автомобилей. К 1917 году в России было уже 7 бронепоездов и 300 бронемашин.

Становление войск в СССР

В мае 1918 года в Москве была открыта первая школа для командиров бронеавтомобильных частей. Первые танки советского производства начали поступать в войска Красной Армии в 1920 году. Это были лёгкие машины, вооружённые мелкокалиберными пушками. Вплоть до 1922 года бронетанковые войска Красной Армии укомплектовывались французскими танками, ставшими впоследствии прототипами знаменитой модели КС.

В 1923 году броневые отряды были преобразованы в танковую эскадру, укомплектованную лёгкими и тяжёлыми танками. В 1929 году под командованием Управления моторизации и механизации РККА было уже более 110 машин, а в 1932 году их количество достигло 500 единиц. В этом же году была создана Военная академия механизации и моторизации РККА.

Первым советским разработчиком тактики применения броневых сил стал Триандафилов В.К. На основе его выкладок танки стали использоваться в «глубокой наступательной операции».

До 1935 года ряды Красной Армии пополнялись танками трёх категорий – лёгкими, средними и тяжёлыми.

Механизированные и танковые части в 1937 году сформировали новый Автобронетанковый род войск, состоящий из 4-х механизированных корпусов, 6-ти отдельных бригад и 6-ти танковых полков. Несмотря на постоянно растущее количество бронированных автомобилей и танков, они продолжали тесно работать с кавалерийскими полками, количество которых в 1937 году достигало 15 единиц.

Такие соединения во взаимодействии с пехотой представляли собой сильнейшую наступательную силу, способную выполнить практически любую боевую задачу по прорыву фронта и подавлению сопротивления противника.

По результатам военного конфликта на Русско-Китайской границе и у реки Халхин-Гол были созданы танки с усиленной бронёй, увеличен калибр орудий. Это были знаменитые средние Т-34 и тяжёлые КВ-1.


К 1941 году, основываясь на опыте Испанской компании, проведённой с применением танков, были созданы 18 танковых дивизий и 45 бригад, во главе которых встали первые выпускники Военной Академии.

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии было почти 1800 танков, но большая их часть была потеряна в первые месяцы боевых действий.

Эвакуация заводов по производству бронетехники за Урал позволила уже к декабрю 1941 года довести количество танков до 4000 единиц, а к маю 1942 года - до 6000. На основе такой материальной базы были сформированы 3-я и 5-я танковые армии, начавшие наступление по всем фронтам уже с 1942 года.

В этом же 1942 году были официально созданы бронетанковые войска. Началось наступление советских войск под Сталинградом.

Советские танки прошли через Польшу, Чехословакию и другие европейские страны, освобождая их от немецко-фашистских захватчиков. Завершилось это победное шествие под стенами Рейхстага в Берлине полным разгромом армии Германии.

Однако служба советских танкистов на территории Германии только началась. В целях сдерживания военной агрессии в отношении Советского Союза со стороны Великобритании и Соединённых штатов Америки на территории Восточной Германии были сформированы танковые части, находящиеся на постоянном боевом дежурстве.

Современная история

Россия унаследовала от СССР могучие танковые войска. В 2005 году на вооружении 23 тыс. танков различных модификаций. В 2009 году осталось в строю всего 2 тыс. машин.

Перед страной стояла задача модернизации танкового парка. С 2005 по 2010 гг. танковые части пополнялись машинами Т-90.

Параллельно разрабатывались новые образцы. В 2011 году все силы были сконцентрированы на разработке танка нового поколения - Т-14 «Армата».


Танк Т-14 «Армата»

На вооружении Российской федерации с 1991 года находятся танки Т-72БА, Т-80БА, Т-80УА, Т-80У-Е1 и Т-90А, которые постоянно модернизируются и совершенствуются.

