Состав экипажа танка т 26. Добавить в избранное
Этот легкий танк известен как самая массовая боевая машина Красной Армии в предвоенные годы.До 1941 года в СССР было произведено уже свыше 11тысяч танков Т-26. Несмотря на низкие оценки боевых качеств танка многими военными после окончания Второй Мировой Войны, следует заметить, что численность этих боевых машин в Красной Армии всё же была внушительной и это могло бы в определённых условиях компенсировать их слабые тактико-технические характеристики.![](https://i1.wp.com/4tanks.ru/nations/ussr/stats/t-26.jpg)
Описание
Этот лёгкий танк был создан в начале 30-х годов на основе двухбашенного английского танка Vickers Mk.E mod.A. Позднее, после внесения различных конструктивных изменений и доработок советских конструкторов, танк стал однобашенным, было серьёзно усилено вооружение и другие параметры. Впервые советские танки Т-26 вступили в бой в гражданской войне в Испании еще в 1936 году, где неплохо показали себя. К 1941 году этот танк с очень слабым бронированием уже не мог играть весомой роли в боях с немецкой техникой. В начале войны на фоне более новых "Т-34" и "КВ" его уже можно было назвать устаревшим, однако с некоторыми танками Вермахта в 1941 году "Т-26" ещё был в состоянии сражаться. Прежде всего это относиться к лёгким танкам Вермахта с пулемётным вооружением.![](https://i1.wp.com/4tanks.ru/nations/ussr/pic/t-26(3).jpg)
![](https://i0.wp.com/4tanks.ru/nations/ussr/pic/t-26(4).jpg)
В Падиково. Сегодня нашим героем будет советский легкий танк Т-26. Машина своеобразная и спорная, но тем не менее, танк прошел не одну войну и достоин самой подробной разборки как снаружи, так и изнутри.
Боевой путь Т-26 был весьма долгим и непростым. Гражданская война в Испании, Хасан, Халхин-Гол, война с Финляндией, Великая Отечественная война. Последним местом применения Т-26 стали поля разгрома японской Квантунской армии на Дальнем Востоке.
Предшественником Т-26 был танк Т-18, который являлся копией французского «Рено» FT-17. К 1929 году пришло понимание необходимости создания более современной машины и об общем отставании советского танкостроения.
В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА.
Весной 1930 года комиссия посетила Великобританию, считавшуюся в те годы мировым лидером в производстве бронетехники. Внимание комиссии привлёк лёгкий танк Mk.E, созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1928-1929 годах и предлагавшийся на экспорт.
«Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка, в частности «Модель A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модель B» с двухместной башней с 37-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом. Был закуплен только двухбашенный танк, получивший обозначение В-26.
Для производства Т-26, за отсутствием альтернатив, был выбран ленинградский завод «Большевик», до этого занимавшийся выпуском Т-18. Весной 1931 года отдел завода, который состоял лишь из 5 человек, подготовил к производству и изготовил два эталонных экземпляра танка. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня одобрен технологический процесс и начато изготовление оборудования для массового производства.
Конструкция танка в ходе производства постоянно совершенствовалась. Помимо ввода новых башен, в 1931 году двигатель был отодвинут к корме, чтобы обеспечить ему лучшие условия работы, а с начала 1932 года были введены новые топливный и масляный баки, а с 1 марта того же года на Т-26 начали устанавливать короб над решёткой воздуховывода, защищавший двигатель от попадания осадков.
Параллельно выпускались два варианта танков - с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, состоявшим из пулемёта ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушки в правой. Пулемётные танки в конце 1932 года начали выпускаться с шаровыми установками для новых пулемётов ДТУ, но поскольку последние были вскоре сняты с производства, танки этих серий оказались безоружными и на них в дальнейшем пришлось заменить лобовые листы башен на подходящие для установки старых ДТ-29.
На пушечных танках устанавливались 37-мм пушка Гочкиса или её модифицированный советский вариант «Гочкис-ПС».
Реально работа над однобашенным Т-26 началась лишь в 1932 году. Освоение сборки конической башни из криволинейных бронелистов представляло сложности для советской промышленности, поэтому первая башня такого типа, созданная Ижорским заводом к весне 1932 года и предназначавшаяся для танка БТ-2, имела цилиндрическую форму. На испытаниях клёпаного и сварного вариантов башни предпочтение было отдано первому, который был рекомендован для принятия на вооружение после доработки выявленных недостатков и добавления в кормовой части ниши для установки радиостанции.
