Рублев андрей. Семь знаменитых икон андрея рублева

: документально подтвержденных данных о жизни прославленного русского иконописца сохранилось чрезвычайно мало. Не известны ни точные даты рождения и смерти, ни место рождения и место жительства; нет никаких сведений о родителях, неизвестно, как звали иконописца в миру, до пострига.

При таком дефиците информации у любого, кто заинтересуется личностью Андрея Рублева, возникает множество вопросов. Мы попытались ответить на самые распространенные из них.

1.Откуда взялась фамилия «Рублев»?

Происхождение фамилии, как и многие другие факты из жизни великого иконописца, вызывает споры в среде ученых. По мнению некоторых исследователей, прозвище произошло от слова «рубель» - так назывался инструмент, употреблявшийся для накатки кож.

2.Кто был Андрей Рублев по происхождению?

Существуют предположения о происхождении Андрея Рублева из ремесленного сословия.

3.Где жил Андрей Рублев?

Вероятно, в Московском княжестве: все сохранившиеся работы так или иначе связаны именно с этим уделом. Исключение - росписи во Владимире; но там преподобный Андрей мог работать по приглашению, временно.

4.Откуда известно, что Андрей Рублев был монахом?

Летописи называют его «чернецом». Сохранившиеся изображения Андрея Рублева также представляют его в монашеском одеянии.

5.Были ли у Андрея Рублева друзья?

Ответить однозначно невозможно. На раннем этапе творчества он работал вместе с Феофаном Греком. Многие свои работы он создавал в сотрудничестве с Даниилом Черным, которого называли «сопостником» Рублева. Среди лиц, с которыми Андрей Рублев был или мог быть знаком, - преподобные Андроник Московский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий, московские митрополиты святители Фотий и Киприан, ученый инок Епифаний Премудрый.

6.Сколько сохранилось творений Андрея Рублева?

Вопрос до сих пор вызывает споры в искусствоведческой среде, так как приписать ту или иную икону или фреску кисти Андрея Рублева сегодня можно лишь на основании анализа характера письма - а это не самый надежный, с научной точки зрения, метод. В древней Руси не создавали авторские каталоги икон, и ни в одной из дошедших до нас летописей нет сводного списка творений преподобного Андрея.


С большей или меньшей степенью вероятности кисти Андрея Рублева приписывают следующие работы:

Звенигородский чин: Спаситель, архангел Михаил, апостол Павел. Были написаны для Успенского собора на Городке (Звенигород). Открыты в 1918 году. Хранятся в Третьяковской галерее. Предположительно, весь чин составляли либо 7, либо 9 икон. Авторство документально не подтверждено, но специалисты почти единодушно относят к творениям Андрея Рублева.

Фрески Благовещенского собора в Кремле (1405 г.) не сохранились. Семь икон праздничного ряда (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим) приписывают Андрею Рублеву, но мнения экспертов расходятся, т.к. по свидетельствам летописей 21 июня 1547 г. убранство собора уничтожил пожар.

Фрески Успенского собора во Владимире (1408 г.) сохранились частично. Иконостас - предположительно связывают с именем Андрея Рублева. Сохранились 13 икон деисусного чина. Из праздничного ряда, в который изначально входили 25 икон, сохранились лишь пять: Благовещение, Сошествие во ад, Вознесение, Сретение и Крещение. Из пророческого ряда - две: пророки Софония и Захария.

«Троица» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Почиталась как чудотворная, авторство подтверждалось современниками и позднейшими документами.

Фрески Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, сделанные Андреем Рублевым и Даниилом Черным, не сохранились.

Спасский собор Андроникова монастыря: сохранились лишь небольшие фрагменты орнамента.

Ему приписывают также миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (ок. 1400 г.), а также фрагменты фресок Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.

7.Где можно увидеть творения Андрея Рублева?

Большая часть из них собрана в Третьяковской галерее в Москве, несколько икон хранятся в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге. В Успенском соборе во Владимире можно увидеть сохранившиеся фрески.


8.Почему «Троица» Андрея Рублева считается вершиной древнерусского искусства?

Объяснить это сложно. Но еще в XVI веке на так называемом Стоглавом соборе было признано, что это изображение является эталоном и образцом для всех иконописцев. Многие современные авторы считают рублевскую «Троицу» высочайшим творением не только древнерусского, но и мирового изобразительного искусства. Это памятник всемирного значения.


