Российская империя. Лауреаты Нобелевской премии

Бессилие власти. Путинская Россия Хасбулатов Руслан Имранович

Россия – не великая держава

Россия не великая держава

Дискуссии относительно того, является ли Россия «великой державой», возникли после падения СССР – одной из двух супердержав XX в. В СССР такого рода обсуждений не было – никто и нигде, ни в самой стране, ни за ее пределами, со времени окончания Второй мировой войны – не сомневался в том, что СССР – великая держава, равная по своей военной мощи США. Эти две державы обычно называли «супердержавами», в отличие от традиционных «великих держав», к которым исторически относили Соединенное Королевство и Францию (а в разные периоды предыдущих эпох Испанию, Португалию, Австро-Венгрию, Германию, Японию, Российскую империю, Османскую Турцию).

Сегодня Россия не имеет соответствующего экономического и политического веса в современном мире и далеко отстает по этим показателем не только от США, оставшихся в статусе единственной супердержавы XXI в., но и десятка других государств. Вхождение России в клуб «G-8» самых богатых и влиятельных стран мира – это, конечно, важно, но не следует при этом забывать об одной серьезной стороне вопроса, которая часто остается вне внимания отечественной аналитики. Я имею в виду то, что все члены, за исключением России, – очень богатые страны.

Россия, с ее бедным народом – это анахронизм G-8. Таким образом, Россия – единственная страна, которая входит в «клуб» избранных не по экономическому показателю, а по военно-стратегическому, что не делает ее фактически равноправным участником «Клуба больших и богатых». Как оказалось, даже очень богатая казна не означает благосостояние народа, а наличие ракетно-ядерного комплекса не делает страну автоматически великой державой. Современные интерпретации великой державы все более перемещаются в плоскость экономической, социальной, научно-технической областей, растущей роли государства в международных отношениях, международной гуманитарной и культурной деятельности и помощи слаборазвитым странам.

Постоянные сообщения прессы о том, что «мы – на четвертом», «мы – на третьем» месте в мире по величине золотовалютных запасов, – в то время как большая часть населения едва сводит концы с концами, – просто раздражают население. Человеку важно не это, а то, сколько денег у него в кошельке. Поэтому, чтобы ликвидировать явную неадекватность России (бедная страна в клубе богатых), сохранить пребывание в этом почетном «клубе» избранных, быть причастным к обсуждению мировых проблем и влиять на глобальные решения, России необходимо в предстоящие несколько лет достичь в материальном плане, по крайней мере, средних показателей «новой десятки» членов Евросоюза. Это означает необходимость роста заработной платы и пенсий в предстоящие ближайшие годы в 2–3 раза. Здесь – реальная задача для отечественного истеблишмента – правящей бюрократии и деловой элиты. А что касается общих рассуждений на темы «удвоение ВВП», «дефицит-профицит бюджета», «величина золотовалютных запасов» – все эти абстракции мало волнуют граждан, озабоченных ежедневными заботами и проблемами, непрерывно создаваемыми самой властью (вместо их решения).

К этой же «теме» непосредственно примыкает вопрос о статусе России в системе современных государств, в частности, является ли она великой державой? Сохранила ли Россия этот статус, бесспорным обладателем которого являлся СССР, после его падения? Одновременно возникает и вопрос: что такое «великая держава», в чем смысл и содержание этого понятия? Другой вопрос: почему такое повышенное внимание в политических дискуссиях уделяется данному вопросу?

Здесь сразу следует отметить, ностальгия по утерянным международным позициям, вместе с гибелью СССР, – это, очевидно, вполне объяснимое и понятное чувство для огромного числа бывших граждан СССР, ныне живущих в 15 самостоятельных государствах. В России, несомненно, таких большинство. Эти люди за 70 лет существования Советского Союза привыкли к доминированию своей страны в мировой политике, для них был привычным образ своей страны как великой державы, оказывающей громадное влияние на всемирные политические и экономические отношения, на весь ход мировой истории в XX столетии. При этом это понятие редко использовалось в политическом лексиконе. И, странное дело, когда эта великая держава распалась и от нее остался лишь миф, а сама Россия едва не рассыпалась под ударами ельцинистов, – повсюду раздаются утверждения о России как о «великой державе».

Отметим, что в научной литературе не существует точного описания понятия «великой державы». С древности «великими» назывались мощные империи, когда полководцы-завоеватели вели успешные войны и подчиняли себе все новые страны, произрастая военной и экономической мощью. Такими были египетские, персидские, китайские, арабские, монгольские, греческие и римские государства-империи; в средние века – европейские, в XVIII – XIX вв. – Франция и Великобритания по праву назывались великими державами; в некоторые периоды – также Россия (в эпоху Петра Великого, последние два десятилетия правления Екатерины II, а также в период после победы над Наполеоном и вплоть до поражения России в Крымской войне). Определяющим признаком «великой державы» в тот период был фактор военно-политического доминирования. Геополитическая ситуация стала более определенной с появлением у ограниченного числа стран (США, СССР, Франция и Англия) атомной бомбы – их и стали называть «великими», а среди «великих» – США и СССР – «супердержавами». Такой подход был в некотором смысле общим вплоть до того периода, когда обладателями бомбы стали Китай, Израиль, Индия и Пакистан. Стало очевидным, что далеко не все эти страны могут даже формально называться «великими» – несмотря на наличие у них такого важного показателя, как обладание атомным оружием.

Существует также термин «супердержава» – до распада СССР в мире существовали две такие страны – Америка и Советский Союз; ныне – только США (отсюда концепция «однополосного мира», предполагающая абсолютное доминирование США в мировой политике). Второй супердержавой стремительно становится Китай.

В то же время на протяжении всей второй половины XX столетия происходило изменение внутреннего содержания в понимании «великая держава», хотя повторим – точного описания этих изменений также не было осуществлено. Изменения в практическом осмыслении понятия «великой державы» происходили с точки зрения эволюции общего статута стран, входящих в ядерный клуб, т.е. приблизительного выявления реального влияния той или иной страны на динамику международных политических прогрессов, а иногда – воздействия на внезапно складывающуюся конфликтную, военно-политическую ситуацию в разных регионах мира. Политический вес страны чаще всего проявлялся в такие ответственные кризисные моменты. И вес СССР всякий раз оказывался настолько весомым, что он уравновешивал вес другой супердержавы – США, не говоря уже о других, достаточно влиятельных игроках в международных отношениях. И каждая из двух супердержав контролировала свою клиентуру в регионах развивающегося мира. Это уже после развала СССР эта клиентура «ушла» даже из-под контроля США, стала разрушительным и самостоятельным фактором международных отношений.

Ситуация в глобальном мире кардинально изменилась после исчезновения СССР. Россия, как правопреемница СССР, получила в свое распоряжение ракетно-атомный потенциал, но не статус великой державы.

Признаки сверхдержавы . На основе реальной оценки всей совокупности факторов, мне представляется, что современное понятие «великая держава» требует описания страны в следующих ее свойствах (чертах, признаках, компонентах):

1) наличие ракетно-ядерного оружия;

2) мощный экономический потенциал, позволяющий стране выполнять глобальные функции присутствия на всех континентах;

3) высокий жизненный уровень населения (средний уровень, свойственный наиболее развитым странам, входящим в ОЭСР);

4) высокий уровень культурного, образовательного и научного развития страны;

5) внутренняя стабильность в стране, исключающая возможность крупных и постоянных вооруженных и иных социальных конфликтов, в том числе межэтнического свойства (поскольку предполагается такая ступень развития национальной общности – внутренней интеграции, – в которой как бы « растворяются» все частные националитеты);

6) уровень помощи бедным странам, соответствующий, как минимум, средним показателям помощи, которую оказывают развитые страны; это создает одновременно эффект «присутствия» в разных регионах мира (о чем говорилось в п. 2);

7) уровень и характер внутренней демократии, когда власть реально зависит от населения, а не население от власти;

8) численность населения;

9) территориальная протяженность страны, наличие природных богатств;

10) международное языковое распространение.