На Параде Победы 2015 года впервые был представлен танк «Армата», являющийся продуктом новой концепции танкостроения. Взять хотя бы тот факт, что башня «Арматы» необитаема, что позволяет уменьшить её размеры и сделать танк менее заметным на поле боя. А его экипаж расположен в нижней части машины. На платформе «Арматы» планируется создать целый кластер новых боевых машин.

Вооружение

Танковое вооружение это комплекс различных видов оружия и систем управления: пушка, пулемёты, противотанковые ракетные установки, системы стабилизации и наведения средств поражения. Стрельба может производиться и днём, и ночью, что делает машину опасной для противника при любой видимости и в любое время суток.

Отдельно следует упомянуть танковую пушку. Если в 1930 году танки снаряжались орудиями калибра 30 или 45 мм, то к 1980 году на них устанавливались гладкоствольные пушки калибра 100 и 125 мм, позволяющие использовать снаряды различного действия – бронебойные, осколочные и кумулятивные. На современных танках стоят орудия калибра 120 и 125 мм, а в перспективе рассматриваются пушки калибра 140 и 152 мм с возможностью использовать ядерные боеприпасы.


На протяжении всей истории танкостроения совершенствуется и система заряжания пушки. Раньше снаряд подавался в казённую часть пушки в виде цельного изделия, состоящего из гильзы с пороховым зарядом и утопленной в ней головкой. В танке 40-х годов была даже должность - заряжающий. В современных машинах используется автоматическая система подачи боеприпасов. При этом танковый выстрел состоит из двух частей: порохового заряда и, собственно, снаряда. Такая компоновка позволяет разнообразить поражающие способности снаряда от осколочного до фугасного, при этом достигается экономия внутреннего пространства танка.

Применение пулеметов – курсового, спаренного и зенитного: первые два типа устанавливаются в передней части танка, на лобовой броне и в башне. Зенитный пулемёт расположен на башне танка и предназначен для борьбы с вражеской авиацией и беспилотниками. Однако постоянное совершенствование летательных аппаратов делает зенитный пулемёт малоэффективным, поэтому он используется танкистами как целеуказатель, если зарядить его трассирующими патронами, или для подавления легкобронированной техники противника и его живой силы.

В годы Великой Отечественной войны на танки устанавливался огнемёт для уничтожения живой силы противника. Но через несколько лет после войны такой тип вооружения на танках был отменён.

Праздник

День танкиста отмечается во второе воскресенье сентября. Праздник учреждён через год после окончания войны в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме немецко-фашистских захватчиков, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооружённых Сил страны бронетанковой техникой.

Эмблема

Эмблема танковых войск - стилизованный рисунок танка. На нарукавном шевроне советского танкиста красовался танк с красной звездой над ним.

В петлицах и на погонах танкистов был маленький золотой танк, на полевой форме он защитного цвета.

Российская эмблема танковых войск представляет собой изображение танка в анфас в обрамлении из дубовых ветвей.


Название машины «танк» родилось в период первой мировой войны в результате скрытной работы над машиной. Для повышения секретности на производстве распространялись слухи, что завод собирает большую ёмкость для нагревания воды, по-английски «танк» – бочка. После выхода бронированной машины на поле боя название её так и осталось неизменным – танк.

Примечательно, что на вождение танка или гусеничного бронетранспортёра требуется специальный документ, в котором танк приравнивается к трактору.

Танковые войска имеют славную историю. Их много раз реорганизовывали, переименовывали, меняли тактику и стратегию ведения сражений. Но через все годы и испытания танкисты пронесли любовь к своим машинам и беспримерное мужество. Ведь если в танк попадает снаряд, бронебойный или кумулятивный, то, как правило, погибает сразу весь экипаж. Ибо от поражающих элементов снаряда, осколков брони, высокой температуры в тесном танке не спрятаться. В связи с этим танкисты в экипаже всегда воспринимали друг друга как братьев, семью. Они вместе сражались и вместе погибали.