9.Почему Андрей Рублев был причислен к лику святых?

Правила Православной церкви, относящиеся к канонизации новых святых, предполагают несколько условий. «Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его», - говорится в «Постановлении Священного собора Православной российской церкви о порядке прославления святых к местному почитанию» (21 августа (3 сентября н. ст.) 1918 года).

Исторические документы не сохранили свидетельств о чудесах по молитвам самому Андрею Рублеву, однако с древности такие случаи происходили от икон, написанных им. «Строгановский иконописный подлинник», свод правил для иконописцев, составленный в конце XVI века, называет Андрея Рублева преподобным: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные».

Кроме того, церковное предание сохранило глубокое почитание Андрея Рублева как «богодохновенного», «пресловущего» живописца, чей творческий гений стал отражением высочайшей духовной жизни, молитвенного подвига.

10. Когда и как произошла канонизация Андрея Рублева?

Прославление состоялось на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году. Заседания собора проходили в Троице-Сергиевой лавре. В первый день работы собора, 6 июня митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». В докладе отмечалось, что прославление Андрей Рублева в лике святых предполагается за «аскетический подвиг и творчество иконописания».


«Собор определяет: изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия:

<…>

2. Преподобного Андрея Рублева (1360-1-я пол. XV в.), постника и аскета, известного иконописца, создателя многих икон, ныне прославленных по всему миру, всегда почитавшегося в Троице-Сергиевом монастыре местночтимым святым. О преподобном Андрее современники свидетельствовали как о подвижнике святой жизни, обильно проявлявшем христианскую любовь к ближним. О нем преподобный Иосиф Волоцкий говорит как о сподобившемся видения и созерцания невещественного Божественного Света и явившемся по смерти своей облаченным в сияющие ризы своему сподвижнику по иконописанию Даниилу. Через многое иконы преподобного Андрея, особенно через образ «Святой Троицы», ставший совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется по всему миру».

Андрей Рублев был причислен к лику святых в числе девяти подвижников, прославленных собором, - наряду с блгв. Димитрием Донским, прп. Максимом Греком, свт. Макарием Московским, прп. Паисием Величковским, блж. Ксенией Петербургской, прп. Игнатием (Брянчаниновым), прп. Амвросием Оптинским и свт. Феофаном Затворником.

11. Почему прославление Андрея Рублева произошло лишь в конце XX века, если он почитался с древности?


В средние века Церковь не торопилась с канонизациями новых святых, очень осторожно и аккуратно собирая сведения о подвижниках, почитаемых в народе. Возможно, против Андрея Рублева сыграл и факт крайней скудости сведений о его жизни. Во всяком случае, на так называемых Макарьевских соборах 1547 и 1549 годов, когда были прославлены более двух десятков святых, его имя не прозвучало.

А затем, в XVII и особенно в XVIII веках, когда в русском православии усилилось секулярное влияние, в том числе и в церковном искусстве, имя Андрея Рублева, как и его работы, были почти забыты. Только у старообрядцев почитание Андрея Рублева не прерывалось в силу их бережного отношения к дониконовской церковной традиции.

Андрей Рублев занял подобающее ему место в истории Русской церкви и русского изобразительного искусства лишь в начале XX века, когда были начаты работы по раскрытию и реставрации икон его письма.


12. Почему для праздника в честь Андрея Рублева был выбран день 17 июля?

День почитания прп. Андрея - 17 июля (4 июля ст. ст.) - не имеет отражения в жизнеописании святого. В этот день с древних времен отмечалась память преподобного Андрея Критского, в честь которого, возможно, был пострижен в монашество Андрей Рублев.

Позднее были установлены еще две даты празднования - в соборах Радонежских святых (19 июля) и в соборе Московских святых (в воскресенье перед 8 сентября).

13.Сохранились ли мощи Андрей Рублева?

В 1992 году в Спасо-Андрониковом монастыре были обнаружены останки, которые впоследствии предположительно отнесли к Андрею Рублеву. В 2006 году в Московскую патриархию были переданы документы с данными исследований этих и других останков, найденных на территории монастыря. Несмотря на некоторые косвенные признаки, однозначного вывода сделано не было. На сегодняшний день вопрос о мощах преподобного Андрея Рублева остается открытым.