Из приведенных десяти свойств (признаки, компоненты), присущих супержавам, всеми ими в своей совокупности обладают на всем протяжении после Второй мировой войны только США; девятью свойствами обладал Советский Союз (исключая высокий уровень жизни населения).

Отметим при этом, что СССР с хрущевской эпохи – как это было нами показано – не был тоталитарным государством , хотя он был далек от современного понимания демократии. Но та, социалистическая демократия, с позиций интересов народа, безусловно, была на порядок выше ельцинской демократии «для избранных».

Из всех десяти приведенных признаков суперержавы современная Россия в полной мере обладает лишь тремя из них: ракетно-ядерным потенциалом, территорией, населением и в какой-то мере, фактором языкового распространения, который, однако, быстро исчезает – в мире спадает интерес к языку страны, которая потеряла свое величие и не оказывает существенного влияния на глобальные политические и экономические процессы.

Из книги Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации автора Гумилев Лев Николаевич

Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская

Из книги Генералиссимус. Книга 2. автора Карпов Владимир Васильевич

Великая Держава «…Это угрюмое, зловещее большевистское государство я когда-то так настойчиво пытался задушить при его рождении и которое вплоть до нападения Гитлера я считал смертельным врагом цивилизованной свободы… Большим счастьем для России было то, что в годы

Из книги Бессилие власти. Путинская Россия автора Хасбулатов Руслан Имранович

Россия – региональная держава в Северной Азии и Восточной Европе Десятилетнее правление ельцинистов привело к плачевному результату – Россия превратилась в слабое региональное государство, и хотя произошло определенное его укрепление за годы экономического роста в

Из книги Славянские Боги Олимпа [Историко-лингвистический очерк] автора Мирошниченко Ольга Федоровна

8. «Средиземноморская Русь - великая держава древности» Именно такое название носит недавно вышедшая книга профессора, доктора исторических наук A. A. Абрашкина (2006). Как стало совсем недавно извстно из работ Ю. Д. Петухова, A. A. Абрашкина, Ю. Шилова,

Из книги Тайны Хеттов автора Замаровский Войтех

Третья великая держава наряду с Египтом и Вавилонией Сейчас нас интересуют прежде всего два послания. Они были написаны аккадской клинописью, которую ученые уже давно расшифровали, и на вавилонском языке, дипломатическом языке древнего Востока, который тоже был

Из книги Пруссия без легенд автора Хаффнер Себастьян

Глава 3. Маленькая великая держава Благосклонность обстоятельствПриключения Фридриха ВеликогоНедооцененный прусский корольПруссия становится государством двух народовДеяния Фридриха Великого в основных чертах известны и нынче. Он отнял у австрийцев Силезию, а у

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

Третья великая держава Востока Еще в XVIII в. путешественники по Малой Азии с изумлением обращали внимание на древние памятники, покрытые изображениями и загадочными знаками. В XIX в., когда археологи раскопали древние города Двуречья, а Шампольон нашел ключ к иероглифам

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Россия – великая держава После нашествия французов, а главным образом, после бегства их, Россия еще больше окрепла и стала одной из самых великих держав в мире.Галлы же и пришедшие с ними двунадесять языков влачат до сих пор жалкое существование под названием немцев,

Из книги 1612. Рождение Великой России автора Богданов Андрей Петрович

ВЕЛИКАЯ РОССИЯ Летом 1611 г. демократия не родилась, а проявилась в обстановке, когда государство гибло. После героической 20-месячной обороны пал Смоленск. Холоп Иван Шваль сдал шведам Новгород. Ополчение разбегалось. Литовский гетман Ходкевич шел к Москве. Чтобы

Из книги Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия» автора Степанов Сергей Александрович

Глава 5 «Нам нужна великая Россия» Столыпин никогда бы не удостоился пристального внимания потомков, если бы оставался всего лишь усердным охранителем режима. Он добивался успокоения страны, чтобы провести в жизнь программу реформ под девизом «Нам нужна великая Россия».

Из книги О происхождении названия «Россия» автора Клосс Борис Михайлович

Глава 4. ВЕЛИКАЯ РУСЬ - ВЕЛИКАЯ РОССИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНА Историческое содержание термина «Великая Русь (Великая Россия)» не сразу было раскрыто в научной литературе. О неполноте исследований и неточностях в этом вопросе в конце XIX в. дает представление статья проф. Д. Н.

Из книги Николай и Александра [История любви и тайна смерти] автора Масси Роберт

Глава семнадцатая «…Нам нужна великая Россия» Единственным лицом, не принадлежавшим к императорской фамилии, способным спасти императорскую Россию, был плотный, с холеной бородкой помещик, занимавший пост председателя Совета министров с 1906 по 1911 год. Подлинный

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Цель – великая Россия! Петр Аркадьевич Столыпин принадлежал старинному дворянскому роду, был троюродным братом Лермонтова. Блестяще окончив физико-математический факультет Петербургского университета, поступил на государственную службу. Вскоре стал губернатором

Из книги Украинский национализм: ликбез для русских, или Кто и зачем придумал Украину автора Галушко Кирилл Юрьевич

14. Протоколы православных мудрецов: «Малая» и «Великая» Россия Прежде чем обратиться к Малой и Великой России, имеет смысл разобраться с Малой и Великой Русью. Дабы быть ненавязчивым, я опять процитирую российского автора (В. С. Бузин. Этнография русских. - СПб.,

Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим Владимирович

Великая капиталистическая Россия - шанс или химера? Наш чиновно-олигархический капитализм мечтает создать Великую капиталистическую Россию. И тужатся чиновники с олигархами, но, как ни садятся, а получается криминально-феодальная карикатура на капитализм

Из книги Загогулина в портфеле президента автора Лагодский Сергей Александрович

«Нам нужна великая Россия» На основной территории европейской части России, как и между Волгой и Окой, проживали финно-угорские и балтские племена, что отображено в период VII до н. э. – V веков, дьяковской археологической культурой. На части современной территории России

Великая держава держится на трёх "китах" – на сплочённой нации, на родной вере, на родном языке. Уберите одно из этих составляющих и вскоре вы увидите смерть даже очень сильного государства. (Сергей Фетисов)

В энциклопедическом словаре Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. термин великая держава отражен следующим образом: "Великие державы, термин, принятый для обозначения наиболее мощных государств, играющих ведущую роль на международной арене".

Великая держава - это страна, оказывающая огромное влияние на региональную или мировую системы. Ее статус не может определяться только лишь такими экономическими показателями, как валовый внутренний продукт, паритет покупательной способности или ВВП на душу населения. Даже когда страна страдает от нищеты или изоляции, ее природная мощь, обусловленная ее территорией, населением и культурой, все равно выделяет энергию во внешний мир.

Принимая во внимание природу политики великих держав, представляется целесообразным обозначить ряд принципов. Во-первых, эти державы заслуживают уважительного к ним отношения, поскольку их нельзя игнорировать - каждый их шаг влияет на международный порядок. Во-вторых, в отношениях с ними не стоит переходить границы: не нужно пытаться разрушить внутренний порядок этих стран, надеяться, что они распадутся, а также не нужно пытаться загнать их в угол, поскольку это неизбежно приведет к хаосу или насилию, а также страданию всех вовлеченных сторон. И, наконец, их нужно призывать соблюдать свои обязательства на международной арене - в мировой деревне, где взаимосвязи усиливаются с каждым днем, на великих державах лежит еще больше ответственности.

Великими державами со времени Венского конгресса стали называться пять европейских государств: Австрия (позднее Австро-Венгрия), Великобритания, Пруссия (позднее Германия), Россия и Франция. Эти страны преимущественно путём взаимных соглашений руководили политической жизнью Европы.