Пока шли работы над башней, решался также вопрос о вооружении танка. В мае 1932 года на замену 37-мм противотанковым орудиям была принята 45-мм пушка обр. 1932 г., ставшая также кандидатом на вооружение танков. По сравнению с 37-мм пушкой, 45-мм пушка имела примерно такую же бронепробиваемость, но осколочный снаряд был более эффективен, так как снаряжался большим зарядом взрывчатого вещества.
В начале 1933 года конструкторским бюро завода № 174 была разработана спаренная установка 45-мм пушки и пулемёта, в марте 1933 года успешно прошедшая заводские испытания. Тогда же было принято решение о принятии на вооружение однобашенного Т-26 с 45-мм пушкой.
Именно этот танк сегодня находится у нас на рассмотрении.
Основное вооружение однобашенных модификаций составляла 45-мм нарезная полуавтоматическая пушка обр. 1932 г. (20-К), а с 1934 года - её модифицированный вариант образца 1932/34 гг. Полуавтоматика орудия образца 1932/34 гг. работала лишь при стрельбе бронебойными снарядами, тогда как при стрельбе осколочными, из-за меньшей длины отката, она работала, обеспечивая только автоматическое закрытие затвора при вкладывании в него патрона, тогда как открытие затвора и экстракция гильзы осуществлялись вручную. Практическая скорострельность орудия составляла 7-12 выстрелов в минуту.
Пушка размещалась в спаренной с пулемётом установке, на цапфах в лобовой части башни. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Механизм имел две передачи, скорость вращения башни на которых за один оборот маховика наводчика составляла 2 или 4°. Наведение в вертикальной плоскости, с максимальными углами от −6 до +22°, осуществлялось при помощи секторного механизма.
Наведение спаренной установки осуществлялось при помощи панорамного перископического оптического прицела ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопического ТОП обр. 1930 г. ПТ-1 имел увеличение х2,5 и поле зрения 26°, а его прицельная сетка была рассчитана на ведение огня на дальность до 3,6 км бронебойными снарядами, 2,7 км - осколочными и до 1,6 км - из спаренного пулемёта.
Для стрельбы ночью и в условиях пониженной освещённости прицел снабжался подсветкой шкал и перекрестья прицела. ТОП имел увеличение х2,5, поле зрения 15°, и прицельную сетку, рассчитанную на ведение огня на дальность до, соответственно, 6, 4, 3 и 1 км. С 1938 года на части танков устанавливался телескопический прицел ТОП-1 (ТОС-1), стабилизированный в вертикальной плоскости, с аналогичными ТОП оптическими характеристиками. Прицел снабжался коллиматорным устройством, при колебаниях пушки в вертикальной плоскости автоматически производивший выстрел при совпадении положения орудия с линией прицеливания. Пушка обр. 1934 г., приспособленная для использования со стабилизированным прицелом, обозначалась как обр. 1938 г. Из-за сложности использования и обучения наводчиков, к началу Великой Отечественной войны стабилизированный прицел был снят с вооружения.
Башня Т-26 изнутри:
Базовым средством внешней связи на Т-26 служила флажковая сигнализация и все двухбашенные танки располагали только ей. На части выпускаемых однобашенных танков, получавших обозначение Т-26РТ, с осени 1933 года устанавливалась радиостанция модели 71-ТК-1. Доля РТ-26 определялась лишь объёмом поставок радиостанций, которыми в первую очередь оснащались машины командиров подразделений, а также часть линейных танков. Максимальная дальность связи в телефонном режиме составляла 15-18 км в движении и 25-30 км с места, в телеграфном - до 40 км; при наличии помех от одновременной работы множества радиостанций, дальность связи могла снижаться вдвое.
Для внутренней связи между командиром танка и механиком-водителем на танках ранних выпусков использовалась переговорная труба, позднее заменённая светосигнальным устройством. На оснащённых радиостанцией танках с 1937 года устанавливалось танковое переговорное устройство ТПУ-3 на всех членов экипажа.
На базе Т-26 было разработано большое количество машин различного назначения и САУ.
76,2-мм пушка сопровождения, предназначавшаяся для артиллерийской подготовки и поддержки танков и в качестве противотанкового средства.
76-мм (на снимке) и 37-мм зенитная автоматическая пушка для обеспечения противовоздушной обороны механизированных частей на марше.
ТР-4 - бронетранспортёры ТР-4 и ТР-26, транспортеры боеприпасов ТР-4-1 и ТР-26, транспортер ГСМ ТЦ-26.
Т-26-Т - бронированный артиллерийский тягач на основе шасси Т-26. Ранняя версия была с незащищённой башней, поздняя Т-26-Т2 была полностью бронированная. Небольшое число танков было произведено в 1933 году для моторизованной артиллерийской батареи, для буксирования дивизионных 76,2-мм пушек. Некоторые из них оставались вплоть до 1945 года.