14.Есть ли храмы, посвященные Андрею Рублеву?

Да, таких храмов в одной Москве - два: действующий в Раменках и строящийся - на ул. Верхняя Масловка; еще один возведен в г. Электросталь Московской области. Храмы в честь прп. Андрей Рублева есть в Братске (Иркутская область), Набережных Челнах (Татарстан), Ленинске (Волгоградская область), в Покровско-Васильевском мужском монастыре в г. Павлов Посад (Московская область).

Церковь в честь прп. Андрея Рублева есть во Франции, она возведена в г. Сильванес еще в 1993-1994 годах и находится в юрисдикции РПЦЗ.

15.Как еще увековечено имя Андрея Рублева?

В Спасо-Андрониковом монастыре с 1947 года разместился Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Перед Андрониковым монастырем в сквере установлен памятник святому иконописцу. Еще один памятник есть во Владимире.

16.Существует ли какая-то награда или премия для иконописцев, носящая имя Андрея Рублева?

В Русской православной церкви есть орден преподобного Андрея Рублева трех степеней и медаль преподобного Андрея Рублева - двух степеней. Награда учреждена в 2001 году.


Ею награждаются как духовные, так и светские лица - за заслуги в области иконописи, а также восстановления, благоукрашения храмов, часовен и монастырей, за научные исследования и педагогическую работу в области иконописи и церковной археологии, за издательскую деятельность, связанную с иконописью и церковной архитектурой, за работу по охране и возвращению утерянных предметов церковного искусства.

В иерархии российских церковных наград орден Андрея Рублева - самый младший.

Орден I степени изготавливается из мельхиора с позолотой и холодной эмали.

Медаль - награда меньшего статуса, чем орден.

На практике орден преподобного Андрея Рублева вручается нечасто. Первый орден Преподобного Андрея Рублева I степени был вручен в 2002 году митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру (Котлярову; ныне пребывает на покое) за выдающийся вклад в восстановление, реставрацию и благоукрашение храмов Петербурга и епархии, а также в связи с 40-летием архиерейского служения.

17. Насколько правдив образ Андрея Рублева в одноименном фильме А. Тарковского?

Судить об этом сложно. Как уже говорилось, достоверных сведений о жизни святого иконописца почти не сохранилось. Плюс - любое художественное произведение подразумевает определенный вымысел.

Фильм в свое время жестко критиковал А.И. Солженицын. Он считал, что подход к теме режиссера был примитивным и неглубоким, и с этой точки зрения - характерным для понимания православия, присущего творческой, интеллигентской среде того времени.

Иллюстрацией может послужить отрывок из воспоминаний Валерия Сергеева - одного из старейших сотрудников Музея имени Андрея Рублева, автора книги «Андрей Рублев» из серии «Жизнь замечательных людей», вышедшей еще в 1981 году и неоднократно переизданной впоследствии:

«Осенью далекого теперь 1964 года довелось мне вместе со съемочной группой фильма «Андрей Рублев» принять участие в поездке в Ферапонтов монастырь. Сам я никакого отношения к этому фильму не имел - cо стороны искусствоведческой его консультантом считался вездесущий Савелий Ямщиков (к концу своих дней он стал почему-то именоваться Саввой).

Как-то во время одного из веселых дружеских застолий в Кириллове - в нем принимали участие остроумец Савелий-Савва и милейшие люди - великий кинооператор нашего времени, недавно скончавшийся Вадим Иванович Юсов, один из художников фильма Женя Черняев и Андрей Арсеньевич Тарковский, - дернуло меня высказаться по поводу некоторых фактических несообразностей уже знакомого мне сценария Михалкова-Кончаловского (мои замечания в целом совпадали с будущими солженицынскими).

На эту критику Тарковский, обычно почти ничего не пивший, но немного выпив, впадавший в задор и откровенности, решительно заявил следующее: «Рублев - это вообще «пустое место» (так и выразился, пояснив, что о нем никто и ничего, якобы, не знает). «Мой фильм, - продолжил он, - не о Рублеве, но о судьбе таланта в России вообще и, если хотите, о моей собственной - он Андрей и я Андрей», - более чем откровенно обозначил свое сомнительное авторское кредо знаменитый к тому времени кинорежиссер».