С 1870 в число великих держав вошла Италия. К внеевропейским великим державам в конце XIX - начале XX века стали причислять Соединённые Штаты Америки и Японию.

После Второй мировой войны великими державами стали считаться постоянные члены Совета Безопасности ООН: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Эти же державы приобрели дополнительное влияние благодаря обладанию ядерным оружием. Уставом ООН на великие державы возлагается главная ответственность за поддержание мира и всеобщей безопасности. В наши дни активно обсуждается необходимость реформы Совета Безопасности ООН. Германия, Япония, Индия, Бразилия и ЮАР рассматриваются, как наиболее вероятные кандидаты в число постоянных членов расширенного состава Совета Безопасности.

Становление Российской державы

Сегодня во всех странах мира знают такое государство как Россия. Для большинства европейцев Россия до недавнего времени ассоциировалась с медведем Машкой, русской водкой и ушанкой. Сегодня Россию знают как поднимающуюся державу, сильную и уверенную, со своим лидером. Поэтому сегодня Россия ассоциируется с Путиным, который четко во всем мире определил приоритеты Российского государства. После выборов нового президента, по моему мнению, навряд ли имя Путина будет быстро забыто, а новоизбранному лидеру будет очень тяжело добиться того же успеха, как предыдущему.

Ситуацию, в которой оказалась Россия в начале XXI века, экономисты, политологи и прочие специалисты, имеющие отношение к формированию общественного мнения, чаще всего характеризуют как время крайностей, полярных мнений, смертельных приговоров, спасительных рецептов.

Целые поколения футуристов от политики и экономики, возглавляющие центры, институты, фонды, достаточно обеспеченные для того, чтобы издавать регулярно выходящие газеты и полноцветные аналитические журналы, бросились искать "русский путь".

Одни предлагают согласиться с итогами холодной войны, похоронить то, что нас связывает с великим прошлым, принять к исполнению модель западного уклада жизни и, наконец, проследовать в третий мир, признав свою капитуляцию.

Другие ищут спасения в выборе нового "стратегического партнера" - того "друга", который бросится спасать и поднимать с колен "униженную и растоптанную страну". В качестве такого партнера ежегодно выбирается кто-то новый, поднимается на щит и выставляется на потеху мировой общественности.

Третьи искренне считают, что лишь осознание себя "великой евразийской державой" способно решить те проблемы, которые стоят перед страной.

Четвертые предлагают изолироваться от окружающего мира, развиваться на основе идеи самодостаточности, развивая тезис о холодном климате и ущербности нашей территории.

Перечисленные позиции, как ни странно, очень схожи между собой: они не имеют отношения к реальности.

Жизнь – композиция настолько сложная и многомерная, что нельзя ее описать только графиками, теоретически просчитанными таблицами и процентами опросов…

У России есть враги.

Они называют ее "империей зла", "черной дырой", "страной без прошлого и будущего", "вечным неудачником". Полезно знакомиться со своей страной по иностранным выпускам новостей и публикациям в зарубежной прессе…

Нельзя сказать, чтобы на протяжении истории о России никто не заботился. Написана и воплощена в жизнь масса сценариев, доктрин, планов. Одно перечисление чего стоит: "доктрина Монро", "план Барбаросса", "план Даллеса", "концепция Киссинджера-Бжезинского"… Говоря открыто о ненависти к России в то же время укрепляют политические позиции государства. Когда говорят о нелюбви к государству, говорят о боязни к этому государству.

О России, как о Великой державе стали говорить не просто, и сразу. Стали говорить еще со времен Петра Великого, прорубившего "окно в Европу" и перенявшего элементы культуры, просвещения и военного искусства у стран Европы. В последствии появится целое течения захватившее большинство просвещенных умов рассуждающих о необходимости данных перемен и заимствования культуры у других стран. Но следует признать, что у России появился свой флот, своя твердая внешняя политика и статус мировой державы. Его последователи в лице Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III в той или иной степени стремились подержать этот статус реформами, внешней политикой и стремлением поддержания мира. Наверно не все так радужно и успешно было у каждого из правителей.

При правлении Николая II мы, опять же, не можем говорить о полном упадке государственности России, и потере статуса Великой державы. В это период активно развивается производство, образования, науки. Причем, по существу говоря, в больших темпах нежели первые 20 лет после революции!

Образование СССР. Сегодня все больше об СССР говорят как о негативном факторе по отношению к России. Мол, "железный занавес", люди не знали, что такое Европа.

А действительно ли это было так плохо? Или же это политические уловки?


Территория, на которую претендовало Российское государство Столица Уфа , Омск
Религия православие Денежная единица сибирский рубль Форма правления республика , диктатура Председатель совета министров правительства Виктор Николаевич Пепеляев Крупнейшие города Омск
Уфа
Хабаровск
Владивосток Валюта Сибирский рубль Верховный правитель 18 ноября 1918 - 7 февраля 1920 Александр Васильевич Колчак История 23 сентября (6 октября ) Уфимская Директория 4 (17 ) января Распад
История России
Восточные славяне , русы
Киевская Русь ( -XII века)
Удельная Русь (XII -XVI века)
Новгородская республика ( -)
Великое княжество Владимирское ( -)
Великое княжество Литовское ( -)
Великое княжество Московское ( -)
Русское царство ( -)
Российская империя ( -)
Российская республика ()
СССР ( -)
Российская Федерация (с )
Наименования | Правители | Хронология Портал «Россия»

Акт об образовании всероссийской верховной власти

Присутствовавшие на совещании делегации от Комуча (Самара), (Омск), Временного областного правительства Урала (Екатеринбург), войсковых правительств казачьих войск (Астраханского, Енисейского, Иркутского, Оренбургского, Семиреченского, Сибирского, Уральского), правительств ряда национально-государственных образований (Киргизского правительства Алаш-Орды, Башкирского правительства , правительства автономного Туркестана, национального управления мусульман тюрко-татар внутренней России и Сибири, Временного Эстонского правительства), нескольких общероссийских политических партий образовали Временное Всероссийское правительство (так называемую «Уфимскую директорию »), которую возглавил Н. Д. Авксентьев . Было установлено, что Временное Всероссийское Правительство «впредь до созыва Всероссийского Учредительного Собрания является единственным носителем верховной власти на всем пространстве государства Российского» . Акт предусматривал «передачу Временному Всероссийскому правительству, как только оно того потребует», «всех функций верховной власти, временно отправляемых, в виду создавшихся условий, областными правительствами». Тем самым отменялся суверенитет региональных образований, на смену которому вводилась «широкая автономия областей», пределы которой полностью зависели от «мудрости Временного Всероссийского правительства» .

Всероссийскому правительству вменялось способствовать ускорению созыва Учредительного собрания и в дальнейшем безусловно подчиниться ему «как единственной в стране верховной власти» .

Основы национально-государственного устройства России должны были исходить из федеративных принципов: «устроение освобождающейся России на началах признания за её отдельными областями прав широкой автономии, обусловленной как географическим и экономическим, так и этническим признаками, предполагая окончательное установление государственной организации на федеративных началах полновластным Учредительным Собранием…, признание за национальными меньшинствами, не занимающими отдельной территории, прав на культурно-национальное самоопределение» .

В отношении армии в Акте говорилось о необходимости «воссоздании сильной, боеспособной, единой Российской армии, поставленной вне влияния политических партий» и, одновременно, о «недопустимости политических организаций военнослужащих и устранении армии от политики» .

В качестве неотложных задач по восстановлению государственного единства и независимости России были названы :

1. Борьба за освобождение России от Советской власти;
2. Воссоединение отторгнутых, отпавших и разрозненных областей России;
3. Непризнание Брестского и всех прочих договоров международного характера, заключённых как от имени России, так и отдельных её частей после Февральской революции , какой бы то ни было властью, кроме Российского Временного Правительства , и восстановление фактической силы договорных отношений с державами согласия
4. Продолжение войны против германской коалиции .