СТ-26 - сапёрный танк (мостоукладчик). Производился с 1933 по 1935 год. Всего собрано 65 машин.
Наряду с БТ танки Т-26 составляли основу советского танкового парка перед началом и Великой Отечественной войной и в её начальный период.
Следует отметить, что танки типа Т-26 в своё время были популярны, но отсутствие координации в танковых частях (отсутствие рации) и тихоходность Т-26 делали его лёгкой добычей для танков противника. Но легкий танк не воюет с танками согласно военной доктрины того времени.
Комплектация по принципу "все свое вожу с собой".
Легкий танк поддерживает пехоту, уничтожает орудия и пулеметы противника, это его основные цели. Хотя для 45-мм пушки Т-26 не была проблемой броня основных немецких танков Т-1 и Т-2 и чешского Т-38.
Да, бронирование танка было противопульным. Несмотря на слабую бронезащиту, танк был живуч из-за того, что двигатель и баки располагались в кормовом отделении за выгородкой.
Броневая защита Т-26 была рассчитана максимум на противодействие винтовочным пулям и осколкам снарядов. В то же время, броня Т-26 легко пробивалась бронебойными винтовочными пулями с дистанции 50-100 м.
На 22 июня 1941 в РККА насчитывалось около 10 тысяч Т-26. Но не противопульное бронирование и низкая подвижность танка были одними из факторов, приведших к низкой эффективности применения этих танков в начальный период Великой Отечественной войны. Бронирование большинства немецких танков и самоходных орудий того времени не было неуязвимым для 45-мм орудий Т-26. Большинство танков Т-26 было потеряно советской стороной в первые полгода войны далеко не от столкновений с немецкими танками.
Сегодня известно, что значительная часть потерь танковых войск РККА летом 1941 года носила небоевой характер. Обслуживающий инженерный персонал из-за внезапности начала войны, не был призван в части материального обеспечения танковых частей. Так же не были переданы в РККА трактора для эвакуации техники и топливозаправщики. Танки во время форсированных маршей ломались и бросались, оставлялись вследствие отсутствия топлива.
Основной причиной потерь для Т-26 стало отсутсвие должного руководства и снабжения. Там, где вопросов по снабжению не стояло, Т-26 показал себя вполне достойным соперником немецким легким танкам. Т-1 и Т-2 не сильно превосходили Т-26 в плане бронирования и скорости, а по вооружению Т-26 однозначно их превосходил.
Увы, но причиной больших потерь этого танка стал человеческий фактор.
В заключение хотим предложить вам небольшой видеорассказ научного сотрудника музея военной истории Максима Рябоконя. Хоть видео у нас на сайте и не пользуются популярностью, но рассказ того стоит.
Источники:
Коломиец М. В. Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка.
Свирин М. Н., Бескурников А. А. Первые советские танки.
Барятинский М. Б. Лёгкий танк Т-26.
Боевые машины этой модели представляли собой основу танкового оснащения Красной Армии в период накануне Великой Отечественной войны. При разработке этого танка за основу была взята конструкция английского танка «Виккерс 6-тонный».
Первоначально танк, являвшийся модернизированным вариантом английского «Виккерса», получил наименование ТММ-1. У этого танка, в отличие от английского прототипа, была несколько изменена конструкция корпуса, т. к. на машину установили двигатель жидкостного охлаждения «Геркулес» мощностью 95 л. с. Вооружение танка состояло из двух пулеметов «Виккерс», установленных в башнях, и одного советского пулемета ДТ, который размещался справа в корпусе. Боевая масса ТММ-1 составляла около 8 т, толщина брони доходила до 13 мм (аналогично английскому образцу). Танк мог развивать скорость до 30 км/ч, численность экипажа составляла 4 человека. Было изготовлено около десятка таких боевых машин.
![]() |
||
Двухбашенный танк Т-26 с пулеметным вооружением выпуска второй половины 1933 года. |
В 1932 г. был изготовлен образец ТММ-2 с одной башней, предназначенной для орудия калибра 37 мм. Экипаж этого танка состоял из 3 человек, показатели скорости, толщины брони, боевой массы машины остались такими же, как у ТММ-1. Однако эти варианты легкого танка так и не были пущены в серийное производство.