Сведений о жизни Андрея Рублёва сохранилось очень мало.

Известно, что в 1405 г. вместе с Феофаном Греком и иконописцем Прохором с Городца он расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле и создавал для него иконостас. Семь сохранившихся икон Рублёва отличаются от работ старых мастеров нежным сочетанием цветов и редкой гармоничностью композиции.

В 1408 г. Рублёв вместе с Даниилом Чёрным трудился над росписью Успенского собора во Владимире. С дошедших до нас фрагментов сцены Страшного суда вместо традиционных византийских ликов смотрят русские лица. День Страшного суда представлен как момент единения, согласия людей, воодушевляемых любовью, а не как возмездие за грехи. На иконах огромного Успенского иконостаса мягкость и душевность сочетаются с ясностью внутреннего мира Богоматери, Иоанна Предтечи, апостолов и отцов Церкви.

До нас дошли лишь три иконы из рублёвского иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. Одна из них - «Спас» - знаменует собой появление нового русского канона облика Христа Спасителя, в котором мудрость и доброта вытеснили византийскую суровость.

Самую известную свою икону - «Троицу» - Рублёв создал в память Сергия Радонежского для церкви, построенной на месте погребения святого в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде. Сергий особенно почитал Троицу, желая, чтобы «лицезрением её единства побеждалась ненавистная рознь мира сего». Андрей воплотил эту идею в несравненном образе, излучающем светлую мудрость, нежность и душевную чистоту.

В 1425-1427 гг. Рублёв и Чёрный работали над росписью и иконостасом Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Андрей расписывал Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (20-е гг. XV в.).

Иконописец умер в Москве в Андрониковом монастыре. Рублёв оказал огромное влияние на современников и потомков, изменив зрительный образ Царства Небесного. Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва как святого.

Андрей Рублев - известный древнерусский иконописец, знаменитый своими росписями соборов Москвы, Владимира и монастыря в Троице-Сергиевой лавре. Биографических данных о его жизни сохранилось немного, о них рассказывается в его биографии, которую мы вам представим ниже. Самая знаменитая его икона, хранящаяся в Третьяковской галерее, - «Троица».
Родился Андрей Рублев в 60-х годах 14-го столетия, место рождения также неизвестно точно. По одним сведениям, он родился в городке Радонеже, расположенном рядом с Троице-Сергиевой лаврой, по другим - в Нижнем Новгороде. Отец его был ремесленником, о чем можно судить по его фамилии, ведь рубелем в те времена называли инструмент для работы с кожей. По некоторым данным, еще в юности он стал послушником Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом, получив при пострижении имя Андрей (точное его имя неизвестно). Биография иконописца Андрея Рублева берет свое начало в этих стенах, где он начинает обучаться мастерству иконописи, изучает труды по философии Сергия Радонежского, основателя монастыря. Там же, посещая монастырскую библиотеку, он внимательно и с большим рвением изучает работы мастеров и художников античности, писавших иконы. Конец 14-го века стал для российского государства тяжелым временем: в 1364-1366 годах в Москве свирепствовала чума, в 1365-м случился пожар, уничтоживший почти весь город. Затем в 1371 году Москву взял в осаду князь Ольгерд, после чего на эти земли пришел голод. В биографии Андрея Рублева творчество и первые работы его как художника упоминаются впервые в 1405 году, когда он, переехав в Москву, вместе с Феофаном Греком занялся росписью Благовещенского собора. Судьба собора сложилась трагически: спустя 9 лет он был разрушен, а затем перестраивался несколько раз. Но некоторые работы чудом сохранились: это 2 яруса иконостаса, в которых есть 7 икон, сделанных Андреем Рублевым, и 6 - старцем Прохором из Городца, известным мастером иконописи тех времен. Уже по этим работам заметна рука мастера, более свободная и легкая по сравнению со старцем Прохором, но уже высокопрофессиональная. Эта серия праздничных икон является первой на Руси: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение» и др. В эти годы Рублевым также написана икона-копия «Владимирская Богоматерь» с известного византийского образа, а также рисунка из книги «Евангелие Хитрово», которая получила свое название по фамилии боярина, в вещах которого была найдена в 17-м веке. По предположениям искусствоведов, эта рукопись, не имеющая ценности, в те годы могла быть создана только на деньги либо митрополита Руси, либо одного из великих князей. В 1918 г. в подмосковном городе Звенигороде в старом деревянном сарае были обнаружены 3 иконы, датированные 1410 годом. По некоторым данным они писались для иконостаса местного храма, однако по заключению современных исследователей ни одна из церквей не подходит по размерам. Условно их назвали «Звенигородский чин», «Апостол Михаил», «Спас», «Апостол Павел», и, несомненно, они могут принадлежать исключительно руке А. Рублева.
В это время татарский хан Едыгей собрал войско и пошел на Москву, которую взять он не смог. Однако попутно татары подожгли множество поселений и городов, не смогли спасти и Троицкий монастырь, где в эти годы служил игумен Никон. В последующие годы Никон приложил все усилия, чтобы восстановить монастырь, и в 1424-м взялся за строительство белокаменного храма, на которое и были приглашены для создания росписей Д. Черный и А. Рублев. Все работы в этом храме датированы 1425-1427 годами. Тогда же была написана и самая знаменитая в биографии Андрея Рублева икона «Троица». Она была частью иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде и считается самой совершенной в художественном отношении среди иконописных работ того времени. Художник отразил в ней понятие православной религии о триединстве Бога.
В конце 1420-х годов, завершив работы в соборе Св. Троицы, умер многолетний друг и соратник иконописца Даниил Черный и был похоронен здесь же. После этого А. Рублев возвращается в Москву для работы над росписями Спасского собора в Андрониковом монастыре, которую он успел закончить в 1428 году. По некоторым данным, он принимал участие и в его строительства. Эта работа стала последней в биографии Андрея Рублева. Умер знаменитый живописец в 1428 году в Москве во время эпидемии чумы, похоронен возле колокольни Андроникова монастыря. В 1988-м, в год тысячелетия крещения Руси, он был канонизирован Русской православной церковью.