Централизация управления

Верховным правителем адмирала Колчака признали все главнокомандующие белых армий как на юге и западе России, так и в Сибири и на Дальнем Востоке; на рубеже мая-июня 1919 года генералы А. И. Деникин , Е. К. Миллер , Н. Н. Юденич добровольно подчинились А. В. Колчаку и официально признали его Верховное главнокомандование над всеми армиями на территории России. Верховный главнокомандующий при этом подтвердил полномочия главкомов. Приказом верховного правителя Миллер и Юденич получили статус генерал-губернаторов .

На положении фронтов этой единой армии с этого момента действовали ВСЮР , Северо-Западная армия , Северная армия и Восточный фронт .

Герб

В январе - апреле 1919 г. в Омске по инициативе Общества художников и любителей изящных искусств Степного края прошли конкурсы на создание нового текста государственного гимна и нового государственного герба. Было объявлено, что, по условиям конкурса, государственный герб, «сохраняя изображение двуглавого орла , должен быть скомпанован в более художественных формах, в основах древнерусского стиля, и должен соответствовать современному пониманию декоративности», а «вместо снятых эмблем царской эпохи (короны, скипетра и державы) герб должен быть украшен эмблемами, характерными для новой возрождающейся государственности» .

В ходе конкурса было предложено 210 вариантов текста гимна и 97 проектов государственного герба. Наиболее вероятным претендентом на победу считался проект, созданный художником из Казани Г. А. Ильиным, - двуглавый орёл, над которым возвышался крест с девизом «Сим победиши! ». С крыльев орла были сняты областные гербы Российской империи, но был оставлен московский герб с Георгием Победоносцем, также исчезли короны, но осталась держава, а скипетр заменил меч. Хотя ни один из представленных проектов герба не был окончательно утверждён жюри, проект Г. А. Ильина часто встречался на канцелярских печатях, на страницах сибирской прессы и использовался на денежных знаках .

9 мая 1919 г. постановлением Совета министров Российского правительства была утверждена символика Верховного правителя - флаг и брейд-вымпел с двуглавым орлом, но без знаков «царской» власти .

Государственные награды

Одновременно с конкурсами на новые гимн и герб был проведён конкурс на новые государственные ордена - «Возрождения России» и «Освобождения Сибири». Представленные проекты ордена «Возрождения России» не получили одобрения жюри. Был утверждён лишь проект ордена «Освобождения Сибири», автором которого был всё тот же Г. А. Ильин .

Главной причиной отсутствия результатов конкурсов считалась «идеологическая несвоевременность» подобных мероприятий. Как вспоминал член жюри писатель Сергей Ауслендер , главным содержанием подавляющего большинства проектов была идея «Русь в походе», что, конечно же, не соответствовало поставленной задаче - создать державную символику обновлённого Российского государства. В жюри также высказывались сомнения по поводу отсутствия монархической символики в представленных проектах, что шло вразрез с принципом «непредрешения », декларировавшегося белой властью .

Государственно-политическое устройство

Государство состояло из 3 разрозненных частей, только Омское и Архангельское правительства на некоторое время смогли соединить свои территории.

Законы, которые принимались в Омске, становились обязательными на всех территориях Российского Государства.

Омское правительство оказывало финансовую помощь Югу. Северное правительство Миллера - для решения вопроса с недостатком хлеба - производило закупки в Сибири .

Структура органов государственного управления состояла из временных органов государственной власти. Эти органы власти ограничивались сроком действия на период военного времени и восстановления в стране полного порядка.

Органы государственного управления

Внешняя политика

Во внешней политике Колчак неуклонно придерживался ориентации на прежних союзников России в Первой мировой войне. В качестве Верховного правителя и правопреемника дооктябрьских правительств России (царского и Временного) в декларации от 21 ноября 1918 года он признал их внешние долги и другие договорные обязательства (к концу 1917 года внешний долг России превышал 12 миллиардов рублей) .

Главным представителем белых правительств за границей был бывший царский министр иностранных дел, опытный дипломат С. Д. Сазонов , находившийся в Париже. Ему подчинялись все российские посольства за рубежом, оставшиеся с дооктябрьского периода, сохранив свой аппарат, имущество и функции .

Государство Российское было де-юре признано на международном уровне только одним государством - Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев . В конце июня 1919 г. в Омск прибыл поверенный в делах югославского МИДа Й. Миланкович. Посланником в Белграде был утверждён В. Н. Штрандман .

В декларации правительства Колчака от 7 декабря 1918 года по поводу окончания мировой войны выражалась надежда на участие России в Версальской мирной конференции . Правительство Колчака создало при своем МИДе специальную комиссию по подготовке к мирной конференции в надежде на то, что Россия будет представлена в Версале как великая страна, понёсшая огромные потери и на протяжении трёх лет державшая второй фронт, без которого невозможна была бы конечная победа союзников. В этом заверял Россию, в частности, руководитель французской военной миссии генерал М. Жанен, выступая по прибытии во Владивосток в ноябре 1918 года. Предполагалось, что если до созыва конференции не будет юридически признанного союзниками правительства новой России, то её интересы будет представлять кто-либо из дипломатов старой России по согласованию с правительствами белых. Однако вскоре позиция союзников в этом вопросе переменилась. Решающим аргументом стало отсутствие юридически признанного правительства всей России .

В результате конференция вынесла решение: отложить рассмотрение вопроса о России, её международном статусе и границах до окончания в ней Гражданской войны, когда на всей её внутренней территории будет установлено единое правительство, после чего созвать специальную международную конференцию по всем связанным с ней вопросам .

В январе 1919 года президент США В. Вильсон и британский премьер-министр Д. Ллойд-Джордж выступили с инициативой созыва на Принцевых островах (в Мраморном море , близ Стамбула) специальной международной конференции по русскому вопросу, на которую пригласили представителей обеих противоборствующих сторон - и большевиков, и белых. Советское правительство откликнулось на это предложение. Среди белых, однако, предложение союзников о переговорах с большевиками вызвало волну возмущения. И Колчак, и Деникин отказались послать своих представителей на Принцевы острова .

Вооружённые силы

На первых порах объединение Сибирской и Народной армий не привело к успеху: новое командование не смогло правильно использовать имевшиеся возможности, а части Народной армии, предоставленные сами себе, продолжали отступление, начавшееся ещё в сентябре. 3 октября 1918 г. была оставлена Сызрань, 8 октября - Самара.

В начале октября генерал Болдырев осуществил реорганизацию командования вооружёнными силами Востока России, распределив все подчинённые ему войска на три фронта: Западный, Юго-Западный и Сибирский. В состав Западного фронта вошли все русские и чехословацкие войска, действовавшие против советских войск Восточного фронта севернее линии Николаевск - Бузулук - Стерлитамак - Верхнеуральск - Кустанай - Павлодар . Главнокомандующим Западным фронтом был назначен командир Чехословацкого корпуса генерал-майор Я. Сыровый , начальником штаба фронта - генерал М. К. Дитерихс . Во фронт входили русские, башкирские и чехословацкие войсковые соединения на Урале и в Поволжье: две дивизии Чехословацкого корпуса и Екатеринбургская группа (командующий - Р. Гайда), Камская группа (командующий - генерал-лейтенант С. Н. Люпов), Самарская группа (все группы - с правами армий), (командующий - полковник (впоследствии генерал-майор) С. Н. Войцеховский); Камская боевая речная флотилия (командующий - контр-адмирал М. И. Смирнов). Уральские и оренбургские казачьи войска, а также регулярные части, действовавшие к югу от указанной линии на Саратовском и Ташкентском направлениях, образовали Юго-Западный фронт во главе с атаманом Оренбургского казачьего войска генерал-лейтенантом А. И. Дутовым . Все антибольшевистские войска, действовавшие на территории Сибири, вошли в состав Сибирского фронта, главнокомандующим которого был назначен командующий Сибирской армией генерал-майор П. П. Иванов-Ринов .