Вечная память и слава героям-танкистам, защищавшим нашу Родину в Великой Отечественной войне и других локальных конфликтах по всему миру!

Основу танковых войск России составляют машины, прекрасно проявившие себя во всех заметных конфликтах последних четырех десятилетий
Со времен Второй мировой войны танки были и остаются одной из основных действующих сил в конфликтах с непосредственным соприкосновением противников - так сказать, главным тяжелым на поле боя. Естественно, поэтому численность танковых войск тоже остается одним из важнейших показателей боевых возможностей армии того или иного государства.

Среди мировых держав наиболее крупными танковыми войсками обладают три: РФ, США и Китай, причем в этой тройке наша страна лидирует с колоссальным отрывом. На сегодняшний день в действующих войсках и на хранении в арсеналах Российской армии насчитывается, по разным данным, порядка 21 000–22 000 танков. Американские танковые войска вооружены вдвое меньшим количеством машин - 9125 единицами, из которых подавляющее большинство (около 8700) составляют принятые на вооружение почти четверть века назад М1 «Абрамс». Сопоставимое количество танков, по разным данным - от 8500 до 9000 штук, имеет Народно-освободительная армия Китая, где превалирует танк «Тип 96», принятый на вооружение в 1997 году и по своим боевым возможностям стоящий ближе всего к отечественному Т-72 последних модификаций.

Тому, что именно Российская армия обладает наибольшим числом танков в мире, удивляться не приходится. Ведь наша страна имеет самую протяженную в мире сухопутную границу, а кроме того, все войны последних двух веков, в том числе и две мировых, Россия была вынуждена вести в основном на собственной территории. В таких условиях концепция применения вооруженных сил неизбежно должна в значительной степени опираться на танковые войска - так же, как американская концепция войны на чужой территории за океаном опирается на авианосцы и мобильные войска типа морской пехоты.

В строю и в запасе

Формально, как об этом говорит официальный сайт Министерства обороны РФ, на вооружении отечественных танковых войск стоит три модели танков: Т-72, Т-80 и Т-90. В их число не включен пока официально не принятый на вооружение новейший танк Т-14 «Армата», совсем недавно продемонстрированный широкой публике на Параде Победы в Москве. Официальных данных о количестве танков каждой модели Минобороны не приводит, но, по данным независимых источников, общее число машин всех трех моделей достигает 13 000–14 000 штук.

Кроме того, официальный военный сайт не упоминает и о танках, хранящихся в резерве, - устаревших, но не потерявших своих боевых возможностей Т-55, Т-62 и Т-64. А их не так уж и мало - почти 8000. Больше всего зарезервировано танков Т-55: как-никак это самый массовый советский послевоенный танк первого поколения. Принятая на вооружение в 1958 году, эта бронированная машина только в СССР и только в основных модификациях была выпущена в количестве свыше 20 000 штук! Большинство из них, конечно, уже утилизировано, но примерно 2800 Т-55 хранятся в арсеналах на консервации.

Чуть меньше - около 2300 штук - законсервировано танков Т-64. Эта машина оказалась весьма удачной, несмотря на свой низкий модернизационный потенциал, а на Западе ее появление вообще сравнивали с выходом на поле боя прославленного Т-34. А вот предшественник и современник Т-64 - танк Т-62 - сохранился в арсеналах в гораздо меньших количествах: приблизительно 1600 штук. Еще совсем недавно их было почти 2500, но 900 машин было утилизировано, при том что с вооружения Т-62 окончательно сняли лишь в 2011 году.

Основной танк Т-72 «Урал»

Число танков, стоящих на вооружении: около 2000 единиц

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: около 30 000 штук (примерно 7500 штук находится на хранении)

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 35–45 км/ч



Т-72 можно считать самым массовым советским послевоенным танком всех поколений, что закономерно: его приняли на вооружение 7 августа 1973 года, в том же году была выпущена установочная партия в 30 машин, а прекращен выпуск модели только в 2005-м, то есть 32 года спустя! Главный конструктор танка Леонид Карцев отмечал, что зарубежные специалисты считают эту машину «лучшим и самым массовым танком второй половины ХХ века».