Время жизни Андрея Рублева совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С его именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи.

Благовещенский собор Московского Кремля перестраивался в 15 веке, и роспись его не сохранилась. Уцелели только деисусный и праздничный ряды иконостаса, перенесенного в существующий ныне храм. Во владимирском Успенском соборе сохранилась лишь небольшая часть росписей. Дошли до нас также иконы из иконостаса этого собора, экспонирующиеся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее.

О предшествующем периоде жизни Андрея Рублева известно мало. Составленное в17 веке “Сказания о святых иконописцах” утверждает, что он жил сначала в Троицком монастыре в послушании у Никона, ученика основателя монастыря Сергия Радонежского (Никон был Троицким игуменом с 1390 года, умер в 1427). По словам “Сказания”, Никон “повелел” Рублеву написать икону Троицы “в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу”.

Об остальных крупных работах Рублева мы знаем из житий Сергия и Никона. Между 1425-1427 годами он вместе с другом и “спостником” Даниилом Черным участвовал в создании ныне несохранившихся росписей Троицкого собора Сергиева монастыря, а затем расписывал Спасский собор московского Андроникова монастыря, старцем которого он был. Там Рублев и скончался в 1430 году.

Разумеется, список произведений Рублева этим не исчерпывается. “Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные”. Помимо названных работ, целый ряд несохранившихся ныне икон упоминается в различных источниках. Несколько дошедших до нас памятников связывает с именем Рублева устное предание. Наконец, в ряде произведений авторство Рублева устанавливается по стилистическим аналогиям. Но даже в тех случаях, когда причастность Рублева к работе над памятником документально подтверждена - так обстоит дело с иконами из владимирского Успенского собора, - выделить принадлежащие его руке произведения чрезвычайно трудно, поскольку создавались они совместно большой группой мастеров под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного, который, по словам автора “Сказания о святых иконописцах”, “многие с ним иконы чудные написал”.

Если дошедшие до нас биографические сведения о Рублеве изобилуют противоречиями и анахронизмами, то в характеристике личности мастера и в оценке его искусства источники обнаруживают редкое единодушие. Андрей и Даниил предстают в их изображении как “чудные добродетельные старцы и живописцы”, “всех превосходящие в добродетелях”. В Рублеве особенно подчеркивается то, что он “намного всех превосходил в мудрости”.