Ввиду преобразования военного министерства Временного Сибирского правительства в военное и морское министерство Временного Всероссийского правительства , 2 ноября 1918 года П. П. Иванов-Ринов был освобождён от должности его управляющего, но сохранил пост командующего Сибирской армией.

Реорганизацию управления антибольшевистскими вооружёнными силами Востока России завершил адмирал А. В. Колчак , объявивший себя Верховным главнокомандующим. 18 декабря 1918 года он приказал упразднить корпусные районы Сибирской армии и образовать вместо них военные округа:

Этим же приказом Колчак утвердил образованный по постановлению войскового круга Оренбургского казачьего войска Оренбургский военный округ со штабом в Оренбурге (Оренбургская губерния без Челябинского уезда и Тургайская область).

Осенью - зимой 1918 г. положение на фронте благоприятствовало планам Колчака по объединению разнородных антибольшевистских сил. 29 ноября Екатеринбургская группа Сибирской армии, перейдя в решительное наступление, полностью разгромила противостоявшую ей 3-ю армию РККА , взяла Кунгур (21 декабря) и Пермь (24 декабря), где захватила огромные трофеи.

После учреждения в декабре 1918 г. Ставки Верховного Главнокомандующего адмирала Колчака Сибирская армия была расформирована.

24 декабря из Екатеринбургской группы войск (в составе 1-го Средне-Сибирского корпуса, 3-го Степного Сибирского корпуса, Воткинской дивизии и Красноуфимской бригады) была образована новая Сибирская армия, временное командование которой было поручено генералу Р. Гайде . Для формирования штаба армии было предложено использовать штаб прежней Сибирской армии, которому в кратчайший срок следовало перебазироваться из Омска в Екатеринбург. Врид начальника штаба Сибирской армии был назначен начальник штаба Екатеринбургской группы генерал Б. П. Богословский.

Из частей Самарской и Камской группы войск, 3-го и 6-го Уральских корпусов была сформирована Западная армия во главе с командиром 3-го Уральского корпуса генералом М. В. Ханжиным ; врид начальника штаба армии был назначен начальник штаба Самарской группы генерал С. А. Щепихин . На базе войск Юго-Западного фронта была образована Оренбургская отдельная армия под командованием генерала А. И. Дутова . Войска Сибирского фронта были переформированы во 2-й Степной Сибирский отдельный корпус генерала В. В. Бржезовского, действовавший на Семиреченском направлении.

1919

В январе - феврале 1919 г. реорганизованная Сибирская армия отразила контрнаступление советских войск на Пермь.

В начале марта Сибирская и Западная армии перешли в наступление.

Сибирская армия, наступая на Вятку и Казань, в апреле взяла Сарапул , Воткинск и Ижевск и вышла на подступы к Казани. Западная армия заняла

С Россией, безусловно, ассоциируется огромность. Устремления почти всех русских правителей сосредоточились на формировании России как империи.

„Россия - страна, которая оказывает большое влияние на прошлое, настоящее и будущее всей планеты. Это одна из богатейших стран мира, в которой находятся важнейшие стратегические ресурсы: многочисленное и образованное население, передовые технологии и крупные залежи полезных ископаемых, огромная территория с ресурсами нетронутых экосистем. Остается лишь научиться эффективно использовать эти достоинства, сохранять их и преумножать.“
Энциклопедия для детей. Истоpия России 20 век.

Чувство мессианизма

Россия была всегда убеждена в том, что играет какую-то важную роль среди других народов, что у нее есть какое-то великое предназначение.
В средневековье Россия воспринимала себя как „щит“ Европы - защищала ее от азиатских захватчиков, что положило начало русской склонности к мессианизму.

„Мы, можно сказать, некоторым образом – народ исключительный. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-то важный урок. Но кто может сказать, сколько бед нам испытать, прежде чем исполнится наше предназначение?“
П.Я.Чаадаев, русский философ 19 века

Россия в начале 21 столетия - противоречия России

С древних времен русские ищут ответы на „вечные русские вопросы“: что такое Россия и какая Россия нам нужна?

Уже выдающийся русский философ Н.А. Бердяев определил, что Россия – противоречива, антонимична.

мессианизм – и отсталость

Россия предназначена для чего-то великого, играет чрезвычайную роль среди других народов, считает себя иногда даже центром мира. Достоевский, по Бердяеву, это не только русский человек, это „всечеловек“ и дух России, это „вселенский дух“
С другой стороны, Россия всегда отставала от Европы, находится на самом деле на окраине, где-то далеко от всех, и поэтому образует „свой мир“, может быть, вполне независимый.

Отсутствие государства – и бюрократизм

Государство всегда приходило как-то извне, по мнению русских, государство - это „они“, а не „мы“. Россия – очень анархичная страна.
С другой стороны, в действительности фактически невозможна свободная игра творческих сил, личность человека подавлена.

Патриотизм – и заимствование

Тенденция заимствовать из других культур, подражать им и вдохновляться ими.
С другой стороны, защищать свое, сохранять свою специфичность, поддерживать чувство национальной гордости.

Богатство – и бедность

Богата узкая верхушка общества, город Москва, но большинство населения России - это малоимущие люди; многие регионы бедны.

Наличие суперсовременных технологий – и отсутствие элементарных удобств

(Пример: В городе Северодвинске производили атомные подводные лодки, но люди там жили в ужасных трущобах и вместо зарплаты получали только талоны на еду.)

Геополитическое положение РФ в современном мире, внешняя политика

Распад империи

В течение 20 в. Россия сначала расширила, а потом потеряла свое влияние на многие государства Европы и Азии (в том числе на Чехословакию).
С распадом СССР Россия пережила большой кризис. Страна лишилась многих территорий и геополитического влияния, и многие аналитики утверждают, что это лишь первый этап распада империи. Есть и прогнозы, что Россия распадется на на несколько отдельных регионов - уже сейчас это страна, в которую входят области, которые сильно отличаются друг от друга.
Граждане СССР считали свою страну центром мира. В конце „холодной войны“ оказалось, что Россия, наоборот, полностью исчерпанная страна, которая во многих областях отстает от своих соперников. Рухнула вера в то, что советский человек - строитель нового, лучшего общества.
Однако мечта о „Великой России“ не теряет привлекательности до сих пор; живет и миф „страны между трех океанов“ (хотя мечта о возрождении Новой Великой России, по мнению некоторых русских ученых, представляет угрозу: „Еще одно потерянное поколение - окончательная утрата лица в глазах мира. У России исчерпан лимит на эксперименты подобного рода“).

Современная Россия никак не хочет отказаться от международного влияния, важного места в глобальной политике, русские политики постоянно утверждают, что Россия должна оставаться в числе держав, которые принимают решения по вопросам организации мирового порядка.

Отношение с соседними государствами

РФ во внешней политике различает страны ближнего зарубежья (соседи и бывшие республики СССР) и страны дальнего зарубежья.
Основной платформой, которая соединяла бывшие республики СССР, была организация СНГ .

СНГ было первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной 8 декабря 1991 г. В международную организацию вошло большинство бывших республик СССР, которые заявили о стремлении поддерживать сотрудничество, особенно в экономической, гуманитарной, культурной областях (как выразился В.В. Путин, СНГ создавалось для „цивилизованного развода“).
Один из главных объединяющих факторов - низкие цены на газ и нефть, поставляемые РФ партнерам по СНГ.
В середине первого десятилетия 21 в. содружество переживает серьезный кризис, превращается скорее в „совражество“. Страны-члены „рвутся“ из-под политического влияния Москвы, демонстрируя стремление на Запад („оранжевая революция“ на Украине, „революция роз“ в Грузии, „революция тюльпанов“ в Киргизии, Молдавия).
РФ в ответ переходит на рыночные цены на газ.