За три десятка лет танк неоднократно модернизировался: общее число модификаций, включая экспортные версии, достигает двух десятков. Но основными были модификации Т-72А и Т-72Б, а также более современные Т-72БА и Т-72Б3. Первая модификация - Т-72А - была проведена в 1979 году: на машину установили новые приборы наведения и наблюдения, заменили пушку на более новую и усилили навесную защиту, а также поменяли двигатель на более мощный. Спустя шесть лет появилась модификация Т-72Б - с новым комплексом управляемого вооружения «Свирь», новым комплексом динамической защиты «Контакт» и новым двигателем, а также пушкой - пусковой установкой вместо обычной пушки.

Третья модификация представляет собой глубокую модернизацию Т-72Б с усилением защиты, в том числе и встроенной динамической, и более современными элементами системы управления огнем и самим танком. А последняя модификация - Т-72Б3 - поступает в войска последние три года и отличается новейшей системой управления огнем, существенно увеличившей возможности бортового вооружения, самым мощным двигателем во всей линейке и усовершенствованной ходовой частью.

Основной танк Т-80

Число танков, стоящих на вооружении: около 4000

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: более 10 000 штук (из них свыше 6500 - модификация Т-80У)

Вес: 42–46 т

Вооружение: 125-миллиметровая пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 50–60 км/ч


Танк Т-80. Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости


Т-80 был принят на вооружение всего на три года позже Т-72, но при этом специалисты относят его не ко второму или первому переходному, как «семьдесят второй», а к третьему поколению. И совершенно справедливо: Т-80 - первый в СССР и в мире танк с единой газотурбинной силовой установкой. Несмотря на то что по многим элементам эта машина была унифицирована с Т-72 и даже с Т-64, который являлся «предтечей» обоих новых танков, конструктивно и по своей основной идее она была совершенно новой.

За счет новизны она и получила существенный модернизационный потенциал, позволивший Т-80 оставаться на вооружении Российской армии до нынешнего времени. Причем основную модификацию, которая была принята на вооружение спустя 9 лет, в 1985 году под маркировкой Т-80У, многие специалисты склонны считать отдельной моделью. Ведь на этом танке были установлены куда более современная система управления огнем с дублированием от командира и обновленный двигатель, а характеристики защиты, в том числе динамической, существенно улучшились. Не удивительно, что именно модернизированная модель чаще других машин этого «семейства» встречается сегодня в наших танковых войсках.

Основной танк Т-90 «Владимир»

Число танков, стоящих на вооружении: около 900 штук

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: более 1800 штук

Вооружение: 125-миллиметровая пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 40–50 км/ч (в зависимости от модификации)


Танк Т-90. Фото: Александр Вильф/ РИА Новости


На испытания в начале 1990-х танк выходил под маркировкой Т-72БУ, и по сути он представляет собой глубокую модернизацию именно этой модели. Но поскольку полученные в результате переделок характеристики и возможности танка существенно отличались от «отцовских», на вооружение в 1992 году его приняли под индексом Т-90.

Что же отличает «девяностый» от «прародителя»? Прежде всего, новый комплекс управления огнем, призванный заменить отлично показавший себя, но уже устаревающий, установленный на Т-72 и Т-80. Но самые серьезные изменения в оборудование танка были внесены в 2006 году, и эта модификация стоит на вооружении под индексом Т-90А. Она имеет новый ночной прицел, в роли которого выступает тепловизор, усиленное бронирование корпуса и башни, новый тысячесильный дизельный двигатель и новый стабилизатор орудия.