Для воссоздания творческого облика Рублева очень важны сведения, сообщенные в1478 году Иосифу Волоцкому бывшим игуменом Троицкого Сергиева монастыря старцем Спиридоным. По словам Спиридона, удивительные и прославленные иконописцы Даниил и ученик его Андрей, иноки Андроникова монастыря, отличались такими добродетелями, что удостоились необычных дарований и настолько преуспели в совершенствовании, что не находили времени для мирских дел.

Эти свидетельства дают отчетливое представление о высокой оценке творчества Рублева его современниками, позволяют глубже проникнуть в образный строй его произведений и постигнуть существенные особенности его живописного метода. Но чтобы верно понять смысл приведенных высказываний, необходимо познакомиться с некоторыми представлениями византийской мистики, получившими широкое распространение среди последователей Сергия Радонежского. Согласно этим представлениям, для того, чтобы достоверно отображать объекты умственного созерцания, вместо эмпирический “теней вещей” показывать подлинную их природу, живописец должен был стать созерцателем, если только он не желал оставаться ремесленником, копирующим чужие образцы. Ему предстояло вернуть утраченное естественное состояние - гармонию чувств, ясность и чистоту ума. Совершенствуясь, ум приобретал способность воспринимать “невещественный” свет. По аналогии с физическим светом, без которого невозможно видеть окружающий мир, умственный свет - знания и мудрости - освещал истинную природу, первообразы всех предметов и явлений. Интенсивность проявления этого света и ясность умозрения ставились в прямую зависимость от степени нравственной чистоты созерцателя. Живописцу, более чем кому-либо другому, требовалось очистить “очи ума”, засоренные обманчивыми чувственными ”помыслами”, потому что, как утверждал Василий Кесарийский, “истинная красота созерцается только имеющими очищенный ум”. В достижении нравственной чистоты особая роль отводилась добродетели смирения. Не случайно в источниках к имени Рублева часто прилагается эпитет “смиренный”. Исаак Сирин называл смирение “таинственной силой”, которой владеют лишь “совершенные”; именно смирение дает всеведение и делает доступным любое созерцание. Высшим, наиболее труднодостижимым он считал созерцание Троицы.

Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинство исследователей считают, что родился он в средней полосе России, приблизительно в 1360 году, и до 1405 года принял монашество с именем Андрей. Самые ранние сведения о художнике восходят к московской Троицкой летописи. Среди событий 1405 года сообщается, что "в эту весну расписана церковь каменная святого благовещения на князя великого дворе... а мастера были Феофан иконник Грек, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев". Упоминание имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, Означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Великого князя Василия Дмитриевича, старшего сына легендарного Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного авторитетного мастера.

Молодым человеком он, вероятно, слышал рассказы о победе, одержанной русскими над татарами, так называемые "Повести о Мамаевом побоище", в которых звучали отголоски "Слова о полку Игореве", самого поэтичного из древнерусских поэтических созданий. Правда, победа на Куликовом поле не сразу сломила силы татар, но она развеяла уверенность в непобедимости татарского войска, подняла силы в русских людях, пробудила страну от векового оцепенения.

Ход исторических событий того времени вел к неминуемому концу Византии. Центр православия должен был переместится в русские земли. Но единой Руси не существовало, ее земли поделили между собой Орда, Польша, Литва. Жизнь Руси была мучительно тяжелой. От постоянного разбоя, чинимого набегами многих врагов и распрями князей, можно было укрыться в монастырях, в одиноких пустынях. В конце 15 века они получают широкое распространение; многие люди покидают насиженные места, уходят в дремучие леса и начинают новую жизнь в нужде и лишениях. Они стремятся в уединении к внутреннему совершенствованию и сосредоточенности; недаром один современник сравнивал их с древним мудрецом Диогеном. Но в отличие от восточных отшельников, мрачных аскетов, прославленных кистью Феофана, в русских чернецах 15 века никогда не угасало стремление к практической деятельности: они умели с топором пробиваться сквозь чащу леса, собирать вокруг своих келий людей, вести неутомимую трудовую жизнь. Движение это захватило почти всю среднюю Россию и скоро перекинулось на север. Источником его был Троице-Сергиев монастырь близ Москвы. Возможно, что здесь провел свои молодые годы Андрей Рублев.