Конфликты со странами ближнего зарубежья

В 2005 – 2006 гг. обострились отношения между РФ и некоторыми соседними странами, что принято считать провалом российской дипломатии: газовый кризис на Украине, конфликт с Грузией, вызванный задержанием грузинскими спецслужбами российских военнослужащих по подозрению в шпионской деятельности, что привело к ответным резким санкциям со стороны России.

Присоединение Крыма 2014 г.

Присоединение Крыма объясняется российсскими властями как включение в состав Российской Федерации большей части территории Крымского полуострова (передан Украине в 1956 г.) на основании не принятия преобладающим русским населением Крыма «силовую» смену украинской власти. Акция проходила в присутсвии «групп вооруженных людей», только позже признанных солдат Вооруженных Сил Российской Федерации.

16 марта был проведён референдум о статусе Крыма , на основании результатов которого была в одностороннем порядке провозглашена независимая Республика Крым, подписавшая с Россией договор о вхождении в состав РФ. Дейстия России в Крыму не принимют также крымские татары , коренное население Крыма.

Геополитическая ситуация вызвала крах резкое крымских компаний и бюджета, снижение уровня жизни населения, прекращение доставок Электической Энергии с украинской стороны и пр.






Российско-украинский вооруженный конфликт с 2014 г.

Смена власти на Украине, произошедшая после восстания «Евромайдан» в январе - феврале 2014 года, вызвала на Юго-Востоке Украины акции протеста поддерживаемые Россией. В апреле 2014 г. начались боевие действия между вооружёнными силами Украины и военными группами самопровозглашённыx Донецкой и Луганской республик и "добровольческими" военизированными формированиями.


Российскую Федерацию западные государства обвинили во вмешательстве в конфликт (использование регулярных войск в боевых действиях на стороне повстанцев, поставка оружия, финансовая поддержка). Российское руководство последовательно отвергло обвинения в участии в боевых действиях, так и в поставках оружия, заявляя, что Россия не является стороной противостояния. Однако 1 марта 2014 г. Президент России Владимир Путин внес в Совет Федерации обращение «об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Украины». Из Украины возвращаются раненные и мертвые русские солдаты.


Конфликт представляет собойнебывалую гуманитарную катастрофу . Погибли тысячи русских и украинцев, мирных жителей, добровольцев, военнослужащих. 2,3 миллиона беженцев покинули областъ. Самое трагическое событие - смерть пассажиров боинга рейса MH17, сбитого в июле 2014 над зоной конфликта. На месте полное отсутствие законности и порядка, насилие, уничтожена инфраструктура.

Идет информационная война , работает пропаганда из обеих сторон. Tролли публикуют оценки или заблуждающую информацию в социальных сетях.

Конфликт вызвал широкий международный резонанс и был введен значительный спектр дипломатических инструментов (осуждающие резолюции, санкции, запрет на въезд некоторый российских деятелей в Евросоюз и наоборот). Европейские политики неоднакратно старались принять меры на прекращение огня («Минские соглашения» - второе произошло в Минске в феврале 2015 г.

Последсвием войны является, несоменно, ухудшение международного геополитического положения Российской Федерации. Конфликт принес раскол не только государств, но и семей, личных и профессиональных контактов, дорожных связей.






Претензии Запада к РФ

Запад (Евросоюз и США) упрекают РФ в основном по следующим пунктам:

  • попытка аннулировать право бывших республик СССР на демократизацию и освобождение от геополитического влияния РФ
  • война в Чечне
  • поддержка прорусских сепаратистских регионов в бывших республиках СССР (Южной Осетии и Абхазии в Грузии, Приднестровья в Молдавии), вмешательство России во внутригрузинские конфликты
  • принятие некоторых недемократических мер в стране (ограничение свободной деятельности неправительственных организаций, церквей, СМИ)
  • использование поставок нефти и газа в виде орудия вымогательства, обеспечивающего России политическое влияние в мире
  • сотрудничество с Ираном в сфере распространения оружия массового поражения
  • поддержка тоталитарного режима в Белоруси

Отношение Запада к РФ иногда фиксирует психологию осажденной страны, миф о том, что Россия остается одна в целом мире, „голая среди волков“.

Россия и Евросоюз

РФ и Евросоюз не могут договориться друг с другом об основах взаимных отношений. ЕС неспособен установить совместные приоритеты всех стран-членов Евросоюза в отношении к РФ.

EU je aktér zvyklý na kompromisně vyjednaná řešení multikulturálního rázu. Rusko je klasický moderní stát, pro nějž jsou zásadními hodnotami suverenita a prosazování úzce vymezených národních zájmů.
Podceňování Ruska Unií a Unie Ruskem. Rusko se mezi obchodními partnery EU pohybuje až kolem 5. místa. Rusko, cenící si své vojenské moci jako posledního atributu supervelmocenského postavení, považuje EU za vojenského trpaslíka.

Petr Kratochvíl: Česká republika a Rusko: jak dál po rozšíření EU?

Претензии России к ЕС касаются:

  • недооценки России как равноправного партнера
  • неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью
  • ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии
  • попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве

Членство РФ в международных организациях

РФ является членом:

  • ООН (Организация Объединенных Наций)
  • ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе)
  • Совета Европы
  • СНГ (Содружество Независимых Государств)
  • СГБМ (Совет государств Балтийского моря) – экономическая организация
  • ЧЭС (Черноморское экономическое сотрудничество) – экономическая организация

РФ не является членом:

  • НАТО (РФ подписала договор о военно-экономическом сотрудничестве и вопросах безопасности с НАТО.)
  • ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти; РФ сотрудничает с ОПЕК.)
  • WTO (РФ хочет вступить в WTO.)
  • G 8 („Большая восьмерка“) - клуб промышленно развитых стран мира - Россия была ислючена в 2014 г. в последствии забора Крыма и российско-украинского кризиса

Экономика России

Современная Россия - развитая индустриально-аграрная страна.
В рейтинге ООН по уровню жизни РФ несколько лет подряд оказывается на 65-75-м местах и возглавляет список группы стран со „средним уровнем жизни“.

Бедные в России

25% россиян признаны нищими.
Бедные люди в России - это чаще всего трудоспособные жители сел и маленьких городов. Очень высока доля проживающих ниже официальной черты бедности среди работников образования, культуры и здравоохранения.

Развитие экономики на протяжении 20 в.

Еще в начале 20 в. Россия была почти полностью аграрной страной. Потом она стала страной предприятий-гигантов. Экономика России в течение 20 в. была подвержена многим экспериментам - от пятилеток и индустриализации при Сталине до перестройки при Горбачеве и резкого перехода на принципы рыночной экономики при Ельцине.

Реформы 90 гг. 20 в.

В ходе реформ, начатых в 90 гг., была заложена рыночная экономика, и народное хозяйство России стало многообразным, т.е. допускающим разные формы собственности, организации и управления. Реформы второй половины 90 гг. – это, в основном, введение свободного курса рубля к американскому доллару, либерализация цен, приватизация.
1.1.1998 г. произошла деноминация денег – 1000 рублей превратилась в один рубль. Осенью того же года пришла новая волна экономического кризиса.

Экономика регионов

Главная экономическая полоса РФ соответствует главной полосе расселения. Она отличается, во-первых, широтной зональностью (на севере добывают сырьё, но очень мало) и, во-вторых, европейско-азиатской асимметрией (в Европе сосредоточено 70% экономического потенциала страны).
Уровень жизни населения, объем прожиточного минимума, стоимость продуктов и услуг, а также безработица в каждом регионе отличаются.