В 1999 году, после смерти главного конструктора Т-90 Владимира Поткина, его самому знаменитому детищу было присвоено имя создателя: «Владимир». Четыре года назад танки Т-90 перестали поступать на вооружение нашей армии: им на смену должен прийти новейший Т-14 «Армата» - первый в мире танк четвертого поколения. Но пока в планах военных - закупка до 2020 года всего 2300 подобных танков. Так что пусть и не самые новые, но все еще грозные и на многое способные Т-72, Т-80 и Т-90 явно послужат своей стране еще не один год, а то и не один десяток лет. Так же, как послужили их предшественники - легендарные Т-55, Т-62 и Т-64, наследники прославленной на весь мир «тридцатьчетверки».

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Основу танковых войск России составляют машины, прекрасно проявившие себя во всех заметных конфликтах последних четырех десятилетий . Со времен Второй мировой войны танки были и остаются одной из основных действующих сил в конфликтах с непосредственным соприкосновением противников - так сказать, главным тяжелым оружием на поле боя. Естественно, поэтому численность танковых войск тоже остается одним из важнейших показателей боевых возможностей армии того или иного государства.

Среди мировых держав наиболее крупными танковыми войсками обладают три: РФ, США и Китай, причем в этой тройке наша страна лидирует с колоссальным отрывом. На сегодняшний день в действующих войсках и на хранении в арсеналах Российской армии насчитывается, по разным данным, порядка 21 000–22 000 танков .

Американские танковые войска вооружены вдвое меньшим количеством машин - 9125 единицами, из которых подавляющее большинство (около 8700) составляют принятые на вооружение почти четверть века назад М1 «Абрамс». Сопоставимое количество танков, по разным данным - от 8500 до 9000 штук, имеет Народно-освободительная армия Китая, где превалирует танк «Тип 96», принятый на вооружение в 1997 году и по своим боевым возможностям стоящий ближе всего к отечественному Т-72 последних модификаций.

Тому, что именно Российская армия обладает наибольшим числом танков в мире, удивляться не приходится. Ведь наша страна имеет самую протяженную в мире сухопутную границу, а кроме того, все войны последних двух веков, в том числе и две мировых, Россия была вынуждена вести в основном на собственной территории. В таких условиях концепция применения вооруженных сил неизбежно должна в значительной степени опираться на танковые войска - так же, как американская концепция войны на чужой территории за океаном опирается на авианосцы и мобильные войска типа морской пехоты.

В строю и в запасе

Формально, как об этом говорит официальный сайт Министерства обороны РФ, на вооружении отечественных танковых войск стоит три модели танков: Т-72, Т-80 и Т-90 . В их число не включен пока официально не принятый на вооружение новейший танк Т-14 «Армата», совсем недавно продемонстрированный широкой публике на Параде Победы в Москве. Официальных данных о количестве танков каждой модели Минобороны не приводит, но, по данным независимых источников, общее число машин всех трех моделей достигает 13 000–14 000 штук .

Кроме того, официальный военный сайт не упоминает и о танках, хранящихся в резерве, - устаревших, но не потерявших своих боевых возможностей Т-55, Т-62 и Т-64. А их не так уж и мало - почти 8000. Больше всего зарезервировано танков Т-55: как-никак это самый массовый советский послевоенный танк первого поколения. Принятая на вооружение в 1958 году, эта бронированная машина только в СССР и только в основных модификациях была выпущена в количестве свыше 20 000 штук! Большинство из них, конечно, уже утилизировано, но примерно 2800 Т-55 хранятся в арсеналах на консервации.

Чуть меньше - около 2300 штук - законсервировано танков Т-64. Эта машина оказалась весьма удачной, несмотря на свой низкий модернизационный потенциал, а на Западе ее появление вообще сравнивали с выходом на поле боя прославленного Т-34. А вот предшественник и современник Т-64 - танк Т-62 - сохранился в арсеналах в гораздо меньших количествах: приблизительно 1600 штук. Еще совсем недавно их было почти 2500, но 900 машин было утилизировано, при том что с вооружения Т-62 окончательно сняли лишь в 2011 году.