В укладе Троицкого монастыря долго сохранялась первоначальная простота. В церкви совершали службу при лучинах, писали на бересте, храмы ставили из дерева. Жизнь обитателей его была наполнена упорным, размеренным трудом. "Кто книги пишет, кто книгам учится, кто рыболовные сети плетет, кто кельи строит, одни дрова и воду носят в хлебню и поварню, другие хлеб и варево готовят" (5.339) - такими словами описывает современник жизнь русского монастыря того времени. Эта жизнь Сергиевой обители должна была оказать глубокое воздействие на характер художника. Кто знает, может быть, рассматривая старцев Феофана и всем существом своим отворачиваясь от них, Рублев вспоминал советы своих учителей - хранить прежде всего голубиную простоту, ценить ее выше прежней мудрости?

Есть все основания думать, что в среде Рублева были известны и пользовались почетом византийские писатели, хранившие традиции древнегреческой философии. Некоторые из их трудов переводились в то время на русский язык. В них проскальзывала мысль, что в искусстве все имеет иносказательный смысл, и для того, чтобы достоверно отображать объекты умственного созерцания, вместо эмпирических “теней вещей” показывать подлинную их природу, живописец должен был стать созерцателем, если только он не желал оставаться ремесленником, копирующим чужие образцы. Ему предстояло вернуть утраченное естественное состояние - гармонию чувств, ясность и чистоту ума. Совершенствуясь, ум приобретал способность воспринимать “невещественный” свет. По аналогии с физическим светом, без которого невозможно видеть окружающий мир, умственный свет - знания и мудрости - освещал истинную природу, первообразы всех предметов и явлений. Интенсивность проявления этого света и ясность умозрения ставились в прямую зависимость от степени нравственной чистоты созерцателя. Живописцу, более чем кому-либо другому, требовалось очистить “очи ума”, засоренные обманчивыми чувственными ”помыслами”

И он испытывал счастливые мгновения художественного великого созерцания. Близкие его не могли понять, что он находит в древних иконах, работах своих предшественников, почему он не бил перед ними поклонов, не ставил свечей, не шептал молитв, но устремив свой взор на их дивные формы в свободные от трудов часы подолгу просиживал перед ними (рассказ об этом через 100 лет после смерти Рублева передавал один русский писатель).

Мы знаем очень мало достоверного о первых шагах художественного развития Рублева. Но есть основания предполагать, что именно он в свои ранние годы украшал евангелие Христово Благовещенского собора и, в частности, выполнил миниатюру - изображение символа евангелиста Матфея в образе ангела.

В 1408 году по почину московского великого князя было решено украсить фресковой росписью обветшавший в то время Успенский собор во Владимире. В те годы Феофана не было уже в живых, и потому выбор заказчиков пал на отличившегося за три года до того Андрея Рублева. Вместе с ним в работе участвовал и его старший друг по Андроникову монастырю Даниил Черный. В силу старшинства Даниила его имя в летописной записи об этом событии поставлено на первом месте. Но решающая роль, видимо, принадлежала Рублеву. Им были расписаны стены, встречающие посетителя при входе под величественные своды собора. Здесь Рублев должен был представить Страшный Суд.

Для современников Рублева Страшный Суд был естественным завершением всей истории человечества. В близком наступлении его никто не сомневался. Но что ожидает людей в час светопреставления? Византийцы рисовали яркими красками гнев судии, разрабатывали тему сурового возмездия, подчеркивали назидательный смысл судилища. В русских сказаниях сильнее выступают примирительные нотки, надежда на милость судии, ожидание блаженства праведников. Соответственно этому роспись Рублева пронизана духом радости и бодрости. Сами картины адских мучений, видимо, мало его занимали, зато им ярко представлены сонмы праведников, прославляющих создателя, трогательно упавшие перед престолом прародители стройные восседающие по сторонам от судии апостолы, праведники и святители, которых апостолы сопровождают в рай, наконец, пленительно-грациозные ангелы, возвещающие трубным гласом о наступлении торжественного часа. В византийских изображениях Страшного Суда фигуры отличаются обремененностью, телесностью, грозные тела тяжело ступают по земле. Наоборот, у Рублева фигуры необыкновенно легки, воздушны, почти невесомы; они то порывисто идут, то плавно парят, то стремительно возносятся. Рублев прекрасно связал свои фигуры и группы с круглящимися сводами древнего собора. Покрытые его живописью стены легко уносятся вверх, столбы расступаются, и арки, повторяясь в очертаниях фигур, начинают мелодически звучать.