Экономическая ситуация РФ в 21 веке

Структура экономики

В структуре экономики России преобладает тяжелая промышленность, особенно металлургия, химия, машиностроение и энергетика. Россия чрезвычайно богата лесными ресурсами.
В России построено 10 АЭС.
Основные сельскохозяйственные культуры: зерновые, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, лен. Мясомолочное и мясошерстное животноводство занимает свыше 60 % в валовой продукции сельского хозяйства.

Три уровня технологического превосходства

Отрасли, в которых Россия имеет значительные достижения:

    космическая программа

Технологическое направления, в котором Россия имеет разработки мирового уровня:

    металлические (легкие, суперлегкие сплавы на основе алюминия, магния и титановые сплавы) и неметаллические материалы (резиновые, пластические массы)

    сварка упрочняющие технологии

    химические технологии

    композиционная керамика

Экспорт

50% всех поступающих в страну валютных ресурсов обеспечивает экспорт нефти и газа.

Крупнейшие газодобывающие компании : Газпром (крупнейшая корпорация в России, мировой лидер в данной отрасли; государству принадлежит 50 % плюс 1 акция Газпрома), Лукойл, Сибнефть.

Импорт

В России большая степень зависимости от поставок зерна, сахара, чая, кофе, мяса, масла, медикаментов и товаров широкого потребления. Импортируются машины и оборудование. Основными торговыми партнёрами России в 2005 г. среди стран дальнего зарубежья были Германия, Нидерланды, Италия.

Реформы В.В.Путина - первые годы правления

В. В. Путин боролся с явлениями теневой экономики и старается модернизировать страну. Он упростил оплату налогов, ввел свободную куплю и продажу земли, сократил число министерств и чиновников. Крупнейшие предприятия (Газпром) находятся в руках государства. Экономика по всем показателям росла (например, за первые четыре года правления Путина в 30 раз возросло число владельцев мобильных телефонов), по всей России возникают новые заводы с заграничным капиталовложением. РФ хотелась добиться принятия в WTO. Экономический уровень жизни народа несоменно поднялся.

Мировой экономический кризис 2008 г. в России

Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию.

Проявления кризиса:

  • обвал на фондовом рынке России
  • девальвация рубля
  • снижение промышленного производства ВВП, доходов населения
  • рост безработицы.

Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %. В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса.


Кризис 2015 г.

Причины кризиса:

  • падение цен на нефть
  • экономические санкции в отношении России (вызваны геополитической обстановкой, конликт Россия - Украина)
  • присоедиение Крыма

Последствия кризиса

Рубль резко потерял свою ценность., подешевел более чем на 60%. Хотя власти утверждают, что санкции прошли бесследно, население может на рубли купить гораздо меньше продуктов питания. Произошел массовый оттоку капитала из России.

Сравнение:

Экономические показатели 2007 г.

  • ВВП на душу населения: 9075 $
  • Рост ВВП: 8,1 % (по сравнению с предыдущим годом)
  • Официальная инфляция: 11,9 %
  • Безработица: 6,6 %

Экономические показатели 2015 г.

  • ВВП на душу населения: 25636 $
  • Рост ВВП: - 4,1% (по сравнению с предыдущим годом)
  • Официальная инфляция: 15,7 %
  • Безработица: 5,5 %

Достижения России

В России существует огромная и традиционная научно-техническая база. В настоящее время расходы на науку сокращаются - академики получают зарплату намного ниже „рядового клерка в компании с иностранным участием“.

Всемирно известные русские ученые

Д. И. Менделеев (1834-1907)

Менделеев - всемирноизвестный химик создатель периодической таблицы химических элементов.

К. Э. Циолковский (1857-1935)

Циолковский считается основоположником современной космонавтики. В своих теоретических трудах заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя.

Лауреаты Нобелевской премии

Лауреаты Нобелевской премии по медицине и физиологии

И. П. Павлов (1849-1936)

Павлов получил премию за работы в области пищеварения - условные рефлексы.

И. И. Мечников (1845-1916)

Мечников был одним из основоположников эволюционной эмбриологии. Нобелевской премии был удостоен за открытие первой клетки иммунной системы.

Лауреаты Нобелевской премии мира

А. Д. Сахаров (в 1975 г.)

Сахаров - академик, один из создателей водородной бомбы, защитник прав и свобод. Он выступил за прекращение ядерных испытаний. Был сослан в ссылку, откуда его освободил и пригласил обратно в Москву Горбачев.

М. С. Горбачев (в 1990 г.)

Первый и последний президент СССР, с которым связана ликвидация ракет, конец "холодной войны".

По химии у русских - 2 Нобелевские премии, по физике - 4 (изобретение лазера), по экономике - 3, по литературе - 5.

Спорт

Русские спортсмены, как правило, достигают успехов в таких дисциплинах, как фигурное катание, хоккей, гимнастика, шахматы (чемпионы мира Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Владимир Крамник). В РФ существует продуманная система подготовки спортсменов уже с раннего возраста.

Летние Олимписйкие игры в Москве 1980

Олимпиада проходила в период разделения мира на социалистический Восток и капиталистический Запад. Игры бойкотировали 64 страны, включая США, Канаду, Японию, Москва стала витриной социалистических успехов, в рамках игр был создан условно идеальный, но искуственный мир.

Зимние Олимписйкие игры в Сочи 2014

XXII зимние Олимпийские игры, международное спортивное мероприятие, проходившее с 7 по 23 февраля 2014 года в российском городе Сочи. Талисманы: белый Мишка, леопард, зайка. Олимпийский флаг на стадион вынесла теннисистка Мария Шарапова. После этого факел пронесли еще несколько именитых российских спортсменов, а зажгли огонь на арене Ирина Роднина и Владислав Третьяк.






Реферат на тему

Россия – Великая держава?

Сущность Великой державы

Великая держава держится на трёх "китах" – на сплочённой нации, на родной вере, на родном языке. Уберите одно из этих составляющих и вскоре вы увидите смерть даже очень сильного государства. (Сергей Фетисов)

В энциклопедическом словаре Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. термин великая держава отражен следующим образом: "Великие державы, термин, принятый для обозначения наиболее мощных государств, играющих ведущую роль на международной арене".

Великая держава - это страна, оказывающая огромное влияние на региональную или мировую системы. Ее статус не может определяться только лишь такими экономическими показателями, как валовый внутренний продукт, паритет покупательной способности или ВВП на душу населения. Даже когда страна страдает от нищеты или изоляции, ее природная мощь, обусловленная ее территорией, населением и культурой, все равно выделяет энергию во внешний мир.

Принимая во внимание природу политики великих держав, представляется целесообразным обозначить ряд принципов. Во-первых, эти державы заслуживают уважительного к ним отношения, поскольку их нельзя игнорировать - каждый их шаг влияет на международный порядок. Во-вторых, в отношениях с ними не стоит переходить границы: не нужно пытаться разрушить внутренний порядок этих стран, надеяться, что они распадутся, а также не нужно пытаться загнать их в угол, поскольку это неизбежно приведет к хаосу или насилию, а также страданию всех вовлеченных сторон. И, наконец, их нужно призывать соблюдать свои обязательства на международной арене - в мировой деревне, где взаимосвязи усиливаются с каждым днем, на великих державах лежит еще больше ответственности.

Великими державами со времени Венского конгресса стали называться пять европейских государств: Австрия (позднее Австро-Венгрия), Великобритания, Пруссия (позднее Германия), Россия и Франция. Эти страны преимущественно путём взаимных соглашений руководили политической жизнью Европы.

С 1870 в число великих держав вошла Италия. К внеевропейским великим державам в конце XIX - начале XX века стали причислять Соединённые Штаты Америки и Японию.