Основной танк Т-72 «Урал»

Число танков, стоящих на вооружении: около 2000 единиц.
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: около 30 000 штук (примерно 7500 штук находится на хранении).
Вес: 41 т;

Экипаж: 3 человека;
Скорость на пересеченной местности: 35–45 км/ч.



Танк Т-72

Т-72 можно считать самым массовым советским послевоенным танком всех поколений, что закономерно: его приняли на вооружение 7 августа 1973 года, в том же году была выпущена установочная партия в 30 машин, а прекращен выпуск модели только в 2005-м, то есть 32 года спустя! Главный конструктор танка Леонид Карцев отмечал, что зарубежные специалисты считают эту машину «лучшим и самым массовым танком второй половины ХХ века».

За три десятка лет танк неоднократно модернизировался: общее число модификаций, включая экспортные версии, достигает двух десятков. Но основными были модификации Т-72А и Т-72Б, а также более современные Т-72БА и . Первая модификация - Т-72А - была проведена в 1979 году: на машину установили новые приборы наведения и наблюдения, заменили пушку на более новую и усилили навесную защиту, а также поменяли двигатель на более мощный.

Спустя шесть лет появилась модификация Т-72Б - с новым комплексом управляемого вооружения «Свирь», новым комплексом динамической защиты «Контакт» и новым двигателем, а также пушкой - пусковой установкой вместо обычной пушки.

Третья модификация представляет собой глубокую модернизацию Т-72Б с усилением защиты, в том числе и встроенной динамической, и более современными элементами системы управления огнем и самим танком. А последняя модификация - Т-72Б3 - поступает в войска последние три года и отличается новейшей системой управления огнем, существенно увеличившей возможности бортового вооружения, самым мощным двигателем во всей линейке и усовершенствованной ходовой частью.

Основной танк Т-80

Число танков, стоящих на вооружении: около 4000.
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: более 10 000 штук (из них свыше 6500 - модификация Т-80У).
Вес: 42–46 т;
Вооружение: 125-мм пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм;
Экипаж: 3 человека;
Скорость на пересеченной местности: 50–60 км/ч.



Танк Т-80

Т-80 был принят на вооружение всего на три года позже Т-72, но при этом специалисты относят его не ко второму или первому переходному, как «семьдесят второй», а к третьему поколению. И совершенно справедливо: Т-80 - первый в СССР и в мире танк с единой газотурбинной силовой установкой. Несмотря на то, что по многим элементам эта машина была унифицирована с Т-72 и даже с Т-64, который являлся «предтечей» обоих новых танков, конструктивно и по своей основной идее она была совершенно новой.

Что же отличает «девяностый» от «прародителя»? Прежде всего, новый комплекс управления огнем, призванный заменить отлично показавший себя, но уже устаревающий, установленный на Т-72 и Т-80. Но самые серьезные изменения в оборудование танка были внесены в 2006 году, и эта модификация стоит на вооружении под индексом Т-90А. Она имеет новый ночной прицел, в роли которого выступает тепловизор, усиленное бронирование корпуса и башни, новый тысячесильный дизельный двигатель и новый стабилизатор орудия.

В 1999 году, после смерти главного конструктора Т-90 Владимира Поткина, его самому знаменитому детищу было присвоено имя создателя: «Владимир». Четыре года назад танки Т-90 перестали поступать на вооружение нашей армии: им на смену должен прийти новейший - первый в мире танк четвертого поколения. Но пока в планах военных - закупка до 2020 года всего 2300 подобных танков.

Так что пусть и не самые новые, но все еще грозные и на многое способные Т-72, Т-80 и Т-90 явно послужат своей стране еще не один год, а то и не один десяток лет. Так же, как послужили их предшественники - легендарные Т-55, Т-62 и Т-64, наследники прославленной на весь мир «тридцатьчетверки».


Top