Умение объединить единым, эмоциональным звучанием большие многофигурные группы составляет одну из особенностей композиционного дара Андрея Рублева.

Андрей Рублев - монах, иконописец, величайший художник не только России, но и в мире. Без него невозможно представить русскую национальную культуру.

Эпоха Рублева – это эпоха Русского Возрождения. Возрождение веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию.

Жизненный путь художника

Нет никаких достоверных источников о точной дате рождения Андрея Рублева. Считается, что он появился на свет в Средней полосе России, то есть сегодняшнем Подмосковье где-то около 1360 года.

Даже имя, данное ему при рождении, тоже не известно. Андрей - его второе, монашеское имя. Но вот дату ухода из жизни этого великого сына Руси мы можем назвать точно. Это произошло 29 января 1430 года.

Именно в этот морозный день несколько иноков подмосковного монастыря святого Спаса опустили в могилу - долбленую дубовую колоду, гроб с телом своего собрата Андрея по прозвищу Рублев, а по послушанию иконник.

Детство

Неизвестна дата рождения Андрея Рублева, как и нет никаких сведений из каких он мест и из какого сословия. Если судить по прозвищу, которую теперь мы считаем за фамилию – Рублев, он принадлежал к ремесленному сословию. Отсюда и умение создавать руками, которое в талантливом человеке заложено на уровне сознания и помножено на вековой опыт рода.

Владимирский Успенский собор. Фрески Андрея РУблева фото

Впоследствии это родовое наследие рукомесла проявится в таинстве владения кисти. Десятилетие, в которое предположительно родился Рублев отмечено многими бедами для Московского княжества – нашествие Орды, чума, кровопролитные междоусобицы между русскими княжествами, интервенция литовского князя Ольгерда.

Андрей Рублев Благовещенский Московский собор икона Преображение 1406 год фото

Как отмечает летописец, некоторые дворы стояли совсем пустые, а в других оставалось по одному человеку – женщина, мужчина, ребенок. Очевидно, такая же участь постигла и родных Рублева. Отрок попал в монастырь, принял постриг и стал монахом. Проявившуюся способность к живописи ему вменили в послушание.

Святое ремесло

Нет никаких исторических документов до начала 15 века, где бы упоминался Андрей Рублев. Поэтому, говоря о том, что он был учеником известного на Руси иконописца Феофана Грека, искусствоведы опираются на схожесть их стилей письма. И только в 1405 году впервые летописец упоминает имя Андрея Рублева среди тех, кому было поручено расписывать Благовещенский собор во вновь отстроенном Московском Кремле.

Андрей Рублев икона Святая Троица конец XIVв фото

К этому времени Рублев был уже зрелый мастер. В 1408 году вместе с художником Даниилом Черным расписывает фрески и пишет канонические иконы для Владимирского Успенского собора. В эту же пору Рублевым были написаны иконы, получившие в последствии название "Звенигородский чин”.

Между 1422 и 1427 годами он совместно с Даниилом Черным руководил работами по созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В это же время была написана знаменитая икона "Троица”. Это одна из самых прекрасных и светлых икон, когда-либо написанных. И до самой своей кончины он занимался росписью Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

Почти шесть веков прошло от эпохи, в которой творил художник, но интерес к его работам не исчезает. Он по праву наша народная гордость и слава. Немеркнущий свет чистого и доброго сердца художника светит уже не одному поколению с икон и фресок, дошедших до нас через все испытания временем.

Икона Андрея Рублева "Троица” – божественное провидение художника Очевидно, правы те, кто считает, что в этой иконе таится душа русского народа. Трудно остаться равнодушным, стоя перед ней в Третьяковской галерее. Материалисты уверены, что душа это выдуманная субстанция, но что же тогда ширится и разрастается в человеческой груди, а в ушах начинает звучать божественная музыка, если долго смотреть на эту икону?


Top