Серийный выпуск легкого танка Т-26 с 1931 г. и вплоть до начала Великой Отечественной войны осуществлялся на заводе «Большевик» в Ленинграде. Также в работе над Т-26 принимал участие завод «Красный путиловец». Работа по модернизации танка была возложена на коллектив инженеров, возглавляемый С. А. Гинзбургом. Легкие танки Т-26 предназначались для поддержки пехоты, а также выполнения самостоятельных тактических и оперативных боевых заданий.
![]() |
||
Первые 15 Т-26 принимали участие в осеннем военном параде 1931 г. Бронирование Т-26 было несколько сильнее, чем у «Виккерса», послужившего основой для разработки советского легкого танка, соответственно и масса машины увеличилась - с 8 до 8,2 т. На Т-26 вмонтировали двигатель с системой воздушного охлаждения, при этом максимальная скорость осталась прежней - 30 км/ч. Танки Т-26 образца 1931 г. не были снабжены радиостанциями.
Внешне Т-26 образца 1931 г. мало чем отличались от «Виккерса», за исключением передней части корпуса и вооружения боевой машины. На Т-26 этого периода было установлено по два пулемета ДТ. Башни могли разворачиваться на 240° и вести огонь в одном направлении, однако разместить орудие в подобных башнях оказалось сложно, впрочем, как и вести огонь, направленный на одну цель. Существенным недостатком башен являлось то, что их нередко заклинивало, кроме того, башни существенно мешали друг другу. Тем не менее серийный выпуск Т-26 образца 1931 г. продолжался до середины 1933 г. За этот период было изготовлено 1626 двухбашенных Т-26.
Рассказав в первой части о танке Т-26 образца 1933 года, мы плавно переходим ко второму экземпляру, который нам удалось пощупать и увидеть в действии.
Так же, как и первый Т-26, этот танк находится в открытой экспозиции Музея отечественной военной в селе Падиково Московской области.
Заметно, что за 6 лет (с 1933-го по 1939-й) танк прошел определенный путь развития.
В первом материале мы остановились на том, что Т-26 однобашенной компоновки пошел в серийное производство в 1933 году. Но к 1939 году это была уже несколько другая машина. Мы остановимся на самых значительных с нашей точки зрения моментах.
В то время танки командиров оснащались радиостанциями. Это было прекрасно. Радиостанции комплектовались поручневыми антеннами. Это был минус, причем громадный.
Мало того, что из-за размещения рации задней части башни боекомплект пришлось уменьшить со 136 до 96 снарядов. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредотачивает огонь именно на танках, с характерным ободком вокруг башни. Поручневую антенну заменили менее заметной штыревой. По опыту боевого применения танки обзавелись фарами: над пушкой для ведения огня ночью и для водителя.
С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять с помощью электросварки вместо заклепок, боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 для танка с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков.
С 1937 года на Т-26 появилось внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л.с.
На танках появились конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов. Такие башни лучше выдерживали попадания обычных, не бронебойных пуль.
1938 год стал эпохальным в плане нововведений для Т-26. На танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости. В днище появился аварийный люк. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела как ударным способом, так и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года - ТОС).
Если хорошо так задуматься – для «совсем устаревшего» танка – весьма и весьма неплохо.
Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 205 снарядов (на машинах с радиостанцией до 165).
Перископы для командира и стрелка
Еще раз попробовали повысить мощность двигателя и довели ее до 97 л. с.
С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной.
Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле-августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся "химическими") и саперные (мостовые).
Вот такой танк встречал войну в основной массе советской бронетехники.
По личным ощущениям. Небольшая, но удобная для всех членов экипажа машина. Довольно много места, можно неплохо так перемещаться в танке. Если сравнить с Т-34, который сам побольше будет, но потеснее. Удобная машина, вот ничего больше не сказать. Чувствуются английские корни.
ТТХ легкого танка Т-26 образца 1939 г.
Масса в снаряженном состоянии: 10 250 кг
Экипаж: 3 чел
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона: 15 мм/28-80°
Башня/угол наклона: 15-10 мм/72°
Борт/угол наклона: 15 мм/90°
Корма/угол наклона: 15 мм/81°
Вооружение:
45-мм пушка образца 1934-1938гг, два 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект:
205 выстрелов, 3654 патрона (для танка с рацией 165 и 3087 соответственно)
Двигатель:
Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения
Мощность двигателя: 97 л. с. при 2200 об/мин
Количество передач: 5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 292 л.
Скорость по шоссе: 30 км/ч.
Запас хода по шоссе: 240 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем: 35 град.
Ширина рва: 1,8 м
Высота стенки: 0,55 м
Глубина брода: 0,8 м
Насколько был хорош в бою Т-26, насколько он устарел фактически, мы поговорим в следующей части.