После Второй мировой войны великими державами стали считаться постоянные члены Совета Безопасности ООН: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Эти же державы приобрели дополнительное влияние благодаря обладанию ядерным оружием. Уставом ООН на великие державы возлагается главная ответственность за поддержание мира и всеобщей безопасности. В наши дни активно обсуждается необходимость реформы Совета Безопасности ООН. Германия, Япония, Индия, Бразилия и ЮАР рассматриваются, как наиболее вероятные кандидаты в число постоянных членов расширенного состава Совета Безопасности.

Становление Российской державы

Сегодня во всех странах мира знают такое государство как Россия. Для большинства европейцев Россия до недавнего времени ассоциировалась с медведем Машкой, русской водкой и ушанкой. Сегодня Россию знают как поднимающуюся державу, сильную и уверенную, со своим лидером. Поэтому сегодня Россия ассоциируется с Путиным, который четко во всем мире определил приоритеты Российского государства. После выборов нового президента, по моему мнению, навряд ли имя Путина будет быстро забыто, а новоизбранному лидеру будет очень тяжело добиться того же успеха, как предыдущему.

Ситуацию, в которой оказалась Россия в начале XXI века, экономисты, политологи и прочие специалисты, имеющие отношение к формированию общественного мнения, чаще всего характеризуют как время крайностей, полярных мнений, смертельных приговоров, спасительных рецептов.

Целые поколения футуристов от политики и экономики, возглавляющие центры, институты, фонды, достаточно обеспеченные для того, чтобы издавать регулярно выходящие газеты и полноцветные аналитические журналы, бросились искать "русский путь".

Одни предлагают согласиться с итогами холодной войны, похоронить то, что нас связывает с великим прошлым, принять к исполнению модель западного уклада жизни и, наконец, проследовать в третий мир, признав свою капитуляцию.

Другие ищут спасения в выборе нового "стратегического партнера" - того "друга", который бросится спасать и поднимать с колен "униженную и растоптанную страну". В качестве такого партнера ежегодно выбирается кто-то новый, поднимается на щит и выставляется на потеху мировой общественности.

Третьи искренне считают, что лишь осознание себя "великой евразийской державой" способно решить те проблемы, которые стоят перед страной.

Четвертые предлагают изолироваться от окружающего мира, развиваться на основе идеи самодостаточности, развивая тезис о холодном климате и ущербности нашей территории.

Перечисленные позиции, как ни странно, очень схожи между собой: они не имеют отношения к реальности.

Жизнь – композиция настолько сложная и многомерная, что нельзя ее описать только графиками, теоретически просчитанными таблицами и процентами опросов…

У России есть враги.

Они называют ее "империей зла", "черной дырой", "страной без прошлого и будущего", "вечным неудачником". Полезно знакомиться со своей страной по иностранным выпускам новостей и публикациям в зарубежной прессе…

Нельзя сказать, чтобы на протяжении истории о России никто не заботился. Написана и воплощена в жизнь масса сценариев, доктрин, планов. Одно перечисление чего стоит: "доктрина Монро", "план Барбаросса", "план Даллеса", "концепция Киссинджера-Бжезинского"… Говоря открыто о ненависти к России в то же время укрепляют политические позиции государства. Когда говорят о нелюбви к государству, говорят о боязни к этому государству.

О России, как о Великой державе стали говорить не просто, и сразу. Стали говорить еще со времен Петра Великого, прорубившего "окно в Европу" и перенявшего элементы культуры, просвещения и военного искусства у стран Европы. В последствии появится целое течения захватившее большинство просвещенных умов рассуждающих о необходимости данных перемен и заимствования культуры у других стран. Но следует признать, что у России появился свой флот, своя твердая внешняя политика и статус мировой державы. Его последователи в лице Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III в той или иной степени стремились подержать этот статус реформами, внешней политикой и стремлением поддержания мира. Наверно не все так радужно и успешно было у каждого из правителей.

При правлении Николая II мы, опять же, не можем говорить о полном упадке государственности России, и потере статуса Великой державы. В это период активно развивается производство, образования, науки. Причем, по существу говоря, в больших темпах нежели первые 20 лет после революции!

Образование СССР. Сегодня все больше об СССР говорят как о негативном факторе по отношению к России. Мол, "железный занавес", люди не знали, что такое Европа.

А действительно ли это было так плохо? Или же это политические уловки?

Не нам, молодежи, судить о том времени и о тех политических мерах, но нам делать выводы и принимать ко вниманию, что бы не повторять ошибок прошлого.

Но именно во времена СССР Россия стала Великой космической державой, мощной военной державой, с высоким научным и образовательным уровнем, самобытной сформированной культурой.

Развал СССР. Перестройка.

У каждого исторического момента есть свои положительные и отрицательные качества. У перестройки слишком много отрицательных и негативных качеств, которые отразились на развитии России, ее самобытности, ее культуры, ее развитии, отношению других стран к некогда Великому государству.

Непродуманность, неспланированность действий многие годы не давало возможности выйти достойно на международную арену. Тогда было провозглашено, что Россия освободилась от оков компартии и теперь уж точно Велика держава, коей и должно ей быть. Но, как я понимаю, Великая держава - это:

высокие культурные ценности общества;

высокий уровень образования;

поддержка спорта и высокие спортивные достижения;

грамотная социальная политика.

Именно в это период времени не было отмечено ни один из признаков. Россию поглотили алчные политики, чиновничество, бюрократия, воровство в конце концов. И наличие лидера, который вызывал лишь горькую презрительную усмешку (Б.Н. Ельцин).

Переломным моментом для России стал приход нового энергичного лидера – В.В. Путина. С новыми установками и взглядами на устройство государства, в котором он живет, его родные и близкие люди. С пониманием того, что России требуются кардинальные перемены, но которые нельзя осуществить в одночасье.

А сегодня этим лидером по праву считается Медведев Д.А., но темнее команда Путина не была распущена и не отказалась от своей цели.

Что же такое, по мнению россиян, великая держава?

Главных признака три:

высокий уровень жизни граждан – 43%;

развитая экономика – 40.3%;

Таблица 1

Мнение респондентов о признаках великой держав (в процентах от общего числа ответивших на вопрос, можно было выбрать несколько вариантов ответа)

В среднем по выборке Алтайский край Республика Башкор-тостан Волго-градская область Вологодская область Калинин-градская область Калужская область Приморский край
Численность населения 13.5 10.6 10.5 15.8 6.1 27.5 9.7 14.0
Размер территории 19.5 17.5 12.8 18.9 11.2 23.1 27.4 25.8
Мощная армия 38.8 39.7 28.2 42.1 34.6 45.8 35.5 45.3
Развитая экономика 40.3 43.3 48.2 41.8 37.4 32.4 39.5 39.8
Высокий уровень жизни граждан 43.2 43.8 41.0 47.4 54.2 36.5 30.5 48.3
Богатые природные ресурсы 22.2 23.3 22.8 19.9 19.3 15.7 26.6 27.5
Сильная централизованная власть 13.8 12.2 14.6 14.3 22.1 14.7 7.6 11.3
Широкие демократические права и свободы 10.9 12.9 7.9 12.8 12.2 12.6 7.4 10.5
Славное героическое прошлое 15.3 18.0 16.9 14.5 13.0 14.9 18.2 11.5
Культурные традиции, передовая наука 17.3 24.3 17.9 15.3 23.2 12.9 12.9 14.8
Уважение со стороны других государств 22.7 26.3 22.8 21.4 20.6 21.6 21.8 24.0
Ответили на вопрос, чел. 2740 395 390 392 393 389 380 400

Причем в оценке главенства этих признаков солидарны жители всех регионов. Отметим, что лишь калининградцы поставили на первое место мощь армии (46%). Во всех других регионах первое место отводится либо высокому уровню жизни граждан (Вологодская область – 54%, Приморский край – 48%, Волгоградская область 47%, Алтайский край – 44%), либо развитой экономике (Башкортостан – 48%, Калужская область – 39.5%).


Top